автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Правовая эмотивность: от феномена к философскому концепту
Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Попов, Салман Николаевич
Актуальность исследования. Изучение правовой эмотивности приобретает все большую актуальность ввиду усложненного и противоречивого взаимодействия феноменов права и закона в современных условиях. Мы наблюдаем все большее признание приоритета прав человека на международном уровне, в том числе и по отношению к принципу государственного суверенитета, и в тоже время растет понимание плюралистичности права, ценности юридических представлений традиционных восточных обществ, западных субкультур и разнообразных меньшинств. Происходят значительные изменения в форме и содержании правовых систем мира. Так африканскиены испытывают широкую рецепцию (восприятие) кодифицированного законодательства европейскихн. В англосаксонской правовой системе все большую роль начинают играть статуты в качестве источников права, а в романо-германской системе - судебная практика.
В ряде стран, в том числе и России, проводятся целенаправленные социальные, правовые реформы. Но, ввиду недостаточного знания социально-психических основ право- и законотворчества, нормативного регулирования общественного поведения, мотивации законных и противозаконных поступков и ряда иных явлений, проводимая политика часто носит непоследовательный характер, а правовые реформы ограничиваются второстепенными аспектами.
Преобладающий сегодня подход изучения, прежде всего, юридических текстов и отношений с участием государственных органов, сосредотачивает внимание на производных правовых феноменах. Поэтому данный подход оказывается неплодотворным в периоды модернизации и постмодернизации обществ, когда тексты и процедуры перестают выполнять прогностическую функцию.
Ряд авторов утверждали, что именно психические, особенно эмоционально-интеллектуальные, отношения создают общество и его движение [см.: 175, с. 654-656; 221, с. 66]. Мы также считаем, что именно внетеоретические психические процессы являются реальностью, порождающей многие социальные факторы и мотивирующей социальноадекватное и неадекватное поведение. Именно в изучении глубинных непроизводных невербализуемых основ психики следует искать ответы на многие вопросы философско-правового характера. Поэтому уже названные социальные процессы современного мира, а также и собственно теоретические потребности, делают насущной необходимостью исследование психических основ социальной жизни, права и закона, теоретическое переосмысление старых доминант направлений познания, критику результатов и способов получения знаний о правовой психике, и, прежде всего, правовой эмотивности.
Роль правовой эмотивности в мотивации поведения человека в социальной сфере часто недооценивается. Тем не менее, отдельные стороны этого феномена изучаются такими науками как юриспруденция, психология, физиология, социология и др. Но, частнонаучные предметные подходы ограничены изучением отдельных аспектов правовой эмотивности. Актуализация проблемы философского освоения эмоционально-правовой реальности затрудняется практически отсутствием философии общей эмотивности. Необходима теоретическая рефлексия мировоззренческого уровня по поводу проблем правовой эмотивности как целостного явления. При этом слабая изученность правовой эмотивности частными науками вынуждает значительную долю исследования посвятить научной конкретике.
Постановка и решение философско-правовых проблем правовой эмотивности позволит создать парадигмальную основу для дальнейших научных исследований, понимания развития правовой психики на историческом уровне, а также решения проблем общего правопонимания.
Степень изученности проблемы. Обзор трудов, посвященных исследованию правовых эмоций, представляет определенную сложность. Дело в том, что в работах авторов, принадлежащих к разным традициям правопонимания, различно не только концептуальное осмысление правовых эмоций, но и то, что последний термин вариативно прикрепляется к эмпирической базе.
Проблема правовой эмотивности впервые была поднята в сочинениях представителей англо-шотландской этико-правовой школы конца XVII - XVIII вв. (Э.Э.К. Шефтсбери, Ф. Хатчесон, Д. Юм, А. Смит, А. Фергюсон). Данные авторы обосновали на уровне психологических знаний своего времени мотивационную функцию аффектов в жизни человека и их определяющую роль в генезисе права. Речь шла о специфическом чувстве права как разновидности морального чувства, являющимся аффективно-интеллектуальным комплексом. Данный подход был развит такими философами и учеными как А. Шопенгауэр, JI. Кнапп, Л.И. Петражицкий, Г. Канторович, Р. Ваймар, А. Лейнвебер, X. Хубман, Э.О. Уилсон, К. Лоренц, Э.Э. Гирч, М. Грутер, А. Гелен, Э. Боденхеймер, Э.-Й. Лампе и др. Отдельные элементы этого направления имеют место в исследованиях Г. Еллинека, Р. фон Иеринга и Ф. Ницше. Работы названных авторов являются важными методологическими предпосылками для нашего исследования.
Другая традиция осмысления эмоционального в праве восходит к Ф.К. Савиньи и Г.Ф. Пухте - представителям исторической школы права, заложившим основы концепции правосознания. В работах таких авторов как Г. Тард, Г. Спенсер, В. Вундт, Е. Эрлих, А. Леви-Брюль, М. Ориу, Р. Бирлинг, Э. Цительман, Р. Малахов, Р. Паунд, Б. Кардозо, С.А. Муромцев, П. Сорокин, Н. Тимашев, Н.М. Коркунов, H.H. Алексеев, О. Холмс, Т. Гейгер, Э. Гэрлэн, В. Кук, К. Ллевеллин, Дж. Фрэнк, Т. Арнольд, X. Олифант, А. Хагерстрём, A.B. Лунстедт, К. Оливекрон, А. Росс, Т. Сегерстедт, А. Кауфман, Г. Кон, В. Майхофер, Э. Фехнер, Дж. Ф. Стефен, Дж. Марфи, Дж. Хэмптон и др. продемонстрирован значительный удельный вес иррационального в правовом, особенно судебном, процессе, кроме того, отдельными авторами вскрывается генезис институтов права из тех или иных эмоций человека. Исследователи, работающие в рамках концепций общественного и индивидуального правосознания (И.А. Ильин, В. Кнапп, И.Е. Фарбер, В.А. Сапун, М.С.
Строгович, Е.А. Лукашева, К.Е. Игошев, А.П. Лысков и др.), преимущественно изучали эмоции в составе правовой психологии как обыденного отношения к системе законодательства.
Таким образом, в предшествующей литературе в случае признания существования специфических правовых эмоций, последние интеллектуализировались через представление их в виде эмоционально-интеллектуальных комплексов. В иных случаях специфическая правовая эмотивность вообще отрицалась, а изучались эмоции, предшествующие правовым институтам и сопровождающие их, либо эмоции как реакции на нормативно-правовую систему. Поэтому проблема собственно специфической правовой аффективности как самостоятельной разновидности эмоциональных процессов оказывается обойденной в существующих исследованиях. Исходя из практической значимости и недостаточной разработанности концепта правовой эмотивности, мы определили проблематику и направление диссертационного исследования.
Объект исследования. В соответствии с идеями ряда авторов, в том числе современного американского философа Дж. Марфи, исследование эмоций должно стать частью социальной, правовой и политической философии, так как социальные действия отражают наши эмоции [см.: 296, рр. 8-10]. Объектом настоящего исследования являются социальные эмоции.
Предметом исследования выступает специфическая правовая эмотивность и ее генезис.
Цель предпринимаемого исследования - создать социально-философский концепт правовой эмотивности как разновидности социально-эмоциональных процессов, позволяющий перейти от частно-научной феноменальности и функциональности к концептуальному уровеню знания.
Для достижения поставленной цели в ходе работы автор предполагает решить следующие исследовательские задачи:
Во-первых, проанализировать историю правовых учений, в которых так или иначе были отражены феномены правовой эмотивности.
Во-вторых, рассмотреть основы доктрины, отрицающей бытие эмоционального в праве, и переосмыслить данную теорию с позиций ее собственных выводов.
В-третьих, установить содержание понятия «эмотивность», выявить его субъективно-онтологическое обоснование и вывести принцип генезиса социального бытия эмотивности на основе базовых эмоций человека.
В-четвертых, создать социально-философский концепт правовой эмотивности.
В-пятых, проанализировать различие правовой эмотивности и социально-психических основ законотворчества.
Методологические основы исследования. Методология работы определяется особенностями, обусловленными объектом, предметом и задачами исследования. При этом методологической предпосылкой стал переход от интроспекции к философской рефлексии, от частнонаучной предметности и функциональности к концептуальности правовой эмотивности.
Теоретическими основами исследования правовой эмотивности для нас явились идеи Ф. Хатчесона, Д. Юма, А. Шопенгауэра и Л.И. Петражицкого о правовых эмоциях как первоначальной правовой реальности. При рассмотрении проблем соотношения правовой эмотивности и закона нами также привлекался нормативный подход, разработанный И. Кантом.
Исследование правовой эмотивности потребовало применения комплекса методов. Они определяются процессуально-стадиальным видением предмета. Применяется генетический метод и, в целом, принцип историзма, позволяющий рассмотреть происхождение социальнопсихичского из биопсихического. Создание концепта правовой эмотивности потребовало применение методов абстрагирования, анализа и синтеза.
В качестве методов вторичного анализа в работе использованы данные, представленные в трудах юристов, психологов, социологов, физиологов.
Новизна диссертации заключается в следующем:
1. Дана типология правовых учений, в которых отражены феномены правовой эмотивности.
2. Проанализировано понятие правовой эмотивности, выявлены его содержание и генезис.
3. Показана неадекватность доктрины отрицающей бытие эмоционального в праве.
4. Создан социально-философский концепт правовой эмотивности как социально-психического феномена.
5. Традиционная проблематика соотношения права и закона применена для различения правовой эмотивности как разновидности ненормативной реальности и законодательства.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Правовая эмотивность имманентна по своему содержанию социально-психическому феномену, выражающемуся в процессуальное™, аффективности, спонтанности, ненормативности, антагонистичности, внеморальности.
2. Типология правовых учений построена на основе их онтологичности или релятивности и включает в себя три блока правовых доктрин: а) концепции правосознания рассматривающие правовые эмоции как отношение к существующему либо желаемому праву; б) правовые концепции опирающиеся на понимание отраслей законодательства в качестве институциализаций ряда базовых эмоций человека; в) правовые учения репрезентирующие правовые эмоции в качестве специфических аффективно-когнитивных структур.
3. Выявлена и проанализирована значимость сферы эмоционального для антиэмотивистского правопонимания.
4. Выявлено, что правовая эмотивность - это феномен переживания, вызванный потребностью в социальной безопасности личности как социально трансформированный базовый эмоциоподобный драйв безопасности. Понятия же права на жизнь, права на имя и т. д. являются дестигнаторами правовой эмотивности на вербальном уровне.
5. Традиционная проблема соотношения права и закона используется для различения правовой эмотивности как ненормативной разновидности эмоциональной реальности и законодательства. Закон же, как нормативное суждение, несмотря на эмоционально-оценочную составляющую, в целом принадлежит рациогенной сфере долженствования. Показано, что эти феномены не синтезоспособны и не конкурентны друг другу, так как лежат в разных индифферентных рядах.
Теоретическая значимость работы заключается в осуществлении анализа правовой эмотивности как социально-психического феномена социальной действительности, раскрытии ее роли и значения для интерпретации социальной философии, культурологии, социологии, правоведения, психологии и политологии. Эксплицированный концепт правовой эмотивности позволяет раскрыть характер процессов дифференциации философии и конкретных наук.
Практическая значимость исследования заключается в построении концепта правовой эмотивности создающего новые парадигмальные основы осмысления не только субъективных элементов системы права, но и общего правопонимания. Результаты исследования могут стать предпосылкой исследований феноменов правовой психики представителями различных наук, дополнительных разработок более конкретного уровня, а также использованы в учебных курсах по философии права, теории права и государства, истории правовых учений и юридической психологии.
Философско-правовая разработка проблем права и закона позволяет применить ее результаты для осуществления более эффективной законодательной политики, понимания перечня субъектов законодательной инициативы и границ нормативного регулирования общественного поведения.
Нахождение действительных закономерностей возникновения правовой эмотивности способно послужить разработке процессуальных основ принятия судебных решений, особенно судом присяжных и третейским судом.
Апробация работы. Основы содержания работы и ее выводы изложены в научных статьях и тезисах, докладе на международной научно-практической
10 конференции в г. Екатеринбурге (октябрь 2001 г.), а также заслушаны кафедрой философии исторического факультета АГУ, в читаемом автором курсе «Философия права» для студентов юридических факультетов Алтайского представительства Ленинградского государственного областного университета им. A.C. Пушкина и Алтайского филиала Академии труда и социальных отношений.
По теме диссертации опубликовано 7 работ, общий объем публикаций составляет 4, 3 п. л.
Структура диссертации подчинена цели и основным задачам исследования. Она состоит из введения, двух глав, рубрикация каждой из которых представлена тремя параграфами, заключения и библиографического списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Правовая эмотивность: от феномена к философскому концепту"
Выводы п. 2.3.:
1. Право в случаях, когда оно является дестигнатором правовой эмотивности, не соотносится с законом в качестве субъективного права коррелирующего праву объективному.
2. Социальное законодательство, в формальном смысле, представляет собой не волевую, а рациональную норму, включающую в себя и эмоционально-оценочный элемент. Долженствование нормы рассматривается как продукт разума ввиду абстрагирования от его реализации, сама же мысль о должном не предполагает обязательное наличие волевой активности.
3. Правовая эмотивность отлична от психической природы нормативного законодательства тем, что правовая эмотивность есть индивидуальный эмоциональный психический процесс, хотя и осуществляющийся на уровне социального бытия человека. Напротив, нормативное законодательство как суждение является продуктом преимущественно рациональных процессов и поддается текстуальной вербализации. При этом сам мыслительный процесс, порождающий норму, ввиду своего оценочного характера теснее связан с эмоциональной сферой, чем чисто теоретические суждения. Оценка в целом является продуктом эмоциональных процессов. Поэтому, более точным будет тезис, что нормативные суждения являются структурой сочетающей эмоциональное предпочтение и адекватный ему мыслительный процесс.
4. Правовая эмотивность носит вненормативный характер, в то время, как закон есть норма. Ненормативность правовой психики объясняется тем, что ее процессы носят нетелеологический характер, в отличие от нормативных суждений.
5. Правовая эмотивность принадлежит к ряду сущего, а закон к ряду должного. Если к правовой эмотивности приложима категория необходимости, то к закону категория долженствования.
6. Правовая эмотивность и закон не направлены к истине, но правовая эмотивность в виду того, что принадлежит не к целенаправленному сущему, а потому в принципе не порождает истины. Закон, несмотря на свою целенаправленность, имеет целью не сущее, а должное, которое ни истинно, ни ложно.
7. Если правовая эмотивность есть сугубо субъективный спонтанный процесс, не претендующий на выход за кратковременные рамки, то закон обладает многократной применимостью и всеобщностью носящей внепространственный и вневременный характер, и претендующий на всеобщее признание.
8. Правовая эмотивность всецело лежит вне сферы нравственности, в то время, как закон всецело в нравственной сфере, в сфере должного социального порядка, по критерию интенциональной направленности.
9. Ни право нельзя сводить к закону, ни закон к праву. Ошибочно как их отождествление, так и объединение одним понятием. Ошибочно и их аксиологическое противопоставление и оценка закона как пройденного этапа развития общества. Наиболее плодотворно их полное различение и помещение в различные роды и категориальные ряды.
10. Правовая эмотивность есть разновидность эмоциональной реальности, право при этом в ряде случаев есть ее дестигнатор. Закон как нормативное суждение, несмотря на эмоционально-оценочную составляющую, в целом принадлежит рациогенной сфере долженствования. Эти феномены не синтезоспособны и не конкурентны друг другу, так как лежат в разных индифферентных рядах.
Исходя из сказанного, можно сделать следующие выводы по 2 главе:
Создание концепта правовой эмотивности потребовало разработки адекватной онтологии общей эмотивности, как аналитически выделенной чистой аффективности, преодолевающей функциональное понимание эмоций и психики человека. Эмоции, рассматриваемые вне концепций сознания и бессознательного, были осмыслены нами в качестве чисто субъективных внекогнитивных феноменов переживания, как дофункциональной основы психики. Для эмоциональных процессов характерен переход от психической переработки органических потребностей к метапотребностному уровню.
В отличие от доминирующих точек зрения, гипотеза, выдвинутая в главе, уточняет, что подлинно социальное бытие эмоции приобретают не на уровне эмоциональных паттернов, а на уровне социально-аффективной трансформации эмоциоподобных явлений, занимающих промежуточное положение между собственно эмоциями и драйвами, когда биологическое становится малоэффективным.
При построении концепта правовой эмотивности, предмет исследования был определен как специфический социально-аффективный феномен. Движение от феномена к концепту позволило осмыслить правовую эмотивность в качестве феномена переживания, вызванного потребностью в социальной безопасности личности (биотического и социального «Я»), как социально трансформированный базовый эмоциоподобный драйв безопасности. Понятия же права на жизнь, собственность, права на имя и т. д. являются дестигнаторами правовой эмотивности на вербальном уровне. Предложенная краткая характеристика концепта правовой эмотивности строится иначе, чем определения научных понятий. Раскрытые в работе свойства правовой эмотивности (аффективность, процессуальность, кратковременность, спонтанность, антогонистичность, ненормативность, внеморальность и др.), непосредственно не включены в характеристику концепта.
Правовая эмотивность не есть просто эмоциональное сопровождение нарушающего посягательства, а одновременно несет активно-позитивное правовое содержание. Объясняется это тем, что согласно обще-эмотивной закономерности превращения эмоций в метапотребность, потребность в насыщении психики правовой эмотивностью становится обнаружением не только потребности в социальной безопасности, но и приобретает самостоятельное потребностное значение.
Работа созданного концепта демонстрирует принципиальное различие правовой эмотивности как разновидности эмоциональной реальности и нормативного законодательства. Правовая эмотивность не есть основа для эмоционально окрашенных представлений нормального и ненормального поведения, а чисто аффективное следствие достигшей уровня переживания потребности в сохранении достигнутого к этому времени запаса содержания биотического и социального «Я». Поэтому, правовая эмотивность в своем довербальном чисто эмоциональном виде ненормативна, как и иные
150 эмоциональные процессы. Закон же, как нормативное суждение, несмотря на эмоционально-оценочную составляющую, в целом принадлежит рациональной сфере. Правовая эмотивность и закон различаются также по критериям методологической природы, теоретическим атрибутам (отношению к категории истины), социальной объективности и моральности. Было показано, что эти феномены не синтезоспособны и не конкурентны друг другу, так как лежат в разных индифферентных рядах.
151
Заключение
Создание в настоящем исследовании социально-философского концепта правовой эмотивности позволяет заключить, что он имеет важное значение не только для постановки и решения ряда философско-правовых проблем правовой психики, прав человека и правоотношений, но и для проблем общего правопонимания и, особенно, генезиса права.
Построение социально-философского концепта правовой эмотивности предполагало постановку ряда задач, которые в ходе исследовательской деятельности были успешно решены.
Во-первых, критически проанализирована история правовых учений, в которых так или иначе были отражены феномены правовой эмотивности. Проведен подробный критический анализ правовой доктрины Л.И. Петражицкого, как наиболее фундаментальной, на сегодняшний день, субъективно-эмотивистской теории права, и сформулированы направления дальнейшего исследования правовой эмотивности.
Критический анализ современных и прежних правовых учений, в которых исследуются феномены называемые чувством права, чувством справедливости, правовыми эмоциями, эмоциональной сферой правосознания и т.п., позволяет утверждать, что в большинстве работ представителей концепций правосознания, социологической юриспруденции и др. продемонстрирован значительный удельный вес иррационального в правовом, особенно судебном, процессе, но речь идет об эмоциональной сфере сознания как отношения к праву или институциализации базовых человеческих эмоций.
Для построения же философского концепта правовой эмотивности нами были выявлены работы направленные на познание отдельных аспектов феномена специфической правовой эмотивности. Это эмотвистские работы англо-шотландской этико-правовой школы конца XVII - XVIII вв., А. Шопенгауэра, Л.И. Петражицкого и отдельных представителей интуитивизма, философской антропологии и социобиологии. Впервые было показано, что данные авторы, в том числе и Л.И. Петражицкий, как автор наиболее фундаментальной, на сегодняшний день, субъективно-эмотивистской теории права, не открыли не только сущность субъективной правовой эмотивности, но и функции данного феномена, так как остановились на характеристике правовых эмоций в качестве эмоционально-интеллектуальных структур с упором на интеллектуальные представления, редуцируя при этом нормативное законодательство к правовым эмоциям. Таким образом, игнорирование как иррациональных основ и глубин права, так и способностей к рациональному нормотворчеству не способно объяснить порой заданное, а порой спонтанное поведение человека. Поэтому, по-нашему мнению, не только философское осмысление правовой эмотивности, но и научное познание названного феномена находится еще на стадии становления.
Во-вторых, рассмотрены основы доктрины отрицающей бытие эмоционального в праве, и сделна попытка переосмыслить данную теорию с позиций ее собственных выводов, дабы понять, каким образом здесь происходит редукция эмоционального к рациональному.
Рассмотрение основ доктрины И. Канта отрицающей бытие эмоционального в праве показало, что антиэмотивистское правопонимание разработанное И. Кантом, отрицающее бытие правовой эмотивности в пользу единой системы рационально-морального законодательства, не смогло обойтись без привлечения эмоционального элемента в области мотивации, и основано на редукции эмоционального опыта к понятию априорного.
В-третьих, установлено содержание понятия «эмотивность», выявлено его субъективно-онтологическое обоснование и выведен принцип генезиса социального бытия эмотивности на основе базовых эмоций человека.
Создание концепта правовой эмотивности потребовало разработки адекватной онтологии общей эмотивности, как аналитически выделенной чистой аффективности, преодолевающей функциональное понимание эмоций и психики человека. Эмоции, рассматриваемые вне концепций сознания и бессознательного, были осмыслены нами в качестве чисто субъективных внекогнитивных феноменов переживания, как дофункциональной основы психики. Для эмоциональных процессов характерен переход от психической переработки органических потребностей к метапотребностному уровню.
В отличие от доминирующих точек зрения установлено, что подлинно социальное бытие эмоции приобретают не на уровне эмоциональных паттернов, а на уровне социально-аффективной трансформации эмоциоподобных явлений, занимающих промежуточное положение между собственно эмоциями и драйвами, когда биологическое становится малоэффективным.
В-четвертых, создан социально-философский концепт правовой эмотивности как социально-трансформированного феномена в условиях недостаточности биопсихического обеспечения жизнедеятельности человека, проясняющий некритически используемое понятие чувства права.
При построении концепта правовой эмотивности, предмет исследования был определен как специфический социально-аффективный феномен. Движение от феномена к концепту позволило осмыслить правовую эмотивность в качестве феномена переживания, вызванного потребностью в социальной безопасности личности (биотического и социального «Я»), как социально трансформированный базовый эмоциоподобный драйв безопасности. Понятия же права на жизнь, собственность, права на имя и т. д. являются дестигнаторами правовой эмотивности на вербальном уровне. Предложенная краткая характеристика концепта правовой эмотивности построена иначе, чем определения научных понятий. Раскрытые в работе свойства правовой эмотивности (аффективность, процессуальность, кратковременность, спонтанность, антогонистичность, ненормативность, внеморальность и др.), непосредственно не включены в характеристику концепта. Важнее было сформулировать исторический смысл обнаруженного феномена.
Было выяснено, что правовая эмотивность не есть просто эмоциональное сопровождение нарушающего посягательства, а одновременно несет активно-позитивное правовое содержание. Объясняется это тем, что согласно обще-эмотивной закономерности превращения эмоций в метапотребность, потребность в насыщении психики правовой эмотивностью становится обнаружением не только потребности в социальной безопасности, но и приобретает самостоятельное потребностное значение.
В-пятых, для завершенности построения социально-философского концепта правовой эмотивности и демонстрации его работы было указано на различие правовой эмотивности и социально-психических основ законотворчества, тем самым доказана принципиальная нередуцируемость правовой эмотивности к понятию системы нормативного законодательства, их методологическая индифферентность.
Работа созданного концепта демонстририровала принципиальное различие правовой эмотивности как разновидности эмоциональной реальности и нормативного законодательства. Правовая эмотивность не есть основа для эмоционально окрашенных представлений нормального и ненормального поведения, а чисто аффективное следствие достигшей уровня переживания потребности в сохранении запаса содержания биотического и социального «Я». Поэтому, правовая эмотивность в своем довербальном чисто эмоциональном виде ненормативна, как и иные эмоциональные процессы. Закон же, как нормативное суждение, несмотря на эмоционально-оценочную составляющую, в целом принадлежит рациональной сфере. Правовая эмотивность и закон различаются также по критериям методологической природы, теоретическим атрибутам (отношению к категории истины), социальной объективности и моральности. Мы выяснили, что эти феномены не синтезоспособны и не конкурентны друг другу, так как лежат в разных индифферентных рядах.
В результате решения поставленных задач была достигнута цель исследования - создан социально-философский концепт правовой эмотивности как чисто аффективной разновидности социально-эмоциональных процессов, позволяющий перейти от частно-научной феноменальности и функциональности к концептуальному уровеню знания.
Перспективы исследования: Проведенное исследование требует решения ряда философских задач, которые в силу объема диссертации, были отражены в
155 работе схематично, либо вообще выведены за скобки. Так, в частности, необходимо приложение теорий соотношения биологического и социального к концепции правовой эмотивности. Требует специального рассмотрения проблема филогенеза правовой эмотивности, что особенно затруднительно ввиду сложности реконструкции процесса эволюции эмотивности, проблема, требующая нахождения адекватной методологии и критериев отбора большого объема исторических источников. Перспективным, на наш взгляд, является путь исследования, помимо правовой эмотивности здорового человека, также патологических вариантов эмоционально-правовых процессов. Дальнейшего исследования требуют словесно-речевые феномены, возникающие на базе правовой эмотивности. Наконец, концепт правовой эмотивности может быть использован для исследования, не опирающегося на тексты нормативного законодательства, механизма принятия решений судом присяжных и третейским судом, что имеет очень важное практическое значение.
Список научной литературыПопов, Салман Николаевич, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Абрамян JI.A. Несколько замечаний о структуре кантовского понятия свободы // Кантовский сборник. Калининград, 1990. - Вып. 15. - С. 39-52.
2. Августин А. Исповедь // Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий. M., 1992. - С. 7-222.
3. Августин Блаженный. О граде Божием. Мн. - М., 2000. - 1296 с.
4. Алексеев H.H. Основы философии права. СПб., 1999. - 256 с.
5. Алексеев H.H. Теория государства // Алексеев H.H. Русский народ и государство. М., 1998. - С. 386-624.
6. Алексеев С.С. Самое святое, что есть у Бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М., 1998. - 416 с.
7. Алексеев С.С. Право: азбука теория - философия: опыт комплексного исследования. - М., 1999. - 712 с.
8. Аннерс Э. История европейского права. М., 1996. - 395 с.
9. Анохин П. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. 2-е изд. - М., 1964.-Т. 35.-С. 339-357.
10. Ю.Аристотель. Политика // Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997.-С. 33-268.
11. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. M., 1973. - 536 с.
12. Баскин Ю.Я. Кант. М., 1984. - 88 с.
13. И.Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия права. Краткий словарь. СПб., 2000. - 400 с.
14. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. - 384 с.
15. Беседы В.Д. Дуванина с М.М. Бахтиным. М., 1996. - 256 с.
16. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Канонические. -Chicago, 1990.-300 с.
17. Боботов C.B. Буржуазная социология права. М., 1978. - 224 с.
18. Боботов C.B., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М., 1997. - 333 с.
19. Бодрийяр Ж. Соблазн. М., 2000. - 319 с.
20. Бреслав Г.М. Система эмоциональной регуляции деятельности в процессе целеобразования // Психологические механизмы целеобразования. М., 1977. -С. 95-109.
21. Булатов М.А. «Практический разум», философия истории и теория целесообразности // Критические очерки по философии Канта. Киев, 1975. -С. 62-108.
22. Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии: В 2 т. Т. 1: От марксизма к идеализму. М., 1997. - 336 с.
23. Булгаков С.Н. Христианская социология // Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии: В 2 т. Т.2: Статьи и работы разных лет. 1902-1942. -М., 1997. С. 528-565.
24. Бутнев В.В. Понятие субъективного права // Философские проблемы субъективного права: Тез. докл. VI обл. научно-практич. конф. молодых ученых и специалистов. 4-6 февр. 1990 г. Ярославль, 1990. - С. 9-11.
25. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX века // Вопросы философии. - 1991. - № 8. - С. 25-40.
26. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 1998. - 656 с.
27. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. - 200 с.
28. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. -М., 1998.- 685 с.
29. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. - 143 с.
30. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. -288 с.
31. Виндельбанд В. От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. М., 1998. - 496 с.
32. Вригт Г.Х. фон. Нормы, истина и логика // Вригт Г.Х. фон. Логико-философские исследования: Избранные труды. М., 1986. - С. 290-410.
33. Вригт Г.Х. фон. Объяснение и понимание // Вригт Г.Х. фон. Логико-философские исследования: Избранные труды. М., 1986. - С. 35-241.
34. Вригт Г.Х. фон. О логике норм и действий // Вригт Г.Х. фон. Логико-философские исследования: Избранные труды. М., 1986. - С. 245-289.
35. Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. - М., 1993. - С. 48-65.
36. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1999. - 536 с.
37. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994. - С. 13-152.
38. Гак Г.М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. М., 1960.-200 с.
39. Ганина H.A., Корнева Т.В. Экспериментально-психологическое исследование восприятия речевой и мимической экспрессии // Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л., 1980. - С. 64-67.
40. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. - 524 с.
41. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии: Переводы. М., 1988. - С. 152-201.
42. Гельвеций К.А. Об уме // Сочинения: В 2 т. М., 1974. - Т.1. - С. 143-603.
43. Гельвеций К.А. О человеке // Сочинения: В 2 т. М., 1974. - Т.2. - С. 5-567.
44. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофизиологическое исследование. М., 1966. - 672 с.
45. Гессен С.И. Правовое государство и социализм // Избранные сочинения. -M., 1999. С. 145-542.
46. Гоббс Т. Основ философии. Часть третья. О гражданине // Сочинения: В 2 т. -М., 1989.-Т.1.-С. 271-506.
47. Графский В.Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. 1998. - № 8. - С. 114-119.
48. Григорьян Б.Т. Философская антропология: Критический очерк. М., 1982. -188 с.
49. Гринберг Jl.Г., Новиков А.И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. Л., 1977. - 171 с.
50. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М., 1980. - 180 с.
51. Грот Н. Психология чувствований в ее истории и главных основах. СПб., 1879-1880.-569 с.
52. Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994. - 868 с.
53. Грязин И.Н. Методологические основы теории толкования правовых текстов. Критический анализ современных англо-американских буржуазных концепций: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1979. - 16 с.
54. Гулыга A.B. Кант. 3-е изд. - М., 1994. - 304 с.
55. Гулыга A.B. Немецкая классическая философия. М., 1986. - 334 с.
56. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных // Сочинения. М., 1953.-Т. 5.-С. 681-920.
57. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998. - 288 с.
58. Денежкин А. «Фактичность и значимость» Ю. Хабермаса: новые исследования по теории права и демократического правового государства // Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М., 1995. - С. 181-207.
59. Джероза Л. Каноническое право в католической Церкви. М., 1999. - 379 с.
60. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. - 620 с.
61. Джемс В. Научные основы психологии. СПб., 1902. - 370 с.
62. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978. - 272 с.
63. Думанов Х.М., Першиц А.И. Мононорматика и начальное право. Статья вторая // Государство и право. 2001. - № 9. - С. 85-91.
64. Дюринг Е. Социальное спасение в действительном праве. - СПб., 1909. -356 с.
65. Еллинек Г. Социально-этическое значение права, неправды и наказания. -М., 1910. 148 с.
66. Ершов Ю.Г. Философия права (материалы лекций). Екатеринбург, 1995. -56 с.
67. Желтова В.П. Философия и буржуазное правосознание: Историко-философский очерк. М., 1977. - 104 с.
68. Жуков В.Н. Петражицкий // Русская философия: Словарь. М., 1999. - С. 370-372.
69. Закомлистов А.Ф. Философско-правовая доктрина судебной этики. Пермь, 2000. - 267 с.
70. Зандкюлер Х.Й. Демократия, всеобщность права и реальный плюрализм // Вопросы философии. 1999. - № 2. - С. 35-50.
71. Запорожец A.B., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974. - № 6. -С.59-73.
72. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т. Ростов-на / Д., 1999.-Т.2.-544 с.
73. Зиммель Г. Кант. Шестнадцать лекций, прочитанных в Берлинском университете // Зиммель Г. Избранное. Т.1: Философия культуры. М., 1996. -С. 7-157.
74. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. - 270 с.
75. Иванов A.B. Сознание и мышление. М., 1994. - 130 с.
76. Иеринг Р. фон. Борьба за право. СПб., 1912.-71 с.
77. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 1999. - 464 с.
78. Иларион. Слово о Законе и Благодати // Слово Древней Руси. М., 2000. - С. 15-49.
79. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001. - 752 с.
80. Ильин И.А. О сущности правосознания // Собрание сочинений: В 10 т. М., 1994.-Т.4.-С. 149-414.
81. Ильин И.А. Понятия права и силы (Опыт методологического анализа) // Собрание сочинений: В 10 т. М, 1994. - Т.4. - С. 5-44.
82. История политических и правовых учений XVII XVIII вв. / Отв. ред. B.C. Нерсесянц. - М., 1989. - 448 с.
83. История политических и правовых учений. XX в. / Отв. ред. B.C. Нерсесянц. -М., 1995.-347 с.
84. Казимирчук В.П., Боботов C.B. Основные тенденции в развитии современной буржуазной социологии права // Право и борьба идей в современном мире: критика современных буржуазных концепций права. М., 1980. - С. 12-19.
85. Казмер М.Э. Социологическое направление в русской дореволюционной правовой мысли. Рига, 1983. - 130 с.
86. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Т. 3. Кн. IV. М., 1999.- 639 с.
87. Кант И. Критика практического разума // Сочинения: В 8 т. М., 1994. - Т.4.- С. 373-565.
88. Кант И. К вечному миру. Философский проект // Сочинения: В 8 т. М., 1994.-Т.7.-С. 5-56.
89. Кант И. Метафизика нравов // Сочинения: В 8 т. М., 1994. - Т.6.-С. 223-543.
90. Кант И. Основоположения метафизики нравов // Сочинения: В 8 т. М., 1994.-Т.4.-С. 153-246.
91. Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия // Сочинения: В 8 т. М., 1994.-Т.8.-С. 256-262.
92. Кант И. О поговорке «Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики» // Сочинения: В 8 т. М., 1994. - Т.8. - С. 158-204.
93. Кант И. Спор факультетов // Сочинения: В 8 т. М., 1994. - Т.7. - С. 57-136.
94. Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986. - 352 с.
95. Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб., 1996. - 368 с.
96. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997. - 447 с.
97. Катков В.Д. Jurisprudentiae novum Organon. (Реформированная общим языковедением логика и юриспруденция). Т. 1: Цивилистика. Одесса, 1913.- 658 с.
98. Келли П. Судебные решения в гражданских делах США // Американское правительство: единство в многообразии. М., 1997. - С. 284-299.
99. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2000. - 560 с.
100. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России // Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979. - С. 248-293.
101. Киссель М.А. Автономия нравственного сознания истина и заблуждение // Этика Канта и современность. - Рига, 1989. - С. 43-68.
102. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права // Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб., 1999. - С. 5-414.
103. Клапаред Э. Чувства и эмоции // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. - М., 1993.-С. 97-106.
104. Классен К. Основания для антропологии чувств // Международный журнал социальных наук. 1998. - №> 20. - С. 121-134.
105. Кленнер Г. От права природы к природе права. М., 1988. - 320 с.
106. Кнапп В., Герлох А. Логика в правовом сознании. М., 1987. - 312 с.
107. Ковалевский М.М. Сочинения: В 2 т. Т.1: Социология. СПб., 1997. - 287 с.
108. Коркунов Н.М. История философии права. Пособие к лекциям. 3-е изд. -СПб., 1903.-483 с.
109. Костандов Э.А. Восприятие и эмоции. М., 1977. - 248 с.
110. Кохановский В.П. Историзм как принцип диалектической логики. Ростов-на/Д., 1978.- 160 с.
111. Кощей Л.А. Критика сознания как условие его преобразования // Пробуждающееся сознание: Сб. научных статей. Барнаул, 1995. - С. 77-83.
112. Красовицкая Н. Социологическая школа права в России: Л.И. Петражицкий (1867-1931) // Рубеж. Альманах социальных исследований. Сыктывкар, б. г. -№ 10-11. -С. 23-29.
113. Кропоткин П.А. Современная наука и анархия // Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990. - С. 237-574.
114. Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. - М., 1993. - С. 113-124.
115. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права: Учебник для вузов. М., 1995. - 297 с.
116. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX века: Учебное пособие для ун-тов. - М., 1989. - 480 с.
117. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989. - 208 с.
118. Кучуради И. ПА1ДЕ1А как субъективное условие разумного осуществления прав человека // Вопросы философии. 1999. - № 8. - С. 29-35.
119. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995. - 271 с.
120. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Избранные труды по психологии. М., 1997. - С. 5-266.
121. Лао-цзы. Трактат о Пути и Потенции (Дао-Дэ цзин) // Антология даосской философии. М., 1994. - С. 23-65.
122. Леви Э.Х. Введение в правовое мышление. М., 1995. - 115 с.
123. Лейбниц Г.В. Монадология// Сочинения: В 4 т. М., 1982.-Т. 1.-С. 413-429.
124. Лейбниц Г.В. Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи, существующей между душою и телом // Сочинения: В 4 т. -М., 1982.-Т. 1.-С. 271-281.
125. Леонтьев А. Эмоции // Философская энциклопедия. М., 1970. - Т. 5. - С. 553-556.
126. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000. - 511 с.
127. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Записки отшельника. М., 1992. - С. 117-132.
128. Линдслей Д.Б. Эмоции // Экспериментальная психология. М., 1960. - С. 629-684.
129. Липер Р.У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций. Тексты. -2-е изд. М, 1993. - С. 145-159.
130. Лобовиков В.О. Проблема соотношения чувственного и рационального в моральных оценках и нормах (критика эмотивизма) // Чувственное и рациональное: Межвуз. сб. научных трудов. Свердловск, 1982. - С. 78-84.
131. Лобовиков В.О. Математическое правоведение. Часть 1: Естественное право. Екатеринбург, 1998. - 240 с.
132. Локк Дж. Два трактата о правлении // Сочинения: В 3 т. М., 1988. - Т.З. -С. 135-405.
133. Локк Дж. Опыты о законе природы // Сочинения: В 3 т. М., 1988. - Т.З. - С. 3-53.
134. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973. -344 с.
135. Луковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект.-Л., 1985.- 160 с.
136. Лысков А.П. Правовая психология и ее место в структуре правосознания: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Л., 1969. - 16 с.
137. Лысков А.П. Человек: путь к цивилизации. Философский аспект социальной и культурной антропологии. М., 1997. - 120 с.
138. Мабли Г. О законодательстве или принципы законов // Избранные произведения. М. - Л., 1950. - С. 35-161.
139. Малахов В.А. Проблема нравственной свободы в этике Канта // Критические очерки по философии Канта. Киев, 1975. - С. 109-123.
140. Малеина М.Н. Право гражданина на индивидуальный облик (вид) /У Государство и право. 1990. - № 11. - С. 134-138.
141. Малинова И.П. Философия права (рефлексивная традиция): Дис. . докт. философ, наук. Екатеринбург, 1997. - 300 с.
142. Малько A.B. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления // Государство и право. 2001. - № 5. - С. 5-13.
143. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999. - 328 с.
144. Марков В.И. Отчуждение деятельности. Кемерово, 2001. - 167 с.
145. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. - 294 с.
146. Мееровский Б.В. Адам Смит как философ моралист // Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997. - С. 5-28.
147. Мельников А.Н. Размышления о нациях: Опыт перестройки понимания национального развития. Барнаул, 1989. - 149 с.
148. Мельников А.Н. Субъект национальных отношений: Опыт методологической реконструкции генезиса: Автореф. дис. . докт. философ, наук. Иркутск, 1997. - 38 с.
149. Мельников А.Н. Концепты национальной субъектности: план имманенции меры, качества и смысла // Философские дескрипты: Сб. научных статей. -Барнаул, 2001.-С. 142-148.
150. Монтескье Ш.Л. О духе законов. М., 1999. - 672 с.
151. Мур Дж.Э. Principia ethica // Мур Дж.Э. Природа моральной философии. -М., 1999.-С. 21-222.
152. Мур Дж.Э. Этика // Мур Дж.Э. Природа моральной философии. М., 1999. - С. 223-326.
153. Муромцев С.А. Определение и основное разделение права.-М., 1879.-169 с.
154. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. М., 1976. - 584 с.
155. Нарский И.С. Кант. М., 1976. - 207 с.
156. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М., 1997. - 652 с.
157. Ницше Ф. Злая мудрость. Афоризмы и изречения // Сочинения: В 2 т. М., 1990. - Т. 1. - С. 720-768.
158. Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение // Сочинения: В 2 т. М, 1990. - Т.2. - С. 407-524.
159. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Сочинения: В 2 т.-М., 1990.-Т.1.-С. 47-157.
160. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. СПб., 2000. - 352 с.
161. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. СПб., 1999. - 192 с.
162. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. -СПб., 2000. 320 с.
163. Новгородцев П.И. О задачах современной философии права // Сочинения. -М., 1995.-С. 300-306.
164. Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права // Сочинения. М., 1995. - С. 367-387.
165. Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко. Т.2: Теория права. М., 2000. - 656 с.
166. Ойзерман Т.И. Философия И. Канта (к 250-летию со дня рождения). М., 1974.-64 с.
167. Окара А.Н. Правосознание центральная категория философии права И.А. Ильина // Государство и право. - 1999. - № 6. - С. 84-93.
168. Олыпанникова А.Е. К психологической диагностике эмоциональности // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. - С. 93-105.
169. Пастушный С.А., Алтмышбаева Дж.А. Социобиология мифы и реальность. - Фрунзе, 1985. - 152 с.
170. Пейн Т. Права человека // Избранные сочинения. М., 1959. - С. 176-245.
171. Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. -М., 1990.- 176 с.
172. Петражицкий Л.И. Очерки философии права. Вып. 1. Основы психологической теории права. Обзор и критика современных воззрений на существо права. СПб., 1900. - 138 с.
173. Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. 2-е изд. - СПб., 1907. - 331 с.
174. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. - Т. 1. - 309 с.
175. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. - Т. 2. - 656 с.
176. Петражицкий Л.И. К вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права // Юридический вестник. 1913.-Кн. И.-С. 5-59.
177. Петражицкий Л.И. Акции и биржевая игра. Новосибирск, 1993. - 304 с.
178. Пиаже Ж. Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное // Вопросы психологии. 1996. - № 6. - С. 125-131.
179. Пионтковский A.A. Теория права и государства Канта // Философия Канта и современность. М., 1974. - С. 152-183.
180. Платон. Законы // Платон. Законы. М., 1999. - С. 71-437.
181. Ш.Плеснер X. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию // Проблема человека в западной философии: Переводы. М., 1988.-С. 96-151.
182. Подгурецкий А. Очерк социологии права. М., 1974. - 328 с.
183. Покровский И.А. История римского права. СПб., 1999. - 533 с.
184. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права.-М., 1998.-353 с.
185. Поппер K.P. Открытое общество и его враги. Т.1: Чары Платона. М., 1992. - 448 с.
186. Поппер K.P. Открытое общество и его враги. Т.2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М., 1992. - 528 с.
187. Прудон П.Ж. Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти // Прудон П.Ж. Что такое собственность? M., 1998.-С. 5-202.
188. Пяткина С.А. Психологическая интерпретация права в буржуазной юриспруденции XX в. // Право и борьба идей в современном мире: критика современных буржуазных концепций права. М., 1980. - С. 84-89.
189. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд. - М., 1972. - 168 с.
190. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.З: Новое время. СПб., 1996. - 736 с.
191. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. - 392 с.
192. Рибо Т. Логика чувств. СПб., б. г. - 148 с.
193. Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания // Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998. - С. 13-164.
194. Розов Н.С. Структура социальной онтологии: по пути к синтезу макроисторических парадигм // Вопросы философии. 1999. - № 2. - С. 3-22.
195. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. - 536 с.
196. Рубинштейн С.JI. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений. М., 1957. - 482 с.
197. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. - 720 с.
198. Рулан Н. Юридическая антропология. Учебник для вузов. М., 1999. - 310 с.
199. Русская идея: Монография. / Под ред. А.Н. Мельникова. Барнаул, 1992. -188 с.
200. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998. - С. 195-322.
201. Рябко И.Ф. Правосознание и правовое воспитание масс в советском обществе. Ростов-на/ Д., 1969. - 191 с.
202. Савиньи Ф.К. Обязательственное право. М., 1876. - 579 с.
203. Саммерс P.C. Господствующая правовая теория в США // Советское государство и право. 1989. - № 7. - С. 109-116.
204. Сапун В.А. Социалистическое правосознание и реализация советского права. Владивосток, 1984. - 112 с.
205. Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. -М., 1993.-С. 126-144.
206. Свежавски С. Святой Фома, прочитанный заново // Символ. 1995. - № 33. -С. 7-183.
207. Семенов В.В. Философия: Итог тысячелетий. Философская психология. -Пущино, 2000. 67 с.
208. Сен-Жюст Л.А. Дух Революции и Конституции во Франции // Сен-Жюст Л.А. Речи. Трактаты. СПб., 1995. - С. 181-251.
209. Сен-Жюст Л.А. Республиканские установления. Фрагменты // Сен-Жюст Л.А. Речи. Трактаты. СПб., 1995. - С. 277-319.
210. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981. - 215 с.
211. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. М., 1998. - 98 с.
212. Синха С.П. Юриспруденция. Философия права. Краткий курс. М., 1996. -304 с.
213. Скакун О.Ф. К вопросу об исторической преемственности в буржуазной теории права // Право и борьба идей в современном мире: критика современных буржуазных концепций права. М., 1980. - С. 74-83.
214. Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. М., 1978. -189 с.
215. Смирнов В.А. О перспективах анализа учения И. Канта о праве и морали средствами современной логики // Кантовский сборник. Калининград, 1990. -Вып. 15. - С. 68-73.
216. Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997. - 351 с.
217. Соловьев B.C. Кант // Сочинения: В 2 т.-2-е изд.-М., 1990.-Т.2. С. 441-479.
218. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Сочинения: В 2 т. 2-е изд. - М., 1990. - Т.1. - С. 47-580.
219. Соловьев B.C. Право и нравственность. Мн. - М., 2001. - 192 с.
220. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992.-216 с.
221. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали.-СПб., 1999. 448 с.
222. Спенсер Г. Справедливость. СПб., 1897. - 243 с.
223. Старченко A.A. Философия права и принципы правосудия в США. М., 1969.- 120 с.
224. Спиноза Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке // Избранные произведения. Ростов-на / Д., 1998. - С. 325-591.
225. Струве П.Б. Отрывки о государстве // Струве П.Б. Patriotika: Политика, культура, религия, социализм. М., 1997. - С. 63-70.
226. Струве П.Б. Предисловие к книге H.A. Бердяева «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К. Михайловском» // Струве П.Б. Patriotika: Политика, культура, религия, социализм. М., 1997. - С. 340-390.
227. Суслова JI.A. Философия И. Канта (Методологический анализ): Учеб. пособие для вузов. М., 1988. - 224 с.
228. Тарасов К.Е., Черненко Е.К. Социальная детерминированность биологии человека. М., 1979. - 366 с.
229. Тард Г. Социальная логика. СПб., 1996. - 554 с.
230. Тейхмюллер Г. Действительный и кажущийся мир. Новое основание метафизики. Казань, 1913. - 389 с.
231. Теория государства и права. Учебник для вузов. / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 1997. - 570 с.
232. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. М., 1985. - T.I. - С. 42-222.
233. Теплов Б.М. О музыкальном переживании // Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий.-М. — Воронеж, 1998.-С. 90-113.
234. Тимашев Н.С. Развитие социологии права и ее сфера // Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. -М, 1961.-С. 479-508.
235. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992. - 680 с.
236. Тихомиров O.K., Виноградов Ю.Е. Эмоции в функции эвристик // Психологические исследования. М., 1969. - Вып. 1. - С. 3-24.
237. Трубецкой E.H. Энциклопедия права. СПб., 1999. - 224 с.
238. Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве. -М., 1971.-381 с.
239. Уотсон Дж.Б. Психология как наука о поведении // Бихевиоризм. Э. Торндайк. Джон Б. Уотсон. М., 1998. - С. 251-672.
240. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. -210 с.
241. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974. - 325 с.
242. Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества. М., 2000. - 326 с.
243. Фишер К. История новой философии. Т.5. Ч. 2: Иммануил Кант и его учение. СПб., 1906. - 656 с.
244. Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма // Вопросы философии. 1990. - № 10. - С. 80-98.
245. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.-601 с.
246. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989. - 576 с.
247. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. Харьков - М., 2001. - С. 373-436.
248. Фрейд 3. «Я» и «Оно» // Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. -Харьков -М., 2001. С. 509-558.
249. Френкин A.A. Уровни правого сознания // Вопросы философии. 2001. - № 9.-С. 25-35.
250. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. М., 1975. - Вып. V. -С. 111-195.
251. Фромм Э. Бегство от свободы // Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя. -Мн., 1998. С. 3-366.
252. Хабермас Ю. Гражданство и национальная идентичность // Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М., 1995.-С. 209-245.
253. Хадзопулос А. Между ересью и православием (о значении бесстрастия в традиции патристики) // Символ. 1995. - № 33. - С. 275-293.
254. Хайнд Р. Поведение животных. Синтез этологии и сравнительной психологии. М., 1975. - 855 с.
255. Хатчесон Ф. Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели // Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М., 1973. - С. 41-261.
256. Хёффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства. М., 1994. - 328 с.
257. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. - № 2. - С. 61-74.
258. Холодная М.А. Интегральные структуры понятийного мышления. Томск, 1983. - 190 с.
259. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование). М., 1992. - 180 с.
260. Хомяков A.C. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу одного окружного послания Парижского архиепископа // Сочинения: В 2 т. Т.2: Работы по богословию. М., 1994. - С. 72-128.
261. Циолковский К.Э. Монизм вселенной // Русский космизм. М., 1993. - С. 264-277.
262. Цицерон М.Т. О государстве // Цицерон М.Т. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма. М., 1999. - С. 43-144.
263. Цицерон М.Т. О законах // Цицерон М.Т. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма. М., 1999. - С. 145-224.
264. Челпанов Г.И. Психология познания // Челпанов Г.И. Психология. Философия. Образование. М. - Воронеж, 1999. - С. 9-252.
265. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург, 1993. - 192 с.
266. Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М., 1988. -144 с.
267. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Избранные тексты. Вып. 1. М.,1987. 158 с.
268. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Избранные тексты. Вып. 2. М.,1988. 160 с.
269. Чухина Л.А. Проблема человека в философии Иммануила Канта // Этика Канта и современность. Рига, 1989. - С. 11-42.
270. Шапкин С.А. Межполушарная асимметрия в переработке эмоционально окрашенной информации // Вопросы психологии. 2000. - № 3. - С. 102-116.
271. Шаховский В.И. О роли эмоций в речи // Вопросы психологии. 1991. - № 6. -С. 111-116.
272. Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма // Сочинения: В 2 т. М., 1987. - Т.1. - С. 227-489.
273. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Тула, 2001. - 720 с.
274. Шефтсбери. Моралисты // Шефтсбери. Эстетические опыты. М., 1975. - С. 77-236.
275. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. -М, 1971.-223 с.
276. Шлегель Ф. Философия языка и слова // Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. М., 1983. - Т. 2. - С. 360-386.
277. Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. - С. 19-258.
278. Шопенгауэр А. Собрание сочинений: В 5 т. Т.1: Мир как воля и представление. М., 1992. - 395 с.
279. Штаммлер Р. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории. СПб., 1907. - Т.1. - 408 с.
280. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, 1994. - 560 с.
281. Эвола Ю. Языческий Империализм. М., 1994. - 172 с.
282. Юм Д. Исследование о принципах морали // Сочинения: В 2 т. 2-е изд. -М., 1996. -Т.2. - С. 177-314.
283. Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам // Сочинения: В 2 т. 2-е изд. - М., 1996. - Т.1. - С. 53-655.
284. Юнг К.Г. Психологические типы. Мн., 1998. - 656 с.
285. Явич JI.C. Общая теория права. JL, 1976. - 287 с.
286. Явич Л.С. Сущность права. Социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической формы общественных отношений. Л., 1985. - 207 с.
287. Яковлев A.M. Право и социология. Кризис законности в США. М., 1975. -112 с.174
288. Ященко A.C. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства // Ященко A.C. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб., 1999. - С. 53-228.
289. Arnold T.W. The Symbols of Government. New Haven, 1935. - 326 p.
290. Bodenheimer E. Jurisprudence. N.Y. - London, 1940. - 357 p.
291. Bodenheimer E. Philosophical anthropologic and the law // Calumbia law review. 1971. - Vol. 59. - 863 p.
292. Frank J. Law and the Modern Mind. N.Y., 1963. - 368 p.
293. Hagerstrom A. Inquiries into Nature of Law and Morals. Uppsala - Wisbaden, 1953.- 674 p.
294. Holmes O.W. The Common Law. Boston, 1938.- 642 p.
295. Murphy Jeffrie G., Hampton Jean. Forgiveness and mercy. Cambridge, 1988. -194 p.
296. Stephen J.F. A History of the Criminal Law of England. London, 1883. -Vol.II. - 296 p.