автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.04
диссертация на тему:
Принципы создания конфликтов и характеров в творчестве Ивана Ольбрахта

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Могила, Юрий Андреевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.04
Автореферат по филологии на тему 'Принципы создания конфликтов и характеров в творчестве Ивана Ольбрахта'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Принципы создания конфликтов и характеров в творчестве Ивана Ольбрахта"

АКАДЕМИЯ НАУК УКРАИНСКОЙ ИНСТИТУТ ЛНТЕ'ТЛТУШ ипспи Т.Г.ЧЕБЧТИКО

С С Г

На прамх рукглти ЫОП1ЛА Юрий Андреевич

ПР1ЩИПЫ СОЗДАНИЯ КОШШЗСГОВ И ХАРАКТЕРОВ В ТВОРЧЕСТВЕ ИВАНА СЛЫРАХТА

УДК 82 (ОЭ1) : В85.0

Специальность 10.01.04 - Литература заруб0!чшх социалистических отрок

Автореферат

диссертяция /га соискание ученой с то по ни кандидата филочопгспскпх наук

Киев - 1990

Работа выполнена на кафедре славянской филологии филологического факультета Киевского ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции государстве иного университета им.Т.Г.Шевченко,

Научный руководитель - кандидат филологических наук, доцент Житник В.К.

Официальные оппоненты:

доктор Филологических наук, профессор Копыстянская Н.Ф. кандидат филологических наук Зарицкий А.Н. Ведущая организация - Черновицкий ордена Трудового Красного Знамени государственный университет.

Защита состоится "12" ноября 1990 г. на заседании специализированного совета по присуждению ученой степени кандидата наук / шифр К.016.35.01 / в Институте литературы им.Т.Г.Шевченко АН УССР- Адрес: 252001, г.Киев-1, ул.Кирова,4,

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института литературы им.Т.Г.Шевченко АН УССР.

Автореферат разослан

Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологических наук

Интерес к творчзству известного чешского писат^м {'йена Ольбрахта (1882-1Э52) елолно закономерен. В его ггроичьодониях нашли свое отра*в»и$ ведун тепияясм. характере идя периода становления реалиотвчсской чейской адарат^ри начала XX века. Как художник В.Ояьбрахт (Камлл Земэя) 'Тортаропался в период первой мировой войнн (он начал печататься в 1905 г.), поэтому особенности этой эпохи с ее сломшм временем и моральными потрясениями нашли свое отражение в его произведениях и идейно-эстетических взглядах. Творчество писателя отратато общественное настроение времени, чувства и интересы народа. В этом плане писатель продолжил лучшие традиции мировой литературы.

Источником для исследования послужили наиболее значительные в идейном и художественном отношении произведения И.Ольбрахта: книга очерков "Картам из современной России". "Допять воселнх рассказов из времен Австро-Венгрии и республики". "Удивительная другба актера Есения", "Анна пролетарка", "Школа Шугаи, разбор ник", "Чудо с Юяьчей", "Событие и ммше", "О пэ-чальних глазах Ганн Карадкичввой" и ;.ругне. В работе использовались худогасгвешше произволения других чезских писателей -П.МайеровоИ. Я.Гапека, В.Ванчуры, К.Нового, Р..Гори, а также критические и публицистические работа видних литературно-обществен--гшх деятеле;'' :-ошгд XIX - начала XX в. и ряда современных иссле-дорателе)',

Тнорчсстго К.Ольбрахта велико и многообразно (повести и рим-чш. р-чссгагш, статьи, очерки п ^ольетони). В налом лиссер-т-т1"очг'С!- исследовании рассготронн только naruieiinne худо.ткст-^пчге т>огз' сменяя писателя, нал б слое полно а рель^но отрала-nltJ ,,0„ r,ir'Pü6pa?i'e »'.Ольбрахта к ах худоглшеа. Мно-

гочисленние заметки, статьи, очерки и другие материалы привлекается только по мере возникающей необходимости для подтверждения выводов о внутреннем единстве основных стилевых принципов писателя, так как цдеиьо-худогественное содеряание и значение публицистики и сатири И.Ольбрахта как автономных жанров художественной прозы уне достаточно освещены.

Знакомство с творчеством И.Ольбрахта дает возможность понять не только своеобразие его как худокника слова, но и национальную самобытность и художественную специфику чешской реалистической литературы первой половины XX столетия.

Историография литературно-критического наследия Ивана Ольб-рахта достаточно обширна. Его творчество исследуется как зарубежным, так и отечественным литературоведением. За последние 15-20 лег опубликованы монографии, научные статьи и сообщения, которые посещены отдельным аспектам творческого пути писателя, его жизни и роли в развитии чешской литературы.

Среди чешских исследователей особое внимание привлекают работы К.Гори, Б.Ваолавека, С.К.НеЙыана, В.Еегоувека, Ф.К.Шаяь-ды, Я.Ыукаржовското, Й.Оленина и др., касавшиеся непосредственно творчества писателя.

Особый интерес представляют статьи, посвяшенные отдельным

вопросам художественного творчества писателя и содержащие ряд

«

наблюдений и интересных замечаний о стиле Н.Ольбрахта (Б.Вацлаве», Б.Шмераль, Ф.К.Шальда, Ю.Фучик и др.).

Большая заслуга в критическом исследовании творческого наследия К.Ольбрахта принадлежит советским литературоведам. Интерес представляют статьи, авторы которых исследуют стиль художественных произведений писателя и структуру художественного

образа, а также потоки некоторых его произведений (И.А.Есрн-ттейн, Н.Ф.Копыстянекая, Р.Р.Кузнецова, Л.Г.Майкова п другие).

Особого внимания заслуживают монографии по теор'.ш и истории литературы, содержание цсинио обобщения о роди писателя в процессе развития чешской реалистической литературы. о ^гшрових особенностях некоторых ого "роизводений, о связи творчества И.Ольбрахта с фольклором п т.п. (С.А.Шерлаимова. И.А.Гернгатэйп, Н.Ф.Копыстянская и др.). В каждой из этих работ в какой-тэ мере отратаптся отдельные стороны мастерства и новаторства П.Ольбрах-та в создании конфликтов и характеров, в виборо яанрз. В долом анализ специальной литературы показал, что наиболее близко к решению этих проблем подоила итого дет изучавшая творчество И.Ольбрахта Н.Ф.Копыстянская, внесшая много нового в изучение творчества чешского писателя в типологическом аспекте. В частности, в ее монография "Жанровые модификации в чешской литературе" на примере творчества И.Ольбрахта. 1,!.1.;аЗ;оровой, Г.Паяиряо-вой, Я.Гашека, Г.Еолькера, ".Гаусмачна, Я.Глазяровой, К.Нового, В.Ва'пуры, П.Гори И др. додается попытка определять ведущие тенденции, принципы, лвза:цие в ссново развития жиров п чешской литературе, "раскрыть динамику литературного процесса, истоки слоггиЕпшхся градицпП, показать богатств • и разнообразие кадровых исканий"' писателей этого времена.

."сходя из того, что в начала XX ст. в чешской литературе очерку (репортажу) принадлежала ведушая роль, К.Ф.Копистянекая больнее внимание уделяет И.Ольбрахту кач автору одного из первых чепски;: очерков о Стране Советов. Н.Ф.Копыстянская приходит 1 Копыстлнская И.О. Ганровыо кодификации в чешской литератор". - Львов: Нища яг/т. ГЭ78. - С. 3.

к ваяоку выводу, что очерки И.Ольбрахта, в частости "Картины из современной России", били там этапом в творчестве гшсатеш , на котором зарождалось художественное освоение материала, став-шео позже характерным для его больших эп. ческих произведений и особенно романа "Анна пролетарка". Исследовательница выделяет ныюторые существенные припиши типизации персонакей, определяет роль героического в их создании. Роман "Никола Шуга!',, разбойник" К.О.Копыстянская рассматривает по принципу сопоставлении о балладной прозой 30-х годов ("Маркета Лазарова" В.Ванчу-ри, "Шахтерская баллада" Ы.Майеровой, "Гордубал" и "Первая спасательная" К.Чапека, "Рождественский пост" Я.Глазаровой и др.), подвергая его при этом анализу с точки зрения взаимодействия поэтических и прозаических ганров, сеязи балладной прозы с фольклором, а така® использования общих для них образных средств.

1! хотя Н.Ф.Копистянская бяияе всех подходит к анализу интересующих нас вопросов, всё же их освещение не может составить целостного, системного представления о мастерстве И.Ольбрахта в создании конфликтов и характеров, сюкетных ходов, композици-ошшх решений в его худозсествешгих произведениях.

Б работе В.И.Шевчука "Чешский сатирический роман XX ст." на богатом фактическом материале (сатирические произведения Л.Гашека, И.Гаусмаша, К.Чапека, В.Ванчуры, К.Томаиа, К.Иолаче-ка и др.) рассматривается процесс становления чешской сатиры XX века и ее отношение к общему развитию чешской литературы, обосновывается своеобразие худокественного стиля писателей этого периода и общественная значимость их сатирических произведений. Творчеству И.Ояьбрахта, принадлежавшего к числу тех, кто внес свой вклад в обогащение чешской сатиры и юмора, в этой ра-

боте такие уделено должное внимание. Но его сатирические произведения из сборника "Девять веселых рассказов из времен Авотро-Венгрии и республики" рассматриваются я основном с точки зронся их идейно-тематического богатства. Поэтому некоторые частные и общие вопросы принципов создания коафликтов и характеров, получившие своеобразное выражение в художественном творчестве И.Ольбрахта, не нашли ene достаточного аналитического освещения в названных исследованиях. Дгше в тех работах, в готсрых кпзнеп-trali путь писателя и его идейная эволюция раскрываются в тесной взаимосвязи с основными историческими событиям, Еагаейшими фактами культурной вязни,. эти вопросы не решаются. Поэтому создание специального исследования, вашего представление о художественной системе писателя, которая отрагаег его своеобразие в создании сюжетно-ко!,позиционных ходов, конфликтов и типичных характеров в типичных обстоятельствах, является насущной необходимостью.

Цель а задачи исследования. Автор диссертации ставит своей целью исследовать творчество Ивана Опьбрахта как художествениув систему, состоящую из взаимосвязанных н взаимообусловленных компонентов (жанр, сияет и композиция, конфликты и характера), отражающих индипидуальную манеру писателя, его стгогевое своеобразие.

Постановка цели предопределила следующие задачи исследования:

- определить гаяровоо своеобразна произведений;

- исследовать особенности композиции и скзшзтосложенпя;

- проанализировать принципы создания конфликтов и характеров как ватных средств развития свнэта:

- рассмотреть средства психологического анализа характеров персонажей (портрет, деталь, осношые формы речевой характеристики - диалог, монолог, внутренняя речь и т.п.);

- установить соотношение речевой структуры повествования, идущего от автора или рассказчика, и речи персонажей;

- раскрыть идейно-эстетические функции пейзажа.

Новизна диссертации заключается в самом характере постановки исследуемой проблемы, позволяющей сделать ряд новых научных выводов. Автор диссертационного исследования, используя некоторые важные наблюдения и отдельные суждения литературоведов о стиле писателя, стремился дать системное представление о путях художественных исканий И.Ольбрахта, о тех формах отракения действительности, которые составляют"понятие индивидуального стиля писателя.

Исходя из того, что художественный стиль писателя представляет собой не просто "единство всех деталей образной формы произведения в их индивидуальности". а единство "принципов их подбора, сочетания, взаимодействия"*, автор диссертации покази-вает, как эти принципы (в подборе, сочетании и взаимодействии) находят свое воплощение в творчестве И.Ольбрахта в сюжатослозе-нии и композиции, реализации конфликтов и характеров, в соответствующих приемах повествования. А проблемно-хронологический анализ, положенный в основу диссертационной работы и дающий возможность коснуться большинства произведений И.Ольбрахта, позволил показать ив только внутреннее единство основных стилевых характеристик писателя, но и проследить идейно-эстетическую эволюцию его творческого метода.

1 Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. - П.: Изд-во Моек• ун-та, 1970. - С. 93.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования в диссертации послугши марксистско-ленинская философия и эстетика, работы по методологии совэтского литературоведения. а также труды по обпшм вопросам истории и теории литературы.

В диссертационном исследовании использовались следующие мотоде теоретического анализа: исторический, гапрово-тсматиче-ский, историко-функциональный, эстетический и др.

Теоретическую основу анализа н-анровых тенденций в искусстве составляют в реферируемой работе исследования советских и чешских литературоведов (М.М.Бахтин, Д.Д.Затонский, Н.Ф.Копыс-тянская, Д.С.Лихачев, Т.Мотылева, Л.М.Новиченко, Г.И.Поспелов. В.Л.Сучков, К.В.Храпченко, K.Ki.-6jci, F.Lanier, A.r.tacek, J..>fcjed-

v.Rzounei:), рассматривавших категорию кайра как органическое единство элементов содернания и формы.

Практическое значение работы заключается в .том, что ее результаты могут быть использованы при изучении теории и истории чешской литературы, при составлении г совершенствовании методических пособий по литературно-критическому наследию И.Ольбрах-та. а такне при чтении вузовских курсов и спецкурсов по истории чешской литературы, при написании студентами курсовых и дипломных рэбот.

Апробация работы. Результата проведенного исследования были предметом обсуждения на конференциях молодых ученых Киевского государственного университета им.Т.Г.Шевченко (1384 г.), Института литературы АН УССР им.Т.Г.Шевченко ( 1985 г.). Материалы работы использовались при чтении лещин студентам филологического факультета слагянского отделения Киевского госуниверситета.

Структура и содержание работы. Диссертация состоит нз введения, двух глав, заключения и списка основной использованноГ литературы.

Во "Введении" обосновывается выбор •.чин, определяются цель и задачи исследования, его новизна в актуальность, кратко излагается история вопроса и методологическая база работы, очерчиваются хронологические границы, дающие возможность обеспечить необходимый материал для достижения поставленной цели.

Первая глава "Еаирово-стизевое своеобразие произведений Ивана Ольбрахта. Сюнст и композиция" имеет два раздела. В первой разделе "Проблема канра" проведенный анализ произведений писателя позволил сделать определенные выводы о творческих поисках художника в области канра, о способах реализации конфликтов и характеров а их разнообразии и целостности. Ибо еще Г.В.Болинский художественную организацию жанра соотносил со способом создания характеров, способа/ их индивидуализации и типизации.

В своем исследовании автор реферируемой работы исходил из понимания жанра как .явления динамического, которое, обладая определенной структурной устойчивостью, придающей ему специфический облик на определенном этаяе развития, склонно к движению, изменению, обновлению, к разним способам содержательного наполнения. В главе подчеркивается, что И.Ольбрахт в одинаковой степени владеет мастерством создания произведений и больших и малых жанров, ив аду которши прослеживается достаточно определенная генетическая связь. Она проявляется превде всего в стремлении автора к глубинному-проникновению в сущность расскатрива-ешх явлений, реалистическом изображении отношений характера и

средн. Поскольку талант писателя формировала газетно-публпцис-тическая деятельность, она оттачивала его мировоззрение, помогала освободиться от многословия и использования абстрактно-аллегорических образов, определяла выбор точных и емких средств для передачи напряженного ритма собитай в характеров как в малом произведении, так и в большом. Поэтому мири очерка и рассказа, а позге очерка и романа вступают п теснейзие многоаспектные и многоплановые взаимосвязи, образуя своего рода цикли.

Если, как говорит Н.Ф.Копыстднская, "Картинн из современной России" были почвой, на которой зррозгдаяось худопостгешюа освоение материала, характерное больше всего дгч "Алии пролетарки"*, то угэ ярко выраг-енная тенденция к цикличности проявилась в произведениях о Закарпатье. Это касается прекдо всего очерков, рассказов я романов об этом крое. Работа над очерком "Разбойники" била заверпаотим этапом в создании романа "Никола П&тай. разбойник" и давала представление о тех фозыслорных и документальных материалах, которые использовал автор в процессе работи над романом. Еолее обширный ц^чл составляют очерки и рассказы о тягелей гизни народа Закарпатья (. РоакаграевИа Пиз): очерки "Страна без имени" (1922). "Горн и столетия" (1935) в рассказы, вожляне в сборник "Голет в долине". Таким образом, глзке шый материал предопределял структуру изложения. Поэтому очерк был то исходным пунктом, на котором базировалось художественное освоение материала, то итоговым.

В диссертации отмечается. что Г.Ольбрахту присуща такте переоценка написанного с новых позиций, возвроиенив к темам

1 Коггастянская Н.Ф. Еапровне модификации в чешской лите-гатуре. - Львов: Впща ккола, 1978. - С. 59.

ранее завершенным, будь то очерк, повесть иди роман, что подчеркивает не просто ноудовлетворенность художника написании«, а домонстрирует постепенное движение его творческого метода, эволюцию мировоззрения и способствует во ашшсвению новых жанровых единиц в его творческом арсенале. Нередко переосмысление теми завершалось тем. что написанное ранее произведение в одном ганре в конечном варианте приобретало другой. Так, например. основой для создания романа "Зеркало за решеткой" послужили не просто воопоминания о пребывании в Силезско-остравской тюрьме, а ранее написанный дневник. Тема Закарпатья сначала нашла свое отражение в статье "Борьба за культуру в Подкарпатьв". которую позже И.Ольбрахт переделал в очерк "Земля без имени", а со временем, дополнив его новым материалом, переиздал как "Горы и столетия". Подлежал пересмотру и роман "Анна пролетарка", о чем в предисловии ко второму его изданию говорит автор. Но сам аапр в этом случае не видоизменялся.

Слилние различных жанрово-стилевых структур водном и том ге произведении такке является характерной особенностью творчества И.Ояьбрахта. Значимость каждого компонента определялась многими факторами: зудозгесгвеншш замыслом, творческими задачами и предметом изображения, а также поисками наиболее адекватной форды отображения различных сторон окружающей действительности.

Особого совершенства достиг Иван Ольбрахг в канре романа, хотя каждой из.созданных им романов не мохет полностью соответствовать его нормативному определению. Например, роман "Анна пролетарка" при ярко выраженной родовой эпической природе сочетает в себе элементы различных жанровых модификаций, прод-

ставляет собой сплав различиях романных форм: социально-битового и сатирического (особенно в сюжетной линии, связанной с семьей инженера Рубеша), исторического и публицистического, философского и репортаяюго и т.п., в связи с чш его не без основания называют то синтетическим романом (В.Вацлавек), то политическим (Н.Ф.Копыстянская), то пролетарским с элементами политического репортажа (И.А.Еернштейн) и т.д. А роман "Никола Шугай, разбойник" - то большим мифом действительности (Е.Вацлаве«) . то подкарпатской балладой (В.Еегоунек), то разбойничьей балладой с мотивами романтической элегии (А. 13.Пиша), то единой цельной музыкальной поэзией в прозе, романом-балладой (Н.Ф.Копистянская) и т.д. В свое время П.Опелш: обратил внимание на слияние в этом романо двух ганровж структур. А С.В .Никольский развил эту мысль далее: "Роман, - говорит он, - представляет собой своего рода жанровый дуэт, в котором на голос автора на-логен голос народного созпанпя, обобщавшего события в легенде и поэтизирующего образ героя в соответствии с социальной народной мечтой. Это порождает в структуре произведения взаимодействие двух планов, двух повествовательных потоков - авторского (по-своему такие сложного и дифференцированного) п сказового, народио-псотпческого"'. Таким образом Гшан Ольбрахт создает синтетическую романную ферму, которая отвечала его творческим задачам: постичь всю сложность внутреннего мира человека в его неповторимости, в теснейших взаимосвязях с кизнью. Для осуше-ствлсния худогиственного замысла автор и синтезировал возмож-

1 С.В.Нпкольскпй. О некоторых явлениях жанрового синтеза в чешской литературе 20-30-х годов XX века. // Славянские литры: У1 Мендунар. съезд славистов. - И.: Наука, I9S8. - С. 550.

ности (нг» разных уровнях) различных яанров. Эпическое повествование обогащается лирической фольклорной стихией, что накладывает отпечаток на всю организацию материала произведения, его композицию. характер сгязи частей между ^обой, способ развития хеш и сюжета.

Таким образом, освоение новой тематики, синтетическое осмысление действительности привели писателя к худоЕественноцу новаторству и в жанре романа.

Во втором разделе первой главы "Особенности композиции произведений Ивана Ольбрахта. Сиест и характер" уделяется значительное внимание мастерству и новаторству писателя в плане санетослокения и композиции.

Рассматривая композицию как организацию содерканпя произведения, диссертант обращает внимание на те обшио черты в творчестве Ивана Ольбрахта, которые свойственны большинству его произведений и которые выратают своеобразие и неповторимость личности художника. А поскольку соотношение характеров персонажей проявляется в их расстановке в сюкете, автор работы подходил и к анализу сюжета каждого произведения Ивана Ольбрахта как явлению активнейшей художественной формы. Ибо сияет - это способ реализации слоеной системы человеческих отношений, пронизывающей произведение от начала и до конца, и средство создания человеческих характеров с позиции авторского миропонимания.

По мере творческой эволюции писателя совершенствовалось и мастерство И. Ольбрахта в снштосложении,- видоизменялись принципы сюкетного соотношения и развития характеров. Если, скажем, в ранних произведениях сетке та базировались ка резкой

внешней антитезе героев, го в период зрелости па первий план выносятся внутренняя, идейно-нравственная эволюция персонажа, а внешние сюжетные конфликты только мотивируют развитие характера героя, углубляют его содержание.

Каждое произведение писателя имеет свои определенные принципы сюжетослозения и композиции. Однако всюду проступают такие общие их черты, как сжатость и краткость повествования (в них сводятся к минимуму предварительные характеристики), подчеркнуто строгая информационная точность и фактичность изображаемого, диалектическое единство внешнего и внутреннего. И если в рапном творчестве Н.Ольбрахта еще чувствуется некоторая сшетная неслаженность в изобраяении богатого жизненного материала, некоторая композиционная рыхлость отдельных произведений ("Злые поладила", "Удивительная друкба актера Есенин" п др.). то в конце 20-х и в 30-е годы сюяэтно-композиционние решения отличаются стройностью, наиболее полно выражапт мировоззренческие установки автора, его симпатии и антипатии, понимание определенных социальных явлений (очерки "Картины из современной России", "Анна пролетарка", "Никола Шугай, разбойник", "Голет в долине" н др.).

Для саиотосложипя писателя характерна достоверность в воспроизведении реальности, что таксе тлеет больше значение для правильного понимания и оценка его творческого метода. Установка на достоверность - это не просто документальные данные, прочно привязывавшие повествование к определенному месту или времени, это прогде всего проявление активности творческого авторского "я" и гго отношения к изображаемому. Заслуитаег особого внимания в этом плане роман "Анна пролетарка". В нем

отрлвнц и картин 1 больного исторического значения, и жизнь конкретных героев о детальным описанием процесса становления их характеров. Новаторство писателя проявляется пе только в проблематике произведения, но и в концепции, с которой он подходит к раыфытню образа главного героя. Однако И.Ольбрахт стремился не просто правдиво и точно передать факты, действия или обстоятельства в причинно-еледстеоиных взаимосвязях, но и представить их в соответствующей форме как средства выражения содержания.

Иной способ решения сюгета и характера наблюдается в романе "Никола Шугай,разбойник", где проявился, особый подход автора к осмыслению фольклорного материала. Фольклор для К.Ольбрах-та послукил не только источником выбора ситуаций, образов и мотивов, но и приемом художественного изобравешл характеров.

Оригинальное сюжетослогение шеег и каждое произведение сборника "Голег в долине". Уже в заглавиях каддого из них кроется намек на определенную наартвленность аокет". Но если в двух рассказах они придают сюжету нарочитую двусмысленность, усиливая комизм сяояившихся ситуаций ("Чудо с Г.льчей", "Событие в микве"), то в повести "О печальных глазах Ганы Карадгл-чевой" заглавие настраивает на лирическое восприятие тег".

Малые прозаические- формы И.Ольбрахта отличаются большой сжатостью и внутренним единством. В них мало событий, немного персонажей. Тем ие менее достаточно отчетливо проступают социальные причины конфликтов, рисуются полнокровные человеческие характеры.

Варной особенностью произведений И.Ольбрахта является наличие в них открытой, незавершенной Форш сюжета, когда автор

только намечает сюкетную перспективу и перелом в кизни героя. В перспективных планах, например, построены раздели романа "Анна пролетарка", повесть "О печальных глазах Ганы 1'арадг.гиче-воЛ" и др. Это соответствовало цели автора - показать гизнь в двакенпи.

Сюжета произведений И.Ольбрахта, как правило, прочно "привязаны" к своему времени и месту действия.

Как подчеркивается в работе, мастерство писателя проявилось и в умения раскрыть главное в образе сквозь призму частностей, чорез малое показать большое. Поэтому такая вашач композиционная роль в структуре произведений принадлежит художественной детали, при помощи которой писатель раскрывая сущность событий, рисовал характеры персонажей. Введение ее в сюкет исходило из эстетического принципа писателя уплотнять текст, писать кратко, точно и художественно экономно.

Вторая глава "Реализация конфликтов и характеров в произведениях Ивана Ольбрахта" состоит из трах разделов. В первом разделе "Проблема героя. Конфликты и характеры" обращается вни-маяио на художественную специфику конфликтов в творчестве писателя. на соотношение характера и среды. Ибо писатель не просто создавал психологически глубокие образы герое:', он исследовал ту среду, под влиянием которой формировались те ила иные характеры. Сзкет, образы и социальная среда 'создают полное единство, направленное на создание социальных обобщений и исторической перспективы.

Драматические конфликты и коллизии, принципы создания ху-доЕбСтвенних типов в творчестве К.Ольбрахта носят отчетливо выраженный социальный характер. Драматический конфликт в основ-

ног.', базируется на социальных противоречиях, которые автор обычно переводят в план психологический. А психологическиэ и бытовые аспекты, вместе взятые, придают обратам особую достоверность и убедительность.

Специфику реализма произведений И.Ольбрахта определяет на-меронкае углубление психологического анализа персонажей, исследовательский подход к раскрытию характеров героев, их духовной игани, внутреннего мира. Автор стремится передать мисли и чувства своих героев как в будничной жизни, так и в самые наяря-кснч':с минуты их существования, когда герой как личность раскрывается полнее. Поэтому так правдивы и убедительны его герои. Своеобразные черты стиля И.Ольбрахта как раз и кашли свое выражение в художественной трактовке образов, характеризующейся отрешением к максимально глубокому познанию их сущности, обоснованию их движения.

Своеобразие худояшка проявилось и в принципах изображения пши, образа мышления и поведения как отдельного героя, так и народных масс. Например, описывая исторические события 1Э19-1Э20 годов в романе "Анна пролетарка", писатель с объективных реалистических позиций изображает революционное движение трудяаихся. Осгову этого произведения состагляет взаимо-сбязь одного человека г, холлектива, личности и народа. Автор чегез единичное передает обшее. И все -.е каддый художественный образ произведения ишет определенную социальную емкость и гап-роЕО-битовув определенность. Писатель не ставит своих героев в ксключигепыше ситуацш!. Их характеры раскрываются в обычной кизненкой обстановке, в естественных каглодпевннх заботах.

Реалистическое искусство располагает мтогествог; способов

и приемов изображения человеческих характеров. Например, Пушкин и Стендаль, - пишет Е.Сучков. - изображали характер в единстве психологии и действия, Бальзак, рисуя своих героев, делал ударение на исследование социальных обстоятельств, влияющих на формирование характеров, Диккенс и Гоголь в создании своих персонажей выделяли какую-то одну ведущую черту характера и интерпретировали ее по большей части в насыщенно-гротескном плане. "Подобный принцип создания характера не противоречит природе реалистического метода, ибо опирается на социальный анализ и является одной из форы реалистического обобщения подлинных, истинных сторон действительности, отразившихся в сознании чеюве-ка"1.

И.Ольбрахт кап художник не мог не опираться на литературные традиции. Заимствуя у своих предшественников те или иные принципы создания персонажей, он стремился осмыслить их с позиций своего времена, использовать для решения новых идейно-эстетических задач. В этом корни новаторства каждого истинного худогаика.

Изучение творчества И.Ольбрахта показало» что в ранних произведениях, особенно в сатирических, в создании характеров персопаней он был блияе к позиции тех писателей, которые выделяли у центральных персонажей какую-либо ведущую черту характера, которая становилась носителем определенного свойства личности человека. В 20-30-е годы, в годи творческой зрелости, К.Ольбрахт отдавал предпочтение изображению характеров в их развитии. Создавая свою систему изображения характеров, писа-тедь шел от реальн'Д фактов действительности, стремясь глубоко

1 Сучков Е.Л. Исторические судьбы реализма. - М.: Советский писатель, 1970. - С. 133.

проникнуть в психологию своих персонажей, отразить душенные пе-релош, найти и зафиксировать те важные моменты в их ловедении и переживаниях, которые могли бы предвещать будущую эволюцию характера. Поэтому И.Ольбрахт большое внимание уделял развитию и становлению характеров таких героев, как Анна ("Анна пролетарка")'. Нлкола Шугай ("Никола Шугай, разбойник"). Ганепе Шафар ("О печальных глазах Ганы Караджичевой") и др. В меньшей мере изображена эволюция характеров Тоника Кроусского ("Анна пролетарка"), Пинхеса Якубовича ("Событие в микве"), Еайниша Зисови-ча ("Чудо с Юльчей") и т.д. Однако и в них автор показывает, как под влиянием тех или иных событий черты характера героев приобретают большую определенность.

Во втором разделе второй главы "Портретные характеристики как средство психологического 'анализа" подчеркивается, что в художественной концепции И.Ольбрахта особую роль играет портрет, который является не только средством психологической характеристики персонажа, его индчвидуализации и конкретизации, но и средством выражения авторского отношения к изображаемому. Портрет всегда зрим, социально и психологически конкретен. Степей г детализации существенно ватных внешних признаков определяется значимостью персонала в сюг.оте, его идейной направленностью. Но цельного, детализированного портрета автор, как правило, избегает.

Изучение творчества писателя показало, что вашим средством портретной характеристики является деталь, которая, повторяясь, приобретает характер обобгаения. Например, стлятение пуши забитого, несчастного солдата Василия Хомяка ("О любзи к родине") перелают глаза: они то голубые,испуганные, то прозрачно-

голубые, то просто голубые, полные ужаса и т.д. А портретная характеристика профессионального убийцы Эда Гака ("Карьера Эдуарда 1йка"), приобретающая собирательный сшсл, создается достаточно выразительно (как для рассказа-памфлета) при помощи нескольких сравнений: во время революционного подъема он бегал по зданию, как волк в клетке, но был слаб, как осенняя муха, а по32£ - "глаза его горели, как у гончей, которую хозяин все не спускает со своры" и т.д. И в "Анне пролетарке", где уже достаточно определилась манера И.Ольбрахта-шэртретиста, особенной детализации в описании портретов нет. Они создавались немногословно и постепенно. В романе "Никола Шутай, разбойник" автор в некоторой степени отступил от присущего ему лаконичного принципа порцретописання. Однако многословная описательность. о чем свидетельствуют последующие его произведения, не стала определяющей в творческом методе писателя. Например, в сборнике 'Толст в долине" портрета снова лаконичны, скупи.

Отбор автором определенных деталей предметного мира дополняет информацию о низни героев, их интересах, быте, верованиях, усиливает объективную достоверность изображаемого, указывает на место персонажа в иерархии социальной лестницы.

В третьем разделе этой главы "Особенности организации повествовательного материала" исследуется мастерство писателя в использовании различных структур излояенпя художественного материала. В частности, отмечается, что своеобразие писателя определилось в углубленной психологизации персонажей при помощи взаимодействия разных структур повествования: субъективной, идущей от героя (гэнолог. диалог, несобственно прямая речь). и объективной, идущей от автора. Емкость и содержание какдого

компонента завися': от общего характера повествования, от особенностей персонала и его места в структуре произведешь. И хотя И.Ояьбрцхт строго придерживался принципа - строить характеры на их максимальном самовыражении (через диалоги, монологи, внутреннюю речь, в которых воплощалась и его авторская позиция), нередко свой точку зрения декларировал в непосредственных публицистических высказываниях, как, например, в "Анне пролетарке", "Николе Шугае, разбойнике". Однако такие открытые авторские комментарии нисколько не нарушают основной пришил повествовач;л: создавать характеры героев путем их самовыражения, в теснейших взаимоотношениях с другими персонажами.

Внутренний мир человека наиболее ярко выражается в его речи. Речь героев всегда индивидуализирована, по ней можно определить сословную и национальную принадлежность изрсонажа, его культурный уровень, некоторые черты характера и т.п. Ибо идея и стиль пребывают в диалектическом единстве.

С особым мастерством писатель строит диалоги, особенно информационного характера, которые сушествеино расширяют рамки изображаемого, показывая действия пли раскрывая^ сущность персонажа с точки зрения самих героев.

Топкости внутренней жизни героя во всех ее нюансах передает внутренний монолог. А взаимодействие внутреннего монолога с несобственно прямой речью повышает накал действия, окрашивая его эмоциями героя.

Сочетание диалога, внутреннего монолога и несобственно прямой речи является характерной особенностью большинства произведений И.Ольбрахта, но с разними доминантами в каждом. Если, к примеру, в рассказах "Чудо с Юльчей" и "Событие в иикве".

дошшруют диалоги и ионояогц, то в повести "О печальных глазах Гани Карздкнчевой" (все три произведена! объединены в сборник "Голет в долине") - несобственно прямая речь, потому что только она могла дать возможность писателю не только показать ход мышления главного персонажа, продемонстрировать его духовное про-зр-зшш, но и усилить авторскую позицию, его отношение к изображаемому.

В реферируемой работе подчеркивается, что единство субъективного и объективного начал в изображении событий и характеров лежит в основе реализма И.Ольбрахта и представляет собой сущность его творческого осмысления действительности. Вследствие этого особошю заметным является важный принцип эстетики писателя - изображать (а не рассказывать), окружающую действительность передавать через мировосприятие конкретной личности.

Особое место в творчестве И.Ольбрахта занимает пейзаж. Истории реалистической литературы известны многие варианты использования идейной и композиционной роли, места и функции пей-зага, которые он выполняет в художественном произведении. Однако у каждого писателя своя манера письма, свая точка зрения на его роль в решении подачтых проблем.

Изучение творчества И.Ольбрахта показало, что описание природы в его произведениях выполняет разные функции. В ранних произведениях ("О злах нелюдимах", "Тюрьма темнейшая" и др.) она придает определенной сцене зримую, чувственную достоверность (автор, очевидно, еще не находил аналогий между внутренним миром человека и природой), заменяет рассказ показом. Все детали описания обращены в основном к комплексу доступных читателю ощущений, I! только начиная с "Анны пролетарки" пейзаж

приобретает еше одну функцию: он является средством психологической характеристики персонакей. В связи с этим меняется и способ его описания. Пейзаж пропускается сквозь призму восприятия героем, при этом фиксируется в нем только то, что может заметить человек с определенной пространственной позиции. Так, в пейзагошх зарисовках, как и в описании других видов предметов действительности, отразились ваянейпие особенности поэтики Ивана Ояьбраята: передавать природу во временных, постоянно новых состояниях; использовать пейзаж как средство психологической характеристики, пропуская его сквозь призму восприятия героем (передается только то, что герой видит, чувствует, понимает).

В "Заключении" подпедены итоги исследования, сделаны основные выводы. Отмечено, что в созданных И.Ольбрахтом сгояетах, конфликтах и характерах нашла свое отраяегпе дрг_г.;аткческие коллизия современной писателю яизни и худог-ествешше тенденции, характерные для обшего развития чешской литературы первой поло-вини XX века.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать вывод, что И.Ольбрахт внработгл свои особую манеру письма, сю;" принцип обработки сгаетов, г.онТлгктов и характсрог, т.е. создал своп cucrety приемов худого стветгсго отобргггенпя огругл-юией дегсти'то ;ьностп. Pro стилевая cncrera, как и система Л'о-Coro детого таь-шииного худоигика. сг воряр-гсгвовачась и обогащалась новыми средстваш пслхогопгюского анализа, потчга стилевыми чортжи зпвчеокого иовестго -ачия. H поэтов пяглое слел.'лоиоз произведение не дублироголо нрг г-.-дляео, п ra-'коо из них по своей структуре norocii'oi анп? ссввртздг? notre элэ'тит" г. создании согзтог, г.си^тпгтов п язянокрогнпг чстогтюспг: : •

рактеров н вместе с тем выракало то единство средств и способов художественного отобрагания действительности, которое определяет индивидуальный стиль писателя.

Основные положения диссертации отракены в следующих публикациях :

I. К дроблено характеров в творчестве Ивана Ольбрахта (на материале рассказа "Чудо с Юльчей"). - В сб.: Вtсник Кшвського университету. ЛПтературознавство. Мовознавство. - К.: Вища школа. 19813. - Вин. 28. - С. 51-55.

Особенности психологического анализа в романе И.Ольбрахта "Никола li'yraii, разбойник". - В сб.: В(сник Кшвського университету. Л1терагурознавство. Мовозпавство. - К.: Вяща школа, 1987. - Bun. 29. - С. 52-5S.

3. Принципы создания характеров в рассказе И. Ольбрахта "Событие в никое". - 36ipnan наукових праць вшмадич1в i acni-paiiTiB. I75-pi44B ыд дм народжешш Т.Г.Шевчепка првсвячуетьея. - К.: Изд-во при КГУ, 1989. - С. 21-Й9.