автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Приходское духовенство в России в ХVI - нач. XVIII вв.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Стефанович, Петр Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Приходское духовенство в России в ХVI - нач. XVIII вв.'

Текст диссертации на тему "Приходское духовенство в России в ХVI - нач. XVIII вв."

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ДО НАЧАЛА XIX ВЕКА

П. С. СТЕФАНОВИЧ

ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО В РОССИИ В XVI - НАЧАЛЕ XVIII ВВ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ЦЕНТРАЛЬНЫХ УЕЗДОВ)

Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: кандидат исторических наук доцент Шульгин B.C.

МОСКВА 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Введение 2

Обзор источников 6

Историография 19

Глава I. Частное владение церковными учреждениями

в древней России 35

Глава И. Отношения приходского духовенства с частными

землевладельцами и приходскими общинами 83

Глава III. Проблемы материального обеспечения

приходского духовенства 140

Глава IV. Приходское духовенство между государственной и

церковной властями 200

Заключение

Список условных сокращений

Список использованных источников и литературы

261

267

269

ВВЕДЕНИЕ.

История русской православной церкви, ее отношения с государственной властью, становление духовного сословия составляют сложный комплекс социально-исторических проблем, который включает в себя целый ряд вопросов более частного порядка, без учёта которых не будет ясна и общая картина. Один из таких вопросов является объектом настоящего исследования: социальное, экономическое и юридическое положение приходского духовенства в Московском государстве в XVI - XVII вв., его отношения с представителями светских структур - от приходской общины до царя - и с церковными властями, стоявшими во главе епархиального управления.

Приходское духовенство - это священнослужители (священники и дьяконы), которые служили при той или иной "мирской" церкви (т. е. не монастырской) или соборах. Эта категория духовных лиц ("белое духовенство") численно значительно превосходила чёрное духовенство -"иноческий чин" и "пёстрые власти" (т. е. архиереев), как выражались в XVII в. \ и сильно отличалось от него - прежде всего по степени интегрированности в светское общество (особенно из-за отсутствия целибата в православной церкви), но также по материальному положению, социальному статусу и др.

С социально-правовой точки зрения характерной чертой "священнического чина" в XVI - XVII вв. была зависимость его представителей, "мирских попов и дьяконов", состоявших при определённой церкви, от того, кто ставил и "строил" (снабжал всем необходимым) её, а также обеспечивал существование причта при ней, т. е. от приходской общины, частного землевладельца, государственной власти. Эта зависимость являлась социальным проявлением исторического феномена, описанного впервые в кон. XIX в. немецким историком церковного права Ульрихом Штутцем и названного им EigenkiгcllenweseIl - права частного владения церковным

1 "В 17 в. в России насчитывалось 100 - 110 тыс. представителей белого духовенства с членами семей мужского пола, монашествующих - ок. 10 тыс." - Водарский Я. Е. Духовенство // Отечественная история. Энциклопедия. Т. 2. М., 1996. С. 102.

учреждением со стороны его основателя. В 1-й главе данной работы на основе изысканий западно-европейских и российских историков анализируется сущность этого правового института, а также фиксируется его наличие и особенности в России в XVI - нач. XVIII вв.

Сама же зависимость приходского духовенства от владетелей частных храмов и вообще отношения, которые между ними складывались, рассматриваются во 2-й главе на примере церквей, поставленных частными землевладельцами (или отдельными горожанами) и приходскими общинами. Эти отношения представляют собой взаимодействие церковной организации и светского общества на уровне прихода, имевшего всегда значение не только церковного округа, но общественной структуры, через которую осуществлялось церковное руководство паствой и реализовались народные религиозные устремления. Проблема существования и функционировния приходских структур исследуется относительно центральных уездов России, где на церковно-приходские отношения должно было обязательно повлиять формирование системы помещичье-вотчинного землевладения и крепостного права. При этом только для сравнения учитываются нормы и традиции приходской жизни, которые существовали на русском Севере и в Сибири в XVI - перв. пол. XVIII вв. и имели свои особенности как одно из проявлений характерного для чёрных волостей строя земского самоуправления и которые уже достаточно освещены в специальных работах; по этим же причинам в работе вообще используются в первую очередь источники, характеризующие положение приходского духовенства в Центре России, северные же материалы (и типологически схожие с ними псковские) привлекаются для сравнения и восполнения пробелов в свидетельствах, происходящих из Центра.

Наконец, система отношений, основанная на праве частного владения церковным учреждением, не могла не стать фактором, нарушающим единство духовенства и его связь с епископом в рамках епархиального управления, поэтому в работе рассматривается взгляд духовных властей на владение церковным имуществом и борьба, развёрнутая ими против зависимости

приходского духовенства от светских лиц и за контроль над ним. . В этой борьбе значительную часть усилий церковные власти тратили на обеспечение священнослужителей независимым от кого бы то ни было материальным содержанием. В 3-й главе разбирается весь набор возможных источников дохода приходского духовенства - руга, владение землёй, поборы с населения и др. Проблемы, связанные с землевладением, налогообложением не могли решаться в Московском государстве без ведома и участия государственной власти - не случайно, что ей принадлежит особая роль и в материальном обеспечении приходского духовенства. Однако детально влияние государства, выступавшего в XVI - XVII вв. в качестве и частного владетеля отдельных церковных учреждений, и покровителя всей православной церкви в целом, на некоторые категории духовенства и на всю совокупность церковных структур и институтов прослеживается в 4-й главе вместе с рассмотрением стремлений церкви по освобождению от государственного вмешательства в её дела и становления независимых церковных суда, управления, организационных структур (в том числе выборных органов) духовенства.

Выбор хронологических рамок - эпоха Московского царства -обусловлен, с одной стороны, состоянием источниковой базы, так как источники лишь с кон. XV в. позволяют сделать более-менее конкретные наблюдения и выводы по теме. С другой стороны, период с образования единого Русского государства, когда православная церковь получила новые возможности для возвышения своего авторитета, экономического, даже политического, усиления и т. д., и до церковной реформы Петра I, когда она потеряла почти всякое значение кроме религиозного, особо выделяется в истории отношений государства и церкви в России. Кроме того, время с кон. XV в. До кон. XVII в. представляет, по периодизации В.О. Ключевского, отдельный этап в истории русских сословий, и именно на втор. пол. XVII - нач. XVIII в. приходится решающий момент их формирования, когда они превращаются из "чинов", разделённых "по роду государственных повинностей и по их хозяйственным состояниям , в крупные сословные

группы, различавшиеся" особыми сословными правами Правда, этот, рубеж -кон. XVII в. - не всегда точно соблюдается в работе, и в тех случаях, когда исследуются социальные процессы и институты, существовашие уже задолго до этого рубежа и не испытавшие непосредственного действия петровских реформ, привлекаются и источники нач. XVIII в.

2

Ключевский В.О. История сословий в России // Сочинения: В 9 томах. Т. 6. М., 1989. С. 366, 390.

ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ

В соответствии с поставленными в работе задачами использовались различные виды источников. Законодательные памятники и памятники церковного права определяют юридический статус белого духовенства и его место в светских и церковных структурах, выявляют принципы политики властей по отношению к духовному сословию. Источники этого рода, исходящие от правящих кругов, т. е. публичноправовые акты, дополняют частные акты и материалы государственного и церковного делопроизводства, по которым можно судить о реальном экономическом и социальном положении приходских священнослужителей и их отношениях как с прихожанами, так и светскими и духовными властями. Наконец, в литературных произведениях можно найти общие описания духовного сословия, данные о социальном статусе белого духовенства, уровне его образования и др.

К документальным источникам относятся законодательные акты государственной власти, особенно важные для изучения роли главы государства как покровителя в целом церкви и отдельных категорий церковных учреждений, соотношения светских и церковных суда и управления, для выявления привилегий духовенства в рамках светского общества. Для времени до 1649 г. основной из источников, содержащих свидетельства об отношении власти к белому духовенству, - жалованные грамоты князей, великих князей, затем царей отдельным церквам и священнослужителям, переходившим под покровительство - в той или иной форме - правителя, а также царские жалованные грамоты архиереям втор. пол. XVI - нач. XVII вв. постольку, поскольку там есть пункты, относящиеся к низшему клиру; среди других таких источников назовём несколько царских указов, посвященных проблемам налогообложения, землевладения, а также в некоторой степени "царские вопросы" Ивана Грозного на Стоглавом соборе (см. ниже).

Соборным Уложением 1649 г. были отменены жалованные грамоты, упорядочена и значительно изменена судебная система, "чтобы Московского государьства всяких чинов людем от большаго и до менылаго чину суд и росправа была во всяких делех всем ровна" \ Для управления церковными и монастырскими землями и для суда по гражданским делам над духовенством (исключая патриаршую область) создавался Монастырский приказ. Определялось место духовенства на шкале штрафов за "бесчестье". В остальном Уложение лишь случайно по тому или иному поводу (земли при церквах, торговые занятия священнослужителей и их детей в городах и т. п.) касается духовного сословия. Так же в целом случайно (в связи с отдельными частными финансово-административными вопросами) обращение законодательной деятельности государства к проблемам приходского духовенства вообще в XVI - XVII вв., за исключением, может быть, только проблемы наделения приходских храмов участками земли для прокормления храмового причта. Дело кардинальным образом меняется в нач. XVIII в., но в работе указы петровского времени привлекаются лишь постольку, поскольку речь идёт о внутриприходской жизни. Все используемые источники данной категории опубликованы - в основном в классических изданиях наподобие "Полного собрания законов Российской империи", но также в отдельных специальных работах2.

К источникам, явившимся результатом работы государственной системы, примыкают документы государственного приказного делопроизводства, в которых нередко фигурируют духовные лица, поскольку в России вплоть до кон. XVII в. сферы светской и церковной юрисдикций не были чётко разграничены и духовенство могло свободно обращаться в государственные органы и привлекаться к светскому судопроизводству. В

1 Уложение 1649 г. Л., 1987. С. 17.

л

Например, важнейший указ 60-х XVI в. о наделении землёй приходского духовенства опубликован в статье Е.И. Колычевой "Утраченные указы 1619 г. и нач. 1620-х гг. о сыске государственного податного населения" (Реформы в России XVI - XIX вв. М., 1992).

работе используются опубликованные в различных изданиях документы такого рода, происходящие из архивов приказов XVII в. - прежде всего, Разрядного

3 4

приказа , кроме того, Печатного и др.

Среди документальных источников по данной теме важнейшее место занимают материалы церковных соборов Х^-ХУП вв. Большую роль в истории русской православной церкви сыграл Стоглавый собор 1551 г., название которого происходит от того, что сборник его постановлений, в подражание царскому Судебнику 1550 г., был разбит при редактировании на 100 глав. Более столетия все решения Стоглава обладали непререкаемым авторитетом. Больший Собор 1666 - 1667 гг. осудил некоторые догматы, принятые на соборе 1551 г., как написанные "неразсудно, простотою и невежеством" (о двуперстном крестном знамении, сугубой аллиллуйе и др.). Однако основная часть положений Стоглава, важных как раз для данной темы (о епархиальном управлении и выборных органах клириков, о церковном суде, о ружном духовенстве и др.), оставалась в силе до издания Духовного Регламента в 1720 г. Не случайно патриарх Адриан руководствовался в 1699 г. как раз постановлениями собора 1551 г. о церковном суде при составлении "Статей о святительском суде". До нач. XVIII в. Стоглав имел самое широкое распространение: об этом говорит и большое количество его списков втор, пол. XVI - XVIII вв., и так называемые наказные списки к Стоглаву, рассылавшиеся местному духовенству архиереями5.

Собор был созван в рамках курса реформ земского управления 50-х годов по инициативе царя Ивана Грозного, который открыл заседания и предложил участникам для обсуждения сначала 37, а затем еще 32 вопроса о церковном благоустройстве. Отвечая на "царские вопросы", церковные иерархи приняли ряд мер по упорядочению епархиального финансового и административного управления, разделению сфер церковного и светского суда,

3 Например, по изданию: АМГ. Т. 1 - 3.

4 Дпп.

5 Бочкарев В.А. Стоглав и история собора 1551 г. Историко-канонические очерки. Юхнов, 1906. С. 127-131, 141 и след.

установлению "благочиния" в церквах и др., но, главное, духовенство получило сословное самоуправление по образцу земского. И "царские вопросы", и "соборные ответы" являются ценнейшим источником именно для истории становления духовного сословия. В работе используется издание Стоглава в серии "Российское законодательство X - XX веков" (Т. 2. М., 1985), сделанное с третьего казанского издания 1911 г., как наиболее близкого - из всех дореволюционных изданий памятника ("лондонского" вольной русской типографии, Д.Е. Кожанчикова, Н.И. Субботина и др.) - к первоначальному тексту.

Следующим этапом в истории духовного сословия стал Больший Собор 1666 - 1667 гг., в котором кроме царя участвовали также греческие иерархи, прибывшие в Москву для суда над патриархом Никоном. Делу патриарха Никона и его обрядовой реформе были посвящены, в основном, заседания Собора в 1666 г. Отдельная "Книга соборных деяний о разных делех и о нужных церковных винах..." была составлена по материалам заседаний собора в 1667 г. Церковные власти, используя авторитет греческих патриархов, привели в соответствие с канонами русские церковные порядки - в области епархиального управления, церковного суда, системы поставления в духовный сан, церковно-приходекой жизни и др. Подлинник "Книги соборных деяний" "за руками" членов всего "освященного собора", в настоящее время утерянный, был известен Н.И. Субботину, который опубликовал его 6.

Дополняют положения Стоглава и Большего Собора отдельные постановления, касающиеся приходского духовенства, других соборов, например, 1675 г., 1682 г., материалы которых опубликованы в различных изданиях XIX в.

Решения русских церковных соборов входили составной частью в сложную систему действовавшего церковного права, которая основывалась на канонах, известных на Руси, главным образом, из Кормчей книги. В рамках этой системы разворачивалась деятельность русских архиереев по управлению

6 Материалы для истории раскола. Т. 2. С. 187 - 412.

духовенством порученных им епархий. В своих окружных грамотах, наказах, указах и т. д. святители пытались регулировать разные области церковного быта, но сферой, которая в первую очередь их интересовала и которой, соответственно, посвящено большинство их епархиальных установлений, были финансовые сборы и административный контроль. В документах из этой сферы епархиального делопроизводства мы находим данные, главным образом, об экономической базе приходского духовенства, поскольку от его материального состояния зависело и финансовое благополучие кафедр, а также о функционировании выборных органов приходского духовенства, так как они являлись низшими административными инстанциями.

Однако эти акты приказного делопроизводства архиерейских кафедр вместе с другими, где действующими лицами непосредственно выступают приходские священнослужители ("выборы за руками" прихожан на попа, "полюбившегося" им в приход, челобитные архиерею духовенства или прихожан недовольных по каким-то причинам друг другом, челобитные духовенства друг на друга и т. п.), дают некоторый материал также и для освещения взаимоотношений духовенства и прихожан, реального общественного положения клириков, а также решения проблем, связанных со статусом и распоряжением церковным имуществом, распространением собственнических взгля�