автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Романтический конфликт и его трансформация в творчестве Н.С. Гумилёва
Полный текст автореферата диссертации по теме "Романтический конфликт и его трансформация в творчестве Н.С. Гумилёва"
На правах рукописи
Раздьяконова Евгения Геннадьевна
РОМАНТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ II ЕГО ТРАНСФОРМАЦИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. С. ГУМИЛЁВА
Специальность 10.01.01 — русская литература
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
2 7 ФЕВ 2014
Москва, 2014
005545458
Работа выполнена на кафедре русской филологии Технического института (филиала) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри
Научный руководитель:
доктор филологических наук, профессор Кихней Любовь Геннадьевна Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, доцент Раскипа Елена Юрьевпа,
заведующая кафедрой общегуманитарных, социальных и естественнонаучных дисциплин Международного гуманитарно-лингвистического института;
кандидат филологических наук, доцент Павловец Михаил Георгиевич,
заведующий кафедрой русской новейшей литературы и читательских практик Московский государственный педагогический университет.
Ведущая организация: Северо-Кавказский федеральный университет (кафедра отечественной и мировой литературы).
Защита состоится 21 марта 2014 года в 15-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.203.23 при Российском университете дружбы народов по адресу: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, ауд. 436.
С диссертацией можно ознакомиться в Учебно-научном информационном центре (Научной библиотеке) Российского университета дружбы народов по адресу: 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6.
Автореферат диссертации размещен на сайте wwvv.rudn.ru. Автореферат разослан 20 февраля 2014 года
Учёный секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук доцент
(Л^/Л^" ) А.Б. Базанова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Творчество Николая Гумилёва активно осваивается современным литературоведением. При этом существует несколько магистральных направлений исследования.
Так, в частности, многообразны возможности, которые предоставляет интертекстуальный подход. В работах К. Ичин, О. Ронена, Л. Аллена, Р. Тименчика, В. Базанова, В. Шошина, А. Михайлова отдельные стихотворения Н. Гумилёва разбираются с точки зрения тематических параллелей к творчеству современных ему авторов.
В работах М. Смеловой, Е. Кармаловой, М. Баскера, С. Колосовой, О. Федотова, Е. Милюгиной, Н. Дериной, С. Видющенко, А. Дякиной, В. Климчуковой рассматриваются аспекты соотнесения гумилёвской поэтики с текстами, принадлежащими к западноевропейской и русской романтической традиции.
В работах Ю. Зобнина, Е. Раскиной, С. Слободнюка, Н. Богомолова, М. Йовановича, М. Смеловой интертекстуальный контекст поэзии Н. Гумилёва расширяется до параллелей к философским, религиозным, оккультным концепциям и текстам.
Востребованным подходом к изучению творчества Н. Гумилёва является подход, позволяющий отследить динамику изменений художественного мира поэта от раннего творчества к позднему, выявить те темы и мотивы, что характерны для всех его поэтических сборников. Этот динамический подход характерен для работ Ю. Верховского, Г. Струве, А. Павловского, М. Баскера.
Неисчерпаем подход, ориентированный на изучение поэтической составляющей лирических текстов Н. Гумилёва, специфики лирического героя его поэзии, повествовательной, а также временной и пространственной её организации, мотивной структуры лирических произведений. При этом интерес исследователей в этом ключе распространяется и на прозаические и драматические произведения поэта.
Однако при несомненных достоинствах и перспективах этих подходов вне их рассмотрения оказывается важнейший вопрос, своими корнями уходящий в основания гумилёвской поэтики - в романтическую традицию, это вопрос о наиболее характерных чертах и функциях конфликта гумилёвских произведений.
Кроме того, постановка этого вопроса очевидна сама по себе: лирический герой поэзии Н. Гумилёва — поэт-воин, по определению пребывает в
напряжении, в конфликте по отношению к миру и по факту - по отношению к себе.
Перспективность такого подхода - исследование специфики конфликта — убедительно продемонстрирована в монографии А.Г. Коваленко «Очерки художественной конфликтологии: Антиномизм и бинарный архетип в русской литературе XX века: Монография (М., 2010). Причём его выбор представляется тем более оправданным, что он позволяет затронуть при анализе почти все аспекты художественного мира названного поэта.
Подход к конфликту как к одной из центральных составляющих художественного мира Н. Гумилёва обусловливает актуальность нашего исследования.
В качестве методологической основы нашей работы выступает предложенная А.Г. Коваленко концепция конфликта как выражения той или иной антиномии, что «позволяет видеть направление "вектора" конфликта, учитывает широкий диапазон многообразных связей и отношений в художественном тексте» (Коваленко А. Г. Указ. соч. С. 9). По А.Г. Коваленко, понятие «конфликт» не отражает всё многообразие отношений оппонирующих структур, и именно поэтому вводится понятие «антиномии», включающее в себя и субъектов конфликта, и его валентность, и его направленность. Оговоримся, однако, что при этом в нашей работе мы периодически используем оба этих понятия как синонимические, предполагая расширение коннотативных значений в случае с конфликтом.
Стоит отметить также, что с глобальной точки зрения существует всего два базовых конфликта - конфликт миров и конфликт внутри личности, то есть конфликт внешний и внутренний. Осмысление обоих этих конфликтов в различных их вариантах легли в основание нашего исследования. Вариантов конфликтов множество, однако наиболее частыми являются конфликты между жизнью и смертью, душой и телом, «я» и миром, верхом и низом, между «здесь» и «там» и т. д.
Среди исследователей, разрабатывавших теорию литературного конфликта, безусловно, стоит назвать Ю. Н. Тынянова, который охарактеризовал конфликт и как основной принцип смены литературных формаций, и как предпосылку к диалектическому формированию художественного текста в его внутренней целостности (Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 98).
Вслед за ним Ю. Бореев обозначил те противоречия, которые имманентно присущи любому литературному произведению. К ним относятся соединение в произведении материального и духовного, морального и разумного,
4
личностного и социального, концептуального и образного, смыслового и оценочного, рационального и идеального, объективного и субъективного, сознательного и подсознательного, индивидуального и общего. Кроме того, в модели мира, которая создаётся внутри произведения, присутствуют различные, потенциально конфликтные «пласты взаимодействия»: «я» - «я», «я» - «ты», «я» - «мы», «я» - «мы все», «я» - «все», «я — всё созданное нами», «я» — «всеобщее всё» (Борее Ю. Искусство интерпретации и оценки. М., 1980. С. 61.)
Иную классификацию конфликтов предлагает А. Г. Погрибный, исходя из уровней художественного текста. Исследователь выделяет шесть типов конфликтов: 1) моделирующий (конфликт - модель жизненных процессов); 2) проблемно-тематический (конфликт - это идея произведения); 3) сюжетно-событийный (конфликт — это напряженный сюжет); 4) конструктивно-типологический (конфликт — это прием для организации художественного материала); 5) образно-структурный; 6) процессуально-творческий (конфликт -отражение творческих поисков писателя, «спор с собой») (Погрибный А. Г. Художественный конфликт и развитие современной прозы. Киев, 1981. С. 156.) Эти типы конфликтов присутствуют в творчестве Н. Гумилёва, поэтому вышеприведенная классификация также оказывается востребованной в нашем исследовании.
А. Г. Коваленко одной из наиболее универсальных антиномий называет антиномию «Здесь - Там», которая особенно характерна для романтической традиции во всех её изводах. В этой антиномии «Здесь» - это «мир действительности - обыденный, приземленный, трагический, полный неблагополучия», «Там» - различные разновидности мира иного: идеального, таинственно-прекрасного, мистически-страшного, потустороннего, светлого, возвышенного, чудесного и т. д. Мир ииой, тот мир - место, куда направлена мечта о романтическом прекрасном идеале» (Коваленко А. Г. Указ. соч. С. 39.)
Если понимать романтическое двоемирие, сужая понятие, то можно обозначить его как романтизм географический. Неслучайно большинство поэтов-романтиков выстраивают свой художествешгый мир вокруг путешествия и перемещения в удалённые области. При этом романтическое двоемирие может быть и пространственным, и временным. В этом случае антиномия приобретает смысл противопоставления настоящего времени и времени давно прошедшего с тем же ценностным наполнением, что и в случае с антиномией «Здесь - Там». (Географическому романтизму Н. Гумилёва посвящена, в частности, блестящая работа Е. Ю. Раскиной. См.: Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Николая Гумилёва. М, 2009).
5
И как раз примером реализации подобных антиномий является творчество Николая Гумилёва, лирической герой которого - «воинствующий романтик» странствий, отвергающий Этот мир и дерзко завоевывающий иные берега» {Коваленко А.Г. Указ. соч. С. 45).
Стоит отметить, что присутствие романтических мотивов в творчестве Николая Гумилёва, как и ряда других авторов, которых принято относить к акмеизму, сегодня ни у кого не вызывает сомнения и может быть описано ёмкой парадоксальной формулой: «Романтизм прёодолённый, но непреодолимый»: «В начале XX века романтические тенденции в русской поэзии были, как и столетие назад, не только преодолены, но и усвоены, <...> внимательное рассмотрение этого явления указывает на романтизм как на неотъемлемую часть искусства, традиционно трактовавшегося как антиромантическое» (Темненко Г. М. Романтизм прёодолённый, но непреодолимый. На материале творчества А. Ахматовой. // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 2. Симферополь, 2004. С. 18).
Однако романтический конфликт творчества Николая Гумилёва очевидно имеет свою специфику по сравнению с романтической традицией - на всех «пластах взаимодействия» и при реализации на всех уровнях художественного текста. В этой связи актуальным, во-первых, оказывается вопрос о направлении и характере трансформации романтического конфликта у Гумилёва, во-вторых, о сущностных чертах и структуре конфликтов в его творчестве.
Объект исследования - совокупность лирических и прозаических текстов Н. Гумилёва. Драмы Николая Гумилева остаются за рамками нашего исследования в связи с тем, что специфика конфликта в них исчерпывающе освящена в монографии одного из ведущих специалистов по драме Серебряного века-O.K. Страшковой (см.: Страшкова O.K. «Новая драма» как артефакт Серебряного века. Ставрополь, 2006. С.251—274, 356-362, 506-524).
Предмет исследования - трансформация романтического конфликта в творчестве Н. Гумилёва.
Цель работы - исследовать специфику и функции трансформации романтического конфликта в его корреляции с основными антиномиями художественного мира в творчестве Н. Гумилёва.
Цель работы обуславливает следующие задачи:
1. Обозначить литературный и культурный контекст в аспекте генезиса базовых антиномий творчества Н. Гумилёва;
2. Охарактеризовать базовые антиномии, лежащие в основе гу ми л с некого художественного мира;
3. Определить специфику и функции обозначенных антиномий в творчестве Н. Гумилёва и особенности трансформации романтического конфликта;
4. Описать характер и способы проявления конфликта на различных уровнях художественного текста.
Методология исследования обусловлена его целью и задачами. В работе использованы следующие методы исследования: системно-типологический, структурно-семиотический и культурно-исторический. Также в работе использовались методики интертекстуального, сравнительно-исторического и мифопоэтического анализа.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В творчестве Гумилёва, прежде всего, востребованы романтические мотивы двоемирия, лирического героя, противостоящего миру, двойственного женского образа, преодоления времени и смерти. Одним из основных мировоззренческих и художественных осваиваемых и трансформируемых заимствований в творчестве Н. Гумилёва является европейская и отечественная романтические традиции. Они представлены в его поэзии и прозе мотивами английского и французского романтизма, русского романтизма 19 века, постромантизма и неоромантизма. В качестве центрального узла этих освоения и трансформации выступает категория конфликта, преломляющая в себе некоторые иные содержательные и поэтические аспекты гумилёвского творчества. Конфликт у Гумилёва связан с ключевыми координатами его художественного мира: лирический герой, соотносящий свою жизнь со смертью, а также окружающий его мир, наполненный сущностно другими субъектами и при этом пребывающий во времени.
2. Романтический конфликт творчества Н. Гумилёва, как следствие, проявляется в ряде базовых антиномий. Основными антиномиями являются антиномии реляционные (то есть обусловленные отношениями лирического героя и иных субъектов художественного мира) и пространственно-временные. К первым относятся оппозиции, связанные с конфликтами, в которые вступает лирический герой гумилёвского творчества и иные персонажи (при этом особое место среди них занимают конфликты между лирическим героем и женскими образами), а также конфликты, обусловленные его восприятием таких категорий, как жизнь и смерть. Ко вторым - оппозиции, проявляющиеся на уровне пространственно-временной организации текста.
3. Лирический герой в творчестве Н. Гумилёва представлен, с одной стороны, в двух ипостасях традиционного романтического героя, с другой — в виде оппонирующих «масок», меняющихся от сборника к сборнику, с третьей -в виде оппонирующего самому себе биографического героя, с четвертой - в виде составляющих героя (оппозиция «душа и тело»). Основными оппозициями являются оппозиции: герой и представители дикого народа, герой и животные или растения, герой и инфернальные силы. Причём эти оппозиции являются динамичными - между взаимоприятием и конфликтом. Так же характерной чертой этих оппозиций является тяготение к тотальному конфликту всех участников обозначенных антиномий, завершающемуся выходом из земного пространства в пространство космическое и дополнительно усиливающемуся.
4. Конфликт между лирическим героем и женскими образами в творчестве Н. Гумилёва проявляется в трёх видах, по числу женских образов, соотносимых у него с идеей «вечно женственного»: «вечно женственное», противоположное своей сути, которое мистически, магически соблазняет героя и ведёт его к телесной и нравственной гибели; «вечно женственное» как заурядно женское, относительно которого герой выстраивает собственную идентичность и формулирует свою систему ценностей; «вечно женственное» возвышающее, уводящее от земли в небо и совпадающее с лирическим героем интенциями и отношением к жизни. Первые два типа отражают явный многообразный геидерный конфликт между героем и героиней, последний - конфликт между земным и райским бытием.
5. В творчестве Николая Гумилёва антиномия Жизнь-Смерть - одна из определяющих. Однако в отличие от романтиков, поэт снимает конфликт между ними, наделяя смерть набором положительных коннотаций, мысля её как инструмент внутренней трансформации, и более того, в большинстве случаев даже инверсируя жизнь и смерть. В поэзии Гумилёва (в соответствии с акмеистическим постулатом «всегда идти по линии наибольшего сопротивления») различными способами смерть преодолевается, и при этом процесс преодоления зачастую оказывается сопряжён с мотивами, воплощающими витальное, жизненное начало.
6. На уровне организации пространства Н. Гумилёв наследует основополагающий романтический конфликт между Здесь и Таи. Но в отличие от романтиков, его Там-топос оказывается вполне достижимым. Поэт предлагает множество способов перехода из Здесь в Там. Одним из ключевых является постоянное генерирование атмосферы конфликта — героя с топосами и топосов друг с другом. Здесь- и Гам-топосы могут изменять свой статус
(сущностный или качественный), но конфликт как инструмент трансформации героя сохраняется или даже усиливается.
7. В творчестве Н. Гумилёва при сохранении традиционного романтического конфликта между настоящим временем, с одной стороны, и прошлым или будущим, с другой, - зачастую происходит ценностное смещение акцентов. Так, настоящее время в его поэзии принимается наравне с другими, рассматривается как один из этапов на пути экзистенциальной трансформации, но при условии его (времени) героизации. Кроме того, оно обладает особым статусом, поскольку предоставляет автору и герою ряд возможностей: например, проявить вневременные бытийные универсалии, а также предвидеть будущее.
Новизна исследования состоит в том, что впервые описаны характер и функции основных антиномий гумилсвского художественного мира, определена их роль в существенной трансформации романтического конфликта. В работе устанавливается, что, осваивая реляционные и пространственно-временные антиномии, по сравнению с предшествующей романтической традицией,
Гумилёв, во-первых, смещает в них ценностные акценты, активируя и наделяя положительным смыслом те их стороны, которые ранее имели сугубо негативное наполнение, во-вторых, выстраивает романтический конфликт внутри антиномий как подвижную конструкцию, элементы которой меняют свой аксиологический статус в зависимости от изменения сверхзадачи, в-третьих, умножает составляющие названных антиномий и, соответственно, конфликты внутри них. Доказывается, что конфликт приобретает у Гумилёва тотальный и прагматичный характер: поэт разными способами активизирует романтический конфликт на всех уровнях и при этом рассматривает его не столько как вынужденную трагическую предзаданность, сколько как эффективный, управляемый инструмент перехода своего лирического героя из мира реального в мир идеальный.
Теоретическое значение диссертации состоит в обосновании конкретных аспектов и механизмы анализа романтического конфликта сквозь призму разноуровневых антиномических структур, что позволяет применить данный алгоритм для исследования романтических и неоромантических произведений XIX -XX века.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования результатов исследования для создания общих и специальных курсов по истории русской литературы XX века и теории литературы. Материалы диссертации могут найти применение при написании обобщающих
9
исследований о русской литературе XX века, составлении учебных пособий для студентов-филологов, учителей-словесников.
Результаты исследования были апробированы в докладах на следующих международных, всероссийских и региональных конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Стратегии формирования читательской культуры молодежи в полиэтническом пространстве» (2-3 октября 2012, г. Якутск, Россия); Всероссийской конференции молодых ученых «2-е Грибоедовские чтения» (22 апреля 2013, г. Москва, Россия); XII Международный симпозиум «Русский вектор в мировой литературе: крымский контекст» (12-16 сентября 2013, г. Саки-Евпатория, Украина, АР Крым). Кроме того, в рамках элективного курса «Романтизм в литературе и искусстве», читаемого в АОНО «Гуманитарный лицей» в течение 2012-2013 и 2013-2014 учебных годов, основные положения и материалы диссертации были внедрены в практику преподавания.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования, а также объективным наличием конкретных антиномий в творчестве Николая Гумилёва. Построение работы исходит из логики движения от анализа субъектов художественного мира поэта, их состояний и отношений к анализу специфики окружающей их реальности. Диссертация состоит из введения, трёх глав (каждая из которых состоит соответственно: из 2-х, 3-х и 2-х параграфов), заключения и библиографического списка, насчитывающего 211 источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении освещается актуальность, научная новизна и практическая значимость исследования; обосновывается методология работы, характеризуются понятия конфликта и антиномии, формулируются нерешенные проблемы, связанные с анализом творчества Николая Гумилёва.
Первая глава работы посвящена культурным и литературным аспектам антиномического художественного мира Н. Гумилёва. В первом параграфе главы («Романтические интенции в творчестве Н. Гумилёва. Общие замечания») очерчиваются вопросы, связанные со спецификой восприятия поэтом романтических идей, концепций, образов и мотивов.
Автор диссертации констатирует, что традиция романтизма в творчестве Николая Гумилёва находит различное отражение. Одной из основных линий, по которой идёт освоение поэтом романтической традиции, является его стремление к экзотическому (особенно на раннем этапе творчества). При этом «экзотический романтизм» Гумилёва содержит в себе не только интенцию к
противопоставлению привычному окружающему миру, но и стремление к возможному мистическому преображению героя.
В целом, географические реалии в произведениях поэта трансформируются в реалии сакральные, география переходит в метагеографию (методологической основой анализа нам послужила указанная выше монография Раскиной Е.Ю.), при этом они наполняются не только эстетическим, но и культурно-философским, религиозным и оккультным содержанием. Окружающий мир в творчестве поэта поделён на мир обыденный и мир священный, и из первого во второй перманентно устремляется лирический герой Гумилёва.
Этот герой - ещё одна линия освоения романтического поля — наделён романтическими чертами: он противостоит обществу - в целом и в различных его ипостасях - и ищет неземной идеал, который существует для него и в области пространства, и в любовных отношениях, что зачастую напоминают поединок между мужчиной и женщиной. Он стремится преодолеть негативных потенций настоящего времени, сдерживающего его своей антиромантичностью, заурядностью - в стремлении в иную реальность. Наконец, он активно пытается бороться со смертью, что может мешать ему в решении его сверхзадачи -достижении «сакрального мира».
Во втором параграфе «Конфликтосфера Н. Гумилева в свете литературных традиций романтизма» анализируются точки пересечения и области расхождения творчества Николая Гумилёва с романтической традицией, усвоенной им и подвергнувшейся художественной трансформации. Романтическая традиция трактуется в исследовании широко, ввиду того, что основные романтические категории остаются неизменными, несмотря на национальное своеобразие и смену романтических формаций.
Прежде всего, речь идёт о знаковых авторах русского романтизма -A.C. Пушкине, Ф. И. Тютчеве, Е. А. Баратынском - и заимствовании у них представлений о статусе поэта и функциях поэзии, а также о сосуществовании героя и мира, основными чертами которых является негармоничность и смертность.
В диссертации доказывается, что Гумилев учел опыт ведущих представителей английского и французского романтизма. Речь в параграфе идет о Дж. Г. Байроне, С. Кольридже, У. Вордсворте, Р. Саути, Ж. Санд и др., о воспринятых у них богоборческих мотивах, мыслях о сути и специфике художественного литературного творчества (см., в частности, об этом: Раскина Е.Ю. «Озерная школа» английского романтизма и поэзия Н.С. Гумилева // Мир
романтизма: сб. научн. тр.: к 50-летию научно-педагогической деятельности профессора И.В. Карташовой. Тверь, 2011. Т. ¡6 (40). С. 58-63.).
Также в творчестве Николая Гумилёва обнаруживается сильное воздействие постромантической традиции - Ф. Ницше, Ш. Бодлера, Т. Готье и др. Эта преемственность проявляется, в частности, в заимствовании из творчества названных писателей «масочного», или ролевого характера лирического героя, а также их мифопозтической мотивной базы.
Наконец, в параграфе показано и воздействие на Гумилёва непосредственных литературных предшественников. Речь идет о его современниках — символистах, которых он считал своими учителями, — о К. Бальмонте, В. Брюсове, А. Белом, Г. Ибсене и др. (причем символизм трактуется как неоромантическое направление). Это воздействие отражается в восприятии мотива мистических прорывов в экзотические территории за сакральным знанием.
Однако главным центром, в котором сходятся все проявленные в гумилёвской поэтике смысловые уровни, является категория романтического в своей основе конфликта, имеющего место быть во всех версиях романтической традиции, например, в аспекте оппозиции между реальным и идеальным миром или в аспекте оппозиции между героем и обществом (в его разнообразных вариантах).
Осмысление авторской трансформации этого конфликта, его аспектов и функций позволяют отследить и осмыслить основные интенции творчества Николая Гумилёва, в частности, особенности его лирического героя в его отношениях с окружающим миром и окружающим пространством, с ключевыми физическими и экзистенциальными категориями — например, времени и смерти. Выявленная трансформация романтического конфликта в творчестве Гумилева позволяет сделать выводы о ряде характерных черт его поэтики.
В параграфе резюмируется, что романтический конфликт творчества Н. Гумилёва проявляется в ряде базовых антиномий. Основные антиномии -реляционные и пространственно-временные.
К первым относятся оппозиции, связанные с конфликтами, в которые вступает лирический герой гумилёвского творчества и иные персонажи (при этом особое место среди них занимают конфликты между лирическим героем и женскими образами), а также конфликты, обусловленные его восприятием таких категорий, как жизнь и смерть. Ко вторым - оппозиции, проявляющиеся на уровне пространственно-временной организации произведения.
Во второй главе рассматривается динамика реляционных антиномий в творчестве Н. Гумилёва. В первом параграфе «Антиномия "Я-Другой": внутренние и внешние конфликты» выявляется специфика образа лирического героя и те столкновения, которые характеризуют его отношения с иными субъектами художественного мира.
В исследовании отмечается, что лирический герой в творчестве Гумилева эволюционирует, сохраняя при этом двуипостасность, присущую образу традиционного романтического героя. Его образ воплощается в ряде «антитетичных масок», набор которых видоизменяется в зависимости от содержания конкретного поэтического сборника. В отдельных стихотворениях он представляет оппонирующего самому себе автобиографического героя («Память», «Душа и тело»).
Основными оппозициями в связи с лирическим героем являются следующие оппозиции: герой и смежное ему общество в целом, герой и представители дикого народа, герой и животные или растения, герой и инфернальные силы.
При этом в первом случае сам лирический герой неоднороден: он может быть героем-«энтузиастом», «отчаявшимся» героем, может выступать в ипостаси «художника. Но при этом все эти варианты героя в конфликт с обществом, хотя для такового имеются все предпосылки, парадоксально не вступают. Гумилёвский герой, как правило, трансформирует конфликт с другими во внутренний конфликт, так как при соприкосновении с миром ощущает единство с ним.
Герой-энтузиаст в гумилёвском изводе - мужественный герой-воин и герой-путешественник, стремящийся обрести «небесную родину» («Путешествие в Китай»). Он находится в оппозиции к обществу, однако эта оппозиция выражается не в остром и непримиримом конфликте, а в только мировоззренческом расхождении («Я и Вы»). Причём по большей части Гумилёв изображает других, которые совпадают с героем, разделяют его установки и его путь. «Отчаявшийся» герой — вариант героя-энтузиаста, поддавшегося минутной слабости, - также не находится в остром конфликте с обществом: его неуспокоенность канонизируется, скорее, в конфликт с Богом, нежели с человеком («Я не прожил, я протомился...»). Герой-художник также не выражает своё несовпадение с обществом во внешнем конфликте, так как, прежде всего, его творческое напряжение и негармоничность порождают конфликт внутренний — в нём самом («Волшебная скрипка»).
В том случае, когда в качестве оппозиции к герою поэзии или прозы Николая Гумилёва выступают представители нецивилизованных народов, то
13
характер конфликта, точнее, конфликтующих сторон, при всей его предельной и воинственной остроте оказывается неоднозначным: с одной стороны, конфликт есть конфликт со всеми вытекающими из него последствиями, с другой, — в позиции автора присутствует элемент симпатии по отношению к дикарям, так как они обладают близкими ему качествами воинов, а значит, конфликтующие перестают отличаться друг от друга, и мировоззренческий конфликт редуцируется только до культурного (цикл «Абиссинские песни»).
То же можно сказать об оппозиции лирического героя к животному и растительному миру. С одной стороны, по Гумилёву, человек конкурирует с животными и растениями в процессе эволюции, с другой — чувствует нерасторжимое родство с ними. Конфликт мировоззренческий опять же редуцируется до сущностного («Деревья»),
Герой, противостоящий инфернальным силам, также выстраивает с ними бивалентные отношения - от открытого конфликта до принятия: в ранних сборниках - приятие, в поздних - отторжение.
Лирический герой Николая Гумилёва обладает универсальными чертами (воин и странник), однако для его пути характерна определённая эволюционная логика: от сборника к сборнику герой Гумилёва трансформируется, меняет облики и содержание: рыцарь, бунтарь, капитан, эскапист, паломник, странник, зодчий небесного Храма (последняя ипостась во всей полноте становится явной в сборнике «Огненный столп»). Важно при этом то, что друг относительно друга все эти облики являются как бы двойниками. Каждый последующий развивает, но при этом и отрицает предыдущий (это, в частности, хорошо видно на примере стихотворений «Я конквистадор в панцире железном...» и «Как конквистадор в панцире железном...»).
Лирический герой в виде оппонирующего самому себе биографического героя также имеет место быть в творчестве Гумилёва. Наиболее яркий пример — стихотворение «Память», где присутствуют четыре ипостаси биографического героя — ребёнок, поэт, путешественник, воин, - пребывающие в конфликтных отношениях и с миром, и друг с другом: лирический герой «Памяти» выстраивает с теми пространствами, с которыми его ипостаси соприкасаются, подчинительные отношения, инициирует конфликт и занимает в нём через свою ипостась активную позицию: он словом останавливает дождь, собирается стать богом и царём, выбирает позицию стрелка и мужественно идёт в атаку, заслуживая высокую награду. При этом лирический герой восстанавливает из настоящего свою биографию, оценивает все свои предыдущие ипостаси и по отношению к ним констатирует неприятие. Пятая ипостась - метафизический путешественник — пребывает в конфликте со всеми остальными вместе взятыми
14
ипостасями героя, так как своим появлением в «Памяти» отменяет их значимость и значимость тех пространств, с которыми они связаны.
Оппозиция «составляющих» лирического героя — души и тела - имеет несколько решений: взаимоприятие, конфликт, в котором приоритет не всегда отдаётся душе, и нивелирование этого конфликта за счёт подключения высшего, третьего «я» («Разговор» - «Душа и тело» - «Шестое чувство»).
Важно, что все эти оппозиции являются у Гумилёва динамичными. Субъекты антиномии находятся между взаимоприятием и конфликтом. Так же характерной чертой этих оппозиций является тяготение к тотальному конфликту всех участников указанных антиномий, что завершается выходом из земного пространства в пространство небесное и дополнительно при этом усиливается.
Во втором параграфе «Тендерный и трансцендентный конфликт в творчестве Н. Гумилёва: неоромантическая трансформация «вечно женственного»» рассматривается отдельный аспект взаимодействия лирического героя с иными субъектами гумнлёвского художественного мира -оппозиция между лирическим героем и женскими образами. Она проявляется в трёх видах, по числу женских образов, соотносимых у него с романтической идеей «вечно женственного».
Первый вид. «Вечно женственное», противоположное своей сути, которое мистически, магически соблазняет героя и ведёт его к телесной и нравственной гибели («Маскарад»), Для этого вида характерен очаровывающий и хищный зооморфизм образов и цветочная образность, сопряжённые с мотивами сексуальности («За гробом», «Ужас»), а также инвертирование женского и мужского («Крыса», рассказ «Чёрный Дик»),
Второй вид. «Вечно женственное» как заурядно женское, относительно которого герой выстраивает собственную идентичность и формулирует свою систему ценностей. Оно представлено в трёх разновидностях. Во-первых, образ женщины чистой, девственной, но влекущейся к близости с мужчиной, понимаемой автором как падение («Сон Адама», рассказ «Путешествие в страну эфира»). Во-вторых, разновидностью образа земной женщины является образ женщины банальной, мещански настроенной, резко контрастирующей с главным героем («Девушке»), Редкий случай - обратный, когда мужчина у Гумилёва оказывается ниже женщины, с которой строит отношения. В-третьих, в творчестве Гумилева присутствует героиня-женщина, которая так или иначе сражается с героем-мужчиной. Здесь воплощается промежуточный вариант женского начала: между ординарностью и возвышенностью («Поединок»).
Третий вид. «Вечно женственное» возвышающее, уводящее от земли в небо и совпадающее с лирическим героем своими интенциями и отношением к жизни («Ветла чернела...», «Канцона», рассказ «Золотой рыцарь»).
Первые два вида отражают явный многообразный тендерный конфликт между героем и героиней, последний же — конфликт между земным и райским бытием, который обусловливается тем, что для гумилёвского героя, связанного с дольним, грубым миром, достижение мира горнего, идеального, оказывается проблемным.
В третьем параграфе «Антиномия "Жизнь-Смерть" в творчестве Н. Гумилёва: парадокс инвертирования» констатируется, что заявленная антиномия в творчестве Николая Гумилёва - одна из определяющих. Однако в отличие от романтиков, поэт снимает конфликт между жизнью и смертью, наделяя смерть набором положительных коннотаций, мысля её как инструмент внутренней трансформации, и более того, в большинстве случаев даже инверсируя жизнь и смерть.
В поэзии Гумилёва различными способами смерть преодолевается, и при этом её образ зачастую оказывается сопряжён с мотивами, отражающими, скорее, сущность противоположного феномена, то есть жизни. В параграфе выявлены способы преодоления смерти лирическим героем: мужественное движение ей навстречу («В пути»), сражение с ней (причём, будет ли результатом победа или поражение - для героя не принципиально) («Сонет»), игра со смертью («Персидская миниатюра»), проживание жизни, полной приключений («Эзбекие»), искусство («Искусство»), любовь («О тебе»), память, настроенная на воскрешение умершего («Товарищ»), идея метемпсихоза («Прапамять»),
Смерть, по Гумилеву - безусловная трагедия, но в отдельных случаях она может быть моделью идеального инобытия, так как в его художественном мире смерть есть то, что уравнивает разные царства живых существ, она уподобляется любви и замужеству и парадоксальным образом интенсифицирует процесс жизни (например, в «Невесте льва»).
Образы смерти у Гумилёва связаны с тендерными («Смерть») и зооморфными мотивами («Война»); с мотивами жара и холода, которые характеризует мотив предельности (например, «Наступление» и «Товарищ»); с мотивами дрожи («Отравленный»), опьянения («Камень»), крови («Судан»). При этом все эти обертонные к образам смерти мотивы объединяет идея витальности и наличие положительных смысловых коннотаций, что в совокупности инвертирует смерть и жизнь.
Третья глава посвящена рассмотрению динамики прострапственно-временных антиномий в творчестве Н. Гумилёва. В первом параграфе «Антиномия "Здесь-Там": перманентно генерируемый конфликт»
анализируются пространственные оппозиции в произведениях поэта.
В работе отмечается, что на уровне организации пространства Н. Гумилёв наследует основополагающий романтический конфликт между Здесь и Там. Но в отличие от романтиков, его Там-топос оказывается вполне достижимым. Поэт предлагает множество способов перехода из Здесь в Там. Одним из ключевых является постоянное генерирование атмосферы конфликта - героя с топосами и топосов друг с другом. Так, в стихотворении «Память» Гумилёв проводит лирического героя по его (своей) биографии и связанным с ней противоположными топосами Здесь-Там, обозначая наличие конфликтов внутри героя и вне его и усиливая их различными художественными средствами. Кроме того, способами трансцендентного перехода являются мечта («Мечта»), сон («Я верил...»), музыка («Маэстро»), любовь («Андрогин»), завоевание («Родос»), приуготовление ко смерти («Лес»), самоубийство как маргинальный вариант перехода («Самоубийство»), строительство священного храма («Пятистопные ямбы»»).
В связи с этой антиномией в творчестве Николая Гумилёва обнаруживается несколько конфликтных оппозиций, констатирующих активное стремление лирического героя оттолкнуться от земного бытия: иллюзорное — реальное, совершенное - ущербное, центральное -периферийное, замкнутое - открытое, динамичное - статичное, дикое -окультуренное, неупорядоченное - упорядоченное, верх - низ (практически все эти оппозиции воплощены в стихотворении «Канцона. 2»),
Герой Н. Гумилёва обретает Там в экзотических пространствах. При этом экзотическое следует понимать в расширительном смысле: его Там (часто в виде экзотического топоса) — это место, где существует возможность для активизации внешних и внутренних конфликтов, и это место - феномен динамический.
У Гумилёва Там всегда экстремально, но при этом может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». В некоторых случаях у поэта появляется псевдо-Гам-топос. Применительно к Гам-топосам присутствуют векторы движения как снизу вверх, так и сверху вниз. Конечная точка движения безотносительно направления наделяется положительными, с точки зрения автобиографического героя, чертами. В том случае если 7ам-топос наделён отрицательной характеристикой, может появляться иной Гам-топос и, соответственно, векторы движения оказываются разнонаправленными, рождая
17
тем самым конфликт. В ранних сборниках («Путь конквистадоров», «Романтические цветы»), как правило, в этом конфликте победителем оказывается отрицательный Там-тонос. В зрелых («Костёр», «Огненный столп») - наоборот: инобытийственный Гам-топос наделен положительными коннотациями и ассоциируется с религиозными ценностями, трансцендентальной свободой и т.п. (ср. в «Заблудившемся трамвае»: «Понял теперь я: наша свобода - / Только оттуда бьющий свет»).
Распространённый приём Гумилёва при создании образов Там- или Здесь-топосов — приём умножения пространства с целью усиления эффекта: за счёт умножения тот или иной тонос начинает доминировать в произведении. Вариантов этого приёма существует несколько: использование множественного числа или лексических повторов, задействование либо синонимичных образов, либо градации образов, обращение к нескольким вариантам описания и истолкования 7<хи-топоса, актуализация изменённого состояния сознания персонажа, непроизвольно умножающего топосы, создание эффекта умножения за счёт использования образа зеркала. Умножение Здесь-топосов не только усиливает эффект, но и позволяет уравнять локальные Здесь- и 7ам-топосы; Зйесь-топосы, как и Там-топосы, сближаясь друг с другом, могут также взаимоуничтожаться. При этом каждый из них может трансформироваться в другой: 7ои-топос может оборачиваться Здесь-топосом и наоборот. Кроме того, Там- и Здесь-тпосы могут проявляться друг через друга.
В подавляющем большинстве случаев лирический герой Николая Гумилёва делает выбор в пользу Тям-топоса в любом его варианте. Из этого правила, однако, существуют исключения. Сам выбор бывает однозначным и мужественным, жертвенным, бывает мучительным и как бы раздваивающим героя, бывает отчаянным, бывает радостным и гордым, есть вариант, когда герой не делает никакого выбора, и стихотворение замирает в перспективе бесконечного повторения смены Там и Здесь.
Характерной чертой 7ам-топоса может являться у Гумилёва трансформация пространственных форм в временные формы. Инвариантный сюжет гумилёвской поэзии — сюжет «потерянности в пространстве и времени».
Достижимость Гаи-топоса проявляется в наличии маркеров-топосов и маркеров-действий при переходе из Здесь-топоса в Гаи-топос. И таких маркеров несколько. Один из них - это образ пещеры, семантическое наполнение которого колеблется между положительным и отрицательным. Также — образ грота, наделённый безусловно положительными коннотациями, и коридора, обладающего безусловно отрицательными коннотациями. Маркером перехода из Здесь в Там у Гумилёва выступает вода - в разных своих обличиях
18
(озеро, болото, ручей, река и проч.). При этом, как и пещера, водоёмы могут приводить героя как в 7ам-топос со знаком «плюс», так и в 7ал<-топос со знаком «минус». Маркер переход - это, конечно, и пространство леса и сада.
Иными словами, Здесь- и 7ам-топосы могут изменять свой статус (сущностный или качественный), но при этом конфликт как инструмент трансформации героя сохраняется или даже усиливается.
Наиболее ярким примером реализации антиномических отношений на уровне пространства и большинства из обозначенных выше аспектов этих отношений в творчестве Гумилёва является стихотворение «Я и Вы».
Оппозиция между Здесь и Таи в нём подвижна: в начале стихотворения Там - это Африка, в конце - рай, по отношению к которому Африка (как часть Земли) оказывается Здесь-топосом. Вектор движения вначале направлен из 7аи-топоса в Здесь-топос, затем из Здесь-топоса в Галг-топос, потом вниз (щель), наконец, вверх (рай). 7ал«-топос экстремален и характеризуется пространственными полюсами: щель - облака. Там-топос (рай). Гам-топосы в «Я и Вы» находятся в ситуации взаимоаннигиляции: рай протестантский и рай девственной природы. Присутствует в стихотворении мотив разоблачения псевдо-7ам-топоса: рыцарь на картине оказывается подделкой под истинное дерзание, могущее привести в Гаи-топос.
Маркер перехода из Здесь в Там (Африка - рай) - щель (вариант пещеры), с очевидным мотивом тесноты, которая ведёт героя к мучительной гибели, но при этом является испытанием. Маркер перехода - также вода (водопады (множественное число -> умножение 7ам-топоса (Африка)) в их противопоставленности залам и салонам (множественное число —♦ умножение Здесь-топоса). Вода здесь переводит героя в Гам-топос (рай) трёхступенчато: выводя из Здееь-топоса (к водопадам), переводя его сознание к иному восприятию жизни (вода - любовь), приводя через смерть в рай (щель).
Здесь и 7аи-топосы имеют несколько явных конфликтных оппозиций. Реальное - иллюзорное: пиджаки и платья противопоставлены драконам. Центральное - периферийное (столица - Африка + момент неопределённости (какая-нибудь дикая щель). Динамичное - статичное: она задана с самого начала, так как герой буквально входит в стихотворение и присутствует в его развитии (рай, где герою «крикнут: вставай!» и постель, на которой он могу бы спокойно умереть).
Как и в «Памяти», эти оппозиции и конфликты между ними поддержаны в «Я и Вы» отрицательными частицами «не». В данном случае их число даже превышает количество строф: «не пара», «не гитара», «не по залам», «не рыцарем», «не на постели», «не во всем открытый». И противительным союзом
19
«а», которого почти столько, сколько строф. Способом перехода из Здесь- в 7ам-топос в этом стихотворении является задаваемый антитезами конфликт, реализованный буквально на всех уровнях текста.
В заключительном параграфе третьей главы «Временные антиномии в творчестве Н. Гумилёва: притяжение и отталкивание» анализируются временные оппозиции, характерные для произведений исследуемого автора.
В диссертации устанавливается, что в творчестве Николая Гумилёва сохраняются традиционные романтические конфликты между настоящим временем, с одной стороны, и прошлым или будущим, с другой.
Так, в частности, для поэта актуален романтический конфликт настоящего времени, ординарного и бесцветного, что находится либо в оппозиции к прошлому (в котором можно обнаружить - в противовес быту настоящего -вневременные бытийные универсалии) (см. «северный цикл» — «Оссиан», «Швеция», «Норвежские горы», «На Северном море»), либо в оппозиции к будущему (в котором присутствует возможность реализации искомого идеала) («Путешествие в Китай»). Также актуален для него романтический конфликт индивидуального времени и времени общего (с приоритетом, отдаваемым первому). Однако при этом у Гумилёва зачастую происходит индивидуально-авторское ценностное смещение акцентов.
Так, настоящее время в его поэзии принимается наравне с другими, рассматривается как один из этапов на пути экзистенциальной трансформации, но при условии его (времени) героизации. Кроме того, оно обладает особым статусом, поскольку предоставляет автору и герою ряд возможностей: например, проявить вневременные бытийные универсалии, а также предвидеть будущее. Это происходит потому, что для Николая Гумилёва характерна целостная линейная выстроенность времени почти в каждом его произведении.
Гумилёв, как правило, снимает межвременной конфликт. Поэт, строя сюжст стихотворения как сюжет жизненного пути героя (зачастую отражающегося при этом в пути реальном), располагает его на оси «прошлое — настоящее — будущее». И в этой связи настоящее время оказывается важным и ценным для Гумилёва, так как оно является одним их этапов на дороге в Там-топос, оно предназначено, главным образом, для того, чтобы заслужить благое будущее («Родос»).
Характерен для Гумилёва и прямо противоположный вариант снятия конфликта между временами: когда каждое из времён равно не устраивает героя. Способ снятия конфликта между временами — это также введение в систему произведения единого героя для всех имеющихся в нём времён. Гумилёв, кроме того, строит стихотворение на одном образе, позволяющем
20
свести воедино все три времени. Настоящее время, чтобы на равных встать в ряду с прошлым и будущим, должно быть, по Гумилёву, не только героическим, но и экстремальным. И оно у него - один из этапов трансформации человека, позволяющий осмыслить отдельные бытийные универсалии («Современность»).
Настоящее время приобретает в поэтике Николая Гумилёва особую значимость также за счёт того, что оказывается этапом, в котором сходятся повторения или даже многократные повторения того или иного состояния или действия героя, имевшие место в прошлом. Как правило, эти повторы имеют характер «дурной бесконечности» («Гиена»).
Настоящее время, по Гумилёву, в том случае, когда оно переходит в прошлое, может также быть предметом сожаления. Настоящее время может выступать в роли центра притяжения для сознания героя и не отпускать его в желаемое благое будущее: настоящее время оказывается сильнее и само по себе, и вследствие слабости героя, и по причине его убеждений («Озёра»). Настоящее время обладает ценностью также потому, что позволяет герою предвидеть будущее («Сон Адама»).
В Заключения подводятся итоги исследования. Главный вывод работы состоит в том, что Николай Гумилёв не только наследует в широком смысле романтические интенции, но при этом трансформирует их. Так, романтический конфликт в творчестве Гумилёва в каждом из случаев - на всех актуализированных уровнях текста - подвергается его творческой переработке в соответствии с индивидуальными авторскими предпочтениями и воззрениями.
Основные положения отражены в публикациях:
1. Раздьяконова Б.Г. Тендерный и трансцендентный конфликт в творчестве Н. Гумилёва: неоромантическая трансформация «вечно женственного» [Текст] / Е.Г. Раздьяконова // Вестник Тверского государственно го университета. 2013. № 32. Серия: Филология. Вып.б. С.204-211. (Список ВАК).
2. Раздьяконова Е.Г. Антиномия жизнь-смерть в лирике Николая Гумилёва [Текст] / Т. Л. Павлова, Е.Г. Раздьяконова // Вестник Тверского государственного университета. 2013. № 19. Серия: Филология. Вып. 4. С.88-93. (Список ВАК).
3. Раздьяконова Е.Г. К проблеме интеграции литературы и искусства в элективных курсах [Текст] / Е.Г. Раздьяконова // Наука и образование. - Вып.1. - Якутск, 2011. - С.86-89. (Список ВАК).
4. Раздьяконова Е.Г. Романтический конфликт как конструктивный принцип экзистенциальной трансформации лирического героя в стихотворении Н. Гумилёва «Память» [Текст] / Е.Г. Раздьяконова // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. — Вып. П.Симферополь: Крымский Архив, 2013. - С. 195-201. (Рецензир. заруб, изд-е).
5. Раздьяконова Е.Г. Романтический конфликт и его трансформации в сборнике Н. Гумилёва «Огненный столп» [Текст] / Е.Г. Раздьяконова И Сборник научных трудов студентов, аспирантов и соискателей. Вып. 2013 года - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2013. - С.184-188.
6. Раздьяконова Е.Г. Интерпретация природы как необузданной и свободной стихии [Текст] / Е.Г. Раздьяконова // Современные проблемы изучения и преподавания литературы: Сборник научных и методических трудов,- Вып. 11,- Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2011. - С.171-176.
7. Раздьяконова Е.Г. Интегрированное изучение литературы и искусства французского романтизма на занятиях элективного курса [Текст] / Е.Г. Раздьяконова // Современные тенденции развития пауки: новый взгляд: материалы Международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим и педагогическим наукам. -Вып. 1. -Горловка, 2010. -С.103-107.
Раздьяконова Евгения Геннадьевна Романтический конфликт и его трансформация в творчестве Н. С. Гумилёва
Диссертация посвящена изучению взаимодействия творчества Николая Гумилёва с романтической традицией в аспекте освоения и трансформации им основных её категорий. В исследовании установлено, что интегральная категория - романтический конфликт - подвергается интенсивной творческой переработке поэта - расширению, инверсированию, глобализированию - в соответствии с его индивидуальными авторскими предпочтениями и воззрениями.
Razdyakonova Evgeniya Gennadyevna Romantic conflict and its transformation in the works of N. S. Gumilev
The dissertation is devoted to the study of the interaction ofNikolay Gumilev's work with the romantic tradition in the aspect of the development and transformation of its common categories. The study found that the integral category (romantic conflict) is exposed to the intense creative processing by the poet - to the expansion, inversion, globalization - in accordance with the individual author's preference and perception.
Подписано в печать:
18.02.2014
Заказ № 9340 Тираж - 100 >кз. I (счать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru
Текст диссертации на тему "Романтический конфликт и его трансформация в творчестве Н.С. Гумилёва"
Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри
На правах рукописи №
РАЗДЬЯКОНОВА ЕВГЕНИЯ ГЕННАДЬЕВНА
04201458964
РОМАНТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ И ЕГО ТРАНСФОРМАЦИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. С. ГУМИЛЁВА
10.01.01 - русская литература
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель: д. филол. н., профессор Кихней Л.Г.
Нерюнгри, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................3
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНЫЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ АСПЕКТЫ АНТИНОМИЧЕСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА Н. ГУМИЛЁВА.. Л 3
1. Романтические интенции в творчестве Н. Гумилёва. Общие замечания....................................................................................13
2. Конфликтосфера Н. Гумилева в свете литературных традиций романтизма..................................................................................22
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА РЕЛЯЦИОННЫХ АНТИНОМИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. ГУМИЛЁВА.........................................................43
1. Антиномия «Я-Другой»: внутренние и внешние конфликты..........43
2. Тендерный и трансцендентный конфликт в творчестве Н. Гумилёва: неоромантическая трансформация «вечно женственного»........................65
3. Антиномия «Жизнь-Смерть» в творчестве Н. Гумилёва: парадокс инвертирования.............................................................................89
ГЛАВА 3. ДИНАМИКА ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ АНТИНОМИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. ГУМИЛЁВА.................................113
1. Антиномия «Здесь-Там»: перманентно генерируемый конфликт... 113
2. Временные антиномии в творчестве Н. Гумилёва: притяжение и отталкивание.............................................................................147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................158
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................169
ВВЕДЕНИЕ
Творчество Николая Гумилёва активно осваивается современным литературоведением. При этом существует несколько магистральных направлений исследования.
Так, в частности, многообразны возможности, которые предоставляет интертекстуальный подход. В работах К. Ичин, О. Ронена, Л. Аллена, Р. Тименчика, В. Базанова, В. Шошина, А. Михайлова отдельные стихотворения Н. Гумилёва разбираются с точки зрения тематических параллелей к творчеству современных ему авторов.
В работах М. Смеловой, Е. Кармаловой, М. Баскера, С. Колосовой, О. Федотова, Е. Милюгиной, Н. Дериной, С. Видющенко, А. Дякиной, В. Климчуковой рассматриваются аспекты соотнесения гумилёвской поэтики с текстами, принадлежащими к западноевропейской и русской романтической традиции.
В работах Ю. Зобнина, С. Слободнюка, Н. Богомолова, М. Йовановича, М. Смеловой интертекстуальный контекст поэзии Н. Гумилева расширяется до параллелей к философским, религиозным, оккультным концепциям и текстам.
Востребованным подходом к изучению творчества Н. Гумилёва является подход, позволяющий отследить динамику изменений художественного мира поэта от раннего творчества к позднему, выявить те темы и мотивы, что характерны для всех его поэтических сборников. Этот динамический подход характерен для работ Ю. Верховского, Г. Струве, А. Павловского, М. Баскера.
Востребован также подход, ориентированный на изучение поэтической составляющей лирических текстов Н. Гумилёва, специфики лирического героя его поэзии, повествовательной, а также временной и пространственной её организации, мотивной структуры лирических произведений. При этом
интерес исследователей в этом ключе распространяется и на прозаические и драматические произведения поэта.
Однако при несомненных достоинствах и перспективах этих подходов вне их рассмотрения оказывается важнейший вопрос, своими корнями уходящий в основания гумилёвской поэтики - в романтическую традицию: это вопрос о наиболее характерных чертах и функциях конфликта произведений Гумилёва. Перспективность такого подхода — исследование специфики конфликта - убедительно продемонстрирована в монографии А. Г. Коваленко «Очерки художественной конфликтологии»1. Причём его выбор представляется тем более оправданным, что он позволяет затронуть при анализе почти все аспекты художественного мира названного поэта.
Подход к конфликту как к одной из центральных составляющих художественного мира Н. Гумилёва обусловливает актуальность нашего исследования.
В качестве методологической основы нашей работы выступает предложенная А. Г. Коваленко концепция конфликта как выражения той или иной антиномии, что «позволяет видеть направление "вектора" конфликта, учитывает широкий диапазон многообразных связей и отношений в художественном тексте»". По А. Г. Коваленко, понятие «конфликт» не отражает всё многообразие отношений оппонирующих структур, и именно поэтому вводится понятие «антиномии», включающее в себя и субъектов конфликта, и его валентность, и его направленность. При этом в нашей работе мы периодически используем оба эти понятия как синонимические, предполагая расширение коннотативных значений в случае с конфликтом. Стоит отметить также, что с глобальной точки зрения существует всего два базовых конфликта - конфликт миров и конфликт внутри личности, то есть конфликт внешний и внутренний. Осмысление обоих этих конфликтов
1 Коваленко А. Г. Очерки художественной конфликтологии: Антиномизм и бинарный
архетип в русской литературе XX века: Монография. М.: РУДН, 2010. С. 9. " Там же.
находится в центре нашего исследования. Существует множество их вариантов, однако наиболее частыми являются следующие: конфликты между жизнью и смертью, душой и телом, «я» и миром, верхом и низом, между «здесь» и «там» и т. д.
Среди исследователей, разрабатывавших теорию литературного конфликта, безусловно, стоит назвать Ю. Н. Тынянова, который охарактеризовал конфликт и как основной принцип смены литературных формаций, и как предпосылку к диалектическому формированию художественного текста в его внутренней целостности3.
Вслед за ним Ю. Бореев обозначил те противоречия, которые имманентно присущи любому литературному произведению. К ним относятся соединение в произведении материального и духовного, морального и разумного, личностного и социального, концептуального и образного, смыслового и оценочного, рационального и идеального, объективного и субъективного, сознательного и подсознательного, индивидуального и общего,. Кроме того, в модели мира, которая создаётся внутри произведения, присутствуют различные, потенциально конфликтные «пласты взаимодействия»: «я» - «я», «я» - «ты», «я» - «мы», «я» - «мы все», «я» — «все», «я - всё созданное нами», «я» — «всеобщее всё» 4
Иную классификацию конфликтов предлагает А. Г. Погрибный, исходя из уровней художественного текста. Исследователь выделяет шесть типов конфликтов: 1) моделирующий (конфликт - модель жизненных процессов); 2) проблемно-тематический (конфликт — это идея произведения); 3) сюжетно-событийный (конфликт - это напряженный сюжет); 4) конструктивно-типологический (конфликт - это прием для организации художественного
3 Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 198.
4 Борев Ю. Искусство интерпретации и оценки. М., 1980. С. 61.
5
материала); 5) образно-структурный; 6) процессуально-творческий (конфликт - отражение творческих поисков писателя, «спор с собой»5'
По факту присутствия и по мере проявленности этих конфликтов в творчестве Н. Гумилёва они оказываются востребованы в нашем исследовании.
А. Г. Коваленко одной из наиболее универсальных антиномий называет антиномию «Здесь - Там», которая особенно характерна для романтической традиции во всех её изводах. В этой антиномии «Здесь» - это «мир действительности - обыденный, приземленный, трагический, полный неблагополучия», «Там» - различные разновидности мира иного: идеального, таинственно-прекрасного, мистически-страшного,
потустороннего, светлого, возвышенного, чудесного и т. д. Мир иной, тот мир - место, куда направлена мечта о романтическом прекрасном идеале»6.
Если подходить к пониманию романтического двоемирия, сужая это понятие, то можно обозначить его как романтизм географический. Неслучайно большинство поэтов-романтиков выстраивают свой художественный мир вокруг сюжета путешествия и перемещения героя в удалённые области. При этом романтическое двоемирие может быть и пространственным, и временным. В этом случае антиномия приобретает смысл противопоставления настоящего времени и времени давно прошедшего - с тем же ценностным наполнением, что и в случае с антиномией «Здесь - Там». Географическому романтизму Н. Гумилёва посвящена, в частности, блестящая работа Е. Ю. Раскиной7.
5 Погрибный А. Г. Художественный конфликт и развитие современной прозы. Киев, 1981. С. 156.
6 Коваленко А. Г. Очерки художественной конфликтологии: Антиномизм и бинарный архетип в русской литературе XX века: Монография. М.: РУДН, 2010. С. 39.
7 См.: Раскина ЕЛО. Теософские аспекты творчества Н.С. Гумилева. М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2009. 200 с.
Примером реализации подобных антиномий является творчество Николая Гумилёва, лирической герой которого — «воинствующий романтик» странствий, отвергающий Этот мир и дерзко завоевывающий иные берега»8.
Однако романтический конфликт творчества Николая Гумилёва очевидно имеет свою специфику по сравнению с романтической традицией -на всех «пластах взаимодействия» и при реализации на всех уровнях художественного текста. В этой связи актуальным, во-первых, оказывается вопрос о направлении и характере трансформации романтического конфликта у Гумилёва, во-вторых, вопрос о сущностных чертах и структуре конфликтов в его творчестве.
Объект исследования - совокупность лирических и прозаических текстов Н. Гумилёва. Драмы Николая Гумилева остаются за рамками нашего исследования в связи с тем, что специфика конфликта в них исчерпывающе освящена в монографии одного из ведущих специалистов по драме Серебряного века - Ольги Константиновны Страшковой9.
Предмет исследования - трансформация романтического конфликта в творчестве Н. Гумилёва.
Цель работы - исследовать специфику и функции трансформации романтического конфликта в его корреляции с основными антиномиями художественного мира в творчестве Н. Гумилёва.
Цель работы обуславливает следующие задачи:
1. Обозначить литературный и культурный контекст в аспекте генезиса базовых антиномий творчества Н. Гумилёва;
2. Охарактеризовать базовые антиномии, лежащие в основе гумилёвского художественного мира;
8 Там же. С. 45.
9 См.: Страшкова О. К. «Новая драма» как артефакт Серебряного века. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. С.251—274, 356-362, 506-524.
3. Определить специфику и функции обозначенных антиномий в творчестве Н. Гумилёва и особенности трансформации романтического конфликта;
4. Описать характер и способы проявления конфликта на других уровнях художественного текста.
Методология исследования обусловлена его целью и задачами. В работе использованы следующие методы исследования: системно-типологический, структурно-семиотический и культурно-исторический. Также в работе использовались методики интертекстуального, сравнительно-исторического и мифопоэти^еского анализа.
Основные положения? выносимые на защиту:
1. В творчестве Гумилёва, прежде всего, востребованы романтические мотивы двоемирия, лирического героя, противостоящего миру, двойственного женского образа, преодоления времени и смерти. Одним из основных мировоззренческих и художественных осваиваемых и трансформируемых заимствований в творчестве Н. Гумилёва является европейская и отечественная романтические традиции. Они представлены в его поэзии и прозе мотивами английского и французского романтизма, русского романтизма 19 века, постромантизма и неоромантизма. В качестве центрального узла их освоения и трансформации выступает категория конфликта, преломляющая в себе некоторые иные содержательные и поэтические аспекты гумилёвского творчества. Конфликт у Гумилёва связан с ключевыми координатами его художественного мира: лирический герой, соотносящий свою жизнь со смертью, а также окружающий его мир, наполненный сущностно другими субъектами и при этом пребывающий во времени.
2. Романтический конфликт творчества Н. Гумилёва, как следствие, проявляется в ряде базовых антиномий. Основными антиномиями являются антиномии реляционные (то есть обусловленные отношениями лирического героя и иных субъектов художественного мира) и пространственно-
8
временные. К первым относятся оппозиции, связанные с конфликтами, в которые вступает лирический герой гумилёвского творчества и иные персонажи (при этом особое место среди них занимают конфликты между лирическим героем и женскими образами), а также конфликты, обусловленные его восприятием таких категорий, как жизнь и смерть. Ко вторым - оппозиции, проявляющиеся на уровне пространственно-временной организации текста.
3. Лирический герой в творчестве Н. Гумилёва представлен, с одной стороны, в двух ипостасях традиционного романтического героя, с другой - в виде оппонирующих «масок», меняющихся от сборника к сборнику, с третьей - в виде оппонирующего самому себе биографического героя, с четвертой - в виде составляющих героя (оппозиция «душа и тело»). Основными оппозициями являются оппозиции: герой и представители дикого народа, герой и животные или растения, герой и инфернальные силы. Причём эти оппозиции являются динамичными - между взаимоприятием и конфликтом. Так же характерной чертой этих оппозиций является тяготение к тотальному конфликту всех участников обозначенных антиномий, завершающемуся выходом из земного пространства в пространство космическое и дополнительно усиливающемуся.
4. Конфликт между лирическим героем и женскими образами в творчестве Н. Гумилёва проявляется в трёх видах, по числу женских образов, соотносимых у него с идеей «вечно женственного»: «вечно женственное», противоположное своей сути, которое мистически, магически соблазняет героя и ведёт его к телесной и нравственной гибели; «вечно женственное» как заурядно женское, относительно которого герой выстраивает собственную идентичность п формулирует свою систему ценностей; «вечно женственное» возвышающее, уводящее от земли в небо и совпадающее с лирическим героем интенциями и отношением к жизни. Первые два типа отражают явный многообразный тендерный конфликт между героем и героиней, последний - конфликт между земным и райским бытием.
9
5. В творчестве Николая Гумилёва антиномия Жизнь-Смерть - одна из определяющих. Однако в отличие от романтиков, поэт снимает конфликт между ними, наделяя смерть набором положительных коннотаций, мысля её как инструмент внутренней трансформации, и более того, в большинстве случаев даже инверсируя жизнь и смерть. В поэзии Гумилёва различными способами смерть преодолевается, и при этом её образ зачастую оказывается сопряжён с мотивами, отражающими, скорее, сущность её антитезы, то есть жизни.
6. На уровне организации пространства Н. Гумилёв наследует основополагающий романтический конфликт между Здесь и Там. Но в отличие от романтиков, его 7бш-топос оказывается вполне достижимым. Поэт предлагает множество способов перехода из Здесь в Там. Одним из ключевых является постоянное генерирование атмосферы конфликта - героя с топосами и топосов друг с другом. Здесь- и Там-топосы могут изменять свой статус (сущностный или качественный), но конфликт как инструмент трансформации героя сохраняется или даже усиливается.
7. В творчестве Н. Гумилёва при сохранении традиционного романтического конфликта между настоящим временем, с одной стороны, и прошлым или будущим, с другой, - зачастую происходит ценностное смещение акцентов. Так, настоящее время в его поэзии принимается наравне с другими, рассматривается как один из этапов на пути экзистенциальной трансформации, но при условии его (времени) героизации. Кроме того, оно обладает особым статусом, поскольку предоставляет автору и герою ряд возможностей: например, проявить вневременные бытийные универсалии, а также предвидеть будущее.
Новизна исследования состоит в том, что впервые описаны характер и функции основных антиномий гумилёвского художественного мира, определена их роль в существенной трансформации романтического конфликта. В работе устанавливается, что, осваивая реляционные и пространственно-временные антиномии, по сравнению с предшествующей
10
романтической традицией, Гумилёв, во-первых, смещает в них ценностные акценты, активируя и наделяя положительным смыслом те их стороны, которые ранее имели сугубо негативное наполнение, во-вторых, выстраивает романтический конфликт внутри антиномий как подвижную конструкцию, элементы которой меняют г;еой аксиологический статус в зависимости от изменения сверхзадачи, в-третьих, умножает составляющие названных антиномий и, соответственно, конфликты внутри них. Доказывается, что конфликт приобретает у Гумилёва тотальный