автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Принципы стилеобразования в рок-музыке

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Савицкая, Елена Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'Принципы стилеобразования в рок-музыке'

Текст диссертации на тему "Принципы стилеобразования в рок-музыке"

га по </7/ Й А......а

п1: ЧЧ" 1т/ о ^ и

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ

САВИЦКАЯ Елена Александровна

Принципы стилеобразования в рок-музыке

(на материале зарубежного хард- и арт-рока 60-70-х годов)

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство

Научный руководитель -кандидат искусствоведения, профессор Е.В. Дуков

Москва, 1999

Введение

Содержание

4

Глава I. Рок-музыка как система стилевых координат

§1. К построению терминологического аппарата....................................................18

§2. Основные критерии типологизации стилевой системы рок-

32

музыки. Стилеобразующие факторы..........................................

§3. Структура стиля в рок-музыке. Стилеобразующие средства............40

§4. Основные этапы стилевой эволюции хард-рока............................................46

§5. Основные этапы стилевой эволюции арт-рока................................................56

Глава II. Саундовый и метроритмический аспекты стиля

Раздел 1. Музыкально-технологические ресурсы саунда

§1. Понятие «саунд» и его структура.......................................... 68

§2. Инструментарий и исполнительская техника в рок-музыке........ 77

§3. Основные этапы эволюции эстрадной звукозаписи в 60-90-е

91

годы.....................................................................................

§4. Студия звукозаписи как инструмент художественного

96

творчества.............................................................................

§5. Основные принципы эстрадной звукозаписи и концертного

99

звукоусиления.......................................................................

Раздел 2. Музыкально-выразительные возможности саунда и ритма

§6. Тембр и частотный баланс....................................................................................................106

§7. Фактура......................................................................................................................................................112

§8. Музыкальное пространство рок-произведения..................................................119

§9. Саунд как воплощение творческой индивидуальности............................128

§10. Метроритмическая и темповая организация....................................................134

Глава III. Интонационно-лексический и композиционный аспекты стиля

§1. «Интонационные словари» хард- и арт-рока......................................................141

§2. Ладогармоническое мышление ..........................................................................................155

§3. Принципы изложения и развития тематического материала..............170

§4. Формообразующие тенденции на уровне частей целого ........................176

§5. Формообразующие тенденции на уровне целого. «Концептуальные альбомы».....................................................

Заключение............................................................................................................................................................^

199

Примечания .............................................................................

Приложения

Приложение /. Дополнения

1. Некоторые примеры построения «звуковых картин» в рок-музыке ^^

2. Некоторые примеры построения «концептуальных альбомов» в рок-

209

музыке..................................................................................................у

3. Рок-лирика: избранное..................................................................................................................213

Приложение И. Схемы, таблицы..........................................................................................221

Приложение III. Нотные примеры....................................................................................236

Список аудиопримеров..............................................................................................................................270

Список использованной литературы ..............................................................................271

Аудиоприложение

3-я стр. субобложки

Введение

Культурно-историческое значение того или иного художественного феномена, как известно, может быть в полной мере осмыслено лишь по истечении определенного времени. По отношению к рок-музыке - одному из наиболее ярких, устойчивых, вызвавших массовый общественный отклик культурных явлений второй половины нынешнего столетия - такая дистанция уже пройдена: в конце 90-х гг. XX в. рок-н-роллу «за сорок». Рок вырос из молодежных одежд, область его распространения не удалось ограничить лишь танцплощадками, предсказания о его скором творческом фиаско не оправдались. Факт прочной интегрированности рока в принципиально «пеструю» картину искусства эпохи постмодернизма кажется теперь вполне очевидным. Огромная роль рок-музыки (как с социально-исторической, так и с собственно художественной точек зрения) позволяет говорить о ее значительном воздействии на развитие современного искусства в целом.

Неудивительно, что проблемы рок-музыки вызывают все более глубокий интерес отечественных исследователей - не только историков, социологов и психологов, не только критиков и журналистов, но и культурологов, филологов, искусствоведов, музыковедов. За последние годы увидело свет немало серьезных трудов, защищено несколько диссертаций, дипломных работ /92, 174, 179, 198/, проведен ряд конференций. Не теряют своей актуальности и полемической остроты многие исследования 7080-х гг., хотя сегодня некоторые их положения кажутся противоречивыми. Тем не менее, явление рок-музыки требует дальнейшего осмысления и изучения. Сегодня все глубже и заметнее становится разрыв между стремительно развивающейся рок-практикой и не поспевающей за ней теорией, между появлением новых музыкально-идеологических движений, стилевых направлений, технологических разработок, с одной стороны, и попытками профессионально проанализировать и систематизировать эти явления, с другой. Очевиден факт дезинтегрированности исследовательских усилий.

Для построения системы научно-теоретических знаний о роке эффективным представляется обращение к проблемам стиля (весьма актуальным также для композиторского творчества и академического музыкознания). Несмотря на относительную молодость рок-музыки, в ее рамках сложился свой собственный «сложноподчиненный» конгломерат стилей, сочетающий порой весьма неоднородные и даже противоречивые явления. Процесс бурного стилевого расслоения рок-музыки, пришедшийся на конец 60-х гг., был подготовлен постепенным обогащением стилевыми разновидностями главенствовавшего в предыдущем десятилетии жанра -рок-н-ролла /92, 174/. На рубеже 60-70-х жанровая система разворачивается в систему стилей, что не в последнюю очередь обусловлено социокультурными событиями того времени, стремлением рока не противопоставить себя (как это было раньше), но войти в художественный мир «взрослых», познать и по-своему интерпретировать его. Из контркультуры рок превращается «в мозаику альтернативных культур и типов поведения» /126, с.248/.

Процесс возникновения, закрепления и отмирания новых стилей и их разновидностей в рок-музыке продолжается до сих пор. Ныне «старые», ставшие уже традиционными стили свободно сосуществуют с новейшими, ультрамодными; какие-то из них утрачивают свои позиции, другие же, наоборот, обретают новую популярность. Многие стили генетически связаны друг с другом, «произрастают» один из другого. Активная смена и сосуществование стилистических направлений, идейных концепций, композиционных техник весьма характерны для искусства XX в. вообще, однако в роке данная тенденция выявляет себя особенно ярко и выпукло. Важность, насущность стилевой проблематики в рок-музыке усиливается тем, что в академическом музыкознании также не существует единой точки зрения по вопросам стиля.

Следует признать, что предлагаемое исследование не впервые поднимает проблематику, связанную со стилем в роке. Вполне естественно, что столь очевидная важность этих вопросов предопределила обращение к ним многих специалистов. Без апелляции к понятию стиля, в сущности,

не может обойтись ни один рок-исследователь. Большинство специалистов сходятся в трактовке самого понятия «рок-музыка» как стилевого. Эта мысль более двух десятилетий назад была высказана А. Сохором и его коллегами /142, 172/, которые одними из первых указали на необходимость выделения константных для рока музыкально-стилистических признаков, а также разграничения понятий «рок», «поп» и «бит»1. В брошюре И. Набока /127/, отводящего интересующей нас теме специальный раздел «Рок как музыкально-стилистическое явление», проблема ставится более широко. Исследователь (во многом вслед за А. Сохором) констатирует наличие некоего постоянного качества - «роковости», которое накладывает своей отпечаток на многие произведения самых разных жанров и стилей (в том числе к року напрямую не относящихся). Еще дальше идет музыковед В. Сыров /174/, размышляющий о феномене «блюзовости» как о поддающемся моделированию жанрово-стилевом качестве, «первородном» для многих направлений рока и джаза.

В сжатом виде информация о стилевой эволюции рок-музыки содержится в любой рок-энциклопедии; такого рода сведения, как правило, сопутствуют и принятому в целом ряде работ историко-классификационному подходу. Достоинством подобных исследований, нацеленных в большинстве своем на рассмотрение генетических связей и дефиницию сущностных признаков отдельных направлений, является их лаконичность, наглядность; однако рок-история зачастую предстает в них в виде застывшего «генеалогического древа», разветвленной схемы, тогда как собственно процессы стилеобразования зачастую не описываются, в чем можно убедиться, открыв практически любую «History of rock-n-roll» на русском или английском языке /1, 97, 121, 143, 153, 187, 190, 200, 240, 247, 258 и др./.

Социокультурный подход, представленный работами многих отечественных и зарубежных исследователей, предполагает включение стиля как явления рок-музыки в широкий социально-исторический и культурно-эстетический контекст. При этом основное внимание авторов, как правило, сосредоточено на «вещных», «материальных» аспектах того или иного

молодежного движения, породившего музыкальное явление, на динамике общественно-политической ситуации и идеологических вопросах, тогда как собственно музыкальные аспекты стилевого феномена рассматриваются весьма поверхностно /52, 64, 66, 67, 76, 126, 156, 160, 188, 242, 254 и др./. Так, П. Йорк /270/ практически идентифицирует понятия «стиль» и «образ жизни». Близкой оказывается позиция некоторых отечественных авторов (Ю. Божко, К. Мяло, И. Рыданова, Н. Саркитов), видящих за тем или иным молодежным движением определенный «жизненный стиль», «альтернативную традиционной систему не только эстетических, но и этических ценностей» /156, с.11/.

Системно-типологический подход к проблеме, нацеленный на рассмотрение стилей рок-музыки в качестве определенным образом организованной системы с особыми механизмами формирования, функционирования и модулирования (и, таким образом, включающий в себя также элементы историко-классификационного подхода), представлен работами немецкого ученого П. Вике /268, 269/. В своей интерпретации понятия «стиль» исследователь уделяет немало внимания и собственно музыкальным факторам, специфике отдельных выразительных средств. Данный подход находит отражение в содержательной дипломной работе молодого музыковеда В. Кравчук /92/, концентрирующей внимание в основном на ранних этапах развития рок-музыки («эпоха рок-н-ролла»), хотя сделанные выводы могут быть экстраполированы и на более широкие пласты рок-материала.

Для западного «роковедения» весьма характерен семиотический подход, демонстрируемый одной из центральных работ по интересующей теме - «Subculture: the meaning of style» Д. Хэбдиджа /230/. Стиль трактуется здесь как своеобразная знаковая система, основная цель которой -установка коммуникаций между себе подобными и кодировка смыслов от окружающего «враждебного» мира (в том числе и внутри самой субкультуры). В качестве таких знаков автор рассматривает различные атрибуты стиля: одежду, музыку, танец, сленг и т.д. По мысли исследователя, процесс трансформации стилевых объектов рок-культуры говорит больше,

нежели сами объекты. В сущности, Д. Хэбдидж одним из первых (и немногих) в «роковедении» указывает на важность изучения процессов сти-леобразоеания, хотя вопрос о том, каким же образом складывается стиль в рок-музыке, какие механизмы действуют в процессе его формирования, как происходит отбор существенно важных стилевых компонентов, ставится автором (как и разделяющим его точку зрения Д. Мелли /241/) преимущественно с социологических позиций. В отечественной литературе семиотический подход (вне прямого применения к проблеме стиля) представлен лишь единичными работами (Л. Березовчук /20, 21/); его результаты могут быть эффективно использованы для установки значения отдельных музыкально-выразительных средств в системе рок-мышления.

Несмотря на то, что внутренне-художественные закономерности того или иного рок-стиля казалось бы, должны ставиться во главу угла при конкретно-стилевом подходе, такого рода работы в большинстве случаев создаются историками или социологами, тяготеющими, соответственно, к социокультурному или историко-классификационному подходу /123, 125, 152, 207, 211, 249, 252/. В отечественной музыкальной критике с аналитических позиций одними из первых к изучению стилистики конкретных направлений (в том числе хард- и арт-рока) обратились Д. Ухов и А. Троицкий /180, 183/, однако их публикации рассчитаны, в основном, на массового читателя.

Безусловно, большую роль в изучении признаков стиля могут сыграть монографии, посвященные творчеству той или иной рок-группы -как, например, обстоятельная, насыщенная элементами музыковедческого анализа «Robert Fripp: from King Crimson to Guitar Craft» Э. Тамма /261/. Однако в большинстве своем такие работы не выходят за пределы хрони-ко-фактологического описания, хотя отличаются высокой достоверностью в информативно-справочной части /17, 32, 37, 39, 40, 90, 135, 141, 166, 220, 225, 226 и др./. Весьма ценными оказываются и размышления самих рокеров, пытающихся теоретически и философски обосновать предмет

и тл

своей деятельности - как это делает, например, арт-роковыи музыкант г. Фрипп в статье «The Act Of Music» /224/. Книга музыканта-исполнителя

А. Козлова «Рок-музыка: истоки и развитие» /80/, раскрывающая принципы музыкально-стилистического языка рока и джаза путем их сравнения, содержит черты компаративного анализа.

Большую ценность представляют труды отечественных музыковедов, обращенные к проблемам массовых жанров (в том числе рок-музыки). Среди них в первую очередь следует назвать работы В. Конен -«Блюзы и XX век» /85/, «Об истоках рок-музыки» /87/, «Третий пласт: новые массовые жанры в музыке XX века» /88/. Изучение путей взаимодействия рока с другими видами музыкальной культуры (в основном на материале стиля арт-рок) проводится в книге А. Цукера «И рок, и симфония» /194/, содержащей много выводов основополагающего характера. Диссертация В. Сырова «Стилевые метаморфозы рока, или Путь к "третьей" музыке» /174/ относится к числу немногих профессиональных работ, ставящих своей целью именно стилевой анализ. Автор проникает вглубь самого музыкального мышления рока, раскрывает особенности присущего ему формо- и ладообразования, изучает каналы, по которым рок общается с мировыми музыкальными культурами, хотя в соответствии с поставленными задачами подчиняет свое исследование стилевой эволюции рока в основном идее «артизации», обходя вниманием многочисленные «неарти-зированные» рок-феномены (и специфические выразительные средства рока). Вдумчивым исследованием, изучающим проблему взаимосвязи роки академической музыки на конкретных примерах некоторых арт-роковых произведений, предстает статья зарубежного музыковеда Н. Джозефсона /236/. Проблемы крупной формы в роке рассматриваются Т. Диденко /54/. Художественно-эстетические принципы различных стилей рок-музыки освещаются в работе Е. Овчинникова /136/. Отдельные выразительные средства рок-музыки (ритмическое остинато) затрагиваются в диссертации И. Чижовой на материале некоторых произведений хард-рока и хэви-метал /198/.

При изучении элементов музыкального языка и характерных исполнительских приемов эффективным было обращение к литературе по джазу /14, 43, 48, 136, 138, 158, 162, 199 и др./. Во многом созвучными выдви-

гаемым в данной работе идеям оказались положения, выдвинутые О. Коваленко в его диссертации по проблемам стиля в джазе /77/.

В целом, анализ литературы показывает, что методология стилевых исследований, позволившая бы адекватно изучать стилевой объект во всех его многообразных проявлениях - как часть стилевой системы рок-музыки (шире - рок-культуры) и как художественное явление с присущим ему комплексом признаков, явление непрерывно развивающееся, модулирующее - пока еще не разработана. Не приведена к «единому знаменателю» терминология. Не выявленными остаются принципы, факторы и средства стилеобразования. До сих пор не выступало в качестве предмета специального анализа такое специфическое для рока средство художественного воздействия, как саунд, в системе стиля становящееся одним из важнейших его признаков и выдвигающее перед исследователем целый комплекс проблем, связанных с фактурной, тембровой, громкостно-динамической, пространственной, ритмической, интон