автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Проблема конфликта и характера в творчестве В. В. Вересаева конца 90-х-начала 900-х годов

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Гангули, Бидьют Кумар
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Проблема конфликта и характера в творчестве В. В. Вересаева конца 90-х-начала 900-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема конфликта и характера в творчестве В. В. Вересаева конца 90-х-начала 900-х годов"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ нмени В. П. ЛЕНИНА

Специализированный совет К 113.08.11

На правах рукописи УДК 882-311.2 «19»

ГАНГУЛИ Бндыот Кумар

ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА И ХАРАКТЕРА В ТВОРЧЕСТВЕ В. В. ВЕРЕСАЕВА КОНЦА 90-х — НАЧАЛА 900-х ГОДОВ

Специальность 10.01.01 — русская литература

автор к ф i; PAT

диссертации па соискание умелой степени кандидата филологических наук

Москпа 1990

Работа выполнена в Университете дружбы народов им. Пат-риса Лумум;бы.

•доктор филологических наук, профессор А. С. КАРПОВ

Официальные оппоненты:

.доктор филологических наук, ¡профессор КУПРИЯИОВСКИЙ П. В.

кандидат филологических паут, старший научный сотрудник Л. А. СКВОРЦОВА

Ведущая организация — Ордена Дружбы народов литературный институт имени А. М. Горького.

Зашита диссертации состоится мая 1990 года

в ..¿/..И., чатов на заседании специализированного совета К 113.08.11 по присуждению ученой степени кандидата наук и Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте, имени В. И. Ленина по адресу: Москва, Малая Пироговская ул., 1, ауд. № .............

С диссертацией можно ознакомиться ,в библиотеке МГ11И имени В. И. Ленина. Адрес института: 1:19435, Москва, Малая Пироговская ул., дом 1.

Научный руководитель:

Автореферат разослан

Ученый секретарь специализированного совета

Т. В. ЗУЕВА

Обращение к страницам истории русской литературы конца Х1Х-начаЛа XX веков вызвано преззде всего тем, что именно здесь, по нашему мнению, берут свои начала многие процессы, определивший еэ развитие, облик на многие десятилетия вперёд.

В индийском литературоведении указанный период в истории русской литературы исследован очень мало, между тем как интерес индийского читателя к сочинениям русских писателей чрезвычайно велик. Тем более необходимо хотя бы отчасти ликвидировать отмеченный пробел, обратив внимание на почти вовсе неизвестное в нашой стране, в Индии, имя русского писателя В.В.Вересаева.

Обращение к истории русской обществ мной мысли, к историк русской литературы убеждает в том, что новые идеалы, новые идеи юявились не сразу - их возникновение было подготовлено достаточно-длительным процессом развития революционной мысли в России. Потому-то, в сущности, изучение истории русской литературы позволяет основательно изучить и указанные процессы. ,

Примечательно в этом смысле, что начало нового - пролетарского - этапа борьбы против самодержавия было 'ознаменовано в России мощным подъёмом творческой активности передовых писателей. Продолжали творить старые мастера: Л.Толстой, А. Чехов, В.Короленко - но они теперь по-новому смотрят на иизнь и состояние русского общества, по-новому воспринимают умонастроения своих сограждан, обращаются к.жгучим идеологическим проблемам современности. На литературную арену ккодит новая 'плеяда русских писателей,-таких как Л.Андреев, Й.Бунин, А. Куприн. Появляются художники, связавшие свою судьбу с революционным пролетариатом, с утверждением мысли о необходимости преобразования кизш-т на новых-, социалистических началах. Первым 'должно быть назвало здесь шля М.Горького, затем - имя А. Серафимовича.

В ряду писателей, чья творческая деятельность начинается именно в эту пору, в 1890-е годы, находится и В.В.Вересаев, для которого валнейшей оказывается проблема поиска интеллигенцией своего собственного пути в свете насущных мировоззренческих, идеологических вопросов современности.

Творчество В.В.Вересаева, одного из наиболее'заметных , представителей реалистического направления в русской литерату-

ре конца XIX - начала XX веков, нельзя понять сколько-нибудь глубоко, не разобравшись в тех процессах, которые характерны для общественно-политической и литературной жизни России ато-. го времени. В произведениях В.В.Вересаева эпоха - её проблемы, тенденции, требования - отразилась, конечно же, не с той полнотой и выразительностью, с какой сказалась ока ь творе-• ниях Л.Толстого и А.Чехова, М.Горького и Л.Андреева. Однако В.В.Вересаев сумел сказать своё собственное слово о жизни страш, народа в переломное для шх время, сумел выявить существенные черты облика эпохи и человека в пору, чреватую крупнейшими социальными переменами: наиболее значительным из них была для России революция 1905-1907 годов.

Хронологические рамки нашэй работы заставляют сузить поле зрения, очертив его временем появления в творчестве В.В. Вересаева своеобразной трилогии "Без дороги" /1835/, "Поветрие". /1897/ и "На повороте" /1902/ . Разумеется, выхода за эти границы неизбежны и'необходимы, но лишь с целью более глубокого осмысления, подлежащего изучению худояеетвенного материала: понять написанное В.В.Вересаевым в указанную пор;/ можно лишь обратившись ко времени,' которому обязаны своич появлением его произведения, прочертив перспективы развития тех линий его творчества, которые охарактеризована нами.

К началу XX чека определились два близких, родственных, но вмзеге с тем и отличакцихсл один от другого типа реализма.. Внутри "традиционного" реализма, именуемого критическим, зародился, оформился, а затем и выделился качественно ноеый тип реализма, впоследствии получивший название социалистического. Возникновение.'Так называемого социалистического реализма ста- . ло возможным и неизбежным в России на той стадия её исторического развития, когда пролетариат начал играть роль ведущей революционной силы в освободительном народном дзиаении.

: Устойчивый интерес к. писателю, творившему в эпоху бурного развития страны, крутых перемен в её общественной жизни, свидетельствует о том, что он сумел .сказать, своё собственное слово о времени и сформированном втим временем'человеке..

Характеристика творчества В.В.Вересаева в целом.ие является целью нашего исследования. Такую характеристику читатель найдет ь работах Г.БроЕЬ'Лна, Ю.У.Фохта-Бабугшшна. В.М.Нольде,.

о

а также в написанных ранее, но сохраняющих определённую научную ценно'сть, книгах и статьях В.Боцяновского, В.Воровского, С.Врожосака, В.Львова и др. № же заметим, что в качестве основного предмета нашего исследования избраны повесть "Без дороги" /1895/, рассказ "Поветрие" /1897/, повесть "На повороте" /1902/. Это своего рода трилогия. И не потому, что з них встречаются продолжающиеся сюжетные нити, получают дальнейшее развитие судьбы некоторых персонажей. Всё это есть, но существен--нее другое.) В названных произведениях В.В.Бересаева воспроизводится достаточно полно протяженный во времени этап духовного развития, идейного .становления русской интеллигенции.

Актуальность предлагаемой диссертации определяется, в первую очередь, тем, что здесь исслёдуется писатель, чьё творчество имеет открыто одеологическую направленность, позволяет судить о процессах идейной, нравственно-эстетической борьбы в переломное б жизни России Еремя. Конфликты, оказывающиеся е центре внимания писателя, выведенные им герои, в столкновениях которых находят разрешение эти конфликта, позволяют судить о происходящем в ту пору в жизни, а это имеет отнюдь не только исторический интерес. Обращение к произведениям В-.В.Вересаева в аспекте избранной теш даёт возможность понять многое и в процессах, характерных для нашей сегодняшней жизни, на рубеже ХХ-ХХ1 веков, когда чрезвычайно остро встают проблемы идейной борьбы, места интеллигенции в обществе и др.

Актуальность нашей работы обусловлена ещё и тем, что ост' рая политико-иДеологическая борьба в обществе, находящая отражение в идейных исканиях интеллигенции, служит предметом изображения и в.индийской, в частности, бенгальской литературе. Здесь также поднимаются важнейшие духовно-идеологические вопросы, встающие перед индийским интеллигентом как передовым представителем общества, участвующим в решении.характерных для общественной жизни Индии противоречий и конфликтов. Такое стре мление проявляется в творчестве великого индийского писателя Рабиндранатха Тхакура /Тагора/,, бенгальских романистов Шорот-чондро Чоттопаодхая и Меника Бандопадцхая. Вопросы духозногс становления человека, обусловленные сменой господствующих е передовой среде общества идейных, систем, чрезвычайно ваяны сегодня для Индии и прежде всего для её пктеллигзнэд;.

Теоретико-методологическт.' фундаментом диссертации являются основополагающие труда классиков марксизма-ленинизма. В первую очередь, статьи В.И.Ленина о Л.Н.Толстом, где получает характеристику диалектика социального и художественного развития п революционную эпоху, важнейшая для марксистского литературоведения статья "Партийная организация и партийная литература" и другие ленинские работы, где выявляются особенности исторического процесса в предреволюционной России.

В.В.Вересаев - одно из значительных явлений русской литературы конца XIX - начала XX веков. А.между тем творчество его изучено в советском литературоведении совершенно недостаточно. Лишь четыро диссертационных исследования посвящено его произведениям. Не лучше обстоит дэло и с монографиями, подавляющее большинство которых опубликовано в 50-х годах н едва ли не единственное исключение - опуАтакованная в 1986 голу в Туле монография Б.М.Нольде.

Новизна настоящей работы обусловливается тем, что здесь творчество Б.В.Вересаева исследуется в аспекте отражения в литературе идейной борьбы в России на рубеже двух веков, формирования идейной позиции человека, определяющей его поведение и облик. Ограничение объема подлежащего исследованию материала позволило детально изучить особенности конфликтов и характеров в произведениях писателя - и это тоже сделано впервые. В се ото позволило объяснить значение написанного В.В.Вересаевым в истории русской литёратзры, охарактеризовать его роль в. духовно-идеологическом становлении русской '.нтеллигенции.

Русская литература конца XIX - начала XX вв. по существу очень мало' изучена индийскими' исследователями. В полной меро ото относится и к творчестзу В.В.Вересаева. Лишь в книге Гопала Халдара "Основные черты русской литературы", изданной на бенгальском языке,, ш находим краткое упоминание о В.В.Вересаева. Насколько нам известно, ото единственный авторитетный источник на бенгальском языке, где вообще говорится об этом писателе. С этой точки зрения наша работа является в бенгальском, и видимо вообще в индийском, литературоведении, единственной, где речь идет о произведениях В.В.Вересаева и иробле-мах, поднятых им.

Здесь однако следует'Подчеркнуть, что интерес к этому пе-

риоду истории русской литературы в современной Индии достаточно замете}!; обращение к этой эпохе позволяет глубже понять процессы общественного и идеологического развития Индии, особенно в 50-80-е годы нашего столетия. Изучение'этого этапа русской литературы уже начато индийским литературоведением /диссертация Варьяма Сингха/ . Так что мы вправе говорить об определенной традиции, складывающейся в нашей науке, - 'традиции, которая получает продолжение в нашей диссертации.

Сказанным определяется теоретическое и практическое значение работы. Восполнял существующие в индийском литературоведении проблемы в деле изучения истории русской литературы, диссертация открывает индийскому читателю, в сущности, неизвестного ему писателя. Она может--служить материалом как при изучении творчества В.В.Вересаева и путей развития русской литературы Х2Х-ХХ веков, так и использоваться з учебных курсах по указанной тематикэ.

Структура, и содержание работы. Диссертация состакгп ка введения, двух глав и заключения.

Во введении дается общая характеристика диссертации, обосновываются философские основы исследования, актуальность, цель, практическая и теоретическая значимость работы.

В первой главе - "Своеобразие конфликтов в творчестве В.В.Вересаева нища 90-х-начала 900-х годов" - делается попытка постичь сущность художественного конфликта, на конкретных примерев: анализируется все их многообразие.

В свете общеметодологических ориентиров, связанных с определением различий и противоречий в природе и социальной жизни, не следует отождествлять художественный конфликт с жизненным. Конфликт в общепринятом смысле - это крайнее напряженке, борьба, антагонизм, тогда как художественный конфликт - это и собственно конфликт и противоречие. Эстетическая природа конфликта раскрывается лишь в связи с другими категориями: здесь прежде всего с характером. С точки зрения кх взаимопроникновения и диалектического противоборства характер и конфликт воспринимаются как дну единство, расчленяемое лишь в процессе анализа.

Один из вазиых "конфликтов, повести "Без дороги" определяется конфронтацией представителей консерватизма -с теми, кто ■ стоит на позициях передового шчыгенвя, прогрессивного миросол-

зрения. Важное место в повести занимает проблема конфликта интеллигенции -и народа, изменения отношения интеллигенции к народу, все более тесного сближения с ним её лучшей части. Но дело тут и в том, что другим становится сам народ: все более ' громко звучит его протестующий голос. На первых порах нередко . эта злоба направлена и против интеллигенции, в которой видит он одну из причин своих бедствий.

В повести "Без дороги" В.В.Верееаев дает также отпор фило~ софско-идеологическим воззрениям народников'и толстовцев. Народническая теория - "близко стоять к народу", "сойтись с ним" или совершить "героический подвиг" - оказалась глубоко ошибочной и ложной в свете несложившейся судьбы героя доктора Чека-нова. Толстовская мысль о братской любви к ближнему, о том, чтобы "не беречь для себя знаний, которые должны быть достоянием всех" также не отвечала требованиям времени. Отдавая все свои силы, знания, Чеканов в то же время не может стать народу братом, потому что люди, к которым он шел, не могли видеть пользу от знаний, которые всегда служили тем, кто их угнетел.

Стремясь к подробному анализу характерных духовных коллизий эпохи, В.В.Вересаев дает возможность читателю почувствовать ужас безысходности. С самого начала повести в характере, быте . и рассуждениях вересаевского героя мы находим как бы.две стороны. Эта противоречивость сознания натуры является осноеной' . причиной .конфликта человека с самим собой, и это - характерная черта безвременья, о котором рассказывает писатель. И велика .заслуга В.В.Вересаева, сумевшего выйти к объяснению пережива-. емой героем драмы с позиций социальных. Анализируя происходя' щую в дутле Чеканова борьбу, писатель приходит к пониманию ее причин. И главная из них - ошибочные идеологические и политические позиции народничества, на которых стоит герой повести; но еще - межклассовые противоречия интеллигенции и угнетенного, народа. Наконец - темнота народа, как следствие социального неравенства. М понимает это не только писатель, но и его герой, . мучительно ищущий настоящее дело, порыващии с прекраснодушными мечтаниями, стремящийся выйти из мира иллюзий в реальный мир борьбы за высокие идеалы человечества, добра, разума.

В верёсаевском рассказе "Поветрие" в центре сюжета - раз-' породные политические, экономические проблемы. В сущности говоря, этот рассказ - одна из первых в русской художественной 6

литературе попыток изобразить' марксистское движение.

Основной конфликт здесь реализуется в остром споре о путях дальнейшего развития страны между представителями двух поколений интеллигенции, придерживающихся противоположных идеологических позиций. Уже в начале 90-х годов в среде народничества возникает интерес к марксизму. Разумеется, речь не о всех народниках, а лишь об их определенной части, особенно -о молодежи. Главное в том, что народничество оказалось неспо- ■ собным объяснить новый этап в развитии страны, народа, тянуло народ назад, доверяя скорее желаниям и эмоциям, чем трезвому опыту, знаниям. Марксисты, защищая идею революционного преобразования земельных .отношений крестьян, приходят к' идее всеобщего преобразования общества. Суть конфликта, разводящего марксистские и народнические позиции, определяет содержание идеологической борьбы в среде прогрессивной русской интеллигенции 90-х годов XIX века.

Предметом ожесточенного спора становятся прежде всего следующие вопросы: I/ кто подлинный герой /точнее - движущая сила/ истории - крестьянин или рабочий; 2/ где происходит процесс объединения, интенсивного духовного развития народных масс - в. крестьянской артели или на фабрике и заводе; 3/ что определяет облик и поведение человека - его классовая харак? терность или индивидуальные черты. Эти вопросы глубоко волновали В.В.Вересаева, да и всю передовую интеллигенцию. Ответы на. них как раз и вызывают острые конфликты между народниками и "учениками".'Но героям рассказа еще чрезвычайно трудно по-'настоящему глубоко разобраться в сегодняшних процессах, еще труднее - точно вычертить руть в завтрашний день.

Идеологические клнфликты в рассказе "Поветрие" служат .выражением конфликта разных направлений мысли. Примечательно, что в рассказе нашли отражение не только споры марксистов с народниками, но и те разногласия, которые, не приобретая еще резкой остроты, наметились в самом лагере марксистов. В сущности, это - важная черта эпохи, когда рождаются новые', систе-. мы политических взглядов. Сосредоточивая свое внимание именно на этих проблемах, В.В.Вересаев"занимает место в ряду писателей, склонных не к живописи словом, но - к постижению идеологических, политических вопросов, к вопросам духовного разви-'. тия человека.

Марксисты в рассказе убеждены, что при существующем политическом и экономическом устройстве простой человек не способен проявлять "задатки любви", развивать свои духоЕные возможности.

Е.В.Вересаев вовсе не собирается давать своим героям, народникам, резко отрицательную оценку. Он испытывает - и выражает - определенное сочувствие к сторонникам народнической веры, с их искренней и горячей любовью к народу. В.В.Вересаев, говоря о крахе народнической едеологии, лишь нащупывает иные пути из тупика бездорожья, который так ярко выписан в повести "Без дороги". Писатель еще словно бы на полдороге, не до конца веря в новую, утверждаемую его молодыми героями правду. Рассказ заканчивается как бы на вопросительной поте. В.З.Вересаев не торопится с окончательным ответом. Однако нельзя забывать, что именно он одним из первых в русской литературе внимательно исследовал процесс зарождения и становления нового мышления, новой идеологии, затронул тему острых конфликтов между народниками и марксистами. И тем самым -сказал такое нужное для читателя слово о глубинных идеологических процессах в жизни русского общества на рубене веков.

С изменением общественно-политической ситуации в стране в садом конце XIX века и в преддверии нового XX века В.В.Вересаева, как писателя, воссоздамцего процессы духовного развития интеллигенции, в основном прогрессивной, волнуют рте не только нравственно-эстетические, концепции или идеологическая■ эволюция представителей;этой части русского общества, но и психологическое состояние его персонажей. Пксктоль в своем новом произведении "На повороте" более, нежели в повести "Без дороги" и рассказе "Поветрие", внимателен к внутренним переживаниям интеллигенции разных поколений. Отсюда и возникает в позести конфликтность разного содержания, объема и глубины. Дяя писателя теперь .важен -ч процесс: развития человеческого • переживания, .чувства, благодаря которому утвородаеше чедове-■ ком нравственные и идеологические критерии теряют отвлеченность, определяют его облик. .

. Развитие, сшета..в повести строится на. столкновении позиций двух'поколений интеллигегпдии, молодость которых проходит,' в одном случае, в Ш-х года::, з другом - в 90-x-, В.В.Вересаев сталкивает мировоззренческие взгляд,ы брата и сестры -..Тани'. ,8

и Владимира Токаревых - в конфликтней ситуации. Противопоставив два непримиримых образа мышления, писатель развивает мысль с все возрастающей, захватывающей широкие сферы жизни поляризации во взглядах на мир, на жизнь различных представителей либерально-прогрессивной интеллигенции на этом поворотном этапе времени. Вводя уже в экспозиции повести столкновение двух людей, мыслящих по-разному, писатель как бы предвосхищает дальнейшее идейно-духовное противостояние двух типичных представителей эпохи. •

В сущности речь идет об одном из важнейших политических конфликтов эпохи - идеологическом споре между марксистами и теми, кто стремится ревизовать это учение. Идеологический спор в дальнейшем перерастает в повести в нравственный конфликт. Возникает вопрос: может ли человек настаивать на благородстве своих идеологических воззрений, будучи по сути своей филистером?

Зарождение и развитие в России- во второй половине 90-х годов марксистской идеологии, которая ставит и решает корен-' ные вопросы общественного устройства, заставляет интеллигенцию переосмыслить свои.нравственные и идеологические позиции. Либеральная интеллигенция, в середине 90-х годов еще остающаяся прогрессивным звеном общества, в конце века уже не может претендовать на.эту роль, Ста часть интеллигенции, раньше со- , чувственно присматривавшаяся к марксизму, все отчетливее осознает теперь, что перемены, которые несет марксистская идеология противоречат ее классовым интересам. Отсюда - явлиииё ре-. негатства, оппортунизма, часто скатывагацегося к самому махровому мещанству. В.В.Вересаев, передавал в свогй повести эти изменения облика либеральной интеллигенции, подводит .читателя к конфликтам, возникаюи^м в ее среде.

Ьа рубеже веков выход на общественно-политическую' сцену представителя народа - революционно мыслящего рабочего чело-зека, с -его цельным жизнепониманием, знаменует начало/ новой эпоха- в социально-политической истории России.'Но при этом ■ намечается новый круг мировоззренческих конфликтов-.между этга прогрессивно мыслящим рабочим и интеллигенцией. Рабочего Балуева е.-повести "На повороте" возцуцаю*. оторванные от .действительности теоретизирования, иотпллкрегвда; Он, '.говоря о .но- "

' '- ..'■..'■ у

обходимости обновления мира, не может примириться с бытующими в обществе нравственными ценностями.

Нарастает также конфликт между теоретическим осшелением действительности и практикой революционной борьбы. Рабочий стреюттся взять руководство этой борьбой на себя, обращаясь к практическим делам и выходя из того круга теоретических представлений о жизни, которыми всю последнюю четверть XIX века удовлетворялась прогрессивно мыслящая интеллигенция России. С появлением рабочего человека на сцене социально-политической борьбы, прежние пледетавления об этой борьбе нуждаются в пересмотре. Рабочий смотрит на жизнь, так сказать, "снизу", ему чуждо поверхностное интеллигентское понимание жизни, основанное лишь на теоретизированиях представлениях о ней.

В повести В.В.Вересаева интересуют не только нравственно-идеолегяческие вопросы, стоявшие в ту порт/ перед обществом, но и психологические вопросы человеческого бытия, которые, в глазах интеллигенции того времени, оказывают особое влияние на формирование личности, ее мировоззрения. В.В.Вересаев на этом этапе своей творческой деятельности начинает иначе, нежели прежде, смотреть на жизнь. Облик и поведение его героев объясняется теперь не только нравственно-идеологическими мотивами, но и их психологией. Поэтому в повести "На повороте" возникающие между героями конфликты выглядят как психологическая драма.

В.В.Вересаев как писатель переходного этапа истории общества, где две крайне противоречивых концепции близки к столкновению, также находится в противоречивом интеллектуальном со- . стоянии: писатель, близкий к марксистской идеологии, и писатель-либеральный интеллигент конфликтуют между собой в поисках истины.

Во второй главе - "Типы характеров в творчестве В,В.Вересаева на рубеже двух веков" - решается-проблема конкретного описания основных человеческих характеров в выбранных нами произведениях. .

Проблема постижения человеческого характера в литературе связана, в первую очередь, с проблемой типичности, сквозь призму которой худотшик-рзалист представляет жизнь. Однако понимание типического лишь как массового, чаще всего встречающегося, ограничивает возможности писателя. Признавая типическим только устскчшееся, бросающееся в глаза, .художник не может достичь все-

ЛР

стороннего охвата жизни, характеров. Отражение зарождающегося, может быть лаже исключительного ./а новые тенденции неминуемо вступают в определенные конфликты со старым/, может или должно быть главной задачей искусства. Но типичным в состоянии оставаться и уходящее, умираюшее, но еще продолжающее представлять отчетливую опасность сегодняшнему. Поэтому в характере может быть в различной форме подчеркнуто то, что есть-, и то, что хо-нет видеть художник в человеке.

Представление о типичности характера может складываться с помощью выявления типических черт не только в одном, но и в разных образах. Говорить о типе характера, который воспроизводится художником, можно лишь обратившись к системе созданных им образов. Объясняется это тем, что писатель берет действительность целиком, во всой полноте, без дробления к расчленения. Лишь собрав рассыпанные по всему произведению элементы характеристики человека, мы и начинаем представлять его себе как определенный тип. А представление об этом последнем будет полнее тогда, когда будет тщательно исследована система соз-" данных в произведении образов.

Повесть "Без дороги". Главный герой повести - Дмитрий Чеканов. Это образ человека-интеллигента, врача по профессии, молодость которого проходит в ко80-х годов. Размышляя над современной ему эпохой, Чеканов Еступает в мировоззренческий,, идеологический конфликт с самим собой с одной стороны,'с другой - со своими современниками. Герой замечает отсутствие активности, убежденности в своих современниках, зависящих от обстоятельств, от воли времени. И сам он себя тоже упрекает в этом. Начинается духовный кризис в мировоззрении Чеканена, Перед ним истает вопрос:, прав ли он, веря, в теории героизма, самопожертвования отдельных лиц из среды интеллигенции.

' 3 повести ярко проявляется двойственность души, неопределенность характера Чеканова, воплощающего в себе неопрелелен-. ность внутреннего состояния.интеллигенции того времени, переживающей перелом з идеология.

. Чеканов. - русский интеллигент, потерявший. уверенность в правоте своих взглядов, находя юс ошибочными, впавший от этого в глубочаГ'шеэ отчаяние и ишуиий свое спасение в пассив-юс.л, бездействии, несспротивлении. Хотя он уже и начинает, но очень • .II

робко, отвлеченно, думать о "новом". Можно ли сказать, что, преодолевая свой идеологический кризис, герой повести возрождается, находит себе новую веру, новый идеал? С одной стороны - пассивность, неверие в жизнь, с другой - интерес к "новому" делает этот характер типичным для того времени. Зарождающееся в обществе "новое" Чеканову еще на понятно, и потому ничего менять он не шкет.

Не менее интересен другой образ повести, образ Наташи -человека, который в значительной степени противостоит Чеканову. Наташа отличается отрешением к самостоятельности, целеустремленностью, желанием непременно быть в самой гуше событий. Отсюда ощущение внутренней сияй этого человека, стремящегося прорваться з будущее.

Вступая в конфликт со своей.семьей, со своим отцом по этическим и идеологическим вопросам, не соглашаясь с установленными этическими принципами жизни, Наташа исходит из новых, только еще рождающихся, принципов, мировосприятия. Именно в этом Сила героини. Но сани принципы, которым она стремится следовать, находятся еще в процессе становления и это ограничивает ее возможности. Отсутствие истинно великой цели перед обществом, от/ сутствие настоящего большого дела перед человечеством беспокоит, приводит к отчаянию Наташу. Ее волнует царящий в обществе густой туман, мрачная темнота. Наташа стремится к высокой цели, которая дала бы ей1ощущение своего пути в жизни, полезности.

• Б рассказе "Поветрие" мы находя-м Наташу иной. Безвременная смерть Чеканова утверждает мысль об ошибочности позиций народников, но не в силах поколебать целеустремленность молодой представительницы интеллигенции. Наташа рте освободилась от .мучивших■ ее душу сомнений в Еыборе пути, твердо знает дорогу и верит а жизнь. С этим образом связывается представление о качала поворота в общественной жизни. В противовес поколению доктора Чоканова с его пессимистическими, настроениями или доктора Троицкого с его неверием в какую бы то ни было идеологию и К«-. оелоза из рассказа "Поветрие" с его народническими воззрения-га возникает новое'поколение.интеллигенции с твердой, приобретенной в борьбе, верой в определенную Идеологическую программу. •Верой',:-.которая уже служит путеводной звездой в жизни! достигается правильная оценка развита.обдаственного процесса.

■/'.■'. Н&т&су мучит равнодушие, Б.цатнчпооть старшего поколения, она'lis «гокэт" пржириться'к с позицией индквидуализка. Вера На-JJb

теши е жизнь, эе решение отдать все силы на благо людей типичны длн молодого поколений середины 90-х. И эта позиция противостоит не только пассивности существования, пессимистичности жизнепонимания части интеллигенции - она идет вразрез с общественно-политическими .взглядами народников, которые в 8о-а годы все Сольшз обнаруживают свою ошибочность.

Другим »жным для понимания рассказа персонажем является Киселев. Теоретическая позиция и служащая ее продолжением практическая деятельность Киселева, его вера в народническую идеологию характерны для определенной части народничества, не отступавшей от своих позиций л в 90-е годы. Говоря о практической деятельности Киселева, интересно отметить один факт: к.ончина изверившегося, впавшего з пессимизм Чеканова /'"Без дорс.тк"/. по времени совпадает с началом деятельности Киселева, занимающегося артелями. Народничество развивается, преодолевая кризис., выходя к социальной практике. Киселева волнует путь дальшэйме-го развития страны, и потому он нарисовал В.В.Вересаевым с явным сочувствием, даже с сиглпатией. Киселев организует артели', поддерживает и развивает кустарное производство, тесно связан с рабочими, непримиримо относится к мысли о капиталистическом пути развития обшества.

Василий Даев - еи1в один персонаж рассказа, молодой студент. Ок выступает представителем.молодой интеллигенции, которая, начиная свою общественно-идеологическую жизнь, трезво и уверенно смотрит на веши. Характерно, что у Даева нз возникает кзхих-дя- .. бо сомнений в выборе пути, когда-то пережитых.Наташей. Свойственный Даезу логический подход к анализу социально-окономиче-скю: вопросов яатяется чертой интеллигента молодого поколения. Твердо стоя на своей позипки, утверждающей "исторически ход вешей", йнзмй говоря, представление об объективном характере развития общества, Даев вступает в конфликт с народнической, теорией, с убежденностью народников в необходимости для России некапиталистического пути развития. Его оппонентами б рассказе становятся Киселев и Троицкий, чьи ядоп прямо или косвенно связаны с народнической теорией общественного развития.

• Для понимания концепции человека, сложившейся к этому вре-■• мени у В.В.Вересаева, характерен и образ Сергея Троицкого, чз-■■''•:.. 13

ловека стариезо поколения, не менее, чем Даев или Натали, возмущенного царицей в жизни несправедливостью, живушего напряженней ижгелжектуальиой жизнью. Заметим, что, так сказать, позы-щенче иктвлаека'уального тонуса - характерная черта в русской литературе конца >,1Х-начала УХ вв. Троицкий принадлежит к тому дахасетгю интмяююнцяи, которое во мраке "черных дней" 80-х не видело выхода из тупика бездорожья. Но даже и в середине 90-у. х'одов он г.иезт прежней жизнью, не веря ни во что.

Позэсть "Ка повороте": Владимир Токарев - один из главных гереэв повести. Этг.м образом писатель как бы завещает галерею образов сгоих прежде героев - Чеказова и Троицкого. Первый, глуСо::о разочаровавшись в народничестве, стоит во мраке "без дороги". Другой, хотя к видит свои дорогу, намеченную молодым поколением, не верит в ее силу, побуду и остается на полпути, терядсь в сомнениях и нерешительности. Для Троицкого марксизм - уто лшь одно кз новейших фмософско-идеологических течений времзкя, которое само по себе, наряду о другими, возникло и точно так же бесследно исчезнет. Токарев также не отличается логичностью в своих суждениях. Вначале он говорит о филистерстве Верштейна, л итоге расстается со свояки передовыми убв-адекияии, навсегда уходит от революционного осмысления общества, индивидуальный мир человека становится для него главным. Токарев, видя в себе ""лишнего человека", искренне страдая от этогс, казалось би, зашел в тупик. Однако .фальшивость его натуры примиряет его с мешанской жизнью, с обывательством.

Создавал в лице Токарева образ представителя интеллигенции, иеренне сочувствующего народу, В.В.Вересаев подчеркивает мучительную для самого Токарева раздвоенность его натуры, его внутреннего бытия. Так отражается процесс формирования человека, миропонимание которого претерпевает изменения под влиянием хода общественного развития. Показывая тягу Токарева к заурядной мещанской жизни, писатель вскрывает обывательскую пси-'хояогии,- сила которой весьма велика, С другой стороны, Б.В.Вересаев как писатель-социолог ке устает говорить о гложущей ин-телшекта постоянной тоске по высоким сферам.мысли, по возмо-кюо-ти честно к баз боязни решать вечно актуальные вопроса о с1.|'.:с.ля жизни, ее нолях. Поэтому Токарев, нашедший мешанскую • .•апсь'ь болев лсдасойрслей для простого человека, вез-таки жестоко 1«; '

тоскует по своей прежней зизни, но тем нралстЕеншм ценностям, которыми он руководствовался. Главное в образе Токарева заключается в том/ что он все жн смиряется сс своой судьбой "маченъ-кого, липшего" человека, который в своей боязни, в спосм консерватизме не может устремиться в будугасо.

В создаваемой В.З.Вересаевым типологии характеров, остроганных эпохой рубежа веков и обладавшими сутчестоешгнми для ее понимания чертами, немаловажное место принадлежат сестре То- " карева - '/ане, представительнице более молодого поколения. Возглавляемое Таней Токаревой общежитие вдкномшив:пшксв, иолодах интеллигентов, отделившихся от своей среди, свидетельствует о появлении в обществе новой счлы, сплоченной своими кдеояошче-скими и полит ическигщ убеждениями. Другими словами, з отллчда от белое ранних произведений В.В.Вересаева, здесь мк стглк?гоа-омся не с гераями-сдкиочками, а с коллективом единогжшлслагков. Собравшись ради обсуждения годнунита йх проблем, эта мояодаэ интеллигенты, благодаря Тане, объединились вокруг цельной идейной концепции. Именно это сплочение ксторичесхк отделяет ло нового века от последних лот старого, отлкваето. Это своеобразней символ эпохи.

ЧЮбы создать правдивый, не гдваяйзирокшнк£ образ молодого интеллигента-марксиста, стремящегося к обноментпо нразст-венно-идеологических ценностей'в обществе, В.В.Вересаеву как. писателю--реалисту важно было увчдэть его з совокупности человеческих черт. Рчсуя образ Таки-, писатель лояаекзеет 5кость о.е кругозора, односторонность взглядов этой молодой, марксистски, которой непонятен разнообразный щр человека. Сна еще пока находится в замкнутом шрке полузнания а простодушя. Однако, в отличие от Токарева, Таня искрение с.любовЬю относится к ладам, страстно жол-ая бить полезной'™.

В.В.Вересаев, работая над образами своих героинь Eaxeaa' . /"Без дороги"/ и Тани /"На повороте"/, из пропзнедэушя в про-' извещение показывает их постоянно в духовном поиске, в чек заключается.динамизм образов. Таня - именно та представительница интеллигенции, за которой Оудасе. Это человек, который•' свода жизненным бесотракшем и. оптимизмом призван сыграть закэт-нув.релк в истории общества. И писатель как бы находит в .та.-odpase для данного момента внход из тупика, нучалс пути к но--, вой жизни.

■ Jfc '

В галерее нарисованных типов интеллигенции заметную роль играет образ Варвары Изьоровой, девушки, принадлежащей к прогрессивно-либеральной части интеллигенции. Образ интересен и благодаря специфическим представлениям о духовно-нравственных ценностях человека самой героини. В Варваре В.В.Вересаев выводит на сцену ещо одного типичного для переломного периода историк героя с ее душевной двойственностью: стремлением к значительно!,-у", творческому, революционному сочетается у нее с упадком духа.

Героиня -повести не прекращает поиска истины и стремится найти свое настоящее место в обществе. И это вызывает симпатии читателей к ней. Однако типичное для человека того времени неустойчивое состояние заставляет Варвару часто ьпадатъ в отчаяние, ошуша.я потерю ориентиров на жизненном пути. Трах-ичность ее положения заключается в том, что она не может, как Токарев, переродиться - найти успокоение души в мещанском покое, не может отказаться от своего мировоззрения. Мучения Варвары', двойственность ее дуии дают представление о переживаемом многими честными людьми той поры конфликте, возникающем из-за их неспособности преодолеть расстояние, которое отделяет их от народа, из-за разногласий в понимании путей развития общества. ' ■

Сергей йзворов в повести представляет достойную уважения часть молодого поколения интеллигенции с ее духовным оптимизмом и стремлением к преобразованию жизни. В.В.Вересаев рисует неспокойны!' ш-утршший мир, духовные переживания Сергея, обращая внимание на восприятиз им необычных явлений природы V. их воздействий на психику его. Писатель все время стрэмится показать его склонность к мистицизму в толковании действительности.

Противоречивость в характере Сергея - интеллектуальное сближокрм в сочетании с духовным отвращением в Токареве - придает этому образу особую окраску. Сергей воплощает ту часть интеллигенции, которая ищет путь общественного развития не марксистский и не ревизионистски и поэтому характеризуется неизбежной неопределенностью в направлении мыслей.

■Заключение суммирует основчча положения диссертации.

Глазная заслуга В.В.Вересаева заключается в том, что он в образах своих героев и в художественных конфликтах выкосит на-раосмотренле читателя весь комплекс- мыслей,- волновавших;-тогда прогрессивное обиесгзо,. передовую часть интеллигенция./,-

1С • ■■'■'. V'-