автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Проблема диалогических контактов в истории художественной культуры

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Балакина, Елена Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Проблема диалогических контактов в истории художественной культуры'

Текст диссертации на тему "Проблема диалогических контактов в истории художественной культуры"

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена

Балакина Елена Ивановна

Проблема диалогических контактов в истории художественной культуры

24.00.01 - теория культуры

Диссертация на соискание учёной степени кандидата культурологии

О

Санкт-Петербург

1998

Проблема диалогических контактов в истории художественной культуры

Введение.................................................................................

Глава I. Место диалога в мировом культурно-историческом

контексте......................................................................................14

§1.Причины и предпосылки возрастания роли диалога

в культуре XX века........................................................................14

§2.Диалог как явление и сущность.................................................40

§З.Триадная основа модели диалога: универсальный принцип формирования целостности..........................................................65

Глава II. Типология диалогических контактов в истории художественной культуры вообще, в художественной культуре России в частности и в художественной культуре

Барнаула в особенности................................................................90

§1.Проблемы диалогических отношений в системе мировой

культуры: методологический аспект.............................................97

§2.Диалог в России и Россия в диалоге........................................122

§З.Барнаул старый и современный в диалоге культур..................150

Заключение. Диалог как антиэнтропийный метод культурогенеза.

Вопросы прогнозирования...........................................................174

Библиография.............................................................................177

ВВЕДЕНИЕ

Диссертация представляет собой историко-типологическое культурологическое исследование проблемы диалогических контактов на разных системных уровнях мировой художественной культуры на материале научных, философских, искусствоведческих, культурологических и публицистических работ Х1Х-ХХ века.

АКТУАЛЬНОСТЬ темы диссертации обусловлена предельным обострением проблемы межкультурного взаимодействия на глобальном и региональном уровнях,задача разрешения которой определяется современными учёными как жизненно важная.

Дихотомически ориентированная парадигма классической науки основывалась на оппозициях, что детерминировало её закрытость и самодостаточ-ность:любое явление в такой парадигме оказывалось замкнутым на самом себе, на своей противоположности ¡любой тезис сразу же рождал антитезис, отрицающий первоначальное утверждение. Но сильная сторона данной парадигмы заключалась в её способности исчерпать изучаемое явление или модель, обострить содержащиеся в нём полярные тенденции до предела.

Научное исследование культуры тоже долгое время осуществлялось оппозиционными методами классической науки.Глобальные кризисные процессы начала XX века свидетельствуют об исчерпании возможностей дихотомической методологии,о предельном обострении противонаправленных процессов и тенденций в современной культуре.Это привело к рождению новой, "синтетической" парадигмы.

В атмосфере всеобщего кризиса, суть которого можно было бы определить понятиями празобщение","разделение",появление объединяющей тенденции в культуре воспринимается логично и естественно. На синтез возлагались столь серьёзные надежды,что в ряде философских и естественнонаучных работ начала

XX века он осмысливается на уровне категории или универсального принципа. Но, решив одну проблему(расчленённость),синтез породил другую: в ходе синтетических процессов нивелировались значимость и специфика участвующих в них "элементов" ,"снималось"как несущественное их предшествующее состояние,что привело к очередному обострению межкультурных конфликтов на основе неразрешимости проблемы традиции и новаторства.

Примерно в это же время в мировой философской мысли появляется идея диалога,тоже содержащая в себе направленность на объединение.Вплоть до сегодняшнего дня идеи синтеза и диалога развиваются параллельно,а обозначающие их понятия взаимозаменяют друг друга как синонимы. Как показала практика,они представляют собой два пути обретения целостности,притом весьма отличные друг от друга.

Отождествление этих понятий приводило к терминологической путанице, порождавшей, в свою очередь,серьёзные противоречия в научных теориях. Возникающие вследствие их многозначности смысловые разночтения становились "барьером",затрудняющим установление взаимопонимания между представителями различных школ и направлений,что значительно снижало результативность их исследований.

Поиски концепции выхода из кризисного состояния культуры продолжаются уже почти целое столетие, но и на рубеже XXI века ноосферно-экологический институт Российской Академии управления,занимающийся этими проблемами,даёт неутешительный вывод:"« сожалению,пока нет ни теории,ни даже Признанной концепции управления переходом к устойчивому развитию".(192,с.40).

В терминологии синергетики момент кризиса получил название "точка бифуркации". Само слово "бифуркация" означает "раздвоение". В данном культурно-историческом контексте - это раздвоение, доведённое до своего предельного состояния. В такой ситуации вопрос о путях обретения целостности и единства при-

обретает значение краеугольногодак как именно в периоды неравновесности и нестабильности закладываются основы будущего развития культуры,а каждый неверный шаг может привести к роковым последствиям.

Следовательно, в условиях современного,всё более обостряющегося кризиса выявление сущностных особенностей синтеза и диалога приобретает концептуальное значение как для дальнейшего развития методологии культуры,так и для парадигмального переосмысления основ мировосприятия эпохи.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ:

История диалога как явления культуры насчитывает не одно тысячелетие,чем и определяется его смысловая многозначность. Но активное научно-теоретическое обсуждение проблем диалога началось только на рубеже Х1Х-ХХ веков,а его предметно-функциональное изучение - в середине нынешнего столетия.

С точки зрения методологии науки это означает, что к началу XX века диалог как явление получил своё всестороннее и разноуровневое развитие и в его биографии наступил второй этап этап осмысления его специфики в различных сферах научно-практической деятельности.

Возможности установления диалогических контактов рассматри-ваются на уровне межличностных отношений в психоло-

гии(И.С.Кон,А.А.Леонтьев,С.Л.Рубинштейн и др); в социальной психологии (Л.Н.Гумилёв,Б.Ф.Поршнев и др.); в педагогике (В.С.Библер, С.Ю.Курганов, А.А.Лиханов и др.); в биологических исследованиях (П.Я.Гальперин, Н.Н.Ладыгина-Котс и др); в языкознании (М.М.Бахтин, А.А.Потебня и др); в этике (М.С.Каган, И.С.Кон и др); в музыковедении (М.С.Каган, В.В.Медушевс-кий,Ю.В.Холопов и др); в искусствоведении и культурологии (Л.М.Баткин, М.М.Бахтин, М.С.Каган, В.С.Библер, Ю.М.Лотман и др.).

Диалог изучается в контексте различных частных наук,поэтому его осмыс-

ление получается достаточно односторонним и имеет ярко выраженный прикладной характер. Как утверждает философия,любое учение,рассмотренное на уровне частностей,становится узким и гибнет,когда его универсальность сводится к конкретности. Разброс авторских позиций в изучении диалога чрезвычайно широк: от предельной конкретности (Rene A.Spitz) до предельной об^цённости (М.М.Бахтин,B.C.Библер,Г.Я.Буш).Его функционирование рассматривается либо в контексте литературно-театральных жанров(А.Ф.Лосев),либо сводится исключительно к деятельности разума (В.С. Библер) или, наоборот - к сфере эмоций и психических реакций (М.С.ФедоришинДепе A.Spitz).Осмысление диалогических отношений эволюционирует через идею межпредметных связей(С.Ю.Курганов) до уровня общефилософской рефлексии (М.С.Каган).

Несмотря на некоторую ограниченность и односторонность узкоспециальных исследований диалогических отношений,их значение в контексте целостной системы культуры очень велико. Именно их научная активность подготовила почву для обсуждения проблем диалога в философской литературе на рубеже 60-70-х годов. Системное,категориальное осмысление специфики диалога в контексте межличностных отношений (М.С. Каган) открыло возможности для преодоления существующих в современных исследованиях научно-теоретических противоречий.

Уровень изученности диалога и - шире - диалогических отношений позволяет сегодня переакцентировать внимание с его познания на проблемы понимания, на ценностное осмысление его места и функций в культуре рубежа тысячелетий.

Настоящая работа представляет собой первый опыт системного культурологического историко-типологического исследования диалога.Многоконтекстное и разноуровневое осмысление проблем диалогических отношений приводит к открытию новых смысловых граней давно знакомого явления, что позволяет кард и-

нально переоценить его методологическое значение как сильнейшего антикризисного средства современности.

ОБЪЕКТОМ данного диссертационного исследования является научная, философская, искусствоведческая, культурологическая, публицистическая и справочная литература Х1Х-ХХ веков по проблемам взаимодействия культур вообще и диалогических отношений в частности.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - проблема диалогических контактов в истории художественной культуры.Диссертация представляет собой методологическое историко-типологическое исследование, раскрывающее "научные связи второго уровня"(В.М.Петров),то есть "связи между связями".Поэтому строится она не на эмпирическом анализе конкретных явлений художественной культуры, а на культурологическом осмыслении существующих научных концепций и теорий.

РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА. Целостное культурологическое осмысление проблемы диалогических контактов в художественной культуре позволит прояснить терминологическую и концептуальную противоречивость в понимании сверхсложного явления и откроет новые возможности поиска путей выхода культуры из кризисного состояния.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в системном историко-типоло-гическом культурологическом осмыслении проблемы диалогических контактов на разных уровнях мировой художественной культуры. В результате настоящего исследования предполагается понять сущностные качества диалога,его функции и место в современной культуре в мировом,национальном и региональном аспекте; обосновать чрезвычайную значимость диалога как сильнейшего антикризисного средства и искомого аттрактора в процессе выхода системы из неравновесного состояния.

Для достижения цели были поставлены следующие ЗАДАЧИ:

-изучить имеющуюся литературу научного, философского, культуро-

логического, искусствоведческого,публицистического и справочного характера XIX-XX века по проблеме диссертации;

- определить специфику межкультурных взаимодействий в XX веке и место проблемы диалога в современном историко-культурном контексте;

- провести системное исследование научных концепций диалога с точки зрения методологии гуманитарного знания;провести сравнительно-типологический анализ двух видов взаимодействия - коммуникации и диалога;

- определить архетипическую сущность триадной основы модели диалога в контексте числовой символики; показать её принципиальную важность для раскрытия новых смысловых граней диалога и коммуникации;

- разработать типологические принципы диалогического взаимодействия в художественной культуре на основе современной методологии:

а)на информационном уровне - в дихотомии традиционного и динамичного типов культуры;

б)на морфологическом уровне - сквозь призму идеи неравномерного строения и развития культуры;

в)на институциональном уровне - в диалектике монологического и диалогического функционирования искусства в пространстве культуры;

- определить типологические основы проявления диалога в русской национальной культуре в контексте

а)наиболее общей историко-культурной типологии Востока и Запада;

б)целостного системного анализа проблемы границы в методологии культуры;

в)трёх путей развития цивилизации (кочевого,земледельческого и ремесленно-торгового);

- показать историко-культурное значение Барнаула в процессе практиче-

ской реализации антикризисной программы развития русской и мировой культуры;

- осмыслить возможность прогнозирования развития мировой культуры в неравновесном состоянии и место диалогических контактов в культуре будущего.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. Настоящая работа представляет собой многоаспектное целостное культурологическое осмысление проблемы диалогических контактов в художественной культуре. Разнообразие стоящих перед исследователем задач определило методологическую многоосновность данной диссертации. Осмысление места проблемы диалога в контексте глобальных кризисных процессов современной культуры обусловило использование компаративистского (сравнительного) подхода.Системная природа диалога и художественной культуры потребовала применения методов системных исследований.Задача культурологического осмысления указанной проблемы подразумевает выделение закономерностей и изучение характера межкультурных отношений,что делает особенно актуальным использование методов синергетики и культурно-исторической типологии. Необходимость целостного осмысления диалога придала диссетрации гуманитарную направленность. Это стало возможным благодаря применению герменевтических методов работы с материалом и контекстного подхода.Методы эмпирические и сравнительного анализа оказались совершенно необходимы для теоретического освоения многочисленных научных концепций диалога,а его философское категориальное осмысление позволило избежать ограниченности односторонних узко-специальных подходов к данному явлению и понять его сущность на уровне архетипической универсальности.

В диссертации использованы МАТЕРИАЛЫ зарубежного и российского искусствоведения, издания по методологии науки и культурологии,работы из области других точных и гуманитарных наук, имеющие отношение к проблемам диалога и взаимодействия культур.Труды по теории символа и семиотике культуры обеспечили данному исследованию дополнительный эвристический потенциал и воз-

можность целостного осмысления сложного и многозначного явления.

ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКАЯ БАЗА.

Основными источниками диссертационного исследования являются:

- труды и фрагменты из работ русских и зарубежных философов по проблемам взаимодействия культур.культурного кризиса и национального самомознания культуры России;

- статьи в энциклопедиях и словарях Х1Х-ХХ века по теории символа и диалога .другая справочная литература по смежным областям знания;

- научно-теоретические концепции диалога в работах М.Бубе-ра, М. Бахтина, М. Кагана, В. Библера, Л. Баткина; проблемно-публицистические издания по теме диссертации;

- летописи,хроники,документы по истории и культуре Барнаула и Алтая.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ:

- осмыслено место проблемы диалогических контактов в культурно-историческом контексте глобального кризиса современности;

- впервые на системном уровне культурологического исследования обобщены существующие научные концепции диалога;

- на основе методологии гуманитарного знания выделены на философском категориальном уровне два вида взаимодействия - диалог и монолог;

- выделена и обоснована триадная структура модели диалога в аспекте архетипической универсальности числовой символики;

- разработана типологическая основа проявления диалогических отношений в мировой художественной культуре на трёх системных уровнях (духовно-содержательном,морфологическом и институциональном);

- осмыслены закономерности и культурно-типологические основы проявления диалога в русской культуре(на трёх системных уровнях);

- осуществлена первая попытка целостного системного осмысления культу-

ры Барнаула и её значимости в контексте мировой и национальной культуры;

- дано структурно-функциональное обоснование типологических различий \ синтеза и диалога;

- выделен гуманитарный критерий "подлинной художественности" произве- ^ дений искусства;

- открыто антиэнтропийное качество диалогических отношений;

- доказан сущностный и структурный изоморфизм диалога и механизма "зеркальности" в художественной культуре;

- обоснована голографическая природа диалога и художественной культуры, что значительно расширяет возможности гуманитарного подхода к проблемам познания культуры.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования определяется тем,что достигнутые результаты являются вкладом в системное изучение проблемы диалога в художественной культуре и самой художественной культуры в целом. Выявленные принципиальные различия двух параллельных тенденций в культуре XX века - синтетической и диалогической - обусловили потребн�