автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Проблема основного вида искусства в западной эстетике XIX-ХХ веков
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема основного вида искусства в западной эстетике XIX-ХХ веков"
1-1
I; $ 1
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО .?н,\жн Г ОСУДАРСТВЕНШШ -ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
На правах рукопис
АФЛСИЖЕВ Тимур Маратович
ПРОБЛЕМА ОСНОВНОГО ВИДА 'УССТВА В ЗАПАДНОЙ ЭСТЕТИКЕ XIХ-XX ВЕКОВ '
09.00.08 - эстетика АВТОРЕФЕ Р' А Т
Диссертации на соискание ученой степени •кандидата философских'наук
Работа вшишшиа на кафедра теории культури, этики « эстетшш Московского ордена Трудового Красного Знамени 'государственного института кудь тури
¡Ьучний руководитель
Официальные оппоненты1
Ведущая организация
- кандидат философских наук, доцент К,М,Ким
- доктор философских нзук, профессор Е.Я.Басин
- кандидат философских наук, доцент Д.В.Яковлев
- Московский государственный университет им. М.В.Ломоно-оош, философский факуяь-тет, кафедра эстетшш
Защита состоится . 1991г. в часов
на заседании'специзвизироваМного оовета К092.07.03 по присуждению ученой степени кандидата наук при Московской ордена Трудового Красного Знамени государственном институте куяьтури по адресу: 141400, Московская область, Хшки-6, ул. Библиотечная, 7.
С диссертацией мокко ознакомиться в научной библиотека Московского ордена Трудового Красного Знамени государственного шютатута культуры.
и ту та культуры. . <Г
Автореферат разослан "".УХ^&^гГ)... 1Э91 г.
Учений секретарь. специализированного совета, кандидат философских наук, прои ссор
/
I'-
Р.И.Ибрагимов
I. ОНДАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЛБОШ
, .. Йроблема основного вида искусства носит ¡шогопланошй характер и связана с такими фундамента лъншш проблеиямя эстетики как проблема природы искусства и его функций, лроблшз классификации видов искусства и, наконец, она связана с проблемой генезиса искусства и его становления в качестве специфической фор™ общественного сознания. Надо сказзть, что в различное вроия эта проблема не только решалась, но и формулировалась по-разному, отражая, тем самим, объект15в:гае закономерности развития вс<;го многообразия видов, родов и жанров искусства - развития, ноолвлого неравномерный в неоднозначна!! характер. Если, например, Леонардо да Винчи ставил живопись вша поэзии и музыки, лох-ому что она воспринимается зрением, т&Лессинг рассматривает общие и специфические задачи изобразивших я неизобразигеяшсс искусств ( по его терминологии отвописи и поэзии), Гегель яе разворачивает перед нами величественную панораму последовательной смени художественных стилей или форм искусства различных исторических эпох, ад-двигагаих на первый план то один, то другой вид искусства.
• 3 советской эстетике проблема основного вида искусства такие исследовалась в разлянкс аспектах и по-рэзному формулировалась и трактовзяась. Так В.М.5риче а "Очерках по искусству* (1923), поставив себе задачу объяснить историю искусства "в тес-нейией связи с соцязкьной историей человечества"* и придя к выводу, что "худояественшй стиль есть мппь другая сторона общественно-битового и общественно-психологического стиля эпохи"2, ошибочно утаерддал, что а социалистическом обществе искусство будет вытеснено техникой.
В дальнейшем этот тезнс бил подробно и всесторонне опровергнут В.В.Бзясловам, справедливо утверждавшим, что, несмотря на ;мену преходящих жзнров и отлгчиЗ в искусстве, "вид ч" исхус-¡тва как определение специфические отрасли художественной деятельности с момента яге возникло-
$раче В.и. Очерки по искусству, - М.: Новая Москва, 1923. -216с. - С.32.
Там ае. - С.22,
ззишя дшаь изменились, никогда не умирая"1.
Большой вклад в изучение проблемы основного вида искусства шиз с I,!,С,Каган, рассмотрев искусство в системе культуры вообще и в системе художественной культура в частноета, что дало правильное, на наш взгляд, представление о соотношении искусства и его прикладных яанров (например актерского й ораторского, занимающего промежуточное положение мевду искусством и речью, мимикой и языком жестов), а также представление о соотношении искусства и техники, искусства и спорта*2.
• Необходимо такке особо отметить монографию В.П.Михалева "Видовая специфика и синтез искусств" (Киев, Наук, дуета, 1984), в которой он рассматривает взаимосвязь различных ввдов искусст-'вз о определенными типологическими формами эстетической чувст-' венности. .
Таким образов, хотя ка и подходам к искусству как своеобразной форме общественного оознания, развивающейся под воздействие!^ общественного бытия по своим специфическим законам, »о, тем не менее, искусство находится б системе конкретно-исторических условий общества и существует в виде системы ступеней, ведущей от прозаических битовых вещей к вершшам поэтической свободы. Иы стремимся сделать свою жизнь эстетичной с помощью дизайна в модной одевдг, а ведь еще Кант называл аивописью в ад-роком смысле слова и убранство квартиры, и то, как сервирован-сгод, и искусство красиво одеваться.
Но в принципе, проблему основного вида искусства можно симулировать как проблему главной или ведущей функции искусства, которая, кьк справедливо считает А.А.Каротин, обусловлена как сашш искусством, "его содержательной направленностью и особенностями художественной структуры",так и "аудиторией,уровнем ее духовного к художественного развития,, господствующим культурны:.? типом личноств"^. -Среди наиболее ва;вднх функций искусства,
1 Ванслов В»В. Всестороннее развитие личности я вида искусства.-
M,j Советский художник, 1963. - По, - G.43.
* Каган «1.С. .Секции по марксастско-яеяинской эстетике. - Д.: ЛГУ,
1971. - 766с. - С.375. ® Каряган A.A. Социальные функции искусства и проблемы их изучения // Карягин A.A. Социальные функции искусства и его видов, -И.; Наука, 1980. -270с. - G.I4.
могущих в процессе указанного взаимодействия стать главной ее функцией, он называет познавательные, комлунинативние, развлекэ-теяыше, компенсаторные и симводичсскп-пресгтаие,
• ВажнеЭвим аспектом проблем! основного вида искусства являет-оя выделение репрезентативного и актуального вида искусствз, т.е. "паиболое полно представляющего свою эпоху в последующие парно-' дН«1 п "наиболее полно соответствующего соцнаяьно-худокест-вевшм потребностям дамой эпохи"2.
Естественно, что в разные исторические эпохи философ и теоретики искусства при вздвикеияи на первый план в качестве главного того ила иного видя искусства исходили из своих представлений о природа искусства и из реальных функций тех или иных ого вядов в современном им обществе. Таким образом, проблема основного вида искусства это не трлько чисто теоретическая, но и социо-яогзческая проблема, а ее решение на протяжении истории мировой яудояеогвеняой культуры имеет различные модификация и особенности. При этом значимость, результатов, полученных пра обосновании основного вида искусства, зависела как от уровня развития эсте- * тетя, теория- искусства, так и от наличия в художественной культуре ведущего ввдз исяусс^вз как бц олицетворяющего. асяусство в его наиболее развит;", функциях в обществе.
Б рассглзтрггвтый в диссертанта период развития западной встетн^еокой кнсяя наиболее разработанной л систешо-целосхяой выступила плассвчесвзя немецкая эстетика, в которой проблема основного злдэ искусства подучила глубоко теорэтачесное репенио I развитие в процесса зволззцга этой эстетики от ее основателя 1.Канта до ее гениального загерялтейя Г.В.Гегеля»
Ив яосявдувдем развитии западной эотетнкд проблема орновно--•о надо йскусотва ток или итгаяэ била в центре тгакэпдя многих оо11 гредоговзтегеа, начиная о АЛНспепгаузра п О.Нкцпэ, затем А.Еерг--'■онэ, З.йройдя, Ж.-П,Сартрз в вплоть до современных теоретиков скусства я искусствоведов. ' ■ ' _ -
Й отечественной л зарубежкой литературе по эстетике п тео£йди скусотва были нееяедоииц в исследуются самне разнообразные расшшгаввсхв бсязата йробкегзпекуоотаз - ' ег0, природы я ■
Боргв Ю.Б. Эстетика. - М.: Политиздат, 1931, - 385о. - С.312'1* Там 39, - С,502,
гункцил в ойцестое, структуры ».уровней художественного произведи ля, проблемы принципов и методов классификации видов искусства и другие. Однако проблема основного вида искусства в ее эволюции ог классической немецкой до современной западной эстетики еще не подучила специального исследования. А ыезду тем, именно при решении этой проблем наиболее характерно и полно проявляются представления эстетиков и искусствоведов об искусстве, его природе, наиболее вакных функциях, так как именно в основном или ведущем виде искусства наиболее полно и максимально выражено проявляются его возможности в отранения действительности и выражении потребностей, стремлений и идеалов человека и общества в целом.
Все это н определяет научную и методологическую актуальность данного исследования,
Степень леедялозамя проблем!. В общетеоретическом плане проблема видовой типологии искусства и его основного или репрезентативного вида исследовалась в работах Ю.Б.Борева, В.В.Ванс-кова, А.Я.Зися, М. С,Кагана, Л.А.Карягина, Т.ВЛередкиченко, Е.Г.Яковлева и другие. Это проблема так ¡ке затрагивалась в исследованиях сапздяой эстетика, осуществленных нашими ученш.ш, -В.Ф.Аи .Г/СО'«( /а# ¿.Лосевым, ¡Д.Ф.Овсянниновиы, Ю.Н.Давыдовым, В.И.Тасаасвич, К.и.Долговым, И.С.Куликовой, И.Б,1!аньковской, О.П.Юровской а другими.
■ П-»'Ь ^тггеп'ртл'-щчруо нар.тасования - определить методологические оообс!шэс2и и соцнально-историческке причины решения проблема основного ктда в западной эстетике ЗП2-ХХ вв. Достижение это;! дели а диссертации определено через рассмотрение ц решение ряда.задач. Они сводятся к сведущим?
- рассмотреть методологические и эстетические принципы обос новиния поэзии как выражения высших потребностей и идеалов человека в классической немецкой философии;
- проанализировать концепцию музыки как вырааелия сущности мира в эстетике А.Шопепгауорз и ¿.Ницше;
- рассмотреть теоретическую мотивацию при обосновании основ кого вида искусство а интунтивистской эстетике А.Бергсона и психоанализе З.Фрейда;
- проанализировать филосо^ско-эстетическяе принципы обосно-
'ваиия художественной литературы канчюиболее социально активного вида искусства б экзистенциалистской эстетике 3.-Д.Сартра;
• - рассмотреть постановку и реакнне наиболее репрезентативного или ведущего вида искусства XX века в современном западно-' искусствознания. '
Общетеоретической п г.",отодологичодкод птодпоедякол диссертационного исследования являются $илосо;Тско-эстетические и общесо-циологическис прянцшш анализа искусства, развитие в работах наших ведущие эстетиков и теоретиков искусство.
Структура диссертации определяется поставленными в ней цель» я задачами. Диссертация состоит из введения, двух глшз, заключения и библиографии. Бо введении обосновывается актуальность диссертации и ее новизна. В первой главе анализируется проблема основного вида искусства й классической немецкой эстетике и в трудах А.Шопонгауэра и Ф.Ницше, во второй главе - в иитуптивястскоИ эстетике на примере А.Бергсона, психоанализе З.Фрейда и эстетике экзистенциализма на примере Е.-П,Сартра. 3 последнем параграфе глава рассматриваются проблема основного или репрезентативного ' ввда искусства в современном западном искусствознании. В заключении подводятся итоги исследования и обобщаются его результаты.
Нэуян-эя црзрзпз диссертации состоит в том, что:
-.в пей рассмотрена методологические и эстетические принципы обоснования поэзии как внепего вида искусства в немецкой классической философии;
. - проанализирована концепция музыки как внрякения сущности мира в эстетике ¿»Шопенгауэра и Ф.Ннцие;
. - определена теоретическая мотивация основного вида искусства в иитуйгивистской зстетйке А.Бергсона и психоанализе З.'Фрейда;
- проанализирована концепция художественной литература как наиболее социально активного вида искусства Е.-Ц.Сартрз;
- рассмотрена постановка ¡1 реаеяиэ проблема основного илл наиболее репрезентативного вида искусства XX века в современном западном искусствознании, '
тационного исследования заключаются в следующем?
- как нам представляется» сделан определенный шаг в понимания принципов обоснования западными 'эстетиками и искусствоведами основного ляда искусства как наиболее полно и репрезентативно вн-
ражаюцсго его природу, сущность и главные функцци;
- определен характер зависимости концепций основного вида искусства в западной эстетике от филосо^ско-иетодояогических установок ее представителей, во-первых, и от реальной практики искусства в тот ига иной период-общественного-развития, во-вторых;
- сделан вывод о необходимости критического усвоения принципов и' результатов обоснования западными эстетиками основного вида искусства при анализе истории искусства и современной художественной культуры нашими эстетиками и искусствоведами.
Основные результаты диссертации могут быть использованы при исследовании истории западной эстетической шсяя и ее современных теорий искусства, его видов н их сравнительного анализа. Они также могут быть использованы при чтении курсов эстетики и теории искусства в университетах и художественных вузах.
П. ОСНОВНОЕ СОДЕРШМЕ ДЖСЕРЩИИ
Во введении обосновывается актуальность теш исследования, определяется степень ее разработанности, формулируются цели и задача работы, дается характеристика методологической и,теоретической основы диссертации, определяется ее научная новизна и практическая значимость. ' ■
.. . Первая глава - "Проблема основного видя идкуодтва в неишкой астетгуе КТ! негя" аосвшеш анализу проблемы основного вида искусства в ишоцксЗ ьстеткке, представители которой дали наиболее характерные в шатае ее решения для последуюцйго развития теории искусства не только б европейской, но и в мировой астетико, Зто ¡в полной иара относится к классической немецкой эстетике от И.Канта до В.Г.Гегеля, что и определило структуру первой главы. В первом ее параграфе -
reflUi .шатлзлашад,юМ5Ш
до Г.З.Г'егеця", вначале рэсскатрзвается общая концепция искусства родоначальника классической немецкой философии, пршщшн его классификации и.философзко-эстетическое обоснование поэзии или искусства слова вообще как наиболее'адекватного для воплощения высших потенций художественного творчества. .
Общепризнано, что К.Кант является основоположником не только западной философии, но и эстетики. Последняя в его философской ■
'системе занимала срединное место мсвду теорией познания и этикой, что во многом-определило ее содержательную и функциональную специфику, а такпо характер решения философом основных проблем эстетической деятельности и искусства, цель которого - развитие оСззэй культурн человека, его интеллектуальной и эмоциональной сфери в их гармоническом развитии я функционировании. Специ- ■ флку искусства он видел в реализация субъективной цолесооОрэз- ' ности человека, с которой связывалась основная функция эстетического в ого яязни, наиболее полно, по сравнению с другшя фор. нами деятельности, проявляемая в искусстве. "Изящные искусства -это способ представления, которнй. сам по себе целесообразен п хотя без цели, но все &е способствует культуре способностей дута для общения меяду людьми**1, - писал Кант, Содержанием произведения искусства философ-рчятал "эстетическую'идею", которая как синтез деятельности разута и эстетического чувства озязква-ег н объединяет сферы духовного и природного, рационального и эмоционального, сзобода и необходимости. Эта структура эстетической идеи и определила иерархии шга классификации видов искуссг- -•ва в эстетике Й.Канта. В диссертация подробно анализируется кан-товская классификация, видов искусства и делается' вывод о то:.:, что концепция искусства философа неизбежно привела к тому, что, сравнив рззлячше вида искусства - литературу, .музыку, кпвогшсь я другНе по соотношение в них духовного содержания и эстетической цепности.он па первое место поставил поэзгоэ, а па последнее - музыку. Ибо первая, по убеждение И.Кзнта, более всех других видов искусства способна образно выразить богатство шслеЯ я этим "эстетически возвшаться до гдей", в то врет как :,гузрка действует на человека главный образом ка чувственном уровне или "говорит через одни ощущения без понятия"2.
В диссертации делается бнвод о то?«, что в теории искусства И.Канта наиболее очевидно проявились просветительские тенденции его эстетики. Концепция структуры и функции эстетической деятельности человека,развитая философом, обобщала и отражала вовне тенденции
Кант И. Критика способности суддения. (<оч. в иестд томах. - М.:
?&сяь, - Т.5. - 1986. - С.045-347, .
2 Там у.е.
современного еь:у общества на стадии развития в нем буржуазных отношений во многом изменивших характер развития и функционирования эстетической и художественной культуры.
Учение о поэзии как виде искусства, наиболее полно выражающем высшие духовные потребности-человека в единстве с его эмоциональной сферой, нашло дальнейшее развитие в эстетике последователя Я.Канта немецкого поэта Фридриха Шиллера. Б связи с этим, в работе подробно анализируется шилеровская интерпретация поэтического искусства, обоснование им типологического разделения поэзии на наивную и сентиментальную, а также и юс подвиды, рассмотренные -.на материале истории поэзии и современности,
' Далее, в- главе рассматривается проблема основного или вис-пего вида искусства в эстетической концепции Ф.В.И.Иелллнгэ, изложенной в его "Системе трансцендентального идеализма" и курсе лекций, составивши его "Философию искусства". В зтих работах философом была поставлено задача "исторического конструирования" глубинной самоценности искусства, которое, по его убежденно, является не только однопорядаовшл по отношению к религии, философия и науке, но в силу своей специфики даае выступающим первичным по отношены» к не«, В работе подвергается анализу шелингиаиская.концепция сущности и специфики искусства, принципы его классификации, а такхе и те вывода, к которым пришел филоооф в итоге своего исследования или "исторического (а по своей сути $илософско-ро-мантичоского) конструирования искусства"« В обобщенном виде реву ль тот его сводится к тому, что все формы сознания - религия, философия и наука, возникнув на зере развития человечества из некоего нераочланодшого мифологического протосознания, по-словам фялософа, "посла своего завершения мнезеством отдельных струй вольются обратно в тот. всеобъемлющий океан поэзна, откуда первоначально прокзоплп"1. Эту функцию яачаяэ и завершителя развития человеческого духа может выполнять, согласно Шеллингу, только поэзия, а- но какой-язбо другой вид искусства - музыка, яивопиоь, архитектура, хотя в каждом из ни реализуется "все искусство"
* Шеллинг Ф.В.И, Система трансцендеташюго идеализма. - Л.: Соц-экгиз, 1936. - С.394.
'в своей отличительной от других ?.орл сознэншг специфике. Но именно поэзия в широком смысле слова Или миология, по убездешпо Пелллнга, лежит в основе всех других "ори или зидоз искусства и находят свое наиболее полное эопдощеине в исторически сяояиваих-ся яанрах поэзии п именно она в будущем разовьется в новую миологию, призванную воплотить результат работы* ынопос поколениЛ людей в некое синтезированное сверхэнанис о природе, общество и человеке, В диссертации указывается, что утверждая онтологический п гносеологический примат искусства по отноаепип к философия п науке Шеллинг йилософеки обоснозал теорию и прзктжу современного ему искусства романтизма, многие представители которого считали искусство выспей формой воплощения истдни, нравственных идеалов, красоты и ставили его выше других горм общественного сознания и видов деятельности.
Воззрение на поэзию как высший вид искусства, наиболее полно удовлетворяющий духовные потребности народа и воллоцащпй ого идеалы иапко теоретически и исторически развернутое воплощение з эстетике Г.В.Ф.Гегеля. Немецкий фплосар рассматривал поэзию как вершину исторического развития искусства, вобравшего в спя-, том Виде многие признаки предшествующих ему основных видов искусства - архитектуры, скульптуры, живописи и музыки. Гегель различает поэтичеокнэ рода - эпический, лирический и драматический, каэдий из которых'в своем возникновении бил закономерен, и выполнял. актуальные для своего времена функции. Так, эпическому характеру событий древности, согласно Гегеля, наиболее соответствовал опоо, повествующий о крупных событиях древности - военных походах, 'переселениях народов и т.д. Л, например, лирическая поэзия главным образом выражает субъективный мир человека и ее появление возможно с развитием человеческой индивидуальности, 'тто и обусловило ее появление после эпоса. И, наконец, драматическая поэзия, Бппшвая в себе свойства эпоса и лиртаи, изображает в неразрывном единстве и объективные обстоятельства жизни яцдей и их внутренний шр, Она, согласно Гегелю, может "показать, как ситуации и гос настроенность определяются индивидуальным характером, котортй решается на особенные цели я обращает их в практическое содержание своего вовдего "я"*, Таким образом драма соот-
Эгтчтико. В четырех томах. - М.: Искусство, 1968.
- Т.З, -С.541. '
ветствует более высокоХ ступени социальной организации лндеЛ, появляется в более зрелый исторический период;.она апеллирует к национальному самосознании человека, а такяе вырзгает и общечеловеческие интересы. Именно драму, созданную для сценического воплощения, в котором главным является поэтическое слово, а другие виды искусства - архитектура, кивопись, музыка имеют подчиненное значение, объявил цилосо* наиболее соответствующей для выражения * глубокого духовного содержания в разнообразии и богатстве средств ого художественного воплощения. Тем не менее, как известно, Гегель считал, что искусство как форма сознания исчерпало себя и должно уступить место философии как наиболее подло соответствующей высшему этапу развития абсолютного духа. В современном ему общество торгествукцеЗ рассудочности и утилктаризмз искусство, по убеждении Лилософа, потеряло то значение, которое оно имело в прошлых эпохах, я теперь лишь "смягчает серьезность обстоятельств... действительной еиэни, око разгоняет скуку напих празд-' ннх часов"'1'.
В диссертации указывается, что Гегель основные выводы о сущности и историческом развитии искусства сделал на основе анализа мирового искусства в цело«, что и обусловило их непреходящую ценность и плодотворность. ,
Глава завершается рассмотрением концепции музыки как воплощении сущности шрз е человека в эстетике А.Шопенгауэра в О.Ницдэ. Как показывается в диссертации, выдвижение, музыки в качество ос-, новяого вида искусства эти философами, сЧздиой стороны, определялось (]и1лософской методологией иррационализма, а с другой, -отрзкаяо тот взлет музыкального искусства, которое в творчества А.Коцарта, И.Гайдна, Л.-В.Бетховена и других достигло небывалой высоты в совершенства. Пытаясь преодолеть кризис рационализма,. Л.Шопентауэр и О.Ничие цолокидя начало иррационализму, в в западной эстетике. •• ...
Во второй главе "Проблема основного вида искусства в западной эстетике XX века" анализируются концепция наиболее характерных представителей интуитивизма, психоанализа, экзистенциализма. Общей характерной чертой их является отказ от куяьтурно-гсторя-ческого анализа искусства, акцентирование: на индивиду а льнш: пот-
1 Гегель Г.В.О. Эстетика. В.четырех томах. - Т.Г, - СДО.
ребностях в искусство п его функций для человеке. Например, А.Бергсон причину разделения искусства на различило вида находил в природных различиях творцоз пскусстш, вроздигашх способностях их к поэзии, живописи, музыке. Правда, при определении иерархии вцдов искусства и выдвижении на первое 1/еото конедпи, он учитывал и ее общественную ценность и знзчение.
Как показано в диссертации, наиболее последовательно сущность 3 функции искусства психобиологическоЛ природой человека ' обосновавзш родоначальник психоанализа 3.<3ре;!д и его последователи. Но при этом, развиваемая ими концепция искусства опиралась не только на психоаналитическую теорию личности, но и на многочисленные примеры из искусства прошлого и настояцого, главным образом художественной прозы и драмы. Сам характер психоаналитической концепции личности, основным ядром которой является концепция бессознательного человека, влечения его "эдипова комплекса", определил выдвижение литературы - художественной прозы и драмы - как наиболее полно и наглядно реализующего в фантазии влечения бессознательного человека. Так, З.Фрейд при обосновании основных идеП психоанализа ссылался на трагедию Софокла "Царь Эдип", на "Гамлета", "Короля Лира" Э.Еекспира, дрэмн Г.Ибсена и "Братья Карамазовы".^.Достоевского; его последоззтель К.Юнг свою - концепцию коллективного бессознательного подкрепляя примерами из г.;и|«лагии а литературы,' например, "Фзуота" Готе. Современные псяхошзлитзки рэспяряян поле-исследования искусства, включив в него музыку, изобразительное искусство и кинематогрзф, но тем не менее основным видом искусства для психоаналитических исследований остается художественная литература.
Статус ведущего вида искусства художественная литературз сохранила и в' экзистенциалистской эстетике. Как показано в диссертации, ото объясняется не только тем, что еа ведущие теоретика, например, X-П.Сартр, А,Ката, были в то же время пиеэтэяя-ии,.ло и теми возшянооммя, которыми обладает литература в сравнении с другими видами лскусстга. В работе на примере Ж.-П.Сартра анализируется общая концепция искусства экзистенциализма и место литературы среди других видов искусства. В результате де-.лоотся вывод о том,' что выдвижение литературы в качество ведущего вида искусства» обусловлено, согласно теории Н.-П.Спртрэ, особыми возможностями литературы бить ангажированной, то есть зэни-
т ^
магь активную грпэдзкскуя позицию в борьбе за свободу человека и обцестяа. •
£anoe в диссертации указывается, что лоско.льку во второй половине XX века завершается период развития крушшх философских. и эстетических систем, то решение проблемы ведущего иди основного вида искусства решается главным образом в искусствознании, которое ориентируется па практику современного искусства, использующего повешу» технологию и средства массовой информации для творчества и функцпошфованкя в обществе. Отсюда имешю "технические" виды искусства п особенно кинематограф, а в последнее время - телевидение выступают для многих теоретиков искусства в качестве водудах и наиболее соответствующих по' сравнению с другиш ввдйди искусства эстетическим потребностям широких шродшх масс и способных систематически к в неввдащю шраках масштабах удовлетворять эти и другие их потребности в искусстве. При этом, многие теоретики киноискусства, например, А.Базеы, З.Кракауэр и другие считают, что из всех видов искусства лишь кинематограф способон воплотить с необыкновенной силой достоверности в целостности аизнь во всем ее многообразии и динамичном развитии. Ко вообще, как показано в работа, концепции западных эстетиков о*природе к специфических •функциях киноискусства как особого вида художественной реальности отличаэтея большим разнообразием. Но почти eco они разделяем мнение о ведущей роли кино в системе современной массовой коммуникации, о его способности с наибольшей эффективностью выполнять столь необходимые Ьовремошюод западному человеку функции познания гглзнл, эмоционально насыщенного переживания ярких событий в ней, релаксации, пусть иллюзорного торжэства справедливости, идеалов и другие. Однако, в запад- -ном искусствознании имеются и критики кинематографа как "массового искусства", в котором преобладает развлекательная функция,' упрощенное воплощение жизни на экране, создание- неимевдих реального основания мифов, культа "звезд" и т.д. Поэтому многие теоретики западного искусства сомневаются в том, что именно киноискусство является ведущим в художественной культуре XX века, а таковым считают литературу или изобразительное искусство модернизма. Именно здесь, по их мнению, возникали новые средства и Форш искусства, которые во многом определили лицо художественной культуры и ее серьезные новаторские достиже1"-.-:, сопоставимые с достижениями классического искусства прошлого. В связи
.с этим в работе рассматриваются некоторые тенденции в искусства модернизма и интерпретации их западш^я искусствоведами в аспекте выявления в тем основного или наиболее репрезентативного вида. • Как известно, в модернизме с самого нэчзла доминировали изобразительные виды искусства. Основные его поправления, такие как абстракционизм , дадизи , сюрреализм , поп-арт , концсптуал-арт , гшлерреаяизм я другие, развивались главным образом на основе штопяси, отчасти - скульптуры, колко:! пластики и создания различного рода "ооъектов". правда, некоторые из этих направлена -дадизм, сюрреализм и концептуал-арт опирались и на. литера туру или слово - в качестве самостоятельных произведении в дадаизме п сюрреализме и словесного выражения идеи произведения в концеп-туал-^рте. Но, в общем, и юс значение определялось главны;.) образом живописными и скульптурными произведения!.!::. Модернистские эксперименты в худокественной литературе, как и в кинематографе, бистро исчерпали свои возможности и вскоре были,преданы забвению. Например, сюрреализм, возникший как литературное точение в лицо А.Бретона, Л.Арэгона, Р.Десноса, П.Эшзарз, в настоящее время ассоциируется главным образом с именами художников С.Дзли, Х.Ыиро, Г.Кирико, Н.Танги, И.Клее, Р.Мэгрптт л другими, картшш которых широко представлены во всех галереях мира. Стали достоянием история искусства и сюрреалистические фплылы Л.Бектояя "Андалузский пес" и "Золото!! век".
Тэш'ш образом, изобразительное искусство стало во кногом генератором мяогик концепций и новаторских идеи худокественной культуры XX века. Художники модернисты в свое:! массе отказались от традиционных форм искусства, изобретали-новые виды творчества, понимаемого не как образное отражение общественной визни, а как шракешю внутреннего, в основном бессознательного, шрэ худоа- . пика или ке как содание различных объектов - скульптур, конструкций, кокОияащй аз отходов производства и т.д., которые ничего не отрэкаот и не виракавт, а представляют самодостаточную реальность, в лучшем случае символизирующие некие таинственные смыслы и значения. При этом за относительно короткий исторический срок в модернизме возникло множество направлений, представителя которых изобретали ¿.шокество новых методов творчества. Отсвда, "западные искусствоведа шяуэдекы были выдвинуть иные критерии
и
определения ездовых отличий направлений в модернизме .-и его отдельных представителей: отннне проблема видового отличия произведений искусства стада нередко замещаться проблемой типологии методов творчества. Разшш'е видовых отличий, которое в искусство модернизма началось с появления коллажа (комбинаций газетных вырезок, офия, и реальных предметов с рисованными изображениями) и привело к разнообразным гибридным формам искусства, в которых резко нарушалось единство материала, характерное для искусства , прошлого. И вали видовое различие классического искусства прошлого определялось различием используемого им материала для создания художественного образа, то в модернизме ведудам становится пришдга творчества. Так, для создают произведения искусства в абстракционизме равно могут быть использованы и краски и гипс * и мрамор. В поп-арта представлена на только живописные изображения предметов кассового потребления - консервные банка, бутылки кока колы, предметы бита и производства, но п сами зга реальные предает. А представители концептуал-арта, вообще, могут выставить любой предмет, если он, по та мнению, иоает символ®зироьать ту или тг/ж> идею. Таким образом, по мнению теоретиков модернизма в нем преодолевается диктат материала при создашш художественных произведений п реализуется приоритет творческого начала и своеволие художника в искусства. Все это, как отмечается а диссертации, приводит к тому, что проблеш основного вида искусства в теоретических интерпретациях модернизма в ,западноЙ эстетике и искусствознании, по сутЕ, снимается и, наоборот, провозглашается равенство видов и приемов художественного творчества, независимо от того, какой материал при этом используется.
В заключении диссертации обобщается результата исследования и делаются выводы о том, что решение вопроса об основном или ведущем видо искусства в западной эстетике Х1Х-ХХ века претерпело определенную эволюцию. Оно зависело главкьа! образом от определения западными эстетиками природы и основной функции искусства. При этом, если представители классической немецкой эстетики исходили из практики мирового искусства (учитывая и в некоторой степени и положение искусства в современном игл буржуазном обществе) и на первое место выдвигали искусство слова как наиболее способное воплощать в ясной и недвусмысленной форме идеи разума и красоты, то последуоде западные эстетики в качестве основных.