автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Проблема человека в философии Льва Шестова
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема человека в философии Льва Шестова"
МОСКОВСКИЙ ГОСУД,'1РСГВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮЛ. М. Б. ЛОМОНОСОВА.
Специализированный совет ( К ОэЗ. Оо. 64 ) по йЕлосос&склзл каткам
да ' празах рукописи
С-геабпзз Василий „>_еонидоз1
ПРОЕЛЕУА ЧЕЛОВЕКА В ШОСОФИЙ ЛЬВА ИЕСТОЗА
ч
Специальность: 03. 00. 03 - история философии
А в т о р е ф е о а т
диссертацее на соискание ученой степени • кандидата философских наук
Москва - 1 9 2 2
Работа выполнена на кафедре истории русской философы философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
Научна!; руководитель: КУЗАКИН В. А., д-Р филос» к», проф.
Официальные оппоненты: I. ВОРОШШВА Л. П„, д. филос. наук,
проф., зав. каф. культурологии МЭЙ.
2. АБРАМОВ А. И., канд. филос. наук, доц. каф. истории отечественной философии РГГУ.
Ведущее учреждение: Московский химико - технологический
институт ем. Д. И. Менделеева, кафедра философии,--
Зашита диссертации состоится_ 1992 г» в _часов
на заседании Специализированного совета ( шифр К 053. 05. 64 ) по философским наукам в Московской государственное университете им. и. В. Ломоносова.
Адрес: г. Москва, Воробьевы горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов 1.5ГУ, философский факультет, II эта:!:, аудитория 115о.'
С диссертацией ыокно ознакомиться в читальное зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ им. К. В. Ломоносова.
Автореферат разослан _ 1992 г.
Ученьй секветатхь Специализированного
зозета /74-/; / Г. Г. Судьин /
Лев Исаакович Шестов ( Шварцман; 1865 - 1938 гг. ) язляется выдающимся русским философом конца ИХ - первой половины XX века. Диссертация посвящена проблеме человека в философии Льва Шестова, но в силу антропологичности и органической целостности всех частей учения философа в ней рассматриваются также основные моиеяты его онтологии, гно -сеологии, философии религии, этики, а такке частично его социальная философия ( критика рационалистической культуры Европы ). '
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОЗАШЯ. Б новый период истории России есть возможность и необходимость пересмотра подходов и оценки наследия русской • философии, в том числе и уче -ння Льва Шестова. Выявление истинных ценностей философии Шестова несомненно монет помочь в воссоздании российской духовности и культуры.
МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. Методом исследования является
историко - фклософскея рекояструкЕЕЕ постановки и понимания проблем челозека в ' фююсофет Льва Шестова." Основным объектом ксследозаяЕк является все известные произведения философа.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ можно определить как непредвзятое истолкование рассматриваемого философом вопроса о человеке, его существовании и судьбе.
НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ, 3 диссертации предложена а терпретацкя, антропологии _ Шестова, существенно отлпчазщаяся от известных интерпретаций Н. Бердяева, В. Зекькозского других. По своей теме данная диссертация является перво!
К новизне исследования такке относится выделение автс ром диссертация в философии Шестова четырех основных за риантов происхождения мира в человека и реконструкция щ цесса библейского грехопадения, как его понимал Шестов, включая п о а с п е к т к о е внедрение проявившегося в нервом грехопадении человека небытия С Ничто ) в мир ( г пекты Нечто в учении Шестова - это Необходимость, Зтич< кое, Зечность, Бесконечность ).
Азтор диссертация выявляет и анализирует типологию ■ ловека в учении философа, ее диалектику, а такне налич; двух противоречащих дрзт другу линий в антропологии философа ( основной линии - с противопоставлением дзух ■ нов лщеи и неосновной, близкой христианское понкгаяшэ > ти человека ).
Автором диссертации представлено такке новое т р е : членное, в отличие от известных двухчленных, дел-яде .типов человека к ¿миров в учении Льва Еестова, уел' но обозначенная автором диссертации как "разуиннй" ( зе; -ной, подчиненный необходимости ), "езвзоё" ..( иррациональя! и чудесный ) и райский ( наиболее совершенный и. ис тинный )• с деталвным выявлением в учении Шестова и
■. о
специфики и, особенно, специфики верк и путей к вере. Автор диссертации попытался реконструировать диалектику судьбы одного из главных героев Шестова - библейского Нова и его свобода "для". Наконец, показана специфика фз^лософин Шестова, эта специфика - в органической связи его "философии жизни", "экзистенциальной" и "библейской" философии; а также выявлена специфика экзистенпиа-льностн философа.
АПРОБАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. Автор диссертации использовал материала по Шастову в своех спецкурсах - в 1990 -1991 гг. в МГТГ им. Н. Э. Баумана, в 1992 г. на философском факультете МГУ ел. М. В. Ломоносова. 3 апреле 1991 года на Ломоносовских чтению: в МГУ автором был прочитан доклад "По ту сторону Ничто. ( Концепция духовности Льва Шестова )".
Состоялось обсуждение данной диссертации на кафедре истории русской философии философского факультета МГУ ( 15. 05. 1282 г. ). Кроме того опубликовали четыре статьи автора по тег.-е исследования и еие две статьи приняты: к публикации.
СТРУКТУРА И ОББЗП Л'ССЕРТАШК. Диссертация состоит из Введения-, пяти глав и Заключения. Ее объем - 144 с транзиты.
СОДЕРЖАНИЕ ЖССЕРТАЦЭЛ.
Во 3 в е д е н и и помимо нозтезв^.^егода и 0р. дается кратки! ксгориографжесккЗ обзор исследований творчества шестова. Вн-сокой оценки заслуживает ранняя Ерг/кка Шестова ( 1Б59 - 1919 гг.)-П. Перцова, Гергыензона, Б. Базарова и других, Р1з критикн эмигрантского периода творчества философа особенно удачннлег оказались работа К. Бердяева, Г. седотова, С. Булгакова. К среди этих работ зиделяется статья Н. Бердяева 1923 года "Бвовг. \ и древе познания". После смерти философ ( 1936 г. ) о Бостох-;- талантливо писали и ьддадлтт-сся г;игесои- - Б, лавт: в "'Б.':-?"' о Сизифе''.. Б, Бе-
о
рдяев, Б. Зеяьковский в "Истории русской "философии", т. 2, С. Франк, Ж. Маритен, и не. столь известные мыслители - С. Левицкий, Ю. Марголин, Да. Клайк. В СССР наиболее интересные публикации о Шестове связаны с именами Век. Ерофеева, В. Кузакияа, В. Асмуса, 3. Доли и некоторых других. А наиболее удачные диссертации • А. Черных, Е. Бурака, К. Чккобавы. Автор предполагает возможный ренессанс шестововедения в новой России.
3 первой .главе автор выявляет и рассматривает четыре основных варианта происхождения мира и человека у Льва диссертаиии
Шестова, которые автор^обозначает как метафизический, натурфилософский, смешанный к библейский.
Метафизический вариант Иестова, опирающийся на идею Аяаксимаццра об отпадении вещей от единого, склоняется к тому, что дерзновенное отпадение явилось, вопреки Анаксшландру, не грехопадением, а мучительным выходом из блаженства покоя, ничто к Богу.
Н. а т у р ф и л о с о ф с к ж й вариант рассматривает смысл эволюции природы и, отвергая гедонизм и утилитаризм з объяснении целей природы, говорит об общей цели - кизни с удовольствием и, прежде всего, страданием. Выявлены три перехода и три цели
у 1енчи
■ природа¡ПЗестова: низшая - яизнь живых существ, средняя - жизнь души и духа человека и высшая цель природы - напряженнейшие искания и борения лучших представителей человечества. Смысл эволюце природы, согласно Шестозу, невозможно понять без метафизики и теологии.
Смешанны и вариант исходит из правоты и теории эволюционного развития Дарвина,по которой г.нзяъ развилась сама по себе, и Библии, согласно которой гзтзнь и человека сотворил Бог. Соответственно Шестов предполагает сосуществование в мире и лидеи, произошедших от внегреаной обегьяяк, и лхдей, произошедших ос-
грешившего Адама. Эта антропологическая.идея философа встречается в статье 1916 года, а также и в более поздних работах. И ока предполагает фундаментальнейшие различия мезду лвдьми, различия по го: природе и генезису, что подтведцавт некоторые другие фрагменты философа, в которых радикально отрицается "человек вообще". Человек "от обезьяны" довольствуется только этил миром и не мечтает о несбыточном, а человек "от Адама" обречен на мучения и поиски утраченного рая.
Библейский вариант происхождения мира и человека
учении
Б,;ГШестова является основным. Раннее ("1910 года ) антропоцентристское понимание смысла грехопадения ( грехопадение Адама как героический порыв к творчеству наравне с Богом ) сменяется позднее у философа теоцентристским пониманием, сочетающимся и с антропоцентризмом. Это понимание оценивает грехопадение уже как зеллчайвев зло человека, как начало мирового зла. Изначальная вера безгрешного Адама была им под влиянием Змея ( Дьявола ), Ничто ( небытия,'. его :ае человечески: помыслов эмаясшгшк от Бога и, особенно, вследствие начала познания, утрачена, Антигегельянское объяснение смысла грехопадения Юестовым, непримиримо разводящее знание, р&г-зум и веру, шеокодуховнуа райскух- мизнь, сближает философа с традицией эколы Петра Дгмиани.
Страх перед Ничто у ссгрепйвпего ¿дача превращает Нкчто в адощяую силу, 5ябдря22ауюс£ во все сугее и в самого человека. Шестов упоминает об аспектах Ничто, которые творит разу.: грепяого -человека: Необходимость. Этическое. Вечность, Бесконечность. Автор диссертации попытался реконструировать етн аспекты - "Необходимость", по мостову. есть любая идеальная, социальная и природ нал необходимость, делахлля' .. ненемвлнлм и ке оставлялся накачен наг г ялы человеку. "Этическое.'' фил о с с-фа гель томе проявлен;::
се? такке кертвеннув любовь, земную совесть, которые пришли на смену первозданных свобода и добра. Под "Вечностью" понимаются вечные всеобщие истины, вечность любого свершившегося факта, вечность от Необходимости, беспощадная к человеку, в отличие от Ве-ности от Бога.
Смысл библейского грехопадения Шестов видит в спровоцирован ном Дьяволом отпадении человека от Бог в утрате человеком Божественных качеств, й главная причина грехо падения - знание человека и разум как основное средство познания То есть смысл: грехопадения понимается теоцентристски, антигносео логически и антирационалистически.
учении
Зсе основные варианты происхождения мира и человекаЕП/Шестс ва в большей или в меньшей мере религиозны.
Зо второй главе автор выявляет и анализируем типологию человека Льва Шестова в ее эволюции - от идей романтизма и гуманизма эпохи Просвещения ( "артист" Брут щ тив ваеяизненного "ученого" Га?,кета ), к идет! Нипще и Возроадс ния ( "орел", эгоистичный человек трагедии против посредствен® го "ворона" ) и к идеям религиозно-экзистенциальным ( "мудрей -шие" с последним незнанием и поисками "иного" мира против "по! редственннх", замкнутых только иа земном существовании ). Вероя' но такке возвращение. Шестова в последние годы его жизни к более христианским, ценностям..(."новая, библейская типология - человек о1 безгрешного Адама против человека от согрешившего Адама ). В качестве основного инварианта типологии человека позднего Шестова автор.диссертации гипотетически предполагает деление людей на-.--произошедших "от обезьяны" -и произошедших "от Адама".
Помимо описанной основной линид антропологии . ГОестоза азт попытался показать и другуз, менее заметную линию антропологии, не допускащую выделения первых и последних .людей и признающую
г/
за каудыгл человеком его особую, по сути от Бога, миссию. Эта линия, вероятно, усилилась к концу жизни философа, как и смягчается в это время его отношение к разуму и христианским ценностям.
Показаны также два периода жизни "живого" человека, как их понимал Еестов, два уровня бытия и мышления человека ( "обыза -телъский" и "демонический" ). Если же вспомнить и о двух типах человека, то можно говорить о неподлинных и подлинных, или экзистенциальных, периодах, уровнях, типах человека. Очень важным для философа бч'Л неизменный приоритет над любой "высшей", "всечелове- -. ческой" личноствю человека омпррической личности, "самости" человека с ее сверхэмпирическим , "иррациональным остатком" души. А также приоритет индивидуального пути к Богу, даже если он пролегает через земное зло, грех.
Третья глаза посвящена детальному изложению специфики низшего, согласно Иеетову, "разумного" человека и созданной им рационалистической культуры Европы. Понимается этот человек очень пшроко - от обывателя любой эпохи л нации до фнлософа-рацконалиста ( Аристотель, Кант ), до христианского мистика (Ее— ме ), до интуитивиста ( Бергсон ) и до индийского религиозного философа. Критерий такого обобщения Шестова - привязанность только к зтому миру и отказ да^е от мечты о невозможном, о преодолении закономерностей.
Шестов развертывает критику познания, присущего "разумному" . . человеку, начиная с основ этого позлашуг - эмпирического опыта, разума, поиска вечных начал и закономерностей, причем вне внут -реннего мира человека и вне случайного и чудесного во внешнем мире. "Разуиный" человек верит не в вчсисс Существо, а в себя и в
ей оазум. Автор гыдела^з присущие уиозреязэ в понимании Шестова черты - принуждение ( доказать "истину", заставить человека подчиниться ей ), 5Н2МЕЕК8 только к общему и необходимо;.^, обтектн-
вность. И человек ."всемства", он же "разумный" человек, сумел релятивизировать мораль, поставить под сомнение высокое предназначение человека и сутцестзоаание Бога. То есть философ обнаруживает отрицательные стороны разума и научного знания, глубокие противоречия между гуманизмом и разумом, духовными ценностями и научным знанием.
Автор попытался выявить также основные моменты критики философом разума - ими оказались прямая связь со злом, начиная с первого грехопадения и заканчивая оправданием вечности и неизбежности зла в мире, даже воспроизводством зла. Также разум связан с несвободой человека и ложной жизнью, протекащей исключительно в средних полосах бытия. Подавляющий "грош и вопли" пророков разум имеет у философа отчетливую атеистическую направленность и играет мощную онтологическую отрицательную роль в жизни лвдей в силу перечисленных качеств. Однако ценность разума для повседневной жизни человека философом признается. Кроме того, как попытался показать автор, окончательно природу и судьбу разума Шестов для себя не определил.
Еизнь "разумного" человека также ограничена исключительно земным - от идей "певца умеренности" Аристотеля, до общего знания и добра по Канту, до общих империй и "курятников" вместо хрустальных дворцов. Автор диссертации находит критику Шестова чрезмерной, по-своему односторонней, не учитывающей сложности явлений. Это касается .также и умаления философом гедонизма, христианских - и общечеловеческих ценносте£.
Религия, "разукяого". человека Шестоза также оказывается общей и разумной, с разумным Богом-добром, который ограничен в своей свободе и могуществе Л Вера этого человека сводится к вере в добро,.которое выдумал, по Иестозу, Сократ и укрепили последоза -тели греческой кудроста или У'Афвз". Эта зера неистинна, соглас-
л
но Шестову, еще и потому, что не исключает знание и в лучшей случае сверхрацкональна.
3 морали человека "всемства" философ усматривает аятивиталь-нус и даже антигуманистическую направленность, поскольку она убивает волю к кизни, высокомерна по отношении к "кивому" человеку и бесполезна для определения смысла аизяи человека. "Этическое" слукит только Ничто.
Рационалистическая культура Европы, в основе которой, по Шестову, дух и идеи "Афин", - двухмерна и атеистична по своей сути. По сравнению с временами дрезяих она представляет собой упадок культуры и жизни человека.
3 четвертой главе анализируется специфика "кивого" челозека Льва Еестоза, истинная .тлзяъ которого оказывается связанной с "окраинными" поясами сулествования,практически абсолютно противоположными "средним" поясам. "Еизые" лещи Шестоза, или "окраинные" люди, - это, преяде зсего, редкие избранники, которым не дано заснуть в мире Ничто, а такне насильно пробуждаемые близостью своей смерти "нормальные" лещи ( напри -мер, Иван Ильич у Толстого ).
7 них все иначе, в том числе и п о. з я а я и е~ , источник которого философ связывает с шалеязем-яе в категориях мысли, а'з категориях мизни, особенно ,ее ухасов и трагедии. "Автор приводит аргументы в пользу того, что раннзй Шестов «мел делание постро -ить свою философию япзни к для его философии, причем и позднего периода творчества, характерна органическая целостность всех час-теп учения, онтологичность гносеологии и гносеологичность онто -логин.
3 "нинлеалскли" период ( условно 1896 - 1910 гг.) Ыестоз приходит к форме афористичности, :•: парадоксально?,^ мынлениз, нос-
1С
тоЕяаоку к конструктЕЗяшу в своей антенцш скептщезку. Альтернативой разуму е наз^чному познанию философ считает внутреннего "демона"., человека, .зкзистеяцкальность, ненаучный поиск истины пророков, гадателей, астрологов и других.
Б релнгиозво-зкзнстеяциальяый период ( условно с 1911 года ) философ обращается к познанию в форме траясцендентироваяия и обращения в веру у Лютера, Августина, Плотина, а также предсмертных переживаний обычного человека- Автор диссертации, обобщая размышления философа по эти?.* вопросам, усмотрел специфику веры Шестова з ее чрезвычайной трудности, з ухасе перехода к ней и слишком большой ее высоте, малодоступной даке избранным людям. Автором выделены такл.е общие черты обращения з веру, согласно Шестову: порывание всех связей с миром Ничто, обращение случается внезапно и помимо расчетоз человека, путь к Божественному пролегает через му -чения, последний угас, в страшной тьме, но конец пути - светел, озарящ. Автор диф4ерзнцпрозал пути обращения в веру у философа на активные ( человек саг/, активен, идет назстречу ) и пассивные ( челозека влечет ), а такие лрдей - на изначальных, "от природы" избранников и на ставших такими вследствие трагедии. Трансценден-тировадпе, обращение в веру автор определил как высшее познание • Шестоза. . ' - ■ -
•'- Существенными сторонами познания "млзсго" человека являхт--ся также - 'двпнение прочь от разума по бесконечным-перпендикуля--■ рам в пространстве, мифологическое мтаовосприятие; "новое измерение мышления"," которое приравнивается философом к вере и предполагает раскрепощение "иррационального остатка" человека, дерзновение, бесстрашие, "Экзистенциальная" философия ¡Иестоза оказывает-■ ся органически связанной о"-его "философией мнзни" и философией веры ( "библейской" философией}, и суть ее б »позднего Шестоза -
борьба веры с разумом о невозможном.
Автор показывает также спепдфику этой философии, экзистенци-альности Шестова, как трагических н опираться на "темное", "тьму" - предельно трагичны пограничные ситуации человека, путь веры проходит через ужасы и даже зло, предполагается, что возможная родная стихия Бога - страдная тьма и т. д. Предпринята автором также попытка раскрыть специфику откровения , Льва Шестова: она - в сверхестественном видении с наличием нескольких измерении времени и с онтологическим преобразованием сущего.
Автор формулирует определение основной сферы познания "живого" человека и самого Льва Шестова, как сферы трансцендентных состояний ( откровений, пророчеств и т. д. ) и сверхестестзенных свершении, невозможных с точки зрения разума и здравого смысла.
Екзнь "живого" человека з диссертации представляет диалектика судьбы библейского Нова, как ее понимал Шестов, реконструированная автором диссертации. Эта диалектика выявляет и основную идею всей философии Шестова, и вероятную .-.связь с личной судьбой философа. Кроме того Иов - один из главных героев Шестова, а история Коза - одна из главных тем философа. Иоз проходит путь от "разумного" человека к "живому", бунтующему против самого Бога человеку и к человеку спасенному, реализующему "повторение", то есть невозможную с позициии разума отмену бывшего. Обозначена
ууе- ниц
также автором наличествующая з Шестова диалектика колебаний (Платон) и диалектика регрессирующая ( Раскольников ).
Бог философа - это, прежде всего, живой д яедостЕтгкЗ Бог-Отец Св. Писания, с двумя особо выделенными автором "конструктивны:,ш" атрибутами ( нет ем неограниченны!,I всемогуществом и добрым произволом по отношению к набранному Им человеку ). 3 е ? а философа абсолютно вне мира Ничто, опирается исключительно на гр-рациональное содержанке Библдд, отвергал захонн, десять заповедей
Коксея, деле отвергая все Св. Писание ради сущности - уникальной великой встечн "живого" человека и.Бога..Зера никак не связана со знанием, даже не сзерхрагщовальна, а антирациональна и облада ет действенной онтологической силой.
3 т и к а "живого" человека Еестова, как показы-
вает автор, амбивалентна - высокогуманна по высшему счету ( спа сение каждого отдельного человека и уничтожение мирового зла ), имморалистична по счету земному ( отвергает земную, особенно рационалистическую,мораль к превозносит "каприз", "абсолютный эгоизм", даже земное зло человека ). Эту зтику, как и "подлинны познание, жизнь, веру, спасение "живого" человека философа, м нно рассматривать как элитарную.
3 п я т о '2 главе обосновывается необходимость особого выделения типа райского человека и райского мира, как выспи
упчиц
и истинныхе^Льва Шестоза. Райского человека философ в отличие о С. Ньеркегора видит совзрпеннейп:".: существом с Божественной дуло: духом, ь^гростьз, свободой и пршастяостью ко всемогуществу Твор па. У "живого" человека зтп качества не являются постоянными, пригсдяг и уходят, то есть "г-дзоЗ" человек - лов проявление райского человека. Райский мир в понимании Шестоза предстает как мио ззлзнайпеЗ свободы, красота, истины и добра, абсолютно проти-
щици
воположный миру Нечто* 6 "* Еестоза обнаруживается описание трех о новных миров: гемяого мцра необходимости, мира чудесных превращении и райского мира. Возможно и другое понимание - мир превращений есть приоткрывшие" райского мира, и тогда райский мир можно трактовать как параллельный миру земному.
Свобода безгрешного ¿дагса, а также ей спая свобода "живого" человека, аспект и "свобод;: от" ( от разума, добра, от ми
ра Н5о6:\од:с.:остп }. и "сьсбогы для" ' для чудесной и доброй ые-
. iU . . . ...
ределки суцего, трагической истории человечества, человека-нкчто;
для уничтожения Астрового зла ). ......
Если эллинский человек предстает как микрокосм, то человек Шестова - как шхкроАбсурд, то есть человек истинной веры, человек, соизмеримый с Богом - Абсурдом»
Моыно предположить, что райский человек и райский мир имеют отношение к основной интенции и установке Шестоза и показывают, хотя и недостаточно выране^Ь, заключительный отзет философа на проблему человека, на проблемы существования и сущности Бога, бессмертия души и свободы воли человека, а также на проблему добра и зла. Специфично для философа неизменное отстаивание вплоть до веры и рая ценности "низок кизни", эгоцентризма, "каприза" человека и дая.е зла.
3 3 а к л ю ч е н и и даются общие выводы исследования проблемы человека и, по сути, всей антропологической по своему характеру философии Льва Шестова, 3 диссертации показана органическая сзязь всех частей учения философа, сирота его творческого поиска ( биология, мировая философия, Библия ), приводятся аргументы в пользу религиозной з к з и с т е н ц и -а л ь н о с т и учения философа, а такне ее трагичности и "тьмы". Если путь к Богу, по Бердяеву, предполагает поворот от эгоцентризма к 'геоцентризму, то для Шестова этот путь есть скорее синтез эгоцентризма и геоцентризма.
Шестов наиболее близок к библейскому монотеизму, но всегда оставался религиозно и трансцендентно открытым. Об этом говорит изучение и попытки использования Шестовым работ по первсбытнсй ;и:фологин, Ксраиа, индийской религиозной философии, .'¿огне говорить в связи с отрицанием им закона Писания. десяти заповедей ¡оисея и об его алтииудаизме, и об его антихристиакстзе. Библей-
±0 . . екая мистика определила душу учения философа, глазные его интенции,' однако дух, разум учения оказался заметно обпщрнее.
Лев' Шестов - честный и глубокий исследователь тралсрациоя льности сущего.
Перспективы дальнейшего исследования избранной теш автор диссертации связывает с соотнесением проблемы человека з философии Шестова и в учениях близких ему мыслителей ( Нище, Достоевс кого и других ); с выявлением влияния на философа русской фшо софии и литературы, и, особенно, с углублением в область транс -пендентянх поисков Шестова, которые было бы полезно соотнести с аналогичными поисками других религиозных мыслителей.
СПИСОК ОПУВДКОЗАВШХ РАБОТ автора по теме его диссер -
гг. О Т5Т*Тт • + С^-ЦШ«.»
Формирование духовно развитой личности.- У семинар по пробд мам методологии: и теории творчества: (Тзорчество и проблема чело века ) / Ред. колл. Сагатовский Б. П., гл. ред., Шумилин А. ?., Лазарев е. в. и др. Симферополь, 1963, с. 252 - 253.
Альтернатива Льва Ёэстова.- Обзестзенные науки и созременнс 1951, Л 2, с. 175 - 181.
Иерусалим Льва Шестова.- Вестник: Московского университета.-Изд. Моск. ук - та. Сер. философия, 1951, И 5, с. 56 - 75.
Тайка человека,- Общественные науки и современность, 1992, Л 3, с. 152 - 155.- - - ""