автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Проблема нравственного выбора в фольклоре и в теории нравственности
Текст диссертации на тему "Проблема нравственного выбора в фольклоре и в теории нравственности"
ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.И.УЛЬЯНОВА
ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ФОЛЬКЛОРЕ И В ТЕОРИИ НРАВСТВЕННОСТИ
(философско-психологический анализ чувашских сказок)
Специальность - 09.00.11. Социальная философия
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель -доктор философских наук, профессор ФЕИЗОВ Э.З.
На правах рукописи
АНДРЮШКИНА Марина Владимировна
Чебоксары - 1999
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................3
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА ....................... 24
§1. Теоретико-методологический анализ факторов нравственного выбора..........................................................................24
§2.Что такое сказка? Художественная ценность ирреального и
нравственный реализм ее семантики ...............................39
§3. Нравственная проблематика сказочных сюжетов чувашского народа..........................................................................56
ГЛАВА II. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА НРАВСТВЕННОГО
ВЫБОРА .........................................................75
§1. Поступок как "ядро" нравственного выбора........................76
§2. Мотивы, поступки и их последствия .................................87
§3. Эмоциональное и рациональное в принятии решения.........103
§4. Личностные факторы в структуре нравственного выбора.....110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................123
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................... 127
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Интерес к моральному выбору как духовно-нравственному процессу традиционен. Он занимал человечество на протяжении веков и тысячелетий, затрагивался в библейских заповедях и учениях мыслителей разных времен. Их высказывания, сохраненные историей, поражают глубиной мысли, смелостью идей и оригинальностью решений, проницательностью и тонкой наблюдательностью в объяснении поступков человека и его поведения в целом.
Каждый человек, живя в обществе, постоянно сталкивается с проблемой выбора. В основном он должен непрерывно на что-то реагировать, как-то действовать, словом, постоянно принимать решения. Можно образно сказать, что вся его жизнь, как башня из кубиков, складывается из последовательно принимаемых решений.
Погибнуть в бою, но не сдаться в плен, или позволить себя пленить, чтобы иметь шанс выжить и снова бороться? Выступить на собрании, чтобы поддержать коллегу в сложной ситуации, или промолчать, чтобы не повредить своей репутации? Каково будет решение?
Нередко человек оказывается перед необходимостью принятия решения из нескольких возможных вариантов. Ситуация необходимости, например, морального выбора возникает в случае предпочтения одной из имеющихся возможностей, предопределяющих практическую реализацию нравственной цели. Необходимость морального выбора определяется тем, что во всякой системе морали нравственные ценности существуют как иерархическая система, причем в разных жизненных ситуациях приоритетность различных нравственных ценностей может изменяться. Именно ориентация на нравственные ценности помогает человеку избегать своеволия, беспринципной анархической свободы. Моральный выбор предпо-
лагает развитое самосознание, преодоление самого себя, предстает как нравственное испытание, в ходе которого человек принимает и осуществляет моральное решение.
Мы живем в довольно сложное время, отмеченное изменениями, как в материальной, так и духовной сфере. Поэтому повышенный интерес к проблеме нравственного выбора не случаен, он обусловлен нынешним глубоким общественным кризисом, частью которого является кризис морали. Идет ломка стереотипов, деформация устоявшихся связей и отношений. Это не проходит бесследно, оборачивается трагедией как для общества, так и для личности. Никогда не было так трудно принять правильное решение, выбрать этически верный поступок, линию поведения. Принимать безошибочные решения становится все труднее, а за ошибки приходится платить все дороже.
Потребность в духовном обновлении остро ощущается в настоящее время всеми социальными слоями общества. "Духовность - социальное явление, продукт и глубинное основание культуры, проявление "человеческого в человеке", возвышающее его над собственными физиологическими потребностями, эгоистическим расчетом и рациональной рефлексией"1. Она является общим принципом ценностного сознания и особую роль играет в сфере нравственности. Духовное же обновление начинается с движения души человека к идеалам добра, справедливости, высокой нравственности, способности преодоления эгоистических, корыстных устремлений, когда определяющим мотивом его действий становятся интересы другого человека, коллектива, социума. Оно включает в себя не только усвоение непреходящих общечеловеческих ценностей, но и возвращение исторической памяти и восстановление забытых традиций и обычаев, несущих положительный
1 Словарь по этике. - М.: Политиздат, 1989. - С.88
нравственный заряд. В этом аспекте особенно актуальной является проблема изучения духовно-нравственной культуры многих поколений, в которую органически вливается фольклор.
Дошедшее до нас из глубины веков, устное народное творчество, а особенно сказка, является хранителем народной философии, считается одной из ранних форм мировосприятия, источником становления почти всех форм общественного сознания. В сказке, как и в фольклоре в целом, в образной форме отражаются первые попытки человека познать самого себя, свое место в окружающем мире, выработать определенную систему поведения.
В центре сказки, особенно волшебной, ставится проблема моЛ
рального выбора. Мотив "выбора пути" необходимо возникает перед главным героем и остальными персонажами, обнаруживается "необходимость выбора между жизнью - смертью, долей - недо-
т л
лей"'1 и "выбор дороги - это выбор жизненного пути" .
Мораль не просто один из аспектов сказки, а ее ядро, центральная тема. Моральная сторона, связанная с оценкой поступка с точки зрения общепринятых норм, является самой решающей при восприятии сказочного сюжета. Вторжение моральных норм в этот процесс воспринимающим субъектом может быть осознано, а может быть принято интуитивно. Сказка с присущей ей полифункциональностью (познавательной, идейно-нравственной, социально-идеологической) указывает оптимистический путь решения возникающих перед личностью нравственных проблем.
Особую актуальность данная проблема приобретает в современных условиях роста национального самосознания и всплеска
2 Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М.: Наука, 1975. - С.24.
3 Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы: (Древний период). - М.: Наука, 1965. - С.174.
4 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худ. лит., 1975. -С.271
крайнего национализма, обусловленного невниманием в
прошлом государственной политики к социально-экономическим и духовным запросам тех или иных наций и народностей нашей страны. Искажения и деформации в национальной политике привели к тому, что у людей накопилось много обид, и они, подогреваемые антисоциальными элементами, выражают его в форме национализма.
Чувашский народ высоко ценит дружбу и согласие между представителями своей нации и с другими народами, он далек от враждебности и агрессивности. История не знает примеров пренебрежения или неприязни со стороны чувашей в отношении других народов и национальностей. Чуваш характеризуется такими специфическими чертами народного характера как дружелюбие, патриотизм, трудолюбие, целомудрие, уступчивость, честность и правдивость, скромность (9ичё пил - "семь благ", "семь добродетелей"). Народные представления о совершенстве человека, его стремление к добру, мечта о счастье выражены в чувашском фольклоре, в том числе и в сказочной форме. В поступках сказочных героев объективируются нравственные ценности и идеалы, выработанные многими поколениями чувашского народа. Обращение к чувашским сказкам позволяет приобщить духовные ценности чуваш, содержащихся в них, к системе общечеловеческих ценностей.
Актуальность исследования данной проблемы связана с некоторыми аспектами нравственного воспитания. Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, как сказка, которые близки и взрослым, и детям. Сказка для ребенка - способ постижения нравственной реальности в нереальных сюжетах, она дает информацию о духовном мире, стимулирует воображение и любознательность. Но сказка может быть воспринята некритически, пропускаться в душу без
препятствий, врастать в нас. Это объясняется специфическими особенностями сказки (искусством сюжета, мастерством характеристик, богатством ярких и выразительных типических формул и т.д.). Мы "верим" сказке, она глубоко впечатляет нас и не только запоминается, но и становится внутренней побудительной силой поведения как действенные нормы морали, способы адекватного реагирования.
На закате жизни человек читает сказки своим внукам и задумывается о своей жизни. Он задает себе вопрос, на который отвечает сам: "А в какой сказке я прожил жизнь? Чью роль сыграл? Чем заканчивается моя сказка?". Сказка ведет человека по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Бессмертны слова шекспировского Гамлета: "Быть или не быть? Вот в чем вопрос". В них выражена трагедия человечества, веками и тысячелетиями метавшегося в поисках оптимального использования свободы выбора, дарованной ему природой.
Проблема нравственного выбора была актуальна во все времена и остается таковой и на современном этапе.
Степень разработанности проблемы. Современный этап развития науки характеризуется тенденцией к формированию новых направлений, объединяющих различные (иногда, казалось бы, далекие друг от друга по своему предмету и методам исследования) области научного знания. Так, исследование многих проблем человека должно проводиться на стыке нескольких наук - физиологии, синергетики, философии, психологии, педагогики и др. - с целью наиболее полного и всестороннего их осмысления. Именно к таким направлениям принадлежат исследования, относящиеся к проблеме морального выбора и принятия решения. Моральный выбор и принятие решения суть не тождественные явления, но взаимообусловленные и взаимопроникающие. Моральный выбор пред-
варяет принятие решения, а принятие решения обозначает, что одному из вариантов оказано предпочтение, и выбор завершен.
Проблема принятия решения - это одна из классических философских проблем, формулируемая как проблема свободы воли. Может ли человек принимать решение, осуществляя сознательный выбор действия, или не может, потому что все его решения заранее предопределены - в этом, основное содержание проблемы свободы воли.
По мере выделения проблемы принятия решения в самостоятельную науку стала оформляться различная проблематика, как в общефилософском, так и частнонаучном планах.
В контексте эмпирической субъективной - описательной психологии исследование процесса принятия решения ограничивалось описанием динамики субъективных состояний, возникающих при осуществлении волевого акта. В этот период были выделены четыре признака первичного волевого акта: ощущение напряжения, которое возникает у субъекта, осуществляющего волевой акт; ясное сознание, что надлежит делать, и переживание зависимости будущих действий от собственной личности; специфическое переживание человека, выражаемое формулой "я хочу"; переживание стремления выполнить некоторое действие. Однако чисто психологическое описание представляет проблему односторонне. Необходимо, чтобы этот процесс был включен в различные формы общественного бытия.
В философской литературе последних лет проблеме нравственного выбора уделяется все большее внимание. Объектом исследования становятся общеметодологические, теоретические и практические вопросы, связанные с данным вопросом.
Необходимо отметить, что нравственный выбор как акт целеустремленной и целесообразной деятельности личности предполагает выделение в нем двух сторон - аксиологической и праксиоло-
ги чес кой, соответствующих ее общей и единой ценностной ориентации. Освещая различные стороны морального выбора, мы находим, что они взаимообусловлены и состоят в неразрывном единстве. Если ценностная ориентация выбора определяет нравственное достоинство намеченной цели и предстоящего поступка, то праксиологическое качество выбираемых средств (эффективность, оптимальность) обусловливает адекватность и результативность предпринятых действий.
С методологической точки зрения рассмотрение двух сторон нравственного выбора имеет важное значение для разностороннего и полного исследования проблемы. Эта точка зрения в социальной философии не является единственной. Существует и другая, рассматривающая моральный выбор только лишь как акт сознания, лишь как форму духовной деятельности человека. По старой традиции тоталитарного режима, нравственный выбор сводился преимущественно к постулируемым нормам заранее определенного трафарета поведения в обществе. Теперь эта методологическая позиция подвергнута критическому пересмотру. Следует признать, что на сегодняшний день в разработке проблем нравственного сознания достигнуты заметные успехи. В результате этих исследований опубликованы труды С.Ф.Анисимова, Л.М.Архангельского, В. А. Блюм к и на, Н.Н.Гумницкого, А. А.Гусейнова, О. Г. Дробницкого, Н.Н.Крутова, А.И.Титаренко, А.К.Уледова и других. Наметились новые подходы, в частности, структурно-генетический, выделяющий формационные этапы в становлении нравственного сознания целых эпох. В этом направлении работает А.И.Титаренко. Его исследование структур нравственного сознания различных общественных формаций представляет известный философский и исторический интерес5.
5 Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. - М.: Мысль, 1974. - 278 с.
Одновременно на фоне этих достижений произошло
отставание в разработке проблем нравственного выбора и принятия решения в структурах нравственной практики. Некоторые предпосылки методологического плана, необходимые для праксиологического анализа нравственного выбора уже имеются в современных философских трудах, посвященных проблеме человеческой деятельности (М.С.Каган, Э.С.Маркарян, Л.А.Зеленов, В.Н.Сагатовский и др.). Так, например, отмечая важность технологической стороны культуры, М.С.Каган пишет, что "культура охватывает не только плоды человеческой деятельности, но и приемы, способы, процедуры, с помощью которых деятельность осуществляется, так как все они не даны человеку от рождения, а вырабатываются в самом процессе деятельности и потому принадлежат культуре в такой же мере, как и созидаемые с их помощью продукты. В каждом виде и роде деятельности ее техника и технология должны быть, разумеется, специфичными, дабы обеспечить максимальную эффективность данной специфичной деятельности"6.
Только в последнее время были изданы специальные статьи и монографии7, акцентирующие праксиологический аспект нравственного выбора: выбор средств и методов достижения цели, постановка цели и критерий целесообразности морального выбора.
Имеются работы, в которых исследуются различные проблемы нравственного выбора. Авторы коллективной монографии - " Моральный выбор " обращаются к двум сторонам нравственной ре-
6 Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). - М.: Политиздат. 1974. - С.220-221.
Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: Альтернативы и решения. - М.: Политиздат. 1983. - 208 е.; Моральный выбор личности: Цели, средства, результаты. - Томск: Изд-во Том. ун-та. 1977. - 200с.
8 Моральный выбор. - М.: Изд-во МГУ. 1980. - 344 с.
и
гуляции (объективной и субъективной), что позволяет им выделить специфические ракурсы нравственного выбора - аксиологический и деонтологический и тем самым по-новому взглянуть на проблему специфики морали, ее функции и практическое назначение. Проблему, связанную с комплексным подходом к оценке нравственной деятельности человека затрагивают Л.М.Архангельский, В.А.Василенко, И.Н.Михеева, Т.С.Лапина, Б.О.Николаичев и др.
Проблема соотношения мотива и поступка до недавнего времени разрабатывалась в основном в психологии и педагогике. Основательную аргументацию и разностороннюю разработку идея единства сознания и поведения человека получила в трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, Д.Н.Узнадзе и др., где на первый план выдвигается деятельность как опосредующее звено между человеком, его сознанием и внешним предметным миром.
Решению проблемы нравственного выбора на политическом уровне, то есть в условиях реформирования социально-экономического строя общества, посвящены рабо