автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Проблема морального отчуждения в философии Ж.-П. Сарта и А. Камю

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Шихаде Мухаммед Шихаде
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Автореферат по философии на тему 'Проблема морального отчуждения в философии Ж.-П. Сарта и А. Камю'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема морального отчуждения в философии Ж.-П. Сарта и А. Камю"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛШИИ . И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА

Специализированный совет (Д 053.05.84) со философским наукам

На оравах рукописи' УДК I №

11ИХАДЕ МУХАММЕД ПИХАДЕ

ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ В ФИЛОССШИ Ж-П.САРТРА я Л.КАМЮ

Специальность 09.00.05 - э т п к а

Ав торефорат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 1391

Диссертация выполнена на кафедре этики философского факулоте-та Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

Научный руководитель - кандидат философских наук,

доцент Волченко Л.Б.

Официальные оппоненты ' - доктор философских наук,

профессор кафедры философии Московского лингвистического университета Титов В.А.

- кандидат философских наук, ст.преподаватель кафедры философии Мехед Н.Г.

Ведущая организация - Сектор зарубежной философии

института философии АН СССР.

Защита состоится " "_1991 года в_часов

на заседании Специализированного совета (шифр Д 053.05.84) по фи-дгооофсгаш наукам в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова. Адрес: Ыэсква, Ленинские горн, 1-й корпус гуманитарных факультетов МГУ, философский факультет, II этаж, ауд.№ __.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова.

Автореферат разослан " /В " ¿'¿/{Л^р 1991 года.

Ученый секретарь Специализированного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ •

Актуальность исследования. - В наши дни особо обострились многие экономические, социальные, психологические и иные проблемы, связанные с бытием человека в мире. "Эра глобальных проблем", "меняющийся мир", "эпоха перехода и перелома ..." - вот далеко не полный перечень определений, в которых философское сознание отражает современность. В центре ее насущных проблем стоит человек, чье драматическое противостояние миру и другим людям привело, по мнению многих философов, мир на грань катастрофы - или, по крайней мере, к переходу в качественно иное состояние: перед наш отчужденный человек и мир отчужденного человека.

В данной работе делается попытка воссоздать исторический путь познания феномена отчуждения различными философскими направлениями. В то же' время основное внимание уделено рассмотрению экзистенциализма I.-П.Сартра и А.Камю, сосредоточенных в основном на поиске выхода из тупика отчуждения.

Следует отметить, что вопрос о возникновении и преодолении отчуждения до сих пор остается дисхуссонным в философской литературе. Заслугой же философов-экзистенциалистов можно считать даже не столько постановку в явном виде указанной проблемы /она была сформулирована раньше/, сколько раскрытие реального богатства' и сложности нравственного мира личности. Нельзя не согласиться с их тезисом о том, что сейчас, как никогда, человеку надо, хотя бы на время, "обернуться" к своей собственной сущности, увидеть внешний мир субъективно - не поддаваясь тем фальшивым ценностям и формулам, которые заставляют его забить о бе как о сусестве, обладавшем достоинством и способностью к самостоятельно?^ творчеству.

Подобный подход весьма актуален в нчзи дни, когда погоня за

внешними формами существования делает человека отчужденным не только от мира и других людей,- но и от самого себя. .

Сартр и Камю попытались вернуть человеку веру в себя, разорвать путы, связывающие его разум и чувства, придать ему импульс решимости, а значит, создать человека, готового бросить вызов Абсурду - будь то угроза войны или какой-либо иной глобальной катастроф*. -

Изучение философии I.-П.Сартра и А.Камю актуально еще и потому, что ею сформулирована новая мораль, основанная на свободном выборе личностью своего пути при полной ее независимости от какого бы то ни было авторитета и при столь же полной личной ответственности за свой выбор.

Изучение проблемы отчуждения у Сартра и Камю как нравственной актуально в связи с тем, что в их работах даются некоторые практические рекомендации спасения человека, защиты его жизни, сохранения его достоинства и чести. Проанализировать эти рекомендации, оценить их жизнеспособность и степень

применимости - задача философии нашего времени, с ее поиском вы/

хода из углубляющегося кризиса цивилизации. Сейчас, когда человечество оказалось перед угрозой самоуничтожения, необходимо утверждать в сознании людей приоритет общечеловеческих ценностей, идею взаимосвязи и взаимозависимости мира, уважение свободы выбора. В этом смысле идеи французских экзистенциалистов созвучны - ротребностям развития современного человека и направленности его нравственного сознания. Особенно актуально 'теоретическое и практическое преодоление нравственного отчуждения при учете его огромного влияния на социальные отношения и психологию людей в ус-ливиях переживаемого ими нравственного, кризиса. Можно сказать, что в настоящее время отчуждение - не столько социальное или эко-

комическое, сколько моральное явление, в связи с чем сама эта категория может быть введена в арсенал этических категорий, а проблема морального отчуждения - в число осноеных проблем современной этики.

Разработанность теш. - Проблеме отчуждения посвящена многочисленные работы как в Советском Союзе, так и за рубежом. В их числе труды таких авторов, как В.В.Кешелава, Р.И.Косолапов, И.Н.Нарский, А.П.Огурцов, Т.И.Ойзерман, М.К.Мамардашвили и др. Разрабатывая данную проблему в общем плане, исследователи расходятся по вопросу о том, на каком историческом этапе возникло отчуждение. Ряд авторов /таких, как Н.И.Лапин, И.Н.Карский и др./ считают, что данный феномен сопутствует классово/антагонисткчео-ким формациям, основанным на частной собственности на средства производства. Именно в частной собственности, по их мнению, коренится причина возникновения отчуждения как такового.

■ Другие /например, Л.Н.Митрохин, Б.Н.Воронцов, А.И.Тктаренко и др./ полагают, что отчуждение присуще лишь капитализму и рассматривать его надо в комплексе с другими явлениями, сопутствующими этому способу производства.

Подход к отчуждению как к свойству человеческого бытия в мире вообше, коренящемуся в онтологической раздвоенности человека, только начинает раз рабатываться современной советской философией. В качестве примера можно привести исследования, предпринятые С.В.Флахом^

Феномен морального отчуждения специально рассмотрен в работах А.К.Титаренко^, а также в книге П.А.Ландесмана и Ю.В.Согомо-нова "Спор с пессимизмом". Выделяются две стороны этого процесса. Во-первзх, моральное отчуждение - это отчуждение от .личности

^ См.: Флах С.Б. Аксиологические пооЗлемы гуманистических основ нравственности и гоэчльного отчуждения: анализ тоех уровней. А&-тор^Хязрт на соискание учрпо": степени кандидата философских наук.

у

2?'с£: Tv.Tsp9K.40 А.И. Акги/деа. - 1934.

, действующих норм и запретов морали. Нравственные ценности, отраженные в этих нормах и запретах начинают выглядеть как силы, враждебные личности, порабощающие ее, чуждые ей. Во-вторых, моральное отчуждение понимается как отчуждение от личности ее права на моральное творчество. При этом "внутреннее" моральное отчуждение отделяет от человека его собственную сущность, его нравг-ственное ядро, тогда как "внешнее" - разделяет и противопоставляет человека другим людям, их нравственно-психологическим установкам. Проблема нравственного отчуждения затрагивается также в работах Ю.Н.Давыдова "Труд и свобода" и С.Н.Ковалева "О человеке, его пробуждении и освобождении".

Однако следует консталтировать, что указанная тема только начинает обретать свое место в разработках советских философов.

Западная философия также не прошла мимо названной проблемы. Такие ее представители,как П.Тиллих, Э.Фромм, Д.Лукач, Г.Маркузе в своих исследованиях обращаются в основном к социальному и психологическому аспектам отчуждения, подвергая в то же время анализу' его нравственный аспект. Причем данные авторы не ограничиваются лишь описанием следствий данного явления или выделением причин его возникновения. Они пытаются также показать взаимосвязь и взаимозависимость различных аспектов отчуждения , выявить онтологические предпосылки "утраты ценностей" современным человеком, обозначить возможные пути его нравственного возрождения.

Большинство западных авторов, разрабатывающих в той или иной форме проблему отчуждения - это марксистски' ориентированные философ. И это не случайно - ведь данная проблема в явном виде впервые была сформулирована Гегелем и через него вошла в круг фи' лософских поисков марксизма.

Однако било бы неверно утверждать, что другие философские

школы и направления не уделяют достаточного внимания указанным вопросам. Более того, мало изученный нравственный аспект отчуждения, как субъективного выражения "ценностного сдвига" в сознании современного человека, а также нравственное отчуждение как способ существования личности в современном обществе, весьма интенсивно исследовался, например, философией экзистенциализма. В частности, в работах Сартра и Камю представлен именно такой подход к "бытию человека в мире".

На Арабском Востоке тоже было уделено внимание изучению проблемы отчуждения в ее нравственном аспекте. Не последнею роль 'здесь сыграло распространение идей экзистенциализма в процессе культурного обмена между Арабским миром и Европой, особенно усиневшегося после второй мировой войны.

Крупнейшими представителями эрабской мысли, обратившимися к вопросам, связанным с отчуждением, являются Абу-ар-Рахман Надави, Рене Хабаши, Закария Ибрагим. Эти философы не просто идут по стопам своих западных коллег, но разрабатывают свои собственные подходы к пониманию причин происхождения и путей преодоления того кризиса нравственности, который, по их мнению, связан с нравственным отчуждением.

Так, Бадави, например, резко критикует Камю и Сартра за то, что они"удалили Бога из жизни людей". По его мнению, смерть Бога в сознании западного человека - это уничтожение самого человека, лкиение его существования смыслового содержания, а заодно и лишение личности ценностных ориентиров.

На сходной позиции стоит Ибрагим Закария,1 который считает, что отчуждение заложено в самом способе бытия человека как результате его взаимоотношений с Богом. Проявляется ае это онтоло-

^См.: Закария 1". Проблема человека. - Каир, 1973. ¿На араб, яз./

гическое противоречие в отчуждении между внутренним миром человека и внешним по отношению к нему миром. Философ полагает, что для преодоления отчужденного состояния человек должен не только, образно говоря, "помнить о Боге", но и реорганизовать общественные отношения, изменить свое отношение к окружающем/ миру, утвердить свою самостоятельность перед его лицом.

Большое внимание проблеме отчуждения уделил Р.Хабаши в книге "Время сострадания". Ливанский философ ищет пути преодоления "чувства абсурда", переживаемого современным человеком. Непосредственной причиной этого чувства Хабаши считает взаимную отчужденность людей друг от друга. Главный вывод, к которому приходит Хабаши: необходимо руководствоваться религиозной моралью - это единственный путь преодоления "чувства абсурда" и причин, его порождающих.

Отметив, что в позициях арабских философов много общего, следует признать, что перспективы изучения проблемы нравственного отчуждения в арабской философии еще очень широки.

В данной работе автор делает попытку проанализировать проб/ «

лему отчуждения с позиций нравственного сознания,■проследив путь осмысления данной проблемы в истории философии и выявив, предло-, женный Сартром и Камю, возможные варианты ее решения. .

Целью диссертационного исследования является анализ причин к форм существования отчуждения в современном обществе, в том - числе морального отчуждения человека в его внутреннем и .внешнем отношении к миру, к самому1себе, как они сформулированы в философии экзистенциализма Сартра и Камю.

В->этой связи решаются следующие задача:

. 1. На основе изучения теоретического наследия Ж.-П.Сартра и А.Камю и соответствующей начной литературы раскрыть сущность и

причины нравственного отчуждения. . •

2. Выявить, показать и оценить этические, гуманистические' и сициаоьно-психологические концепции отчуждения во французском экзистенциализме в сравнении с марксистской теорией отчуждения.

3. Показать заслугу экзистенциализма Ж.-П.Сартра и А.Камю в постановке проблемы человека в современном обществе и в критика негативных сторон этого общества.

4. Показать гуманистический пафос философии X.-П.Сартра и А.Камю, как подход к решению многих проблем сегодняшнего дня.

5. Выявить основные формы нравственного отчуждения в экзистенциализме Ж.-П.Сартра и А.Камю.

6. Раскрыть основные нравственные принципы философии Ж.-П.Сар-тра и А.Камю, направленные на преодоление отчуждения в этом мире.

7. Показать место и роль человека в создании новой морали, новых моральных отношений в обществе.

. Научная новизна заключается:

1. В исследовании еще мало изученных этикой проблем, связанных с нравственным отчуждением. Постановка и разработка данных проблем представляет собой определенный вклад в развитие этической теории.

2. В диссертации показано, что отчуждение является естественным состоянием для человека, живущего в современном мире. Оно обусловлено противостоянием человека природе, противоречивостью общественной жизни, несовпадением сущности и явления в индивидуальном бытии человека.

3. На основе анализа проблемы нравственного отчуждения в работах I.-П.Сартра и А.Камю раскрывается гуманистические принципы их философии, ценностное значение их поиска путей его преодоления.

4. В связи с тем, что проблема нравственного отчуждения недостаточно исследована в современной арабской философской литературе, автор диссертации восполняет этот пробел, взяв за основу работы Ж,-П.Сартра и А.Камю.

5. В диссертации впервые в арабской философии в этике анализируются работы Ж.-П.Сартра а А.Камю в свете проблемы нравственного отчуждения человека в современном мире.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что она дает методологические основы для дальнейшей разработки проблемы нравственного отчуждения, открывает новые ракурсы в исследовании философии экзистенциализма, в частности, философии Ж.-П.Сартра и А.Камю. Содержание работы может быть использовано в спецкурсах по этике и истории философа™. Результаты работы мо-гуть быть приняты во внимание как рекомендации по решению задач нравственного воспитания.

Апробация работы. Идеи диссертационного исследования были доложены на спецсеминаре аспирантов кафедры этики философского факультета МГУ им.М.В.Ломоносова. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры этики философского факультета МГУ им.М.В.Ломоносова и рекомендована к защите.

Структура работы;

Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов и заключения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во ВЗЕДЕНИК обосновывается актуальность избранной темы исследования, характеризуется степень ее разработанности, определяются цель и задачи работы, ее научная новизна и практическая значимость.

ПЕРВАЯ ГЛАВА - "Корки и причины проблемы отчуждения в истории

философии" - посвящена прояснению методологического аспекта постановки проблемы отчуждения. В ней обосновывается выбор персоналий, на материале философии которых прослеживается история постановки проблемы отчуждения мыслителями прошлого, дается обзор "исторического пути" идеи отчуждения в умах ее исследователей. При этом отмечается как приемственность, так и научная новизна изучаемых подходов, а также их соотношение с теми реальными процессами, которые они отражали. Глава состоит из двух параграфов.

В первом параграфе - "Проблема отчуждения в истории Философии" - диссертант обращается к общефилософскому анализу проблемы отчуждения как сложного и многопланового явления, связанного с противостоянием человека природе, обособлением его от первоначальной родовой сущности, противопоставлением внешнему миру и самому себе..

Проведя различие между отчуждением как явлением и порождающими его причинами, автор выделяет ряд основных источников этого явления: противоречия между человеком и природой, противоречия между индивидом и обществом, разделение труда и появление классов, развитие научно-технической революции и противоречивость развития общества в целом, переход его в стадию цивилизации.

Анализируя проблему отчуждения, автор диссертации отмечает неисчерпаемость и специфичность этэА проблемы, обращение к которой можно проследить в философии, начиная с античных времен. Несмотря на сравнительно позднее время возникновения самого термина "отчуждение" данный феномен, несомненно, имел место во времена Платона и Сократа, которые не обошли его своим вниманием. Автор полагает, что рассуждения греческих философов* об "утрате небесной отчизны" и трудности "познать самого .себя" представляют собой не что иное, как постановку проблемы отчуждения, причем

- 10 -

путь поиска истины они видят через преодоление отчуждения.

Рассматривая понимание' проблемы отчуждения в средневековой философской мысли, диссертант подчеркивает, что средневековое сознание отождествляет путь преодоления отчуждения с путём спасения человека $• Богом. Только сам "божественный первоисточник" отчуждения может "отменить" это состояние.

Прослеживая постановку данной проблемы в Новое время, автор уделяет внимание теории общественного договора Т.Гоббса, сопоставляет ее с точкой зрения Ж.Ж.Руссо.

Большой подраздел диссертации составляет анализ взглядов Г.В.Ф.Гегеля. По мнению автора, немецкий мыслитель не только ввел в философию понятие отчуждения, но и внес богатейший вклад в развитие теории отчуждения на материале той социальной действительности, современником которой он был. Отмечается, что в философской системе Гегеля понятие "отчуждение" имело универсальное значение. По Гегелю, само существование мира есть процесс самоотчуждения Абсолютной идеи. В то же время он выделяет такие

аспекты отчуждения, как социальный и экономический. Если в пер/

вое входит отчуждение человека от социальной среды и связанное с ним отчуждение внутри человека его чувств от разума, то к экономическому аспекту отчуждения мы подходим, когда имеем дело с отчуждением от произведшего его духа, овеществленного в продуктах его труда.

Прослеживая развитие взглядов Гегеля от ранних его работ, в которых немецкий философ называет путями преодоления отчуждения любовь, искусство и религию, диссертант константирует смену взглядов автора "Философии права", который в поздних своих работах •' считает подлинным путем преодоления разорванности и отчуждения путь философствования. Гегель видит в философии способ направле-

кия сознания индивида на поиск новой высокой общности человека с его сущностью и с другим человеком.

Продолжая анализ развития взглядов на отчуждение, автор исследования обращается к рассмотрению творчества Л.Фейербаха. Последний, как известно, считал, что человек сам отчуждает от себя свои качества и приписывает их некоему существу, тем самым обрекая себя на вечное отчуждение от них.

Проблема отчуждения в современной философии изучается диссертантом на примере работ П.Тиллиха, Э.Фромма, Г.Маркузе и Д.Лука-ча. Среди причин, порождающих или по крайней мере углубляющих кризис цивилизации, имеющий место в XX веке, эти философы называют не только изначально агрессивную природу человека, но и такие специфические феномены нашего времени, как технизация г. развитие массовой культуры.

В заключении параграфа автор от,мгчает, что для более четкого анализа состояния проблемы отчуждения в современном обществе в контексте разработки ее философами-экзистенциалистами следует вначале раскрыть экономические, сициальные, политические и идейные факторы, приводящие к устойчивости этого явления.

Во втором параграфе - "Социально-экономические условия возникновения проблемы отчуждения" - отмечается, что большинство философов настаивают на общечеловеческом характере проблемы отчуждения. В мифологической форме онтологический корень происхождения отчуждения отражен в библейской притче об изгнании Адама и Евы из Рая на Землю Богом за неисполнение бго воли. Таким образом, свободный выбор добра или зла, заложенный в человеческой ггоирсда, привел его к отпадению от первоначального единства, к отчуждению от абсолютного Добра.

Однако онтологически:! корень отчуждения - далеко ке един-

ственный и не самый очевидный, его не следует абсолютизировать. Автор категорически возражает тем философам, которые, утверждают, что зло составляет основу человеческой природы, потому что в ы-.6 о р зла якобы сделан раз и навсегда. Напротив, сама постановка вопроса о кризисе цивилизации и о путях его преодоления показывает, что несмотря на свою.отчужденность человек продолжает искать конкретные способы ее преодоления. В нравственном смысле это означает поиск человеком путей добра и справедливости, его борьбу со злом в себе и в мире.

Драматический конфликт современности - между'путем отчуждения и глобальной катастрофы - и путем преодоления отчуждения и-ориентацией на добро,- нашел свое отражение в сознании теоретиков и в самовосприятии обыкновенных людей. Так, ощущение бессмысленности и иррациональности всего происходящего достигло особой силы у поколений, живущих после второй мировой войны. Именно это психологическое состояние личности в современном обществе и подвело, по мнению диссертанта, философию к поиску ответов на экзистенциальные вопросы, ибо без подобного "онтологического вскрытия" невозможно вылечить те социальные, экономические, политические и психологические недуги, которыми больно современное отчужденное ■ общество. Инструментом такой "операции" служит для философов-экзистенциалистов этика, т.е. учение о нравственности. В то хе время нельзя игнорировать чисто социальные или, например, эконо-, мические причины и аспекты отчуждения, потому что будучи связанными с нравственным его аспектом, они оказывают на нравственность сильное обратное влияние.

Вранном параграфе автор отмечает, что между различными ас' пектами отчуждения существует сложная диалектическая взаимосвязь. ■ Так, нельзя до конца понять социальное отчуждение, не рассмотрев

его зависимость от отчуждения нравственного и наоборот. Причем "иерархия" различных аспектов выстраивается следующим образом:

Первый, онтологический /бытийственннй/ уровень - это уровень нравственного отчуждения человека от его сущности, жизни - от бытия, "я" - от духа.

Рторой. психологический - это уровень отчуждения социальной роли ет самости, личности - от "я"1.

Третий - социальный. Это уровень отчуждения личности от общества, противостояние "меня" - "другое", "чужому".

Четвертый уровень отчуждения - это отчуждение экономическое, при котором личности враждебно противостоит произведенный ее трудом продукт, деятелю - процесс и результат его деятельности.

Перечисленные четыре аспекта последовательно включаются друг в друга. При этом данная схема позволяет уточнить не только место каждого аспекта отчуждения в общей ого картине', но и показать причинную зависимость различных аспектов друг от друга. В то же время приведенная схема дает- представление о имеющей место тенденции к расширению сферы отчуждения, которая, затронув самые глубинные слои человеческого существования, неуклонно стремится заполнить собой все его границы.

Обращаясь к марксистской трактовке отчуждения, автор утверждает, что марксизм - единственная философия, последовательно проведшая анализ социально-экономических условий возникновения этого явления. Марксизм с его материалистическим пониманием истории дал свой методологический ключ к рассмотрению влияния экономики и общественного устройства на психологию людей и их нрав-

т-------

.Этимологически слово "личность" связано со словом "личина" -

т.е. неподлинное, искаженное лицо. Такой "личиной" становится для •отчужденной личности ее социальная "роль".

ственность. При этом ведущую роль, по Марксу, играет именно экономика. Нельзя не признать, что при всей категоричности подобного подхода он позволяет зафиксировать существенные связи и отношения, имеющие место между различными аспектами отчуждения.

Диссертант выделяет целый спектр значений понятия "отчуждение у Маркса. Во-первых, отчуждение состоит в том, что продукт труда работника противостоит ему как нечто чуждое и даже враждебное, хотя на самом деле представляет собой не что иное, как реализа-irao творческих способностей производителя. Во-вторых, человек при такой постановке вопроса понимается уже не как личность во всей ое полноте, но именно как-производитель, т.е. ограниченно-функционально, он превращает творческий труд в простое средство поддержания своего существования. В-третьих, произведенный продукт труда приравнивается к его денежному эквиваленту, который становится основным мерилом ценности вещи, выхолащивая из нее ее реальную ценность, а именно, способность удовлетворять определенную потребность, будучи воплощением творческих способностей производителя. Теперь же не только человек делает деньги, но деньги делают человека. В-четвертых, сами человеческие отношения превращаются в отношения по поводу товара, в товарные отнопения, из них уходит собственно человеческое измерение.*

Марксизм, таким образом, внес большой вклад в анализ социаль-' . но-экономического аспекта.отчуждения, как комплексного явления. Однако Несмотря на его историческую заслугу в исследовании данного явления, не следует считать это исследование законченным. Отчуждение - это многоаспектный к многоуровневый процесс и, как

У См.: Маркс К. Зкоксмкческо-философские р;т.списи 1344г. -

"/арке К.,'Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. - С. 155 - 189.

показывает экзистенциализм, в современных условиях ведущей его стороной выступает нравственная.

ВТОРАЯ' ГЛАВА - "Проблема отчуждения как нравственная проблема * в философии А.Камю и Ж.-П.Сартра" - посвящена рассмотрению проблемы отчуждения в трудах этих мыслителей на уровнях: социальном, психологическом и нравственном.

Глава состоит из двух параграфов.

В первом параграфе - "Отчуждение как нравственная проблема у Сартра" - раскрывается социально-исторический характер процесса формирования философии экзистенциализма Сартра сквозь призму влияния общественных процессов на их теоретическое осмысление французским философом. Автор замечает, что экзистенциализм Сартра сознательно нацелен на преодоление "теоретического высокомерия" философии, решение реальных психологических и метафизических проблем, преследующих современного человека в его повседневной жизни. Экзистенциализм Сартра - это голос своей эпохи, он наглядно показывает масштабы современного кризиса духовности и нравственности и того человеческого отчаяния, которое им вызвано. Философ-экзистенциалист с максимальной достоверностью отразил трагедию отчужденного существования человека в современном мире, предпринял поиск путей преодоления этой трагедии.

Диссертант выделяет два подхода к отчуждению у Сартра.

Первый состоит в том, что отчуждение понимается как некоторое "трение" между человеком и миром; который настолько переполнен противоречиями и парадоксами, настолько иррационален й "нелогичен" в человеческом смысле, что его нельзя определить иначе, как "ничто". Так, героя одной из.драм Сартра, Рекантена, одолевает приступ тошноты, потоку что ему хочется, чтобы в мире и в самой его жизни был какой-то порядок - но порядка этого он не находит.

- 16 -

Отчуждение между "я" и миром предстает в двух вариантах. Первый - это отчуждение между чуждым "ходом вещей" в природе и человеком, обреченным постоянно пытаться познать их взаимосвязь без всякой надежды на успех. Второй - отчуждение личности от общества, вне которого она в то же время существовать не может. Такое отчуждение выражается прежде всего в том, что человек непознаваем до конца для других людей и они вынужденно воспринимают его сквозь призму его социальных ролей, которые как бы вытесняют самого их носителя, "заслоняют" его собой. Выделение этого варианта отчуждения не только позволяет зафиксировать наличие драматического "непонимания" между людьми, основанного на принципиальной невозможности разложить личность на сумму некоторых составляющих и затем сложить из этих составляющих искусственную модель "общественного человека"; оно прежде всего ставит перед философией такую острую проблегцу, как проблема "выхода к другому". Как личности преодолеть ею же порожденные объективации, от которых она теперь попадает в фатальную зависимость? Что можно противопоста-внть"объективной видимости" /термин марксизма/, если она не только искажает способ существования данной личности, но и навязывает ей собственную логику развития? Сартр полагает, что выходом из этого тупика может быть волевое усилие человека, осознавшего свободу от своего "прошлого". Свободный человек не определяется в своем выборе ни чем, в том числе не определяется он прошлым выбором, равно как и теми интерпретациями, которые придали его прошло му выбору другие. Поэтому каждый поступок, по Сартру, - это всякий раз новый выбор человеком своего "я" и своего мира.

Второй смысл отчуждения у Сартра - это отчуждение между су-, шествованием человека и его сущностью, которой, по Сартру, челове на сауом деле лксен, и которая, в таком случае, представляет со-

бой такое же Ничто, как и сущность внешнего мира. Обретает человек свою сущность опять же лишь в поступке, противопоставляя себя тем объективациям, которые навязывает ему внешний мир. Следует отметить, что "принцип противопоставления" внешне несколько противоречит логике Сартра, который говорит о свободе как инде-терменизме. Однако этот принцип на деле органически присущ самому ходу мысли французского философа, для которого свобода есть понятие негативное, это "свобода от", а не "свобода для". В результате такого подхода индетерменизм из "недетерменировано ничем" превращается в "детермени'рсвано- ничем". А логика отрицания, логика "Ничто" - это и есть логика противопоставления.

Сартр увязываат проблему отчуждения с целым рядом других проблем, главнейшей из которых как раз и является проблема свободы.

По мнению французского философа человек "осужден быть свободным". Это значит, во-первых, что человек изначально лишен своей сущности и, во-вторых, что ему предстоит эту сущность обретать, он не может избежать ситуации выбора. Личность у Сартра ничем морально не определена, и даже если она осуществляет свой выбор на основе каких-то норм и ценностей, она тем самым ответственна за выбор этих самых норм и ценностей. Именно выбирая себя, человек тем самым выбирает свой мир, выбирая мораль, которой он собирается руководствоваться, он тем самым определяет не только свой единичный поступок, но утверждает нравственную ценность избранной им нормы в глазах других людей. •

Проблема отчуждения у Сартра связана также с проблемой смерти. Смерть представляет собой полное и окончательное отчуждение, и она с особой остротой демонстрирует человеку всю остроту этого состояния. Грань абсолютного небытия, полного совпадения с Ничто в результате утраты существования - это одна из тех ситуаций, ког-

. да наиболее четко проявляется нравственная свобода личности, которая даже в последний момент способна торжествовать над Ничто, предпринимая моральные усилия.

Таков пафос морального аспекта отчуждения в экзистенциализме Сартра.

Обращаясь к социальному и психологическому его аспектам, французский философ константирует, что человек, лишенный своей сущности, как смысла своего существования, не может испытать удовлет :зорения от соприкосновения с внешним миром, не может испытать радости общения с другими, людьми. Он вообще потерян для мира - не вместе с тем и для самого себя. К если утрата смысла есть ни что иное, как внезапный "сдвиг" нравственного сознания, "пережившего" несовпадение сущности и существования как экзистенциальный акт -то, следовательно, путь к обретению смысла существования лежит через обретение субъективно-ценного и психологически-приемлемого "стержня" личности. Таковой, по Сартру, может быть обретен лишь в свободном поступке, в том выборе, в котором человек выбирает себя5 мир и ценность.

Выделение комплекса проблем, с которыми связана у Сартра проблема нравственного отчуждения, позволяет, во-первых, четче обозначить границы самого отчуждения, которые у Сартра совпадают с границами одной отдельно взятой личности; во-вторых, показать значимость данной проблемы, которая пронизывает собой все сферы жизни человека /и все уровни его отношений с обществом/; и, в-треТьих, выявить пути преодоления, этого состояния, которые для Сартра совпадают с волевым усилием, основанным на осознании человеком бессмысленности жизни и решимости преодолеть эту бес-, смысленность путем привнесения в жизнь смыслосодергаиего поступкг

В параграфе втором - "Проблема отчуждения, как нравственная

проблема у А.Камю" - автор диссертации утверждает, что в произведениях А.Камю также нашли отражение проблемы, которые волнуют современного человека в его поисках нравственного ориентира в бушующем мире кризисов и проблем.

Отмечая известное сходство в рассмотрении проблемы отчуждения между А.Камю и Ж.-П.Сартром, диссертант обращается к анализу особенностей подхода к этой проблеме автора "Мифа о Сизифе".

Соглаано А.Камю, бытие мира и бытие человека иррациональны, непрозрачны для человеческого разума. Как и Сартр, Камю делает из этого вывод не только и не сколько о крахе традиционного рационализма, сколько об онтологической разделенности мира и человека, их трагической противопоставленности и отчужденности. Логика рассуждений здесь может быть реконструирована следующим образом. Подобное познается подобным. Мир непознаваем для человека. Следовательно, человек и мир не подобны друг другу, чужды. Нравственный смысл познания можно свести лишь к чувству глубочайшей отстраненности от мира, "отстранению": мир кажется чужим и странным, "не моим". Но я - человек разумный. Следовательно, мйр чужд разуму, в нем нет смысла. Он - абсурден.

Автор работы обращает внимание на.то, что для Камю сача постановка вопроса о смысле жизни "выдает" ее бессмысленность, ибо абсурден, нелеп сам разрыв между жизнью и ее смыслом. Как это не парадоксально, но в поисках смысла своего существования человек обретает лишь абсурд и становится "абсурдным человеком". Так, в повести "Чума", ее герой Риэ лечит умирающих, хотя и понимает, что все его усилия абсурдны.

Но если у жизни нет смысла,- каков же тогда смысл жить? Поиск ответа на этот экзистенциальный вопрос Камю считает главной задачей философии. Диссертант отмечает, что Камю философски

отрицает самоубийство как возможное преодоление абсурда жизни. В отличие от "абсурдного человека" философ поднимается в своем осознании абсурда до того, чтобы признать необходимость жить в абсурде, постоянно бунтуя против него.

Смерть лишила бы жизнь смысла даже в том случае, если бы мир был познаваем, и смысловой стержень существовал бы реально и ощутимо. Однако последовательно проведенный принцип абсурда, по мнению диссертанта, приводит философа к выводу, что жить стоит воп-]>еки бессмысленности жизни /"вопреки тому, что жить не стоит"/, .побить жизнь следует вопреки ее иррациональности. Спасти разум ст этого чудовищного противоречия может только бунт - постоянный протест против существующего абсурда.

Бунт для Камю - это осознанное движение, посредством которого человек требует ясности и целостности в мире,, где жизнь несправедлива и непонятна. Бунт - это одновременно осознание абсурда и вызов абсурду. •

Камю выделяет два вида бунта. Первый из них - индивидуальный бунт, воплощенный в образах Сизифа /"Миф и Сизифе"/, Мерсо /"Посторонний"/, Марты и ее матери /"Калигула"/. Бунт всех этих персонажей представляет собой жизнелюбивую эмоцию, отражает упорство и гордость, заставлявшие человека доказывать ценность своей жизни через вызов, настойчивость, непреклонность. Следовательно, . опыт абсурда у них - это личный опыт, переживаемый отдельным индивидом.'

Второй вид бунта - коллективный бунт, который, по мнению Камю, является истинным. Этот истинный бунт Ка.\го запечатлел в повести "Чугла" и в пьесе "Осадное положение". Истинный бунт освобождает человека от его замкнутости; он строится на признании того, что все люди испытывают чувство отчугл-лшости, так что 5о-

лезнь, поразившая отдельного индивидуума, становится общей эпидемией, преодолевать которую в одиночку бессмысленно. Такой бунт тоже зреет в глубинах индивидуальности, но в конечном итоге он выходит за рамки личной судьбы человека. Бунтарь жертвует собой ради собственного блага, которое он считает благом для всех. Своей жертвой он утверждает ценность, общую для всех людей. Следовательно, з основе бунта лежит не эгоизм. Напротив, в нем субъект объединяется с другими, растворяется в других, утверждая общую для них ценность: например, отвергая унижение для себя, он тем :самым не желает его и другим. .

В диссертации обращего внимание на то, что бунт переносит человека от чувства отчужденности по отношению к самому себе и к миру - к такому состоянию, когда он преодолевает отчужденность, когда его сознание начинает основываться на идее солидарности.

В работе показано, что идея солидарности, йо Камю, возникает из сознания общего несчастья и проявляется в совместной борьбе против общей угрозы.

Для достижения солидарности Камю предлагает диалог. Диалог -это изначальный тип взаимоотношений в совместной жизни людей; это основа существования человека как социального существа. "3 программе на завтра может быть либо государство диалога, либо прекрасная смерть", - такова позиция Камю.

Таким образом, человек, объявляющий бунт против абсурда в его метафизических, социальных и-исторических формах, страмится в конечном счете к восстановлению значения истинного," исконного диалога. "Диалог - это основная обязанность, лежащая на бунтующем человеке в новую эпоху"*. ■

^"Камю А. Человек бунтующий. - М.

- С. 176.

- 22 -

В работе делается вывод о том, что французский философ предлагает весьма эффективный путь выхода из ситуации отчуждения ос-нованныйна гуманистической идее солидарности и диалога. Теоретическое и практическое значение имеет не только утверждение необходимости волевых усилий со стороны всех людей доброй воли, их "экзистенциального мужества быть", но и обоснование необходимости и полезности самой нравственной проповеди, к которой прибегает Камю в своих произведениях, облекая в художественную форму философские поиски. Верность поиску утраченного и неведомого придает жизни человека ее трагический метафизический смысл - но это в то же время и нравственный смысл.•

В заключении параграфа диссертант утверждает, что философия . Камю не только поднимает проблемы, которые мучают человека в современном мире, но и зовет людей к выполнению общего долга по отношению к самим себе.

Камю пытается найти нравственное обоснование социальных проблем и призывает к преодолению отчуждения через активное привнесение нравственного смысла во все сферы социальной жизни. Этот призыв - та моральная проповедь, без которой трудно создать моральную личность. Философы-моралисты - это, безусловно, "соль земли", ибо они усилиями своего духа помогают человеку быть человеком.

В заключении диссертации суммированы выводы проведенного исследования проблемы морального отчуждения в философии 2.-П.Сартра и А.Камю. Утверждая, что их философия самым достоверным образом отражает состояние морального упадка современного общества, автор отмечает, что этим мыслителям удалось раскрыть внутренний мир человека к его отношение к внешнему тру сквозь призму субъективности,. показать причины существования отчуждения и возможные пути его преодоления. Философский анализ это? насущной нравственно?, проблемы

современности является ценнейшим вкладом французских экзистенциалистов в сокровищницу мировой культуры.