автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Природа сознания

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Иванов, Андрей Владимирович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Природа сознания'

Текст диссертации на тему "Природа сознания"



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ _имени М.В. ЛОМОНОСОВ А_

Специализированный диссертационный Совет по философским наукам

(Д.053.05.72)

На правах рукописи

Иванов Андрей Владимирович

Природа сознания:

онтологические основания, гносеологическая структура, культурно-синтетический потенциал

(09.00.01 - онтология и теория познания)

Диссертация

на соискание ученой степени

доктора философских наук

и п

Москва - 11998

-1^

Содержание

Введение................................................................................................4

Глава I. Сознание как парадоксальная реальность......................................13

§1.Методологические трудности изучения сознания.........................................13

§2.0сновные антиномии сознания...............................................................28

§3концептуально-методологические основания

целостного осмысления феномена сознания....................................................44

»

Глава П. Гносеологическая структура сознания..........................................65

§1.Сферы и уровни сознания............................................... ......................65

§2.Системообразующая "ось" сознания.

Диалектика развития представлений о собственном "я"....................................79

§3.Телесно-перцептивная и логико-понятийная сферы

сознания...............................................................................................88

§4.Цели йогической практики Махамудры с позиций • интегральной модели сознания.................................................................102

Щ §5.Эмоциональные и ценностно-гуманитарные

способности сознания.............................................................................112

§6.Итоговая гносеологическая модель........................................................125

Глава Ш. Софийная онтология сознания..................................................134

§1.Философско-богословская идея Софии в русской

культуре и философии..............................................................................134

§2.Антиномии сознания с позиций софийной онтологии.................................149

§З.Современная научная и философская интерпретация

природы софийной действительности........................................................163

§4.Разум сердца как ядро софийного сознания.

Природа экзистенциальных категорий.........................................................173

к Глава IV. От единства сознания - к единству

* духовной культуры..................................................................................................186

§1.Кризис культуры и его отражение в современном

сознании. Типы культурных лакун.............................................................186

§2.0сновные стратегии интеграции духовной культуры.

Сущность соборно-сингетической стратегии................................................195

§З.Взаимоотношения основных сфер духовной культуры

сквозь призму интегральной модели сознания...............................................205

§4.3начение синтетического своеобразия российской ментальности в осуществлении продуктивного

диалога "Восток - Запад"........................................................................................216

Заключение.........................................................................................227

Список использованной литературы........................................................233

Введение.

Актуальность темы исследования.

Проблемы, связанные с пониманием сущности человеческого сознания и его места во Вселенной ныне все более выдвигаются на первый план в рамках как философских, так и научных исследований. Можно без преувеличения сказать, что человечество переживает сегодня период радикального антропокосмического поворота в своем мировоззрении, когда не только факт физического освоения космического пространства заставляет искать братьев по разуму и задаваться вопросом о назначении человека и его сознания в мироздании, но и сама логика развития современной науки требует переоценки многих вчерашних как сугубо антропоцентристских, так и наивно космоцентристских построений. Старый принцип тождества макро- и микрокосмов как бы возрождается вновь в виде двух разнонаправленных, но внутренне связанных тенденций в современной науке. Первая из них характерна для естественных наук и состоит в обнаружении факта имманентной и неустранимой включенности антропологической составляющей в естественно-научную картину мира, причем это касается не столько наличия в ткани научного знания целого комплекса субъективных предпосылок и предрассудков (что стало очевидным довольно давно), сколько самого содержания знания, когда сквозь покров, казалось бы, сугубо объективных связей и законов начинает зримо проступать живой человеческий лик. Здесь достаточно вспомнить антропный принцип в космологии в его сильной версии; вакуумно-семантические модели в теоретической физике, разнообразные гипотезы биополей, "живого вещества пространства" и другие теоретические модели, свойственные современным биофизическим и биомедицинским исследованиям. При всей гипотетичности подобных построений в них проявляется общая логика развития современного естествознания - взгляд на Вселенную не только как на открытую развивающуюся систему, но как на живой и чувствующий "организм", тысячами нитей связанный с человеческим телом и духом. Вторая тенденция специфична для научно-экспериментальных исследований мозга и психики человека, в результате чего все больше подтверждается космически-трансперсональное измерение индивидуального человеческого бытия, а через это - глубина западных и особенно восточных медитативных практик, уходящих корнями в глубокую древность (См. в этой связи интуиции позднего КГ.Юнга и экспериментальные исследования С.Грофа, Ф.Капра,

Д.Л.Спивака). Показательно, что обе встречные и подпитывающие друг друга тенденции (от Космоса к человеку и от человека к Космосу) сходятся в одном ключевом пункте - в необходимости ясного и четкого понимания сущности и возможностей сознания. Не случайно, что все большее число представителей самых разных научных дисциплин сходятся на том, что разгадка тайн Космоса напрямую связана с разгадкой тайны человеческого сознания. Возможно, что окончательная кристаллизация постнеклассической научной парадигмы будет в первую очередь зависеть от успешного решения именно этой научно-философской задачи.

С другой стороны, вступление земной цивилизации в компьютерную эпоху поставило перед сознанием человека ряд непростых проблем: колоссально возросли объемы и содержание циркулирующей в обществе информации (создание сети Internet -фактически рождение глобального планетарного интеллекта); возникли принципиально новые информационные технологии и мир "виртуальной реальности", предъявляющие новые требования к интеллектуальной деятельности и самосознанию человека. Наконец, весьма реальной стала угроза информационного манипулирования и управления духовным миром индивида. Все это, с одной стороны, заставляет искать новые пути активизации творческих возможностей сознания; а с другой - решать проблемы "экологии духа" и сохранения автономии человеческой личности. Но успешное решение данных практических проблем подразумевает адекватное философско-теоретическое, т.е. целостное и систематическое, понимание природы сознания.

В конце XX столетия необходимо также констатировать глубокий кризис в сфере духовной культуры - ее раздробленность и противоречивость, наличие в ней глубоких смысловых лакун, вытекающих из несовместимости различных форм постижения бытия (научного, религиозного, художественного, философского и т.д.), а также специфики ценностных матриц социально-корпоративного, этнического и национально-культурного существования. Все это самым негативным образом отражается на психологическом состоянии как отдельной личности, так и целых социальных групп, провоцируя социальное мифотворчество и массовые психозы. С этих позиций формирование синтетической философской концепции сознания -необходимое условие интеграции современной духовной культуры и немаловажный фактор психологической стабилизации социума.

Наконец, проблемы, связанные с природой человеческого сознания, находятся в центре внимания и собственно философско-теореггических исследований, приковывая к себе внимание мыслителей самой разнообразной мировоззренческой ориентации,

начиная от сторонников классических традиций философствования и кончая адептами постмодернистского философского дискурса. Все это заставляет рассматривать проблему сознания в качестве "осевой" для выработки гармоничного мировоззрения человека XXI века.

Степень разработанности проблемы.

В настоящее время накоплен гигантский научный, культурологический и философский материал по различным аспектам онто- и филогенетического становления сознания; его природным предпосылкам; нейрофизиологическим, психическим и социокультурным механизмам осуществления; динамике внутренних состояний и переживаний; патологическим формам бытия и методикам их коррекции. За период с середины XIX века по настоящее время сложились многочисленные философские направления исследования сознания (деятельностно-исторический,

феноменологический, герменевтический, психоаналитический, культурно-диалогический, эволюционно-эпистемологический, социобиологический); оформились междисциплинарные научные подходы к его изучению (информационно-кибернетический, системный, синергетический); откристаллизовались экспериментальные (естественнонаучные, психологические и сравнительно-культурологические) методы его анализа. В рамках западноевропейской философии XX века непреходящий вклад в понимание сущности сознания - его онтологического статуса, познавательных и ценностных возможностей - внесли Э.Гуссерль, Э.Кассирер, М.Шелер, МХайдеггер, ПТейяр де Шарден, К.Леви-Строс. Эволюционно-генетические связи сознания человека с природными процессами и с его телесностью были существенно прояснены работами К.Лоренца, Э.О.Уилсона, Г.Фоллмера, П.Ф.Стросона, Дж.Марголиса, ДжФодора, М.Мерло-Понти. Взаимоотношения сознательных и бессознательных процессов под разными углами зрения исследовались З.Фрейдом, КХ.Юнгом, А.Адлером, В.Райхом, Э.Фроммом. Языковое измерение бытия сознания находилось в центре внимания таких разных мыслителей как Л. фон Витгенштейн, Н.Хомский, Ж.Лакан, Р.Барт, Ж.Деррида, П.Рикер. Экзистенциальная диалектика человеческого самосознания, его отношений с другим сознанием и с возможной трансцендентной реальностью анализировалась Ж.-П. Сартром, М.Бубером, Г.Марселем, К.Ясперсом, ПТиллихом.

В восточной религиозно-философской традиции - весьма отличающейся от европейской - целостный взгляд на сознание представлен в трудах С.Вивекананды,

Шри Ауробивдо Гхоша, Д.Судзуки, ламы Говинды Анагарики. Большое значение для ознакомления западной мысли с восточными подходами к феномену сознания имели труды В.Эванса-Вэнса, Ч.Трунгпа, Д-Голмена, а еще раньше - работы двух выдающихся деятелей русской культуры: теософа Е.П.Блаватской и востоковеда-философа Ф.ШЦербатского.

Что касается оригинального вклада русской философии в разработку проблематики сознания, то здесь следует выделить имена В.И.Несмелова, С.Л.Франка, Н.О.Лосского, Н.А.Бердяева, А. Ф.Лосева, Г.ГМПпета, С.А.Аскольдова. Особенно ценными в русле идей, развиваемых в диссертации, представляются софиологические взгляды таких представителей русской "метафизики всеединства", как В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, братья С.Н. и E.H. Трубецкие, Л.ПКарсавин,

B.В.Зеньковский. Оригинальные и исключительно глубокие взгляды на природу сознания и мысли во Вселенной содержатся в учений Агни-йоги, данном H.K. и Е.И. Рерихами. Его, с известными оговорками, можно считать одним из вариантов русской софиологии, обогащенным достижениями восточного гения.

В рамках русской советской философии, развивавшейся в основном в русле диалектического материализма и лишь в постперестроечное время существенно расширившей арсенал философских подходов к сознанию, следует отметить работы ММ.Бахтина, В.С.Библера, А.Э,Воскобойникова, П.С.Гуревича, Д.И.Дубровского, А.В.Ерахтина, Н.И.Жукова, Э.В.Ильенкова, Г.Г.Кириленко, В. А. Лекторского, М.К.Мамардашвили, К.Р.Мегрелидзе, Ф.Т.Михайлова, В.ИМолчанова, В.В.Налимова,

A.Н.Портнова, В.ПТугаринова, В.С.Тюхтина, А.Г.Спиркина, Е.В.Шороховой,

C.Е.Ячина.

Серьезнейшие научные результаты, касающиеся становления и функционирования различных граней сознания, были получены психологической наукой. Особенно следует выделить культурно-историческую и деятельностную школы в советской психологии, представленной именами ЛС.Выготского, С.ЛРубинштейна, AJP. Лурии, А.Н.Леонтьева, П.Л.Гальперина, В.В.Давыдова, В.ПЗинченко, O.K. Тихомирова, А.В, Запорожца, С. Л.Новоселовой, А.В.Брушлинского, Б.М.Величковского; а также "теорию установки", заложенную Д.Н.Узнадзе и развитую его учениками, в частности, А.Е.Шерозией. Отметим также работы Л.Л.Васильева и

B.Н.Пушкина, которые одними из первых в советской психологии обратились к изучению парапсихологических фактов и поставили вопрос о субстанциальной основе подобных явлений. В западной психологической науке выделяются труды А.Валлона, Ж.Пиаже, Дж.Брунера, У.Найссера, Р.Бернса, Т.Бауэра, Р.Арнхейма, В.Франкла,

К.Роджерса. Чрезвычайно интересными представляются результаты, полученные за последние 20-30 лет трансперсональной психологией, доказавшей исключительную глубину и многомерность бытия человеческого сознания (А.Маслоу, С Гроф, Ч,Тарт, Ф.Капра). На общем фоне выделяются труды Р.Ассаджоли, заложившего основы такого направления в трансперсональной психологии, как психосинтез. Взгляды этого итальянского исследователя на структуру и динамику сознания весьма близки автору диссертационной работы.

В последние годы были также существенно прояснены нейрофизиологические механизмы, обеспечивающие идеально-предметную жизнь сознания (когнитивную, оценочную, рефлексивную). Это касается вопросов структурно-функциональной связи психических процессов и нейродинамической структуры мозга, особенно в плане открытия его межполушарной асимметрии; проблем кодирования и перекодирования информации в различных регистрах деятельности мозга; а также поисков более глубоких форм связи телесно-физиологических и психических процессов. Укажем в этой связи на работы К.Прибрама, НХешвинда, Е.ДХомской, Н.П.Бехтеревой, Ф.А.Ата-Мурадовой, Л. С.Цветковой, П.В.Симонова, В.П.Казначеева. Весьма знаменательным представляется также факт все возрастающего внимания физиков (и экспериментаторов, и теоретиков) к проблеме сознания. Это касается в первую очередь поиска физических оснований психических процессов, доступных экспериментальному изучению и строгой концептуализации. Показательно название междисциплинарного журнала, который начал издаваться с 1996 года - "Сознание и физическая реальность". Интересные гипотезы, претендующие на физическое объяснение места и функций сознания во Вселенной, содержатся в публикациях А,Е.Акимова, Г.И.Шипова, Л.В.Лескова, В.Н.Волченко, В.Е.Жвирблиса, НККобозева.

Наконец, культурологический модус бытия сознания, закономерности его связей с различными историческими, национально-языковыми, политическими, социально-ролевыми контекстами, задающими ту или иную канву сознательного существования человека, исследуются в работах Й.Хейзинги, М.Фуко, Ю.М.Лотмана, С.С.Аверинцева, А.Я.Гуревича, Г.С.Кнабе, Б.ФПоршнева.

Казалось бы, столь богатый философский, культурологический и научно-экспериментальный материал, касающийся различных аспектов генезиса, организации, функционирования и культурно-символического обнаружения сознания должен был бы резюмироваться в его интегральном философском понимании, что заложило бы единые концептуально-методологические основания его дальнейшего изучения, обеспечило бы рациональный диалог между различными отраслями знания и сферами духовной

культуры, наконец, удовлетворило бы естественную ностальгию личности по прочным мировоззренческим основаниям существования, ведь ответ на фундаментальный вопрос: "каков смысл моего появления на Земле и в Космосе?" - неотрывен от философского ответа на сугубо метафизический вопрос о сущности и месте сознания в структуре мирового бьггия. К сожалению, в изучении сознания процессы дифференциации знания пока явно преобладают над интеграцией; специалисты различных областей знания зачастую говорят на разных языках; нередко имеет место абсолютизация одних идей и подходов в ущерб остальным. Не до конца проясненными остаются методологические вопросы, касающиеся сознания как особой предметной реальности. Пока далек от решения вопрос и об онтологическом статусе явлений сознания как с точки зрения субстанциальных оснований его бытия, так и в плане взаимоотношений его духовных и телесных, материальных и идеальных, осознаваемых и неосознаваемых компонентов. По-прежнему загадочным остается процесс самосознания личности, его условия, этапы, причины патологических отклонений и т.д.

Цели и задачи исследования.

Целью диссертации является построение философско-теоретической -синтетической и систематически �