автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Проблема генезиса художественного сознания в истории русской эстетики
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема генезиса художественного сознания в истории русской эстетики"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РГБ ОД На правах рукописи
Мельникова Любовь Рафаэльевна
ПРОБЛЕМА ГЕНЕЗИСА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ЭСТЕТИКИ
Специальность 09.00.04 — эстетика
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
1994
Работа выполнена на кафедре философии культуры, этики и эстетики философского факультета С анкт-'П стер б у рпского госуд а р ств ен.н о го унгав е р -ситета.
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессор В. В. ПРОЗЕРСКИЙ.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук В. В. СЕЛИВАНОВ, кандидат философских наук В. В. БОРИСОВ.
Ведущая организация:
Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства.
Защита диссертации состоится « . . . ».....
1994 г. в «... » часов на заседании специализированного Совета К.063.57.38 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, 5. Философский факультет.
С диссертацией можло ознакомиться в научной библиотеке им. А. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета.
Автореферат разослан « . . . ».....1994 г.
Ученый секретарь специализированного совета
В. Л. АПОЛЛОНОВ
- 3 -
ОЕШАЯ ХАРАКТЕРЛСПИКА РАБОТЫ
Актуальность усследовачия. Исследование генезиса худо-явственного сознания остается одни.: дз наиболее актуальных направлений современной эстетической теории как з нашей стране, так v за рубежом. Ганная тема является комплексной, включая в себя ряд проблем специализвсованной направленности. Гребле всего,она связана с обшими т'/лософскжд дробле'.-а-.-з языка, на осмысление которого ориентировано болъдинство ти-лосотских направлений XX века. Проблема слога как особого г:га знака - предмет исследования в тсудах с.;-'ассирепа, 5.де 7с с сира, основателя семиотики Ч.Пирса -.! Ч.Морриса, Э.Еенвенис-та. Л.Ричагдса, К..~еви-Стгссса, М.'^уко :i др., сссбое звучание приобретает тема опгеделяпшего воздействия языка на человека в тнлосотни экзистенциалистского и тенсменологичес-ксго надсавления / Г. Гадамеп, Х.Ортега-и Гасег, П.Рикер,
1у"а^тЛегТаО у ДР./.
3 России проблемы ^илосстии языка, связи языка и культуры разрабатывались в XX веке в работа:'; ',1.Бахтина, А.Белого, Булгакова, А.Лосева, П.'2лсоенского, Г.Спета, существенный вклад тг г?зтаботку социальных. психологических.эстетических аспектов речевой д-ятельности был в-^сен теоретиками "термальной сколы", а такие такими языковедами как Н.\!арр, Е.По-^■т7ваиов. Л.Бкубинский, Р.Яксбсон.Г.Зинокур, 3. г г-: о градов и др..
Ггугой пгсблемсн, без пепения которой невозможно донять истоки и "ехачизмы рождения художественного сознания, является проблема мига, микологического мыдления, тесно связанная: с воггссами своеобразия ранних top*,i искусства z гсльклога.
Опыт, накопленный русской эстетической и научно-теоретической мыслью в разработке таких проблем, как генезис художественного воображения, художественного образа, структурных компонентов художественного произведения как делого, родо-занговых компонентов мира словесного искусства как культур-чо-истооического феномена, существенно обогашав? современную эстетическую теории, одной из основных сфер которой являэтся культурно-исторические, структурно-семиотические, структурно-семантические, морфологические исследования в стере искусства.
Степень разработанности проблемы. Проблемы генезиса худо-
явственной образности и художественного мышления, взаимоотношения микологического и поэтического сознания на ранних этапах человеческой истории и в современную эпоху, сРольклора и письменной литегатуры, содесгания, материала и топмы в словесном художественном твоочестве, значения и смысла слова в стгуктуге художественного пгсизведения, взаимодействия хансов художественной литературы в их историческом развитии в той или иной степени нашли отражение в трудах современных отечественных ученых - '.'.Бахтина, П.Еогатыгева. В.Борисова, М. Гаспагова, А.Гугевича, П.Гриндеса, И.Бьяконова, З.'.'ваноЕа, М.Кагана, Е.У^летинского, Е.Гогднева, З.Гоозесского, Е.Путилова, 3.Селиванова, ':. Гтеблнн-?;ад:енскогс, !0.Степанова, З.То-погсва, С.Токагева, '!.Толстого, Тройского, Е.Успенского и лг..
Методологические гганцгпк исследования истории русской *илосотии и эстетики оазгабатнвались в тгудах З.Асмуса, 3.Галл к т и о нова, 3. лувакина, 3. Ника:-: д сова, Г. Зээолева и других исто гике в гусскси тмоссгпи и. остетикп.
'смысление -ялссстско-лингзистическсй концепции А.А.Готеб-ни в '.телом и отдельных поставленных та пгэолем внутренней ^огми :пыка и слова, соотношения слова :: художественного образа, митэ и языка, языка и культуры, тоогов как "клеточек хупстествеячсстн" и спосс св мксли. а та:-с?.е учения А.Н.Зесе-ловсксго о синкгетизме начальных йорм художественной деятельности, генезисе и истогпческо:.; рязвктгг поэтических горл и других -сггосов го генезису л сазЕитпю словесного ТБСОчества, газгабатывавспхся в тотдах деуу. великих русских ученых дается ? исследованиях "'.Азадовского, М.Алексеева, Е.АничкоЕа, 3. Езег-ского, А.Еаибусн:-:а, А.Белого, В.ЕиСпхпна, 3. Виноградова. И.Яинсггадова, А.Гогнгельда, "Л.Горского, З.Еирмунского, 'Л.'Лва- . ньо, А.Колодной, Е..~езпна,Е..'.'елетинского. С.Преснякова, '-О.Тё— нянко, '-0.Тынянова, О.гоейденберг, А.Чудакова, В.лашиева, 3. !гип.'мггева, З.Гкловского, Б.Экгельгардта, '.'.Ярошевского и до.. Ряд интересных наблюдений о связи работ С.Фрейденберг, И.Фсанк--Каменецкого, С.Зйзенстейна с традициями Еотебни и Зеселовско-го мы находим в работах 3.Иванова, Ю.Гетмана, Е.Мелетинского, М.Полякова.
Различные стогоны теории .Т.С.Выготского рассмотрены в моногра#тлях и статьях Н.Еерхина, В.Еислера, А.Брудного. З.Ерушинского, З.ГаЕыдова, А.Запорогша, В.Зинченко, Г.'Лльи-на, А.1еонтьева, А.."урии, З.Пискуна, А.Пузырея, Л.Радзихов-ского, А.Ткаченко, П.Тульвисте. Г.Иедровицкого, Д.Зльконина, М.Ярошевского и др..
Как видим, литература по отдельны:.! сторонам поставленной нам? проблемы достаточно осгирна. Тем не менее проблема, поставленная в диссертации является малоизученной, хотя труды русских ученых в области изучения генезиса и формирования художественного ссзкания да^т согатейдий материал для дальнейшего исследования. Ряд есгрссов, каса-ошихся непосредственно методологических и теоретических сторон тормирования художественного ссзкания в тилогенезе з соотнсгении с онтогенезом не подвергались до сих гор обстоятельному анализу.
3 качестве методологических источников в диссертации ис-го.-ъзовакы труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам ^илосстии и эстетики, касашнмся задач, поставленных т? диссертационной работе.Среди них каго назвать труды до 5н-лссотии языка ".'.Бахтина, А.Лосева. ;!.Сзасьяна, ¿.Степанова, •фундаментальный работы го тестни художественного образа,его структуре, г°незису и истерической гЕС.-лпии С. Аверинцега, Г.Гач°ва, V.Кагана, Л/отмака. Автор опирался также на классические труды зарубежных ученых по тилосоФии языка и герменевтике - Гадамега, '-!ассисерз. Хайдеггеса.
;_1в.гь тягачи т*сглаяовангя.11ель'<1 работы является истосикс-филосс*скни, истсрикс-эстетический и культурологический анализ концепций генезиса художественного сознания в трудах представителей русской :литологичес.~сй сколы, А. А.Потебни и его пос-л_егорателей, А.г.Зеселовсксг:• исследователей ранних форм сознания и художественного мысления в русской - советской филологической науке 2С-4С—х г.г., тессии Л.С.Выготского о становлении ^орм хупожрственко-тЕорчесг.ой'деятедьности э онтогенезе.
3 связи с этим необходимо тесить следующие задачи:
- показать причины -озникное?ння интереса к ранним формам художественного творчества,"
- найти связь ?илосотии языка А.А.Ротебни с его теорией зароя-
дения и сазЕнтия художественней образности в искусстве слова;
- проанализировать концепцию генезиса и развития поэтических *орм А.Н.Веселовского и показать ее значение для дальнейгего шзвития эстетики;
- дать картину поеег.хтвенности иней Потебни с теориями художественной обпазности в русской эстетике начала XX века -психологической и символистской,
-провести анализ идей по проблеме генезиса художественного сознания основных скол и направлений е русской эстетической и научно-теоретической мысли второй половины Х1X - начала XX века;
- гаекгыть суысл теосии Л.С.Зыт:тсксго об определявшей рели слова в газЕНТии воображения и творчества ребенка, о значении иггы : оповотвосчества для ¡гору.'.'рования его рече-мыслительнсй деятельности.
'-'атандя •-'чв'.'зна "аботн сост:ит в том, что в ней подробно освеи-ен ват.нейгпи и своего гола классический этап зволгоипп терпни генезиса художественного г:знания, доказана преемственность илек з гуссксй эстзтичес:-::й мысли.
3 лиссестагни осуществлен н:вый подход к творчеству .". I. Выготского, гоказана его связь : идеями а.а.Гстеснп и осдим йстосико-ку.тьгугяы.г и научно-тегсетическпм коктекстзш .'эпехг.
^ работе проводится сравнительный анализ детского- и г.тгто-логячаскего .■■•псовосггиятия, лается сспоставление особенностей летского творчества и искусства первобытности, причем в :-:а~ест-ве мате гнала --нвлекачтея собственные материалы по детскс:ту твогчеству.
Науряо-г"дктпчеекая значуусть работы состоит в том, что ее основные ррдо~ения и выводы -:огут быть пегользозаны для дальнейшего исследования истории русской эстетической :.нсли, а такие для разработки проблем эстетической теории. Материалы диссертации жгут быть использоганы в вузовских курсах лекций. Анализ идей Г.С.Выготского по проблеме летского творчества дает материал для совершенствования практики нравственного и эстетического воспитания.
Апгобзпия "аботы. По теме исследования автор выступил с докладом на конференции молодых ученых / Улан-Удэ, 1586 /. Материалы диссертации обсуждались на теоретическом семинаре кагЕ'едш Философии культуры, этики и эстетики.
Структура работы. Диссертация состоит из зведения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографии.
ОСНОВНОЕ С01Е7ЕАНИЕ РАБОТЫ
?о введении обосновывается актуальность темы, определяется степень ее разработанности, формулируется цели и задали исследования, раскрывается новизна, теоретическая а практическая значимость работы.
ч пег^оп главе ставится вопрос о времени и причинах возникновения интереса е России к ранним Формам художественного сознания, высаленным в произведениях народного словесного творчества, дается анализ идеи русских ученых Х1Х века по проблеме генезиса и развития художественного сознания.
о 1 данной главы посЕяген анализу ;шей г.Х.Буслаева, А.К. Афанасьева, А.А.Нотляпевсксго, Оо..Миллера, Х.Е.Худякова и. др., чье твогч=ство рассматривается в рамках так называемой "мифологической гкслн". 3 своих воззрениях на лтдс-естЕенно-твоо-"скти пгн-оду мига и языка на ранних стадиях его формирования русские ученые опирались на идеи романтиков, ¡1еллинга,а так^е немедких митологов / Гои_м;/л,Куна..1'варпа,'.'аянгаглта и др./
крупней::'его английского санскритолога 'л.;.>?ллера. Мийология "осматривалась ими кэк создэние бессознательно твосяюего на-п-ональнсго духа, выоаж.а-дее сущность народней -изни, народного миросозерцания и как лоно / первоисточник / поэтического "'окусствз.
Стно "з основных концептуальных положений, газрабатывае-основными теоретиками "мифологической дкелы" Буслаевым и. Афанасьевым, - идея об изначальной органической связи миФа и языка, рассматриваемых как единая форма проявления твор-- -еских с:'-- народа, который, кэк пикет Буслаев, еше в древности создал своя псэзно, а петом целые века повторял ее без изменений. "о мысли Еуслаева и Афанасьева, язык изначально по-?ти-=н, художественен в силу того, что в нем находят воплоде-ние образные представления / связанные прежде всего с картинностью, наглядностью, изобразительности/, з которых выражается эмоциональное, личностное отношение человека к окружающему его мису. "еовоначально предметы получат>т название по тем свойствам, которые ярче бросается в глаза и затрагивает воображение, в дальнейшем развитии языка от образности к понятийностя
слово начинает восприниматься как знак, утративший изначальную связь с предметом / явлением /, потеряЕДИй изначально присущий слову мировоззренческий, жизненный смысл. В поэзии же вновь возрождается свежесть первого впечатления, первого открытия мира в языке.
Необходимо подчеркнуть, что теоретические обобщения и выводы русских м;йолсгсв во многом самостоятельны и оригинальны и далеко не всегда укладывается в рамки кинологической теории, ряд положений которой воспринимался дм и критически.
Проблема развития сознания от мига к художественному образу получила белее глубокое и детальное исследование в трутах А.А.Потебни, чье творчество послужило материалом для §2 " Мгй и язык в лпкгво-эстетпческой :-:снцеппни А.А.Потебни". 3 своих трудах А.Нотебня использует идеи Афанасьева. i.Буслаева, а также \!.М?ллега, '.'..Лапаруса, Р.лстпе, И.Герзарта, Г.Гтейнталя и др., но самое значительное воздействие на него оказала тнлосотия языка З.Гумбсльпта.
Язык интересует Потесни з процессе своего реальнгго существования. т.е. ?. ^огме речевой деятельности, он считает его сомой первой ~op.vo:: человеческой деятельности по стогмленип, стгуктугчговакг-'1 т.:са / и потоку нссягей эстетический характер /, соответственно первоначальной *эс:.хн искусства выступает в его теории поэзия. Потебня пазЕИЕает ндет.о Гумсольдта о том, что в языке заключен способ миропонимания, миговлде-ния, непосредственное восприятие мира невозможно, язык - одновременно дар и геятелькссть, поскольку человеческое сознание теорит мир с нсмои'ью языка, природа которого изначально целостна и органична. Под влиянием идей Г:;м5ольдта Потеоня представляет"пеРЕОздгннсе"слово как единство трех компонентов - Енесней ^спмы, внутренней 1ормы и значения, единство тех же моментов присуще, по его мне ни?, художественному образу.
При исследовании процессов художественного творчества Пс-тебня использует методы 1илосотского и психологического анализа.Особенно ценным в теории Потебни является то.что язык и искусство рассматривается им не как продукт деятельности, но как сама деятельность, как процесс. Соответственно понимание
- 9 -
слова и художественного образа представляется им возможным только благодаря сотворчеству, осуществляемому в общении. Причем, как гласит одно из основных положений Потесни, мысль нельзя передать, но можно только возбудить в другом, мысль не воплощается, но совернается в слове и поэтому всякое понимание есть одновременно непонимание, т.к. значение слова помимо объективных моментов, заключает в себе субъективные моменты, связываемые ученым с изменчивыми психологическими состояниями говорящего, а также с Еоплошенностью в слове личностной точки зрения на мир.Гранины между субъективными . и. объективными моментами- значения.слова условны и подвижны, понимание же становится возможным благодаря деятельности внутренней Форш, которая определяется Потесней как "образ оораза", как способ представления / обозначения/ значения. Внутренняя форма рассматривается ;:м как основной источник поэтичности / художественности/слова / языка, художественного сбгаза/, как источник его органичности и целостности, "стебня развивает идеи мпхологов о первоначальном ху~ дожестзенно-ТЕорческом характере языка и мига, рассматривая их в единстве, ноеый аспект, вносимый им з дачнуз псоблему-исследование языка и мига с точки зрения рече-мыслительной деятельности. Миф, по Потебне, "принадлажит к ооластя поэзии в оОгирном смысле этого слова. Как всякое поэтическое —произведение, он а/ есть ответ на известный вопрос мысли..., б/ состоит из образа и значения, связь между коими не доказывается, как в науке, а является непосредственно убедительной, принимается на веру".1 Миф' и искусство объединяются им на основе об'лности присущего им ооразного характера мышления, при этом он развивает идею с различии между микологическим и художественным образом.
Целый комплекс идей Потесни связан с его пониманием мифа как первоначальной стадии в истерическом развитии мышления человека, как единой формы мировосприятия, в результате распада которой возникает искусство как форма поэтического образного мшдления. Он особо подчеркивал, что условность.
1 Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.,1976,с.432
- ю-
как необходимая предпосылка Искусства; могла быть осмолена и принята человеком на базе формирования отвлеченных понятий л абстрактного мышления, когда происходит разграничение образа и значения / слова и мысли, слова и езеи /, не различаемых в микологическом ооразном мыслении. Начало возникновения мифа, его трансформацию в поэтический обраа Потебкя связывает с возникновением метафоры, которая понимается им как способ мысли, средство познания мира, а такке как одно из основных средств художественного мышления.Потебня рассматривает язык, миф и искусство с точки зрения та символичности, процесс развития сознания от миха к художественном:/ соразу он представляет как изменение соотношения мегду означаемым к означающим з структуре символа, связанным с расширением и ростом ооласти значения и смысла в историческом развит;::^ человеческого сознания.
Ясен Потебни получили большой резонанс з развитии русской научно-теоретической и эстетической :.:ыелп.з конце Л1л — начале МХ зека, ¿го концепция языка к миха в той или :д-:с:: степени оказата зляяние на философские поиски в области слога л. ¿ангина, А.Белого, А.Лосева, П.Флоренского, Г.1Бпета, слизким к хеноменологическсму направленно, его творчество дало толчок развитию в России психологического направления в исследовании процессов художественного творчества, такге внесшего сбой дклад з изучение проблемы генезиса и развития художественного сознания.
§ 3 посвяшен анализу идей А.Н.Зеоелсзского, давсего на основе достижений современной ему научно-теоретической и философской мысли собственное понимание исторических истоков ;:с-' кусства. Как ученого Веселовского отличает широкая эрудицгя, использование в своих трудах богатейшего историко-культурного, этнографического, фольклорного и литературного материала. 3 его работах нашли отражение идеи Церера, Ерюнетьера, Гро-оса. Тенора,Спенсера, Йолленгофа а др., из русски ученых ему наиболее близки Шевырев, Пыпин, Буслаев /которого он считал своим учителем/, в ряде вопросов, касающихся проблемы ранних форм словесного творчествами обнаруживает сходство с Потебней. Также как ж Потебню его интересовали прежде всего
- 11 -
вопросы социальной и исторической обусловленности ранних 4орм художественного мышления, но если Пстебня основное внимание уделял смысловой /содержательной/ стороне искусства, связываемого им прежде всего с познанием, то для Зеселов-ского основным объектом внимания станоатгся вопросы генезиса и исторического развития формальных моментов искусства — поэтических ¿опмул, эпитетов, мотивов, сгзетов, жанров и т.д. Он обращается к исследованию эмоционального воздействия искусства, еыдвпгея идею первичности и доминирования ритмико— музыкльного ксидонента по сравнения со словесным на ранних угмплх развития поэзии. 3 противовес теории Гегеля о постепенном саз витии жанров Зеселовскии выдвигает идею первоначального синкретизма, когда элементы различных в/дэз искусства были объединены в едином синкретическом действе, причем з древнейшем сочетании ритмических движений с песней - музыкой з элементами слова руководящая соль выпадала на делю ритма, хормпсуолего мзлодаю и развивающиеся при ней текстовые элементы, состояние з основном из восклицании и выражения эмоции. Ученый особо подчеркивает, что преобладание сит:,тихо—мелодического начата в составе древнего синкретизма было характерно для такой стадии развития языка, когда он еде не владел всеми своими средствами и эмоциональный момент в нем был сильнее содержательного.
Одна из оснсвополагагдих идей Зеселовокого - изначальная: связь всех вид:в художественно-творческой деятельности с обрядом.3 соответствии с идеями антропологической 'лколы /Тэй-лора, Лэнга ,*сезера и др./ Зеселовский полагал, что желающий воссоздать о&лие черты древнейшей '-индологии, должен отправляться ст обряда, обрядовой десни, заговора. Одна аз наиболее оригинальных ;гыслей его "','сторической поэтики" -это предположение, что перву-з ячейку поэзии надо искать з разнообразных действах народного календаря, что колыбелью поэтического / художественного/ сознания являлись народно-обрядовые игры. Особое внимание Зеселовский уделяет тому факту, что в обряде объединяются подражание действительности и желание воздействовать на нее, то же самое происходит
и в загоЕоре /являющемся, по мысли ученого, одной из древнейших форм словесного искусства/, состоящего из моления о том,чтобы желаемое свершилось и эпической части, в которой говорится, что это желаемое когда-то совершилось по высшей воле, ста эпическая часть, по словам Веселовского, является таким же восполнением действа, символического волхгования, как текст в хорпческой песне, развившийся постепенно на помощь ее мимическому моменту, другим;: словами, он устанавливает психологическую связь поэзии и заговора, искусства и магии. Символическое удвоение мира характерно не только для обряда / загоЕОоа/, но и для всех ранних Ферм искусства, одной из первоначальных таз которого был повтор жестов, звуков, -слов, зачастуто не связанных с мыслью. Символическое удвсгние мига, с точки зрения Веселовсксто, лежит :: в основе психологического параллелизма. рассматриваемого -о.! как един из основных источников народно-поэтической ооразнссти, корни которого он находлт в особенностях древнего анимистического г.поезозз рения. Таким оопазом, 2 соответствии с концепцией Веселовского, ритм и повтор лежат в основе не только генезиса поэтического ис:-:ус--ства. .но-и всей первооытнел культуры-в целом.
Сл-Н£: :*з сквозных "'лей Веселовского, лежалая з основе его размышлении по поводу генезиса искусства, - то, что его кормы складывались з эпоху первобытного мктенпя, когда они были наполнены мировоззренческим жизненны:.! с.чнслом. Сн со всей определенность -о постав." проблему сбсаза-опмвсла, сбраза-гр-хетипа, причем носителем образности у него выступает не только троп, но построение / структура/ произведения.
Концепция Зеселовскогс проникнута духом научного рационализма, сн убегден. что генезис и развитие искусства может :-:&;:-ти объяснение з исторических,- этнографических,обрядозых реалиях псового, а также з психологических особенностях древнего человека, ".'.сходивший из идеи приоритета обряда /ритуала/ над митом Веселовский в своих исследованиях предвосхитил одно из са1шх популярных течений в истории культуры XX века -ритуализм "кембриджской изелы", представители которой ритуал и оорях рассматривали как единый источник мига, Фольклора и литературы. Волее того, традиция Веселовского з изучении проблематики ритуала высоко оценивается в новейших исследова-
- 13 -
ваниях, сиходдших из первоначального генетического единства ритуала и мифа.
Целый ряд идей Зеселозского послужил отправной точкой для дальнейшего исследования генезиса и развития художественного сознания в русской эстетической мысли первой трети двадцатого зека, анализу которого посвяшена вторая глава диссертации. 3 первом параграфе затрагивается некоторые идеи представителей так называемой "формальной школы", связанные с анализом ранних торм словесного творчества, а также дается анализ идей В.Я.Г.роппа в области морфологического и генетического исследования фольклорного искусства.
Обратившись к самым эанним формам поэтического творчества / детская поэзия, сектантские глоссалди, дсевнке сессмыслен-ные/ затмные/ заговоры и т.д./ З.Пдлсвский обратит внимание на то, что главным з них является не смысл и логика, а звук и ритм. "Формалисты" та^е обращаются х исследования вопросов, связанным со стпуктупой построением / текстов словесного творчества, выдвигая идея о :см, что в жанровых горцах находит отражение стпуктупа мысли дпевнего человека. Так, напрпмео З.Иклсзский один из первых з нашей науке анализирует древнейшие композиционные типы сказки с течки зрения отгажекия з них таких агхаичеекпх "сом построения мысли как обрамление и нанизывание.3 идеями "~с:малистс5"тесно связаны исследования 3.Л. Проппа, сыгравшего осооул роль в развитии структурно-типологических не следс за-: ид фольклора, чья работа "Хореология охгзки" /1S££ г./ считается первым опытом в мировой науке по подменен:;? методов структурного анализа к произведениям словесного творчества. 3 дэследугших с гоих работах /"Исторические копни волшебной сказки" и др./ Пропп развивает традицию Еуслаева, Зеселовсксго, лэнга, ;рэзера. изучая пропесс преврашенкя этнографических субстратов з сказочные фантастические мотивы. Ск исходит из предпосылки, что фольклор сохранил следы исчезнувших фер^; социальной жизни, которые только через сопоставление с об ряда:,га могут получить генетическое объяснение. Так,например, основной источник мотивов и образов золшебкой сказки он видит з обряде инициации. 3 развитии теш мифологического мышления как особой формы :.ировоспсиятия. обладавшим творчески активным эстетическим характером^ послужившим
источником развития художественной сэразности, Пропп развивает линию Потесни. Кроме того, направление его научных поисков вписывается в соший научно-теоретический и культурнс-исторический контекст перзой воловины XX века, когда в мифологическом / или дологическом/ мышлении начинают видеть существенно иной тип творчески активного мышления, своего рода символический язык, в теоминах которого древний человек моделировал, классифицировал и интерпретировал мир и самого себя.
} 2 "Структурно-семантическое направление в исследовании развития сознания от миза к художественному-ооразу" посвящен в основном анализу работ С..У.£нзеЯЕте!ша, • О.М.дрейденберг.Л.Г. <1>сакк-Кзменецхого, осношой кнтесес котосых сосредоточен на анализе мимического мышления, рассматсиваемого в качестве семантической основы развившихся из миса художественно-образных форм, их объединяет штерес к мировоззренческому содержанию форм, взгляд на гее как па "застывшее содержание".Обрадаясь к исследованию птатогнческсго мышления, сйзенштейк пытается вычленить асхетипы зоспоиятия и воздействия искусства, основной социально;- пппчннс;: возникновения которого он считает переход от :-:е-дигфепенппр;ванного к логическому г.зддлен;23.0стоЕ.-:о:г ксточн.'зс психологического воздействия искусства он видит з том. что оно через стгоенне своей формы способствует проникновению в слой чувственного дологического мышления, представляг_его собой самый глуби:-::-:;.-:: пласт человеческого сознания, законы которого соответствует законам поироды. Он полагает, что в .".оменты непосредственно творческие человек оперирует мышлением чувственным и оссазным, а не понятипным, именно в дологлческо:- .-.аисяеяй» сн видит -едины: источник всех последующих форм творческих проявлении человека, его фантазии. Изначальные форд "я :судсяесг зеннои сораэ-ностд Эйзенлгеин возводит к набору базисных ситуаций и символов, среди котсрнх он особо выделяет ооразы-архетипы - "мирового дерева" и"?.:::гсзого яйца", в которых заключено,по его мнению, основополагающее знание о мире. Наиболее глубоко разрабатывала тему мифологического мышления как семантического источника художественных осгазов О.М.грейденберг. По ее определению, миф является не только гошмой мысли, но и формой дизни, т.е. мегом в ее понимании слуг.ит л действие, и вещь, и речь,и быт первобытного чело-зека.Развивая идеи Потебни, она выстраивает следущую последова-
- -
телькость этапов становления художественного сознания: мифологический образ - метафора - поэтический троп, причем мировоззренческий смысл микологического образа откладывается,по ее мнению,в структуре /ферме/ поэтического образа. Эдна из перн-вых на материале античной литературы она показала, что литературные xop?.s /сюжет.жанр, образ и т.д./ несут ценностное значение, это застывшее р:держа-:не, потерявшее свой актуальный когда-то смысл.
3 § 3 втсгсй главы "Зсихслогическое направление в исследовании зарождения и тсрг.иронання процессов художественного творчества" показаны особенности подхода к вопросу происхождения искусства в трудах учеников ;: последователей .-...-..Лотебни /Л< Н. Свслнико-Кул;п--.овского, 3. А.."ез;'--:а,Л.Г.Гсрнхельда, В.И.Харциеза, А. ~.Хогод::на :: др./. .1ч объединяют как представдтелей психологической шсс.ты, полададлих, что эстетика должна быть ничем иным, как психологией художественного творчества. Поэтому снн разви-:аг.'. в оснсзнсм ту часть идей Зстеони, котосая : их точки зрения :-:епосоед:тзен;-:о стнссидась психологическому рассмотрена языка и искусства. ;'.::-ггсствс с самого начала сдое го истсричес-
него стзновле ння, пс :рс : мнен , доел с тавляет со сой с пособ поз-
нал: ия ::ли зи_т мышления. сснс зны:.: сред стзом ко TP "ого является
s3, гспч"". гскс е потолке ва:ие поте бниансксго до-
нят: :\я оо раз а сводилось з осн CEHCM к п риписыванд ге е?.ту свойств
наг. рлдности, "-уветвенней кон кратности , :!зобпаз:: тельк ссти и кар—
т:г-:: -гссти. ,":т збнианпы др идер "нвались лингвист™. 5 окой теории
дрр: ::схсжде::лл искусства. т. е . язык пр лзнавался ими в качестве
ссксзнсго ¿актора, оде :сбстьтюд5ГО возникновение худсжествен-- нс-твссческсй деятелзн:сти.Сни развивали также мысль Еотебни с :гггсжественнсм творчестве как особом виде экономии мысли, поскольку оно сводит разнообразие явлений к относительно немногим символическим ;с?.'.ам, тем самым сгушая мысль.
Насяду с идеями Зстебни з работах психологической школы надли развитие некотерке положения Веселовского. Они проявились в учении Овсянннс-Хуликовского о лиризме, изначально входящем в состав человеческой речи и тесно связанным с ритмом и звуком. ПО' Свсянкко-л-ликозсксму, первоначально язык слагался из ритмических и эмоциональных моментов и был не столько явлением мысли, сколько явлением чувства.
- 16 -
Ряд идей, развиваемых в рамках психологического направления / в частности, А.Л.Погодина о социальных х психологических основах речи и др./ получил развитие в исследованиях Л.С.Выготского, выдающегося ученого, создавшего целостную концепцию развития сознания ребенка, включавшую анализ особенностей его художественно-творческой деятельности, в основание которой им был положен язык, отдельные аспекты которой рассматриваются в третьей главе "Речь и развитие художественно-творческой деятельности в онтогенезе в теории Л.С. Выготского".
§ 1 " Г.С.Выготский о творческой роли языка в формировании сознания ребенка" посвяшен рассмотрению в трудах Выготского проблемы речи как главного и определявшего Фактера з развитии сознания ребенка, в тем числе и в процессе становления у неге различных Форм художественно-творческой деятельности.
"Я понимании природы языка, закономерностей развития ое^е-чыслительной деятельности Зыготский оонаруживает большое сходство с идеями А.А.Готебни. Отношение мысли к слову он рассматривает не как зешь / что характерно, по его словам, для зсех современных теорий мышления и речи /,а как развивавшийся процесс от первоначальной нерасчлененности слова и мысли /слова и веши / з образном, конкретно-чувстЕеннсм мышлении на крайних ступенях *ило- и онтогенетического развития к рсждецм/С новых взаимоотношений мысли и слова / воз никаких благодаря, оазвитип значения/ в понятийном мышлении, когда отношения между мыслью л словом становятся подвижны.
Своеобразие воображения и творчества ребенка Выготский связывает прежде всего с характером его речевого мышления, с его отношением к слову / об известном сходстве в отношении к слову у ребенка и древнего человека, связыеэя с этим фактом особенности ранних Форм поэтического искусства, писали Афанасьев', Еуслаев;~стебня и потебнианцы, а также исследователи детской речи Чуковский, Гвоздев и др./.
Среди психологических Факторов, способствующих активности протекания творческих процессов у ребенка, Выготский особо выделяет неприспособленность его к окружающей среде, эмоциональ—
- 17 -
ность, снкгетический характер мышления, причем в полемике с гиаже он доказывает, что синкретически ребенок .мыслит не ес=гдэ, а только в тех случаях, где не сгособен мыслить логически. 3 тяготении ребенка к 4антастическим, сказочным представлениям о мире проявляется, го мнение Выготского, его двойственное, игровое отношение к реальности.
-о втором папагрзте третьей глэеы анализируется идеи Выготского об основных видах художественно-творческой деятельности ребенка - игре и словотворчестве.
Ученый Еылеляет игру в :-:ачестве основного тзномена з жиз--и ~ебенка, видя в ней корень всех видев его художественного гчвской пеятельностн, определяя ее как главный "тракт" куль-т"—-ого "рзвития ребенка, прежде всего его символической дея-т°.-к-*остт<. Он рассматривает игру как нсеый вил позеленил, суш-*"ого заключаются ^ ^ом ч^о р°йствие в мнимс" ^иту— гп7н освобс-арт р-Сечка ст ситуационной связанности и он —г-гпя ог^деляться ч своем поведении = только непосредствен—
сг*~'*ятне" веши "тлн непосредственно действующей ча -его снт~ац*"°й, а смыслом этой о:'т"адни, т.е. осваивает ноечй тип в-з•/уоотчос®«и? '.пели и слова. ?яготскпй гишет с двух ггга--г~сах игры: пеггый состоит в том, что з игре ребенок сгери-р-.т=т зна^пчисм,отогвачным ст веки, но оно неотгыЕно от реального действия с реальным предметом, глсрой парадокс связан с тем, что ребенок действует в игре по линии наименьшегс_сспго-т"елснн.я, т.е. делает то, что ему хочется и в то же время учится действовать согласно правилам. Ггутнми словами, он рассматривает иггу, с одной стороны, как путь к развитие отвлеченного мкдлеяия ребенка, тесно связанный с развитием его творческих способностей, воображения и тантазии, с другой стороны, как' Фактор газ вит''я его воли.
Наряду с игрой в качеств0 основного вида искусства ребенка Зыготский выделяет словотворчество, для которого, по его ■•'г-:=нип, характерна та же тенденция, что и для игры: осознание отличия слова от веди / их абстрактное разграничение / и в тс же время неприятие условности соединения знака и значения, стремление к установление связи между ними опять же в ос-орном на основе функционального подхода. Он особо выделяет "открытые" К.И.Чуковским детские стихи-перевертыши, виля
в них своеобразные мыслительные игры по перестановке предметов, и явлений, имеющие в основе своей познавательное значение.
7.тг? и словотворчество Выготский анализирует с толки зрения развития речевого мышления ребенка. Смысл детского творчества он в плит в овладении речью. Слово, благодаря тому, что оно обладает значением, представляется ему высшей ступенью развития человека по сравнению с самым высшим выражением действия.
В приводятся- итоги исследования, пела'^тся выво-
ды и намечается перспектива дальнейшей разработки проблемы.
"о теме писсертании опубликованы следующие работы:
1. Закономерности построения текстов считалки // Этнолингвистика текста. Семиотика матах Форм Фольклора. Сб. тезисов и предварительных материалов к сллпозиуму под ред. Зяч.Во. Иванова. Институт славяноведения и балканистики. !.!. ,1££Б,- 1с.
2. Хутю'ественно-твопческая деятельность /онтогенетический осгект/ // Гуховная культура и Формирование личности. Мат^-иалы научной конференции. Нгаснояас, 19£9. - 1,5 с.
2. [Тпиемн построения текстов считалок // Русский Фольклор "Сибири. Элементы архитектоники.Ковоси-зисск,1Р9С.- 13 о.
4. Теория игры ".С.Выготского // 'Лгга в человеческой деятельности. ''атериалы и тезисы докладов и сообщений. СПб., 1994. - 2 с.
Зак. 73:7-94 ?. 1.ГГ.П "Курс"