автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Проблема интерпретации теории модальных понятий Аристотеля
Текст диссертации на тему "Проблема интерпретации теории модальных понятий Аристотеля"
х- с ^ - ? Ж-Ж
/
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
На правах рукописи
ТОПОРКОВ Валерий Сергеевич
ПРОБЛЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕОРИИ МОДАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ АРИСТОТЕЛЯ: ЛОГИКО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Специальность 09.00.01 - Онтология и теория познания
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор ВЯПЕРМИНОВ.
МОСКВА - 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
Глава I. ТЕОРИЯ МОДАЛЬНОСТЕЙ АРИСТОТЕЛЯ
1.1. Аристотелева метафизическая концепция возможности
и действительности...,................................................................................. 11
1.2. Логическое учение Аристотеля о модальных понятиях.................40
Глава И. РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕОРИИ МОДАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ АРИСТОТЕЛЯ
2.1. Проблема интерпретации теории модальных понятий Аристотеля в
современной философской логике............................................................61
2.2. Логико-онтологическая реконструкция учения Аристотеля о модальных понятиях...................................................................................80
2.3. Реконструкция аристотелевского решения проблемы истинностного статуса высказываний о будущих уникальных событиях....................................................................................................101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................123
ЛИТЕРАТУРА.....................................................................................................128
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Отличительной чертой логико-философских исследований последних десятилетий становится все возрастающая ориентация на изучение нематематических форм рассуждений. Если возникновение современной формальной логики было вызвано главным образом назревшими философскими проблемами обоснования математики, то в настоящее время основные источники идей, направленных на совершенствование методов логического анализа, открываются преимущественно в сфере опытных наук (лингвистики, юриспруденции, социологии и др.), а также внутренних потребностей развития самой логики. Несмотря на то, что последняя на протяжении всей своей истории обнаруживает достаточно устойчивую связь с принципиальными проблемами гносеологического и онтологического характера (см. [104, с. 3]), оказалось, что аппарат классической логики недостаточен для этих целей, и что он должен быть существенно дополнен и развит в направлении большего приспособления к тем типам рассуждений, которые встречаются в нематематических областях научных знаний (см. [62, с. 219-220]). Одним из самых перспективных направлений подобного развития логического аппарата является насыщение его так называемыми модальными понятиями или модальностями (от лат. modus - мера, способ). Вполне закономерным поэтому представляется тот факт, что на сегодня весьма активно разрабатываемым разделом логической науки является такая ее неклассическая ветвь, как модальная логика, изучающая структуру и законы построения рассуждений, в состав которых наряду с ассерторическими входят также аподиктические, проблематические и другие {сильные и слабые) высказывания (см. [116, с. 17; 42, с. 159]).
В этих условиях, несомненно, особую значимость приобретают работы, которые непосредственно посвящены вопросам становления тех или иных логико-философских учений прошлого, подготовивших и во многом
определивших основное концептуальное содержание соответствующих современных взглядов. Не вызывает никаких сомнений и та существенная эвристическая роль, которую играют в наше время историко-философские и, в частности, историко-логические исследования. Кроме того, важной вехой в истории философской науки XX столетия становится широкое применение логического аппарата, создание новых логических методов для адекватной экспликации понятий и концепций, предложенных философами прежних эпох, что определяет ныне уже не только специфику этих исследований, но и весьма ощутимое собственное развитие современных логических теорий (см. [23, с. 4]). При этом имеет место глубокое взаимодействие логики и философии в изучении определенных проблем, а не простое применение готового аппарата логики к некоторому внешнему для него материалу. Отсюда же проистекает и вполне законное, на наш взгляд, название известных приложений логической науки к анализу традиционно философских понятий и проблем - философская логика.
Впервые модальные понятия и суждения, их содержащие, становятся предметом систематического философского и логического анализа в трудах выдающегося древнегреческого философа Аристотеля (384/383-322/321 до н.э.). Общепризнанно, что в его учении о модальностях представлены такие оригинальные идеи и целостные концепции, которые еще далеко не полностью проанализированы средствами современной логики. "В этом отношении модальная теория Аристотеля,- отмечает С.Б.Савенко,- оказывается генератором новых идей, плодотворно влияющих на развитие современного образа логической теории модальных понятий" [97, с. 10]. Этим объясняется и то обстоятельство, что сегодня, в период бурного развития исследований по модальным логикам, интерес к реконструкции теории модальных понятий Аристотеля по-прежнему очень высок, а специальная литература, прямо или косвенно посвященная данной проблематике, невероятно обширна (см. [91, с. 72]).
Собственно логическая часть теории модальных понятий (модальная силлогистика) строилась Аристотелем как некое расширение ассерторической силлогистики путем введения дополнительных, модальных характеристик (свойств) присущности (см. [5, с. 121-123, 135-166]). Несмотря на то, что существует множество ее интерпретаций, проблема адекватной экспликации этой системы до сих пор остается нерешенной. Исходя из этого, некоторыми исследователями выдвигаются предположения о наличии в аристотелевской модальной силлогистике ошибок, которые могли быть допущены переписчиками его работ и даже самим Философом. Так, например, по мнению Яна Лукасевича, она "почти непостижима вследствие содержащихся в ней многих дефектов и противоречий" ([74, с. 192], ср. [там же, с. 251]). Однако, как убедительно показано П.С.Поповым, принципиальных причин для такого рода выводов нет, поскольку центр тяжести практически всех возникающих здесь проблем лежит отнюдь не в границах формальной части системы, но ее оснований (см. [89, с. 13-18]).
К сожалению, анализ модальной силлогистики Аристотеля выходит за рамки настоящей работы. Как самостоятельная аксиоматическая теория, она традиционно составляет предмет специальных работ. Предметом же настоящего исследования является именно логико-философское учение Аристотеля о модальных понятиях, которое, пользуясь терминологией Ю.В.Ивлева, в самом общем смысле можно охарактеризовать как интуитивно-содержательное (см. [42, с. 159-160]). Думается, что адекватная реконструкция названного учения может служить единственно правильным ключом к соответствующей интерпретации как пропозициональной модальной логики, так и модальной силлогистики Аристотеля.
Более того, необходимость тщательного переосмысления общей теории модальных понятий Аристотеля обусловлена еще одним важным обстоятельством. Как известно, проблема универсальности логического закона исключенного третьего является одной из центральных в общем контексте
современных проблем обоснования математики. При этом идеи о ненадежности названного закона высказывались не только математиками интуиционистского или конструктивного направлений, но и самими логиками в связи с попытками решения проблемы истинностного статуса высказываний о будущих уникальных событиях, впервые поставленной и решенной еще Аристотелем. Но, как это не парадоксально, аристотелевское решение проблемы до сих пор остается для исследователей подлинной загадкой. Прослеживая хронологию и содержание основных дискуссий, вызванных многочисленными интерпретациями текста 9-й главы трактата Аристотеля "Об истолковании", А.С.Карпенко убедительно показывает, что фактически ни одно из по меньшей мере десяти типов известных решений проблемы будущей случайности нельзя признать вполне законченным, бесспорным ее решением (см. [57]). В этой связи получают свое дальнейшее философское обоснование и такие доктрины, как логический и теологический фатализм, анализу которых посвящено большое число работ отечественными, а в особенности зарубежными специалистами.
Цель и задачи исследования. Основной теоретической целью работы явилось всестороннее исследование философии и логики аристотелевской теории модальных понятий, занимающих одно из центральных мест в категориальном аппарате современного логического и методологического анализа. Достижение этой цели определялось решением следующих задач:
1. Исследовать онтологические основания учения Аристотеля о модальных понятиях в качестве главного теоретического источника развиваемой им логической модальной парадигмы.
2. Выявить или уточнить определения ключевых модальных понятий метафизической и логической части философской системы Аристотеля и классифицировать их по родо-видовым признакам.
3. С целью определения степени разработанности избранной темы рассмотреть основные интерпретации аристотелевской теории модальных понятий, предложенные в рамках современной философской логики.
4. Провести логико-онтологическую реконструкцию модальной концепции Аристотеля, на базе которой провести также реконструкцию аристотелевского решения проблемы истинностного статуса высказываний о будущих уникальных событиях.
Методологические и теоретические основы работы во многом определили принципы философского анализа соотношения мышления, языка и реальности, среди которых ведущая роль была отведена принципу объективности рассмотрения и принципу историзма.
Важнейшим методологическим основанием настоящего исследования послужила современная логическая теория понятия. При этом диссертант существенно опирался на исследования в области философии и методологии современной (модальной) логики, принадлежащие Е.К.Войшвилло, А.А.Зиновьеву, Ю.В.Ивлеву, Е.Е.Ледникову, Я.А.Слинину, В.А.Смирнову, Е.Д.Смирновой, З.А.Сокулер, С.Б.Савенко, О.А.Солодухину, В.В.Целищеву.
В теоретическом плане основными источниками исследования явились работы А.С.Ахманова, В.В.Воробьева, А.А.Ивина, Э.Ф.Караваева, А.С.Карпенко, Р.К.Луканина, А.О.Маковельского, З.Н.Микеладзе, П.С.Попова, Н.И.Стяжкина, А.Беккера, И.М.Бохеньского, А.Жожи, С.Кнууттилы, Я.Лукасевича, А.Н.Прайора, Я.Хинтикки, других отечественных и зарубежных философов.
В исследовании специальных вопросов онтологии Аристотеля важную роль сыграли работы Г.Александрова, В.Ф.Асмуса, Д.В.Джохадзе А.Л.Доброхотова, В.П.Зубова, А.Ф.Лосева, Э.Целлера, А.Н.Чанышева.
Основное внимание в работе было сосредоточено на содержании теории модальных понятий, изложенной Аристотелем в "Метафизике", "Об истолковании" и "Первой аналитике". Все другие источники ("Физика",
"Топика", "О возникновении и уничтожении" и др.) использовались главным образом как вспомогательные.
Основные результаты диссертационного исследования, выносимые на защиту и их научная новизна.
1. Анализ Аристотелевой метафизической концепции возможности и действительности в целом показывает, что она существенным образом опирается на такие разделы его философской системы, как учение о материи и
1 V*
форме, с одной стороны, и учения о движении и причинности, с другой. Исходя из идеи иерархизации онтологических уровней (сущего) в исследуемой области, нами обосновывается вывод о том, что аристотелевское понятие первой материи выступает в качестве коррелята понятия абстрактной возможности, а понятие последней материи - понятия реальной возможности. Новизна первого выносимого на защиту положения носит, прежде всего, методологический характер и заключается в четком разделении данных понятий как первом необходимом условии правильного понимания модальной теории Аристотеля.
2. В работе обосновывается вывод о том, что самым непосредственным образом опираясь на свой принципиальный постулат "действительное предшествует возможному", Аристотель устанавливает отношения противоречия, контрарной и субконтрарной противоположности для модальных высказываний по аналогии с применением данной процедуры к высказываниям ассерторическим, в результате чего ему удается обосновать общезначимость исходных логических принципов и в сфере модальных выводов. На этой основе в диссертации предложена реконструкция знаменитой таблицы модальностей из 13-ой главы трактата "Об истолковании".
3. Показано, что проблема адекватной интерпретации модальной теории Аристотеля не может быть успешно решена без содержательного учета сугубо временной специфики (природы) модальных понятий. Исходя из идеи статистической модели их интерпретации (Я.Хинтикка, О.Беккер),
диссертантом развивается новая логико-онтологическая реконструкция его учения о модальных понятиях, в рамках которой удается получить достаточно точные определения последних, субординировать их по родо-видовым признакам, а также прояснить смысл некоторых, считавшихся до сих пор загадочными, отрывков из трактата "Об истолковании".
4. На базе проведенной реконструкции основной части исследуемой теории в диссертации предложена новая интерпретация аристотелевского решения проблемы истинностного статуса высказываний о будущих уникальных событиях. Обосновывается точка зрения, согласно которой, удовлетворительное решение проблемы contingentia futura может быть получено исключительно в связи с анализом таких разделов философской системы Аристотеля, как учения об истине, противоположностях, отрицании, принципах (невозможности) противоречия и исключенного третьего и др.
Бесспорно, вопросам онтологии Аристотеля, с одной стороны, и логики, с другой, посвящена грандиозная литература. Общая же новизна проведенного нами исследования заключается в попытке совместить онтологический и логический подходы в анализе построенной им теории модальностей, с достаточной полнотой выявить и описать понятийную структуру аристотелевского модального универсума и на этой основе предложить решение некоторых прикладных проблем.
Практическая значимость исследования. Полученные в диссертации результаты могут быть использованы при чтении систематического курса философии в разделе "Философия бытия", в курсах истории философии и логики, а также при разработке спецкурсов по неклассическим логикам, в частности модальной логике.
Апробация работы. Основные идеи и некоторые предварительные результаты работы докладывались на V Общероссийской научной конференции "Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке" (Санкт-Петербург, 1998 г.).
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и методологии науки естественных факультетов МГУ им. М.В.Ломоносова.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Список использованной литературы включает 166 источников, из них 43 на иностранных языках.
ГЛАВА I.
ТЕОРИЯ МОДАЛЬНОСТЕЙ АРИСТОТЕЛЯ 1.1. Аристотелева метафизическая концепция возможности и действительности
Общепризнанно, что проблема возможности и действительности связана со всей совокупностью философских взглядов Аристотеля и занимает в ней одно из центральных мест (см. [70, с. 215; 30, с. 216; 32, с. 101]). Эти категории составляют основу его учения о движении и становлении. Философ рассматривает природу не как застывшее, раз навсегда данное состояние, но как процесс вечного движения, становления, процесс превращения возможности в действительность. Четко отличая возможность (потенцию), как таковую, от завершенной, оформленной действительности, Стагирит в то же время подчеркивает связь между ними, указывает на их взаимопереходы. Для того, чтобы понять идеи Аристотеля о возможности и действительности необходимо обратиться к таким важнейшим разделам его метафизики, как учение о материи и форме и учение о причинности. Но перед тем, как непосредственно перейти к анализу названных разделов Аристотелевой "первой философии" целесообразно вкратце остановиться на всех основных используемых им модальных понятиях.
Итак, практически во всех своих философских работах Аристотель употребляет следующие модальные термины (модусы): 1) "необходимо" (ауаухос.!^), 2) "невозможно" (абиуатоу), 3) "возможно" (биуард,^, 8у5£х°Ц-£Уоу), 4) "случайно" (аи|1ф8[Зг|хо£, ало то%г|0> и 5) "действительно" (суерувкх).
Каждое из соответствующих этим модусам понятий выражает не способ, каким мы приписываем субъекту суждения его предикат, подразумевая при этом ту или иную меру уверенности в истинности такой предикации
(субъективная квалиф