автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Проблема насилия в социальном познании
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Агафонова, Марина Юрьевна
Введение.
Глава 1. Теоретические интерпретации проблемы насилия в социально-философском знании.
1.1. Проблема насилия в теории социальных революций.
1.2. Проблема насилия в концепциях глобальной войны и международной динамики силы.
Глава 2. Насилие в познании: методологические проблемы исследования.
2.1. Неклассическая модель изучения насилия в познании.
2.2. Понятие насилия в познании.
2.3. Объективистский и конструктивистский подходы к изучению насилия в познании.
Глава 3. Роль насилия в социальном познании: социокультурный аспект.
3.1. Насилие в познании как способ вмешательства в социокультурные процессы.
3.2. Когнитивная эффективность насилия в познании социокультурных систем.
Глава 4. Роль насилия в социальном научном познании: социально-политический аспект.
4.1. Власть и легитимация насилия в науке.
4.2. Насилие и манипуляция научным знанием.
Глава 5. Колонизация социальной жизни утилитарным знанием и современные проблемы насилия в познании.
5.1. Насилие, рынок и социогуманитарное знание проблема синтеза.
5.2. Перспективы решения проблемы насилия в познании: возможности теоретической интерпретации.
Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Агафонова, Марина Юрьевна
Актуальность темы исследования. В XX в. состоялись две мировые войны, в результате которых было уничтожено около 50 млн человек. Во второй половине века велась интенсивная подготовка к третьей войне, и в настоящее время нет никаких технических затруднений для уничтожения человечества вообще. На протяжении XX в. во многих странах мира произошли революции и гражданские войны. В итоге устанавливались тоталитарные политические режимы и диктатуры.
В связи с этим актуализируется проблема условий ограничения насилия. Уже более ста лет Гаагские конференции ограничивают право государства на исключительное решение вопросов войны и мира. В 1928 г. был подписан Пакт Бриана-Келлога, в соответствии с которым война ставилась «вне закона». Пакт не привел к моментальным практическим последствиям, но создал прецедент: впервые в истории насилие в международных отношениях признавалось злом. На протяжении XX в. нарастало сопротивление общества традиционным правам государства. В 1948 г. Декларация прав человека и гражданина (впервые сформулированная в эпоху Французской революции) получила статус международного правового документа. В соответствии с ней каждый человек должен знать, когда и при каких обстоятельствах к нему можно легально применять насилие. Однако воплощение в жизнь этого документа происходит в условиях борьбы. Многие государства формально его признают, но не собираются соблюдать. Следовательно, большинство жителей современного мира не ограждено от государственного насилия.
Однако, несмотря на эти ограничения, в мире продолжается эскалация насилия. Как объяснить это противоречие? Это противоречие не вытекает из объективных условий жизни, а провоцируется политиками, интеллектуалами, религиозными деятелями, журналистами. Они будоражат общество ламентациями о насилии, отвлекая ученых от строго теоретического подхода к данному социальному явлению. Современный человек не в состоянии освободиться от влияния СМИ, которые сообщают о множестве фактов насилия. Потребителям СМИ внедряется в сознание стереотип: насилие - всеобщее зло современного мира. Система социальных наук тоже не в состоянии от него дистанцироваться и предметом их осмысления становятся проблемы социального порядка, гражданского общества, его интеграции и толерантности.
Таким образом, проблема насилия перемещается в центр социогума-нитарного дискурса. Традиционно в социально-философском знании насилие в современном обществе трактовалось как социальный процесс с определенной природой и динамикой. В то же время осознается необходимость его изучения в познавательной сфере как социокультурного явления и деятельности всех институтов, занятых его воспроизводством: «Надо легитимизировать насилие в качестве ключевой исследовательской категории таких сфер познания, как социальная теория, когнитивная антропология, социальная эпистемология и социология знания. Нет нужды ограничивать сферу применения данной категории теорией политики, как обычно делается»1. В этой связи теоретически актуальным является исследование проблемы насилия в социальном познании как частного случая насилия в обществе вообще.
Степень разработанности темы. В истории социально-философской мысли насилие в обществе является предметом постоянной философской рефлексии как элемента социальной борьбы. Гераклит считал борьбу главной характеристикой бытия, а войну - отцом всего существующего. Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Макиавелли, Гоббс,
-Cm.: Giddens A. The Nation-State and Violence. Cambridge: Polity Press, 1985.
P. 43.
Руссо, Кант и другие мыслители развивали концепцию действительности как постоянной борьбы, разрушения, насилия и уничтожения. Система Гегеля завершила многовековую дискуссию. Немецкий мыслитель рассматривал насилие как элемент позитивного права, следствие природной воли, которая есть «в себе насилие над в себе сущей идеей свободы; государство есть светское правление, которое служит орудием насилия, произвола и страстей»1. Насилие - элемент разумной истории и необходимое условие становления человеческого самосознания, которое становится «сознанием для себя» путем отрицания другого. Влияние Гегеля ощущается до сих пор. Марксова теория революции, Ницшевская критика морали, Фрейдовские концепции супер-эго - значимые вехи в дискуссии о роли насилия в развитии человеческого рода. Эти теории создали предпосылки для рассмотрения насилия как главной категории анализа общества и истории в XX в. Мыслители разных направлений осознали, что оно не сводится к актам применения грубой физической силы, восстаниям, революциям, войнам. Насилие существует во всех сферах человеческих отношений, является реальностью повседневной жизни.
В современном социально-философском знании сложились различные представления о насилии. Формы рефлексии о насилии есть принципиальный спор двух традиций, по-разному объясняющих природу социального бытия.
Солидаристские концепции подчеркивают значение общей воли и согласия для сохранения целостности общества. Общие ценности (солидарность, взаимодействие, сотрудничество) и социокультурные институты (обычаи, право, культура в целом) связывают индивидов в гармоничную общность. Человеческие конфликты и социальные противоречия в солидаристских концепциях оцениваются негативно и подлежат исклю
1 См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. С. 62. чению. Насилие как средство разрешения конфликтов рассматривается как проявление дисфункции социальной системы и необходимое зло. Его надо устранить из социальной жизни.
Конфликтные концепции полагают различия, противоречия и конфликты конституирующими элементами социально-исторической жизни. Противоположные интересы, социальные неравенства и конфликты способствуют существованию и развитию социального бытия. Они мобилизуют индивидов и стимулируют социальную динамику. Без них невозможны системные изменения. Поэтому восстания, революции и войны рассматриваются как необходимые и рациональные с точки зрения общества в целом. Насилие - атрибут социальной динамики.
Указанные положения - идеальные типы противоположных традиций в определении и понимании насилия. Эти положения являются фило-софско-мировоззренческим фундаментом большинства философско-исторических, историографических, экономических, правовых, социологических, политологических и культурно-цивилизационных концепций. Он порождает спектр различных определений понятия «насилие».
На одном полюсе находятся юридические дефиниции, где насилие сводится к грубым физическим действиям одного человека в отношении другого, отрицательной квалификации таких действий и закреплению этой квалификации в системах права. В результате массовое легальное насилие, осуществляемое государством, выносится «за скобки» и берется под защиту. Таким образом, юридическое понимание насилия скрывает разные варианты этатизма. В любом случае берется под защиту данное государство и его аппарат (т. е. силовые, юридические, полицейские, дипломатические, разведывательные и властно-управленческие структуры)1. Привилегии данных структур обычно закрепляются в законах.
1 См.: Четкое М.А. Неоэтатизм: мировые и локальные измерения // Политические исследования. 1996. № 2.
На другом полюсе находятся дефиниции структурного (системного) насилия.7Понятие «структурное насилие» введено И. Гальтунгом при конституировании предмета «исследования мира» и означает любое ограничение человеческого саморазвития. Насилие - это такое влияние на людей, в результате которого их актуальный уровень соматического и духовного развития меньше потенциального. Эти дефиниции вплетены в концепции социального развития. Они базируются на императиве свободного саморазвития индивидов, равенства возможностей, жизненных шансов и прав. В результате насилие отождествляется с отсутствием равенства и социальной справедливости. Любая социальная система в большей или меньшей степени затрудняет удовлетворение реальных и потенциальных потребностей индивидов. Поэтому ни одно общество не свободно от структурного насилия. Действия индивидов и групп, направленные на борьбу с ним, квалифицируются как полностью легитимные, хотя не всегда конституционные и легальные. Следовательно, насилие определяется как «применение силы либо разного рода угроз по отношению к определенным социальным субъектам или их собственности с целью запугивания и принуждения к определенным действиям»1.^
Таким образом, изучая насилие исследователь попадает в ситуацию методологического выбора между юридическим и структурным пониманием насилия. Юридические концепции ведут к оправданию государства. Понятие «структурное насилие» позволяет держать в поле зрения недостатки юридического (психологического, медицинского и т. д.) понимания насилия. Иными словами, концепция структурного насилия дает возможность рассматривать властно-управленческие, политико-юридические и идеологические институты государства как средства преступления.
1 См.: Насилие // Социологический энциклопедический словарь. М., 1998.
С. 194.
Концепция «структурного насилия» породила в 1960-1970-е гг. дискуссии в академической среде европейских стран и стимулировала множество форм «контркультуры», направленной против «структурного насилия» современного государства. Однако эту концепцию трудно обосновать эмпирически. К тому же она входит в интеллектуальную жизнь России только на протяжении последнего десятилетия и еще не освоена отечественным обществоведением, не говоря о государственных институтах. Теории «зависимой» и «догоняющей» модернизации были популярны в Европе в 1960-1970-е гг. Теперь они нашли приверженцев и в России. Теоретики «зависимости» и «самобытности» эксплуатируют концепцию «структурного насилия» для легитимизации государственного насилия во имя «модернизации».
После Второй мировой войны западная социальная наука занималась апологетикой существующей политической системы. В состав этой апологетики входят популярные в нынешней России теории модернизации, модели валового национального продукта, теории групповых интересов и корпоративизма, теории социальных изменений и т. д.1 Для полемики с этой тенденцией могут быть использованы работы некоторых западных специалистов по проблеме насилия в контексте глобальной войны -Р. Вайринена, Д. Гольдштейна, Р. Джилпина, П. Джонсона, Г. Жука, Р. Кеохана, Г. Модельского, Н. Смита, У. Томпсона, К. Уолца, К. Чейз-Донна, Р. Эшли. В отечественной социально-философской мысли проблема насилия традиционно рассматривалась в контексте теории социальной революции (A.C. Айзикович, В.Г. Афанасьев, М.А. Барг, B.C. Барулин, Б.Г. Григорьян, С.Я. Драбкин, Е.М. Жуков, В.А. Потоцкий, Ю.А. Харин, Е.Б. Черняк, В.П. Шелике).
1 См.: Малиа М. Из-под глыб, но что? Очерк истории западной советологии // I Отечественная история. 1997. № 5; Бирман И. Анатомия полузнайства // Свободная мысль. 1997. № 9.
В современных работах отечественных ученых проблема насилия рассматривается в рамках концепций динамики мира и войны. Основное внимание уделяется становлению гуманитарных основ культуры мира как новой важной синтетической концепции. Это позволяет осмыслить формирование культуры мира в контексте миропорядка XXI в. В этом аспекте раскрывается динамика сложной реальности «культуры войны», «культуры насилия» в сложной взаимосвязи с изменениями миротворческого потенциала человечества (A.B. Дмитриев, A.C. Капто).\/
Проблема насилия в познании, в том числе и социальном, пока недостаточно изучалась в отечественном социально-философском знании, затрагивались лишь отдельные аспекты этой темы и методика исследования. Особенно продуктивными оказались отдельные идеи и концепции, которые сыграли ключевую роль в конкретизации проблемы насилия в познании. у В области социально-философской методологии исследования наиболее существенными являются работы B.C. Степина, в которых обоснована необходимость конструктивного введения абстрактных объектов и конструктивного обоснования моделей, включенных в состав теории1. B.C. Степин расширяет горизонт проблемы насилия, фиксирует ее фундаментальный характер для понимания современной цивилизации и перспектив развития человечества. По его мнению, различия традиционной и техногенной цивилизации фиксируются в универсалиях культуры и связаны с пониманием человека, природы, рациональности, истины, власти и личности. Именно в культуре техногенная цивилизация породила многочисленные кризисы: «Наиболее уязвимой и требующей критического анализа является доминирующая в марксизме идея революционного преобразования мира - насилия как способа подчинения человеку природных и социальных обстоятельств. Эту идею можно интерпретировать и с по
1 Степин B.C. Становление научной теории. Содержательные аспекты строения и генезиса теоретических знаний физики. Минск, 1976. зиций ее социокультурных истоков»1. Однако идея о социокультурных истоках насилия нуждается в развитии на конкретном материале современной методологии науки.
Важную роль в определении понятия насилия сыграли работы A.A. Гусейнова, который показал, что юридическое и политическое понимание насилия не раскрывает его сути, поскольку большинство форм рефлексии о насилии в XX в. не вышло за пределы абсолютистского и прагматического подхода. В рамках первого насилие квалифицируется отрицательно и отождествляется со злом. В результате возникают две трудности: снимается проблема оправдания и конструктивного использования насилия; отрицание насилия выглядит как моральная программа, вступающая в конфронтацию с жизнью. Прагматический подход предлагает ценностно-нейтральное и объективное определение насилия, при котором оно отождествляется с физическим и экономическим ущербом. Такая интерпретация не дает критериев для решения вопросов об оправданности насилия и возможности его использования в определенных ситуациях. A.A. Гусейнов предлагает решать эти проблемы на основе определения насилия как властно-волевого отношения между людьми, суть которого в узурпации свободной воли2) Однако вопрос об оправданности насилия при таком определении остается открытым для рационально аргументированного обсуждения, что способствует выработке системы аргументов для реализации этой задачи.
V Анализ роли насилия в европейских и российской социокультурных системах позволил Н.В. Мотрошиловой разработать понятие «внутрици-вилизационного варварства», которое используется для характеристики российской цивилизации. Это понятие базируется на эмпирическом фак
1 По «гамбургскому счету»: Интервью с академиком B.C. Степиным // Философия, наука, цивилизация. М., 1999. С. 360.
Гусейнов A.A. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 35-41. те: по объему насилия и жестокости XX столетие превосходит самые кровавые столетия прежней истории. Насилие расширило поле действия и отражает двойственное отношение людей к нему - отрицание и одобрение одновременно. В СССР и других государствах произошло упорядочивание и легитимизация насилия. Современная Россия - наследник советской системы контроля над населением и легитимизации государственного насилия. Примордиальные формы насилия освободились от идеологических репрессий и прорвались к центру исторических подмостков. Насилие стало обычным явлением и нормой современного общества, включая Рос-сию. Внутрицивилизационное варварство - это сумма угроз, способная прекратить существование человечества и России как его составной части1. Вместе с тем положение Н.В. Мотрошиловой о взаимосвязи насилия с рынком как форме «внутрицивилизационного варварства» нуждается в своем дальнейшем развитии.
Смена макроаналитической стратегии анализа науки в социально-философском знании (в рамках которой наука понимается как носитель прогресса и цивилизации) на микроаналитическую позволила рассмотреть науку в социокультурном контексте. Главный вопрос данного направления исследований заключается в том, как властные отношения проникают в науку и к каким последствиям это приводит? Ответ на этот вопрос предлагается в работах А.П. Огурцова, который зафиксировал, что раскол современного научного сообщества на людей, пытающихся понять смысл и последствия своей деятельности, и людей, избегающих вопросов морального характера, связь науки с ВПК и властно-управленческими аппаратами государств на протяжении XX в. привели к острой критике науки и контрнаучному движению, которое оформилось в последние 20 лет. Автор полагает, что конструктивизм - главное направление микроанали
1 Мотроштова Н.В. Варварство как оборотная сторона цивилизации // Философия, наука, цивилизация. М., 1999. С. 256-269. тических исследований общества и науки: «Социокультурная реальность обладает лишь видимостью объективности - она квазиобъективна и представляет собой множество уникальных событий и ситуаций, значения которых всегда релятивны, незавершенны, соотносимы с личностными особенностями участников речевой коммуникации, с их фоновыми ожиданиями и неявными притязаниями»1. Последующее изучение конструктивизма может использоваться для анализа связи познания и насилия.
В работах зарубежных специалистов содержатся продуктивные концепции, интересные научные результаты и логические аргументы в пользу конструктивистского анализа общества и науки (А. Александер, Д. Блур, Р. Бойне, Ф. Брюннинг, П. Дюбуа, Д. Кеннеди, Р. Холмс, С. Хилл). В этих исследованиях отмечается, что социокультурная и микроаналитическая стратегия познания общества и науки приобрели наибольший размах в англоязычных странах (А. Джонс, К. Кнор-Сеттина, У. Коуч, У. Крон, Д. Лау, М. Ллойд, А. Макфарлейн, Д. Миллер, Д. Рейчз, Э. Сейд, Д. Тейхман, К. Тилли, С. Уолгер, Р. Фардон). Поэтому возникает необходимость критического освоения интеллектуальной продукции зарубежных коллег отечественными учеными.
Таким образом, социально-философский анализ проблемы насилия в познании обнаруживает разноаспектность и поливариантность разрешения данной проблемы. Основанием для более глубокого и систематического исследования этой темы являются положения: о социокультурных истоках насилия; о рационально аргументированном обсуждении вопроса об оправданности насилия; о взаимосвязи насилия с рынком как форме внутрицивилизационного варварства; о кризисе макроаналитических подходов в социальных науках и необходимости использования результатов микроаналитического анализа науки для изучения взаимосвязи насилия и
1 Огурцов А.П. Социальная история науки: две стратегии исследований // Философия, наука, цивилизация. М., 1999. С. 82. познания. Развитие данных положений определяет исследовательскую перспективу работы.
Целью исследования является социально-философское осмысление проблемы насилия в социальном познании в социокультурном и социально-политическом аспектах.
В соответствии с этой целью решаются следующие задачи: социально-философское осмысление теоретических интерпретаций концепций социального насилия во второй половине XX века; разработка когнитивной модели изучения насилия в социальном познании на основе анализа основных методологических подходов к изучению проблемы; выявление социокультурного аспекта места и роли насилия в социальном познании в контексте познавательных процессов и различных социокультурных системах; анализ социально-политического аспекта проблемы как связи власти и легитимации насилия в социальном познании и влияния этой связи на использование знаний в процессе социальной манипуляции; рассмотрение проблемы насилия в социальном познании как способов синтеза насилия, рынка и социогуманитарного знания и определение перспектив разрешения этой проблемы в современном обществе.
Объектом исследования выступает социальное насилие, предметом исследования - проблема насилия в социальном познании в контексте развития современного социально-философского знания.
1 Теоретико-методологическая основа исследования. В последнее десятилетие проблема насилия в социальном познании стала предметом исследования, прежде всего, неклассической науки. При этом изучение проблемы осуществляется по следующим социально-философским направлениям: насилие как категория и предмет научного познания; насилие как способ решения конфликтов различных образов мира и мировоззрений; мера эффективности насилия в манипуляции познавательными интересами и навязывании мировоззрения; влияние насилия на форму языковых игр и выбор теоретических моделей; насилие как основание соV циального консенсуса. Исследование этих аспектов проблемы осознается как необходимый этап на пути тотальной критики насилия как социального феномена и всех институтов, занятых его воспроизводством. Поэтому для изучения проблемы насилия в социальном познании целесообразно использовать конструктивистский подход, который отличается от объективистского антифундаментализмом, релятивизмом, постэмпиризмом, постпозитивизмом, постструктурализмом, историзмом, конвенциализмом, прагматизмом, социологизмом и постмодернизмом. Конструктивизм позволяет выявить социокультурные истоки насилия, опосредующие связь власти и легитимации насилия в социальном познании. Связь познания с насилием эмпирически подтверждается микросоциологическими исследованиями науки. Главная проблема данного направления исследований определяется констатациями, что дисциплинарные сообщества ученых создают интерпретации, которые трактуются как «истинные» и «обязательные» в определенных пространственно-временных условиях, а критерии истинности и общепризнанности являются основанием консенсуса в рамках дисциплинарного сообщества.
Научная новизна состоит в комплексном социально-философском осмыслении проблемы насилия в социальном познании в контексте существующих подходов к ее изучению. В работе: осуществлен сравнительный анализ отечественной концепции социальной революции и западной концепции глобальной войны, в рамках которых насилие рассматривается как необходимый элемент социально-исторических процессов, что не позволяет строго разделить силу и насилие; определены основные методологические подходы к изучению проблемы насилия в познании и разработан соответствующий методологический инструментарий, позволяющий изучать взаимосвязь познания и насилия через «безвыходные ситуации» и «концептуальную тиранию»; применена конструктивистская модель познания для изучения социальной природы насилия, позволяющая исследовать социокультурные истоки насилия и выявить способы формирования консенсуса дисциплинарных сообществ ученых; показан социокультурный аспект изучения роли насилия в контексте познавательных процессов, и выявлена когнитивная эффективность насилия в условиях когерентности, консенсуса и эмпирической чувствительности открытых и закрытых социокультурных систем; определен социально-политический аспект проблемы насилия как способ его властной легитимации в науке, включающий восстановление границы сфер разрешенного и запрещенного, проведен отбор информации, определен круг лиц, участвующих в познавательных дебатах, и создано пространство для различных типов дискурса и образов мира; выявлена связь между насилием и актуальностью научного знания, выраженная в отражении властно-политических компонентов в категориях логики и теории познания, которые влияют на формы социального порядка, организации науки и эпистемологический выбор научного сообщества; осуществлен анализ социальных проблем, порожденных насильствен-но-когнитивно-рыночным комплексом и показана опасность движения со-циогуманитарного знания в направлении взаимосвязи с насилием и рынком.
На защиту выносятся следующие положения:
У 1. Господствующая тенденция в советской социально-философской литературе - детерминистская трактовка социальных и политических процессов - не позволяла рассматривать насилие как самостоятельный фактор социального развития. В зарубежном социально-философском знании насилие рассматривается в контексте взаимодействия экономических и военно-политических факторов как необходимый элемент социально-исторических процессов. Данные теоретические подходы не позволяют строго разделить силу и насилие, поскольку насилие не может быть объяснено без учета процессов и результатов деятельности государственных структур, чья сила не сводится к положению государства в структуре мировой экономики.
2. Для строгого разделения понятий силы и насилия необходимо ввести концепции «безвыходной ситуации» и «концептуальной тирании». Насилие в познании - это намеренное навязывание властвующими индивидам, группам и целым обществам образа мира без их фактического или предполагаемого согласия. Суть насилия сводится к частоте безвыходных ситуаций в данном обществе и культуре, которая является исходным пунктом связи познания и насилия. Концептуальная тирания выражается в абстракциях и классификациях. ^
3. В структуре понятийного знания содержатся априорные компоненты, которые невозможно полностью устранить. Они вырабатываются и санкционируются культурой в процессе коммуникации. Культура образует контекст понятийного познания и определяет конституирующие элементы структуры знания. В социальной жизни невозможно провести строгое разделение познавательных и культурных норм. Познание есть диалог внутри и между культурами. Если нет общезначимых правил языкового поведения индивидов, участники диалога прибегают к насилию.
4. Насилие является способом вмешательства в социокультурные процессы. Оно обеспечивает инициацию, установление, стабилизацию и воспроизводство семантического консенсуса, без которого невозможны коммуникативные общности; включение в дискурс групп, находящихся вне рамок коммуникативных общностей; является более универсальным средством по сравнению с языком, реализует коммуникации индивидов и групп, не обладающих культурной компетенцией; обеспечивает произвольное завершение познавательных дебатов, познавательный и культурный догматизм и канонизацию; становление предметов познания социальных наук, создавая «социальные факты», которые становятся «объектами исследования»; институционализацию категорий, приобретающих ранг «естественных» и «объективных». В результате данных функций возникает замкнутый круг: «власть - знание - власть», в рамках которого функции насилия являются одновременно и положительными, и отрицательными.
5. При контактах культур насилие прекращает споры путем общеобязательного определения прошлых и настоящих ситуаций. Воспроизводству культуры как когнитивно-аксиологической системы соответствуют условия когерентности, консенсуса и эмпирической чувствительности. Эти условия определяют рамки познавательной эффективности насилия. Нарушение данных условий ведет к тому, что общество и культура теряют способность самосохранения и воспроизводства. Существует отрицательная обратная связь между мерами соблюдения данных условий.
6. Институционализованное насилие в социальном познании - это средство восстановления нормативного порядка в условиях социальной дезинтеграции. Оно восстанавливает границы сфер разрешенного и запрещенного, производит отбор социальной и естественно-научной информации, определяет круг лиц, участвующих в познавательных и иных дебатах, исключает одни и создает пространство для других типов дискурса и образов мира.
7. История и современное состояние знания есть процесс с нереду-цируемыми властно-политическими компонентами. Чем более они отражаются в логике, теории познания и методологии, тем менее категории данных отраслей знания являются универсальными, объективными и истинными. Однако идеи универсальности, объективности и истинности повлияли на формы социального порядка, организации науки и эпистемологический выбор научного сообщества. Эти идеи определяют социальнофилософскую суть взаимосвязи насилия и манипуляции. Проблема сопротивления институционализованному насилию в социальном познании сводится к социальным условиям, при которых одни концепции приобретают статус объективного знания, легитимируемого культурой, а другие маргинализируются и отбрасываются.
8. Естественно-научное знание вытекает из насильственно-манипулятивной «универсальности» правил рынка. Связь рынка и естествознания породила ряд социальных проблем: расширяется сфера колонизации социальной жизни путем правового регулирования и бюрократизации социальных отношений; увеличивается господство фактов и средств над ценностями и целями; растет податливость культуры на насильствен-но-манипулятивное (т. е. рыночное) регулирование; естественно-научное знание постоянно сужает поле сопротивления индивидов и групп насиль-ственно-манипулятивной природе рынка.
9. Социальное знание до сих пор двигалось по тем же путям, что и естественно-научное. Комплекс социальных наук пока не смог отказаться от различных форм взаимосвязи с насилием и рынком. Современная форма социального порядка есть история выталкивания всех форм, противостоящих насилию и рынку. Сеть социальных институтов и отношений воспроизводит множество безвыходных ситуаций, стимулирующих расширенное воспроизводство насилия.
Практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть использованы для дальнейшего развития социально-философских и научных исследований в области изучения роли социального познания в современном обществе. Обобщенный и систематизированный опыт освобождения от политического контроля научного дискурса и позитивного влияния этого процесса на плюрализм социального знания может быть творчески применен в области информационной и образовательной политики России, конституционно гарантирующей свободу научной дискуссии. Выводы и положения диссертационной работы могут быть использованы при подготовке учебных пособий по социальной философии и философии познания, а также в системе повышения квалификации профессиональных конфликтологов и при чтении курсов и спецкурсов по социальной философии, культурологии, социологии и политологии.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на III Российском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2002), Международной конференции «Проблемы международной безопасности и терроризм (Кисловодск, 2002), Всероссийских конференциях «Насилие в современной России» (Ростов-на-Дону, 1999), «Пути формирования гражданского общества в полиэтничном Южно-российском регионе» (Ростов-на-Дону, 2001), «Цивилизация и человек: проблемы развития» (Ростов-на-Дону, 2001), «Становление нового социального порядка в России» (Краснодар, 2001), «Социальный порядок и толерантность» (Краснодар, 2002), «Федеративные отношения на Юге России» (Ростов-на-Дону, 2003), на региональных и внутривузовских научных конференциях в 2000-2003 гг. Полученные результаты исследования были апробированы автором при чтении спецкурсов для слушателей ИИПК при РГУ, студентов отделения регионоведения РГУ, курсантов Краснодарского юридического института. Результанты исследования также прошли апробацию в ходе реализации научно-исследовательского проекта по грантам: Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантности сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005 гг.); Российский фонд фундаментальных исследований «Федеративные отношения на Юге России: современное состояние и перспективы развития» (2003 г.). Материалы исследования были отражены в пятнадцати научных публикациях общим объемом 27,0 п.л.
Структура диссертации состоит из введения, пяти глав, одиннадцати параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения, в котором приводятся типичные определения насилия.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема насилия в социальном познании"
Заключение
Цель данной работы - социально-философское осмысление насилия в познании в социокультурном аспекте. Поэтому первоначально осуществлялся сравнительный анализ концепций социального насилия в философской научной литературе второй половины XX в. Исследование проблемы насилия в советской литературе сопровождается анализом следующих вопросов: политико-идеологическая парадигма советского обществоведения; насилие как «невидимое» явление; связь межформационной и политической революций в трактовке советских обществоведов; соотношение необходимости и случайности в трактовке насилия; господствующая тенденция и проблемный потенциал советского обществоведения. Реконструированы основные логико-теоретические контексты, в которых понятие насилия применялось для изучения исторического процесса. Выявлен статус категории «насилие» в советских концепциях социальной революции. Сформулирована исходная альтернатива: марксистская теория социальных революций должна строиться раздельно для буржуазных и социалистических революций или признать категории «производительные силы - производственные отношения» недостаточными для описания конкретно-исторических феноменов.
В результате насилие в советском обществоведении рассматривалось как эпифеномен базисных социальных процессов. Для доказательства этого вывода проанализированы следующие проблемы: соотношение этимологического, диалектического и социально-исторического понимания революции; дилемма трактовки революции на основе теории общественно-экономических формаций; особенности российского логического менталитета; распространенные толкования социальной революции и их логические ошибки. Показано, что все точки зрения на проблему насилия в советском обществоведении способствовали апологетике советского режима на протяжении всей его истории. И все же в этой литературе разрабатывались реальные проблемы: связь насилия с революциями, войнами и миром; множество форм социального насилия; овеществленные и знаковые формы капитала как носители социального насилия. Эти проблемы обладают универсальным значением.
Западная советология пыталась противостоять официальному марксизму-ленинизму в трактовке ключевых проблем современности. Была ли она свободна от стереотипов советской идеологии в трактовке насилия? В связи с ответом на этот вопрос в работе рассматриваются следующие проблемы: соотношение силы и насилия как теоретическая и практическая проблема; понятия «гегемония» и «лидерство» в концепциях глобальной политической системы (ГПС), разработанных англоамериканскими специалистами; конкурирующие подходы в описании «длинных циклов» мировой экономики и политики; проблема различия военно-политических и экономико-центрических подходов в оценке глобальной войны.
При анализе данной проблематики автор исходит из концептуализированного X. Арендт различия силы и насилия во внутренней и внешней политике государств. На основе этого различия подвергается критике политический реализм в его межгосударственных, внутригосударственных и революционных формах. Политическому реализму противопоставляется проблемный потенциал «исследований мира». Обсуждаются три аспекта концепций международной динамики силы: связь понятий «динамика силы» и «глобальная война»; экономические циклы как причина глобальных войн; подходы к анализу насилия в международной системе с учетом различия силы и насилия. Проанализированы концепции «длинных циклов» международной политики, разработанные зарубежными учеными Д. Модельским, Р. Джилпиным, Р. Вайриненом, И. Уоллерстайном, К. Чейз-Донном на
Донном на основе теории циклов Н.Д. Кондратьева. Выявлены достоинства и недостатки данных концепций.
Описана специфика экзогенного и эндогенного подхода к анализу «длинных циклов» экономического могущества и политического лидерства. Выявлена общность обоих подходов: трактовка циклов экономического роста как нерегулярных и асимметричных; асимметрия выражается в колебаниях цен, а не производства. Суммированы характерные ответы на вопрос о связи экономических циклов с глобальными войнами. Сформулирована рабочая гипотеза: глобальные войны - поворотный пункт экономических циклов, а каждая фаза экономических циклов совпадает с поворотными пунктами политических циклов. Излагаются основные результаты полемики в англоязычной литературе о логике процессов в ГПС.
Данные подходы и теории не позволяют строго разделить силу и насилие. Насилие не может быть удовлетворительно объяснено без учета процессов и результатов деятельности главных государственных структур. Их сила не сводится к положению государства в структуре мировой экономики. В работе резюмированы продуктивные констатации концепций глобальной войны и международной динамики силы: государственные аппараты - главные объекты исследования при анализе феномена насилия; требуется создание комплекса социальных теорий, противостоящих интересам государственных аппаратов любых стран. Какое множество идей можно использовать для развития и аргументации данных выводов?
Анализ методологических проблем изучения насилия в познании опирается на несколько положений: о социокультурных истоках насилия; о рационально аргументированном обсуждении вопроса об оправданности насилия; о взаимосвязи насилия с рынком как форме внутрицивили-зационного варварства; о кризисе макроаналитических подходов в социальных науках и необходимости использования результатов микроаналитического анализа науки для изучения взаимосвязи насилия и познания. Исследовательская гипотеза диссертанта является попыткой развития данных положений.
В последние десятилетия проблема связи насилия с познанием стала предметом исследования в рамках неклассической социологии знания, социологии науки, социальной истории науки, философии науки, когнитивной психологии, микроаналитических исследований науки. Анализ группируется вокруг следующих частных, но важных проблем: насилие как категория и предмет научного познания; насилие как способ решения конфликтов различных образов мира и мировоззрений; мера эффективности насилия в манипуляции познавательными интересами и навязывании мировоззрения; влияние насилия на форму языковых игр и выбор теоретических моделей; насилие как основание социального консенсуса; влияние насилия на процессы познания и механизмы объективности знания; мера познавательной эффективности насилия; насилие как необходимый элемент социальной жизни. Таким образом, категория насилия перемещается в центр социогуманитарного дискурса. В то же время изучение всех указанных аспектов осознается в неклассической социологии знания как необходимый этап на пути тотальной критики насилия как социального феномена и всех институтов, занятых его воспроизводством.
В параграфе описан ряд аспектов данного процесса: рост литературы по проблеме насилия; постулаты классической и неклассической социологии знания; социальные и микросоциологические исследования науки как эмпирическая реализация программы неклассической социологии знания; появление новой онтологии знания и социальной теории, для которых категория насилия является центральной.
Для анализа понятийных конотаций категории насилия в работе разработан концепт «безвыходной ситуации» для описания культурного смысла физического насилия. Насилие - это физический труд, который применяется в отношении индивидов, групп и целых обществ без их фактического или предполагаемого согласия. Систематизированы многообразные проявления «безвыходной ситуации» - символические элементы культуры, давление, культурные факты, экономическое и символическое насилие, габитус, принудительность стиля мышления, формы исключения индивида из общины, анонимное насилие, приказ, изгнание из страны, реклама и т. д. «Безвыходные ситуации» - исходный пункт связи познания и насилия. Диссертант использует предложенное Э. Геллнером понятие «концептуальной тирании» для описания взаимосвязи познания и насилия. Концептуальная тирания выражается в абстракциях и классификациях. Стадная природа понятий превращает господство и знание в фундаментальные категории, определяющие социальные процессы. Тем самым возникает проблема выбора логико-методологической концепции для анализа связи познания и насилия.
Выявление специфики двух основных моделей познания в современной методологии и философии науки - объективизма и конструктивизма -осуществляется с целью разработки когнитивной модели насилия в познании. В работе детально описаны свойства каждой модели. Сделан выбор в пользу конструктивизма при анализе взаимосвязи насилия с познанием. Приведены аргументы, обосновывающие такой выбор. Здесь укажем только один. КМП ставит конкретные вопросы: какую роль в преобразовании интерпретаций в факты играют насилие, власть, деньги, авторитет и репутация ученых, их способность пойти на сделки с властью и совестью, множество конвенций, убеждение, внушение, риторика? Описываются общие принципы объективизма и конструктивизма, результаты спора о модели бытия и истины, различные варианты этики познания, связанные с ОМП и КМП, онтологические и эпистемологические посылки и следствия каждой модели, их связь с определенными концепциями истины, различия познавательного и социального статуса, социологические детерминанты обеих моделей и т. д.
Связь познания с насилием эмпирически подтверждается микросоциологическими исследованиями науки. Главная проблема данного направления исследований определяется констатациями: предмет познания не определяет истинность, достоверность и правильность выдвигаемых интерпретаций; дисциплинарные сообщества ученых создают интерпретации, которые трактуются как «истинные» и «обязательные» в определенных пространственно-временных условиях; критерии истинности и общепризнанности - основание консенсуса в рамках дисциплинарного сообщества. Описан социальный механизм консенсуса, показана его связь с переговорами и торгами, подвергаются критике разные варианты эволюционистских эпистемологий. Проанализированы априорные компоненты понятийного знания.
Представления о рациональности, действительности и объективности соотнесены с культурой. Познание есть форма ориентации человека и группы в окружающей среде и сводится к упорядочиванию отношения между миром событий-объектов и событий-репрезентаций. Процесс познания протекает внутри и между коммуникативными общностями. Познание - диалог и конфликт культур, процесс изменения социальных институтов. Большинство ныне существующих социальных институтов не смогло бы возникнуть без влияния насилия. В работе на основе использования результатов культурной и социальной антропологии описаны очередность насильственных процедур, специфика светского и священного начальствования, насильственный характер первичной и вторичной социализации.
Социализация - это принудительно-насильственный процесс освоения случайного мира. Существующий социальный мир является одним из возможных, состоит из множества конвенций и конструируется с помощью языка как определенной игры. Систематизированы онтологические и теоретические аргументы в пользу такого понимания насилия, роль коллективного и внутреннего насилия в становлении культуры и социальной интеграции, а также социальной организации христианской церкви.
Микросоциологический анализ науки обнаружил сходство научных дискуссий с религиозными спорами и принципами организации церкви. В контексте этого вывода анализируется идея анонимности и бессубъект-ности насилия Э. Дюркгейма. Показано влияние петли «власть - знание -власть» на становление политической экономии, криминологии и психологии (исследования М. Фуко). Описаны явные и латентные функции системы социальных наук, связь данных функций с объективистской идеей «незаинтересованной истины», социальные эффекты функционирования знания и процессы освоения знания. Поставлены проблемы сравнения систем знания с конкурирующими версиями, идентификации сторонников данных систем на основе учета их классового, национального, социального и политического статуса, комбинации перечисленных познавательно-практических элементов.
В результате действия данных феноменов возникает замкнутый круг «власть - знание - власть». Все указанные объекты, функции и элементы могут оцениваться положительно и отрицательно одновременно. Какова роль культуры в этой диалектике?
Для ответа на этот вопрос в работе рассмотрены отношения между открытыми и закрытыми культурами, насилием, нормативным порядком и дискурсами. Сформулированы условия когерентности, консенсуса и эмпирической чувствительности, которым должно соответствовать воспроизводство культуры как когнитивно-аксиологической системы. Указанные условия определяют рамки познавательной эффективности насилия. Нарушение данных условий ведет к тому, что общество и культура теряют способность самосохранения и воспроизводства. Сформулирована гипотеза об отрицательной обратной связи между мерами соблюдения данных условий, описаны формы ее проявления. Показано, что все монотеистические религии несут ответственность за применение и легитимизацию насилия.
Перечисленными характеристиками не исчерпывается роль насилия в познавательных процессах. Оно связано с истоками познавательного отношения. К настоящему времени в культурной антропологии, социальной истории, неклассической социологии знания и исторической психологии накоплено множество данных, из которых вытекает: эпистемологическое отношение не принадлежит к универсалиям культуры; понятийное познание не является единственно эффективным способом познания; существуют другие способы ориентации общества в среде.
В конструктивизме действительность (объект), индивид (субъект) и знание (язык) не рассматриваются как универсальные и объективные факторы, независимые от истории и культуры. Указанные элементы эпистемологического отношения - продукты социально-исторических и культурных процессов. Аргументация данного вывода ведется в двух направлениях. Первое связано с обнаружением зависимости генезиса дихотомии «индивид-общество» от структур власти. Второе направление сопряжено с обсуждением вопроса: каков онтологический и культурный статус истины и связано ли ее открытие с насилием? В результате институциональная структура современных индустриальных и постиндустриальных обществ стимулирует насилие. Отношение людей к природе выражает доминирование материальных ценностей над духовными. Асимметрия ценностей порождает идеологическую легитимизацию насилия как средства решения экономических социальных и политических проблем. Наука стала элементом данного процесса.
Если консенсус - продукт насилия, то мир включает следующие виды фактов: относительно которых существует социальный консенсус; относительно которых консенсуса нет, но в принципе он возможен; относительно которых консенсус невозможен. К какому виду фактов отнести манипуляцию людьми и какова роль науки в ее становлении и распространении?
При ответе на вопрос анализируются следующие проблемы: деление современной науки на естественно-научные и социогуманитарные дисциплины; представление об объективности, универсальности и практической приложимости естественно-научного знания; убеждение в том, что история и современное состояние социальной мысли есть цепь ошибок и неудач; варианты объяснения факта дифференциации науки и их комбинации; связь институциональных механизмов социальной манипуляции с природой естественно-научного и социогуманитарного знания; причины различия культурного статуса естественнонаучного и социогуманитарного знания; понятия «взаимозависимости» и «неопределенности задач», сформулированные в микроаналитических исследованиях науки для объяснения специфики разных видов знания; связь рутинизации научной деятельности со способом организации науки и типом социальной организации в целом; роль теологии в становлении современной науки; механизмы влияния культуры на научный процесс и т. д.
В конечном счете, сила естественно-научного знания (провозглашенная в максиме Ф. Бэкона «Знание - сила») объясняется его связью с вне-научными институтами. Рынок - это специфическое культурное пространство, навязывающее людям определенные формы социального порядка. Насилие - необходимый элемент данного порядка. Поэтому можно исходить из органической связи рынка и насилия.
В работе показано, что всякое использование и применение нового знания есть вмешательство в социальную жизнь. Общество - это множество сфер, которые по-разному реагируют на изменения. Одни сферы поддаются, другие сопротивляются изменениям. Каковы условия допустимости и желательности изменений в социальной жизни?
Поставленный вопрос вводит исследование в дискуссионную область теории культуры. В микроаналитических исследованиях науки выделяются три способа внедрения инноваций: избирательный, когда члены общества обладают выбором в применении или отбрасывании инноваций; коллективный, при котором воля большинства служит условием внедрения инноваций; авторитарный, когда все инновации навязываются сверху государственной властью и связанной с ней наукой.
На основе данной классификации в любом обществе можно выделить утилитарно-техническую культуру (УТК) и символическую культуру (СК). В УТК правила и нормы сохраняют эффективность независимо от осознания и соблюдения членами общества, поскольку данные правила и нормы служат средством достижения определенных целей. Правила и нормы СК эффективны только при условии их известности и соблюдения членами общества. В СК внедрение инноваций невозможно без согласия членов общества. Элементы УТК слабо связаны между собой и могут безболезненно меняться. Правила и нормы СК переплетены с социальными авторитетами, смыслами, правами и идентичностью индивидов.
На основе анализа ряда аспектов проблемы сделан вывод: естествознание занято интерпретацией той сферы социального опыта, который выражается (конституируется) правилами и нормами УТК; социогумани-тарное знание выражается (конституируется) в правилах и нормах СК. Правила и нормы УТК можно менять незаметно и не интересоваться мнениями членов общества. Правила и нормы СК не могут меняться без одновременного преобразования культурного пространства. Поэтому проблема различий социального статуса естественно-научного и социогума-нитарного знания может анализироваться с учетом теории культурных инноваций. Она позволяет существенно углубить эпистемологическую и социологическую интерпретации знания. Современная индустриальная и постиндустриальная культура допускает изменение сфер, альтернативу которым предлагают естественные науки. Одновременно эта культура отличается нетерпимостью в отношении концепций социогуманитарных наук.
Для доказательства этого положения использованы результаты микросоциологического исследования организационных форм науки. Естествознание колонизировало общество и культуру за счет создания систем закрытого типа. Социогуманитарное знание не в состоянии этого сделать. Обсуждаются исторические, социальные, политические и культурные аспекты процесса, который обеспечил связь естествознания с насилием и рынком.
В диссертации показано, что рынок не является универсальным институтом всех обществ. Вопреки взглядам целых поколений либеральных экономистов, рынок есть патология человеческой природы. Рыночное общество возникло в результате уникального комплекса социально-исторических обстоятельств. Органическая связь насилия и рынка зафиксирована во множестве работ по социальной истории, исторической и экономической социологии. Рынок создал и ускорил процессы колонизации социальной жизни. В диссертации описано множество форм обслуживания естественными науками связи насилия и рынка. Систематизированы социальные проблемы, порожденные насильственно-когнитивно-рыночным комплексом. Показана опасность движения социогуманитар-ного знания в направлении взаимосвязи с насилием и рынком.
Если судить по нынешней ситуации, социальная теория не дает положительного ответа на вопрос о возможности исключения насилия из общественной жизни. Она скорее склоняет к выводу о неизбежности насилия. Но это не исключает поиск средств устранения насилия из человеческой жизни.
Как известно, форма социальной теории зависит от поставленных целей и вопросов. На этом пути надо отбросить концепции, которые выводят насилие из неизменной «человеческой природы». Независимо от понимания ее по биологическим, психологическим, расовым, этническим и национально-государственным канонам. Источники и причины насилия коренятся в обществе и истории. Социально-исторические, утилитарно-технические, когнитивные и культурно-символические формы насилия -предикаты любой формы общественной жизни. Оценка истинности (ложности) данного положения может быть только опосредованной. Без анализа объяснительного и эвристического потенциала теории, построенной на основе указанного положения, такая оценка беспредметна. Однако изменчивость насилия во времени и пространстве можно зафиксировать эмпирически, на основе непосредственного опыта и знания истории. Следовательно, попытка создать концепцию на базе данного положения правомерна.
Проблема возможности общества без насилия связана с разработкой определенной теории. Она должна объяснять прошлое и выдвигать гипотезы о будущем. На основе проведенного анализа диссертант полагает, что развитие науки и техники создаст множество новых средств насилия и форм его применения. А социальное развитие приведет к новым формам общественной жизни, включая новые потребности и ценности. В настоящее время возникают новые свойства, источники, закономерности, сферы применения и формы проявления насилия и манипуляции. Требуется их теоретическое освоение. Теория насилия предполагает систематизацию данных явлений. Она может формулироваться пока в общем виде. Язык данной теории не может быть более конкретным по сравнению с теориями, которые объясняли прошлые формы бытия и применения насилия. Не исключено, что с точки зрения будущего историка этот язык и связанные с ним проблемы покажутся абстрактными. Но без них обойтись невозможно.
В работе дан очерк некоторых понятий разрабатываемой автором теории насилия. Выделены и описаны непосредственное и опосредованное насилие, показана связь теории насилия с онтологией социального бытия Г. Лукача, введено различие между трудом и потреблением. На этой основе конкретизировано исходное определение: насилие есть основа разных типов потребления и труда.
Проблематика теории насилия группируется вокруг вопросов: какие типы потребления и труда базируются на насилии? по какой причине они опираются на насилие? существуют ли только насильственные действия? какова связь между разными типами насильственных действий?
Далее обсуждается связь и конфликт насилия с другими потребностями человека и действиями по созданию потребностей. Описаны предметы, продукты, средства, рабочая сила и идеально-целеполагающие моменты труда в форме насилия. Разработаны понятия регламентирующего труда, стимулирующей и угнетающей регламентации и рассмотрена роль насилия в каждом типе регламентации. Предложена классификация видов регламентации на основе действия, на которое она направлена. Описаны внешняя, внутренняя структура и качество рабочей силы регламентирующего труда, наиболее распространенный тип личности, занятый в этой сфере. Проанализирована связь насилия с социальным и профессиональным разделением труда, абстрактным и конкретным трудом. На этой основе разработана типология обществ в соответствии с мерой распространения насилия.
В конечном счете, эффективность насилия зависит от сложности труда, по отношению к которому оно применяется. Чем сложнее труд, тем неэффективнее становится непосредственное насилие. Усложнение труда в обществе одновременно расширяет сферу манипуляции, т. е. опосредованного насилия. Процессы, формы и результаты социальной борьбы внутри аппарата насилия особенно репрезентативны для разработки теории насилия, поскольку такая борьба включает множество косвенных и опосредованных форм насилия, включая идеологическое насилие.
Таким образом, теория насилия входит в состав социальной теории. Для ее разработки требуется интеграция знания о насилии как многоаспектном феномене социально-исторического бытия.
Список научной литературыАгафонова, Марина Юрьевна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Автономова Н.С. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы // Вопросы философии. 1999. № 11. С. 13-28.
2. Айзикович A.C. Социальное (общественное) насилие и его роль в истории // Исторический процесс: целостность, единство и многоообра-зие, формационные ступени / Под ред. Ю.К. Плетникова. М.: Наука, 1983. С. 310-316.
3. Алексеева Т.А. Справедливость: морально-политическая философия Джона Роулса. М.: Наука, 1992.
4. Андреев И.Л. Община и социальные процессы в освобождающейся Африке // Вопросы философии. 1965. № 8.
5. Андреев И.Л. Осторожно с часами истории // Вопросы философии. 1998. № 9.
6. Андреев И.Л. Взаимосвязь пространственно-временных представлений с генезисом собственности и власти // Вопросы философии. 1999. № 4.
7. Андреев И.Л. Камикадзе саванны // Человек. 1999. № 4.
8. Андреев И.Л. Тамтам сзывает посвященных (тайные ритуальные общества Африки как продукт эволюции тендерных отношений) // Вопросы философии. 2000. № 6.
9. Антология ненасилия / Общ.ред. Г.Б. Джибладзе. М.;-Бостон,1991.
10. Апресян Р.Г. Талион и золотое правило: критический анализ сопряженных контекстов // Вопросы философии. 2001. № 3. С. 72-84.
11. АрендтХ. Истоки тоталитаризма. М., 1995.
12. Арендт X. Традиция и современная эпоха // Государство и право. 1992. №3.
13. Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4.
14. Аспер П. Насилие и мир: от атомной бомбы до этнической чистки. СПб., 1999.
15. Афанасьев В.Г. Основы философских знаний. М.: Политиздат,1986.
16. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.
17. Барг М.А., Черняк Е.Б. Революции европейского масштаба в процессе перехода от феодализма к капитализму (XVI-XIX вв.) // Новая и новейшая история. 1988. № 3.
18. Барсов Н.И. Иерархия // Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 1995. Т. 1.
19. Барулин B.C. Исторический материализм: современные тенденции развития. М., 1985.
20. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.
21. Берлин И. Философия свободы. Европа. М.: РОССПЭН, 2001.
22. Бикертон Д. Введение в лингвистическую теорию метафоры // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.
23. Бирман И. Анатомия полузнайства // Свободная мысль. 1997.9.
24. Блок М. Феодальное общество. М.: Соцэкгиз, 1959.
25. Булдаков В. Красная смута: природа и последствия революционного насилия. М.: РОССПЭН, 1997.
26. БурстинД. Американцы: демократический опыт. М., 1993.
27. Вальраф Г. Вступительное слово // Иностранная литература. 2000. №11.
28. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.
29. Веселое Ю.В. Экономическая социология: история идей. СПб.: СПбГУ, 1995.
30. Военное насилие в политической борьбе: Сборник материалов «круглого стола». М., 1994.
31. Волков В.В. Монополия на насилие и скрытая фрагментация российского государства // Полис. 1998. № 5.
32. Гегель Г.В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.
33. Геллер М., Некрич А. Утопия у власти: история Советского Союза: В 4 т. М., 1996.
34. Герье В.И. Блаженный Августин: зодчие и подвижники Божьего Царства. М., 1910. Ч. 1.
35. Гирц К. Идеология как культурная система // Новое литературное обозрение. 1998. № 1/29.
36. Григорьян Б.Г. Закономерность и открытость истории в свете проблемы войны и мира // Вопросы философии. 1982. № 9.
37. Гусейнов A.A. Этика ненасилия // Вопросы философии. 1992.3.
38. Гусейнов A.A. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994, №6. С. 35-41.
39. Гусейнов A.A. Понятие насилия // Философия, наука, цивилизация. Отв.ред. В.В. Казютинский. М., 1999. С. 293-308.
40. Гуслистый И. Бои в Нагорном Карабахе // Родник. Рига, 1989.11.
41. Денисов В.В. Социология насилия: критика современных буржуазных концепций. М.: Мысль, 1975.
42. Денисов В.В. Философия мира и ее противники // Философские науки. 1988. № 2. С. 3-12.
43. Джонсон 77. История современности: от 1917 года до 1990-х годов. Москва, 1997. Т. 2.
44. Дмитриев A.B., Залыгин И.Ю. Насилие: российский вариант // Проблемы теоретической социологии. Вып. 2. СПб., 1996.
45. Драбкин С. Я. Нерешенные проблемы социальной революции // Историческая наука и некоторые проблемы современности. М., 1969.
46. Драганов М. XX век: волны диктатур // Философские науки. 1991. №2.
47. Дудник В. Теория насилия XXI в. // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 12. С. 114-120.
48. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.
49. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. СПб.: Алетейя, 2001.
50. Ефременко В.И. Эпохи смены общественно-экономических формаций // Общественно-экономические формации: проблемы теории. М., 1979.
51. Жуков Е.М. О роли социальной революции в процессе смены общественно-экономической формации // Формации и социально-классовые структуры. М., 1985.
52. Жуков Е.М. Очерки методологии истории. М.: Наука, 1980.
53. Зайнетдинов Ш.Р. Революция, насилие, прогресс // Отечественная история. 1995. № 5. С. 129-136.
54. Игнатьев А.А. Ценности науки и традиционное общество: социокультурные предпосылки радикального политического дискурса // Вопросы философии. 1991. № 4.
55. Игрицкий Ю.И. Меняющаяся Россия как предмет концептуального анализа//Отечественная история. 1998. № 1.
56. Израителъ В.Я. Проблемы формационного анализа общественного развития. Горький, 1975.
57. Илюшечкин В.П. Система внеэкономического принуждения и проблема второй основной стадии общественной революции. М., 1970.
58. Илюшечкин В.П. Сословно-классовое общество в истории Китая: опыт системно-структурного анализа. М., 1986.
59. Иноземцев B.JI. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под. ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999.
60. Капустин Б.Г. Критика политического морализма (мораль-политика-политическая мораль) // Вопросы философии. 2001. № 2.
61. Капустин Б.Г. Современность как предмет политической теории. М.: РОССПЭН, 1998.
62. Карпенко A.C. Логика в России: вторая половина XX века // Вопросы философии. 1999. № 9.
63. Карташев A.B. Очерки по истории русской церкви. М., 1993. Т. 1-2.
64. Кастелъс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000.
65. Кемеров В.Е. О философской моде в России // Вопросы философии. 2000. № 11.
66. Киреев Г.Н. Сущность социального насилия // Философские науки. 1988. № 1.
67. Кожев А. Тирания и мудрость // Вопросы философии. 1998. № 6.
68. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М.: Наука,1983.
69. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Мысль, 1983.
70. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.
71. Корсунскш А.Р. О социальных революциях в докапиталистических формациях // Проблемы теории социальной революции. М., 1976.
72. Костюк КН. Политическая мораль и политическая этика в Рос-» сии (к постановке проблемы) // Вопросы философии. 2000. № 2.
73. КостюкКН. Православный фундаментализм // Полис. 2000. № 5.
74. Красилъников М.Г. Научное познание в контексте насилия: Ав-тореф. дис. .канд. филос. наук. Томск, 1991.
75. Кромби С. История европейской науки. М.: Наука, 1985. Т. 1.
76. Куайн В. Онтологическая относительность // Современная философия науки. 1991. № 3. С. 40-61.
77. Кун Т. Объективные, ценностные суждения и выбор теории // Современная философия науки. 1989. № 2. С. 61-82.
78. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.
79. Куртуа С., Верт Н., Панне Ж.-Л. и др. Черная книга коммунизма: преступления, террор, репрессии. М., 1999.
80. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995.
81. Лаудан Л. Наука и ценности // Современная философия науки.1999. №3. С. 295-342.
82. Левинсон А. Школа жестокости: советский человек о насилии // Человек. 1992. № 1.
83. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т. 18.
84. Лоббизм в России: этапы большого пути // Социологические исследования. 1996. № 3-4.
85. Лоренц К. Так называемое зло. М., 1993.
86. Луман Н. Почему необходима «системная теория»? // Проблемы теоретической социологии. СПб.: Петрополис, 1994.
87. Лукач Г. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М.: Прогресс, 1991.
88. Любомирова Н.В. Горизонтальное насилие историей и «слабый человек» // Тоталитаризм и социализм. М., 1990.
89. Ляпин Н.А. Идеальные типы фактуальности // Философские исследования. 1995. № 2.
90. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
91. Макаренко В.П. Квазиполитика и проблема политических объектов // Вестн. МГУ. Сер. политических наук. 1998. № 2-3.
92. Макаренко В.П. Проблема общего зла: расплата за непоследовательность. М.: Вузовская книга, 2000.
93. Макаренко В.П. Русская власть: теоретико-социологические проблемы. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 1998.
94. Макаренко В.П. Технократические мамелюки: социополитиче-ские аспекты концепции А. Макинтайра. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2000.
95. Малиа М. Из-под глыб, но что? Очерк истории западной советологии // Отечественная история. 1997. № 5.
96. Мамардашвили М.К. Начало всегда исторично, то есть случайно // Вопросы методологии. М., 1991.
97. Мангейм К. Проблема поколений // Новое литературное обозрение. 1998. № 2/30. С. 7-47.
98. Марксизм: pro и contra. М.: Республика, 1992.
99. Маршакова-Шайкевич И.В. Анализ вклада России в развитие социальных и гуманитарных наук // Вопросы философии. 2000. № 8. С. 139-149.
100. Миллс Р. Властвующая элита. М.: Соцэкгиз, 1959.
101. МиллъД.С. О свободе. M.: Гардарики, 1997.
102. Мотрошилова Н.В. Варварство как оборотная сторона цивилизации // Философия, наука, цивилизация. С. 256-269.
103. Насилие, агрессия, жестокость: криминально-психологические исследования. М., 1990.
104. Насилие в современной России. Ростов н/Д: СКНЦВШ, 1999.
105. Огурцов А.П. Наука: власть и коммуникация // Вопросы философии. 1990. № 11. С. 3-23.
106. Огурцов А.П. Аксиологические модели в философии науки // Философские исследования. 1995. № 1.
107. Огурцов А.П. Образы науки и аксиология // Философские исследования. 1994. № 1.
108. Огурцов А.П. Социальная история науки: две стратегии исследований // Философия, наука, цивилизация.
109. Ойзерман Т.И. Учение К. Маркса и идея насильственной революции // К. Маркс и современная философия. М., 1999. С. 145-158.
110. Олех Л.Г. Цивилизация и революция. Новосибирск: Наука,1989.
111. Оников Л.А. КПСС: анатомия краха. Взгляд изнутри аппарата. М., 1997.
112. Организационные формы науки в развитых капиталистических странах. М.: Наука, 1972.
113. Перов Ю.В., Сергеев К.А. «Философия истории» Гегеля: от субстанции к историчности: Лекции по философии истории. СПб., 1993.
114. Петров М.К. Историко-философские исследования. M.: РОС-СПЭН, 1996.
115. Петров М.К Социально-культурные основания развития науки. М.: Наука, 1992.
116. По «гамбургскому счету»: Интервью с академиком B.C. Степи-ным//Философия, наука, цивилизация. М., 1999.
117. Попович М.В. Логика как элемент культуры // Актуальные проблемы теории познания. Киев: Наукова думка, 1983.
118. Принципы ненасилия. Классическое наследие / Отв. ред. В.М. Иванов. М.: Прогресс, 1991.
119. Проблемы гуманизма и насилия в русской революционной традиции (материалы «круглого стола») // Философские науки. 1991. № 2. С. 3-37.
120. Рабинович В.Л. Становление современной науки. М.: Наука,1991.
121. Родоман Б.Б. Внутренний колниализм в современной России // Куда идет Россия?. Социальная трансформация постсоветского пространства / Под ред. Т.И. Заславской. М.: Аспект-Пресс, 1996.
122. Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах. СПб., РХГИ, 1999.
123. Россия-Чечня: цепь ошибок и преступлений. М.: 1998.
124. Савин В.В. О сущности и исторических границах действия закона социальной революции // Философские проблемы общественного развития. М., 1971.
125. Селезнев М.А. Марксистско-ленинская теория социальной революции. М., 1982.
126. Семенов Ю.И. Об особенностях развития производительных сил докапиталистических обществ // Философские науки. 1985. № 3.
127. Симония H.A. Страны Востока: пути развития. М., 1975.
128. Симонов Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. М., 1996.
129. Скворцов JI.B. Общество и насилие // Октябрь. 1997. № 11. С.149-164.
130. Следзевский И.В. Эвристические возможности и пределы ци-вилизационного подхода // Цивилизации. М., 1997. Вып. 4.
131. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. М.: Логос, 1996.
132. Согрин В.В. 1985-1995: реалии и утопии новой России // Отечественная история. 1995. № 2. С. 3-16.
133. Согрин B.C. Идеология и историография в России: нерасторжимый брак? // Вопросы философии. 1996. № 8. С. 36.
134. Солоневич И. Россия в концлагере. М., 2000.
135. Степин B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 9.
136. Степин B.C. Становление научной теории. Содержательные аспекты строения и генезиса теоретических знаний физики. Минск, 1976.
137. Степин B.C. Теоретическое знание. М.: Наука, 1999.
138. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М.: Наука, 1992.
139. Степин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего. М.: Наука,1996.
140. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М.: Наука, 1994.
141. Столович Л. Смех против тоталитарной философии // Звезда.1997. №7.
142. Судоплатов П. Разведка и Кремль: записки нежелательного свидетеля. М.: Гея, 1996.
143. Тарасов КА. От насилия в кино к насилию «как в кино» // Социологические исследования. 1996. № 6. С. 35—41.
144. Томпсон В. Первые философы. М.: Наука, 1958.
145. Тощенко Ж. Т. Элиты? Кланы? Касты? Клики?. Кто правит нами? // Социологические исследования. 1999. №11.
146. Уемов А.И. Я был аспирантом Асмуса // Человек. 2000. № 2.
147. Уолцер М. Компания критиков: социальная критика и политические пристрастия XX в. М.: Идея-Пресс, 1999.
148. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.:1986.
149. Форум: теневая экономика и политическая коррупция в обществах переходного типа (афро-азиатские страны и Россия) // Восток, 2000. № 1-2.
150. Фраассен Б. Чтобы спасти явления // Современная философия науки. С. 345-357.
151. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997.
152. Фурман Д. Революционные циклы в России // Свободная мысль. 1994, № 1.
153. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М.: Академия, 1995.
154. Харин Ю.А. Марксистская социальная диалектика. Минск,1985.
155. Хевеши М.А. К 100-летию со дня рождения Д. Лукача // Вопросы философии. 1985. №11.
156. Хейзинга Й. Homo Ludens. М.: Прогресс-Академия, 1992.
157. Хиршман А. Рыночное общество: противоположные точки зрения // Социологические исследования. 2001. № 3. С. 43-53.
158. ХолловэйД. Сталин и бомба: Советский Союз и атомная энергия (1939-1956). Новосибирск: Наука, 1997.
159. Чешков М.А. Неоэтатизм: мировые и локальные измерения // Политические исследования. 1996. № 2. С. 25-28.
160. Чудакова М. Заметки о поколениях в Советской России // Новое литературное обозрение. 1998. № 2/30. С. 73-91.
161. Чумиков А.Н. Насилие меньшинства над большинством как следствие несовершенства современной политической системы России // Социологические исследования. 1996. № 4.
162. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. 1992. № 6.
163. Шелике В.П., Потоцкий В.А. Актуальные проблемы понятийного аппарата теории социальной революции // Философские науки. 1979. №5.
164. Шпакова Р.Н. Проблема мира и войны в социологии ФРГ // Философские науки. 1987. № 11. С. 85-95.
165. ШтомпкаП. Социология социальных изменений. М., 1996.
166. Энциклопедия Третьего Рейха. М.: Локид-миф, 2000.
167. Этика ненасилия / Под ред. А.А. Гусейнова. М., 1991.
168. Эткинд А. Хлыст. Секты, литература и революция. М.: НЛО,1998.
169. Юдин Б.Г. Вторичная институционализация науки // Философские исследования. 1993. № 3.
170. Adams В. Coercion and Consensus Theories: Some Unresolwed Issues // Curtis J., Petras J. et al. The Sociology of Knowledge. London: Gerald Duckworth, 1970.
171. Ajemian R. Terror and Tedium // Time. 1990. № 35, August 27.
172. Alexander J. Handbook of Sociology. Newbury Park: Sage, 1988.
173. Arendt H. On Violence. New York, 1969.
174. Armstrong K. The History of God. Free Press, 1993.
175. Ashley R. Three Modes of Economism// International Studies Quarterly. 1983. Vol. XXVII, № 4.
176. Barnes B. Scientific Knowledge and Sociological Theory. London: RKP, 1974.
177. Barnes B., Bloor D. Relativism, Rationalism and Sociology of Knowledge. Oxford: Clarendon Press, 1992.
178. Berger P. Invitation to Sociology. New York: Anchor Books, 1976.
179. Bloor D. Knowledge and Social Imagery. Chicago University Press, 1991.
180. Bourdieu P. Language and Symbolic Power. Cambridge: Polity Press, 1991.
181. Boyne R. Power-Knowledge and Social Theory. London: Rout-ledge, 1991.
182. Brüning F. Europes's Dead-End Kidds (Special Report) I I Newsweek. 1981, April 20.
183. Chase-Dunn C. Interstate System and Capitalist World-Economy: One Logic or Two? I I International Studies Qarterly. 1981. Vol. XXV.
184. Clifford J., Marcus G. Writing Culture: the Poetics and Politics of Ethnography. Berkley: University of California Press, 1986.
185. Collins H. Changing Order. Replication and Induction in Scientific Practice. London: Sage, 1985.
186. Collins H. Stages in the Empirical Program of Relativism I I Social Studies of Science. 1981. Vol. 11.
187. Coser L. Continuities in the Study of Social Conflict. New York: Free Press, 1967.
188. Cozzens S. Theories of Science in Society. Bloomington: Indiana University Press, 1990.
189. Dubois P. Torture and Truth. New York: Routledge, 1991.
190. Elias N. The Civilizing Process. The History of Manners. Oxford, 1993. Vol.1.
191. Fardon R. Power and Knowledge: Anthropological and Sociological Approarches. Edinburg: Scottish Academic Press, 1985.
192. Feyerabend P. Science in a Free Society. London: Verso, 1988.
193. Foucault M. Power-Knowledge. Selected Interviews and other Writing 1972-1977. Brigton: Harvester, 1980.
194. Fuchs S. The Professinal Quest for Truth: A Social Theory of Science and Knowledge. Albany: SUNY Press, 1992.
195. Fuchs S. The Professional Quest for Truth: A Social Theory of Science and Knowledge. Albany: SUNY Press, 1992.
196. Gadamer H. Rozum, slowo, dzieje. Szkice wybrane. Warszawa: PIW, 1979.
197. GaltungJ. Theorien des Friedens // Senghaas D. (Herausg.). Kri-tische Friedensforschung. Frakfurt am Main, 1971.
198. Gellner E. Legitimation of Belief. Cambridge: Cambridge University Press, 1974.
199. Gellner E. Relativism and the Social Sciences. Cambridge: Cambridge University Press, 1985.
200. Gellner E. Soviets against Wittfogel // Theory and Society. 1985. Vol.14.
201. Gellner E. Spectacles and Predicament. Essays in Social Theory. Cambridge: Cambridge University Press, 1979.
202. Giddens A. Social Theory and Modern Sociology. Cambridge: Polity Press, 1987.
203. Giddens A. The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration. Cambridge: Polity Press, 1984.
204. Giddens A. The Nation-State and Violence. Cambridge: Polity Press, 1985.
205. Gilpin G. War and Change in World Politics. Cambridge: Cambridge University Press, 1981.
206. Gilpin R. The Political Economy of Internatonal Relations. Princeton: Princeton University Press, 1987.
207. Goldstein J. War and Kondratieff Upswing // International Studies Qarterly. 1985. Vol. XXIX, № 4.
208. Grace G. The Linguistic Construction of Reality. London: Groom Helm, 1987.
209. Grzegorczyk A. Ethik and Experience. Boston: Beacon Press, 1989.
210. Hall J. Gellner and Habermas on Epistemology and Politics // Philosophy of Social Science. 1982. Vol. 12.
211. Hall T. Outside Culture. New York: Free Press, 1984.
212. HanmerJ., MaynardM. Women, Violence and Social Control. London: Macmillan, 1987.
213. Hare R. Essays on Political Morality. Oxford: Clarendon Press,1989.
214. Heald S. Controlling Anger. Manchester: Manchester University Press, 1989.
215. Heller A. Is Truth Historical? // Thesis. 1997. № 29.
216. Hesse M. The Structure of Scientific Inference. London: Macmillan, 1974.
217. Holton R. Economy and Society. London: Routledge, 1992.
218. Hopkins T., Wallerstein I. Processes of the World-System. Bewerly Hills: Sage, 1980.
219. Horton R. Tradition and Modernity Revisited. Oxford: Blackwell,1982.
220. Jonson R., Thompson W. Rhytms in Politics and Economics. New York: Praeger, 1985.
221. Kennedy D. Archelogy and Sociology of Knowledge // Theory and Society. 1980. № 12.
222. Keohane R. After Hehemony: Cooperation and Discord in the World Political Economy. Princeton: Princeton University Press, 1984.
223. Keough W. Punchlines: The Violence of American Humor. Paragon House, 1995.
224. KmitaJ. Culture and Knowledge. London: Sage, 1992.
225. Knorr-Cetina K., Mulkay M. Science Observed: Perspectives of the Social Study of Science. London: Sage, 1983.
226. Krohn W. et al. Seiforganisation: Portrait of a Scientific Revolution. Dordrecht: Kluwer, 1990.
227. Krygier M. Law as Tradition I I Law and Philosophy. 1986. Vol. 5.
228. Laclau E. Discourse // A Companion to Contemporary Political Philosophy. Cambridge: Blackwell, 1993.
229. Lane F. Profit from Power. Albany, 1979.
230. Latour B. The Pasteurization of France. Cambridge: Harward Uni-wersity Press, 1988.
231. Lauretis T. The Violence of Rhetoric: Considerations on Representation and Gender // Armstrong N., Tennenhouse L. (eds.). The Violence of Representation: Literatura and the History of Violence. London: Routledge, 1989.
232. Law J. Power, Action and Belief: A New Socology of Knowledge. London, 1986.
233. Lawson H., Appignanesi L. Distanting Truth: Reality in the Postmodern World. London: Weidenfeld and Nicolson, 1989.
234. Lern S. Wizia lokalna. Krakow, 1982.
235. Levinas E. Ethics and Religious. Oxford: Oxford University Press,1996.
236. Lloyd G. Magic, Reason and Experience. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.
237. Luhmann N. The Differentiation of Society. New York, 1982.
238. Lukes S. Power: A Radical View. London: Macmillan, 1974.
239. Macfarlane A. The Culture of Capitalism. Oxford: Blackwell, 1987.
240. Merton R. Social Theory and Social Structure. New York: Free Press, 1957.
241. Miller D. The Blackwell Encyclopedia of Political Thought. Oxford: Blackwell, 1987.
242. Modelski G. Long Cycles in World Politics. Seattle and London, University of Washington Press, 1987.
243. Nort D. The Rise of the Western World. A New Economic History. Cambridge: Cambridge University Press, 1973.
244. Nye I. Neorealism and Neoliberalism//World Politics. 1988. Vol. XL, № 2.
245. PolanyiM. Personal Knowledge: Towards a Post-Critical Philosophy. Chicago: Chicago University Press, 1962.
246. Popper K. Objective Knowledge: An Evolytionary Approarch. Oxford: Oxford University Press, 1975.
247. Putnam H. Realism with a Human Face. Cambridge: Harvard University Press, 1990.
248. Riches D. Antropology of Violence. Oxford: Blackwell, 1986.
249. Rogers E. Diffusion of Innovation. New York: Free Press, 1983.
250. Rorty R. Contingency, Irony and Solidarity. Cambridge: Cambridge University Press, 1989.
251. Rorty R. Objectivity, Relativism and Truth: Philosophical Papers. Vol.1. Cambridge: Cambridge University Press, 1991.
252. Rosenstoch-Heussy F. On the Construction of Objectiwe Theory // Sociological Inquiry. Vol. 60, № 1.
253. Rouse J. Knowledge and Power: Toward a Political Philosophy of Science. Ithaka, New York: Cornell University Press, 1987.
254. SaidE. Orientalism. London, Routledge, 1991.
255. Sayer D. The Violence of Abstraction: the Analitic Foundations of Historical Materialism. Oxford: Blackwell, 1987.
256. SchelerM. Problemy sociologii wiedzy. Warszawa: PWN, 1990.
257. Shiva V. The Violence of the Green Revolution. London: Zed Books, 1993.
258. Sivin N. Transformation and Tradition in the Sciences.Cambridge: Cambridge University Press, 1984.
259. Skokpol T. States and Social Revolution: A Comparative Analysis of France, Russia and China. Cambridge: Cambridge University Press, 1979.
260. Smith N. Unewen Development. Nature, Capital and the Production of Space. Oxford: Oxford University Press, 1984.
261. Steengaard N. Violence and the Rise of Capitalism. New York: Free Press, 1986.
262. Strathern A. The Structure of Folk Models of Thought. London: Academic Press, 1981.
263. Szczepanski M. Pokusy Nowoczesnosci. Katowice, 1992.
264. Teichman J. Pacifism and the Just War. Oxford: Blackwell, 1986.
265. Thompson W., Zuk G. War, Inflation and Kondratieff s Long Wawes // Jornal of Conflict Resolution. 1982. Vol. XXVI, № 4.
266. Tilly Ch. Collective Violence in European Perspective. New York: Bantam Books, 1969.
267. Trigg R. A Defence of Realism in Philosophy of Sciences. New York: Harvester Wheatsheaf, 1989.
268. Turner B. Max Weber: From History to Modernity. London: Routledge, 1982.
269. Turner B. Theories of Modernity and Postmodernity. London: Sage, 1989.
270. Vayrynen R. Global Power Dynamics and Collective Violence // Vayrynen R., Senghaas D et al. The Quest for Pease: Sage, 1987.
271. Violence and Its Causes. Paris: UNESCO, 1979.
272. Wallerstein I. Historical Capitalism. London: Verso, 1983.
273. Wallerstein /. The Politics of the World Economy. Cambridge: Cambridge University Press, 1984.
274. Waltz K. Theory of International Politics. Addison Wesley: Reading1979.
275. Wittgenstein L. The Philosophical Inwestigation. Oxford: Oxford University Press, 1958.
276. Woolgar S. Knowledge and Reflexivity: New Frontiers in the Sociology of Knowledge. London: Sage, 1988.
277. Woolgar S. Science: The Very Idea. Chichester: Ellis Horwood Limited, 1988.
278. Znaniecki F. Spoleczne role uczonych. Warszawa, 1984.