автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Принципы сравнительного изучения литературы (по материалам творчества М. Горького и Ханни Мани)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Принципы сравнительного изучения литературы (по материалам творчества М. Горького и Ханни Мани)"
ыосшшы госудш/гши¡UiI жишлш ш.м.и.ла.юаосом
IIa щишх рукописи
ШМ Назар
lUMilOtaiLl СРЛйШШ^гЫЮГО ИЗУЧШН JuTimTiTJ (IIa штораало тио^чеогна М.Горыюго а Хашш Пшш)
Алторо ¿враг
дпссо^ицш1 ш соиоглиш jt4üuou слшош1
кшшдота балодогтооких ноу» Специальность 10,01,00 - Toopatt литоритухи
йоскш - И'а2 .
Гаоо'ж'ц щлшиона на гл.юдро 'гсорш лшго^птухм Шскоаскэто государсзитохч) уиашрслтота ш.И.З.Яоионосош.
ЛцучицИ хукояодогйзьу
до::чор уадалогдчоских глухс иро-.оооор С,и,1\алачощ
О^йщлъхцо ошоиолты :
доктор Сллологлчоаюх наук
ивдцшг ^алачогдиасглх шук • «.И.Шпшс
ьадуаоо уч^Аллцишю :
; стран Азии а Л^рпш ира Ш
гл.^'ра щабокои ^дяачогш
Защка сосголгся 10 апреля года па эасодаша слота-ллоИ.ю.ошюго соиста д 0бЗ»0и,12 игл Цосиовсиаи' гооу«арст>ц~ иоа у^шохяии'ива шаиа К.В.аихтосош..
Лд1)Со: 11 ьосч^а, ДЛ1, ¿-¿ЗС, Лтшсгло гX корцу« г^ииша^аа ^й-^шгогоа, ¿шкшючеши» ¿ацудьтог.
С дасоох-а-ашю^ ииио в научной Йайааого!» ШУ
дшослаа • " Г.Ш годд.
Учоиал со^.-от^пг
Основной задачей предлагаешь диссертация яаяяогся доследование принципов сравнительного изучения литератур. В качества штериала выбраны произведения М.Горького.и сирийского писателя Ханш Мины.
Актуальность проблемы, В современную эпоху, отличительную черту которой составляет иовидашюо распирошю культурных контактов шзду народищ, сопоставительные литоратуроводчеекпо исследования приобретают особуп значимость. При отоы дня изучеш'я русско-арабских отиоаошИ очень ахаю пскодьзованло достижении советского сравнительного литературоведения, успеха которого подучили признание во всем ьшре. Сравпптельио-ясхоричесглИ штод научного познания предполагает изучение иоздупародашх литоратурних отноце-хшЛ в а: исторической обусловленности.
Сравилтольпо-асторичоскоо литоратуроводенпо расс;.-атр;:::ае7 не только литературнпо связи а ааишшя, понимая их ¿.ахс ¡шлете исторически закоиолзрноэ а социально обусловленное, по так.® а типологические схоцдо1шя, шзвашшо сходство;.: тенденции общественного и ¡-культурного развития; причем решщая роль в астори-г чссш« ¿азс::тлл литература пршадла хт шошю типологически;.; соот-вотстзлш. Литоратурише аштакш а тилологнчешпю с::о:.-ч;еигл изучаются советское наукой а их диалектической взаииодо^ствии: особенно ио::щоо пяашаю становится аозаоапш таи, гдо ярко ьираие:::-аналога:! об-.сствошюго а литературного процесса. Такио теороти-чосию посшиш продстазшшг убедительную а 'тиутроино иояротиво-рочниуп базу для сопосталптсльяас исследовании в литорагуроло-^ до:ши.
Услсни советскои ко:шлрат:шлстп1:ц объясняться е.;;е а тем оЛ-стоятельс?ао:.:, что в :юЛ н<;сододеп европоцоитрпзц литсратуровсд-•¡осг.'и: исслсдокппи. История русск0-п.рабс1сих литоратуранх отио-пел;и содор.'лт богите11шп шторная, подтвер^ащиИ гноосолога-
чоскую ошчамосгь срйвш1ташю-лсторачоо1сой концепции парового культурного развитая. Ocoduil интерес представляет дзучсндо ojuui— шш великого русского писателя, осдавололаеащка советской литературы Л.Ц.Горького на арабскую литературу, a Tarso анализ типологических закономерностей, которые подготовила почву для вос-враятая тв орчества Л.М.Горького .в арабском шре д, в частности, в казна крупного сарайокаго писателя Ханны Шиш.
йоирсси, связашше о дзучеиасц влшшая творчества L1. Горького на лд'гературц Востока, получила освоцеше в шсадешчеоках дздо-наях "Горький и оарубеашя литература" (1961), "М.Горыиы л лн-voia'rypjj зарубааного Востока" (1968), "Горький а совроиешость" (1970). У истоков изучения про&'юш "А.Ы.Горыши a арабская ла-торгтурц" стояла такие видные советские учеаыо, как А.Ь.КрздхкаИ, iu'o.Kxu'iícoDciuiii, продолжала эха исследования А.А.Додшиша. Зга и^йлега получала coodoa звучшша на современной этапе. В последим годи каиасаш диссертации арабских исследователей LS. аль-Гапара (";.!.ropLimíi и арабские писатели" (1973) ); Ы.С.Аля-Эддона ("Со-bovcnw латоратура и творчество соврешшшх писателей Сирии"(1979)); ¡.i.íu'ib-lla&'i&pu ("Ы.Горысий и соврешишя арабская литература"(1980))» и лохорцх дчогся а л р ок и 1: обзор влаядия А.Ц.Горысого ш, .:итерсиуру раз1шх арабских сгрсш, на творчество писателей различного ojy-зда, аиалазируются произведения разных ганроа.
сосредоточила вдлшцао m ааалдзо горысозсках градаций в хьо^.иоо'гво одного писателя - Хашш ».ниш. Это дает возиоздость детально расшотроть различные» üchqktu ьашшя А.и.Горького, Это н^дисоагиег крлсгальиоо а г л у б о к о о доследование иаго-
yO-'VХА/щ
i.^uAdhsyüizu наиа u-тэд слугаг
...т&шэ* огюзоЗ ям iukqto аижяа, 0а цозвалищ пуоаакцугь в <•;••. tü^ci'i. ¿цла..-.,,!» возл^гь прароду латературшгх огаоаеаад,
3.
цировзгь в творчесгв-з писателя тшалогичес:ш закономерные факта " л результаты воэдскстз.-л великого црэдасспзенгша. Осойаэ эначо-г еез ta прддае:*. выделения разповадюстоЦ злйягюя л рессжгравагы: гтд разиовлдлосяя s ях вза:;;/х>свлзапп.сюгп. Прэйг.ешо-таорческое влияние, кагл'олео эната:оэ з ошошениях И.Горький - Удпкз Main, о::сгаяцпруетсл з друга рпэяозядоюсгях влдлзпя {оирзэкнх шшо-глях, стслазация,-. ссдкгаиал),.
Бела а р1ботач ^.эль-Ггшрп., ¡.'..С.» И.о^>Ч1зд£зра главное эязвдлав уделено Еешгя'гок'лд в образ1;.:аг ааргвзачкаи, ' сходству егкеишх cinvajnii и пшшядзняях атабоетх даецтелеа а Н.Го-рлаого, го аз'-'ор ддшогс длссар?зд:о:шого ссследосаавд мдп? па-сгоягеиЕьяуз десЗхо&аюсяь- в кошяеиезеи, асесгорсшеа а глубог-ом асаг&л влптшя, кэтороз вроявлясгся ras па урезпз содгзсаааг,«« а на урозпо форта. Га полагаем, что .•дрхз'тлоаг^роггаииа па-
год* о в.'гхеП^тяпз одг:ол> па др;тек> »0272 от лагучзян
только nrq..raeo-jopo:i;;ctj г.зучэгаа пшяся-сйогс творчества. Змй
?/ гчатсльзоа пзучзакв адзиеаапго цуга ■'иясаяяяя, с оссЗш . . lassiyj ч чс:х "гшахаи csosa", легарм *&\!сег.апгсяЕ"' пра зс?рзчз &• иргсззгдояягма хужквзка большего уггаалт»' Ваглоз гначогсо саам? заашлзошы- сг -itx аасагеяеЯ о лряплс ат-ииншгдяс ляляхеях;
й) сспос72£лощ:э адеДко-эсгетячгста? артщлоз в тзор^гствз гшеагелей {пгздеегом анализа при эта шезуштг "родсгвошта объекта trni acneirai изобраяенкя, сходные иопзята остоипеспого от-
т
аоиогшя к делствш'ельшсгд";-1- способы -ташиацна лэденг& дс;:с?зл-телыосгл);
* Будглаа А,С. Методологически вопросы литературоведческих исследований. JI,: Наука, 10, 1969. - с.170.
■■■ / - ■' ' :<-"• " "' 4* •-'.»'ч'-Гг- в) стидистачоскай анализ» прошшновеане в особенносгя ш-
дадзду^гыюго стеля последователя л лредаествзшшка. , ' / Богио не только раскрыть участае великого пршера з порлдро-{' •V ■ гашш лачностл вдсат&п! л его гшроаоик.плял, цеобход^о тшке ло-
."■•' пазать роль ¡¿.Горького в развлтия таланта саранского пясатела. . ■• у: • Этот асискх исследования связан' с осознанием национального и гл.. дщздуашго-аагорского своеобразия эдцсгашга. -
Ханна Папа - пссатедь го^ьшвского тала, борец, представитель • ■' ново!: деио/.ратической латературы- Сираа. 2изнепный путь его тлеет : шого общего с бвогра^лай Шахдааш Горького. "Ханш Мина бия для ■'.•■■••'• ' ••'. учителей - лает ему .оценку сирийская писатель Сазд 2урандя.-■ ' '¿го легвц^арцая апзиь вдохаовлдяа лас ... Это человек, переадьш:" . (¡олиле трудоосте::, чеы кто-либо из вас, стал тец пе ыоаее для г. всех радостью я шдездой» ХэшаМтаа учат: ш доддщ быть опте-ипсташ, иначе человек это отступает".* .
, Ашобмгрсц£ачаскда тралопш Ц,Горького и ийщ! знаменует со*-■ бои зрелость жудешшков» яавболез яр:«) отрагаот особенности творческого характера. Этя щюязведеша, Еибрслп;:о дана'и качества .рато риала дзя шшт^а,'аозвощшг рассшгреть деИс^гае тшшогд- • * - .п.; чеезшх закоиоиерпостсл я ддаяияя ¿1,Горы:ого ш творчество Хшш 4 Мшш. Ш ссла-.ьз012иш згакке друию их авгобаогра^кчеехшо и дате-.',' . .рахур.":г-крятлчсские пролзведешя, Ораогияраа в яшериретацш вро-/■'¿т,*' азвелсид!! сярйасх:ого писателя явшекся сборника теорегачеекзх ста-те„ со вопросам зеудайг.твеиаого творчества, наяпсашша саиягд Хан-Ч пол ШвоН: "Бесноко^-ше шелл о решшоц оштс" (1982), "Как я .да^Еал-перо" (1936). Цитаты аз теоротдческих работ в драхыеаты ра^шоз ираводаше'в настоящей исследования, даотся в пе-
резодс авто^-а .^ссертадал."
..1 Хураши О. Вредасловае •// Мша X. Парус в буря. Рюшн.- Бейрут: ' Дар аль-Адоб, -1906. - с.6 на арабской яз. -
Нас интересует ас таш.о слезное переплетение тдпологал а елилиия в яядазадуапьаой дасатедьскои тзорчёстае. 3 с*еру напего асследованЕЯ входдг такг-е алзлаз йсгорлза>-:;удьтурпого процесса в арабских странах, подгото^-'лсто почзу да* воспрлятля ^творчества ¿«^•Горького.
йастадая работа прадстасляет пороги опит изучена дейстзая гапсаогачесгдх закономерностей а ах рок; з той злляпал, :к>?орое оказало гзорчество А.И.Горького за атбскуз латератуту. 3 этой за- кзшается новязпа а практической згглс~:о г.йа^едода;:::;:,
Теотеулчесгхи базой зсследоз^-д сяуз&г ч&ж pjrccnac и со-ет-скпх учашх: А»1£.Баселовсглго, В.и.^эдгнсглга, Ц.П.Алеасееза, К.К. Конрзда, И.Г.Неуаокосзой» Г„Е.Посяа:оаа.
На ссзрегллаоу этапе, когда ь ас^сстэз^дсааа етце г.е совершена ДЕсгуссдя о соцзадасглчесно:* рс-тдзис, прогедоггнЛ! в пасто.'деЛ дассертацад -iueiiH0-0c?era4ecjaú л с:лг':а^лчес-дД
апшгпз» яоззоляо? сделать псзшгоргй zuzas? з сгяза о сроатсшй ху-дохествешоИ. шансов л цропзаедезлИ, ¡¡лш;садзй£ з ду;:з ссцаакзсга-» чвсяого рзалязга. Акгуашша явдшлгся va:t:e паалаз ьэзиагаоогоЦ ма-аиолойстзая pjoiasm с другой ггзтодаш (тр.А1Лцда сш-
scumoui, рсглмизиа в творчестве плсатслг-реаг-лста Хллла l'cim),
Cr-ryisу та ъаботи. Дассерг аадя состол? яз ззадлюя, дзуг глаз, .заключения, cnncia литературы, Езрзая глаза теорзтичосглл, содерзаг оззрк сстор.тл ср^иагелыюго латерааурозсдеяшя (з перзоа napcrpa¿e) a аналаз Qopu отлоиешш кепзду лпгератураиа (:зо агоре;:). Вторая глаза посвящена оаасишш действия тапологачеспа; законо:.:ер1:осте:: я иъшвя ТЗорчсстЕа й.Горысото в руссао-арабаглх лагературлых omojcnzia:: з процессе стаиовдепая новол арабской латзразуры (сершИ iL.parpa¿}), в судьбе слрдискогФ арабского r¿icu?vm Ханны ¡.'ллы (второй параграф}.
Содетиадпе..
. Во ззедендд оббсйовавается висЗор тегли, отмечается актуальность сразпателню-асторачесмх иссшздозанай isa соврец<зг".ои стане, опре-
*
вялятся основной иетод а цель исследования, научная новизна и практическая значимость работы,
В перво; главе. озаглавдеавок "Литературная наука о взашо» омюое:-1аях нациолатшао: литератур" к дается описание основных эта* воз астораа сравнительного литературоведения.
Форлароваше сравнительного литературоведения относится ко второй половине XXI века, но начинается сравнительное изучение дгтештур шесте с осознанием ах национального своеобразия. Это происходит в ксте ХУШ- начале XII вена в Европе. Начало этих следовании связано с работам йэгавва Гедаэра (1744-1803). Гврде^ ооаохлюа внимание уделял непог^оршюиу вациональнсиу духу слова су носта каждого шртда. В эпоху становления буржуазного общества»' . когда всг; более очшиноН становился общность в взадшсвязашюся! шциошльшя датет-атур, Гете развевает шелл, вагщчешшо его уча* телец Гердероц, а говорит о яаясленаи "всемирно*: литературы",.
3 литературной науке фо^шруягер ш^алогаческая шеопа, теория заихтвэвпппя, антропологическая тоораа ч-заозароидения сшз-тов. 3 суцности, эти теории вв противоречила друг другу, так .иак' йзучали разпш аепшягн литературного процесса, рааше форли отно-сопаИ иепду лшйрахураш.
1^Х2хси учелы!; Алсксаидр Николаевич Веселозскы (1836-1906) разр^Зотад сравш12!Ш>но-лсторачес1Ш1; нетод, сочсзгшадш в себе лучшие' стороны щ^юлоглчеекол гапегезы, теорий зашлствошлая л еаио-зарседення. Узе в докторской диссертации "Славянские сказания о Ссшоиош л .Киговрасе г западные легезды о.Иорощое а Мерлане. .Из -исторлл литературного обдения востот а запада* (1872) А.И.Весе-ловекпи дает блестгцие образцы -штературоаедческого анализа, по-строелного ш исторической принципе. В изучении "влияний, веяний а скрещиванил" русский учешь вздел средство постичь становление саиобитноЛ няциошыюВ далзратуры, отделять в вей "свое" от "чу-гсиго" в таклц путей определить вклад яаадого из народов в свов
лацпонашгуи в всеобща литературу.
Вопрос о заимствовании для А.Н.Ееселоиского всегда связал о вопросом о пороос^щсяолпи заигхтвоиашюго в новой пациоп&чьно;! среде. Б свооЧ диссертации ученшш 'Ограничивается устанослеияси nyrjcii цигроции индийского свсета через еврейскую талиудцчсскуп легенду в Византия, Западную Европу а к славянам, но препде всего ставит вопрос о творческой активности Toii народной среда, которая перерабатнзгла сту легенду (А.Н.ВсселоЕсхал говорит об сз "об:ia~ ранозашш", шея в виду, что легенда приобретала новую национальную окрг.сг^),
В связи с эти: у:.» в первых своих работах до сравнительно:^ ' латоратуроведопип А.П.Зссиловскии подвигает положило о то;.;, что всякое заимствование предполагает у за:;.:ствупчего встречное дин-Г-cime шелл - аналогична тенденция в тол зи наприляещн!, оХр/л:; crya "д^д^их:.;" . Теор:л ивстроч.ал: точении" ио-
■ ходит из по:;збс:.:аос?н развития одинаковых культура при схо,:;-;щх об 'сств^нил: условиях.
Сравнктельпо-нсторнчесгпи :.;етод позволил русскому учено: ¡у сделать pit1 впдалипсся открытии в оЗлагти изуче :1:1л микологии я щольксора, визаити-.скои, ро^ано-го1ханс;и^с и сляа-п'склх литератур,
пахтать грандноинна проест исторической поэти;:л.
• '
Доело лзла:е:п!я концепции А.Н.Всселовс;:ого в nopuoii главе гл'орнруелол диссертации дается обзор основных этапов истории-западной шзпаративистака, говорится, о ь/Ормировашш нациошишшх школ l.-iniwj'acuoH, минской, алтайской) л ожочаотся, что в настоящее время шлиратизнстпка перелазает залетный подг*ем, лрпч^и но то ibr.o т;ш, г/.е сралш:телыюе ¿штерату^воденио ииоет длиши» тра-и::;::::, т.е. в странах iiapouu и в Ciil, но н на Востоке и в Латплслон Лпарнке.
Значительный вклад в развитие сравнительного латерагуроведе-¡:п.ч шюсла советские исследователи: B.iM.iiapuyiicxaiu, ДЛ.Коярзд, '¡■..a..V;oi.coob, Л.Г.Неуиокоева, Г.Н.Поспелов и др. Советское сраэ-л;Л1'^1.ы:о-псторячсс1соэ литературоведение основано на градациях, за-ло«о;«пах Александрой Николаевичей Веселовйклм. •
L.L!.j.iiitiyucKuü выдвинул концепцию единства асторако-латоратур-ио;.чз процесса, обусловленного еданствои социально-исторического раз-уцу;к .чочолочества. Задачу сравнительного изучения литературы ас-cuv:o¿aroub видел в построении дсторшх- "всеобщей дасерагуры" ш б-ао днркодитскод концепции воешрно^<И[&]м^ЬС1С1>го развития. Ваз-гриначлиа, но не противопоставляя литературные взаимодействия а тнаологачоскао охаздеаия, считал a то и другое объ-
ел а оа сравнительного литературоведения. Та::ая позиция аредотазля-cvcH наи обоснованной и наиболее граеидоглой. Ллтораг-урныэ аааяавд и '¿^ологаческао соответствия - дво стороны единого процесса. По-лцш А.Н.ВосоловскШ щадаозд токов значение "«и^ечаш теченуш".
i) работах советских ученых jí.O.i.japiioaa, Г.ИЛоопелова, Й.К.Гор-citi/го, ;.1.Б.Хр'шчсш:о, В.Е.Халаз'о'иа; а др* реыаотся ваадие теорета-м.лсо а методологаческав пройя&ий соаосуавительиого изучения да-••'•ii'-лтур* iIa всосоазиои доод&лша 12Ш г.- "Соадояиае а задача сраг-
литературоведения* 6n.ua определены два основных цапрс.2-.iL-.v.ji .¡.еагодоваани ссадетсгдх yuüiuix: разработка исторической ноэти-кд ;t соз <¿uuo "гоорогачсскои истории литературы". во-
, > i,v; еднли^о соьетшиа исследователей во взгляде на сраваиталь-диго^/роседегил до как m оЗосойдодцуо даоцшашву, а isa: ш üjciuu уиазирсадьаос зиачснис-ваучаьй подход.
иетед изучения aatojarypuux отао-
. /.лшкчё!. 'kt^wü^eucCi сссздода. чдогвд тдшгакаас, асторико-:
, ; ' "" • ' •"
i«¡y .t¿ijuí¿« ji иерлод.глаш гоуэрагся o (¡p^sssx oraóso*
Э»
Сравнительно-историческое литературоведение рассштривает следущие (¿юрш взатлоодюпепиЛ'.иезду литературами:
I. Генетическая общность явлении, под которой подразумевается родство литератур по происхоздешиэ а последущле исторически обусловленные расхождения.
, 2, Типологические схо-дденля, по предполагащие генетического родства, вызванные сходншш условиями о<1;ествсш;ого развитая.
3. Международные культурные взаимодействия, контакты лптс-рагур. ' -
Основу такой кяассиеЗлкации литературных отло:;сш1л составляет концепция В.И.Дцриунекого. * Глазпоз вшзшназ в диссертации уделяется типологический соответствий! л ллтературнш контактам.
В древности и в средние века основной Сордой тлподогачзскнх схоздений были дошишрущле ганры> ха;нктердо бнло отсутствие личных влияний (типическое 'господствовало над цндлплдуалышгл). В новую эпоху, шесте с уэплпрезашгец бурсуазшх'наций, литературы приобретши1 ярко выроненный вацлонашшл харшстср. Ццдглзп^уалыше е-есбишоста литературного шеторотш лолучагзт неблвидое правде зшчзшю. Кививаются литературные направления .- наиболее всс-О&эшвдая форяа ишояоготвеий схоаденил.. - а такзз авторское * влияние - наиболее интенсивный вид творческого взаимодействия.
'В результате рассиотргяшя основных подояениц ковдешкл В.!А.
некого и развития ее в советской сравните.шхо-1;сгораческш лпгературосединп,! в диссертации делается' вывод, что типологические схоздения проявляются на всех этапах литературной истории, от древней эпохи до нашх днеИ, они отражают .параллелизм литературных процоссоз у народов, 1заходяцпхся иа од'шакэзых ступенях облествен-
Си., напр., £ирглунскш Б.М. Сравнительное литературоведение.'
Восток л Еапад,- Л.: Наука; ЛО, 1279. - 0.166,
10.
даго процесса. Типатогцчссгле схозденоя представляют ваннейпуи
I
закономерность исторического развития литературы. Контакты литератур напОолее плодотЕории d том случае, когда- развиваются на $уя-даиснт*. типологических соответствии.
Вида литературных коххтактов в работе огредоляшс^, 1 .исходя из результата шашодеиствая. Считая главный 1фагераец создание нового со^сткчоокого глчесгва в процессе взшздадейсйшя, цоано выделать два основных вида лдтзратур4'шх контактов: перевод и влияние.
Перевод - репродуктивный вид исштадстов, оа шесг своей целью возможно бодее точное Bocnponawyieim особенностей литературной текста на другом языш. Вшдшй - цсхко'Л вил, взашоде*хствая, яря которой. опроделешшв аспекты творчества яцсатедя, литерку рного ианравяеная шш целой .'ацкопалыю!! яатеращ® яш:ш-п основой возхшкновехшя тех или иных хуДо:юсгзе.ннцх -схрухстур в цроцессв создания нового произведения. Соотноцешю шзду двуш осцовныш ва-даш литературных контактов определяется тезксад "перевод - сред- ' ctiio влияния!".
В диссертации <, выделяется тахше разновидности влияния, ¡оак чашствооахше, яодра1ание, стилизация, образные аналогн^'поло^шк? а так.;е пробле.-^о-торчео^ос вшхяиие - то** тип гзаниодеЛствия, » Topaii определлзтся исследозателяиа как "наиболее гдубокоо идейно художественное воздействие" (И.Г.Нсушжосва), "глубокое творческое освоение" (А.С.Бужш), "гааш/.сдокствло на уроше творчеисах принщлюа" (.-.¿КБудагоха).
Влияние - хсатсгория исторпчссгач, оно носи? различный xapaic-тер в разино ojioxii» Гш:, су^сстиохгсо широкое заимствование в европс1;схаю литературы сирийского поэта 17 в.и.о. Берега (Лфрс;ла Сирлиа, одного из отцов христианской церкви. Нроизкздохшя Аурена бклл извсс?;ш п в Росс::::. m ого, в частности, ¡лсспо
il-
встретить в повести А.И.Горького "Детство" (1913), гдо писатель вслошяает про своего деда: "Поред yisnuou чптал он со гхэгэ Гсдур тырь, часослов илл тяжелую книгу Б^реш Сирина".* Одну я* ию дата Ейрсш Слрияа перело:.:лл л своей стихотворения 1835 г. »c0n5J пустивши! л ясны иепорочш ..." А.С.Пупдил. Однако ато било лаз
торатуряоо взаяиодейсгзпе без отчетливого восприятия лндявлдуачь-«
ностл автора. Только з новое врепя,. когда ¡¿.оосл;руотся шщшэдаи^ ноо шровоззрслпз, личность пцсатслч л.его авторский сталь, ио:лю говорить об авторской вляяшш* В яовуп литературную заоау, характеризуемо шодцвдуоахло-тоорчесасяц тилоц художественного созиа-2
пая, вдияшю оказывает не только çauo переводимое произведена», но л личность его. автора, В coBpo::c;in¿>!:3 опоху писатель такого ш-даодсгося. таланта, пак Каксиа ГорзкцП, исооапснао, о:о»лвает aia-читсльноо воздг&стаио на раэаитоо литоратур глогах строи.
Теоретические подокслия л выводы первой главы лсяользуотся и качество обнови для anaína литературного шторг-лла во второй главе диссертации, которая называется "Бсду_',ал роль тияологичсс-клх закономерностей и влияние как (¿актор литературного прогресса (в истории новой арабской литсратурн я в творчестве сирийского писателя Хашш Шиш)0. •
Говоря о становлении позой apaticKOi: лктератури я развитая реалистического оддешодиих n ней (порами па^ограу агорой глави), необходоиб ответить, что эпоха Прссвс,.'.енкя на Бостокс, наполненная тем se исторически ал.ело:.:, кчо л Иресво. ;спие ejpoi-eijCKOo, -явление закономерное, обусловленное í;ccm ходo.u общественного раз-вяг:1я егглн бдапкевоеточного регионы. В основе его ле.*оли pía вит:: а
* Горькян М. Нолн.собр.соч. Худо:.:.произв. и '¿Ъ т. - Ï.15.-с.93. о
Сп.Грпицор II,А. Сравнительное .'^торатуроподохю и историческая ' поэтика // ibù.AII ÇoCP. Сер.лит. л яз.- Ш0.-Т.4Э, У: 2 - с.102.
капиталистических отноцешш, обострение внутренних классовых про- ~ тпзор&чан, росг освободительного дваленая, зиачятелыше изменения а духовной зазнав Дшпение литературного обновления протекало в русле больного историко-литературного процесса, связанного с со-циально-эконоанческии развитиеи арабских стран в новое вреия, Становление национального самосознания, вдцернизацпя религии, пронак-иовеааз буржуазных понятии в нравственные устоа арабского общества, поляризация классово!! идеологии - эта процессы воздействовала на литературу а в-свою очередь в не!'; отражалась. Такяю образец, фсрмаровапие повой арабской литература било подготовлено саши разватиец стран региона, а западное влшние способствовало более бибтрогду распространенна просветительских идеи.
Фориларованае реалистического даправяепая в арабской литературе относится к иачаду XX века. Это был период ново!; лозш нацист шльно-освободательного дшкешк я ?пробуздення Азаа", оаивленпя антиангланского дааг-кннш з Египте л антпгурецкого - в Сараи, воз-хшкновеная бурзуазн&х пацаоналышх партий,. боровпихся за кезгчл-спиость арабского мара, шадотурецкоа револодаа 11/03 г.. Сб^сч^.-стся борьба за социальаш рсйорш.-Всо эта сос'_.тия в казна араб-сашх стран определила пута развития литературы» 0;ш развала пе~ бпвалпй расцвст прессы, публлщпемши, заставили писателей обр*- • тдться .и патриотическим тети, к працдшгаиу страденав современности. .
. Исторически законошрно, что наешо в это чрегля, когда оформились "встречные течения", пеоблодаше для восприятия влияния А.ы.Горького, ¿зля великого русского писателя становится известно в арабской нире, Прогшз&аше па^осш борьбы; его произведения бнл созвучии стрешенгло городов Востогл к свободе ц независимости. Такш образом, рьсаэдая роль в это:: процессе пппаадоеззаяа типологически!.". законслюриостяги восприятие творчества ¡.'¡.Горького было
•:: rrr.-'.т: ^ ortrecírneJ?;* оигглг-л/'р çoirad сязахаовад
" :."~..-ггл'z.e.z ©тсс» ЛЛз;»idir отлгэлстр otñxsva . ^xs-.-i^s; tsaoshfctîa 'rnrootrwr дежа
çwtw rm - 'rr-—~:оэ*.*т no-Orssfe'ггтезаоаоо о оУооэр
, _ :: •oreaö-roi'cce ожгпстоп «ma en
•-.го слолтТо.т*": o егтаопзштг 'мгоаткиш ojo'.tottcT
•'.'■-/.."о Л"г,отгс-с^:г;о ojr '"лгп;': тттгггтт): япс" гакорт*"« mi яогеЗез
сгоачсТо,!*:; rrccrootxT oacîoaceiqj аЛлооьи-оп^Тсагстахпз п оЛчодаягоСйая та ояпл -.vr-p^i ело ti o¿o::e"o,r гглптс^олояовТл namxnfcarocotf я пэгшгжш :;-гоо т:о.-"Пг5".-.о i:o •сго:лйс,т,'л' ?огосо£оп trafic®» с впас тглсоп гЛ-сг:г irrrlr.o ;пг:ортхТт? тггтс:г/с ^оглглЛтсо н голооыг.'лиол с попосГ :: хтагагл:;«' оло:л:адтг"оросос-огта~тойтт:я rnatöön Ьопй п 'гГи'сд с:г:1тоог:о'*оол п t: :п"'оа туопойгл ^ctfoaa vaoSa од
•(„сгеейэгпа
•••„ г.-.'.г.й-' err содаисод'п сса<ю»;тот*д ¿OGI и ïoeoden) ллшсйэсеи : v:::::r!Cár'T::í.i:o его :: олосл оГло'Тп с 'äv:o::ckToj ДжяовыггшткГ я : -отлулretir: ottcac пег; с та саь • отаетасегаоц -ттякосогоо
■•"Y r.rTocovt яга • ио:-:о:гоа ооаьос"аоам 'жШвсТоягаг Еотзгшоглга :-.г.-,гг7'та1 ттгглтжяйгоа tnaarobttoroÄpo 'ooíoaini ттшпохк&Г/йю .. -- '.'orr r: гголозгжотгеойтц с ttftairloawf т^ойсяотгайпооа laooapoct rroarszor "гпяппгз v:o"zon~otZ пжпояэсГпоя Ьак 'orarea aoetesCooa :r r rro - тзКхг cjcafütt веяэтгсжоой/оо Etóí JCgkot iraiM
• '.::-, -'".Tnrr - coascano:: coïfcs'en inrtfo sea 'аосапшх
:*::c.r; ■ "глоргсТг! er: ojorntlojfyj'v no'iionodon хппйоп imdoaoji
•raLî.ttxïo.ï.inr roîiopsûtî —rrr-::rn*n--rvor^r,o л№ noon ' оппоК:орояоо ооютотйоо и ооютви • ••:: -es ""C..ZO "тгггорта? ло'л'осга: горчоор ттэааотгош опэглгоаоЛйоп
На оталах лоторад арабской литература творчество . ~
L.-.,Горького' олазлзаот îisiïîïiuîo теш своаа стороааш, которые в столола соответствуй? потрсбдостлп латерагуряого роа-с::::: стран. Салаолачосдоз, роиантачослоо а реалиста-, •cic::::.' начала, л;;.гоЗ;;эди:х.йс в различаю; Ероаавсдоыаа: пасатсгля, •-.v.;-.:: с. "Иссяк о Соколо" а "Досая о Буревестнике", "Скалка об i:...;;::;:", "IIa даз", алмблогрл^лчесха. традогая, "ito", оказашах ;:.i:;Ca;co елльаос злляллс на дрогросса:пцсагсдей Воотока, аоо-з аз- Езсточкгас литератур ло-еасоду. Лохэозсды
и.Тогжпы цчалоаги з арабскугэ литературу лоздо ддолло oc-'D'-'E'iccxaio г:рллд::.и-.:, ловлл лзг-<яд на uap л аоллс способа волло-;;о„стл.т.,0£ьлос,гл в дудолссгвслла:: образах. Тс.' ^сгк?, что .слоила в периода лааиаспэго подъела лацаопагъ-бо.-лОл л асторла -{.рабских страд усаливался ла-л 1:.Гор:>г.сг.у, EOiiuavjaea. Всех. код ссаяолкояаа рсалпсгячю-с:;;-.. л c-.'paaa:: Er^oro Зоотоки кодтвсхлидст лстлглюоть
'л.,::::.: c¿ лсто;;лчесло.л зх:о::о".сраостл а С0:л";'льл0,- обуслоздопао-с-'-'Л ~л:;лл:л, лллодл, 1".: и:.1лрлулского о voa, чао
"с-.--;.: лосло~г:остз клллаая со стороач обуслоздсла :глгливагаа'г .
т
с лксдс::с>юстх.:j раалл?;:;;; ;;дллого общества л д«шк& литературы .
¿xxü тлкодох'лчос:^; закололерлостел лросло^иа-. ос;: ;:с л ослолслллзс ллтсратуралд, ко а ла урсзив
дасатодол.2 Это?ду посггцсн второй трогроф - .. •!...:.лх:лл:; у:лл:.;рслтс,та 11а::с:::ла Горького л Хашш îiaai".
1 в.г.. cjuaaatqííiaoo ллтсратуГоледо^ис. ¿octcic л Засад.
• и: áO, IU7Ü. - c.2û-£I.
ллбл-здолао водошхь: "... iter, je: июгсобряла
«аорчосхго сл^л сасиздюь, наиболее плодотлораЯ ;; илл'птсдваа ко своагд худолеct¿ü¿;:íu.; то лз aus, ко
г-с. ¿-л и .,.ц.;::л1.илтся л >/jcjй ооаж'дх ¿'луиллш!!. лзздиэдеЗогшя
•ц- .
Мужественная жизнь Ханян ¡/они, полная страдашш и борьбы, кГ шяогсм схода с судьбой Ы.Горького. Как а великий русский писатель, Ханна Нина в детстве и шости тоое перелил нвдету, голод, тягкдй труд а уаиЕения, Не понаслышсе знал гзстокость окруяаацего txpa. И т!ак ке, как Ц.Горький, суиел сохранить в свое- душ, несмотря на • на что, любовь к дадшл а веру в плх. "Я писатель борьбы и радости
ц
человеческой ..." - говэрш; о себе Ханна Мина. Сходное социальное цроисхоздеаае, богатство казненных впечатлена.., предолроделив-шие близкое шровосщштле 1.5.Горького а ш-но рассматри-
вать как проявление типологических закалошрпостси а индивидуальной писательской творчестве. Влашше личности L5.Горького, caeü, вовмцаняых в его произведениях, было подготсилено сапой. газкьп сирийского писатапя.
ТакоД вывод ^находит подтверждение при сопостивлени^'автобиографической тралогаа И.Горького и автоблогра^чесгиа ро^аиоз Хс^гш Ыпвн "Отрывка образов", "Болото", "Сбор урожая". Гласное сходство художественного взобрааоаия в автобиографических циклах Ы.1Ьр>кого а Х.1!злн состоит в той, что, пдеатела показывал?, как Госрарозался самобытный, саиостоятельно шеляцпй человек, несмотря, на аешшо-сшые условия лазка. *
И.Горишй а Х.15ияа о чувстзси горечи говорят о бессписленноИ, необъяснимой авьяжостя а издевательствах над человекои, о праве сильного а бесправна тех, кто слабее. Описывая, с бовдэ "свинцовые иерзоста дакоД русской аазна", «яякой а позорной, Ц.Горький, не-
нацпоналышх литератур каждой эпохи" (Неупокоева И.Г. Проблеш
взаимодействия современных латератур.-М.: Изд*во АН СССР, I9G3.-
c.2I4). " ' ' '
V ' • ' • ■ ' !
■Шяа а. Беспокойные шысли о рошняоа опыте. - Бейрут: Дараль- ?
Адаб, 1Э32. - с.100,на арабской языке.
' is. •
'■/" сштр* на иа что,. ала? веру а человека, з его произведениях о 4zz гь'.г.елда- л pouaLiocsb пободать эта г^ерзости: "iie только ш. азуилтелып казнь наш, что з ае^ ток шэдоеит a sapeu пласт ссакой сютсао*! ао т:и, что совь этот с^аст зсе-sasa победно црориеза-я яркое,. здоровое а творч&сгла, рао.'ст доброе - человечье, веобу^аш десокрула^в ваделду на аэзххэздецае ааое к еозпв езетдеа« человеческой" В щоаззедзшагк jUiiauu звучит Еоастана•горькоэ-с:аа великая лпСоаь а дщя:, я '-йздовоау а человечеству, ьера в то, что "гззаь upcr.pacaa, п она достоял, того, что-би врссать со» сао?1Я т ия aec4iic2bH, в ^oiopis она тозст".2./ , . Свстлхт, родостагг.'д шеллтлелаяш детства дна И.Го^ц;ого .а лаааи 1ллв бша карташ содша лрарода, книга, шгэрио ззаза к по/ пеку.правда а сараледаааоста^встреча с тажит-ипаху; дпль'-д«
оло иисатсла восхщадась с&дроаац-а дтщ.^а аз тролд, црсглажашсь ш.-сд голодто- работать, поя;., даратьдэбро, лзблть. ' . ^avc^jo ах согрето тадштсл ду~лсшо„ щедрости, :згаруо аалучадц . со^аи дорогаи лада - бабулей Адош а шть ¿ашш. iiiciino с ¿ааскипа оараэаш, кагора© шодг в сабо дцаэ беспористпи .доЗва с. uLaoam в пропозсдшш:ь; Д.Горького a лапал Шны чуассеш} роднагх -народно«; щгдросйи. i^JUiabii поэзия. Очань шого -заачадц в судьбе русского a 'capa..cia>ro шсатеаеД сораао встреча с ревадз^аолааиа борэдыл; поехд. -.тавпаиа своэ глзаь достшеназ свобода а счастья пара-Д.
-.Горыаа! и Хлии Lnaa, йзагодаря породно*. творческой она-рсшоста а т&гзд^тельаэста,- уиела разбираться в хорошо зал-
* i'Qpbitiu fj. Iiaai.cp6p.co4. Г1удол.проаав. а 25 т. Г,1с.~
^ X» - Болото. рсеаи.-О-е изд.- Io-рут: Дар йль-Дцлб. 1^83.-Q..406» аа арабской i ;.
ла ::иииь. ;1из:и>, a како_ существовало ток шего голого а строа-ного, до лсо пз било и прекрасное, ;1азш>, вгоорая ¿купила as со- . ' протанллтьсл ::аст::осга и иасддап.
Tait sa, шг. ikaucua ropbiaHl,..iaii3a liai ппожл путь адергаго стапоаяолая о? ц/чат1-лыюго ьо^оза^аиая иизиоиаои аосираведлизоста, поисков путей г. працдс, чэроз отчаяние, г. ¿.сспагашо а
себе качеств i^^cîûouuoro борца, Восарилтио ц;с„ содлалазгл било подгоголдсао cai»3 саьпыэ ;ù.Topb::oro а л.¡.'лив: го^одэ:.:, :п..,етои а . уии-оаиял:. lie унизительно, что ?а::ло горько, исс'^сгдис лотстае д шость, лизп&и'но 1г-.7расти, которао писатели вои^уг,
звала з ж дуааз: гота:;;:ость социализм i-.au
ддеп, «оюрж избная? шр от углетсаия,. с.1 посираз.: v-зссти, от эксплуатации чсло-jein че^сиаисп.
В од..с:: из. нпторсип Хшищ йа та:: oC^ic-'-": сзо:з ¡.лзиели^я готов îcть к соспралглэ ддел еа-^алла^а: "¿i у-г-лсл са.'д^листи-tjoonclï сдео - л IZUCT...WVÎ со, Я зосц^шз со :г:ссто с гссодсс: л холод о:.:, ештол со с чорст^ии глобаи и , . чии:, о ода г.о-Одч01х::и дли -глог^йлаои, От о^х-о голэдпего оудсс.^эз^н;::!, сг 6ooi-.î;o-ioa пу;;зи сензагсга созоа а пса плоть л С;.,ело»
'.'иГорыето, л олиси острой адонис." споро уйовдиа» го-о-
"¡1о:и и".,::-.сии;.-у обучила лучио а бользо глпг булоч-
лак Семенов и rcccim алтсаяагелавмР.3
Саглои сиэзк* «tea йао подготовлено а oocnpaœso клр-чсстдха Г;.Горького, г.огоАл11 Ous слриисиого писатели tons аизпошзт упд:»рс::?сех:, Jaam i&na <&л сотрлсоа легендарна гэ-зныэ i.î. Горького, dcîct^isoï ии, учился у него, Та::ии о
1 Кии X, lia:: л дериал лсро,- БэИруз: »(др.аль-Адгб,
2 Цде.по: Груз/,оз Горький л его зрося. ICCG-iuX.- с-о из.,,»
доп. - м.s r*2U, lùi'i;.- с. 120.
огаооохал corniicnoro писателя к И.Горьноиу проявляется днадек-тачосхвя заздоиедвоет« с одцол сторож; KJta^aaiiздания: к? яххзкзсз?. дугь к угро^здоап з соэхплдл ъгляазя эдай соаладазис'. с другой - со«иалястя51ес;ья адзаамкя соада-г? атпос^еру, обдег-чащто ьоояряятло а полаааане глорчостда Ц.Го^ого«
2эзд&. сзвш u,ro¡pw»ro.iL. Äaiiay «37 Cx¿ao салыал: с розиостс роилхгд. ЦааЗольооД опачхгаогыо со саопл Еудслсстьеалш результат.* озаечзйзся цра&схаю^ло^дюсЕСО alanine, которою паало вкраг-кплэ э суроэои, st>yaasm> горксовскш joaiao^, а олрсдедоахлл: способах гапазшйш сзэшшшг яззодлЛ {и доссо^тазда огаечсла лада-то, плггчоакс гояаав/ jiaç6o~co окачажй дчл эстотичускоЛ и этдчосхяй ■ оцеааа дейогсазоа-аосга; «jKbo^oscc о xaioise;mi слг^шачссхда уаотробдсалд езооа *0здо?о"s у. М.Гор5:-зэго д хадалаглгся-а
•дйугао сходило сслсст л^до:сс!2гспло.м солзацоаая. рзолькоа Реадасгачссдоо •сура.^сххло «зил а рссглхад Хх-т «ада co^ovacvc:: r пспмьэссяиаоя тхадваац рокыюаха, а к otol: оссз слшш иоро-1Лачка c--|^úS300»mibí¿5J ü,röpbsoro.r .злокоам» соцаи-шстачссхак, ¿еаяваш ucsao хдсчеаашзь íes огстукдооио от роаллстлчссхэгу вращала л шт 02 ¡кудаг-сстасааод литература и стойлу х^'бдхулсч'л чаоста.
!¡xx>l5c^0-ro0x?.£ccx:j3 кшюс с: хобразло ''ге^-хгхяегся" j är-vcs.разаоааддостях сташав - образшх анадогаьх, стилизациа, na^pasaxiaa, пэторко откочоак d дассортацао:лих1 асслсдсххкхдн»
йДЬр&каЗ х:о зозк» сыграл ба-щ/п роль в §ор^роэаиаа л::'
Еостл л' эс'ютлчоскпм дрп?гужоз Заздц Шли - сила халдкого cjss^c бдаготьорао га развитие собстссшюго гворчоского дараьаяаг
сароЛсхито лаоатоля,- ехо художественного шидояля.
При все:; значительности валял.« дессхюго нлса-д гл га líaану Налу, capa^csaii писатель ишосгоязедеа в разтаботхзз ослслахд: геи. . La дзагерладз шжо&ш£а*'Я8С8аЗ урядогаа шшо вэдолать рлд oso-
бошюстоа стиля yiiovpo&ieaao а сгадл: :'лпххт'.юицщс, :
iTj.yjiïioni'.r-: uocciv^cz рог-гшпохч) i:o;;o'j. иг: предасс-голни,
обтлдипошис: а чспоша a абоада, :г.:оп:ц:о илугрошл::» рлт:.;, "поро-1:0;рлтгл придав? деланием noucoraoiaiun; лслй.:мо;;а::ло различиях псточгтол слгаюлоз (¿олыиюртх, раллгло^л::::) ; pacuooö-разлло способи соотлссслля партии природа с дуаеилш cccïo;ur:c;n rcpooa гснс олли из цриепоз яолходоглзш» Особеллостл зугда-иетаол-пого i íapa и стиля Кашщ Linau, от::счош1ло в доссоргациолло:.] лселе-доимлии, позволял? с увогогшостыз говорить о гиорчосмх; pasuuvuu гориювсллх традиции, о лавдолалыкп и шдааздуально-ааторсцой своеобразии сяалИсглго плоатсля.
В лататчслдоссортаг.иы подводится осиошшо итога uccj.o-дования.
5а к. А/S Г ai 2Ç.Ô.1. У^
7йр. /ОР ЭХ J ÜJW^u'unL'
¿МГУ