автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Принципы неоднородности и однородности в пассионарной концепции этногенеза: философско-культурологический анализ

  • Год: 2015
  • Автор научной работы: Курцев, Тимур Игоревич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Автореферат по культурологии на тему 'Принципы неоднородности и однородности в пассионарной концепции этногенеза: философско-культурологический анализ'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Принципы неоднородности и однородности в пассионарной концепции этногенеза: философско-культурологический анализ"

На правах рукописи

КУРЦЕВ ТИМУР ИГОРЕВИЧ

ПРИНЦИПЫ НЕОДНОРОДНОСТИ И ОДНОРОДНОСТИ В ПАССИОНАРНОЙ КОНЦЕПЦИИ ЭТНОГЕНЕЗА: ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность: 24.00.01 - Теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

АПР 2015

Казань 2015

005566842

Диссертация выполнена на кафедре философии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ».

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор,

заслуженный деятель науки РТ, заведующий кафедрой философии Солодухо Натан Моисеевич Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ.

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор,

заведующая кафедрой философии Яковлева Елена Людвиговна Институт экономики, управления и права (г. Казань);

кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии Гизатова Гюльназ Казбековна Казанский (Приволжский)

федеральный университет.

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет».

Защита состоится «28» апреля 2015 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д. 210.005.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 420059, Республика Татарстан, г. Казань, Оренбургский тракт, д. 3, ауд. 302.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств».

Сведения о защите, автореферат и диссертация размещены на официальных сайтах Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации Ь»г>:/Лушш.уак.е<1 gov.ru и ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры искусств» http://www.kazauki.ru.

Автореферат разослан « 26 » марта 2015 года.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук, доцент

Баженова Р.К.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность рассмотрения пассионарной концепции с точки зрения гомогетерогеники обусловлена следующими причинами:

Во-первых, на рубеже ХХ-ХХ1 веков наблюдается повышение интереса к противоречивым проблемам глобализации и глокализации и поиска объяснения этих процессов. Привычная политическая и культурная картина мира меняется, происходят изменения на всех уровнях жизни общества. Подвергается изменению культурная, социальная и этническая идентичность не только индивидов, но и локальных сообществ и даже стран. Активно происходят интеграционные процессы, прежде всего на уровне экономическо-хозяйственной сферы, а также на уровне массовой культуры. В то же время, помимо политического объединения и создания союзов государств (Евразийский экономический союз, БРИКС, расширение НАТО и т.д.), активно идут процессы борьбы за автономность и независимость (Шотландия, Каталония, Падания, Гонконг, Косово).

Во-вторых, однородность и неоднородность в социальных системах, и в этнических в частности, нередко основываются на противопоставлении «свой» - «чужой», на установлении грашщ и их поддержании. Эти вопросы особенно актуальны в контексте глобализации, унификации культур, в вопросах мультикультурализма и регионализма. Современная картина мира ставит перед этносами новые вызовы культурной неоднородности и однородности не только в пределах одного национального государства, но и в глобальном масштабе. С другой стороны, глобализация усиливает и регионалистские настроения, которые стремятся к однородности, но только в рамках своей небольшой общины, охраняя свою культуру и образ жизни, стереотип поведения, в целом сохраняя межэтническую неоднородность. Одни границы размываются и человечество становится более однородным, другие границы актуализируются, что ведет к увеличению общей культурной разнородности.

В-третьих, концепция Л.Н. Гумилева имеет междисциплинарное, философское значение, так как сопряжена с современными средствами познания, такими, как синергетика и гомогетерогеника. С этими современными направлениями исследования, на наш взгляд, прежде всего, связаны представления о пассионарности - источнике особой энергии в этносах, распространителями которой выступают пассионарии (своеобразные локальные неоднородности в этнических общностях).

В-четверых, проведя анализ пассионарной концепции этногенеза Л.Н. Гумилева как одной из моделей развития истории и жизни этносов, с позиции гомогенно-гетерогенного подхода, мы сможем выявить, какие неоднородности и однородности в системе являются источниками, движущими силами и катализаторами социальных изменений и преобразований в исторической перспективе жизни этноса.

В-пятых, поскольку Л.Н. Гумилев рассматривал этнос как природно-социальное образование, как тесную связь общества и природы и их взаимозависимость, то гомогетерогенная методология, разработанная Н.М. Солодухо, выступает в качестве эффективного инструмента анализа сложных систем, в том числе природно-социальных.

Степень разработанности проблемы. Работ, посвященных пассионарной концепции этногенеза и наследию Льва Гумилева, достаточно много и они носят разнообразный характер. Выделим две основные группы. К первой группе можно отнести работы критического содержания: М.И. Артамонов, Ю.К. Бромлей, И.Р. Гршулевич, Б.М. Кедров, Л.С. Клейн, В.И. Козлов, И.А. Крывелев, Б.И. Кузнецов, А.Л. Янов и др. Ко второй - работы, исследующие и развивающие пассионарную концепцию этногенеза с разных сторон: ученик Л.Н. Гумилева - К.П. Иванов применил концепцию этногенеза для изучения локальных этнографических проблем, исторические события через призму этногенеза рассматривали Н.В. Трубникова и А.Д. Гомбожапов, с позиции географии эту концепцию изучал П.С. Ширинкин, с позиции биологии - К.В. Маклаков, историю возникновения и последующее развитие

понятия «пасспонарности» предложил К.Г. Фрумкин, синергетическое исследование пассионарной концепции этногенеза было проведено В.П. Бранским, В.П. Шалаевым и др.

С позиции однородности и неоднородности исследовались также разные аспекты социальных и социокультурных процессов. Общие вопросы социальной однородности рассматривали В.Г. Афанасьев, М.Н. Руткевич, И.В. Тамбовцев, Ю.И. Ширяев, Christopher J. Anderson, Martyr Murtuda Mutahhari, Peter C. Ordeshook и Olga V. Shvetsova, Aida Paskevicute, Neslihan Uler, и др.; классовые, конкретные социальные, экономические вопросы исследовали A.A. Амвросов, H.A. Ануфриева, З.Б. Брославский, И Л. Копылов, В.М. Мельников, С.Б. Смирнов, Э.В. Тадевосян, P.M. Токарев, и другие; теоретико-географические и методологические аспекты однородности и неоднородности локального, регионального и глобального уровней изучали Н.М. Солодухо и A.M. Трофимов; однородность и неоднородность как общенаучные формы познания применительно к социальному пространству и времени анализировали А.И. Гимаева, Anderson Brown и др.

В целом можно отметить, что пассионарная концепция JI.H. Гумилева находит свои отклики во многих работах, однако гомогенно-гетерогенного исследования еще не проводилось.

Проблемная ситуация состоит в том, что на сегодняшний день существуют различные противоречивые точки зрения относительно оценки значимости пассионарной концепции этногенеза, не определен окончательно ее статус в структуре знания - частнонаучный, междисциплинарный, социально-философский или иной, также не использован в достаточной мере аппарат общенаучного гомогенно-гетерогенного подхода как выражения философского системно-структурного анализа применительно к социокультурным объектам.

Рабочая гипотеза. Наличие тесной связи гомогетерогеники с синергетикой и общей теорией систем дает основание обратиться к понятиям

и принципам гомогенно-гетерогенного подхода и применить их к социальным системам и структурам. Гомогенно-гетерогенный подход, приложенный к пассионарной концепции этногенеза, раскрывает роль пассионарных факторов как форм и видов неоднородности в системе. Локализованные неоднородности приводят к изменениям системы, порождают и активизируют спонтанные социокультурные процессы, а распределенная неоднородность вместе с однородностью определяет динамическую структуру этнической системы. С другой стороны, положения гомогетерогеники дают возможность увидеть и осознать, почему пассионарии, выступая как особого рода неоднородности, оказывают столь значительное влияние на процесс этногенеза. Это, в свою очередь, позволяет по-новому с общенаучной, философской позиции рассмотреть вопросы глобализации, унификации культур, мультикультурализма и регионализма.

Объект диссертационного исследования - процесс этногенеза как социокультурного явления.

Предмет диссертационного исследования - пассионарная концепция этногенеза Льва Николаевича Гумилева и её оценка с позиции гомогенно-гетерогенного подхода.

Цель диссертационного исследованиях исследовать в социокультурном контексте роль системно-структурной организации в пассионарной концепции этногенеза с позиции диалектики однородности и неоднородности. Достижение данной цели в диссертащш предполагает решение следующих задач:

- проанализировать роль пассионарных и системно-структурных факторов в концепции этногенеза Л.Н. Гумилева;

- исследовать философские и культурологические аспекты пассионарной концепции этногенеза;

— установить генетические связи и соотношения пассионарной концепции этногенеза Л.Н. Гумилева с другими историософскими, культурологическими, естественнонаучными концепциями;

- раскрыть содержание основных понятий общенаучной гомогенно-гетерогенной методологии;

— выявить гомогенные и гетерогенные факторы в различных представлениях об этносе и его природе;

- проанализировать роль гомогенных и гетерогенных факторов в пассионарной концепции этногенеза.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили:

Философский системно-структурный, компаративистский,

герменевтический, диалектический методы исследования, метод генерализации, междисциплинарный культурологический анализ, структурный анализ, синергетическая методология И.Р. Пригожина, Г. Хакена, общая теория систем Л. Берталанфи - сопутствующие методы исследования, в то время как основным выступает гомогетерогеника - как область общенаучных исследований, разработанная Н.М. Солодухо, и общенаучный гомогенно-гетерогенный подход. Гомогенно-гетерогенный подход позволяет широко взглянуть на проблему зарождения и развития разных систем и проследить и определить ключевые неоднородные области, которые активно влияют на изменения и служат их катализаторами. Гомогетерогенные принципы и закономерности применимы к общенаучным концепциям, вопросам философии и частнонаучного знания.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Комплексный анализ пассионарной концепции этногенеза с позиции гомогетерогеники обнаруживает особое гомогенно-гетерогенное содержание системных и синергетических процессов и позволяет по-новому оценить общенаучную и философскую значимость пассионарной концепции в контексте проблем глобализации и унификации культур, в вопросах

мультикультурализма и регионализма. В частности, становится очевидным факт невозможности полной или частичной однородности человечества, так как состояние однородности в обществе указывает на остановку процессов развития, движения и изменения. Локализованные неоднородности необходимы для успешного существования и развития общественных систем, однако не все типы неоднородностей способны производить такой эффект.

2. Принципы неоднородности и однородности явно присутствуют в социокультурной сфере. Особенно хорошо это прослеживается на глобальном уровне. Чем больше система, тем больше в ней локальных и распределенных неоднородностей разного уровня. Однородности имеют место в локальных, небольших и чаще всего изолированных обществах. Такие общества в результате полной однородности своего состава и стереотипа поведения воспроизводят один и тот же тип культуры и социального поведения из поколения в поколение. Однородность в таком случае может приравниваться к полной удовлетворенности общественного устройства и жизни в целом, отсюда вытекает активное нежелание перемен, изменений и принятий всего нового и неизвестного. Глобальный и открытый мир в свою очередь выступает в роли среды культурных неоднородностей, которые взаимопроникают друг в друга, создавая все новые формы, что ведет к еще большей дифференциации, усложнению и раздроблению общего культурного поля. Таким образом, происходит развитие и движение социальных систем.

3. Принципы неоднородности и однородности применимы к изучению этнических образований. Установление границ этничности обуславливает образование относительно гомогенных групп. Однако процесс образования такой группы проходит в диалектическом противостоянии разнокачественных однородностей и неоднородностей. Этничность строится на разграничении и обособлении и стремится к гомогенности. Для общественных образований, в том числе этнических систем, существенным

выступает установление собственных границ для установления общности и единства. В каждом конкретном случае может присутствовать свой уникальный набор этнических маркеров, которые бы определяли этнические границы. Таким образом, некоторые типы неоднородностей могут в разных случаях иметь разный характер и по-разному влиять или не влиять на общую ситуацию.

4. На основашш пассионарной концепции этногенеза Л.Н. Гумилева можно выделить несколько факторов, влияющих па этногенез, они имеют как однородную, так и неоднородную структуру. К числу таких факторов можно отнести:

• психофизиологический тип людей (пассионарии, субпассионарии, гармоничные люди);

• пассионарная энергия;

• структура этноса;

• стереотип поведения;

• социокультурная среда (культура, религия, идеология);

• ландшафт.

Набор данных типов неоднородностей выступает необходимым условием для процесса этногенеза, от зарождения этноса к его динамическому изменению и развитию и вплоть до его гибели или перехода в фазу гомеостаза. Не все факторы играют одинаковую роль в этом процессе. Самыми важными являются наличие и количество пассионарной энергии, а также состав населения по психофизиологическому типу.

5. Пассионарии представляют собой особый вид энергетических локальных неоднородностей в структуре этноса, они являются концентраторами творческой энергии, особями энергоизбыточного, активного общественного типа. Согласно гомогетерогенной теории такие локальные неоднородности, как пассионарии, выступают в качестве центра и источника энергии в системе, для других людей, в том числе для поглотителей энергии -субпассионариев. Пассионарии играют структурообразующую,

созидательную роль в обществе, являясь источником изменений и развития этноса. Пассионарии способны «заряжать» своей энергией и желанием преобразований и действия других людей, тем самым образуя энергетический тип неоднородности. Количество пассионарной энергии в этносе может быть больше непосредственного числа пассионариев, и именно общий энергетический фон, как распределенная неоднородность, определяет способность этноса к динамическому развитию.

6. Пассионарная концепция этногенеза соответствует положениям гомогенно-гетерогенного подхода применительно к обществу в качестве общенаучного выражешш философских системно-структурных представлений. Развитие этногенеза соотносится с принципами диалектики однородности и неоднородности, что открывает новые - гомогетерогенные стороны системного и ситуационного характера, подтверждает общенаучную адекватность и укрепляет значимость пассионарной теории процесса становления этнической системы.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что диссертация является первой попыткой философско-культурологического анализа явления пассионарности с позиции гомогетерогеники. Рассматривая пассионарную концепцию этногенеза как модель развития этносов, мы раскрываем роль неоднородностей в образовашш и динамическом становлении этносов как социальных систем. В ходе исследования получены новые результаты:

- Доказано, что принципы однородности и неоднородности имеют большое теоретико-методологическое значение применительно к изучению этнических образований и процесса этногенеза. Сам фактор этничности строится на создании локальных однородностей путем разграничения и обособления. При этом типы неоднородностей в этносах могут иметь различный характер и по-разному влиять или не влиять на общую ситуацию.

- Установлено, что сочетание разнохарактерных неоднородностей выступает необходимым условием для процесса этногенеза. Самым важным является наличие и количество пассионарной энергии, а также состав населения по психофизиологическому типу.

- Пассионарии определены как особый вид энергетических неоднородностей в структуре этноса. Равномерное распределение такого вида неоднородностей способствует изменениям в этнической системы в целом, в то время как их неравномерное распределение ведет к разрыву этнической целостности и созданию новых систем.

- Выявлено, что сохранение неоднородной структуры этнической системы и социально-культурной дифференциации обеспечивает динамическое развитие этноса. При этом социокультурные неоднородности представляют собой подсистемы суперэтнического порядка (то есть первоначальной целостности). В то время как увеличивающаяся однородность присуща этническим системам на исходе жизненного цикла.

- Установлено, что гомогенно-гетерогенный подход в изучении процесса этногенеза позволяет уточнить и развить основные законы диалектики применительно к конкретным механизмам взаимодействия социокультурных систем.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Результаты этого диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении роли неоднородностей в социальной сфере; дальнейшем научном и философском изучении пассионарной концепции этногенеза Л.Н. Гумилева; проведении исследовании общей концепции этногенеза; проведении исследований общих и частных социальных, этнических и культурологических проблем; исследовании теоретических проблем этнической идентичности и этнических конфликтов; разработке национальной политики в области этнических взаимоотношений.

Апробация результатов исследования. О результатах исследования докладывалось на: международной молодежной научной конференции «XX

Туполевские чтения», в секции истории и философии (г. Казань, 2012); заочной международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2013» (г. Москва, 2013); межрегиональной научно-практической конференции «Инновационная деятельность образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС» (г. Вятские Поляны, 2013); VI Всероссийской конференции I Всероссийском форуме по культурологии «Молодежь и культура: образование, техника и инновации» (г. Казань, 2014); Международной междисциплинарной научной конференции XVIII Вавиловских чтений «Социально-гуманитарные и естественно-технические системы в пространстве глобальных трансформаций в современном мире» (г. Йошкар-Ола, 2014).

Структура диссертации обусловлена логикой рассмотрения проблемы и состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы из 152 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, рассматривается степень разработанности проблемы, определяются объект, предмет, цель, задачи исследования, теоретико-методологическая база, представлены основные положения, выносимые на защиту, раскрыта научная новизна, показана теоретическая и практическая значимость диссертационной работы, приведены данные об апробации работы, описана структура диссертации.

Первая глава «Социокультурная оценка концепции этногенеза» посвящена рассмотрению пассионарной концепции этногенеза Л.Н. Гумилева, определению её основных понятий, оценке и рассмотрению этой концепщш другими исследователями, а также выявлению общего характера концепции на примере философских и социокультурных теорий и их сравнению.

В первом параграфе «Л.Н. Гумилев и пассионарная концепция этногенеза: основные понятия» рассматривается становление пассионарной концепции и её основное содержание. Разбирается анализ процесса этногенеза, предложенный Л.Н. Гумилевым, его позиция относительно понятия «этноса». Принципиально важным в концепции Л.Н. Гумилева выступает понятие «пассионариости» - энергетического потенциала, призывающего людей к сверхактивной деятельности. Пассионарностью, полагает Л.Н. Гумилев, наделены не все, а лишь некоторые представители того или иного этноса, в организме которых произошла биологическая мутация в результате влияния Космоса. Таким образом, возникает распределенная неоднородность в популяции, которая рассеивает пассионарную энергию равномерно, что приводит к активному изменению во всех сферах жизни этноса. Еще одним важным понятием в концепции Л.Н. Гумилева является «комплиментарность» - чувство общности, симпатии к представителям одной этнической системы и антипатии к представителям другой. Это чувство лежит в основе стремления этноса к образованию границ и обретению большей однородности за счет единства и сходства его представителей по значимым параметрам. Сам Л.Н. Гумилев считал свою концепцию естественнонаучной, построенной на основании общих законов развития природы, однако одобрения и понимания коллег в свое время не получил. Строгих доказательств и подтверждений его концепции нет до сих пор, только предположения, но это не отменяет эвристической ценности предложенных идей. На наш взгляд, необходимо воспринимать пассионарную концепцию этногенеза, прежде всего, как философское осмысление истории, как методологию изучения исторических и социальных процессов через призму этносов и пассионариости. Одни ученые рассматривают историю через призму социально-экономических отношений или формаций, другие - через призму цивилизаций или культур, а Л.Н. Гумилев - через процесс этногенеза. И это не просто исследование процессов развития этносов, а исследование развития всей антропосферы, которая

представляет из себя «лоскутное одеяло» из различных этносов. Для того чтобы оценить справедливость концепции этногенеза Л.Н. Гумилева, с одной стороны, надо сопоставить ее с положениями других социально-философских, культурологических теорий и концепций, а с другой стороны, следует соотнести с такими общенаучными, философскими концепциями, как общая теория систем и гомогетерогеника, учитывая, что последняя соприкасается с синергетикой. Для интерпретации концепции этногенеза с позиции гомогенно-гетерогенного подхода есть все основания: как было показано, антропосфера, будучи «лоскутным одеялом», предстает в виде совокупности неоднородных между собой суперэтносов («мозаичная» этносфера) и этносов, состоящих из субэтносов, которые обладают внутренней комплиментарной однородностью, и главное - пассионарии, являющиеся энергетическим источником формирования и преобразования этносов, выступают в качестве локализованных неоднородностей этносистем. Фактически у Л.Н. Гумилева речь вдет о неоднородной природно-социалыгой иерархической структуре человечества. И если в классическом понимании истинности (как соответствию практики) концепция Л.Н. Гумилева не принята, то принцип фальсификации К. Поппера подтверждает научную состоятельность пассионарной интерпретации этногенеза.

Во втором параграфе «Социально-философский и культурологический контекст пассионарной концепции этногенеза» идеи Л.Н. Гумилева, изложенные в рамках пассионарной концепции, соотносятся с различными социально-философскими представлениями. Так, можно установить, что есть нечто общее между воззрениями НЛ. Данилевского и концепцией Л.Н. Гумилева. Ученые придерживались идеи разделения человечества на разные общности, которые чем сложнее их внутренняя система - тем устойчивее. Более того, эти общности имеют свой характер и находятся в разных отношениях с соседями или другими общностями, тем самым обособляясь, создавая группы со схожими признаками, тождественные друг другу.

С А.Л. Чижевским Л.Н. Гумилев сходится в очень важном вопросе - в том, что Космос влияет на ход исторического развития, однако они расходятся в представлениях о форме этого влияния, его интенсивности и источнике. В отличие от идей А.Л. Чижевского, Л.Н. Гумилев прямо признает научное влияние В.И. Вернадского и ставит разработки последнего в основу своей концепции. Л.Н. Гумилев использует положения В.И. Вернадского о биосфере, как одной из оболочек Земли, которая включает в себя совокупность всех живых организмов. Важность применения и развития учения В.И. Вернадского Л.Н. Гумилевым еще состоит в том, что таким образом Л.Н. Гумилев использует постмодернистскую методологию для рассмотрения историко-культурных феноменов. Л.Н. Гумилев охотно опирается на идеи В.И. Вернадского в вопросах естествознания, но в корне не соглашается с социальной стороной представлений последнего, отрицая возможную целостность человечества и необходимость такого объединения. В социальных вопросах он скорее был солидарен с представителями евразийства. Главное, что роднит Л.Н. Гумилева с ними - это мнение о принципиальном равноправии народов, культур, этносов, как в историческом контексте, так и в вопросах культуры. Л.Н. Гумилев в своей концепции использует евразийское понятие о «месторазвитии», которое он именует «вмещающим ландшафтом». Согласно Л.Н. Гумилеву, месторазвитием или местом рождения нового этноса может стать сочетание ландшафтов, а не любая территория. Только географическая неоднородность при пассионарном толчке становится месторазвитием, именно в контексте места, определяющего характер этноса. А в дальнейшем отношения между этносом и вмещающим ландшафтом носят различный характер.

В то же время, стержневая для концепции Л.Н. Гумилева идея пассионарности хоть и не напрямую, но косвенно присутствовала в социокультурном контексте научного знания. Многие ученые и философы (А. Швейцер, А. Бергсон, Г. Лебон) отмечали, что желание или страсть и порождаемое ими увеличение воли могут играть немалую роль в ходе

истории. Л.Н. Гумилев добавил в традиционное рассмотрение истории помимо географических элементов еще и демографические. Однако важным фактором в его концепции выступает не численность населения в целом, а численность пассионариев. Согласно пассионарной концепции этногенеза динамика неоднородности пассионариев и их распределение в системе выступает источником к пониманию процессов подъема и упадка этносов и ключом к пониманию мировой истории.

Нельзя сказать, что идеи, изложенные в пассионарной концепции, носят революционный характер. Вместе с тем, нельзя отрицать новаторский подход Л.Н. Гумилева. Он смог объединить в своей концепции множество различных представлений из истории, географии, биологии, физики, психологии, этнографии, философии и построил концепцию, которая представляет новый взгляд на философию истории. Предложенный им термин пассионарности описывает энергетический потенциал, который ранее не рассматривался как ключевой фактор исторического развития. Л.Н. Гумилев показал на конкретных исторических примерах, что наличие пассионарной энергии способно привести этнос в движение. Этнос получает мощный заряд энергии при пассионарном толчке, которая в ходе его истории рассеивается и исчезает, вместе с этим затухает и сам этнос.

Таким образом, теоретическое наследие Л.Н. Гумилева, несомненно, находится в русле русской философской, культурологической мысли: он продолжил развитие идей таких русских мыслителей, как Н.Я. Данилевский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.С. Трубецкой. Однако Л.Н. Гумилев не только разработал модель развития этносов, но и предложил собственный взгляд на развитие общественной истории на планете Земля. Он продолжил традиции западной историко-культурологической мысли, идеи О. Шпенглера и А. Тойнби относительно независимых культурных общностей, нравственно-психологические изыскания А. Бергсона и А. Швейцера. При этом Л.Н. Гумилев не только вывел циклическую модель развития общества и вписал это развитие в контекст природы, ландшафта и Космоса, но по-

своему, с помощью понятия «пассионарность» объяснил источник развития этносов. Концепция Л.Н. Гумилева соотносится с различными социально-философскими и культурологическими теориями, отвечает запросам западных культурологов, русских космистов, сторонников евразийства. Концепция Л.Н. Гумилева исторически вписана в общий мировой социо-философский, культурологический контекст.

В третьем параграфе «Проблемные идеи пассионарной концепции этногенеза Л.Н. Гумилева» рассматривается серия трудов критиков и последователей Л.Н. Гумилева. Пассионарная концепция этногенеза стала не только научной концепцией, а источником идей, которые стали использоваться и развиваться многими учеными по всей России. Можно увидеть многообразие точек зрения по поводу идей ученого, которые, несомненно, обладают общественно-философским потенциалом. Более того, идеи Л.Н. Гумилева распространились за пределы научного мира и стали частью общественной мысли. Бесспорно, концепция Л.Н. Гумилева самобытна и оригинальна, поэтому она и вызвала широкий резонанс, как в этнологии, так и в обществе в целом, что характерно для сильных и выдающихся работ.

В ходе исследования выявлено, что пассионарную концепцию изучают с разных сторон, пытаются рассмотреть разные грани и составляющие, как этногенеза, так и пассионарности. Наиболее близкой работой к нашей тематике оказалась работа В.П. Бранского, однако он больше занимался развитием идей социальной синергетики и теории идей, нежели рассматривал концепцию Л.Н. Гумилева. С позиции социальной синергетики концепция Л.Н. Гумилева анализировалась В.П. Шалаевым. Концепция этногенеза, предложенная Л.Н. Гумилевым, требует дальнейшего, более углубленного исследования, нового витка обсуждения ученых из различных областей знания. Вне зависимости от критики ученого, его концепция - это вклад в развитие современного научного знания о процессах этногенеза, этнической истории и этнологии.

Таким образом, выявление и анализ проблемных идей междисциплинарной концепции этногенеза Л.Н. Гумилева позволяет констатировать, что у нее немало как критиков, так и сторонников, когда речь идет о ее конкретных биогеографических, этнических или социальных аспектах. Также мнения в оценке этой концепции расходятся со стороны ее общей значимости для историософии и культурологии в целом. В связи с этим возникает необходимость оценить значение концепции этногенеза и роли пассионарности, исходя из философских общесистемных, структурных представлений, опираясь на положения современного общенаучного гомогенно-гетерогенного подхода и соответствующей гомогетерогенной концепции.

Во второй главе «Гомогенно-гетерогенные аспекты концепции этногенеза» рассматриваются основные положения гомогетерогеники, гомогенно-гетерогенного подхода, принципы однородности и неоднородности, этнической однородности и вопросов построения и определения границ этносов, пассионарная концепция этногенеза анализируется с позиции гомогетерогеники.

В первом параграфе «Сущность и основные понятия гомогетерогеники как инструмента исследования систем» рассматриваются основные понятия подхода. Гомогенно-гетерогенный подход дает возможность широко взглянуть на проблему зарождения и развития разных систем и позволяет проследить и определить ключевые неоднородные области, которые активно влияют на изменения и служат их катализаторами. Применив этот подход к пассионарной концепции этногенеза Л.Н. Гумилева, возможно осуществить не только её проверку на соответствие основным признакам гомогетерогеники, и, следовательно - системному учению, но и определить неоднородные области, имеющие ключевой характер для процесса этногенеза. Это позволит соотнести полученный результат с процессами возрастания культурной однородности в связи с глобализацией и понять, что это значит в рамках развития этносов - как циклического развития истории.

Системно идеи гомогетерогеники и связанного с ней гомогенно-гетерогенного подхода, как общенаучного средства познания действительности были сформулированы на рубеже 70-х и 80-х гг. XX века в трудах Н.М. Солодухо. Гомогетерогенные представления лежат в плоскости общенаучного, междисциплинарного знания. В рамках гомогетерогеники формируются гомогетерогенные познавательные модели, которые учитывают взаимосвязи распределенных и локализованных неоднородностей с флуктуациями и неустойчивостью, энтропийными и негэнтропийными процессами, положительными и отрицательными обратными связями, информационными потоками и другими. Гомогетерогенные принципы и закономерности применимы к общенаучным концепциям, вопросам философии и частнонаучном знании. Понятия «однородность» и «неоднородность» имеют философский потенциал, так как носят характер научной логико-гносеологической методологической, а порой и онтологической всеобщности.

Гомогенно-гетерогенный подход раскрывает системно-структурные связи объектов, позволяет объемнее увидеть организацию систем в их статике и динамике. С другой стороны, этот подход выявляет важнейшие факторы самоорганизации систем, и тем самым он связан с другой общенаучной областью исследования - синергетикой (И.Р. Пригожин, Г. Хакен и др.). Этот подход также соотносится с рядом идей английского философа Г. Спенсера и российского мыслителя A.A. Богданова, автора общей организационной науки - тектологии.

В рамках гомогенно-гетерогенного подхода, развитого Н.М. Солодухо, разработаны группы положений основных принципов: 1) принципа однородности, 2) принципа неоднородности, 3) принцип единства однородности и неоднородности. Среди них выделяются положения, касающиеся локализованных и распределенных неоднородностей в системах различного происхождения. Совместно с географами названный философ применил данные принципы к проблемам современной теоретической

географии при разработке геоситуационного подхода и единой теории географического поля. Была построена теоретико-географическая модель однородности и неоднородности локального, регионального и глобального уровней. Положения гомогетерогеники применяются в настоящей диссертации для анализа и оценки пассионарной концепции этногенеза с учетом специфики концепции Л.Н. Гумилева.

Во втором параграфе «Факторы (формы и виды) этнической неоднородности и однородности» исследуются возможности применения принципов гомогенно-гетерогенной теории к социокультурным системам. Социально-культурная среда в любом случае дифференцируется на разные группы, создавая тем самым общую неоднородность общества. Рассматривая общество с точки зрения этносов, можно увидеть, что образование однородных сообществ и установление границ между группами - это объективный процесс. Этничность предстает как способ восприятия, интерпретации и представления социального мира. Этничность может являться, по мнению одних исследователей, как вещью - в - мире, так и точкой зрения на мир - по мнению других. Каким бы ни было основание для создания этноса, будь то: биологическое, генетическое, культурное, историческое, когнитивное, неизменным остается установление границ между «своим» сообществом и «другим», создание однородной тождественной группы и тем самым межэтнической неоднородности. Разобщение происходит как между этносами, так и внутри этнической системы. Этшгчность несет в себе подразумеваемое, само собой разумеющееся фоновое знание, воплощенное в людях и встроенное в повседневную практику, через которую люди опознают и воспринимают предметы, места, лица, действия и ситуации как этнически окрашенные или значимые.

Этническая система образует единство благодаря действию двух различных факторов: изнутри ее интегрирует дифференциация одного стереотипа поведения и элементов этнической культуры, каждый из которых

не только немного отличается от других, но еще и непосредственно с ними связан - целое здесь выступает единством многого. Давление внешнего мира оказывает влияние на этнос, тем самым отдельные единицы невольно объединяются в единое целое на основе совокупного отличия от окружающей среды. Таким образом, внутри системы действуют силы притяжения, а снаружи - отталкивания. Вместе с тем внутри одной этнической системы существуют элементы подсистемы, которые отличаются и в некоторой степени отталкиваются друг от друга, так как различие - залог их существования. Таким образом, распределенная этническая однородность системы содержит в себе локальные однопорядковые неоднородности. Сама же этническая система может притягиваться к другим этносам под действием факторов, объединяющих их в суперсистемное целое. Наблюдается двойная диалектическая динамика действующих изнутри и снаружи системы сил притяжения/отталкивания. Система стабильна, когда силы внутреннего притяжения и внешнего отталкивания превосходят силы внутреннего отталкивания и внешнего притяжения, в обратном случае система может распасться на отдельные элементы, которые интегрируются другими системами. Системы «растут» по горизонтали лишь в ограниченных пределах, поскольку при растущей гомогенности их стабильность понижается. Когда система реагирует возникновением новых субсистем, она «растет» вертикально, степень ее стабильности повышается. Целью растущей сложности и дифференциации системы выступает повышение ее стабильности. Чем выше степень сложности систем, тем многообразней спектр их возможностей реагировать на изменения среды. Относительно гомогенная система может сохранять гомеостаз в большей степени за счет силы внешнего отталкивания, чем за счет силы внутреннего притяжения, а относительно гетерогенная система может находиться в состоянии динамического равновесия в большей степени за счет силы внутреннего притяжения, чем за счет силы внешнего отталкивания. То есть, внешнее давление гомогенизирует систему, В1гутреннее давление делает ее

гетерогенной. При этом система может быть гетерогенной по одному параметру и гомогенной по другому, так что первое компенсируется последним, сохраняя тем самым стабильность целого.

В третьем параграфе «Гомогенно-гетерогенный подход к пассионарной концепции этногенеза» пассионарная концепция этногенеза анализируется с позиции гомогетерогеники. Рассмотрев ее под углом принципов гомогетерогеники, можно прийти к выводу, что как модель развития этносов концепция Л.Н. Гумилева состоятельна. Описанные им процессы этногенеза соответствуют положениям объективного развития систем в контексте гомогенно-гетерогенного подхода. Таким образом, весь механизм развития этноса от его зарождения до прихода в реликтовое состояние (или же полного распада) идет в соответствии с развитием систем. Л.Н. Гумилев, на наш взгляд, предложи рабочую модель развития этносов и циклическую модель философии истории. Развитие истории разворачивается вокруг циклов жизни этнических систем, которые зависят от пассионарной энергии и образуются в результате пассионарных толчков.

В ходе анализа было выявлено несколько факторов, которые оказывают влияние на процесс этногенеза и по своей природе могут быть как однородными, так и неоднородными:

1) психофизиолопгческий тип людей (пассионарии, субпассионарии, гармоничные люди);

2) пассионарная энергия;

3) структура этноса;

4) стереотип поведения;

5) социокультурная среда (культура, религия, идеология);

6) ландшафт.

Неоднородность по психофизиологическому типу людей.

Л.Н. Гумилев выделил три категории: пассионарии, субпассионарии и гармоничные люди. Эти категории неравномерно распространены в обществе, таким образом, создавая распределенную неоднородность.

Пассионарная энергия.

Л.Н. Гумилев утверждал, что паесионарность может активизироваться и у субпассионариев и у гармоничных людей, поэтому число пассионарной энергии не всегда равно числу пассионариев в обществе.

Структура этноса.

Л.Н. Гумилев выделял иерархию этноса: суперэтнос - самая большая относительно однородная система состоит из различных, но схожих этносов; этносы, в свою очередь, состоят из разного числа субэтносов, которые могут состоять из конвиксий и консорщш. Все они несколько отличаются друг от друга. Именно эта иерархия образует неоднородность структуры этноса.

Стереотип поведения.

Стереотип поведения, по Л.Н. Гумилеву, выступает важным фактором самоидентификации этноса. Можно констатировать, что формирование этноса равно формированию стереотипа поведения. Поэтому в популяциях встречаются разные стереотипы поведения, когда смешиваются разные группы людей, что в дальнейшем ведет к выработке общей, однородной системе приобретенных поведенческих предрасположенностей или габитус (П. Бурдье). А затем образовавшаяся гомогенность социального поведения передается как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики.

Социокультурная среда.

В суперэтносе и тем более в большом этносе, который состоит из разных субэтносов, могут присутствовать одновременно разные религии, культуры, обычаи, традиции и языки. Социокультурная система у них может быть разной, что, естественно, порождает неоднородность, однако этнические подсистемы объединяет определенная этническая доминанта или массовое сознание по Э. Дюркгейму.

Ландшафт.

Ландшафт тоже является фактором, неоднородность которого сказывается на процессе этногенеза. Смешение разных типов природных условий бросает

вызов активной и энергетически заряженной части населения -пассионариям, которые стремятся покорить эту территорию и приспособиться к новым условиям.

В процессе этногенеза принцип неоднородности лежит в основе формирования и развития новых этнических систем. Смешение уже существующих этносов, неоднородность ландшафтов, пассионарность - это неоднородные факторы, которые лежат в основе этногенеза. Поэтому любая неоднородность, тем более их сочетание может привести к различным последствиям. К данному обстоятельству следует относиться крайне осторожно и осмотрительно на различных уровнях бытия. Это обстоятельство подтверждают слова Л.Н. Гумилева о том, что «пренебрежение этнологией, будь то в масштабах государства, родового союза или моногамной семьи, следует квалифицировать как легкомыслие, преступное по отношению к потомкам»1. Однако самым главным фактором все равно выступает пассионарная энергия и наличие пассионариев как локальных неоднородностей в популяции, и без него остальные факторы не имеют большой силы. Единственной проблемой для нас в процессах моделирования и оценки происходящих событий на этническом уровне является невозможность точной оценки (пли оценки как таковой) уровня пассионарности. Пассионарная концепция Л.Н. Гумилева представляет для нас модель циклического развития истории в её этническом контексте. Пока что, это больше философская, нежели естественнонаучная концепция.

В заключении подводятся основные итоги работы по изученной проблеме и намечаются перспективы дальнейшего исследования. Проанализировав пассионарную концепцию с позиции гомогетерогеншси и рассмотрев ее под углом зрения принципов однородности и неоднородности, можно прийти к выводу, что как модель развития этносов концепция Л.Н. Гумилева состоятельна и адекватна современным философским и общенаучным

1 Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы ; Этногенез и биосфера Земли. М.: Эксмо, 2012. С. 846.

представлениям. Описанные им положениям объективного развития гомогенно-гетерогенного подхода с г

процессы этногенеза соответствуют систем в контексте синергетического и юзиции системно-структурного анализа.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Публикации в рецензируемых научных журналах, определенных ВАК Мииобрнауки РФ:

1. Курцев Т.И. Однородность и неоднородность, как факторы этнической целостности // Вестник Каз. гос. ун-та им. А.Н. Туполева. -2014,- №2. -С. 257-259.

2. Курцев Т.И. Этническая идентичность в эпоху глобализации // Вестник Каз. гос. ун-та культуры и искусств. - 2014. - №4, И. - С. 28-30.

3. Курцев Т.И. Пассионарная теория этногенеза с точки зрения гомогетерогеники // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. - №1 (51), I. - С. 95-98.

Публикации в научных журналах и сборниках, выступления на научных конференциях:

1. Курцев Т.И. Исторический обзор критики пассионарной теории этногенеза // XX Туполевские чтения: Международная молодёжная научная конференция, 22 - 24 мая 2012 года: материалы конференции. -Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2013. - Т. V. - С. 327-329.

2. Курцев Т.И. Пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилева естественнонаучная или философская // XX Туполевские чтения: Международная молодёжная научная конференция, 22 - 24 мая 2012 года: материалы конференции. - Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2013. - Т. V,-С. 329-331.

3. Курцев Т.И. Философия истории или пассионарная теория этногенеза // Сборник статей «Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований». - М„ 2013. - Т. III. С. 174-177.

4. Курцев Т.И. Лев Гумилев и вопросы этничности // Инновационная деятельность образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС: материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. Н.В. Шешеговой - В. Поляны: КОГОБУ СПО ВПМТ, 2013.-С.213-218.

5. Курцев Т.И. Этничность и глобализация // Духовная культура молодежи в век информационных технологий: Материалы V Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Казань, 5 декабря 2013 года. - Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2014. -С. 92-94.

6. Солодухо Н.М., Курцев Т.И. Актуальность гомогетерогенной методологии исследования пассионарной культурологической концепции // I Всероссийский культурологический форум «Молодежь и культура: образование, техника, инновации»: Материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Казань 12 декабря 2014 года. - Казань: Отечество, 2015. - С. 9-10.

Формат 60x84 1/16. Бумага офсетшя. Печать цифровая.

Усл. печ. л. 1,4. Тираж 100. Заказ Д 20. Полиграфический участок шдательства КНИТУ-КАИ 420111, Казань, ул. К. Маркса, 10