автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Причинность в истории

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Мельников, Павел Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Причинность в истории'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Мельников, Павел Александрович

Введение

Глава I Становление детерминистской парадигмы

1.1 Детерминизм как отношение

1.2 «Причинение» в социально-историческом знании

Глава II Детерминация антропной реальности

2.1 Исторический морфогенез

2.2 Специфика законов гуманитарных наук 78 Заключение 100 Литература

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Мельников, Павел Александрович

Актуальность исследования. В условиях трансформации социальных систем, либерализации жизни существенное значение приобретает переосмысление сущностных вопросов постижения истории в целом, методологических оснований социальной практики, как таковой.

Категория «детерминизм» является базовой для научного познания. Концептуальное оформление детерминизма строится на основании идей необходимости, упорядоченности, организованности бытия. Уточняя онтологическую природу детерминизма, А.Эйнштейн писал: «Наиболее прекрасное, что есть в жизни, - это раскрывать для всеобщего обозрения взаимосвязи».

Содержательное оформление «детерминизма» складывалось на всех этапах познавательной деятельности. Мифологическая, научная, религиозная картины мира, - каждая вносила вклад в оформление идей причинности.

Отслеживание прогресса специальных областей познания свидетельствует о смене классической парадигмы детерминизма неклассической. Если классика реализует традиционный тип рациональности, преимущественно развивающийся в европейской философской культуре, то неклассика выстраивает концептуальные основания неодетерминизма, завоевывающие место в современной методологии обществознания.

Специфика диссертационного исследования заключается в раскрытии проблемы причинности в социальной теории, где по аналогии с естествознанием выделяются классический и неклассический подходы в рассмотрении проблемы. Сложность раскрытия вопроса причинности в истории заключается в том, что традиционный причинно-следственный подход применительно к гуманитарному знанию не проходит. Существующие гносеологические методики в гуманитарном знании также не дают результата (натурализм, фрейдизм, психологизм). Поэтому важно тщательное рассмотрение проблемы причинности с учетом многообразия факторов, дающих масштабное видение проблемы.

Практическая значимость интерпретации детерминизма в социальной теории объясняется выявлением реально существующих тенденций, сил, факторов, понимание которых служит достижению идеалов, целей социального развития.

Степень разработанности проблемы. Динамику развития представлений о детерминизме закономерно проследить в мыслительном опыте таких авторов, как: Демокрит, Аристотель, Св.Августин, Ф.Аквинский, Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.-В.Лейбниц, Г.В.Гегель, С.Булгаков, П.Сорокин, Н.Михайловский, С.Франк, Н.Бердяев, П.С.Лаплас, И.Ньютон,

A.Эйнштейн, М.Борн, представителей позитивизма, неопозитивизма, марксизма. Современная парадигма неодетерминизма разрабатывается в направлениях синергетики и теории катастроф: И.Пригожина, Г.Хакена, С.Курдюмова, Р.Тома.

Современные классификации детерминизма в отечественной мысли содержатся в работах: В.Бранского, М.Бунге, Л.Микешиной, Ю.Молчанова, М.Парнюка, А.Поликарпова и др.

Относительно гуманитарного знания необходимо выделить работы традиционной и нетрадиционной исследовательской парадигмы. К первым относятся: географический, биологический, психологический, экологический, религиозный, технологический, экономический, социальный.

На роль природных факторов в развитии общества обращали внимание Г.Бокль, И.Мечников, Ш.Монтескье, Ф.Ратцель. Биологический детерминизм стал предметом изучения Л.Грина, Л.Грэхема, Л.Гумилева,

Ч.Ломброзо, К.Лоренца, Г.Селье, Э.Уилсона. Экологические аспекты общественного развития раскрыты в трудах Э.Геккеля, Д.Медоуза, Р.Парка,

B.Хесле.

При анализе психологического детерминизма использовались идеи Н.К.Михайловского, Г.Тарда и др., религиозного детерминизма - Н.Бердяева, С.Булгакова, М.Вебера и др.

Технологического детерминизма - П.Гедденса, Л.Мэмфорда, А.Ракитова, К.Ясперса, А. Леруа-Гурана.

Экономический детерминизм реализовывался марксизмом,

С.Булгаковым, А.Грамши, Г.Плехановым, П.Струве и др.

Социальный детерминизм как совокупность «множества детерминизмов» изучается в свете взглядов Н.Аберкомбри, П.Сорокина, Б.Тернера, С.Хилла. Данное направление представлено работами В.Барулина, А.Борисова, Г.Глезермана, В.Желле, Б.Клинера, М.Ковальзона, А.Уледова, Л.Чинаковой др. Рассмотрение проблем современного социального прогнозирования основывается на работах Дж.Бернала, Н.Виннера, Э.Араб-Оглы, И.Бестужева-Лады, Т.Румянцева и др.

Проблемами детерминации морали, познания, науки посвящены труды

B.Барулина, А.Борисова, В.Бранского, В.Виноградова, Дж.Голда, А.Гусейнова, И.Кона, Г.Кузнецова, Л.Микешиной, А.Печчеи, А.Ракитова, Г.Рузавина, П.Сорокина, Б.Тернера, С.Хилла, Л.Чинаковой, К.Ясперса.

Современный ряд исследований социального детерминизма представлен работами: Э.Араб-Оглы, Г.Батыгина, И.Бестужева-Лады, В.Ильина, Ф.Гиренка,

C.Курдюмова, А.Назаретяна, А.С.Ахиезера, В.Федотовой, А.Водолагина, П.Козловски и т.д.

Объект исследования - эволюция парадигм детерминизма в философском знании.

Предмет исследования - социальный детерминизм в философской традиции.

Цель исследования - уточнить онтологическое и гносеологическое измерение причинности в истории. Задачи исследования:

1. Проанализировать развитие идей детерминизма.

2. Выявить сущностные стороны «причинности» в современном гуманитарном знании, прояснить специфику исторического морфогенеза.

3. Охарактеризовать современную парадигму гуманитарных наук.

Теоретико-методологическая основа исследования. Методологическая основа исследования представлена системно-функциональным подходом, основывающемся на анализе категорий социальной философии. Основу исследования составили принципы единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, всесторонности, реалистичности, объективности рассмотрения, целостности. В ходе работы автор опирался на результаты изысканий крупнейших представителей философской, социологической мысли, использовал труды российских, зарубежных ученых по проблеме детерминизма и социального детерминизма. Использовался конкретно-исторический метод, позволивший проследить эволюцию понятия «детерминизм» и концепций общественного развития. В исследовании использованы структурно-функциональный, синергетический, статистический, аксиологический подходы.

Научная новизна работы.

1. Проведен анализ представлений о детерминизме. Рассматривается становление классической и неклассической парадигмы детерминизма (на основании развития классического и неклассического типов рациональности). Выделяются свойства линейной и нелинейной концепций, детерминизма и неодетерминизма. Первая парадигма строится по классическим законам рациональности (где закон - это отражение жесткой причинно-следственной связи), вторая основывается на принципах случайности, нелинейности, самоорганизации.

2. Выявлены существенные стороны современного видения причинности в истории: принципиальное отличие классической рациональности социального знания от неклассического строится исходя из гуманитарных, антропологически значимых принципов.

В отличие от образцов классического знания историческая динамическая организация представляет многоуровневый объект изучения: мегатенденции изучается социальной фенологией, фундаментальной ритмо динамикой); макротенденции (исследуется модульными теориями социума); микротенденции (выявляются как антропологические описания). Морфогенез истории предстает как комбинация объективных - циклических, фазовых факторов и субъективных - личностных.

Морфогенетические законы «строятся» посредством понимания системного, органического, целевого характера «причинения». Реализация исторического морфогенеза выступает как самоорганизация целостности, наращивание адаптивности, рост оптимальности и т.д. Вводится система признаков, характеризующая оптимальные пути выживания, культивирования жизневоспроизводства.

Причинность социально-исторического формируется как блок каузальных и казуальных факторов. Каузальную основу составляют природные условия существования, законы, традиции. Казуальная основа складывается из самопроявлений личности. Комбинации данных факторов составляют полные причины социально-исторических явлений.

3. Определена специфика современной парадигмы гуманитарных наук. Познание человеческой субъективности достигается путем двух типов законов: обществоведческих и экзистенциальных. Обществоведческие законы формализуются с учетом общесоциологического критерия повторяемости, где выражаются законы культурно-исторического процесса. Экзистенциальные законы вводятся с учетом персональных характеристик фигурантов исторического процесса.

Теоретическая значимость работы. В работе представлены основные тенденции, факторы становления, развития современного понимания социального детерминизма. Полученные в диссертации результаты имеют важное концептуальное, методологическое значение для разработки проблематики детерминизма.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут использоваться в общих теоретических курсах по философии, специальных 8 курсах по социальной философии, антропологии, философии истории, социальному управлению и других учебных дисциплин, посвященных актуальным проблемам исторического процесса. Выводы исследования позволяют выработать рекомендации по разработке социальных технологий управления.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на семинарах кафедры философии МГТУ, Ломоносовских чтениях в МГУ им. М.В.Ломоносова.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Причинность в истории"

Заключение

Термин «причинность» отражает законосообразность реальности -понимание детерминации нацелено на познание ее закономерного характера. Особую остроту изучению вопроса в социальном знании придают условия либерализации общественной жизни в стране (происходит отказ от классических образцов рациональности в обществознании наряду со снятием догматически-репрессивного типа политической идеологии). Существенным фактором становится доступ к мировой философской мысли. Настоящая ситуация «делает» обеспечивает формирование здорового философского пространства для обсуждения проблемы.

В ходе эволюции познания развитие философских и естественнонаучных представлений о детерминизме продвигалось от субстратного подхода к системному. С известной логикой «огрубления» развитие содержательной интерпретации «детерминизма» отражается последовательностью «субстрат -структура - функция - система». Очевидна смена мировоззренческих и методологических акцентов, типов объяснений, нарождавшихся в философской, естественнонаучной мысли.

Современная ситуация характеризуется введением парадигмы неодетерминизма, сущность которой сводится к утверждению нелинейного характера детерминации. Для естествознания переход к нелинейной парадигме связан со становлением неклассической науки (от квантовой механики до теории катастроф Р.Тома). С развитием поля исследований синергетики и развитием проблематики нестабильности переосмысление проблемы детерминизма происходит коренным образом. В отличие от линеарного типа детерминации, диктующего жесткую причинно-следственную обусловленность явлений, настоящая парадигма включает понятия: случайность, самоорганизация, хаос, порядок, точки бифуркации, аттракторы. Развитие предстает как сложный процесс, где окончательный прогноз эволюции становится невозможным. Очевидно, что новый методологический антураж познания усложняет видение реальности, открывает новые сущностные горизонты исследования природы социальной материи. Естественно, что методологические новшества привносят новые мировоззренческие принципы осмысления человеком своего места в мире, возможных принципов «конструирования» реальности.

Соответственно новым методологическим трактовкам принципа причинности вводятся новые концептуальные модели социального знания. До недавнего времени отечественная общественная мысль с опорой на классическую философскую традицию развивала единственно возможное понимание законосообразности социальной реальности. Советская система допускала однобокое «видение» социального бытия: жестко детерминированная объективными факторами развития социальная реальность «формировала» общественное и индивидуальное сознание.

В настоящих условиях формируется иная парадигма природы социального бытия. Перспективными разработками являются идеи социальной фенологии, ритмодинамики. Согласно данному ракурсу история изучается посредством методологии циклов и ритмов, пропорций и фаз, поступков и деяний. Причинность в истории доступна теоретическому описанию через призму трех уровней социальной реальности: макро-, мега- , микросфер (с соответствующей методологией изучения). Объективное и субъективное становятся «взаимообуславливаемыми» факторами.

Позитивный сдвиг в отечественном обществознании последнего десятилетия - формирование гуманитарной парадигмы, служащей введению здоровых, рациональных начал понимания истории.

В отличие от традиционного социальное знание строится через признание отправной точкой отсчета органично включаемого в историю активного, автономного самоутверждающегося «Я».

Как можно описывать субъективность? Выделяют два уровня теоретического видения вопроса.

Первый уровень предполагает обращение к следующим уровням: «графия», «логия», «гония», «софия»). «Графия» - это описание субъективности в феноменологических теориях. Здесь приемлемы полуэмпирические констатации наподобие веберовских, фрейдовских, юнговских типологий. «Логия» производит фиксации на уровне процессуальных моделей. Пример -веберовская модель социальной динамики от традиционной к рациональной организации. «Гония» предполагает концептуализацию генезиса, становление субъективности. Трудности описания данного уровня связаны с невозможностью точной констатации субъективности как телеологической субстанции. Онтогенетика личности определяется такими составляющими, как «семья», «школа», «эпоха». Ее значение, роль определяют те, кто идут «за» ней, представители наследия. «София» описывает цели, назначение субъективности. Примеры данного описания истории нельзя квалифицировать как успешные, поскольку они сводились к трансцендентному истолкованию реальности. Сюда относятся гегелевский социософский ортогенез, наивные финалистские, провиденциалистские, эсхатологические доктрины истории (хилиастического, коммунистического, либерально-рыночного плана).

Смысл человеческой истории строится на основании фиксации капитальных для него ценностей. К ним относятся: а) продление существования; б) обретение совершенного существования. Новый виток развития социальной теории предполагает ее развитие не только как антропологичной, но и как аксиологичной науки. Социальная теория становится универсальной теорией ценностей жизни. Ценность человечна, поэтому нацеленность на человеческую ценность делает жизнь ценной. Ценность жизни реализуется через воплощение в ней фундаментальных социальных констант - гуманитарных абсолютов. В своем единстве они выражены классической совокупностью ценностей: Истина - Добро - Красота. Когда Истина и Добро разъединены, реализуется стратегия инструментализма. Отметим, что настоящий переживаемый обществом этап истории кризисен, поскольку инструментален. Если разобщенными оказываются Добро и Красота, то приходится констатировать наличие ситуации авангарда. Авангард опять же свойствен переживаемому моменту истории, данная установка воплощается в потребительско-бездуховном восприятии жизни.

Современная общесоциологическая парадигма ранга «софии» строится на основании соединения «органицизма», «экологизма», «всеединства». Ценностный ряд выстраивается следующим образом. Инструментализму, механицизму противопоставляется уникальное. Инструментализму, механицизму - самоценность условий существования человека. Редукционизму, линеаризму - признание плюралистичности мира, его полифоничности, самодостаточности культур, национально-государственных формирований.

Второй уровень теоретического рассмотрения вопроса предполагает описание конкретных лиц. Сам по себе отдельный индивид нерационализируем, неконцептуализируем. Внутренний мир открыт для понимания в силу причастности человеческому. Приемами описания частного выступают партиципация (когда по отдельной части судится о целом на основании анализа экзистенциального сознания - случайностей, деталей, синтетических, основанных на чувстве, оценок обстояний), синхрония (когда точкой отсчета в понимании ситуации становится некаузальная связь с опорой на ситуационную логику; происходит радикализация мгновения-момента, узаконивающая важные для человека жизненные интервалы), эмпатия (когда основанием экзистенции является не рациональное доказательство, а эмоциональное постижение существа ситуации на базе персональной идентификации, сочувствия, сопереживания; эмпатия выступает основой единения с бытием и людьми).

В итоге мы приходим к выводу, что стратегия разработки отличной от классических образцов рациональности носит антропологический характер. Ее построение сталкивается с двумя трудностями. Первая: в отечественной общественной мысли отсутствует надлежащий уровень разработанности теории

104 типа «гонии». Можно отметить, что данное обстоятельство относится к социальной теории в принципе и связано с концептуальной несостыковкой космогонии, антропогонии, социогонии. Вторая: в силу тех же причин отсутствует необходимый уровень «софии». Традиционная социальная теория развертывается в духе финализма. В итоге получается конструирование уже как бы свершенного опыта на уровне натурфилософского размышления.

Отдадим отчет тому, что цель, смысл, назначение человечества, истории вводятся не извне, а изнутри - из погружения в стихию актуального вершения жизни, устроения социальности. При этом необходимо признавать принцип, что дело человека связано с его назначением. Человек - существо самоценное, он есть сущее для себя. Жизнь «выстраивается» вокруг таких ценностей развития, как достойное движение к материальной и духовной раскрепощенности, полноте самореализации через социальный и экзистенциальный прогресс, восхождение к гуманитарно высокому.

 

Список научной литературыМельников, Павел Александрович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества. М.: Мысль, 1982.-334с.

2. Аристотель. Соч. в 4-хт. М.: Мысль, 1975. -Т.1. - 550с. Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее. Социальные последствия НТР: год 2000. - М.: Мысль, 1986. - 204с.

3. Арефьева Г.С. Социальная активность. М.: Политиздат, 1974. - 230с. Арлычев А.Н. Проблема познания процесса в философии и науке // Вопросы философии. - 1999. - №3. - С.85-97

4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1993.607с.

5. Артемов В.А. Социальное время: проблемы изучения и использования. -Новосибирск: Наука, 1987. 240с.

6. Айзятов Ф.А. Устойчивое развитие: состояние, модель, стратегия. Методологический и философско-экологический анализ. Саранск, 1998. -298с.

7. Аскин Я.Ф. Философский детерминизм и научное познание. М.: мысль, 1977.- 188с.

8. Асп Э. Введение в социологию. СПб.: Алетейя, 1998. - 249с. Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М.: Политиздат, 1980. - 368с. Баблоянц А. Молекулы, динамика и жизнь: Введение в самоорганизацию материи. - М.: Мир, 1990. - 373с.

9. Барг М.А. Цивилизационная методология: историографический контекст // Международные исследования. М., 1993. - С.6-28

10. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989.615с.

11. Батыгин Г.С. Метаморфозы утопического сознания // Квинтэссенция, 1991: Философский альманах. М.:Политиздат,1992. - С.263-293

12. Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: МГУ, 1982.346с.

13. Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в обществе. — М.: Изд-во полит, лит., 1977. 142с.

14. Бауман 3. Мыслить социологически. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 1996.255с.

15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. Белик А.П. Социальная форма движения. - М.: Наука, 1982. - 270с. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. - 323с.

16. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607с.

17. Бестужев-Лада И.В. Прогнозирование в социологических исследованиях // Социологические исследования. 1977. -№1. - С.47-58

18. Бестужев-Л ада И. В. Прогнозирование в социологических исследованиях: Методологические проблемы. М.: Мысль, 1978. - 272с.

19. Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества: опыт систематизации. М.: Наука, 1987.-212с.

20. Бланшо М. Неописуемое сообщество. -М.: МФФ, 1998. 80с. Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. - М.: Наука, 1983. - 286с.

21. Богомолов А.С. Диалектический логос: Становление античной диалектики. М.: Мысль, 1982. - 263с.

22. Борисов А.Г. Детерминизм общественных нравов. Саратов: СГУ, 1984.-224с.

23. Бранский В.П. теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. 2000. - №4. - С. 112-129

24. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. -М.: ЕСПЕКИ-ПРЕСС, 1998. 285с.

25. Будье П. Социология и политика. -М.: Socio-Logos, 1993. 336с. Булгаков С. Собрание сочинений. - М.: Наука, 1993. - 284с. Бунге М. Причинность. Место принципа причинности в современной науке. - М.: Изд.иностр. лит., 1962. - 511с.

26. Вебер М. Социология религии // Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994,-С.78-308

27. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 808с.

28. Вебер М, Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991. - 452с.

29. Виноградов В.Г., Гончарук С.И. Законы общества и научное предвидение. М.: Политиздат, 1972. - 231с.

30. Виноградов В.Г., Гончарук С.И. Особенности детерминации в общественных науках // Философские науки. 1982. - №5. - С.34-41

31. Водолагин А., Данилов С. Метафизическая ось евразийства. Тверь,1994

32. Водолагин А.В. Мировая история в интерпретации М. Хайдеггера // Философские науки. 1989. - №9

33. Водолагин А.В. Нужна ли России национальная идея // Национальные интересы. 2003. - №1. - С. 12-14

34. Водолагин А.В. Онтология политической воли. Тверь, 1992 Водолагин А.В. Психопатология всемирной истории // Космос и мировая история. Сборник. Материалы междунар. научн. конференции посвященной 105-летию со дня рождения А.В. Чижевского. -М., 2002

35. Волновые процессы в общественном развитии. Новосибирск: НГУ, 1992.-228с.

36. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М.: Наука, 1987.183с.

37. Глезерман Г.Е. Законы общественного развития: их характер и использование. М.: Политиздат, 1979. - 303с.

38. Глобальные проблемы и будущее человечества. М.: ИНИОН, 1987. —227с.

39. Голд Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии. -М.: Прогресс, 1990.-304с.

40. Гольбах П. Избр. антирелигиозные произв. Т. 1. - М., 1934 Готт B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: становление и развитие. - М.: Мысль, 1984. - 268с.

41. Грэхем Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М.: Политиздат, 1991. - 480с.

42. Грязнов Б.С. Теория и ее мир / Теория и ее объект. М.: Наука, 1973. - С.40.47

43. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1991.- 462с.

44. Давыдов А.А. Модульная теория социума / Проблемы теоретической социологии. Спб., 1996

45. Демончонок Э.В. Теория и общество / Новые тенденции в западной социальной философии. М.: Прогресс, 1989. - С.51-77

46. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: КАНОН, 1996.431с.

47. Егоров Ю.Л. Управление в социокультурном контексте // Философия. Культура. Управление. Сб.научных статей. -М., 1999. С.192-201

48. Егоров Ю.Л., Мищенко С.Н. Диалектика функционального и структурного подходов в исследовании систем управления // Философия. Культура. Управление. Сб.научных статей. М., 1999. - С.235-248

49. Иванов В.Г. Детерминизм в философии и физике. Л.: Наука, 1974183с.

50. Ильин В.В., Панарин А.С., Бадовский Д.В. Политическая антропология. -М.: МГУ, 1995.-254с.

51. Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. М.: МГУ, 1996. - 399с.

52. Ильин В.В. Новый миллениум для России: путь в будущее. М., 2002.224с.

53. Ильин В.В. Философия науки. М.: МГУ, 2003. - 360с. Кантор В.К. Стихия и цивилизация: два фактора «российской судьбы» // Вопросы философии. - 1994. - №5. - С.27-46

54. Каримский A.M. Социальный биологизм: природа и идеологическая направленность. М.: Мысль, 1984. - 208с.

55. Карпенко А.С. Логика, детерминизм и феномен прошлого // Вопросы философии. 1995. -№5. - С.72-79

56. Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология. Критический анализ. -М.: Мысль, 1988.-203с.

57. Категории «закон» и «хаос». Киев: Наук.Думка, 1987. - 292с. Кевбрин Б.Ф. Взаимоотношения причинности и связи состояний // Вест.МГУ. Сер.Философия. 1977. - №2. - С.25-34

58. Кевбрин Б.Ф. Развитие. Детерминизм. Закон. М.: МУПК, 1998. - 244с. Кедров Б.М. Анализ развивающегося понятия. - М.: Наука, 1967. - 436с. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история: Проблемы теории исторического процесса. - М.: Политиздат, 1981. - 288с.

59. Келле В.Ж. Соотношение детерминизма и системности в методологии социального познания // Вопросы философии. 1983. -№6. - С.57

60. Келле В.Ж. Социальная динамика современной науки. М.: Наука. 1995.-319с.

61. Кемкин В.И. Категория «состояние» в научном познании. М.: высш.шк., 1983. - 120с.

62. Кемкин В.И., Зейналов Г.Н., Айзятов Ф.А. Общество на пути к устойчивому развитию. М.: Марс, 1996. - 238с.

63. Клейнер Б.И. Социальная причинность, ее природа и специфика. М.: Высшая школа, 1991. - 128с.

64. Князева Е.Н. Случайность, которая творит мир. Новые представления о самоорганизации в природе и обществе / В поисках нового мировидения. М.: Прогресс, 1991.-С. 15

65. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И.Пригожиным // Вопросы философии. 1992. - №12. - С.3-20

66. Князева Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. М.: Прогресс, 1994. - 120с.

67. Козловски П. Этика капитализма. Эволюция и общество. СПб.: Экономическая школа, 1996. - 158с.

68. Козловски П. Общество и государство. М.: Республика, 1998. - 223с.

69. Колеватов В.А. Парадокс социального развития и волновые процессы в обществе // Закономерности социального развития: ориентиры и критерии моделей будущего. В 2-хч. 4.1. Новосибирск: РАН, Сиб.отделение, 1994. -С.11-15

70. Кон А. «О новой экономике» Е.Преображенского. М., 1927.

71. Кондорсэ Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: Госсоцэкгиз, 1936. -265с.

72. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д: Изд-во Рост.ун-та, 1999. - 576с.

73. Кравец А.С. Природа вероятности. М.: Мысль, 1976. - 173с.

74. Кравченко И.И. Экологическая проблема в современных теориях общественного развития. М.: Наука, 1982. - 258с.

75. Кузнецов Г.А. Экология и будущее: Анализ философских оснований глобальных прогнозов. М.: МГУ, 1988. - 160с.

76. Купцов В.И. Детерминизм и вероятность. М.: Политиздат, 1976. - 256с.

77. Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Н. Синергетика теория самоорганизации. Идеи, методы, перспективы. -М: Знание, 1983. - 64с.

78. Курдюмов С.П. Синергетика новые направления. - М.: Знание, 1989.48с.

79. Лапина С.В. Социологическое познание: методологические проблемы исследования социальных явлений и процессов. Минск: Белорусская школа, 1998.-207с.

80. Лаплас П.С. Опыт философии теории вероятностей. М.: Сабашниковы, 1908. - 89с.

81. Ленин В.И. Поли. собр. соч. М.: Политиздат, 1979. - Т.1. - 346с. Леонтьев А., Хмельницкий Е. Очерки переходной экономики. -М., 1927. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. - М.: Прогресс, 1991.-412с.

82. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1960. - Т. 13. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: действительность, материальная основа, первичное и вторичное. - М.: Наука, 1981.-463с.

83. Маслиева О.В. Становление категории причинности. Л.: Наука, 1980.105с.

84. Микешина Л.А. Детерминация естественнонаучного познания. Л.: ЛГУ, 1977,- 104с.

85. Молчанов Ю.Б. Причинность и детерминизм // Современный детерминизм и наука. Новосибирск: Наука, 1975. - T.I. - С.106-116

86. Морозов Е.И. Введение в теорию социальных систем. М.: МГУ, 1992.284с.

87. Мотрошилова Н.В. Познание и общество. М.: Мысль, 1969. - 297с. Ни ко лис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах: от диссипативных структур к упорядоченности через флуктуации. - М.: Мир, 1979.-512с.

88. Николис Г. Динамика иерархических систем: Эволюционное представление. М.: Мир, 1989. - 486с.

89. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного: Введение. М.: Мир,1990.-342с.

90. Огородников В.П. Познание необходимости: детерминизма как принцип научного мировоззрения. М.: Мысль, 1985. -206с.

91. Паркин В.Ф. Социальный детерминизм как проблема развитого социализма. М.: Наука, 1981.-207с.

92. Парнюк М.А. Принцип детерминизма в системе материалистической диалектики. Киев: Наук.думка, 1972. - 355с.

93. Парсонс Г. Человек в современном мире. М.: Прогресс, 1985. - 429с. Печчеи А. Человеческие качества. - М., 1985. - 312с. Плотинский Ю.М. Математические модели динамики социальных процессов. - М.: МГУ, 1992. - 133с.

94. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М.: Логос, 1998. - 280с.

95. Понимание как логико-гносеологическая проблема. Киев, 1982 Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс. 1983. - 605с. Поппер К. Открытое общество и его враги. - М.: Феникс, 1992. - Т.2.528с.

96. Поппер К. Нищета историцизма. М.: Прогресс, 1993. - 187с. Постмодернизм. Энциклопедия. -МН.: Книжный дом, 2001. - 1040с. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М.: Прогресс, 1986.431с.

97. Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989. -№8. - С.3-19

98. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М.: Прогресс, 1994.435с.

99. Раджабов У.А. Динамика естественно-научного знания. М.: Наука, 1982.-336с.

100. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат,1991.-288с.

101. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск: НГУ, 1994. -Т.2.-400с.

102. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М.: Прогресс, 1985.344с.

103. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998.-413с.

104. Риск исторического выбора в России // Вопросы философии. 1994. -№5. - С.3-26

105. Россия: стратегия развития в XXI в. Вариант анализа ситуации и прогноза условий устойчивого развития страны. М.: Ноосфера, 1997. - 4.1. -72с.; 4.2- 144с.

106. Рузавин Г.И. О соотношении категорий «движение», «развитие» и «прогресс» // Философ, науки. -1980. -№1. С.50-58

107. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества II,. Вопросы философии. 1995. - №8. - С.63-72

108. Рябоконь Н.В. Социальная причина // Категории социальной диалектики.- Минск: Литература, 1978. С. 125-126

109. Свечников Г.А. Причинность и связь состояний в физике. М.: Наука, 1971.-304с.

110. Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления.- М.: Высшая школа, 1990. 302с.

111. Со кулер З.А. Спор о детерминизме во французской философской литературе // Вопросы философии. 1993. - №2. - С. 140-149

112. Сорокин П. Система социологии. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1991,- 187с.

113. Социальная философия Франкфуртской школы (Критические очерки). -М.: Мысль, 1978.-357с.

114. Современные социологические теории социального времени. М.: ИНИОН РАН, 1993.-47с.

115. Стецкий А. Ленин и социалистическое планирование. М., 1933

116. Тард Г. Социальная логика. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.-554с.

117. Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 12т. М, 1958. - Т.7.

118. Тоффлер Э. Осознание новой цивилизации. Политика третьей волны. -Новосибирск: Сибирская молодежная инициатива, 1996. 104с.

119. Тюрго А. Избранные философские произведения. М., 1937

120. Урсул А.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М.: Луч, 1993. - 275с.

121. Уледов А.К. Социологические законы. М.: Мысль, 1975. - 296с.

122. Франк С.Л. Духовные основы общества. -М.: Республика, 1992. 342с.

123. Фролов И.Т., Юдин Б.Т. Этика науки: проблемы и дискуссии. М.: Политиздат, 1986. -399с.

124. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. - 404с.

125. Хакен Г. Синергетика: иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985. - 419с.

126. Хакен Г. Информация и самоорганизация: макроскопический подход к сложным системам. М.: Мир, 1991. - 240с.

127. Черноушек М. Психология жизненной среды. -М.: Мысль, 1989. 186с.

128. Чинакова Л.И. Социальный детерминизм. Проблема движущих сил развития общества. -М. .Политиздат, 1985. 159с.

129. Ядов В.А. Стратегия социологических исследований. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998. - 596с.

130. Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. - С. 119-146

131. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. - 527с.1.kasiewicz Y. On determinism // The polish Review. 1968. - Vol.13. 1. P.46-61

132. Urchs M. On determinism still unproved in classical logic // Bulletin of the Section of Logic. - 1992. - Vol.21. - P. 168-170

133. Yordan Z. Logical determinism // Notre Dame Yournal of Farmal Logic. -1963.- Vol.4. -P.l-38