автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Проблема автора в раннем творчестве Андре Жида (1891-1902)
Текст диссертации на тему "Проблема автора в раннем творчестве Андре Жида (1891-1902)"
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н.А. ДОБРОЛЮБОВА
На правах рукописи
БАРАНОВА Елена Геннадьевна
ПРОБЛЕМА АВТОРА В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ АНДРЕ ЖИДА
(1891-1902)
Специальность 10.01.05 - Литературы народов Европы, Америки и Австралии
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор З.И. Кирнозе
Нижний Новгород - 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Становление художника.......................................32
ГЛАВА ВТОРАЯ. Автор и традиция..................................................85
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Автор и герой................................................... ...133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................198
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................200
ВВЕДЕНИЕ
Лауреат Нобелевской премии, прижизненный классик Андре Поль Гий-ом Жид (1869-1951) оказал существеннейшее влияние на умы нескольких поколений. Его творческая судьба - одна из наиболее долгих и необычных в европейской литературе. Начавшись в 1891 г., в эпоху символизма, она завершается в середине XX в., когда «ангажированная литература» открывает новый смысл литературного творчества. Огромное, необычайно разнообразное наследие Жида помимо художественных произведений включает автобиографическую прозу, путевые дневники, публицистику, критические эссе, антологии, переводы и переписку и уже на протяжении столетия остается актуальным и притягательным для европейских читателей и исследователей.
Свидетельство тому - активная деятельность поклонников таланта писателя. В 1968 г. под руководством К. Мартена создана «Ассоциация друзей Андре Жида», которая публикует ежеквартальный «Бюллетень» и ежегодник «Тетради Андре Жида» (первый номер вышел в 1969 г.). В издательстве «Revue des Lettres modernes » также под руководством К. Мартена с 1970 г. выходит серия «Андре Жид», цель которой «регулярно подводить итоги нашим знаниям об этом творце». Автору посвящены сборники критических статей и специальные выпуски литературных журналов (например, сборник «Критики нашего времени о Жиде» и спецвыпуск «Magazine littéraire»). Центры изучения творчества А. Жида действуют в Лионе, Нанте, при университете Париж-Х (Нантер); в Австралии, Канаде и США. Во всем мире регулярно проводятся конференции и чтения; один из последних примеров - международная конференция «Лики Андре Жида», состоявшаяся в ноябре 1997г. в Анкаре (Турция).
«Классичность» и актуальность этого автора позволяет по достоинству оценить чрезвычайно богатая, постоянно обновляющаяся библиография изданий его текстов. При этом полного собрания сочинений не существует, равно как и полного издания переписки Жида. Публикация собрания сочинений,
предпринятая издательством «Gallimard» при участии автора, после выпуска XV тома была прервана Второй мировой войной. Некоторые тексты, представленные в этом собрании, нигде не переиздавались. В 1947-49 гг. выходит полное собрание драматургических произведений в восьми томах, где кроме пьес самого Жида содержатся его переводы и переложения для театра произведений Р. Тагора, У. Шекспира и Ф. Кафки. В самой престижной французской серии «Библиотека Плеяды» изданы тома «Романы, повести, соти и лирические произведения» и «Воспоминания» (путевые дневники и автобиографическая проза). В 1996-97 гг. в Плеяде выходит новое двухтомное издание «Дневника» (1887-1925 и 1926-1950), которое содержит многие неизданные прежде фрагменты и обстоятельный комментарий Э. Марти. Путевые дневники были, кроме того изданы в коллекции «Biblio» («Gallimard») в 1993г. Большинство отдельных изданий художественных произведений Жида опубликованы «NRF» и «Галлимаром», а также в серии «Livre de poche». Кроме того, в различных издательствах в разное время вышло около сорока томов переписки писателя, из которых самыми значительными, можно считать переписку с матерью, П. Валери, Ф. Жаммом, П. Клоделем, Р. Мартен дю Гаром, Ф. Мориаком, А. Рувейром и Ш. дю Бо.
В настоящий момент ведется работа над мультимедийным изданием рукописей Жида. Этот долгосрочный проект осуществляется при поддержке Британской Академии Д. Уолкером, профессором Шеффилдского университета и А. Гуле, профессором университета г. Кан. В 1998-2001 гг. планируется выпустить первую электронную версию с рукописями «Подземелий Ватикана» и «Дневника Фальшивомонетчиков».
Вероятно, одна из причин такой притягательности Жида для читателей и исследователей - ставшая литературной легендой загадочность и парадоксальность этого автора. В богатой сенсациями и парадоксами культуре XX в. мало имен, вызывавших столько дискуссий, сколько Андре Жид. Так естественно возникает проблема внутреннего единства его противоречивого наследия. Многие исследователи указывали на то, что это единство заключается в
самой личности Жида, относящегося к числу художников с сильнейшим авторским началом. Именно поэтому творчество писателя становится в данной диссертации предметом исследования именно с точки зрения проблемы автора. Поиск истока авторского единства приводит к истории становления автора - именно раннее творчество является тем зерном, из которого вырастает Жид.
В качестве «раннего творчества» для анализа выделяется период с первых опытов французского автора (1891г.) по 1902г., когда был написан «Имморалист». Выбор данного периода обусловлен как биографическими критериями, так и внутренними закономерностями развития художественной манеры А. Жида. Первое десятилетие литературной карьеры - пожалуй, самый напряженный период в духовной эволюции писателя, отмеченный борьбой за освобождение от тисков пуританской морали, переосмыслением религиозных убеждений, созданием собственной этической программы. В это же время происходит и обретение творческой независимости, когда, испытывая разнообразные и зачастую противоречивые влияния, молодой автор приходит к убеждению о необходимости творить самостоятельно, «без оглядки на школы и направления» и когда формируются основные черты его неповторимой поэтики. Дуализм, колебания между двумя противоречивыми состояниями постепенно сменяется в произведениях этого периода знаменитым «состоянием диалога» противоположных точек зрения, ставшим главной пружиной творчества Жида.
Таким образом, объектом исследования являются созданные в период 1891-1902гг. «Тетради Андре Вальтера» (1891), «Стихотворения Андре Вальтера» (1892), «Трактат о Нарциссе» (1892), «Путешествие Уриана» (1892), «Опыт любви» (1893), «Топи» (1894), «Яства земные» (1897), «Саул» (1898), «Филоктет» (1898), «Эль Хадж» (1899), «Прометей, плохо скованный» (1899), «Царь Кандавл» (1901) и «Имморалист» (1902).
Постижение авторского мира Жида предполагает ряд аспектов.
Во-первых, самостоятельный интерес имеет биография писателя. Важнейший ключ к произведениям Жида, сама она является своеобразным шедев-
ром, сознательно творимой легендой. Являясь художником, для которого отправной точкой является собственное «Я», Жид далек от исповедальности, и это ставит сложную теоретическую проблему соотношения в его творчестве автора биографического и художественного.
Во-вторых, наследник и продолжатель лучших традиций великой классической литературы, Андре Жид в то же время является одним из самых дерзких экспериментаторов в области формы. Трудно переоценить роль, которую этот художник сыграл в развитии и обновлении литературного процесса новейшей эпохи. Его творчество может быть названо одним из «фокусов», через которые шло «преломление» тенденций и образование магистральных линий в литературе XX в. Так возникает проблема «автор и традиция».
В-третьих, произведения Жида дают огромный материал для анализа проблемы автора как проблемы внутренней формы, поэтики писателя. В особенности это касается оригинальности и разнообразия повествовательных форм, которые были настоящей лабораторией нового романа (по остроумному замечанию П. Орегана, «с приходом Жида повествование потеряло свою невинность и доверчивость к добродетелям реализма»1).
Проблема автора в случае с Жидом неотделима и от широкого исторического и художественного контекста. Уникальное сочетание интереса ко всем областям культурной и общественной жизни сделало его одной из ключевых фигур эпохи, человеком, который не только выразил тенденции своего века, но и во многом определил его. Не случайно друг писателя А. Рувейр назвал его «главным представителем эпохи», человеком, «который, при всей своей оригинальности, был неотделим от [эпохи], и при этом, благодаря своему индивидуальному гению, всегда оставался в стороне от нее, так как он был в некотором роде ее подавленным и непризнанным подсознанием»2. За яркими парадоксами «возмутителя умов» скрывалась редкая проницатель-
1 Aurégan P. Des repères pour situer l'auteur et ses écrits.- Poitiers : Ed. Nathan, 1993 - p. 116
2 Uht. no: Goulet A. André Gide en question. Le contemporain capital // André Gide 8. Sur « Les Faux-Monnayeurs». - P., 1987-p. 15
ность в понимании человеческой природы и предчувствие грядущих перемен в отношениях личности и общества. Новый, неконформистский взгляд художника на вечные нравственные дилеммы, нашедший выражение в этике имморализма, совершает «революцию образа мышления»^ и делает его кумиром молодежи первой половины XX в. Не случайно один из главных шедевров Жида - его Дневник - для многих европейских читателей был «настольной книгой и учебником жизни»4.
Таким образом, проблема автора понимается достаточно широко. Это реальная личность (биографический автор). Это сознание, выраженное в определенном произведении и в их сумме (концепированный автор). Это и один из голосов в тексте (автор-повествователь), и представитель определенной исторической и культурной эпохи.
Такое понимание «автора» опирается на труды М.М. Бахтина, Л.Я. Гинзбург, Б.О. Кормана, Ю.М. Лотмана, Ю.Н. Тынянова и некоторых других отечественных исследователей.
Проблема автора - одна из самых дискуссионных в литературоведении; вышеупомянутым концепциям противостоят многие другие. В частности, это категория образ автора в трудах В.В. Виноградова. Автор понимается ученым на лингвистической основе - как конкретное «художественно-языковое сознание», обладающее определенной индивидуальной формой - индивидуальное преломление, конструкция социально-языковых форм определенной исторической действительности, осложненных контекстом литературной школы, жанра, и т.д. На основе этого «языкового сознания» он стремится понять художественное единство произведения, объединяющее все элементы текста5. Категория образ автора, центральная для разработанной Виноградовым «науки о языке художественной литературы» оказала значительное влия-
3 Цит. по: Goulet A André Gide en question. Le contemporain capital // André Gide 8. Sur Les Faux-Monnayeurs. -P., 1987-p. 15
4 Delvaille B. Gide, des jours nouveaux // Magazine littéraire, n° 349, décembre 1996 - p. 83
«Образ автора» в трудах ученого - это «концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем рассказчиком или рассказ-
ние на отечественную концепцию проблемы автора. Полемическое неприятие этой категории, развитие свернутых в ней смысловых тенденций, совершенно новое, не предусмотренное Виноградовым применение данного термина - такова его многосторонняя и противоречивая жизнь в науке.
Концепцию Виноградова, как и многие другие в широчайшем спектре теорий автора, охарактеризовать который не представляется возможным, нельзя не учитывать. Однако теоретической основой диссертации являются идеи М.М. Бахтина, Б.О. Кормана, Ю.Н. Тынянова и Л .Я. Гинзбург.
Термины биографический и концепированный автор принадлежат Б.О. Корману. В трудах этого ученого и его школы6 проблема автора понята через один из ее аспектов - как проблема сознания, позиции автора в литературном произведении. Ученый подмечает, что «слово «автор» употребляется в литературоведении в нескольких значениях. Прежде всего оно означает писателя -реально существовавшего человека. В других случаях оно обозначает некую концепцию, некий взгляд на действительность, выражением которого является все произведение. Наконец, этот термин употребляется для обозначения некоторых явлений, характерных для отдельных жанров и родов»7. Предлагая закрепить за словом «автор» в терминологическом смысле второе из перечисленных значений, Корман делает вывод о том, что автор непосредственно не
входит в текст: «он всегда опосредован субъектными и внесубъектными фор-
g
мами» .
«Субъектная организация» произведения определяется Корманом как «соотнесенность текста с субъектами речи». В связи с тем, что субъект речи обычно не назван в тексте непосредственно, Корман разработал принципы его выявления. Во-первых, ученый выделяет понятия «субъект речи» и «объект речи». Под «субъектом речи» понимается тот, кто изображает и описывает,
чиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого» - Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М., 1971, с. 118
6 см. Итоги и перспективы изучения проблемы автора, Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов, Изучение текста художественного произведения и ДР-
7 Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы / Предисл. и составл. В.И.Чулкова. -Ижевск, 1992, с.59
под «объектом речи» - то, что изображено и то, о чем рассказывается. Отношение субъекта к объекту обнаруживается по нескольким параметрам: в пространственной, временной и фразеологической точках зрения. В соответствии с этим Б.О. Корман определяет автора как некий взгляд на действительность, «субъект сознания, выражением которого является все произведение или их совокупность»9. Этот автор противостоит автору биографическому как автор концепированный. Его инобытием выступает весь художественный текст. Главным уровнем выражения авторского сознания является для ученого субъектный уровень, уровень слова. По степени выраженности авторского сознания на субъектном уровне Корман различает «собственно автора», «повествователя», «лирического героя» и «героя ролевой лирики».
Понятие «автор текста», введенное Б.О. Корманом и включающее элементы биографического автора и автора концепированного, и его теория субъектных отношений в тексте лежит в одной плоскости с учением М.М. Бахтина и исследованиями по поэтике автора у Ю.Н. Тынянова и Л .Я. Гинзбург.
М.М. Бахтин в записях 1970-71гг. формулирует «образ автора» как иерархически организованную структуру, выделяя «автора первичного» (не созданного) и «вторичного» (образ автора, созданный первичным автором). «Первичный автор» - «создающий образ» - «никогда не может войти ни в какой созданный им образ», опосредованием его является все произведение. «Вторичный автор» - понятие иерархическое и идейно значимое. На вершине иерархии - авторская позиция, воплощенная в сюжетно-композиционной, жанровой и пространственно-временной структуре текста; в основании ее -форма повествования от автора. Биографический же автор для Бахтина находится за пределами науки. Признавая, что «автор-творец поможет нам разобраться в авторе-человеке»10, исследователь возражал против фактических сопоставлений биографии писателя и его произведений, против смешения «ав-
5 там же, с. 62
9 Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. - Ижевск, 1982, с. 4
тора-творца, момента произведения» и «автора-человека, момента этического, социального события жизни».
В исследовании «вторичного автора» основной в трудах Бахтина является, его концепции «чужого слова», проблема диалога сознаний, идеологических точек зрения в произведении. Слово для Бахтина - прежде всего «знак чужой смысловой позиции», точка зрения. Это осознание слова героя как чужого дает понимание героя как «другого», как самостоятельного голоса, способного противостоять авторскому. Ценностная категория «другости» является для Бахтина «организующей силой» во всех эстетических формах. Именно в «отношении» автора к герою как к другому и проявляется эстетическая сущность художественного творчества, - пишет ученый в работе «Автор и герой в эстетической деятельности»11. Автор и герой поняты в плане общей философской эстетики - как участники «эстетического события» общения. В этой работе оформляется ряд основных понятий теории Бахтина; таковы
12 13
«вненаходимость» и связанный с ней «избыток» видения и знания, «кругозор» героя и его «окружение».
В последующих работах Бахтин говорит также об активности героя, которая может противостоять авторской и в этом противостоянии дойти до полного освобождения от автора, как происходит это в романах Ф.М. Достоевского. В работе «Проблемы творчества Достоевского» ученый называет героя
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979, с. 10
11 "Герой-человек может совпадать с авто�