автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Русское ювелирное искусство в праздничной придворной культуре XVIII века

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Петрова, Надежда Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Русское ювелирное искусство в праздничной придворной культуре XVIII века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Русское ювелирное искусство в праздничной придворной культуре XVIII века"

На правах рукописи УДК 745(471 23-2)(17)

ПЕТРОВА

Надежда Владимировна

РУССКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО В ПРАЗДНИЧНОЙ ПРИДВОРНОЙ КУЛЬТУРЕ XVIII ВЕКА

Специальность 17 00 04 — изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург 2007

003163732

Диссертация выполнена на кафедре «Искусствоведение и культурология» Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А Л. Штиглица

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор философских наук, профессор Т.В. ГОРБУНОВА

доктор искусствоведения, профессор A.B. КОРНИЛОВА

кандидат искусствоведения, доцент М.В. КУЗМИЧЕВА

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Защита состоится «9» ноября 2007 г в часов на заседании

Диссертационного совета К 212 221 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им А Л Штиглица по адресу: 191028, Санкт-Петербург, Соляной пер, д 13

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петер-бургскойгосударственнойхудожественпо-промышленнойакадемии им АЛ Штиглица

Автореферат разослан « (у » октября 2007 г

Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат искусствоведения, профессор

ВМ МОШКОВ

Актуальность исследования

Интерес к историческому прошлому декоративно-прикладных искусств особенно ярко обозначился в последние десятилетия XX века и не потерял своей актуальности сегодня Он проявился в стремлении к изучению этнографических образцов, к постижению особенностей технологических процессов, в желании более глубоко понять исторический смысл художественной практики прошлых эпох Результаты многих научных исследований получили широкую известность и существенно обогатили отечественное искусствознание Однако остается еще много лакун в изучении той практики прикладного искусства, которая формировалась при дворе российских императоров В частности, почти нет фундаментальных исследований, посвященных профессиональному ювелирному искусству, сложившемуся в русской придворной культуре XVIII века Между тем, эта художественная практика, несомненно, имеет свои достижения наряду с успехами архитектуры и изобразительного искусства

Исторические особенности эволюции ювелирного искусства могут быть раскрыты через контекст праздничной придворной культуры, которая в XVIII веке представала не столько «нарушением» размеренной повседневной жизни (как это было в народных праздниках), сколько церемонией, имевшей множество продуманных целевых установок Сложившаяся в России новая регламентированная культура внесла кардинальные изменения в придворную жизнь, в том числе в процесс становления и развития отечественной школы ювелирного искусства Это не означает, что в России ювелирное искусство ранее не получало развития, деятельность русских мастеров была здесь известна и в глубокой древности, отдельные свидетельства их высокого мастерства сохранились, начиная с XII века А к XVI-XVII векам сформировались основные виды и характер декора ювелирных изделий Однако новая культурная ситуация раскрыла новые возможности ювелирных украшений, которые вошли в ансамбль женского костюма и выступили как неотъемлемая составляющая праздничной придворной культуры XVIII века Синтез европейского влияния и национальных наработок продиктовал соответствующие изменения формы и стилистики ювелирных украшений, выявил способность этого искусства к тем же глубинным изменениям, которые пережили архитектура и пластические искусства

Практика русского ювелирного искусства XVIII века через многообразие своих особенностей раскрывает те исторические моменты отечественной культуры, которые требуют сегодня своего дополнительного освоения и понимания Степень разработанности проблемы

Большой интерес при исследовании данной темы представляют воспоминания современников и иностранцев, посещавших Россию в тот период, они изданы в виде монографий (А М Грибовский «Записки о Екатерине Великой»), статей (Э.Джастис «Три года в Петербурге»), сборников (Ю Н Беспятых «Петербург Анны Иоан-новны в иностранных описаниях», «Россия XVIII века глазами иностранцев» и др)

Кроме того, составить определенное представление об этой художественной практике помогают труды, посвященные быту Петербурга и Москвы и затрагивающие различные стороны жизни того времени, включая интерьер, праздники, придворный этикет и тд Это, например, монография И Е Забелина «Домашний быт русских царей XVI-XVII веков», исследования М И Пыляева «Старый Петербург», «Старое житье», «Старая Москва» и др К этому же блоку можно отнести издания конца XIX столетия, содержащие общее описание Петербурга (П Н Петров «История Санкт-Петербурга », И Н Божерянов «Санкт-Петербург в Петрово время»), а также быта петербуржского общества, представленного в публикациях А Вейдемейера, В А Гольцева, Е П.Карновича, Э Голлербаха

Процесс становления и формирования отечественной школы ювелирного искусства получил определенное отражение в исследованиях последних десятилетий Значительный интерес представляют труды М М Постниковой-Лосевой, одного из крупнейших исследователей древнерусского ювелирного искусства В работах автора (выполнены они в соавторстве или в виде монографий) всегда присутствует четкая структура в освещении тех или иных процессов, происходивших в ювелирном искусстве (например, изменение формы и стилистики украшений) Среди этих работ можно назвать «Русское ювелирное искусство XVI-XIX веков. Его центры и мастера», «Золотое и серебряное дело Х^ХХ веков» и тд

Исследованием, представляющим собой краткую историю русского ювелирного искусства с XI века до 1970-х гг., является работа П И Уткина «Русские ювелирные украшения». Очень важно, что

автор дает краткое описание костюма каждой эпохи, а также наиболее распространенных типов украшений, что позволяет увидеть эти искусства в синтезе

Становлению профессионального ювелирного искусства посвящено исследование М Н Лопато - ведущего специалиста Государственного Эрмитажа, где рассмотрены основные этапы развития русского ювелирного искусства, начиная с XVI века, а также приведены сведения о русских и иностранных ювелирах

М Н Лопато отмечает, что появление в XVIII веке в Петербурге большого количества иностранных мастеров, а, соответственно, и переход к европейским формам и стилистике не было спонтанным - подготовка этого явления длилась на протяжении предшествующих XVI-XVII столетий, но при этом в искусстве всегда сохранялось национальное начало, в том числе и в украшениях

История отечественного ювелирного искусства Нового времени получила освещение в работах ОГКостюк, Л К Кузнецовой Работы этих исследователей представлены, в основном, в периодических изданиях, популярных и научных Авторы обращают внимание на принадлежность ювелиров и их произведений к тому или иному стилистическому направлению, подчеркивают, что русское искусство, воспринимая веяния западной культуры, все же сохранило и свои самобытные черты В статьях содержится много точных сведений о самих мастерах и об их работах, хранящихся в фондах Государственного Эрмитажа Определенную информацию можно найти в словарях, посвященных ювелирному искусству, в частности, украшениям (ТБ Забозлаева, Б ГВашошов и РА Ва-нюшова)

Между тем, число публикаций об авторском ювелирном искусстве, получившем свой особый импульс к развитию в русской придворной культуре, до сих пор все же очень незначительно Это искусство по-прежнему упоминается чаще всего в контексте исследований, посвященных истории костюма например, в трудах ТТКоршуновой, РМ Кирсановой, М Н Мерцаловой, в статьях, опубликованных в журналах («Наше наследие», «Родина»), в каталогах выставок, в энциклопедиях моды Аналогичные упоминания можно найти в исследованиях, посвященных праздничной культуре и быту петербуржцев Это, например, монография 10 М Овсянникова «Картины русского быта», И Е Зарина «Царские

развлечения и забавы за 300 лет», публикации Н В Сиповской, Е А Сариевой, Е В Дукова, а также каталоги выставок

Особый блок составляют исследования, рассматривающие общекультурную ситуацию в России того периода и проецирующие ее на отдельные виды искусства. Это работы И В Кондакова, Л И Лифшица, 10 М Лотмана

Значительный интерес представляют каталоги собраний Государственного Эрмитажа, Русского музея, Исторического музея, Алмазного фонда, Оружейной палаты

Сложившаяся исследовательская ситуация свидетельствует о потребности изучения ювелирного искусства через его единство с ансамблем праздничного костюма и, соответственно, с праздничной придворной культурой в целом Поэтому та база прикладных и фундаментальных исследований, которая сложилась в области этих смежных научных направлений, может способствовать формированию более цельного представления о роли и значении профессионального ювелирного искусства в русской культуре XVIII столетия

Объект исследования: профессиональное ювелирное искусство в русской культуре XVIII века.

Предмет исследования: особенности сложения и развития профессионального ювелирного искусства, рассмотренные через контекст праздничной придворной культуры России XVIII века

Цель исследования: изучить предпосылки и особенности развития отечественной Школы ювелирного искусства XVIII столетия, показать влияние общекультурных тенденций переломной эпохи на формообразование и стилистику ювелирного украшения как принадлежности ансамбля женского придворного костюма Задачи исследования:

- осуществить изучение основных тенденций формирования отечественной Школы профессионального ювелирного искусства (XVIII век),

- рассмотреть процесс развития ювелирного искусства предшествующего периода (Московская Русь), определить основные виды ювелирных украшений, сформировавшихся к XVIII веку,

- исследовать особенности возникновения и развития новых форм праздничной придворной культуры в XVIII веке, обозначить место в ней профессионального ювелирного искусства,

- показать роль ювелирного украшения как органичной составляющей праздничного женского придворного костюма XVIII века,

- проследить эволюцию форм и стилистики ювелирных украшений через связь с изменениями в женском придворном костюме и с общими тенденциями развития праздничной придворной культуры,

- рассмотреть предпосылки и особенности западноевропейского влияния на русское ювелирное искусство XVIII века, проследить своеобразие синтеза европейской художественной практики и национальных традиций,

- охарактеризовать в целом особенности ювелирного искусства, продиктованные характером развития русской придворной культуры XVIII века

Методология и методика исследования определены предметом, целью и задачами диссертации На этом основании был избран принцип искусствоведческого анализа, осуществленный на основе изучения и систематизации теоретического и иллюстративного материала

Методологическую базу составили труды отечественных исследователей по искусствоведению, культурологии, истории, посвященные широкому кругу проблем развития русского искусства и культуры допетровской Руси и Нового времени Основополагающими выступили исследования Л И Лифшица, И В Кондакова, Ю М Лотмана, В Г Авсеенко, И Е. Забелина, Е П Карповича

В работе были использованы издания справочного характера (словари, энциклопедии), а также воспоминания и мемуары

Важное значение имели периодические издания, каталоги выставок, музейные коллекции, позволившие ознакомиться с конкретным материалом по истории ювелирного искусства, костюма, праздничной культуры

Научная новизна исследования:

- в работе показано, что наиболее завершенное ансамблевое единство ювелирного украшения и костюма осуществилось в России в русле основных установок праздничной придворной культуры XVIII века,

- русское ювелирное искусство XVIII века впервые комплексно рассматривается в единстве с ансамблем женского праздничного придворного костюма, на этой основе прослеживаются

особенности эволюции ювелирного украшения от барокко к классицизму,

- изменения в формообразовании и стилистике ювелирных украшений, рассмотренные через единство с изменениями женского придворного костюма, вводятся в контекст ведущих установок праздничной придворной культуры XVIII века, что позволяет понять ювелирное искусство этого периода как целостный и уникальный художественный феномен

Практическая значимость работы.

Материалы диссертации могут быть применены при подготовке и проведении вузовских учебных курсов по истории декоративно-прикладного искусства, а также спецкурсов, посвященных истории русского ювелирного искусства Целый ряд положений и выводов будут полезны при разработке методических рекомендаций и пособий

Кроме того, материалы диссертационного исследования могут стать базовыми при осуществлении экспертиз в области русского ювелирного искусства

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в ряде публикаций, а также на научных конференциях РАЕН (секция «Философия культуры», Санкт-Петербург, 2005г, Санкт-Петербург, 2007г), «Месмахеровские чтения» (Санкт-Петербург, 2007г)

Диссертация заслушана и обсуждена на заседании кафедры «Искусствоведение и культурология», а также на научном семинаре преподавателей и аспирантов Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им А Л Штиглица

Материалы диссертации были использованы автором при проведении занятий на отделении искусствоведения Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им А Л Штиглица

Положения, выносимые на защиту:

- ювелирное искусство в России XVIII века сформировалось в системе новой регламентированной культуры, когда особую значимость приобрели праздники и торжественные церемонии, происходившие во дворцах, в значительной степени именно придворная праздничная культура внесла существенные изменения в практику создания и функционирования ювелирного украшения,

инициировала появление в России «института придворных ювелиров»,

- синтез европейского влияния и национальных наработок обусловил изменение формы и стилистики ювелирных украшений, определив характер их художественной эволюции от барокко к классицизму, в этот период были заложены традиции петербургской ювелирной школы, для которой стало характерно органичное слияние европейской стилистики и русского чувства формы и цвета,

- в ювелирном украшении, вошедшем в ансамбль женского праздничного придворного костюма, отразились общие тенденции стилеобразования, характерные для этой переломной эпохи,

- изучение ювелирного искусства XVIII века через анализ его единства с ансамблем праздничного придворного костюма и, соответственно, с праздничной придворной культурой в целом, позволяет более глубоко осознать его как особый феномен художественной культуры рассматриваемого периода

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, словаря терминов и иллюстративного приложения

Основное содержание исследования

Во введении представлена общая характеристика работы, определена актуальность, показана степень разработанности изучаемой тематики Дана характеристика методологической основы и научной новизны, обоснована теоретическая и практическая значимость исследования

Первая глава «Из истории русского ювелирного искусства» посвящена историческому этапу развития ювелирного искусства, который предшествовал сложению «института ювелиров» при дворе российских императоров в XVIII веке

В первом параграфе «Формирование основных видов ювелирных изделий к XVI-XVII векам» отмечается, что история русского ювелирного искусства уходит корнями в глубокую древность Первоначально ювелирные изделия Древней Руси несли в себе функцию оберега, но со временем, когда к украшениям стали относиться не только как к амулетам, усилилось значение их декоративности Мастера Древней Руси выработали собственные формы и приемы декора, не совпадающие ни с западными, ни

с восточными При этом они не чуждались влияния как Востока, так и Запада, сохраняя свое национальное мироощущение

Период сложения единого централизованного государства в конце XV - первой четверти XVI века, сопровождавшийся усилением роли Москвы, стал периодом небывалого взлета искусства Основное направление в его развитии было определено окончательно оформившейся московской художественной школой и созданием общерусского национального стиля в архитектуре, живописи и прикладном искусстве В царских мастерских собираются лучшие ювелиры, оружейники, живописцы, в XVI столетии достигает своего расцвета Оружейная Палата (первое упоминание о ней относится к 1547 году) - своеобразная школа художественного ремесла В Золотой и Серебряной палатах выполняются дорогие предметы для торжественных церемониалов, украшения к парадному и «повседневному» одеянию царя и его семьи В ювелирных украшениях популярным становится сапфир, иногда в сочетании с изумрудами и рубинами Однако до последней четверти XVI века драгоценные камни употребляются еще достаточно скромно, и лишь к концу столетия нарастает пышность в украшении золотых и серебряных изделий

В диссертации отмечается, что эта тенденция получает свое продолжение в XVII веке, когда возрастает значение светского начала, а вместе с этим усиливается нарядность, торжественность ювелирных украшений В этот период красочное убранство характерно как для ювелирных украшений, так и для русского костюма широкий по покрою, цельный по объему он отличается затейливыми узорами орнамента, ярким цветом дорогих тканей Характерной особенностью русской одежды, не оставлявшей открытых, обнаженных частей тела, выступают нашитые или пристегнутые украшения из золота и серебра, которые богато орнаментируются камнями, жемчугом, эмалью и чернью

К середине XVII века ювелирные украшения все активней выступают вместе с костюмом как репрезентация величия и богатства Придворный быт во многом задает тон практике прикладных искусств и, прежде всего, ювелирных украшений Возросшее значение власти московского государя требует пышного оформления придворных приемов и церемоний, благодаря чему складываются черты нового, торжественно-нарядного стиля. В это время

драгоценные уборы служат дополнением парадных одежд Красочному и пышному русскому костюму соответствуют тяжеловесные украшения — различные височные кольца, популярны жемчужные ожерелья, зарукавья (браслеты, которые носят на запястье за рукавом), а также перстни, серьги Различные предметы одежды и обуви расшиваются жемчугом, которым также украшаются ожерелья, венцы, нашивки, пуговицы, булавки

Появляются мастера-ювелиры, которые занимаются созданием какого-либо одного вида украшений цепей, пуговиц, сережек и т д Однако особенно важно подчеркнуть практика ювелирного искусства этого периода свидетельствует, что в России еще не началось ощутимой перемены вкусов, обогащение художественных приемов шло за счет ведущих установок на декоративность, роскошь, торжественность, которые сложились еще в прошлом веке Этим объясняется, что мастера, работавшие в первой половине XVII века, продолжали традиции ювелирного искусства предшествующего столетия

Во втором параграфе «Ювелирное искусство второй половины XVII века: процесс европеизации и сохранение национального начала» освещается художественная практика второй половины XVII века прослеживается тенденция к сближению с европейской культурой, определившей активность русских мастеров ювелирного дела в освоении западных форм и приемов декора

Как известно, в период Смутного времени погибло много ювелирных изделий, но к концу XVII столетия русская казна вновь стала наполняться драгоценными металлами и камнями В связи с налаживанием торговых и дипломатических отношений в дворцовых сокровищницах появлялось все больше изделий европейских мастеров В диссертации отмечается, что уже во второй половине XVI века, в царствование Ивана Грозного, в Москву съехалось много художников и ремесленников из разных государств Европы, которые образовали особую «немецкую» слободу Профессиональный опыт русских мастеров обогащался в процессе творческого общения с представителями культуры других стран Уже в 1624 году приезжие ювелиры изготовили «корону золоту с каменьем» для Михаила Федоровича

Именно с этим периодом связано начало процессов, которые в XVIII веке станут ведущими С середины XVII столетия

формируется новый художественный стиль — красочность становится определяющим признаком новых изделий и выражением светского начала в творчестве московских мастеров Тяга к яркой цветности объясняет, например, особую приверженность ювелиров к технике эмали Звучность цветовой палитры достигается прежде всего благодаря использованию прозрачных эмалей интенсивных цветов Богатые колористические возможности эмали отвечают общему стремлению декоративно-прикладного искусства к праздничности, многоцветное™ декора Следует отметить, что многие исследователи называют семнадцатое столетие веком узорочья, когда сочетание в декоре красочных эмалей, переливающихся самоцветов и белоснежного жемчуга придавало изделиям особую жизнерадостность

В работе далее отмечается, что процесс европеизации сопровождался здесь, как и в других видах искусства, стремлением к сохранению самобытности, но уже в условиях становления иной культурной парадигмы И хотя интерес к чужеземному быту и платыо был столь велик, что царю Алексею пришлось запретить ношение иностранной одежды, однако этот интерес не нарушил ведущей установки, которая сформировалась ранее: сохранилось стремление через красочность ансамбля костюма и ювелирных украшений формировать образ богатства, силы, преуспевания

В этот период работы мастеров Московского Кремля отличались тщательностью отделки и разнообразием цветовых сочетаний драгоценных камней Созданные ими многочисленные украшения, цепи, пуговицы и запоны использовались как вещи бытового обихода, служащие дополнением древнерусского парадного костюма XVII век «предложил» свой вариант адаптации европейского влияния, который стал преддверием глубинных перемен, произошедших в следующем столетии

Во второй главе «Ювелирное украшение в ансамбле женского придворного костюма» рассматривается развитие отечественной школы ювелирного искусства в XVIII веке, когда смена больших стилей стала ведущей доминантой и определила особенности формообразования и стилистики ансамбля женского придворного костюма и ювелирного украшения

В первом параграфе «Ювелирное украшение как принадлежность женского придворного костюма» подчеркивается, что

момент единства костюма и украшения получил свое особое прочтение в ансамбле женского придворного костюма

Известно, что костюм и ювелирные украшения во все времена составляли единый ансамбль как с точки зрения стиля, так и с точки зрения формирования образа человека Разговор о ювелирных украшениях любого исторического периода начинается с того, какой была одежда и какую роль играли в ней украшения Благодаря всем своим составляющим костюм включался в единое направление развития с другими видами искусства

С 1701 по 1724 год в России появились различные указы, регламентирующие правила ношения костюма европейского образца, типов тканей, отделки форменного и праздничного платья и тд Число именных императорских указов, постепенное ужесточение наказания за их неисполнение наглядно свидетельствуют о том, что Петр I отводил костюму совершенно особую роль в системе проводимых в стране реформ Его указы, определявшие сферу применения национального или чужеземного платья, изменили все прежние визуальные ориентиры

Как отмечает М Мерцалова, в первые десятилетия XVIII века женский костюм изменялся медленно Трудно было почти внезапно сменить «домострой» с его строгими требованиями к поведению и облику женщины на внешний «иностранный» облик Так, парадное платье супруги «именитого человека» ГД Строганова, облегающее фигуру, было вышито жемчугом по старому обычаю Соединение древнерусской традиции и европейских нововведений соответствовали вкусу «первой статс-дамы» Но скоро торжественный и несколько тяжеловесный стиль первого десятилетия нового века стал все чаще уступать место иным формам, объемам, оттенкам цвета, иной пластике'1 Например, в 1740-е годы модной деталью костюма стал так называемый тур ля горж из двух жемчужных нитей Знаменательно, что вне дворцового быта в середине XVIII века его не носили

Живописные портреты, выполненные в то время, позволяют составить представление о назначении того или иного ювелирного украшения, проследить его «вхождение» в ансамбль женского костюма Так, до середины века броши, булавки, букеты располагались только на платье — по вырезу (декольте), на рукавах, на талии, оставляя обнаженную шею женщины без украшений На портретах

второй половины века появляются украшения на шее в виде ожерелья из нескольких ниток крупного жемчуга, драгоценных камней, подвесок По портретам прослеживается также использование красивых шпилек-эгретов - не только для женских причесок, но и для шляпок

Можно заметить, что ювелирные изделия стали все больше служить не столько как самостоятельное украшение, сколько выступать органичной частью костюма, «поддерживая» его образ Модные в то время платья с глубокими овальными или в форме каре вырезами требовали соответствующего украшения, способного войти в единство с идеей платья Поэтому, например, к склаважам часто прикреплялись подвески в виде крестика, банта или свободно свисавших рядами жемчужных нитей такие подвески из драгоценных камней, жемчуга в золотых и серебряных оправах, отделанные эмалью, сканью, гравировкой, придавали нарядному ансамблю своеобразную неожиданность и завершенность

В авторских ювелирных изделиях середины XVIII столетия тонкость исполнения, как правило, сочеталась с высоким вкусом, умением придать слаженность и выразительность тому, что казалось невозможно собрать в единое целое В богатый, довольно сложный по конструкции костюм того времени ювелирное украшение стремилось внести последний художественный штрих, который завершал весь ансамбль Учитывая необходимость ансамбля в одежде и аксессуарах, ювелиры чаще всего создавали целые гарнитуры, решенные в единой стилистике В целом же стремление императорского двора к роскоши и утонченности придворного костюма не могло не инициировать активного развития ювелирного искусства С учетом этих позиций в диссертации формулируется вывод, что через практику ювелирного искусства открывается возможность более глубокого понимания общекультурного процесса стилеобра-зования, осуществлявшегося в тот исторический период

Во втором параграфе «От декоративности барокко к строгости классицизма» конкретизируется вывод о том, что практика ювелирного искусства способна продемонстрировать особенности стилеобразования рассматриваемой переломной эпохи

Одежда женщин в этот период дополняла и являла собой стиль, господствующий в архитектуре, живописи и скульптуре Для праздничного придворного костюма первой половины XVIII века были

характерны пышность и торжественность, свойственные стилю барокко Эти главные установки ясно прослеживаются и в ювелирных украшениях В этот период ювелиры все подчиняли драгоценному камню даже золото выступало лишь в качестве оправы Елизаветинский период в русском искусстве был насыщен разнообразием декоративных форм, композиций, мотивов, в которых часто вспоминались прообразы французского искусства В браслетах, серьгах, шпильках для волос и других изделиях, украшавших придворные костюмы, использовались бриллианты в сочетании с аметистами и изумрудами Характерный набор ювелирных украшений включал в себя перстни, цитернадели, букеты из драгоценных камней и тд

В середине XVIII столетия ювелирное искусство, обслуживающее придворную и столичную знать, приобретает все большее техническое совершенство Формы и мотивы рококо, получившие некоторое развитие в русском декоративном искусстве, сочетаются с модой на изящные и графичные парадные платья Прихотливость и причудливая декоративность проявляются в асимметрии композиций ювелирных изделий и в полихромной гамме драгоценных камней

Свойственные мотивам рококо свобода, легкость отразились, например, в комплекте украшений, состоящем из сережек и эгрета, изготовленного для императрицы Елизаветы Петровны в середине 1750-х годов Как будто случайная композиция вещей строится на движении лент, состоящих из бриллиантов и заканчивающихся прозрачно-синими сапфирами Создается впечатление, что струи фонтана лениво поднимаются и падают вниз

С 60-х гг XVIII века классицизм вносит в ювелирные изделия уравновешенность и сдержанность Это выражается, в частности, в симметричном расположении деталей по отношению к центру, в подчинении блеска бриллиантов дорогим самоцветам Новые художественные приемы уверенно закрепляются в изделиях екатерининского времени Так, в 1762 году для коронации Екатерины II мастером-бриллиантщиком И Позье была выполнена большая застежка-аграф, состоящая из двух частей, тонкая гармония в колорите, пропорциях, в сочетании материалов которого свидетельствовала о сложении новых стилистических предпочтений Бриллиантовые цветы и листья на тонких серебряных веточках создавали весьма причудливое изображение В это время бриллианты, не

утрачивая своего былого значения, чаще выступают как «изысканное окружение» крупных изумрудов, аметистов, рубинов В целом, на протяжении всего столетия, ювелирные украшения следовали за модными предпочтениями, которые реализовывались, прежде всего, через придворный костюм

В моду входит бант-склаваж, который богато декорируется драгоценными камнями - бриллиантами и красной шпинелью, их сочетание становится особенно модным В конце XVIII века появляются броши с миниатюрными эмалевыми портретами и камеями, которые удачно сочетаются с бриллиантами и жемчугом в оправе, а также броши в виде букетов цветов, созданные в довольно сдержанной манере например, крупное корсажное украшение могло состоять из отдельных небольших брошей-цветов, выполненных из драгоценных камней

На основании обзора разных видов и форм ювелирных украшений в диссертации делается вывод, что ювелирное искусство XVIII века, вобрав в себя установки переломной эпохи, органично вошло в общий процесс стилеобразования Поэтому более точное понимание этой художественной практики предполагает также ее изучение и через общий контекст церемониально-праздничной придворной культуры XVIII века

В третьем параграфе «Основные виды ювелирных украшений в ансамбле женского праздничного придворного костюма (XVIII век)» отмечается, что в XVIII веке существовали украшения, известные еще со времен Древней Руси, но имевшие, однако, новую форму и «предпочитавшие» использование определенных драгоценных камней Появились и новые виды украшений, вошедших в русский быт в соответствии с модой на европейское платье В этот период популярными стали, например, различные броши, которые прикреплялись к ожерелью или бархотке (украшая открытую шею) или располагаются на корсаже платья Из Европы пришла мода на так называемые серьги-жирандоли с крупными подвесками, по форме напоминавшие канделябры

В работе подчеркивается, что ювелирных изделий этого периода сохранилось не так много, однако, и по сохранившимся предметам можно заключить, что перемены, произошедшие в придворной жизни в начале XVIII века, принесли в Россию еще большее многообразие украшений, которые в единстве с костюмом стали

играть важную роль в формировании определенного образа их владельцев

В третьей главе «Ювелирное искусство в иеремониально-праз-дничиой придворной культуре России XVIII века» предлагается материал, где основная постановка вопроса об отечественной школе ювелирного искусства вводится в контекст праздничной придворной культуры

Первый параграф «Русский праздник как культурно-исторический феномен XVIII века» предваряет основное изложение завершающей главы Как известно, важнейшим событием начала XVIII столетия стало создание Санкт-Петербурга - нового центра общественной, светской жизни Регламентация, которой «Великий Император» хотел подчинить все стороны жизни общества, касалась как планировки города, архитектуры, костюма, украшений, так и праздничной культуры в это время формируется новый, значительно изменившийся круг праздников и зрелищ Доминирующее положение занимают теперь празднества светские, устраиваемые в честь военных побед, заключения мирных договоров, бракосочетания членов царской семьи и тд

При Анне Иоанновне окончательно складывается празднично-церемониальный годовой круг придворного быта, а во времена Елизаветы Петровны балы российского двора начинают славиться по всей Европе В это время углубляется разрыв между празднествами для «избранных» и для «простонародья» Элитарные праздники (карнавалы, ассамблеи, маскарады, балы в загородных и городских садах и парках) поражают участников и зрителей усложненностью оформления На смену водным «экзертициям» петровского времени приходят праздничные прогулки в каретах, на смену охотам - загородные приемы и развлечения Пышные императорские приемы становятся обрамлением всей жизни елизаветинского двора и светского Петербурга

В царствование Екатерины II празднества, маскарады, балы стали устраиваться вполне по-европейски На протяжении всего века праздник постепенно трансформировался в сторону светских увеселений, все больше приобретая интеллектуально-развлекательный характер

Во втором параграфе «Церемониально-праздничная придворная культура; институт придворных ювелиров» подчеркивается,

что кроме развлечений эти праздники имели и иные цели Так, в екатерининскую эпоху зародился обычай зимних всесословных маскарадов в императорском дворце Однако подобная всесослов-ность объединялась с множеством дополнительных правил, которые сильно ее ограничивали Еще большая регламентированность стала характерна для придворных балов

В эпоху Екатерины II через посредство праздничных постановок осуществлялось утверждение «государственной идеи», в этом контексте ювелирное украшение становилось одним из способов репрезентации высокого статуса и богатства представителей придворной знати

Мастера ювелирного искусства призваны были уловить все многообразие новых культурных запросов, проявлявшихся, прежде всего, через посредство праздников Тонкая гармония в колорите, пропорциях, в сочетании материалов - все это свидетельствовало о том, что в России сформировалась уникальная практика ювелирного искусства На гранильных фабриках рядом со сложившейся плеядой отечественных мастеров работало большое число опытных западных ювелиров, выполнявших дорогие заказы петербургской знати Иностранные мастера создавали многочисленные драгоценные изделия, призванные, прежде всего, утвердить могущество российского государства среди великих держав Европы Так, одной из самых выдающихся работ, созданных мастерами И Позье и ГФ Экартом, была Большая императорская корона, подготовленная для коронации 1762 года В короне соединились черты уходящего стиля барокко и раннего классицизма

В работе отмечается, что усиливающаяся регламентированность стала все больше объединяться со стремлением к созданию образа строгого изящества в ювелирных украшениях В этом смысле в творчестве каждого из ведущих ювелиров можно проследить эволюцию от многокрасочности барокко к строгой продуманности классицизма Так, композиции ранних произведений придворного ювелира Л Д Дюваля по-барочному несколько перегружены, в 1770-е годы они уже отличаются уравновешенностью, строгостью и четкостью построения, а в 1790-е годы выдержаны в лучших традициях строгого классицизма

При Екатерине II, под ее непосредственным контролем, функционировала «Алмазная Ее Императорского Величества мастерская»,

выполнявшая ювелирные украшения для императорской семьи Специально для Алмазной мастерской в 1763г из Вены был выписан мастер Л Пфистерер Ему поручались при дворе самые сложные работы И если в 1760-е годы изделия, созданные ювелиром многокрасочны, а композиция кажется несколько тяжеловесной, то для работ 1770-1780-х годов характерны симметричность композиционных построений, продуманность всех деталей и элементов, свобода линий, подчиненных в то же время строго продуманному ритму В изделиях одного из крупнейших ювелиров второй половины XVIII века Ж -Ж Дюка (создавшего много уникальных произведений по заказам Екатерины II и Павла I) праздничная гамма цветов, характерная для 1770-х годов, сменяется в следующие десятилетия уравновешенностью, геометрическим расчетом, преобладанием жемчужного сочетания алмазов с серебром В свою очередь, ведущие ювелиры Ж -П Адор, И Г Шарф и другие мастера, выполняя множество изделий по специальным заказам двора и работая уже в классический период, владели с самого начала своей деятельности тонкостью проработки деталей и строгой выстро-енностью композиции

Большинство иностранных ювелиров имели подмастерьев, в основном русских, которых они обучали всем хитростям своего мастерства Но хотя их творчество базировалось на художественных принципах, технических достижениях, навыках и знаниях, полученных на родине, однако, они не могли не испытывать на себе влияния русских златокузнецов и всего самобытного искусства России, равно как и не учитывать вкусы заказчиков, сформировавшиеся, прежде всего, под влиянием новых установок придворной культуры Именно эти тенденции стали основополагающими в сложении ювелирного стиля Петербурга данного периода

В третьем параграфе «Ювелирное искусство в регламентированной роскоши придворного бала (последняя четверть XVIIIвека)» отмечается, что в эпоху Екатерины II, когда Петербург сделался столицей вкуса и светскости, еще более возросла значимость торжественных церемоний, праздничных обедов и ужинов, происходивших в парадных залах дворцов, что требовало от придворных дам и кавалеров соответствующих роскошных костюмов, украшений, аксессуаров

В этой культуре праздничные балы заняли свое особое место, став не только одним из важнейших каналов проникновения в Россию европейской моды, но и одним из самых активных стимулов развития ювелирного искусства Кроме того, как считают некоторые исследователи, в России бал всегда выступал как составная часть более крупной целостности Он мог стать эпицентром каких-либо событий, а мог занять и периферийное положение по отношению, например, к маскараду или фейерверку, однако при этом он всегда сохранял свои собственные уникальные функции

В эпоху Екатерины II праздничный бал в известном смысле оказался «почти столь же демонстративным явлением, как и военный парад», превратившись в своего рода испытание, конкурс на владение определенным комплексом сословных норм Соответственно, и атрибутика бала оказывалась достаточно устойчивой в нее, например, входило особое платье, которое у женщин дополнялось множеством украшений Во второй половине ХУШ века парадные платья расшивались орнаментами, усыпанными алмазами

Характерно, что ювелирные украшения были по-особому задействованы в этой регламентированной церемонии Так, женская парадная прическа часто дополнялась цитернаделью - украшением в виде булавки или шпильки с декоративным навершием, укрепленным на пружинах Навершие украшалось драгоценными камнями, которые сверкали при малейших движениях головы Во время правления Екатерины I был издан, а Елизаветой Петровной подтвержден указ, по которому украшать голову цитернаделью с обеих сторон имели право только императрицы Простые смертные могли украшать прическу лишь с одной стороны В век Екатерины II подобные правила укрепились и умножились Так, придворные дамы должны были носить на левой стороне груди специальный шифр -золотое с бриллиантами украшение Его делали в виде первой буквы имени царствующей императрицы, увенчанной короной, это был знак фрейлинского звания

На основе изучения конкретного материала в работе делается вывод, что «регламентированные» утонченность и изысканность ювелирных украшений последней четверти XVIII столетия выступали на придворном балу, прежде всего, как репрезентация богатства и высокого социального статуса их владельцев Описывая один из праздничных приемов в Зимнем дворце, известный английский

путешественник отмечал, что роскошь и блеск придворных нарядов и обилие драгоценных камней оставляют «за собой» великолепие других европейских дворов

Таким образом, придворная культура вплоть до конца XVIII века продолжала закреплять за ювелирным украшением не только его особую художественную значимость, но и важнейшие культурные функции, сохраняя тем самым его самобытность и уникальность Лишь следующее столетие начнет последовательно корректировать эту традицию

В заключении отмечается, что в XVIII столетии ювелирное искусство, так же как и праздник и костюм, существует в контексте антиномичности русской культуры, а также формулируются основные выводы диссертации

- Обогащение художественных приемов в ювелирном искусстве XVII века осуществлялось преимущественно на основе ведущих культурных установок, сложившихся ранее, мастера продолжали традиции ювелирного искусства предшествующего столетия,

- В XVIII столетие Россия включилась в общий поток развития европейской культуры Разные векторы этого движения объединились под влиянием процесса десакрализации русской культуры, когда значительно изменился существовавший ранее круг праздников и зрелищ Особую значимость приобрели праздники и торжественные церемонии, происходившие во дворцах В значительной степени именно они инициировали в России появление «института придворных ювелиров»,

- XVIII век стал «переломной эпохой» для практики русского ювелирного искусства Тенденция к сближению с европейской культурой определила активность русских мастеров в освоении западных форм и приемов декора В этот период были заложены традиции петербургской ювелирной школы, для которой стало характерно органичное слияние европейской стилистики и русского чувства формы и цвета,

- Ансамблевое единство костюма и ювелирного украшения в наибольшей степени смогло осуществиться в русле основных установок праздничной придворной культуры XVIII века Благодаря этому единству многообразие украшений, издавна характерное для русского ювелирного искусства, органично вписалось в общий процесс стилеобразования,

- Церемониально-праздничная придворная культура XVIII столетия сконцентрировала в себе антиномичность, которую ЮМЛот-ман охарактеризовал как «внутреннее напряжение между отдельными семиотическими языками культуры, напряжение между культурой России как целым и ее европейским контекстом» Уникальность практики ювелирного искусства во многом определялась той же антиномичностью рядом со строгой регламентацией праздничного украшения соседствовала его безудержная роскошь, вместе с очевидной европеизацией оставалось стремление к сохранению национального начала, параллельно с развитием авторского ювелирного искусства усиливалось его подчинение правилам придворной церемонии

- Русское ювелирное искусство XVIII века, рассмотренное через ракурс его единства с праздничной придворной культурой, предстает как целостный и уникальный художественный феномен того переломного периода, когда русская культура в короткий исторический срок смогла освоить многие установки, правила и противоречивые тенденции новой художественной практики

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1 Об искусстве ювелирных украшений эпохи Екатерины II // Вопросы искусствознания и культурологии Вып 3 Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов - СПб Изд-во СПГХПА, 2006 С 115-120 (0,25 пл)

2 Русское ювелирное искусство в празднично-церемониальной культуре второй половины XVIII века // Традиции художественной школы и педагогика искусства Сб научных трудов / РГПУ им А И Герцена - СПб Акционер и К°, 2007 - Вып VII -С 53-57 (0,25 п л )

3 Петербургские мастера ювелирных украшений середины и второй половины XVIII века//Материалы научного симпозиума РАЕН, секция «Философия культуры» - СПб Изд-во СПГХПА, 2005 -С 43-49 (0,25 пл)

4 Художественная практика русского ювелирного искусства в XVIII веке Теоретические и практические проблемы Лекция к спецкурсу «Русское декоративно-прикладное искусство» - СПб СПГХПА, 2005 - 24 с (1 п л )

5 Профессиональное ювелирное искусство в контексте придворной культуры России XVIII века//Вестник молодых ученых Вып 3 Серия «Культурология и искусствоведение» - СПб , СПб Университет технологии и дизайна, 2006 - С 113-115 (0,25 п л)

6 Ювелирные украшения в придворной культуре Петербурга второй половины XVIII века // Месмахеровские чтения - 2007 Сборник научных трудов - Изд-во СПГХПА, 2007 - С 121-127 (0,25 п л)

7 Из истории развития праздника в Петербурге XVIII века // Вопросы искусствознания и культурологии Вып 6 По материалам конференции «Научный вклад Российской академии естественных наук в реализацию национальных проектов», секция «Философия культуры» -СПб Изд-во СПГХПА, 2007 -С 41-47 (0,25 пл)

Зак 126 Тир 100 03 10 07

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Петрова, Надежда Владимировна

Введение,,,.

Глава I. Из истории русского ювелирного искусства.

§1. Формирование основных видов ювелирных изделий к XVI-XVII векам.

1.1. Прикладное искусство в придворном быту

XVI-XVII веков.

1.2. Формирование основных видов ювелирных украшений к концу XVII века.

§2. Ювелирное искусство первой половины XVIII века: процесс европеизации и сохранение национального начала.

Глава II. Ювелирные украшения в ансамбле женского придворного костюма.

§ 1, Ювелирные украшения как принадлежность женского придворного костюма.

§2. От декоративности барокко к строгости классицизма.,,.,,,

§3. Основные виды ювелирных украшений в ансамбле женского праздничного придворного костюма (XVIII век).

Глава III. Ювелирное искусство в церемониально-праздничной придворной культуре России XVIII века.

§1. Русский праздник как культурно-исторический феномен

XVIII века.

§2. Церемониально-праздничная придворная культура; институт придворных ювелиров.

1.1. Ювелирное украшение как способ репрезентации статуса придворной знати.

1.2. Творческая практика основных представителей «института придворных ювелиров»,,.

§3. Ювелирное искусство в регламентированной роскоши придворного бала.

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по искусствоведению, Петрова, Надежда Владимировна

Актуальность темы исследования определена интересом к историческому прошлому декоративно-прикладных искусств, который активизировался в последние десятилетия XX века и не потерял своей актуальности сегодня. Он проявился в стремлении современных художников не только копировать этнографические образцы, не только изучать особенности технологических процессов, но и в желании более глубоко понять исторический смысл художественной практики прошлых эпох.

Такой же интерес стал характерен и для научной мысли. Результаты многих исследований получили широкую известность и существенно обогатили отечественное искусствознание. Однако остается еще много лакун в изучении той практики прикладного искусства, которая формировалась при дворе российских императоров. В частности, почти нет фундаментальных исследований, посвященных профессиональному ювелирному искусству, сложившемуся в русской придворной культуре к XVIII веку. А между тем, эта художественная практика, несомненно, имеет свои достижения наряду с успехами архитектуры и изобразительного искусства тех эпох.

Исторические особенности эволюции ювелирного искусства могут быть раскрыты через контекст праздничной придворной культуры, которая в XVIII веке представала не столько «нарушением» размеренной повседневной жизни (как это было в народных праздниках), сколько церемонией, имевшей множество продуманных целевых установок. Сложившаяся в России новая регламентированная культура внесла кардинальные изменения в придворную жизнь, в том числе в процесс становления и развития отечественной школы ювелирного искусства. Это не означает, что в России ювелирное искусство ранее не получало развития; деятельность русских мастеров была здесь известна и в глубокой древности, отдельные свидетельства их высокого мастерства сохранились, начиная с XII века. А к XVI-XVII векам сформировались основные виды и характер декора ювелирных изделий.

Однако новая культурная ситуация раскрыла новые возможности ювелирных украшений, которые вошли в целостность ансамбля женского костюма и выступили как неотъемлемая составляющая праздничной придворной культуры XVIII века. Синтез европейского влияния и национальных наработок продиктовал соответствующие изменения формы и стилистики ювелирных украшений, выявил способность этого искусства к тем же глубинным изменениям, которые пережили архитектура и пластические искусства.

Практика русского ювелирного искусства XVIII века через многообразие своих особенностей раскрывает те исторические моменты отечественной культуры, которые требуют сегодня своего дополнительного освоения и понимания.

При изучении данной проблемы автор обращался к обширному кругу источников, включающим в себя монографии, статьи, словари и т.д. Большой интерес, в данном случае, представляют воспоминания современников и иностранцев, посещавших Россию в исследуемый период; они изданы в виде монографий (например, А.М.Грибовский «Записки о Екатерине Великой»), статей (Э.Джастис «Три года в Петербурге»), сборников (Ю.Н.Беспятых «Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях», «Россия XVIII века глазами иностранцев» и др.).

Кроме того, составить определенное представление об этой художественной практике помогают труды, посвященные быту Петербурга и Москвы и затрагивающие различные стороны жизни того времени, включая интерьер, праздники, придворный этикет и т.д. Это, например, монография И.Е.Забелина «Домашний быт русских царей XVI-XVII веков», исследования М.И.Пыляева «Старый Петербург», «Старое житье», «Старая Москва» и др. К этому же блоку можно отнести издания конца XIX столетия, содержащие общее описание Петербурга (П.Н.Петров «История Санкт-Петербурга.», И.Н.Божерянов «Санкт-Петербург в Петрово время»), а также быта петербуржского общества, представленного в публикациях А.Вейдемейера, В.А.Гольцева, Е.П.Карновича, Э.Голлербаха.

Процесс становления и формирования отечественной школы ювелирного искусства получил определенное отражение в исследованиях последних десятилетий. Значительный интерес представляют труды М.М.Постниковой-Лосевой, одного из крупнейших исследователей древнерусского ювелирного искусства. В работах автора, несмотря на то, выполнены они в соавторстве или в виде монографий, всегда присутствует четкая структура в освещении тех или иных процессов, происходивших в ювелирном искусстве (например, изменение формы и стилистики украшений). Среди этих работ можно назвать «Русское ювелирное искусство XVI-XIX веков. Его центры и мастера», «Золотое и серебряное дело XV-XX веков» и т.д. Исследованием, представляющим собой краткую историю русского ювелирного искусства с XI века до 1970-х гг., является работа П.И. Уткина «Русские ювелирные украшения». Очень важно, что автор дает краткое описание костюма каждой эпохи, наиболее распространенных типов украшений, позволяющие представить их в синтезе.

Становлению профессионального ювелирного искусства посвящено исследование М.Н.Лопато - ведущего специалиста Государственного Эрмитажа, где рассмотрены основные этапы развития русского ювелирного искусства, начиная с XVI века, а также приведены сведения о русских и иностранных ювелирах. М.Н.Лопато отмечает, что появление в XVIII веке в Петербурге большого количества иностранных мастеров, а, соответственно, и переход к европейским формам и стилистике не было спонтанным -подготовка этого явления длилась на протяжении предшествующих XVI-XVII столетий; но при этом в искусстве всегда сохранялось национальное начало, в том числе и в украшениях.

История отечественного ювелирного искусства Нового времени получила освещение в работах О.Г.Костюк, Л.К.Кузнецовой. Работы этих исследователей представлены, в основном, в периодических изданиях, популярных и научных. Авторы обращают внимание на принадлежность ювелиров и их произведений к тому или иному стилистическому направлению; подчеркивают, что русское искусство, воспринимая веяния западной культуры, все же сохраняло и свои черты. В статьях содержится много точных сведений о самих мастерах и об их работах, хранящихся в фондах Государственного Эрмитажа. Определенную информацию можно найти в словарях Т.Б.Забозлаевой, Б.Г.Ванюшова и Р.А.Ванюшовой, посвященных ювелирному искусству, в частности, украшениям. В словарях приводится и краткая историческая справка о возникновении и развитии того или иного вида ювелирных украшений, что очень важно для изданий такого типа.

Между тем число публикаций об авторском ювелирном искусстве, получившем свой особый импульс к развитию в русской придворной культуре, до сих пор все же очень незначительно. Это искусство по-прежнему упоминается чаще всего в контексте исследований, посвященных истории костюма: например, в трудах Т.Т. Коршуновой, P.M. Кирсановой, М.Н. Мерцаловой, в статьях, опубликованных в популярных журналах («Наше наследие», «Родина»), в каталогах выставок, в энциклопедиях моды. Аналогичные упоминания можно найти в исследованиях, посвященных праздничной культуре и быту петербуржцев. Это, например, монография Ю.М.Овсянникова «Картины русского быта», И.Е. Зарина «Царские развлечения и забавы за 300 лет», публикации Н.В.Сиповской, Е.А.Сариевой, Е.В.Дукова, а также каталоги выставок («4 чувства. Праздник в Петербурге XVIII века», «Праздничный Петербург» и др.).

Особый блок составляют исследования, рассматривающие общекультурную ситуацию в России того периода и проецирующие ее на отдельные виды искусства. Это работы И.В.Кондакова, Л.И.Лифшица, Ю.М.Лотмана, посвященные культуре России.

Значительный интерес представляют каталоги собраний Государственного Эрмитажа, Русского музея, Исторического музея, Алмазного фонда, Оружейной палаты.

Сложившаяся исследовательская ситуация свидетельствует о потребности изучения ювелирного искусства через его единство с ансамблем праздничного костюма и, соответственно, с праздничной придворной культурой в целом. Поэтому та база прикладных и фундаментальных исследований, которая сложилась в области этих смежных научных направлений, может способствовать формированию более цельного представления о роли и значении профессионального ювелирного искусства в русской культуре XVIII столетия.

Объект исследования - профессиональное ювелирное искусство в русской культуре XVIII века.

Предмет исследования - особенности сложения и развития профессионального ювелирного искусства, рассмотренные через контекст праздничной придворной культуры России XVIII века.

Цель данной работы - изучение предпосылок и особенностей развития Школы ювелирного искусства XVIII столетия, в работе делается попытка показать влияние общекультурных тенденций переломной эпохи на формообразование и стилистику ювелирного украшения как неотъемлемой части ансамбля женского придворного костюма.

В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования:

1. рассмотреть процесс развития ювелирного искусства предшествующего периода (Древняя Русь), определить основные виды ювелирных украшений, сформировавшихся к XVII веку;

2. осуществить изучение основных тенденций формирования отечественной Школы профессионального ювелирного искусства (XVIII век);

3. исследовать особенности возникновения и развития новых форм праздничной придворной культуры в XVIII веке, обозначить место в ней профессионального ювелирного искусства;

4. показать роль ювелирного украшения как органичной составляющей праздничного женского придворного костюма XVIII века;

5. проследить эволюцию форм и стилистики ювелирных украшений через связь с изменениями в женском придворном костюме и с общими тенденциями развития праздничной придворной культуры;

6. исследовать предпосылки и особенности западноевропейского влияния на русское ювелирное искусство XVIII века; проследить своеобразие синтеза европейской художественной практики и национальных традиций;

7. охарактеризовать в целом особенности ювелирного искусства, продиктованные характером развития русской придворной культуры XVIII века.

Методология и методика исследования определены предметом, целью и задачами диссертации. На этом основании был избран принцип искусствоведческого анализа, осуществленный на основе изучения и систематизации теоретического и иллюстративного материала.

Методологическую базу составили труды отечественных исследователей по искусствоведению, культурологии, истории, посвященные широкому кругу проблем развития русского искусства и культуры допетровской Руси и Нового времени. Основополагающими выступили исследования Л.И.Лифшица, И.В.Кондакова, Ю.М.Лотмана, В.Г.Авсеенко, И.Е.Забелина, Е.П.Карновича.

В работе были использованы издания справочного характера (словари, энциклопедии), а также воспоминания и мемуары.

Важное значение имели периодические издания, каталоги выставок, музейные коллекции, позволившие ознакомиться с конкретным материалом по истории ювелирного искусства, костюма, праздничной культуры.

Научная новизна исследования, по мнению автора, состоит в следующем:

1. предпринята попытка проследить развитие профессионального ювелирного искусства XVIII века с точки зрения противоречивого взаимодействия сохранившихся древнерусских и вновь введенных европейских традиций;

2. впервые русское ювелирное искусство XVIII века рассматривается через комплексное единство с ансамблем женского праздничного придворного костюма, определяется особая значимость этого единства и на этой основе исследуется эволюция ювелирного украшения от барокко к классицизму;

3. впервые изменения в формообразовании и стилистике ювелирных украшений, прослеженные через единство с эволюцией женского придворного костюма, вводятся в общий контекст праздничной придворной культуры XVIII века.

Теоретические выводы диссертации могут быть применены при подготовке и проведении вузовских учебных курсов по истории декоративно-прикладного искусства, а также спецкурсов, посвященных истории русского ювелирного искусства. Целый ряд положений и выводов будут полезны при разработке методических рекомендаций и пособий.

Материалы диссертации были использованы автором при проведении занятий на отделении искусствоведения Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии.

Кроме того, материалы диссертационного исследования могут стать базовыми при осуществлении экспертиз в области русского ювелирного искусства.

Основные положения диссертации изложены в ряде публикаций, а также на научных конференциях РАЕН (секция «Философия культуры», Санкт-Петербург, май - 2005г.; Санкт-Петербург, март - 2007г.), «Месмахеровские чтения» (Санкт-Петербург, 2007г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. профессиональное ювелирное искусство в России XVIII века сформировалось в системе новой регламентированной культуры, которая внесла кардинальные изменения в практику создания и функционирования ювелирного украшения;

2. синтез европейского влияния и национальных наработок обусловил изменение формы и стилистики ювелирных украшений, определив характер их художественной эволюции от барокко к классицизму;

3. в ювелирном украшении, вошедшем в ансамбль женского праздничного придворного костюма, отразились общие тенденции стилеобразования, характерные для обозначенной переломной эпохи;

4. изучение ювелирного искусства XVIII века через анализ его единства с ансамблем праздничного придворного костюма и, соответственно, с праздничной придворной культурой в целом, позволяет более глубоко осознать его как особый феномен художественной культуры обозначенного периода.

Структура работы, в соответствии с поставленными задачами, выглядит следующим образом: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, словаря терминов и иллюстративного приложения.

 

Список научной литературыПетрова, Надежда Владимировна, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Авсеенко, В.Г. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках. 1703-1903. Исторический очерк/В.Г. Авсеенко. - СПб.: Сотис, 1995. -238с.: илл.

2. Алмазный фонд /Под общ. ред. академика А.Ферсмана. В 4-х вып. М.: Издание Народного Комиссариата Финансов СССР, 1924-1926,

3. Энциклопедия моды/Андреева Р.П.; отв. ред. М. Стерлигов СПб.: «Литера», 1997. - 409с.: илл.

4. Баранов, Д. Носить украшения значит жить/Д. Баранов//Русский ювелир -1997.-№3.-С.50-51.

5. Бартенев, И.А. Русский интерьер XVIII-XIX веков/И.А. Бартенев, В.Н. Батажкова М.: «Сварог и К», 2000. - 128с.: илл.

6. Белгородская, P.M. Одежда/Р.М. Белгородская, Л.В. Ефимова/Ючерки русской культуры XVIII в. Ч. 1 ./Под ред. академика Б.А. Рыбакова. М., 1985. -С.343-368,

7. Божерянов, КН. Санкт-Петербург в Петрово время: Иллюстрированный исторический очерк. [СПб., 1901. Вып.1]/И.Н. Божерянов. СПб., 1903. Вып.2-3.

8. Вейс, Г. История культуры народов мира. Загадка великой культуры. Россия. Х-ХХ вв./Г. Вейс. М.: Эксмо, 2005. - 144с.: илл.

9. Вилинбахов, Г. Церемонии при русском императорском дворе/Г. Вилинбахов//Наше наследие 2000. - №53. - С.26-27.

10. Гольцев, В.А. Законодательство и нравы в России XVIII века/В.А. Гольцев. 2-е изд. - СПб.: Типография А. Якобсона, 1896. - 126с.

11. Государственный Исторический музей. Москва. Шедевры ювелирного искусства/Авт.-сост. М.М. Постникова-Лосева, Н.Г. Платонова, Б.Л. Ульянова, Г.Г. Смородинова. Л.: «Аврора», 1986. - 166с.: илл.

12. Гребенюк, В.П. Публичные зрелища петровского времени и их связь с театром/В .П. гребенюк// Новые черты в русской литературе и искусстве (XVII начало XVIII в.). Исследования и материалы по древнерусской литературе. - М.: «Наука», 1976. - С.133-145.

13. Джастис, Э. Три года в Петербурге/Э. Джастис//Нёва. 1988. - №5. -С. 198-206.

14. Забелин, И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Государев двор или дворец: в 3 ч./И.Е. Забелин. Книга первая. - М.: Книга, 1990.-М., 1990.-312с.

15. Карпович, ЕЛ. Исторические рассказы и бытовые очерки/Е.П. Карнович.- СПб.: Издание А.С. Суворина, 1884. 517с.

16. Келлер, Э.В. Праздничный Петербург. Альбом./Э.В. Келлер. СПб.: «Сатис», 2001. - 34с.: илл.

17. Коршунова, Т.Т. Костюм в России XVIII-начала XX вв. Из собрания Государственного Эрмитажа/Т.Т. Коршунова. Л.: «Художник РСФСР», 1979.-281с.: илл.

18. Кузнецова, Л.К. Искусство петербургских ювелиров второй половины XVIII в.: автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1984. - 22с.

19. Кузнецова, Л.К. Ювелир XVIII в. Леопольд Пфистерер. Архивные поиски и находки/Л.К. Кузнецова//Проблемы развития русского искусства. Вып.1Х. Тематический сб. научн. трудов Ин-та живописи, скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина. Л., 1977. - С. 12-22.

20. Кузнецова, Л. Бриллиантовый каскад украшений/Л. Кузнецова/ZAntiq Info (Антик-Инфо). 2006. - №38. - С.146-148.

21. Кузнецова, Л. Драгоценные букеты. Искусство петербургских ювелиров XVIII века/Л. Кузнецова// Собрание. 2005. - №4 (Т.7). - С. 16-25.6А.Лопато, М. Алмазный век Петербурга/М. Лопато//Русский ювелир. -1996.-№1(32).-С.15-17.

22. Лотман, Ю.М. Очерки по истории русской культуры XVIII начала XIX века: в 4 т.ЛО.М. Лотман// Из истории русской культуры. - М.: Языки русской культуры, 2000. - T.IV (XVIII - начало XIX века). - 2-е изд. - М., 2000. - С. 161-346.

23. Лотман, Ю.М. К семиотической типологии русской культуры XVIII века/Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский// Из истории русской культуры. М.: Языки русской культуры, 2000. - T.IV (XVIII - начало XIX века). - 2-е изд. -М, 2000. - С.425-447.

24. Палаты бояр Романовых. Буклет-путеводитель. М.: типография «Александр Браун», 2000. - 35с.: илл.

25. Пронина, И.А. Декоративное искусство в Академии художеств: Из истории русской художественной школы XVIII первой половины XIX века/И.А. Пронина. - М.: Изобраз. Искусство, 1983. - 312с.: илл.

26. Пушкарева, Н. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. История женской одежды за десять веков/Н. Пронйна//Родйна. 1995. - №8. - С.76-80.

27. Русская культура последней трети XVIIIb. времени Екатерины II. Сб. статей/Под ред. JI.H. Пушкарева и др. - М.: Ин-т Российской истории РАН, 1997.-207с.

28. Русская эмаль XII начала XX вв. из собрания Государственного Эрмитажа: Альбом/Авт. вступ. статьи и сост. Н.В. Калязина и др. - JL: «Художник РСФСР», 1987. -258с.: илл.

29. Русские ювелирные украшения XVI-XXbb. из собрания Государственного ордена Ленина Исторического музея. М.: «Советский художник», 1987. -343с.:илл.

30. Русский костюм 1750-1830-х гг.: в 5-ти вып./Под ред. В.М. Рындина. -М.: Всероссийское театральное общество, 1960. Вып.1 М.: Всероссийское театральное общество, 1960. - 171с.: илл.

31. Русский придворный костюм от Петра I до Николая II из собрания Государственного Эрмитажа. С.-Петербург: Каталог выставки 1998 г. -М.: Изд-во Государственного Эрмитажа. 1999. 143с.: илл.

32. Русское золото XIV начала XX века из фондов государственных музеев Московского Кремля. Альбом/Авт.-сост.: С .Я. Коварская, И. Д. Костина, Е.В. Шакурова. - М.: «Советская Россия», 1987. - 237с.: илл.

33. Сегюр, Л.-Ф. Записки о пребывании в России в царствование Екатерины И/Л.-Ф. Сегюр.//Россия XVIII в. глазами иностранцев. Л.: «Лениздат», 1989.-С.313-456.

34. Сокровища Алмазного фонда/Под общ. ред. академика Б.А. Рыбакова: 2-е изд., испр. и доп. М.: «Изобразительное искусство», 1975. -22с.: илл.

35. Соловьев, Н.В. Придворная жизнь. 1613-1913/Н.В. Соловьев. СПб.: Товарищество Р. Голике и А, Вильборг, 1913. - 101с.: илл,

36. Суслина, Е.Н. Повседневная жизнь русских щеголей и модниц/Е.Н. Суслина. -М.: Молодая гвардия, 2003. 381с.: илл.

37. Сыромятникова, КС. История прически: учебник для театральных художественно-технических училищ/И.С. Сыромятникова. 2-е изд-е, доп. - М.: «Искусство», 1989. - 302с.: илл.

38. Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия в 3 т. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001. - Т.1. Осьмнадцатое столетие. В 2-х кн./Отв. Ред. П.Е. Бухаркин. 4.1. А-М - СПб., 2001. - 672с.; 4.2. Н-Я -СПб., 2001.-583с.

39. Уткин, П.И. Русские ювелирные украшения/П.И. Уткин. М.: «Легкая индустрия», 1970. - 163с.

40. Уханова, КН. Русское декоративно-прикладное искусство периода барокко/И.Н. Уханова//Русское искусство эпохи барокко. Новые материалы и исследования. Сб. статей. Гос. Эрмитаж. СПб.: Гос. Эрмитаж, 1998.-С. 127-140.

41. Фелькерзам, А. Иностранные мастера золотого и серебряного дела/А. Фелькерзам/ЛОвелир. 1912. - №1 - с.3-7; №2 - с.3-9.

42. Чижова, К Загадки старинных миниатюр/И. 4ижова//Русский ювелир. 1999. — №1. — С.16-17

43. Шаталова, И.В. Стили ювелирных украшений/И.В. Шаталова. М.: Издательский дом «6 карат», 2004. - 154с.

44. Шерих, Д.Ю. Петербург. 300 лет день за днем/Д.Ю. Шерих. М.: ЗАО Центр-полиграф; ООО «МиМ-Дельта», 2003, - 412с.

45. Щербатов, М. О повреждении нравов в России. Факсимильное издание/М. щербатов; под ред. М.В. Нечкиной, Е.Л. Рудницкой; вступ. ст. и коммент. Н.Я. Эйдельмана. М.: Изд-во «Наука», 1983. - 340с.

46. Ювелирное искусство России/Сост. Т.В. Тищенко. М.: Изд-во «Интербук-бизнес», 2002. - 278с.: илл.

47. Ювелирные изделия: Иллюстрированный типологический словарь/Авт.-сост. Р.А. Ванюшова, Б.Г. Ванюшов. СПб.: Политехника, 2000.-240с.: илл.ЙРЙЛОЖЕНИЕ