автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Принцип объективности
Текст диссертации на тему "Принцип объективности"
/V ' а
У у * к/ V-
Министерство общего и профессионального образования РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
КУНАФИН МАРАТ САМИРХАНОВИЧ
ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ: СОВРЕМЕННАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ЛI ^ №
Специальность 09.00.01 - Онтология и теория познания
Диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук
аИД/'М
75
-1Г-... г С
Ъ № -
Научные консультанты: Уудоктор философских наук, профессор, академик АН РБ
Ф. Б. САДЫКОВ,
доктор философских наук, профессор А. Ф. КУДРЯШЁ
УФА 1998
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 .Предпосылки, основания и факторы эволюции прин- 17 ципа объективности
1.1. Исторические условия и методологические предпосылки
эволюции принципа объективности
1.1.1. Методологическая схема исследования 17
1.1.2. Исторические и научно-теоретические предпосылки 26 принципа объективности
1.1.3. Принцип объективности в основаниях познания 3 5
1.1.4. Общегносеологический статус принципа объективности 42
1.2. Ощущения и восприятие как факторы неязыковой 51
эволюции принципа объективности
1.2.1. Значение ощущений как фактора неязыковой эволюции 51
1.2.2. Место восприятия в структуре принципа объективности 59
1.2.3. Неклассическое понимание связи ощущений и восприятия 72
1.3. Категория «реальность» как условие понимания языковой 79
эволюции принципа объективности
1.3.1. Необходимость конкретизации категории «бытие» 79
1.3.2. Анализ структуры реальности 85
1.3.3. Эволюционные параметры реальности 91
ГЛАВА 2.Неязыковой аспект эволюции принципа 97 объективности
2.1. Неязыковая реальность 97
2.1.1. Проблема описания неязыковой реальности 97
2.1.2. Структура неязыковой реальности 106
2.1.3. Коллективное бессознательное в неязыковой реальности 113
2.2. Концепция прямого восприятия 124
2.2.1. Структура и принципы прямого восприятия 124
2.2.2. Воспринимающие системы 131
2.2.3. Функционирование организма в неязыковой реальности 140
2.3. Обоснование перехода от неязыковой реальности к языковой 159
2.3.1. Связь человека с неязыковым миром 159
2.3.2. Гносеологический аспект перехода к языковой реальности 172
2.3.3. Фактор коммуникации как необходимое условие перехода к 177 языковой реальности
ГЛАВА 3.Языковой аспект эволюции принципа объективности 186
3.1. Становление языка 186
3.1.1. Особенности становления языка 186
3.1.2. Специфика начальных этапов функционирования языка 196
3.1.3. Возможные состояния языка 202
3.2. Формирование языковой реальности 214
3.2.1. Слово и предмет 214
3.2.2. Роль интеллекта в формировании языковой реальности 221
3.2.3. Сознание как среда функционирования языка 229
3.3. Функционирование языковой реальности 240
3.3.1. Артефакты и функции языка 240
3.3.2. Гносеологическая и категориальная связь языка с предметами 249
3.3.3. О неклассическом понимании принципа объективности 255
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 264
ЛИТЕРАТУРА 271
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Происходящая в настоящее время эволюция мировоззрения вовлекла в орбиту изменений всю сферу духовной жизни человека. Радикальные изменения характера познавательной деятельности, которые отражены в становлении неклассической философии, неклассической и постнеклассической науки, а также кардинальные изменения характера человеческой деятельности как таковой, выразившиеся в становлении информационной цивилизации, обострение глобальных проблем ведут к необходимости изменения многих традиционных позиций в сфере познавательной деятельности. На уровне философского дискурса одним из наиболее значимых результатов изменений, уже происшедших в мировоззрении, стала содержательная трансформация принципа объективности, ещё недостаточно понятая и осмысленная. В свою очередь, дальнейшая эволюция человеческого мировосприятия и формирование самих основ мировоззрения находится в зависимости от того, как формулируется принцип объективности и определяется его содержание.
В силу своей фундаментальности принцип объективности жёстко связан с основными элементами существующих и возникающих теоретико-познавательных концепций. Такими элементами являются, в частности, «восприятие» и «ощущение». Взаимосвязь принципа объективности с понятиями восприятия и ощущения несомненна и настолько основательна, что её характер накладывает существенный отпечаток на соответствующие гносеологические сценарии. Принцип объективности выражает общий подход и установку на мироощущение и миросозерцание, а концепции восприятия и ощущений конкретизируют этот принцип в составе определённой теории познания.
Автор диссертации считает, что проведённое в ней исследование актуализирует теоретико-познавательную парадигму, основанную на современной неклассической интерпретации принципа объективности.
Объектом диссертационного исследования является сфера познавательной деятельности человека.
Предмет исследования: современное неклассическое понимание принципа объективности в его онтологическом и гносеологическом аспектах.
Состояние и степень разработанности проблемы. Классическое понимание принципа объективности, сложившееся в философской классике ХУП-Х1Х вв. и выразившееся в абсолютизации познавательной трактовки отношений человека и окружающего мира, объекта и субъекта, приобрело завершённую форму в немецкой классической философии. В то же время, учение об антиномиях разума, о явлениях и о вещах, выдвинутое Кантом, учение о приоритете практически-деятельного отношения к миру, выдвинутое Фихте, проблема соотношения сознательного и бессознательного, разрабатывавшаяся Шеллингом, а также диалектический метод Гегеля создали предпосылки и сделали возможным иное, неклассическое понимание принципа объективности. Последнее в своём становлении находилось под определённым влиянием интуитивизма, превратившегося в явное философское течение на рубеже Х1Х-ХХ вв. Одной из основных проблем интуитивизма была проблема взаимоотношений интеллекта и интуиции, в рамках которой можно, например, противопоставить позиции А. Бергсона и Н. О. Лосского. На современную неклассическую интерпретацию принципа объективности, оказало несомненное влияние то направление в интуитивизме, которое связывает интуицию и интеллект. Поскольку современная неклассическая интерпретация принципа объективности разделяет центральный тезис интуитивизма, выраженный как «имманентность всего всему», постольку её можно соотнести с интуитивистским направлением. Вместе с тем она представляет особый «лингвистический вариант интуитивизма», в котором предметный мир дан через язык, но дуализм субъекта и объекта преодолевается прямым восприятием, являющимся фундамен-
тальным способом информационной связи с внешним миром для всех живых существ.
Неклассическое состояние принципа объективности исследовалось в феноменологии. Прежде всего, в близком к интуитивизму феноменологическом учении Э. Гуссерля. Важными, например, являются утверждения, что в основе научных понятий лежит созерцание феноменов как очевидных данностей (учение об идеации); в каждом акте восприятия, суждения уже присутствует категориальное содержание; истина зависит от познающего субъекта.
На становление неклассического понимания принципа объективности определённое влияние оказал прагматизм. В частности его положение, отождествляющее опыт с окружающей человека реальностью и рассматривающее все объекты не как существующие изначально, а как формируемые нашими познавательными усилиями, а также его подход к мышлению как к средству приспособления организма к среде и целый ряд других существенных для становления неклассического понимания принципа объективности положений.
Степень разработанности проблемы объективности отчасти определяется конкретными результатами (как положительными так и отрицательными) интуитивизма, феноменологии, прагматизма, учения о бессознательном, современных философских и психологических подходов к проблеме объективности.
Для исследования важны идеи основателя экологической психологии американского учёного Дж. Гибсона [См.: 429; 430; 80]. Автор полагает, что экологический подход к восприятию, разработанный Дж. Гибсоном, придаёт доказательность идее неопосредованного характера взаимоотношений субъекта и объекта1. Параграфы данного исследования, посвященные экологической
1 «Сфера объективного и сфера субъективного, которые как полагают, независимы, являются на самом деле всего лишь полюсами внимания. Нет необходимости постулировать
интерпретации неязыковой реальности, учению об инвариантах, концепции воспринимающих систем являются результатом осмысления диссертантом соответствующих идей Дж. Гибсона.
Концепция коллективного бессознательного К. Г. Юнга была положена диссертантом в основу функционирования принципа инвариантно-архетипного параллелизма, рассматриваемого автором как механизм перехода от неязыковой реальности к языковой.
На языковой аспект исследования определённое влияние оказали лингвистические идеи Л. Витгенштейна, изложенные в «Логико-философском трактате». В частности такие как: «...Границы моего языка означают границы моего мира.... Вся философия есть «критика языка».... Предложение - образ действительности... Граммофонная пластинка, музыкальная мысль, партитура, звуковые волны - всё это стоит друг к другу в том же внутреннем образном отношении, какое существует между языком и миром» [См.: 59]. А также его идеи о функционировании языка, рассмотренные в «Философских исследованиях». Прежде всего такие как: «... Нужно уже что-то знать (или уметь), чтобы быть способным спрашивать о названии.... Поскольку нам не удаётся привести какое-то одно телесное действие, которое бы называлось указанием на форму (в отличие, скажем, от цвета), то мы говорим, что этим словам соответствует некая духовная деятельность. Там, где наш язык подразумевает существование тела, между тем как его нет, там склонны говорить о существовании духа.... Слово не имеет значения, если ему ничего не соответствует» [См.: 60, с. 93, 96, 98].
дуализм наблюдателя и окружающего мира. Информация для восприятия того, что «здесь», - такая же, как информация для восприятия того, что «там», и одно с другим связано непрерывной компоновкой поверхностей....Самовосприятие и восприятие окружающего мира происходят одновременно». (Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. -М.: Прогресс, 1988. - с. 175).
Некоторое воздействие на исследование оказали положения «теории коммуникативного действия» Ю. Хабермаса, относящиеся к пониманию языка как имеющего конститутивное значение для «жизненного мира». Прежде всего, идея, согласно которой участники коммуникации в такой степени пребывают в языке, что не в состоянии занять трансцендентальную позицию по отношению к нему. Положение «теории коммуникативного действия» о том, что социальная эволюция представляет процесс, в ходе которого возрастает сложность «системы» и рациональность «жизненного мира», по мнению соискателя, является косвенным подтверждением, рассматриваемой в диссертации эволюции языка от состояния «первоязыка» до состояния «вторичного языка».
Разработанность темы также определяется концепцией онтологической относительности У. Куайна. Она утверждает, что каждый язык характеризуется присущей только ему систематикой предметного деления мира. То есть только благодаря совокупности лексических и грамматических структур языка возможно представление мира в виде объектов. Причём представители разных языков существуют в «альтернативных мирах», объектное содержание которых определяется тем типом значений, которые специфичны для рассматриваемого языка [См.: 450; 451]. В то же время вполне справедлива критика В.А. Лекторским основных положений концепции У. Куайна [См.: 183; 184, с. 212 -238]. Для автора диссертации одним из наиболее важных результатов этой критики является вывод, отвергающий абсолютизацию Куайном различия разных языков на основе различия их грамматических и лексических структур1.
1 «Существенным для языка как раз является феномен синонимии.... Именно исходя из признания того принципиального обстоятельства, что язык служит для выражения системы определённых смыслов и что эта система в принципиальных пунктах является общей для всех различных языков (ибо имеет в неязыковую природу) осуществляется ...выделение
Степень разработанности проблемы объективности определяется исследованиями многих других отечественных и зарубежных авторов, также рассматривающих различные аспекты проблем объективности, восприятия и языка.
Методологические аспекты проблем объективности и восприятия рассматривают в своих работах А. Н. Аверьянов, П. В. Алексеев, В. JI. Алтухов, JI. Б. Баженов, Г. С. Батищев, В. Г. Борзенков, П. П. Гайденко, Д. П. Горский, Б. С. Грязнов, П. С. Дышлевый, А. А. Касьян, А. Н. Кочергин, А. Ф. Кудряшёв, В. И. Купцов, С. Т. Мелюхин, А. П. Огурцов, В. Я. Перминов, А. И. Ракитов, М. А. Розов, Ю. Н. Солонин, А. И. Уваров, И. Т. Фролов, В. С. Швырёв, В. А. Штофф и другие.
Аспект проблемы объективности, восприятия и языка, связанный с принципами развития, системности и самоорганизации рассматривают в своих работах JI. С. Берг, В. И. Вернадский, Б. С. Галимов, Э. В. Гирусов, П. В. Коп-нин, Л. М. Косарева, В. П. Котенко, В. А. Кутырёв, В. С. Лямин, И. П. Меркулов, H.H. Моисеев, Н. В. Мотрошилова, Д. А. Нуриев, И. Пригожин, 3. А. Со-кулер, B.C. Стёпин, А. С. Тонких, Ю. А. Урманцев, В. Н. Финогентов и другие.
Гносеологические аспекты объективности, восприятия и языка раскрывают в своих работах и концепциях А. В. Ахутин, А. Ф. Бегиашвили, В. Н. Бонда-ренко, В. П. Гладун, Н. Дебольский, П. Дейсен, Э. В. Ильенков, В. В. Ильин, А. В. Кезин, А. М. Коршунов, С. Б Крымский, В. П. Кузьмин, В. А. Лекторский, И. Я. Лойфман, К. Н. Любутин, В. В. Мантатов, Ю. Г. Марков, В. И. Метлов, Л. А. Микешина, Е. П. Никитин, М. Э. Омельяновский, Б. А. Пара-хонский, Д. В. Пивоваров, Б. И. Пружинин, М. Н. Руткевич, Н. С. Рыбаков, К. А. Свасьян, В. С. Хазиев, Н. Б. Шулевский и другие.
предметов в объективной действительности и отличение их от процессов и действий...». (Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. - М.: Наука, 1980. - с. 231).
Непосредственно тему восприятия рассматривают в своих работах В. А. Барабанщиков, Б. И. Беспалов, И. Т. Бжалава, Л. Гавэйн, В. И. Жуковский, Н. В. Завалишин, Б. Ф. Ломов, И. Б. Мучник, В. А. Нейдинг, А. М. Пашутин, Б. В. Раушенбах, Е. Т. Соколова и другие.
Психологические аспекты проблем объективности, восприятия и языка рассматривают в своих работах Ф. В. Бассин, Т. Бауэр, Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Д. И. Дубровский, А. В. Запорожец, В. П. Зин-ченко, А. Б. Коган, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Пейперт, С. Л. Рубинштейн, П. Д. Успенский, В. Франкл и другие.
В связи с проблемой объективности к анализу языка обращаются в своих работах В. И. Аршинов, В. В. Бибихин, А. А. Брудный, Г. А. Брутян, Е. К. Войшвилло, X. Г. Гадамер, Ф. Гаттари, В. С. Готт, В. А. Звягинцев, Ф. М. Зем-лянский, М. С. Козлова, А. М. Портнов, П. Рикер, О. Розеншток-Хюсси, В. М. Солнцев и другие.
Необходимые для данного исследования аспекты сознания рассматриваются в работах следующих авторов: Н. С. Автономова, С. А. Алексеев, Р. Бекк, В. С. Библер, А. В. Брушлинский, М. Ф. Веденов, В. В. Давыдов, А. Ф. Зотов, Н. П. Кириллов, А. В. Лукьянов, М. К. Мамардашвили, Б. В. Марков, Б. Ф. Поршнев, Ф. Б. Садыков, Ю. В. Сачков, А. Г. Спиркин, У. Р. Эшби и другие.
Различные аспекты объективности, восприятия и языка проявляются при рассмотрении проблем искусственного интеллекта. Эту тему исследуют в своих работах И. Ю. Алексеева, Р. Бэндлер, В. Ф. Венда, И. С. Ладенко, М. Мински, А. М. Орлов, В. Г. Пушкин, В. С. Тюхтин, А. Д. Урсул, Ю. А. трейдер и другие.
Темы объективности и языка исследуются в работах следующих авторов: Т. Адорно, Ж. Бодрийяр, Ф. И. Гиренок, Н. Гудмэн, Ж. Делёз, Ж. Деррида, В. В. Налимов, П. Олдак, Р. Рорти, М. Фуко, В. Хёсле, К. Хюбнер и другие.
Вместе с тем отсутствуют исследования, специально посвященные систематическому философскому осмыслению эволюции принципа объективности на современном этапе развития познавательной деятельности человека.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является создание философской концепции принципа объективности на основе его современной неклассической интерпретации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
❖ раскрыть условия и предпосылки эволюции принципа объективности;
❖ определить значение неязыковой реальности для современной неклассической интерпретации принципа объективности;
❖ установить функции коллективного бессознательного в неязыковой реальности;
❖ выделить структуру прямого восприятия и определить его значение в трансформации принципа объективности;
❖ раскрыть значение фактора коммуникации при переходе от неязыкового аспекта эволюции принципа объективности к языковому;
❖ определить смысл осознания, значение �