автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Проблема пространства в художественном мире А. Чехова
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема пространства в художественном мире А. Чехова"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА Н ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. II. ЛЕНИНА
Специализированный совет К 053.01.19
На правах рукописи
ГОРЯЧЕВА Маргарита Октобровпа
ПРОБЛЕМА ПРОСТРАНСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ А. ЧЕХОВА
Специальность 10.01.01 — русская литература
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации па соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва 1992
Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. II. Ленина.
Научный руководитель:
доктор филологических наук, профессор М. Т. 11ИНАЕВ
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, профессор В. Е. ХАЛИЗЕВ
капдпдат филологических наук, доцент В. А. СТАРИКОВА
Ведущая организация: Иркутский государственный университет.
Защита состоится года в ча-
сов на заседании специализированного совета К 053.01.19 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В. И. Ленина (М. Пироговская, 1).
Автореферат разослан «»992 года.
Ученый секретарь спецпалпзпрованпого совета
ЗУЕВА Т. В.
Понятие "пространство" и наше время употребляется доек, широко. Мы говорил не только о географической, но и об экониш-сном, политическом, демократическом, социальной и даже духовно;: пространстве.'В бытовой, обиходной речи под пространством чает-' понимаются протяженность, объем, пустота.
В философии пространство, как и время, относится к фундажк тальным понятиям, которые касаются осмысления общей картины щц Зтим определяется актуальность данной проблемы и при рассмотрении такого эстетического феномена, как художественный мир, которому, как и миру реальному, присущи те же основные формы бытия - пространство и время. Эти формы, однако, имеют иную природу. В отличие от эмпирически данных, они условны, "нереальны", субъективны, дискретны. В философских терминах их моэно определить как концептуальные пространство и время.
Систематическое исследование проблем художественного пространства и времени в нашем литературоведении началось в СО-70-е гг., когда появились работы Цосковско-тартусской школы и были опубликованы написанные еще в 30-е гг. статьи М.М.Бахтина. Эти работы определили 'два разных подхода к рассмотрению данной проблемы.
По Бахтину, в художественном произведении существует единое время-пространство - "хронотоп", который рассматривается им как формально-содеркательная категория, непосредственно связанная с проблемой жанра. Существенным в подходе Бахтина является утверждение, что "в литературе ведущим началом в хронотопе является время" Ю.Ы.Лотман, напротив, в диаде пространство-время главное место отводит художественному пространству как основному средству художественного моделирования. При этом допускается анализ категорий пространства и времени как самостоятельных феноменов, что, естественно, является не отрицанием их единства кал: формы существования физического мира, но используется в качестве условного, приема, дающего возможность лучше выявить специфику казэдой. из. категорий. Главны! интерес исследований этого направления сосредоточен на изучении смыслового наполнения пространства действия. Именно в русле второго направления сформирована тема и ведемся анализ в предлагаемой работе. Основное внимание уделяетсд выяснению содержательных начал категории пространства, ?е:дюральность. рассматривается лишь как одна из многих характеристик пространства.
* Бахтин 1,1.1.1. Вопросы литературы и эстетики, У., 1575. С.235.
Важные теоретические положения в осмыслении стой проблемы высказаны также в работах Д.С.Лихачева, З.Г.Минц, С.Ю.Неклюдова, И.Б.Роднянской, ¡.1.А.Сапарова, В.Н.Топорова, Б •А.Успенского, Ф.П.Федорова, в диссертациях С.Л.Бабушкина, Г.Н.Слепухова и др.
Пространство принадлежит к числу субстанциальных категорий структуры художественного 1.шра писателя. Отдельные черты этой категории могут определяться типом культуры, художественного направления. Другие - рождаются индивидуальным сознанием, способом художественного мшшения. Но чем больше,: творчески.! потенциалом обладает писатель, чем крупнее его талант, тем оригинальней, наполненной более глубокими и разнообразными смыслами предстает моделируемая им картина. Результатом этого'становятся особые ментальные пространства - к ним можно отнести Петербург Достоевского, Москву Л.Толстого, Москву Булгакова, - в которых ярко отразились субъективные представления об окружающем пространственном мире. Но далее и не сложившись в такие завершенные, семантически устойчивые образования, пространственные картины могут стать своеобразны:.! ключом 1С пониманию мира писателя.
Художественное пространство концептуально, отражает ведунье идеи творчества писателя, систему его ценностей. Такое понимание категории пространства лежит в основе темы предлагаемого исследования.
Проблема пространства принадлежит к тем аспектам чеховского творчества, которые в последние два десятилетия становились объектом изучения. Б.П.Зингерман обратился к описанию пространственной картины в чеховской драме. Проводились исследования в связи с проблемой сюжета (Л.Ы.Цилевич) и проблемой жанра (З.К.Абдуллаёва,
A.В.Кубасов, А.Н.Немину^.й), были отмечены особенности хронотопа (И.К.Сухих), проанализировано символическое значение отдельных пространственных образов (Д.С.Собенников). В работах А.П.Чудакова подробно рассмотрен предметный мир Чехова' - категория, сопричастная категории пространства. Ряд статей посвящен анализу этой.проблемы (чаще всего вместе с категорией времени) в отдельных произведениях Чехова (работы Е.Г.Буяновой, Л.С.ЛеЕитан, О.М.Озеровой,
B.В.Основина), в других работа;: затрагиваются некоторые частные . моменты проблемы (Н.Я.Берковского, Ц.П.Громова, А.М.Долотовой,
В.Б.Катаева, Д.Салынского, М.Я.Семановой, О.М.Скибиной, В.А.Стариковой, В.Е.Халнзева, В.Б.Екловского и др.).
С^1а:со несмотря на внимание со стороны чеховедения, специальное носледо-анпе стой категории как одно;', из главных составляющее
- з -
художественного мира Чехова до сих пор не предпринималось. Б [••боте ставится цель восполнить этот пробел. Зтим определяется а:,':-.,-альность проводимого анализа.
Основные своп задачи аьтор видит в следующей:
- выязпть .место категории пространства п структур>е че:-опско • го художественного мира;
- определить принципы изображения пространства в творчестве Чехова;
- исследовать пространственный мир.чеховских произведет!", выделить наиболее значимые его составляющие и рассмотреть 1а семантическое наполнение;
- проследить преломление в категории пространства смысловых копстент чеховского мира;
- рассмотреть особенности взглядов Чехова на пространственное окружение человека и некоторые биографические истоки их формирования.
3 комплексном освещении ьтих проблем, предпринимаемом впервые, и состоит наушая новизна предлагаемого исследования..
В связи с своеобразием понятия "пространство" автор уточняет, что конкретно является объектом анализа. Художественное пространство - это то место, где размещается персонажи и происходит действие в произведении. Но так как в литературе воссоздание пространства невозможно вне его предметного наполнения, то "ото всегда конкретизированное изображение определенной среды: пеЛзажа, урбанистической обстановки, интерьера" Однако предметам исследования являются на особенности экстерьера или интерьера в их живописно-красочном изображешгл или вещном наполнении, а своеобразие построения пространственной картины в ее общем виде, выбор места действия, особенности его воспроизведения, характер связи с героями.
^токологической основой работы является понимание художественного мира писателя как целостно;"! схсте;мы, а элементов художественной формы как содержателишх категории. Осиоиша методом исследования является слстсмно-структуршй, частично используется сравштелъно-типологилескгт.
Научное и практическое значение работы состоит в том, что ее результаты могут быть использована в вуэовсюк курса:! по истории
* Чэрну/.ина И.Я. Элементы согшшзлцпя художественного прозаического текста. ЗЗороие:.;, К С.42.
р .'ской литературы конца XIX- начала XX вв., теории литературы, ецкурсах и спецсеминарах по творчеству А.П.Чехова, школьных кур; литературы в классах гуыанитарного профиля, а также при даль-■ ;лем исследовании чеховской поэтики и разработке теории категории художественного пространства.
Апробация работы. Общая концепция диссертаций и ее отдельные положения были изложены в докладах на ХШ, ХУ Чеховских чтениях в Таганроге (1984, 1988 гг.), Чеховских конференциях в Ялте (1989, 1991, 1592 гг.), Межвузовских поволжских зональных конференциях в 1064 г. (г.Горький), в I98G г. (г.Куйбышев); на Третьем международном чеховском симпозиуме в Йельском университете (СП'А) в 1990 г.,-ня литературоведческом конгрессе "Сибирь, Сахалин и Дальний Восток р биографии и творчестве А.П.Чехова" (Южно-Сахалинск, 1990 г.). По теме работы опубликованы статьи, тезисы докладов (список приведен в конце автореферата).
Работа состоит из введения, пяти глав и заключения. Список источников и литературы содержит 397 наименований,.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТУ
Во введении излагается понимание категории пространства в философии и литературоведении, обосновывается актуальность и научная новизна выбранной теш, ставятся цели и задачи исследования, определяется предмет анализа, объясняются особенности подхода к исследуемому материалу.
Первая глава - "Принципы воссоздания пространства в произведениях Чехова". Здесь рассматриваются способы приобщения читателя к пространству действия, анализируются особенности введения пространственных координат. Для Чехова характерно создание конкретной пространственной реальности в произведении. События у него всегда привязываются к определенному месту, которое, как правило, называется в самом начале, однако характер воспроизведения пространственного мира зависят от родовой и жанровой специфики произведения.
В ранний период чеховского творчества в неболылом рассказе, сценке пространственные реалии лишь обозначаются или дается их минимальная характеристика, поскольку внимание автора сосредоточено на непосредственном действии, диалогах, полилогах. Подробное описание пространственной обстановки встречается редко и только в тех случаях, когда ото обусловлено особыми художественными задачами. Например, пространство может стать главны:,: объектом изображения, быть темой произведения ("В Москве на Трубной площади", "Па реке",
- и -
"Гриша"), обрамлять действие, невозможное вне этих пространственных реалий ("Святой ночью").
В зрелых произведениях Чехова описания пространства становятся важнейшими элементами повествования. Они, как правило, имеют динамический характер: включены в само повествование и, главное, почти всегда содержат субъективные оценки героя или повествователя. В качестве примера наиболее характерного воспроизведения пространственной обстановки приводится рассказ "В ссылке", где вначале место описываемых событий только называется --"на берегу около костра". Затем по ходу скшетного развития упоминаются "темная холодная река", барка у берега, огни на далеком берегу, звезды на небе. Все эти детали ареала действия вводятся постепенно как дальнейшее пространственное определение героя. Здесь можлш говорить не просто об обязательной привязанности событий к определенному месту, а о постоянно,; включенности персонажа в пространственный мир. При этом диапазон авторского внимания велик: от'всего того, что окружает героя в пределах нескольких нагов, - до горизонта, неба.
Пристальное Енимание к пространственному миру сохраняется у Чехова и в драматических произведениях, но здесь ото имеет ряд особенностей. Специфика драмы как произведения, предназначенного для сцены, требует пространственной конкретности, поэтому в драматическом произведении обычно или содержится указание на типичный интерьер какой-то эпохи, или дается подробное описание самой пространственной обстановки сцены. В раш-шх драматургических .опытах Чехова, включающих "Иванова","Лешего",одноактные пьесы, подход к изображению места действия достаточно традицнонен. Основной способ его характеристики - авторские ремарки, в которых довольно определенно указывается, как выглядит сцена действия и где находится герой.
Иная тенденция проявляется в главных пьесах Чехова - "Чайке", "Дтде Ване", ."Трех сестрах", "Вишевом саде". Как у?.:е отмечалось во многих работах, ремарки в них более обстоятельны и менее конкретны, чем это принято в драме, а сведения о пространственной обстановке, заключенные в них, иногда трудно или даже невозможно воспроизвести на сцене. Такая фактическая неопределенность, однако, но свидетельствует о невнимании к пространству. Ремарки содержат информацию, которую автору валшее донести до читателя, чем указания, где и какая мебель стоит. В них делается упор не на предметную конкретизацию, а на передачу эмоциональной атмосферы действия.
Увеличивающаяся неконкретность ремарок сопровождается в чеховских пьесах постояшым вниманием героев к предлс:аа',ему пространен-
пенному миру, Это внимание не является специальны.:. Изображая естественны;'; поток жизни, автор в него включает и обычное отношение человека к своему пространственному окружению, В "Вк::невом саде" это свойство, обусловленное еще и сюжетом пьесы, проявилось особен-нj ярко.
Наличие элементов быта в сочетании с особой поэтической атмосферой действия ("настроением"), которую создают и ремарки, и реплики персонажей, обусловило возмошость различных сценических решений чеховских пьес: от создания полной иллюзии реальности, как в первых постановках Художественного театра, когда был конкретизирован и быт, и пейзаж, а особое настроение возникало благодаря свету, звукам, -. до организации сценического пространства на принципах действенней сценографии, когда в обстановке подчеркивалось поэтическое, символическое начало в пьесах.
Проблематику второй и третьей глав работы можно объединить понятии.: "концептуальное пространство". В них исследуется пространственная модель мира у Чехова и своеобразие ее семантического наполнения.
Во второй главе - "Большое и малое пространство в художественной системе Чехова" - в качестве основной характеристики пространства рассматривается размерность. Категориальное значение приобретают понятия малого и большого пространства (микро- и макромира) , которые становятся выражением ваших смысловых констант чеховского художественного мира.
Место действия в ранних произведениях Чехова (за исключением нескольких повестей и рассказов большого объема) четко ограничено. В сценке, маленьком рассказе в основе сюжета лежит случай, эпизод, который и разворачивается в рамзеах локального пространства. Основ-■ пая тенденция эволюции чеховского творчества в простраиствснной сфере состоит в постепенно:: расширении поля действия. Это тесно связано с усложнением тематики,' сюжетов и вместе с этим увеличением объема произведений. Ведущая роль в этой пространственной художественной экспансии выпадает на долю пространства копненного изображения, т.е. такого, которое не является, непосредственной ареной действий героев, а лпж.ь ¿поминается - в разговорах, воспоминаниях, мечтах. В работе анализируется рассказ "Перекати-поле", в котором наиболее полно отразилась функция косвенного пространства в расширении м про.
С годами в структуре чеховского художественного мира все ак- -тпвнее проявляется еце одна особенность - пгямое изображение боль-
ыого пространства: степи, подп, лесных долей, моря, неба ("Счастье", "Огни", "Степь", "Гусев", "3 родном углу", "Печенег", "Дама с собачкой" и др.). Это рождает представление о беспредельности мира. Эдеиъ само качество объекта предопределяет безмерность воссоздаваемого. Описание больного пространства у Чехова чрезвычайно значило. Внимание автора к земному простору создает основу для осмысления дейст.'п:; в ::нол плоскости; осуществляется переход от бытового в cáepy надбы-товую.
Включение пространственных единиц косвенного изображения и прямое списание обширных природных ареалов дает возможность Чехову в предела;'; произведении небольшого объема создать широкое пространственное поле, которое становится основой длл развертывания действия значительного содержания. Это макромир, разомкнуты.;, открытий, потенциально беспредельно раздвигаюцкй свои границы. По своим размерил он приближается к пространству романного типа.
Однако характеристика пространс raí чеховских произведений как ма;фо:;;:ра требует уточнения. В работе отмечается, что трота, безграничность - об^но свойства пространства действия у Чехова, которые появились в результате постепенного расширения пространственного поля, связанного с усложнспне:.: тематики и структуры произведений. На каком-то этапе творчества Чехова (видимо, и здесь переломным для писателя был 1687 г.) пространственный мир стол изначально подразумеваться ::аз: большой, безграничный."Но ото совсем но значит, что в каждом рассказе >,ш повести пространство по имеет продела. Напротив, в зрелом творчестве Чехова нередко изображаются очерченные малые миры. К ним можно отнести хутор в "Печенеге", трактир Тереховых в "Убийстве", судовой лазарет в "Гусеве", палату JJ 6, фабрику в "Случае из практики". При отом соотношение "малого" н "большого" пространства наполняется определенным смыслом. С мали:, ограниченным,, заккнутш ареплси связывается примитивность человеческого существования. В isuipomipe уродуется человеческая жизнь, искажаются представления, герои теряют надежду, в id; жизни отсутствует будущее. Для гармонично;', жизни, по Чехову, нужен большой 'лир ("Человеку нушо не ■ три apiuata земли..."); земной простор способствует позначно настоящего, подлинного в жизни. Таким образом, понятно "больной икр" - ото не только количественно больыое пространство, Это качественно другое пространство, пю категория не только физическая, но идеологическая и филее;:;,.окая. Сгмантглса ыпкро- и млкрокиро, осноптлясь на традиционных представлениях русского сознания (езязыгго^ого M:u;oe, зм.:ньу-тое npvCJ'iai'CTito с давлением на челог-ока, о тоской, я больное, отпр::-
тое, наоборот, со свободой, волей), у Чехова существенно осложняется: намечается связь с образом жизни человека, его судьбой, самоощущением в мире, включает аксиологические константы чеховского миропонимания.
В работе тагаке отмечается, что у Чехова и в драме при всей ее родовой специфике сохраняются основные принципы построения пространственного мира с точки зрения размерности: он изначально понимается и дается как большой, открытый (с помощью активно фигурирующего внесценического пространства создается реально ощущаемая перспектива раздвиления). Но большой мир далеко не для всех персонажей становится ареной свободного перемещения и реализаций себя. Невозмож-. ность осуществления мечты жизни в драмах Чехова имеет сложную ассоциативную связь с появлением в пространстве малых, ограниченных, замкнутых миров. Ими становятся непосредственно изображенные на сцене дома и усадьбы. Но осознается это не сразу. Такая характеристика пространства складывается постепенно, в связи с изменением самоощущения героя, И. здесь микромир связан с гибелью надежд персонажей, с осознанием ими своей обреченности.
Воспроизведение большого пространственного мира - одно из важных условий преобразования жанра у Чехова. Именно макромир дает возможность говорить о значительных проблемах человеческого бытия, что влечет за собой расширение жанровых рамок.
В третьей главе - "Структура пространственного мира и его элементы" - рассматривается,какое конкретно пространство изображается у Чехова, из каких единиц складывается пространственное поле в его произведениях и какие смысловые характеристики, отражающие специфику авторского видения, они имеют. Пространственные элементы выделяются на основе их роли в бытии героя (учитывается их физическая, географическая, топографическая природа). С отой точки зрения такие предметно-пространственные образования, как город, дорога, степь и т.п. для художественной системы могут быть структурно и масштабно однородны. Для ясности обозначения используются термины, получившие распространение в литературоведении в последние годи: топцс - крупное деление пространства, локус - мелкая пространственная единица, входящая в топос.
Анализ рашпх произведений показывает, что изображенное пространство явлено у Чехова многолико и разнообразно. Он дает невиданно полное, всестороннее воспроизведение пространственной структуры русского бытия. Однако при этом в чеховской топографии выделяется несколько наиболее значимых пространственных единиц: город, тление, деревня, дг.ча, дорога. Некоторые группы топосов (церковные, природ-
ные) могут входить полностью или частично в городск ¡й1 или сельский ареалы. Чеховское повествование воспроизводит в основном пространственный мир определенного исторического времени, локализуемы'! в пространстве России ( 'исключение составляют несколько рассказов-пародий и стилизаций). Степень предметного наполнения пространственной картины монет быть различной, но всегда топос Чехова конкретен и темпорален.
В работе показывается, что пространственная структура, сло-ялвиаяся в ранний период творчества, впоследствии у Чехова практически не изменилась, несмотря на общие тенденции к раситпренига пространственного мира и подробному его описанию. Это обусловлено тем, что при изображении новых краев, стран не подчеркивается их новизна, экзотика ("В ссылке", "Ариадна", "Гусев"). Описания носят будничный характер, изображается обычный для Чехова герой, которлй, попав в новые для него места, не вовлекается в цепь каких-то особых событий, а продолжает, как черепаха' панцирь, нести груз своих привычек, обязанностей, отнопений. Невероятно, чтобы Чехов, побывав на Цейлоне, вдруг сочинил что-то "из цейлонской тазни". Героем рассказа "Гусев", в конце которого в газете стояло "Коломбо", он делает умирающего и тоскующего по родине солдата и помещает его в судовой лазарет на корабле в окружение' таких те, как он,, несчастных и обреченных - в подобие ячейки социума, в котором герой находился презде. Самой сюжетной ситуацией экзотичность топоса "океан" снята.
Увеличение же объема описаний места действия з' повестЕованш1 зрелого Чехова приводит к тому, что роль пространственной обстановки оказывается более значительной, чем прегде. Поэтому осноп-ное отлично в структуре пространственной картины мира у раннего и ' зрелого Чехова состоит но п изменешш ее элементов, а в своеобразном "укрупнении" основных из них - главных топосов, какими являются город, имение, сад, деревня, дорога, озеро, степь, небо, море. В общей структуре худохествешого мира они приобретают особое семантическое наполнение, отражающее своеобразие авторского ния мира, поэтс:лу в работе эти топосы рассматриваются как культурно-типологические семиотические единицы.
Но смысловые характеристики отдельных топосов - наиболее простой уровень в семиотике пространства у Чехова. Более сяогзяге содержательные начата проявляются в результате вээгаотгойстапя пространственных едишгц. Речь идет презде всего о позиг^.и пр.тк-вопоставления. Пространственный коитт^-ум оказывается раз.т*:г1-икм, но для выяснения оригинальности емнелог-кх до!пп:гк7 -т-
-ГО-
веиного мира репрезентатнвнш является то, где проходит граница, что отделяется друг о,т друга, какал оппозиция становится значимой. В этом наиболее ярко проявляется свойство категории пространства 'иодеакропать нептоотглистооншк отношения как в отдельном произведении, тик и ь художественном мире писателя в целом.
Проведении;:, в рабою анализ показал, что у Чехова важная гра-■ пнци преходит ке«д/ столице." и провинцией. Составляацие этой оппозиции имеют в чеховском мире чрезвычайно ипрокое смысловое наполнение. Столица является не только сосредоточением культуру духовности, с ней связывается представление о настоящей, гармоничной жизни вообще ("По делам службы", "Три сестры"). Провинция же, напротив, вбирает в себя все самые неприглядные стороны че-ловечеокого бытия. Семантика топоса ярко негативна.
Представление о системе ценностей у Чехова дает также рассмотрение таких оппозиций, как "дом - , "родина - чуу.бкка". В процессе ангишза выясняется, что семантика пространственных единиц складывается в результате сложного взаимодействия, в которое они вступают в структуре художественного мира. Какое-то локальное пространство может быть противопоставлено другому и в то же время являться частью топоса с более определенно шраженпыш, чем его собственные, смысловыми характеристиками. Так, оппозиция "дом - мир" вливается в противопоставление малого и большого пространства, микро- и макромира, сшсловые начала которых оказываются более сильными. В связи с этим традиционная семантика "дома" как пространства личного, защищающего, оберегающего у Чехова переосмысливается. Уютный дом для его героев не становится бла.гем, мостом пригодным для «кэш ("Учитель словесности", "В родном углу"). Чаще это пространство малое, замкнутое, и,чтобы человеку найти себя, реализовать свои дуловлые потребности, нужно покинуть "дом", уйти в "мир".
Аналогично осложняется традиционное противопоставление "родина --чужбина". У Чзхова существует две разнонаправленные тенденции: сильное стремление героев на родину, когда судьба заносит их на чужбину, ("В ссылке", "Гусев", "Убийство") и не менее сильное желание покинуть родной дом ради "большого мира" ("Чайка", "Невеста"). Вторая тенденция обусловлена тем, что понятие родины конкретизируется в виде родного дома, а значит включается в оппозицию "до:>. - мир" с соответствующими характеристиками. Стены родного дома оказываются границей, сдерживающей развитие личности. Пространство, находящееся за шил;, представляется уже не ''чужбиной", а "болъжпм миром".
- П -
В конце гласи рассматривается, какое преломление получили у Чехова две традиционные пространственные оппозиции "Россия - Европа" и "небо - земля", делается вывод, что семантика топосов отражает смысловые начала чеховского художественного мира, манифестирует его оригптальность и неповторимость.
В четвертой главе - "Пространство гороя и его функции" - затрагивается eqe одггн аспект исследуемой проблем», также связшпп-й с возможностью отражения в пространстве различных авторских интенций, в том числе "моральной характеристики литературных псрсона-ей"^. Под "пространством героя" понимается "совокупность пространственных отношений, с которыми так или ;гначе связал и соотнесен данный персонаж"2. Как показал анализ, наметившаяся и закрепившаяся у Чехова се,-мантика микро- и макромира с небольизли вариациями проявляется довольно активно и в пространстве героя.
Выражается это прежде всего в соответствии размеров пространства масштабу личности персонажа. Локальный ареал - место бытования в произведении героя ваурлдного, недалекого, не обремененного интеллектуальным багажом. Это показывается на анализе пространства героев в рассказах "В Парта", "Д/ьемка", "Человек в футляре",. "Крыжовник". Натурам же духовно богатым, талантливым, глубоким соответствует у Чехова и болылой пространственны,'1 мир (Астров в "Дяде Ване", Коврин в "Черном монахе", Треплев в "Чайке", герой "Рассказа неизвестного человека"). В работе делается: вывод, что размера пространства героя (живет ли он в исключительно локальном мире пли его личности доступно охватнгать в тех или ишве формате больпос пространство) характерис-тичтк Но поскольку матый мир - всегда бытовой, а большой - бытийный, то оти ареалы имеют и разную качественную природ.
Однако система характеристики персонажа через размеры п тип его -пространства работает у Чехова не очень активно, так кач при .этом "портрет" героя дается как нечто устойчивое, непзменлггдееся. 3 чеховских zo произведениях предметом изображения чаг.е стгшопптст: человек с текучей дужевнон организацией,. подвергший поре ¿агкггч настроениям, внутренним кризисам.-В отом случае нужно гопернтт, el той функции пространства-героя - психологической, т.е. истраченной на раскрытие гну^реннзй жизни персонажа.
I Лотиан Ю.!.!. В жг.:олс псст-ического слова. Пужг.:'!. Легмхнтоп. Гоголь. :.!.,1Р;3. С.йЗб.
'¿ Таборисскач Е.М. О понятии "пространство repon" (кч :^-риале романа ¡I.А.Гончарова "О'лспов"'/ //Проблема автора в художественной лптетклурэ. ВгаЛУ. Известия Воронежского г.од. кжж::;-тута. Т.К8. Воронеж, 1974. G.45.
На основе ряда примеров из различных произведений ("Володя", "Скучная история", "Иванов", "Дядя Ваня", "Дама с собачкой") в работе делается вывод, что некоторые елозите психологические состояния, будь то длительное чувство неудовлетворенности, душевный кризис пли внезапный момент понимания шзненного тупика, у чеховских героев часто заряжены пространственными ощущениями: они чувствуют, что не могут находиться в пределах какого-то пространства, которое в этом случае воспринимается ими как малое, тесное, давящее, замкнутое. Обусловлено это всегда сложными процессами, происходящими в душе героя. По отношению к тал само пространство и предметный мир, наполняющий его, как будто автономны,и лишь отдельные физические качества ареала могут способствовать появлению такого впечатления, но тем не менее характеристика пространства, появившаяся как результат рефлексирующего сознания героя, представляется едва ли не более значимой, чем объективно существующее ограничение. В некоторых случаях границы физические и психологические дополняют друг друга, но именно последние играют наиболее вамшую роль в формировании впечатления малого, замкнутого пространства.
СЦуцение неудовлетворенности, обреченность и несвобода, отсутствие будущего - эти мотивы реализуются у Чехова в разных сюжетных ситуациях, с различными типами героев, в каждом конкретном случае проявляются свои смысловые варианты, но сходна их соотнесенность с микромиром.
Преодоление кризиса и сознании чеховских героев связывается с перемещением в другой пространственны.'! мир, где должна для них начаться иная июнь, ото определяет значимость у Чехова мотива "ухода", возникшего еще ь раннем рассказе "Цветы запоздалые" и особенно активно звучавшего ь произведениях последних десяти лет его творчества ("Случал из практики", "Три сестры", "Вишневый сед", "НеБеста").
Исследователи не раз задавались вопросом, куда стремятся чеховские герои, о каком другом мире мечтают они и тоскуют. Анализ-ряда произведений ("Барыня", "¡'.ечты", "Верочка", "Володя", "Учитель словесности", "Дуэль", "Три сестры") позволяет сделать вывод,, что другой пространственный мир у Чехова, даг.е если географическое место указано точно, почти всегда неконкретен, существует лимь в воображении героев, а главное - перемещение в него или пе-возйо;шо, или ничего не дает. Обусловлено это тем, что настроения, вырастающиеся в стремлении в другое пространство, ощущении замкнутости, желании простора, ;.;пвут в чеховских героях как общее томление духа, вызванное неудовлетворенностью сесс» жизнью, кризисны),!
внутренним состоянием. Это столь же пространственна I,1 сколь и философски-социальная тоска. Именно пототг/- они не могут вырваться из предначертанного им судьбой пространственного мира, что ото не спасло бы их, не разрешило бы проблем, не дало бы освобождения. Смена пространства ничего не изменила бы в жизни ни Иванова, ни Войпиц-кого, ни Треплева, ни трех сестер, как с переездом в другое место не меняется самоощущение Лаевского.
Однако в контексте проблемы пространства героя складывается и иная зависимость: в одном комплексе взаимосвязанными и взаимообусловленными оказываются чувство внутренней свободы, осознание будущего и возможность раздвинуть пространство своей жизни, поскольку, по Чехову, воля, простор, свободное перемещение являются необходимыми условиями человеческого существования. При всей неопределенности того, к чему пришла, что обрела в новом пространственном мире героиня "Невесты", в рассказе показана сама возможность этого . обретения. В близкой сюжетной ситуации в пьесе "Вишневый сад" результат "ухода" молодых героев не изображен вообще, но важно общее настроение: будущее имеют те люди, которые ощущают себя свободными, которые способны преодолеть замкнутость своего пространственного мира.
Проведенный анализ свидетельствует,' что изображение внутреннего мира человека у Чехова преломляется и в такой, казалось бы, "объективно;!", т.е. лежащей вне конкретного воспринимающего сознания категории, как пространство. Оно становится составляющим психологического плана художественного мира. В пространстве героя существенную роль играют субъективные ощущения персонажа и его самоопределение по отношению к этому пространству. Не пространство со своими физическими свойствами конструирует дух, но дух определяет ' и формирует качества пространства, атрибутирует их ему, создавая и внушал читателю особый чеховский тип психологического пространства.
В пятой главе - "Пространство в сознании и биограф;!:: -
.'рассматривается, какое место занимает исследуемая проблема в мировосприятии самого писателя. Необходимость такого анализа обусловлена теп, что в понятие "художественный мир" входит не только ма художественная система, но и особенности мировоззрении, чувствоЕания автора, которые, с одной стороны, представляю? интерес сами по себе, с другой - дают возможность понять кстссн иняи-ления тех или иных особенностей изображения прост! пстг-г " :.у.;--жествегаплх лроизгз,■скиях. Своеобразие такого
тон, что рассматриваются не только остетическ^я, но и •■'■-'■": г.- - -
l'i -
ческа;; с ¿¡ори - взгляда, пркшчкн, пристрастия, проявившиеся в киз-1г,1 самого писателя. Поэтому к анализу привлекается все, что в какой-то мере проясняет его личное отношение к предметно-пространственному миру: письма, публицистика, факты биографии. При этом естественно, что наиболее полним и последовательным выражением авторского воспрпят:;я мира является художественный текст.
■ В работе рассматривается несколько актуальных для Чехова проблем. Прежде всего его отношение к непосредственно окружающему пространству - предлежащему предметному миру. Для него значимо было .его устройство, состояние, пригодность для жизни. Он хотел видеть этот мир гармоничным и красивым, достойной ареной для проявления возможностей человеческого .духа.
Мечтая о прекрасной жизни, он представлял эту жизнь только в близко;.', контакте с природой. Сто, по его убеждению, возможность для человека восполнить утраченную стройность, которою сохраняет в себе природный мир. Как уже отмечалось (об этом писали 10.К.Авдеев, М.П.Громов, АЛ.'.Долотова, А.П.Чудаков), о:; одним из первых заговорил о необходимости сохранения природы. Экологические идеи Чехова многогранны. Их можно рассматригать как философию взаимоотношения человека и природы. Физиологический аспект - воздействие изменений в природе на здоровье человека - в них не является главны;.!, поскольку в то время этот вопрос не приобрел сегодняшней остроты. ■В большей степени для него характерен подход к этим проблемам со стороны эстетики и этики. Гибель природы ведет к эстетическому разрушению челоыочсской среды, что для Чехова не менее страыно, чем ез физиологическая непригодность для жизни. Красота . ыхра (а это у Чехова, как правило, мир природный) связывается у пего с этическим наполнением жизни.
Далее в работе рассматривается концепция большого пространства у Чохова. При изучении его писем бросается с глаза то, какие -сильные эмоции вшивал у него всегда земной .простор. По это не только строки восхищения, с большим пространством связывается мысль об освобождении от всего мелочного, загоняющего в узкие рамки устоявшегося. По если б восприятии самого писателя (т.е. в нехудожественных текстах) земной простор в основном связан с чувства.;;; восторга, приподнятости, свободы (эмоциональный тон ярко позитивный), то в его художественны;-: произведениях ощущение и понимание большого пространства далеко не однозначно. При его описании у Чехова встречается сшз& разнообразны1': систр настроении: от восторга до тоски, от надежд до беспомощности и безнадежности. Иногда эти настроения cocyu,ocw.y»v, соприкасается, образуя наел-
ценное слолгыми ем-ысламн пространственное поле, во ¡лйсти которого находится - и проходит - человеческая жизнь ("В родном углу").
В прсбле!!у большого пространства в чеховском мире органически входят и размышления над русским национальным характером, в которых пространство рассматривается как один из определяющих элементов: "Россия - громадная равнина, по которой носится лихой человек". И здесь отмечается столь же неоднозначное восприятие и влияние жирокнх просторов.
Таким образом, в концепции большого мира у Чехова сосучеству-ет две тенденции: с одной стороны, воля, простор являются необходимыми условиями счастья, связываются с общением" внутренней свободы; с другой - огромные пространства дезорнентирующе, угнетающе действуют на человека, поселяют в его душе чувство одиночества, тоску. Оба эти начала, вырастающие до размеров антиномии, .являются полюсами чеховского понимания большого мира.
Острое ощущение природно-предметной среды, эмоциональное восприятие земного простора - все это свидетельства особой пространственной ментальностп, свойственной Чехову. Еще одним подтверждением этого является его отноыение к поездкам, путесествиям - к преодолению пространства. Новые края, страны сильно влекли его. Он ездил много, несмотря на весьма ограниченные средства. Ети поездки воспринимались им как способ, делающий жизнь интересной!, яркой. Они давали впечатления, недоступные человеку в обычном течении будней. Но кроме этого "географической" неуспокоенностью сопровождались у него дуиевныз кризисы. В этот момент его тянуло куда-то уехать. Кризисные состояния он стремился преодолеть путем перемещения в пространстве. Зто как бы рассредоточение на большую площадь делает их менее концентрированными, ослабляет, ликвидирует напряженность, мучительность рефлексии. Нельзя понимать буквально, что в момент тяжелого настроения он всякий раз отправлялся путеюе-ствовать. Но нити этой связи - кризисного состояния и желания изменить свое пространственное окружение - прослеживаются явно при анализе его писем, фактов биографии, который проводится в работа. • Наиболее показательным примером этого является поездка Чехова на Сахалин. Особое свойство .чеховской поэтики - педологическое наполнение категории пространства, выражающееся в особой заржешгсе-ти дужевных кризисов, состояния неудовлетворенности жизнью у ¡""реев пространственной тоской - несомненно сложил'!, опосредованный результат личных смущений писателя.
Личные истоки прослеживаются и при формировании семантики наиболее значимых пространственных единиц художественного мира (столицы, провинциального города, имения, сада, степи, дороги), а также таких характеристик ареала, как "большой - малый", "открытый -замкнутый". Эта проблематика освещается в заключительной части последней главы.
■ В заключении подводятся итоги исследования, делается вывод, что категория пространства относится к доминантным характеристикам чеховского художественного мира. Творчество Чехова дает пример преломления в пространстве самых разнообразных непространственных понятий и представлений. В связи с проблемой пространства моаио говорить о мироЕидении автора, утверждаемой им системе ценностей и. структуре его художественного мира.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Художественней символ у Чехова ("Чайка") // Проблемы поэтики русской литературы XIX века. Ц., 1533. С.128-1331
2. Чехов и Ибсен 11 Проблема традиций и новаторства в изучении и преподавании зарубежной литературы (Методические рекомендации для студентов очного, и заочного отделений). Горький, 1984.
3. ¡Сатегория художественного пространства в драматургии Чехова // Классическое наследие и современность. Проблемы методологии к методики изучения литературы в вузе... Вып.1. Тезисы докладов межвузоьской областной научно-практической конференции литературоведов. Куйбьоев, 1886. С.98-99.
4.'Философия и психология времени в драматургии Чехова // Л.П.Чехов в Культуре XX века. Тезисы докладов конференции. Ц., 1550. С.10.
5. "Пространством и временем полон..." Почему Чехов поехал на Сахалин? // Тезисы докладов на международном литературоведческом конгрессе "Сибирь, Сахалин и Дальний Восток в биографии и творчестве А.П.Чехова" (К 100-летии сахалинского путешествия А.П.Чехова). Южно-Сахалинск, 1990. С.9-10.
6. Драмы Чехова: психология и пространство // Чеховские чтения в Ялте. Чехов: взгляд из 1960-х. 1,1., 1990. С. 126-136.
С.49-50,