автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Проблема общественно-политической активности личности в современной буржуазной социологии (на материалах англо-американской социологии)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Атаян, Людмила Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблема общественно-политической активности личности в современной буржуазной социологии (на материалах англо-американской социологии)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Атаян, Людмила Николаевна

Введение

Глава I. МАРКСИСТСКАЯ И БУРЖУАЗНАЯ СОЦИОЛОГИЯ О

ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТН5ННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

§ I. Социальная и общественно-политическая активность в условиях социалистического и буржуазного общества (схема анализа)

§ 2. Интерпретация общественно-политической активности личности в социологии позитивизна

§ 3. Социология экзистенциализма о проблеме общественно-политической активности личности

Глава 2. ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТШННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕШ В СОВРЕМЕННОЙ БУРЖУАЗНОЙ СОЦИОЛОГИИ

§ I. Марксистско-ленинская концепция общественно-политической активности молодежи в развитых капиталистических странах

§ 2. Проблема общественно-политической активности молодежи в социологии позитивизма и экзистенциализма

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Атаян, Людмила Николаевна

Вопрос об общественно-политической активности личности является одним из наиболее острых вопросов идеологической борьбы на современном этапе. На июньском (1983г.) Пленуме ЦК КПСС говорилось: "Идеологическая борьба на международной арене не знат ет передышек. Мы будем и впредь вести ее активно. . Показ несостоятельности взглядов буржуазных социологов на сущность общественно-политической активности личности - задача глубоко актуальная.

50-60-е гг. XX столетия модно охарактеризовать как период определенной стабилизации капитализма. В связи с этим широкое распространение получила идеология "социального примирения". Она послужила основанием ряда буржуазных философско-социологи-ческих концепций, пропагандировавших идею "отм1фания" социальной активности, исчезновения мотивов и стимулов политической активности в условиях современного капиталистического общества.

За последние 20 лет в странах развитого капитализма произошли серьезные экономические изменения, связанные с деятельностью новых отраслей промышленности, с дальнейшей концентрацией производства и развертыванием научно-технической революции. В связи с переустройством экономики в производство были вовлечены новые массы населения. Еще резче обозначилась классовая поляризация, поскольку большинство работающих по найму - промышленные и сельскохозяйственные рабочие, торговые и конторские Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года. М., Политиздат, 1983, с.52. служащие, работники сектора услуг - входят в состав рабочего класса. Ухудшилось положение интеллигенции. Значительная часть этой социальной прослойки оказалась занятой трудом, лишенным творческого элемента. Усилилась эксплуатация мощными монополиями мелкой буржуазии города п деревни. Все это вместе взятое вызывает углубление антикапиталистических отношений. Стало невозможным отрицать общественно-политическую активность и масс, и личности, как это было принято в 50-х - начале 60-х годов. Но признание социальной и политической активности личности не означает, что дана правильная оценка этой проблемы. Несмотря на отдельные находки, замечания, позволяющие глубже понять процесс становления социальной и политической активности личности в развитых капиталистических странах, классовая ограниченность буржуазных социологов не дает им возможности объективно проанализировать истоки и сущность этого явления.

Оказывается необходимым осмысление реальных общественно-политических процессов в странах Запада с позиций марксистско-ленинской общественной науки. Современный этап движения за разоружение, против ядерной войны, массовые выступления, имеющие экологическую направленность, т.н. гражданские инициативы - все это формы проявления общественно-политической активности населения капиталистических стран. В связи с этим перед советским обществоведением встает задача: объяснить механизмы формирования и проявления общественно-политической активности личности, а также показать различие в структуре и функционировании этих механизмов в условиях капитализма и социализма. Поэтому обращение к проблеме общественно-политической активности личности в буржуазном обществе представляется весьма своевременным, а критический анализ методологических установок буржуазной социологии по этой проблеме реализует насущную теоретическую и практическую потребность.

Поскольку данная работа является первым в социологии исследованием, целиком посвященным данной теме, автор ставит перед собой задачи:

- выработать, отфаясь на труды советских обществоведов, концептуальную схему анализа общественно-политической активности личности в условиях буржуазного общественного строя;

- проанализгфовать в свете этой концепции совокупность теоретических построений буржуазных социологов, описывающих структуру и функционирование общественно-политической активности личности в условиях капиталистического общества;

- выделить относительно устойчивые типы подходов, предлагаемых буржуазными авторами, принадлежащими к различны.! философским направлениям;

- показать наличие определенного позитивного содержания в рассматриваемых работах буржуазных социологов;

- продемонстрировать идеалистическую сущность буржуазных теорий общественно-политической активности личности и их неспособность дать объективно-научное решение проблемы, несмотря на многообразие подходов и наличие элементов позитивного содержания.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют теоретические положения классиков марксизма-ленинизма, идеи, выраженные в документах съездов КПСС, пленумов ЦК КПСС, международных совещаний коммунистических и рабочих партий. Исходя из того, что новые возможности для плодотворных исследований как общетеоретического, так п прикладного характера открываются на стыке различных наук, в диссертации используются выводы советских философов, теоретиков меццународных отношений, экономистов, юристов. В работе широко используются специальные, частно-научные методы исследования: системный подход, сравнительный анализ и др.

В качестве теоретической основы исследования используется разработанная в советской социологии теория общественно-политической активности личности, являющаяся неотъемлемой частью общесоциологической теории марксизма-ленинизма.

Согласно точки зрения марксизма, социальный опыт - общественная сущность человека - воспроизводится в его социальной деятельности, что позволяет индивиду "не раствориться" в обществе, а приобрести определенную автономность. Совокупность экономических, социальных, политических и духовных условий жизни человека оказывает влияние на становление его сознания, и в этом смысле человек - продукт конкретно-исторической среды, но и субъектом, преобразующим социальную среду в процессе практической и творческой деятельности. Обе стороны взаимодействия личности и общества диалектически взаимосвязаны: с развитием деятельности индивида распространяются и углубляются связи с обществом. С одной стороны, чем активнее индивидуальная деятельность человека в обществе, тем ярче проявляется его зависимость от общественных отношений; с другой стороны, чем больше мера социализации личности, тем больше возмогаюстей открывается для выявления индивидуальности в ее общественном качестве.

Общественные отношения задают характерный для данной конкретной исторической эпохи тип личности, определяют совокупность ее, личности, общественно-политических позиций, очерчивают характер ее общественно-политической активности в зависимости от классовой, сословной, групповой принадлежности.

Процесс становления и проявления социальной и политической активности был впервые научно раскрыт классиками марксизма-ленинизма. Исходя из того, что "человек сам является основой материального, как и всякого иного осуществляемого им производства11*, что историю делают сами люди, классики марксизма видели в революционной деятельности, в которой реализуется общечеловеческое, единственную возможность поднять человека на подлинно человеческую высоту.

Эту историческую миссию мог выполнить только такой класс, которому объективно, в силу его социального положения было бы свойственно революционное, практически-критическое сознание и деятельность. Таким классом явился пролетариат. Историческая миссия пролетариата состоит в том, чтобы, уничтожив все виды отчуждения, создать возможности свободного развития личности и общества, в том числе возможности свободного проявления социальной и общественно-политической активности личности.

Дальнейшее развитие учения об активности личности, классов, социальных групп в историческом процессе получило в произведениях В.И.Ленина. Рассматривая, вслед за К.Марксом и Ф.Энгельсом, проблему социальной активности личности конкретно-исторически, в зависимости от системы наличных общественных условий, В.И.Ленин показал, что переход общества на более высокую ступень развития стимулирует развитие личности как субъекта соци2 ального процесса . Маркс К. и Энгельс Соч., т.26, с.183. ^ Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.1, с.431-526.

Разрабатываемые советскими философами и социологами концепции общественно-политической активности личности, групп, классов в условиях социализма основывается на марксистско-ленинской теории общества, теории деятельности и общественной активности как социальных феноменов. Наиболее существенные результаты были достигнуты в работах второй половины 70-х годов. В статьях и книгах В.Г.Асеева, А.М.Абульхановой-Славской, Г.С.Арефьевой, В.Н.Блинова, Т.П.Логдановой, А.А.Бодалева, Л. П. Буе вой, С.Т.Верш-ковского, Н.Е.Воробьева, Т.М.Дпафарли, А.В.Клгозва, Н.С.Мансурова, В.Г.Мордковича, Л.И.Насоновой, В.И.Овчинниковой, В.Ф.Право-торова, В.Ф.Сбыт^ова, Н.Н.Сидорова, Л.И.Семеновой, Л.М.Скворцовой, В.А.Смирнова, Г.Л.Смирнова и др. авторов, опирающихся в значительной мере на результаты эмпирических исследований, ста. вились и решались проблемы структуры общественно-политической активности личности, определялись показатели ее формирования, велись поиски средств повышения общественно-политической активности.

Не стремясь дать исчерпывающий анализ работ названных авторов, укаяем следующие из них основные принципы, которые, будучи дополненными диссертантом в соответствии с избранной им темой, легли в основу принятого в данной диссертации теоретико-методологического подхода. Главным моментом в анализе общественно-политической активности личности является направленность этой активности (прогрессивная или регрессивная), определяемая местом личности в структуре социальных связей и ее отношением к объективному ходу общественного процесса, особенно это касается определения общественно-политической активности в условиях капиталистического общества. При этом необходимо учитывать, что под воздействием объективны): и субъективных условий активность личности монет проявляться с различной степенью интенсивности.

Непосредственным источником общественно-политической активности является деятельность, формирующаяся в ходе реализации целей, интересов, потребностей личности, обусловленных воздействием блипайшей социальной среды и требованиями кошфетных ситуаций социальной пизни. Этот тип деятельности ш именуем социальной активностью личности.

Социальная активность, направленная на удовлетворение непосредственно практических интересов и потребностей преобразуется в общественно-политическую активность и обретает определенную направленность в зависимости от наличия и специфики объективных условий ее проявления.

Полагаем, что именно в процессе преобразования социальной активности в общественно-политическую заключается коренной момент различия проявлений общественно-политической активности в условиях капитализма и социализма. Формирующееся на основе капиталистических отношений буржуазное государство является фактическим орудием отчуждения подавляющей массы населения от политики и активного участия в делах общества. Задачей буржуазной политики и пропаганды является ограничение активностью с ее ограниченны.! кругом задач, целей, интересов, или пе направление ее в русло, угодное правящим кругам. В последнем случае социальная активность преобразуется в общественно-политическую, но обретает объективно реакционную направленность.

В то пе время в условиях социализма социальная активность личности не вступает в противоречие с интересами государства и общества в целом. Политическая система социализма оказывается мощным стимулом развития социальной активности и ее преобразования в активность общественно-политическую, обретающую все более массовый характер и тлеющую объективно прогрессивную направленность .

Некоторые советские философы и социологи (И.И.Антонович, А.Г.Витренко, Е.И.Ко^изенко, А.И.Михеев и др.) исследовали отдельные моменты проявления общественно-политической активности личности в капиталистических странах. Они, однако, не ставили перед собой задачи выработки понятийного анализа общественно-политической активности личности при капитализме, а также не пытались исследовать процесс становления и изучения проблематики общественно-политической активности в рамках буржуазной социологии. Именно эти задачи и стремится решить (или наметить пути к их решению) диссертант в настоящей работе.

Опираясь на сформулированные выше теоретико-методологические положения, автор впервые дает понятийную схему анализа общественно-политической активности, позволяющую рассмотреть, оценить, классифицировать проявления этой активности в условиях как социализма, так и капитализма. Эта схема выступает так же основа анализа, типологизации и критики концепций общественно-политической активности, принадлежащих буржуазным социологам.

Выделяется два основных типа буржуазных концепций, посвященных этой проблематике, обозначаемые как позитивистская и экзистенциалистская. Позитивисты вццят возможность формирования общественно-политической активности личности лишь в процессе "политического вовлечения" личности в угодное правящей верхушке* русло. Экзистенциалисты, практикующие довольно расплывчатую критику капиталистического государственного устройства, выводят политическую активность из некоего саморазвивающегося феномена духовности, игнорируя реальные процессы социализации и социальную обусловленность формирования содержания и направленности активности личности.

Такие впервые в советской литературе прослежено влияние концепций буржуазных социологов позитивистского и экзистенциального направлений на эмпирические исследования в области прикладной социологии по проблеме общественно-политической активности молодежи.

Проведенное исследование дало возможность развить, обосновать и вынести на защиту следующие основные научные выводы:

- в современном капиталистическом обществе нарастает конфликт между традиционным механизмом политико-правового регулрфо-вания социальной активности личности и процессом массового роста этой активности, обусловленным "интерноризацией" глобальных социальных проблем и предполагающим ее перерастание в общественно-политическую активность;

- представителям буржуазной социологии социальной активности в обеих ее разновидностях - позитивистской и экзистенциалистской - не удается адекватно понять и проанализировать этот процесс; Правящая верхушка - профессиональные политики - всегда политически активнн- Эта мысль социологов позитивистской ориентации заимствована из концепции "социальной инженерии" К.Поппера.

- конкретными причинами, обуславливающими неудачу попыток буржуазных социологов решить проблему социальной активности, являются: а) общая субъективно-идеалистическая мировоззренческая ориентация; б) отрицание значимости социальной макросреды для развития и проявления активности личности (личность для них -продукт микросреды или же результат саморазвития); в) фактическое отрицание общественно-политической активности личности в том случае, если она направлена на слом существующих в капиталистической системе политических институтов.

Эти, характерные для подавляющего большинства западных исследователей установки обесценивают имеющиеся в их работах позитивные наблюдения и суждения по тем или иным частным проблемам.

Выводы диссертации носят не только теоретический, но и практический характер. Материалы и литература, анализируемые в диссертации, ее теоретические положения и выводы могут быть использованы в практике преподавания исторического материализма, истории философии и социологии, научного коммунизма, а также при чтении лекций в сети политпросвещения. Работа может быть использована при проведении контрпропагандистских мероприятий, а также в ходе практической деятельности по воспитанию молодежи и выработки коммунистического мировоззрения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема общественно-политической активности личности в современной буржуазной социологии (на материалах англо-американской социологии)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

70-е годы, вслед за 60-ми, явились периодом серьезных сражений рабочего класса и демократической общественности капиталистических стран с "большим бизнесом", с государственно-монополистической верхушкой, вццвижения демократических лозунгов и программ, в ходе борьбы за которые происходило интенсивное возрастание общественно-политической активности классов, слоев, личности.

Этот процесс настолько явен и неоспорим, что этого не в состоянии отрицать и буржуазные социологи. Отсюда целый поток литературы, в которой рассматриваются различные стороны возникновения и форм проявления общественно-политической активности, изыскиваются рецепты формирования такой общественно-политической активности, которая способствовала бы укреплению существующих буржуазных социальных и политических институтов.

В этой связи нам представлялось необходимым остановиться на важнейших концепциях общественно-политической активности личности, представленных в буржуазных социологических концепциях позитивистской и экзистенциалистской ориентаций.

На основе методологии марксизма-ленинизма мы попытались критически рассмотреть положительные и отрицательные стороны концепций общественно-политической активности личности, предложенных рядом авторов позитивистского (Б.Стэси, П.Снайдерман, М.Розенберг, А.Тэрон, Дж.Барбер, Т.Марткайнен, Дж.Адаме, Т.Ка-зин, С.Цинтиа) и экзистенциалистского (Р.Штейн, Е.Бэккер, В.Элтон, Д.Рейнолдс, Э.Леви, В.Амос, Ч.Вэлфорд) направлений, а также представителями психологической ориентации в позитивизме (Ш.Леви, Дж.Бернард, М.Рокич). В результате были сделаны следующие выводы.

1. Буржуазные социологи-позитивисты 70-х гг. в своих концепциях общественно-политической активности личности пытались учитывать особенности современной эпохи, более реалистично осмысливать действительные антагонизмы капиталистического общества в целях стабилизации развития общества, снятия острых конфликтов и противоречий. Хотя при рассмотрении проблемы общественно-политической активности личности представители позитивистского направления исходят из интересов правящего класса, однако юл удалось выявить ряд важных как с точки зрения практики, так и с точки зрения теоретических отношений, вопросов, касающихся понятийного аппарата общественно-политической активности личности, форм ее проявления и, наконец, направленности.

2. Источники происхождения общественно-политической активности авторы позитивистского направления пытаются обнаружить либо в противоречивости отношений между микросредой и личностью (Б.Стэси), в "переоценке" "индивидуальных" возможностей (А.Тэ-рон), в психологической неудовлетворенности ценностными установками общества (Ш.Леви, М.Рокич), либо объясняют ее стремлением приобрести более высокий социальный и политический статус

П.Снайдерман, Т.Марткайнен).

Выдвигая в общем-то верный тезис о необходимости изучения взаимодействия объективных и субъективных условий, способствующих возникновению, формированию и росту общественно-политической активности личности, буржуазные социологи с шло понятие "объективные условия" сводят или к понятию "микросреда", или к понятию "экономический фактор", либо к традициям, привычкам социального окружения, а под "субъективными условиями" понимают в основном индивидуальные психологические возможности личности, ее образование, интеллектуальный и культурный уровень.

3. В работах буржуазных социологов нет единого ответа на вопрос, что понимать под "общественно-политической активностью". Мнения крайне разноречивы и их обобщение представляет немалые трудности. С)гочки зрения буржуазных социологов, под общественно-политической активностью может пониматься и процесс перемещения из одного "класса" в другой, стремление достичь более высокого социального статуса, и процесс удовлетворения личных социальных потребностей и т.д. Становится ясно, что буржуазные социологи далеки от мысли о понимании общественно-политической активности как самостоятельной деятельности субъекта, направленной на социальные и общественно-политические преобразования.

4. Не удивительно, что буржуазные социологи позитивистского течения не смогли обнаружить и выделить регрессивную и прогрессивную направленность общественно-политической активности личности в капиталистическом обществе. Любая активность, направленная на поддержку существующих буржуазных социальных и политических институтов^ определяется ими как активность "истинная", "целенаправленная", "последовательная". В этом выводе авторы позитивистского направления едины и непоколебимы. Такого рода активность не имеет ничего общего с коренными интересами пролетариата - важнейшими условиями прогрессивного развития общественно-политической активности личности, поскольку, если личность не осознает классовых интересов пролетариата, то и ее общественно-политическая активность может приобрести прямо противоположную - регрессивную - направленность - поддержку существующего буржуазного общества. Буржуазная социология ратует именно за такую практическую реализацию общественно-политической активности. Это не означает что ее представители не видят роста общественно-политической активности личности, направленной против деятельности различных буржуазных социальных и политических институтов, но эта активность объясняется шли как "ситуативная реакция" на нежелательные социальные явления, или "отсутствием социальных и политических знаний", или неудовлетворенностью положением личности в микросреде.

5. Из этого следует, что любое проявление общественно-политической активности, направленной на преобразование, а тем более на слом существующих институтов, буржуазные социологи не только не признают, но, наоборот, стремятся использовать собственную науку в политических целях для того, чтобы разобщить массы и отвлечь их от революционной преобразующей деятельности. Другими словами, мы можем говорить о политизации социологии социальной активности позитивистского направления.

6. Анализируя концепции общественно-политической активности личности, выдвинутые Е.Беккером, Д.Рейнольдсом, Д.Шварцем -представителями экзистенциального направления в буржуазной социологии, можно придти к выводу, что этим авторам в какой-то мере удалось воспроизвести реальную ситуацию, при которой существование каждого индивида капиталистического общества определяется совокупностью готовых стандартов, ограничений, регламентации. При таком положении вещей неизбегло формируется концептуализуе-мая Е.Беккером, Д.Рейнолдсом, Д.Шварцем в их теоретических системах изолированная фигура самостоятельного индивида, противостоящего всем этим овеществленным силам общества. Такая изолированная личность начинает вообще казаться единственной и неповторимой ценностью, духовной и эмоционально-психологической индивидуальностью, независящей от существующих общественно-экономических отношений.

Эти авторы анализируют лишь человеческое сознание, рассматривая последнее в качестве главного и единственного источника общественно-политической активности личности. Всем им присуще игнорирование объективно-материальной обусловленности жизни общества, что приводит к утверждению "безграничности" личностной свободы, осознание которой только дает якобы возможность преодолеть характерное для современного буржуазного общества всеобщее отчуждение.

7. Равно как буржуазные социологи позитивистского направления, авторы концепций общественно-политической активности личности, рассматривающие ее с позиций экзистенциализма, твердо стоят на платформе идеализма. Отождествление активности сознания человека с его общественно-политической активностью, роста общественно-политической активности личности с духовным "самоуглублением" не имеют ничего общего с реальными процессами, происходящими в ходе исторического развития капиталистического общества. В этом смысле можно говорить о том, что буржуазные социологи экзистенциального направления отстаивают более реакционные позиции, чем социологи-позитивисты различных слоев капиталистического общества.

8. В 60-х - начале 70-х годов обозначился интенсивный рост общественно-политической активности молодежи. Это вызвало огромный интерес политиков, идеологов, философов, социологов, которые, каждый по-своему, стремятся трактовать происхождение и формы проявления общественно-политической активности личности молодого человека, обращаясь к различным теориям социального конфликта. В этих интерпретациях проявилось воздействие двух основных теоретических направлений! позитивистское и экзистенциальное .

По мнению ряда буржуазных социологов, исследующих проблемы молодежи (Ф.Элтбэк, П.Петерсон, Дж.О'Брэйн), источники общественно-политической активности молодежи кроются в "конфликте поколений". Понятно, что этим они хотят свести на нет результаты молодежных выступлений, движений, направленных против экономической эксплуатации, социального неравенства, внутренней и внешней политики капиталистического государства. Группа других буржуазных социологов (К.Кеннистон, М.Лэрнер, К.Мэррэй) предпринимает попытку разобщить молодежь путем противопоставления общественно-политической активности студенчества общественно-политической активности рабочей молодежи, полагая, что общественно-политическая активность студенчества является всегда последовательной и прогрессивной. Вместе с тем данные авторы говорят либо о спаде общественно-политической активности молодежи, либо вовсе отрицают факт политической активности рабочей молодежи.

9. Представители экзистенциального направления в социологии, изучающие проблему общественно-политической активности молодежи, сводят вопрос лишь к изучению источников ее происхождения , которые видятся в отчуждении личности молодого человека от общества. Не понимая сущности отчуждения, Ф.Клэгсбран, например, в отчуждении личности от существующего общества видит революционный бунт личности - свидетельство ее духовного богатства.

По его мнению, такая форма отчуждения как самоубийство будет одновременно и высшей формой проявления общественно-политической активности личности. Не активность, направленная на слом капиталистического строя, мопет спасти общество от его пороков, а, как оказывается, самоуничтожение - единственная "истина" общественно-политической активности. Такой "социологический" теоретический вывод является идеологической опорой для тех империалистических кругов, которые не прекращают наращивать ядерное и нейтронное оружие, использование которого может привести к гибели всего человечества. Подобного рода "социологические" теории на руку реакционным силам капиталистического мира.

В целом следует сказать, что множество концепций и точек зрения в буржуазной социологии, по-разному трактующих социальную и политическую активность личности, а также личности молодого человека, свидетельствуют об отсутствии единой общеметодологической основы, только на базе которой можно было бы выработать правильную позицию во взглядах на взаимодействие личности и общества, молодого поколения и социальной среды, дать верную оценку общественно-политической активности личности, соответствующую реальной действительности, последовательно проанализировать происхождение и формы проявления этой активности.

Такой единственно верной общеметодической основой подхода к изучению социальных явлений, в том числе и проблемы социально-политической активности, является материалистическое понимание истории, на базе которого возникла и успешно развивается марксистско-ленинская социология социальной активности.

 

Список научной литературыАтаян, Людмила Николаевна, диссертация по теме "История философии"

1. Маркс К. К еврейскому вопросу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1.

2. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.1.

3. Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2.

4. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З.

5. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4,

6. Маркс К. К критике политической экономии. Введение. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13.

7. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21.

8. Маркс К. Капитал. Т.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23.

9. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., т.1.

10. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве. Полн.собр.соч., т.1.

11. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? Полн.собр. соч., т.2.

12. Ленин В.И. Что делать? Полн.собр.соч., т.6.

13. Ленин В.И. Задачи революционной молодежи. Полн.собр.соч.,т.7.

14. Ленин В.И. Студенческое движение и современное политическое положение. Полн.собр.соч., т.17.

15. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр-соч., т.18.16