автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Предметно-пространственное изображение в лирике и поэмах М.Ю. Лермонтова

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Канг Чул
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Предметно-пространственное изображение в лирике и поэмах М.Ю. Лермонтова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Канг Чул

ВВЕДЕНИЕ.

1. Понятие пространства в философии и художественного предмета в литературоведении.

2. Проблемы предметно-пространственного изображения у М.Ю. Лермонтова (к истории вопроса).

Глава 1. Оппозиция «обобщенность—конкретность» в предметно-пространственном мире лирики М.Ю. Лермонтова.

1.1. Пространственная модель (общая характеристика).

1. 2. Пейзаж в лирике.

1.3. Пейзажно-философские стихотворения.

1. 4. Природа и человек.

1.5. Город, жилище, интерьер.

1. 6. Внешность, портрет.

1. 7. Вещь в балладе и сюжетных стихотворениях.

Глава 2. Средства выражения предметно-пространственных отношений в поэмах М.Ю. Лермонтова.

Глава 3. Некоторые проблемы предметного изображения в лермонтовской прозе.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Канг Чул

Михаила Юрьевича Лермонтова обычно называют вторым по значению русским поэтом, а также родоначальником русской классической прозы наряду с А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем. Его творчество представляет собой высший этап в развитии русского романтизма, при этом исключительно к романтизму не сводимое. Поэтому не удивительно, что он всегда привлекал к себе пристальное внимание со стороны литературоведов. Каждая эпоха произносила свое суждение о Лермонтове, соответственно, отношение к поэту со стороны критики не было неизменным.

Посвященная Лермонтову литература, в том числе научно-популярная, весьма обширна. Следует заметить, что именно Лермонтов — первый русский писатель, которому посвящена персональная энциклопедия. Но, несмотря на все достижения литературоведения, к творчеству Лермонтова исследователи обращаются вновь и вновь.

Проблема изучения поэтики Лермонтова — одна из самых сложных и недостаточно исследованных, но вместе с тем это одно из перспективных направлений лермонтоведения. Впервые о «слоге» Лермонтова заговорил В.Г. Белинский, работы которого до конца XIX века оставались единственным опытом целостного рассмотрения стиля Лермонтова в основных его чертах. Попытки определения поэтики Лермонтова как романтической, романтико-реалистической, с элементами барокко, по-видимому, не могут привести к решению проблемы. Сложность и неоднозначность понятий «поэтика» и «стиль» усугубляется теоретической неопределенностью и спорностью самих понятий «романтизм» и «реализм».

Несмотря на множество ценных исследовательских работ, поэтика, язык, стиль произведений Лермонтова, на наш взгляд, изучены не столь детально, как язык других писателей и поэтов. Кроме того, основное внимание всегда уделялось прозе Лермонтова и, прежде всего, вершине его стилистического синтеза — «Герою нашего времени». Предметом внимания были, как правило, лишь отдельные лежащие на поверхности аспекты поэтического языка Лермонтова. Работ же, в которых художественный мир и художественное мышление поэта рассматривались бы в целостности, определяемой неким конструирующим признаком, написано очень мало. Указанные выше проблемы ставят исследователей перед необходимостью поисков новых путей при решении вопроса о художественной целостности поэтического мира Лермонтова. Одним из перспективных направлений исследования нам представляется определение стилистической доминанты, лежащей в основе построения художественного пространства в поэзии Лермонтова. Таким конструирующим характером может обладать признак обобщенности— конкретности, проявляющийся на лексическом, семантическом, предметном и др. уровнях художественного текста. Изучение данного вопроса связано с общей проблемой анализа поэтики произведений Лермонтова и, в частности, с проблемой изучения художественного пространства через анализ предметного мира как основной составляющей этого пространства.

Влияние реалистических тенденций гораздо более ощутимо в прозе Лермонтова, чем в лирике, и это одна из причин, почему его прозаическое наследие чаще становилось предметом поэтико-стилистического анализа. В реализме слово как единица выражения носит менее условный характер, чем, например, в романтизме, поэтому роль значимой, характеристической предметной детали более существенна. Попытка системного изучения и целостного анализа поэтического пространства Лермонтова на материале поэзии и отчасти прозы предпринята в настоящей работе.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Предметно-пространственное изображение в лирике и поэмах М.Ю. Лермонтова"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В литературоведческой традиции последних десятилетий проблему пространства принято связывать прежде всего с проблемой времени. На эту точку зрения большое влияние оказала в свое время позиция М.М. Бахтина с его пониманием нераздельности и единства пространства-времени. «Абстрактное мышление может, конечно, мыслить время и пространство в их раздельности. <.> Но живое художественное созерцание ничего не разделяет и ни от чего не отказывается» 229 . Со справедливостью этого утвержения невозможно спорить. Однако мы считаем, что при анализе художественного мира писателя вполне возможно рассматривать пространство не только в его связи со временем, но и отвлекаясь от этой связи и имея в виду вторую не менее тесную и важную связь — с художественным предметом. Ведь реалии литературы не только в художественном времени, но и «располагаются в художественном пространстве»230. Имеется в виду не то творческое время, которые проходит во время создания художественного предмета, а то окончательные состояние, когда предмет уже зафиксирован в тексте. И здесь мы можем уже рассматривать его отдельно от времени.

Предметное «наполнение» зависит от эпохи, литературного направления, индивидуальности автора и т. п. Важнейшим здесь является вопрос предмета, вещи в прозе и поэзии.

В поэзии предмет всегда существует в нашем сознании «только вместе со словом <. .> слит именно с этим словом, неотрывен от него»231. В прозе же слово, нарисовав предмет, может из сознания уйти, «оставив

229 Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике// Эпос и роман. СПб, 2000. С. 177.

230 Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А.Н. Николюкина. М.: НПК «Иителвак», 2001. С. 796.

231 Чудаков А.П. Предметный мир литературы (К проблеме категорий исторической поэтики) // Историческая поэтика. Итоги и перспектива изучения. M.: «Наука», 1986. С. 289. наследство в виде внесловесных образов»232. Так, мы можем не помнить, в каких точно конкретных словах описывается халат Обломова или «балахон» Базарова, но всегда точно помним, в каких стихах рисуется воротник Евгения Онегина.

Анализ творчества Лермонтова показывает, что вещные детали не противоречат романтизму, а бытовая конкретика вполне возможна, органична. Согласимся с Д.Е. Максимовым, считавшим, что, несмотря на романтическую субъективность, в лирике и поэмах Лермонтова всегда присутствовали детали внешнего мира. И если раннее творчество определялось преимущественно первым их этих элементов, то в поздних произведениях именно образ окружающего мира стал доминирующим.

Во второй половине 30-х годов Лермонтов ориентируется уже не на Пушкина-романтика, а на Пушкина-реалиста, поэтому начинает смотреть на своего героя и на действительность с большей объективностью и трезвостью. Он прикрепляет своих героев к определенной бытовой и социальной среде, пространство и его вещное наполнение уточняются, становятся конкретнее. Так, в редакции «Демона» 1836 г. действие из неопределенной экзотической местности, где оно развивалось до сих пор, было перенесено на Кавказ. Поэма превратилась в «восточную повесть», вобравшую в себя описания природы и быта народов Кавказа.

Литературоведы давно заметили, что в романтическом мире Лермонтова существуют вполне конкретные бытовые детали и положения, реальные приметы окружающей действительности. Но, как правило, эти справедливые утверждения не детализируются, оставаясь в общем виде или сводясь к констатации отдельных «реалистических элементов» внутри романтической системы.

Свою задачу мы видели в том, чтобы конкретизировать эти общие положения, детально рассмотрев все главные составляющие вещного мира

232 Там же. С. 290. лермонтовской поэзии: природные предметы и явления (то, что принято называть пейзажем); среду обитания человека — город, жилище, интерьер; вещи, непосредственно и повседневно окружающие человека, — мебель, предметы обихода, одежда; наконец, сама внешность героя — категория весьма репрезентативная при рассмотрении вопроса о принадлежности художника к тому или иному литературному направлению.

Важнейшей категорией здесь оказывается обобщенность— конкретность, позволяющая выявить центральные структурообразующие элементы лермонтовской картины мира.

Эта задача становится еще более актуальной при анализе позднего творчества Лермонтова, когда его стихотворения «наполняются движущейся предметной действительностью, вещественно-пространственными образами, пластикой, светотенью, интенсивными и чистыми красками» 233 , когда реальный предмет теснит эмоциональный поток и романтические штампы, обретает полновесность и самостоятельное значение.

Анализ предметно-пространственного уровня — необходимый этап описания всей художественной системы Лермонтова.

233 Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. М.; Л., 1964. С. 96.

 

Список научной литературыКанг Чул, диссертация по теме "Русская литература"

1. Лермонтов М.Ю. Сочинения: В 6 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954.

2. Лермонтов М.Ю. Сочинения: В 5 т. М.; Л.: Academia, 1936.

3. Лермонтов М.Ю. Сочинения: В 2 т. М.: Правда, 1988.* *

4. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13т. М.; Л.: Изд-во АН1. СССР, 1955.

5. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. М., 1952.

6. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. М.: «Наука», 1964.

7. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. М.: «Наука»,1980.

8. И. Философская и теоретическая литература

9. Адо П. Что такое античная философия. М., 1999.

10. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: «Высш. шк.» 2001.

11. Ахундов М.Д. Пространство и время в физическом познании. М., 1982.

12. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

13. Гайденко П. История греческой философии в ее связи с наукой. М.,2000.

14. Гайденко П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой.1. М., 2000.

15. Гайденко П. Философия природы в античности и в средние века. М.,2000.

16. Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. М.,1969.

17. ГулыгаА.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

18. Лосев А. Ф. Бытие—имя—космос. М.: Мысль, 1993.

19. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до нашихдней. Т. 4. М., 1997.

20. РейхенбахГ. Философия пространства и времени. М., 1985.

21. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

22. Russell Bertrand. A history of western philosophy and its connection withpolitical and social circumstances from the earliest times to the present day. New York: Simon and Schuster, 1945.

23. I. Критическая, мемуарная и научная литература

24. Абашева М.П. «Дышать со всей природой.» (пейзаж в лирике М.Ю.

25. Лермонтова и поэтика русского романтизма) // Пейзаж в литературе и живописи: Сборник научных трудов. Пермь: Изд-во ПГПИ, 1993.

26. Азадовский М.К. Фольклоризм Лермонтова// Литературноенаследство 43—44. М.Ю.Лермонтов. Tl. М.: Изд-во АН СССР, 1941.

27. Андроников И.Л. Лермонтов: Исследования и находки. М.: «Худож.лит.», 1967.

28. Афанасьев В.В. Лермонтов. М.: Мол. гвардия, 1991.

29. Анненский И.Ф. Книги отражений. М., 1979.

30. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человек. М.: «Языки русской культуры»,1999.

31. БаакЙ.В. Субъект и мир у Лермонтова. Опыт семантическогообобщения. // Russian Literature XXXIV. North-Holland, 1993.

32. БаевскийВ.С. История русской поэзии: 1730—1980 гг. Компендиум.

33. Изд. 2-е, исп. и допол. Смоленск: Русич, 1994.

34. Баршт К.А. Поэтика прозы Андрея Платонова. СПб., 2000.

35. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки поисторической поэтике // Эпос и роман. СПб.: «Азбука», 2000.

36. Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова // М.Ю. Лермонтов: proet contra/ СПб.: РХГИ, 2002.

37. Белый А. «Вишневый сад»// А.П.Чехов: pro et contra. СПб.: РХГИ,2002.

38. Библиография литературы о М.Ю.Лермонтове (1917—1977).

39. О.В. Миллер (Сост.). Л.: «Наука», 1980.

40. БициллиП.М. Место Лермонтова в истории русской поэзии//36