автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Предмет и формы нравственного протеста личности в этике Ф. М. Достоевского

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Тер-Гукасова, Татьяна Альбертовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Автореферат по философии на тему 'Предмет и формы нравственного протеста личности в этике Ф. М. Достоевского'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Предмет и формы нравственного протеста личности в этике Ф. М. Достоевского"

Р {".'^СКСЯ^уу ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ДСМ0Н0С03А * 1 0 ¡'и ¡303 ШОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Ка правах рукописи ТЕР-ГУКАСОВА Татьяна Альбертовна

презйзт и «изд нравственного протеста шчнсста

В ЭТИКЕ Ф.И. ДОСТОЕВСКОГО (03.00.05 - этпка)

Автореферат

диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук

ЩДШЯБСТВО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1993

Работа выполнена на кафедре этики философского факультета Московского государственного университета женя М.Б.Ломоносова.

Научный руководитель - профессор, доктор философских наук Е.Л.ЛУБКО

О^ишальаые оппоненты:

профессор, доктор Философских наук 1Ш35КОВА £>Л. кандидат философских нзук ХОШШСКАЯ B.K.

Ведущее учреждение - Московский государственный технический университет гражданской авиации, кафедра гуманитарных и социально-политических наук.

Запета диссертации состоится " " нс^врЯ 1993 г. в часов на заеедакзш Специализированного совета по философском наукам Д-053.05.54 при Коскоьсксы государственном университете ем. Ю. Ломоносова. Адрес: Ыосква, Ленинские горы, фклософ-скай факультет МГУ, корпус гуманатарянх факультетов, II этаж, аудитория 1257.

С диссертацией мссзно познакомиться в читальном зале гуманитарию: факультетов МГУ имЛЛ«В.Ломоносова.

Автореферат разослан " i " о&яеря 1993 г.

Ученый секретарь Специализированного совета

Никонов K.M.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОК

Актузльвость ассдедования. Этические воззрения Ф.'Л.Лостоеэс-кого слсгны я противоречивы. Благодаря филссогской насьгаенпости его творчество оказало огромное влияние яг всю" европейскую культуру конца 19 начала 20 века, прочно соединялось с русской культурой. Вое эндйЕ!:иеся личности, творцы клей, яелшие вслед Достоевскому, откликалась на лоставлешше им "роковые вопросы". Достаточно указать якека Фрейда, Рассела, Эйнатедяг, Кемк, Сартра, Ниц-зе.

Достоевский одягм из первых высказал "неудобнее истины" о человеке, обратившись к образам человека-убийцк, человека-мучителя, челозекз-развратктеля, мерзавца, завистника. Устами героев-цнки-ксв ся выразил правду этого мира, устроенного по мерке порока и зла. Бкесте с тем, ни один другой писатель с такой волей не искал человеку оправдания, спасения, возврашеняя яз заблуждения.

Главна и исключительным предметом является для него человек в" пвйжнуи, в развитии, представленный в постуках, мыслях, обо-стреп.чюс чузсгззх {часто дурных к запретных). Достсевсклй создал не просто по.тчоцеиние художественные образы, не сознательно преодолел слабость v.Hcr-iX филосо'|склх систем - "абстрактного человека", п?.Етсно:.",!!ут; личность". Углубленное изучение человека - это актуальная задача. Человек - противоречивее явление, вся его жизнь наполнена лосгугками неординарного жрраплональяого характера. Личность стоит ососняко?4 х сб-деству, природе, самому себе, Гогу. Трагическое млрсоауЕекие личности беспрестанно толкает его з конфликтные сятуашш, где он должен сделать выбор меязу добром и зле«. Яневяо .чалячдэ зла а :,г,:ре делает человека потентжзльньм бунтарем, интуитивно оаузагезга несправедливость а жестокость жизни. Ирзьстзе нни© нормы, заданные Потом реализуются с зысееме кк— тересаж человека ж входят в противоречие -с .другими его же интересами, поверхностна/л, особенными, интуитивными. Такая ситуация также рождает протест человека, находящегося в.извечном несогласии с-собственными интересами н интересам свыше. Из протеста исподволь, если кенапрямув вытекает идея преобразования человеческих отнозенлй.

Достоевский-особо подчеркивал икслъ о внутренней преображении человека, не связывая ее с изменением обстоятельств. Но о.ч

не сводил внутреннее преображение к приспособлены) стоического образца. Внутреннее изменение -человека Достоевский связывал с любовью, братанием, состраданием друг к другу, особым добрсекела-теяьствок - это прорыв в иные икры, приближение к Царству Божию.

Опит Достоевского, художественно проанализировавшего различные варианты результатов резкстенши5* ■человека исследуется в диссертации.

Степень разработанности проблемы. Объем творческого наследия Достоесного составляет 700 печатных ластов. Об объеме литературы о Достоевском суднть трудно, настолько он велик. Трудно таете строго наделить работы литературоведческие и философские. Можно с определенностью лииь констатировать, что исследований художественного мастерства Достоевского больше, чем работ о философских воззрений писателя. В 20-30 ходы наиболее интересными книгами о Достоевском были работа Б.Иереверзева, М.Бахтина, I.Гроссмана, Б.Полонского. Это глубокие исследований без предвзятого подхода к творчеству Достоевского. В 40-50 годы вышли противоре-•тавые работы о Достоевском, одной из которых являлась книга Ермилова В.Е. Ф.У.Достоевский. 15., Гослитиздат, 1956. В этой работе проблема бунта анализируется с точки .зрения неприятия Достоевским насилии, но это ставится в вику тгеатеот, главным недостатком его. Тевденциозиым характер обвинений такого рода в то время понятен и обсундени» не подлежит. Досле пятидесятых годов появляются исследования А.Долинина, В.Карпотина, В.Шкловского, Г.Фркдлендера, Н.Чиркова, Ы.Гуса и др. ' ■

В зтих исследованиях Достоевский выделяется как самостоятельный, глубокий мыслитель, истинный челозеколюб, не поддающийся никаким влияниям к моднкм теориям своего времени. Однако, все перечисленные работы носят преимущественно литературоведческий характер, Философских работ о Достоевском мало.

До революции трактовкой <£идосс4еко-этических иска тай Достоевского занималась религиозные профессора н священнослужители,, проповедники религиозных основ мировоззрения Достоевского: Н.Бердяев, Д.Шестов, Вячеслав Иванов, В.Розанов, Дм.Мерекиовский, ¿.Волынский, Вл.Соловьев, С.Булгаков. Архиедиском Антоний, Н.Лое-ский к многие другие. Определенные идеи Достоевского: кризис личности в современная обществе, теория сильной личности яспользова-х Резистенция (от французского слова гези^елсе } - сопротивление.

лксь представителями экзистенциальных концепций,"ницзюзнцани и давали им' празо называть Достоевского "своим".

Еыделкм несколько аспектов, по которым ведется й:лосо<Т>ский профиль исследования Достоевского, в частности, зтический. Проблемы добра к зла в этике Достоевского подробно исследованы в работах: Адушкияа Г.Е..Добро и зло как основные категория нравственного мировоззрения Достоевского /У Моральное сознание: элементы Формы, особеяяостя. >1ГУ, 1974. Его же: проблема нравствен-

ного отчуждения личности в ранне?,? творчеств«. Достоевского // Моральная регуляция а личность. - 'I., «ГУ, 1972: Его же: Этико-фа-лссо£ская концепция человека в творчестве 5.М.Достоевского. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. -М., ШУ. 1974. Еезносов В.Г. "Проблема.обоснования морали в творчестве Достоевского". Диссертация нз соискание ученей степени кандидата философских наук. Каиина Н.Б. "Человек-в творчестве Ф.М.Достоевского". Н., 1981. Кудрявцев Ю.Г. "Три круга Достоевского". , МГУ, 1979. Сердйчеяко. В.Л. "Зтшсо-фялософскае предпосылки подхода к человеку у позднего Достоевского". Диссертация на согскаязе ученой степени кандидата фиоосфскшс наук. - Вильнюс, 199 • Ь/ельяяов Б.В. "Человек против "сверхчеловека". Исто-рако-$илосо^скке исследования. Вып. I., Свердловск, 1973. Селезнев Ю.И. "В мире Достоевского". Ы., 1980. Чердаков В.Н. "Поиски Ф.М.Достоевского нравственных устоев человека" // Философские науки, 1961 Я> . Сосновская Н.Ф. "Проблемы добра ц зла з этических взглядах Ф.М.Достоевскога". Диссертация. Д., 1975. Не обозли вниманием исследователи (В.Г.Безносов.-Ю.Г.Магнкцхай, Ю.С.Страхов, Е.й.Червинскене к др.) и одну кз центральных тем философского творчества Достоевского -- проблему моральной свобода личности.

В эт;:ке Достоевского ¡¡дел свободы выступает одной яз ваглей-зкх характеристик подлинности бытия человека, и связана с выбором человека той или иной морально-этической программы хизки. Давыдов К.Н. Этика любви и метафизика своеволия. !<'., 1389. Каря-клн В.Н. Самообман Раскольндкова. М., 1970. иирпотнн В.Я. Разочарование и крушение Р.Расколънйкова. .М., 1970.--

Надболее интересными работами за последнее время являются новые исследования, посвященные концепции лично ста у Достоевского. Личность рассматривается келзменной в своих стремлениях, статично отрицательной, "неподходящей" и должна освободить место

личности "подходящейСео» эпоху Достоевский определял как время всеобщего рэзяоззадя, но он вердл, что в будуцем человек снова будет "собран", что Россия движется к созданию "цельного тзша личности" М.Достоевский. Пола. со<5р. соч. Т. 12. С.90). Золотоно-сов М.А. Концепция личности е ярвшцшы нзобракеняя пологательного героя у Ф.Ы.Достоевского. Русская литература I87G-I890 гг. Эстетика и методология. Свердловск., 1987. С.86-95. Интересны также работы Мехеда К.Г. Творческое наследие Ф.М.Достоевского в системе социально-этических определителей Л Человек, Зелосо$ия, культура. М., 1984. Ът. 2. 4.2. С.56-60. В статье .\'ехеда доказывается весь сяекгр взглядов кяейаих ояяонентов пксателя, трагический пессимизм, который прддисывзлся Достоевскому, считалось, что Достоевский признавал неустранзаюсть зла в человеке. Заслуживают внимания исследования Твардовской А.А., посвященные религиозно-нравственным искана®* Достоевского. "Религиозно-нравственная утопия Ф.М.Достоевского". Вопросы научного атеазыа. M., IS88. Вып. 37. Jé 4. С.226-236. й/лдта Ы.Г. "Пути искания нравственного идеала" M., Î988. Оригинальными является и новейшие работы по Достоевскому. Кошере В.v. "О карягвалазация к.-:к генезисе "двойного сознания" // Вопросы ¿длосо^аи. Î.Î., 1201, Ус I. С.160-1Й5, а также Захарова 3. "Сгндрои Достоевского" // Север Петрозаводск, IS9I, is II. С.144-155. Серьезное Езученне яаслежя Достоевского продемонстрировали г зарубежные ученые: Vilain .louis Dostoevski et í'autre -P.

Ijvsîjtul d'études siavies, тЛО Sturm, Ernest Coascienca et i_mpuisîàî>ce ches Dostoevski et Camus' Parali&îe entr* "Le saus-sci'et la Chute", Pans , tÀbf Wiiet, i967 Drouiiiy, Jean La pensée poJitiqu« ei religieuse <de ÏM Dostoevski ; Pavis, Libr. ties cin<i coni .

Приведенный обзор литературы свадетедьствует о том, что в изучении творческого наследия Достоевского нашли выражение спе-ци|нческие и характерные для всего его философского материала ндеи: поиск подлинной ыорально-этнческой програьаш, лроблемы существования абсолюта, Бога в «орали, образ морально-совершенной личности, проблемы добра и зла, моральной свободы, падения и

восставзния человека, аморализма и подданной морали и многие другие вопроси. По проблеме предмета н формам нравственного пооте-ста личности в этике Ф.М.Достоевского существует немого публикаций, не считая основных: Кудрявцева Юл. "'Бунт или религия". U., IS69. Давнхоза ЗС.Н. "Этика любви и метафизика своеволия". ., 1289, а также исследований Досского Н.О. "Достоевский и его христианское миропонимание". Нью-Йорк, 1953 я Бердяева Н. "Миросозерцание Достоевского". Пария, IS68. В книге Кудрявцева "Бунт и религия". U., 1969 наиболее полно представлено явление бунтую-ыего сознания на примере произведений Достоевского "Братья лара-мазозы", "Подросток", "Преступление я наказание", "Записки из подполья", подробно исследуется проблема революционного бунта. Работа Давыдова Ю.Н. "Этика любви и метафизика своеволия". М., 1939 анализирует человека впавшего в нигилизм, отрицание нравст-векных идеалов, крайние формы пессимизма зз аморализма. ]цгболее полно истокл возникновения протеста личности исследуются Досскпм Н. 3 книге "Достоевский я его христианское миропонимание',' Кыэ-'Лорк, 1353. Лосскям исследуется путь человека, отошедшего от Гога 7.331 усомнившегося в нем, встакзего на путь своевольного провозглашения себя Человехсбогсы, т.е. путь гордеца или "бесовский путь". В известной книге Бердяева '"'.иросозерлание Достоевского" Парик, I9S8 рассматривается открытый Достоевским подпольный протест личности, внрзжашейся в уходе е Ш5р собственных интеллектуальных упражнений и вызове обаеству.

Диссертант пытается продолжать ведущую в науке линия анализа противоречивой езтз человека и его бунтувшего начала в творчестве Достоевского. Это представляется необходимом и потому, что специальных работ, включая диссертационную на 1993 год по проблеме нравственного протеста и его формам в этике Достоевского, в клитераторе кет. Автор диссертации делает попытку подчеркнуть самостоятельный характер проблемы моральной резистендяи, отметить и обосновать ее перспективное и социально-практическое значение з близкие десятилетия история. В связи с этим дальнейшее изучение этических взглядов мыслителя такого масштаба как Достоевский, несмотря на значительную работу, проведенную исследователями в этом направлении будет способствовать развития этической науки.

Основная цель работы:

- исследовать одну из проблем ата»о-фиюсофскях поисков Ф.м.Достоевского - "Премь* и $эрш нравственного протеста личности в этике Ф.М.Достоевского".

Отсюда внтекаот к особкз задачи исследования:

- воссоздать подлинность гаровоззрения Достоевского его ре-лпзиознкх основ, православно-христианских позиций;

- рассмотреть все его творчество с точки зрения православно-христианских позиций писателя.

Дать анализ содержания категорий добра, зла, свободы как основных в этической концепции Достоевского;

- определить основные мотивы, ведущие к феномену "резистен-ции" личности.

Выделить формы протеста личности:

(пассивный и активные формы протеста личности);

- описать вида протеста:

- "подпольный протест",

- мечтательство,

- скептицизм,

- "бесовский" бунт:

(активная его форма как. своеволие и насилие не принималась Достоевским),

- смиренный протест

(как высшая форма протеста личности, совершенного состояния человека, выхода из сутествушего фанта не полноты и неудов-летворенняздачности сушествозакивччеловека).

'.{атодо.тогкческо:Ч к теоретической основой диссертации - послу-яилк произведения русских философов XIX века, работы этиков я исследовагедей-достоевсковелов, ученых кафедры этики МГУ.

3 своем иселедозанли нравственной философии Ф.М.Достоевского автор олирался на гдирокяй крут художественных и публицистических произведений писателя и мыслителя, под углом зрения поставленной проблемы анализировались подготовительные материалы, черновые автографы, записные книжки ц тетрзди, эпистолярное наследие, другие творческие рукописи писателя.

Научная новизна нанкой' диссертации заключается а том, что эта работа является практически первым систематическим исследованием форгл протеста личности в этике Достоевского, рассматриваемого под угла? зрения его Зидософско-редагиозкызс представлений.

В ах центре находятся размыалешя писателя о судьбе человека, отошедшего от Гога и впавшего з вечно бунтарское настроение пуха, яшуцего свои пути построения гармонии на земле, и ззбыв-кего о подлинном идеале - абсолютного добра, Бога, о высоком предназначена'/ человека - его луже, которув надо совершенствовать согласно 1о;гьи?л заповедям.

Предлагаемый в пкссертацип полхоя позволяет целостно ссв.е-.. тить проблему' - от обпего, теоретического, -?клосб?с«сого уровня рассмотрения, на котором выясняются причкнк появления мятежной бунтарской психологии личности до ее субъективного уровня. :'.н-. дизядупльного своеволия, выраяакталкся в различных формах протеста.

Теоретическая к практическая значимость исследования. Результата проаааекиого исслеасвания могут бить использозакк при подготовке спецкурсов по истории этических учении, а также при чтении отдельных разделов курса по этике, по русской этической мысли.

Апробация работа. Диссертация обе.}'клалась на заседании кафедры этики философского факультета ЩУ 25-го коня 1393 г. и была рекомендована к защите. Основное содержание работы отражено в публикациях автора. Участие в конференциях, "круглых столах" и т.д.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав,- заключения и библиографии из Ш шдаленоьакяй.

Содержание диссертации. Во введении обосновывается актуальность темы диссертационной работа, характеризуется степень разработанности теин "Предмета и фор:л нравственного протеста личности в этике М.Достоевского", формулируются цел?: и задачи исследования, излагается основные положения, составляющие новизну предлагаемого автором подхода и выносимые и»/. ка защиту.

Б первой главе диссертации, которая носит название "Природа и свойства нравственности в произведениях Ф.М.Достоевского" и состоит из трех параграфов, логически связанных между собой поставленными проблемами, исследуется истоки возникновения бунтарских настроений человека. Достоевский связывает их с основными нравственными категория»®: добром к злом, свободой, вне которых понять механизм действия протеста человека против того иди иного явления жизни не представляется возможным. Существенным является и то, что все нравственные проблемы Достоевским решается в контексте религии, православие, в соответствия, о раннехристианскими заповедями. Жизнь личности не есть самосохранение, но вечная борьба, целью которой является либо самовозрастание через преодоление себя, либо саморазрушение за счет жертвы других жизней.

По Достоевскому, Бог создал .мир побрив и совершенным. Ничто не вынуждало человека совершать дурные поступки. Но с развитие« личного сознания, челозек отошел от целого, от Бога. Мир распался на личности. Появилось зло в форме зависти, гордости, отчуждения человека от самого себя.

Вне идеала Бога человек сам себе творит идеал, своевольным решением становясь на путь челоаекобояеетва, именно в зтогл свое-

s

воляи и начинаются бунтарские настроения человека. Достоевского rpcscsiT г.е ссоогол^г лзчяоетг, з то с -лакта п;:утрс:-:::п;« дотонцяз-лом человек совершает свой церзый творческий акт, с льЗиььь ли к Гогу» глг ккачо,

В параграф пеовоу. ''Религиозные воззрения Q.U.Достоевского. Евангельская мораль", рассматриваются попытки русского мыслителя яэЯтх безусловные зкоиезоркчеекке обкечеловеческяе основания морали, дбо в этом человек нчеет твердую опору к цель в кгзгш. Turn?. созгрконпей поптрглой, обшеВ платформой для человека, согласно Достоевскому, является православное христианство, обеспечивающее безусловные всеобщие основания коралл. .

Бог - есть источник к опора из коего проистекает нравственные основные принципы доведения для человека. Центральной линией по-взла лачкостл должка быть ¿збовь, ардаеро« .которой являлась сама личность Христа и его дела. Достоевский предлагает вариант решения проблем основания коралл с нравственно-религиозной концепцией любви как начала моральности и духовности и как критерия uzpa.-y, лервсссновк стяопгеякё между лвлът. лгбозь как предельное основание морального сознзния сказывается спасительной для отдельного человека. Достоевский выделяет особый род любви "деятельный", которая состоит из I) любви к ближнему, 2) смирения, 35 стремления к совершенству, акцентированию духовной красоты. Именно такое объемное понимание любви подразумевается Достоевским под "деятельной любовью", которая дается человеку через испытания, преодоления гордости, своего "я", через готовность терпеть в отношении себя несправедливость, но не озлобляться, а напротив сострадать неразумию человека, проявлять стойкость и выдержку. Занимая в.этом вопросе христианскую позицию непротивления злу насилием Достоевский особую роль отводил русскому народу, считая его наро^см-богоноскеги подлинно понявшем Христа, красоту его подвига ради спасения людей, считая русский народ спасителем человечества, отмечая его способность к долготерпению, состраданию к ближнему, поиске смысла жизни я стремлению к братству. До-, стоевсккм не принималась абстрактная любовь, где личность, ее самоценность забывалась во имя какой-либо идеи зз'светлое будущее человека и, как.правило, приводила к страшным последствиям разрушительного характера. В связи с этим, Достоевским не принимались теории, превращающие человека из цели в средство ради пользы, ос-

яозаяяке на "разутой огокзт" ш утилитарных соображений. Таким образом, религия считалась основой нравственности для человека в его позиции и миропонимании, кдеалоз.5 для человеческих взаимоотношений.

Во второе параграфе "Абсолютное добро. Проблема существования зла". Этическая ыысль с древности питалась найти против зла нравственные аргументы или такую причину нравственности, которую нельзя было свести к чему-либо единичному, преходящему эмпирическому, случайному. Достоевский такке пытался найти причину, способную дротивостоять торжествующему злу, которая до отношении к человеку явилась бы абсолютной. В поисках такой причини он и приходит к идее надчеловеческого начала, к идее Еога, как источника абсолютного добра.

Содержание понятия добра Ф.М.Дотсоевский сводит к нравственному совершенству, следованию нравственному идеалу. Добро является источником существования индивида, пока в человеке есть устремления к добру, он живет. Добре, таким образом, оказывается изначально заложенном в природу человека, и человек сам по отношению к добру и к'нравственности б целом, выступает, не как субъект , а как объект, как результат действия внешней "синтетической" силы.

Хотя добро постоянно с человеком как "отблеск лика бохьего^ как нечто извне данное вдохновлявшее человека на подвиг, часто добро сводят к деньгам, выгоде и "хлебай". Такое .понимание добра• Еедет к разрушений личности, ее распаду. ■ ...

Зло, по Достоевскому, есть отступление, отпадение от абстрактного, извечного, надиоторического, нравственного идеала, порождается он особенностями исторического этапа (появление иивили-. ззцди). Возникнув, оно увеличивается, усиливается, проникает.л человеческую дузу," развращают- ее. Поэтому человек оказывается . . "брошенным во зло". Но Достоевский далек от мысли, что человек -игрушка стихийных сил зла. Бег создал его свободным, и каждый ответственен за свой выбор того или иного поступка.

" Достоевский также не приеетег мкели с причастности Бога ко злу. Справедливость Бога, по Достоевскому, в том, что как абсолютное добро. Бог не участвует ки в аакоы зле, и эта ззбктость Богом заключается в том, что человек несовершенен и несет с собой часто зло, а за них страдания до тех пор, пока налагая вина ,.

не оум.ет искуплена я& земле. Основную зло«, Достсгзсхий стягах способность человек? пяти до пути нравственного своеволия за со? других, это и йсгъ то злоупотреление свободой, которое зелот аз собой проявлена протеста прэгаэ Бога. Само по себе зло не перзпчпо, оно исходи? за гордости человека, окутання превосходства , соперничество с Рогом.

Таким обрззом, зло связано с человеком и существует в фор.!,58 греха, т.е. черву неясе'гатхд человека. Ко злу причасткн все, дане саже полодктр-льяке, так да к малейзее пятно в душе человека яезрсио отражается в цругкх луаах, распространяя во времени и пространстве. lio зло преодолимо - и ото воэмояшо через преодоление собственной ограниченности, умении шть за счет себя, а ке других. "Все. как океан, все течет и соприкасается, одной месте тронекь, а. другом ксгш.е мира отдается". (Достоевский 5-.М. Собр. соч. з 15-тк тт. Л., 1391. Т.9. С.359).

Достоевский вики как зеяной человеческий мир пронизан злом, скорбь» и слазагж, зло постоянно торжествует» проникает в любой уголок,в каждую дуду. Борьба со злом з человеке происходит по-разному. Одни энергию своей активности направляют на бунт, другие я-. ненависть, запутываются в сложных интеллектуальных размышлениях. Протест человека против зла яе осуждается Достоевским, его угнетает мысль: какими средствами будет происходить приговор человека. Понимая, что сущностью человека часто является и добро и зло, Достоевский верил в торжество добра в будущем, в возможность человека преодолеть в себе темные начала во имя наступления "Царства Божьего" на земле.

В.параграфе Л 3, который носит название "Свобода и.своеволие" исследуются глубинные мотивы поведения личности, Достоевский задается пелъв подробно рассматривать каким образом духовный мир человека получает; моральную свободу и как ее использует. Достоевский с пониканием относится к стремлению человека к иррациональном поступкам, к подлинному творческому ощущении свободы и критически к индивидуалистской свободе, ведущей к нарушению обаече-лозеческок морали и своеволию. Писателя занимали парадоксы мо-раяънсго выбора, так в "Записках из подполья" показано как личность отказываясь от собственной пользы сознательно уходит в страдание во жя сохранения своей индивидуальности, протестуя против посягательств яа свободу, на свое "вольное "хотение". Про-

гест его выракен в дилемме или абсолютная свобода воли - хаос и страдание, или в человеке нет ничего свободного, т.е. никакой чисто человеческой субстанции, и личность как самобытная единичность исчезает, превращается в безликую частицу социального организма. Проблема свободы Достоевского интересует в связи с своеволием человека, которое выступает з виде вечного стремления человека избавиться от рациональных норм и схем. Именно в этом смысле, по Достоевскому, человек в дузе своей бунтарь. "Человеку надо одного только самостоятельного хотения, чего бы то эта самостоятельность не стоила и к чему бы ни привела" (Т.5. С.ИЗ).

По Достоевскому неприятие личность» судьбы закономерно, опасны лишь беспредельные безбожные личностные претензии на право абсолютного своего мнения, человекобога. Своеволие Достоевский относил к промежуточной области между высаей свободой или существенной, идеальны;,: воплощением которой являлся Христос в низшей. Низшей свободой Достоевский считая проявление своеволия через отрицание другой личности, через насилие.

Человек не использует свободу в благих целях, он злоупотребляет ею, забывая о своей ответственности перед выбором. Лменно в свободе тайна бунта и мятехности личности, в свободе заключается I! начало зла, когда человек свои;.: свободны.! волеизъявлением нарушает заповеди Божьи я впадает во зло, 7зюш образ о:»!, по Достоевскому, путь человека вне Еога - это своеволие и бунт, приводящий к насилии и произволу. Только христианство открывает таинственное начало свободы, его иррациональность и бесконечность, ничто не жжет заставить человека верить зо Христа, но человек саи опушает потребность в Боге и выбирает эту истину.

Во втором разделе диссертации, которая, состоит из нести па—:--——1-.

раграйоз и называется предмет к срорйГЕротгста личности ставится задача рассмотреть специфику продзлеаия бунта б конкретных его еидзх. Достоевский исследует человека з разных сварах аизки, стремясь показать его противоречивые настроения и стремления, сложную душевную борьбу, одновременное поклонение и низвержение тех или иных ценностей, в погоне за материальным обогащением, поиск духовности и подлинной морали.

Достоевским подробно исследуется такое явление как скепсис с его аналитическим сознанием екзня, недовольством и отрицанием, подвергающим все сомнению, а порою доходяаим в своем отрицании

по абсолютного нкгплизма или "бесовского бунта" с разруаеняяг«!, болезныз человека, высокомерие;.'., излишним себялюбием, ведущим к краху: переходу границ нравственного поведения. Мыслитель открыл также такую торму резистенша человека как "подпольный протест", где п рослежппз ет с я вечно бунтарское начало человека не \ желзшего подчиняться каким-либо рациональным схемам и эксллтка-шшл личности, гле суть» человека является иррациональное ощущение творческой свободы, заложенный в личности от Бога.

Большое внимание Достоевский уделяет и такому чисто человеческому ренемену, как мечта - особое состояние человеческой души, не желаяаей воспринимать окруэсахжшй мир в его обыденности и серости, спасающей сбою дулу уходом от действительности з мечты. Наконец, особое место в творчеств?; Достоевского занимает тема смирения - особого высшего вида резистенши человека, происходит через обуздания себя я своих страстей, протеста против низменного в человеке, преодоления гордости и саиозамннутости через любовь к ближнему.

%1 х^ЩРАгЪсТьгНиса к,

3 пар-графе первом главы второй, "Ротаильдовская идея, достоинство бе.чныд" ставится проблема смешения нравственных ценно-стеГт, когда мораль отступает" назад, уступая место денежно-торга-зескоку абсолюту. Достоевским осуждается фетишизация денег, когда золото превращалось а самостоятельную сущность, играя в обществе разрушительную роль в.отношениях мелду людьми. Феноменпривлекательности денег, видение человеком материального благополучия панацеей от всех бед, приводило к тому, что голый расчет становился основой взаимоотношений мачелу лзадьми. В связи с этим, Достоевский противопоставлял морали торгашеской яедлиннук. мораль и ее носителей - "маленьких людей", униженных и оскорбленных, основанной на главном законе жизни - любви и сострадании друг к другу. Докцепция человеческого достоинства выносится мыслителем на первый план. Униженные к оскорбленные не возмуиаются яизнью, которая к ним яеетока и несправедлива, с ззеизным упорством они противостоят проникновении в свои дули зла, недоброжелательности, жестокости, оберегая свои честь и достоинство от посягательства "Ротшильдов".

Таким образом, Достоевский не принимает зоцариваийся в обществе торгашеский дух, показывая что человек гораздо сложнее, и не захочет примиряться с любой самой выгодной еыгодой, дате ради де-

кехного мешка и взбунтуется, чтобы ощутить себя подлинно не зависимым и свободным.

В параграфе втором под названием - "Бесовский бунт. Абсолютизация власти", исслепуктся истоки бесовского бунта, расс.матри-ваются недраыеренческие настроения, обуреваемые человеком в ходе жизни. Основной причиной конфликта человека с окрухзааии его миром , по Достоевскому, является отпадение человека от целого, от Бога. Абсолютизация своего "я", своей сверх-силы над пруг)»ш "тварями дрожащими" ведет личность к бесоаству, порею скрытому, вылибзшкмися в теории, но порою, и е открытое противостояние, осуществляющееся через насилие. Неразборчивость в средствах рада достижения цели умножает зло, превращает человека в ззлоЕНика-своих бунтовских настроений к ненависти к ближнему, ради самоутверждения.

Достоевский однозначно отрицательно относился к активной форме протеста. Убедительно доказывая трагические последствия бунтарских порывов человека, писатель предупреждает о роковых последствиях проявления гордоегх я своеволия, велуп^х человека к отрицанию, к состоянию раздвоенности, "когда дьявол с Богом борется", примером являются образы Раскольн>:кова, Ставрогвна, г!а-рамазова, омевдве разные.целя, но средства достижения "своего" сближают и делают похекак друг на друга в поступках. •

Таким образом, перевес любах к себе над любовь» к Богу ведет человека к грехопадению, бесоЕству, г только бесконечная "выделка дузли" сдвигает ненависть и анархизм к торжеству любви. и света.

В парзгоа-хе третьем - "уаяомея "подпольного протеста'/ Урод с благородными уаыат^т'." исследуется открытое Достоевским впервые, явление "подпольного протеста" - иррационального по своей сути, но поддающегося никак;»! рассудочная экеллккациям, ко те;.: не иенее судестзутааш. Подпольны;; человек не желает примириться со стандартны:.! подходом к личности как существу, которое «одно пенять, прибегну к простой, челозеческоп логике. Человек всегда останется "вещью в себе", неразгаданной тайной, самоценностью. Уход в подполье парадоксалиста закономерен.

Только вдали от человеческих глаз он способен насладиться п-.т-ошвой казньв, своей абсолютной незавжнаюсгыз и свободой. Изу-чгъ природу человека "подпольный герой" выдвигает тезис противоречивости человеческой натуры, когда единственным хотением чело-

эе-кз будет его следуисёе хеланио, каприз. Никакое эконсгшческое довольство л разумное-общество не заставят отказаться личность от собственных прихотей, от возможности взбунтоваться и сделать все по своему.

Таким образом, само сознание подпольного человека и есть его протест, и хоть подпольный вариант существования яеприемлим, но явления подполья показывают человечеству его иррациональную суть, вечное стремление изменить мир - абсслггтная зависимость от собственных мистических настроений. Не случайно он говорит ..."слишком сознавать это болезнь..." (ОЛ.Достоевский. Полл.собр.соч. Т.5. С.101-102). По мнений, парадоксалиста человек несвободен в обществе и задавлен законами природной необходимости, ко.его сознание не может быть ничем закрепощено, поэтому лишь наедине с собой он оцуаает подлинность бытия. 'Подпольный протест" - относится к. пассивному проявлению резистениил человека, и хоть парадоксалист высказывает.много истинных мыслей, однако его образ яиз-ни часто противоречат мыслям, в которых много возвышенности и благородства.

5 пзраг^аге четвертом - "Скептицизм. Лроблеуд .идеала и пути его осуществления" изучается проблема духовной несостоятельности и разочарование человека из-за несоответствия пели и средствам, идеала реальности. Извечная борьба добра и зла ведет человека к о.у.:::ениям з справедливости созданного Богом мира. Все интеллектуалы Достоевского проходят через "горнило сомнения" в збсолзстах. Болезнь, зазванная разочарованием и сомнениями не может не вызвать скептического отношения к лизни, а порою и потрясения, которое мучительно перегнивает человек- лотеря веры разрушает личность, заставляя реагировать нз мир, сопротивлением обманутых наде:-?д к доверием. Негодование, ненависть и протест движет человеком в его деяниях. Злые демоны скептицизма не покидают человека, превращая его яизнь в томление, неприятие действительности. Состояние "не у:;а", вечных сомнений и недовольства доводит личность к разнил степеням выражения осуществления идеи. {Смердяков использует теорию Ивана Карамазова - и пассивное интеллектуальное неприятие мира Иваном, осуществляет на практике а насилии (Смердяков), в результате убивает отца.

Достоевский использует для иллюстрации скептического понимания окружающего и образ Версиловз "Подросток", который заражен

ЛБо;!стабняыу отнесение« лгхЗовью-ненавистью, когда "нехотя хотите" до словам Версилова. Скептическими настроениями охвачены я лучшие и худиие люди. Сомнения отрицательного человека выливаются, как правило, в нигилизм и аморализм {Свгдригайлов).

Таким образоы, Достоевский относит явление скепсиса к пассивному проявлению протеста личности, исходящего из неверия в добро, разочарование в идеале к его отсутствия. Чувство неудовлетворенности приводит человека к потере равновесия и неприятию действительности, к открытому протесту или протесту тайком, терзание:.; п мучением, сопровоадакаы человека всю жизнь;

исследуется состояние личности, стреыясепся противостоять серой обыденности с поысаью такого феномена как мечта. Даром мечта-тельства обладают далеко не все герои Достоевского, но лишь одаренные, романтические, близко стоящие к Божественному, интуитивно чувствующие хвзаь. Диспропорция между ожидаемый к реальным, бегство от действительности, разочарование в кизки, вынуждает человека противостоять "среде, мечтать о дучдейучасти, создавать с.обе в сознании иной мир. По Достоевскому, человек не может жить лишь по законам к в пределах действительности, бессознательно он строится к совершенству. ?»'.ечта для человека становится аеобходя-«ш» мокеятом сохранения своей личности, она играет очяивтау» и адохноаколуа: роль. Достоевский отмечает, что мечта посе-

ляется липь в лзбязем сознании, для достижения которого человеку приходится пройти через страдания и жизненный опыт, иначе человек проходит ь'кмо счастья не замечая его. •

В то же время, Достоевский предостерегал от опасности удаления человеком от земного и как результат, впадения в хзегхизи. Мечтк заводят человека слишком лахеко от реально!! жизни, и восприятие жизни становится болезненным. Такое пустое'глечтательство подстерегает тех, кто не на г: ел себе деятельности в ::;::з;-:и, либо занят одним отрицанием или пустил ушленаем.

Известны такке деятельные попытки осуществления мечты на земле по проектам человека, где любые средства опрашивается конечной цель». Ни одна такая "райская жизнь" не удалась, более того оканчивалась трагически для человека. По Достоевскому, мечта - есть кэчго высшее, указывавшее на божественное начало в человеке, противостоящая эмпирическому и зовущая к постижению иррациональных

явлений в человеке.

Таким образом, Достоевский относит мечтагедьство к выражения пассивного протеста личности, против житейской суеты и тягостного протекания яизни, некоторые явления которой не цогут стать гьортс¡г для человека. Мечта кок протест не только помогает индивидуальности противостоять действительности, но и любя ее "преодолевать", делая ее лучае и красивое, саущать свое отнесение к мирз« иным, зысняк.

Параграф дестой - "Еертвенная «осаль и страсти ее жертв" по-свяаен проблеме ашренного протеста - высшего проявления рези-стеясик человека, преохолеваюпего пороки либовью я состраданием к человеку. Сопротивляясь собственной гордости, зависти, своеволия, человек становится сильным и свободным, не Ч&звясяшм от суетных леланий и стремлений. Личность одолевсэя себя и есть идеальное воплощение выссего типа человека.

По Достоевскому, это возможно через деятельную любовь, через яертвенность, готовность полностью забыть свое "я" ради ближнего и раствориться з нем. Б связи с этим Достоевский, выделяет два вида любая: сострадательную и жертвенную. Сострадание - зто начало бескорыстия, нравственная основа человека. Еертяенность - выслан '1ор\:з сострадания, когда человек вырывается из своего ограниченного ¡.ара восприятия лишь себя и мира, и возвращает дуке умение воспринимать мир в его всеобъемлющем значении. (Сонечка Мзр-келадоза). Сача любовь состоит из сострадания■и хертвекности. Достоевским анализируется и признается линя» понятие любви как любви-интереса я любнп-уважения. Подлинная христианская любовь, заложенная в лучаих людях, "не от мира сего, "идиотах". Это чувств иррациональное, мистическое, принадлежит к идеальным ощукени-яу из взаимоотношений ме;»лу -людьми, не случайно человек тянется к нему, но ежедневная суетная экзистенция удерживает его ст истинного восприятия ыира, от подлинной двбви, суть которой выражает Алега в словах "полюбить яиз нь прежде смысла его" Цлеаз Карамазов "Братья Карамазовы"}.

Человек усмиривший себя, смирившийся, любя других, приближает себя к подлинному пониманию смысла жизни, так как гармоничное настроение единства с миром не докидают его. В нем нет отрицания, лиаь созидательные настроения посеазют его '.гуду, нигилизм яе его направлен лишь на гашение в себе порока и греха требовательности

i! борьбе с се?.«« собой никого но вглш крс?.:е самого себя.

Исходя ез сказанного, необходимо оты&гать, что Достоевский выделяет два вида протеста человека: активного п пассивного. Активное противостояние, кли бунт не прязнлогсл как сродство разрешения проблемы даже, если в основе его .лежат добрые идея. т.к. взято ли силой ели любовью, нухно любовь ибо это сила огромна. Согласно христианскому вероучению, зло преодолеть злом невозможно. Пассивными фор:.:а:ий резнстенцлх является: лззбые противостояния человека несправедливости кизки (коацепвдя достоинства'Маленьких ладей"), сомнения z разочарования, а та гае кесох-лзсхе с ynpcceuht^i зхсплпкзцияуи человека д его сулкостк. Сада необходимо отнести и - "подпольный протест" и скептхдизм.

Достоевсккй отдельно описывает такое явление как способность человека - мечтать, - имея в виду не пустые восхищения и умиления, но попытку уйти л воззылешое состояние оценил красоты кизил во jujfi сохранения свое?, инрши дуальности v. пенкесги человеческой личности.

Наконец, вксаим проявление:.: человеческого сопротивления дьявольским 'кс-^шенияа, оя обозначает обуздания самого себя через смирение своей гордости и лгбвл к собственно;: личности. Протест против своего "я" Достоевских считал основой нравственности в человеке, редким даром которой обладали лп'дь лучшие, способные любовью к блшшеиу заглушать в себе закон "я" и возвышаться над миром. .

В заключение подведены итоги исследования предмета и аору. нравственного протеста личности в эгдке Ф.М.Достоевского.

До теме диссертации .автором опубликованы слеаушие работы:

1. "Ф. Ii.Достоевский л А.;Саш>" (Иосковскдй государственный университет им.М.В.Домопосова, $длосотс15:й факультет, рукопись депонирована в ШШОН Аг-адеоти наук СССР - 1991, 12 стр., -Т. 45033 от 23.07.91).

2. Тезисы в сборнике."Зтика прав человека", Тула, 1993.

3. "Осуэденке тсргаагеского духа человека по произведениям

Достоевского" (московских государственный университет

пы.М.Б.Ломоносова, фадзрофский факультет, 1993, 16 стр. S рукопись депонирована в ИЯйОК АН СССР)."