автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Принцип игры в творчестве В. В. Набокова
Текст диссертации на тему "Принцип игры в творчестве В. В. Набокова"
Московский Педагогический Государственный Университет
На правах рукописи
Пимкина Анастасия Александровна
Принцип игры в творчестве В.В. Набокова
\
Специальность 10.01.01. - русская литература
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель кандидат филологических наук
профессор В.А. Славина
Москва 1999
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение .............................................................................. 3
Глава 1. ПРОБЛЕМА ИГРЫ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ... 12
1.1. Генезис понятия «игра» (теоретический аспект)... 12
1.2. Роль «игры» в художественном мире В. Набокова..30 Глава 2. СТРУКТУРООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ ИГРОВЫХ
МОТИВОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. НАБОКОВА... 47
2.1. Поиск героя в романе «Соглядатай»....................... 48
2.2. Шахматные аллюзии в романе «Защита Лужина».... 57
2.3. Игра с «маской автора» в романе «Пнин»............... 84
2.4. Игра в художественном пространстве романа «Бледное пламя» (жанры, аллюзии, реминисценции, интертекст............................................................. 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................... 143
БИБЛИОГРАФИЯ................................................................... 151
ВВЕДЕНИЕ
Творчество В.В. Набокова в общем контексте мировой литературы занимает особое место. Мир произведений писателя, подобный, по его замечанию, «цветной спирали в стеклянном шарике», уже несколько десятилетий служит объектом пристального внимания литературоведов многих стран мира, пытающихся приподнять завесу тайны, окружающую его огромное прозаическое и поэтическое наследие. Несмотря на многочисленные попытки набоковедов причислить произведения писателя к определенному литературному направлению, тексты В. Набокова нельзя ограничить рамками ни одной из известных стилевых формаций. Такой феномен объясняется несколькими причинами, главная из которых - своеобразие мироощущения самого автора, ставшее первоосновой при создании многоуровневых структур его произведений, где важнейшим элементом творческого сознания является игра.
Говоря об игровом мироощущении автора, мы подразумеваем под этим восприятие Набоковым действительности как театра, где все роли заранее расписаны незримым демиургом. Здесь взгляд писателя на мир несомненно близок к шекспировскому (стоит отметить, что сам Набоков считал Шекспира одним из величайших гениев в литературе), но в то же время и существенно отличается от него, так как театральность мироздания, его игровая сущность становится основополагающим принципом в набоковских произведениях.
Принцип игры в рамках культуры рассматривается многими учеными как одно из важнейших условий существования и развития цивилизации. На современном этапе изучения этой проблемы данный принцип включает в себя как культурологические (М. Бахтин, И. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет), так и онтологические (Г.-Г. Гадамер, Э. Финк) трактовки игры. Игра, по мнению многих авторов, лежит в основе любого процесса, связанного с человеческой деятельностью, и потому является необходимым условием моделирования художественного мира, отражающего реалии бытия.
В. Набоков - один из немногих писателей, в чьем творчестве так ярко проявилось игровое начало. И необходимость исследования его произведений именно в этом ключе очевидна, так как такой подход позволяет составить целостную картину всего наследия писателя. В диссертации предпринята попытка опереться не только на зарубежную, но и на отечественную традицию в понимании игры, основывающуюся на философском, эстетическом, психологическом, литературоведческом подходах и трактующих игровое начало как первооснову искусства, отражающего театральность человеческого существования.
И хотя зарубежная набоковиана включает на сегодняшний момент более 40 докторских диссертаций и свыше 60-ти монографий, наше литературоведение только начинает открывать для себя удивительный мир набоковских произведений. Изучение творческого наследия Набокова в России ведется всего лишь около десяти лет, что неизмеримо мало для понимания и осмысления художественной мысли писателя такого масштаба. Практически отсутствуют среди
различных исследований работы, посвященные
литературоведческому анализу игровой структуры текстов писателя, а те, которые существуют, во многом повторяют наблюдения, сделанные ранее западными исследователями. На сегодняшний момент защищено около десяти кандидатских диссертаций по творчеству Набокова, среди которых можно выделить исследования Сконечной О.Ю. «Традиции русского символизма в прозе В.В. Набокова 20-30-х годов», Кусаиновой Т.С. «Темы «Пространство» и «Время» в лексической структуре художественного текста», Пули И.И. «Образ-миф России в русских романах В.В. Набокова, 20-30-е годы 20 века», Усачевой Т.В. «Эстетический смысл пародии и стилизации в творчестве
B.В. Набокова».
Несмотря на то, что большую часть своей жизни Набоков провел в эмиграции и с конца 30-х годов создавал свои произведения, за небольшим исключением, только на английском языке, он оставался русским писателем. В романе-воспоминании «Другие берега» он признавался: «Пушкин и Толстой, Тютчев и Гоголь встали по углам моего мира».1 В недрах русской классики следует искать и первоисточник игрового мироощущения Набокова. При чтении текстов писателя возникает невольная ассоциация с миром, сотворенным гением Гоголя, у которого игровые моменты становятся важнейшим элементом поэтики. Близок Набокову и «фантастический реализм» так нелюбимого им Достоевского с целой зеркальной системой героев-двойников. В области игровой стилистики
1 Набоков В.В. Другие берега //Собрание сочинений в 4-х т. - М., 1990. -
C.260.
несомненным предшественником и учителем писателя является Пушкин. Таким образом, многое в произведениях Набокова может быть воспринято лишь через призму российского менталитета, через богатейшие традиции родной литературы, не опираться на которую в своем творчестве писатель не мог, и это предоставляет нашим исследователям огромные преимущества при анализе набоковских текстов.
В последнее время и в нашем литературоведении появились работы, в которых игровой аспект творчества В. Набокова рассматривается в общем контексте русской литературы. Показательными в этом отношении можно считать диссертацию
Млечко A.B. «Пародия как элемент поэтики романов В.В.
1 2 Набокова» , статьи Злочевской A.B. Во многих исследованиях
Набоков предстает как писатель, «умевший тщательно
анализировать собственную манеру и ее модификации» . В книге
«Твердые суждения» он развернуто и последовательно
демонстрирует правила своей художественной игры, где каждый
«литературно-игровой ход» выверен до мелочей. Возможно,
именно продуманная безупречность его текстов стала причиной,
по которой многие критики обвинили его в отходе от традиций
русской литературы. Но в творчестве Набокова математически
1 Млечко A.B. Пародия как элемент поэтики романов В.В. Набокова: Дис... к.ф.н. - Волгоград, 1998.
Злочевская A.B. Эстетические новации Владимира Набокова в контексте традиций русской классической литературы// Вестник Московского ун-та; филология, - 1997. - № 4. (Более подробно эта теория рассмотрена в первой главе диссертации).
Злочевская A.B. Парадоксы «игровой» поэтики В. Набокова (на материале повести «Отчаяние»)// Филол. науки. - 1997. - № 5. - С. 3-12.
3 Павловский А. К характеристике автобиографической прозы русского зарубежья (И. Бунин, М. Осоргин, В. Набоков)// Русская литература. -1993.-№3.-С. 41.
точное построение произведения является не холодной игрой ума автора-эрудита, а скорее художественным приемом, призванным донести до читателя глубинный смысл всего текста. Умение разглядеть в лабиринте текста определенную последовательность сделанных писателем ходов и выявить их назначение - важнейшее условие для понимания литературного наследия писателя. «Найти Набокова, - пишет в своей статье B.C. Федоров, - можно только в написанных им книгах - все остальные поиски обречены на неудачу».1
Актуальность нашего исследования состоит в попытке проанализировать игровую структуру произведений Набокова с точки зрения метода «внимательного прочтения», который предполагает детальное рассмотрение всех внутритекстуальных аспектов с учетом интертекстуальности и многомерности художественного пространства романов писателя. Подобный подход позволяет, пройдя сложный игровои лабиринт, созданный автором, исследовать самые глубинные пласты текста, определить их смысловую взаимосвязь.
При анализе набоковского литературного наследия, для его адекватного понимания, важно учитывать методологию и теоретико-литературные позиции как западных ученых, так и значительный опыт русской филологической школы, что мы и попытались осуществить в рамках данной работы.
В западном литературоведении принято рассматривать творчество В. Набокова в свете игровой поэтики. Первые работы, посвященные этой проблеме, появились еще в 60-70-х годах. Среди них наиболее полно тема игры освещена в
1 Федоров B.C. О жизни и литературной судьбе Владимира Набокова// Набоков В.В. Стихотворения и поэмы. - М., 1991. - С. 9.
исследованиях П. Стегнера, Й. Боденштейна, М. Лилли1. Так, Стегнер в своей работе «Бегство в эстетику» рассматривает творчество В. Набокова в рамках следующих категорий: «пародия», «шахматная игра», «словесный гольф», «иллюзорная реальность». М. Лилли считает, что Набоков с помощью различных «литературных трюков» (воображение, память, повествовательные шарады) создает в искусстве целый второй мир - мир творческой игры. Среди работ отечественных исследователей можно выделить книгу A.M. Люксембурга, Г.Ф. Рахимкуловой «Магистр игры Вивиан Ван Бок»2, где авторы раскрывают игровую природу набоковских каламбуров. В уже упоминавшейся диссертации A.B. Млечко анализируется понятие пародии в контексте игрового начала. Основной акцент в данных работах направлен на рассмотрение отдельных игровых элементов в набоковских текстах, но подробного и комплексного анализа произведений с точки зрения игрового подхода до настоящего времени представлено не было, что и послужило причиной выбора темы диссертационного исследования.
Считаем необходимым оговорить и терминологическую сущность понятия «принцип», вынесенного нами в название диссертации. Термин «принцип» мы понимаем прежде всего в его философском значении, где он рассматривается как «первоначало, руководящая идея. В логическом смысле Принцип есть центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все
'см. Stegner Р. Escape into Aesthetics, Lilly M. Nabokov: Homo Ludens, Bodenstein J. The Excitement of Verbal Adventure.
Люксембург A.M., Рахимкулова Г.Ф. Магистр игры Вивиан Ван Бок: (Игра слов в прозе В. Набокова в свете теории каламбура). - Ростов - на -Дону: Издательство института массовых коммуникаций, 1996. - 202 с.
явления той области, из которой данный Принцип абстрагирован».1
Научная новизна данной работы состоит в принципиально ином подходе к рассмотрению творчества В. Набокова в свете игровой поэтики. Нами предпринята попытка синтеза различных взглядов на проблему игры в западном и российском литературоведении и исследования в свете полученных результатов ряда набоковских романов, что позволило составить более целостную картину художественного космоса писателя. Детальное рассмотрение структурообразующей роли игровых мотивов в контексте произведений Набокова сделало возможным выявление сложной взаимосвязанной архитектоники текстов автора.
Цель диссертации - исследовать внутренний мир произведений Набокова, исходя из игрового мироощущения самого автора. Цель конкретизируется в следующих задачах:
- рассмотреть динамику развития игровой проблематики в различных областях науки и определить специфику рассмотрения этого вопроса в литературоведении;
- выявить особенности набоковской игровой поэтики;
показать функционирование авторского игрового мироощущения в произведениях писателя.
Материалом исследования послужили четыре романа В.В. Набокова «Соглядатай», «Защита Лужина», «Пнин» и «Бледное пламя», как наиболее полно отражающие систему межтекстовых связей двух периодов творчества писателя - русскоязычного и англоязычного. Мы попытались в рамках каждого из
1 Философский словарь/ Под редакцией И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991.
вышеназванных произведений показать, каким образом создается сложная ткань набоковских творений и выявить некоторые виды игры внутри текста.
Данные четыре романа Набокова выбраны нами не случайно. Романы «Соглядатай» и «Защита Лужина» (отдельным изданием оба вышли в 1930 году) создавались практически в одно время, невелик временной разрыв и между англоязычными романами «Пнин»(1957) и «Бледное пламя»(1962), называемыми набоковедами «университетской дилогией» за общую специфику тематики. В диссертационном исследовании мы попытались наиболее полно раскрыть систему тесных взаимосвязей между этими произведениями в контексте мировой литературы, а так же показать сложную цепочку соединения большинства игровых мотивов в уникальном романе В. Набокова «Бледное пламя».
Методологическую основу нашей работы составляют труды М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Ю.В. Манна, Ю.Н. Тынянова, В.Б. Шкловского, А.К. Жолковского, М.Ю. Реутина, К.Г. Исупова. В работе использованы несколько методов исследования художественного текста: сравнительно-исторический, историко-функциональный, элементы анализа структурной организации текста и, так называемый, «принцип пристального чтения», достаточно часто используемый при исследовании набоковского творчества.
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
В первой главе показан генезис понятия «игра» в рамках культурных традиций, значение этого термина в различных областях науки. Выявляются основные подходы к проблеме игры в литературоведении и рассматриваются различные взгляды
исследователей на творчество В. Набокова в свете игровой поэтики.
Во второй главе на примере романов «Соглядатай», «Защита Лужина», «Пнин» и «Бледное Пламя» рассматривается влияние игрового мироощущения автора на структуру произведения.
В заключении обобщаются выводы, к которым мы пришли в процессе исследования.
Практическое значение диссертации заключается в том, что ее результаты и выводы могут быть использованы при разработке лекционных и практических курсов в высшей школе и учебных заведениях среднего звена. Материалы диссертации могут быть применены в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам русской литературы двадцатого века.
Апробация результатов и основных положений диссертационной работы осуществлена в публикациях соискателя, его выступлениях на научных конференциях и методологических семинарах.
Глава 1. ПРОБЛЕМА ИГРЫ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ.
1.1. Генезис понятия «игра» (теоретический аспект).
Понятие игры, рассматриваемое в рамках современной культуры, все более расширяет сферу своего влияния. Если до недавнего времени «игра» воспринималась многими как понятие, относящееся к категории «несерьезного», то сегодня эта проблема становится одной из центральных практически во всех областях науки. Действительно, такие выражения как «игра словами», «политические игры», «игровое мироощущение», «метафизика маски», «человек играющий» приобрели в нашем сознании характер устойчивых словосочетаний, используемых в лексиконе всего общества. Само понятие игры чрезвычайно противоречиво и неопределенно, так как зависит от конкретизации области его применения.
В словаре «Культурология. XX век.» дается такое определение: «Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе».1 В общих чертах такая трактовка несомненно имеет право быть признанной, хотя и не дает достаточного понятийного аппарата для свободного оперирования этим термином, хотя бы по той
1 Культурология. XX век. Словарь. - СПб., 1997. - С. 133.
причине, что в различных сферах человеческой жизнедеятельности понятие «игра» заключает в себе множество различных оттенков, иногда имеющих прямо противоположное значение. Сравним: «развлекательная игра» - «политические игры». Поэтому мы считаем необходимым представить в нашей работе более широкую историю этого вопроса с целью детализировать различные стороны игровой проблематики и выявить влияние игры на развитие современного литературного процесса, одним из родоначальников которого был Владимир Набоков. Следует заметить, что в отечественную литературоведческую терминологию исследуемое понятие вошло сравнительно недавно, и на данный момент рассмотрение творческого наследия писателя под таким углом зрения требует достаточно объемного теоретического обоснования, объясняющего наш интерес к проблеме игры.
Изначально понятие «и