автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Принципы структурообразования двумерных объектов графического дизайна

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Павлова, Надежда Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
Автореферат по искусствоведению на тему 'Принципы структурообразования двумерных объектов графического дизайна'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Принципы структурообразования двумерных объектов графического дизайна"

п г п ! ! и

ГОСУДАРСТВЕННЬШЦКОМИТЕТ ]П0 ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ВЫСШЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЕ УЧИЛИЩЕ имени В. И. МУХИНОЙ

На правах рукописи

ПАВЛОВА Надежда Анатольевна

ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРООБРАЗОВАНИЯ ДВУМЕРНЫХ ОБЪЕКТОВ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

17.00.06 —ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1994

Диссертация выполнена в Санкт-Петербургском высшем художест-венно-лромышленном училище имени В. И. Мухиной.

Научный руководитель — доктор искусствоведения, профессор Е. Н. ЛАЗАРЕВ

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор П. А. ТЕЛЬТЕВСКИИ кандидат искусствоведения А. Д. БОРОВСКИЙ

Ведущая организация: Санкт-Петербургский филиал ВНИИТЭ.

Защита состоится « 3 » '¿/зСгс.!^ 1994 года в

¿¿ос

ч. па

заседании специализированного совета К.064.56.01 в С.-Петербургском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной по адресу: 191028, СПб., Соляной пер., д. 13.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке СПбВХПУ.

Просим Вас принять участие в защите и направить свой отзыв в 2-х экземплярах по указанному адресу.

Автореферат разослан « ю » Л¿¿-6199 ^года.

Ученый секретарь специализированного совета, / „

кандидат искусствоведения, профессор Н. П. ВАЛЬКОВА.

У /

Актуальность проблем и состояние вопроса.Для начала девяностых годов нашего века характерно стремительное развитие но-еой .информационной технологии.Компьютеры эктйено еходят е об -ласть графического дизайна, почти безгранично увеличивая технические возможности дизайнера-графика, а это налагает на дизайнера, как специалиста, повышенную ответственность перед обществом за качество визуальной среды.

Сложившаяся ситуация потребует в скором времени пересмотра критериев оценки произведений дизайн-графики в сторону более актиЕного утверждения культурных и общегуманных ценностей,которые, на наш взгляд,должны стать фундаментом дальнейшего развития графического дизайна и основой совершенствования подготовки профессиональных кздрОЕ е этой сфере.

Развитие методов визуализации различных явлений новыми технологическими средствам требуют более глубокого осмысления традиционных методов, выработанных графическим дизайном, поиска путей их совершенствования и обновления, расширения сферы деятельности дизайнера-графика как профессионала.Графический дизайн сегодня все активнее включается в организацию информационного аспекта предметно-пространстЕенной среды, в обеспечение оптимальной стратегии обработки информации, предъявляемой в визуальной форме.

Повышение эффективности проектных разработок в этой сфере представляется одним из резервов информатизации общества, резервом удовлетворения потребностей современного человека в социально значимой информации, имеющей эстетическое выражение. Сегодня деятельность дизайнера-графика многообразна - это разработка логосистем, сложных реклнмно-грзфических комплексов, участие в проектировании выставок, организации визуально-гра-

фической среды праздников, спортивных игр, ярмарок и фестивалей, участие в проектировании информационного аспекта городской среды и пр. Результаты такой деятельности обеспечивают горожанину возможность правильной и быстрой ориентации е пространстве, делают возможным необходимый человеку эмоцио -нально-эстетический комфорт, способствуют как уменьшению визуального однообразия, так и снижению "информационного шума'.'

С осознанием социально-культурной значимости подобного рода разработок в отечественном дизайне открылась большая область нерешенных теоретических и методологических проблем,без исследования которых невозможно плодотворное развитие данной области эстетической деятельности.

Настоящая диссертация посвящена исследованию того круга художественных проблем дизайна, который связан с целостной худокестЕенно-композиционной организацией произведения дизайн-графики. Эти проблемы составляют Еакную часть общей проблематики теории искусства е области изучения художественной формы и теории композиции пространственных видов искусстЕа.

Современные научные разработки в этой области начали проводиться еще е 20-х годах в ИНХУКе, где методом "объективного анализа" изучались выразительные средства разных еидое искусства, воздействие произведения жиеописи на человека, проводился поиск новых средств художественоой выразительности • (В.В.Кандинский,Л.Лисицкий,A.M.Ройченко и др.).Близки по проблематике теоретические труды В.А.Фаворского ж П.А.Флоренского, преподававших во ВХУТШАСе. В Баухаузе подобными исследованиями занимался П.Клее. Баухауз и конструктивисты группы

"Де Стиль"дали импульс к созданию конструктивной типографии. С этим периодом связано теоретическое осмысление проблем

структуройразоЕання и поиск новых форм типографского дизайна, которые воплощали концепцию текста (ЯЛихольд, К.Тайге).

Полонительный вклад в изучение визуального восприятия произведения искусства, важного для понимания механизмов воздействия художественной формы,внесли работы гештальтпсихологов, сформулировавших ряд законов восприятия,эти законы были взяты дизайнерами-графиками в качестве психологической основы для пространственной организации графической информации.В последу-вщие годы психологический подход успешно применялся к исследованию восприятия художественной формы в искусстве (В.Стшемин-ский, Р. Арнхейм, Р. Грегори. Дж.Гибсон, Г.Руубер,H.H. Волков и др.) и дизайне (П.А.Кудин). В середине нашего века значительное расширение системы выразительных средств графического дизайна было обеспечено введением ноеой технологии - офсетной печати. Осмыслением ноеых технических возможностей и разработкой методики обучения - методики развития визуального мышления будущего специалиста, обогатили теорию педагоги швейцарской ( Э.Рудер,А.Хофман,Й.Мюллер-Брокман) и немецкой (А.Станковс-кий) школ графического дизайна.

Становление графического дизайна как эстетической деятельности вызвало необходимость его дальнейшей теоретической разработки. Значительные результаты были достигнуты благодаря семиотическому подходу.который широко применялся в изучении : природы искусства (Ю.Юогман.Б. А.Успенский и др.),в частности живописи (Л.Ф.Негин); природы архитектурного творчества (А.В.Иконников и др.); рекламы и визуальной коммуникации (Р.Вилде.Г.Ераун и др.).Семиотический подход позеолил глубоко исследовать проблему языка' графического дизайна, его выразительных средстЕ и возможностей (Е.В.ЧернеЕич.Д.А.Азрикан - мето-

- о -

дика ВНИИГЭ, У.Боумзн.Е.Бут-Клибборн.Д.Еарони и др.).а также изучить проблему функциональности Еизуального текста(Г.А.Арамян). Однако семиотический подход,придавая коммуникативному аспекту наибольшее значение, не позволяет рассмотреть других сторон проблемы. Этого недостатка лишен системный подход, который поз-еолил по-новоглу подойти к проблемам дизайна как эстетической деятельности(Е. Н. Лазарев, С. 0. Хан-Магомедов, В. Ф.Сидоренко Д.А.Ку-змичев, Н.П.Валькова.К.А.Грабовенко и др.).Недостатки семиотического подхода преодолеваются таете комплексным изучением искусства (Ю.А.Барабаш.А.Я.Зись).художественной культуры и массовой коммуникации (В.Ю.Еорев.А.В.Коваленко).Перспективным для решения задач художественной организации произведения дизайн-графики представляется сравнительно-исторический подходСФ.Мег-гс,С.Хедлер,С.И.Серов) и подход, использующий средства математики (Д.Щульц,А.Хелберт и др.).

Современный графический дизайн имеет множество объектоЕ проектирования,обладающих сложной информационной природой,различающихся пространственны® признаками и требующих исследования закономерностей их художественной организации.

Объектом исследования являются произведения графического дизайна,имеющие плоскую изобразительную поверхность и отличающиеся друг от друга различными утилитарными функциями, это:пла-каты,листовки,вымпелы,почтовые марки,открытки,конверты,карты, билеты,ярлыки и пр.

Предметом исследования являются закономерности структурооб-разоЕания двумерных объектов графического дизайна и приемы структурирования Еизуальной информации на плоскости.

Границы исследования обусловлены задачами конкретизации изучаемого предмета - закономерностей структурообразоЕания двуыер-

ных объектов графического дизайна, преимущественно произведений дизайн-графики 70-80х годое.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации - установление закономерностей системного строения двумерных объектов графического дизайна для определения осноеннх принципов их целостного худояестЕенно-композиционного структурообразования.

Для реализации поставленной цели необходимо было решить следугощиз задачи:

- дать теоретическое обоснование основного метода исследования;

- провести классификацию объектов графического дизайна,требующуюся для целей данного исследования;

- посредством структурной модели показать сложное строение двумерного объекта графического дизайна;

- определить значение поэтики как дисциплины,выявляющей худо-нестненную форму и ее элементы и дополняющей этим общую концепцию объекта графического дизайна;

- рассмотреть роль Еизуэльного восприятия как фактора,глияющего на формирование целостной композиции е графическом дизайне.

- провести типологию пространственных построений и выявить прогрессивные тенденции развития приемое формообразования и структурообразоЕания двумерных объектов графического дизайна. Методика исследования.Проводимый анализ касался основных закономерностей, тлеющих важное значение в композиционном струк-турообразовании двумерных объектов графического дизайна.Было выделено несколько уровней исследования,каждому из которых соответствует свой метод. Так на уровне исследования целостной художественной организации произведения дизайн-графики применен системно-структурный метод как соответствующий природе слокных объектоЕ исследования, какими яеляются объекты графического ди-

зайна; для визуализации структур - матричный метод; на уровне, включающем изучение пространственных построений, применен функ- ' ционадьнс-структурный анализ и метод матричного моделирования.

Особенность методики исследования состоит в том, что объект исследования - произведение графического дизайна - рассматривается на стыке двух групп наук: с одной стороны - искусствоведения и теории массовой коммуникации, с другой стороны - психологических наук, изучающих законы зрительного восприятия; другая особенность методики исследования заключается в одновременном использовании теоретического и проектно-экспериментального подходов.

Научная новизна исследования.Впервые поднимается и рассматривается проблема оптимального структурообразования как создания композиционной целостности объекта графического дизайна. Этот процесс ягляется процессом программирования обработки информации, что особо еэжно при проектировании гармоничного целостно-структурированного объекта. Тем самым Еосволнен существенный пробел в теоретическом обосновании и методологии данной области дизайна. Проблема структурообразования рассмотрена в сеязи с проблемой визуального восприятия целостных систем. С методологической точки зрения в этом отношении является ванным и актуальным взаимодействие психологии и искусствознания.Комплексный подход к исследуемому объекту и научная капраЕленность работы соответствуют характерным для сегодняшнего дня тенденциям взаимовлияния искусства и науки,рационализации принципов и методов,используемых в творческих профессиях.

Научные результаты исследования.В русле общей' установки на исследование худокестЕенных проблем дизайна в диссертации получен ряд научных результатов:

- разработан комплексный подход к исследованию двумерных объектов графического дизайна; в органической связи с задачам проектирования системы "челогек - среда" намечена методика проектных исследований в графическом дизайне;

- определена роль визуального восприятия как фактора, влияющего на формирование целостной композиции исследуемого объекта.

- выявлены особенности пространственных построений в двумерных объектах графического дизайна на основе изучения лучших в композиционном отношении образцов дизайн-графики;

- проанализированы прогрессивные тенденции развития приемов формообразования двумерных объектов графического дизайна;

- сформулированы основные принципы оптимального структурообра-зования двумерных объектов графического дизайна. Практическая значимость исследования. Результаты исслецова -

ния,восполняя пробел в теоретическом обосновании художественно-конструкторских разработок в области дизайн-графики,представляют и конкретные данные о типах, свойствах и функциях визуальной конструкции, имеющие практическую ценность для проектирования даумерных объектов графического дизайна - их практическое применение делает возможным более сознательное использование методов структурообразования, и программирование стратегии обработки визуальной информации; открывает пути активизации твор -ческого процесса; способствует обеспечению необходимого эстетического уровня дизайн-разработок, ориентированных на воспроизведение средствами полиграфик, ЭШ и телевидения.

Полокеняя диссертации будут иметь методическую ценность для составления заданий на худояественную разработку объектов дизайн-графики; их использование доляно способствовать повышению уровня предпроектных исследований, Еыработке новых критериев оценки ху-

дожественных достоинств произведений дизайн-графики,совершенствованию методов проведения экспертизы готовых проектов.

Результаты исследования.имея педагогическую ценность,послужат повышению качества учебной работы в средних специальных учебных заведениях и вузах, готовящих специалистов в области дизайна и дизайн-графики.

Апробация и внедрение. Основные положения диссертации апробированы на международном семинаре плакатистов, проводимом Союзом художников в г.Риге/1987г./; участием автора более чем в 20 отечественных и зарубежных художественных выставках; выступлениями на 3-х научно-практических конференциях. Основные результаты исследования опубликованы в печати.

Научно-теоретические положения и рекомендации, подученные в диссертации, внедрены в:

I/ учебных курсах: "Дизайн аудивизуалъных коммуникаций" /1937 -88уч.г./ на кафедре программного дизайна СПбВХПУ;"Искусство шрифта" /1990-91,1381-92 уч.гг./ на кафедре графического дизайна СПбВХПУ; "Композиционно-проектная графика" /1992-93, 1993-94 уч.гг./на кафедре транспортного дизайна СПбВХПУ; 2/ опытно-конструкторской работе "Форма-З".Технический отчет ГПЮ.007.006. гос.регистрационный номер 151075,п/я А-7438; 3/ шести тиражированных комплексных графических разработках и семи тиражированных плакатах автора.

Объем работы. Диссертация состоит из введения,трех глав, заключения, библиографии и приложения. Объем диссертации 1£>3 страниц» текста, 7 схем и таблиц, 120 иллюстраций в приложе -нии. Список литературы содержит наименования.

Во введении дается анализ и оценка возникшей в графическом дизайне проблемной ситуации, мотивирующей актуальность из-

бранной теш и направление ее научной разработки, уточняются: рабочая терминология, цели и задачи диссертации.

В первой главе - "Проблема организации художественной формы в графическом дизайне" - исследуется вопрос создания художественной форш, являющийся одним из основных как в теории дизайна, так и в общей проблематике искусствознания; проводится классификация объектов графического дизайна.

Создание художественной форш произведения искусства обеспечивается использованием средств композиции,- признанные мастера искусства: В.А.Фаворский, В.И.Суриков,С.М.Эйзенштейн и др., трактуя понятие композиции- по-разному, обращали особое внимание на объективно существующие ее законы. Вполне закономерно, что в пространственных искусствах особое внимание уделяется пространственной организации произведения.

Сегодня проблема выразительности художественной форш приобретает еще более ватлое значение,- она находится в тесной связи с проблемой становления системы и языка каждого нового вида искусства, языка инновационных направлений эстетической деятельности. Получившая свое развитие в двадцатом веке, дизайн деятельность рассматривается теоретиками дизайна как единая технико-эстетическая система с определенными задачами ц функциями,главной целью которой является культуроцентристская, антропономи-ческая ориентация создоваемого предметного мира и связей человека с этим миром в рамках целостной материально- художествен -ней культуры общества /Е.Н.Лазарев,В.Ф.Сидоренко и др./.Граобя-ческий дизайн мояет рассматриваться как подсистема дизайн-деятельности, как деятельность по организации информационного аспекта, создаваемой предметно-пространственной среды /О.И.Гениса-ретский и др./, он близок по своей природе средствам массовой

. - 12 -

коммуникации. Проблема организации художественной формы является одной из наиболее значимых для графического дизайна.Изби-рательно используя традиционные выразительные средства живописи, станковой графики, архитектуры /средства пропорционального структурирования/ с целью привлечь внимание зрителя и передать ему определенную информацию, графический дизайн ищет новые пути и форлы выражения общественно важного содержания.

В настоящее время существует огромное множество объектов графического дизайна, сопутствующих разнообразным формам человеческой деятельности и являющихся носителями определенных эстетических ценностей. В целях данного исследования проведена классификация объектов графического дизайна по внешним пространственным признакам /по типу изобразительной поверхности/,объекты классифицированы на двумерные,трехмерные и промежуточные форлы, -пространственные признаки имеют особое значение как при композиционных построениях,так и при их восприятии; дополнительно двумерные объекты классифицируются на: объекты,предназначенные для свободного обращения, и объекты, предназначенные для ис -пользования.с креплением на дополнительный материальный носитель.

В последнее время наблюдается тенденция к усложнению пластической структуры объектов графического дизайна /таких как этикетки,бланки,плакаты и пр./,во многом связанная с применением компьютерной технологии в проектировании. Но параллельно с этим еще немало дизайн-разработок отмечено отсутствием худо -жественного начала,повторением слабо проработанных элементов.

Сложившаяся ситуация требует новых подходов как к проектированию, так и к изучению свойств объектов графического дизайна. Применение одного только семиотического анализа,как это было недавно,представляется недостаточным для изучения объекта гра-

фического дизайна, воспринимаемого двояко: как знак и как часть предметно-пространственной среды, и являющего собой непосредственную чувственную данность, художественную целостность.

Для изучения строения и закономерностей художественной организации двумерных объектов графического дизайна наиболее приемлемым представляется комплексный подход.который наиболее полно соответствует сложной природе подобных объектов.

Развитие графического дизайна,важность стоящих перед ним задач, и связанные с этим тенденции структурного усложнения объектов дизайн-графики, требуют дальнейшего изучения закономерностей организации художественной формы - закономерностей композиции объектов графического проектирования,в первую очередь, объектов,тлеющих плоскую изобразительную поверхность. Необходим комплексный подход к композиции как традиционному методу организации художественной формы в графическом дизайне.

Во второй главе - "Композиционные закономерности строения двумерных объектов графического дизайна" - рассматривается структурная модель изучаемого объекта; анализируются композиционные отношения противоположения,взаимодополнения и элементы поэтики в двумерных объектах графического дизайна.

Двумерный объект графического дизайна по внешним признакам представляет собой плоскость,"являющуюся наиболее древней формой носителя информации"/Т.Зберский/.3-е измерение такого носителя информации является условным. Но двумерный объект графического дизайна имеет сложное внутреннее строение.посредством которого осуществляется его эстетическая функция; сложность организации художественной формы сближает его с произведением искусства. Общие принципы строения художественного произведения достаточно полно изучены эстетикой и литературове-

дением /Р.Якобсон, РЛ4нгарден,В.В.ВиноградовДЛ1.Соколов/построена структурная модель художественного произведения/М.С.Каган/. Рассмотрим изучаемый наш объект на модели подобного типа.

На структурной модели двумерный объект графического дизайна с его внешней и внутренней, формой представлен как сложная система, имеющая иерархическое строение. Зто значит,что каждый уровень иерархии представлен самостоятельной подструктурой,взаимосвязью элементов, имеющей свои закономерности:

1. Центром структурной модели двумерного объекта графического дизайна является концептуальная структура, относящаяся к интеллектуальному содержанию системы /она включает идею, тему или функционально значимую информацию/ и являющуюся верхним уровнем в иерархическом строении объекта.

2. Структура Функций двумерного объекта графического дизайна имеет виртуальную природ'/, реализуется б реальном пространственно-временном процессе; функции являются "смыслообразующей стороной" объекта дизайна /Н.П.Валькова и др./.

3. На следующем уровне строения объекта располагаются элементы внутренней формы, млеющие идеальную природу и выражающие на языке, присущем графическому дизайну, содержание и тему в конкретных визуальных образах.

4. К внешней форме объекта, откосится уровень средств организации художественных образов - это уровень простг'анственных построений - архитектоники двумерного объекта графического дизайна; его законы подчинены законам физического пространства и законам визуального восприятия.

5. Уровень изобразительного материала. понимаемого как компонент технологии, определяется свойствами материального носителя информации, восприятием элементов этого уровня: фактуры,текс-

туры, красочного слоя и др., а также технологией изготовления графического оригинала и технологией его тиражирования.

6. Временная структура - это время восприятия объекта и время, в течение которого используется объект.

В сложной системе, какой является двумерный объект графического дизайна,существует как прямая связь - сверху до нижнего уровня,так и обратная связь,при которой форма оказывает влияние на содержание. В графической модели-матрице /рис.1а/ условно показана взаимосвязь уровня пространственных построений с другими структурными уровнями /точки А,В,С,Б,Б/; Еесь треугольник - это суперструктура. Суперструктура двумерного объекта графического дизайна охватывает все его компоненты, выявляет каждый уровень, определяя его значение в объекте как целостности. Феномен варьирования значений уровней'в суперструктуре двумерного объекта графического дизайна определяет

- 16 -

разнообразие отношений между компонентами в суперструктуре объекта и многообразие композиционных форм" в дизайн-графике /в частности, объясняет существование декоративного плаката с преобладанием пространственно-пластических отношений и "образного" плаката с остросемантическим, языковым выражением/; вариативность значений уровней условно показана на рис. I : б/преобладание внешней формы¡в/преобладание внутренней формы.

Задачей дизайнера является создание гармоничного целостно-структурированного объекта /Е.Н.Лазарев/. Структурообразование с учетом структурных связей на.всех уровнях и с учетом законов человеческого восприятия является процессом создания целостной композиции объекта графического дизайна.Необходимость учета сложного строения двумерного объекта графического дизайна возникает .уже на стадии дредпроектных исследований и композиционного замысла, - при анализе сложной структуры особое значение имеет взаимоотношение содержания и формы, замысла и материала. Эти взаимоотношения можно рассматривать как эстетический Еариант общефилософского принципа единства и борьбы противоположностей; отношения противоположности /антитеза/-универсальная закономерность, характерная для строения произведений всех видов искусства /Е.В.Волкова/; с понятием единства противоположностей тесно связана категория гармонии /А.Ф.Лосев/,- синтез противоположностей обеспечивает сложность и целостность -системность гармонично структурированного объекта графического дизайна. Для осуществления функций такого объекта особое значение имеют пластические зрительные противоположения,определяющие художественное пространство. Но так как композиция /целостная организация объекта/, возникающая в акте восприятия и зависящая от организации эстетического сознания воспринимающе-

- Г7 -

го субъекта, является результатом взаимодействия в системе "наблюдатель - объект" /Ш.А.Тумеров/,дизайнеру-графику в процессе тзорчества необходимо учитывать и закономерности визуального восприятия двумерного пространства и специфику эстетического сознания зрителя.

В этой связи важную роль играет визуальная поэтика как синтез правил, как система пространственно-аксиологических представлений,задающих тон восприятию двумерных объектов графического дизайна, являющихся ключей к прочтению визуального текста. Поэтика графического дизайна как средства массовой коммуникации находится в стадии своего становления и поэтому трудно поддается анализу, в отличие от поэтики традиционных видов искусства, но в целом можно говорить об их исторической преемственности. Поэтика аудивизуальных средств массовой коммуникации близка мифологической поэтике, связана с «глубинно традиционным, фольклорным видением мира /В.Ю.Борев,А.В.Коваленко/. Появление традиционной системы символических пространственно-аксиологических представлений в графическом дизайне дает возможность с помощью даже одного визуального элемента передавать сложные "смыслы",являющиеся общекультурнымя представлениями, повышает инфорлационную емкость и эстетическую значимость визуального текста.

В конце главы подчеркивается важность проектирования гармонично структурированного объекта графического дизайна.непосредственно воспринимаемого зрителем как художественная целостность.

Построение структурной модели двумерного объекта графи -ческого дизайна и дальнейшее использование этой модели в процессе проектирования может рассматриваться как метод структурно-композиционного моделирования; навыки использования модели

- 18 -

как инструмента должны отрабатываться в учебном процессе по специальной методике обучения будущих специалистов, основанной на более полном изучении закономерностей строения каждого уровня в художественной организации объекта проектирования.

В третьей главе - "Особенности пространственных построений в двутдерных объектах графического дизайна" - проведен анализ средств, используемых на уровне структурирования художественного пространства/прослежена взаимосвязь этого уровня с другими структурными уровнями, прослежены тенденции развития приемов формообразования,сформулированы основные принципы струк-турообразования двумерных объектов графического дизайна.

В теории графического дизайна в достаточной степени исследованы закономерности языковой структуры и ее связи с концепцией произведения дизайн-графики /Е.Н.Черневич и др./, функции визуального текста /Г.А.Арамян/,но особенности пространственных построений, зависимость архитектоники от системообразующих факторов, таких как закономерности визуального восприятия,исследованы не з полной мере. .Изучение закономерностей архитектоники имеет важное значение для поиска новых средств структурирования визуальной информации.

Исследование строилось на основе уже известных в психологии и искусствоведении положений: на визуальное восприятие графических изображений оказывает влияние отношение "фигура -фон" /Э.^убян/; организация пространственно-временной последовательности обзора инфорлационного поля панелей управления приборами ванна для оптимизации техники ввода информации /А.А.Мить-кин/; последовательность приема информации находится под влиянием композиционных средств организации изобразительного поля: разные виды ритма и пр. /П.А.Кудин/; при оптимальной композиции

картины траектория зрительной оси совпадает с маршрутом "считывания содержания" /Г.Э.Руубер/; даже незаполненное изобразительное поле, ограниченное геометрическим контуром структурируется при визуальном восприятии /В.А.Фаворский,Н.Н.Волков,Р.Арн-хейм,Г.Э.Руубер/. Эти положения явились основой, исследования, для целей которого были введены следующие определения:

Дрхитектоника двумерного объекта графического дизайна, его пространственная структура - это соотношение, противопоставление, взаиморасположение заполненных и пустых частей листа,воспринимаемых визуально как "фигура и фон".пластическое решение рабочих функций элементов изображения,образующее визуальную конструкцию, ограниченную краями листа.

Визуальная конструкция,это визуальная структура вместе с элементами изображения /элементы меняются,но характер связей остается/. Визуальная конструкция выявляется при совпадении основного элемента изображения или зрительной оси группы связанных элементов с направлением силовой линии изобразительного поля.

Для исследования пространственной структуры двумерного объекта графического дизайна применен метод матричного моделирования .Исследование построено на изучении пространственной структура плаката как наиболее типичного двумерного объекта графи -ческого дизайна, имеющего постоянные характеристики формата /прямоугольник с пропорциями сторон в отношении "два к трем"/. Проанализировано более двух тысяч образцов плакатной графики, опубликованных в печати. В основные ячейки трехмерной матрицы включено 102 плаката, многие из них получили высокую оценку на конкурсах.

Матрица строилась на основе пересечения трех векторов:

- 20 -

I. горизонтальный вектор образован из 10 основных типов визуальных конструкций, отличающихся друг от друга преобладанием одного или двух элементов "скрытой" структуры изобразительного поля /на схеме обозначена - х/ :

О

1

10

II. вертикальный, вектор образован из подобных им типов визуальных конструкций,но выявленных слабее,чем в первом векторе;

III. вектор, фиксирующий данные о том, как часто встречается визуальная конструкция.

На пересечении вертикалей и горизонталей - 100 основных ячеек,в них 80 возможных визуальных конструкций;в ячейках расположенных по диагонали /В1-Г1, В2-Г2 и т.п./конструкции первого уровня сложности, остальные относятся ко Еторому уровню сложности. 20 ячеек матрицы пусты, так как дублирующиеся и являющиеся нецелесообразными построения изъяты.В матрице зафиксировано 56 объектов,характеризующихся визуальными конструкциями, отличными друг от друга; 24 ячейки матрицы не имеют объектов, так как плакатов с подобными пространственными построениями не обнаружено,но предполагается возможность их появления в будущем. В дополнительных ячейках - 6 конструкций .относящихся к третьему уровню сложности,они полнее выявляют "скрытую"структуру поля. В третьем векторе зафиксирована частота встречаемости конструкций; так, чаще всего встречалась конструкция В-З-ГЗ /семь раз/.

Исследование пространственных построений показало: I. Визуальная конструкция объединяет элементы,способствует оптимальному и целостному восприятию объекта,удерживал центр изо-

бражения в плоскости.

2.Анализ ряда образцов плакатной графики выявил характерные признаки типологии структурно-пространственных построений: -типы визуальных конструкций повторяются,но пространственная композиция всегда оригинальна;

-возможны композиционные решения с наложением 2-х визуальных конструкций разных типов,реже встречаются более сложные.

3.Выявлены виды визуальных конструкций: открытые ео внешнее пространство/лист является комбинаторным модулем/ и закрытые.

4.Отношение к пространственным построениям" зависит от авторской концепции.

5.Центры основной информации располагаются на пересечении структурных направляющих - "силоеых линий". 6.Определены функции визуальной конструкции в двумерном объекте графического дизайна. Визуальная конструкция: а/ привлекает внимание,обеспечивает быстрое восприятие и переработку информации /программирует восприятие/; б/ выявляет плоскость листа и этим частично ограничивает возможность глубинно-пространственных построений.обеспечивает визуальную связь объекта с несущей поверхностью и предметно-пространственной средой в целом; в/ является стилеобразупщш фактором.

Данные, полученные при составлении типологии визуальных конструкций двумерных объектов графического дизайна свидетельствуют о наметившейся в последнее десятилетие тенденции к более полному выявлению скрытой структуры изобразительного поля,тенденции к структурированию двумерного пространства,способствующему более быстрому восприятию информации.

Для анализа связи пространственных построений с Функциями

- 22 -

объекта были исследованы и другие, типичные для графического дизайна двумерные объекты /почтовые марки, конверты, игральные карты, казначейские билеты и т.п./.

В результате исследования выявлено, что характер действий с такими объектами, отвечающий их утилитарным функция:.!,определяет зонирование поверхности /зоны для нанесения кодов,перфорации и пр./,а, следовательно,влияет на выбор визуальной конструкции для каждой зоны.

К приемам структурирования пространства в двумерных объектах графического дизайна, кроме визуальной конструкции, можно отнести традиционные /тональные,цветовые.линейные/ и нетрадиционные композиционные средства. Использование оптических иллюзий не является самоцелью, но может служить раскрытию содержания и дополнять языковые средства выражения. Отношения реального /плоская поверхность/ и художественного /изображение/ пространства определяются функциями и концепцией объекта,технологией воспроизведения графического оригинала и законами зрительного восприятия. Разнообразные приемы структурирования двумерного пространства в графической дизайне находятся в связи с уровнем художественной организации изобразительного материала как компонента технологии. Средствами выражения содержания на этом уровне являются: структурирование поЕерхности/рельеф.скзозные структуры,фактура и текстура бумаги и т.п..красочный слой/ и конфигурация формата, которые имеют важное значение для создания целостности произведения дизайн-графики.

В создании двумерного объекта графического дизайна, гармонично-структурированного объекта, важны такие принципы как:

- принцип целостного охвата всей сложной структуры;

- принцип учета отношений противоположности и взаимодополнения

элементов и уровней структуры; - принцип максимального отбора средств структурирования

на каждом уровне. '

Сознательное использование приемов структурирования плоского пространства в двумерном объекте графического .дизайна,способствуя расширению творческих возможностей дизайнера-графика, является существенным дополнением в создании целостной композиции объекта.Только композиционное единство произведения дизайн-графики на всех уровнях его строения обеспечивает оптимальное восприятие содержащейся в нем информации.

Заключение. Комплексный подход позволил полнее изучить природу двумерного объекта графического дизайна, представляющего собой сложную систему,обладающую суперструктурой /целостной композицией/.

Архитектоника двумерного объекта графического дизайна имеет свои особенности - отношение реального и художественного пространства определяется функциями и концепцией объекта, - характер пространственных построений в значительной степени способствует оптимальному восприятию информации.

"Визуальная поэтика" - система пространственно-аксиологических представлений, задающих тон восприятию двумерного объекта графического дизайна,дает возможность передавать сложные смыслы, представляющие общекультурную ценность,включающие произведение: дизайн-графики в контекст материально-художественной культуры.

Проектирование двумерных объектов графического дизайна является процессом структурообразования с учетом всех структурных связей,законов человеческого восприятия и технологии воспроизведения объекта. Определены основные принципы структурообразования двумерных объектов графического дизайна: принцип целостного

охвата структуры, принцип учета отношений противоположности и взаимодополнения элементов и уровней, принцип максимального отбора средств. Их изучение представляется важным-при подготовке будущих специалистов, применение этих принципов в проектной практике должно способствовать достижению более высокого качества дизайн-разработок.

За границами диссертации остались:

- исследование возможностей оптимального использования цвета

как средства структурирования информации в графическом дизайне;

- изучение взаимосвязи двумерных и трехмерных объектов в графических комплексах.

ВЫВОДЫ:

I.Оптимальное структурообразование как целостная композиция является процессом программирования обработки информации, особо важным при создании объектов графического дизайна.

2. Принципы структурообразования отражают закрепленные в структуре двумерного объекта графического дизайна постоянные инвариантные связи как с объектами.низшего уровня, входящих в него в качестве графических элементов, так и с системами более высокого уровня - таких как графический комплекс и визуально-графическая среда.

3. Только по-настоящему творческое отношение к структурообразо-ванию, к решению сложных проектных задач, может дать з результате произведение дизайн-графики, имеющее эстетическую ценность.

- 25 -

Научные публикации по теме диссертации:

1. Принципы структурообразования двухмерных объектов графического дизайна в средовых коммуникациях // Совершенствование пред?летно-пространственной среды: труда,быта и отдыха людей средствами дизайна: Материалы научно-практической конференции. -Л.¡Знание.ДЦНГП,1989.-С.36-40.

2. Функциональное зонирование информационных полей в двухмерных объектах графического дизайна // Информация,интеллект,творчество: проблемы образования: Материалы научно-практической конференции преподавателей и аспирантов.-Л.:ЛВХПУ,1990.

-С.21-23.

3. Метод структурно-композиционного моделирования в графическом дизайне // Вопросы композиции: Межвузовский сборник статей. -Ижевск.:Удмуртский гос.университет,1992. -С.46-56.

4. О роли визуальной поэтики в графическом дизайне // Искусство и предметно-пространственная среда: досвяшается 150-летию

со дня рождения М.Е.Мейсмахера: Материалы научно-практической конференции преподавателей и аспирантов.-СПб.:СП6ВХПУ,1992. -С.85-87.

Подписано к печати ^ . Заказ .Тираж №

Формат бумаги 60x84 1Д6, пач.л. Цена договорная.

ГПИП-3. 19П04 С.Петербург, Литейный пр., дом № 55.