автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Принципы светокинетического моделирования в дизайне

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Михайленко, Валерий Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
Автореферат по искусствоведению на тему 'Принципы светокинетического моделирования в дизайне'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Принципы светокинетического моделирования в дизайне"

Государственный коштет РСФСР по делам науки и вышей школы

Московское ордена Трудового Красного Знамени высшее худояественно-промшиенное училище (б. Строгановское)

На правах рукописи

УЖ 745.02.001.57 (47): 628.32/. 97

Михайленко Валерий Иванович

ПРИНЦИПЫ СВЕТОКИНЕШЕСКОГО МОДЕЛИРОНШЩ В даЗАЙНЕ

17.00.06 - Техническая эстетика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Носква, 1991

Работа выполнена в Ленинградской ордена Трудового Красного Знамени высшей художественно-промышленном училище им.В.И.Мухиной.

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, проф.

Е.Н.Лазарев

доктор искуссхвоведеная Г.Б.Ыинервин

кандидат искусствоведения А.Н.Лааренгьев

Ведущая организация Ленинградский филиал ВНИИТЭ

Защита состоится " /¿> " г. в "_" часов

на заседании Специализированного совета К.064.10.01 в Московской высшей художественно-промышленной училище /б. Строгановское/ по адресу: 125080, Москва, Волоколамское шоссе, 9. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института. Просим принять участие в защите и направить отзыв в двух экземплярах по указанному адресу. Автореферат разослан

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат искусствоведения

А.Н.Черепахияа

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

• Состояние вопроса и постановка пройдены. Ускорение социально-экономического развития страны определяет необходимость значительного повышения качества подготовки профессиональных кадров, в тон числе и проектировщиков. Это соответствует установкам ХХУП съезда КПСС, решениях ряда пленумов ЦК КПСС и постановлениям ЦК КПСС и СМ СССР 1987 г. о переотройке высшего и среднего специального образования. Важным моментом является активное введение новых методов и технических средств обучения высококвалифицированных специалистов, к который относятся и дизайнеры.

Перед современный дизайнов поставлены задачи целостного гармоничного структурообразовавия предметной среды, с учетом всех средообразующих факторов, в т.ч. света, который имеет существенное утилитарное и эстетическое значение в жизнедеятельности человека. Теория формирования светоцветовой среды изложена в работах В.В.Блохина, Ж.Ы.Вержбицкого, З.Ридиона, Ы.Е.Кричевского, С.С.Лапина, В.М.Солдатова, А.Г.Устинова и др. Возможности эмоционально-эстетического и психологического воздействия света рассмотрены В.А.Бранловским, Д.Бриджерсом, Е.П.Кожевниковым, Л. Н.Мельниковым, Р.Олдвартои и др. Световод комфорт обоснован трудами Н.Волоцкого, Ы.Дадионоза, С.Клюева, ВЛустова, Б.Шафранова и др. Принципы организации освещения в архитектурной среде сформулированы в трудах Н.Гусева, В.Макаровича, ¿.Дамского, В.Келлера и В.Лукхарда.

Особое место занимают работы, исследующие использование света в фотография - Л.Беке, Волкова-Лаянига, Г.Каргихофа, С.Морозова' и др. Здесь отражено творчество художников 20-х г.г. (Л.Коберн, ЭЛЬ Лисицкий, Л.11оголи-Надь, Ыэн-Рэй, А.Родченко и пр.). Поиск последних продолжен в художестванно-зксперимвнтальных проектах

А.Аргеле, М.Аргалиса, В.Колейчука, А.Круминыпа, В.Целыс и свето-цветозвукокинетических разработках Б.Галеева, А.Ланина, А.Мельникова, Е.Мурзина, Ф.Юрьева и др. Все они направлены на декоративную организацию окружающего пространства.

Художественно-конструкторский аспект проблемы отношения между световым пространством в его предметным содержанием отражен в немногих трудах. В их числе работа И.Араухо по анализу роли света в построении архитектурной форцы. Вюшченйе в число объектов современного дизайна обширных и сложных комплексов разнообразных, но функционально и эстетически взаимосвязанных предметов и процессов, необходимость организации всей среды в целом определяет задачи более глубокого эстетического и технического освоения света и как активного формообразующего средства дизайна, и как нового "материала" художественной практики.

В этой связи необходимо проведение исследования места и значения света в дизайн-творчестве, разработки теоретико-методологических положений и методик светокинетического моделирования. Такая постановка проблемы, по сравнение с традиционным применением света только для иллюзорного представления проектного результата, является качественно новым уровнем освоения света, организации световой структуры предметного пространства в целом.

Актуальность исследования. Важность дизайнерского освоения проектных возможностей света определяется, прежде всего, системным характером методических задач, которые встают перед современный дизайном в процессе комплексной организации предметно-пространственной среды жизнеобитания человека.

Эффективность и качество решения этих задач зависит от многих факторов. В числе ведущих - необходимость освоения новейших проектных методов и средств, расширяющих палитру существующих

средств композиции и формообразования и соответствующего совершенствования процесса дизайн-образования, обеспечивающего их внедрение в реальную проектную практазу.

Метод светокинетического моделирования как практический инструмент дизайнерского управления проевгнв-модельныш возиоанос-тями света в полной герз отвечает этим требования!!. Кроме этого надо отметить* что в теории я ^зтодпкв дизайна на сегодняшний день проблема включения света в число дизайн-объектов, а такяе пряного использования его в качества специфического проектного инстрз'мента практически не ставилась и не рассматривалась. Все Ешеизлоаенно© и определяет актуальность настоящего исследования.

_ Объект. предает, цель и задачи исследования. Исходя из поставленной актуальной проблемы, объектом иссдедованая является свэт как проектно-иорфолсгяческая субстанция. Предметом исследования выступает метод светокинетического моделирования в дизайне (его принципы, приемы н средства).

Главная цель исследования, проистекающая из постановки проблемы и обусловленная характером объекта и предмета, заключается в разработке система специфических методик и средств, обеспечивающих аффективное использование проектяо-выразительннх и эстетических возможностей света в процессе проектирования и формирования, в конечном итоге, новой разновидности дизайн-деятельности -светокинетического дизайна.

Проистекающие из основной цеди конкретные задачи предполагают:

- выявление и исследование светомодельных приемов, используемых человеком в историческом процессе художественного освоения и эстетического преобразования окружающего мира;

- анализ формообразующих и композиционных возможностей света

как материала, техники и технологии моделирования;

- исследование значения света в системе дизайн-деятельности;

- разработку основных теоретических и методологических положений светокинетического моделирования;

- разработку методик и приеиов светоиоделированик и йорк их вклвчения в арсенал проектных средств дизайна;

- установление принципов разработки системы инструментальной оснастки иетода свэтоышетического моделирования;

- разработку программы светокинетического иоделировавия для обучения в лрагтячоской деятельности дизайнера.

Иетояа анализа, привлекаемые важные диошшлины, границы исследования. - Главный метод - нарксистско-ленинский диалектико-ма-териадлстэтеский анализ, дополняемый сравнительно-описательным, модально-аналитическим, проектио-зкспериментальныа нзтодаии, прн-ившнныиа 1ри неученая конкретных вопросов. Многоплановость исследования потребовала привлечения, наряду с научный» положениями теории и методологии дизайна, ряда данных физики света, физиологии световоспраятня, психологии, социологии, культурологии и др. дисциплин. Границы исследования определяется его предметов и сферой практического прилозения результатов работы.

Научная новизна исследования. Принципиально новым является то, чзо впервые в теорию и методику дизайна введены понятия методологической системы дизайнерского "мышления светом" и связанного с ник перспективного направления дизайн-деятельности, определяемого как "Дизайн света" - новый проектно-художественный метод решения проблей организации аскетически выразительной, целостно-структурированной предметной среды посредством света.

Выделены основные теоретические положения и научно-методические направления использования модельных возмояшостей света.

Определены принципы построения и предлогана конструктивная система инструментов (методик и средств) реального светокинетического моделирования. Тгкии образом, вместе с понятней "дизайн света" и теоретической характеристикой метода светокинетического моделирования, в диссертация рассмотрены и практические вопросы его применения в дизайн-проектировании.

Научные результаты исследования. В результате проведенного исследования получен ряд новых научных результатов:

- определены основные принципы использования изобразительно-выразительных ¿саможиостей света и конкретные светокинемчоские форш моделирования, имеющие место в художественно-творческой геятельноста человека;

- заявлено противоречие иеаду объективно существушушн фор-ыообраэущиаи и коипозициошшми возможностями света я неразработанностью проектных форы ¡с: освоения в дизайна;

- проанализировано значение света в процессе дизайн-творчества и на основе этого сформулировав методологический принцип "мышления светом", обоснована возможность и правомерность использования света как основы нетрадиционного метода моделирования (проектирования); .

- показано практически существующее, методически-двуединое проектное проявление света а традиционном процессе дизайн-проектирования и на основе этого сформулированы методические направления использования модельных возможностей света в дизайне: "проектирование светом" и "проектирование света";

- определены смысл и содержание сввтокжнегичесюис приемов, их практическое назначение в процессе проектирования как основы создания нетрадиционного инструментария светокинетического моделирования, в т.ч. специфических методик и средств, использующих

Ï3

свзs как штернак в кнструизш: враобразовзвяз фунацвсвzszzzz-% зсгеигаескЕХ свойств предезтне-аросграноавзшюЁ cpsES}-

- разработан специальный учебний курс "Ûcaoïa csàcsïsjiwapo--ганаа" (дан сшциальностя С521-''Даз£22п).

Теоро'глчдсу.ая в пра.ч:тячвогая згазякзоть» кяе тезудт.гзл-оз ьссдедоваявя. Теореаачесвая вначкаэсг» ягазв|в&» дни состоит г прнлозгонЕн ccsobshz eosgssesë спг! ïespss

свата и пснхофязЕодогачесгах основ световоспраа^л а тсорегия-штодологаческиа: полоззешш дрсектированая, в р-тауяьгаго чаго обосновывается еовий штод проектной деятельности - своюкнЕагг-, ческвй дизайн.

Основные научные пологения оьегокннетичесЕОго мэдезшрованЕя, разрабоЕаянке в диссертации, шгут saflas дальнейшее npatasaras :

- как ваучно-катодЕчесий катерная, сбосЕОвивавздФ ■освовеко НРННЦЕЕЫ ЯСЦОЛЬЗОЗОЕНЯ СВ&ТО>!ОДе£БН££ прлезаэв в -средств pssa-Е2Я конкретных 2удоЕЗС2вэнко-конструЕгорсЕЗХ задач?

- ддя обоснования научных исследовала^ в сбдасвз хзшшосгяз^ новых светоюшетических в суцэствувдх зудожесгвзнно-зовогруЕТор-cjîhx принципов формообразования;

- в развитии §ора внедрения катода г приемов с вегожо датирования в существущий процесс дизайн-проектирования.

Практическая значимость исследования определяется обоснованием принципов использования метода светокинетического моделирования при дизайнерской организации предметно-пространственной среды, что расширяет арсенал проектных приемов и средств, связывает новый метод с традиционными методами художественного конструирования и позволяет усилить эмоционально-эстетическую выразительность системы: "обьект-человек-среда". При зтох метод свето-кинетического моделирования актуален как хая проектной, sas в se-

дагогической практики.

Основные положения диссертации апробированы автором на всесоюзных н городских конференциях и семинарах ВНМТЭ и ЛФ ВНИИТЭ 1980-83 г.г., отражены в публикациях (с.20 автореферата) и внедрены по трем основный направлениям, вклшавщим:

1) научные исследования:

- тема te 8-М-75 "Методика организации и ведения экспериментального учебного курса специальности 0521-"Дязайя" ( НИР ЛВХЛУ им.В.И.МухияоЮ.гос.рег.» 78071360.

- тема № 06-00-79 "Дизайнерское исследование и разработка системы благоустройства г.Унгены UCCP" (НИС ЛВХЛУ им. В.И.Мухиной) , гос. per. fe 78035530.

2) учебно-иетодаческие материалы:

- программа учебного курса "Основы светомоделировашя" (для специальности 0521-"Дазайя")-1979-8бг.г.;

- программа студенческих исследований по проблемам светоио-делирования (СНО ЛВХП7 га. В.ИЛухиной) - 1982-86 г.г.

3) учебно-проектные разработка:

- "Театр света" - разработка световых форм эмоционально-эстетического воздействия на человека - I курс, рук. ст. преп. Ий- . хайленко В.И., 1982-83 уч.г.;

- "Объемная светографИЕса" - решение информационных и художественно-образных задач организуемой предметно-пространственной среды - 3 .'курс, рук. ст. преп. Михайленко В.И., 1983-84- уч.г.;

- "Система бытового освещения" - проектирование эстетических качеств освещения в быту - 2 курс, рук. ст. преп. Михайленко В.Й., 1987-88 уч.г.

Структура, объем текста и иллюстраций. Диссертация состоит из введения, трех глаз, заключения, выводов и приложения: прог-

пя-.-vr-i учебного курса и Основы светонодаЕЕротаЕш* для специальности 0521-"Лззаж$*.

обьец ддсоергада: ocscsscS sesox - КЗ е., 35 raancs-p&rsœух эаЗлгц, 6z6ss3rpajzs (I35 дгшзжоваяц!), праложешю (обьеы текста - 58 с., 8 пзггетрадкй).

Edztsos caasssagre г ocbobshs лшкааняе тесгалогадня. Во" вз5Д8Н22 sacîcs оЗдая SEpassepacsssa раба-га, оегзцазтея шяуагь-Ез-згь г согггягже вопроса, раскрававтса дзо» зкдгг&, вред-ш?, ебьеег, кегогн s грггвдх гсгл8дов££ая; егзшвазтея структура работа, sposzaz&rsossg результата аесгздав&ггл: s es врахгявесган

В гжагз I ЧЬБггосяаддсяяр-ястстстасво» ашзениа света" ишет-

вазтеа з o65ss чзртах sssssezs csaïs.» sas бжшявтеского, обме-rsBEo-cyîssaïsjtsîsrs «tsjfssss ежругащай среда, рассдатригаагев оовегшйе êJEs^Q сгета, рзездвгащжэ его вкэгггзэ sas змапгаго средства жггкздзягвияеетг «вгогзва scci^s h врдаггной деятвльно-

СГЕ В Ч£С?ЕЙСЕ2.

Е процесса сзогЕ врезхгя&ск&А дгягггхгхетЕ (в т.ч. дизайнерской) по яресбразозавав сггругас-ато кагервгшьасго юра человек ссьаньаег два вс2зюшз §эрщн среда: естеегввЕэуг (природную) я Ескусствзннуи (созданную сшт! человеком). В исследовании проводится сравнительна!!; анализ освэввых факторов, гарантериаущнх структуру раасквтрЕваежнг "евзтозш: фора* s кгккретнах видов света, определящке sa форисобразуи5Е8 всакоеЕогтн ж ястетичесянэ качества.

При анализе "техвймгхческого" аспекта зрительного "кеханга-ка» человека расскатржвавгея зкяченяе света, как фжзжческого феномена, обесдечшващрго восприятие окружавшего юра ж раскрквает-ся его информационная роль в атом процессе. Согласно положении

психофизиологии, зрение является дистантнш органом чувств. Контакт рецепирущей поверхности глаза с физическим объектом опосредован электромагнитным излучением с поверхности объекта, т.е. Светой. Таким образом, зрение является продуктом света, продуктом тех квантовых процессов, которые совершаются в сетчатке глаза. В стой связи квант света рассматривается автором как олемзптарная "единица информации™, которая содеркит в себе сведения о направлении лучей, энергии, спектральном составе и поляризации света, отраженного поверхностью воспринимаемого объекта и является энергетической основой зрительного ощуцения. Проекционное изобразензв сбэзкта яа сетчатке глаза представляет собой особым образом организованное волновое поле, которое содержит в себе исчерпывающую гнфорнацЕЭ о тоа, как взаимодействовало с веществом воспринимаемого объекта некое первичное световое поле.

Выявление информационной сущности света позволяет проанализировать свет в отношении специфики его информационного характера, что вагно для худозественного освоения действительности. Далее определяются основные направления "световой деятельности" в науке, технике и коммуникациях. Раскрываются принципы устройства и функционирования биологических и технических информационных систем, единые для веек светотехнологий.

При анализе эстетических возможностей света учитывается его неотделимость от цветовых характеристик,.которые, в свою очередь, обусловлены световыми вариациями. Подчеркивается, что искусственное освещение исторически использовалось двояко - как средство жизнедеятельности и в качестве украшения. В IQ-20-e годы И в. возникло так называемое "световое искусство", включавшее направления "светоживописи" (проецирование цветного света), "свето-грамм" (фотофиксация светотеневых эффектов), "беспредметного

фильыа". В 60-е годы возникло "кинетическое искусство" с направлениями собственно "кинатизма" (подвижных светоконструкций), "свето/цвето/музыки" и "театрализованных светомузыкальных представлений".

Анализ творческих приемов, используемых в изобразительно-выразительных видах искусства, позволяет выделить три основные формы моделирования света: "ассоциативную" (в литературе и поэзии), "иллюзорную" (в изобразитедьноы искусстве) и "прямую" (в современных "технических" искусствах). £ кинематографе, телевидении и театре все перечисленные светоиодельные формы синтезируются.

Таким образом, выявляется два различных, но диалектически взаимосвязанных принципа использования изобразительно-выразительных возможностей света: "изображение света" (условная опосредованная передача световых эффектов) и "изображение светом" (использование собственно света).

Выявление и осмысление светокинетпческих форы моделирования в художественной творчестве позволяет обосновать возможность и необходимость использования света как основы особого нетрадиционного метода св&»шше?ического моделирования в системе дизайн-деятельности для решения социально-психологических и эстетических проблей преобразования предметно-пространственной среды.

Формирование идеи светоиоделирования в дизайне определяет необходимость проведения глубокого анализа места и назначения света в систеве дизайн-деятельности и разработки теоретических и методологических положений использования света в дизайн-проектировании.

В главе 2 "Теоретико-методологические основы проектной свето-технологии" исследование значения света в системе дизайн-деятельности выявляет проблему отношения "предметное содержание - свето-

-15-

вая форма среды". Ее анализ раскрывает:

- зависимость эстетики световой формы среды от функциональной характеристики ее предметного содержания;

- существенное значение света в формировании цветопластичес-кого рисунка предметного пространства и характера его связи с человеком;

- содерзание частных вопросов организации световой среды (эстетических, технических, эргономических и др.), которые решает современный дизайн;

- возмонность и необходимость целенаправленного использования света в решении актуальной задачи дизайна по эстетически целостной организации предметно-пространственной среды.

В целях выявления светомодельных приемов, используемых дизайнером в процессе проектирования, автором рассматриваются типология объектов дизайна и существующие проектные формы их представления. Проведенное исследование позволяет установить, что:

- проектные формы изображения дизайн-объектов основаны на узе известных нам модельных принципах "изображения света" и "изображения светом";

- проектное представление дизайн-объектов осуществляется, как правило, в нейтральной светопластиче'ской трактовке, вне связи с реальными особенностями световой среды их существования;

- свет, впрямую, как проектное средство в дизайне не используется и в число ¡щзаЯк-объекта в, как собственно объект проектирования, не входит.

Принципиальную значимость для понимания света как моделирующей субстанции имеет осмысление места и значения света в процессе дизайнерского творчества. При анализе основных "технологических" особенностей зрительного восприятия и мышления в творчестве дизай-

нера, автором вводится понятие "сватовой матрицы" - подсознательной информационной структура, получаемой из совокупности зрительных ощущений и основанной на световом иатериале, - и. исследуется ее практическое значение в этом процессе.

Результатом проведенного исследования является обоснование нового методологического принципа использования света в дизайн-творчестве, через понятие "световой матрицы" как моделирующей субстанции в подсознательном процессе конструирования или, говоря иначе, использования дизайнером подсознательной методологической системы "мышления светом".

Рассмотрение Технологии традиционного процесса дазайн-проек-тирования раскрывает методически-двуединое проектное проявление в нем света, которое заключается в следующем:

- дизайнер, в процессе разработки какого-либо дизайн-обьек-та, "конструирует" его на подсознательном уровне с "понощыэ" света и фактически работает над новым зрительный образом его восприятия;

- с другой стороны, формируя зрительный образ дизайн-объекта (проект), "потребление" которого опосредуется производством, дизайнер, в конечной счете, решает с его помощью конкретные проблемы кизнесуцествования человека, т.е. "проектируя" свет, "проекти-рует"светом?

Определение методологического принципа "мышления светом" и проектных проявлений света, ииеющих место в существующей, традиционном процессе дизайн-проектирования позволяет сформулировать:

- концепцию светокинетического моделирования: ^Модельное средство-свет-обьект моделирования", выражающую диалектически-двуединые модельные возможности света;

- методические направления использования модельных возможно-

стей света, в дизайн-проектировании: проектирование сватом (когда свет является инструментальным средством дизайна) и проектирование света (когда свет выступает в качестве объекта проектирования).

Репенже современных задач в дизайне все чаще требует синтетического оскысгзн2я постоянно изменяющейся и развявапцеЗся пред-штЕО-нространотБэнной организации бытия ладей, внутреннего смысла и эстетической выразительности зримых отнэвешй между действен, поведением человека г огружащей его действительностью, йроведекиз аналгза Еспользуеиаг для этого дизайнером разнообразна форм г аегодоз сценкрования (заимствованных ии из других областей человеческой деятельности) я сравнение юс с процессуальной сущностью метода светокзяетического моделирования позволяет ва-гквчить, что:

- дизайн-сценарованне представляет собой опраделеннув методику проектирования;

- принцип сценировання является методологической основой функционирования системы светоыоделировадия.

Формирование концепции, методологической основы и методических направлений светоЕииетичесного моделирования в дигайге позволяет обосновать возможность существования своеобразного "дизайна света" - проектно-художвственной организации предметно-пространственной среды посредством света а наметить основные черта новой проектное технологии, отличные от традиционное методик. Это отличие заключается, прежде всего, в перенесении проектного акцента в материальных элементов предметного мира на его световую форму, собственно свет, а также в возможности:

- представления проектируемого дизайн-обьекта в форме, предельно точно воспроизводящей его эстетическую выразительность в

-16-

реальной световой среде существования;

- прогнозирования и целенаправленного проектирования изменений эстетических качеств дизайн-объекта, в зависимости от объективных (природных) или специально • запрограммированных (искусственных) изменений световой среды его обитания;

- создания световых образов эвристического содержания, используемых в процессе поиска проектной идеи или в решении худогео-твенно-образных задач организации предметно-пространственной среды;

- разработки целенаправленных форм эмоционально-психологи-че'ского и эстетического воздействия света на человека.

£ заключении второй главы специально рассматриваются функция метода светоиоделирования в зависимости от его назначения, способа действия, характера управления, проектного результата. Раскрываются психологические параметры метода, опирающиеся на общепсихологические закономерности и направленные на стимуляцию нетрадиционного подхода проектировщика к постановке и решению проектных задач. Особо выделено эстетическое значение метода, исходящее из системы эстетических закономерностей дизайна и проявляющееся в получении своеобразных, эстетически выразительных проектных решений.

Разработка теоретико-методологических основ и рассмотрение функционально-эстетических возможностей свэтоыодельной технологии позволяет перейти к предложению системы инструментов ее конкретного приложения на практике: методик светокинетического моделирования, программы их освоения и технических средств светоиоделирования.

В главе 3 "Принципы светокинетического моделирования в дизайне" рассматривается система методик светоиоделирования, построен-

ная на определенных автороы диалектически-двуединых методических направлениях пспользовшш! модельных возможностей света в дязайн-прооктнросанЕн: "проектирование сзетси" п "проектирование света* я вклвчатая в себя специфические методики: "свотокояструяроза-тглви <хяс.,я0ХЬ50ж»я& света для построения форы /композиций/), :®егос-4Коло>зс:ли: (использование света для цветовой нюансировка проекааруеиогс ответа), "программирование сзета" (составление программы, определяющей смысл и принципы использования световых эффектов с поыощью технических систем), "сценирование света" (разработка необходимых качеств световой фораы среды, обеспечива-ютдх осущесгвленяе определенных социо-культурнах процессов).

Крохе этого, в рассматриваемую систему входят методики "графического светсиоделировапия" - "светохяническая аивопись" (получение цветографических изображений с помощью приемов непосредственного рисования сеэтоу) и "стилизация света" (новое структуро-образованге световой форма среда).

В эту гз систему включены методики "образного светоаоделиро-ванкя" - "теневая репродукция" (эвристическое моделирование образа пространства с помощью приемов проекционной светописи) и "модуляция света" (переустройство световой формы среды посредством разработки светотрансфоршрувдих насадок на имеющиеся источники света).

Ознакомление с назначением и содержанием конкретных светомо-делышх методик позволяет перейти к построению учебно-практической программы курса светоиинетического моделирования. При построении программы учитываются педагогические и практически-методические особенности нового метода, направленные на нетрадиционный подход з изучении средств композиции (особенно световых) я на перенесение направленности художественно-образного мышления дизайнера с

предметных фрагментов среды на целостный образ ее восприятия.

Среди принципов составления программы первоочередное внимание уделяется исторической аналогии, универсальности, последовательности, усложнения, наглядности, практичности и саморазвития. Научное обоснование имеет три уровня - фундаментальный (выработка дизайн-концепции светокинетического моделирования), целевой теоретический (разработка теории моделирования светом) и прикладной (практические способы проектного приложения света).

Структура и содержание курса обеспечивают практическое освоение необходимых технических средств, методик работы со светом как объектом дизайна, технологических приемов графического и образного светомоделирования.

Реализовать курс позволяют предложенные принципы устройства и действия технических средств светокинетического моделирования, в число которых входят разработанные автором и оформленные свидетельствами на лромобразец, световая сисгеш-"Сгегома", светооптн-ческий полигон - "Светооптон" и световой карандаш - "Светограф".

Рассмотрение светомодельыых методик, программы их практического освоения и проектного использования позволяет заключить, что система светокинетического моделирования предоставляет возможность:

- углубить характер художественно-образного мышления дизайнера;

- активно стимулировать нетрадиционный подход к решению проектных задач;

- расширить и качественно улучшить возможности проектных средств;

- коренным образом изменить проектно-художественный аффект дизайн-разработок;

-19- обеспечить целостное гармоничное сгруктурообразование проектируемых систеи;

- целенаправленно "моделировать" духовно-эноцаонад-ьизэ перевивания человека.'

Дальнейшие исследования и разработки в области свэтокянзт>-ческого моделирования в дизайне додана быть направлена па обоснование конкретных программ светокзнетичзского обеспечен?!!! процесса художественно-конструкторского формообразования, на углубление взаимосвязи нового светокинегического и традиционного художес^зеп-зо-конструкторского проектирования, а тазвз на создание полноотьв автоматизированной систзиы светового моделирования (с использовав нием ЭВМ и работающей по специальным, предварительно разработанным программам) для получения эстетически полноценных худозэотвензо-конструктороких решений на базе теории информация и психология восприятия.

Основные результаты исследования. В результате проведенного исследования установлено:

■I. Свет, являющийся объективным фундаментальный биофизическим факторои всей человеческой аазнедеятельностз, представляет собой органичное, в отношении человека, динамичное, проектно-уп-равляемое средство гармоничной организации среда гизнаобитания и деятельности людей, обладавщэб весьма значительный, до конца не познанным и не исчерпаннын худогественно-творческим потенциалом.

2. Ориентация современной дизайн-деятельности на комплексную организацию предметно-пространственной среда, когда эстетическая полноценность восприятия и освоения человеком ее предметного содержания определяются качествами световой структуры среды, собственно света, приводит к осознанию необходимости использования света как основы специфического нетрадиционного метода светокине-

-готического моделирования в системе дизайна.

3. Разработанные в диссертации методологические основы, методические направления, принципы (методики и средства) и программа освоения светокинетического моделирования обуславливают эффективность его применения в практике дизайна и обеспечивают возможность овладения сложным комплексом светоцветовых проблем в обще-худоаественном и культурном смыслах, что является основой развития нового направления дизайн-деятельности - светокинетического дизайна.

4. Метод светокинетического моделирования в дизайне характеризуется существенно новыми творческими и художественными возмок-ностяш, обеспечивающими эффективное реиение проблем организации эстетически целостной предметно-пространственной среды, (формирование утилитарного и эстетического аспектов материально-художественной культуры, развитие социальных и эстетических аспектов личности человека.

Работы, опубликованные до теме диссертации

1. Прикладная светопись // Проблемы развития декоративно-прикладного и промышленного искусства в художественном вузе: Сборник статей,- Л.: ЛИСИ, 1982.- C.I29-I42. В надзаг.: М-во высш. я средн. спец. образов. РСФСР. ЛВШ им. В.И.Мухиной.

2. Свет как инструментальное средство дизайна // Научно-технический прогресс и проблемы предметно-пространственной среды: Тезисн Всесоюзной конференции ВНШГГЭ.- 11., 1982.- С.46-47.

3. Дизайн: очерки теории системного проектирования.- Л.: ЛГУ, 1983.- 184 с. (в соавт. с Н.П.Вальковой, Ю.А.Грабовэнко, E.H. Лазаревым).

4. Дизайн света // Научно-технический семинар "Синтез иску-

сств в эпоху НТР": Тез. докл., 20-30 сентября 1987 г.: В программе Всесоюзной школы молодых ученых и специалистов "Свет и музыка",- Казань: КАИ, 1987.- С. 66-67.

5. Свет как эстетическое средство // Фотография и эстетика.-_ Рига, ГО им. П.Стучки, 1988,- С. 7-10 (тезисы доклада на первой

научной конференции "Фотография как явление визуальной культуры").

6. Световая система "Светома". Свид. на проыобразец № 13303 и "10",- 1981.- № 39 (в соавт. с Й.А.Грабовенко).

7. Световой карандаш "Светограф". Свид. на промобразец В 21560 // "БИ",- 1986.- № 48 (в соавт. с Е.М.Ракитиной).

8. Светооптический полигон "Светооптон". Свид. на промобразец * 22819 // "БИ".- 1987.- № 24 (в соавт. с Д.А.Щур, Н.И.Михай-лешсо).