автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Проблема очевидности в философии И.А. Ильина

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Пирогова, Людмила Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Калининград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблема очевидности в философии И.А. Ильина'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Пирогова, Людмила Александровна

Введение.

Глава I. Идейные истоки учения об очевидности И.А. Ильина

1.1 .Учение о конкретности Бога и человека как теоретическая предпосылка учения об очевидности И.А. Ильина

1.2.Идея «пути к очевидности» в философии культуры И.А. Ильина

ЬЗ.Русская философская мысль и ее значение для разработки концепции очевидности.

Глава II. Онтологические и гносеологические основания учения об очевидности И.А. Ильина

2.1. Онтологические основания учения об очевидности: предметная сущность бытия.

2.2. Гносеологические основания учения об очевидности: особенности акта духовной очевидности.

2.3. Единство и многообразие духовного опыта.

Глава III. Духовно-нравственные аспекты проблемы очевидности в философии И.А. Ильина

3.1. Очевидность и понятие духовно-нравственного идеала в философии И.А. Ильина.

3.2. Своеобразие «совестного акта» в концепции очевидности.

3.3. «Сердечное созерцание» как единство духовно-нравственных и онто-гносеологических аспектов движения к очевидности.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Пирогова, Людмила Александровна

Актуальность исследования

Актуальность исследования связана прежде всего с необходимостью систематического изучения философии русского зарубежья, в рамках которой были поставлены фундаментальные теоретические вопросы, имеющие огромную важность для современной культуры и философии. Одно из самых значимых имен среди мыслителей русской эмиграции - И.А Ильин (1883-1954). Идейное наследие И.А. Ильина чрезвычайно многообразно: философ, теоретик культуры, историк религии, правовед, публицист, он внес крупный вклад в развитие русской мысли. Его имя, преданное забвению на родине после высылки философа в 1922 г., на протяжении десятилетий стремились вычеркнуть из отечественной культуры. В настоящее время труды И.А. Ильина, в том числе написанные в эмиграции, широко публикуются в России, осуществляется издание Собрания сочинений философа (составление и общая редакция Ю.Т. Лисицы). Закономерно, что его творчество привлекает всеобщее внимание: в работах И.А. Ильина поставлены коренные вопросы человеческого бытия, развернута программа выхода из кризиса современной цивилизации, определены главные задачи духовной культуры, что делает обращение к анализу его взглядов особенно актуальным.

Вместе с тем следует отметить, что в литературе, посвященной взглядам И.А. Ильина, зачастую искусственно вычленяются отдельные положения его мировоззрения, абсолютизация которых ведет к деформации о представлениях мыслителя. Авторитет И.А. Ильина пытаются использовать в разных, зачастую противоположных целях. Однако в его многомерном, многоплановом идейном наследии есть концептуальное ядро, которое образует стержневую основу его теоретических построений, и анализ которого только и может привести к аутентичному пониманию системы его взглядов. Таким базовым элементом мировоззрения Ильина выступает учение об очевидности.

Учение об очевидности, - утверждает один из авторитетнейших исследователей его творчества Н.П. Полторацкий, - является для философии Ильина центральным»1. С этим мнением согласны и другие авторы. «.Центральный элемент его философской системы, - пишет об И.А. Ильине В.В. Евлампиев, - концепция духовной очевидности» . Основное содержание метафизики «позднего» Ильина, полагает С.М. Бабинцев, «может быть сведено к концепции «предметной очевидности»»3. В данных высказываниях «духовность», «предметность» выступают в качестве атрибутов «очевидности», раскрывающие ее наиболее важные характеристики. Не случайно сам И.А. Ильин назвал свою знаменитую книгу, в которой представлены основные идеи концепции, предельно кратко, но емко -«Путь к очевидности».

Понятие очевидности - центральное в философской концепции мыслителя. В его учении очевидность раскрывается как особое состояние души, противоположное поверхностной видимости и обману. «.Акт очевидности, - отмечал И.А. Ильин, - требует от исследователя дара созерцания, и притом многообразного созерцания, способности к вчувствованию, глубокого чувства ответственности, искусства творческого сомнения и вопроишния, упорной воли к окончательному удостоверению и живой любви к предмету» . В «очевидности» раскрывается своеобразие духовного опыта, который невозможен без переживания своего предмета.

1 Полторацкий Н.П. Россия и революция. Teneflay (N.J.), 1988. С. 247.

2 Евлампиев И.И. От экзистенциализма к философии православия: достижения и неудачи Ивана Ильина// И.А. Ильин: Pro et contra. СПб., 2004. С. 57.

3 Бабинцев С.М. Миросозерцание И.А. Ильина. М., 1997. С. 67.

4 Ильин И.А. Собр. Соч.: В 10 т. М., 1994. Т.З. С. 500-501.

Учение об очевидности И.А. Ильина имеет теоретические предпосылки в предшествующей философии. В разработке своего учения И.А. Ильин опирался на достижения европейской теоретической мысли, среди которых особое значение имеет немецкая классическая философия, система абсолютного идеализма Гегеля. «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» - самое значительное произведение первого этапа творчества философа. Кризис современной Ильину культуры потребовал от него, как мыслителя, анализа ее философских оснований. Осуществляя пересмотр своих прежних взглядов, он искал идейную опору в фи-лософско-богословских традициях православия, в учениях отечественных мыслителей.

Определение идейных предпосылок учения об очевидности, характеристика истоков учения И.А. Ильина в западноевропейской и отечественной философии вплотную подводит к пониманию основополагающих структур его концепции. В течение второго этапа его творчества, протекавшего в условиях эмиграции, мыслитель разработал одну из самых значительных концепций в философии русского зарубежья, в которой был аккумулирован новый духовный опыт, а ранние идеи философа получили существенную переработку и развитие. Учение об очевидности «позднего» Ильина изложено главным образом в следующих работах: «Религиозный смысл философии» (1925), «Путь духовного обновления» (1937), «Аксиомы религиозного опыта» (1953) и «Путь к очевидности» (посмертно опубликованной в 1957 г.).

Принципиальная новизна постановки проблемы очевидности у И.А. Ильина связана с тем, что она осуществляется на конкретном онто-гносеологическом фундаменте. Под онтологическими основаниями имеются в виду базовые положения о природе реальности, совокупность предметно-содержательных допущений об объектах бытия. Гносеологические основания представляют собой исходные теоретико-познавательные положения, существенно используемые при построении теории. Характеристика онто-гносеологических оснований является ключевой для понимания концепции очевидности И.А. Ильина, что позволяет утверждать об актуальности их исследования.

Наличие определенных онто-гносеологических оснований, с одной стороны, придает учению об очевидности основательность и глубину, а с другой - задает направление решения проблем, которые встают перед философом, придавая всей теоретической конструкции внутреннюю связность и цельность. Хотя основополагающие онтологические и гносеологические идеи образуют в концепции Ильина органическое единство, в целях изучения его философских взглядов необходимо прежде всего осуществить их анализ. В связи с этим исследование проблемы очевидности требует последовательного рассмотрения базовых предметно-содержательных (онтологических) оснований учения об очевидности и отправных теоретико-познавательных установок философии И.А. Ильина, включая его понимание структуры познания как акта очевидности.

Проблема очевидности имеет и духовно-нравственный аспект в философской концепции И.А. Ильина. Разработанное им понимание предметности акта духовной очевидности получает развитие и завершение в последовательной системе взглядов. Онто-гносеологические основоположения выступают фундаментом для формулирования духовно-нравственных идей мыслителя. В этике и теории ценностей Ильина онтологические и гносеологические основания его учения раскрывают свои теоретические возможности.

Духовно-нравственные аспекты учения И.А. Ильина выступают на первый план при анализе понятия идеала в его учении. Конкретизацией и обогащением представлений об акте духовной очевидности является характеристика Ильиным совестного акта. Единство духовно-нравственных и онто-гносеологических аспектов движения к очевидности получает в его концепции выражение в понятии сердечного созерцания. Эти базовые понятия философии Ильина приобретают особую ценность в условиях формирования сознания нового российского общества, когда происходит освобождение от стереотипов прошлого и осознание значимости тех духовно-нравственных установок, которые получили обоснование в учении мыслителя. Именно в настоящее время идеи Ильина становятся действительно актуальными.

Степень разработанности проблемы

Богатое теоретическое наследие И.А. Ильина включает разные компоненты. Его интерпретация гегелевской философии рассматривалась такими известными историками философии как В.В. Зеньковский, Н.О. Jloc-ский, Д.И. Чижевский, Б.В. Яковенко1 в качестве выдающегося и оригинального достижения. Бурные споры в среде русской эмиграции вызвала работа Ильина «О сопротивлении злу силою»; в них приняли участие Ю. Айхенвальд, 3. Гиппиус. Н.А. Бердяев, В. Даватц, В. Чернов, Ф.А. Степун,

A. Билимович, митрополит Антоний, В.В. Зеньковский, Л. Добронравов и др2. Оценки различных идей Ильина содержатся в трудах С.Н. Булгакова,

B.Н. Ильина, Г.П. Струве. Представить мировоззрение мыслителя как целое стремились в своих работах Н.П. Полторацкий и С.М. Бабинцев, анализ основных общефилософских идей мыслителя осуществил И.И. Евлам

1 Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991; Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991; Чижевский Д.И. Гегель в России. Париж, 1939; Яковенко Б.В. Мощь философии. СПб., 2000; Яковенко Б.В. История русской философии. М., 2003.

2 Материалы дискуссии доступны в издании: И.А. Ильин: Pro et contra. СПб., 2004. пиев. За последние годы опубликованы многочисленные статьи, посвященные наследию И.А. Ильина, вышло несколько специальных сборников1.

Активное изучение взглядов И.А. Ильина после долгого перерыва происходит в настоящее время в России, о чем свидетельствует значительное количество диссертационных работ, в которых исследуются как философские, так и правовые, социальные, политические, культурологические, педагогические, религиоведческие, этические и эстетические идеи мысли/у теля . Анализ литературы показывает, что специально проблема определения и характеристики онтологических и гносеологических оснований учения об очевидности И.А. Ильина не ставилась.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является анализ проблемы очевидности в концепции И.А.Ильина, выявление философских оснований учения об очевидности.

1 Социальная философия Ивана Ильина. СПб., 1993; И.А. Ильин и современная Россия. М., 2001.

2 См., в частности: Булгак И.Б. Социальная философия И.А. Ильина. Авторсф. дис. . канд. филос. наук. М., 1995; Загребин М.В. Проблема насилия в философском наследии И.А. Ильина. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1996; Зернов И.Н. Концепция монархической государственности в социальной философии И.А. Ильина. Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1998; Рутковская М.В. Философия государства и права в наследии И.А. Ильина. Автореф. дис. . канд. филос. наук. Пятигорск, 2000; Бойко JI.A. Гносеологические основания социальной философии И.А. Ильина. Автореф. дис. . канд. филос. наук. Краснодар, 2002; Кондратьева JI.H. Культура России в концепциях Н.А. Бердяева и И.А. Ильина: опыт сравнительного анализа. Автореф. дис. . канд. культурологии. Краснодар, 2002; Коняева И.М. Философско-педагогические идеи И.А. Ильина в современном контексте духовно-нравственного воспитания. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Рязань, 2002; Шашкин П.А. Социально-философский анализ учения И.А. Ильина о волюнтаристической сущности власти. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2002; Голубева А.Р. Философия русской культуры в творческом наследии И.А. Ильина. Автореф. дис. . канд. культурологии. Барнаул, 2003; Дудина И.А. Проблема человека в философии И.А. Ильина. Автореф. дис. . канд. филос. наук. Мурманск, 2003.

Указанная цель определяет следующие задачи исследования:

- проследить генезис учения об очевидности И.А. Ильина, его идейные истоки,

- проанализировать онтологические и гносеологические основания учения об очевидности,

- исследовать взаимосвязь онтологических, гносеологических и духовно-нравственных аспектов концепции очевидности И.А. Ильина.

Поставленные задачи последовательно решаются в трех главах диссертации.

Методология исследования

Методологической основой диссертационной работы является системный подход, который дополняется основными методами историко-философского исследования (анализ и синтез, единство исторического и логического, философская реконструкция, компаративистика и др.) В диссертации учтены методологические приемы современных историков русской философии (М.Н.Громова, Б.В. Емельянова, А.А. Ермичева, И.И. Евлампиева, С.В. Корнилова, Ю.Т. Лисицы, М.А. Маслина, И.И. Смирнова, С.С. Хоружего и др.).

Научная новизна

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- Определены идейные предпосылки учения И.А. Ильина об очевидности как в западноевропейской, так и в русской философской традиции;

- Проанализировано решение проблемы очевидности в концепции И.А. Ильина;

- Выявлены онтологические основания учения об очевидности, установлена их эволюция в процессе развития философской концепции И.А. Ильина;

- Установлены гносеологические основания учения об очевидности, дана характеристика акта духовной очевидности;

- Исследованы духовно-нравственные аспекты учения об очевидности И.А. Ильина;

- Показана обусловленность духовно-нравственных аспектов философии И.А. Ильина онто-гносеологическими основаниями учения об очевидности.

Научно-практическая значимость работы

Содержание и выводы диссертации могут быть использованы в научной и педагогической работе. Они имеют научно-практическую значимость для развертывания исследований в области истории отечественной философии, построения учебных курсов по истории русской философии, а также для подготовки спецкурсов для студентов и аспирантов.

Апробация работы

Основные положения диссертационного исследования были представлены в докладах на научной конференции молодых ученых Калининградского государственного университета (2004) и научной конференции «А.С. Хомяков и русская культура» (КГУ, 2004), на постоянном научном семинаре общеуниверситетского научного направления «Исследование развития русской философии и культуры» (2003), на заседаниях кафедры философии и культурологии КГУ. Результаты исследования отражены в публикациях автора по теме работы. Диссертация обсуждена и рекомендо вана к защите на кафедре философии и культурологии Российского государственного университета им. И.Канта, а также на кафедре истории русской философии философского факультета Московского государственного университета им. И.В. Ломоносова.

Структура диссертации

Структура диссертации определена ее целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии по теме исследования. В первой главе раскрываются идейные предпосылки учения И.А. Ильина об очевидности, во второй - исследуются онтологические и гносеологические аспекты проблемы очевидности в его концепции, в третьей - дается характеристика взаимосвязи духовно-нравственных и он-то-гносеологических аспектов проблемы очевидности в философии И.А. Ильина. Общий объем диссертации составляет 149 страниц текста.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема очевидности в философии И.А. Ильина"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ проблемы очевидности в концепции И.А. Ильина позволяет сделать следующие выводы:

1. Учение об очевидности И.А. Ильина имеет теоретические предпосылки в предшествующей философии. В разработке своего учения мыслитель опирался на достижения европейской теоретической мысли, среди которых особое значение имела немецкая классическая философия, система абсолютного идеализма Гегеля. Ильиным были детально исследованы теоретические возможности пантеизма и панлогизма и определены трудности, возникающие на пути последовательного развития данных концепций. Превращение логики в онтологию было им обоснованно отвергнуто. Существенным гносеологическим моментом для разработки учения об очевидности стало осмысление роли интуиции, как способа непосредственного усмотрения реальности. Философ вплотную подошел к осознанию специфичности проблематики человеческого бытия. Через разработку и критический пересмотр онтологических и гносеологических идей, развитых в итоговом труде «раннего» Ильина «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», лежит путь к учению об очевидности.

2. Существенным для разработки учения об очевидности был осуществленный Ильиным анализ кризиса современной культуры. Разложение и гибель грозят культуре как таковой и объясняется это тем, как считает философ, что в основе ее лежит «акт неверного строения», направивший ее по ошибочному, обреченному пути. Субъектом ложной культуры оказывается больной человек - индивид, у которого все основные душевные способности - мышление, воля, воображение - подверглись деформации и извращению. Его мышление, утверждает И.А. Ильин, даже самое умное и изворотливое, остается безразличным и бесчеловечным.

Размышления философа очевидно созвучны идеям того философского направления, которое стало одним из самых влиятельных течений в культуре XX в. - экзистенциализма. Ранее С. Кьеркегор зафиксировал негативные состояния душевной жизни индивида, предвосхитив обращение к ним философов в условиях кризисного состояния общества и его культуры. Однако возможность развития теоретических представлений И.А. Ильина в экзистенциалистском направлении была все же исключена: русский мыслитель искал решение проблемы в иной плоскости и существенное влияние на развитие его взглядов оказало обращение к традициям отечественной духовной философии.

3. Осуществляя пересмотр своих прежних взглядов, «поздний» Ильин искал идейную опору в философско-богословских традициях православия, в учениях отечественных мыслителей. Наследие Ф.М. Достоевского стало своего рода камертоном при создании учения об очевидности. Автору «Пути к очевидности» были близки предельная напряженность и ан-тиномизм, присущие творчеству писателя-мыслителя. Достоевский исследовал человеческую природу средствами художественной антропологии, имплицитно включающей новые онтологические и гносеологические подходы. Вместе с тем, по мнению Ильина, его миросозерцание оказалось максимально национальным, самобытным, а потому - вселенским.

Среди других важных идейных предшественников учения об очевидности в отечественной философии можно назвать А.С. Хомякова, К. Леонтьева, Б.Н. Чичерина, B.C. Соловьева, Л.М. Лопатина, князей С.Н и Е.Н Трубецких. Категориальные структуры концепции И.А. Ильина представляют собой творческое переосмысление богатого идейного содержания, накопленного в отечественной духовной культуре. В связи с этим можно уверенно утверждать, что учение об очевидности возникло в русле русской философской традиции и сущностно связано с основными, магистральными направлениями развития отечественного теоретического мышления.

4. Концепция очевидности И.А. Ильина опирается на совокупность предметно-содержательных, онтологических оснований. Мыслитель различает Предмет, предметность, предметы. Под Предметом он имеет в виду Абсолют, Бога; предметность очерчивает сферу божественного; предметы - сверхчувственные объекты, в которых явлена сущностная сторона бытия. Они различаются по своим онтологическим характеристикам, но связаны между собой.

Предметная жизнь приобщает человека к Божьей ткани мира. В связи с этим он выдвигает требование предметно созерцать и мыслить. При этом каждый из предметов сохраняет свое своеобразие, существует «философский предмет», «религиозный предмет», «художественный предмет» и т. д. Мыслитель обращает внимание на то, что очевидность дается человеку не только в одном теоретическом мышлении. Она переживается также в религии, в науке, в искусстве, в нравственной жизни. При этом все сверхчувственные предметы объективны, хотя и недоступны чувственному восприятию. И как бы ни были многообразны акты их восприятия, «предметы» сохраняют свое единство, обусловленное их фундаментальными онтологическими свойствами.

Онтологическая конструкция И.А. Ильина, включающая объективно существующие Предмет, предметность и предметы, обладает еще одним принципиальным отличием от других философских концепций: в ней устанавливается их соотнесенность с человеческим духом. Предметность Божества связана с приятием ее верующим восприятием. Для обозначения этого «соприкосновения» он использует понятие синергии. Смысл синергии, полагает Ильин, заключается в раскрытии «со-действия», «соучастия» Духа с духом.

5. Учение об очевидности содержит совокупность основных положений о природе познавательного процесса и его структуре, существенно используемых в построении концепции об очевидности. Они образуют его гносеологические основания. Философ подчеркивает, что в процессе постижения реальности человек открывает для себя существование особого предмета - незримого, неслышимого, нечувственного, нематериального и не находящегося в пространстве и времени. Отстраняясь от чувственной видимости явления, познающий субъект концентрируется на непосредственном переживании сверхчувственного предмета.

Предметное видение»составляет первую стадию «философского акта», за которой открывается необходимость «внутреннего вглядывания» в содержание объекта. Она становится предметом систематического интуитивного постижения. Однако непосредственно данное еще не есть истина, для того, чтобы стать ею, усмотренное содержание должно пройти испытание. Поэтому акт очевидности включает еще третью стадию, на которой осуществляется завершающее аналитическое описание и логическое рассмотрение предмета. Проведенный анализ позволил установить центральное положение гносеологических оснований учения об очевидности: И.А. Ильин развил представление о возможности непосредственного постижения предметной реальности в акте очевидности.

6. Духовный опыт является истинным источником веры, религии и всей духовной культуры вообще. Через духовный опыт человек сообщается с божественной стихией мира и входит в живое соприкосновение с Абсолютом. Человек, пренебрегающий духовным опытом, теряет доступ ко всему этому. Он как бы сам себе залепляет духовные очи и предается слепоте и пошлости. Только духовный опыт, полагает Ильин, открывает человеку доступ к любви, совести и чувству долга, к праву, правосознанию и государственности, к искусству и художественной красоте, к очевидности и науке, к молитве и религии, может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни; дать ему нечто такое, чем стоит жить, за что стоит нести жертвы, бороться и умереть.

Философ приходит к выводу, что вся духовная культура возникает лишь из того и благодаря тому, что человек не ограничивает себя чувственно-внешним опытом, не отводит ему ни исключительного, ни хотя бы преимущественного значения, но, напротив, признает основным и руководящим духовный опыт. Из него живет, любит, верует и оценивает все вещи, а, следовательно, им же определяет и ценность внешнего, чувственного опыта, т.е. сперва обретает «внутри себя» божественное начало, а затем предоставляет ему водительство во всей внешней жизни.

7. Проблема очевидности в концепции И.А. Ильина имеет важные духовно-нравственные аспекты, а созданное им учение обладает несомненной цельностью. Разработанное им понимание Предмета и предметности, акта духовной очевидности получает развитие и завершение в последовательной системе взглядов. Онто-гносеологические основоположения выступают фундаментом для формулирования этических идей мыслителя. Среди них особое значение имеет понимание феномена духовно-нравственного идеала - ключевого понятия морального сознания.

Идеал организует в некое единство несовершенный нравственный опыт, он имеет нормативное значение. Однако это становится возможным тогда, подчеркивал русский мыслитель, когда идеал соответствует природе человека и бытию вообще. Ильин указывает на онтологические основания идеала. Последний определяется назначением человеческой жизни и способом бытия, присущим человеку, как таковому. Восходя к этой безусловной цели, исследователь ставит проблему объективно-лучшего порядка человеческой жизни. Идеал, утверждает Ильин, это совершенный Абсолют.

8. Важным результатом развития концепции очевидности И.В. Ильина стало осознание вариативности акта очевидности в разных областях человеческой деятельности. В каждой из областей человеческой деятельности опыт очевидности осуществляется и накапливается по-своему. Естественно, возникает задача постичь своеобразие каждого из них. Особое значение имеют в этой связи особенности совестного акта - в силу той исключительной роли, которую играет нравственность в жизни индивида и общества в целом.

Определяя своеобразие совестного акта, нужно отметить, что он раскрывает, усиливает и углубляет акт духовной очевидности. Его характеристика выступает конкретизацией и обогащением представлений об акте духовной очевидности. Совестный акт как акт нравственной очевидности, если только он верно пережит и осуществляется сполна, несет всем людям однородное содержание и ведет их в одном и том же направлении. Вместе с тем он индивидуален для каждого человека. В совестном акте не происходит уравнивание людей, но он содержит общее требование к осуществлению добра и справедливости.

9. Интегральным понятием, позволяющим соединить онтологию, гносеологию, этику в концепции И.А. Ильина является понятие «сердце». Оно понимается им в традициях христианской мистики и духовной отечественной философии. Изучение соотношения «сердечного созерцания», онтологических и гносеологических оснований концепции очевидности позволило установить органическое единство всех частей философской концепции мыслителя.

Мышление без сердца, утверждает философ, оказывается бесчувственным и равнодушным, холодным и циничным. Бессердечная воля - оборачивается животной алчностью и злым произволом. Воображение, оторванное от сердца, никогда не создавало еще ничего истинного и великого, превращаясь в безответственную игру и пошлость. Эта идея, составляющая принципиальный аспект учения И.А. Ильина, обнаруживает внутреннее родство с трудами П.Д. Юркевича и Б.П. Вышеславцева, продолжая православную традицию трактовки сердца как нравственного источника деятельности человека.

 

Список научной литературыПирогова, Людмила Александровна, диссертация по теме "История философии"

1. Ильин И.А. и современная Россия. М.: Русская книга, 2001. - 200 с.

2. Ильин И.А. Понятие права и силы (Опыт методологического анализа) // Ильин И.А. Собр. соч.: В Ют. Т.4. М.: Русская книга, 1994. С. 7-44.

3. Ильин И.А. Идеи личности Штирнера // Вопросы философии и психологии. 1911. Кн. 106(1).

4. Ильин И.А. Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте-старшего // Вопросы философии и психологии. 1912. Кн. Ill (1), 112 (2).

5. Ильин И.А. О русской идее // Ильин И.А. Собр. соч.: В Ют. Т.2. кн.1. М: Русская книга, 1993. С. 419-431.

6. Ильин И.А. Философия Фихте как религия совести // Вопросы философии и психологии. 1914. Кн. 122 (2).

7. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб.: Наука, 1994. 542 с.

8. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Собр. соч.: В Ют. Т. 1. М.: Русская книга, 1996. С. 39-280.

9. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. Три речи. 1914-1923. // Ильин И.А. Собр. соч.: В Ют. Т.З. М.: Русская книга, 1994. С. 15-59.

10. Ильин И.А. Духовный смысл войны // Ильин И.А. Собр. соч.: В Ют. Т.9/10. М.: Русская книга, 1999. С. 7-40.

11. Ильин И.А. Основы борьбы за национальную Россию // Ильин И.А. Собр. соч.: В Ют. Т. 9/10. М.: Русская книга, 1999. С. 317-396.

12. Ильин И.А. Духовная культура и ее национальные вожди // Ильин И.А. Собр. соч.: В Ют. Т. 9/10. М.: Русская книга, 1999. С. 235-248.

13. Ильин И.А. Основные нравственные противоречия войны // Ильин И.А. Собр. соч.: В Ют. Т.5. М.: Русская книга, 1996. С. 5-30.

14. Ильин И.А. Гении России // Ильин И.А. Собр. соч.: В Ют. Т.6. Кн. 3. М.: Русская книга, 1997. С. 195-520.

15. Ильин И.А. О русской культуре // Ильин И.А. Собр. соч.: В Ют. Т.6. Кн. 2. М.: Русская книга, 1996. С. 373-590.

16. Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий // Ильин И.А. Собр. соч.: В Ют. Т.З. М.: Русская книга, 1994. С. 91-226.

17. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 2004.

18. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10. Т.З. М.: Русская книга, 1994. С. 227-380.

19. Ильин И.А. Шлейермахер и его «Речи о религии» // Ильин И.А. Собр. соч.: В Ют. Т.З. М.: Русская книга, 1994. С. 5-14.

20. Ильин И.А. О воспитании в грядущей России // Ильин И.А. Собр. соч.: В Ют. Т.2. Кн. 2. М.: Русская книга, 1995.-С. 178-192.

21. Ильин И.А. О сущности правосознания // Ильин И.А. Собр. соч.: В 2т. Т.1. М.: Русская книга, 1993. С. 149-414.

22. Ильин И.А. Путь к очевидности // Ильин И.А. Собр. соч.: В Ют. Т.З. М.: Русская книга, 1994. С. 381-561.

23. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Собр. соч.: В Ют. Т.5. М.: Русская книга, 1996. С. 31-220.

24. Ильин И.А. Основы христианской культуры // Ильин И.А. Собр. соч.: В Ют. Т.1. М.: Русская книга, 1996. С. 285-330.

25. Ильин И.А. Кризис безбожия // Ильин И.А. Собр. соч.: В Ют. T.l. М.: Русская книга, 1996. С. 333-358.

26. Ильин И.А. Наши задачи // Ильин И.А. Собр. соч.: В Ют. Т.2. Кн. 1. М.: Русская книга, 1993. 496 с.

27. Ильин И.А. Родина и мы // Ильин И.А. Собр. соч.: В Ют. Т.9/10. М.: Русская книга, 1999. С. 233-275.

28. Ильин И.А. Взгляд в даль. Книга упований и размышлений // Ильин И.А. Собр. соч.: В Ют. Т.8. М.: Русская книга, 1998. С. 343-565.

29. Ильин И.А. Черносотенство проклятие и гибель России. Письмо И.С. Шмелеву // Вопросы философии. - 1994. - № 9. - С. 177-184.

30. Аверьянов В.В. Русская историческая традиция в неоконсерватизме И.А. Ильина// История философии. М., 2002.- № 9. С. 110-119.

31. Айхенвальд Ю. «Злое добро» // И.А. Ильин: Pro et contra. СПб.: Изд-во Русск. христ. гуманит. ин-т., 2004. С. 680-683.

32. Аржанухин С.В., Емельянов Б.В., Холстилин Р.Н. Очерки русской философии XVIII XX в. Екатеринбург: Республика, 1994.- 200с.

33. Асанова Л.И. Проблема самовоспитания и взаимовоспитания в фило-софско-педагогическом наследии И.А. Ильина // Проблемы духовной жизни: история и современность. Н.Новгород, 2002. - С. 155-165.

34. Бабинов Ю.А., Колесов М.С. И.А. Ильин и национальное самосознание русского народа // Социально-гуманитарные знания. М., 2001. № 3 - С. 243-257.

35. Бабинцев С.М. Историософские идеи И.А. Ильина в контексте его религиозной метафизики. Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1996. -20 с.

36. Бабинцев С.М. Миросозерцание И.А. Ильина. М.: Прометей, 1997. -170с.

37. Бабинцев С.М. «Энергия» и «синергия» в поздней метафизике П.А. Флоренского и «пневматической актологии» И.А. Ильина // П.А. Флоренский и наука XX века. Тезисы доклада и выступления на международной конференции. М., 1996- 146с.

38. Барковская Т.В. И.А. Ильин о духовности как основе выживания и дальнейшего развития российской государственности // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 2001- № 1- С. 111-119.

39. Безносов В.Г. «Смогу ли я уверовать?». Ф.М. Достоевский и нравственно-религиозные искания в духовной культуре России конца XIX -начала XX вв. СПб.: Наука, 1993 320с.

40. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М.: Правда, 1990. С. 43-271.

41. Бессонов Б.Н. И.А. Ильин: путь философа быть, действовать, философствовать // И.А. Ильин и современная Россия. М.: Изд-во ACT, 2001. - С. 3-24.

42. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М.: Изд-во ACT, 1994-305с.

43. Билимович А. Критикам И.А. Ильина // И.А. Ильин: Pro et contra. СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. С. 754-756.

44. Биоланова М.Ю. Проблемы идеала как общественной ценности и ее отражение в русской философии. Автореф. дис. . канд. фил. наук. М., 2001,-21с.

45. Бойко JI.A. Гносеологические основания социальной философии И.А. Ильина. Автореф. дис. канд. филос. наук. Краснодар, 2002. 20 с.

46. Бойко JI.A. Основные особенности социально-философского интуитивизма И.А. Ильина// Синтез. Краснодар, 2002. - № 1.- С. 83-85.

47. Булгак И.Б. Социальная философия И.А. Ильина. Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1995. 20 с.

48. Ветухов А. Основы веры и знания (религии и науки) по данным языка// Вера и разум. Харьков: епархиальная типография. 1994, № 21, С. 5-7.

49. Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. М.: РОССПЭН, 1998.-324 с.

50. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы философии. 1990, № 4. С. 15-20.

51. Гаврюшин Н.К. Антитеза «православного меча» (И. Ильин) // Вопросы философии. 1992. № 4. - С. 79-83.

52. Гаврюшин Н.К. К спорам об антропософии: Иван Ильин против Андрея Белого // Вопросы философии. 1995. № 7. - С. 98-105.

53. Гаврюшин Н.К. Б.П. Вышеславцев и его «метафизика сердца» // Вопросы философии. 1990. № 4.

54. Галушко В.Г. Проблема соотношения веры и разума. Автореф. дис. . канд. фил. наук. СПб, 2001.

55. Гвоздев А.В. Концепция цельного духа Ивана Киреевского и его педагогические взгляды // Человек, 1998, № 2.

56. Гегель. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993. 477 с.

57. Гегель. Философия религии: В 2т. М.: Мысль, 1975., Т. 1. 310 с.

58. Гегель и философия в России. 30-е годы XIX 20-е годы XX в. / Под ред. В.Е. Евграфова. М.: Мысль, 1974. - 263 с.

59. Геронимус А., Прот. Философия и исихия. // Христианство и философия: VIII рождественские образовательные чтения: Сборник докладов конференций. М., 2002. С. 222 - 230.

60. Гиппиус 3. «Православный» Струве. // И.А. Ильин: Pro et contra. СПб., 2004. С. 579-581.

61. Гиппиус 3. Черта непереступимая // И.А. Ильин: Pro et contra. СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. С. 609-615.

62. Гиппиус 3. Предостережение И.А. Ильин: Pro et contra. СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. С. 650-653.

63. Гиппиус 3. Меч и крест // И.А. Ильин: Pro et contra. СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. С. 686-707.

64. Гнатюк О.Л. Русская политическая мысль начала XX в.: Н.И. Кареев, П.Б. Струве, И.А. Ильин. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1994. 127 с.

65. Голубева А.Р. Философия русской культуры в творческом наследии И.А. Ильина. Автореф. дис. канд. культурологии. Барнаул, 2003 20 с.

66. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолствующих. М.: Канон, 2003.-384 с.

67. Грязнов Ю.А. Взаимообусловленность веры и знания // Христианство и наука. М.: АОЗТ «Просветитель», 2003. С. 167-172.

68. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М.: Изд-во Эксмо, 2003.- 448 с.

69. Гуссерль Э. Логические исследования. СПб., 1907. Т. 1.

70. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. М., 1911. 56 с.

71. Гусев В.А. Консервативная политология Ивана Ильина // Социологические исследования. 1992. -№ 4.- С. 64-70.

72. Гутлин М.Н. Критика Ф. Ницше и философские ориентиры И.А. Ильина // Социально-гуманитарное знание. М., 2003. № 5. - С. 206-214.

73. Демидова Е.В. Идея ненасилия в русской общественно-философской мысли первой трети XX века: Книга И.А. Ильина «О сопротивлении злу силой» и полемика вокруг нее. Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1996.-22 с.

74. Дорошенко С.И. Духовно-нравственное воспитание в теории и истории отечественной педагогики // Православная педагогика: традиции и современность. Владимир, 2000. С. 95-104.

75. Достоевский Ф.М. ПСС в 30-ти тт. Т. 14., Л.: Наука, 1980. 480 с.

76. Дудина И.А. Проблема человека в философии И.А. Ильина. Автореф. дис. канд. филос. наук. Мурманск, 2003. 20 с.

77. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: православие и русская литература в XVIII XX веках. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003.- 1056 с.

78. Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб.: Наука, 1998. 509 с.

79. Евлампиев И.И. История русской метафизики 19-20 в.: В 2 частях. Часть 2. СПб.: Алетейя, 2000. 411 с.

80. Евлампиев И.И. История русской философии. М.: Высш. шк., 2002. -584 с.

81. Евлампиев И.И. Концепция «философского акта» И.А. Ильина и западноевропейская философия конца XIX- начала XX века // Русская философия: преемственность и роль в современном мире. СПб.: Наука, 1992. Часть 1.С. 48-50.

82. Евлампиев И.И. Концепция «духовной очевидности» И.А. Ильина и «фундаментальная онтология» М. Хайдеггера // Возрождение русской религиозно-философской мысли. СПб.: Наука, 1993.-С. 128-170.

83. Евлампиев И.И. От экзистенциализма к философии православия: достижения и неудачи Ивана Ильина // И.А. Ильин: Pro et contra. СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. С. 7-64.

84. Евстифеева Е.А. Феномен веры. Автореф. дис. . канд. фил. наук. Тверь, 1995.-22 с.

85. Ерисов Д.П. Религиозная философия И.А. Ильина. Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1998. 20 с.

86. Ефимова И.Н. И.А. Ильин о причинах кризисных явлений в русской культуре и борьбе с ними // И.А. Ильин и современная Россия. М., 2001. С. 77-79.

87. Емельянов Б.В. Очерки русской философии начала XX в. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1992. 100 с.

88. Загребин М.В. Проблема насилия в философском наследии И.А. Ильина. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1996.- 18 с.

89. Закунов Ю.А. Проблема движущих сил истории в философском наследии Г.П. Федотова и И.А. Ильина. Автореф. дис. . канд. филос. наук. Н.Новгород, 1999.-20 с.

90. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: Изд-во СПбУ, 1995.-446 с.

91. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1996. 223 с.

92. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л.: Прометей,1991.-896 с.

93. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М.: Канон, 1996. -560 с.

94. Зернов И.Н. Концепция монархической государственности в социальной философии И.А. Ильина. Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1998.-20 с.

95. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX в. Paris, 1991. -382с.

96. Иванов М.С. К проблеме богословского наследия Древней Руси (XI -нач. XIII в.) // Богословские труды. М., 1989. 380 с.

97. Иванова А.А. Русская классическая философия: От Ф.М.Достоевского к И.А. Ильину. М.: Диалог-МГУ, 1999. 109 с.

98. Иванченко И.Н. И.А. Ильин о воспитании русского национального характера // V Царскосельские чтения. СПб.: Наука, 2001. Т. 1. С. 52-57.

99. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Мысль, 1988. 143 с.

100. Иохин В .Я. О патриотизме и российской действительности // И.А. Ильин и современная Россия. М.: Русская книга, 2001. С. 53-67.

101. История русской философии // Редкол.: Маслин М.А. и др. М.: Республика, 2001.-639 с.

102. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения, М.: Республика,1992.-221 с.

103. Киреевский И.В. Избранные статьи. М.: Правда, 1984. 580 с.

104. Кларин В.М., Петров В.П. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов 19-20 в. М.: Российский гуманитарный научный фонд, 1996. 122 с.

105. Ковалевская М.Г. Проблема устойчивости социального бытия в философии И.А. Ильина. Автореф. дис. канд. филос. наук. СПб., 2002.-20 с.

106. Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека (1920-1970). Paris, 1971.-343 с.

107. Козлова О.В. Проблема свободы в философии И.А. Ильина // История философии. М., 2002.- № 9. с. 120-134.

108. Козловский В.В. Нормативная онтография Ивана Ильина // Социальная философия Ивана Ильина. СПб.: Наука, 1993. Часть 2. С. 50-53.

109. Кондратьева Е.А. Философия творчества Б.П. Вышеславцева. Автореф. дис. канд. фил. наук. М., 1999. 22 с.

110. Кондратьева JI.H. Культура России в концепциях Н.А. Бердяева и И.А. Ильина: опыт сравнительного анализа. Автореф. дис. . канд. культурологии. Краснодар. 2002. 20 с.

111. Константинова JT.B. Проблемы идеала в русской философии // Человек, творчество, ценности. Саратов, 1995. С. 28-50.

112. Коняева И.М. Философско-педагогические идеи И.А. Ильина в современном контексте духовно-нравственного воспитания. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Рязань, 2002.- 20 с.

113. Корнилов С.В. Философия самосознания и творчества. Портреты русских мыслителей. СПб.: СПбУ, 1998. 220 с.

114. Корнилов С.В. Русские философы. СПб.: Изд-во Лань, 2001. 450 с.

115. Корнилов С.В. Философская культура Древней Руси: формирование категориальных структур // Проблемы русской философии и культуры, Калининград: Изд-во Кал. ун-та, 2001.

116. Корольков А.А. Русская духовная философия. СПб.: Наука, 1998. -501 с.

117. Крылова Н.В. Современность и путь формирования духовности личности в русской религиозной философии // Известия СПбГЭТУ. Серия: Гуманитарные и социально-экономические науки. СПб., 2001. - Вып. 1. С. 20-25.

118. Кураев В.И. И.А. Ильин: философия духовного опыта // История русской философии. М.: Республика, 2001. С. 115-132.

119. Кураев В.И. Философ волевой идеи // Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Русская книга, 1993. С. 404-414.

120. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Прогресс, 1993. 280 с.

121. Лавров А.Г. Философия культуры И.А. Ильина. Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1997,- 20 с.

122. Лазуткин В.А. Идеал, как идеальная форма (способ) развития // Русский Mip. М. 2002. - № 5. - С. 116-121.

123. Ларина Л.В. И.А. Ильин о Вере // Человек и культура в культурно-историческом пространстве России: опыт региональных и краеведческих исследований. Кострома, 2002. - С. 179-181.

124. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии // Соч.: В 2 т. Т. 1. М.: Республика, 1996. 494 с.

125. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. М., 1994, №6.

126. Лисица Ю.Т. Иван Ильин неизвестный и неожиданный // Москва. -1995.-№ 11.-С. 3-6.

127. Лисица Ю.Т. Консервативная мысль Ивана Ильина // Ильин И.А. О воспитании национальной элиты. М.: Русская книга, 2001.- С. 5-15.

128. Лисица Ю.Т. Русская правда Ивана Ильина: К 110-летию со дня рождения И.А. Ильина//Наш современник. 1993. - № 3. - С. 138-139.

129. Ломакин С.К. Проблема человека в русской философии. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2001 195 с.

130. Лосев А.Ф. Русская философия // Философия. Мифология. Культура. М.: Республика, 1991. 506 с.

131. Лосский В.Н. Очерки мистического богословия восточной церкви. М.: Центр «СЭИ», 1991.-220 с.

132. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. -559 с.

133. Любимов Б.Н. О сопротивлении злу // Новый мир. 1991. №10 - С. 198-200.

134. Материалы к биографии И.А. Ильина // Российский архив. 1994. - Т. V.-С. 515-537.

135. Мальцев К.Г., Мальцева А.В. «Философия свободы» и соблазн христианского государства: Н.А. Бердяев и И.А. Ильин. М., 2001. 333 с.

136. Маслин М.А. Идеи И.А. Ильина в контексте философской культуры русского зарубежья // И.А. Ильин и современная Россия. М.: Русская книга, 2001.-С. 25-29.

137. Меняйло Л.Н. И.А. Ильин о власти и справедливости // Философия права и вопросы формирования современной государственно-правовой идеологии. Ростов, 2001- С. 57-60.

138. Нижников С.А. Метафизика веры в русской философии. Автореф. докт. фил. наук. М., 2002. 25 с.

139. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. 638 с.

140. Павликова Т.В. Русская душа как феномен в творчестве И.А. Ильина II Актуальные проблемы гуманитарных наук. Йошкар-Ола, 2001. С. 2730.

141. Панченко И.С. Читая И.А. Ильина. О Родине, патриотизме и задачах воспитания // VI Царскосельские чтения. СПб., 2002. Т. 3. С. 17-20.

142. Пастернак М.П. Иван Александрович Ильин // Русская философия XX века: национальные особенности, течения и школы, политические судьбы. Екатеринбург, 2000.- С. 148-152.

143. Половинкина JI.M. О духовном своеобразии русского народа в религиозной философии И.А. Ильина // Православие и культура. Н.Новгород, 2002. С. 190-192.

144. Полторацкий Н.П. Иван Александрович Ильин: Жизнь, труды, мировоззрение. Teneflay (N.J.), 1989. 150 с.

145. Полторацкий Н.П. Россия и революция. Teneflay (N.J.), 1988. 200 с.

146. Полторацкий Н.П. И.А. Ильин и православие // Юбилейный сборник к 100-летию крещения Руси. Питсбург, 1988. 100 с.

147. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. 1992. - № 2. - С. 126-140.

148. Полторацкий Н.П. Иван Александрович Ильин // Социальная философия Ивана Ильина. Материалы Российского семинара. 4.1 Спб., 1993 - С.53-54

149. Путилова JI.M. Российский менталитет в творчестве И. Ильина // И.А. Ильин и современная Россия. М., 2001. С. 80-85.

150. Русская идея: В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: В 2 т. М., 1994.

151. Русская идея / Сост. М.А. Маслин. М., 1992.

152. Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995.

153. Русская философия: Малый энциклопедический словарь / Отв. ред. А.И.Алешин. М., 1995.

154. Рутковская М.В. Философия государства и права в наследии И.А. Ильина. Автореф. дис. канд. филос. наук. Пятигорск, 2000. 18 с.

155. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. СПб., 1995 152 с.

156. Сабиров В.Ш., Соина О.С. О стратегии борьбы со злом. Идеи И.А. Ильина: прошлое и современность // Персонология русской философии. Екатеринбург, 2001.- С. 219-225.

157. Самохина А.А. Проблема человека в произведениях И.А. Ильина доэмигрантского периода. Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1996.20 с.

158. Самохина А.А. «Нет на свете ничего прекраснее индивидуального». Из неопубликованных писем И.А. Ильина к Л.Я. Гуревич // Вопросы философии. 1996. - № 2. - С. 104-127.

159. Сапронов П.А. Русская философия. Опыт типологической характеристики. СПб., 2000. 396 с.

160. Сахаров В.А. Проблема воспитания патриотизма в философско-педагогическом наследии русского зарубежья: На примере творчества И.А. Ильина // Вопросы российской и всемирной истории. Арзамас, 2002. С. 88-92.

161. Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика (XX век). М.: Изд-во РОУ, 1996.- 112 с.

162. Смирнов И.Н. Философия религии Ивана Ильина // Журнал Московской Патриархии. М., 1993, № 11.

163. Смирнов И.Н. Духовный подвиг Ивана Ильина: к 110-летию со дня рождения //Журнал Московской Патриархии. М., 1993, № 3.

164. Смирнов И.Н. Жизненный и творческий путь Ивана Ильина // Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.

165. Соколова А.В. Феномен искусства в философско-эстетических воззрениях И.А. Ильина. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2001.- 20с.

166. Соловьев B.C. Сочинения: В 2т. Т.2. М.: Мысль, 1989. 483 с.

167. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Собр. соч.: В 2т. Т.2. М.: Мысль, 1988. С. 150-209.

168. Сохряков Ю.И. Ильин И.А. // Писатели русского зарубежья (19181940): В 2ч. Ч.1., М.: Мысль, 1993. 580 с.

169. Социальная философия Ивана Ильина. СПб.: Материалы российского семинара, 1993.-250 с.

170. Сто русских философов: Биографический словарь / Сост. и ред. А.Д. Сухов. М.: Наука, 1995. 500 с.

171. Сысуев Д.А. Проблема насилия и справедливости в нравственной философии И.А. Ильина. Автореф. дис. . канд. филос. наук. Саранск, 1996.-22 с.

172. Терентьев А.А. И.А. Ильин о духовно-нравственных основах патриотизма // Церковь и общество на пороге третьего тысячелетия. -Н.Новгород, 2002. С. 162-182.

173. Терентьев А.А. И.А. Ильин о духовно-нравственных ориентирах воспитания и образования подрастающего поколения // Проблемы духовной жизни: история и современность. Н.Новгород, 2002. - С. 140-154.

174. Ткачева Н.А. Духовные основания философии права И.А. Ильина // Вопросы гуманитарных наук. М., 2003. № 1- С. 144-153.

175. Троицкий Е.С. Властитель дум патриотической России // Ильин И.А. Родина. Русская философия. Православная культура. М.: Наука, 1992. -С. 18-45.

176. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни // Философия и социология науки и техники. М.: Республика, 1994. -431 с.

177. Тюхтин Д.Г. Вехи философского творчества И.А. Ильина // Персоно-логия русской философии. Екатеринбург, 2001.- С. 251-252.

178. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999. -576 с.

179. Финько М.В. Национальные традиции образования в духовной философии И.А. Ильина // Качество образования как социальная проблема. -Ставрополь, 2002. С. 109-111.

180. Фихте И.Г. Изб. Соч. М., 1916. Т. 1.

181. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: опыт православной теодицеи. М.: Изд-во «Правда», 1990. - Т.1. - С. 480.

182. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. М.: Республика, 1994. -С. 450.

183. Франк СЛ. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. 302 с.

184. Франк C.JI. Духовные основы общества. М.: Наука, 1992. 316 с.

185. Хачатурян JI.B. Святоотеческие предания в религиозной философии И.А. Ильина // Свет невечерний. Владимир, 2002. - № 3.- С. 45-50.

186. Хлобустов О. Предостережение Ивана Ильина // Диалог. 1995. - № 5. -С. 69-71.

187. Хлобустов О. «Россия не человеческая пыль и не хаос». По материалам статьи философа И.А. Ильина «Что сулит миру расчленение России» // Деловая жизнь. - 1992. - № 1/2.- С. 75-76.

188. Хомяков А.С. О старом и новом: статьи и очерки. М.: Республика, 1988.-349 с.

189. Хоружий С.С. Культурное наследие русской эмиграции. 1917-1940. М.: Мысль, 1994.-315 с.

190. Хоружий С.С. Диптих безмолвия: аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М.: Мысль, 1991. 250 с.

191. Хоружий С.С. Путем зерна: русская религиозная философия сегодня // Вопросы философии.- 1999.- № 9. С. 139-147.

192. Чердакова Т.Б. Понятия права и морали в творчестве И.А. Ильина // Вестник Амурского госуниверситета. Серия: Гуманитарные науки. -Благовещенск, 2003- Вып. 20. С. 29-37.

193. Чижевский Д.И. Гегель в России. Париж: Дом книги, 1939 355 с.

194. Шапошников J1.E. Русская философия XIX-XX в. Н.Новгород, 1992.

195. Шапошников JI.E. Философия соборности. Очерки русского самосознания. СПб.: Наука, 1996 200 с.

196. Шашкин П.А. Социально-философский анализ учения И.А. Ильина о волюнтаристической сущности власти. Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 2002,-20 с.

197. Цвык В.А. Проблема борьбы со злом в философии И.А. Ильина. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1995. 22 с.

198. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия // Философские произведения. М.: Русская книга, 1990.-380 с.

199. Яковенко Б.В. История русской философии. М.: Республика, 2003. -510с.

200. Яковенко Б.В. Мощь философии. СПб.: Наука, 2000. 974 с.

201. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене O.JI. Основы нравственности: учебное пособие для школы и студентов. М.: ПРО-ПРЕСС, 2000. 456 с.

202. Copleston F. С. Philosophy in Russia. Notre Dame, 1986.

203. Copleston F. C. Russian Religious Philosophy. Notre Dame, 1988. 580S.

204. Dahm H. Grundzuge russischen Denkens. Munchen, 1979 591 S.

205. Dahm H. Russische Philosophic: Tradition und Gegewart. Koeln, 1980 -395 S.

206. Kaufmann W. Hegel and Reinterpretation. N.Y., 1966 404 p.

207. Kaufmann W. Discovering the Mind: Goethe, Kant and Hegel. N.Y., 1980 -288 p.

208. Offermanns W. «Mench, werke wesentlich!». Das Lebenswerk des russischen religiosen Denkers Ivan Ilyin fur Erneuerung der geistigen Grundlagen der Menschheit. Erlangen, 1979. 305 S.