автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему: Проблема нравственного идеала в русской философско-педагогической мысли
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Авдеев, Сергей Михайлович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА
ИСТОКИ И СТАНОВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.
1.1. Переводная литература как источник нравственного идеала Древней Руси.
1.2. Становление нравственного идеала в древнерусской религиозно-педагогической мысли.
ГЛАВА
КРИЗИС НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА И ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА НЕГО В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ XVIII И XIX ВВ.
2.1. Кризис нравственного идеала и философско-педагогическая мысль России в XVIII в.
2.2. Эволюция взглядов на нравственный идеал в России XIX в.
ГЛАВА
ОСМЫСЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА
В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ.
3.1. Традиционное направление в педагогике о нравственном идеале
3.2. Центробежная линия в русской философско-педагогической мысли.
3.3. "Обновление" нравственного идеала в философско-педагогической мысли Русского Зарубежья.
Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Авдеев, Сергей Михайлович
Актуальность темы. Проблема нравственного идеала всегда являлась одной из основных фи л ософс ко-эти чес ки х проблем, которая непосредственно касается жизни каждого человека и общества в целом. В конце XX — начале XXI вв. становится особенно острой проблема нравственного воспитания подрастающего поколения. Это обусловлено тем, что духовные ниши, освободившиеся с 1980-х годов, занимаются элементами культуры, которая по нравственному содержанию не соответствует менталитету нашего народа. Русскому человеку навязывается чуждая мораль. В практике подобной пропаганды используется неустойчивость духовных ориентиров растерявшегося современного человека. Необходимо отметить также, что образование и нравственность молодежи находятся сегодня в кризисном состоянии, так как потеряны духовные ориентиры, нет ясного представления о нравственном идеале. Актуальной является постановка следующих вопросов: Что сегодня представляет собой нравственный идеал? В чем его отличие от нравственного идеала, существовавшего на Руси веками? Как можно решить проблему нравственного идеала на современном этапе?
Развитие современного общества предполагает наличие возвышенной цели, идеала, поиск которых является постоянным и усиливается в периоды кризиса моральных ценностей. Пока негативные процессы, сопровождающиеся деградацией личности и утратой национальной самобытности, не приобрели необратимого характера, необходимо выработать стратегию противодействия таким явлениям. Одним из главных способов достижения этой цели и должно стать научное описание, а затем и создание теоретической модели нравственного совершенствования и обоснования нравственного идеала. Взгляды на должную жизнь, совершенного человека у различных социальных слоев разные, поэтому поиск единого нравственного идеала является серьезной этической проблемой, для решения которой мы считаем необходимым обратиться к генезису нравственного идеала.
Начало становления нравственного идеала относится ко времени дохристианской Руси. С X в. на Древнюю Русь приходит христианский идеал. Его становление происходило под влиянием переводной византийской литературы и особенностей национального характера русского народа. До XVII в. в русской философско-педагогической мысли не было проблемы нравственного идеала, так как он был единым. Периоды, в которые начинал происходить отход от устоявшегося нравственного идеала, сопровождались нравственным кризисом. Наличие в обществе нескольких, или даже множества, нравственных идеалов говорит о потере духовных ориентиров и требует активного поиска единого нравственного идеала.
Во второй половине XIX в. обостряются споры о будущем философии, образования и в целом культуры. Это время было решающим моментом для русского народа, который стоял перед проблемой: как жить дальше, в каком направлении идти. Именно в этот период действуют мыслители, которые представляют различные направления в философско-педагогической мысли и вырабатывают собственные нравственные идеалы, оказывающие влияние на практику воспитания. Человек не рождается моральным существом, а становится им в процессе своей жизнедеятельности. Для усвоения нравственных норм, отраженных в этической мысли, человеку нужен посредник. Роль такого посредника и играет педагогика, которая является практической наукой и помогает через процесс воспитания каждому человеку воспринять духовное наследие прошлого.
XIX в. дал личности сознание незаменимой, неповторяющейся, своеобразной индивидуальности и, по точному выражению П.И. Новгородцева, личность вышла из этого века с чувством своей неудовлетворенной тоски, с жаждой высшего идеала, с мыслью о своем противоречии с обществом. Рубежи XIX-XX и XX-XXI веков сближает проблема пересмотра нравственных ценностей, духовности, преобладание потребительских ориентиров в жизни человека. Вековые представления о нравственном идеале подменяются временными иллюзиями, человек не рассматривается как целостная личность, а его духовный мир часто не берется во внимание. В эти периоды мало учитывались и особенности русского национального духа, менталитета русского народа.
Во второй половине XIX — начале XX вв. философско-педагогическая мысль видела возможность возрождения нравственного идеала в обращении к вековой традиции христианства. Православие явилось культурной опорой, средством сохранения духовного мира человека, что обусловило обращение мыслителей к религиозно-философским трудам прошлого. Как отмечал В.В. Зеньковский, христианство возвышается над миром, но не уходит от него и почитает своим долгом бороться в мире за доброе против злого. А в педагогической литературе воспитание в христианском духе представлено как спасение и движение к вечной жизни, что, в свою очередь, связано с поиском идеала.
Многие аспекты проблемы нравственного идеала нуждаются в серьезной доработке и углублении. Это касается, прежде всего, анализа истоков и становления нравственного идеала, причин его кризиса и сущности различных подходов к его трактовке. Существующая теоретическая база еще не позволяет подойти вплотную к решению проблемы нравственного идеала.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью изучения проблемы нравственного идеала и путей ее решения, что возможно исходя из этико-философского и философско-педагогического анализа, представленных в диссертационном исследовании.
Степень разработанности проблемы. Проблема нравственного идеала обсуждалась во многих работах русских и зарубежных авторов. Но в отечественной этике фактически нет специальных исследований, посвященных генезису нравственного идеала, его становлению в русской философско-педагогической мысли и позиции педагогов России второй половины XIX — начала XX вв. в отношении нравственного идеала. Существующая исследовательская литература касается гуманистической педагогики XIX — начала XX века или педагогики советского периода. Недостаточность материалов, которыми располагает исследователь, позволяет сделать вывод, что хотя вопросы педагогики и интересовали русских философов, но проблема нравственного идеала не рассматривалась специально в философско-педагогической мысли.
Нельзя не согласиться с С.И. Гессеном, который писал, что «.даже самые частные и конкретные вопросы педагогики возводятся в последних своих основах к чисто философским проблемам»1, и к проблеме нравственного идеала восходят работы исследователей историко-педагогического направления. Занимались историей педагогики, освещая параллельно вопросы нравственного воспитания и поиска нравственного идеала, J1.H. Модзалевский, С.И. Гессен, М.М. Рубинштейн, В.В. Зеньковский. Работы некоторых из них (М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева) оставались вне поля зрения отечественной науки советского периода и начали рассматриваться в исследовательской литературе всесторонне и наиболее полно лишь в 1990-е гг.
К этико-педагогическому наследию исследуемого периода стоит отнести труды педагога С.А. Рачинского, который показывал способы реализации нравственного идеала в конкретной педагогической практике. Стоит выделить и труды по педагогической антропологии К.Д. Ушинского, который считал, что наша педагогика выросла исключительно на христианской почве. Эти педагоги, а также В.Н. Сорока-Росинский, И.А. Ильин и ряд других, большое внимание уделяли национальному воспитанию и в этом были близки к православным мыслителям, которые занимались вопросами формирования нравственного идеала в процессе воспитания.
Вопросы нравственного идеала и нравственного воспитания интересовали и государственных деятелей (К.П. Победоносцев, П.Н. Милюков). Не обошли
1 Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 20. их вниманием и философы, освещающие проблемы нравственного воспитания и совершенствования человека (А.С. Хомяков, B.C. Соловьев).
На рубеже XIX-XX вв. вышел богатый материал по вопросам нравственного и религиозно-нравственного воспитания. Часть из этих публикаций касалась вопросов нравственного совершенствования. К ним относятся работы таких авторов, как Г. Зоргенфрей, В.В. Каллаш, Э. Кей, E.JI. Марков, И. Озерцев, И. Скворцов, С.А. Соллертинский, Н. Сперанский, И.И. Фудель, С. Шевырев.
Ряд работ был посвящен проблеме формирования нравственного идеала в процессе воспитания: И.В. Ковалевской, А.Ф. Кони, Ф. Тома, А.Ф. Федорова.
Теме христианского идеала и христианских основ воспитания посвящены работы православных мыслителей (о. Варлаама /B.C. Ряженцева/, св. Иннокентия Вениаминова, св. Филарета, митрополита Московского, св. Феофана, Вы-шенского Затворника, св. Иоанна Кронштадтского), педагогов: А.В. Молчанова, М. Сэдлера, М. Тареева, а также К.Н. Яроша и П.Д. Юркевича, педагогическое наследие которых еще недостаточно изучено. Многие из этих педагогов видели решение нравственных проблем в усилении религиозного образования и воспитания, в повышении роли церкви в вопросах нравственности. Нравственный идеал они трактовали в свете православных духовно-нравственных ценностей и понимали как идеал христианский. Но значение деятельности этих мыслителей будет трудно объективно оценить без обращения к истокам православной педагогики.
Православная педагогика — направление, предполагающее обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, несправедливо забытым на многие десятилетия в советское время. Это направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций и уклада жизни русского народа.
Традиционная российская педагогика по сути своей была православной и не имела необходимости в особом обозначении этой принадлежности. Многообразие направлений, существующих в современной отечественной педагогике, требует определенности как в методологическом, так и содержательном плане. Это и вызвало необходимость обозначить традиционную российскую педагогику как православную.
Ряд ученых освещали значение нравственного идеала в семейном воспитании: В.А. Поссе, Г.И. Россолимо, Г.П. Рукавишников, И.А. Сикорский, Е.В. Фрумкин.
Проблема роли нравственного идеала в нравственном воспитании занимает центральное место в философско-педагогической литературе конца XIX в. Этот вопрос рассматривается в работах представителей двух направлений: авторитарного и гуманистического. К авторитарному направлению принадлежали в основном практикующие педагоги. Сторонники же гуманистической педагогики — это ученые, отрицающие жесткую дисциплину и телесные наказания (Е.Н. Водовозова, К.Н. Вентцель, К.Г. Воблый). Их работы содержат критику в адрес патриархальных основ русской педагогики и предлагают пути реформирования системы воспитания, в том числе и нравственного. С именами представителей данного течения связан процесс секуляризации образования. К концу XIX в. свободное воспитание, по мнению ученых-гуманистов, соответствовало особенностям душевного склада детей, поддерживало индивидуальность учащихся и не допускало принудительности.
В начале XX в. создавали свои основные философские и педагогические труды мыслители Русского Зарубежья (В.В. Зеньковский, С.И. Гессен, И.А. Ильин). Эти философы были сторонниками традиционных основ педагогики и сохранения нравственного идеала как идеала христианского. В их работах содержится обстоятельная критика идей свободного воспитания и учения JI. Толстого за его нетрадиционную педагогическую и религиозную позицию.
В советский период многие исследователи занимались проблемой нравственного идеала (В.В. Борзых, С.И. Иконникова, Э.В. Ильенков, Г.Г. Квасов, И.Я. Писаренко, И.Т. Фролов, О.П. Целикова, С.М. Шендрик, В.Н. Шердаков), но часто идеал личности рассматривался в соответствии с «моральным кодексом строителя коммунизма». Такая позиция объяснялась идеологическими ограничениями.
Однако работы советских представителей этической мысли позволяют рассмотреть нравственный идеал с разных сторон. Ряд исследователей связывали его с воспитанием молодежи (З.И. Гришанова, А.Г. Левицкая, Д.В. Лукина, Ю.В. Согомонов, В.М. Соколов, Е.И. Шубенкова, Е.А. Якуба). В 1990-е гг. появляются многочисленные статьи, в которых исследователями была сделана попытка рассмотреть нравственные вопросы в философско-педагогическом аспекте и наметить пути решения проблемы нравственного идеала. Отдельные вопросы, освещающие истоки нравственного идеала, рассматривалась в последние годы в работах А.В. Гулыги, А.Ф. Замалеева, Е.А. Овчинниковой. Анализ нравственных проблем содержатся в работах Р.Г. Апресяна, В.И. Бакштановского, А.А. Гусейнова, В.Г. Иванова, М. Мамардашвили, А.И. Титаренко, К.А. Шварцман и др. Н.С. Мудрагей освещает проблему выбора идеала в зависимости от принадлежности человека к духовной элите, к обычным людям или маргиналам. Б.Т. Лихачев многие свои работы связывает с философией воспитания, с поиском вечных идеалов и анализом воспитательных ценностей XIX -XX вв.
Для нас приемлемо понимание идеала, представленного И. Кантом, как «прообраз», как «мерило» поступков «божественного человека в нас, с которым мы сравниваем себя, оцениваем себя и благодаря этому исправляемся, никогда, однако, не будучи в состоянии сравняться с ним»1. Достаточно точно определяет нравственный идеал Н.А. Бенедиктов в предисловии к монографии «Русские святыни. Очерки русской аксиологии». Исследователь видит в слове «идеал» смысл «образца, примера, высшего предела и в то же время совершенно недостижимого, нереального»2.
1 Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. С. 346-347.
2 Бенедиктов Н.А. Русские святыни. Очерки русской аксиологии. Н. Новгород, 1998. С. 9.
Следует назвать имена исследователей древнерусской литературы, работы которых помогли изучить генезис нравственного идеала: Д.С. Лихачев,
A.M. Панченко, Е.И. Осетров, Н.К. Гудзий, М.Н. Громов, Н.С. Козлов и др.
В 1990-гг. появился ряд работ, посвященных анализу философско-педагогической мысли второй половины XIX — начала XX в. Их авторы рассматривали отдельные направления и деятельность конкретных педагогов и философов (Р.Б. Вендровская, Т.А. Гололобова, Б.В. Емельянов, C.JI. Кузьмина,
B.М. Мальцева, Н.Д. Наумов, Е.Г. Осовский, Т.А. Петрунина, А.В. Плеханов, Г.И. Ризз , И.Н. Степанова, A.JI. Чернявский). Некоторые публикации были посвящены педагогической мысли Древней Руси (М.Н. Воробьев, В.М. Петров).
Представляет интерес статья исследователя И.В. Кондакова «Контрапункт: две линии в развитии русской культуры». Концепция, изложенная в ней, послужила для нас основой выделения в философско-педагогической мысли второй половины XIX — начала XX вв. двух противоположных тенденций. Одну из них представляет национально ориентированная идеология и культурная политика представителей отечественной мысли (центростремительная тенденция). Другая — центробежная, представлена в культуре и науке в основном революционными демократами. Соответственно и в философско-педагогической мысли существовало две линии, или два направления. Одно из них сконцентрировало свое основное внимание на осмыслении и объяснении черт и представлений, составляющих национальную специфику воспитания русского народа, для другого было характерно стремление к «размыванию» традиционных основ русской культуры, вечных идеалов.
Философско-педагогическая мысль второй половины XIX — начала XX вв. характеризуется борьбой сторонников религиозного и светского направлений в воспитании. И в то же время наблюдаются реальные попытки найти компромисс на основе общих подходов и опоры на общие нравственные ценности. В советской этике вопросы религиозно-нравственного воспитания или замалчивались или рассматривались односторонне — с позиций атеистического мировоззрения. Всесторонние исследования по проблемам нравственного воспитания появляются в конце XX века, когда демократические преобразования в России позволили оценить многие проблемы этики с разных сторон, в том числе и с религиозной точки зрения.
Цель исследования: Выявить истоки, проследить становление нравственного идеала и эволюцию его понимания в русской философско-педагогической мысли.
Задачи исследования:
Рассмотреть основные моменты нравственного состояния общества Древней Руси и влияние переводной литературы на становление нравственного идеала в древнерусской мысли.
Выяснить причины нравственного кризиса в России XVIII в. и его влияние на содержание нравственного идеала в русской философско-педагогической мысли.
Показать различие в понимании нравственного идеала в философско-педагогической мысли второй половины XIX — начала XX в. и на этой основе выделить основные течения и направления.
Выявить своеобразие понимания нравственного идеала философско-педагогической мыслью второй половины XIX — начала XX в.
Установить направление русской философско-педагогической мысли, в котором нравственный идеал сохранился в соответствии с древнерусской традицией.
Ввести в научный оборот работы мыслителей и педагогов, посвященные нравственному идеалу и с этой точки зрения ранее не исследованные.
Источники и методология исследования. Источниками данного исследования стали труды русских философов, педагогов, общественных деятелей, периодические издания по философии и педагогике, а также исследования, посвященные анализу творчества философов и педагогов второй половины XIX — начала XX вв.
В ходе исследования автором были использованы методы диалектического анализа, принципы историчности и преемственности, единства общего, особенного и единичного, принцип целостности, деятельностный подход и др.
Объектом исследования является русская философско-этическая и педагогическая мысль X — начала XX вв.
Предмет исследования — проблема нравственного идеала в русской фи-лософско-педагогической мысли X — начала XX вв.
Научная новизна работы состоит в том, что:
Исследован генезис нравственного идеала в русской философско-педагогической мысли. Переводная литература рассмотрена как главный источник нравственного идеала.
В работе установлено, что в древнерусской мысли нравственный идеал был определен как идеал христианский, испытавший несомненное влияние особенностей русского национального духа. Становление нравственного идеала происходило в литературе Древней Руси с морально-назидательной направленностью, в которой его общие черты были конкретизированы с учетом русского менталитета.
Проведено сравнение различных течений и направлений в русской философ-ско-педагогической мысли и определено отношение их представителей к проблеме нравственного идеала.
В исследовании установлено, что нравственный идеал сохранился в соответствии с древнерусской традицией в православной педагогике и был возрожден усилиями представителей центростремительной линии в философско-педагогической мысли.
В диссертации проанализированы, структурированы и типологизированы труды русских педагогов, которые ранее не были использованы в философских исследованиях такого рода.
Положения и выводы, выносимые на защиту: Главным источником нравственного идеала является переводная литература (книги Священного Писания, особенно Псалтырь и Новый Завет, а также жития святых). Следовательно, нравственный идеал на Руси был воспринят как идеал христианский. Однако переводились не все книги, а только те, которые отвечали русскому национальному духу, были близки мировоззрению русского человека.
С X по XVII в. нравственный идеал в древнерусской мысли не претерпел серьезных изменений и соответствовал русскому менталитету. Нравственный идеал, сформулированный в общем виде первыми христианскими авторами, был конкретизирован и уточнен в соответствии с русской действительностью. Оставалось главным нравственное воспитание человека, которое воспринималось как спасение.
Представление о нравственном идеале формировалось в процессе нравственного воспитания и в первую очередь в семье. Семейное воспитание строилось на традиционных принципах, а примером являлись родители, учителя и те образы, которые воспринимались из Священного писания, учительной и житийной литературы. В качестве нравственного идеала воспринимался Иисус Христос, а образование считалось приближением к Его ОБРАЗу.
В XVIII-XIX вв. на философско-педагогическую мысль России оказали влияние идеи западноевропейского Просвещения. Но это влияние коснулось в большей мере светской педагогики, что позволило оформиться гуманистическому направлению, на основные положения которого опирались сторонники «свободного воспитания». В указанный период в русском обществе наблюдается падение нравов. Нравственный кризис был тесно связан с изменениями в мировоззрении русского народа.
Православная педагогика и близкая ей по взглядам светская оставались на прежних позициях, сохраняя традиционные подходы в воспитании и образовании. Эту линию в исследовательской литературе принято называть центростремительной тенденцией. Происходит процесс «обновления» нравственного идеала, который воспринимался как возврат к его первоначальному виду и его очищение от искажений и ненужных дополнений.
Обострение проблемы нравственного идеала и поиск способов ее решения относятся ко второй половине XIX - начале XX в., когда наиболее остро наблюдались противоречия среди различных течений и направлений философ-ско-педагогической мысли. Происходит искажение сущности нравственного идеала, разрушается иерархия воспитания и образования, не учитываются национальные особенности характера русского народа. Это — центробежная тенденция. Часто умственное воспитание занимает главенствующую роль по отношению к нравственному. Приоритет материальных ценностей изменил понимание иерархичности человека.
Возрождение нравственного идеала и его сохранение было основной задачей сторонников традиционных подходов в педагогике. Большую роль в решении этой задачи сыграли представители философско-педагогической мысли Русского Зарубежья, которые стремились после революционных событий 1917 г. за рубежом сохранить целостность и самобытность русской культуры и науки.
Теоретическое, научно-практическое значение работы. Результаты исследования позволяют расширить научные представления о сущности нравственного идеала, его истоках и причинах утраты идеала. Тем самым расширяются и уточняются представления о человеке, его духовном развитии и нравственных ценностях, как отдельной личности, так и общества в целом.
Теоретические положения диссертации могут найти применение при чтении курсов «Этика», «Основы духовной культуры», а также некоторых спецкурсов и курсов по выбору. Автором разработана программа и прочитан элективный курс «Проблемы духовно-нравственного развития личности». Материалы исследования использованы в преподавании курсов педагогики, в работе с учащимися. Ряд выводов и теоретических обоснований, содержащихся в диссертации, ориентирован на разработку в дальнейшем методических программ и пособий по преподаванию этических дисциплин в вузах, средней школе, на более эффективное проведение воспитательной работы.
Апробация работы.
Основные идеи диссертации автор излагал на международной, региональных, городских и вузовских научно-теоретических и научно-практических конференциях.
Основные положения исследования содержатся в следующих публикациях автора:
1. Проблема духовности в нравственном развитии человека // Проблемы комплексного изучения человека. Человек в условиях Забайкалья (Материалы региональной научно-практической конференции. Чита, 30 ноября - 2 декабря 1993 г.). Чита, 1995. С. 154-157.
2. Духовность как национальная черта русского народа // Национальная идея: образование и воспитание (философско-методологические и региональные аспекты). Материалы научно-практической конференции. Чита, 15-17 апреля 1997 г. В 2-х вып. Вып. 1. Чита: ЧитГТУ, 1998. С. 44-49.
3. Духовные основы русской семьи // Национальная идея: образование и воспитание (философско-методологические и региональные аспекты). Материалы научно-практической конференции. Чита, 15-17 апреля 1997 г. В 2-х вып. Вып. 2. Чита: ЧитГТУ, 1998. С. 70-75.
4. Иннокентий Вениаминов о религиозно-нравственном воспитании // Инно-кентьевские чтения. Научно-практическая конференция, посвященная 200-летию Иннокентия Вениаминова. Чита: Изд-во ЗабГПУ им. Н.Г. Чернышевского, 1998. С. 61-65.
5. О специфике мировоззрения русской интеллигенции // Роль интеллигенции в духовном развитии общества. Вторые Иннокентьевские чтения. Чита: Изд-во ЗабГПУ им. Н.Г. Чернышевского, 1999. С. 13-19.
6. Личное бессмертие в свете христианской антропологии // Славянская культура. Традиции и современность: Материалы IV региональной научно-практической конференции. Чита: Изд-во ЗабГПУ им. Н.Г Чернышевского, 1999. С. 29-34.
7. Голос Пушкина в симфонии властей // Пушкин и Православие. Третьи Иннокентьевские чтения. Чита: Изд-во ЗабГПУ им. Н.Г. Чернышевского, 2000. С. 9-14.
8. Религия и светская школа // Народное образование: история и опыт: Материалы научной конференции. Чита: Поиск, изд-во ЗабГПУ им. Н.Г. Чернышевского, 2000. С. 111-114.
9. Иннокентий Вениаминов о совершенной личности // Сибирь-Америка: этносы и культуры в полиэтнических регионах: Материалы международной научно-практической конференции. Чита, 18-19 апреля 2000 г. (в печати).
10. B.C. Соловьев о нравственном идеале // Русская философия и мировая культура: Материалы региональной научно-теоретической конференции. Чита, 12-17 ноября 1998 г. (в печати).
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема нравственного идеала в русской философско-педагогической мысли"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев истоки возникновения нравственного идеала в русской философско-педагогической мысли, мы пришли к выводу, что основным теоретическим источником формирования нравственного идеала в Древней Руси была переводная литература. Однако не все произведения переводились и распространялись на Руси. Это были религиозно-назидательные сочинения, жития святых и богослужебные песнопения, соответствующие национальному духу русского человека. Древнерусские книжники рассказывали о том, что реально произошло. Не было принято и считалось греховным тратить дарованное Богом время на пустые, «неполезные» истории о вымышленных происшествиях.
Воспитание в христианской традиции воспринималось как спасение, а образование — как процесс обретения человеком образа Божьего. Была нерушимой иерархия нравственных ценностей человека, в которых на первом месте были духовные. Духовное совершенство всегда было предпочтительней достижения материального благополучия. На первом месте по времени и по значению в нравственном воспитании человека изначально была семья.
Анализ древнерусских письменных источников показал, что будет правильным отнести произведения XI —XVII вв., имеющие воспитательное значение, к русской религиозно-педагогической мысли. Светское же направление в педагогической мысли существовало параллельно и могло быть близко к религиозному. Секуляризованная педагогика полностью исключала всякое религиозное влияние на образование и воспитание.
Проанализировав развитие философско-педагогической мысли в XVIII-XIX вв., необходимо сделать вывод, что педагогика данного периода испытала большое влияние идей западноевропейского Просвещения. Стали популярными гуманистические подходы к воспитанию, отрицалась роль религии в совершенствовании человека, впервые глубоко пересматривались традиционные основы педагогики. Эпоха нового времени характеризовалась поиском новых идеалов и созданием альтернативных религиозным способов решения нравственных проблем. Утрата устоявшихся нравственных ценностей и сомнения в едином нравственном идеале привела к падению нравов в русском обществе. Особенно это коснулось молодого поколения, что побудило мыслителей и педагогов-практиков направить свои усилия на поиск выхода из нравственного кризиса.
Изучение основных направлений философско-педагогической мысли второй половины XIX— начала XX вв. показало, что именно в этот период обострилась проблема нравственного идеала. Эта проблема заключается в том, что были утрачены единые подходы и ориентиры в отношении мира и человека, в вопросах образования, воспитания и совершенствования человека. Была разрушена иерархия ценностей в воспитании и в понимании сущности самого человека. Говорили уже не о приоритете духовности в человеке, а о гармоничном развитии всех его сил. Нравственное начало в системе воспитания далеко не всегда оказывалось на первом месте.
Сопоставление светских и религиозных течений в философско-педагогической мысли позволило сделать вывод, что представители различных позиций сводят идеал к общим нравственным характеристикам. Религиозное и нравственное гармонично сочетаются в традиционном воспитании, а формирование нравственных убеждений, по мнению большинства представителей философско-педагогической мысли исследуемого периода, начинается с раннего детства, в семье.
Анализ православного направления в педагогике и близкого к ней светского направления философско-педагогической мысли, а также трудов мыслителей Русского Зарубежья, позволяет отнести их к центростремительной тенденции в русской культуре и науке. Именно это направление ставило своей задачей возрождение и сохранение нравственного идеала в том виде, в каком он существовал веками.
Педагогические воззрения, концепции, теории всегда имеют мировоззренческие, идейные, философские основания, так как педагогика является неотъемлемой частью духовной культуры общества. Любая педагогическая система имеет антропологическую базу, то есть исходит из некоторых представлений о реальных возможностях человека, о смысле и назначении человеческой жизни, о нравственном идеале.
В отечественной педагогике в настоящее время наиболее влиятельной является личностно-ориентированная педагогическая концепция, в основе которой лежит гуманистическая парадигма, то есть представление о человеке как наивысшей ценности и цели, существе, имеющем право на свободу, самореализацию и развитие индивидуальности. В условиях нашего общества, в котором право на свободу и индивидуальное развитие скорее декларация, чем реальность, гуманизм как антропологическое основание педагогической концепции, несомненно, способствует прогрессивному развитию педагогической теории и практики.
Вместе с тем гуманистическое направление в философско-педагогической мысли, сформировавшееся в Новое время и в значительной мере реализовавшееся в социальной практике XIX-XX вв., продемонстрировала свою ограниченность. Реализация идей светского гуманизма обернулась против человека: чрезмерная активность привела к экологическим и социальным проблемам, ставка на индивидуальность — господству индивидуализма, стремление к свободе обернулось возникновением тоталитаризма. Негативные аспекты гуманистического направления указывают на его ограниченность.
Таким образом, необходимы поиски более адекватного современным реалиям подхода к совершенствованию человека, более прочного основания педагогической теории. В современной философии, социологии, психологии, религии есть идеи, которые могут быть успешно использованы для создания новой педагогической парадигмы. Проведенное исследование позволяет утверждать, что подход, имеющийся в православной педагогике, актуален сейчас и может сыграть решающую роль в решении проблемы нравственного идеала.
В современном российском обществе все религии, так же как и граждане, независимо от того, к какой религиозной группе они принадлежат, равны перед законом. Но равенство религий перед законом не может означать их равенства пред культурой и историей России. Церковь, отделившись от государства, не отделилась от общества, от людей. Традиционные религии, в первую очередь Православие, прививают людям такой духовный вкус, такие знания о духовной сфере, что никакие спекуляции на религиозной почве невозможны. В основах социальной концепции Русской Православной Церкви, прозвучавшей на Юбилейном Архиерейском Соборе (13-16 августа 2000 г.), показано значение нравственного развития человека, когда «.от духовного и нравственного облика человека зависит его вечное спасение, а также будущее отдельных наций и всего людского рода».
Определяя «светское» в образовании как «безрелигиозное», мы считаем возможным поиск теоретических и даже практических условий, при которых светское стало бы органической частью православного.
Нельзя не согласиться со словами министра общего и профессионального образования Российской Федерации В.М. Филиппова, сказанными им на Седьмых Рождественских чтениях 24 января 1999 г., который говорил, что «.нынешний политический и социально-экономический кризис, угрожающий самому существованию России, не был бы так опасен и продолжителен, если бы не усугублялся кризисом духа, кризисом воспитания, кризисом человека». Первейшую задачу современного периода министр видит в том, чтобы в незамутненном виде утвердить те исконные ценности морали и гражданской жизни, которые едины как для Евангелия, так и для Конституции современного государства.
Автор не ставил цель дать исчерпывающий ответ на вопрос, что является главной причиной нравственных проблем общества, и в чем выход из современного духовного кризиса. Но анализ философско-педагогического наследия позволяет определить основные пути решения духовно-нравственных проблем
Список научной литературыАвдеев, Сергей Михайлович, диссертация по теме "Этика"
1. Азбука православного воспитания / Сост. Н.А. Ильичева. М.: Издание православного братства во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, 1997. — 223 с.
2. Аристотель. Никомахова этика // Сочинения в 4 т. Т.4. М.: Мысль, 1983, — 830 с.
3. Арсеньев Н. Духовные основы русской семьи // Христианская семья и брак. Духовные чтения. М.: «Воскресение», 1992. — 80 с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
5. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высш. шк., 1998. — 400 с.
6. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М.: Худож. л-ра, 1978. —285 с.
7. Беленчук Л.Н. Православная педагогика // Педагогика, 2000. № 4. С. 92-97.
8. Бенедиктов Н.А. Русские святыни. Очерки русской аксиологии: Монография. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 1998. — 194 с.
9. Бердяев Н.А. Духи русской революции // Литературная учеба, 1990. №2. С. 123-139.
10. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 383 с. (Б-ка этической мысли).
11. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991. — 447 с.
12. Библейская энциклопедия. В 4-х выпусках. Выпуск 1. / Сост. Архимандрит Никифор. М.: Издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1990. — 903 с.
13. Библия. М.: Издание Московской Патриархии, 1992. — 1372 с.
14. Бим-Бад Б.М. Идеи «педагогической антропологии» в России // Педагогика, 1990. №9. С. 102-109.
15. Богданов А.П. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом. М.: Политиздат, 1990. — 480 с.
16. Бутру Э. Нравственность и преподавание морали // Педагогический сборник (для учащихся, деятелей по народному образованию и родителей). Выпуск 1. Петроград, 1915. С. 12-19.
17. Булгаков В.Ф. JI.H. Толстой в последний год его жизни (Дневник секретаря JI.H. Толстого). М.: Госполитиздат, 1960. — 512 с.
18. Булгаков В.Ф. Христианская этика (систематические очерки мировоззрения JI.H. Толстого). М., 1917. — 236 с.
19. Булгаков С.Н. Интеллигенция и религия // Сб.: Русский вестник. М.: Молодая гвардия, 1990. С. 55-58.
20. Быстров Н.Ф. Вопросы воспитания (сб.). Пенза, 1903. — 348 с.
21. Вагнер Г.К. Дерзание духа//Слово, 1991. № 1. С. 3-4.
22. Вагнер Г.К. Дорога к храму // Слово, 1991. № 7. С. 5-9.
23. Варлаам (Ряженцев B.C.) О христианском воспитании детей. СПб., 1910. — 36 с.
24. Вендровская Р.Б. В.Н. Сорока-Росинский: проблемы русской национальной школы // Педагогика, 1996. № 3. С. 75-81.
25. Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. М., 1910. — 111с.
26. Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания // Вестник воспитания. М., 1896. — 47 с.
27. Вентцель К.Н. Педагогика творческой личности. Т. 2. М., 1912. 389666 с.
28. Вентцель К.Н. Принцип авторитета и его значение в жизни и воспитании // Вестник воспитания, 1909. №3. — 44 с.
29. Вентцель К.Н. Этика и педагогика. Т. 1. М., 1911. — 388 с.
30. Висковатов Д.А. К оздоровлению средней школы. СПб, тип. Т-ва А.С. Суворина — «Новое время», 1914. — 57 с.
31. Владимир (Священномученик), Митрополит Киевский и Галицкий. Азбука православного воспитания. Пастырские беседы с родителями и детьми. М.: «Лествица», 1997. — 159 с.
32. Воблый К.Г. Проблема воспитания по Канту (очерк по истории педагогики). Варшава, 1904. — 61 с.
33. Водовозова Е.Н. К свету (из жизни людей 60-х годов) // Голос минувшего. 1916. № 4.
34. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. СПб., 1913. — 233 с.
35. Волкович В.А. Религиозное начало в нравственном воспитании // Педагогический сборник (для учащихся, деятелей по народному образованию и родителей). Выпуск 1. Петроград, 1915. С. 45-60.
36. Воробьев М.Н. Православное просвещение на Руси (X-XVII вв.) // Педагогика, 1996. № 2. С. 84-88.
37. Вышеславцев Б.П. Сочинения. М.: Раритет, 1995. — 461 с. — (Библиотека духовного возрождения).
38. Гарднер Клинтон. Между Востоком и Западом (возрождение даров русской души). 2-е изд-е, репринт. М.: Наука, 1993. — 125с.
39. Генкель Г. Народное образование на Западе и у нас. СПб., 1906. —153 с.
40. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448с.
41. Гессен С.И. Судьба коммунистического идеала образования // Педагогика, 1993. №6. С. 59-64.
42. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. М.: Столица, 1991. — 720 с.
43. Гололобова Т.А., Емельянов Б.В., Наумов Н.Д. Русская философия как педагогика (вторая половина XIX — начало XX в.): Учеб. пособие. Екатеринбург: УрГУ, 1999. — 116 с.
44. Гольдштейн М.Ю. Физическое и духовное воспитание. СПб.: Тип. т-во «Народная польза», 1900. — 69 с.
45. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 288 с.
46. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. М.: Учпедгиз, 1956, —512 с.
47. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995. — 310 с.
48. Серия избранных биографий).
49. Гуревич П.С. Философия человека. Ч. 1. М., 1999. -— 221 с.
50. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М.: Изд-во МГУ, 1974, — 157 с.
51. Гусейнов А.А. Язык и совесть. Избранная социально-философская публицистика. М.: ИФРАН, 1996. — 185 с.
52. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. М.: Русский язык, 1978. Т. 2. И-О. 1979. — 779 с.
53. Демков М. И. История русской педагогики. Часть 3. Новая русская педагогика (XIX век). М, 1909. — 532 с.
54. Динзе В.Ф. О национальном воспитании. СПб.: О.В. Боданова, 1913.90 с.
55. Добротолюбие. В 5 т. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т.2. —760 с.
56. Домострой. М.: Сов. Россия, 1990. — 304 с.
57. Древнерусская литература: Избранные произведения / Сост. В.В. Мирский. Рига: Звайгзне, 1981. — 126 с.
58. Евстифеев А. В.Я. Стоюнин и проблемы воспитания. Ташкент, 1961.129 с.
59. Ельницкий К.В. Очерки по истории педагогики. СПб., 1907. — 183 с.
60. Ельницкий К.В. Школьное обучение. СПб., 1914. — 174 с.
61. Ельницкий К В. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Выпуск 10. Привычки, их значение и воспитание. СПб., 1899. — 32 с.
62. Емельянов Б.В., Куликов В.В. Педагогическая мысль России второй половины XIX — начала XX вв. Чита.: Изд-во ЗабГПУ, 1999. — 128 с.
63. Емельянов Б.В., Куликов В.В. Русские мыслители второй половины XIX — начала XX века: Опыт краткого биобиблиогр. словаря. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1996. — 384 с.
64. Емельянов Б.В., Петрунина Т.А. Очерки педагогической антропологии в России. Екатеринбург: Изд-во «Центр Проблем Детства», 1997. — 124 с.
65. Емельянов Б.В., Петрунина Т.А. Русская идея и возрождение России // Педагогика, 2000. № 5. С. 104-106.
66. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Жизнь и Житие препо-добнаго и богоноснаго отца нашего Сергия // Жизнь и житие Сергия Радонежского /Сост. В.В. Колесова. М.: Сов. Россия, 1991. С. 7-105.
67. Ечинац А.Ф. Подготовка к жизни и свободная школа. 2-е изд. СПб.: Тип. Н.Н. Фридберга, 1905. — 72 с.
68. Жена и дети. О семье и воспитании. Т.2. СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1996. -— 512 с.
69. Житие Благоверного Великого Князя Московского Димитрия Донского // Канонизация святых. Троице-Сергиева Лавра, 1988. С. 37-48.
70. Закон Божий для семьи и школы. Сост. Протоиерей Серафим Слободской. США: Типография преп. Иова Почаевского. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. U. S. A. 1987. — 723 c.
71. Замалеев А.Ф. Восточнославянские мыслители: Эпоха Средневековья. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1998. — 270 с.
72. Замалеев А.Ф. Лепты: исследования по русской философии. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. — 320 с.
73. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. Л.: Лениздат. 1991. — 207 с.
74. Замалеев А.Ф. О русской философии: Статьи. Оппонентские отзывы. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1998. — 131 с.
75. Заметки о судьбах начального народного образования в России. СПб.,1894, —70 с.
76. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие и практикум. Мл.: НТООО «ТетраСистемс», 1997. — 320 с.
77. Зеньковский В.В. Беседы с юношеством о вопросах пола. Париж, 1929, —74 с.
78. Зеньковский В.В. На пороге зрелости. 2 изд-е. Париж, 1953. — 87 с.
79. Зеньковский В.В. Окамененное нечувствие // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М.: Столица, 1991. С. 200-212.
80. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М.: Канон+, 1997. — 560 с. — (История христианской мысли в памятниках).
81. Зеньковский В.В. Педагогика. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1996. — 154 с.
82. Зеньковский В.В. Принципы православной антропологии // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М.: Столица, 1991. С. 115-148.
83. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993. — 224 с.
84. Зоргенфрей Г. Вопросы современной школы. СПб., 1907. — 83 с.
85. Изгоев А.С. Об интеллигентной молодежи // Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910. М.: Мол. гвардия, 1991. С. 185-208.
86. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. В 2 т.М.: Рарогъ, 1993. —448 с.
87. Ильин И.А. Кризис безбожия // «Мы и город», 1991. № 3-4.
88. Ильин И.А. О воспитании в грядущей России // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В 2-х т. Т. 2. М.: МП «Рарог», 1992. С. 142-152.
89. Ильин И.А. Опасности и задания русского национализма // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В 2-х т. Т. 1. М.: МП «Рарог», 1992. С. 283-290.
90. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — 431с. — (Мыслители XX века).
91. Ильминский Н.И. Избранные места из педагогических сочинений. Казань, изд. почитателей покойного, 1892. — 135 с.
92. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.: Братство святителя Алексия. Ростов-на-Дону: Изд-во «Приазовский край», 1992. — 446 с.
93. Иоанн (митрополит). Голос Вечности (проповеди и поучения). СПб.: Изд-во «Царское дело», 1995. — 295 с.
94. Иоанн Лествичник. Лествица. — С.-Петербург: Фонд «Благовест», 1996, —352с.
95. Каллаш В.В. Очерки по истории школы и просвещения. М., 1902. —272 с.
96. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. — 591 с.
97. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. СПб, 1913. — 540 с.
98. Карпов Г.М. Русская культура на пороге новой эпохи. XVII век: Материалы для изучающих историю. М.: Школа-Пресс, 1994. — 96 с.
99. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях). М.: Изд-во МГУ, 1994. — 176 с.
100. Карташев А.В. Крещение Руси святым князем Владимиром и его национально-культурное значение // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М.: Столица, 1991. С. 32-40.
101. Карташев А.В. Собрание сочинений: В 2 т. Т.1: Очерки по истории Русской Церкви. М.: ТЕРРА, 1992. — 686 с.
102. Карташев А.В. Собрание сочинений: В 2 т. Т.2: Очерки по истории Русской Церкви. М.: ТЕРРА, 1992. — 569 с.
103. Карышев К.Л. Школа в постсоветской России: поиск идейных оснований // Православие и образование: влияние на духовное развитие личности. Новокузнецк, 1995. — 129 с.
104. Кей Э. Век ребенка. М.: Д.П. Ефимов, 1905. — 295 с.
105. Кимов Ю.С. Вопросы школьной дисциплины в русской педагогике. Нальчик: Эльбрус, 1978. — 240 с.
106. Киселева М.С. Древнерусские книжники и власть // Вопросы философии, 1998. № 7. С. 127-147.
107. Классовский В.И. Основания педагогики. СПб., 1871. — 236 с.
108. Клаутова О.Ю. Представление об «Идеальном человеке» в Древней Руси XI-XII вв. // Держава, 1997. № 1. С. 43-46.
109. Ключевский В.О. Два воспитания // Сочинения. В 9 т. Т. IX. Материалы разных лет. М.: Мысль, 1990. — 525 с.
110. Кобылянский В.А. Комплексное изучение человека и проблема образования // Гуманитарный вектор. Чита, 1998. № 2 (4). С. 42-48.
111. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика, 1998. № 5. С. 52-58.
112. Кобылянский В.А. Русская идея и возрождение России. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1997. — 164 с.
113. Ковалевская И.В. Влияние города на нравственное воспитание // Педагогический сборник (для учащихся, деятелей по народному образованию и родителей). Выпуск 1. Петроград, 1915. С. 61-66.
114. ПЗ.Комб А. Ошибки и промахи в воспитании детей. М., Т-во М.О. Вольф, 1906. —26 с.
115. Кондаков И.В. Контрапункт: две линии в развитии русской культуры (славянофилы и революционные демократы) // Русская литература, 1991. № 3. С. 3-24.
116. Кони А.Ф. К вопросу о нравственно-религиозном воспитании и образовании // Педагогический сборник (для учащихся, деятелей по народному образованию и родителей). Выпуск 1. Петроград, 1915. С. 7-11.
117. Корольков А.А. Русская духовная философия. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998, —576 с.
118. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М.: Республика, 1992. — 303 с. — (Летописцы Отечества).
119. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М.: Просвещение, 1987. — 319 с.
120. Крутов Н.Н. Мораль в действии, (о закономерностях влияния морали на поведение личности). М.: Политиздат, 1977. — 255 с.
121. Кузьмина С.Л. П.Д. Юркевич: история воспитания // Педагогика,1996. №5. С. 90-95.
122. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. 2-е изд. М.: Мартис, 1994, — 160 с.
123. Кураев Андрей (дьякон). Нужно отличать подлинный свет от религиозного кича//Рос. газета, 14 авг. 1992.
124. Кураев Андрей (дьякон). Православие и право. М.: Издание Сретенского монастыря, 1997, — 64 с.
125. Кураев Андрей (дьякон). Школьное богословие. М.: «Благовест»,1997. — 312 с.
126. Лазарев А.З. О воспитании мужества (речь). СПб., 1903. — 19 с.
127. Лаптев И. Школьные очерки (из пережитого). СПб.: Училищный совет при Святейшем синоде, 1911. — 183 с.
128. Лебедев Лев (протоиерей). Русь Святая // Сб.: Русский вестник. М.: Молодая гвардия, 1990. С. 29-31.
129. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М.: Канон, 1996. — 496 с. — (История философии в памятниках)
130. Легуве Э. История духовной жизни женщин (семь избранных глав). М„ 1896, — 151 с.
131. Легуве Э. О воспитании детей в первые годы и в юношестве (в двух частях). Часть 1-я. СПб., 1878. — 294 с.
132. Легуве Э. О воспитании детей в первые годы и в юношестве (в двух частях). Часть 2-я. СПб., 1878. — 327 с.
133. Легуве Э. Отцы и дети в XIX столетии. Часть 1-я. Детство. СПб., 1870, —294 с.
134. Леонтьев К.И. Избранное. М.: Рарогъ, Московский рабочий, 1993400 с.
135. Леонтьев К. И. Цветущая сложность: Избранные статьи. М.: Молодая гвардия, 1992. — 318 с.
136. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках). Самара: Изд-во СИУ. 1997. — 85 с.
137. Лихачев Б.Т. Педагогика противления злу ненасилием // Педагогика, 1998. №4.С. 18-23.
138. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
139. Лихачев Д.С. Великое наследие. М.: Современник, 1980. — 412 с.
140. Л.Н. Толстой как педагог // Под. ред. И.Т. Арискина, Н.И. Никольской и др. Выпуск II. Тула. Изд-во ТГПИ, 1969. — 159 с.
141. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. — 525 с. — (Мыслители XX века).
142. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. — 560 с.
143. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. — 368 с. — (Б-ка этич. мысли).
144. Мальцева В.М. В.В. Зеньковский о духовно-нравственном развитии личности // Педагогика, 1994. № 4. С. 96-98.
145. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс,1990.—368 с.
146. Марков E.JI. Грехи и нужды нашей средней школы. СПб., тип. А С. Суворина, 1900. — 131 с.
147. Мень А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т. Т.1. Истоки религии. М.: СП «Слово», 1991. — 287 с.
148. Мескин В.А. Человек в философской системе В. Соловьева // Педагогика, 1993. № 6. С. 64-68.
149. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т.2, ч.2 (Искусство. Школа. Просвещение). М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994 — 496 с.
150. Михневич В.О. Русская женщина XVIII столетия. М.: Панорама, 1990. — 404 с. (репринтное издание 1895 г.).
151. Модзалевский JI.H. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен (для педагогов и родителей). Часть вторая. СПб., 1877, — 536 с.
152. Моряков В.И. Поиск пути. Русская общественная мысль второй половины XVIII в. о государстве и обществе // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в. М.: Политиздат, 1991. С. 221-253.
153. Мудрагей Н.С. Идеал — проблема выбора, или Воля к разуму // Вопросы философии, 1995. № 9. С. 43-53.
154. Мудрое слово Древней Руси (XI XVII вв.). М.: Сов. Россия, 1989. — 464 с.
155. Назаров М. Наши идеалы // Слово, 1991. № 1. С. 5-9.
156. Невидимая брань. М.: Издание пятое Афонского Русского Панте-леймонова монастыря, 1912.— 300 с.
157. Некрасов Н.А. Избранное. М.: Современник, 1971. — 231 с.
158. Несмелов Р. Наука о человеке. Т.1. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. Казань, 1898. -— 469 с.
159. Никандров Н.Д. Духовность и религия в светском образовании // Рождественские чтения: Сб. докладов VI Международных Рождественских образовательных чтений. Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1998. С. 37-51.
160. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика, 1998. № 4. С. 3-8.
161. Никандров Н.Д. Нравственные уроки православия // Педагогика, 1997. №3. С. 3-9.
162. Никандров Н.Д. Русское православие и российская национальная идея // Выступления на Седьмых Рождественских чтениях 24 января 1999 г. М.: Московский Патриархат. Отдел религиозного образования и катехизации, 1999. С. 8-23.
163. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. М.: Школа-Пресс, 1994. — 192 с. (серия «Вселенная духа»),
164. Новгородцев П.И. Сочинения. М.: Раритет, 1995. — 448 с. (Библиотека духовного возрождения).
165. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1989. — 924 с.
166. Озерцев И. Досужие мысли о воспитании. Киев, 1914. — 47 с.
167. Осовский Е.Г. Образование и педагогическая мысль Российского зарубежья //Педагогика, 1995. № 3. С. 41-47.
168. Осовский Е.Г. Педагогическая наука в Российском зарубежье: истоки и ориентиры // Педагогика, 1997. № 4. С. 88-94.
169. Осовский Е.Г. С.И. Гессен: странности судьбы // Педагогика, 1993. №6. С. 57-59.
170. Очерки по Истории Русской Святости / Сост. Иеромонах Иоанн (Кологривов). Брюссель: Изд-во «Жизнь с Богом», 1961. — 418 с.
171. Павлюченко Э.А. Женщины в русском освободительном движении: От Марии Волконской до Веры Фигнер. М.: Мысль, 1988. — 269 с.
172. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI — начало XII века. М., Худож. лит., 1978. — 413с.
173. Панченко A.M. Русская культура в канун петровских реформ. JI.: Наука. Ленинградское отделение, 1984. — 206 с.
174. Пестов Н.Е. Православное воспитание детей. М.: Даниловский бла-говестник, 1997. — 128 с.
175. Петров В.М. Московские учителя XIV столетия // Педагогика, 1997. № 2. С. 90-94.
176. Петров В.М. Три Епифания в педагогической мысли Московской Руси // Педагогика, 1997. № 6. С. 88-92.
177. Писарев Д.И. Избранные педагогические высказывания. М., 1938. — 416 с.
178. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1984. —367 с.
179. Платонов О.А. Русская цивилизация. М.: Роман-газета, 1995. —223 с.
180. Платонов О.А. Русская цивилизация: дороги цивилизаций // Русский вестник, 1993. № 18-20. — 32 с.
181. Плеханов А.В. П.Д. Юркевич — философ и педагог // Педагогика, 1991. №12. С. 84-89.
182. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М.: Русская книга, 1993, — 640 с.
183. Победоносцев К.П. Воспитание характера в школе. СПб., 1900. —14 с.
184. Покровская К.Д. Воспитание детей (практическая энциклопедия). М, 1906, —229 с.
185. Поснов М.Э. История Христианской Церкви. М.: СП «Интербук», 1990. — 224 с.
186. Поссе В.А. Брак, Семья и Школа. СПб., 1913. — 96 с.
187. Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М: «Новая книга», «Ковчег», 1998. — 416 с.
188. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т. 1. Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. М.: Худож. лит., 1985. — 735 с.
189. Рачинский С.А. Сельская школа. М.: Педагогика, 1991. — 176 с.
190. Ризз Г.И. «Мир управляется из детской» (концепция национального воспитания И.А. Ильина) // Педагогика, 1995. № 3. С. 94-98.
191. Рогова А.В. Разработка идеи национального образования и воспитания в русской педагогики второй половины XIX — начала XX вв. // Национальная идея: образование и воспитание. Выпуск 1. Чита.: ЧитГТУ, 1998. С. 9095.
192. Розанов В.В. Несовместимые контрасты бытия. М.: Искусство, 1990.— 605 с.
193. Розанов В.В. Сумерки просвещения. Сб. статей по вопросам образования. СПб.: Изд-во П. Перцова, 1899. — 240 с.
194. Россолимо Г.И. План исследования детской души. М., 1922. — 53 с.
195. Роуз Серафим (иеромонах). Православие и религия будущего. М.: Совместное издание редакции «Скит» и Ставропольского краевого комитета Общества Красного Креста, 1992. — 176 с.
196. Роуз Серафим (иеромонах). Человек против Бога. М.: Российское отделение Валаамского Общества Америки, 1995. — 96 с.
197. Рубинштейн М.М. История педагогических идей в ее основных чертах. М., 1916.—267 с.
198. Рукавишников Г.П. Воспитание даровитого ребенка. М., Т-во М.О. Вольф, 1915. — 17 с. (собр. очерков).
199. Русская православно-ориентированная школа. Традиции, настоящее и будущее / Сост. к. п. н. С.Ф. Иванова. М.: Паломник, 1999. — 256 с.
200. Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия / Сост. Б.В. Емельянов. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. — 400 с.
201. Русский учитель / статьи, очерки под ред. Н.И. Громова. М.: Учпедгиз, 1959. — 188 с.
202. Руссо Ж.-Ж. Исповедь // Педагогика, 1992. № Ц-12. С. 77-89.
203. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? Серия: Россия накануне XXI века. Выпуск 2. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994, —217 с.
204. Сазонова Л.И. Духовный свет древнерусской литературы // Педагогика, 1995. №3. С. 98-103.f
205. Святитель Иннокентий. Записка о детском воспитании // Избранные труды Святителя Иннокентия митрополита Московского, апостола Сибири и Америки. М.: Издательство Московской Патриархии, 1997. С. 182-191.
206. Святитель Иннокентий. Поучение постникам или говельщикам // Избранные труды Святителя Иннокентия митрополита Московского, апостола Сибири и Америки. М.: Издательство Московской Патриархии, 1997. С. 77-112.
207. Святитель Иннокентий. Указание пути в Царствие Небесное // Избранные труды Святителя Иннокентия митрополита Московского, апостола Сибири и Америки. М.: Издательство Московской Патриархии, 1997. С. 27-76.
208. Семенов Д.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1953. — 400с.
209. Сербиненко В.В. История русской философии Х1-Х1Хвв.: курс лекций. М.: Изд-во РОУ, 1996. — 144 с.
210. Сикорский И.А. Душа ребенка (с кратким описанием души животных и души взрослого человека). Киев, 1911. — 192 с.
211. Сикорский И.А. Психологические основы воспитания. Киев, 1905. —28 с.
212. Сикорский И.А. Сборник научно-литературных статей. Киев, 1900.234 с.
213. Скворцов И. Основные задачи воспитания. М., 1890. — 42 с.
214. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II // Рождественские чтения: Сб. докладов VI Международных Рождественских образовательных чтений. Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1998. С. 3-14.
215. Соболев А.В. О персоналистической гносеологии // Вопросы философии, 1998. №4.
216. Соболев Серафим (архиепископ). Русская идеология. СПб.: Изд-во им. А.С. Суворина, 1992. — 104 с.
217. Соваж JI. Нравственность как предмет обучения. СПб.-М., Т-во М.О. Вольф, 1908. — 16 с.
218. Современное воспитание детей / Сост. JI.A. Романченко. Пед. хрестоматия для родителей и воспитателей. СПб., Тип. «А. Смолинский», 1914. — 160 с.
219. Соколов Я. О значении монашества вообще и в частности русского в деле просвещения. Киев, 1882. — 28 с.
220. Соллертинский С.А. О происхождении воспитательного дела. М., 1899, —21 с.
221. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Сочинения в 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1990. — 892 с. (Филос. наследие. Т. 110).
222. Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского // Сочинения в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1990. — 822 с. (Филос. наследие. Т. 111).
223. Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т.2. Чтения о богочеловечестве. Философская публицистика. М.: Правда, 1989. — 736 с.
224. Солоневич И.Л. Народная монархия. М.: Издательская и рекламно-информационная фирма «Феникс» ГАСК СК СССР, 1991. — 512 с.
225. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1990. —240 с.
226. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Изд-во полит, л-ры, 1992, —543 с.
227. Сперанский Н. Кризис русской школы. Торжество политической реакции. Крушение университетов. М., 1914. — 271 с.
228. Степанова И.Н. Религиозно-философские основания учения И.А. Ильина // Философия, религия, искусство: проблема абсолюта и идеала. М., 1998, — 119 с.
229. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН, 1954.—400 с.
230. Страдание Святого Священномученика Иринея, епископа Лионского // Жития Святых Святителя Дмитрия Ростовского. М.: Синодальная типография, 1911,—731 с.
231. Сэдлер М. Христианские основы нравственного воспитания // Педагогический сборник (для учащихся, деятелей по народному образованию и родителей). Выпуск 1. Петроград, 1915. С. 20-23.
232. Тареев М. Основы христианства (краткое изложение автора).СПб., 1913, —74 с.
233. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. М.: Изд. отдел Моск. Патриархата, 1991. —■ 406 с.
234. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского. Ч. I. М., 1889. — 260 с.
235. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского. Ч. II. М., 1889. — 256 с.
236. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., Российский имперский союз-орден, 1992. — 680 с.
237. Толстой J1.H. Воспитание и образование // Избранные сочинения. В 3-х т. Т. 3. М.: Худож. лит., 1989. — 671 с.
238. Толстой Л.Н. Учение Христа, изложенное для детей. Извлечения из статьи «Царство Божие внутри вас». Хабаровск: Кн. Изд-во, 1991. — 96 с.
239. Тома Ф. Нравственность и воспитание. СПб., 1900. — 76 с.
240. Троицкий В.Ю. Путь к доброделанию // Держава, 1997. №1. С. 35-42.
241. Тростников В. Откровения в монашеской келье // Неделя, 1991. №48. С. 16.
242. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание B.C. Соловьева. М.: Медиум, 1995. — 606 с.
243. Турик А. Молох технократии // Собор, 1992. № 3. С. 13-20.
244. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.1. Вопросы воспитания. М.: Учпедгиз, 1953. — 638 с.
245. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания (опыт педагогической антропологии). СПб, 1913. — 495 с.
246. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1. СПб., 1907.
247. Федоров А.Ф. О моральном воспитании юношества. Одесса.: Типография «Техник», 1916. — 108 с.
248. Феофан Затворник. Общие всего семейства обязанности // О христианской семье. М.: Писатель, 1996. — 32 с.
249. Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание // Выступления на Седьмых Рождественских чтениях 24 января 1999 г. М.: Московский Патриархат. Отдел религиозного образования и катехизации, 1999. С. 1-7.
250. Флоренский П.А. Имена: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1998. — 912 с. (Серия «Антология мысли»),
251. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. T.l. М.: Правда, 1990, —490 с.
252. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Т.2. М.: Правда, 1990. —447 с.
253. Флоровский Г.В. Памяти П.И. Новгородцева // Россия и Славянство. 27 апреля 1929. № 22.
254. Фомина М.Н. Религии Америки: история и современность: Учеб. по-соб. Чита: ЧитГТУ, 1999. — 71 с.
255. Франки В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
256. Франк СЛ. Реальность и человек / Сост. А.А. Еримчева. СПб.: РХГИ, 1997. —448 с.
257. Фролов А. Свет православной духовности // Русско-славянская цивилизация. М., 1998. — 494 с.
258. Фрумкин Е.В. Как воспитывать душу ребенка и малолетних детей. Пг.-М., Т-во М.О. Вольф, 1915. — 13 с.
259. Фудель И.И. Народное образование и школа. М., 1897. — 139 с.
260. Хомяков А.С. Сочинения в 2 т. Т.1. Работы по историософии. М.: Медиум, 1994. — 590 с.
261. Хомяков А.С. Сочинения в 2 т. Т.2. Работы по богословию. М.: Медиум, 1994.— 479 с.
262. Христианское воспитание детей. М., 1905. — 72 с.
263. Церковь, дети и современный мир (Издание второе). СПб., «Новый город», 1997. — 159 с.
264. Челпанов Г. Введение в философию. М., 1910. — 547 с.
265. Челпанов Г. Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе. М., 1912. — 319 с.
266. Чернявский A.JI. Еще раз о мировоззрении Льва Толстого // Педагогика, 1990. №9. С. 90-101.
267. Чиж В.Ф. Педагогия как искусство и как наука. Юрьев, 1912. — 41 с.
268. Чулицкий В.М. Педагогические заветы Стоюнина русскому обществу. СПб-М., 1909, —67 с.
269. Шевырев С. Вступление в педагогию. СПб., 1852. — 34 с.
270. Шестов Л. Сочинения. М.: «Раритет», 1995. — 431 с. — (Библиотека духовного возрождения).
271. Шестун Е., священник. Православная педагогика. Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998. — 576 с.
272. Экономцев И.Н. Православие, Византия, Россия. М.: Христианская литература, 1992. — 233 с.
273. Эрн В.Ф. Борьба за логость. М.: 1911. — 363 с.
274. Эрн В.Ф. Сочинения. М.: Правда, 1991. — 576 с.
275. Юдина Н.П. Течение свободного воспитания в отечественной гуманистической педагогике начала XX века. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1999. — 99 с.
276. Ярош К.Н. Современные задачи нравственного воспитания. Харьков, 1893, — 163 с.