автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему: Пражская научная школа конца XVI - начала XVII веков
Текст диссертации на тему "Пражская научная школа конца XVI - начала XVII веков"
о
с/
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
Гордеев Николай Павлович
/
Пражская научная школа конца XVI- начала XXII веков
24.00.02 - Историческая культурология
Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологических наук
Научный руководитель -Доктор философских наук, профессор РГГУ
Старостин Б.А.
Москва - 1998 г.
введение_4
1. император рудольф ii - деятель эпохи постренессанса, инициатор, покровитель и руководитель пражской школы_16
1.1. историческая ситуация............................................................................................................16
1.2. воспитание рудольфа при дворе филиппа ii...................................................................20
1.3. духовный облик рудольфа.......................................................................................................22
1.4. взгляды и вкусы рудольфа и основные аспекты его научной
и культурной деятельности.....................................................................................................29
2. выдающиеся астрономы пражской школы-
тихо де браге и иоганн кеплер_36
2.1. николай коперник как предшественник пражской школы....................................38
2.2. роль рудольфа в развитии астрономии.............................................................................41
2.3. тихо де браге...................................................................................................................................42
2.4. иоганн кеплер.................................................................................................................................50
3. врачи и алхимики круга рудольфа ii_62
3.1. краткий экскурс в историю алхимии................................................................................63
3.2. краткая характеристика творческого пути парацельса
и успехи ятрохимии....................................................................................................................67
3.3. парацельсистские взгляды рудольфа и его соратников.........................................74
3.4. выдающиеся врачи в окружении рудольфа....................................................................75
3.5. алхимики пражской школы, их единомышленники и легенды, связанные с ними..........................................................................................................................78
4. гуманитарные науки в пражской школе_89
4.1. гильом постель - один из ближайших предшественников рудольфинцев......90
4.2. теория искусства....................................................................................................,....................96
4.3. правоведение..................................................................................................................................98
4.4. историография.............................................................................................................................100
4.5. записки о посольствах и путешествиях.......................................................................102
4.6. генрих юлиус брауншвейгский - известный рудольфинец
и ближайший соратник императора.................................................................................106
4.7. международные связи пражских гуманистов............................................................108
4.8. ян амос коменский как продолжатель дела рудольфинцев................................108
5. эрудиты пражской шкЬлы
на периферии круга придворных ученых_111
5.1. карлов университет, его история до тридцатилетней войны,
характер преподавания и наиболее выдающиеся профессора.........................111
5.2. мудрецы пражского гетто.....................................................................................................126
5.3. кружок гуманистов бреслау.................................................................................................134
5.4. двор графов розенбергов..........................................................................................................134
заключение__136
литература _ _141
ВВЕДЕНИЕ
Пражская научная школа конца XVI - начала XVII вв. представляла мощное объединение, которое сыграло чрезвычайно важную роль в становлении новой европейской науки, а также стало ядром постренессансного культурного движения в Центральной Европе и одним из важнейшим центров развития на всем континенте. Однако эта роль нуждается в тщательной оценке, что предполагает обоснованный выбор направления исследования - выявление ряда проблем, связанных с понятием школы и науки в теоретическом и историческом плане применительно к пражскому сообществу эрудитов.
Для выбора основных направлений исследований, вероятно, можно использовать положение Б.М.Кедрова о трех факторах (климатах) научного исследования. К ним относятся: 1) глобальный климат, обусловленный развитием науки, 2) макроклимат - исторические условия и обстоятельства, в которых протекает научное творчество, 3) сугубо индивидуальные неповторимые условия и особенности деятельности отдельных ученых (Кедров Б.М. 1988, с. 12-13). Б. М. Кедров пишет об индивидуальном научном творчестве, но упомянутое положение применимо и к школе как единому творческому организму. Это позволяет охарактеризовать: 1) место школы в истории науки, 2) причины и обстоятельства, обусловившие особенности его деятельности, 3) оценить результаты ее деятельности и открытия ее исследователей.
Но вначале необходимо дать определение школы применительно к рассматриваемому направлению эрудитов, которое, как будет показано в настоящей работе, отличалось рядом специфических свойств. Принятое в прошлом толкование термина "школа" - группа лиц, придерживающихся одних и тех же взглядов и методов, признано устарелым, хотя в нем есть рациональное зерно (единство взглядов и методов). Г. Штейнер модернизирует эту дефиницию и говорит о "сообществе ученых разных статусов и компетенций, координирующих усилия под руководством лидера и внесших вклад в реализацию и развитие исследовательской программы, способных активно представлять цели и
результаты программы (Штейнер Г., 1977, с. 127). Но такая формулировка, скорее, относится к запланированной деятельности научно-исследовательского института. Она не отражает творческий характер и духовное единство школы.
М.Г. Ярошевский пишет о "Сложной системе личностных отношений, укорененных любым образом организованной деятельности по совместному постижению природы вещей" (Ярошевский М.Г., 1977, с7.). Здесь подчеркивается особый межконтактный характер деятельности школы, но упор по существу делается на социологический аспект.
Наиболее адекватным следует считать толкование Б.А. Старостина: школа -"Коллектив последователей одного лидера, ведущих свои темы, но связанные с ним через непосредственное обучение, руководство, а между собой - через личные контакты и общие приемы исследования. Существенным признаком является также самосознание школы, т.е. насколько ее представители отдают себе отчет в принадлежности к данной традиции "(или желании ее обновить - Н.Г.) (Старостин, 1977, с. 197). Важно, что цитируемое определение сохраняет связь с традиционным пониманием школы и в то же время учитывает новейшие воззрения. Кроме того, подчеркивается культурно-исторический и духовный аспект подобного объединения.
Упомянутый автор отмечает, что в ряде случаев необходимо обращение к более широкому кругу научных коллективов и традиций - таких, как научное направление (в общем смысле), полицентрическая школа, в которой лидерство колеблется или переходит от одного руководителя к другому и т.п. "Эти коллективы представляют собой как бы субстрат, из которого могут выкристаллизоваться, а могут и не выкристаллизоваться школы в узком понимании" (там же).
Сама идея различения школ "в узком и широком смысле" мне представляется весьма плодотворной. Вероятен еще более редкий случай -существование школы, которую можно трактовать и как общее направление и широкий круг научных коллективов и традиций, как полицентрическое
объединение и как коллектив последователей одного лидера. Задача предлагаемого исследования и состоит в том, чтобы показать, что в качестве школ в узком и широком смысле можно изучать два научных центра -Александрийский, существовавший в эпоху Птолемеев (III в. до н.э -VII в.н. э.) и Пражский времен Рудольфа Габсбурга ( конец XVI - начало XVII вв.).
Б.А.Старостин подчеркивает, что школа - это явление, в котором может быть ярче, чем в каком-либо другом, проявляется системность науки и в то же время историческая обусловленность специфического модуса школы как многоаспектной и иерархической структурированной многоуровневой функциональной системы, которой свойственны определенная топология, внутренние и внешние междисциплинарные связи (там же).
Исходя из позиций истории науки и культуры и всеобщей истории, можно уяснить содержание научной школы в конкретную эпоху: моменты общности и специфичности в генезисе школ, их сравнительную продуктивность, ретроспективность и влияние на последующие научные и культурные процессы (там же, с. 197-198).
В настоящей работе предполагается рассмотреть следующие проблемы: (применительно к Пражской школе):
1) понятие научной школы и ее лидера
2) преемственность школ
3) роль мировоззрения и идеологии в деятельности школы
4) школа как продукт и важный фактор взаимодействия наук
5) интернациональная и межрегиональная школа
6) система школ - государство, общество как фактор, определяющий развитие науки и культуры, государства и общества.
В данном случае представляется необходимым изучить проблемы преемственности школ - в ближайшей и отдаленной перспективе, что предполагается изучение "глобального" климата и макроклимата научного творчества. Ближайшими предшественниками Пражской школы, видимо,
являлись итальянские "академии" XV-XVI вв. Вначале эти сообщества отличались академической направленностью, но в дальнейшем они стали специализироваться на различных предметах. Акцент делался на филологические исследования, в частности, на усовершенствование итальянского языка. Подобные учреждения постоянно формализовались, приобретали известную структуру и руководствовались регламентом. Эти изменения в характере академий, первоначально представлявших собой кружки друзей, были вызваны обострением политической обстановки с началом реформации и Контрреформации.
Самой ранней и самой значительной из ренессансных академий Италии была Платоновская академия, основанная в середине XV в. во Флоренции по инициативе семьи Медичи. Лидерами этой академии стали Фичино, Полициано и Пико делла Мирандола (Yates, 1940, р.4).
Влияние других академий было не столь значительно и в сущности скоротечно.
Пражская школа также возникла в эпоху Возрождения, на культуру которого оказали влияние античное и средневековое культурное наследие и ускоренное развитие науки (в частности, гелиоцентрическая система Аристарха Самосского - Коперника) и великие географические открытия. Но Пражская школа, как и поздние итальянские академии, возникла и существовала в эпоху религиозных войн и усиления католической и протестантской реакции, в обстановке культурной революции, вызванной гелиоцентрической системой Коперника, всеобщим разочарованиям, резким критицизмом, утопическими и мессианскими чаяниями. Подобные сдвиги в сознании (а не в познании, как у Т. Куна), происходящие в переломную эпоху, для которых характерна чрезвычайная активность всех слоев населения в политической, религиозной и социальной областях, непримиримые конфликты и глубокие потрясения, вызывают, в частности, научные и культурные революции.
Как пишет A.B. Ахутин, в XVI в. происходит действительно духовный переворот, " проникающий до сердцевины духа и сказывающийся во всех сферах культуры" (Ахутин, 1991, с.82, 90).
Однако В.И.Вернадский указывает, что подобный взрыв научного творчества "идет в прочных и стойких не разрушающихся рамках" (Вернадский, "Мысли". Архив АН СССР, 1975, с.233). Происходит не смена парадигм по Куну, а ее переосмысление и внесение новых элементов.
Таким образом, для развития науки характерны прежде всего преемственность и непрерывность, что и предполагается показать на примере Пражской школы. Действительно, традиции Возрождения и прежде всего переломного Постренессанса, восходят к эллинистической эпохе и есть признаки того, что Пражскую школу можно считать преемницей Александрийской (обоснование Кеплером гелиоцентрической системы Аристарха Самосского -Коперника, широкое обращение рудольфинцев к эллинистической герметике, увлечение автоматами, восходящее к Александрийской эпохе и т.д. Поэтому необходим краткий экскурс в историю эллинизма.
Эллинизм был временем, когда в результате разрушения Персидской монархии, перекраивания территорий, захваченных Александром Македонским и его диадохами, произошло переселение множества людей и притом в пределах одного поколения и установления контакта с самыми различными народами. Все эти события дали резкий толчок для духовных поисков: все поставили вопрос о месте человека в этом изменяющемся мире. (Свенцицкая, 1992, с. 218- 230). Произошла синкретизация культуры и религии. Часто при содействии эллинистических царей. Возникли тенденции к монотеизму (как к унитаризму в эпоху Реформации). Поворот произошел во всех областях культуры, хотя эти изменения неравнозначны. Многие новые направления были только намечены. Усилия по переработке классического наследия не были доведены до конца и создание цельного мировоззрения и гармоничной культуры были отложены, как казалось, на будущее. Но в целом эллинистическая культура - новая стадия
культурной истории человечества, повлиявшая на весь его культурный ход (Ранович, 1950, с.37, 98).
Крупнейшим центром эллинистической культуры была Александрия -столица Птолемеев в Египте. Ее значение во многом сохранилось и в римскую эпоху. В этом городе с конца IV в. до н.э. по 630 г. н.э. существовала Александрийская школа. Последний термин употребляется в самом широком смысле и обозначает целый ряд школ (школы математиков, астрономов, историков во времена Птолемеев, затем философская школа и, наконец, школа христианских богословов - см. Matter, 1825).
В период царствования Птолемеев (306-30 г.н.э.) монархи стремились продолжать и развивать старую греческую культуру. Но если в литературе и искусстве преобладало подражание, то в области математики, естествознания, медицины и технологии был создан ряд важных трудов, имели место важные научные достижения.
Первым начал приглашать ученых в Александрию Птолемей I Сотер. Он был широко образован по тому времени, любил литературу и написал ценное историческое сочинение (Matter, 1825, р.25). Сотер переписывался с философом Теофрастом. Его сын Птолемей Филадельф, ученик философа Стратова, укреплял страну, не ведя войн, расширял торговлю и покровительствовал наукам. Он изучал натурфилософию и ботанику, собирал растения, животных, коллекционировал произведения искусства, приобрел библиотеку Аристотеля.
Приглашенные Птолемеями ученые (со всех концов эллинистического мира) жили и работали в Мусейоне - храме муз, находившимся среди других дворцовых зданий. Они занимались различными дисциплинами, тогда как ранее существовали только философские школы или сообщества вокруг одного лидера ( Matter, 1825, pp.29-32 ). Деметрий Фалерский, Зенонот Аристарх представляли школы грамматиков и комментаторов. Герофил, Эразистраст и др. - школы анатомии и медицины. Тимарх, Аристил, Гиппарх и Птолемей - астрономическую школу. Эратосфен и Гиппарх положили начало научной картографии. Герон
изготовлял часы и автоматы. Паппос описал ряд простейших механизмов. Они представляли школу механики, оказавшую большое влияние на механику Возрождения. Вакхид, Аполлоний Пергский были выдающимися деятелями школы геометрии и арифметики, Эратосфен и Страбон - школы географии (Matter, 1825, p.VIII). Среди историков известны Птолемей Сотер, Диил Афинский, Дурий Самосский и Тимей, Неарх, Мегасфен, Пифей оставили после себя описания Греции и чужих дальних краев. Помимо обширной библиотеки, в Александрийском Мусейоне размещалась астрономическая обсерватория, анатомический театр, химическая лаборатория в храме Сераписа, жрец которого возглавлял научную коллегию Мусейона.
Отметим, что большая часть ученых в то время либо принадлежала к Александрийской школе, либо была близка ей по духу. Таким образом, Александрийский центр носил региональный характер, его организаторами и покровителями (подобно Фердинанду I, Максимилиану II и Рудольфу II Габсбургам) были египетские цари, которые сами были учеными (подобно Рудольфу II) и знатоками и покровителями искусств, стремились обеспечить благоденствие и спокойствие в стране и создавали атмосферу терпимости и свободы творчества для исследователей в самых различных областях наук. Деятели искусства трудились бок о бок с учеными. И их поэтические произведения блистали если не художественными достоинствами, то ученостью (Аполлоний Родосский). Последнее характерно и для Пражской школы с той разницей, что рудольфинцы обладали художественными талантами, причем как поэты и художники, так и ученые.
Выше уже говорилось, что деятели Пражской школы стали продолжателями александрийцев во многих областях науки. Однако следует остановиться на одном из направлений, сыгравшим в становлении теоретического мышления и науки Нового времени не меньшую роль, чем достижения в области астрономии. Речь идет о химии - "столь же существенном фрагменте революции в теоретическом мышлении после средневековой эпохи, что и механико-космический пере�