автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Развитие эстетической теории в России конца XIX - первой трети ХХ века

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Курочкина, Лидия Яковлевна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Диссертация по философии на тему 'Развитие эстетической теории в России конца XIX - первой трети ХХ века'

Текст диссертации на тему "Развитие эстетической теории в России конца XIX - первой трети ХХ века"

•ч/

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

На правах рукописи

Курочкина Лидия Яковлевна

Развитие эстетической теории в России конца XIX - первой трети XX века (проблема предмета, метода и структуры эстетической науки)

Специальность 09.00.04 - эстетика

Диссертация

на соискание ученой степени доктора философских наук

СИ СА_ахз /

с

Научные консультанты:

(Л Ы?р

Волкош/ЕЗЗ. - доктор философских наук,

щзрфёссор; Яковлев Е.Г. - доктор философских наук, профессор

Москва 1998

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ............................................................................... 3

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ЭСТЕТИКИ

КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА .................................... 21

1.1. Особенности философской эстетики: предмет и специфика исследования.............................................................................. 21

1.2. Функции искусства и проблема красоты в эстетико-теорети-ческих спорах 90-х годов........................................................... 64

1.3. Проблемы творчества в русской философской эстетике начала XX века............................................................................ 94

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ В РУССКОЙ

ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ........................................................... 146

2.1. Основные направления психологической эстетики конца

XIX - начала XX века................................................................. 146

2.2. Эстетические проблемы в теории русского позитивизма........ 161

2.3. Проблемы психологии творчества в русской эстетике........... 207

ГЛАВА 3. ДВАДЦАТЫЕ ГОДЫ: ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ

ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ............................................................ 245

3.1. Искусство и общество в социальной эстетике В.М.Фриче и В.Ф.Переверзева........................................................................... 245

3.2. Эстетическая теория второй половины 20-х годов: попытки методологического синтеза......................................................... 278

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 317

БИБЛИОГРАФИЯ........................................................................................... 331

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Уходящий век оставляет в наследство человечеству целый ряд глобальных проблем, от которых зависит существование земной цивилизации. На каком материальном фундаменте возможно их решение? Что представляют собой духовные основы человеческого бытия будущего века? Каким, наконец, должен быть человек, осознающий трагическую противоречивость своего существования в этом сложном мире? «В интенциях и напряжениях нового типа сознания (сознания своего бытия, бытия мира, своего бытия с другими людьми) формируется новый тип мышления, новая устремленность, складывается разум культуры»1.

Переход к новому типу культуры, характерный для последних десятилетий XX века, имеет общемировой смысл. Но он особенно значим для России, современная духовная культура которой имеет явно выраженное стремление к самоидентификации. В этом - одна из причин повышенного интереса к историко-культурным процессам первых десятилетий века. Вопросы, в свое время поставленные П.Астафьевым, Н.Бердяевым, Б.Вышеславцевым, В л. Соловьевым, В.Розановым, получили в последнее десятилетие освещение в работах А.Ахиезера, Л.Астафьева, П.Гайденко, Д.Галковского, А.Гулыги, П.Гуревича,

A.Ермичева, А.Замалеева, Н.Зотова, Г.Иваницкого, А.Игнатова, А.Кара-Мурзы, Н.Карлова, В.Кувакина, Л.Новиковой, А.Панарина, Г.Померанца,

B.Сагатовского, С.Семеновой, В.Толстых, Е.Троицкого, Г.Тульчинского, В.Федотовой, С.Хоружего, других исследователей русской культуры. Актуальность выявленных вопросов несомненна, об этом свидетельствуют материалы международных конференций, симпозиумов, "круглых столов" современных журналов. Закономерно ставится проблема "культурной памяти", культурного наследия, на которое может опираться созидание и развитие современного рос-

1 Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век, - М.: Политиздат, 1990. С.258.

сийского общества, проблема чрезвычайно важная и сложная, если иметь в виду информационный вакуум, «информационное умолчание», характеризующее нашу общественную мысль многие десятилетия. Выходом из создавшейся ситуации является глубокое объективное изучение конкретных исторических периодов, отдельных пластов, направлений и форм отечественной культуры, предполагающее единство информационных и методологических подходов. Только на этой основе возможно реконструирование историко-культурных процессов, и только таким образом создается база для решения важной задачи -восстановления целостности внутренних связей русской культуры, непрерывности ее развития.

Нельзя не отметить, что русская культура, даже в предверии нового века, выступает как культура становящаяся. Анализ ее истоков необходим для того, чтобы сделать новый шаг к реальности, к полноте собственного существования. Период перехода России от XIX века к XX определяет судьбу создаваемой, вернее, «воссоздаваемой ныне культуры: культуры, возвращающейся к себе самой, к своему изначальному смыслу»2. Отмеченное положение имеет принципиальное значение для современного русского общества, определяемого сменой типов культур. В утверждении этого отечественные культурологи А.Ахиезер, В.Библер, М.Гаспаров, Ю.Давыдов, Вяч.Вс.Иванов, М.Каган, Ю.Лотман едины. Различие позиций связано с сущностной характеристикой типов культур, о которых идет речь, с хронологическими параметрами их. Но, очевидно, любая смена типов культур в истории человечества связана с трагической сменой ценностной парадигмы, и в этом современная социокультурная ситуация в нашей стране во многом совпадает с процессами конца XIX - начала XX века, «переломного» периода русской культуры. Г.Флоровский определил такие периоды как «рубеж и начало, перевал сознания», подчеркивая значимость личностного самосознания: «Изменяется чувство жизни... В самом себе человек вдруг нахо-

2 Давыдов Ю.Н. Парадоксы абстрактного культуролюбия // Наше наследие.- 1989,- Кн.5,- С. 1.

дит неожиданные глубины и часто темные бездны. И мир уже кажется иным»3. Другими словами, изменение ценностных установок касалось практически всех сфер бытия - бытия мира и человека, отношения человека к самому себе, другому человеку, обществу в целом.

При таком совпадении социокультурных процессов, разделенных почти столетием, историческое прошлое приобретает характер актуально-настоящего и закономерно определяет внимание диссертанта к процессам конца XIX- первых десятилетий XX века.

Актуализация сопоставления исторических периодов определена, на наш взгляд, практической остротой поставленных ныне проблем. В памятниках прошлого обнаруживается не только характеристика конкретных состояний духовной культуры, но и критерии собственного движения, факторы и преграды современного развития.

История российской культуры XX века в настоящее время получает значительную информационную базу переизданием работ замечательных мыслителей - Н.Бердяева, Б.Вышеславцева, Л.Карсавина, Н.Лосского, П.Новгородцева, Вл.Соловьева, Ф.Степуна, Э.Радлова, Е. и С.Трубецких, П.Флоренского, С.Франка, Г.Шпета, В.Эрна, Б.Яковенко. Русская художественная культура получила важное теоретическое подкрепление переизданием эстетических работ С.Булгакова, А.Белого, В.Иванова, В.Розанова. Изданные мемуары и свидетельства эпистолярного жанра при всей неоднозначности оценок прошлого создают необходимый фон реальных событий. Рассматриваемый период - время расцвета научной мысли, естественной и гуманитарной, высоко оцененной мировой общественность. В рамках гуманитарного знания развивается теоретическая эстетика, не только выступившая «самосознанием эпохи», но и содержащая в определенных формах целый ряд направлений отечественной и мировой эстетики текущего столетия.

3 Флоровский Г. Пути русского богословия. - Париж, 1983,- С.452.

Проблемы интересны как исторический материал, составляющий канву русской культуры. Но это не все. Методология эстетики выступает объектом «исторической рефлексии», мышления «второго порядка»4, когда особую важность приобретают не просто исторические факты и концепции, а выясняется их способность «работать на настоящее», быть основой нового концептуального развития эстетики. В результате такого творческого диалога с прошлым, «идеи предшественников становятся интегральным фактором решения новых проблем»5.

Общая постановка вопроса не нова. Уже в 70-е годы отечественную эстетику характеризует возросший интерес к осмыслению истории эстетической мысли России, исходящий из потребностей развития современной теории. Исследователи констатируют дискуссиям 50-60 годов «недоставало серьезного ретроспективного анализа... сложных проблем, основных философско-эстетических концепций и их аргументации»6. В 80-е годы подчеркивается особая необходимость изучения духовного наследия первых послереволюционных лет: идеи, по мнению Н.Моисеева, «уходили на Запад» и рассматривались как выдающиеся творения человеческого гения в границах западной культуры7.

Очевидно, что обращение к истории русской духовной культуры в целом и эстетической мысли, в частности, не решит автоматически вопросов современной теории. Но исторический материал свидетельствует о постановке и плодотворном решении ряда общетеоретических проблем, в обращении к которым современные эстетики видят выход из кризисного состояния.

Ситуация, связанная с особенностью развития нашей страны в последние десятилетия XX века, невостребованность духовной культуры усугубляет сложность развития эстетической теории. «Разрушение нравственности, ложная «переоценка ценностей», развенчание общечеловеческих идеалов, норм и ценно-

4 Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография,- М.: Наука, 1989,- С.5,7.

5 Ярошевский М.Г. История психологии. - М.: Наука, 1985,- С.6.

6 Исследования по марксиско-ленинской эстетике // Вопросы философии. 1977,- №12,- С. 12.2.

7 Моисеев Н.Н. Социализм и информатика. - М., 1988,- С. 156.

стей ... культурная политика, противоречащая свободе творчества и здравому

о

смыслу привели наше общество к культурному обнищанию» - с этими словами трудно не согласиться. И тем не менее, кризисное состояние определяет не только отечественную - мировую эстетику в целом. Причины этого следует, по-видимому, искать в методолого-теоретических принципах самой науки. Принимая данные положения в целом, отметим, что эстетика, тесно связанная с духовной культурой, переживает кризисное состояние при каждой смене типов культур. Так, этот процесс был зафиксирован в XIX веке О.Контом, Ф.Ницше, Ж.-М.Гюйо, позднее назван О.Шпенглером «закатом Европы». В России, после Н.Данилевского, о кризисе пишет Н.Грот, назвавший конец XIX века периодом «коренного изменения миросозерцания, полной переработки идеалов»9. Проблема была столь важной для русской культуры, что ее постановка вызвала целый поток дискуссионных материалов10. Во втором десятилетии XX века проблема в ее эстетическом аспекте предельно остро поставлена Н.Бердяевым11. В начале 30-х годов о кризисе западно-европейской эстетики с трибуны Оксфордского съезда философов заявляет А.Луначарский12.

XX век внес определенные коррективы в кризисные процессы эстетической теории. Характерной чертой эволюции методологии научного исследования является сокращение былого разрыва между естественно-научными и гуманитарными дисциплинами: в современной науке наблюдаются новые тенденции

в мировозренческих основах двух культур - конвергенция научно-технической и

~ 13 п

гуманитарно-художественнои . В такой ситуации несомненную актуальность

8 Кризис эстетики? Материалы «круглого стола»// Вопросы философии. - 1991,- С. 11.

9 Грот Н.Я. Нравственные идеалы нашего времени. Фридрих Ницше и Лев Толстой// Вопросы философии и психологии. - 1893,- Кн. 16,- С.129.

10 Астафьев П.Е. Генезис нравственного идеала декадента// Вопросы философии и психологии. - 1893,- Кн.16,-С.56-75; Лопатин Л.М. Больная искренность// Вопросы философии и психологии. - 1893,- Кн. 16,- С. 109-114.

11 Бердяев H.A. Кризис искусства// Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т.- М.: Искусство, 1994,-T.2- С.399-400.

12 Луначарский A.B. Новые течения в теории искусства в Западной Европе//BKA, -1931,- Кн.2-3,- С. 117-126.

13 Об этом: Кузнецова Т.Ф. Поиски нового образа теории в сфере гуманитарного знания // Философские науки. -1990,- №11; Новиков А.Н. Проблемы соотношения философии, науки и литературы в истории русской философской мысли // Гуманитарий. Ежегодник.- СПб., 1995; Раппопорт С.Х. На перекрестке наук (проблемы современной эстетики) - там же; Фейнберг Е.Л. Кибернетика, логика, искусство,- М., 1981; его же - Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке,- М., 1992; его же - Эволюция методологии в XX веке // Вопросы философии,- 1995,- №7; Фролов И.Т. Философия и этика науки: итоги и перспективы - там же; Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии,- 1995,- №12.

приобретают связи эстетической теории с "иноположенным" материалом - "эстетика может развиваться, только включившись в тот поиск новой духовности и нового гуманизма, который осуществляется современной цивилизацией"14. Но если эстетике "надлежит осознавать саму себя как методологию ... находящуюся в имманентной связи со всей сферой культуры и искусства, нравственности и религии"15, то в не меньшей мере необходимо осознавать свои функции в общей эволюции методологии научного исследования.

Другими словами, преодоление современного кризиса в эстетике предполагает методологическое и структурное совершенствование: каждая наука, развиваясь, уточняет, меняет акценты или "даже полностью пересматривает свои основы вслед ... за приращиванием научного знания. Это время пришло и для эстетики"16. Такая постановка вопроса характерна и для европейской эстетики 90-х годов17.

При всем современном звучании проблема имеет глубокие исторические корни в эстетико-теоретических процессах первых десятилетий века: именно тогда выявляется необходимость определения предмета и изменения структуры эстетической науки, осмысливается специфика и автономность эстетического исследования, формируются феноменологический и гносеологический подходы к художественному произведению, определяется место психологических, социологических и философских методов в эстетике. Именно тогда встает вопрос о взаимодействии эстетики и научных конкретных дисциплин, о взаимосвязи естественно-научного и гуманитарного знания в целом.

14 Развитие научных и гуманитарных оснований философии: итоги и перспективы // Вопросы философии,-1995,- №12.- С.99.

15 Там же. С.98.

16 Эстетика на пороге XXI века // Свободная мысль,- 1992.- №9,- С.32.

17 Pactzold Н. Kulturowa dynamika acstetyki filozoficzney. Od acstetyki niemieckiego idealizmu do aistetyki post moderny // Annales Uniseritatis Mariae Eurie - Sklodowska: Sect. I Philosophia - sociologia.- Lublin, 1995,- V.18.-1993; Speer A. Jenseits von kunst und Schönheit Auf der Suche nach dem genestand einer philosophisher. Astetik // Allg. Thishr. für Philosophie.- Stuttgart, 1995,- jg 20,- H.3.

Другими словами, эстетика первых десятилетий века требует не только глубокого исторического изучения, но и включения полученной информации в культурологический контекст современности: эстетико-теоретические поиски прошлого выступают методологической базой востребованного в настоящем научного опыта.

Обсуждая возможные варианты выхода современной эстетики из кризиса, исследователи справедливо подчеркивают необходимость системного анализа целостной картины мира и особые возможности теории и практики художественной деятельности в решении этой задачи. В постановке проблемы значение отечественного исторического опыта трудно переоценить. Уже в конце прошлого века явно просматривается тенденция определения эстетики как целостной системной дисциплины, приводятся в единение те сферы бытия и деятельности сознания, которые становятся ее предметом. Эстетика рассматривается как наука об эстетическом освоении природы, эстетическом сознании, об искусстве как высшей форме выражения эстетического, о художественном творчестве как процессе создания эстетических объектов.

Таким образом, рецепция историко-теоретического опыта способна выполнить прогностические функции: определить правомерность развития тех или иных методологических принципов эстетической теории и их роль в преодолении кризисного состояния современной науки.

Объект, предмет и задачи исследования. Объектом исследования диссертанта является процесс формирования и развития отечественной эстетической теории как самостоятельной научной дисциплины, выступающий в конце XIX - первых десятилетиях XX века одним из важнейших показателей социокультурной динамики русского общества. Предмет исследования составляют работы теоретиков, в которых эстетико-методологические поиски находят наиболее полное выражение как в начале века (Е.Аничков, Ц.Балталон, Н.Бердяев, П.Боборыкин, С.Волконский, А.Горнфельд, А.Измайлов, И.Лапшин,

И.Мандельштам, Л.Оболенский, Д.Овсянико-Куликовский, Э.Радлов, Т.Райнов, В.Розанов, Вл.Соловьев, С.Франк, Г.Шпет, П.Энгельмейер, К.Эрберг), так и в первое послереволюционное