автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Проблема национального, расового и духовного самоопределения в творчестве Джеймса Артура Болдуина

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Мустафаев, Фархад Магомед оглы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Проблема национального, расового и духовного самоопределения в творчестве Джеймса Артура Болдуина'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема национального, расового и духовного самоопределения в творчестве Джеймса Артура Болдуина"

московский ордена трудового красного знамени

областной педагогический институт

нм. н. к. крупской

На правах рукописи

м^стафАев фАрхад магомед оглы

УДК 82 3:82.09:820(73) БОЛД.

ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО. РАСОВОЙ) И ДУХОВНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖЕЙМСА АРТУРА БОЛДУИНА

Специальность: 10.01.05 — Литература стран Западной Европы, Америки и Австралии

автореферат

диссертации на соксканке ученой стезенн кандидата филологических наук

У Москва—1991

Работа выполнена на кафедре лексики английского языка № 3 Азербайджанского педагогического института иностранных языков имени 50-летия СССР.

Научный руководитель — доктор филологических наук

А. С. МУЛЯРЧИК

Официальные оппоненты — доктор филологических наук

Т. К. ЦИНЦАДЗЕ, кандидат филологических наук Е. А. ЦУРГАНОВА

Ведущая организация — факультет журналистики Московского ордена Ленина, ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им. М. В. Ломоносова. -

Защита состоится — /6 ^-ОССЫо- в & час. на заседании специализированного совета Д 113.11.02 по литературоведению в Московском ордена Трудового Красного Знамени областном педагогическом институте им. Н. К. Крупской по адресу: 107005, г. Москва, ул. Энгельса, 21-а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского ордена Трудового Красного Знамени областного педагогического института им. Н. К. Крупской.

Автореферат разослан: « » -'Сс&ь/Э^'* 1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат филологических наук,

доцент Т. К. БАТУРОВА

Джеймс Артур Болдуин (1924-1987 гг.) - неустанный борец за щдава человека, видный политический деятель и признанный мастер в современной американской литературе.

Своими произведения«®! он создал летопись борьбы негритянского народа за своа освобождение. Джеймс Болдуин, как личность необыкновенно яркая и талантливая, своей деятельностью вписал в эту летопись немало драгоценных страниц. Он был не только исследователем жизни, мастером слова, но и одним из вождей этого движения. Ведь недаром он был другом Мартина Лютера Кинга, Малькольма Икса, а покойный ныне министр юстиции США Роберт Кеннеди неоднократно встречался и советовался с ним по негритянской проблеме Америки.

Достоверность исследования состоит в показе определяющих мотивов творчества Джеймса Болдуина, главным из которых является эго стремление объяснить расовые неурядицы социальными причинами. 1роизведения писателя помогают воссоздать целостную и реалисти-тескуа картину образа жизни той расы, к которой принадлежит он зам. Это тем более важно, что в настоящее время возникает боль-иая необходимость в объективном представлении об американском 1ароде, которое можно воссоздать лишь в том случав, если наряду з экономическими, социальными и политическими аспектами жизни этого народа будут изучены ж его нравственные духовные устои. 3 этом отношении изучение художественной литературы играет больную роль. Творчество Джеймса Болдуина с этой точки зрения при-¡бретает исключительное значение, ибо на протяжении своего ¡ложного творческого пути он воплощал все основополагающие ?еяденции негритянского движения в США., В его творчестве пред-¡тает развернутое художественное воплощение концепции христи-щского непротивления, призыва известного лидера негритянско-•о движения, лауреата Нобелевской премии Мартина Лютера Кин-•а к братству и дружбе мевду различными расами, а также экстре-изма Малькольма Икса, одного из лидеров движения "Черные пан-■еры". В произведениях, относящихся к последним годам творчес-:ой жизни Болдуина, четко прослеживаются такие черты общечало-юческого характера, как вера в человеческий гений, в творчеств силы народа, в выживание и счастье через созидательный труд, I также глубокая обеспокоенность за судьбы человечества. Ес-и колебания Джеймса Болдуина в свое время справедливо

объяснялись неопределенностью и неустойчивостью его политической платформы, то теперь, после смерти писателя, благодаря его произведениям мы имеем возможность воссоздать целостную картину негритянского движения в 50-60-х годах XX века со всеми.его про тиворечиями и сложностями. Творчество Дк. Болдуина представляет собой как бы своеобразную художественную энциклопедию важнейшей социальной проблемы жизни американского народа.

Пель и задачи исследования. Главной целью нашей диссертада оиной работы является целостное изучение особенностей художественного отражения казни американских негров в публицистике, про зе и драматургии Дж.. Болдуина. Это и определяет следующие задачи диссертации:

- выявление социально-политических, экономических особенно стей общественной жизни в Соединенных Штатах Америки в 60-х -70-х годах XX века;

- изучение отражения жизни американских негров в художественной литературе;

- анализ борьбы реализма и модернизма в современной американской литературе на примере творчества Дж.Болдуина;

- освещение идейных разногласий в негритянском движении и их отражение в творчестве писателя;

- выявление художественных особенностей отражения борьбы негритянского народа-в публицистике, прозе и драматургии Дк.Бол душа;

- трактовка влияния творчества Болдуина на дальнейшее развитие американской литературы.

Методологической основой исследования является концепция общечеловеческого, базирующаяся на западноевропейской и восточной философии, положения марксистско-ленинской эстетики, а также выводы советских и американских литературоведов о современно американской литературе.

Исследование строится на анализе оригиналов произведений Дж.Болдуина и трудов американских исследователей о его творчестве. Каждый раз то или иное положение американских исследователей рассматривается нами критически, с точки зрения общечеловеческой философии.

Исследование произведений Дк.Болдуина осуществляется соответственно жанровому делению, то есть его публицистика, проза и драматургия рассматриваются в отдельных главах. Такой порядок рассмотрения творчества Дж.Болдуина выбран нами не произвольно. Во-первых, в творчестве Болдуина одни и те ке проблемы социальной жизни американских негров находят свое отражение и воплощение в различных жанрах. Во-вторых, многие исследователи считали и считают публицистику писателя наиболее сильным жанром в его творчестве. Действительно, именно в публицистике писателя нашла свое наиболее яркое отражение проблема негритянского движения в Соединенных Штатах Америки. Однако без анализа художественных произведений писателя невозможно себе представить полную картину, в особенности "суть" концепции Дж.Болдуина по проблемам расовой дискриминации негров в США. Если в публицистике остро и открыто указывается на те или иные социальные аспекты проблемы негритянского населения страны, то в драматургии и прозе акцени-руется духовная сторона вопроса.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые после смерти писателя в советском литературоведении предпринята попытка целостного изучения всего творчества Дж.Бодцуина в контексте "негритянской литературы". Это позволяет прослеживать до конца определенные тенденции в творчестве писателя, выявить созвучие (либо диссонанс) в разработка, освещении и оценке определенных тем.

Практическая ценность работы состоит в том, что она может быть использована в качестве учебного материала при изучении современной американской литературы в университетах и педагогических институтах.

. Апробация исследования. Основные положения диссертации изложены в трех статьях, тезисах выступлений на научной конференции в Москве 1988 года по американистике, а также в докладах на заседаниях кафедры лексики английского языка Л 3 и перевода АДИИЯ км. 50-летая СССР. Автор апробировал многие положения диссертационной работы на практических занятиях по курсу современной американской литературы в вузе.

Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задача работы, новизна исследования и практическая данность работы, характеризуется ее методологическая основа. Там же проводится обзор существующей критической литературы по исследуемому вопросу в хронологическом порядке.

Азербайджанский поэт Н.Гянджэви, 850-летний юбилей которого отмечается в 1990 году по линии ЮНЕСКО, писал, что люди отличаются друг от друга не цветом кожи, а своими думами и деяниями. Эти слова не только нэ потеряли своей актуальности, а звучат современно, будто произнесены сегодня и сказаны о нынешней .Америке, где проживает более 25 миллионов негров и где вопрос о расовой дискриминации стоит еще достаточно остро.

Невольно вспоминается вышеприведенная мысль Н.Гянджеви при чтении произведения известного американского писателя, нашего современника Джеймса Бодцуина, который говоря "Черный проблемы нет, ее придумали расисты" - как бы вторит ему.

Проблема расовой дискриминации и поныне находится в эпицентре борьбы прогрессивных деятелей Америки, в их числе Днсеймс Болдуин. Его многосторонние связи с политическими деятелями, неоднократные встречи с научными и культурными деятелями США. того времени свидетельствуют о том, что Дж.Болдуин был верен негритянской теме до конца своей писательской и общественной деятельности. Но вместе с тем в своих многочисленных работах писатель выражал душдаяния не только негритянского населения Америки, но и всего человечества.

Проследить творческий путь писателя позволяют такие его книги, как "Иди, вещай с горы" (1953), "Комната Дкованни" (1958), "Другая страна" (1962), "Скажи, когда ушел поезд" (1961), "Если Бийл-стрит могла бы заговорить" (1974), "Прямо над головой" (1979), "Завтра - пожар" (1963), "Имени его не будет на площади" (1977) и др. - всего пятнадцать томов книг Дж.Болдуина.

По глубине и охвату расовых проблем творчество Дж.Болдуина занимает исключительное место, в современной американской литературе. Оно определяется не в меньшей степени тем, что Болдуин в различные периода творчества отразил сомнения и колебания, экстремизм и либерализм в движении за подлинное равноправие американских негров. Благодаря этому его произведения в своей совокупности - публицистика, проза, драматургия - превратились в подлинный

документ, отражающий надежду и бессилие, высоту духа и отчаяния американских негров.

Советские исследователи уже давно свидетельствуют о том, что назрела необходимость всеобъемлющего изучения творчества Болдуина. Особенность данной диссертационной работы заключается в том, что в ней впервые рассматривается творческий путь писателя в его теперь уже завершенной целостности. Объективная оценка творчества писателя может основываться лишь на целостном изучении всего созданного им наследия. Дж.Болдину посвящено много монографий, книг, статей.

В 60-е годы появляется много зарубежных работ о творчестве Дж.Болдуина. Однако, некоторые исследователи - Р.Боун, Г.Брейт, Ф.Эккман, Д.Гибсон, Ф.Дюпи, Д.Литлджонс, Р.Брустайн, К.Маккинес, Карин Мольер, Ральф Зллисон и др. подходят к творчеству писателя односторонне. Одни критики анализируют теологические проблемы (Маккинес, Мейсбу), другие дают фрейдистское толкование его творчества, особенно публицистики (Р.Боун, С.Мейкбах, А.Лрэтт, Ф.Эккман), большинство из.^ос затушевывают социальные корни искусства Болдуина. Некоторые критики - Э.Гейл, Э.Кливед, К.Херин-тои не принимает во внимание тесную взаимосвязь между жанрами в его творчестве, В зарубежной критике мало освещены проблемы творческого метода' писателя.

Советские исследователи - Г.Голенпольский, Т.К.Цинцадзе, С.АЛаковский; Т.Л.Морозова, Ю.Покальчук, В.Сленева, М.П.Тугу-шева, Э.М.Удаер, Ю.В.Стулов, H.A.Анасгасьев, Г.В.Аншсин, Б.А. Гилвнсон, Т.Н.Денисова, Я.Н. Засурский, Р.Д.Орлова, В.Н.Богословский, А.С.Мулярчик, А.Н.Зверев, Г.П.Злобин, А.Н.Николкин, И.М. Левидова, М.О.Мендельсон, С.Максимчук, Л.П.Башмакова - затрагивали отдельные аспекты творчества Дж.Болдуина. В отечественном литературоведении имеются три монографические исследовательские работы, посвященные творчеству писателя1'.

I) Голенпольский Т. Публицистика Джеймса Артура Болдуина и негритянское освободительное движение в США. Дисс.канд.филологических наук. - Тбилиси, 1972; Удлер Э.М. Публицистические жанры в творчестве Джеймса Болдуина. Дисс.канд.филол.наук. - М., 1982; Стулов Ю.В. Своеобразие художественной прозы Дж.Болдуина 1950-х середины 1970-х гг. (Идейно-художественная эволюция). Дисс.на соиск.учен.степ. канд.филол.наук (10.01.05). - М., 1984.

В первой главе настоящей диссертации рассматривается публицистика Дж.Болдуина. Проблема американских негров - центральная тема публицистики писателя. Однако это не означает, что в его творчестве не нашли отражения другие теми. Наоборот, в отличие от многих своих соотечественников, Дж.Болдуин стремится изобразить мир в широком контексте мировых событий, увидеть проблемы и противоречия в русле современной истории. Однако, о чем бы ни рассуждал Дж.Болдуин - об условиях своей жизни во Франции, о бесславной войне во Вьетнаме, - он всегда остается верен нравственной проблеме американских негров. В любой мировой проблеме он находит те же корни, что и в проблемах американских негров, и наоборот, любую проблему американских негров исследует и художественно воплощает как концентрированное, чрезвычайно острое и наглядное проявление общечеловеческих проблем. Писатель как бы ощущает внутреннее родство всех угнетенных на свете: для него судьба коренного населения в колониальных странах, судьба бедняков и обездоленных в капиталистических государствах идентичны судьбе американских негров.

Следует отметить, что во всех своих произведениях, особенно в публицистических работах, Дж.Болдуин постоянно исходил из фактов своей личной жизни. Он прекрасно знал жизнь и проблемы американских негров; он сам лично перепробовал очень много профессий, включая профессию священника, пока не стал пксателем-публи-цистом. Особенностью поэтики публицистических работ Дк.Болдуина является то, что от абстрактных, патетических суждений он неожиданно и просто переходит к самым обыденным деталям и наоборот. С этой точки зрения характерны размышления писателя в связи с гибелью Мартина Лютера Кинга. В книге "Имени его не будет на площади" писатель описывает, каким образом для участия в походах лидер американских негров купил темный костюм, как этот костюм после официальной церемонии постоянно вызывал в нем отрицательные эмоции: "В моих глазах этот костюм был пропитан кровью всех преступлений, совершившихся в нашей стране. Ведь я не мог бы надеть его или просто увидеть, не вспомнив о Мартине, и о смерти Мартина, и о том, чем он: был для меня и для стольких других. Я не мог бы его надеть, не подумав о будущем с холодным беспросветным цинизмом. Короче говоря, это одеяние было дая меня слишком тяжелым"1 ^.

I) Америка: Улица Разделения. - С.70.

До гибели Мартина Лютера Кинга Дж. Болдуин верил, вслед за своим великим другом, что расовую проблему можно решить, выявляя с помощью слова, обращений и призывов лучшие душевные потенции, заложенные в любом человеке. Ведь в каждом американце, считал Мартин Лютер Кинг, заложены бесконечные запасы душевной щедрости, ясности мысли и благородства, а человек даже не подозревает о них. Дж.Болдуин считает, что в принципе негритянский лидер был прав, когда апеллировал к совести американцев, но он допустил роковую ошибку, которая привела его к гибели. Мартин Лютер Кинг исходил из единства и целостности американского народа, а в действительности такой целостности, единства не существовало.

Чтобы воссоздать полную картину борьбы американских негров за свои гражданские права, писатель находит художественные средства для организации "встречи" уже погибших Мартина Лютера Кинга и Малькольма Икса, двух наиболее выдающихся негритянских лидеров. При этом он объединяет их в своих собственных переживаниях: писатель испытывает глубокую Соль из-за смерти Мартина Лютера Кинга, работая в это же время над экранизацией "Автобиографии" Малькольма Икса, убитого в 1965 ходу почти при аналогичных условиях, он сопереживает и ему. Таким образом, в воспоминаниях писателя как бы встречаются эти погибшие лидеры американских негров.

Важное свойство поэтики публицистических работ Дж.Болдуина состоит в том, что от абстрактных, патетических суждений он неожиданно переходит к обыденным деталям и наоборот. Постоянные перехода от личностного к общественному, взаимное отражение социаль-шх и личностных граней и составляют основу поэтики публицистики 1к.Болдуина, обеспечивают ей высокую художественность. Мартин Лю-гер Кинг, этот до мозга костей общественный деятель, становится глубоко человечным: читатель переживает его гибель вместе с Дж. Болдуином как свою личную беду и трагедию, потому что писателю удалось акцентировать внимание именно на его личностных, глубоко человеческих качествах.

В публицистических работах Дж. Болдуина Мартин Лютер Кинг отладь не представлен в качестве современного положительного героя; 1аоборот, писатель постоянно акцентирует слабые стороны его характера. Однако именно благодаря его слабостям читатель глубоко симпатизирует ему.

Дж.Бодцуин считает, что постоянная борьба за гражданские права выработала у негритянских лидеров чувство чрезвычайной ответственности за- судьбы своего народа.

Глубинную причину расовой дискриминации Дне.Болдуин находит превде всего в эфемерности американской демократии. Он считает, что несмотря на то, что официально, для сохранения видимости демократии, объявляется, что "такой-то негр работает на такого-то белого", в действительности же этот негр является бесправным, в сущности он представляет из себя обыкновенного раба. Дж.Болдуин приходит к выводу о том, что фактически американские империалисты рассматривают негров как подопытных кроликов: на них испытывают те методы и схемы, которые затем экспортируют за границу, применяют по отношению к другим народам, к третьему миру.

Жесткий реализм, стремление говорить полную правду, какой бы неприглядной она ни казалась, является одной из основополагающих особенностей всего творчества Дк.Болдуина.

Во второй главе рассматривается проза Дж. Болдуина в переломные годы (1968-1974 гг.). Те мотивы и идеи, которые в публицистике Дж.Болдуина выражаются "открытым текстом", в его романах и рассказах художественно осмысливаются и перевоплощаются.

Как было показано в первой главе, расовая сегрегация американских негров является главной темой публицистики Дж.Болдуика. Эта же тема составляет доминанту его художественного творчества, являясь, разумеется, не единственной для него. Масштаб таланта Дж.Болдуина не позволяет ему оставаться в рамках узкой негритянской проблемы, в отличие от других писателей-негров, а в конечном итоге через проблему расовой сегрегации он в той или иной мере отражает общеамериканские и общечеловеческие проблемы. Совершенно справедливо отмечает исследователь его творчества Б.Большаков: "Болдуин и сам понимает, что он не может быть уже просто негром, просто негритянским писателем, потому что его творчество принадлежит уже не одному Гарлему, не только подобным этому нью-йоркскому средоточению трущоб районов негритянской бедности в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, его искусство вошло в мировую литературу и, очевидно, там и останется благодаря всему тому лучшему, а не суетновременному, что Болдуином написано". Первый ро- . ман Болдуина (1953), - "Иди, вещай с горы", завершенный им во время первой поездки во Францию, принес ему немедленный и заслуженный успех.

В романа имеются неоправданные длинноты. В некоторых эпизодах ощущается чрезмерная сентиментальность. Однако, и в этом раннем романе проявляются характерные особенности таланта Дж. Болдуина. Редко художественное произведение способно так глубоко расторгать читателя, задеть самые тонкие струны его души, как роман "Иди, вещай с горы". Дж.Болдуин воссоздает перед читателями образы негров, которые как бы заключены в тюрьму своей кожи. В представлении писателя не отдельные представители черной расы, а весь негритянский народ находится в духовном тупике; негры вынуждены походить на тот "образ, негров, который сформирован в сознании белых". Знакомясь с условиями существования американцев, читатель представляет себе расовую ненависть, царящую в Соединенных Штатах, буквально испытывает на себе ту душную атмосферу, в которой вынуэден существовать американский негр: в этом раннем романе белые представлены в качестве садистов, которые всегда готовы мучить, подвергать страданиям и при случае линчевать негров. Белый человек является в представлении писателя страшным врагом негра, на котором столетие спустя после "освобождения" все еще лежит печать рабства. В одном из своих произведений Дж. Болдуин говорит, что американский негр является "украденным и проданным", как животное; его и сейчас считают животным. По американской конституции негр является на три пятых процента человеком. В действительности, несмотря на решение суда, американский негр не обладает какими-либо правами, благодаря которым он бы уважался белым. По мнению писателя, после целой эпохи так называемой "законной эмансипации" американский негр продолжает оставаться, пожалуй, самым презренным существом.

Противоречивое отношение Болдуина к религии намечается в своих главных моментах в романе "Иди, вещай с горы". С одной стороны, писатель считает, что без религии, без христианской веры в конечную победу, справедливости не выдержали бы отчаявшиеся негры Гарлема и Юга. С другой стороны, писатель уверен в том, что несправедливость, которая, по его мнению, определяет смысл и содержание человеческих отношений, проникла и в религию; бог, жестокий и мстительный бог "Ветхого Завета", заодно с белыми: он способствует распространению человеческого страдания, в первую очередь негров.

\

Следующее прозаическое произведение Дж.Болдуина "Комната Джованни", написанное в 1956 году, свидетельствует об усилении мотивов экзистенциализма в его творчестве. В этом произведении изображена судьба молодого американца в Европе. По единодушному мнению исследователей творчества писателя, данное произведение представляет собой шаг назад от тех творческих завоеваний, которые наблюдаются в романе "Иди, вещай с горы". По нашему мнению, главная причина заключается в существенном ослаблении социальной проблематики в этой повести. Писатель концентрирует свое внимание на влечениях главного героя-рассказчика, который буквально раздираем извращенным влечением к молодому и красивому бармену-итальянцу, комната которого вынесена в заголовок повести и является одновременно раем и тюрьмой для главного героя. Давид называет эту комнату клаустрофобной, в которой стены вот-вот раздавят тебя.

Особенность романа Дж.Болдуина "Комната Джованни" заключается в том, что автор, будучи негром, не дает ни одного негритянского персонажа в книге. Все персонажи романа - белые люди, а действие происходит в Европе. Однако проблематика романа сказана с Америкой. Топографически роман транспортирует мораль Гарлема на парижские улицы.

Роман "Чужая страна", написанный в 1962 году, во многих отношениях представляет собой большой шаг вперед, хотя и не полностью удовлетворил критиков. В этом произведении даже недостат--ки и упущения писателя вызывают большой интерес. Он пытается создать широкую социальную картину американского общества. События романа происходят в литературно-артистической (богемной) среде Нью-Йорка. По мнению Дж.Болдуина, белые сталкиваются с проблемой моральной трусости, они избегают встречаться с "черныш" сторонами жизненного опыта. Белые американцы боятся смотреть в лицо реальности; боль и страдание, насилие и зло, секс и смерть пугают их.

Главными персонажами произведения являются Руфус Скот, джазовый исполнитель, который кончает жизнь самоубийством, устав от расовой сегрегации в обществе, его сестра Ида, Вивальдо Мур, полуитальянец, и полуирландец, писатель-графоман. В инфернальной атмосфере полубогемной Гринвич Виллидж Болдуин собирает группу белых американцев, чьи судьбы тесно связаны "с судьбой ВД5уса.

- и -

Это Вивальдо Мур, Кэсс, Эрик Джоунэ - друзья Руфуса, которых не оказалось рядом с ним, когда они были так нужнн ему. Руфус бросается с моста, произнося следующие строки: "Отказываюсь жить в бедлале на людей. Отказываюсь выть с волками площадей".

1Уфус Скот является своеобразным вариантом Биггера Томаса, который подвержен навязчивой идее смерти. Как и Биггер, он хотел бы расшевелить людей, заставить их задуматься о происходящем. Смерть Руфуса лежит на совести его белых друзей, которые не спасли его.

Семидесятые годы изменили акценты в творчестве Дж.Болдуина. Это связано в первую очередь с резким изменением социально-политической обстановки в стране. Кончилась позорная война во Вьетнаме, но психологические и нравственные последствия этого беспрецедентного, даже дая истории агрессивных империалистических стран, вмешательства во внутренние дела другого народа еще долго ощущались. Некоторые из бывших воинов, которые принимали участие в агрессивных акциях администрации Белого дома во Вьетнаме, активно и решительно включились в антивоенную общественную деятельность, но многие, потеряв внутренний нравственный стержень, влились в ряды преступников, наркоманов и т.д. Разразился грязный скандал Уотергейта. Утихли молодежные мятежи. Различные формы борьбы против существующего режима сменились глубокой апатией.

По нашему мнению, американские литературные критики, решительно и однозначно осудившие роман "Скажи мне, когда ушел поезд" именно за повторение (о болдуиновских повторах критики говорили и раньше: Чарльз Ньюмен писал о романе "В другой стране'! что Болдуин "подавил красноречие своей собственной диалектики. Он достиг той степени, которая много определяет в развитии модернистской литературы - герои бесконечно повторяют одно и то же. Повторы такого рода обладают своей иронией - на ней построен театр абсурда, но в художественном отношении - это тупик"), не правы. Они не заметили, что в новом романе писатель не просто повторяет определенные темы и мотивы, но повторяет их на совершенно другом уровне, так сказать, на более высоком витке спирали; они не заметили обогащения основной темы творчества Дж.Бол-дуина. Развитие ее происходит прежде всего благодаря избранной ситуации: болезнь, страх смерти, который полностью захватывает героя. Все это вносит в художественную ткань произведения такую

силу драматизма, что герою-актеру уже явно недостаточно играть роли. Недостаточны и поиски роли ищущего истину, ищущего себя. Роль незаметно переходит в действительность, поиски героя становятся основополагающей чертой его динамичного характера.

Дж.Болдуин превосходно передал душевные переживания начинающего актера: он остро осознает, что решается его судьба: то, что происходит сейчас, сию минуту, может укрепить, а может и разрушить Лео как актера и как человека. И чем подлиннее талант художника, тем глубже и бесповоротнее может оказаться этот разрушительный процесс. Читатель вместе с Лео Праудхаммером испытывает глубокое волнение и радуется его успеху.

Почти во всех своих произведениях Дж.Болдуин гак или иначе затрагивает проблему любви. Но любовь является как бы фоном других мотивов, например, несправедливости, расовой дискриминации. В повести "Если бы Бийл-стрит могла заговорить" писатель переставляет акценты: теперь другие мотивы составляют фон любви, большого чувства Фонни и Тиш. Это книга о любви, приносящей радость, любви глубоко целомудренной и вместе с тем чувственно-сексуальной. Писатель не боится привлечь внимание к чувственной стороне взаимоотношений Фонни и Тиш. Но никогда эта открытость ке превращается в низость и натурализм. Наоборот, сексуальное влечение создает основу для крепкой, мы даже сказали бы идеальной любви Фонни и Тиш. Не случайно вклюбленных называли Ромео и Джульетта. Как и молодые возлюбленные Шекспира, герои Дж.Бол-дуина смогли органически сочетать чувственность и чистоту. Именно этой чертой повесть выделяется в современной американской литературе: писателю удалось придать человеческое измерение любви Фонни и Тиш.

Если в прежних книгах Болдуина постоянно подчеркивалась стран ность, необычность мира художника, то в этом произведении внимание читателей акцентируется не на разрыве, а на связи художника с другими людьми. Писатель показывает отношения Фонни со своим другом, отсидевшим в тюрьме за наркоманию, с отцом, с родителями жены. Тем самим искусство Фонни приобретает человеческое измерение. При этом Болдуин ничуть не отходит от своих прежних, вполне реалистических позиций: художник и повести "Если бы Бийл-стрит могла заговорить" живет в своем особенном мире. Да собственно говоря, он по-другому и не может жить.

В характере Фонни все подчинено его призванию. Даже будучи страстно влюбленным, делая предложение Тит, он не боится строго и честно признаться своей возлюбленной: "Ты всегда будешь со мной. Но не будет ни денег, ни меня". Фонни недвусмысленно говорит о том, что на первом месте всегда будут руки скульптора и его искусство, а не любовь к женщине.

Необычна мера зрелой ответственности, с какой смотрит в будущее этот почти ничего не испытавший юноша. Поразительна и мера женской интуиции Тиш: она, весьма ревнивая и темпераментная, совершенно "индифферентна" к всесильному "сопернику" - искусству. Она видит, что любовь Фонни к ней настоящая, что влечение к искусству ее возлюбленного - это тоже своего рода проявление его любви к Тиш. Поэтому муки и заботы художника становятся ее муками и заботами.

Однако при этом акценты фундаментально изменяются. Но если Фонни ищет и обретает себя, так сказать многогранно - в искусстве, в любви, в противостоянии морально-нравственным ценностям белых, то самоутверждение Тиш в этом мире происходит гораздо уже: она ищет и обретает себя лишь в любви и в предстоящем материнстве. Кстати говоря, писатель подчеркивает подлинность и возможность обоих путей. В повести "Если бы Бийл-стрит могла заговорить" писатель едва ли не впервые изображает счастье взаимной любви. Это, конечно, трудная любовь, чувство, которому приходится пройти через неимоверные трудности. Тем не менее читатель вполне понимает, а самое главное, соглашается с Тиш, когда она говорит: "И где-то в глубине, по ту сторону и за пределами нашей беды я счастлива".

В повести "Если бы Бийл-стрит могла заговорить" семья впервые изображена как надежное убежище. Это - следствие пересмотра тех установок, из которых писатель исходил при создании своих предыдущих произведений. Дж.Болдуину удалось без всякой сентиментальности и слащавости показать саму атмосферу, сам воздух настоящего, хорошего дома. Дома, который согрели человеческая привязанность и взаимное понимание всех членов семьи. Дом Еиверсов создан прежде всего Иэрон - женщиной, матерью. В ее семье соединяются разные, непохожие друг на друга люди, и это соединение нелегких характеров тем не менее создает органическую слитность.

- Г4 -

Любовь и- несчастье Тиш и Фонни готовят почву для столкновения двух семейств, которые исходят из прямо противоположных взглядов на жизнь: острый конфликт между ними неизбежен.

Писатель создал произведение, не уступающее ни в исторической достоверности, ни в эмоциалькости его прежним книгам, но внес новые элементы - законченность художественного образа.

В третьей главе рассматриваются вопросы драматургии Дж.Болдуина. Известно, что Дж.Болдуин стал популярным среди студенчества после постановки своей первой пьесы "Eie Amen Corner", которая фактически представляла собой отвлеченную дискуссию на теологические темы. В ней нашли отражение юношеские мысли и идеи писателя, который готовился стать священником. Пьеса "Блюз для мистера Чарли" посвящена памяти погибших в Бирмингеме. Сам автор придавал огромное значение этому произведению. В нем стянуты в единый узел все проблемы, которые ставил и решал писатель во многих других своих произведениях. "Блюз для мистера Чарли" является многоплановой идейно-психологической драмой, художественным воплощением в сравнительном плане двух образов жизни - жизни "белых" и "черных".-

Подобная обнаженность социально-расового фактора вносит в пьесу, в стиль и манеру автора политическую остроту, идеологическую напряженность и публицистичность в самом высоком смысле этого слова. Благодаря этому, пьеса приобретает глубокую реалистичность. Основу высокой художественности этого произведения составляет сплав искренней любви и убежденности драматурга в справедливости борьбы американских негров за свои гражданские права.

Смерть безвинного молодого негра для драматурга - это не простое ж случайное событие. Оно обобщено как типическое и характерное явление всего американского общества. В пьесе Дж.Болдуина преступное унижение негра вплоть до его физического уничтожения представлено в качестве родового качества американской социальной системы, как последствие отсутствия в Соединенных Штатах общечеловеческих этических ценностей. Поэтому противопоставление в произведении представителей двух рас, двух различных систем ценностей, которые находят свое олицетворение в антагонизме двух городов - белого и черного, не вызывает у читателя впечатления искусственности и абстрактности;-оно выражает саму суть межчеловеческих и межрассовых отношений в Соединенных Штатах Америки.

Главным героем пьесы "Блюз для мистера Чарли" является негр Ричард. Он сын священника Меридиана. В который раз Дж.Болдуин открыто подчеркивает созвучие судьбы и внутреннего содержания жизни героя пьесы Ричарда со своей личной судьбой: его герой, как и он сам, является сыном священника, то есть между ними намечается своеобразная "генетическая" близость, с другой стороны, Ричард, как и Дж.Болдуин, является человеком искусства. Ричард не просто музыкант. Природа не обделила его талантом: он настоящий и тонкий художник. Уехав на Север, герой пьесы быстро обогатился, благодаря относительно благоприятной обстановке и своим незаурядным природным талантам. Ричард прославился и стал одним из ведущих музыкантов, но в конечном итоге по логически закономерному стечению обстоятельств попадает в беду, в Лексингтонскую тюрьму.

Однако именно здесь герой находит в себе внутренние духовные потенции, чтобы пересмотреть полностью свою жизненную позицию и вернуться на родину - на Юг. Он постепенно внутренне изменяется и становится на нога.

Прообразом Ричарда является Э.Тилль - реально существующая жертва межрасовых распрей, которые буквально раздирали американское общество. Однако автор не удовлетворяется простым показом расовых столкновений в Америке, он пытается добраться до первооснов этого социального зла, выявить его психологические и этические корни.

Стремление Дж.Болдуина осветить общественно-политические события эпохи в драматическом произведении созвучны не только творческим устремлениям таких американских писателей, как Ральф Эл-лисон, но в определенной степени и великого драматурга современности Б.Брехта: Дж.Болдуин, как и немецкий писатель, ищет способы непосредственного воздействия на ум, чувства и ощущения своего читателя и зрителя.

В пьесе "Блюз для Чарли" автор ставит своей целью призвать американских негров к бдительности, к неустанной борьбе против расовой сегрегации. Данный призыв доходит до ума и сердца зрителя, ибо он настоян на крепкой любви и привязанности драматурга к своему зрителю. Именно сплав искренней любви и убежденности драматурга в справедливости борьбы американских негров за свои гражданские права и составляет основу высокой художественности пьесы "Блюз для мистера Чарли".

Дж.Болдуин доказывает, что. наглость и зверства расистов неизбежно оборачиваются даш них духовным оскуднением и деградацией. Оборотной стороной агрессивности белых расистов является безудержный страх. Никакая сила не способна спасти их от гнева негритянского народа. Постепенно этот страх пронизывает все американское общество, деформирует межличностные и межнациональные отношения.

Дж.Болдуин тонко, психологически обоснованно показал, как яд расизма постепенно проникает в жизнь общества и ..как раковые клетки,безудержно разрушают межличностные расовые отношения. С этой точки зрения психологически характерен образ белого журналиста Парнела. Ему совершенно чужды расистские предубеждения. Ему чужда идея о превосходстве белой расы над черной. Однако это отнюдь не означает, что Парнел считает негров и белых равноправными. На этот счет у него просто нет определенного мнения.

Мировоззренческую позицию Парнела характеризуют достоянные колебания. Он ни разу не заступается за негров и фактически постоянно поддерживает Лайла. Он прекрасно осведомлен, что тот является убийцей Ричарда. Но, несмотря на это, не поднимает голоса протеста против убийцы, не разоблачает его преступления. На суде он молчит и тем сам фактически способствует распространению и укоренению расизма среди американского народа.

Итак, по мнению Дк.Болдуина, расизм может проявляться в различных, подчас неожиданных формах. Кроме того, Болдуин считает, что расисты встречаются и среди белого и среди черного населения. Парнел, например, призывает черных к благоразумию и милосердию. По его мнению, лвди должны уметь прощать и забывать зло. Парнел считает, что за Ричарда-покойника не стоит мстить, ведь он уже мертвый и его назад не вернешь. Отношение Парнела к убийству Ричарда полностью раскрывает ущербность и несостоятельность его мировоззренческой позиции.

Однако Болдуин испытывает определенную симпатию к Парнелу. Это тоже своеобразный прием, определенный ракурс разоблачения законов американского общества; писатель не приемлет социальный строй и вкушает всеми доступными художественными средствами эту мысль читателю; ведь именно царящие в стране порядки отнимают волю к борьбе против расизма у таких людей, как Парнел. Подобное освещение одной и той же проблемы в различных ракурсах, своеобразная полифония приемов является, пожалуй, главной особенностью поэтики Дж.Болдуина.

Мир черных представляет Генри Меридиан, Том, Кен, Артур, Джамми, Джуанигта, Лоренцио, Пит, матушка Генри, Ричард и другие - низменные инстинкты, античеловеческий характер Белого города обобщены в образах Лайла, Джо, Хэйзел, Лилиан, Сюзен, Ральфа, Алис, священника Фелпса и Джорджа.

Однако многочисленность действующих лиц всегда приводит к тому, что внимание драмматурга к основным проблемам распыляется, он сбивается на прямолинейную пропаганду, включает в произведение реплики, которые ослабляют напряженность драматического действия, остроту конфликта. Наблюдается в пьесе и недостаточно четко определенная позиция драматурга по отношению к тем или иным персонажам. Это отрицательно сказывается на общем содержании и идейной направленности произведения.

В драме "Блюз для мистера Чарли" в конечном итоге победу одерживают отрицательные силы, силы зла и несправедливости. Однако эта победа не является окончательной, носит лишь временный и внешний характер. Неграм надо будет еще многому научиться, чтобы завоевать свои законные- права. История человечества убедительно доказывает, что несправедливость, насилие не могут вечно существовать в межнациональных и межрасовых отношениях.

В пьесе "Блюз для мистера Чарли" не просто противопоставлены черные и белые, преследуемые и преследователи: Дж.Болдуин воплощает эту острейшую социальную проблему на фоне неприглядного быта негритянских семей, роскошой, но бессодержательной жизни белых американцев. Психологическая направленность достигает в этом произведении своего предела, конфликтные ситуации приобретают выпуклые формы. Типичен и художественно выверен конфликт мевду священником Генри Меридианом и его-сыном Ричардом из-за Джуаниты, в которую безумно влюблены и отец, и сын. Оба стремятся любыми способами добиться благосклонности и расположения красивой девушки. Однако в описании этой противоречивой любовной истории Дж.Болдуин допускает и определенный натурализм.

Натуралистичность характеризует многие произведения автора. Писатель обычно прибегает к подобному показу определенных сцен с целью сгустить краски, показать облик американской действительности во всей уродливости. Но именно в этих натуралистических описаниях наиболее концентрированно проявляются противоречия мировоззрения писателя. Так, например, акцентирование

полового превосходства черных над белыми вряд ли способствует лучшему пониманию зрителями целей борьбы, которую ведут американские негры.

Мы разделяем мнение Р.Орловой, высказанное на страницах журнала "Вопросы литературы" о художественных достоинствах и социальной состоятельности пьесы "Блюз для мистера Чарли". "Пьеса - вопрос, пьеса - начавшийся диспут. По свидетельствам критики, этот диспут бурно продолжается уже в публике". ("Вопросы литературы", 1966, Л I. - С.136-158. Р.Орлова: Голоса негритянской революции. - С.153).

В заключении подводятся итоги исследования.

Анализ публицистических работ, прозаических и драматических произведений писателя доказывает, что проблемы американских негров является доминантой всего его творчества. Но это отнюдь не означает, что Дж.Болдуин в своем творчестве не затрагивал другие проблемы. Однако, какую бы сторону современной действительности ни отражал Дж.Болдуин, он рассматривает ее в ракурсе расовой проблемы. Своеобразие творчества Дж.Болдуина заключается в том, что он обрисовывает расовую проблему как бы изнутри, ибо сам не в меньшей, а может быть, большей мере ощущает унижения, которым постоянно подвергается его народ.

Однако расовая проблема в произведениях Дж.Болдуина, отнюдь не представлена как проблема темнокожих американцев; она в равной степени касается и белых согравдан Дж.Болдуина. Именно расовая проблема в изображении писателя представлена в качестве отрицательной обратной связи между черными и белыми. Палачи и их жертвы, угнетатели и угнетенные неразрывно связаны.мевду собой, и это обусловливает их фатальное несчастье: если американские негры подвергаются унижениям, то белые постоянно ощущают чувство своей изначальной виновности. Именно вследствие расовой дискриминации, по убеждению Дж.Болдуина, в американском обществе отсутствует подлинная свобода, при этом не свободны не только черные, но и белые американцы, ибо, обобщенно говоря, если какие-либо слои населения в той или иной стране подвергаются гонениям, то от этого дискомфортно чувствуют себя и гонители.

Трудные социальные, психологические и нравственные условия, расовая сегрегация, которая зафиксирована не только в обычаях и традициях американского общества, но фактически в завуалирован-

ной форме и в американской конституции", неизбежно приводятк социальному взрыву среди американских негров. Именно этим объясняет писатель в своих публицистических работах неуклонное возрастание движения негров за свободу, за свои человеческие и гражданские права. В этих работах, которые по единодушному мнению как американских, так и советских исследователей Дж.Болдуина, занимают центральное место в его творчестве, писатель прямо и одновременно на высоком художественном уровне обрисовывает борьбу американских негров. Художественные достоинства и социальная значимость публицистики Дж.Болдуина определяются не только талантом писателя, но в первую очередь тем, что сам Дж.Болдуин является активным участником, лидером, а подчас и одним из организаторов борьбы американских негров за свои гражданские права.

В своих публицистических работах писатель не всегда стоит на правильных позициях. Дело в Чрезвычайной разнохарактерности социальных сил и тенденций, которые были представлены в движении американских негров. Однако это отнюдь не мешает писателю показать в своей публицистике различные социальные тевденции, их недостатки и положительные качества.

Главными героями публицистических работ Дж.Болдуина являются два наиболее выдающихся лидера движения американских негров за.свои человеческие и гражданские права - Мартин Лютер Кинг и Малькольм Икс, представляющие две диаметрально противоположные концепции освобождения негритянского народа. Если Мартин Лютер Кинг стоял на позициях "христианского смирения" и постоянно призывал к мирному решению расовых проблем в Америке, то Малькольм Икс исходил из необходимости применения насилия против белых расистов. Хотя Дж.Болдуину, как бывшему священнослужителю, гораздо ближе позиция Мартина Лютера Кинга, тем не менее он не мог не заметить недостатков и недочетов в его концепции мирных способов данной проблемы: трезвый реализм, исповедуемый Дж.Бол-дуином, не позволяет писателю поддаваться, подобно великому лидеру американских негров, иллюзиям идеализма. Однако, Болдуин не приемлет и открытого призыва Малькольма Икса к насилию, к физическому уничтожению белого населения, его концепцию полного интеллектуального, духовного, даже физиологического превосходства черных американцев над белыми (хотя сам писатель в своих художественных произведениях отдавал дань идее о сексуальном превос-

ходстве негров над белыми).

Основу публицистики писателя составляет его непоколебимая вера в установление в конечном итоге справедливости в многострадательной Америке, в победу разума белого и черного населения.

Б своих художественных произведениях - как в прозе, так и в драматургии, - Дж.Болдуин пытается воссоздать картину расовых проблем, которая характеризует современную американскую действительность. Но если в своих публицистических работах писатель показывает внешнюю сторону этого движения, исследует его социальные причины, то в своих романах, новеллах, драматических произведениях он останавливается на внутренних истоках, на психологических и нравственных аспектах расовой сегрегации в Соединенных Штатах Америки.

Пройдя за свою жизнь все адовы круги расовой дискриминации, испытав все трудности и мучения, которые выпадают на долю негра в Америке, Дж.Болщшн всей силой своего незаурядного таланта защищает правое дело американских негров. Однако это отнюдь не означает, что писатель не видит недостатков жителей Гарлема. Во многих произведениях писателя созданы отталкивающие, отрицательные персонажи негров. Это свидетельствует о высоком реалистическом искусстве Дж.Болдуина.

В целом вопрос творческого метода писателя остается по сей день открытым: некоторые исследователи - и советские и зарубежные причисляют его к модернистам, а другие, также безоговорочно к реалистам. В свете решаемой в настоящей диссертационной работе проблеме можно прийти к выводу о том, что, во-первых, Дж. Болдуин, как истинный художник, не ограничивался рамками одного творческого метода; во-вторых, если в начале творческого пути он отдавал дань модернизму, то в последующем противоречиво, но неуклонно двигался к реализму; в-третьих, исходя из поставленных художественных задач, он постоянно интегрировал те или иные достижения модернизма в своих произведениях.

По своей эстетической и общественной значимости творчество Дж.Бодцуина занимает исключительное место в современной американской литературе. В его творчестве намечены некоторые фундаментальные направления развития не только негритянской, но и всей американской литературы.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Современная американская жизнь и ее отражение в произведениях Джеймса ьолдуина "Блюз для господина Чарли". - Ученые записки, серия ХП № I Азербайджанского педагогического института языков им.М.Ф.Ахундова. - Баку, 1974. - 0,3 п.л.

2. Проза Дж.Болдуина в переломные годы его творчества (19681974). - ьаку, 1988. Деп. в ИНИОН АН СССР, Л 35701 от 3.10.88. -2.3 п.л.

3. Публицистика Дж.Болдуина 1980-х годов. - Тезисы научной конференции "Литература и публицистика США" 12-17 декабря. - М., 1988. - 0,2 п.л.

4. 0 литературном взаимодействии двух писателей (Дж.Болдуин и Н.Мейлер). - Тезисы научной конференции "Эксперимент и традиция в американской литературе и журналистике" 10-15 декабря. - М., 1990 г. - 0,2 л.л.