автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Преодоление отчуждения

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Пейсахов, Давид Исаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Курган
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Преодоление отчуждения'

Текст диссертации на тему "Преодоление отчуждения"

( V \ V. !

1

Курганский государственный университет

на правах рукописи

Пейсахов Давид Исаевич

Преодоление отчуждения: мировоззренческие аспекты .

Специальность 09.00.11.- социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук Научный руководитель: профессор, доктор философских наук Шалютин

СОДЕРЖАНИЕ

с.

ВВЕДЕНИЕ...................................................................... 3-12

ГЛАВА I. Сущность отчуждения и попытки его

преодоления..................................................... 13-90

§1. Проблема отчуждения в истории философской мысли................................................. 14-45

§2. Отчуждение в обществах "реального социализма"......................................................... 45-73

§3. Специфические формы отчуждения человека в общественном сознании "социалистического общества"........................................ 73-90

ГЛАВА II.Мировоззрение в мире отчуждения................. 91-131

§1. Мировоззрение как "очеловечивание" мира......................................................................... 93-109

§2. Преодоление отчуждения и "неотчужденное мировоззрение"........................................... 109 -131

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................. 132-140

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........... 141 - 154

ВВЕДЕНИЕ

Долгое время человечество считало, что по мере его развития, по мере его прогресса, оно все более и более освобождается как от зависимости от природы, познавая ее тайны и ставя их себе на службу, так и от стихийно действующих сил в обществе, организуя волеизъявления отдельных личностей, выстраивая их в "одном направлении". Лозунги типа "Нам нельзя ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача" достаточно долго владели умами людей, настраивая последних, естественно, на борьбу со

!1 II «I к

стихииными природными силами и на "подчинение их воле человека. Холодный, бесконечный и абсолютно одинаковый во все стороны Универсум Ньютона, сменив в представлениях людей уютный, населенный богами с очень характерными человеческими чертами, нимфами, героями и старающимися быть благочестивыми людьми, Космос Античности - этот Универсум, стал вечным источником непредсказуемо-угрожающих процессов, регулярно "выплескивающихся" на человека. Естественно, что на такую же вечную борьбу со стихиями стали настраивать себя и люди.

То же самое и в обществе. Первоначальное единство рода по мере развития общественных связей начинает разрушаться. Отождествление индивидом себя со всем родом превращается в индивидуализм частного собственника. У каждого человека формируются свои, личные интересы, которые, конечно же, он ставит выше интересов других людей и даже выше интересов племени, народа, нации и проч. Человек настолько соглашается поддерживать общественный интерес, насколько он соответствует его личному интересу. Отдельные вспышки борьбы интересов различных людей постепенно превращаются в мировой пожар экономической конкуренции, классовой борьбы, политических интриг, дипломатических обманов. В этом пожаре человек даже теряет иногда окончательно все ориентиры: брат становится врагом, сын - предателем, отец - палачом, мать - развратницей. Тем большая неразбериха возникает по отношению к другим, "неблизким" людям: кто друг, а кто враг? А есть ли вообще друзья, если даже в родных

своих нет никакой уверенности? Мир все время "переворачивается", все более и более становясь абсурдным. Каждый встречный кажется "перевертышем": то, что казалось совсем недавно хорошим и надежным, превращается в отвратительное болото, на котором нет места даже для того, чтобы устойчиво поставить ногу. "Бессмысленно все, как ловля ветра в поле",- этот рефрен входит даже в Святые книги.1

Человек замыкается в себе. Он ищет защиты и убежища в своем тесном мирке сознания, стараясь обрести твердую почву внутри собственной души, собственного "Л". И естественно то, что он в этот мирок не желает никого впускать, он защищает его от все время желающих проникнуть в него разного рода "перевертышей", "оборотней" и природных стихий. Но оказывается, что и внутренний мир достаточно хрупок и обманчив. Червь сомнения все больше и больше гложет сознание человека: что есть "Я"? Зачем я здесь и каков я? Где заканчивается сон, иллюзия и где начинается реальность, истинная действительность, не перешедшая еще в абсурдность окружающего мира. Иллюзия не лучше абсурда, на нее тоже невозможно "опереться" - и человек оказывается летящим куда-то в бездонную пропасть "Бытия-Ничто", подвергаясь все время иррацианально-враждебным ударам "Судьбы". Все разлетается на мелкие кусочки, из которых калейдоскоп Рока строит омерзительные и ужасающие фантомы. Есть только одно - постоянно гнетущее, холодящее сердце ощущение отчаяния и враждебности, чуждости всего "существующего".

Подобное общее мироощущение экзистенциализма достаточно ярко и образно выражает одну из фундаментальных смысложизненных человеческих проблем - проблему отчуждения "себя" и "от себя", отчуждения чего-то "своего", "родного", проблему потери чего-то дорогого, от которой вся жизнь превращается в суетную погоню за химерами. Естественно, что люди давно уже ищут причины подобных явлений. Объяснения были чрезвычайно различны и многообразны - начиная с приписывания феноменов отчуждения

1 Книга Экклесиаста или Проповедника.

результатам вредоносных действий злых магических сил (духов, дьяволов, колдунов), и заканчивая характеристикой отчуждения как "сущностной" черты самого человека.

Любое объяснение, если оно адекватно причине, помогает в силу своей адекватности в той или иной мере избавится от мешающих явлений. Однако, история показывает, что отчуждение лишь меняет форму от эпохи к эпохе, никак не желая покинуть человеческий мир. И сегодня актуальность и острота проблемы отчуждения для современных людей вряд ли вызывает сомнения. Глобальные экологические проблемы настолько остро показывают "чуждость" природы тем формам деятельности, в которых существует человек, что уже по расчетам самого человека, время его существования может оказаться ограниченным одним-двумя столетиями. Конечно, если он не снимет собственную отчужденность от природы.

Мировая проблема угрозы ядерного самоубийства человека только в последнее время несколько смягчила свою остроту. Но именно "смягчила", т.к. осталась в другой форме - в форме проблем устаревших ядерных реакторов АЭС, их отходов, ядерного терроризма и проч. Локальные же неядерные конфликты, "тлеющие" и вспыхивающие периодически в разных концах земного шара, при определенных условиях могут дать эффект, ненамного лучший, чем ядерный Армагеддон.

Очень остро проблема отчуждения стоит и в нашей стране. Развалившийся СССР под своими обломками обнаружил целое "минное поле", которое не замедлило взорваться от падающих обломков Нагорным Карабахом, Южной Осетией, Приднестровьем, Чеченской Респбликой и другими национальными конфликтами, скрываемыми до того времени лозунгом всеобщего братства и благополучия, укрелленным "на штыках" госбезопастности, и заглушаемыми шумом партийной пропаганды. Крах "железной руки" империи безжалостно обнажил не только чуждость национальных интересов Прибалтики и Средней Азии, не только чуждость "крымской заинтересованности" Украины для Российской Федерации, не

только чуждость масс населения так называемому "советскому руководству", но и чуждость отдельных "простых советских людей" друг другу.

Неприкрытый грабеж населения под угрозой голода со стороны вновь нарождающихся так называемых "предпринимательских структур" по законам первоначального накопления капитала вызвал ответную реакцию бунтов, поджогов, погромов. Уголовный рэкет начинает конкурировать с рэкетом государственным в лице коррумпированного чиновничества и экономически абсурдной налоговой системы. Вновь "испеченные" фермеры запасаются оружием для обороны от собственных соседей-односельчан, с которыми не один год вместе пахали одну и ту же землю. Учителя и преподаватели в силу нищенского положения начинают заниматься денежными поборами с учеников и студентов,все свое время проводящих не за благородным делом освоения культуры, а занимаясь мелкой спекуляцией, мошенничеством, а иногда даже действительным бизнесом.

Изучение же самого феномена отчуждения и его причин у нас застопорилось на малообнадеживающей констатации: это все от неразвитости производительных сил и только их ускоренное развитие и обобществление приведет к ликвидации отчуждения в "светлом будущем". И если в распавшемся СССР хоть как-то поддерживалась иллюзия, что это "светлое будущее" не за горами и скоро всем станет хорошо, "нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме", то сегодня разрушена уже и эта иллюзия. Даже не сбылся мрачный прогноз сатириков времен "перестройки", что "нынешнее поколение советских людей будет жить". Уже нет и самого "советского народа", распавшегося на множество осколков.

Именно эту проблему мы и выдвигаем в качестве основной для всей нашей работы: человеческий мир - и особенно на территории бывшего СССР - в своих отчужденных формах жизни дошел до того, что становится проблематичной сама жизнь на Земле. Ожидать того, что объективное развитие производительных сил когда-то, "само по себе", ликвидирует

причины отчуждения уже нет ни времени, ни возможности, ни смысла. Нужно искать иные пути преодоления - хотя бы частичного - отчужденных форм человеческой жизни.

Отчуждение имеет множество своих проявлений. В данной работе отчуждение рассматриваем, главным образом, как отчужденность между людьми - индивидами, народами, социальными и иными группами людей.

Исходя из факта наличия в современном мире этого отчуждения, имеющего глубокие социально-экономические причины, и из отсутствия, во всяком случае в исторически близкой перспективе, возможностей полного преодоления этих причин, автор ставит перед собой основную цель работы: попытаться показать возможность (или обратить внимание на существующую возможность) преодоления или ослабления отчужденности в жизни людей уже сегодня, не дожидаясь результатов "объективного развития производительных сил". В связи с этим идею, выносимую на защиту, мы бы сформулировали так: отчужденность форм жизни в большой мере зависит не столько от объективных условий, сколько от "жизненной установки" людей. Так, например, переход от мировоззрения, основанного на принципе "счастье - это борьба", к мировоззрению, основанному на принципе "гармонии" с миром, вполне может, на наш взгляд, если не полностью ликвидировать, то существенно ослабить ту, угрожающую жизни человека тяжесть, которая называется отчуждением.

Реализация основной цели работы, естественно, требует решения целого ряда более конкретных задач. И, конечно, первая их них, с попытки решения которой мы и начинаем свое исследование,- это необходимость проследить основные этапы становления самой проблемы отчуждения в философских работах мыслителей прошлого. Историко-философская литература по этому поводу достаточно обширна. Мы обратимся к работам тех философов, которые, на наш взгляд, представляют собой определенный этап в изучении проблемы отчуждения, которые анализируют какую-то специфическую черту, аспект этого феномена. Например, у Гоббса - это "юридический" аспект, у

Фейербаха - духовно-религиозный, и т.п. Именно такой задаче посвящен §1 первой главы нашей работы.

Второй параграф той же главы посвящен анализу отчуждения в странах так называемого "реального социализма". Особенность изучения отчуждения именно в этих странах обусловлена спецификой их статуса среди остальных. Именно в этих странах впервые было заявлено, что человечество, в лице населения этих стран, переходит в Новую Эру, где не будет частной собственности, не будет эксплуатации человека человеком, не будет и отчуждения и где "предыстория" заканчивается и начинается "истинная история" человечества. Конечно, прежде всего нас, в этом смысле, будет интересовать Советский Союз. Не только потому, что он стал тем "идеалом", по образу и подобию которого социализм "строился" и в других странах того же типа, но и потому, что по своему национальному составу, территории, экономическому развитию эта страна "уникальна" для проведения именно "социалистического эксперимента". В ней есть (или было) все, чтобы испытать "новый план" стоительства "светлого будущего" во всех его "частях" - и экономическом, и политическом, и национальном, и территориальном, и религиозном, и культурном.

Подробный анализ существующей по этому поводу литературы мы будем проводить непосредственно в тексте работы. Здесь же укажем, что мы будем опираться, прежде всего, на работы основоположников "научного коммунизма", особенно - К.Маркса. Эта традиция является базой нашего исследования В его анализе капиталистического общества осуществлен своеобразный синтез всех "работающих" идей мыслителей прошлого по проблеме отчуждения. Из работ современных советских авторов мы используем результаты таких исследователей, как Г.С.Батищев; Ю.Н.Давыдов; Д.В.Ильенков; В.В.Кошелава; И.С.Кон; Л.Н.Коган; В.И.Колосницын; Ю.А.Левада; Н.И.Лапин; И.С.Нарский; Н.Ф.Наумов; М.Ф.Овсянников; А.П.Огурцов; Т.И.Ойзерман; М.М.Розенталь;

Э.М.Ситников; А.И.Титаренко; С.М.Шалютин; А.В.Шеховцев; Б.ДЛковлев и др.

Надо сказать, что проблеме отчуждения у нас не очень-то "везло". Прошедшая в 60-х годах не очень длительная дискуссия, фактически окончившаяся ничем, надолго как бы "закрыла" эту тему - в силу официальных идеологических установок. И только в середине 80-х годов "отчуждение" начинает понемногу пробивать себе дорогу в научных публикациях, но, как нам представляется, и этот период в большинстве работ не дал каких-то новых, оригинальных идей - в сравнении с уже наработанным Марксом и др. Причина этого лежит главным образом, в отчуждении теоретического рассмотрения проблемы от реального исторического опыта последнего столетия, а так же - в абсолютизации и односторонней интерпретации концепции Маркса.

В третьем параграфе первой главы мы видим своей задачей найти оьъяснение распространившейся в 30-х годах в СССР иллюзии - иллюзии преодоления отчужденных форм жизни, иллюзии наличия массового энтузиазма и самоотверженности народов этой страны. Указанная иллюзия не только помогала советским людям в нечеловеческих условиях жизни создавать гигантскую индустрию, но и помогала почти "голыми руками" защитить страну в ходе Великой Отечественной Войны. То, как это стало возможно, интересует нас не само по себе. Изучение причин формирования такой иллюзии необходимо нам как основа, оттолкнувшись от которой и развивая которую мы будем в следующей главе разрабатывать свое представление реального, т.е. уже не иллюзорного преодоления отчуждения. И здесь уже необходимо акцентировать, прежде всего то, что иллюзорное преодоление отчуждения в период 30-х годов неразрывно связано с довольно эффективно утвержденной в "советском народе" фанатичной веры, широко распространненной новой религии "светлого будущего". Насколько нам известно, в научных публикациях этот вопрос именно в связи с проблемой отчуждения исследован недостаточно. Тем не иенее, работы таких авторов,

как Д.ВЛивоваров, В.И.Копалов, Г.И.Бондарев, В.И.Колосницын, А.Цыпко, И.И.Кальной, И.И.Чангли и некоторых других помогут нам в этом деле. Исследовав в Гл.1 феномен отчуждения и попытку его преодоления с помощью "новой веры", определенного мировоззрения, мы во второй главе пытаемся показать, почему эта вера не сработала, а только создала иллюзию; пытаемся выяснить, какова роль мировоззрения - в частности, такого его компонента, как вера - в преодолении отчуждения вообще и отчужденоости между людьми, в частности. Естественным нам представляется, в связи с этим, обращение в §1 к феномену мировоззрения, так как вера имеет смысл только по отношению к какому-то знанию, и именно знанию смысложизненной ориентации. Поэтому мы и анализируем здесь сущность мировоззрения, его характерные, отличительные черты и роль, которую оно играет в обществе.

По проблеме мировоззрения у нас имеется довольно обширная литература, в которой заметен очень большой разброс точек зрения. В нашем анализе мы будем опираться на работы таких исследователей, как М.Г.Ашманис, Р.А.Ардишевшский, В.С.Буянов, А.С.Бальсис, Э.В.Ильенков, В.В.Журавлев, В.В.Колосницын, В.И.Копалов, И.С.Нарский, Ф.И.Милюшев, В.С.Овчинников, Н.В.Попов, А.И.Титоренко, А.К.Уледов, С.М.Шалютин, В.И.Шинкарук, М.Г.Штракс и др.

Подробный анализ точек зрения мы будем проводить в тексте - для большей логичности и удобства изложения. Здесь же укажем, что, несмотря на большое разнообразие концепций и точек зрения на феномен мировоззрения, во всех работах заметна одна очень характерная деталь. А именно: нигде нет четкого, логически правильного определения данного феномена. Нет даже более или менее ясно�