автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Проблема человека в мировоззрении Султанмахмута Торайгырова
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема человека в мировоззрении Султанмахмута Торайгырова"
КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени АЛЬ-ФАРАБИ
" л г 1
На правах рукописи
АКБАЕВА Лейла Наурызбаевна
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В МИРОВОЗЗРЕНИИ СУЛТАНМАХМУТА ТОРАЙГЫРОВА
(Специальность 09.00.03 — история философии)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
АЛЛ1ЛТЫ — 1994
Работа выполнена на кафедре истории казахской и зарубежной философии Казахского Государственного Национального Университета им. Аль-Фараби.
Научный руководитель — доктор философских наук,
профессор КАСАБЕКОВ А. К.
Официальные оппоненты — доктор философских наук,
профессор СЕГИЗБАЕВ О. А.
— кандидат философских наук, доцент ДЮСЕНОВ М. С.
Ведущая организация — Казахская Государственная архитектурно-
строительная академия, кафедра философии.
Зашита состоится « » февраля 1994 г. в 15.00 на заседании специализированного совета и Казахском Государственном Национальном Университете ни. Аль-Фараби по адресу:
480121, г. Алматы, проспект Аль-Фараби, 71. Корпус М» V, ауд. 427 (кабинет философии).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Казахского Государственного Национального Университета им. Аль-Фарабн.
Автореферат разослан »А?1994 :
Ученый секретарь
специализированного совета, (0/11
кандидат философских наук, V ' лАУ"
доцент и * Р. У. ИСКАКОВА
ОЭТАЯ ХАШТЕРиТЕ'А РАБОТЫ
Конец XIX зека был озьамексван появлением в казахское куль-гурнои жизни ряда блестящих имей, составивших постклассическую 1етвь казахского просвещения. Это А.БаИту^сынол, Е.А^уьтоа, (.Дуэтов, М.Еумаоаев, "КТудайбердыев. Сачзуюцим звеьом между • слассикаки казахского просвещения - Ч-Залиланоанм, А.Кунш^аеаик, 1.Алтынсариным - и нижеперечисленными мыслител-лки-постклассякяни 5нл Султанкахмут ТораЯгыров - поэт, просветитель, философ, демократ. Он наряду с представителя«;: казахской общественно:; *ысли составил моцнуп духовную силу, гояорваэтуй ссновы ¿¡еодально-пе.т-л'лр/лльнсго сре дне декового уклада в казахской степи и открывшую дорогу * новой эпохе - казахскому рензссаису.
Творчество С .ТсраР^аровг1 совпало с револвцконныип иэкенени-ими, прсислолиатиил в поэтической, соиальио-эхснокической, культурной солаитях кя:-ни газа некого народа. Поэтому в своих произведениях "он отразил разнородные классовые влиявия и характерен идейными колебаниями и противоречили; это слухрдо источником разного рода сшибок некоторых критиков и литературоведов, писавших о Торайгырозе"*. Отсвда обвинения в адрес Судтаннахкута в национализме, неустойчивости политических, ре;шгиозных й других взглядов. В связи с эгкн г.ногие произведении «ксдатедя, подвергаясь гонениям,, йыдк долгое вре«ч скрываекн от народа. Во-ясь упомянуть даже иия £иьссо{»а, исследователи предали забвению -тот ¿акт, что Султанмахиут после Абая является великим поэтом казахского народа. Накануне 100-летнего'вбидея С.ТораРгыроваоО-
!. Чалабаев Б. Очерки истории казахской дореаолюциииной литературы. Алма-Ата, 1956, с.82- • .
: ч *
рацение * его творчеству - это дань уважения ¿новь возрожден» му духу поэта.
дования состоит в следуви^ек:
- Позитивные перемены, происходящие во взгляде на творчество Султанкахыута ТораУгырова, связаннее с обнародованием некоторых его произведений, <5ыв:аих под запретом, а также переос. иыслениец acero литературного наследия просветителя, требуют объективного» историко-философского анализа мировоззрения Тора! гырова в целом и всестороннего исследования его поэтического наследия.
- Необходимость обращения к трактовке человека в истории казахской философско-лросветительсксй мысли диктуется в наст с-чщее время задачами обновления суверенного казахского обществе а духовной кизна которого наблюдается перелонный момент. Преодолеть его можно только путем обращения к истока« - национа^ь-ному философскому наследству. Черпая из него надежду на духовно-нравственное ».сцеление, «ц сможем на практике осуществить принц-.тпы подлинного гуманизма /каким надо быть челове/у?/, сформулированные в работах Султангахнута Тораргкрова.
' -Проблема человека как самостоятельная философская проблема а мировоззрении С.Торайгырова никогда не была предметом 'специального исследования. Отсутствие философских изыскания по изучению эточ проблемы Торайгыровым и другими казахскими мыслителями ьбусловленс рядом причин. Во-первых, ТораРгыров ' .преяде всего поэт, а не философ, и его творчество, лредставлеь нее литературными произвелениями, по-видимому, не могло ¿ызват oclói го научно-философского интереса. :Зс-вторых,. ТораРгырова как сторонника кацьсна.'ьного движения "Алага" исследователи соз нятегьнс''сбхсдкгя стсрснсг.'
- fl диссертации впервые сделлн ^'тлссофский анализ ранее ^опубликованных » неисследованных произведения С .Тсрайгырова -юэм ИЭнакометво" /"Танысшру"/. '7.!'тис" /"Состязание городского и степного акынов"/ и стихотворения ит".!мн Алаиа" /иА^ли ïpft-ны"/. "Человек-караван" /"Адаи-керуен"/, "ГЬсвящение "Maca" Байтурсынова" /"Туткындагы Байтурсыннкц "'.(ас?>.сша"Л
- Пробдека человека в мировоззрении С.Торайгырова представлена в диссертации в качестве кнтггрнруюцего аспекта общественных проблей: политической - через раскрытие о3ьек"ивной исторической обстановки в Казахстане начала УЛ века, через портретную характеристику ¿едущих лидеров националы'о-освсбодг.тельного движения "Алага" /поэма "Знакомство"/; проблемы ?улоэвостй - через отражение уконастрсн:нии, ценностей, традиции, обичаев, другими словаки, киро »озарения казахского народа ь целом; наконец, социально-экономической проблемы.
- Проблема человека ь диссертации исследуется в трех контекстах - философском, логическом и фплологлческом, что объясняется теоретической и методологической осноаоя ироблемы.
Степень разработанности проблемы.
Литературоведчеснсе исследование творчества С.ТсраЯгНРоаа, началось в ¿О-х тодах Хк века. Ааторани первых статей о ТорайгЫ-роъе 1ыли И.Лтансугуров, С.Муканоа, С.СеОДлдин, л.Адалис, И.Масловой, К.Даукенов, С.А&тмуканов и др.
Ценный вклад а изучение жизни и творчества поэта анес Б.К.енжебаев, эацятиа кандидатскую и докторску» диссертации о • стихотворных проиьиедеиия'х мыслителя, написав также ряд «оногра-
2-со
б
фий и множество стате? о С •Тора^гырове'.
Писатели и филологи М.Ауэзов, Т.Абдрахканов, И.Баэарбаев, ^ .Бердыбаев, К;.БеЯсембиев, А-Дербисалин, ЫДуясенбаев, У.Ъсна-зарсв, Б.Еаккпбайулы, Б.Кандкльдин, А-Еоатис, Я.Исмагулов, Е.Исмаилов, "Т.Какишев, З.Кедрина, Т.Кожакеев, Н.Нартаеаа, А.Нур-катов, К.Йуриахансв, Т.Вуртазин,' Б-Сахариев, М.Сильченко; Х.Су-юндалиев, АЛакибаев, Ш.т&райгыров, М Ллеужанов, Е-Шалабаев, КЛаыенсв, Н.1етисс0, Е.Ысмайылов внесли овдтимыИ вклад в исс.ле. до.вания прокзвелений Торайгырова, написав ряд статей и монографий. Д.Абилев создал трилогию о Султавшхмуте, впервые представив целостный художественный образ поэта^. В последнее эре мл ; творчество <3 Лорайгырова исследуют „.йтерэтуроаедн А.АРыаков, М.Дблешев, И.Алимбаеа, С.АиииЗаев, Саяа'-»ек Асил, й.'Ерго^сков, А.Еспеноет, Б. Канымбет, К.Исабаев, А.Кабаыжанов, А.Кекйлбаев, Б.Камраеь, Т.Рахымжанов, Е.Утебаев, АЛамкекоа, К.ЧачхкетовЭ.
Философское исследование творческого наследия С.'г1;раЯгыро-м «е'так богато, пак литературоведческое. Так, М.Двсеноа 1!ссде-довал философские и социологические воззрения, О.Н^ргалиев -
I. Кекжебаеа Б. Стлтавмахиутты:-* -льндыгы. Алгаты, ?949.
• ?енже5аев Б- С^лтакмахикт Торайгырсв /ev.lpl мен творчест-воси/. Алыаты, 1957.
Кенжебаев Б. Султантхмут Торайгыров. Критико-биографичес-кий очерк. AJva-Ата, 1958.
Кегакебаев 5. Султаитхщт ТораРгыроа. Ктпта: гасыр басындагы казак эдебиеть А литы, '966.
^еняебаев Б. .бдебиет белестер!. Зерттеулер. На^алалар.
- А.пкаты, I9G6. . -
2- Рб!лев Д. Султаныахмгт. Трилогия. /"Акын Арманы", 1965; "Аркан жслында", 1969; "Баянауыл баурайында", 1975/. Алкали, 1981- ,
3. ЕспенЗетоз А. Склтанкахм»т TocaPfыроа. Алкаты, 199с.
Mavptiea 5.5. Таэг.хскке литературные связи начала ZG ¿ска.
. А~»а-Ата, J99I-
этические, Р.Джуншеев _ социально-экономические и проблему отчуждения, О.Сегизбаев - атеистические и правовые взгляды', К.Карикбаев - психологические воззрения мыслителя.
Проблема человека с этической точки арония ¿первые поставлена в кандидатской диссертации С.Чурга'.:;ед<\. затрагивает он и вопросы о смысле жизни, счастье, добродетелях, отчуждении
Однако как целостная философская.проблема человека с учетом переосмысления мировоззренческих позиций СЛсраРгырова до данного исследования нигде не ставилась и не решалась.
Ц е ль_ и_ за да чй_ и с с де до ва ния.
Обитая цель работы Заключается а том, чтобы опираясь на результаты, полученные современными ксследователчми по проблеме
человека, и на анализ ирогзведений'С .Торайгырова, реконструиро-
*
вать целостную концепций челсаека а его мировоззрении.
3 соответствич с этим ретаются следующие задачи:
- Раскрыть естественную и общественную природу человека.
- Показать соотнесенность человека и общества на. основе рассмотрения идеального человека и идеального сб-цества.
- Определить специфику просветительского мировоззрения ТораРгырова: просвещение как главны!" общественный фактор формирования человека. *
- Рассмотреть проблему отчуждения, свободы, общечеловеческих ценностей и аитиценностей.
!. Двсенов М. философские и социологические воззрения С.Тсраигырова. Дисс.канд.филос.наук. И., 1964.
Нургалиев 0. Topafi ыровтыц этккалац кэзчарасы. Дисс.канд. филис.наук. Алматы, 157!.
Дяунчеев Р. Особенности формирования и развития казахского просвещения второй поло айны XlX - начала XX вв. Дисс.канд.филос. наук. Алма-Ата, 190'».
Вурабасв М.С., Сегизбаев O.A. Идейные.связи общественно- ■ философской мысли Казахстана и России. Алма-Ата, 1987.
- Через проблему красоты, люйви и брака раскрыть личный аспект лизни человека.
- Выявить отношение человека к жизни, смерти и бессмертш:
- Проанализировать ранее неопубликованные произведения С .Торайгырола в контексте проблемы человека.
исследования послушли основопо-лагакре »¿.ел по проб леке человека, содержащиеся в трудах Ц.Лбинева, Г.Акиамбетова, С.Батенина, Б.Григорьяна, З.КакаОад-зе, А.Касабехсва, А.Мысливченко, В.Лившица, К.Любутииа, И-Смо.) яниноаа, а также идеи из сборников статей, посвященных философ ско-а.нтропо логическим проблемам- Теоретическое основание диссертации - это произведения С .Тсрайгырова, газетные и журнальные статьи, рукописи диссер-. тациИ.
ЭёУ-^^-^Ё^ЭЭ^Ё-^-З^^ё^^Зл-^^Р^^'^МЁ-^.ЗЗВЙЗГ^Г • состоят в следукщр-м:
- Диссертация представляет собой первое целостное,философское жсследсвание-проблемы человека а мировоззрении С.Тора Ргыроза . цель работы и обусловленные ею задачи впервые становятся предметом самостоятельного диссертационного изучения.
- ¿ыявлены основные причинные закономерности, связываощи< .природу и человека.
• - Ьекрыа противоречия кеяду "естественной" природой человека и ь.ъо-патрвархаАьннми ус«шя>ш, ТораРгыроа стащат вопрос о создании общества, основанного на возможном более тлнег. соответствии естественно? природе человека.
• - Выделены следующие карсвозэренческие ориентиры форга-рс заня* ш ло«»ка: прсск^рике, идеал человека и общество зулу :;,еги , .:. ;т!,е ¡; добро.
- Анализ отчуждения и свобода позволил »оказать, что преодоление отчукдения и приобретение свободы связаны с идеями социального преобразования деГстииге.чьиости и освобождения человека от всех форм эксплуатации.
- Использован ют;"» единства в рассмотрения красоты, л'збви и брака.
- Диалектика прекрасного и безобразного выявляется посредством совпадения внешнего и внутреннего.
- Вскрыто противоречие кегду идеалом любви и неосуществимостью его в условиях {.еодально-патриа^хальной среды.
- Смысл лизни заключается в прехоляцности и тленности всего живого, а жакда бессмертия перерастает в идеп переселения душ. ••■'
~ Выявлены несколько условно определенных типов отношения человека к смерти.
- Золрос, составаищи? суть .ранее неопубликованных произведений, - суверенитет к незазнсимость Казахстана. В связи с этим поднимается проблема духовно-нравственного возрождения казахов, для разрешения которой необходимо: I/ воскресить прогрессивные традиции и обычаи народа; 2/ начать процесс духовного ренессанса следует с перестройки каждым человеком самого себя, для чего Торайгыров предлагает своеобразный моральный, кодекс /И пунктов/, должный служить установкой для каждого казаха /зоэма "Айтыс"/.
Практическая эначиуость_ ис'слег¿вания определяется тйм, что данная раоота представляет интерес для специализирующихся, как-'; в соласти истории казахской ^илосс^ии, так и в области историй, казахской литературы. Изложенная в работе концепция человека, се теоретическое основание и содержательные характеристики иу.г--
э-со
ют большое познавательное значение, служат расширению представлений о литературно-философском наследии Султанмахмута ТораРгы-рова. Положения и выводы диссертации когут быть использованы при исследовании проблемы человека вообще, в лекционной, критической, исследовательской и воспитательной работе, а также при разработке спе.цкурсов, методических рекомендаций и пособий.
Апробация_£ьботы. Материалы диссертации были изложены автором в монографии "Гроблена человека в мировоззрении Султан-мрхмута Торайгырова", на научно-теоретических конференциях КазГНУ /1991,199Ь гг./, на международном симпозлуме-секинаре "Восток - Запад: диалог культур" /Алматы, 1992/.
Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории казахской и зарубежной философии КазГНУ ик.Аль-Фараби и рекомендована к, защит-е;
Структура_работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.^
•" ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во_введеиии обссковываетсн актуальность теш исследования, характеризуется степень еа изученности, определяются цели и задачи,' излагаются теоретические и методологические основы работы формулируютсн положения, пргтендувщие на исследовательскую новизну, и практическая змчикость работы.
Первач глава "Человек: его природный я общественный пир" седеруит пять параграфов: ! ."О месте человека в природе и о роли породы а жизни человека"; 2 ."Идеальный человек и идеальное 1..'цгетво" ; 3■ "Ро.'л просвещения в Формировании человека"; 4."Че-лсвск н е^с стчукдеиие"; 5."Человек и его свобода".
п
¿след за классиками казахского просвещения Султанмахмут ГораЕгнров развивает мысль о природе как отправной точке деРст-зительности. "акого роза ми^опен/.уг.кга :госило натура..исгкчсский орактер, суть которого заглпчалась в ви/ениа всег ¿:е?стаит2ль-юсти посредством отражательной способности природы и в трактовке человека как естествоиноприродногс существа. Торайгь.рое ¡ыделяет ряд закономерности, гармонично сочетающих человека и фироду:. первая - постоянная смена одних прироглах явлег-лт и-[йло^еческих жизне? драгами, то есть диалек-нка, ^арящач в прд-юде и жизни /ст'дхотв. "Зачсу я живу*?", "Детство мое прилетело", Цветок"/; вторая - конечность во времени, которую <гора!»гыров ютолко-зывает просто:
На смерть с рожденья каждыР обречен -Так создан мир, таков его закон!..'
Третья причинная закономерность - общая для природы и дэ-ей пора расцвета и пора увядания. У челозега "лучшее врбкя изни - :атство..." неизбежно приводит к заклочительному аккор-у, когда "старость немощная придет"; четвертая - влияние при-оды на настроения и чувства человека /стихотв. "Летний вечер",
оечереет"/* у
Лейтмотивом у ""ораРгьройа выступает идея разумного ссотне-ения "естественной" приреды человека с общественными условия-■!. Если большинство просветителей считали "естественнуп" при-оду /чистую непорочную луиу, присущую человеку от рождения/ , еизмснноР-, то Султанмахмут полагает , ч^о под давлением общест-
V
енных установок она подвергается трансформации. Одни, подчяня-
1. Торайгыро&С. Стихи и поэмы. Алма-Ата, 1989 , с.!2.
ясь требованиям общества, становятся людьми, "живущими для себя не выделяющимися из общей массы /лирический герой из поэмы "^изнь в блужданиях"/. Лругие, не в силах вынести давления не. человеческих общественных условий, отдаляются от реальной дейст вмтельности /пастух из позиы "Бедняк"/- И, нч^онец, "новые люди оросавт вызов .обществу, порой дая'е жертвуя жизнью Дамар и АХме иа романа ''Красаааиа Какар"/- Здесь Тора?гыров проводит нетшич ну» ЯМ своего врекеня иысль о неоохояимости жить сообразно сво ии естес-гвенноприр одним качествам /"страстян" - любви, ненавис-• та, преданности и т.д./, сознательно управляя ими.
Создание существа, основанного на возможном оолее полном соответствии "естественной" природе человека, С-Торайгыров свя-аывает с разрешением вопроса о человеке и обществе будущего. Поскольку человек будущего мыслился им клс идеальный, как некая \ установка, постельку и будущее общество, в силу сакой ограничен ' «оста исходной у.етодолопической посылки, строилась у •Чр&Ггыро-■ «а по утопическим рецептам.
Султаикахкут создал два типа героеа свссго &рекегс, так.из . онезеуых люде к будущего. К первому относятся люди, проникнутые \ идеалистическими надеждами и псбужденшк», воодушевляемые ими в осуществлении своих благородных замыслов. Переживаемые этими дадми иногочнсденни«. коллизри.с противоречит", реа^ьксг хгяст-витслыюст» приводят "к разйчарьванию, крушению адеалог, вследствие чет«, гзприкер, у лкричесгого героя /"Е;:знь в блужданиях" появляется ч^к-тьо раздвоенности, аирахавтпееся й то», что с» та
сапогу ееЗг ыглювременно и самим собой и чем-то г^утя», ч£жш'< и противостоящая сеейе».<дсутстз»ш внутренней гаркс»аа с нс-.!з^е*«остьп "ве;.ет к урате гаруонот с зкег»::« у пром. не прг-ку.улси:у ;:у з его реальном аырааеют. Чля 'с-всето'есиэддодо
окружения это "хючние лвди", призвание че войти в жизнь с целью изменить ее, а стремящиеся уйти от нее либо э с^еру ьереального /лирический герой/, либо рамки фес;.альчо-ла,гриархального общества /пастух - "Бедняк"/•
В противоположность первому второй тип героев - это категория необычайно активных людей, стремящихся достичь такого улуо-порядка, в котором нашлось бы кссто для личности, созкачгльно идущее на слом несправедливых обцестаеньых устоев, такие ге>ои вступаот на путь одинокого бунта против зла жизни, "акозы.образы Ахмета и Яамар в "Ярасавицё Камер", учителя из рассказа "Печалюсь", молодого муллы из'рассказа "Как я едва не /няился рассудка".
Набрасывая оби^гв схему нового мироздания, Торайгыров спирался на собственные домыслы, так как не владел научной теорией в той степени, чтобы понять объективные закономерности развития оба,есть: и обратиться к современной е«у истории. Общество» худущего он провозгласил социализм, для успешного развития которого "выдвигает рад условий. Среди них ссобу® роль Султаниахкут отводит просаецрня», техническому прогрессу и справедливости /статья "Социализм", "Кизнь в блужданиях"/- Категорию "справедливость" ТсраГгырся призывает каждого азять за осно&у своей жизненной философии и использует ее з качестве оцекочного перила нравствгн-ного и безнравственного в обществе. Так, характеризуя упадничес-кув суцность современной ему действительности, Торайгыров отме-. чает ее тенденцию к гуховнону растлеванию личности.
Просьещение Султанмгхмут выделил в качестве главного фактора формирования личности человека, что объясняется недостаточным пониманием законов обцестценного развития и их речтаю^егс «шнния на »»ировозаревке человека. По мнении мыслителя, царявде 4-со
в обществе несдраведллвость и ало может устранить только просвещенный народ. 3 этой выразилось кредо философских воззрений мыслителя, видевшего в образовании первый шаг на пути духовного возрождения народа. Ссобуо обеспокоенность у Султанмахмута вызывали инертность и леность сородичей в отношении учения, низкие" уровень преподавания в школа*-медресе, борьба невежественных 'мулл против молодых учителе?, обучавших детей по специальной ' программе /рассказы "Печадвсь'', "Как обстоят дела с обучением среди казахов?"/* Придавая большое значение формированию самостоятельного мышления и расширению умственного кругозора у казахских детей, Торайгнроз гневно осуждал лицемерие и нелепость назиданий служителей.культа.
Проблема отчуждения в произведениях мыслителя проступает довольно отчетливо, несмотря на то, что сам термин, "отчуждение" Торайгыровым не используется. В диссертации рассмотрены такие виды отчуждения, как политическое, социально-экономическое, моральное и культурное.
>-;'■ Политическое отчуждение Торайгыроа связывал с наличием раз. рыва.нежду правящей верхушкой и трудящимися. Объективный пс яход ■'к представителям власти в казахской степи - волостным, "новоис-: печенным чиновникам*/стихотв» "Вот какие у нас вожаки!", "Уз-рйт начальство.образы Тасс|олата и Ажибая из поэмы "Кто виноват?"/ - способствовал преодолению Торайгыровым иллюзии "про. священного правителя". Особенно убедительно отчуждающую сущность . вмети ТораВгыро» раскрыл в поэме "Жизнь в блужданиях", где характеризует ее ^ак способ возвыпениа над скрутающики ради удовлетворения потребности властителя в почете и славе.- Диалектически подсРдя г. вопросу о власти, Торайгыроа, с. сднор стороны, считал ее песс!чс",Щ'ОЕ охраны :.ктерессв сильных чира сего, с
другой, "опасно быть правителем народа. Что ждет его? Петля им тюрьма"'. Определяя степень влляния политического отчужденияна народное сознание, ТораРгиров заключил: "власть - известно одно -темным душам отрава"*.
Социально-эконоглческое отчуждение, перепутаюсь у Торайгь-рова с отчуждением в сфере труда, обусловлено общественным статусом, обеспечиваю.цим право приьилегий одник и обрекак^.м на вечное прозябание других. Отчуждение в сфере труда связано у мыслителя с утратой соцмалъно-сущностной целесообразности труда по отношению к работнику и преврати нем его в .шдневольно-прину-дительную обязанность. Этот вид отчуждения тиощен Султанкахуу-том в образе пастуха /"Бедняк"/, потребность которого в труде не определялась его врожденной наклонностью, а диктовалась запросами бая, удовлетворять которые бедняк был вынужден ради уто-. ления элементарных материально-плотских нужд. Как заметил ТораИ-гыроа, экономическое насилие, х'отя и вынуждает бедняка неустанно радеть на бая, никогда не заставит его добровольно приумножать его состояние, ибо дута трудящегося человека всегда бунтует против несправедливого разделения труда.. Выход из такого отчужденного состояния Султантхмут видит ву5днсм, - родившись '.' знат;;ым феодалом, занять место "среди "лучших" людей", застрахованных от любых социальных невзгод, ибо в бурной реке жизни "только хищнык жизнь легка!",. ,
Основное содержание морального отчуждения у Торайгырова составляет раздвоенность требовании, предъявляемых к личности,
Т. ТораИгыроиС. Стихи и поэмы. Алма-Ата, 1989, с.90.
2« Там ке , с.! -9. " »
' гучанис.тическоя кора..ьи, с одной стороны, бесчеловечными законами и обычаями феодально-патриархального мира, с другой. Преде:. моральной деградации тсазахскоЕ знати Султанмахмут передал а образах Тасболата, Анибая, Еакыпа, хромого Нурума, Калт&ка-ходж;:, бия Оспаиа. Основными мотивами отчуждения казахского высшего общества от моральных норм ТораИгыров считал их ьеве-жественно-дикий образ жизни, неуважительно-издевательское обращение с окружающими, вседозволенность, породившую возможност . беспрепятственного удовлетворения всех прихотей и отсутствие ответственности за совершаемые поступки. -
В творчестве Торайгырова прослеживается также отчуждение от Луховно-нрааственных ценностей, виновным в котором Султанмахмут считал духовенство, утилизировавшее свое высокое общест венное положение и использовавшее религию как средство ублаготворение потребностей невежественных бедняков в духовной, пище. Составляощий досуг бедняка религиозный культ послужил его обег дичиванш, превратив в инструмент беспрекословного ясслуаашь ; ■ С.ТораИгыров вою свои,жизнь посвятил поиску путей к спосс боа преодоления отчужденных состояний. Си наивно полагал, что . новое поколение, сменяя старое, естественным образом возродит общество, à, овладев социальные опытом, сукеет преодолеть по-'всемёстное влияние отчуждения. Етот процесс, по его мнению, ' начнется после осознания людьми необходимости объединения в ве ликое братство во имя спасения'своих заблудившихся жизней.
Тсрайгыроасккй подход к свободе своеобразен. Он раскрал зависикссть сознания человека от объективных условий /"среды"/ "а свободы от наличия частной собственности: "Х.оть свободен, hi если кет скота, будь, ты соловье»: нДь добрым колодцем, сможет .
род твой смягчиться"'* Свобода у Тс:аргырова связана как с положите льныу.и , так и с отрицательны «и ценностями. "Отрицательная свобода" вызвана необходимостью освобождения ог пациональ-ного гнета и эксплуатации, избавления от бедности - фак^ораг.ч, выступающиги условиями "положительной свободы1' - свободы позна- ' ния и творчества, свободы выбора и вели, свободы нравственно?', нако^ц, столь нетипичное проявление воли как свобода от жизни, полной липтенир и невзгод, во имя ее сг!ретекш в загробном мире /раю/.
Г.звным требованием Торайгырова в вопросе освобождения от национального гнета был суверенитет, дававший казахскому народу право на независимое существование. Если а известных произведениях поэта эта проблема почти отсутствует, то в раьее неопубликованных поэмах "Знакомство"* "Айтчс", в стихотворении "Гимн Алата" она поставлена ясно. ,
Основным параметром наличия /отсутствие/ свобода в обществе выступает соотнесенность понятия "твое" и "кое", выделяемых. Торарг^ровым. Руководствовавшаяся этии разграничительным принципом феодально-байскаа верхушка и бедное батрачество,по-разному. понимали свободу. Султанмахмут указывает на самобытное сочетание в казахской степи таких ви.^ов закрепощения, как личное и вещное /стихотв. "Когда придет черед"/.
В вопросе свободы познания мыслитель выделяет наллчие при-чииных связе'г, должных составить предмет изучения ^ловека. Сн обращает также вникание на параллелизм в непрерывном развитии человека и его поз.:знт, когда люди смогут не только "познать
1. ТсраГгы^ов С- Ныгармалар. А'лматы, 1967, ¿-т., 93-6.
причины «олений, но и доядут до того, что смогут создавать искус, ственко все...
С вопросом о свободе познания тесно связана проблема свободы творчества. В статье "Пение" ТораРгьров ратует за возрождение казахского усткого творчества, главным образом, песни. "Если не хотите, чтоб4 казах превратился в бе-душный саксаул, пригодный только для топлива, боритесь за возрождение и распространение песйИ!"^. Внося возрожденческий дух в казахскую песню, мыслитель способствовал пробуждению национального достоинства народа и са-уобытноИ культуры, без коюрых нормирование казахского человека как свободной шчпссги йило бц невс^шкно.
В творчестве Торайгырова вопрос о свободе воли и выбора свя зан, с одной стороны, с общенациональными проблемами, в частности, с отсутствием у казахского народа права на саиоопределение. С другой, мыслитель, суживая рамкк этой проблемы, создает {.Зраз человеку /"Бедняк"/, лимеиного даке иллюзии свободы вели, соответственно и права поступать сообразно своим желаниям.
ТораРгиров ищрт путь к свободе также в сфере подсознательного - загробном мире, где душа страждущего человека, ьаконец-т< облегчится от тягот и невзгод земной яизни /"Яизиъ в б.;*Лйниях' бторач_глава - "Социильно-нравотвснное измерена ¡елоьеха" состоит из трех параграфов: ?."С добродетелях и порсках"; 2-"Дроблена крассты, любви и брака"; з."0 кизни, смерти и бес-
I
скертии".
!. ГораРгырсвС. Шыгармалар. Алматы, 1967. 1-т., 2б'+-б. ТораРгыров С. Избранное. Алиа-Ала, Т9'6, с.155.
!
Торайгыров главное достоинство человека видел в его самоценности, а не в гго социально* происхождении /"Бедняк", гд.7 -"Чувство человеческого достоинства и стремление к счастью"/. Он акцентирует вни/ание на стремлении к счастью как жизненном предназначении человека, ассоциируя его с материальным благополучием л земными удовольствиями, с нравственным долго:' перед обществом /стихотв. "Обещание", "Что за це.~ь в учении?", "К учащейся молодежи", "К народу моему взываю", "Нынешнее направление", "Еще что • вижу я у нас", "Разлад в народе"; поэма "Зизнь в блужданиях"/- !
Считая добро и зло непреложный« оценочными мерилами, Торай- < гыров в рассмотрении этих категорий исходил из двойственности 1еловека: с одной стороны, стремясь к счастья к утверждению сво-!го достоинства, он творит добро, с другой, способен на совер'че-ше зла. Поэтому Султанмахиут утверждал как объективность кате~ -орий добра к зла, связанную с.формированием их с позиций коре><-~ шх целей общества, так и их субьективность, подразумевавшую юзкокность выбора между доброй и алом. Свобода же выбора обуо-ювлена уровнем нравственности, образованности, воспитанности и •рудолобяем человека /стихотв. "То добро, что в жизни вкуси;;.. . "/• роявлениямй зла Торайгыров считал смерть /гл. "Я - стари?'1 - : дизнь а блужданиях"/ и войну /стихотв. "Последствия войны"/, [дею преодоления зла он подчиняет внутренней природе человека '"Жизнь в блужданиях"/.
Значительная часть произвегений мыслителя пссзпа;ена проблеме красоты, 'любая и брака. Новизна подхода х нег заклвчастся в спользсваши Тораггыровым мотива единства этих трех-аспектов: озерцание красоты дает вспышку любви, влекущей за со^ой отвозе-ия взаимного доверия и сердечной привязанности.
Сул'-анкахмут признавал сосуществование а человеке влечшей /привлекательная наружность/ и внутренней /интеллектуальность и нравственно-цещ.остнае идеалы/ красоты. Антиподом прекрасного у него является безобразное, выступающее как порождение, результат и сиыьод зла. "2стетика безобразного" находит свое выражение в образах Нурума /"Красавица Т.ьчар"/, ""асболага /"Кто виноват?"/, сына ход».и-бсгатея /"Каркыкбай"/, рябой девушки /стихотв. "Рябая де лупка с крутыми бедрами и остры»; носом"/.
Мыслитель яахсдиг прекрасное и в окружающей действительности, подчеркивая зфеиерную лрехслящность всего прекрасного /стихотв. "Листья", "Цветок"/- Воплощая свое понимание красоты в образах прекрасных девучек Дакар, 'улаРка, ГуляРм/, Торайгыров создал идеал кеисков криссты - гармогию благородно? дута: и прекрасного облика.
Султаимахмут характеризует любовь как самое сильное ч/встьо /"любовь сильнее болезни, от нес ист лекарства"'/» позволь,ее человеку ощутить полноту своего бытия, возвышая помыслы л очищая душу, любовь оделяет людей аксобность»; к героически.«, самоотвержении»: поступкам /"Красавица Камер"/«
Несуразные брачкье обычаи: калы« и ак.нгерство, сватовство с колыбели и многоженство - ставили лнбовь в зависимость от со-циально-икущестьскшх. условностей, подчиняя се иласти денег и' скота. '"Какая ка заика пла за »уж, л»бя? Идут за неровню, свор, ве;
Р !
гагубя" . 3 этом „включена глинтэсенция любви и брака в 1'ааах-
1. Тсрайгыроа С. Стихи и поэмы. А-'»а-Ата, 1989, с..Т° !-19£•
2. Так же, с.36- .
?!
с ком обществе того времени, выявленная ТораИгыровым..
Б вопросе жизни, смерти к бессертия Султянмахмут придерживайся традиции казахских яырау, деливших киинь на определенные узловое ном* нты - рожление, юность, молодость, зрелость, старость, суерть. Основным в цблесообразяо-делтсльностнои отношении этапом является у мыслителя молодость.
Смерть для Торайгырова не только конечность бытия человека и других живых существ, но и неизбежность, подчиняющаяся закону времени. Султанмахкут вылелягт несколько тяпов отнонсния к смерти: примирение, страх, щезрение, стремление к смерти. Примирение со смерть» у Торайгырова вызвано определение« ее как явления повседневного, естественного, всеобщего. В примиренческом восприятии смерти '''ораРгырог усматривал сознательно избираемую позиции: '"Смерть - это зло, но этой силе зла я подчиняюсь"'.
Страх перед смертью вызван у мыслителя социальной отчужденность», ^удовлетворенностью, неадекватностью общественных идеалов и устремлений личности /"Еизнь в блужданиях"/, а.также исходил от грепникоа, боявшихся после наступления кончины божьего су/л /стнхотв. "Хм кгккП человек среди людей"/. • • •
Султанмахмут презирал суерть, лятаицую человека его высг?я денности - права жить /стихотв. "Безжалостная смерть"/. 3 ыса у пая зыстим пределом человеческ/х страданий, смерть в то же эрегя 5свобсж?ает от вях через достижение человеком апогея дух >ных дуче кит? /™3з'*лвтение» - "Бедняк"/.
V., нагоне и., суерть для поэта - необходимое уело гие смены юголзг:г?!. зтменуг.^рс собой ступень в непрерывном обновлении
Г. тораРгыров С. Стиху и поэмы'. Алма-Ата, 1959, с. 1С2»
человечества /стихота. "Сухое дерево"/-
Пс-нитие бессмертия служит у ТорьРгырова некоторого рода предпосылкой для выработки концепции личности. Воистину бессмертен тот человек, чья жизнь исслужила неп^евзоРденным образцом, достоРьым подраяамия. Не сумевшему же увековечить свое имя при х;:зни остается только похал^ть о оылом, считает Султанмахкут /гл. "Я - старик" - "Низнь в блужданиях"/. Рассуждения об аде и ¡пе, ¿оскретеник после смерти /стихотв. "¿аИ", "Ад", "Вера в аллаха"/ Тораргырсв считал бессмысленным вздором, порок.-.екным не-¿егг;ством казахов.
Бренность бытия чело века поставила перед мыслителем вопрос о некоем зселекском смысле его пребывания на Земле, дыражая при-¿ерзсениость к космическому пессумизиу, мыслитель преподнес реа-листическуп картину сезучастного равнодушия инди^ирентного окружения к мечтам " И'еа.'лг ооосоопеннсго индивида. '''ораГгырсв ут1г_рхдас2т Оесоиыелешчкл^ челове-ескс£ хкзт; вькду ире хох. ццнсс-ти и тленности всего кийого. Однако лсла>:ие н^иоби,ения к л юности ?.-:ет своес реализации даке когда человек переступает по^ог загробного мира. То^аУгыров через исси переселения душ пытается объяснить кстоки этой неиссчкаекоя кауды бессмертия человеческой дуаи. ¿тсРдя в то?, каждое зе»кса сумеетно. не сстакаь.. ивает. ся в своем развитии, а продолжает о^олюционизироыиь к ьаходит выход своей дупе, принимая различные раетит^льмк и яс/.вотнке формы /гл. "Н »-'зртв" - "Еш'нь а Злукданиях"/.
Глаза третья - "Пробл^а человека в ранее неопубликованных ирокзьедениях. С-Тс^аРгирова" - »ключает три параграф I."Поэма "Знакоистьо" /"Чанисть.ру'7; 2 ."Поит "АРтяс" /"Состязание городского стенною акыно»"/; 3."Иа н"готорьи стахот»ерениИ поэта".
В этих произведениях, бывших под запретом ло обвинений в националистическом содер^аь.гл, ТораРгыров решает проблемы евобо-' ды от национального гнета, приобретения суверенитета и всзрозг.де-ния нациснально-культурных особенностей казахского народа.
Поэма "Знакомство" /19I8 г./ яьляется своегбразным художественно-историческим документом, характеризующие лидеров национально-освободительного движения "Алая". Схожая по форме с диалога»« Платона, псэуа представляет ообо;* разговор невежестьенно-го и ученого казахов, воссоздающий образы их выдающихся современников. Султанмахмуг делит представителей казахской интеллигенция начала XX века на три категории, исходя из роли в освободительном движении, цениосткнх ориентации, положительных и отрицательных качеств.
К первой группе ТораРгироа относит патриотов, готовых аа все во имя свержения высшей цеди. Это "премьер-министр Алат-Ордь" Алихан Зукейханов, сравниваемый поэтом с луной _ священным предаете« кусулыанскиго почитания; это идейные ьдохновитеди партии _ Ахмет Байтуршнов /"йенера"/ и Ниржакнп Дулатов /"Солнце"/. К этой категории относятся также Алимхан Ьрмеков - "вице-премьер Алага-Орди" и учитель Торайгыроьа, Хадел Габбасов и Йазипа Кул-а-. ноьа.
Ко второй категории Торайгырсв относит интеллигентов, для которых участие в партии - способ удовлетворения личных шбкций. Недостаточная объективность в характеристике юриста М.0<.тгаева, адвоката Р.Ма. секова, первого казахского магистра проза З.Акбаева была связана, по-лмдимому, с различием в мировоззрении, социальном «сложении и образовании блестящих интеллигентов, окончивших оридичкекие факультеты самых престижных вузов Рсссзш, и "бедняц-<ого" ¡тэта.
К третьей группе Торайгыров относит гнтпллигентов, занимавших в партии ментальное положение /Б.Сарсенов, Н.Кулханов, С .Са-батаев/.
Вопрос об освобождении казахского народа от колонизаторского гнета занимает особое место в поэме. Назвав период после заведения присоединения Казахстана к России "эпохой скорби", Т райгырсв с неподдельной горечью живописал удручакце бесправное положение казахскогочнаселенид, отстраненного от государственного управления на родной земле. Для обретения казахами независимости, по «нению мыслителя, ели должны преодолеть "грязный быт, несчастную исторчю и пойти дальше"'. Сдно из условий эт^го процесса - выявление и поддержка талантов, "отсрыс "подобно жемчужинам рассыпаются и затериваются в казахской степи", а также искоренение карьеризма и борьбы за чина.
В "Истории казахской литературы" о поэме "Знакомство" сказано: "3 этом про/з веде нии поэт отеле л от своих иреж'.'их дегокра тических. позиций, не смог передать правду о своем ьремени, восхваляя стара к млада, входящих и поддеркивавних Алаи-Срду, он не сумел сиять маски с их лица и раскрыть перед народом их, истинный облик"2 /пер. - Л.А-/. Сегодня ошибочность этой точки зрения очевидна, ибо, восхваляя и хуля, лучших сыновей казахског народа, Торайгыров отметил их историческую заслугу в становленк свободного Казахстана с гордо развевающемся флагом независимое!
Псэма "А?тыс" - одно из любимых Тора»»гыровым сочинений -осталась незаконченной из-за преждевременной гибели поэта. Она состоит из двенадцати глав и построена в диалогической форме. .
/.' "дна т!л(", г 99 ?, 26 к ырктйек, 4-б.
Наза« едебиет|н1ц тарихы. Алкаты, '965- £-т., £-киап,
• 378-379-(3.
Но это не сколько диалог, сколько попытка степного акына возродить прежнюю свободу, красоту и гармонию казахского общества. Городской же акын доказывает необходимость укрепления оборонной мощи к утверждения национального самосознания казахов.
Начиная с первой главы поомы, '¡'ораРгыров описывает мир старины, где, как ему кажется, находится обетованная земля казахов. Здесь он находит ту гармонию человека и мира, индивида и общества, вне которой недостижимо счастье. Человек представлялся. Торайгырову стихийным, "природным" существом, не знающим разлада между личностью и окружающей средой и потому живущим в незамутненном ничем довольстве. Окруженный и обьятый природой казахский человек от благотворного ее воздействия развивался добродетельным и чистым. Отсутствие классов, привольная жизнь сделали баев и бедняков родственниками, делящими между собой асе. ¿заииообмелиааясь и. взаииошручая друг друга, они исключили из своей жизни классовуп борьбу, превратив яизнь в идиллии.
"Поэт возносит и сожалеет о прошлом казахском ауле, с его бегами и ханами, баями и биями, ходжам» я итаанама, целителями и служителями культа, копьеносиым батырами и виртуозными акынами; с tro старинными обычаями и традициями, издревле обетованной землей - степью и кочевым образов жизни"' /пер. - JI.A./.
Изображая исторические отрезки времени, начиная, с хи "Кобланды" и "Ер Таргына", т.е. с глубокой древности до резолюции 1918 г., Торайгыров показал, эволюции мировоззрения и образа жизни казахов. С течением врекепи росло-отчуждение казахов от национальных корней и языка, утрачивались чистота-братских вззимсотноЧенг.", высокая мораль, олагородный характер и
1. *азэ* э;ебкет1Н1ч тарихы. Алматы, '965. £-т., 2-к1тап, 79-6.
уважение к национальны« обычаям. С середины XIX века, т.е. как питает Султанмахиут, "со времен Лбая казахский человек стал портиться, перекрасив красный цвет крови в черный"'. Общество в «( лом потеряло сво» невинность, честь и достоинство, ханц утрати-ля былую власть, сестры лишились милосердия, процветали чуждые степнякам проходимство, пустословие, карьеризм, кляузничество, соперничество, тунеядство. Следуад^я временная градация '91J г иремя выхода в сает сборника стихов "Комар" /"Haca"/ Ахмета 5а турсынова - характеризуется Тирайгыровьм как пик деградации на ции м потери ею едииства. Революция J9I6 г. и последовавшая за ней волна освободительного движения дали Султанмахмуту надежду на обновление и возрождение оощес/ва.
Таким образом, вознося старину и критикуя современное ему общество, ^ораЯгыров хотел выразить основную идее произведения "о здоровом теле - здоровый дух". Если перенести это положение на общество в цело», то стаает очевидно, что старина с ее наив но-безгреиным укладом жизни порождала чистых людей, истинных героев, бугь то ханы или бии, акыны или батыры. Испорченное же воздействием городской цивилизации общество породило ущербных, пристрастившихся к наживе и удовольствиям праздных людичек. Пс этому через всо поэму проходит идея о необходимости возрожден; "естественного состояния" казахов, с его цельными и поэтическ! натурами. Идеализируя старину, мыслите.«» не собирался реально реставрировать ее. Для него человек, культура и обычаи npowioi составляют до стойкую оппозицию ^еодально-патркархальному otía;ei ву. Однако не все нравится Тсраргыроау а старине, прежде веер ее отсталость / в хозяйственной ч кулотурной областях/, отсут»
I. "Аиа т iд|", 1992, 7 мамыр, t-6.
ие национальных вооруженных сил, раздробленность на жузы и ро-ы, отсутствие единства, невежество, породившее повальную отчуж-' енность людей от дластн, труда, наук, культуры, морали, в коне концов, друг от друга.
Проблега человека занимает особое место в поэме! Следуя на-уралистическоя точке зрения, Торайгыров обьявлчат человека коечным пунктом, верейной развития природы - царем Зселенной: Адам улы - патшасы жер зпзшн, ЕцбегЖ сел, пайдалан, иыгар кеи|и|' Человек не только живет и царствует в прщэоде, но и участ-уег в ее процессах, стрекчсь добиться господства над природой ерез освоение ее богатств.
Решая проблему человека с ценностных позиций исламской рели-ии, Торайгыров обязывает человека для достижения ям счастья тать добрым, образованная, сострадательным, практичным, трудо-юбивым, цельным, осторожным. На овладение этими качествами на-равлен его моральный кодекс /II тезисов/, являющийся своеобразен интерпретацией заповедей Иисуса Христп. Достичь этих добро--етелеи можно через неустанный труд, усердие, познание самого ебл, включающее умение владеть собой, осознавать свои недос^зт-, и и применять по отношению к себе то, что презираеиь и кричику-гаь в других:
6рк1м еэ1н ткзекел, ел онбаядн, Бфеудщ "тертс" деумен чылган |с|н. £л оцсын десец, оуел1 ез|вд! онда, б(л, взще обдеи Из зосьми неопубликованных ранее стихотворений наибольший
I. "Ана тип", 1992, 7 улуыр, 5-6. Р. Тан ---е.
философско-исследовательский интерес представляют "Гимн Алаша' /"Atóm граны", 1917 г./, "Человек-караван" /"Адаи-керуен", !9£0 г./ и "Посвящение "йаса" Байтурсынова" /"Тгткындагы Бай-тхрсынныц "Масасына", 1914 г./. '
Стихотворения "Гимн Алана" и "Посвящение "Maca" Байтур-сынова" отражают идею возрождения могущественного и независи-1 мого государства, сбьединиз'зего под своим знаменем всех сыновей А лат.
. Стихотворение "Человек-караван" в отличие от предыдущих носит сентенционно-философский характер, передавая размыилени) Торайгырова о ;*изни человека, бренности бытия, всеобщей изменяемости.'Определяющая идея произведения - диалектика, царя-идя в мире, заключавшаяся в постоянной смене различных человеческих состояний: жизни и смерти, славы и позора /при жизни и после смерти/, людских побед и поражений. Центральная фигура во ¿селеннои - человек, жизнь которого подобна каравану с постоянно сменяющим друг друга пшутчиками.
Адаи-керуен, диние б|р кец сарай. Кглген адам жолаушы еллечалай. Sipey туып, б|реулер елщ жатыр, Сларга лейт!н жан жск: '.'Мгьыц чалая?"' Подчеркивая особуя ценность человеческой ккзни, автор призывает соплеменьиков не растрачивать ее попусту, а посвятить высшей дели - служению на благо народа.
Б заключении диссертации подведены итоги исследования и сформулированы основные -выводы.
1. "Аиа т|Л!", 1991, 25 кекек, 5-6.
1. "Проблема человека в мировоззрении С ."'орайгирова". Монография. Алипты, "Казак университет!м, 1993.
2< "Проблема отчуждения в мировоззрении С.Торайгырова". Тезисы доклада на научно-теоретической конференции КазГУ им.Аль-Фараби. - "Перспективы развития советского общества1'/Алма-Ата, 1991, с.66-68.
3. "Проблема человека в мировоззрении С.Торайгырова". Тезисы доклада на международном сямпозиуме-сежинаре "Восток -Запад: диалог культур". Алматн, 1992» $.19-21.
ц. 'С.Торайгыров шыгармаларындагн ада* меселес! туралы". Зтатья в сборнике "Казан эдебиет! тарихьныц озект! ивседелер!". иматы, "Казак университет»", 1993, с.58-105.
5. "О поэмах С-ТораИгыроза "Таныстыру" к "Айтыс". Статья ь журнале "Простор". Алкаты, 1993, К> 1С, с.229-240.
6. "Проблема человека в ийровоззрени» Аль-Фараби". Тезисы шклада на научно-теоретической конференции КазГНУ им.Аль-Фара-!и /в печати/.