автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Православные традиции российского предпринимательства и развитие культуры в конце XIX - начале XX вв.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Реснянскин, Дмитрий Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Православные традиции российского предпринимательства и развитие культуры в конце XIX - начале XX вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Православные традиции российского предпринимательства и развитие культуры в конце XIX - начале XX вв."

и;-!л 12т На правах рукописи

Реснянский Дмитрий Сергеевич

ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РАЗВИТИЕ КУЛЬ ТУРЫ В КОНЦЕ XIX - НА ЧАЛЕ XX ВВ.

Специальность 07.00.02 - отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

На правах рукописи

Ресияпский Дмитрий Сергеевич

ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В КОНЦЕ XIX - НА ЧАЛЕ XX ВВ.

Специальность 07.00.02 — отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Работа выполнена на кафедре истории и культуры Государственно академии сферы быта и услуг.

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор исторических наук, профессор Михеенков Виталий Петрович

доктор исторических наук, профессор Касаров Георгий Георгиевич

кандидат исторических наук, доцент Прохоров Владимир Львович

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА

Защита состоится 29 апреля 1998 года в 14 часов 30 мин. на заседани диссертационного совета Д. 053.40.01. Государственной академии сфер] быта и услуг по адресу: г. Москва, Армянский переулок, д. 7.

С диссертацией можно ознакомиться на кафедре истории и культур) Государственной академии сферы быта и услуг.

Автореферат разослан 1998 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор исторических наук, профессор / Киселева Д. /

Общая характеристика работы

Актуальность и обоснование темы исследования. Поиски путей издания своей национальной экономической модели актуализируют юмысление особенностей своего культурно-исторического существования.

Вебер, В. Зомбарт, С. Булгаков, Н. Бердяев, А. Рих, Г. Мюрдаль выявили (уховную сторону промышленного развития, подчеркивая, что любой технологический процесс, где бы и как бы он не развивался, неразрывно связан с совершенствованием самого человека, его просвещением и культурной его труда, с той социокультурной средой, которая определяет ;воеобразие экономической модернизации, ускоряя ее темпы или, наоборот, (амедляя их. Сам же этот социокультурный контекст технологических юваций мотивируется в значительной мере религиозно-нравственными )риентирами'. На Западе, как известно, попытка связать религиозно-отческие нормы с экономикой была предпринята со времен появления на юторической авансцене протестантизма и дала миру современную ¡вропейскую цивилизацию.

Российский опыт конца XIX - начала XX в. свидетельствует о том, что лремление создать национальную экономическую модель было характерно и щя отечественной деловой элиты, но уже на основе иных духовных [ешюстей, иной культуры труда - православной хозяйственной этике.

На рубеже XIX - XX столетий, как и сейчас, в современной России, все многообразные стороны социального бытия - от семьи и школы до трофессиональной деятельности и структур повседневной жизни 1ретерпевали изменения. В условиях чрезвычайно сложных и тротиворечивых социальных контрастов были достигнуты высокие темпы тромышленного производства, расцвет культуры и искусства. Каковы тричины этого? Что представляла собой российская деловая элита, каков был ;е духовный облик, как он формировался, каковы были ценностные

1 См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - В кн.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994; Булгакове. Эчерки по истории экономических учений. М., 1993; Рих А. Хозяйственная этика. VI, 1996; и др.

ориентиры, структура исторического сознания, отношение к религии культуре, искусству? Каков вклад российских предпринимателей в созданш социокультурной инфраструктуры общества? Было ли это только сфере« проложения капитала или важной мотивацией была духовная сторона -служение общественным интересам через доброделание благотворительность, меценатство? Исследование этих вопросов имеет \ научный интерес и общественную значимость.

Степень разработанности темы. Интерес к деятельности российски; предпринимателей, их духовному облику, вкладу в развитие культуры I искусства привлекал внимание историков еще в начале нынешнего века Однако эти книги, брошюры, статьи не являлись в строгом смысле слов; научными. Главным образом они носили публицистический характер2. Тем Н( менее в это время были и попытки серьезного анализа деятельно си российского купечества на поприще благотворительности3.

Советские историки в силу своих идеологических взглядов мало уделял! внимания данной проблематике. В историографии в целом сложилс: негативный образ российских предпринимателей. Однако и в этот перио; ценный вклад российского купечества в развитие культуры и искусства бы: отмечен рядом монографий, популярных очерков, статей4. В 90-е годы в связ!

2 Амфитеатров А. В. Московский городской голова Алексеев. СПб., 1901 Трутовский В. К. Меценат П. И. Щукин в Москве. М., 1902; Памяти Константин Васильевича Рукавишникова. // Известия Московской городской думы. 1906. № 1 Егорьевский городской голова Никифор Михайлович Бардыгин. 1872-1901 М., 1909; и др.

3 См.: Максимов Е. Д. Особые благотворительные ведомства и учреждения. СПб 1903; Гогель С. Объединение и взаимодействие частной и общественно, благотворительности. СПб., 1908; и др.

4 См.: Русская художественная культура конца XIX - нач. XX вв. В 4-х томах. М 1968; Адмиральский А., Белов С. Рыцарь книги. Очерки жизни и деятельност Сойкина П. П. Л., 1970; Копитцер М. И. Савва Мамонтов. М., 1972; История город Горького. Сборник статей. Горький, 1972; Гавлин М. Л. Социальный соста крупной московской буржуазии во второй половине XIX в. М., 197: Лаверычев В. Я. Крупная буржуазия в пореформенной России. 1861-1900. М., 1974 Овсянникова С. А. Частное коллекционирование в России в пореформенную эпох} 1861-1917 гг. // Очерки истории музейного дела в России. М., 1960; Белов С. I

; перестроечным процессом, реформаторством и появлением в стране федпринимательскош слоя, резко возрастает интерес к истории русской ¡уржуазии, предпринимаются попытки по новому переосмыслить опыт фошлого. Появилось большое количество различного рода литературы, (вторы которой стремятся с иных позиций, с позиций рыночных отношений, »светить деятельность российских купцов конца XIX - нач. XX в., оценить их ¡клад в культуру и искусство. По своему научному потенциалу данные тубликации представляют собой пеструю картину. Одни из них носят юверхностный характер, написаны на потребу дня, другие отличаются ;ерьезностыо исследования, интересны и содержательны5. Прежде всего

книгоиздатели Сабашниковы. М., 1974; Белов С. В., Толстяков А. П. Русские пдатели конца XIX - начала XX вв. Л., 1976; История Москвы. М., 1980; Брук В. Я. Лз серии художественного собирательства в Петербурге и Москве в XIX в. Л., 1981; Государственная Третьяковская галерея. Очерки истории. 1856-1917 гг. Л., 1981; Цишерштейн Е. А. И. Д. Сытин. М., 1983; Соловьев А. М. Прибыли крупной промышленной буржуазии в акционерных обществах России в конце XIX - начале XX в. - история СССР, 1983. № 3; Его же. Фабрикант читателей А. Ф. Маркс. М., 1985; Генеалогия московского купечества XVIII в. Из истории формирования русской буржуазии. М., 1988 и др.

5 Бысько А. Москва купеческая // Россия молодая, 1991. № 10; Клещук С. Купцы российской столицы. Нач. XX в. СПб., 1992; Ковалев В. Солодовниковы -Простяковы // Былое. 1992. № 9; Кузьмичев А., Петров Р. Русские миллионеры: семейные хроники. М., 1993; Мартынов С. Предприниматели, благотворители, меценаты. М., 1993; Кузьмичев А., Шапкин И. Н. Отечественное предпринимательство. М., 1995; Ульянова Г. Н. Специальная периодика по благотворительности в России (1870-1907). В кн.? Вопросы историографии и источниковедения дооктябрьского периода. М., 1992; Ее же. Новейшая американская историография российской благотворительности / обзор //Отечественная история. 1995. № 1; Арензон Е. Р. Савва Мамонтов. М., 1995; Шапкин И. Н. Реснянский С. И. Деловой мир России. Из истории формирования русской буржуазии. Из истории купеческих родов. 1000 лет русского предпринимательства. М., 1995; О. А. Платонов. Русская цивилизация. М., 1995 и др.

б

следует отметить книги Боханова А. Н.6 и Думовой Н. Г.7 В монографиях А. Н. Боханова собран богатый фактологический материал по истории российской буржуазии, в том числе и по благотворительности, сделана существенная попытка анализа социального портрета российского буржуа на рубеже Х1Х-ХХ вв. Однако в них лишь затронута проблема генезиса менталитета российского предпринимателя, духовных мотиваций его общественного поведения, духовных истоков широкого доброделания и меценатства.

В работе Н. Г. Думовой много интересных фактов из жизни московской купеческой элиты по собиранию ими богатых коллекций искусства, отмечен их высокий профессионализм в приобретении ценных картин, старинной утвари, икон, свидетельствовавшие об их интеллекте и тонком понимании искусства. Однако книга Н. Г. Думовой носит очерковый характер, принадлежит к разряду научно-популярной литературы. В целом содержание этих публикаций позволило выявить актуальные историографические вопросы, заострить внимание исследователей на слабо разработанных проблемах и дискуссионных вопросах.

Наряду с литературой общего характера, выходили публикации, где затрагивались вопросы православной хозяйственной этики8. Так, Т. Б. Коваль в своих работах дает сравнительный анализ православной, католической, протестантской хозяйственной этики, формирования культуры труда в этих религиозно-нравственных нишах. Однако, автор не конкретизирует свое исследование применительно к российской деловой элите. Ее рассуждения носят в этой связи абстрактный характер.

А. Соболевская в своей статье пытается дать анализ такому сложном} духовному явлению как старообрядчество и на этом фоне проследить истоки

6 См.: Боханов А. Н. Коллекционеры и меценаты. М., 1989; его же. Крупная буржуазия в России. Конец XIX в. М., 1992.

7 См.: Думова Н. Г. Московские меценаты. М., 1992.

8 Писемский В. А., Калашков Ю. П. Православие и духовный тип русского предпринимателя. В кн.: Экономическая мысль и народное хозяйство России. Вып 1-2. М., 1993; Коваль Т. Б. Тяжкое благо. Христианская этика труда. М., 1994 Соболевская А. Духовные истоки российского предпринимательства // Вопрось экономики. 1993. № 8.

; динамику социального поведения российских предпринимателей, начительная часть которых принадлежала к старой вере. Однако, вряд ли южно согласиться с мнением автора о сближении старообрядчества с >азличными религиозными сектами иных конфессий на поприще бизнеса и сеченности их общественно-политического статуса.

Вряд ли с этим согласились бы и авторы, которые специально анимаются данной проблематикой9. Из литературы этого направления ледует выделить монографию И. В. Поздеевой и публикации В. В. Керова. Эти исследователи пытаются показать и осмыслить роль предпринимателей — тарообрядцев в ускорении промышленного развития страны, 1ро анализировать их численность, социальный состав, роль их религиозных 1ентров. Однако эти историки пытаются абсолютизировать место ¡тарообрядцев в общем составе российских предпринимателей. Диссертант 1е может согласиться с таким мнением, ибо круг российской деловой элиты, сонсолидирующихся на православных ценностях, гораздо шире, чем соличественный состав старообрядческой купеческой общины.

Среди опубликованной литературы необходимо отметить ряд зегиональных публикаций. Они имеют различный характер: одни работы сличаются серьезной научной аргументацией, другие — из серии журнальных ;татей в популярных изданиях. Тем не менее, они представляют зпределенный интерес, ибо в них приводится масса фактического материала,

' См.: История русского раскола, известного под именем старообрядчества. СПб., 1903; Мшювидов В. Ф. Современное старообрядчество. М., 1979; Рындзюнский П. Г. Городское гражданство в дореволюционной России. М, 1958; Он же. Старообрядческая организация в условиях развития промышленного капитализма // Вопросы истории религии и атеизма. М, 1950; Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. М., 1995; Рябущинский В. Г1 Старообрядчество и русское религиозное чувство. М., 1994; Поздеева И. В. Москва старообрядческая. М., 1995; (•Серов В. В. Династии старообрядцев - предпринимателей: Гучковы. - В сб. статей «Старообрядчество: история. Традиции. Современность. Вып. 2. М., 1995; Его же. Рябушинские: династии старообрядцев - предпринимателей. В сб. статей «Старообрядчество: История. Традиции. Современность. Вып. 3. М., 1995; Старообрядчество: история, культура, современность. Тезисы научной конференции. М., 1997. Мир старообрядчества. Сб. статей. М., 1998.

раскрывающего в той или иной мере различные черты духовного облик российских предпринимателей10.

К числу важных и авторитетных исследований по данной теме следует отнести публикации историков института Российской истории РАН. Эта работы являются чутким регистратором степени освоенности изучаемо* проблематики, а также намечают ориентиры дальнейшего исследования" Особо необходимо отметить статью А. В. Семеновой, поскященнук национально-православным традициям в менталитете российской предпринимательства. Автор прослеживает генезис этого явления, отмечаем противоречивый характер сознания представителей этого социального слоя12. За последнее время вышел в свет ряд книг, в которых так или иначе затрагиваются вопросы, связанные с исследоваемой диссертантом темой. Эта

10 См.: Анохина И. Высокий дар. Об основателе Астраханской картинной галере! П. М. Догадине // Волга. 1982. № 2; Сталева Т. Сибирский просветитель Пет[ Макушин. Томск, 1990; Старцев А. В. Меценаты: штрихи к социальному портрет; алтайского купечества. Алтайский сборник. Вып. 14. 1991; Благородство I щедрость «темного царства»: из истории рыбинского купечества. Рыбинск, 1991 Есшюв С. А., Фомина Л. Б. Тамбовские меценаты - благотворители. Очерю культуры тамбовского края. Тамбов, 1993; Нар С. М. Благотворительност) купечества в книжном деле // Культура на Дальнем Востоке в Х1Х-ХХ вв Хабаровск, 1993; Бусленко Н. И. Ростовское купечество. Ростов н/Д, 1994 БанкинаЛ., Додонова Л. Аристократы капитала: очерки истории российской предпринимательства и благотворительности. Х-ХХ вв. Тюмень, 1994; Мешалкш П. Н. Меценатство и благотворительность сибирских купцов - предпринимателей 2-я половина XIX - нач. XX вв. Красноярск, 1995; Предприниматели на Урале Сборник статей. Екатеринбург, 1995% Семенов В. Н. Саратов купеческий. Саратов 1995; Коллекционеры и меценаты Петербурга. Сборник изд. Эрмитажем. СПБ. 1995; Знаточество, коллекционирование, меценатство. Сборник статей. СПб., 1995.

11 См.: Российское купечество от средних веков к новому времени. Тезисы докладо) научной конференции в Москве 2-4 ноября 1993 г.; Менталитет и культур! предпринимателей России. ХУИ-ХГХ вв. Сб статей. М., 1996; Купечество в России XV - середина XIX века. Сб. статей. М., 1997.

12 Семенова А. В. ¿Ьционально-православные традиции в менталитете купечества) период становления российского предпринимательства. В кн.: Купечество в России XV- середина XIX века. М, 1997.

убликации расширяют базу данных о состоянии российского общества на убеже Х1Х-ХХ веков, в том числе выделяют особую общественную начимость практической деятельности российской деловой элиты в деле [ромышленного прогресса страны13.

По истории российского предпринимательства конца XIX - начале СХ вв., защищен ряд кандидатских диссертаций. Следует отметить (иссертащпо Г. Н. Ульяновой. В ней прослежена благотворительная (еятелыгость московских предпринимателей, мотивация их общественного говедения. К несомненным достоинствам данного исследования относится гриложение к диссертации, где даются списки московских доброхотов, фиводятся суммы их пожертвований. Однако, автор, хотя и касается в одном 13 параграфов диссертации религиозно-нравственных истоков 5лаготворителыюсти, тем не менее предпочтение отдает иным стимулам: ;оциальному престижу, сословной корпоративности и т. д.

Кроме того, никак нельзя согласиться с автором, что приоритет в тостановке проблемы изучения российской благотворительности гри надлежит американским исследователям14, Пионерами в этом деле были тсторики дооктябрьского периода, которые своими публикациями, носящими тодчас популярный характер, тем не менее привлекли внимание российской общественности к данной проблематике. Из зарубежных историков, тесавших по данной теме, диссертантом проанализированы работы Р. Пайпса, Майкла Т. Маккибена, а также публикации на английском языке15.

13 См.: Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX кека. М., 1997; Галаган А. А. От купца до банкира. М., 1997.

14 См.: Ульянова Г. Н. Благотворительность московских предпринимателей. 18841914 гг. М., 1995; Захаров В. В. Купечество Курской 1убернии в конце XIX-XX вв. Курск, 1996.

15 См.: Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993; Майкл Т. Маккабен. Новая советская экономика. Как она будет выглядеть? Новый взгляд на динамический баланс между «стяжателями» и «нестяжателями» (историческая перспектива). В кн.: Организация труда и трудовая этика. Древность. Средние века. Современность. М., 1993; Owen Т. С. Capitalism and política in Russia. A Social history of the Moscow merchunts, 1855-1915. Cambridge, 1981;Gregory P. R. Russian National Income, 18851913. Cambridge, Z. N-Y., 1982; Reasant Economy, Culture and Politics of European

Оценки этих исследователей неоднозначны. Так Р. Пайпс считает, что России вообще не сложился предпринимательский класс, что «Росс* пропустила случай создать буржуазию». Майкл Т. Маккабен, наоборо полагает, что за российскими предпринимателями большое будущее и зал( этому - православная хозяйственная этика, корни которой он находит религиозных спорах «нестяжателей» с «иосифлянами» в средневековой Руси Итак, историография темы позволяет сделать вывод, что, несмотря i возрастающий интерес к истории российского предпринимательства кош XIX - начале XX вв., проблема, связанная с изучением сложного противоречивого менталитета российской деловой элиты, профессиональн» нравственных мотиваций их общественного поведения не была ей предметом специального исследования, хотя отдельные ее аспект рассматривались отечественными и зарубежными авторами.

Таким образом, уровень научной разработанности темы позволж поставить вопрос о необходимости ее дальнейшего изучения.

Исходя из актуальности и практической значимости темы, сво основную цель автор диссертации видит в том, чтобы выявить poj православных традиций в менталыюсти российских предпринимателей кг стимулирующего фактора их общественного проведения и социокультурно деятельности. Раскрытие цели диссертации предусматривает решеш следующих взаимосвязанных задач:

определения влияния конфессионально-нравственных установс на формирование духовного облика российской деловой элиты.

раскрытия благотворительности и меценатства как составнь частей менталитета предпринимателей.

показ вклада российских предпринимателей в формирование i основе религиозно-этических норм индустриально-культурной сред (фабрично-заводские школы, и другие учебные заведения).

освещения просветительской и меценатской деятельное! купечества как проявления национальных духовных традиций.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 90-х годе XIX в. по 1913 гг. Именно в этот период окончательно сформировался

Russia. (1800-1921). Boston, 1986; Ruckman J. A. The Moscow businers élit: A Soci and cultural Portrait of two generations. 1840-1905.

1уховный облик российской деловой элиты. Именно в этот период мциональная ментальность этого предпринимательского слоя существенным образом повлияла на складывание социально-культурной инфраструктуры юссийского общества, что позволило, несмотря на резкие социальные сонтрасты, сделать прорыв в сфере ускорения производственного процесса, в сультуре и искусстве.

Методологической основой исследования явились принципы 1сторизма, объективности, системного и комплексного подхода к изучению 1роблем общественного развития. Изучение темы опиралось на проблемно-сронологический, сравнительно-исторический, статистический и другие летоды исторической науки.

Источниковая база исследования. Диссертация опирается на широкий сруг источников. Из опубликованных источников в диссертации были тспользованы документы и материалы, вышедшие в свет в дооктябрьский гериод16.

Эти материалы содержат массу ценных сведений о многогранной геятельности российских предпринимателей, суммы пожертвований, ¡оциальный состав, дают общее представление о складе их умонастроений. Важным источником по рассматриваемому периоду является статистико-юкументальный справочник «Россия 1913 год», изданный в Санкт-Петербурге Институтом российской истории в 1995 году. В нем собран обширный ;правочный материал в том числе и по рассматриваемой проблематике17. Интересным источником является публикация

6 См.: Сборник сведений о благотворительности в России. СПб., 1899; Сборник :правочных сведений о благотворительности в Москве. М., 1901; Благотворительные учреждения Российской империи в 3-х томах. СПб., 1990; Благотворительная Россия. История государственной и частной благотворительности в России. М., 1901; Московская городская Дума. 1897-1900. М., 1900; Московская купеческая управа. \рхив. Т. 1. М, 1889-1890; История московского купеческого общества. 1863-1913. М., 1913-1914; Отчет саратовского общества вспомоществования нуждающимся штераторам. Саратов, 1893-1903; Капитал сельских бесплатных библиотек в Сибири. Гомск, 1909; Устав фабрично-торговых товариществ братьев Крестовниковых. М.,

1875; Устав Общества лля пособия нуждающимся литераторам и ученым. СПб., 1907 и ф.

7 См.: Россия 1913. Статистико-документальный справочник. СПб., 1995.

П. Паламарчука «Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история вс московских храмов»16. Это своего рода энциклопедический словарь. Зде собраны сведения о вкладах российских предпринимателей храмостроительство. Отсюда видно, что большая часть православных храме построенных в конце XIX - начале XX вв. была построена на пожертвован российских предпринимателей. К исследованию были привлечены и так важные источники, как мемуарная литература, письма российск предпринимателей, беллетристика. Эти материалы позволяют освети внутреннюю духовную сторону российской деловой элиты, ее реакцию социальные и духовные запросы общества, интеллектуальные вкусы это предпринимательского слоя17. Богатый материал содержит периодическ печать18.

Кроме опубликованных источников, в исследовании использова! архивные документы, значительная часть которых впервые вводится научный оборот. В процессе работы над диссертацией автором рассмотрены проанализированы фонды ряда государственных архивов, в том числе:

- РГАЛИ. (Ф. 799. Семейный дневник Мамонтовых. Писыу Хозяйственные материалы. Воспоминания о С. Т. Мамонтове разных лш Ф. 2580. А. А. Бахрушин. Часть этих материалов составила воспоминан Ю. А. Бахрушина, которые были опубликованы в 1994 г. Однако, больш часть документов этого фонда осталась не опубликованной); Ф. 2163. (С. Морозов по рассказам очевидцев и личным воспоминаниям). Эти материаг позволяют уяснить психологический портрет представителей деловой элит раскрывают процесс их религиозного воспитания, дают представление

16 Паламарчук П. Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московск храмов. М., 1994-1997 гг.

17 См.: Чукмалдин Н. М. Записки о моей жизни. М., 1912; Щукин П. И. Воспоминан! М., 1911-1912; Вишняков Н. П. Сведения о купеческом роде Вишняковых. М., 191 Найденов Н. А. Воспоминания о виденном, слышанном и испытанном. М., 19( Зилоти В. П. В доме Третьякова. Воспоминания. Нью-Йорк, 1954; История создан музея в переписке проф. И. Я. Цветаева с архитектором П. И. Клейном и др. 1896-19: М., 1977; и др.

18 См.: Исторический вестник, 1906. № 8; Русский архив, 1910. № 3; Старообрядческ мысль. М., 1913; Наше наследие. 1995. № 5; Отечественная история. 1995. № «Былое». 1992. № 9; «Былое». 1993. № 3 и др.

мотивах их общественного поведения, их отношению к благотворительности и меценатству.

- ЦИАМ (Ф. 224. Материалы леденцовского общества; Ф. 1417. Московский коммерческий комитет; Ф. 635. Материалы по народному ун-ту

А. Шанявского; Ф. 130. Благотворительные учреждения империатрицы Марии; Ф. 2. Московская купеческая управа; Ф. 3. Московская купеческая /права). В этих фондах автором найдены сведения о суммах пожертвований ¡а 1863-1918 гг.; списки благотворителей и меценатов; прошения из различных уродов России от организаций и частных лиц в Московскую купеческую /праву, свидетельствующие о громадном влиянии этой купеческой организации; список учреждений, которые находятся на попечении Московской купеческой управы, приводятся суммы, затраченные на них, в том шсле на учебные заведения.

- ГИМ (Ф. 10. Личный фонд П. А. Бурышкина). Здесь находятся различные документы, переписка, воспоминания других лиц. Эти материалы юполняют представление о духовном типе российского предпринимателя.

Совокупность привлеченных источников позволяет обеспечить гаучную достоверность и обоснованность сделанных обобщений и выводов.

Научная новизна диссертации заключается в впервые всесторонне зассмотренной проблеме: связи православной этики с благотворительной, меценатской и социокультурной деятельностью российских предпринимателей в конце XIX - начале XX вв., в чем проявился нетрадиционных для отечественной историографии подход к проблеме. В тессертации обрисован духовный облик российских предпринимателей и зыявлен на основе широкого круга источников, в том числе впервые вводимых з научный оборот, их вклад в профессиональную подготовку и воспитание эабочих кадров, поддержку и развитие национальной культуры.

Практическая значимость работы состоит в необходимости извлечения уроков из российского опыта конца XIX - начала XX вв. для эешения актуальных проблем реформаторства в современной России. Содержащиеся в исследовании положения и выводы могут быть учтены при подготовке научных трудов и учебных пособий по истории России, а также использованы в учебных лекциях и практических занятиях.

Апробация исследования. Основные положения диссертации изложены опубликованных статья, а также - в докладах на научно-теоретичесю конференциях. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафед истории и культуры Государственной академии сферы быта и услуг.

Структура и основное содержание диссертации

Структура диссертации определена в соответствии с основны? задачами исследования и носит проблемно-хронологический харакге Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.

Во введении обосновывается актуальность темы, анализирует степень ее научной разработанности, определяется цель и зада1 исследования, характеризуются его методологическая основа и источников база, излагаются основные положения, составляющие научную новизну практическую значимость работы.

В первой главе - «Духовный облик российских предпринимателей религиозно-нравственные мотивации благотворительности и меценатств показан процесс формирования сложного и противоречивого менталите российских предпринимателей через присущие им образ жизни и поведеш стремления, систему ценностей. По мнению диссертанта, именно в конце X! - начале XX вв. сложился новый духовный тип российской деловой элиты,; имевший аналога в прошлом и сочетавшей высокий профессионализ интеллектуальные искания и глубокую религиозность. Автор исследован] отмечает тот факт, что генезис культурно-нравственного облика российсю предпринимателей осуществлялся в контексте национальных традиций религиозно-этических установок, и совпал по времени с модернизации российского общества и прежде всего с высокими темпами развит] экономики. Накануне первой мировой войны национальный доход Роса почти вдвое превосходил Францию, немного уступая Германии, находился ; уровне Великобритании21. Отмечая стимулирующие духовные факторы это процесса, современник эпохи, русский мыслитель С. Булгаков показал в сво! книге «Философия хозяйства», что экономика есть явление духовной жизни такой же мере, в какой и все другие стороны человеческой

21

См.: Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX М., 1997. С. 142.

деятельности. Он писал: «дух хозяйства (например, «дух капитализма», о котором теперь много пишут, и притом такие выдающиеся представители экономической науки, как Зомбарт и Макс Вебер), есть опять-таки не фикция, не образ, но историческая реальность22. В диссертации подробно анализируется данный аспект проблемы. На примерах хозяйственной деятельности крупных столичных купеческих кланов Рябушинских, Мамонтовых, Морозовых, Сабашниковых и др., а также провинциальной предпринимательской элиты, раскрывается влияние православной хозяйственной этики на формирование духовного мира этих людей, на складывание их менталитета. На Руси всегда существовало понятие праведного богатства и главным критерием этого понятия был способ приобретения этого богатства. Н основе широкого круга русской житийной литературы, «Домостроя», многочисленных поучений и других источников, диссертант отмечает, что отношение к труду и богатству было прямо сопряжено с необходимостью отказа от земных благ как приоритетных в системе ценностей. Богатство всегда рассматривалось как дар Бога и не являлось конечной целью земной жизни. Не случайно в русском языке такие слова как «Бог» и «богатство» являются однокоренными. В первую очередь ценились бескорыстие, угодный Бо1у труд, неотделимый от молитвы, забота о душе, т. е. о чистоте внутреннего состояния, необходимость жить по Евангельским заповедям. Принцип «молиться и работать» был определяющим в духовно-нравственной иерархии ценностей для бесчисленных поколений русских людей на протяжении многих столетий. Это не могло не отразиться на «архетипе нации», на ее «коллективном бессознательном». «Богатство обязывает, - вспоминал известный русский предприниматель В. П. Рябушинский назидания своего старшего брата П. П. Рябушинского, - так и другие роды понимали, но подкладкой этого, хотя часто и неосознанной, конечно, была твердая христианская вера отцов и дедов»23.

Всегда на Руси экономический процесс был в основном направлен на обеспечение самодостаточности, а не на максимальную прибыль. Это было

22 Булгаков С. Очерки по истории экономических учений. М., 1913. С. 68.

23 Рябушинский В. И. Старообрядчество и русское религиозное чувство, М., 1994. С. 153.

характерной чертой и российских предпринимателей начала XX века. Капитал можно собирать только для нового производства, ростовщический капитал не одобрялся. С. Морозов в беседе с Н. Тихоновым, вспоминает последний, объяснял ситуацию с покупкой сырья для своей Орехово-зуевской фабрики: «В прошлом году так удачно купил, что если бы продать хлопок, можно было бы на разнице заработать больше, чем на товаре». - «Почему же не продали? - спросил я. - «Я не спекулянт... У меня на фабрике пятнадцать тысяч рабочих..» - ответил он с обидой24. Такое же отношение было в среде крупных предпринимательских кругов к ссудному капиталу. В. П. Рябушинский отмечал в этой связи: «В московском купеческом кругу держалась своеобразная расценка различных видов хозяйственной деятельности. Более всего уважалось занятие промышленностью: фабриканты и заводчики стояли на первом месте; за ними шли купцы, а к лицам, занимавшимся коммерческим учетом, даже без всякого оттенка ростовщичества, и из самых дешевых процентов, отношение было неискренне: в глаза уважали, а за глаза пренебрежительного говорили «проценщики»25. Подобное отношение к ссудному капиталу, безусловно, замедляло развитие капитализма. Диссертант видит в этом явлении противоречивость менталитета российской деловой элиты, влияние религиозных традиций.

В диссертации доказывается, что, несмотря на ускорявшийся процесс секуляризации культуры, большинство известных российских промышленников сохранили основные психологические черты семейного, крестьянского быта. В. П. Рябушинский, говоря о своеобразном менталитете русского предпринимателя, писал, что «основатель фирмы, выйдя из народной толщи, сохранял до самой смерти тот уклад жизни, в котором он вырос, несмотря на то, что уже являлся обладателем значительного состояния. Хозяин не чувствовал себя ни в бытовом отношении, ни духовно иным, чем рабочие его фабрики. Но очень гордился тем, что вокруг него «кормится много народу»26. По мнению диссертанта, жизнь многих семейных кланов российских предпринимателей, особенно это относится к

24 РГАЛИ. Ф. 2580. Оп. 1. Ед. хр. 17. Л. 14.

25 Рябушинский В. П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. М., 1994.

26 Там же. С. 136.

гарообрядческим династиям, была по сути дела жизнью трудовой бщины, определяющим мотивом жизнедеятельности которой . была сесторонняя опора личности на общину и учет интересов общины в ндивидуальной деятельности. Духовно-нравственный облик представителей той общности был в значительной степени пронизап благочестивой жизнью [равославия. Их стереотип поведения в быту и деловой жизни, их мысли и увства несли на себе ярко выраженный характер православного отношения к шзни. Весь уклад жизни таких семей был подчинен годичному югослужебному кругу, что засвидетельствовано в архивных документах и гемуарной литературе. Многие состоятельные купеческие семьи имели свои юбственные домашние храмы или молельни. Такие домашние храмы были у Дукиных, Рябушинских, Прохоровых, Третьяковых, Морозовых, Рукавишниковых, Солдатенковых, провинциальной деловой элиты, ;видетельствующие об их интенсивной духовной жизни. «Если род был по старой вере, то в доме непременно была моленная с древними образами и с богослужебными книгами, тоже древними. Службу правил уставщик, а в Великом посту к нам приезжали матушки из Заволжских скитов, а потом и их Ржева. Тогда они правили службу. Нечто подобное водилось и в других старообрядческих семьях», - вспоминал В. П. Рябушинский27. Как полагает автор, религиозно-нравственные истоки российской благотворительности и меценатства, не имевшие по своему размаху^ налогов в мировой практике, следует искать именно в православном миросозерцании большинства купеческих семейств.

Благотворительность и меценатство рассматривались в предпринимательской среде как общественно-полезное дело и как гражданский долг. Характерными в этой связи являются высказывания о богатстве и благотворительности Т. В. Прохорова, основателя и владельца Трехгорной мануфактуры.

В своей работе «О богатении» он пытается осмыслить духовно-нравственную основу взаимосвязи богатства и благотворительности. Он подчеркивает, что «богатство часто приобретается ради тщеславия, пышности, сластолюбия и пр. Это нехорошее, вредное богатство, оно ведет к гибели души. Богатство то хорошо, когда человек приобретая его, сам совершенствуется нравственно, духовно; когда он делится с другими и

27 Там же. С. 145.

приходит к ним на помощь. «...Не надо лишь забывать заветов религии, жить хорошей праведной жизнью»28. Такое духовное понимание взаимосвязи богатства и благотворительности коренным образом отличало российских предпринимателей от западно-европейской предпринимательской элиты. На Западе богатство и польза рассматриваются как показатели нравственного достоинства человека, или, как считал Б. Франклин, «кредит - мерило добродетели»29. Связь благотворительности и бизнеса подчеркивает в своих мемуарах американский миллиардер Дж. Рокфеллер. Он пишет, что «ознакомившись с пределами богатства и мощью денег, я познал единственный путь достижения равновесия к деньгам, которые мы тратим. Этот путь - научиться находить приятным тог род пожертвований, который влечет длительную благодарность»30. По этому поводу интересное высказывание приводит в своих мемуарах П. А. Бурышкин: «Самое отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность смотрели не только или не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность и коллекционерство, на которые смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного долга».

В главе делается вывод о том, что не следует идеализировать нравы купечества конца XIX —начала XX вв., в них много было и нелицеприятных моментов, которые отмечали в своих воспоминаниях и сами представители деловой элиты. Духовный облик этих людей чрезвычайно противоречив. Безусловно, интенсивный рост промышленного развития в России был сопряжен с жесткой эксплуатацией рабочих, как это было во всех промышленно развитых странах мира того времени. Российские предприниматели не были исключением из этого процесса. Тем не менее, в

28 См.: Русский путь в развитии экономики. Сб. статей. М., 1993. С 175.

29 Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. ML, 1987. С. 17.

30 Рокфеллер Дж. Д. Искусство разбогатеть. Мемуары американского миллиардера. М.. 1992. С. 69.

иссертадии на основе изучения дневников, мемуаров, частной переписки, атериалов периодики того времени, архивных документов, произведений удожественной литературы, подчеркивается, что важным побудительным отивом их поведения была православная религиозно-нравственная отивация. «Не нажива, а само дело, его развитие и результат, было главным нашей работе и мы никогда не поступались ни нашей честью, ни нашими ринципами и на компромисс с нашей совестью не шли», - отмечал П. Рябушинский31. В этом проявилось своеобразие менталитета российской еловой элиты и в этом автор видит истоки широкой благотворительности и [еценатства.

Во второй главе - «Вклад российских предпринимателей в юрмирование социокультурной среды» анализируются основные вправления этого процесса.

Будучи частью российской интеллектуальной элиты и притом весьма ажной ее частью, купечество, обладая европейскими знаниями и ромадными капиталами, оказывало влияние на общество, формируя его оциокультурную инфраструктуру. Стремительные темпы промышленного [роизводства в конце XIX века потребовались совершенно новых [рофессиональных качеств и от самих предпринимателей и от рабочих, что аставило промышленников серьезно пересмотреть весь процесс подготовки »абочих кадров. По мнению диссертанта, предпринимателями была сделана юпытка связать образовательный процесс подготовки нового типа ¡рофессионального рабочего со всем укладом его жизни, начиная с раннего юзраста и до окончания жизненного пути. Духовный основой этого процесса )'ыло православное мировоззрение и национальные культурные традиции.

Просветительская деятельность предпринимателей имела различные управления и формы. Так, например, в 1895 г. братья Бахрушины южертвовали 600000 руб. на устройство в Москве бесплатного приюта для 1етей рабочих, где они воспитывались до 18 лет. Учебный корпус с >ольшими электромеханическими и художественно-слесарными мастерскими I храмом Св. Троицы был построен известными архитекторами В. Лебедевым и Н. Н. Преображенским. Большое внимание уделялось }равственному воспитанию детей с учетом их психологических особенностей

" Рябушинский В. П. Цель нашей работы. Конфиденциально. М., 1916. С. 54.

и умственных способностей. В круг предметов обучения входили ЗакоЕ Божий, русский язык, история, география, алгебра, геометрия, физика электротехника, черчение, рисование, лепка. По достижению 12 лет воспитанники обучались в ремесленной школе электротехническому Е слесарно-художественному ремеслу32.

Как правило, все крупные предприятия имели подобные ремесленные училища или школы профессиональной переподготовки рабочих кадров к свои заводские церкви. Из среды учащихся этих школ выходили талантливые ученые, успешно работавшие на промышленных предприятиях. Например, знаменитый судостроитель и теплотехник В. И Калашников закончщ ремесленное училище при нижегородском судостроительном заводе У. Курбатова33.

В диссертации рассматривается деятельность городских купеческш обществ в различных губернских городах. Наиболее организованной и масштабной была деятельность московской купеческой управы. Нг содержании этой организации находились учебные заведения, многочисленные богадельни, дома призрения, приюты, больницы, народные дома, библиотеки. Ъюдясет московской купеческой управы складывался ш пожертвований и из процента с капитала, который каждый ее член вносил I общую кассу. Так, по отчету финансово-ревизионной комиссии за 1908 год ее капитал составил 11262 руб.34 Все без исключения пожертвования не были случайными или эпизодическими. В конце года каждая купеческая семья, I зависимости от успеха промышленно-финансовой деятельности, обязательно отчисляла большие суммы на благотворительность. Это было неписанно® традицией всего купеческого сословия. Согласно статистике, только 25% бюджета системы общественного призрения исходило из средств казны и земств, 75% - из средств частной благотворительности российских предпринимателей35.

32 См.: Городские учреждения Москвы. Основанные на пожертвования. М., 1906. С. 218.

33 См.: История города Горького. Сборник статей. Горький, 1972. С. 201.

34 ЦИАМ. Ф. 3. Он. 4. Ед. хр. 3699. Л. 168.

35 См.: Россия 1913 год. Статистико-доку ментальный справочник. СПб. С. 384.

I диссертации освещается деятельность предпринимательской деловой элиты го созданию и финансированию средних и высших учебных заведений, гоммерческих училищ, женских курсов, народных университетов, научных »бществ, анализируется деятельность Московского общества коммерческого >бразования, приводятся конкретные примеры частной благотворительности. -Га основе анализа архивных источников и опубликованных документов делается вывод о значительно вкладе российской деловой элиты в эрганизапию народного образования.

Важное место в диссертации уделено участию предпринимателей в снигоиздательском деле и организации библиотек. К началу XX века в эоссии имелось свыше 600 публичных библиотек и 1377 книжных магазинов36. Бесплатные библиотеки-читальни, открываются на средства эоссийских предпринимателей во многих городах России. В диссертации раскрывается многогранная роль российских книгоиздателей по образованию а воспитанию населения на основе народных традиций и православного миросозерцания. Прослеживая динамику книгоиздательской деятельности И!. Д. Сытина, К. Т. Солдатенкова. братьев Сабашниковых, А. Ф. Маркса, провинциальных книг издательств, автор делает вывод, что значительная часть в их продукции принадлежала классической русской и зарубежной литературе, историческим трудам российских и зарубежных исследователей. Тиражи книг были внушительны. Так, например, общий тираж книгоиздательства И. Д. Сытина за 50 лет его деятельности составил 500 млн. экземпляров; оборотный капитал И.Д.Сытина к 1914 г. равнялся 14 млн. руб.37 Диссертант видит заслугу этих людей в том, что всемерно развивая традиционную книжную культуру, они боролись против так называемой массовой культуры, распространение которой стало новым явлением в XX в. Коммерческая массовая культура упрощает художественное наследие применительно к восприятию среднего потребителя. Как видно из многочисленных мемуаров и частной переписки, российские книгоиздатели прекрасно понимали опасность ее распространения.

В диссертации подробно анализируется вклад российских предпринимателей в формирование культуры городского досуга: театров,

36 См.: Динерштейн Е. А. И. Д. Сытин. М., 1983. С. 6.

37 Там же, с. 8.

музеев, организации увеселений и праздников, картинных галерей и т. д. Нг пожертвование меценатов открывались оперные студии и театры музыкальные училища и драматические классы. Театры создавались npi народных домах крупных промышленных предприятий (например, ш фабриках тверской мануфактуры семьи Морозовых, на "Грехгорно? мануфактуре Прохоровых, оперный театр при народном доме в Грузинах v т. д.). На средства братьев Бахрушин был построен в стиле древнего русскогс зодчества театр Ф. Корша.

Многие представители российских предпринимательских кланов выросшие в атмосфере русского православного была с его иконами церковным пением и обрядностью, имели глубокую тягу к собирательств} русского изобразительного искусства, осознавая его общественнук значимость и видя в этом свой религиозный и гражданский долг. Так например, свои огромные доходы, получаемые от крупнейших в Россш льняных промышленных предприятий, П. М. Третьяков воспринимал прежде всего как источник средств для благотворительности и меценатства. «Мо5 идея была с юных лет наживать для того, чтобы нажитое от обществе вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях эта мысль не покидала меня никогда во всю жизнь», - писал он в письмс своей дочери38. Огромные средства тратились российским! предпринимателями на развитие русской национальной школы живописи национальной школы вокального искусства, «Русских сезонов» в Париже организованных С. П. Дягилевым и другими российскими меценатами.

Как профессиональная подготовка рабочих, так и просветительская г меценатская деятельность предпринимателей, делается вывод способствовали созданию урбанистической социокультурной среды стол! необходимой для развития капитализма в России и сохранения национальны? традиций.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования. Kai показано в диссертации, духовный облик российских предпринимателей вс многом определялся теми религиозно-нравственными установками, которые характерны для православия. Соответственно в благотворительно! меценатской и социокультурной деятельности русского купечества на первый

38 Боткина А. П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М., 1995. С. 8.

шан выступали религиозно-нравственные мотивы, что, разумеется, не юключало и сугубо проблематических мотиваций. Профессиональная юдготовка рабочих, их воспитание, организация культурного досуга так же в ¡начительной степени тесно связывались с православными традициями.

Автор акцентирует внимание на недостаточно исследованных вопросах, гребующих дальнейшего изучения с исторических, культурологических и хщиологических позиций.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Духовные истоки русского меценатства. «Мир человека и человек I мире». Сб. статей. М., 1997. 0,5 п. л.

2. Из истории предпринимательства в России: филантропическая I просветительская деятельность купеческих организаций в начале XX в. -«Россия и люди». Сб. статей. Вып. 2. М., 1998. 0,3 п. л.

3. Национальная модель экономики и религиозно-нравственные мотивации. Историография проблемы. - «Россия и люди». Сб. статей Вып. З.М., 1998. 0,5 п. л.

4. Христианские традиции в мировоззрении российского купечества ш рубеже веков. Роль православной этики в формировании духовного облике российских предпринимателей. (Конец XIX - нач. XX вв.). «Россия \ люди». Сб. статей. Вып. 3. М., 1998. 0,5 п. л.

5. Вклад русского предпринимательства в развитие искусства на рубеж« XIX - начала XX вв. Тезисы. «Тезисы'докладов международной научно-технической конференции» Наука - Сервису». М.,1996. ГАСБУ.

6. Московское купечество и русский национальный капитал. Тезисы «Тезисы докладов II международной научно-технической конференции): Наука - Сервису». М., 1997. ГАСБУ.

7. Религиозно-нравственные мотивы формирования российское национальной экономической модели в конце XIX - начале XX вв. Тезисы «Тезисы докладов III международной научно-технической конференции) Наука-сервису». М., 1998. ГАСБУ.