автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Проблема нравственности и нравственного самосовершенствования в творчестве Шакерима

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Кусакпаева, Рыскуль Жантаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алматы
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Проблема нравственности и нравственного самосовершенствования в творчестве Шакерима'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема нравственности и нравственного самосовершенствования в творчестве Шакерима"

я» 0

МИНИСТЕРСТВО » ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН АЛМАТИНСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ишейи АВАЯ

На правах рукописи

КУС АТС ПА ЕВ А РЫСКУ ЛЬ ЖАИАТАЕВПА

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ И НРАВСТВЕННОГО САЛ10С0ВЕРШЕНСТВ0ВАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ШАКЕРИМА

10.01.03 — История казахской литературы

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Алматы — 1994

Работа выполнена на кафедре казахской литературы Ал-матинсксго государственного университета имени Абая.

Научпый руководитель Официальные оппоненты:

Ведущая организация

кандидат филологических наук, профессор Келимбетов Н. К.

доктор филологических наук Кумисбаев У. К.

кандидат филологических паук Бисенгалиев 3.

Казахский женский педагогический институт.

Защита состоится «

ZS

¿иуг^АШ г. в

часов

па заседании специализированного совета К 14.05.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук при Алматниском государственном унн-зсрснтете имени Абая (480100, г. Алматы, пр. Ленина, 13).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.

Автореферат разослан « » 994

Учеши секретарь специализированного совета

МАКПЫРОВ С. М.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТУ.

Новый этап социально-экономического и политического развития общества,создание неосвоенного государства - Республики Казахстан,присланное кевдуиародкнк сообщество!;,целпй ряд ¡задач по укреплении и развитии вновь созданного государства, проблема выработки современного мышления поставил:* нас перед насущной необходимостью'более объективного и творческого подхода к оценке фазстев истории к духовной лига ни народа.

Как следствие осознания данной необходимости развернулся процесс ликвидации "белах пятен" в истории,литературе и культуре целого ряда пародов,в том число и г.е'згхокого.Кбо история развития казахской культуры,философии и литературы представляется совершенно неполной и куцей без имен К.Нумабаева.Н. Ай-иаунтова,й.Дулатова,Шакериыа и шогкх других видных деятелей науки и культуры переда конца XIX-начзла XX зв.,чьо проникновенное творчество составляет цзлул эпоху в развитии духовной гиэни народа,но долгие годы было недоступно е»у.оставалось вне поля зрения литературоведов,философов.историков.

Актуальнейшая задача литературоведения, к е.к и целого других отраслей знания - задача всестороннего и обгектавного 'поучения биографии, мировоззрения,грагданской позиции.художественного мастерства шаеназванных писателей и поэтов,определение места и еначеннл творческого наследия каидого из них в развитии,духовней культуры казахского народа.

ьноать_исслд^овпнхтл. Одно из вакнейыих направлений общественной наел« на современной этапе - стремление к поиску нравственно? опори,нравственкш: ценностей на основа анализа всей национальной культуры прядпестяувщкх эпох."Идеология традиционализма логически свяэона с иркэ5<еом социалистичос-

- £ -

кой идеологии.Действительно, к чему мояно обратиться,если прежние догмы оказались несостоятельными? Наверное к самому простому, понятному и в то ае Еремя глубоко нравственному и духовному в жизни кандого народа ~ к традициям.Их роль неоспорима.Куль-турнне традиции всегда были источником социального возрождения".1

В связи с этим в литературоведении,как и в других областях науки,очевиден все возрастающий интерес к проблемам нравственности, стремление к изучению творчества писателей и поэтов про-, шлого и 'современности в нравственном аспекте с целы> превращения всего наиболее ценного в их творчестве в действенный фактор духовного раэйития общества.

Бесспорно,что богатейший материал по данной проблеме представлен в творчестве Шакерима,которое связано глубокими корнями с гуманистическими традициями казахского народа и всей мировой философской кнели,составляет особ/в эпоху б развитии ка-оахской литературы и передовой общественной мысли.

Хотя тот факт,что проблема нравственности и гуманизма является основной темой творческого наследия одного из талантливых последователей Абая,отмечается во всех статьях и публикациях о Иакерике,однако,вопросы о своеобразии трактовки им проб' лем нравственности,об истоках данной позиции,о влиянии ее на своеобразие поэтического мира не йыли еде предметом специального монографического исследования,что обусловило выбор темы, структуру исследования,цели и задачи настоящей диссертации.

Степень изученности проблема. Нэскотря па то,что долгие года творчество Шакерима находилось под официальным негласнем

¡.Назарбаев Н.. Идейная консолидация обшества как условие - прогресса Каз8хстана.//Казахстанская правда,1993,9 окт.

арестом,передовая"часть интеллигенции Казахстана стремилась использовать калейпую воамокнозть,чтобы сделать достоянием общественности самобытное творчество казахского инслителя.

В связи с этим можно выделить несколько этапов в издании и изучении произведений Шакерима.

Первый период приходится на 10-2.0-е годы,когда произведения Иаяериыа публиковались на страницах периодической печати /"Казаг^", "АЯцап"," АбаЯ", "Шолпан", "Таи"/, а часть из них ви-пла отдельным изданием,^Достаточно высокую оценку творчеству

поэта дали многие представители казахской интеллигенции,рас-

2

сматрщая его в аспекте развития традиций Аоая.

В 30-е годы после трагической гибели поэта -1 речи не монет быть о широкой публикации произведений поэта.Однако,и в эти годы интеллигенция Казахстана налла возможности для того, чтобы познакомить, читателей с произведениями Зокерима.Здесь следует отметитьиэдание поэмы "Лейли-Моданун",публикацию поэтического перелокекия повести А.С.Пупкина "Петель" на страницах нурнала "Эдебиет майданы".главным редактором которого в этот период был С.Сойфуллкн,' а такие издание Б.Кеняебаевым избранных произведений А.С.Пупкина,в число которых вошло поэтическое переложение Иакзримом повести "Дубровский".

1.Тгри,кыргнз-каза^ Ьэи хандар иек1рес1.-0ршбор,19П; Муснлмандщ-парты.-Оринбор,1911;Казац айнасы.-Семей: Еэрдем,1912;Кал^ецдан-Мамыр.-Семей:1эрдем,1912;Нолсвз ааэа.-Семей:2эрдем,1912;ДубровскиЯ ацНгшс!.-Семей: Каэац- т!л1,1924;

2. Дыр баласы /Э.Бекейханов/"В;алкамвд-1'1амыр" нинагн ту роды. //Казак, 1915,3121,22 апр. ;Габбасоз С.Тарих казаху аайннен. //Ай^ап.1915, ® 6,9 б.; Екеу /И.Аймауитов.М.Луэзов/.Абей-ден соцгы ащшдар.//АбеЯ, 1918,1? 5

На этот ке очень сложный период приходится публикация статьи М.Ауэзова о поэтическом окружении Абая,в которой е числе четырех непосредственных последователей и учеников Абая 6hj назван и Шакери:.;.Статья содержала в себе вамнейшие теоретические положения,необходимые для максимально полного раскрытия концепции "абаевского окружения" ."абаевсхой школы".^

Следующий этап - 50-е годи - характеризуется неоднозначным отношенном к творческому наследил Иакорша.Осгройиие споры в начале 50-х годов разворачиваются относительно вопроса: . правильно ли,возможно ли включать Пакерика в число учеников и

последователей Абая? В атом плане енаменатеяыш.с одной сторо-

2

ны.исторкл защиты кандидатской диссертации К. 11у х а:.; едх он о в а, написанной при пзлосродственном влиянии и руководстве М.Ауэзо-ва,с Другой сторо:.;; - выступление С.Цуканова на научной конфв' реяцки,посведекной творческому наследи» Абал."

Конец 50-х годов.неразрывно связанный с периодом "оттепели", отмечен частичной реабилитацией имени и творческого насле дня Шаксрима,публикацией нескольких стихотворений поэта с небольшим вступительным словом А.Такибаева в газете "Дазак эдеб OTi'.'4

1. Эуозов И.Абай агушдыгшшц аЯналасц.//6дебкот каИданц,193 !Ш-12,II-20 б.;Социалист1к Казахстан,1934,30 декабря;

2. Мухэ^едхииов Г.Литературная школа Абая.Автореф. ...канд. филол.наук..-Алма-Ата, 155 J;Иухамедханов Г.Поэты абаевской поры.Автореф. ...канд.филол,наук.-Алйа-Ата,1959;

3. ¿¡уланов С.АбаИдыц эдебиот иектеб i иэне о ниц пэгЛрттер!.-//Эдеб^ет.аэне искусство,1951.¡? 7,64-67 б.;Абай,1992,К

4. Кудайбзрдиев Ш.Абай Yarici /IS иасында яазган/.//Дазац эдеби Ti,1959,9 январь;

- 5 - г •

Значительным следует считать совместнее заседание научно-координационного совета "Изучение закономерностей развития казахской литератур!" при Президиуме Академии нпус республики и;ученого совета Института литературы и искусства им.Н.О.; Ауэ-' аова,состоявшееся 3 декабря 1969 года, "на котором литераторы поставили вопрос об издании произведений Шахарима".

70-е годы вивмонутая стремлением казахской интеллигенции вернуть творчество Шакерша в исторшэ казахской литературы, ибо оно продолжает оставаться под молчаливым идеологическим арестом.В атом плане следует отметить выступление на конференции молодых ученых в Москве У.Кумисбавва с докладом о поэме

• >

Вагерима "ЛеИли-Мвджнун",анализируя ее в свете взаимосвязей ;

о

казахской литература с восточной поэзией. Выступление это било с блегодаретосты) воспринято сыном Шакерима Ахатом.®

.. В эти ае годы имя Шакерша вошло в КЛЭ,статья о котором била написана Й.Дуйсевбаевнм. В 1978 году стихотворения поэта впервые были переведены на русский язык и опубликовали в сборнике "Поэта Казахстана",т.е. творчество Шакерша было поставлено в контекст литературного процесса Казахстана и стачо известно читагщеп цубшхв лалеко еа пределами республики.Вступительная статья,биографические справки и примечания к сборнику

А

были составлены Я^агауинки.

Как следует из пгшескаэ энного, все яти статьи и рублик яции,

I .Сазгпааоа З.К.Эякарим КулаПб0рйяеа.-Алнагн:Гнл1/м,1993,с.7

2.Куиисбаев У.Егвзахские народные даетанн на сиузгн восточных легенд.//Простор, 1971,Шг^с.ЮЗ-ЮЗ

3.Ктшсбаоя в.Ахат агойдкц хаттсру.//9ркен,1990,20 дезсн,7 б.

4.Поэты Казахстана.Вступительная ст.,сост. ,биогр.С1ф1ЕКИ и пргазч. II.Лагауикч.-Я.:Ленинградское отд.Сов.пис-ль, 1973

появлявшиеся от случая к случаю,порок с огромным риском для судьбы их авторов,безусловно,не могли дать полного представления о ккани,мировоззрении,худоаественном творчестве акына.

Лишь после полной реабилитации поэта в 1938 году'учение и литературоведы Казахстана получили возможность систематического изучения творческого наследия казахского мыслителя,которое многолшрово и многогранно,представляет интерес для специалистов ceiûbx различных отраслей еканил:историков.этнографов, философов,музыкантов,литературоведов и т.д.

Современный этап в литературоведении отмечен стремлением к какси&аяьно глубокому и объективному изучении фактов биографии Сшсерима,особенностей ого мировоззрения,специфики художественного творчества,своеобразия творческого метода,поэтики стиля - т.е. стремление« помочь талантливому последователи Абая валять свое достойное место в истории казахской литературы. .

5а этот незначительный пока еще период после полной реабилитации проделана определенная работа по возвращению имени "Забытого"/"ЙУтаягаа"/ в истории казахской литературы.поэтический псевдоним которого имел символическое значение в судЬ' бо акына к его творческого наследия.

Достаточно-дараго пубсэуюгея материалы,содеркодие воспоминания созреувипккоа, родственников и исследователей бпог-фии Еааерама о его атака _ и трагической гибели.

1.0 творческом иаслодкй поэта-Саяариыа'.//Каэахстанская . правда,I98S,К-апрздк

2 Дгцшр^ыав"Е.Кеа мш!,азга-'1Соннс 0ынгастг|уык.//СексЕ таца, 1938,29 ..акт. ¡Дглдыэ, 1991, Р4,94-Î02.-ду^аиетхалез К.Dsiœpi /Бес арас.-Ллматы:1алын,1922,10-39;Сапаралин Б.Цас içoRci ... i;аза кайсы.газа цаПсы./Бес арке,-" 39-85 б. г.б.

.... . - 7 - :

Особое место в этом ряду занимает имя Ахата КудаРбердиева, суиевпего сохранить рукописи отца,создавшего уникальные по своей значительности воспоминания об отце,Широкая обцественность получила возможность ознакомиться с воспоминаниям!; Ахата,благодаря их публикации в журнале "¿¡Еулдыз". * При издании ке произведений йакергма рукописи Ахата являются порой единственным источником. . '

В плане научного исследования творчества Еэкерима также ведутся достаточно интенсивные изыскания.Проблемные статьи,ка-саыдиеся вопросов текстологии,правильного прочтения рукописей,

датировки произведений Иакерима принадлеяат К.мухаметханову, f,

И.Лагаупну и др./

Особенностям мировоззрения,своеобразия философских взглядов Накерима г/освящена статьи и исследования целого ряда ли-

тературоведовгН.ИагаумнаД.Лухачетхмюва.й.^ырзохиетова, 3

З.К.Сатпаевой и др.

1.0экер1мгпы А.иенп* экем.халыц г.пи - Пэкер1«.//д'.улдыз,1992, I? 11,3-50 б.

2.Магауин М.Соз .чартда-олен ojnneui./¿агауин М.Гасырлар бедер].--Алиаты-.аазушы, IS9I,382-411 б. ;1.(У1\бметханов Д.Иокэрш "Ин-

■ гармаларн"кинагн пайанда.//СомеП танд,19öS,21 февр.;Мгца-кетханов К.Б1зд1ц л1идет,//Кдзак; эдебиет!,1583,24 ишь, 1213 б.¡¡¿уцоызтханов К."Кудай"деген сооден цкдай сацтасин. //Казак эдебиетi, 1985,1511,3? март, ¡0-11 б. т.б.

3.Магауин п.Ащт.таризазц,философ./Бес арыс.-Алматыгйалын, 1292, 85-127 б. ;1.1У1даетхалов К.Еэгеэр1и./Бос ар«.-.. ,10-39 б.; Нырзахметов Л."Три-истинн'ЧЗакарина./Пакариц Кудайбердиев. Tpt истины.-Алиатн,1991,*с.З-5,35-58;Сатпаева И.К.Шакарим Кудайбердиев.-Алиатн:Гнлим,1993,с.3-25 ; и др.

Немало статей и публикаций,посвященных своеобразно nos-тики, особенностям стихосложения,идейно-тематическому и ¡кадровому многообразие творческого наследия Иакерима."

Делаются первые шаги в изучении творческой библиотеки Ша-2

керима.

С реабилитацией Иакерима и целого ряда казахских поэтов и писателей начала XX века появилась возможность более пубоког исследования проблем абаеведения:вопросов становления и разви тия традиций Лбая в казахской литературе .своеобразия прел'оыле ния идейно-эстетических принципов Абав в творчестве качдого из поэтов'абаевокого окружения. .

В связи с этим различные грани и аспекты многогранной темы "Абай и Шакорим" явились объектами исследования в целом ря де работ.^

1.Могауин й.Сез нарны-елен ернег! .Иэ.'-epiK поэзиясыннц уэвЫ //Казак эдебиет1,1990,24 та1Шз;Нег!мов С.Шэкзршпн керкем д1к me6epniri.//Казак т!л! мен одебиет¡,1991,№2,52-56 б. Эбд1газиев Б.Иэкэр1к дастандарынын дэсттгрл!к арналары.//Ка зац ССР ГА Хабарлара.Т i л,эдебиет сериясы,1990,153,41-476. Сатпаева £.К.Лирическое "я" в стихотворениях Шакарима.//Из Ail РК.Серия филологическая. 1992, {? 4,с.З-15;Сатпаева 1.К., Пахарим Кудайбердиев.-Ал1'.аты:Гьлым", 1993,с.£6-115 ¿.¿¿ырзахметов Л."Три истинн"Шакариьа./Иакарим Кудайбердиев. Три истины.-Алкагы.-I9SI,с.35-33;Салгарин К.Абай нзно Яэке-р1м.//КР ГА Хабарлара.1992, к" 1,30-38 б. З.Ауэзоэ й.Неопубликованные материалы по абаевзденшэ.-Алиа-Ата:Наука,1936;Абднгаэиев Б. Традиции А б ал и поэзия Шака-рииа Ку/.аЯбордиеЕа.Автореф. ...канд.фмлол.неук,-Алма-Ата, 199С;Зб;.1ГаоивЕ Б.Асыл apiJa./A6iM ;;acrrpi ггэне ^экэр{м/.-Ал1-.атнгКааа1; университетf, 1 SS£;ilarауин ¿¡.Сонн с of,лак; - ке1 epic. Тасирлар бедер!.-Алметы^азуши, 1,991,28<1-350;Сотбае-ва 2.К„Еэкор1м К*Д^бйряиев.~Алмагы:Кзза^ ССР "БШм"ко-. гоыы,1590;Сэт<5аева Ш.КЛэкарш -Кудайбердиев.-А. :Рауач,1£!

- 9 -

> * ' х

Как показывает историографический сбзер,проделгна аиачи-льная работа по изучений творческого наследия Шачериыа.Од-т:о работу по всестороннему углубленному ионогрг/пхчзскому следовании иианэнкого и творческого пути казахского шсли-шя,особенностей его шроЕьазргч!1я,худсаестсб;-!нсго своеобра-щ произведений,вопросоз духосноП и творческой эволюции, зоблец традиции и новаторства,сязцкфижк становления и раэви-т традиций Абся в его творчестве■следует считать актуаактП-зй задачей литературоведения.

Анализ публикация и исследований позволяет констатировать акт отсутствия специальна исследований по изучаемой пробле-э,хотя гуманистическая направленность творчества Пакерша, от факт,что огромное место в его ыиропониквнки занимает пробега нравственности и нравственного семоссверпенствования тмечаотел почти во всех исследованиях.* Однако,выпеназзанная роблема не была еп;з предметом специального монографического [сследовешш.

Цель „я, вада<м „даеледсаетге. Цель данного исследования: определить истоки и своссбркзг;-? мировоззренческой позиции :бра.ча по вопросом, нразетшшости и нравственного саыосовер-1&ЧС7В0ВЕКИЯ и специфику прэпогллешгл их в художественной творчестве, г* в порвуо очородь.з поэтическом.

В соответстсет с смзенезванной целью исследования гпреде-кэкы основные оэдачи; ' - на ос косо критического еиалуза и систеиьтиэац<-.н худеясст-взшшх теаогеэ Шекорака'внасьть 'своеобразие ¡¿¿гровоз в ген-ческой лозн-дии поэта-философа по ьопросон нравственности;

КМагауль У.Гулама ^ ал ачг е р. /Гае ц рл ар б од ер ¡. £64-283 б. Са"гпйеза Ш.К.Йакарии ¡£удайбердиэв.-Алматы:Гилым, 1993 и др.

- выявить истоки данной мировоззренческой позиции,опираясь 'на концепции ведущих литературоведов Казахстана о трех источник ах, имевших решающую роль как в становлении мировоззрения АСая,так и в становлении мировоззрения Шакерика;

- проанализировать характер влияния идейно-эстетических позиций Абая по вопроса« нравственности на формирование мировоззрения Шакерика;

- исследовать специфику преломления мировоззренческой позиции Иакериыа по вопросам Нравственности в поэтическом творчестве;

- проанализировать характер использования лейтмотивов в поэтическом наследии казахского мыслителя;

- раскрыть значение и роль приема олицетворения и принципа контраста в художественном ыирб Шакерима;

- проанализировать характер использования изобразительно-выразительных средств,и в частность,эпитета "нурлы"/лу-чистый,светоносный/,кзтафоры "нур" /луч,свет/ и некоторых сравнений,которые наиболее ярко. отрешают позиции Шакерика по вопросам нравственности;

- исследовать значение образа "¡Кар" в художественной системе Шакерима;

Обьект_исслс5ованиялТворческое наследие Шакерша многогранно и многоЕанрово.Обьектом исследования реферируемой работы являются",в* первую очередь,поэтические произведения. Вместе с тем,при выявлении и характеристике мировоззренческой позиции казахского шслителя широко привлекается анализ философского трактата "Трикстинн". Комплексный анализ поэтических произведений и философского трактата позволяет определить своеобразие мировоззренческой позиции Шакерииа по воп-

росам нравственности и специфику преломления их в художественном творчестве.

Иетдаологотескдй_дсновой_диссертацш послунили теоретические положения исследований ведущих литературоведов Казахстана по истории и теории казахской литературы.Специфика исследования вызвала необходимость обратиться' к трудам крупнейших аба9ведов:14.Ауззова,К.Зумалиева,К.1'5ух8метханова,1'1.11нрэах-кетова.Т.Таяибаева и др.

Поистине философская высота осмысления проблем нравственности в творчестве Шакэрима вызвала необходимость обратиться к трудам по истории философии,и в первую очередь,по истории средневековой арабо-мусульмансяой философии,а 'Гакне по истории античной философии и философии эпохи Просвещения.

Надодая_ндвизна_исслезоЕачия. Б данной работе предпринята попытка комплексного научного исследования своеобразия мировое а ренчзскоя позиции Яакеряма по вопросам нравственности и специфики преломления ее в художественном творчестзе.Исследована глубокая связь этой позиции с трактовкой Шахеримом вопросов о сущности человека и его души,о происхоядении мироздания и супдаости творца-первосоадателя.Системный анализ творческого наследия Закертаа позволил охарактеризовать философские основы данной позиции в контексте лучших гуманистических традиций казахского народа и кировой философской мысли.

Определен и обоснован целый ряд особенностей поэтического мира Шакерима,характер использования ии средств художественной выразительности для"максимально полного хранения своей позиции по допросом нравственности в художественном твор- " честве. "

3 настоя-

щее вреия творчество Шакерима заняло свое достойное место в истории казахской литературы,культуры и философии.Оно введено в учебные программы общеобразовательных и высших учебных заведений.Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при разработке лекционных курсов по истории, казахской литературы конца Х1Х-начала XX веков,а такие при раз*! работке спецкурсов по глубокому поучению поэтического окружения Абаа,.

Апробщияд1сследованияА0сновние полонония и выводы диссер ции систематически докладывались на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского составам аспирантов Аяиатиаского /государственного университета имени Абая /Алматы,1991,1992,¡593/.Диссертация обсундена и представлена к завито кафадроЯ казахской литератур! АТУ имени Абая.Содер-иание иселсдоэскня огранено в пяти публикациям. •

Структхра^иссещщкп.Руксгась диссертации состоит из введения,двух глав /шести параграфов/,заключения и списка изученной и цитируемой литературы. /

. . . . ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИЙ. Во^ввё2§ши_ обосновывается ьибор теш, определяется актуальность исследования поставленных проблем,цели и задачи ис-следованпя.нзтодологичоокка и теоретические основы работы,ео научная новизна,кратко издагаэтея история изучения темы.Освещается структурноз построите диссертации.- -

анализируется

своео'бразиг мирововэреачеокоа позиций мыслителя по вопросам нравственности и нравственного саыосовоге.енствован.ад в контексте гуманистически традиций казехскогс народа и мировой

%

философской"кнели.

Первая глава состоит ив двух параграфов.

Параграф__!О"02оеобр§зие_пост^

Выданной параграфе освоцаэтся вопрос об условиях,сформировавших талого мыслителя как ¡Закорим, ибо лсбоз явление в истории народа,в развитии духовной культуры не случайно. В числе ваанейпих факторов,кмэвеих реиагцее значение в формировании идейно-эстетических позиций Пакерииа,обусловивших нанрово-отилевоэ многообразие его творчества откачены целый ряд особенностей личной биографии ядинагфекг воспитания в семье степного феодала Кунелбал.где огромное значение придавалось всестороннему воспитанию и обрзеовашш дотеИ;фшст близкого общения с Абаем.та особая атмосфера глубоких философских размышлений,¡швеПзего интереса как к культуре родного народа,так, и к философской мысли,поэзии,литература Востока, России и Европы,которэл царила вокруг Абая;фазт хадпя-пг^.окни-чества в Мекку,которая по;ш:о прочего предостгазия киза\'с>:ьну мыслителю возможность расигрлть яруг чтения и источников формации,познакомиться с щтвреетт людьми различных пародов, факт наличия богатой библиотеки Аба/;,а позднее и Шакерима.

При освещении этих вопросов ив опирались на произведения самого Еакерима,воспоминания сына его Ахата,а такяэ на работы крупнейших исследователей биографии н творчества Еакергша.*

1.2окэр5м 1<;удаяберд1улк.Хур!2.^цргнз-1',аза^ Ьэк хендар «вя1-рзсI.-Алматы,1991;2экар!м.Еигарыааары.-Алкатн:3азугш.I988; ЕзкерЬсулы А.&сн1н ъаш.хэлкц улн-05кергм.//йуядаз,1992. $ 11,3-50 б.; ^угдаютхшов Ц.С;жэрш./Бес арыс.-Алматн:Залей, г992,10-39 С. ;Логау1гн /4.Акьп,тарихш»,философ./Бзс ар-::с. 35-127 б. ;Сатпаова Ш.Е.Пькареш КудсЯбердиев.-Алмати,1993

- И -

Отмечено,что немаловажное аначение в формировании мировоззрения и круга интересов Иакериша шела и особая историческая обстановка конца Х1Х-начала XX вв.,для которой характерны: развитие ейрокой сети мусульманских медресе и русско-казахских школ,развитие книгоиодательства и периодической пе чати на русском,татарском и каасхогол языках /"Дала уалаяты-ннн газет1","Казекстан","Каэа1;"<иАйКап","Абай" и др./.активи вация деятельности передовой части казахской интеллигенции, осознавшей тяжелее лслозенло народа и необходимость кардинальных перемен,особая острота вопроса о путях дальнейшего раз вития общества,который вкЛйчает в себя вопросы о просвещении и развитии сш;осозначзш,об освобождении от колониальной зави симоск|,о' характера ориентации и взаимоотношений с Востоком /твркоАСнчннэ народы/ и с Россией и Европой .'развитие различны? обесгутгеаках .доггеаиЯ,« в частности,дтгпиана /одного из течений пантйрйизца/.крупнейЕци представителем которого с'ыл Сг.агул Гас п р ж I с к 1 гй, д е>гт с л ьа о с а' ь которого была, направлена на поиски наиболее аффективных путей развития тюркоязычшх народов и очень импонировала Пакерицу. *

Наши выводы и наблюдения по этик вопроса;-; основаны на ан лизе произведений Еакер'иа к работах по истории Казахстана я

V

исторга казахской литературы этого периода,

1. ПэхорП, КУдаИберд1удк.Тур|8,кыргыа~15аэаг; Ьэм х2;:дар се-ж1рееI.-А^акЬ *Казш;ст<зи" аонэ "Сана",1991, 46'б.

2. Асфендйарс» С.История Кеаахсссла /с дровнейиих гремзи/.-Ллмату:"Казс£; уши'ЗГСйтет!",1553, -0.226-264;' Ксзибаев Ксторад и совре!;сй1!1ссть.-Длк£>/.та:Гнлщ;, 1991;Козьбаев Лптацпыуггр шатай!.-Длиати:"Дсагад уннзерсите-п, 1992; Кенясбаез З.П гсм:р {5еецндаги.кдк?ок одебя©?!, Лектсп,1&75, 0-3! б.

- 15 - ,

Отмечено,что огромное влияние на форшрование мировоззре-

во8зрения Шакермма.на становление его художественного мастерства оказало и своеобразие литературного процесса этого периода.

Литература конца XIХ-начапа XX вв. характеризуется иного-, образием жанров и стилей,школ и традиций,явиввихсл зшсонокоршм результатом многовекового развития духовной культуры казахского народа.Одним m фадторой развили литературы данного периода явились так&е ее взашосоязи. с передовой тенденциями и направлениями литератур Востока /творчество позтсв - "книяников"/, России и Европы /"углубляется и расширяется такая форма взаимосвязей и взаимовлияния литератур как худокественный перевод"^.

Поэзия и литература рассматривается писателями и поэтами как акт общественной борьбы, поэтов неслучайно ведущей темой художественного творчества становится актуальнейший вопрос эпохи - вопрос о путях дальнейяего развития ,о развитии самосознания и просвещении народа,о путях достижения прогресса.

При рассмотрении вопроса о своеобразия литературного процесса этого периода мы опирались на исследования М.Ауззова, К.йумалиева.Б.Кеияебаеза^С.Кирабаева.У.Кумисбаева.И.К.Сатпае- • вой и др.^

1.Сатпаева И.К.Казахсхо-европеПсакэ литературные связи XIX-

и первой половины XX вв.-Алие,-Ата:Наука, 1972,0.153' 2,Эуеоов ¡1.9р зкылдар оП л ари. - Лл пат а, 1959 ; Ау зз о п М.Проблема изучения ист.као.яит./Собр.соч.э 5-та тт.ТЛ.с. 108-112; Берд1баов Р.'Гурмсгсмбе? сдан,//Ленки г.с.'Ш, Î960,12 янв. ; Келинбетов Н.Иед! ада.-АлмаТУ, 1974;Кирабеев С.Дустбек АЯмауытов.-Алматн,1990;Кирабаев С.Спендклр Кебеев.-Алната, 1958;Кукмсба.оз У.Казахские и персидско-арабские лит.связи . XIX-XX вз.-Алме-Ата, 1989;Сатпазва П.К.Казахская литература и Восток.-Альа-АтаШаука, 1982 и др.

Все эти факты обусловили особенности мировоззрения Еаке-рима.канровое. многообразие творчества,способствовали приобщению его как к духовной культуре родного народа,так и к общемировой кульгуре,лвились вагнейшей предпосылкой для максимально глубокого осмысления вопроса о путях дальнейшего развития современного ему общества.

Кох известно,человечество выработало различные критерии общественного прогресса.В понимании ко йакерима,мерилом общественного прогресса выступает нравственность:совераеиствовшшо моральных норм,утверждение добра и справедливости во всех сферах аизни.Именно поэтому проблема нравственности и нравственного самосовершенствования явилась основной темой творческого наследия Иакорима,структурообразующей доминантой его.

Отмечено,что своеобразие постановки проблем нравственности в творчестве Иокбрага ешгвчаатся в стремлении казахского гу-мьниста но только -переделить существу вдие пороки,не только ответить на вопрос:ч?о хорошо или плохо е поведении человека, ио и родить для себл вопрос о мотивах поведения человека,поставив его на максимально философский . уровень,, осмысления.Этим и обусловлено то,что вопрос о нравственности человека рассказ риваоюя Еааержом в норазравной связи, с вопросом о сущности человека и его дуди.о смысла бытия и смерти,что повлекло за собой вопросы о' .прояохоздоиии мироздания к мест© человека в нем, о сущности творца-первосоздателя: Толеядан бар б!р ой ыенде: . Обо всем есть мысли у нет: Бул елемд! хараткая не ? . Кто создал этот мир ? йогала на пан елгевде.Т Исчезает ли дува после смерти '

Туву кол "стер нь калай.?. Что ну-тло,чтобы инь праведно ' Пытелсь максимально глубоко осознать суть этих вопросов,

Покорим так" ne,как h"его наставник. Абай,обращается л изучение духовного опнта предшествующих эпох человеческой цивилизации. Ибо широта взгляда на мир,энциклопедизм познаний обуслорчли историзм мышления поэта-гуманиста,умение видеть многие вопросы d исторической перспективе,осознание относительности любой новизны в этой области-:"Мне думается,не осталось таких мислеП, . слов и дел/которне не осмысливались бн,не высказывались -и не делались в древности.Всему начало полоаили они.Но многое ira того бнло забыто и потеряно.Причиной тому,конекно,гибель и смерть,!' все не в какие-то моменты препноэ здруг вновь вршш-вало,но в обновленном виде,надев на себя одеиды уг.о другой нагрянувшей эпохи..."/"Три истина"/

Исходя из этого Ишеерии подходит к Формулировке основного закона о поступательном развитии творческой гнели человечества,которое осуществляется за счет объективного,творческого • освоения а осмысления опнта продпестэущих эпох развития пос-яодуодиш поколениями /"Алднктанщ сокпггьи арт^н ттзер"/.

Следуя традициям своего наставника Абая,исходя из своих наблюдений и умозаключений,Шакорим провозглашает культ разума, критического,рационалистического анализа всех' известных ему тэортЯ и концепций. Изучив целый ряд нравственно-этических i концепций в ксторта развития- мпровэП философской кисли /."Леи еотп!с ек! касца кеягенде"/,Заверяй строит своп концепция о воспитании человека нравственного.

Идеал истинно нравственного человека Зексрима /"пш таза лан"/ имеет ¡шого общего с идеалом ЛбаяУ'тояк^ ядол" ,"?олвд 1здсшгаят","1шс£няй.ттш1 Яэыалач?нти1'/:т до'ллген обладать тремя высиими добродетелями:зд хурзк"/добрни,благородии сердцам/, "адал ацбех"/лпбовьэ к добросовестному труду/,"таза мдал" / в

еначеюш "чистш: от злодеяний,теоретический разум,способный посечь кстдагую суп л^ого явления"/.

Будучи глуболш шелитело» Шшсерим понимает,что воспитание вь'иеиаованиык вачостр процесс нелегкий,ибо в самой природе человека,помимо полехулезьиих существует и отрицательные устремления.явдввдибсд еорнец шшгнх пороков и злодеяний.

Такая трактовка, поведения человека неразрывно связана с вопросом о еукносуи чодовекагкакоэа природа человека? чем определяются ого поступки и поведшие? каков смысл существования его на веже?

проблем нраэс^рэнного.сацосовэроапствования.

Еакерлм различает-в человеке бессмертную душу и смертное тланное тело.Потрэбности их принципиально различны,ибо различны сукности кавдей »го этих категорий:дуйа всегда устремлена к «ому,чтобы творг?ь добротности свет к тепло людям,к тому,чтобы Поонозать многочисленна гайки мироздания .потребности тела всегда связана с у^ои-шетачоокши,индивидуалистическими интересами человека тегиим.кск нен&сатность,хвастовство,мания величия,кеддоо из которых толкает человека на бесчисленные злодеяния.Но особенность мироздения тшсоса.что душа и тело немыслимы друг без друга,находятся а сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

Душа чэлоеоке» - теге явление неоднозначное.согласно миропонимания Шксернка, она состоит из высией /ар~уздан/ и низшей /непс!/ частая,которые танка находятся иееду собою в слоеных, противоречивых оетс^екиях.При зтоц низшая часть дуви-иэпс!-' отвочи-г потребностям тала,высшая во часть /ар-укдан/-связана с истинными потребностями души.

В зависимости от того,какое из свойств и качеств луки во зоблацает в человеке,он ориентируется либо на воевняенное и благородное,либо на дурное и низкое. .

В разрешении существующих.противоречия между потребностями тела и дупл,мезду потребностями ичссяой и низкой частой души особую роль играют чувство «ера /Инееп/ и воля человека в союзе с "чистим разумом"/"таоа едал4/,погорав ,зная о "подотчетности'1 души перед перзосоздатолен.зяал сванаеПавй потребности души /ар-улдан/ должны помочь человеку соэерзить выбор менду добром и злом,которые нергэр-'шно сгязскн с .трактовкой вопроса'о различных свойствах виссхсП п шпйоП чалтсл лупи.

• Согласно концепции казахского гуманиста,тачова сутосгь всех людей на Зонле.вно г.агг'сипостк от нанпснатм-остц^сс'.;:??.-

льного положения,взро;:спп<......'».

■В связи с. этим осй«-пн«я нришнз здочеаяиЛ,-/.^ и войн,идеал :;сш;шо нравстпвиного чегсзеха,:1десл будущего сокогуманного обцестяа трактуется Пахориион з соответствии с концепцией о противостоянии в л «""О каждого таких снсПат ? ю, кок ар-уадш /совесть/ и нэпе! /уэхоэгекстаческое,иксшгктл:— ноо 'начало/ и с идеей о необходтгосп! >е or. дену ч?яовоху г

НИТЬ ГОЛОСА' CC23CTIT свой OrCriO!' И 3';'::.'0СТйг

Лр .Лтлептш осмозда, В. епозу когда' буяот рластпозатг.

, со.' " ,

нэг/с! олш, отомру? и::сп:тгг: / тндздкд/дерзи/,

оipimp е!:<г:ктс , К обьчдкпАМл и pax.tc;i тру,:;з

Порта сдам беллен... JTr.ts« .i-1. псе:* nr.-. :'о...

/'да>/ЦЬ'Н здал УЛЫ боЛСЛ Если ХОЧЬПЬ ¿'»-Л- ЯСГ.;г.0ЧП1Я? '."оловезом, лее О"!, '

/.лдцу.енон оэit«!и рок- . Одолен■ сначала сг;П ;:*гя>;зиду&&яэ»... е!шИ »'сн... •• i> cd;.гп с з-л» проблема. нрг-вотЕЭкьосгл неразрывно сэлвепа

в миропонимании Шапорина с темой нравственного самосовершенствования личности,ее умения производить самооценку,самоконтроль и самоанализ собственных поступков,исходя ио-требования о чистоте совести*

Подробно анализируется в диссертации концепция Шакерима о . .сущности творца-первосоздатэля,который является "первопричиной" мира,создавшей мир по оаяонаи высаей гармонии и целесообразнос-ти.Вместе с тем.пераосоздатель - есть некий нравственный авторитет, покровительствующий справедливым деяниям людей и наказывающий их за преступления против другого человека.

Показана разница меаду трактовкой сущности суда в загробном мире Еаяеримоц и современными еыу невежественными муллами /"Бей1с^озак молда айтг;ан сиякты емес", "Бегаете бар сулу кар".../. ,

■ В параграфе.также отмечена позиция Иакериыа по вопросу о свободе человека., и предначертанности его низненного пути свыше /"Дукие мен 941р"/"МироздйНие и жизнь"/,"Адам epsi кайда"-доп ацылдан сурагаяым"/"В чоы же свобода человека?-спррсил я у Разума","Енл1к~Кебек" и др. .

Свобода человека понимается Шакериыом как свобода делать выбор меаду потребностями души и гела.мезду потребностями нэп-cí и ар-увдаи, помня о своей подотчетности пород первосоздате-лем как высшим нравственным авторитетом.

Поэтому Иакерш считвет необходимым разработать козу» "ауку "Ар б1л1м1и/"3нание о совести"/,которая бы дала современник аи истинное знание о том,почзцу полезно поступав! ло совести.Сам же Иакерш в своем творческим наследии омгеккя свое видение основ атой науки,которое неразрывно связано о концепцией мыслителя о сущности человека,о бессмертии дупи и

сущности творца-пергосоэдателя как символа высшей спромедли- '

вост.'!.

В параграфе отмечено созвучие мировозаренческой позиции йакерпма по каядому из вышеназванных вопросов с позицией Абая, восточных мыслителей-перипатетиков /аль-Фараби.Кбн Сина/,Платона, Сократа.Наши выводи и наблюдения ло отш* вопросам основываются на<сравнительно-сопоставитеяьнок анализе произведений Шахеркма,Абая, аль-Фараби,Платона,а такие на изучении исследований л. Уагауина,К. Иухслетхгнова,И.К.СатпаеБсП о шровоззре-нии Шакерима,трудов по абабведению и исторга философии,и в' частности,работ М.Ауззова,К.Бейсекбиева,Н.'&роахметова,Т.Та:ЕИ-баева,А.Ф.Лосева,А.Кубесова, А.Наиачоза.АЛхасыыжаяоваД.С.Кира-баева,А.В.Сагадеева,С.К.Сатыбековой,Г.Н. "шбладзо и др.

^поэтического_ыи2а_Пакерума.'' посвянена раскрытию специфики преломления мировоззренческой позиции шшна по вопросам нравственности в поэтическом наследии.

поэтич9ского_твдрчества_Шаке^ма".

Б лирике Закерима,в его поэмах,поэтических.перелонениях-переводах.притчэх велика роль устойчивых сквозных мотивов,пр1-званных как мои г о ярче выраоить позицию мыслителя в вопросе о нравственности.

В качестве одного из таких лейтмотивов,олредояякцих идейный и эмоциональный'топ многих произведений .Иакерика можно впделить лейтмотив совести Уар-Улдан/.Ролк- и значение эгого лейтмотива нераь-ривно свйачы с мирововзрепчзской позицией Шакерима по вопросам нравственности,э. которой центральной этической категорией выступает совесть'- пярвойпая "потребность

; — к«"—"« •■.-•• лупя.

В диссертации излагаются наблюдения о том,что. все основные темы в творческом наследии Закерима ставятся и решаются в неразрывной свяаи с темой совести:будь то вопрос о распространении образования^ роли науки,о заимствовании опыта стран прос-' веденной России и Европы,о* отношении к материальному достатку о качествах лидера,способного повести еа собой народ, о революционных и социальных преобразованиях,© назначении и роли поэзии, о смысле своего бытия,об отнопении последующих поколений к творчеству Ешсерима.

На основе анализа конкретных произведений Иакорима отмечено,что в осмыслении темы совести Ивкерим /так же,как и Абай/ продолжает гуманистические традиции своего народа,выраденной в пословице:

Иалнм-аанцм содатаса, Богатством жертвую во имя жизни, Кышм-аркц садагаси,- йианьэ кертвую во имя совести,-ибо она позволяот наиболее ярко выравить концепцию мыслителя о ситуации выбора меаду потребностями ар-гадан и нэпе},которая зачастую в глзни вырастает в ситуацию выбора кеззду накоплением богатства ценою злодеяний и сохранением чистоты совести между сохранением физического существования и сохранением чистоты совести. Именно поэтому самые различные вариации данной пословицы лейтмотивом проходят через все творчество Пахерима.

В данном параграфе характеризуется мировоззренческая позиция Шакорима по вопросу о рели религии в жизни человека и . общества.Проводится аналогия данной позиции со взглядами Абая аль-$аре/.и,европейских просветителей,Л,Н.'Голстого.

Отмечены причины возникновения в худояественнс'л системе Шахерима категорий антиподов "таза дш"/"чистая религия"/ И "шатоц д1н"/"путалая религия"/.На основе анализа поэтических произведений раскрывается неразрывная связь развития темы "таза дш"/"чистой религии"/ с темой "имани гул "/"трех высших добродетелей в человеке"/ Абая и собственной концепцией Шаке-рима о совести /ар-тгядан/. ,

Анализируется характер использования средств художественной выразительности для разоблачения существующей в современной ему действительности "путаной религии"/"патак дш"/.

Царэгр|^_Р_Зл_Роль_и_аначенне_пет

Своеобразие трактовки сущности человека и его поведения как сложной борьбы в нем самом противоречивых чувств и состояний ,различных свойств и качеств дули обусловили широкое' использование Закеримом прнена олицетворения,при котсрс:-: абстрактным понятиям,обозначающим состояние или эмоции чел оа, приписывается характеристики и свойства пиеого существа.

Безусловно,прием не новый,достаточно вспомнить "Слово семнадцатое" Абая. ,

На основе анализа худснественккх текстов отмечено,что целый ряд философских толгау и нритч Паг.ер*ма строится, как "спор" меаду КаПрат/Силой/.Ой /Кысдьэ/,Ер1ншек/Денос?ь.р/)Са-быр /Терпение!-/ и др., где каждое из п;п: наделено специфическими чертата характера и выступает кск сшюстрдтелишй художественный образ/'7лу мзн. Ннссл"/"Гиез и "Чувство керн"/,"0л-ген кон1л,ындыноыз 0!прО/"У,чер:тае эмоций,акэнь беа иеланиГ."/, "Лея мои дене Ьзм кон?д"/"Луса, тело -и состояние"/, "Татап пен акыл"/"Стремленил и разум'"/,притча "Уадэн"/"Совесть"/.

- - - - 24 -. !

!. !

В диссертации отмечено,что резкое противопоставление доб- ■: •ра и зла,понимание сущности человека как постоянной борьбы в. нем ссл.01с противоречивых чувств к состояний,когда человек должен сделать выбор мажду потребностями души и тела, между '•'соблазнительными речами" нэпе! и голосом совести обусловило анти-тетичность мышления и поэтики.В связи с этим в поэтическом пира Шакерима широко используются.антитеза и принцип контраста.

Отсюда и возникают в идейно-эстетической системе Шакерима ' категории антиподы:нэпс! - ар-тадаи;нзпС1 - "таза а^ыл";кэпс1--. ак журек /благородное сердце/; нэпс}-ш; ниет /благородные намерения.

Б соответствии с решением' для себя вопроса о выборе мекду | алчностью.нэпе 1 и голосом совести /ар-тадан/ строится положительный и отрицательный образ в поэтическом мире Шакерима, создаются антитетичные парк: Абай - арсыздар /бессовестные/; лирический ,герой /как человек.аивущиП по законам совести/ и арсыздар; Л.Н.Толстой - "следуидие эгоизму инстинктов муллы" /"нэпе5ге ерген молдалар"/ /"Кейб1рэу беад! дейд! елден мен!" /"Некоторые говорят,что сбеаал я от народа"/,"1олама,кулар, канайга"/"Не подходите ко мне хитрецы'ТУ'Еаснмнан ¿;от!к 61л-дхм тур!к'т{л!н"/"Смолоду язык турецкий изучил' я. в совершенство"/ к др. ■: . . . ' Значительное Бнжакие уделено образам пп«ни 1 "/учений./ и 1 •"•д1нл1": /тооиог/.«Элемента спора пока! и д1нчп,оаорн лирическо- . го героя с .хаяднм из. них,стремление пшвлечь вкахениэ всех к этому спору, к! ¿оразишАбнио над сложныш вопросов'.! бытк* обуслов!1ли ,яояешчность стилв >!То" во многом создаете« зй, счет широкого рспольаовшшк обрздеи'кй,глах-ояов в пов,едап ель-ном наг.ясненми, риторических вопроезз к ооехиицониг.

Парэграф_??_4. Характер использования иаобр:авитьд^но-выра-зительннх_средетв_в_поэтич^^

В данном параграфе анализируется богатство интонаций лирического героя Шакерима:от гневных,полных сарказма до лирич-иых,исповедальных - как яркое свидетельство гражданственности и патриотизма,богатства внутреннего мира.Отмечается созвучие их интонационному строю произведений Абая.

На основе анализа произведений раскрываются причины использования весьма нелестного сравнения человека с животными /"ХаПуан мен а^ымадтар" /'Адашсн артык иэнд^к каралмаган", "Адам немене''/. Причины эти неразрывно связаны с концепцией о сущности человека как постоянной борьбы в ней потребностей ар-уждан и нэпе!.

Другое очень ванное обращающее на себя вникание и имеющее концептуальное значение в творчестве Шахерика выразительное средство - эпитет "нурлы" и мбтахора "нур"/свет,луч/', в значении "свет духовности,способный противостоять потребностям нэпе* /"Адакныц ен жаксысы"/"Самнй лучший из людей"/.

Именно наличие или отсутствие такого света очень ьагно для Еакерима при характеристике худоазственк.ого обраиа,яелй-ния или состояния лирического героя,что доказывается на основе анализа целого ряда произведений Пакерика. '

Неразрывно связана с метафорой "нур" и эпитетом "нурла" структура образа-символа "Дар",который имеет символическое значение в художественной системе-акына.

На основе анализа конкретных произведений,и в первую оча-редь, цикла "Иманым"/"н<5? вера"/ выявлены основные составляю^ щие при характеристике этого образа.Вследствие этого сделан вывод,что "Нар" - это,с одноК стороны,символ тверца-перзоеоз"»

дателя кок высшего нравственного авторитета,символа справедливости и совераенства.Другое контекстуальное еначонио этого образа - символ абстрактного попятил:Высшей Истины о мироздании, о сущности творца-первосоздатедя.о сущности человека,его души к совести.Эта Истина заставляет капдого приобщившегося к ней по-новому взглянуть на мир,на себя,на ниань людей вокруг.

Б ЗАКЛЮЧЕНИИ подведены основные итоги исследования.

Основные пояснения и выводы диссертации изложены в следующих публикациях: . I .ЕДудайбердиев творчествосындагы енегел1к кзне енегелиск< еэД1г1нен яет1лу ыэеелелер{.//42-я научно-практическая конференцея профессорско-преподавательского состава и аспирантов ¡Тезисы докладов и сообщений.Ч.I.-Алма-Ата,1991 С.139-141

2.Шакерп! по&тикаеыпдптн кейб!р ер^кпел истер.//Казак эдеби-6Т1Н зерттеу мен окнтудын актуальды иэселелеог.Ног'ары оку орнндарннкн .профэссор-окнтушылари цураш мен аспирант тарынын гнлыми макал ал ар жинагы.-Алматц, 1993,23-29 б.

3.КеЯничшн цапмалык обалына/ЯэкерЬ] творчествосы бойннша/ //Казак эдебиетш зерттеу мен окытудыц актуальды мэселе-

лер1.Еогары оку ориндарыннн професоор-оЦЕтушилары КУраш мен аспиранттарыныц ма^алалар иинагн.2-п1 к!тап.-Алматы,1994

4.2аным - арым садагасы.Рукопись деп. в КазГосИНТИ 11.02.

регистр. 15 4604-Ка94 б.Значекле категорий "таза дш" и "шатак Д*н" в понимании

ыировгззренч,позиции Шакерима по вопр. нравственности. ■ Рукопись деь. в КазГосИНТИ П.02.94 г. регистр. » 4605-

«YC/JUWEBÄ РНСХУЛ ЩАТХВЩЗН

naSEPIil 7В0РЧЕСГБ0СЩДНГН АДАПТЕРЕ!¡ЛИ ISIS AAAiiTEPaiÄlKTI 93Д1ГШЖ 2ЕТ1ЛД1РУ

ИЭСЕЛЕЛЕР1.

10.01.03 - Цтщ эдебиетшщ тарихц

Диссертациялвд оорттеу еуилснпин Herisri мацсаты - UasepiM дтниетанимшши'ерзг.псл1ктер1и адамгергпл1к меселес in TYctayi стргнснная апшт корсету паке окни едь-н шнгармаларнндагы корпи- . ein айднндау.

Диссертадияда Иокер1м гуманизм! табигатнньщ цайнар r.eoi ре-?5ндо ^азац халцынин гуионистхя дясгурлер! мен душе nrei ой-пилдарнннн 'кейб1р философшшщ i к I рлэрi царастыриладн.

С0йтт,!?окер{м кез^араенкнц Пла?С':,эд-$араби,йана дёу'рде-ri caponалы^ агартумлар мен Л.Н.'ГолстсП лэко АбсЯмея кептеген дтшиетаннкга цатысн бар пэселелсрке dip бггнтта боягелдагн орзкее аталади.ЗсIр<?со, с ¿г-: гзу япяюпнла нроблека-

еввнк цояодув исп ncnlalB табуинда АбаВдкн гуиш:ст1;с ,;"стурле-р!н1ц басти багдар о'олгеэдтш атап корзет1лод!.0л iud мен OoKepItailH кептеген рглоесЪхтц сграцуарда сеяудег! кезкзра-сан т^атар солыстнрганда аЯ^кн кер!нед1.

Диссертоцшшнц esitrai бэя!к! Пэкершгш адазсвршШк. мэсо-леопг стгс!нул«*1 филоеофя«лш{ ксзцяраспн тукнднла-

ршшц корке!«!« epotcesirlH. аерлгеугв арналген.

Осы тгргкдегг яело.ПяссрЬгйц лиркшщ-кеЛfnsopliti« öizin-ч>еЯнсс!,озск?1 пе.'плерд! /яеВвготяи/ коллажу ctiaaru.sendlp тоцзу ней ггетгфоралердн, sen in joy :;ся "c':i;',ec?!py Toci.';;;cpin пей-даланудагн озпгдЬс ерокпелЬстзр! ошщ сщягш; корггон пи-гармоларнндегн nsphiiei туралц ппПиндаудар ".зн чорнгывдн ni-гЛрлер бор!лгзн.

KUSAKPAEVA R1SKUL ZHANATAEVNA The Problon of Morals and Moral So If-por foot levin Shaker in V/orks 10.01.03 - Kazakh Literature history

The thesis of Kusakpacva R. Zh. is dedicated to cnc of tho most actual subject in tho study cf tho Kazakh litcraturo - to works of Shakerirri whose spirital heritage has bocor.o puslic possessions only at' tho last time.

Tho investigator has tried to rc-vcal originality of Shakerim out-lock position in questions of morals and specificity of thoir interpretation in his pootry.

The outlook position of Shakerim is studied: in the hurranc traditions of Kazakh poople and v/orld philosophical consoptions. In this connection a consonance cf Shakcrirc views with positions of Platon, al-Far'abi, European cnlis'ntcncrs cf Kev,' Tine, L.N.Tolstoi and Abai vras found for a vholo nurrbor of main outlook questions.

Thy Investigator's conclusion that Abaj hunanc traditions in tho ways the prcbloirs of morals aro put end solvca arc sttklr^ly sson, is logically dram from a cor,parativc analysis of Shakerim and Abai positions for a v:holo nutrber of philosophical questions: about nature and soul of a ir.cn, purpot of his life on the earth and nature cf tho Cx-oator, about a rolo of religion, onlightrrant, education and lr?£cur in an upbringing of a moral iran.

Tho second chaptcr of the thesis is dcdi6ated to study cf features of artistic and poetical K'orld of ShrJiorim. The investigator laid oirphasls on those features cf akin poetry that aro determined by orirfinality of his-philosophical vlov.'S on tho problem of morals.

In this ccnr.cction cbsorvaticns snd conclusions cf tho investigator about a lyric hero irago, about, th? y.'ay or' a vrholo nurber of artistic oxprocslvcnoss aro4 used by Shelter iss comparisons, epithets, ibcut "Zhar" lrajo mocninz, about personification and contrast devices In tho artistic system cf Shakerim aro expounded.

Tvn.UOT. 3aK.291-120.