автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Проблема характера в произведениях Ричарда Райта 1940-х - 1950-х гг.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема характера в произведениях Ричарда Райта 1940-х - 1950-х гг."
На правах рукописи
Чащина Елена Александровна
ПРОБЛЕМА ХАРАКТЕРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РИЧАРДА РАЙТА 1940-х-1950-х гг.
Специальность 10.01.03 - литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
7 НОЯ 2013
Воронеж - 2013
005537320
005537320
Работа выполнена на кафедре зарубежной литературы и сравнительного культуроведения ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент
кафедры зарубежной литературы и сравнительного культуроведения ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»
Гончаров Юрий Васильевич
Официальные оппоненты: Селитрина Тамара Львовна
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры романо-германского языкознания и зарубежной литературы ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Касьянова Ольга Александровна
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры печати и журналистики НЧОУ ВПО «Кубанский социально-экономический институт»
Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный
университет»
Защита состоится «27» ноября 2013 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.038.14 в Воронежском государственном университете по адресу: 394006 г. Воронеж, пл. Ленина, 10, ауд. 37.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Воронежского государственного университета.
Автореферат разослан «_» октября 2013 года.
Ученый секретарь диссертационного совета
Александр Анатольевич Житенев
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Ричард Райт - одна из ключевых фигур литературы США середины XX века, писатель, чье творческое наследие дало ему право называться «подлинным отцом всей современной негритянской литературы» (М. Гейсмар). В произведениях Райта - публицистике, рассказах, повестях, романах - отражен социальный и культурный опыт борьбы чернокожих за право быть полноправными сыновьями своей страны. На литературную арену писатель вышел в 1930-х, когда чернокожее население США развернуло полномасштабную общественную борьбу за свои права, и закончил свой творческий путь в 1960 году, на заре освободительного движения, получившего в журналистской среде название «негритянская революция».
Райту удалось не только художественно запечатлеть эпоху, с которой он был органически связан, но и подготовить почву для творчества негритянских художников «новой волны» - Дж. Килленса, Р. Эллисона, Дж. Болдуина и др. Основным содержанием творчества Райта стали нравственные и психологические последствия расовой дискриминации для человека, как чернокожего, так и белого.
В работах, посвященных исследованию творчества Райта, особенности его поэтики не остались незамеченными. Однако анализ отечественной критики показывает, что проблема художественного воплощения характера в произведениях писателя освещена недостаточно. В рамках своих исследований райтоведы часто характеризуют центральный персонаж того или иного произведения писателя, но рассматривают его, как правило, с точки зрения социальной, нравственно-философской или идеологической проблематики. Тот факт, что проблема характера, будучи вписанной в общее изучение райтовских текстов, специально не выделена, определяет выбор темы данной диссертационной работы.
Актуальность работы обусловлена обращением к малоисследованным произведениям Р. Райта 1940-1950-х гг.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что впервые в российской американистике проводится исследование проблемы характера в произведениях Р. Райта 1940-1950-х гг.
Материал исследования: три произведения, относящиеся ко второму периоду творчества Р. Райта и написанные в разных жанрах: рассказ «Человек, который жил под землей» (1944), повесть «Черный» (1945) и роман «Аутсайдер» (1953).
Цель - исследование проблемы характера в произведениях Р. Райта 1940-1950-х гг.
Задачи исследования:
1. обобщить литературоведческий опыт исследования произведений Райта второго периода творчества;
2. выявить авторскую концепцию личности в произведениях рассматриваемого периода;
3. сопоставить три произведения в аспекте трактовки характеров и проследить закономерности их художественного воплощения;
4. установить связи с традициями афроамериканской литературы (фольклором, жанром «невольничьего повествования», блюзом);
5. определить степень влияния на трактовку характера произведений мировой литературы (на основе сопоставления с повестью Ф.М. Достоевского «Записки из подполья», повестью А. Камю «Посторонний», «Книгой Иова» (Библия)).
Объект исследования: художественные произведения Р. Райта, созданные писателем в 1940-е - 1950-е годы.
Предмет исследования: проблема характера в рассказе «Человек, который жил под землей», повести «Черный» и романе «Аутсайдер» Р. Райта.
Методологической основой работы стали: биографический метод, проблемный подход, системно-структурный анализ произведений, сравнительный метод.
Научно-теоретическая основа диссертации - работы Р. Барта, М.М. Бахтина, С.Г. Бочарова, А.Н. Веселовского, В.В. Виноградова, В.М. Жирмунского, Г.Н. Поспелова, A.A. Потебни, Б.В. Томашевского, Р. Уэллека и О.Уоррена. При формировании понятийного аппарата учитывались также новейшие работы по теоретической и исторической поэтике. Значительная часть терминологии сформировалась в процессе ознакомления с конкретными работами по истории литературы США (в том числе по истории афро-американской литературы) - Л.П. Башмаковой, A.B. Ващенко, Б.А. Гиленсона, Т.Н. Денисовой, Я.Н. Засурского, A.M. Зверева, М.О. Мендельсона, T.JI. Морозовой, A.C. Мулярчика, Е.А. Стеценко, Э.М. Удлер, С.А. Чаковского.
Положения, выносимые на защиту:
1. Повесть «Чёрный», рассказ «Человек, который жил под землёй» и роман «Аутсайдер» Р.Райта представляют собой художественное единство, объединенное категорией характера.
2. В художественном мире писателя характер занимает ведущую позицию, подчиняя логике своего развития структуру текста. В образах протагонистов реализована авторская концепция личности, предполагающая реалистическое воспроизведение внутреннего мира чернокожего.
3. В повести «Чёрный» Р. Райт переосмыслил традиционный для афроамериканской литературы жанр «невольничьего повествования», выбрав элементы, способствующие раскрытию характера главного героя (экспозиция, мотив самоопределения, «неудачный» и «успешный» побег», обращение к негритянским музыкально-поэтическим жанрам, архетип трикстера).
4. В рассказе «Человек, который жил под землей», используя элементы притчи, Райт оказывается в русле идейно-художественных концепций литературы США 1940-х - начала 1950-х гг.
5. Несмотря на близость проблематики «Аутсайдера» экзистенциалистской прозе, при создании образа Кросса Деймона автор
предлагает иную трактовку ситуации отчуждения, сохраняя верность реалистическому методу.
6. Благодаря связям с традициями Ф.М. Достоевского («Записки из подполья»), А. Камю («Посторонний»), а также с библейскими текстами («Книга Иова») творчество Райта вписывается не только в национальный, но и в мировой историко-литературный контекст.
Практическая значимость исследования заключается в возможности включения итогов работы в программы учебных курсов по истории литературы США XX века. Положения диссертации могут быть использованы в спецкурсах по афро-американской литературе.
Апробация основных положений работы Результаты исследования обсуждались на теоретическом семинаре Отделения «История культуры (Россия, Сев. Америка)» филологического факультета ФГОУ ВПО «КубГУ» и докладывались на международных конференциях в Российском обществе по изучению культуры США при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова: «Литература во взаимодействии с другими видами искусств» (Москва, 2003), «Проблема свободы выбора в американской цивилизации» (Москва, 2004), «Слово и/как власть: автор и авторитет в американской культурной традиции» (Москва, 2006); на межвузовской конференции «Актуальные проблемы современного языкознания и литературоведения» (Краснодар, 2004).
Структура н объём работы. Диссертация состоит из Введения, четырёх глав, Заключения и библиографического списка. Общий объём работы с библиографическим списком составляет 157 страниц. Библиографический список состоит из 173 наименований, из них на английском языке - 42.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обозначается место Р. Райта в контексте афроамериканской литературы, очерчивается тематика его произведений, затрагивается вопрос о периодизации творчества писателя. Здесь же обосновывается актуальность избранной темы, формулируются цели и задачи исследования, определяются объект и предмет, раскрывается понятийный аппарат диссертации, обозначаются новизна научного исследования. Структура работы обуславливается логикой поставленных исследовательских задач.
Первая глава «К постановке проблемы характера в произведениях 1940-х - 1950-х годов» исследует постановку проблемы поэтики характера в творчестве Райта в трудах литературоведов и критиков.
В первом параграфе «Произведения Райта 1940-х-1950-х годов в оценках исследователей» определяется степень изученности фигуры Райта на родине писателя и в отечественной американистике. Обзор исследовательских работ позволяет сделать вывод о том, что за рубежом интерес к творчеству Райта всегда был достаточно высок. И хотя в 1990-х гг.
ажиотаж вокруг фигуры писателя ослабевает, формируется представление о Райте как о классике не только негритянской, но и национальной литературы, находящемся в одном ряду с Г.Мелвиллом, Н.Готорном, М.Твеном, У.Уитменом, Г. Джеймсом и др.
В российском литературоведении имя Райта также оказывается довольно известным. Интенсивное изучение творчества писателя в нашей стране приходится на 1970-е-1980-е годы. К различным аспектам творчества Райта обращаются в это время Л.П. Башмакова, Б.А. Гиленсон, Т.Н. Денисова, A.M. Зверев, T.JI. Морозова, Е.С. Романова, О.Ю. Сурова, О.Э. Туганова, С.А. Чаковский, И. Юркенене. В 1990-х годах интерес к Райту в заметно ослабевает, а в 2000-е годы фигура писателя оказывается основательно забытой. Между тем забвение столь самобытного художника кажется совершенно неоправданным.
Далее представлен обзор отечественного и зарубежного райтоведения, посвященного второму периоду творчества писателя; особое внимание при этом уделяется освещению проблемы характера в произведениях Райта. Мнения западных исследователей относительно достижений Райта на втором этапе его творчества разнятся. В отечественном литературоведении превалирует точка зрения, согласно которой в данный период Райт в большой степени подвергается влиянию модернистских течений. Изменение в мировоззрении писателя при этом негативно сказывается как на идейной, так и на художественной составляющей его произведений.
В данном разделе сделан вывод о том, что оценки образов, созданных крупным самобытным художником, кажутся слишком упрощёнными. Проблема характера в произведениях Райта требует более глубокого, объективного исследования.
Во втором параграфе «Райт и литературная традиция: к проблеме воплощения характера чернокожего» прослеживается традиция репрезентации характера афроамериканца в литературе США. Образ чернокожего выступает одним из тех художественных образов, которые отличают систему характеров американской литературы и придают ей черты национальной самобытности. Перечень произведений, посвященных проблемам жизни афроамериканцев, довольно внушителен. Его с определённой точностью можно открыть лирикой Филис Уитли (1753-1784) и автобиографической повестью «Жизнь Фредерика Дугласа, американского раба» (1845). Одними из первых образы чернокожих попытались воссоздать в своих произведениях «южные романтики» - У.Г.Симмс и Дж.П.Кеннеди. Однако очерченные ими персонажи выступают всего лишь типами, часто блеклыми набросками к характерам. Первым, с определённой ясностью очерченным портретом чернокожего в литературе США стал образ дяди Тома, созданный в 1852 году Г.Бичер-Стоу. Приверженность писательницы аболиционистским кругам во многом повлияла на формирование устойчивого имиджа «хорошего негра», который надолго заслонил в американском массовом сознании и поп-культуре все остальные. Однако безусловным достоинством «Хижины дяди Тома» является то, что в отличие
от писателей Старого Юга, автор наделила чернокожего функцией центрального героя в произведении. Далёкий от схематичных образов писателей-южан и идеализированного характера дяди Тома реалистический образ негра-раба сумел создать Марк Твен в романе «Приключения Гекльберри Финна» (1885). Одержать победу над традицией «южного мифа» удалось также Уильяму Фолкнеру в романе «Шум и ярость» (1929). Образ чернокожей Дилси, с одной стороны, подчинён стереотипу «доброй нянюшки», но, с другой, наполнен совершенно новым содержанием. Гарлемский Ренессанс 1920-х гг. вывел на авансцену своего героя, который, в отличие от «старого негра», не стремился больше интегрироваться в западную культуру, но, вспомнив о своём происхождении, желал вернуться к африканским корням.
Также во втором параграфе на основе обзора литературоведческих работ и фактографических источников обозначается позиция Райта по отношению к образам чернокожих, созданным предшественниками писателя. Ясно обозначена позиция неприятия Райтом стереотипов, закрепившихся в культурном сознании американцев. Райт делает вывод о том, что американскому писателю необходимо перестать использовать клишированный образ чернокожего. Чуждой показалась Райту и эстетика «гарлемской школы», которую писатель воспринимал как иллюзию, уводящую от реальных проблем в мир экзотики и примитива.
Райт попытался создать свою художественную концепцию образа чернокожего. Во многом она выстроена на особом взгляде писателя на расовую проблему. По мнению Райта, понятие «раса» - это социальный миф. Чернокожий, живущий в США, является таким же коренным жителем страны, как и любой другой американец. Отсюда одну из задач негритянского художника Райт определяет как необходимость ликвидировать предубеждение, которое кроется в понятии «раса». Точка зрения Райта на проблему восприятия чернокожего в американском обществе была им воплощена в образе Биггера Томаса. В романе «Сын Америки» (1940) писателю удалось предельно реалистично воспроизвести картину внутреннего мира афроамериканца.
Творческая история романа указывает на то, что характер как элемент образного строя текста имел особое значение для Райта. Особое внимание на значение этой категории в эстетике писателя обращают многие российские райтоведы (среди них - Л.П.Башмакова, И.В.Обухова, Т.К.Сенкевич).
В первой главе сделан вывод о том, литература о Райте была по преимуществу посвящена социальной проблематике его творчества. Острота этой проблематики заслоняла более глубокие структурные моменты его художественного видения. Тем не менее, хотя многие особенности его творчества получили освещение в научной литературе, вопрос о художественном воплощении характера чернокожего американца освещен не достаточно.
Во второй главе «Характер и жанровые модели в повести «Чёрный» рассматриваются особенности репрезентации характера с учётом жанровой специфики данного произведения.
В первом параграфе «Жанр «невольничьего повествования: традиция и новаторств Райта» приводятся доказательства тому, что в повести «Чёрный» автор, подчиняясь условиям создания литературного характера, художественно переосмысляет традиционный для афроамериканской литературы жанр «невольничьего повествования».
Жанр, к которому относится рассматриваемое произведение Райта, традиционно определяют как автобиографическую повесть. Проведённый анализ критических работ не показал расхождений в жанровом определении как среди российских, так и среди западных литературоведов. Подобная однозначность в подходе обусловлена множеством фактических совпадений с биографией самого автора. Рассказав о жизненных перипетиях взрослеющего чернокожего паренька Ричарда, Райт обобщил факты знакомой ему с детства действительности, образно воплотив их на станицах произведения, «создал не мемуары писателя, а произведение чисто художественное» (И.В.Обухова).
Репрезентация мыслей и чувств главного героя в райтовском произведении обусловлена не только общежанровыми закономерностями автобиографии, но и определенным влиянием традиций афроамериканской литературы: в ней ощутимо присутствие жанровой линии негритянских «невольничьих повествований». Вершиной развития этого жанра считается «Повествование о жизни Фредерика Дугласа, американского раба, написанное им самим», впервые опубликованное в 1845 г. Райт новаторски переосмысляет в повести «Чёрный» черты «невольничьего повествования», превращая её в «историю воспитания». Опираясь на жанровую модель, писатель следует за своими предшественниками, создававшими заметки о быте и духовном климате южных плантаций и описывавшими индивидуальные истории освобождения из рабства. Внешние признаки жанра «невольничьего повествования» наиболее ярко проявляются в эпизоде пребывания маленького Ричарда в приюте для чернокожих детей, куда героя и его младшего брата вынуждена была отправить оказавшаяся на грани нищеты мать.
Проведённый анализ показал, что в повести «Чёрный» черты «невольничьего повествования» не воспроизводятся с абсолютной точностью. Райт опирается на жанровую модель, но вычленяет из нее те элементы, которые способствуют раскрытию характера главного героя. Развитие последнего Райт, в частности, показывает через традиционный для «невольничьих повествований» мотив побега. Волевое начало, заложенное в характере Ричарда, помогает ему стойко сносить все перипетии на пути к заветной цели. Его организованный отъезд на Север в конце повести становится традиционным для жанра повествований «успешным побегом», свидетельствуя о внутренней зрелости героя. Ричард не только сумел умом и упорством подготовить себе «пути к отступлению», но и взял на себя обязательства заботиться о членах своей семьи.
В стремлении показать особенности формирования сознания чернокожего, выросшего на Юге и пытающегося вырваться из-под гнета
общественного мнения, Райт выстраивает поэтическую структуру повести на конфликте двух типов сознания. Через ряд эпизодов из жизни героя, посредством которых он композиционно организует свое произведение, писатель характеризует состояние морально-этического климата в южном обществе. Фигура протагониста используется в повести как основное средство выявления смысла и характера конфликта. Через столкновения своего свободолюбивого героя с персонажами, живущими под властью навязанных им стереотипов, Райт развенчивает правящую в обществе чернокожих этику «дядитомизма».
Акценты непримиримого противостояния маленького Ричарда молчаливому соглашательству членов черной общины с навязанными рамками поведения Райт поэтически расставляет уже на первых страницах повести. Композиционно автор не начинает произведение с канонической для «невольничьего повествования» фразы «I was bom...». Для писателя оказывается важным не изложение фактов о происхождении героя, а прорисовка его характера. Райт мастерски вводит экспозиционный материал, давая тем самым установку на дальнейшее восприятие героя как носителя волевого начала, готового любыми способами добиваться освобождения.
В конце данного раздела затрагивается вопрос о соотношении повести «Чёрный» и современных «этнических» автобиографий. Сделан вывод о том, что изложенное в «Чёрном», так же, как и в «этнической» автобиографии, представляет собой «рассказ о собственном, часто травматическом опыте» (М.В. Тлостанова). Объединяет райтовскую повесть и этническую автобиографию также исповедальный элемент и попытка автора пробиться к культурному ядру, отойти от своей «маргинальное™». Сравнение характерных жанровых признаков произведений привело к заключению о том, что с долей допущения, повесть «Черный» в рамках развития жанров афро-американской литературы можно рассматривать в качестве промежуточного звена между традиционной негритянской и современной -«этнической» автобиографией.
Второй параграф «Афро-американская музыкальная и фольклорная традиция: влияние на поэтику характера» посвящен вопросу обращения Райта к устной народной и музыкальной традиции. Здесь определяется степень новаторства писателя в использовании фольклорного и песенного материала при создании художественного характера.
Рисуя поэтический мир повести «Черный», Райт обращается к традиции блюза - музыкально-поэтического жанра, сформировавшегося на почве культуры чернокожих жителей Америки. В произведении личный опыт одинокого переживания душевных катастроф служит источником сюжетно-фабульных ситуаций и лежит в основе «блюзового» по своей сути характера протагониста. Следуя жанровым канонам блюза, в качестве первичного определяющим не событие, а переживание, писатель облекает жизненную историю героя в форму исповеди. Он проводит явную параллель с мироощущением героя блюзов, которые представляют собой «песни одиночества». Постепенный отход от норм и морали общества, в котором
вынужден жить герой повести, погружение в собственную философию отражают своеобразную эволюцию характера в традиционном негритянском песенном искусстве конца XIX - начала XX века. Речь идет о перерождении поэтического образа черного в традиции «хоровых» песен (спиричуэле) в «одинокого страдальца» блюзовых песен. Следуя потребности полной внутренней свободы, характерной для героя блюзов, молодой Ричард переходит в своем развитии из состояния слитности с общиной к индивидуалистическому бытию.
Помимо указанных, в тексте можно обнаружить и некоторые элементы негритянского фольклора. Образ птицы, не единожды используемый Райтом в связи с характеристикой своего героя, может быть отнесён к одной из типичных художественных особенностей жанра «невольничьего повествования», связанных с устной негритянской традицией. Он подчёркивают такие качества характера героя, как свободолюбие и независимость.
Воспроизводя жанровые особенности «невольничьего повествования», Райт во многом рисует образ чернокожего, опираясь на архетип трикстера. Проникнув из африканской мифологии и фольклора, трикстер принял в жанре «невольничьих повествований» образ чернокожего раба, который с помощью хитроумных уловок дурачит рабовладельца и успешно бежит от него на Север. Манера поведения чернокожих на Юге, описываемая Райтом, во многом напоминает трикстерское лукавство и изворотливость. Однако, современный трикстер - показывает писатель - совершенно демифологизирован. В условиях сегрегации Юга он уже лишен того универсального комизма, который, не нивелируя этические и нравственные ценности, позволяет ему торжествовать над своими жертвами. Плутовство трикстера не превозносит его над своими угнетателями, поскольку тем ясна природа совершаемого обмана. Для самого Райта настоящим трикстером выступает главный герой, лишённый природного лукавства и сумевший под временной маской «славного парнишки-негра» сохранить человеческое достоинство.
В заключении главы сделан вывод о том, что обращение Райта к жанру «невольничьего повествования» и традиционным для афро-американцев музыкально-поэтическим жанрам обогатило художественную палитру мастера в изображении характера протагониста повести.
В третьей главе «Характер и художественная образность в рассказе «Человек, который жил под землей» проблема отбора художественных средств в отображении внутреннего мира чернокожего протагониста напрямую связывается с переходным этапом в творчестве Райта.
В первом параграфе «Метафора как ключ к прочтению образа Фреда Даниэлса» выделяются закономерности и особенности подхода Райта к изображению чернокожего с учётом изменений в мировоззрении писателя. История публикации «Человека, который жил под землей» отражает переход Райта от увлечения марксистской теорией к поиску новых идей и форм для своих произведений. Восприятие писателем проблемы места чернокожего в
современном обществе выходит на новый - метафизический уровень, и при создании образа Фреда Даниэлса Райт во многом обращается к образному иносказанию.
Используя широко распространенный в мировой литературе мотив путешествия в подземный мир, Райт создает произведение, в котором сюжет и образный ряд подчинены мотиву поиска выхода из состояния личной несвободы. Райт рисует характер человека, имеющего ярко выраженную поведенческую доминанту - всегда чувствовать себя равноправной личностью и уметь осуществить свое стремление разрушить навязанные модели «расового» поведения. Фактически в «Человеке, который жил под землёй» Райт глубже и более детально разрабатывает систему мотивов и метафор, намеченных в повести «Чёрный». Погружение в темное замкнутое пространство, которое становится для чернокожего местом поиска и обретения внутреннего «я», в рассказе разрастается до многомерного образа подземного мира, воплощающего собой сознание чернокожего американца.
Сюжет «Человека, который жил под землёй» включает несколько эпизодов, каждый из которых имеет иносказательный смысл. Развивая цепь событий, Райт определенным образом организует пространство в рассказе. Пробираясь в подвалы ближайших домов и наблюдая за обитателями этих зданий, герой получает возможность со стороны взглянуть на мир, к которому он совсем еще недавно принадлежал. Чтобы попасть туда, ему нередко приходится проделывать проломы в стенах. В рассказе «пробивание стен» оказывается реализованной метафорой: именно за ними Фреда ждут «репродукции» того мира, в котором он жил раньше и которые он теперь получил возможность оценивать, находясь на безопасном расстоянии.
Одна из первых картин, которая разворачивается перед героем в подземелье, — это увиденная им из своего укрытия церемония церковной службы. Райт считал религиозные догматы и обряды инструментом, служившим обезличиванию чернокожих в рамках их узкого социально-культурного объединения. Второе после церкви значимое в жизни чернокожих место, куда ведет своего героя автор, оказывается кинотеатром. В изображении Райта кино предстает неким суррогатом реальности, который предлагает белое общество чернокожему для того, чтобы он мог отвлечься и на некоторое время забыть о пустоте и безысходности своего существования. Свое понимание проблем автор передает персонажу - подобные роли церкви и кино осознает и отвергает герой.
Пробравшись в ювелирный магазин и узнав код сейфа, Фред становится обладателем денег и драгоценностей, которые дают ему возможность ощутить свою принадлежность к ранее недоступной реальности. Сложный психологический сюжет рассказа пополняется мотивом искушения властью. В понимании Райта его герой сбился с пути: он заигрывается в новом для него мире, начинает подражать правилам жизни «наверху». На это указывает удачно найденная автором деталь: собравшись напечатать на украденной машинке свое имя, Даниэле просто не может вспомнить его. Фред подсознательно понимает, что просто «играть» в мир
белых людей - не означает обрести свободу как таковую. Кульминационным моментом в протесте героя оказывается своеобразное прозрение Даниэлса. Только отказавшись от всего, что принадлежало миру белых людей - миру, который заставлял его жить в вечном страхе и с вечным чувством вины, -Фрэд наконец чувствует себя по-настоящему свободным.
В финале сюжета в поэтической структуре рассказа возникает качественно изменённый мотив страха. На смену инстинктивному страху героя перед расправой со стороны полицейских приходит ужас осознания того, что в своём новом качестве он будет не понят в мире наверху. Достигнув внутренней свободы, Фред понимает, что у него нет возможности передать своё знание другим. Воздвигнутые в сознании и белых, и черных границы не дадут проникнуть на поверхность новому типу мышления.
Опасения Фреда Даниэлса оказываются пророческими. Выбравшись на поверхность и пытаясь объяснить произошедшее с ним, герой сталкивается с полным непониманием - причем как в общине чернокожих, так и среди белых людей. Завершается рассказ гибелью героя от пули одного из полицейских, которым он пытался показать свое новое убежище. В заключительных строчках рассказа Райт говорит о теле Даниэлса как о «ненужной вещи», подхваченной потоком воды. Черный человек, не готовый пока выразить свое понимание жизни, гибнет в темных глубинах подземного мира.
Образ смертельно раненого Фреда в конце рассказа с лаконичной точностью повторяет картину погружённого в воду тела ребёнка, застывшего в немом крике, которое в начале своего путешествия находит герой. Проведённая автором параллель даёт возможность расшифровать сложную систему образов в рассказе. Преломляясь в сознании протагониста, они складываются в итоге в объёмную метафору условий жизни и психологии чернокожего человека.
Во втором параграфе «Фред Даниэле и Парадоксалист: развитие традиции Ф.М.Достоевского в творчестве Райта» проводится сравнение образов Фреда Даниэлса и «подпольного человека» из повести Ф.М.Достоевского.
Рисуя образ человека, живущего под землей, Райт в определенной степени идет по стопам русского классика - автора повести «Записки из подполья» (1864 г.) И Парадоксалист Достоевского, и райтовский Фред Даниэле, оказавшись выдворенными за пределы общества, погружаются в «подземелье», в лабиринтах которого проходят путь поиска себя.
Роднит произведения русского и афро-американского классиков, в первую очередь, идея обозначить специфику сознания своего поколения, передать мировосприятие отдельной социально-культурной группы. У Достоевского - это сознание западного индивидуалиста-буржуа XIX столетия, у Райта - простого чернокожего американца XX века. Обоим писателям удаётся воплотить свою идею через центральную и для «Записок из подполья», и для «Человека, который жил под землёй» категорию -характер протагониста.
Несмотря на сходство метафор в книгах русского и афроамериканского писателей, их смыслы в повести Достоевского и в рассказе Райта расходятся. Подземелье Даниэлса и подземелье Парадоксалиста — различные миры, отличие которых определяется особенностями положения героев в обществе и отношением их к действительности. Подполье, в которое заключает себя Парадоксалист, становится для героя добровольным убежищем от не признавшего его мира, конечной точкой размышлений о себе самом и окружающих. У Райта же погружение Фреда Даниэлса в подземный мир оказывается отправным моментом для реальной оценки окружающей действительности и для осознания себя как личности. Вдобавок его спуск под землю является скорее вынужденной мерой, чем согласием существовать в иной плоскости.
Несмотря на расхождение в значении некоторых метафор в произведениях Достоевского и Райта, в них присутствует доминанта, объединяющая образы Фреда Даниэлса и Парадоксалиста. Каждый из героев является носителем идеи личностной свободы, каждый в своём времени и в специфических условиях отстаивает право на сохранение независимости от условий и мнения окружающих.
Стремление доказать право быть индивидуальностью, разрушить существующие границы, выразив себя в слове, является отражением скрытого героического начала, заложенного в характере Парадоксалиста и Фреда Даниэлса. Райтовскому герою удаётся реализовать его в поступке. Несмотря на охвативший Даниэлса страх, он не отступает перед решением рассказать о своём новом понимании жизни людям. В отличие от него, Парадоксалист ограничивается исповедью, которую пишет для себя, не стремясь показать кому-то, а тем более опубликовать. Парадоксалист справедливо называет себя «антигероем». Возможно, именно из-за неспособности протагониста к поступку, он не получает имени, оставаясь для читателя абстрактным «парадоксалистом».
В конце раздела приводится несколько ссылок, устанавливающих степень влияния наследия Достоевского на творчество Ричарда Райта. Параллель, проводимая между творчеством русского и афро-американского классиков, подтверждается, в частности, тем, что на родине Райта писателя окрестили «черным Достоевским».
В четвёртой главе «Характер и экзистенциалистская проблематика в романе «Аутсайдер» основное внимание уделено вопросу о соотношении трактовки характера и художественного метода писателя. Помимо этого на примере образа протагониста разбирается трактовка Райтом архетипичной «Иов-ситуации».
В первом параграфе «Литературный характер и творческий метод» приводятся доводы в пользу того, что, несмотря на близость проблематики «Аутсайдера» экзистенциалистской прозе, которая накладывает отпечаток и на поэтику характера, при создании образа Кросса Деймона автор все же остается в границах реалистического метода. Также рассматривается
проблема «отчуждения» на примере образа протагониста в сопоставлении с другими «отщепенцами» в произведении.
Большинство исследователей, как американских, так и российских сходятся на том, чгго мысли и поступки райтовского аутсайдера обусловлены общекультурной ситуацией XX века. Создание Райтом характера, близкого в читательском восприятии характерам экзистенциалистских романов, представляется закономерным. Позиция писателя относительно напряженного и дезориентированного существования чернокожего в американском обществе в значительной мере перекликается с принятыми в философской системе экзистенциализма представлениями об отношениях человека с окружающим его миром. По мнению ряда райтоведов, писатель возглавил ту плеяду афро-американских авторов, которые в 1940-х - начале 1960-х гг. основным пафосом произведений сделали «определение себя как "детей Америки", осмысление своей «ситуации» в Соединенных Штатах» (О.Ю.Сурова).
Однако увлеченность Райта экзистенциализмом оказывается временной. Даже сблизившись в Париже с писателями-экзистенциалистами, Райт делает для себя вывод, сформулированный в интервью 1949 года (еще до выхода в свет «Аутсайдера»): «.. .я не экзистенциалист и даже не Сартр в полном понимании. Я перестал практиковать эти "измы". Я только разделяю позицию активного гуманизма этого прославленного французского мыслителя».
«Аутсайдер» скорее отвечает общей тенденции развития реалистической литературы XX столетия, находящейся на пересечении с другими художественными направлениями. Выдвигается предположение о том, что при создании характера героя-аутсайдера Райт продолжает придерживаться реалистического в своей основе видения ситуации чернокожего в американском обществе.
Если вспомнить персонажей французской экзистенциалистской прозы, то определяющей их чертой можно назвать статичность. Подобного рода характер представлен в повести Камю «Посторонний» (1942) - в образе француза Мерсо. Сравнить этого героя с Кроссом Деймоном представляется более чем закономерным, учитывая перекличку в названиях повести Камю и романа Райта. В центре «Постороннего» - подчеркнуто отчужденная, безразличная к миру позиция протагониста; состояние инертности, вялости характерно для поведения героя на протяжении всей повести. В то же время Деймон предстает в состоянии постоянного конфликта как с окружающим миром, так и с самим собой. Мироощущение героя постоянно претерпевает изменения, его мысли и оценки эволюционирует по ходу развития действия в романе.
Состояние отчуждения, определяющее для героя любого из экзистенциалистских романов, в ситуации с Кроссом Деймоном вполне мотивировано. Отстраненность героя, его уход в глубокое психологическое подполье отражает состояние чернокожего, живущего в условиях сегрегации. В дополнение к этому Кросс, будучи интеллектуалом, ощущает свою непричастность не только к белым, но и к людям с таким же цветом кожи,
как у него. Понятие аутсайдерства, таким образом, выносится в романе за рамки философской тематики и отражает, скорее, жизненную позицию героя.
Основной категорией поэтики, на которую опирается Райт, раскрывая характер протагониста в «Аутсайдере», является мотив. Как и в других произведениях, мотивом, служащим толчком для развития характера, в случае с Кроссом Деймоном является мотив «поиска свободы». Важную роль в развитии сюжета и характера в романе также играет мотив «случая». Неожиданное событие резко меняет образ жизни героя: во время крушения поезда в метро труп совершенно другого человека идентифицируют как тело погибшего Кросса Деймона. Условная смерть героя становится для него актом символического перерождения. Поселившись в гостинице под вымышленным именем, герой неожиданно встречает своего бывшего сослуживца, участвовавшего в «похоронах» Кросса. Осознавая, что ему грозит разоблачение, Деймон совершает свое первое убийство. Через мотив «смерти» проявляет себя заложенная в основе личности Кросса Деймона двойственность: герой предстаёт человеком, условно прошедшим через смерть, и одновременно тем, кто несёт её другим.
Став невольным убийцей, Кросс, однако, не остается безучастным к совершенным преступлениям. Напряженно анализируя то, что он сотворил, герой пытается дать оценку случившемуся и определить степень своего права на убийство. Позже, однако, прислушавшись к себе, Кросс делает осознанный выбор в пользу философии нигилистического индивидуализма и в ходе развития сюжета совершает ещё одно - двойное - убийство.
После совершенных Деймоном преступлений наступает второй этап в развитии его личности. На уровне сюжета духовно-нравственных исканий в романе совершается движение от нигилистической философии к победе философии жизни. В образе Кросса Деймона Райт создает характер психологически сложный, противоречивый, в динамичном движении от позиции аутсайдера к сближению с такими же, как он, зависимыми от обстоятельств людьми.
Если рассматривать ситуацию отчуждения в качестве сюжетного инварианта, то у истории Деймона есть в романе параллельные судьбы. В противовес нигилистическому и преступному поведению своего протагониста писатель представляет позицию смирения и поиска смысла внутри себя, которую воплощает в романе Ева Блаунт. Накопленное в себе напряжение она, в отличие от Кросса, направляет не в русло отчаянной жестокости, а выплескивает на полотна своих картин. Соединив в сюжете судьбы Евы и Деймона, Райт трансформирует ситуацию отчуждения в более традиционную для реалистической литературы ситуацию одиночества и вводит в роман не свойственную экзистенциалистской традиции тему любви. Вторая параллель образу Деймона представлена характером прокурора Илайи Хьюстона, белого человека, занимающегося расследованием преступлений, совершенных Кроссом. Будучи от природы горбатым, Хьюстон ощущает свою причастность аутсайдерам и близость Деймону. История взаимоотношений двух «отщепенцев» раскрывается в романе с
глубоким психологическим мастерством, благодаря которому усиливается реализм характеров-двойников. В образе Хьюстона Райт воплощает альтернативный вариант поведения в ситуации отчуждения: у читателя есть возможность проследить за тем, как аутсайдер может научиться сдерживать в себе разрушительное начало. Включая в роман характеры Илайя Хьюстона и Евы Блаунт, Райт тем самым расширяет рамки «аутсайдерства», выводя его за пределы понятия «раса». Сопоставляя позиции героев в романе, писатель старается определить характер отношений аутсайдера с обществом и представить читателю нравственный выход из ситуации одиночества в современном мире.
Сюжетный финал романа подтверждает приверженность писателя эстетическим принципам реализма: Райт художественно завершает ситуацию выбора в соответствии с логикой жизни и логикой реалистического характера. Автору оказалось важным показать, что бесчеловечные действия Кросса приводят к трагической развязке, не имеющей ничего общего с абсурдом. Узнав о совершённых им убийствах, предпочитает покончить собой женщина, которую Кросс полюбил; в последней сцене романа погибает и сам герой. При этом автор не оставляет читателя без нравственного вывода, сделанного самим протагонистом, признавшим победу жизни над пустотой и обреченностью. В предсмертном монологе герой предупреждает об опасности своего пути.
Анализ произведения привел к заключению о том, что в «Аутсайдере» Райт создал сложный реалистический характер, в котором провёл параллели между мироощущением и поступками чернокожего американца и экзистенциалистского героя. Открывая в человеке здоровые силы, побеждающие тупиковое состояние, Райт ставит Кросса Деймона в один ряд с героями крупных писателей-реалистов - Дж.Стейнбека, У.Фолкнера, Э.Хемингуэя.
Во втором параграфе данной главы «Библейские параллели: Кросс Деймон и Иов» определяется степень значения библейских текстов для творчества Райта. На примере образа Кросса Деймона рассматривается авторская трактовка архетипа «Иов-ситуация».
Обращение к библейским текстам - традиция, закрепившаяся в американской литературе с истоков ее формирования. Богатый опыт использования библейских историй в качестве источника для новых сюжетов, мотивов и образов накоплен и в творчестве афро-американских писателей. Ричард Райт внёс свой вклад в традицию художественного освоения Библии. Писатель нередко использовал цитаты из Библии в качестве эпиграфов к своим произведениям. Это можно расценивать как прямое авторское указание на значимость духовного опыта религиозных мыслителей для его собственных литературно-художественных концепций. Особое значение при этом для писателя, по всей видимости, представляла «Книга Иова», поскольку именно этот библейский текст в наибольшей степени цитировался Райтом.
Роману «Аутсайдер» также предпослан эпиграф из этого литературного памятника: «Посмотрите на меня и ужаснитесь, и положите перст на уста». Этой фразой, выразившей безмерность страданий библейского персонажа, обозначен архетип и намечен контур характера, избранного на роль центрального героя романа. В лице Кросса Деймона писатель создаёт образ невинного страдальца-бунтаря, вернувшегося к Богу.
Представленный в романе Райта характер резко отличается от «богобоязненного» Иова ярко выраженным индивидуализмом, своеволием и тоской по свободе. Соответственно его личным качествам выстраивается и цепь обстоятельств - ниспосланных судьбой испытаний. Деймон, если продолжать параллель с библейским Иовом, оказывается полностью во власти дьявольского искушения, превратившись в результате из человека страдающего в носителя страданий.
Райтовский герой идет дальше в своем бунтарстве - переступает пределы, отведенные человеку библейскими заповедями, что усложняет схему Иов-ситуации в романе. Отказавшись от участи несчастного и гонимого, Деймон бросает вызов всему миру, объявляет своими врагами всех верующих и более того, ставит перед своими свидетелями-читателями проблему веры как актуальную психологическую и философскую проблему всего XX века.
Попытка Деймона обрести свое «я» в данном аспекте соотносится с догматом Ницше о приходе в мир «сверхчеловека». Очевидно, Деймон-убийца видит себя этим промежуточным звеном в цепи обретения человеком абсолютной свободы. Вложив в уста протагониста всю полноту и силу собственного проникновения в заблудившуюся душу человека XX века, Райт перевел библейскую драму на уровень трагедии.
Трагическим персонажем Кросса Деймона делает его духовная слепота, в чем герой Райта снова повторяет нигилистов, в разные времена пытавшихся заполнить место религии самыми разными идеологическими приоритетами. В «Аутсайдере» в качестве подобной замены выступает учение коммунистической партии, к деятельности которой старается приобщиться Деймон. Истинной целью партии оказывается желание завладеть жизнью человека и получить таким образом власть, сравнимую с властью, которой обладает Бог. Постепенно прозревая, герой удостаивает своих «наставников» ироническим прозвищем «божков». Собственно, отпав от Бога, эти люди сотворили себе земных «кумиров». Убивая двоих из них, герой символически уничтожает «божков» и избавляет от идолопоклонничества самого себя, изгоняет из себя «демона». Недаром уже через несколько строк после совершения последнего убийства, звучит его восклицание - «О, Христос».
Исключительную роль в эволюции характера Кросса Деймона играет монолог, который герой, умирая, произносит в финальной сцене романа. Своей исповедью Деймон, по сути, возвращается в мир общения человека с Богом, в свою Иов-ситуацию.
Завершая раскаянием бунт своего героя, Райт разрешает глубокое противоречие, заложенное в имени протагониста. «Демоническое» начало
17
(фамилия Деймои созвучна слову «демон») оказывается побеждено искренним страданием и принятием смерти во имя искупления греха - именно так можно понимать данное герою имя Кросс («крест»). Вернув действие к архетипу Иов-ситуация, писатель завершает роман открытием, что мир вовсе не абсурден, что абсурдом его наделяют создатели идеологических мифов.
В конце главы сделан вывод о том, что при создании характера Кросса Деймона Райт вышел на новый виток своего творчества, представив читателю личность, стоящую за гранью понятия «раса» и, наравне с художественными образами мировой литературы, ищущую себя и свое место в современном мире.
В Заключении формулируются основные итоги диссертационного исследования.
Проведённый в диссертационном исследовании анализ произведений Ричарда Райта 1940-х - 1950-х годов позволил уточнить сложившиеся в науке оценки художественных достижений писателя и определить его вклад в афроамериканскую литературу. Исследование личности афроамериканца в повести «Чёрный», рассказе «Человек, который жил под землёй» и романе «Аутсайдер» на уровне поэтики подтвердило интерес писателя в проблеме характера и расширило представление о художественном диапазоне райтовской прозы.
Применение биографического метода при анализе произведений Райта прояснило некоторые элементы содержания повести, рассказа и романа, при создании которых, как было установлено, писатель во многом опирался на свой личный опыт.
Проблемный подход к исследованию поэтики характера позволил определить особенности функционирования рассматриваемой категории внутри художественной системы каждого из произведений Райта. В процессе анализа был сделан вывод о том, что в художественном мире писателя характер занимает ведущую позицию, подчиняя логике своего развития смежные поэтические категории.
Компаративистский подход в рамках данного исследования позволил провести сравнение райтовских характеров со схожими в идейно-художественном плане образами из афроамериканской, американской и мировой литературы.
Типологический подход выявил ряд идейно-художественных закономерностей в произведениях Райта.
Первая из них состоит в том, что писатель создаёт характеры, опираясь на принцип «контраста»: одарённым, неординарным личностям у Райта, как правило, противостоят живущие условностями типы.
Во-вторых, образ протагониста у Райта никогда не бывает однозначен: личность его сложна, нередко противоречива и обязательно предстаёт в развитии. Художественно реализуя идею становления личности, писатель, как правило, проводит своих героев через ряд испытаний; моральную, этическую победу протагонисты одерживают благодаря осмыслению собственных ошибок.
Эта особенность райтовских характеров определяет третью отличительную черту: характеру протагониста у Райта всегда отводится центральная роль. Автор помещает в центр повествования динамичного, думающего, духовно сильного человека и окружает его персонажами, идейная и композиционная роль которых сводится к раскрытию личности протагониста.
Четвёртая закономерность состоит в том, что при создании характера Райт пользуется постоянным набором средств: они переходят из произведения в произведение, формируя самобытный авторский стиль. К особенностям репрезентации характера в райтовских текстах относится использование ряда мотивов: мотив протеста, мотив побега, мотив голода, мотив страха, мотив испытания властью и ключевые для понимания образа протагониста мотивы - поиска свободы и самоопределения.
Системно-структурный анализ, привлеченный в ходе исследования, позволил взглянуть на произведения второго периода творчества Райта как на единое художественное пространство, объединённое категорией характера.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1. Чащина Е.А. К вопросу о творческом методе и литературном характере в романе Ричарда Райта «Аутсайдер» / Е.А. Чащина // Вестник Тверского государственного университета. — Серия «Филология». — 2013. — №4. Вып.1. -С.289-293.
2. Чащина Е.А. Проблема отчуждения и литературный характер в романе Ричарда Райта «Аутсайдер» / Е.А. Чащина // Вестник Воронежского государственного университета. - Серия «Филология. Журналистика». -2013,-№2.-С. 89-92.
Публикации в других изданиях:
3. Чащина Е.А. Черты блюза в повести Ричарда Райта «Черный» (к проблеме поэтики характера) / Е.А. Чащина // Литература во взаимодействии с другими видами искусств: Материалы международной конференции Российского общества по изучению культуры США. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, ф-т журналистики, 2003. — С. 142-146.
4. Чащина Е.А. К постановке проблемы характера в творчестве Ричарда Райта / Е.А. Чащина // Актуальные проблемы современного языкознания и литературоведения: Материалы 2-ой межвузовской докторантско-аспирантской научной конференции, Краснодар, 26 апреля 2003 г. В 2-х ч. Ч. 2. Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2004. - С. 193-198.
5. Чащина Е.А. О библейских параллелях в романе Р. Райта «Аутсайдер»: к проблеме поэтики характера / Е.А. Чащина // Библия и национальная культура: Межвуз. сб. науч. ст. и сообщ./Перм. ун-т; Отв. ред. Н.С.Бочкарева. - Пермь, 2004. - С. 14 -148.
6. Чащина Е.А. Мотив свободы и поэтика характера в повести Р. Райта «Человек, который жил под землей» / Е.А. Чащина // Проблема свободы выбора в американской цивилизации. Материалы XXX Международной конференции Российской Ассоциации Американистики. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, ф-т журналистики, 2004. — С.209-216.
7. Чащина Е.А. Этика «дядитомизма» и суверенность личности: конфликт мотивов в повести Р. Райта «Черный» / Е.А. Чащина // Слово и/как власть: автор и авторитет в американской культурной традиции. Материалы XXXI и XXXII международных конференций Российского общества по изучению культуры США. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, ф-т журналистики, 2006. -С. 76-78.
Подписано в печать 24.10.2013. Заказ № 187 Бумага офсетная. Печать трафаретная. Формат 60x84/16. Усл. печ. л. 1,25. Тираж 120 экз. Отпечатано в типографии AHO «НАУКА-ЮНИПРЕСС» 394024, г. Воронеж, ул. Ленина, 86Б, 2.
Текст диссертации на тему "Проблема характера в произведениях Ричарда Райта 1940-х - 1950-х гг."
ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»
На правах рукописи
04201 451 1 1 5 Чащина Елена Александровна
Проблема характера в произведениях Ричарда Райта
1940-х - 1950-х г.г.
Специальность 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)
Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук
Научный руководитель -кандидат филологических наук доцент Ю.В. Гончаров
Краснодар - 2013
Оглавление
Введение..............................................................................3
Глава 1. К постановке проблемы характера в произведениях Р.Райта 1940-х - 1950-х годов..................................................16
1.1. Произведения Райта 1940-х - 1950-х годов в оценках исследователей.......................................................................16
1.2. Райт и литературная традиция: к проблеме воплощения характера
чернокожего...........................................................................27
Глава 2. Характер и жанровые модели в повести «Черный»...........................................................................38
2.1. Жанр «невольничьего повествования»: традиция и новаторство Райта....................................................................................38
2.2. Афроамериканская музыкальная и фольклорная традиция: влияние
на поэтику характера...............................................................58
Глава 3. Характер и художественная образность в рассказе «Человек, который жил под землей»........................................70
3.1. Метафора как ключ к прочтению образа Фреда Даниэлса...........70
3.2. Фред Даниэле и Парадоксалист: развитие традиции
Ф.М. Достоевского в творчестве Райта........................................87
Глава 4. Характер и экзистенциалистская проблематика в романе «Аутсайдер»........................................................................96
4.1. Литературный характер и творческий метод...........................96
4.2. Библейские параллели: Кросс Деймон и Иов..........................123
Заключение........................................................................134
Библиографический список..................................................141
ВВЕДЕНИЕ
Ричард Райт - одна из ключевых фигур литературы США середины XX века, писатель, чье творческое наследие, с точки зрения М. Гейсмара, дало ему право называться «подлинным отцом всей современной негритянской литературы» [цит. по: Максимчук 1970: 8]. В произведениях Райта -публицистике, рассказах, повестях, романах - отражен социальный и культурный опыт борьбы чернокожих пасынков за право быть полноправными сыновьями своей страны. Несмотря на непродолжительность творческого пути писателя - немногим более двадцати лет, - ему выпало жить и творить в наиболее динамичный и важный для истории чернокожего населения Америки период. Афроамериканец по происхождению, Р. Райт работал в то время, когда расовый вопрос в стране стоял особенно остро. На литературную арену писатель вышел в 1930-х, когда чернокожее население США развернуло полномасштабную общественную борьбу за свои права, и закончил свой творческий путь в 1960 году, на заре освободительного движения, получившего в журналистской среде название «негритянская революция». Райту удалось не только художественно запечатлеть эпоху, с которой он был органически связан, но и подготовить почву для творчества негритянских художников «новой волны» - Дж. Килленса, Р. Эллисона, Дж. Болдуина и др.
Р. Райт оказался первым в истории американской литературы, кто в масштабе всей нации поднял проблему расового отчуждения чернокожего, которое закономерно порождает ответную волну злобы и насилия. Писателю в своих произведениях удалось жестко и выразительно передать внутреннее состояние человека, страстно желающего утвердиться как личность, но постоянно наталкивающегося на глухую стену неприятия. Такое состояние и приводит постепенно к яростному желанию отомстить за вынужденное унижение и нередко толкает чернокожего на преступление. «Райт сформулировал концепцию ущербности негра как человека, принявшего с
детства внушенную ему самой жизнью мысль о его духовной неполноценности» [Максимчук 1970: 9].
Основным содержанием творчества Райта стали нравственные и психологические последствия расовой дискриминации для человека - как чернокожего, так и белого. Их в полной мере ощутили на себе герои его книг: ставший невольным преступником Биггер Томас из нашумевшего романа «Сын Америки» {Native Son, 1940); жертва полицейского произвола Фред Даниэле, протагонист рассказа «Человек, который жил под землей» {The Man Who Lived Underground, 1944); выросший в условиях неприкрытой сегрегации на американском Юге автобиографический герой повести «Черный» {Black Boy, 1945); неоднозначный персонаж романа «Аутсайдер» {The Outsider, 1953) - философствующий чернокожий преступник Кросс Деймон; обыватель и приспособленец Тайри Тэкер в романе «Долгий сон» {The Long Dream, 1957). Художественные изображения судеб всех перечисленных героев служат яркой иллюстрацией ведущей темы райтовского творчества - деформации личности в условиях расизма, формирования в человеке комплекса неполноценности, культивирования в нём чувства страха, воспитание психологии реванша.
В отечественном райтоведении закрепилась традиция характеристики творчества писателя как двуэтапного. Р. Райт начал свою писательский карьеру в 1930-х годах, сотрудничая в журнале «Ныо мэссиз» и «Дейли Уоркер». Работая в публицистических жанрах, он подготовил почву для последующих художественных произведений. Накаленная обстановка 1930-х годов определила острый социально-критический пафос его первых произведений - новеллистической книги «Дети дяди Тома» {Uncle Toms's Children, 1938) и романа «Сын Америки». Книги вызвал большой общественный резонанс; в особой степени роман, вошедший в списки бестселлеров.
Выбрав для книги название «Дети дяди Тома», Райт подчеркнул полемичность своего замысла по отношению к авторской концепции романа
Г. Бичер-Стоу. Отказываясь видеть в чернокожем только объект для сострадания, писатель создал в рассказах образы людей, чье чувство собственного достоинства не приемлет жалости. Еще резче бунтарская позиция Райта проявила себя в «Сыне Америки». В качестве главного героя писатель выбрал чернокожего выходца из чикагских трущоб, который нашел единственный способ самоутвердиться в обществе - пойти на убийство. Создавая образ преступника, гордящегося тем, что он совершил, Р. Райт предложил новаторскую концепцию личности чернокожего, представив афроамериканца не только жертвой, но и угрозой белому обществу, извратившему человеческую природу беспричинным унижением и насилием.
Выход в свет указанных произведений знаменует собой первый этап творческого пути Райта. Большинство российских литературоведов (среди них - Л.П. Башмакова, Б.А. Гиленсон, A.M. Зверев, И.В. Обухова)1 выделяет его, принимая во внимание приверженность писателя идейно-эстетическим принципам «красного десятилетия», когда Райт, разделявший марксистскую идеологию, сотрудничал с Компартией США. Этот период отличается «значительным вкладом в борьбу прогрессивной литературы США за Человека и ярким свидетельством силы реалистического искусства» [Башмакова 1973: 1]. В американском литературоведении 1930-е годы также выделяют как отдельный период творчества Райта, в котором «Дети дяди
1 Башмакова Л.П. Творчество Ричарда Райта и прогрессивная литература США 30-х годов: Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. филол. наук / МГУ. -М., 1973; Гиленсон Б.А. В поисках «другой Америки»: Из истории прогрессивной литературы США. - М.: Худож. лит., 1978; Зверев A.M. Модернизм в литературе США. Формирование. Эволюция. Кризис. - М.: Наука, 1979; Обухова И.В. Творческая эволюция Ричарда Райта в 40-50-е гг. XX века: Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. филол. наук / Московский педагогический университет. - М., 1994.
Тома» и «Сын Америки» рассматриваются в качестве образцов «радикальной литературы, близкой к школе Драйзера» [Обухова 1994а: 5].
Второй период творчества писателя, начинающийся с середины 1940-х годов, условно называется «парижским» (в 1947 г. Р. Райт переезжает на постоянное место жительства в столицу Франции). В советской литературной критике его принято характеризовать как время творческого угасания, связанного с идейным кризисом писателя и его увлечением модернистскими течениями в литературе. В отечественной критике закрепилось традиция рассматривать созданные в этот период рассказ «Человек, который жил под землёй» и роман «Аутсайдер» как неоднозначные и противоречивые по своему содержанию произведения, отмеченные явным влиянием экзистенциалистских идей. Только появление романа «Долгий сон» связывается райтоведами с напоминанием «об истинных возможностях писателя-реалиста» [Зверев 1979: 182].
Л.ГТ. Башмакова в своём диссертационном исследовании предлагает трёхчастное членение творчества Р. Райта2. К первому этапу исследователь относит создание книги «Дети дяди Тома» и характеризует его как период становления писателя. Второй период знаменуется появлением самого значительного романа Р. Райта - «Сын Америки». Третий, приходящийся на 1940-50-е годы, характеризуется увлечением писателя модернистскими течениями.
В данной работе мы будем придерживаться двуэтапного членения творчества Райта, определяя разделом 1944 г., на который приходится публикация рассказа «Человек, который жил под землей». Подобный подход, по нашему мнению, не будет отличаться от общепринятого в отечественном литературоведении. Хотя дата перелома в творчестве Р. Райта и связывается обычно со временем его переезда в Париж (1947 г.), всё же в большинстве исследований речь не идет об определенном годе, разделяющем творческий
2 Башмакова Л.П. Творчество Ричарда Райта и прогрессивная литература США 30-х годов: Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. филол. наук / МГУ. - М., 1973.
путь писателя на два чётких этапа. Исследователи склоны говорить об идейной и творческой эволюции Райта протяженностью в несколько лет, связанной с отказом писателя от участия в деятельности коммунистической партии.
Актуальность темы и исследования
Актуальность работы обусловлена обращением к малоисследованным произведениям Р. Райта 1940-х- 1950-х гг.
На настоящем этапе развития райтоведения назрел вопрос об углублённом изучении поэтики произведений писателя, где особого рассмотрения заслуживает действительно актуальная для Р. Райта проблема характера.
В работах, посвященных исследованию творчества писателя, особенности его поэтики не остались незамеченными. Различных аспектов художественной организации райтовских текстов касались в своих работах Л.П. Башмакова, Б.А. Гиленсон, Т.Н. Денисова, A.M. Зверев, М.О. Мендельсон, И.В. Обухова, С.А. Чаковский, И. Юркенене. Однако анализ отечественной критики показывает, что такая проблема, как художественное воплощение характера в произведениях писателя, освещена далеко недостаточно. В рамках своего исследования райтоведы часто характеризуют центральный персонаж того или иного произведения Райта, но рассматривают его, как правило, с точки зрения социальной, нравственно-философской или идеологической проблематики.
Ни у одного из отечественных райтоведов в фокусе не находился художественный характер. Л.П. Башмакова нередко акцентирует внимание на особенностях характеров в произведениях Райта, но все же главным предметом исследования в ее работах остается литературный герой. И.В. Обухова ставит одной из задач своей диссертационной работы проследить эволюцию характера в произведениях Р. Райта, но в контексте поисков
этнического характера в негритянской литературе XX столетия . Т.Л. Морозова, говоря о характере Биггера Томаса, смотрит на него как на социальный тип, избранный Райтом для художественного воплощения4. С.А. Чаковский рассматривает героя Райта через призму идейно-эстетической сущности расового конфликта5.
Вопрос о том, что проблема характера, будучи вписанной в общее изучение проблематики райтовских текстов, специально не выделена, определяет выбор темы данной диссертационной работы.
Объектом исследования являются художественные произведения Р. Райта, созданные писателем в 1940-е - 1950-е годы.
Материалом для анализа служат три произведения, относящиеся ко второму периоду творчества Р. Райта и написанные в разных жанрах: рассказ «Человек, который жил под землей» (1944), повесть «Черный» (1945) и роман «Аутсайдер» (1953).
Выбор произведений, относящихся к периоду 1940 - 1950 гг., объясняется их меньшей степенью изученности в отечественном литературоведении, по сравнению с книгами Райта, написанными до 1944 г. - созданными в ключе «литературы протеста». Исключение составляет только повесть «Черный», которой литературоведы при анализе творчества Райта уделяли достаточно много внимания. Роман «Аутсайдер», не переведенный пока на русский язык, наоборот, удостаивался в отечественной критике очень сжатых и чаще всего негативных оценок - как произведение,
3 Обухова И.В. Творческая эволюция Ричарда Райта в 40-50-е гг. XX века: Дисс. на соискание уч. ст. канд. филол. наук-М., 1994.
4 Морозова Т.Л. Пасынки «великого общества» // Литература США 20 века. Опыт типологического исследования (Авторская позиция, конфликт, герой). - М., 1978 — С. 465505.
5 Чаковский С.А. Расовый конфликт и литература США XX века (Негритянская литература в 20-30-60-е годы) // Литература США 20 века. Опыт типологического исследования (Авторская позиция, конфликт, герой). - М., 1978 - С. 285-312.
созданное Райтом в период, мнимо оцениваемый как творческий кризис писателя-ренегата.
В данном диссертационном исследовании мы не будем анализировать роман «Долгий сон», поскольку из всех произведений второго периода он единственный, в котором во многом повторяется проблематика произведений 1930-х гг. В то время как выбранные «Чёрный», «Человек, который жил под землёй» и «Аутсайдер» позволяют сконцентрироваться на новых подходах писателя к проблеме личности чернокожего.
Предметом исследования является проблема характера в рассказе «Человек, который жил под землей», повести «Черный» и романе «Аутсайдер».
Цель данной работы состоит в исследовании проблемы характера в произведениях Р. Райта 1940-х- 1950-х годов.
Поставленная цель обусловила следующие задачи:
1. обобщить литературоведческий опыт исследования произведений Райта второго периода творчества;
2. выявить авторскую концепцию личности в произведениях рассматриваемого периода;
3. сопоставить три произведения в аспекте трактовки характеров и проследить закономерности их художественного воплощения;
4. установить связи с традициями афроамериканской литературы (фольклором, жанром «невольничьего повествования», блюзом);
5. определить степень влияния на трактовку характера произведений мировой литературы (на основе сопоставления с повестью Ф.М. Достоевского «Записки из подполья», повестью А. Камю «Посторонний», «Книгой Иова» (Библия)).
Понятийный аппарат диссертации сложился из основополагающих категорий, разработанных отечественными и зарубежными учеными - Р. Бартом, М.М. Бахтиным, С.Г. Бочаровым, А.Н. Веселовским, В.В. Виноградовым, В.М. Жирмунским, Е.М. Мелетинским, Г.Н. Поспеловым,
A.A. Потебней, В.Я. Проппом, Б.В. Томашевским, Р. Уэллеком и О.Уорреном, JI.B. Чернец. При формировании понятийного аппарата учитывались новейшие работы по теоретической и исторической поэтике -Теория литературы. Том I. Литература. - М., ИМЛИ им. A.M. Горького РАН, 2005; Теория литературы. Том III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). - М.: ИМЛИ РАН, 2003; Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2004; Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. - М.: Наука, 1986; Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. -М.: НПК «Интелвак», 2001.
При обращении к теоретическим трудам учитывается приоритетная роль конкретно-исторического материала, внимание уделяется рассмотрению основных категорий и понятий художественного творчества (авторства, жанровости, системы характеров, сюжета, композиции, стиля) в специфическом для индивидуальной системы проявлении. Значительная часть терминологии складывается в процессе ознакомления с конкретными работами по истории литературы США (в том числе по истории афро-американской литературы) - Л.П. Башмаковой, A.B. Ващенко, Б.А. Гиленсона Т.Н. Денисовой, Я.Н. Засурского, A.M. Зверева, М.О. Мендельсона, Т.Л. Морозовой, A.C. Мулярчика, А.Н. Николюкина, Е.А. Стеценко, Э.М. Удлер, С.А. Чаковского.
Инструментарием в диссертационной работе служат следующие методы исследования:
- биографический.
Его использование продиктовано прямой связью содержания произведений Р. Райта с тем социальным и культурным опытом, который получил писатель, воспитывавшийся в среде негритянской общины и живший в условиях расовой сегрегации.
— проблемный подход.
Применение данного метода к конкретным произведениям Р. Райта позволяет выявить отдельные проблемы создания художественного характера, связанные с его функционированием внутри поэтической системы нарав�