автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Художественная концепция творческой личности в произведениях В. Набокова

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Мещанский, Александр Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Архангельск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Художественная концепция творческой личности в произведениях В. Набокова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Мещанский, Александр Юрьевич

Введение.

Глава I. «Трагедия господина Морна» как предтеча русской прозы В. Набокова.

Глава П. Метафизическая природа творчества в художественном мире

В. Набокова.

§ 1 Трансцендентное в набоковском космосе.

§ 2. О двух типах набоковских героев.

§ 3. Мотивный спектр набоковских произведений.

§ 4. Проблема двойничества в прозе В. Набокова.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Мещанский, Александр Юрьевич

Творчество В. Набокова привлекает внимание исследователей уже второе столетие. Войдя в литературу на исходе Серебряного века, он прочно занял в ней своё место и стал бесспорным классиком русского литературного зарубежья. Произведения писателя находили отклик в литературно-критических работах как его современников (В. Ходасевича, В. Вейдле, П. Бицилли, Г. Адамовича, Г. Струве, М. Осоргина, А. Савельева, К. Зайцева, М. Цетлина), так и в исследованиях современных критиков (А. Мулярчика, В. Старка, А. Долинина, В. Александрова, Л. Рягузовой, Б. Аверина, А. Арьева, И. Сухих, А. Зверева, В. Ерофеева, Г. Хасина, М. Ямпольского, Н. Фатеевой, М. Липовецкого и др.).

Художественное наследие В. Набокова давно вызывает споры в литературном мире. Реакция критики на произведения писателя была разной: резкие, язвительные отзывы Б. Зайцева, В. Варшавского, Ю. Терапиано, Г. Адамовича «уживались» с менее категоричными рецензиями В. Ходасевича, Г. Струве, П. Бицилли, М. Цетлина и др.

В литературной критике можно выделить два аспекта в исследовании творчества В. Набокова:

1) метафизический, исследующий философско-эстетические взгляды В. Набокова и их отражение в его творчестве;

2) конструктивный, занимающийся изучением «жизни приёмов» в произведениях писателя и всевозможных функций игровой поэтики.

Кроме того, в критических работах неоднократно предпринимались попытки установить взаимосвязь набоковского творчества с литературными течениями Серебряного века. Так, о связи В. Набокова с символизмом писал В. Александров, с акмеизмом - М. Липовецкий, с футуризмом - Н. Букс, с неоромантизмом - И. Есаулов. Кроме того, предпринимались попытки связать творчество В. Набокова с такими художественными методами, как экзистенциализм (С. Семенова) и «фантастический реализм» (А. Злочевская). Работы многих набоковедов посвящены и вопросам, связанным с выявлением тематических доминант, центральных мотивов, интертекстуальных отношений, доминирующих метафор, пародийных отсылок и всевозможных художественных приёмов, встречающихся в текстах писателя.

Пристальный интерес вызывает у набоковедов вопрос о так называемом «феномене» набоковского творчества (Н. Анастасьев, О. Дарк). Суть проблемы- в поиске «ключа», «основы набоковского творчества». Одни исследователи видят этот «ключ» в трагическом разрыве писателя с его родиной, навсегда утраченной им после революции 1917 года (З.Шаховская, В. Ерофеев, О. Гурболикова, А. Бессонова, И. Броуде), и вполне закономерно, что для них в творчестве В. Набокова оказывается доминирующей тема памяти. По мнению других, «загадка Сирина» кроется в «игре самочинных приемов» (В. Ходасевич, а также А. Люксембург, Г. Рахимкулова и др.), соответственно для них «феномен Набокова» - это, прежде всего, «феномен языка», художественной формы (А. Люксембург, Г. Рахимкулова). Некоторые исследователи считают, что ведущей темой в произведениях В. Набокова является тема «потусторонности» (В.Е. Набокова, Ю. Айхенвальд, В. Александров, П. Кузнецов). Существует и точка зрения, сторонники которой утверждают, что тема творчества Сирина - «само творчество» (В. Вейдле, И. Голенищев-Кутузов, Л. Рягузова, М. Липовецкий).

В потоке исследований, авторы которых нередко «подгоняют» В. Набокова под собственные доктрины, восприятие живого многообразия набоковского космоса затруднительно. Подходы к творчеству писателя как «феномену языка» или «феномену идей» в некоторой степени односторонни. Несколько сомнительными представляются утверждения ряда набоковедов о том, что «ключи» к пониманию феномена Набокова-писателя нужно искать исключительно в его «трагическом расколе» с родиной или в «игровой» стилистике его произведений. Впрочем, сам В. Набоков неоднократно выражал откровенную тревогу за тексты гения, «уродуемые» разными интерпретаторами. В статье «Пушкин, или правда и правдоподобие» писатель указывал на то, что исследователь, изучающий различные аспекты жизни и творчества того или иного писателя, нередко «делает те находки, которые ему выгодны, а то, что выгодно ему, как правило, становится едва ли не самым худшим для его героя, и история жизни последнего неизбежно бывает искажена, даже если факты в ней достоверные» [Набоков 1999: 413]. Похоже, что эта мысль В. Набокова не потеряла своей актуальности и сегодня. В то же время следует отдать должное плодотворным усилиям таких исследователей творчества В. Набокова, как Н. Анастасьев, Б. Аверин, А. Битов, Г. Барабтарло,

A. Долинин, А. Мулярчик, И. Сухих, В. Старк, Н. Фатеева и многих других, которые глубоко, всесторонне исследовали художественное наследие писателя, уделяя в своих работах внимание как его содержательным аспектам, так и аспектам формы.

Обзор научных публикаций, кандидатских и докторских диссертаций, посвященных набоковскому творчеству, позволяет отметить, что на сегодняшний день в центре внимания остаются следующие вопросы:

B. Набоков в контексте Серебряного века (В. Александров); В. Набоков в контексте мировой литературы (Т. Кучина); литературно-философские позиции В. Набокова, в частности, соотнесение философской основы произведений писателя с древнегреческой (Платон), «классической» (Лейбниц, Спиноза) и экзистенциальной (Сартр, Камю) философиями (Г. Хасин); проблемы поэтики произведений В. Набокова, в том числе, проблема интертекстуальности как способа понимания набоковского космоса, выявление общих мотивов и художественных приёмов, характерных для произведений писателя, осмысление типологии набоковских героев (Б. Аверин).

В большинстве работ, посвящённых творчеству В. Набокова, объектом исследований является проза писателя. Лирические и драматические произведения, ознаменовавшие начало его творческого пути, остаются, как правило, без должного внимания. Несмотря на то, что центральные темы набоковского космоса (темы памяти, потусторонности, России, изгнания, смерти, творчества) впервые были обозначены именно в драматических опытах писателя, драмы В. Набокова так и не стали специальным объектом исследования и привлекались главным образом в качестве фона, контекста. В первой половине двадцатых годов В. Набоковым было написано несколько пьес и драматических фрагментов: «Смерть», «Полюс», «Скитальцы», «Трагедия господина Морна», «Дедушка», «Человек из СССР». Мотивы, темы, образы этих произведений «открыли длинный ряд последующих вариантов» [Ив. Толстой 1990: 17] в рассказах, повестях и романах В. Набокова. Среди драматических произведений В. Набокова особого внимания заслуживает «Трагедия господина Морна». Опубликованная лишь в 1997 году, она представляет собой белое пятно в набоковедении. Между тем именно в этом произведении в эксплицитном и имплицитном виде содержится всё то, что определяет суть понятий «феномен языка», «феномен стиля», «феномен идей» В. Набокова. Тем самым, мы полагаем, есть все основания рассматривать «Трагедию господина Морна» как своеобразный «пролог» к русской прозе В. Набокова. Таким образом, для изучения творчества В. Набокова представляется актуальным обсуждение вопроса о влиянии Набокова-драматурга на Набокова-прозаика. Исходя из сказанного, в данной работе в качестве объекта анализа предстают как драматические, так и прозаические произведения, относящиеся к русскому периоду набоковского творчества.

Актуальность избранной нами темы состоит в том, что вопрос о своеобразии концепции творческой личности в произведениях В. Набокова не получил должного осмысления в исследовательских работах. Во многих из них так или иначе есть размышления о характере набоковских «творцов», о своеобразии изображения творческого процесса в произведениях писателя (Л. Рягузова), но сами герои, будь то «творцы» или их антиподы - «пошляки», анализируются только в аспекте тех или иных «тематических доминант» произведений В. Набокова.

Набоковское понимание творчества не противоречит традиционному, согласно которому творчество есть «деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее» [ФЭС 1983: 670]. Суть творческого процесса, по В. Набокову, заключается в «полном смещении или разъединении вещей и соединении их в терминах новой гармонии», позволяющей увидеть «давно знакомое» в «новом свете» [Набоков 1996: 69]. В то же время В. Набоков полагал, что истинный художник, Творец, не может ограничивать себя рамками реальной действительности, источник творчества не в ней, а в сфере трансцендентного. Творчество, таким образом, предстаёт у В. Набокова новой формой религиозности, даже чем-то «большим, нежели религиозная вера» [там же], оно есть то единственное средство, которое даёт возможность личности сохранить своё творческое Я в мире, где господствует пошлость. Таким образом, набоковский «творец» - это прежде всего личность, способная к «уникальным открытиям», к выражению «традиционных понятий» и «общеизвестных истин» «собственным уникальным образом». Источник же творческого вдохновения личность черпает в сфере трансцендентного.

Набоковская творческая личность генетически восходит к типу литературного героя рубежа XIX - XX веков. В числе основных черт данного героя исследователи называют амбивалентность личностного начала, «борьбу за индивидуальность», ориентацию на героя-протагониста, конфликт личности с миром [Келдыш 2000: 28]. Поэтому, постигая набоковскую концепцию творческой личности, важно не упустить из виду отмеченную взаимосвязь героя-творца В. Набокова с типом литературного героя рубежа веков.

Таким образом, предметом нашего исследования является художественная концепция творческой личности, воплощённая в набоковских произведениях русского периода. При этом основное внимание сосредоточивается на типах героев произведений писателя.

В соответствии с избранным предметом работы целью диссертационного исследования является определение своеобразия творческой личности — господствующего героя в произведениях В. Набокова русского периода.

Поставленная цель определила следующие задачи:

- выявить межтекстовые соответствия на идейно-тематическом, мотивно-образном и субъектном уровнях, с одной стороны, «Трагедии господина Морна» и прозаических произведений писателя, с другой - в рамках его метароманного цикла;

- раскрыть своеобразие интертекстуальных приёмов, реализованных в «Трагедии господина Морна»;

- обосновать положение о том, что «Трагедия господина Морна» представляет собой предтечу русской прозы В. Набокова;

- выявить метафизические истоки творчества Набокова;

- выстроить типологические ряды героев набоковских произведений;

- исследовать своеобразие проблемы «двойничества» в произведениях Набокова и установить взаимосвязь набоковской концепции творческой личности с проблемой «двойничества»;

- выявить основные художественные приёмы, посредством которых реализуется концепция творческой личности в произведениях Набокова;

-показать, что в своих русских произведениях Набоков выступил как преемник гуманистических традиций русской классической литературы.

Методологической базой диссертационного исследования является комплекс подходов к анализу литературного произведения: историко-генетический, историко-типологический, сравнительно-типологический с применением элементов структурного анализа. В работе использованы теоретические и методологические идеи М.М. Бахтина, Д.С. Лихачёва, Ю.М. Лотмана, Б.М. Гаспарова, Б.А. Успенского, В.В. Агеносова, В.Е. Александрова. При исследовании проблем интертекстуальности учтены теоретические положения, выдвинутые в работах Р. Барта, Ю. Кристевой, И.В. Арнольд, М.Б. Ямпольского, Н.А. Фатеевой.

Научная новизна работы определена её задачами и состоит: - в рассмотрении не исследованной в набоковедении «Трагедии господина Морна», которая вобрала в себя темы, идеи, образы, мотивы ранних произведений писателя и предвосхитила его дальнейшую эволюцию;

-в освещении таких дискуссионных вопросов, как метафизика творчества Набокова, типология его литературных героев;

-в установлении корреляции между феноменами «двойничества» героя-«творца» и раздвоением личности героя-«пошляка», с одной стороны, и трансцендентным в набоковском космосе - с другой.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты существенны для уточнения содержания этико-эсгетической парадигмы литературы русской эмиграции; они могут иметь выход в философию творчества, в теорию интертекстуальности, в типологию литературных героев.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования её содержания и результатов в процессе формирования целостного представления о творчестве В. Набокова. Результаты работы способствуют углублению понимания как набоковского космоса, так и литературы русского зарубежья в целом. Материалы исследования могут быть использованы в практике вузовского преподавания (в разработке курса «История русской литературы XX века и спецкурсов «Русское литературное зарубежье, «Поэтика Набокова» и др.), а также в процессе школьного обучения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Первое крупное драматическое произведение В. Набокова «Трагедия господина Морна» явилось как предтечей его русской прозы, так и своеобразным литературным пророчеством писателя, целью которого было «спасение индивидуальности». Ведущие темы, мотивы, сквозные образы и типы героев русской прозы В. Набокова восходят к этой пьесе. В ней же писатель творчески использует традиции русской и зарубежной классики (A.C. Пушкин, И.А. Бунин, Кальдерон, JLКэррол, М.Твен и др.) В «Трагедии.» нашли воплощение интертекстуальные приёмы, ставшие неотъемлемой частью поэтики набоковских произведений.

2. Философия творчества, воплощённая в набоковских произведениях, имеет тесную связь с теорией метафизической природы творчества, восходящей к платоновской идее двух миров. Ценностные установки героев писателя обусловлены их связью с тем или иным миром набоковского космоса - реальным или потусторонним. Способность/неспособность героя взаимодействовать с трансцендентным миром может лечь в основу типологии набоковских героев. В художественном мире писателя доминируют два типа героев - «творцы» и «пошляки», при этом в рамках первого типа герой выступает в двух ипостасях: герой-«представитель» («избранник»), способный осознать гармонию мира и созидать в нём, и герой-«безумец», психическая патология которого обусловлена либо «одержимостью» искусством и отказом от видимой реальности, либо творческой несостоятельностью.

3. Раскрытие концепции творческой личности непосредственно связано с исследованием различных аспектов проблемы двойничества - «внутреннего» и «внешнего» двойничества, «лица» и «маски», духа и плоти, реального и ирреального. В набоковском космосе феномен двойничества тесно взаимосвязан с идеей двоемирия, которая, с одной стороны, представляет типичную для романтизма оппозицию 'одаренная личность / мир пошлости', а с другой -постромантическую антиномию 'реальный / ирреальный мир'.

11

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседаниях кафедры теории и истории литературы Северодвинского филиала Поморского государственного университета. Основные положения диссертации были апробированы на научных конференциях: Проблемы гуманитарного знания: на рубеже веков (Северодвинск, 1999), Ломоносовские чтения (Северодвинск, 2000, 2001, 2002), Проблемы эволюции русской литературы XX века. Шестые Шешуковские чтения (Москва, 2002), Филологические чтения (Северодвинск, 2002).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественная концепция творческой личности в произведениях В. Набокова"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведённого исследования могут быть представлены в виде следующих положений.

Своеобразным этапом в творческой биографии В. Набокова, знаменовавшем его переход от лирики и «лирической драмы» к прозе, стала, для писателя «Трагедия господина Морна» и её прозаическое изложение, в котором, с одной стороны, были сохранены жанровые признаки драмы, а с другой, - были использованы типичные для прозы приёмы (авторские характеристики и оценки, портретные, поведенческие и речевые характеристики персонажей, описание интерьера и пр.). В прозаическом переложении драмы характеры её персонажей предстали психологически усложнёнными, в высшей степени индивидуализированными, отмеченными эксплицитно выраженным авторским оценочным выражением.

В отличие от драмы, в Изложении функцию посредника между миром текста и читателем выполняет автор-повествователь, а не субъект-персонаж (Иностранец), как в пьесе.

Трагедия господина Морна» может рассматриваться как произведение, во многом предвосхитившее те художественные открытия, которые сделали имя Набокову-писателю. Идейно-тематическое и мотивно-образное своеобразие набоковской прозы, её принципиальная установка на интратекстуальность в рамках единого метароманного цикла, открытость в различные сферы «вертикального контекста» (О. Ахманова), игра «самочинных приёмов» (композиционное кольцо, «двойное присутствие», «остранение» и др.) - всё это обнаруживается в «Трагедии господина Морна».

Важной приметой набоковского письма является концентрированный характер интертекстуальных приёмов. Такой тип письма был апробирован Набоковым в ранних драматических опытах и, прежде всего, в «Трагедии господина Морна», ткань которой буквально прошита чужим словом, сюжетом, мотивами, но доминирует в этом узоре из «чужих нитей» та, которая восходит к пушкинским текстам.

Цвето- и светосимволика, пронизывающая метароманный цикл, также берёт начало в «Трагедии господина Морна». В ней же также впервые появились и типичные для прозы В. Набокова герои-антагонисты - «творцы» и «пошляки». «Творец» («король») и в «Трагедии господина Морна», и во многих прозаических произведениях олицетворяет личность, обладающую огромным творческим потенциалом. Это личность преимущественно трагичная, часто обреченная на изгнание и непонимание, ищущая и находящая в себе силы для преодоления невзгод и примирения с миром как дольним, так и горним (Морн, Мартын Эдельвейс, Фёдор Годунов-Чердынцев, Цинциннат и др.). «Пошляки» типа Клияна, Мидии, напротив, лица бездарные, искусственные, бездуховные, но отнюдь не безвредные, поскольку именно их среда становится благоприятной для произрастания тоталитаризма.

Ключевые аспекты набоковских произведений связаны с темой памяти, темой потусторонности и темой творчества. Исследование набоковского «феномена» напрямую связано с осмыслением тесной взаимосвязи данных тем в творчестве писателя.

Вопрос об источнике творчества, творческого вдохновения - едва ли не главнейший в произведениях Набокова и напрямую связан с дискуссионным вопросом о его религиозности. Писатель не разделял конфессионального понимания веры. Однако он остро воспринимал сложившуюся в XX веке духовную ситуацию, в которой человек, осознавая свою «неспасённость», богооставленность, проявлял «бессильное тяготение к Богу, пусть даже в негативной форме» [Бубер 1995: 164-165]. Поэтому для Набокова именно творчество было истинной религией, в нём он видел возможность преодоления одиночества. Тема сиротства в набоковских произведениях раскрывается посредством таких сквозных мотивов, как сон, театр, страдание. Так, невидимая жизнь запредельного мира раскрывается его героям благодаря страданию. Мотив сна служит в произведениях писателя не только цели создания двоемирия художественного пространства, но и двойственного характера его героев (Морн, Годунов-Чердынцев, Цинциннат, Родион - Роман -Родриг и др.) Помимо того, оно способно сглаживать различия между познанием, нравственностью и эстетикой.

Набоковская концепция творчества во многих своих аспектах сообразуется с теорией метафизической природы искусства (Платон, В. Эрн и др.). Набоков повторяет Пушкина, утверждая, что истинный художник - тот, кто владеет неким «магическим кристаллом», позволяющим ему «прозревать» своё творение.

Для писателя, как и для его героев, творчество, благодаря опоре на воображение, «солидарности с иррациональным, алогичным, необъяснимым и по существу «хорошим» [Набоков 1996: 70], есть главное средство самосовершенствования, способ сохранения своей индивидуальности, возможность развития чувства эмпатии, направленной как на трансцендентное (в сферу инобытия), так и на Другого (в сферу бытия). Открытость в мир трансцендентного неизбежно влечёт эффект невысказанного смысла («Я знаю больше, чем могу выразить словами» [Набоков 1999: 168].), осознание того, что за словами есть нечто таинственное, непостижимое. Об этом говорил и сам писатель и его герои (Цинциннат, Адам Фальтер, Годунов-Чердынцев и др.)

Многие набоковские герои находятся в ситуации тотального отчуждения от Бога, мира и себя самого. И в этой ситуации «голод по Богу» (М. Д. Унамуно) становится условием познания, трагической борьбы человека за своё спасение. Состояние раздвоения набоковские герои преодолевают путём взаимодействия с миром, путём познания Другого в себе и себя в Другом. Открытость или закрытость миру трансцендентного, способность или неспособность взаимодействовать с ним позволяет выделить в набоковских произведениях два типа героев — тип творца и тип пошляка.

Способность ощущать мир горний вводит героев-«представителей» в типологический ряд героев-«избранников» из произведений русской классической литературы (Моцарт А. С. Пушкина, Тамара М. Ю. Лермонтова, праведники Н. С. Лескова, старец Зосима Ф. М. Достоевского, Пьер Безухов Л. Н. Толстого и др.).

Набоковский «творец» черпает вдохновение и силы в сфере трансцендентного, он наделён даром творить свои миры, воспринимать гармонию Космоса. Но «тайное знание, привкус потустороннего» дано лишь избранным. «Настоящий человек, - согласно Набокову, - поэт» («Истребление тиранов»).

Творец» наделён даром воспринимать Другого, слышать его, и этот дар не только возвеличивает личность, но и помогает ей сохранить свою индивидуальность. Идея Другого помогает раскрыть внутренний мир набоковских «творцов», одни из которых, преодолевая дистанцию между Я и не-Я, получают «прекрасную возможность по-своему богатой и щедрой жизни», а другие, не признавая факта ценности Другого, духовно опустошаются.

Диалогизированное самосознание» героев реализуется через их обращение как к миру реальному (природа, люди, история и современность), так и потустороннему (мотив памяти, образы умерших, воскрешаемые в памяти героев и пр.).

Природа набоковских «представителей» двойственна: в них сочетается божественное и человеческое. Данная черта героя-«творца» акцентируется Набоковым при помощи библейских аллюзий и интертекстуальных приёмов (Морн, Цинциннат, Фёдор Годунов-Чердынцев и др.)

Тема двух реальностей (двоемирия) - ведущая в творчестве Наб,окова («Возвращение Чорба», «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь» и др.). Иная реальность, утверждает Набоков, находится не в конце жизненного пути, она всегда ему сопредельна («Соглядатай», «Подвиг», «Дар» и др.). Творческий дар - это не только «демиургическое блаженство», но и большая ответственность, тяжёлое испытание, которое выдерживают не все набоковские «творцы». Настоящий художник, по мысли Набокова, не привязан ни к одному из миров. «Одержимость» искусством, отказ от видимой реальности, творческая несостоятельность — характерные черты художника-безумца (Горн, Лужин, Бахман и др.), который представляет одну из ипостасей набоковского героя-«творца». «Творец»-безумец способен лишь на разрушение привычного порядка вещей в мире, но не способен к их «новому соединению», чего требует подлинное творчество. Писатель, как и видные русские философы XX века Н. Бердяев, Л. Шестов, Д. Мережковский, ненавидел рабство духа. Его творцам-безумцам не свойственна «духовная возмужалость» (Н. Бердяев).

Невозможность сохранения «вечного равновесия» внутри своего Я, «перевес» каких-либо ценностей в личностном мире героя приводит его к опошлению и, более того, к раздвоению его личности (Щёголев, Смуров, Герман Карлович и др.). Цели раскрытия содержания того или иного типа героев служат сквозные в произведениях писателя мотивы памяти, сна, смерти, тайны, игры, страдания, двойничества.

Одно из центральных мест в творчестве В. Набокова занимает проблема двойничества. Её исследование открывает новые аспекты творческой личности, содержание которой в текстах писателя реализуется через оппозиции внутреннее / внешнее, «здесь» / «там», реальное / потустороннее, духовное / материальное, Я / Мир, Я / Другой.

Согласно мысли Набокова, противоборство духовного и физического в человеке является источником внутренней энергии, использование которой

190 определяется волей индивидуума. У писателя истинный «творец», в отличие от несостоявшегося, находится в состоянии внутреннего равновесия (гармоничного сочетания духовного и плотского) и не замыкается в мире художественного вымысла.

Проблема двойничества исследуется писателем во взаимосвязи с внутренним миром персонажа, особенностями его самосознания и мировоззрения и, прежде всего, с его возможностью воспринимать мир как в реалистическом, так и метафизическом аспектах. Таким образом, в набоковском космосе двойничество («внутреннее» и «внешнее») сопряжено с идеей двоемирия. В каждом произведении писателя проблема двойничества осмысляется в разных аспектах. В одних случаях герои Набокова являются своего рода литературными двойниками самого автора, в других - друг друга.

Осмысляя проблему двойничества, писатель во многом опирался на опыт классической литературы (Н. В. Гоголь, Ф. Достоевский, А. Чехов, Э. По, Р. Стивенсон, Б. Брехт и др.).

Проблема творческой личности в произведениях В. Набокова решается в данной работе лишь в общем плане, в углублении очерченных аспектов видятся перспективы дальнейшего исследования затронутых в диссертации вопросов.

 

Список научной литературыМещанский, Александр Юрьевич, диссертация по теме "Русская литература"

1. Набоков В. В. Русский период. Собрание сочинений: В 5 т. / Сост. Н. Артёменко-Толстой; Предисл. А. Долинина; Прим. М. Маликовой. СПб.: Симпозиум, 1999.

2. Набоков В. Трагедия господина Морна // Звезда СПб., 1997. — №4.-С. 9-99.

3. Набоков В. On Generalities. Человек и вещи // Звезда СПб., 1999. -№4, —С. 12-23.

4. Набоков В. Из интервью Бернару Пиво на французском телевидении. 1975 г// Звезда. СПб., 1999. - № 4. - С. 48-54.

5. Набоков В. Интервью, данное Альфреду Аппелю // Вопросы литературы. 1988. - № 10. - С. 164-182

6. Набоков В. Искусство литературы и здравый смысл / Пер. с англ. Ермаковой Н. // Звезда. 1996. -№ 11. - С. 65-73.

7. Набоков В. Памяти И.В. Гессена/ Публ. и примеч. Сконечной О. // Литературное обозрение. -1999. № 2. - С. 9-10.

8. Набоков В. Писатели и эпоха/ Пер. с франц. Сконечной О.// Звезда.-1996.-№ 11.-С. 46-47.

9. Набоков В. Письма к Глебу Струве / Публ. Белодубровского Е.Б. // Звезда. 1999. -№ 4. - С. 23-39.

10. Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе: Пер. с англ. / Под общ. ред. Харитонова В. М.: Независимая газета, 1998. - 510 с.

11. Набоков В.В. Лекции по русской литературе: Пер. с англ. / Предисл. Толстого И. М.: Независимая газета, 1999. - 438 с.

12. Аверин Б. Гений тотального воспоминания: О прозе Набокова// Звезда. СПб., 1999.-№ 4.-С. 158-163.

13. Аверин Б.В. Романы В.В. Набокова в контексте русской автобиографической прозы и поэзии: Дисс. . доктора филол. наук.: 10.01.01. -СПб, 1999.-318 с.

14. Агеносов В.В. Соотношение отечественной культуры и культуры русского зарубежья // Культурология сегодня: основы, проблемы, перспективы. -М., 1993.

15. Агеносов В.В. Культура русской эмиграции // Культурология: Теория и история культуры. М., 1996. - С. 257—266.

16. Адамович Г.В. Владимир Набоков// Адамович Г.В. Одиночество и свобода.-СПб., 1993.-С. 113-124.

17. Акимова И.И. Средства репрезентации языковой личности в дискурсе В. Набокова: метафора и символ// Русский язык как иностранный: лингвистические проблемы. М., 1997. - С. 57-63.

18. Александров В. Набоков и «серебряный век» русской культуры// Звезда. 1996. -№ 11.- С.210-230.

19. Александров В.Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика / Пер. с англ. Анастасьева H.A.; Под ред. Аверина Б.В., Смирновой Т.Ю. СПб.: Алетейя, 1999.-313 с.

20. Анастасьев Н. Бывают странные сближенья // Вопросы литературы. 1999.-Вып. 5.-С. 127-141.

21. Анастасьев H.A. Феномен Набокова. -М: Сов.писатель, 1992.-318 с.

22. Андреев Д. Л. Роза мира. М.: Товарищество «Клышников-Комаров и К», 1992.-282 с.

23. Андреев Л.Н. Избранное. М.: Сов. Россия, 1988. - 336 с.

24. Антоневич А.Ю. Феномен «уклонений от нормы» в прозе А.П.Чехова: Дисс. . канд. филол. наук: 10.01.01. Иваново, 2000. - 179 с.

25. Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: Сборник статей. СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 1999. - 444 с.

26. Арьев А. И сны, и явь: (О смысле лит.-филос. позиции В.В. Набокова) // Звезда. 1999. -№ 4. - С. 204-213.

27. Бабич Д. Каждый может выйти из зала: Театрализация зла в произведениях Набокова // Вопросы литературы. 1999. -Вып. 5. - С. 142-157.

28. Барабтарло Г. Призрак из первого акта // Звезда. 1996. - № 11.-С. 140-145.

29. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.-382 с.

30. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.

31. Безродный М. Имя черта // Новое литературное обозрение. 1998. — №31.-С. 276-278.

32. Белова Т. Разные лики Владимира Набокова // Вопросы литературы. 1999. - Вып. 2. - С. 350-357.

33. Берберова Н. Курсив мой // Вопросы литературы. 1988. - № 11.— С. 219-265.

34. Бердяев Н. А. Судьба России. М.: Изд-во МГУ. - 1990. - 256 с.

35. Бердяев Н. Дух русской революции // Литературная учёба. 1990. -№ 2 (март-апр.). - С. 123 - 141.

36. Беседа Владимира Набокова с Пьером Домергом/ Пер. с франц. и примеч. Сконечной О. // Звезда. 1996. - № 11. - С. 56-64.

37. Битов А. Ясность бессмертия 2 // Звезда. - 1996. - № 11. - С. 134-139.

38. Бицилли П. Возрождение Аллегории // Классик без ретуши: литературный мир о творчестве В. Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 2000. - С.208 - 219.

39. Бицилли П. Рецензия. // Классик без ретуши: литературный мир о творчестве В. Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 2000. - С. 141 - 144. Рец. на кн.: Набоков В. Приглашение на казнь: Роман. - Париж: Дом книги, 1938.

40. Бланк К. Петербург, Крым и миф вечного возвращения («Машенька» и «Евгений Онегин») // A.C. Пушкин и В.В. Набоков в Сб. докладов международной конференции 15 18 апреля 1999. СПб.: Дорн, 1999. С. 142- 149.

41. Бло Ж. Набоков. Спб.: Русско-Балтийский информационный центр Блиц, 2000. - 240 с.

42. Блюм A.B. «Поэтик белый, Сирин.»: (Набоков о цензуре и цензура о Набокове) // Звезда. 1999. - № 4. - С. 198-203.

43. Броуде И. Ностальгия. Первая русская эмиграция // Новый журнал. = The New Reveiw. Нью -Иорк, 1989. - кн. 177. - С. 170-198.

44. Бубер М. Проблема человека // Два образа веры. М. 1995. С. 157-232.

45. Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце. О русских романах В. Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 1998. 208 с.

46. Вейдле В. Рецензия. // Классик без ретуши: литературный мир о творчестве В. Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 2000.- С. 127128. Рец. на кн.: Набоков В. Отчаяние: Роман. - Берлин: Петрополис, 1936.

47. Вернадский В. И. Начало и вечность жизни. М.: Сов. Россия, 19899.-704 с.

48. Волошин М. Лики творчества. Ленинград: Наука, 1988. - 848 с.

49. Вострикова М.А. Проза В. Набокова 20-х годов (становление поэтики): Дисс. . канд. филол. наук: 10.01.01. Москва, 1995. - 228 с.

50. Виноградова В.Н.; Улуханов И.С. Словотворчество В. Набокова// Язык как творчество. М., 1996. - С. 267-276.

51. Владимир Набоков: меж двух берегов: Круглый стол «ЛГ» // Литературная газета. 1988. - 17 авг. — № 33. — С. 5

52. Гальцева Р., Роднянская И. Помеха человек: Опыт века в зеркале антиутопий // Новый мир. - 1988. -№ 12. - С. 217-230.

53. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века. М., 1994. - 263 с.

54. Гоголь Н. В. Сочинения. М. Гослитиздат, 1952. - 578 с.

55. Голубков М.М. Русский роман XX века// Русская духовная культура. -М., 1995.-С. 141-175.

56. Горячева М.О. «Машенька» Набокова: чеховская версия русского характера? // Чеховиана : Чехов и «серебряный век». Материалы конф., Ялта, 1993 г.-М., 1996.-С. 160-169.

57. Грин А. С. Психологические новеллы. М.: Сов. Россия, 1988. - 448 с.

58. Гурболикова О. А, Тайна Владимира Набокова. Процесс осмысления: Библиографические очерки / Российская гос. Библиотека. М., 1995.-249 с.

59. Давыдов С. «Гносеологическая гнусность» Владимира Набокова: Метафизика и поэтика в романе «Приглашение на казнь»// Логос. 1991. — Вып. 1.-С. 175-184.

60. Дарк О. Загадка Сирина: Ранний Набоков в критике «первой волны» рус. эмиграции // Вопр. лит. 1990. - № 3. - С. 243-257.

61. Демурова Н.М. Алиса на других берегах // Кэрролл Л. Приключения Алисы в стране чудес; Набоков В. Аня в стране чудес. М., 2000. - С. 7-28.

62. Дженуэй Э. Маг Набоков // Классик без ретуши: литературный мир о творчестве В. Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 2000. - С. 562 - 575.

63. Долинин А. Две заметки о романе «Дар» // Звезда. 1996. - № 11.-С. 168-180.

64. Долинин А. Загадка недописанного романа// Звезда.- 1997. — № 12.-С. 215-224.

65. Долинин А. Набоков, Достоевский и достоевщина// Литературное обозрение.- 1999. -№ 2. С. 38-46.

66. Долинин А. Удар и дар Владимира Набокова / Беседовала Кантор Ю. // Новое время. 1997. - № 26. - С. 40-41.

67. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: Роман в четырёх частях с эпилогом. -М.: Сов. Россия, 1987.

68. Елисеев Н. Пристальное прочтение // Постскриптум. 1999. - № 1. — С. 210-215.

69. Ерофеев В. Набоков в поисках потерянного рая // Набоков В. Другие берега: Сборник. М., 1989. - С. 5-17.

70. Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов. М.: Сов. писатель, 1990.-447 с.

71. Есаулов И. Праздники. Радости. Скорби: Литература русского зарубежья как завершение традиции //Новый мир. 1992. - № 10. - С. 232-242.

72. Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: Учебное пособие. -3-е изд. М.: Флинта, Наука, 2000. - 248с.

73. Есюков А. И. Человек и мир в православной просветительской мысли России второй половины XVIII века. Историко-философские очерки: Монография. Архангельск: Изд-во Поморского гос. Университета, 1998. — 184 с.

74. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1997.-408 с.

75. Зверев A.M. Набоков. М.: Мол. гвардия, 2001. - 453 с.

76. Злочевская A.B. В.Набоков и Н.В.Гоголь // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 1999. - № 2. - С. 30-46.

77. Злочевская A.B. Эстетические новации Владимира Набокова в контексте традиций русской классической литературы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 1997. - № 4. - С. 9-19.

78. Золотусский И. Путешествие к Набокову: Из дневника одной телевизионной поездки // Новый мир. -М., 1996. № 12. - С. 185-197.

79. Иванов В. Вс. Черт у Набокова и Булгакова// Звезда.— 1996.-№ 11.-С. 146-149.

80. Иванова Е. Владимир Набоков: выломавшее себя звено// Литературная учеба. 1989. -№ 6. - С. 153-161.

81. Иванова Н. Разнообразные включения гоголевских рецепций в романные тексты В.В. Набокова // Набоковский вестник. Вып.4. Спб., 1999. -С. 42-46.

82. Иваск Ю. Мир Владимира Набокова // Классик без ретуши: литературный мир о творчестве В. Набокова.- М.: Новое литературное обозрение, 2000. С. 557 - 562.

83. Исупов К.Г. Философия и литература «серебряного века» (сближения и перекрёстки) / Русская литература рубежа веков (1890-е начало 1920-х годов). Книга 1. ИМЛН РАН. М., «Наследие», 2000 г. - 960 с.

84. Кадашев В. Душный мир (О В. Сирине) // Классик без ретуши: литературный мир о творчестве В. Набокова. — М.: Новое литературное обозрение, 2000. С. 206 - 208.

85. Кайда Л. Г. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи. — М.: Флинта, 2000. 152 с.

86. Какинума Н. Тяготение В. Набокова к «потусторонности» // Российский литературоведческий журнал 1997. -№11.- С. 293-315.

87. Кантор М. Бремя памяти (о Сирине) // Классик без ретуши: литературный мир о творчестве В. Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 2000. - С. 199 - 202.

88. Карпович И.Е. Сборник рассказов В.В. Набокова «Весна в Фиальте»: поэтика целого и интертекстуальные связи: Дисс. . канд. филол. наук: 10.01.01.-Барнаул, 2000.-217 с.

89. Карпович И.Е. Роман В. Набокова «Машенька» в аспекте игрового начала // Культура и текст. 1997. - Вып. 1 : Литературоведение. Ч. 2. - С. 32-33.

90. Кац Б. «Exegi monumentum» Владимира Набокова: К прочтению стихотворения «Какое сделал я дурное дело.»// Литературное обозрение.1999.-№2.-С. 72-77.

91. Кдырбаева Б.А. История и личность в творчестве писателей 20-30-х годов XX в. (А.Толстой, М. Алданов, В. Набоков, Е. Замятин): Автореф. дис. . д-ра филол. наук / РАН. Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького. — М., 1996. 55 с.

92. Келдыш В.А. Русская литература «серебряного века» как сложная целостность / Русская литература рубежа веков (1890-е начало 1920-х годов). Книга 1. ИМЛНРАН. М., «Наследие», 2000 г. - С. 13 - 69.

93. Ковалева С.Н. «Мошенничество, возведенное в колдовство»: Поэтика романа В. Набокова «Защита Лужина» // Филология. Саратов, 1998. - Вып. 3.-С. 27-32.

94. Коваленко А.Г. «Двоемирие» В.Набокова// Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: филология, журналистика. 1994. -№ 1. - С. 93-109.

95. Костюков С. О художественном мире В. Набокова // Литература.2000.-№ 13.-С.14.

96. Красавченко Т.Н. «Защита Набокова» // Русское литературное зарубежье: Сб. обзоров и материалов. Вып. 1. М., 1991. - С. 217 - 232.

97. Крайний А. (3. Гиппиус) Литературный дневник (1899 1907). - М.: Аграф, 2000.-320 с.

98. Кузнецов И.В. Мотив театра как циклообразующее начало в сборнике новелл Вл. Сирина «Возвращение Чорба» // Литературное произведение: сюжет и мотив. Новосибирск, 1999. - С. 198-207.

99. Кузнецов П. Утопия одиночества: Владимир Набоков и метафизика // Новый мир. 1992. - № 10. - С. 243-250.

100. Курбатов В. «Продленный призрак бытия.»// Нева.- 1999.-№ И.-С. 197-199.

101. Курдюмова Т.Ф. Владимир Владимирович Набоков. 1899-1977// Литература в школе. 1994. - № 5. - С. 62-66.

102. Кусаинова Т.С. Темы «пространство» и «время» в лексической структуре художественного текста: (По роману В.Набокова «Другие берега»): Автореф. дис. канд. филол. наук. СПб., 1997. - 17 с.

103. Кучина Т. Г. Творчество В. Набокова в зарубежном литературоведении: Дисс. . канд. филол. наук: 10.01.01. -М., 1996.- 157 с.

104. Кучина Т. От АЗА до ИЖИЦЫ: алфавит «Приглашения на казнь» // XX век: Проза. Поэзия. Критика. А. Белый, И. Бунин, В. Набоков, Е. Замятин. и Б. Гребенщиков. М., 1996. - С. 49-58.

105. Кьеркегор С. Болезнь к Смерти. Изложение христианской психологии ради наставления и пробуждения // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М.: Политиздат, 1990. - С. 359 - 470.

106. Ланин Б.А. Русская литературная антиутопия: Монография. М., 1993.-199 с.

107. Левин Ю.И. Вл. Набоков// Левин Ю.И. Избранные труды. М., 1998.-С. 279-391.

108. Левинг Ю. Мир рассказов Набокова// Лит. обозрение.- 1999.-№4.-С. 91-92.

109. Лейдерман Н.Л. «Пространство вечности» в динамике хронотопа русской литературы XX века: направления и течения. Екатеринбург, 1995. -Вып. 2.-С. 3- 19.

110. Линецкий В. «Анти-Бахтин»- лучшая книга о Владимире Набокове. СПб., 1994. - 216 с.

111. Линецкий В. За что же все-таки казнили Цинцинната Ц.? // Октябрь. 1993. -N 12. - С. 175-179.

112. Липовецкий М. Эпилог русского модернизма: (Художественная философия творчества в «Даре» Набокова)// Вопросы литературы.- 1994. — Вып. З.-С. 72-95.

113. Липовецкий М. Эпилог русского модернизма: Художественная философия творчества в «Даре» В. Набокова// Вопросы литературы. — 1994.— Вып. З.-С. 72-95.

114. Литературный энциклопедический словарь / Под общ ред В.М. Кожевникова. Ред. кол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Богаров и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1987. - 752 с.

115. Ловкова Т.Б. Рассказ Владимира Набокова «Круг» в кругу читателей // Наука и культура Русского Зарубежья. СПб., 1997. - С. 172-183.

116. Люксембург A.M., Рахимкулова Г.Ф. Магистр игры Вивиан Ван Бок: (Игра слов в прозе Владимира Набокова в свете теории каламбура). — Ростов-на-Дону: Изд-во института массовых коммуникаций, 1996. 201с.

117. Люксембург A.M.; Рахимкулова Г.Ф. Игровое начало в прозе Владимира Набокова // Поиск смысла. Ниж. Новгород, 1994. - С. 157-168.

118. Люксембург A.M.; Рахимкулова Г.Ф. Магистр игры Вивиан Ван Бок: (Игра слов в прозе В.Набокова в свете теории каламбура) / Рост. гос. унт. Ростов н/Д, 1996. - 201 с.

119. Маликова М.; Трезьяк, Дж. Сквозняк из прошлого// Звезда.-1999.-№4. -С. 81-91.

120. Маркова О.Б. Terra Incognita Владимира Набокова// Рус. речь.-1999.-№2.-С. 17-20.

121. Мельников Н. О Набокове, набоковедах и набокоедах// Кн. обозрение. -М., 1997. № 50. - С. 8.

122. Миллер Jl. И другое, другое, другое// Вопросы литературы -1995.-Вып. 6.-С. 86-102.

123. Митганг Г. Владимир Набоков/ Пер. с англ. Гринбаума А.// Звезда. 1999. - № 4. - С. 55-56.

124. Михайлов О. Король без королевства// Набоков В. Истребление тиранов: Избр. проза. Минск, 1989. - С. 3-16.

125. Михайлов О. О Владимире Набокове// Набоков В. Избранные произведения. М., 1989. - С. 3-16 .

126. Молчанова H.A. Концептуальность стилистического приема в ранней прозе В. Набокова// Вестн. С. -Петерб. ун-та. Сер. 2, История, языкознание, литературоведение. СПб., 1992. - Вып. 4. - С. 83-86.

127. Мулярчик А. Набоков и «набоковианцы»// Вопросы литературы-М., 1994.-Вып. З.-С. 125-169

128. Мулярчик A.C. Русская проза Владимира Набокова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. -139 с.

129. Мыльников В. Муза Набокова: набросок с натуры // Новый журн. = New rev. Нью-Йорк, 1999. - Кн. 215. - С. 292-298.

130. Носик Б. Мир и дар Владимира Набокова. М., 1995.

131. Очерки русской литературы XX века: (после 1917 г.). Учебное пособие часть II Кафедра русской литературы XX века. 475 с.

132. Паламарчук П. Театр Владимира Набокова// Дон. Ростов н/Д, 1990.-№7.-С. 147-158.

133. Паламарчук П.Г. Москва или Третий Рим?: Восемнадцать очерков о рус. истории и словесности. М.: Современник, 1991. - 365 с.

134. Паперно И. Как сделан «Дар» Набокова // Новое литературное обозрение. 1993. - № 5.- С. 138-155.

135. Парамонов Б. Египтянин Набоков // Звезда. 1999. - № 4. - С. 214-218.

136. Письма В.В. Набокова к Гессенам / Публ., вступ. заметка, и примеч. Гессена В.Ю. // Звезда. 1999. - № 4. - С. 42^5.

137. Попова О.С. Категория времени в произведениях В.В. Набокова// Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: литературоведение. Журналистика. -М, 1997.-№2.-С. 41-44.

138. Пурин А. Набоков и Евтерпа//Новый мир. 1993. -№ 2. -С. 224-241.

139. Пушкин А. С. Сочинения в 3-х т. М.: Художественная литература,1985.

140. Пятигорский A.M. Чуть-чуть о философии Владимира Набокова// Пятигорский A.M. Избранные труды. М., 1996. - С. 231-241.

141. Ронен О. Пути Шкловского в «Путеводителе по Берлину» // Звезда.- 1999.-№4.-С. 164-172.

142. Русская литература серебряного века: Учеб. Пособие для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий / В. В. Агеносов и др.; Под ред. В. В. Агеносова. М.: ПРО-Пресс, 1997. - 351 с.

143. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. -М.: Аграф, 1997. 384 с.

144. Рыбальченко T.J1. Метафизическая картина мира в современной литературе // Проблемы литературных жанров. Материалы 7 межвузовсой конференции. Томск: Изд-во ТГУ. - 1992. - С. 98 - 101.

145. Рягузова J1. Концепт «творчество» в идиостиле Набокова// Набоковский вестник. Вып.4. Спб., 1999. С. 18-26.

146. Рягузова JI. Н. Метаязыковая концептуализация сферы «творчество» в эстетической и художественной системе В. В. Набокова: Дисс. . доктора филол. наук.: 10.02.19. Краснодар, 2000. - 304 с.

147. Савельев С. Рецензия. // Классик без ретуши: литературный мир о творчестве В. Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 2000. - С.84-85. Рец. на кн.: Набоков В. Соглядатай. - Париж: Русские записки, 1938.

148. Савельева В.В. «Король, дама, валет», или Сердца трех в романе Набокова // Рус. речь. 1996. - № 5. - С. 28-32.

149. Савельева В.В. Лицо и «личико часов» у Владимира Набокова// Рус. речь. 1998. - № 4. - С. 17-21.

150. Савельева В.В. Художественная антропология: монография. — Алмааты: АГУ им Абая, 1999. 247 с.

151. Сараскина Л. Набоков, который бранится// Октябрь.- 1993.— № 1.-С. 176-189.

152. Сарнов Б. Ларец с секретом: (О загадках и аллюзиях в рус. романах В. Набокова)//Вопр. лит.- 1999.-Вып. 3. С. 136-182.

153. Сахаров В. Набоков // Литература русского зарубежья, 1920 1940 / Отв. ред. О.Н. Михайлов. - Вып. 2. -М.: ИМЛИ, 1999. - С. 187 - 212.

154. Сахаров В. Смех во тьме: Перечитывая В. Набокова// Лит. Россия.-М., 1995.-№23.-С. 10.

155. Семёнова С. «Продлённый призрак бытия» (экзистенциальный мир

156. B. Набокова)// Русская поэзия и проза 1920— 1930-х годов. Поэтика-Виденье мира-Философия. М., 2001. - С. 546-569.

157. Семенова С. Два полюса русского экзистенциального сознания : Проза Георгия Иванова и Владимира Набокова-Сирина // Новый мир. 1999. -№9.-С. 183-205.

158. Сендерович С., Шварц Е. Вербная штучка: Набоков и популярная культура: статья первая // Новое лит. обозрение. 1997. - № 24. - С. 93-110.

159. Сендерович С., Шварц Е. Тропинка подвига (Комментарии к роману В.В. Набокова «Подвиг») // Набоковский вестник. Вып. 4. СПб., 1999.1. C. 140- 154.

160. Сконечная О. Люди лунного света в русской прозе Набокова: К вопр. о набоковском пародировании мотивов Серебряного века // Звезда. -1996. -№ 11.-С. 207-214.

161. Сконечная О. Черно-белый калейдоскоп: А. Белый в отражениях

162. B.В. Набокова // Литературное обозрение. 1994. - № 7/8. - С. 34-46.

163. Смирнов И.П. Философия в «Отчаянии» // Звезда. 1999. - № 4.1. C. 173-183.

164. Соловьев В. Владимир Набоков. Автопортрет в эпистолах// Иностранная лит. 1991. - № 8. - С. 246-249.

165. Соловьёв В. Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трёх разговоров»: Краткая повесть об Антихристе. — СПб.: Художественная литература, 1994. 528 с.

166. Старк В. «Странное сближение» Набоков и Есенин// Звезда.-1999.-№4. -С. 190-194.

167. Старк В. Воскресение господина Морна // Звезда- 1997. № 4.1. С. 6-9.

168. Старк В. Набоков- Цветаева: заочные диалоги и «горние» встречи // Звезда. 1996. - № 11. - С. 150-156.

169. Сухих И. Поэт в зеркалах: (1937-1938. «Дар» В. Набокова)// Звезда. 1999. -№ 4. - С. 219-228.

170. Тамми П. Поэтика даты у Набокова / Пер. с англ. Маликовой М. // Литературное обозрение. 1999. - № 2. - С. 21-29.

171. Таркова И.В. Тема творчества, эстетическая позиция В. Набокова и её художественная реализация в произведениях русскоязычного цикла: Дисс. . канд. филол. наук: 10.01.01. Владивосток, 1999. - 207 с.

172. Твен Марк. Таинственный незнакомец: Рассказы. Мурманск: Кн. Изд-во, 1987.-264 с.

173. Тень Набокова// Иностранная литература-1999. -№ 12. С. 133-229.

174. Толстая Н.И. «Полюс» В. Набокова и «Последняя экспедиция Скотта» // Рус. лит. 1989. - № 1. - С. 133-144.

175. Толстой Л.Н. Война и мир: В 2 т. М., 1971.

176. Толстой Ив. Владимир Дмитриевич, Николай Степанович, Николай Гаврилович // Звезда. 1996. - № 11. — С. 181-191.

177. Толстой Ив. Зубастая женщина, или Набоков после психоза// Звезда. 1990. - № 3. - С. 178-183.

178. Толстой Ив. Набоков и его театральное наследие// Набоков В. Пьесы. -М., 1990. С. 5-42.

179. Томашевский A. Solus Rex: (Заметки соглядатая)// Соврем, драматургия. 1988. - № 6. - С. 218-222.

180. Три интервью с Владимиром Набоковым// Иностранная литература. -1995. -N11. С. 233-248.

181. Унамуно М. де. О трагическом чувстве жизни у людей и народов. Агония христианства. К., 1997. — 358 с.

182. Фатеева Н. А. Контрапункт интертекстуальности, или интертекст в мире текстов. М.: Агар, 2000. - 280 с.

183. Федоров В. О жизни и литературной судьбе Владимира Набокова // Набоков В.В. Стихотворения и поэмы. М., 1991. - С. 5-16.

184. Федякин С. Круг кругов, или набоковское зазеркалье// Набоков В.В. Избранное. М., 1996. - С. 5-12.

185. Фесенко Э. Я. Горький, которого мы не знали: Методические рекомендации. 2-е изд., стереотипное. - Архангельск: ПГУ, 2001. - 30 с.

186. Фесенко Э. Я. Теория литературы: Учебное пособие. -Архангельск: Поморский государственный университет, 2001. — 304 с.

187. Фесенко Э.Я. Художественная концепция личности и её нравственные аспекты. Ташкент, 1991.

188. Филатов И. Категория «другого» в романах В. Набокова («Машенька», «Защита Лужина», «Дар») // Литература русского Зарубежья. -Тюмень, 1998.-4.4.-С. 35-48.

189. Филимонов А. «Обезумевшие вещи». Пространство сна в поэзии Владимира Набокова // Набоковский вестник. Вып. 4. СПб., 1999. С. 91 - 101.

190. Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.

191. Флоренский П.А. Сочинения. В 4 т. Т. 2 / Сост. и общ. редакция игумена Андроника. — М.: Мысль, 1996. — 877 с.

192. Фомин С. «Стихи пронзившая стрела»: (Тема творчества в поэзии

193. B. Набокова) // Вопр. лит. 1998. - Вып. 6. - С. 40-53.

194. Фрейд 3. Толкование сновидений. СПб.: Алетейя, 1999.- 603с.

195. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997.-448 с.

196. Хансен-Ляве А. Эстетика ничтожного и пошлого // Новое литературное обозрение. № 25 (1997). - С. 215 - 245.

197. Хасин Г. Театр личной тайны. Русские романы В. Набокова. М.; СПб.: Летний сад, 2001.- 188 с.

198. Ходасеви В. О Сирине И Классик без ретуши: литературный мир о творчестве В. Набокова. -М.: Новое литературное обозрение, 2000. С. 127-128.

199. Ходасевич В. Рецензия. // Классик без ретуши: литературный мир о творчестве В. Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 2000. - С. 64 - 67. Рец. на кн.: Набоков В. Защита Лужина: Роман. - Берлин: Слово, 1930.

200. XX век: Проза; Поэзия; Критика. А.Белый, И.Бунин, В.Набоков, Е. Замятин. и Б.Гребенщиков / Под ред. Скороспеловой Е.Б. и др. М.: Диалог-МГУ, 1996.- 138 с.

201. Целкова Л.Н. Традиции русского романа в Подвиге» В. Набокова // Рус. словесность. 1995. - № 3. - С. 79-86.

202. Чекалова С. В присутствии Набокова // Новый мир. 1997. -№ 6.1. C. 218-230.

203. Чехов А. П. Избранные сочинения. В 2-х т. М.: Художественная литература, 1986.

204. Шаховская З.А. В поисках Набокова; Отражения. М.: Книга, 1991.-317с.

205. Шкловский. О теории прозы. М.: Сов. писатель, 1983. 383 с.

206. Шраер М.Д. Набоков: Темы и вариации. СПб.: Академический проект, 2000. - 384 с.

207. Шубинский В. Имя короля Земблы// Звезда.- 1999.- № 4.-С.195-197.

208. Энциклопедия литературных героев. М.: Аграф, 1997. - 496 с.

209. Энциклопедия символов, знаков, эмблем (Сост. В. Андреева и др.) — М.: Локид; Миф. 576 с.

210. Эпштейн М.Н. Прото или Конец постмодернизма // Знамя. - 1996. - № 3. - С. 196-209.

211. Эрн В. Идея катастрофического прогресса // Литературная учёба. -1991.-№2.-С. 133-141.

212. Эскина H.A. Круг и кристалл: русская идея формы// Российское сознание: психология, феноменология, культура. Самара, 1995. - С. 117-124.

213. Яблоков Е.А. «Царство мнимости» в произведениях А.Платонова и В.Набокова начала 30-х годов // «Страна философов» Андрея Платонова. М., 1999.-Вып.З.-С. 332-342.

214. Ямпольский М. О близком (Очерки немиметического зрения). -М.: Новое литературное обозрение, 2001. 240 с.

215. Ясперс К. Современная техника. // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. 144 с.