автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему: Проблема эроса в истории духовной культуры: этико-философский аспект
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема эроса в истории духовной культуры: этико-философский аспект"
•.за
ЮРЛОВСКИЙ ГОСУЛАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н. П. ОГАРЕВА
На правах рукописи
проблема эроса в истории духовной культуры:
этсьшюсофскии аспект
Специальность 09.00.05 - этика
автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
САРАНСК 1998
работа выполнена на кафедре философии гуманитарных факультетов Мордовского государственного университета име ни Н. П. ОГ.АРЕВА
Научный руководитель' - доктор философских наук, академик р. и. Александрова
Официальные оппоненты - доктор социологических наук.
Ведущая организация - Педагогический институт
заседании диссертационного совета К 063. 72. 06 по Философским наукам в Мордовском государственном университете имени Н.П.Огарева по адресу: 430000, республика Мордовия, г. Саранск, ул. Пролетарская, 31.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева.
ученый секретарь
диссертационного совета р
профессор .4. И. Савинов.
кандидат философским наук Е.8. Мочалов.
им. М. Е. Евсевьева,
кафедра философии и экономический
теории, г. Саранск.
кандидат философских наук, доцент
М. Л. Мартынова
Ю?.АЗ./Л О
' общая характеристика работы актуальность исследования
В переломные, кризисные эпохи, когда особенно остро воспринимается' несовпадение сущего и должного, действительности и идеала, усиливается личностное миро- и самоощущение, происходит переосмысление нравственных ценностей.
В эти периоды нравственная проблематика перерастает область конкретных межличностных отношений и приобретает космический, вселенский характер, еыходит на мировоззренческий уровень: человек "переживает " мир как объект своих стремлений, вносит в свое отношение к нему новые личностные и социальные смыслы.
. В истории духовной культуры тема эроса, любви всегда сопутствует стремлению человека осмыслить и проявить целостность своего существования, определить свою позицию в мире и отношение к нему.
Выступая как. Форма преодоления отчуждения человека от человека. человека от мира, любовь представляет собой гармонический объединякший принцип и в этом смысле приобретает универсальный, всеобгемлший характер, предстает в качестве •ФилосоФско-этйчес-кой категории. Двуединство духовного и телесного имманентно присуще любви: взаимообусловленность и несводимость друг к другу этих противоположностей характеризуют любовь как многосторонний Феномен, различные аспекты которого остаются малоисследованными, к их числу относится проблема Эроса как ее важнейшая сторона.
.Актуальность темы исследования определяется тем, что изучение Феномена любви, возникавшего на стыке различных срезов человеческого бытия, прежде всего его духовного и телесного аспектов, предоставляет новые возможности для понимания сущности человека и общества в плане "вечное/временное". На Фоне бурных изменений общественной жизни, кризиса ценностей и поведенческих установок, особенно важно иметь адекватное представление о глубочайших духовных и метафизических основах личности, опираясь на которые можно преодолеть деструктивные тенденции времени. Нам представляется. что любовь, являющаяся своеобразной квинтэссенцией гармонизации нравственного общения,. является важнейшей среди этих основ.
Изучение Феномена любви, с одной стороны, предполагает возможность осмысления отношения человека с природой (космосом). Богом. обществом: с другой - связано с пониманием его телесного.
эмоционального, духовного бытия. Иными словами, в наиболее широкой своей перспективе любовь как проявление человеческих жизнеутверждающих стремлений, выражает потребность к объединению и сближению. представляет собой общее нравственное отношение, к миру. Это во-первых.
Во-вторых, любовь не сводится ко взаимоотношению между мужчиной и женщиной, но именно этот вид любви можно считать парадигмой всех иных ее проявлений, определяющий тип отношений с миром, а следовательно и ценностный центр определенной исторической эпохи. Путь к духовному единству проходит через понимание в системе ценностей. А потому проблема любви, эроса неизбежно выходит на уровень конечных вопросов бытия: смысла жизни и творчества, судьбы и назначения человека.
В-третьих, в западноевропейской и российской культурах тема любви и эроса приобрела различное осмысление. Следует отметить, что своеобразие традиций восходит к различию представлений о человеке в его сущностных проявлениях, в его отношении к миру и людям. Если первая, при всем многообразии точек зрения, исторических ориентиров, склонна к рациональному подходу в постижении человека и его связей в мире, то вторая, пытаясь ухватить глубины человеческого бытия, исходит из представлений о человеке как онтологической целостности. Любовь в этом плане предстает как некий духовный катализатор культурной жизни общества в целом. Думается, что обращение к этой теме с позиции этико-ФилосоФского анализа позволит нам не только осмыслить прошлое, но и разобраться в происходим ныне.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.
Проблема любви . эроса переживала несколько этапов пристального внимания. Особенно характерно это для кризисных, "пограничных" ситуация и связано со стремлением прорвалъ кольцо внешней и внутренней духовной несвободы. Темой любви, эроса занимались представители разных школ в гуманитарных науках. Автор работы описался на идеи, содержащиеся в литературе, в определенной части принимая их. Они предстают отправной точкой исследования, хотя и не всегда в прямой, непосредственной Форме.
В аспекте духовно-нравственной, смыеложизненной проблематики рассматривают природу любви Р.Г.Апресян. А.В.Гулыга. В.Н.Шердаков. Г. С. Батишев. К.Г.Исупов. С. с. Хоружий. С. С. Аверинцев. А. И. Абрамова. Н.К.Бонецкая, В.Ш.Сабиров и др. В этих работах любовь' определяется как сущностная характеристика человеческого бытия, культу-
росозидашая и культуроохранительная сила.
Нравственно-психологический аспект любовно-эротических отно-иении представлен в публикациях Ю. Б. Рюрикова. Г. Я. Стрельцовой, М.Тартаковского. В.Т.Лисовского, И.С.Кона и др. Особо следует отметить исследования и статьи Р.Г.Апресяна. А.И.Титаренко. В.А.Малахова. р. и. Александровой. Т. А. Кузьминой. Б. Н. Шердакова, в которых избранная тематика рассматривается в аспекте межличностных отношения: чувство любви определяет такие отношения между людьми, при которых происходит отождествление интересов и устремлений, добровольная Физическая и духовная отдача друг другу.
Среди работ, посвяшенных сексуальному аспекту любовных отношений. можно отметить исследования и публикации И.С.Кона. И. С. Андреева. С. И. Голода, работы Е. Андреевой. Л. Куклина. А. Пурина. М. Кононова. В.Розина и Р.Шапинской и др.
Несмотря на постоянный интерес к данной проблеме, отсутствуют специальные исследования, содержащие зтако-философский анализ. В связи с этим автору пришлось привлечь к исследованию источники различного рода: во-первых, автор опирался на идеи, содержащиеся в русской философской мысли, представленной работами В.В.Зеньковского, Н. 0. Лосского, Вл. Соловьева, . Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского. О.г.флоровского. Е.Н.Трубецкого, А. Ф.Лосева, Б. П. Вышеславцева, С. Л. франка. Ф.М. Достоевского, Л. Н. Толстого,
B.В.Розанова, С.Булгакова. И.Ильина, В.Ильина, Л.Шестова.
Во- вторых, при рассмотрении западноевропейской духовно-нрав-ственнси культуры автор обращался к трудам Платона. Августина. Фомы Аквинского. Канта. Шопенгауэра. Ницше. Фейербаха, Фрейда, Фромма. Юнга. Льшса. ж. Мише: были привлечены "История западной философии " Рассела. "Иллюстрированная история нравов" 3. Фукса, исследование И.Блоха "История проституции".
Третий круг источников представлен дореволюционными изданиями. в которых освешаются отдельные аспекты любви, эроса: социокультурный. межличностный, духовно-нравственный. Это работы
C. А. Андрианова. С.Е.Аронсона . М. Н. Крашенникова . А. Б. Селихановича В. Андреева. И. И. Лапшина, м.0. Гершензона. Дж. Льюиса, П. Милюкова.
Кроме того, исследуя проблему любви в православном нравственном богословии . автор привлекал к • анализу труды Архимандрита Платона. Игумена Филарета, ректора Богословского института А.Ку-раева. Иоанна Павла II - К.Войтылы. С этой же целью проводился анализ статей, представленных в "Полном православном богословском энциклопедическом словаре".
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Целью данного исследования является этический анализ различных аспектов Феномена любви (духовного, телесного, эротического и т.д.) в историко-философском контексте, и. прежде всего, роль любовно-эротических переживаний в процессе формирования, гармонизации нравственных отношений, путем анализа основных философских традиций, в частности, российской. Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач.
ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИИ: • 1. Анализ основных методологических и теоретических подходов в философском осмыслении любви.
2. Определение места категории любви в структуре морали, роли любви в становлении нравственного сознания.
3. Исследование метафизического, духовного, телесного, эротического аспектов любви в гармонической взаимосвязи и их оценки в различных культурно-исторических традициях и философско-этичес-ких концепциях.
4. Выявление взаимосвязи изменения ценностных ориентиров личности и преоблаиащих типов любовных взаимоотношений в определенные исторические периоды.
5. Проведение сравнительного анализа российской философии любви с соответствущими западноевропейскими концепциями, сложившимися к концу XIX - началу XX вв.
6. Определение специфики понимания любви российской философской традицией, метафизического и культурно-исторического значения "Русского Эроса".
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ.
Феномен любви традиционно вызывал многообразие и разноречивость теоретических подходов к его осмыслению - от религиозно-мистических. выводивших любовь в качестве духовного основания человеческого бытия, до рационально-утилитарных, рассматривающих любовь как вторичное культурное отражение более глубоких или более простых человеческих потребостей. Многообразие теоретического спектра подходов к Феномену лкбви объясняется его многоаспек-тностью и своеобразной-"потаенностью". которая приводит к большим сложностям при его исследовании. Тем не менее • мы можем обозначить профилирующие подходы к указанной проблеме, которые мы используем в качестве научно-теоретической базы.
Прежде всего это некюикая и русская классическая философия, в рамках которых были обозначены принципиальные и всесторонне разработанные системы морали, включающие интересующую нас состав-
ляшую:' И.кант. Вл. С. Соловьев. Е.Трубецкой. В.В.Розанов и др.
Кроме того, принципиальную теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов, в которых нашли отражение вопросы обшей теории морали, основные тенденции и особенности ее исторического развития, -проблемы становления и развития этических категория. Формирования нравственного идеала. Диссертант обращался к трудам О.Г.Дробницкого. А. А. Гусейнова. Р.Г.Апресяна. Р. И. Александровой. О. В. Брейкина. А. И. Титаренко, Ю.М. Смолениева. А. П. Скрипника. В. Н. Мердакова. А.В.Гулыги.
При исследовании ФилосоФско-зтических проблем воспитания, соотношения эмоционального и рационального в морали были использованы работы Е.Л.Дубко. л, Б. Волченко, К. А. Шварцман. Б.О.Ни-колаичева. в.Ш.Сабирова. B.C.Библера, Г.С.Батишева. М.М.Бахтина.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
В качестве методологических оснований выступают:
- метод сравнительного анализа ФилосоФско-зтических концепций. выявлявший динамику различных подходов к объекту исследования: .
- аксиологический метод исследования, позволявший раскрыть смысл и значимость Феномена любви в истории культуры:
- метод исторической реконструкции, с помощью которого прослеживается развитие представлений о-любви во времени:
- метод интерпретации, способствующий углублению сущностного понимания Феномена любви.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИИ
Научная новизна диссеС<зши предполагает изложение в систематической Форме этико-философских концепций любви и зооса.
В работе эрос выступает в качестве предмета специального исследования в контексте культурно-исторического процесса, представленного как взаимовлияние западноевропейской и отечественной традиции с выделением соответствущеи специфики, определяшеи вклад каждой из них в историю учения о любви.
Подчеркивается, что в отличие от классической западной философии. ориентированной на гносеологическую проблематику и систему доказательного знания - истины, русская философская мысль движима идеей постижения смысла цельного Бытия, опирается на онтологическую включенность Добра в сущность самого Бытия, живет интуи-циями и установкой на диалог как живое участие другого.
Отмечается, что русские философы рассматривают любовь как
единственный путь духовного обновления и спасения человечества, преображения мира и личности. Новая концепция любви как единства эротической, филическои и агапической ее видов складывалась в контексте конечных вопросов бытия, выходила на уровень утверждения вселенского назначения человека и необходимости выработки такого нравственного идеала, в котором бы осуществился необходимый синтез плоти и духа.
НА ЗАЖГУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮШЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Любовь - универсальное, многоплановое отношение к миру, в котором реализуется представление человека о ценностях жизни и выражается стремление к преодолению всех Форм отчуждения, гармонии 1Г единству.
2. Все многообразие жизненных связей опосредованно отношением к человеку, сам характер этих отношений становится источником Формирования и становления личности, гармонизации личных и общественных интересов.
3. Мораль как система интериоризации ценностей, выработанных данной культурой, предполагает отношение к человеку как выспей ценности. В этом смысле она единосущна с идеей любви, согласно которой утверждается незаменимость, исключительность и неповторимость личности в ее конкретном жизненном единстве.
4. Любовь как специфическая Форма выражения гармонии телесного и духовного невозможна вне человеческой чувственности. Включенная в систему духовных ценностей, эротика выступает как преображенная сексуальность, одухотворенная природа человека, эрос становится первопричиной, первоосновой любви как величайшей человеческой способности принимать, утверждать и творить.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТУ Работа имеет не только теоретический, но и практический характер. Любовь представляет собой многогранный Феномен, проявляющийся в различных сферах человеческого бытия. Выявление его сущности и своеобразия позволяет направлять духовное взрастание лич-носта в направлении высших ценностей. Данная работа может быть использована в курсе преподавания гуманитарных дисциплин как в средних, так и в высших учебных заведениях.
АПРОБАШИ РАБОТЫ Основные результаты исследования сообщались на научных Ога-ревских чтениях ССаранск. 1995). Ш Международных Бахтинских чтениях «.'Саранск. 1996). 1 Международных Эрьзинских чтениях с Саранск,
1997). 1 Сафаргапиевских научных чтениях ССаранск. 1997). на заседаниях каФедры философии Мордовского государственного университета. докладывались на занятиях аспирантских семинаров, а также изложены в публикациях.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В соответствии с целью, задачами и . характером исследования определилась структура работы. Она состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка.
ВО ВВЕДЕНИИ обосновывается актуальность теш. ее научно-теоретическая и практическая значимость, определяется степень изученности проблемы, цель и задачи исследования, указываются методологические и теоретические основания работы.
ПЕРВАЯ ГЛАВА "Становление проблемы любви в западноевропейской культуре" посвящена рассмотрению генезиса любви как явления культуры и философско-этической категории.
В ПЕРВОМ ПАРАГРАФЕ "Понятие Эроса в античной мифологии" исследуется Феномен любви в доФилосоФской мировоззренческой культуре. явившей в образах древнего миФа представления о прекрасном и полезном, добром и злом, человеческом и божественном в их ценностном синкретизме.
Отмечается, что в ряде исследований утверждается правомерность использования понятия "первобытная личность". Так, в понятии "личность" видят отражение социальной стороны бытия человека, а в понятии "индивид" - его природную основу. Личность архаической культуры требует особого подхода прежде всего потому . что она не может существовать вне коллектива, в котором только и получает статус: происходит совпадение личного и общественного планов бытия. А это в свою очередь вызывает необходимость более подробно рассмотреть специфику мифологического мировоззрения с точки зрения интересующей нас проблемы:
Ритм жизни рода включен в естественный природный ритм, границы между природным и человеческим миром взаимопроницаемы. Отсюда проистекает общая установка мифологического мышления: представление о кровном родстве., неустранимом единстве всех Форм жизни. Жизнь и ее утверждение обладают для мифологического сознания высшим ценностным значением, единый мотив рождения пронизывает все сферы бытия. Составляя основную форму общественных отношений в первобытную эпоху, брачно-половые и кровно-родственные отношения представляют собой тот контекст, в пространстве которого возни-
кает и переживается "ценностная предметность " человека. Оппозиция "мужского-женского" начал предстает как ведущая в силу необходимости ее разрешения.
• Целостность рода и природы, их взаимозависимость, определенная установка на диалог отражена в мифологической структуре мира, легшей в основу универсальной мировоззренческой парадигмы: вертикальное и горизонтальное деление мира относительно рода, сймволи-зирушего центр. Вертикальное деление рода и природы на биологическом уровне выражено в оппозиции верха и низа, соответственно мужского и женского начала. В природной дифференциации с разведением Неба и Земли в пространстве между ними Фокусируется вся родовая идеология.
Для архаического сознания утверждение кровного изначального родства, связывающего весь мир - путь к поддержанию некоей "мировой гармонии", любое нарушение которой вызывало тревогу и опасение. Это. на наш взгляд, нашло выражение в образе Эроса как космической универсальной любви..Можно предположить, что в иерархической струтуре Универсума Эрос выступает как естественная природная сила, утверждашая единство, связывающее человека с расте^-ниями и животными, с миром мифологических божеств, в синкретическом единстве которой заключена и сила самоосушествления. самоутверждения самого человека на всех уровнях бытия: биологическом, социальном, духовном. Космический Эрос символизирует выделение человека из универсума и в то же время знаменует путь единения с ним.
Полифонизация жизни приводит к распаду первобытного сикретиэ-ма, полагая качественное отличие человека от всех прочих Форм живого, переводит проблему Эроса в нравственный аспект, в структуре универсальной любви как деятельной всеобъемлшей силы бытия вычленяются различные виды любви с соответствующей. ценностной градацией.
Для античного человека любовь - завораживающая, могучая, стихийная сила, овладевающая человеком и неразрывно связанная с его чувственностью. Эта чувственность совершенно гармонична, без трагического надрыва между душой и телом. Она с необходимостью вытекает из природы человека, обнаруживая в своем обращении к человеческой телесности мотив приобщения к божественному и всеобъемлющему Эросу. Эрос космический и Эрос человеческий предстают как модификации одной и той же.великой силы, связывающей бытие.
ВО ВТОРОМ ПАРАГРАФЕ "Формирование философского Эроса и рационализация любви Платоном" исследуется Феномен любви в аспекте зарождающегося философского знания.
Фундаментальная мировоззренческая оппозиция "мужское-женское" присутствует во всех, отмеченных, нами философских построениях. Если мифология обожествляла человека со _всеми его чувственными свойствами, утверждая "естественную" связь человека и мира, то теперь разрешение этой оппозиции осуществляется в направлении растущей философской абстракции, наполняясь новым содержанием.
Проблема любви решается в контексте размышлений о природе и сущности человека, соотношения души и тела, осмысления своей личной и космической судьбы.
Самопознание становится главной целью философских размышлений Сократа. Он рассматривает разум как уникальное свойство человека. Стремление подчинить внешний чувственный опыт разуму рассматривается им как подлинно человеческий путь к единству и согласию. преодолению хаоса жизни, обретению утраченного единства мироздания. С именем Сократа исследователи связывают новый аспект в понимании любви как "заботы о себе": ответственности перед своей совестью. Умение всмотреться и вслушаться в себя воспитывает умение обшаться с другим, внимать другому.
Рационализм Сократа проистекает из веры в духовность человеческого разума, способность преодолевать зло. познав, что есть благо. Лар искреннего участия в общезначимом для всех и каждого деле отыскания божественной истины, заключенной в человеке, становится подлинным актом деятельной любви.
В философии Платона любовь осмысляется как познающий Эрос, заключая в себе универсальный многоплановый смысл. В основу платоновского понимания любви положен греческий принцип воспитания, далекий от аскетизма, но способствующий выработке внутренней гуманистической меры ответственности на всех уровнях самоосуществления человека. Принцип калокагатаи - гармонии двух стихий: души и тела - становится ведущим на пути к достижению подлинного блага.
Восхождение человека по ступеням бьггия предстает как восхождение по ступеням любовной причастности к миру,, рожденное ностальгией по идеальному как полноте бьггия.
Эрос Платона заключает в себе не только чувственную любовь, но и внутреннюю душевную настроенность, не только взаимную привязанность двух существ, но и глубинное общение человеческих душ. в ценностном пространстве которого постигается иное измерение бытия. это и общественная солидарность, рождающая творческую благоустроенность жизни.
Высшее таинство любви, по Платону, заключается в силе творческой мысли, способности объять смысл и красоту бытия силой соб-
ственного лука, исходящего из глубины человеческого разума, приобщенного к божественной красоте Универсума, с этой точки зрения человек предстоит Универсуму, ценностно соотносится с ним в познавательно-эмоциональном акте.
Эрос - деятельное проявление любящей человеческой сущности -предстает как всеобъемлющее стремление к единению и целостности наполняется глубоким нравственным смыслом.
В ТРЕТЬЕМ ПАРАГРАФЕ "Тема любви в западноевропейской философии" феномен любви рассматривается в аспекте своеобразия представлений о человеке и его сущности, характерных для западной духовной традиции.
Христианство задало цель и перспективу развития нравственной культуры человечества, обозначило духовные ориентиры, сформировало иерархию ценностей и определило главную - "Бог есть любовь". Нравственный идеал, воплощенный в образе Христа как цельной совершенной личности возрождает идею любовной связанности мира. Идеальная личность гармонично сочетает в себе духовность и заботу о материально-телесном состоянии, любовное приятие мира и людей и являет собой своеобразную практическую парадигму поведения, общения, актуализируя личностное начало в человеке.
Закон любви, провозглашенный в христианстве, видит в каждом человеке личность вне национальных, социальных, имущественных и половых различий, предполагает заботу и ответственнось за другого как необходимое условие любви к Богу. Требование лкбить ближних как единосущных, равных в Боге, не означает отмену избирательной любви, но основой для нее становится новый тип человеческих взаимоотношений - признание самоценности другой личности." "образа Божия" в ней.
Обшая для христианства установка любви и идея постоянного морального совершенствования по-разному интерпретировалась и имела существенные отличия в трактовке человека в восточной и западной традициях. Характерная для Августина ориентация на внутренний духовный опыт и интуиция целостности человеческого существа у Фомы Аквинского меняется на рационалистическую установку в познании мира и человека, что переводит проблему любви на уровень натуралистического истолкования.
Анализ западной духовной культуры и. в частности, ее любовно-эротического аспекта, позволяет сделать вывод, что своеобразие рефлексии над полом и любовью осуществлялось в плане разведения объективного и субъективного порядка бытия человека.
Специфика переосмысления представлений о человеке в эпоху Возрождения заключается в перенесении акцентов в проблеме
"мир-человек" на человека, а не на связи и отношения, возникающие в процессе его жизнедеятельности. Идея антропоцентризма в последушие эпохи воплотилась в идеалах индивидуализма. Личность, пробуженная Ренессансом, жаждет личного, интимного общения с Богом С личный Бог должен быть у каждого), что ведет к стремлению, ориентируясь на Бога, рационально преобразовать жизнь в миру. Возможность обшения с Богом вне церкви ведет к неразличимости "земного" и "небесного", успешное ведение дела, профессионализм, богатство становятся признаком избранничества. Вместе с тем подобная позиция требует от личности мужества и способности полагаться только на себя в противостоянии жизненным испытаниям.
Присущий эпохе Просвещения исторический оптимизм основан на убеждении, что человек наделен именно той цивилизирушей силой разума, которая необходима для того, чтобы вести его к добродетели и блаженству. Пороки, дурные поступки и страсти преодолимы и изживаемы, если их "облагородить, следуя меркам разума".
Преимущественная рационалистическая ориентация западных мыслителей ведет к одностороннему истолкованию человеческой сущности и любви, как глубинному и свободному ее проявлению.
ВО ВТОРОЙ ГЛАВЕ "ФилосоФско-этические особенности Русского Эроса" исследуются истоки русской философской культуры, повлиявшие на становление самобытной традиции рассмотрения природы и сущности любви.
В ПЕРВОМ ПАРАГРАФЕ "Духовно-нравственное своеобразие российской философии любви" выявляются особенности отечественной культуры заложившие основы Формирования Феномена Русского Эроса.
Национальное своеобразие русской мысли состоит в обостренном мировоззренческом интересе. Проблема человека, его сущности и судьбы находятся в центре философских размышлений. С ориентацией на постижение человеческого бытия в его целостности связан онтологический примат жизненного факта над мышлением.
философия понимается как способ жизни, судьба, призвание. Аксиологически ориентированное мышление не разделяет знание и оценку, а рождает определенную установку на стремление жить в согласии с идеалом. "Царство Божие внутри меня" - это не только позиция преданности заповедям Христа, но и отношение к отечеству, природе, близким.
Антиномичность русской души в любовной сфере рассматривается как проявление определенного архетипа женственности, стихийного природного начала, характерного для духовного склада народа.
Этот взгляд находит выражение в Формировании двух линия относительно Русского Эроса в русской религиозной философии конца xix
- начала XX в.. типологически представленных как мужская и женская. Мужскую линию, ориентированную на разум, дух. героизм лич-- ности развивали Н.Федоров. Н.Бердяев.Л.Карсавин. М.Бахтин. У истоков его стоял ф.Достоевский. К ленской линии, для которой характерны отчетливо выраженные чувства, страсти, олицетворяшие землю, народ, тяготели В.Соловьев. П.Флоренский. С.Булгаков. А. Лосев.
Отмечается, что особенности проявления эротического начала в отечественной культуре и связанные с этим смысло-жизненные и нравственно-нормативные ценности Русского Эроса получают оформление в процессе обсуждения проблемы "Культура и любовь".
Подчеркивается значимость духовных начал в жизни отдельного человека и. общества в целом, связанных с ценностями "культуры сердца" и любви, которые предстают как первоисток и онтологическое основание единства жизни и бытия.
Определяется традиция взаимосвязи и взаимообусловленности философских и художественных воззрений, исполнение российской словесностью воспитательной и творчески-созидательной Функций. ориентирушшх личность в традиционном славянском типе культуры Эроса. В обобщенном виде нравственный аспект интимной стороны любви ассоциируется с ценностью чувств, правдивостью, искренностью. сердечностью в отличие от Формы проявления, ориентированной на откровенность, публичность, заботу о здоровье, характерной для западноевропейского типа духовности.
ВО ВТОРОМ ПАРАГРАФЕ "Проблема любви в нравственном богословии правдславия" прослеживается связь российской философии любви с православной традицией.
Подчеркиваются две тенденции, способные поколебать равновесие религиозной традиции в современном мире: стремление видеть подлинное и существенное только в "духовном" - "наверху" и "внутри". то есть трансиендировать христианство от всякой земной реальности, что чревато тенденцией пренебрежения к "этой земле". С другой стороны, подобная Форма трансцендирования. как подчерки-, вается иследователями. играет очень важную роль в духовной жизни человека . ибо позволяет увидеть в этом мире кроме становления и ставшего вечно сущее, непреходящее. В противном случае острое переживание зла и неправды в мире может перерасти в ненависть к самому миру.
Связывая с христианством принципиально новое понимание человека. нравственное богословие обращено прежде всего ко внутреннему миру личности, проникнуто вниманием к малейшим движениям души, ориентирует человека в осуществлении правильного выбора в облас-
та нравственных смыслов и ценностей. Свобода нравственного самоопределения человека и воля (благость) божия составляют основной предмет рассуждений, исходя из их соотношения решаются проблемы добра и зла. творческого самовыражения человека.
Творение рассматривается как основной принцип отношений Бога и твари: вся тварь соединена с Богом посредством Его творческих энергий, а потому ничто тварное и конечное не может выйти за онтологическую грань абсолютной и беспредельной благости Бога. Покинуть эти пределы - значит обратиться в ничто, ибо связь с Богом рассматривается в нравственном богословии как ноуменальный аспект бытия, "интимная основа."
• Личность трактуется в православии как некий род бытая. то есть воспринимается как целостность, которая является звеном живого целого, связанного кенотической(нисходящей) любовью Бога. Посредством этой любви происходит включение человека в бытие Бога. Присутствие Бога может открыть только сам Бог. но это духовное воздействие человек постигнет лишь в том случае, если воспитает в себе соответствуший настрой души. Высшей целью православного христианина является- развитие деятельной любви, установка на постоянный труд души в борьбе со "страстями".
В западной традиции самоопределение личности происходит в аспекте различия бытия божественного и эмпирического, что позволяет ввести естественный закон, определянций человеческую повседневность.
Подчеркивается, что круг проблем, которые рассматривает нравственное богословие православия в аспекте субъективного бытия человека. неизбежно переводится на уровеь "конечных целей", интимная жизнь человека рассматривается в перспективе высшего смысла и предназначения личности.
В ТРЕТЬЕМ ПАРАГРАФЕ "Философия всеединства и метафизика люб- ' ви" рассматривается своеобразие Феномена русского Эроса в единстве религиозных и культурно-исторических традиций.
Россия рубежа XIX -XX веков живет в ожидании грядущего кризиса: страх перед будущим, потеря ценностных ориентации, одиночество и потерянность человека, "распад" бытия, потеря смысла и цели жизни. Для переломных эпох характерна определенная направленность чувств на новые социально- значимые явления и в то же время стремление соотнести их с истоками духовности, обращенность к традициям, которые существуют веками и составляют неиссякаемый источник общечеловеческой мудрости.
Своеобразие русской духовной культуры неотделимо от уникального опыта православия, что в значительной степени и опреде-
лило духовно-нравственную атмосферу конца XIX -начала XX века.
Обратившись к традиционным российским ценностям - идее соборности. как единстве во множестве, пониманию православной церкви как собрания людей, соединенных любовью - метафизика всеединства рассматривает мир как единство и целостность, основанную на принципе взаимного согласования и любви.
Подчеркивается, что философская мысль, работая в одном русле - поиск ценностных оснований бьггия. смысла жизни - шла в обосновании своих положений двумя путями. Метафизика всеединства, признавая ценность "всего конкретно сущего", приходила к идее "одухотворения" плоти - это соФиологическое направление. Второе направление. оставаясь вне метафизики всеединства утвеждало, что в истории было слишком много "плоти" и мало "духа". В том и другом случае речь шла о выработке такого нравственного идеала, в котором бы осуществился необходимый синтез плоти и духа.
Проблема плоти и духа предстает как проблема соотношения свободы и необходимости, веры и знания, созидания и разрушения.
В концепции российских мыслителей любовь предстает как единственный путь духовного обновления и спасения человечества, преображения мира и личности. Новая концепция любви как единства эротической, филической и агапической видов любви выходила на уровень утверждения вселенского назначения человека.
В ЗАКЛОЧЕНИИ подводятся итоги . Формулируются основные выво-. ды. Любовь представляет собой гармонический объединявший принцип и в этом смысле приобретает универсальный всеобъемлющий характер, выступая как Форма преодоления отчуждения человека от человека, как стремление к обретению мира во всем его богатстве, целостности. В аспекте индивидуальной избирательной любви эта универсальность приобретает человеческое измерение, высшим принципом' которой становится признание человеческой личности, ее индивидуального лика высшей ценностью. Чувственность с необходимостью включается в духовный аспект человеческого бытия, духовный контекст мировидения.
Подчеркивается, что общая установка мифологического мышления проникнута представлением о кровном родстве, неустранимом всеединстве 'всех ССорм жизни и воплощена в образе космического Эроса как универсальной всеобъемлющей и всепроникающей любви.
В учении о любви Платона Эрос как изначально данная природная сила влечения, утверждающая генетическое родство, единство человека и мира осмысляется как духовное единство. Отсюда и любовь - не только обшение тел. но прежде всего общение душ. Заключенное в человеке бессмертное божественное начало открывается
только через сосредоточенную духовную работу. А красота и смысл мира познаются через одухотворенную любовь.
Идея морального абсолюта . выдвинутая Платоном, утвержденная и разработанная христианством, важный этап Нормирования этической культуры человечества. Наличие объективного нравственного идеала рождает сознание собственного морального несовершенства, а в стремлении приблизиться к нему заключен импульс совершенствования.
Преимущественная ориентированность на рациональное знание, присущая западноевропейской духовной традиции, не позволяла отразить в полной мере эмоционально- импульсивную сторону жизни человека. те глубины его существа, которые не поддаются логической вербализации. Отсюда потеря Эросом своей преображающей силы и сведение эротики к сексуальности, упразднение высочайшей сути Эроса - идеи любви как гармонии телесного и духовного, явленной в целостно воспринятой личности.
Рационализм был противопоставлен в лице русской философской мькли скрытой мудрости бытия, которая может быть явлена только в переживании и проживании жизни.
Феномен любви в творчестве русских религиозных мыслителей предстает как средство преодоления одиночества, переживания уникальности другой личности, способа прерывания цепи зла через замену мести чувством, выражаемым древнегреческим словом "агапе". Они фиксируют любовь не в этимологии чувственной любви - эроса, или любовной склонности - Филии. но как понимающую готовность жертвенного служения, что по сути является синтезом этих видов любви. Характерной особенностью любви оказывается синкретизм, а философия любви предстает одновременно как этика, эстетика, психология и "постижение божественного".
Один из центральных мотивов русской мысли - мотив духовного преображения личности - трактуется, как просветление души, победа над мятежными страстями "высших духовных сил", умиротворение эротической любви, ее преображение в чистую и бескорыстную любовь к людям и миру. В таком отношении любовь расценивается не как способ продолжения рода, но важнейший Фактор Формирования личности, ее духовности, основания для возможности прорыва из повседневной эмпирии к первоосновам жизни. Любовь предстает как безусловный источник человеческой способности утверждать и творчески преобразовывать себя и мир.
Результаты и материалы диссертации отражены в следуших публикациях:
1. Эрос и творчество // XXIV огаревские чтения: Тез. докл. науч. конФ.: В 3 ч. Ч.1.- Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. 1996.-С. 14-15.
2. Слово как ценностная характеристика бытия // М. М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века: Тез. Ш Междунар. Бах-тинских чтении: В 2 ч.- Саранск: Изд-во Мордов. ун-та: 1995. 4.1. С. 138-140.
3. С.Д.Эрьзя: любовь как деятельный принцип творческого бытия // Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века: Тез. док. 1 Междунар. Эрьзинских чтений:. В 2 ч. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. 1997. - Ч. 1. С. 78-80.
4. К проблеме духовно-нравственного воспитания личности // Обновляющаяся Россия: Формирование нового гуманитарного пространства: материалы Меркушкин, науч. чтений. Сб. статей.- Саранск: Тип. "Краен. Окт.". -1997. - С. 232-235.
5. Любовь в творчестве Ницше // Гуманитарные науки и образование: Проблемы и перспективы: Мат-лы I саФаргалиевских науч. чт. Сб.статей. - Саранск: Тип. "Краен. Окт.". - С. 228-232.
6. Метафизический аспект Эроса в философии русского зарубежья С к проблеме философии воспитания) // Образование и педагогическая мысль Российского зарубежья. 20-50 -е годы XX века: Тез. докл. и сообш. науч. конФ. - Саранск. 1997. - С. 35-37
Подписано в печать 26.03.98. Объем 1,0 п. л. Тираж 100 экз. Заказ N 236.
Типография Издательства Мордовского университета 430000, Саранск, ул. Советская, 24.