автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Проблема отчуждения между мужским и женским началом
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема отчуждения между мужским и женским началом"
На правах рукописи
ВИКТОРОВ Эдуард Михайлович
ПРОБЛЕМА ОТЧУЖДЕНИЯ МЕЖДУ МУЖСКИМ И ЖЕНСКИМ НАЧАЛОМ
Специальность 09.00.11 — социальная философия
Автореферат диссертации на соискаиие ученой степени кандидата философских паук
ВОРОНЕЖ, 1990
. Работа выполнена в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова.
Научный руководитель: Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор ЛАРМИН О. В.
доктор философских наук, профессор ФЕТИСОВ В. П.
кандидат философских наук, доцент МЕЩЕРЯКОВА II. А.
Ведущая организация—кафедра философии Воронежской архитектурно-строительной академии.
Защита состоится 27 декабря 1996 года в 15.00 часов на заседают диссертационного совета К. 063.48.15 в Воронежском государственном университете. Адрес диссертационного совета: 394693, г, Воронеж, пл. Ленина, 10, коми. 82, кафедра философии.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Воронежского государственного университета.
Автореферат разослан « рЛ1090 г.
Ученый секретарь диссертационного у>
совета, доцент С. Комиссарова
Общая характеристика работы.
Актуальность теш исследования. Половой вопрос, расоматри-шемый в данной работе, затрагивался выдающимися мыслителями срошлого и настоящего. Особенно, если вести речь о метафизике гола, то есть о тех качественных различиях между мужским и кен-¡кш началом, которые признавались вечно неизменными, кап древ-юкитайскими мудрецами, так и философами 13-20 го веков.
Проблема пола в данном аспекте стала весьма злободневной ( течение последнего столетия, в связи с известными револэдион-,о-демократическиш процессами в передовых христианских стра-ах мира и последовавшей вслед за ними женской эмансипацией.
Что мешает представителям мужского и женского начала чувст-овать себя удовлетворенными хотя бы в рамках личной жизни? содержании диссертации делается попытка еще раз ответить на то вечное вопротание.
Степень разработанности проблемы.
Исследование половых отношений как отчуждения между двумя . ачалами в истории мировой философии просматривается в виде тео-зтизироваиий о различии между "мужским" и "аеноким" вообще, коренном несоответствии мевду ними писали древнекитайские аслители в своих трактатах, рассматривая взаимодействие Инь и н, как проявления единого ¿¡до в главных его сущностях*, ря этом ИНЬ, как известно, обозначение всего "женского^, а ЯН -зего "мужского** в Поднебесном2. Одними из первых китайские рдрецы указали на то, что каждый человек содержит в себе ИНЬ
. Древнекитайская философия т.1. Мысль, 1973 г., с.128. . Древнекитайская философия. Паука, 1990 г., с.35.
и ЯН одновременно.
В истории европейской философии о мужской и аенокой "поя винках", несоответствующих и потому влекущихся друг к другу,
гэ
впервые заговорил Платон, ссылаясь на древнегреческие мифы .
В мировой философии пода можно выделить две тенденции, Представители первой из них рассматривала, как и Платон, отчу дение-несоответствие между данными началами, как нечто негати ноэ в препятствующее людям быть счастливыми. А поэтому эти со: сем непохожие друг на друга философы предлагали саше разные способы для его преодоления^.
Нужно отметить, что данные мыслители подчеркивали шожео атрибутов несоответствия между мужским и женским началом. Помимо де Сада и Шопенгауэра здесь особенно ву»но отметить Фромма5 и представитеяей второй тенденции в метафизике пола. К последним необходимо отнеота Ницше* Фрейда, Вейнингера и в : чеетве их родоначальншса-предшественника-датского философа Кьеркегора6.
Идеи по проблемам пола вышеназванных философов второй те денции можно интерпретировать, как нонстатацию факта невозмо»
3. Платов. Пир. Сочинения, т.2, 1970 г., с.П8.
4. Сад А. Ф. Философия в будуаре. Ы.Ц. Проминформо, 1992 г., Соловьев В. Смысл любви. Жизненная драма Длатона,
В кн.: русский Эрос, Москва, Прогресс, 1991 г. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление , т.2, 1901 г. Афоризмы и максимы. ЛГУ, 1991 г.
5. Фромм а. Искусство любви. Подифакт, Минск, 1990 г.
6. Ницше Ф, Чеяозеческоо, слишком человеческое. Соча нения, т. Мысль, 1991 г.; Так говорил Заратустра. - Там же, т.2; Фрейд 3. Очерки по итеории сексуальности - В.С.Э., 1990 г. Вейнингор 0. Пол и характер. Москва, 1991 г.
Кьеркегор С. Страх и трепет. Москва, Республика, 1993 г.
юта преодолеть отчуждение мевду двумя началами. Последнее яв-[ется метафизической необходимостью, с которой человечество прос-> вынуждено примириться.
Одновременно нужно подчеркнуть, что ни один из мыслителей, и взгляды по половому вопросу здесь анализируются, не рассмат-вал его нак проблему отчуждения между мужским и женским началом.
Содержание данной проблемы формируется в ходе диссергащюн-го исследования с помощью историко-философского рассмотрения бот Гегеля, Маркса и Лоеского, так или иначе затронувших фено-
7
н отчуждения в отологическом аспекте .
Таким образом, говоря о степени разработанности данной проемы в рамках как зарубежной, так и отечественной философии по, можно констатировать следующее:
- проблет отчуждения безотносительно к половым отношениям экзистенциально-онтологическом аспекте затрагивалась в мировой яософии преимущественно тремя вышеназванными мыслителями;
- в отечественной философской литературе можно отметить по той проблеме работы А.й.Титаренко, Н.А.Мещеряковой, Н.В.Мотро-яовой, В.С.Степина, А.П.Скрипника, В.П.Фетисова;
- философы, которые уделили специальное внимание половому цэосу, высказывались о несоответствующих качественных атрибутах кского и женского начала, их и мояно интерпретировать как приз-ш отчуждения между началами; - то есть, из вышезиложеиного здует, что половой вопрос ни разу не исследовался в мировой тософии как метафизическая проблема отчуждения между мужским и юким началом хотя мыслители и стремились подчеркнуть вечные
Гегель Г. Феноменология духа. Сочинения, 1959 г., т.4. 4аркс К. Философско-экономические рукописи 1894 г. Сочинения, Политиздат, 1974 г.
1осский Н. Мир как органическое целое, 1917 г.; Абсолютные гсловия добра. Москва, 1991 г.
различия между ними.
Цель и задачи исследования»
Основной целью диссертации является исследование половых отношений - как отношений отчуждения между мужским и женским нач; лом в рамках метафизики пола, не углубляясь в социологичесский, психологический и сексологический аспекты вышеназванной проблемы. Это в свою очередь требует постановки и разрешения следующ основных задач:
- историко-философский анализ феномена отчуждения в глоба. ных онтологических масштабах, а значит - вырабатывание оптимал ной дефиниции понятия отчуждения вообще;
- историко-философское исследование полового вопроса в ас пекте проблемы отчуждения между мужским и женским началом;
- это в свою очередь потребует выяснения, что подразумева самые разные философы под "мужским" и "женским" в половых отно ниях;
- определение основных факторов отчуждения между двумя на лами и одновременное рассмотрение того, как они влияют на этот универсальный феномен человеческой жизнедеятельности;
- рассмотрение отчуждения между мужским и женским начален/ в первую очередь в аспекте межличностных половых отношений. Все это потребует своеобразной теоретической и методологическс основы исследования.
В данной диссертации это взаимопроникновение экзистенциал ной метафизики Кьеркегора, Шопенгауэра, Ницше,и Вейнингера с рационадьно-диа^яекти ческой методикой изучения в духе философе ких традиций Канта и Гегеля. Но решающее идейное влияние на а! юрскую точку зрения в рассмотрении проблемы отчуждения в поле вых отношениях оказали произведения Кьеркегора, -Шопенгауэра,
1цше, Фрейда я Вейнингера. Таким образом, можно вести речь о щгезе диадектико-логической формы в экзистенциалъно-метафизи-зского содержания при исследовании вышеназванной проблемы.
Научная новизна исследования
Ее можно сформулировать в следующих тезисах, содержащих ин->рмацию о конкретных результатах, проделанной работы.
1. Прежде всего сделана попытка выработать при помощи ис->рико-философского материала оптимальную дефиницию для понятия ?чувдения в онтологическом аспекте. Выясняется решающая роль
> рождения, как главной предпосылки отчуждения между поровденны-1 Бытием компонента.®. Подчеркивается несводимость содержания >нятия отчуждения к содержанию понятия противоречия, а также шстатируется факт коренного различия и, одновременно, взаамо-зязи между этими основными феноменами бытия.
2. Осуществляется историко-философсрм! познавательный ана-13 мировой метафизики пола с древнейших времен - по .двадцатое :олетие. При данном исследовании применяется принцип гегелевской 1алектико-логической триады, предусматривающей отрицание отрица-1я; а значит и тесную взаимосвязь между философскими взглядами шличных мыслителей, которые, как кажется на первый взгляд, ютиворечаг друг другу. Например: Ллатон-де Сад-Соловьев.
3. В ходе историко-философского исследования сделаны выво-
I об основных неизменных экзистенциально-метафизических атрибу-IX мужского и женского начала, которые в наибольшей степени 5уславливают отчуждение между ними. Составлены специальные габ-щы мужских и женских качеств по древнекитайским трактатам, юриям Фромма и Вейнингера.
4. В заключительной главе диссертации сформулировано автор-сое принципиально новое мнение по рассматриваемой проблеме, ло-
тачески вытекающее из предшествующего историко-философского ана лиза. При атом данное мнение в своей концептуальной основе связано с традиционной метафизикой гола, свидетельствующей о корег ном несоответствии между мужским и женским началом и их несводг мости друг к другу ври одновременной диалектической взаимосвязи и взаимозависимости.
5. Выделены три основных типа отчуждения в межличностных отношениях. Показана их тесная взаимосвязь.
6. Особое внимание было уделено взаимосвязи между половым влечением и отчуждением. Предпринята попытка отразить экзистенциальную специфику различия между мужским и женским влечением, которая обуславливает отчуждение между ниш.
7. Проделано исследование проблемы, связанное с выяснение! основных факторов рассматриваемого отчуждения и их влиянием не последнее и на определенные экзистенциально-психологические че| ты в поведении представителей мужского и женского начала. Речь идет о следующих метафизических феноменах: половое влечение, страх, внешняя красота, половая мораль и связанные с ней эрот1 ческие игры, рассудок и степень духовности личности.
8. В целом отчуждение между мужским и женским началом исследуется как диалектический процесс их взаимодействия с определенными экзистенциально-метафизическими свойствам!!.
Теоретическая и практическая значимость работы
Выводы и результаты исследования имеют значение душ истор! философии в аспекте метафизики пола и, естественно, для последней, как одной из самых актуальных разновидностей философского осмысления человеческого существования.
Материал диссертации может послужить источником для составляя курса лекций, как по истории философии, так и по философии зла. Можно также надеяться на то, что результаты проделанной ра-зты вызовут интерес со стороны специалистов, занимающихся иссле-званием философских проблем человеческого существования. Результат, полученные в третьей главе работы мо1ут оказать воспита-зльное воздействие на читателей.
Апробация работы. Основные положения и результаты диссерта-юнного исследования излагались автором в докладах и выступлени-: на кафедре философии гуманитарных факультетов МГУ имени .В.Ломоносова, на семинарах и лекциях, которые автор проводил > студентами МГУ имени М.В.Ломоносова и студентами Воронежского юударственного университета в 1988-1994 г.г. Диссертация об-здена и рекомендована к защите на заседаниях кафедры философии ■манитарных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова и кафедры фи-|софии Воронежского государственного университета.
Структура и основное содержание диссертации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка ли-¡ратуры.
Основное содержанке диссертации - Во введении обосновывается актуальность теш, рассматрива-ся степень ее разработанности, формулируются цели и задачи ис~ :едования, излагается суть новизны и теоретико-практическая зна-мость основных результатов работы.
В первой главе "Определение основных понятий диссертации" лается попытка исследовать проблему отчуждения в универсальных тологических масштабах, опираясь на наиболее адекватный
историко-философский материал, а такав - выяонить ооновные качественные атрибуты мужского и ганского начала согласно древней шим философским источникам. Дефиниция понятию отчуждения, которая здесь формулируется является определяющим исходным пунктом дальнейшего диссертационного исследования.
Б первом параграфе "Понятие отчуждения* представлены и одновременно проинтерпретированы философские теории, имеющие непосредственное отношение к проблеме отчуждения вообще, безотносительно к теме данной диссертации. Речь идет о феноменологии духа Гегеля, социально-антропологической концепции отчуждения Маркса и о христианской онтологии двух несоответствующих миров Н.О.Досского. На основании анализа идей этих выдающихся мыслителей формулируется авторская точка зрения по проблеме отчуждения в универсально-онтологическом аспекте.
Вкратце ее можно определить следующим образом. В рассматриваемом параграфе была предпринята попытка выяснить взаимозавЕ симость и взаимосвязь мездр отчуждением, пороздением и противоречием. В результате был сделан вывод о том, что йгсиа, порождая компоненты действительности, вызывает их несоответствие друг другу, а значит и самому Бытию. Таким образом глобальный акт порождения предшествует отчуждению - несоответствию, являясь его универсальной предпосылкой.
В свою очередь, отчуждение не-является.противоречием, и между этими понятиями существует не только диалектическая взаимосвязь, но и метафизическое различие. Отчуждение - это важнейшая предпосылка для последующего возникновения феномена про. тиворечия между отчужденными явлениями Й1тия.
Значит, отчуждение - это несоответствие менду явлениями Бытия, а причина данного несоответствия заключается в порожден!
- II -
¡ытиом окружающих нас явлений.
В порвом параграфе такко дается характеристика основных шов отчуждения в рамках человеческой экзистенции.
Это отчуздение человека: а) от Витая; 6) от другого челово-я; в) от самого себя. Они пороздают соответствующие типы страха: О перед смертью; б) перед другими субъектами; в) страх перед !амшл собой. В качестве итогового вывода в конце шрвого параграфа предложена следящая схеш;
I. Порседвние-> 2. Отчуздшво - Несоответствие—*
—»-3. Противоречие.
Значит, отчувдеппе ыо&цу мукешл и шнекнм пачаямл - всего лнпь утдеттИ окзисгепцпальшш феномен отчуждения в глобальных онтологических шеитабах.
Во второй параграфе первой глаш "Понятая "иузского" ц 'меиского" в древнекитайской философии" даётся предварительная ¿арйн-т-ериоивса обеих дача л по дравнеГшям памятникам философской -Полл - дровнскятайскпы трактатом. данное исходное последовало основных атрибутов "цужского" и "жзнского" гюобходам как з та равной пункт в рассмотрении экзпстонцпально-иотагТлзических ¡кзчоств изучаемых явлении, делается это на пршеро вазгпейшпх тсрвоначад акрузающой пас Всоленной. По шонш) дровнакцтайскпх уилософов - они являются ИЛЬ как аналог всоцу "жзнскоь"" п ЯП - как основа всого "цузского" в паяег.: мире.
Никшгах дефиниций понятиям "цунского" п "женского" в данной дарагройо ц в содержании послодущого исследования но предлагается. Потому что определить в четко:'! логической йорио пссло-дуошо понятия невозможно. 1>го слишком ташетвонныо и ноясчорпао-[,ио в своем содервапш феиотгш, чтобы ни давать краткие абстрактно-логичеекпо характеристика.
-12 -
Единственно, что ыоадо сделать, так это исследовать их основные несоответствующе друт другу атрибуты, что и предпринимается в ходе дальнейшей диссертационной работы. Главное на . что указывается во второы параграфе, исходя из сделанных интерпретаций древнекитайских трактатов, так это то, что цузское начало имеет активное духовно-творческое содержание, а Ееиское - пассивную, цатсриально-чувственную основу.
Во второй главе "Историко-философское исследование проблеыь отчуждения шзду цувскшл и кепскиы началом" рассматривается и интерпретируется разнообразный философский материал, начиная с диалогов Платона и кончая идеями Фромма. Исхода из теоретического исследования, проводённого в предыдущей главе, анализ произведений всех изучаешх мыслителей производится в рашах проблей отчуждения между двуш началами. Наибольшее внимание уделяется выделению следующих важных компонентов в теориях указываемых иная философов; причины данного отчуждения; кезду какими ь^яскваи и венскими экзистенциальными атрибутами оно наиболее язи о просматривается как несоответствие; к, наконец, если это возможно, выясняются последствия исследуемого феномена.
В первом пагагтайе второй главы "Отчуждение и любовь как главный способ его преодоления", анализируются философские взгляды шслитедеи, которих условно можно объединять в ранг представителей первой тенденции в мировой философии по проблеме отчуждения. Дало в том, что всех философов объяснявших глобальные факторы Бытия и дававших человечеству мудрые советы по преодолению страха и отчуждения, о чём уго говорилось в данном автореферате, можно разделить на два противоречащее друг другу "лагеря".
Большинство мыслителей, включая и русских, фактически
считали, что страх и отчуждение преодолимы, если их интерпретировать именно в аспекте исследуемой в диссертации проблемы.. Значит это касается и половых отношений, рассматриваемых в качестве отношений отчуждения мезду мужским и женским началом.
В первом параграфе второй главы исследуются произведения авторов, но просто затронувших изучаемую здесь проблему, но и решавших её примерно в одном ключе, несмотря па суцоствсшшо теоретические различия: отчуждение негативно сказывается на жизнедеятельности человеческого рода, поэтому его необходимо преодолеть.
Параграф, в свои очередь, разделён на два раздела, в каждом из которых анализируются идеи трёх мыслителей по главному принципу геголевской логики - отрицания отрицания.
Первый раздел параграфа "Платон - дз Сад - Соловьёв", включает мнения философов, зябших в разное время, среди коронным образом отличающихся национально-культурных социумов. Но всех троих объединяет страстное желание помочь человечеству преодолеть отчуждение и стать счастливее хотя бы в рашгах взаимо-этношениЗ мезду мужским и венским началом. Особенно велика за-злуга Платона. Его рассувдения, иэлонеянне в диалогах "Пир", 'Фодр" и "Государство" мояюо интерпретировать как, с одной сто-50ни констатацию факта отчуждения не только мезду дцуыя нача-ики, а и мелугу двумя мирами: наиисл "пещерным" существованием I умопостигаемым миром трансцендентных идей. С другой стороны, гчение Платона вполне интерпретируется и следующим образом: геловечеству необходимо преодолеть своё несоответствие миру 'рекрасного, миру идей; и тогда проблема отчуждения между муз-яшм и жшскям началом разрепится сама собой.
Вслед за платоновскими диалогами в данном разделе диссер-
тадпи, анализируптся взгляда представителя совсем другой исторической эпохи, философствующего писателя периода великих революционных потрясений - да Сада. Необходимо отметить, что последнему удалось по сравнению с Платоном отразить совершенно противоположную, но более древнюю тенденцию в половых отношениях. Имеется в виду имидж тотальной сексуальной вседозволенности, который был характерен для платоновских времен, но был восславлен аж через два тысячелетня маркиз ом-вольнодущем.
Если Платон всеми силахла пытался обогатить и разнообразить человеческую культуру, то до Сад в своем антитезисе выступает против существующей христианской культуры. Из рассуздений маркиза следует что только при поыощи её уничтожения ыоано преодолеть отчуждение между двумя началами. И, наконец, третий мыслитель, чьи взгляды анализируются в данном разделе параграфа по принципу диалектической логики - это В.Соловьев. В первую очередь, речь адст о его езбостной работе "Стоя якюш".
Идеи русского философа рассматриваются в качестве "золотой середины" между теорией любви к прекрасному Платона и апологией порока де Сада. При этом, как представитель именно золотой середины, Соловьев, естественно по свода убеждениям стоит б лиге к великому греку, оказавшему огрошое влияние на всю руо-скую религиозную философию.
Субъект ыужского начала, если он уверует в Бога, сгложот одухотворить зеиную женскую плоть и стать настоящим проводником божественной Женственности. Только тогда будет, согласно русскому шелитедп, преодолено отчуждение мезду ыувской и гонской половиной.
Таким образом, возврат к платонизм в христианской философии любви Соловьева совершается на качественно новоы идейном
фовне.
В следующем разделе параграфа "Вопенгауэр - Розанов ->рош" продолнается исследование философских теорий пола пред-¡тавителей вышеназванной первой тенденции в мировой философии I аспекте проблемы отчуждения гнезду носким и ненским началом.
Необходимо указать, что в отличие от предыдущих трех шо-нтелей, Шопенгауэр, Розанов а Фромм но только попытались дать чередныо философские "рецепты" по преодолению данного отчузде-ия, но и сконцентрировали в своих доктринах главное внимание а половом инстинкте в форме человеческой сексуальности. Ведь ыенно последняя является обязательной основой для эротической юбви между представителями разных начал.
Выдающееся значение имеет метафизика золения Шопенгауэра, точки зрения которой он и попытался осмыслить человеческий оловой инстинкт.
Отчуждение мааду мужским и женским началом - энзнстенци-яьно-метафизичоское последствие отчуждения индивидов от воли к язвя, проявляющей себя в форш полового инстинкта согласно зтору данной доктрины. Несмотря па весь свой пессимизм, Попен-гу эр считал, что несоответствие между двумя началами, равно $к и то, что 1:103X110 назвать самоотчуадепием страдающего индивида юлне можно преодолеть при помощи этики сострадания и буддист-сого учения о Нирване.
В качестве антитезиса по отношению к данной доктрине в льнойшем ходе диссертационного исследования осуществляется :тэрпротациа философии пола В.Розанова.
Интерпретируя размышления Розанова в аспехсте рассматривае-й проблемы, можно заключить, что главная причина отчуждения аду мувским и яенским началом - не в самом половом влечении,
как думал, немецкий мыслитель, - а в негативно-лицемерной псевдо-кульзурноы отношении ци вилизоваиного общества к данному впечет
По мнению русского философа, неверность и вредоносность цивилизованного отношения к сексуальности заключается в той, что происходит губительное для человечества противопоставление половых и духовных отношений, которые, на самой деле, диалектически совместимы.
И преодолений отчуждения между дщуш началами, согласно идеям русского мыслителя, заключается в одухотворении плотских отношений, в уничтожении доплата греховности, который был искусственно создан церковью для подавления эротического влечения между полами.
Далее, в диссертации рассматривается теория любви Фромма как "золотая середина" иезоду тезисом Шопенгауэра и антитезисом философии пола Розанова.
Кз идей Фроша вытекает, что долевое влечение дотао неминуемо быть взаимосвязано с одухотворённой эротической любовью; так как сам половой инстинкт одухотворить невозможно. Тогда оно переотанет быть источником бед, вызванных отчуждением ыезеду муж. скиы и женским началом. Чеьгу, по мнению автора вышеназванной книги необходимо долго и упорно учиться. Фромм выступает в роли философствующего учители искусства любви. Последнее можно внтер. претировать как искусство по прзодолению отчуждения между глужск! и женскик началом.
Итак, в первом параграфе второй главы били исслэдованы и проинтерпретированы в аспекте проблемы отчуждения шзду ь^укскии и женским началом теории философов, которые полно понимать как попытки помочь человечеству освободиться от тяжкого бреыени исследуемого феномена.
-17 -
Во втором параграфе второй главы "Отчуждение между мужским женским началом как необходимая предпосылка для существования ¡ловечества" исследуются философские идея в аспекте полового лгроса таких незаурядных мыслителей как Ницще, Фрейд и Вейнин-¡р. Они являются главными представителями второй тенденции в [ровой философии. Идой этих мыслителей интерпретируются следрз-ш образом: отчуждение мезду двумя началами имманентно и необ->дшо для существования человечества в его современном виде.
Если отчуждение имманентно не только человеческому сущест-)вашго, но и всему Бытию вообще, то его преодоление неминуемо )иведёт к исчезновению современного человека, которого нулно ¡учать в качестве - человека отчуждённого.
В первом разделе второго параграфа исследуется в аспекте осматриваемой проблемы философия жизни Нище. Здесь даётся йткий анализ всех его программных произведений, начиная с бота "Рождение /трагедии из духа музыки".
В данном случае речь идёт о влиянии духовной культур! на ловыо отношения. Согласно Ницие, единство древнейших предков временного человека с Природой или Жизнью обеспечивалось за . ёт языческих оргиастичесних культов. Автор критической фалосо-и приводит в связи с этиы яркий пример с древнегреческим куль-ел даониса. Но именно в рамках античного эллинизма произошло обходимое и закономерное, как признаёт сам Ницше, отчуждение ловечоства от Природа, от бурных праздничных оргий в честь ониса, занимавших важнейшее место в половой »изнедеятельности эвних эллинов. Появилась новая свежая струя в человеческом ду-, связанная с самопознанием и образом легендарного бократа. дзо назвал это аполлоничоскигл началом в духовной культуре че-зечоства.
- 18 -
Данные размышления Ницше можно интерпретировать следующим образом: отчуждение от Природа спасло человеческий род и создал могущественную цивилизацию с культом просвещенного рационализма» но оно же и создало современного, неочастного и тотально отчуждённого человека. Поэтому, причину отчуждения между ыужскв и женским началом, благодаря Ницше, нужно понимать в вышеизложенном аспекте.
Человек почувствовал оебя в безопасности благодаря творчеству рассудка, но вместе с том превратился в неочаотного самооэ чуждённого раба созданных да рациональных норм и правил.
Особенно нухно отметить, что Ницше первым провозгласил необходимость "культурной дистанции" во взаимоотношениях между людьми вообще и между мужским и женским началом в частности. Фактически, это можно интерпретировать как апологию отчуждения со стороны немецкого мыслителя.
Данные идеи были впоследотвио осмысленны в теории поихо-анализа Фрейда, который заставил учёный мир совершенно по-новому взглянуть на интимную жизнь человека и половые отношения. Внедрение в человеческое бессознательное и создание учения о структуре индивидуальной психики заставило Фрейда выдвинуть интересную философскую гипотезу о роли бессознательного в рамках глобально исторического развития общественной культуры. Что позволяет совершенно по-иноцу рассмотреть проблему отчуждения между мужским и женским началом. Поэтому, следующий раздел данного параграфа посвящён ыетапсихоаогии Фрейда, в которой ав тор, опираясь на открытия в области психоанализа высказывает интересные уже философские постулаты о ыедчеловвческих отношениях.
Во втором параграфе второй главы уже не действует гегелв'
зкий принцип отрицания отрицания, здесь скорее более применим югический принцип развивающейся взаимодополняемости философских размышлений Ницше, Фрейда и Вейнингера при их интерпретации.
Прежде всего в данном разделе дается интерпретация фрейдов-зкой матапсихслогии в аспекте исследуемой проблемы.
Самоотчувдение личности в рамках Я - Оно; Я - сверхЯиОно -зверхЯ,является важнейшей предпосылкой для отчуждения меаду цуж-зким и женским началом. А открытый Фрейдом социальный феномен дассовш: сублимаций - последствие этого отчуждения. И главный ускоряющий фактор данных процессов - духовная культура, в первую зчередь в виде морали и религии. В рамках бессознательного Оно &рейд вскрывает две несоответствующие друг другу тенденции Эрос I Танатос или - влечение к яизни в форме сексуальности и влече-. !ие к смерти в форме агрессивности. Подавление Эроса из-за культурного отчувдения между мужским и женским началом приводит к зспышкам агрессивных или самоагрессивных импульсов Танатоса. .. 1оследнее влечение также способствует эволюции отчуждения инди-}ида от социальной среды.
Многочисленные неврозы - это главно© последствие рассматриваемого отчуждения и самоотчувдания.
Таким образом, благодаря доктрине Фрейда, мояно оформиро-. шть более углублённое и систематизированное понимание отчужде-!ия меаду мужским и женским началом.
Все исследования в рамках историко-философских интерпрета-ий были бы в данной диссертации неполными, если проигнориро-ють метафизику пота Вейнингера, которой поовящён заключи-■ельный раздел второго параграфа второй главы.
Заслуга Вейнингера заключается в том, что по сути дела, в
- 20 -
опучае о его книгой "Пол и характер"'Ыо&но веста речь о феноменальном ареценданте в истории мировой философии.' Автор впервы попытался изложить в систематизированном по канонам логики виде коренное несоответствие между мужским и женским началом.
В самом конце раздала составляется таблица, классифицирующая мужские и женские экзистенциально-метафизические атрибуты. В несоответствии меаду ниш и заключается отчуждение между "муж ским* и "аенокив".духом которого до предела насыщена метафизика пола Ввйнингера, хотя он не разу и не употребил исоледуеыо здесь понятие. Вейнингер отказался от диалектик о-логического рассмотрения проблемы пола, абстрагируясь от того, что в реальной жизни всё намного сложное и не существует, как идеальных же щин без примаса мужественности, так н идеальных мужчин, не обла дающих хоть какой-то степенью женственнооти.
То есть половой вопрос требует диалектико-логического исследования, с учётом зкзЕстонцнально-мвтгфизетесккх качеств "цужского" и "конского".
Поэтому, в третьей заключительной главе диссертации "Отчуждение между мужским и женским началом в аспекте межличностных отношений" предпринята попытка выработать авторскую точку зрения по исследуемой проблеме, совмещая диалектический и метафизический подход при её рассмотрении, Одновременно, содержание данной гл£ вы представляет из себя вывода из историко-философских интерпрс таций, сделанных в первых двух главах диссертации.
Отчуждение можлу двумя началами рассмотрено здесь исключи-твщ.но в контексте межличностных иежиндивидуаяьных отношений, так как для того чтобы выйти, допустим, на общечеловеческий ур< вень изучения этой проблош - нужно писать нечто большее, чем дисоертацию.
- 21 -
Необходимо ещё раз подчеркнуть , что в третьей главе работы шторсная позиция по отношению к изучаемой проблеме связана о )боснованной уверенностью в том, что феномен отчуждения имеет универсально-онтологический статус. Отчуждение имманентно чело-ззческому бытию, в том числе и в рамках половых контактов. Другими словами, отчуждение в виде несоответствия между мужским и ¡сенеким началом - это экзистенциально-метафизический атрибут галовека, как разумного и потому уже отчуждённого существа.
В первом параграфе третьей главы "Отчуждение и половое вле-1ение" выясняется роль и взаимообуславлнвающео влияние, которое зказывает на отчуждение между началами феномен полового вле-1вния. При помощи рассмотрения последнего, делается попытка цать наиболее общую характеристику исследуемой проблеме в ас-текте межличностных отношений представителей двух начал. Прежде зеего, здесь подчеркивается диалектическая взаимосвязь между . зяечениеы и отчуяденкемг Вдеченне, одновременно является и ттря-1ИНой, и важнейшим следствием несоответствия меяду „мужекда и кепоким началом.
Исследуя взаимозависимость между феноменами отчуждения и влечения, можно высказать предположение о существовании трёх ти-юв отчуждения не только между представителями разных начал, но а в межчеловеческих отношениях вообще. Существует три типа отчуждения: позитивное, негативное и нулевое.
Диалектический взаимопереход этих типов от одного к другому представлен в данном параграфе в условном виде аришметяче-зкой шкалы, по образу той шкалы, которую продемонстрировал Розанов в работе "Люди лунного света", но о несколько иным содержанием. Позитивное отчуждение - вызывает взаимное влечение симпатию у индивидов. Негативное - соответствует отсутствию
-22 -
влечения вплоть до взаимной неприязни. Пулевое отчужденпо -адекватно отношению индифферентности между представителями разных начал.
В данной диссертации удаляется внимание, в первую очередь, позитивному отчуждению, которое субъекты обоих начал стремятся во что бы то ни стало преодолеть в зависимости от степени интенсивности полового влечения, соответствующего отчуждению данного типа.
В первом параграфе при помощи исследования феномена позитивного отчуждения выясняются основные экзистенциально-метафизические атрибута "ножевого" и "донского", проявляющие себя диалектически при их взаимодействии в процессе удовлетворения полового влечения. То есть, здесь используется гегелевская диалектическая логика вещи в себе и вещи для себя для рассмотрения вышеназванных атрибутов.
В параграфе представлены ехеиы двух этапов полового влечения, в ходе которого мужское начало выступает в качестве сексу-ализированной духовности, а женское начало проявляет себя как одухотворённая сексуальность.
Таким образом, и духовность, и сексуальность выступают в межличностных половых контактах, как равнозначине взаимодополняющие друг друга ценности.
В следующем втором параграфе третьей главы "Страх и отчуждение" анализируется взаимодействие щуаского и зенского начала в аспекте диалектической взаимосвязи страха и отчуждения. Страх - это состояние человека, когда всё возможно, в том числе и то, что кажется но действительным ни при каких условиях, это своеобразный путь в никуда. Наиболее точное образное выражение страха - нахождение человека на краю бездонной пропасти,
-таза границе меяду жизнью а смертью.
В данном параграфе предпринята попытка дать дефиниции лунскому и ненскому экзистенциальному страху и тем самым, определить ещё один существенный метафизический аспект отчуждения мевду двумя началами.
Страх, такве как и влечение, есть не только последствие от-зуздения в половых межличностных контактах, но и его причина.
Ленский страх в результате анализа, определяется как страх запрякения перед энергией, исходящей от мукского начала.
Мужской страх такие после соответствующего философского зиализа определяется как страх экзистенциальной ситуации, в которой субъект ыувского начала монет оказаться по зелаашо представите льници начала венского.
Экзистенциальная ситуация - это результат негативного или нулевого отчуждения, когда лещина отказывает в своём ответном влечении муздете, она невольно дает ему понять, что он - для юе, как г.]у?лииэ, а возможно и как человек - не существует. Го есть , она отрицает мухскую экзистенцию.
Таким образом, отчуждение ьзезду мукским и женским началом - это несоответствие г.гекду зенитам страхом напряжения ц цуаскщл зтрахом экзистенциальной ситуации.
В третьем парагшше третьей главы "Красота и отчуждение" да лается попытка рассмотреть исследуемую в диссертации проблег.зу !щё в одном аспекте - в рамках анализа феноменов внешней кра-юты.
Экзистошщальпоо посоответствио, которое существует мевду. ¡татусами данных явлении связано с метафизическим различаем мез-1у экзистенциальной спецификой мукского и кенского полового вле-ония. Дело в том, что каздое из этих влечений формирует осо-
бий, в одной случае онзистеициально-социашшй статус конской внешней красоты, в другой случае - цувской внешней нршзлокате! ности.
Отношение слевду иувской н занскои красотой есть не толькс проявление отчуждения меззу ддуия началам, подобно влечению I страху, внешняя красота - это причина и следствие рассглатривае глого фоиомена.
В четвёртом параграфе третьей главы "Половая мораль п от-чутлдоние. Игра и контригра" анализируется взаимосвязь ь;ежду пс ловой моралью и исследуемой проблемой.
Презде всего выясняется взаимодействие морали с факторам отчуждения, рассмотренными в предыдущих параграфах. Особо подчёркивается, что данные проявления изучаемого феномена следуем признать вмморальшми, то есть имеющим: апраорлоо происхаздеяЕ п отношению к моральному опыту человечества. В параграфе представлена схема взаимосвязи между отчуждением, половым влечением, страхом, красотой, половой моралью и рассудком.
Наряду с половой моралью, перечисленные йактори отчуздеш вполне можно признать своеобразными стадиями развили пссяедус ыого феномена. А развитие отчуждения между двуш началами иощ рассштривать, как один из главных аспектов развития человеческого социуш в цепом.
В данпог.1 параграфе исследуется одно из важнейших проявлений влияния морали на половые отношения в современном обществе которое характеризуется взаимосвязаннши явлениями женской иг] п ггукской контригры. Они давно уже стали экзистенциально-метафизическим фактором человеческого существования.
Оказав решающее влияние на формирование феномена игры в I ловых отношениях, половая мораль стала главным средством, но-
_ -
пользуемым субъектами обоих начал в своих игровых действиях.
В заключительном пятом на та г райе третьей главы проводится исследование влияния на взаимодействие швду муаским и ленским началом рассудка, проявляющего себя в действиях личности в ка-тестве духовности. То есть, нужно учитывать гот факт, что рас-зудок, в свою очередь, взаимосвязан здесь с чувственно-эмоцио-зальной деятельностью индивида в рамках половых отношений.
Если, согласно Канту, рассудок - это способность знаний, го во взаимоотношениях меяду представителдаи мужского и невского тчала, рассудок выступает не только как способность знаний.о издах противоположного пола, но и как способность к критическим суждениям о них и о самом обладателе рассудка посредством зам оа па ли за.
По аналогии с утверждениями Канта, применительно к половоЗ ¡фере можно заключить, что исследуемые в предыдущих параграфах )еноменц являются априорными формаш эротической чувственности [еловека, данные которшс критически перерабатываются рассудком.
В данном параграфе выясняется взаимосвязь даэду степенью йзвития способности человека к критическим сундеиияы, а значит : степенью его духовности со степенью его отчуждённости от пред-тавителен иного начала.
Высказывается предположите о существовании грех взаимосв^-анннх стадий саморазвития рассудка в аспекте половых отношений.
На пршере проделанного в заключительной параграфе анализа иясняется, что чем выше уровень способности рассудка к суздени-м об индивидах иного начала, чем богача и разнообразнее духовны мир личности и больше степень способности этой личности к ворческому воображению, тон максжлаяьнео степень отчуздёшзости г представителей противоположного начала.
: Поэтому, рассудок, выступая в своем саморазвитии, как сл< ствие отчуждения между мужским и женским началом, в рамках пoJ вых отношений становится причиной его усугубляющей.
Фактор страха, проанализированный в одном из предыдущих параграфов, в результате приобретает интеллектуальную основу.
В заключении диссертации подведены общие итоги исследовш формулируются теоретические выводы.
Основное содержание диссертации и полученные результаты < ражены в следующих публикациях автора:
1. Половое влечение и отчуждение в межличностных отношен] // Философские науки, $ 4-6, 1994 г.
2. Отчуждение между мужским и женским началом. - Издателз во Воронежской областной типографии, 1995 г. - 219 с.