автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Проблема пространства в художественном мире А. чехова

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Горячев, Маргарита Октобровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Проблема пространства в художественном мире А. чехова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема пространства в художественном мире А. чехова"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА

Специализированный совет К 053.01.10

На правок рукописи

ГОРЯЧЕВА Маргарита Октоброппа

ПРОБЛЕМА ПРОСТРАНСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ А. ЧЕХОВА

Специальность 10.01.01 — русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учено» степени кандидата филологических наук

Москва 1992

Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Лешгаа.

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор М. Т. ГШНАЕВ

-О-фнциадьпис оддод-еча-т-ьк-

доктор филологических паук, профессор В. Е. ХАЛИЗЕВ

кандидат филологических наук, доцент В. А. СТАРИКОВА

Ведущая организация: Иркутский государственный университет.

Защита состоится « .....1992 года в .г^Г?.. ча-

сов на заседании специализированного совета К 053.01.19 по присуждению ученой степени 'кандидата филологических наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени (педагогическом 'государственном университете имени В. И. Ленина.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В. И. Ленина (М. Пироговская, 1).

Авторефераг разослан года.

"Ученый секретарь специализированного совета

ЗУЕВА Т. В.

Понятие "пространство" и наше время употребляется дог/!., широко. Мы говорил не только о географической, но и об оконопг ,* ском, политическом, демократическом, социальном и даже духовно-,; пространстве. В битовой, обиходной речи под пространством часто понимаются протяженность, объем, пустота.

В философии пространство, как и время, относится к фундгалы' тальным понятии.!, которые касшотся осмысления общей картины ццр1. Этим определяется актуальность данной прсблеш и при рассмотрении такого эстетического феномена, как художественный мир, которому, как и 'киру реальному, присущи те же основные формы бытия - пространство и время. Эти формы, однако, тлеют иную природ. В отличие от эмпирически данных, они условны, "нереальны", субъективны, дискретны. В философских терминах их молено определить как концептуальные пространство и время.

Систематическое исследование проблем художественного пространства II времени в нашем литературоведении началось в СО-70-е гг., когда появились работы Московско-тартусской школы и били опубликованы написанные еще в 30-е гг. статьи М.М.Бахтина. Эти работы определяй 'два разшхх подхода к рассмотрению данной проблемы.

По Бахтину, в художественном произведении существует единое время-пространство - "хронотоп", который рассматривается км как формально-содерлеательная категория, непосредственно связанная с проблемой :канра. Существенным в подходе Бахтина является утверждение, что "в литературе ведущий началом в хронотопе является время" Ю.М.Лотман, напротив, в диаде пространство-время главное место отводит художественному пространству как основному средству художественного моделирования. При этом допускается анализ категорий пространства и времени кале самостоятельных феноменов, що, естественно, является не отрицанием их едшютва как формы существования физического ¡.ара, но используется в качестве условного, приема, дающего возмслаюсть лучше выявить специфику кагдой ид. категорий. Главной интерес исследований этого направления сосредоточен на изучении смыслового наполнения пространства действия. Именно в русле второго направления сформулирована тс^^п, и ведемся анализ в предлагаемой работе. Основное внимание уделяется выяснению содержательных начал категории пространства, те: моральность. рассматривается лишь кале одна из многих характеристик пространства.

^ Бахтин 1.1.1.1. Вопросы литература л рстетпип, , 1975. С•23о•

Важные теоретические положения з отделении этой проблемы высказаны также в работах Д.С.Лихачева, З.Г.Минц, С.Ю.Неклюдова, И.Б.Родкянской, Ц.А.Сапарова, В.Н.Топорова, Б.А.Успенского, Ф.П.£едорова, в диссертациях С.А.Бабушкина, Г.Н.Слепухова и др.

Пространство принадлежит к числу субстанциальных категорий структуры художественного мира писателя. Отдельные черты отой категории могут определяться типом культуры, художественного направления. Другие - рождаются индивидуальным сознанием, способом художественного шгллегаш. Но чем бо'льшм творческим потенциалом обладает писатель, чем крупнее его талант, тек оригинальней, наполненной более глубокими и разнообразными смыслами предстает моделируемая им картина-. Результатом этого'становятся особые ментальные пространства - к шш можно отнести Петербург Достоевского, Москву Л.Толстого, Москву Булгакова, - в которых ярко отразились субъективные представления об окрукающеи пространственном мире. Но даже и не сложившись в такие завершенные, семантически устойчивые образования, пространственные картины могут стать своеобразный ключом к пониманию мира писателя.

Художественное пространство концептуально, отражает ведунье идеи творчества писателя, систему его ценностей. Такое понимание категории пространства-лежит в основе теш предлагаемого исследования.

Проблема пространства принадлежит к тем аспектам чеховского творчества, которые в последние два десятилетия становились объектом изучения. Б.И.Зингерман обратился к описанию пространственной картины в чеховской драме. Проводились исследования в связи с проблемой сюжета (Л.Ы.Цилевич) к проблемой канра (З.К.Абдуллаёва,

A.В.Кубасов, А.Н.Немдауций), были отмечены особенности хронотопа (И.Н.Сухих), проанализировано символическое значение отдельных пространственных образов -(Д.С.Собенников). В работах А.П.Чудакова подробно рассмотрен предметный мир Чехова - категория, сопричастная категории пространства. Ряд статен посвящен анализу этой.проблемы (чаще всего вместе с категорией времени) в отдельных произведениях Чехова (работы Е.Г.Буяновой, Л.С.ЛеЕМтаи, О.М.Озеровой,

B.В.Основина), в других работах затрагиваются некоторые частные -моменты проблемы (Н.Я.Еерковского, ¡»1.Л.Громова, А.М.Долотовой, Б.Б.Катаева, Д.Салынского, М.Л.Семановой, О.М.Скибиной, В.А.Стариковой, В.Е.Хализеьа, В.Б.Шкловского и др.).

Однако несмотря на внимание со стороны чеховедения, специально о исследование отой категории как одно;; из главных составляющее

- з -

художественного икра Чехова до сих пор не предпринималось. В те сгавкгся до ль хюсполнить огот пробел. Зтим определяется актуальность проводжого анализа.

Основные обок задачи автор ездит в следуюцш:

- выявить место категории пространства в структуре человеке -го художественного мира;

- определить принципы изображения пространства в творчестве Чехова;

- исследовать пространственный мир.чеховских произведений, выделить наиболее значимые его составляющие и рассмотреть их семантическое наполнение;

- проследить преломление в категории пространства смысловых констант чеховского мира;

- рассмотреть особенности взглядов Чехова па пространственное окружение человека и некоторые биографические истоки их формирования.

В комплексно:.! освещении ат;1х проблем, предпринимаемом впервые, и состоит научная новизна предлагаемого исследования.,

В связи с своеобразием понятия "пространство" автор уточняет, что конкретно является объектом анализа. Художественное пространство - это то место, где размещаются персонажи и происходит действие в произведении. Но так как в литературе воссоздание пространства невозможно вне его предметного наполнения, то "ото всегда конкретизированное изображение определенной среды: пейзажа, урбанистической обстановки, интерьера" . Однако предметом исследования являются пе особенности экстерьера или интерьера в их :;-;и-воппско-красочном изображении или веднеи наполнении, а своеобразие построения пространствезшои картины в ее общем виде, выбор места действия, особенности его воспроизведения, характер связи . с героями.

Метолологическоп основой работы является понимание художественного мира писателя как целостней системы, а элементов художественной с[:ор;ш как содержательных категорий. Основным методой исследования является систевшо-структурньй, частично используется сравнительно-типологический.

Научное и практическое ¡значение работы состоит в том, что се результаты могут быть использованы в вузовских курсах по истории

* Чешухта И.Я. Элементы организации ^/до^осгв^ниого прозаического текста. Еороке.., {СЫ. С.42.

, 'окой литературы конца XIX- начала XX вв., теории литературы, '.ецкурсах и спецсеминарах по творчеству А.П.Чехова, школьных кур-• ; литературы в массах гуманитарного профиля, а также при даль-;лен исследовании чеховской поэтики и разработке теории категории художественного пространства.

Апробация работы. Обцая концепция диссертации и ее отдельные положения были изложены в докладах на ХШ, ХУ Чеховских чтениях в Тагшгроге (1984, 1988 гг.), Чеховских конференциях в Ялте (1989, 1991, 1992 гг.), Межвузовских поволжских зональных конференциях в

г. (г.Горький), в 1986 г. (г.Куйбьшев); на Третьим ь&идународ--ком чеховском симпозиуме в йельском университете (США) в 1990 г., ■ нг» литературоведческом конгрессе "Сибирь, Сахалин и Дальний Восток р биографии и творчестве А.П.Чехова" (Юкно-Сахалинск, 1990 г.). По теме работы опубликованы статьи, тезисы докладов (список приведен в конце автореферата).

Работа состоит из введения, пяти глав и заключения. Список источников и литературы содержит 397 наименований,,

ОСНОВНОЕ СОДЕРЕАНИЕ РАБОТЫ

Во введении излагается понимание категории пространства в философии и литературоведении, обосновывается актуальность к научная новизна выбранной темы, ставятся цели и задачи исследования, определяется предмет анализа, объясняются особенности подхода к исследуемому материалу.

Первая глава - "Принципы воссоздания пространства в произведениях Чехова". Здесь рассматриваются способы приобщения читателя к пространству действия, анализируются особенности введения пространственных координат. Для Чехова характерно создание конкретной пространственной реальности в произведении. События у него всегда привязываются к определенному месту, которое, как правило, называется в самом начале, однако характер воспроизведения пространственного мира зависит от родовой и жанровой специфики произведения.

В ранний период чеховского творчества в небольшом рассказе, сценке пространственные реалии лишь обозначаются или дается их минимальная характеристика, поскольку внимание автора сосредоточено на непосредственном действии, диалогах, полилогах. Подробное описание пространственной обстановки встречается редко и только в тех случаях, когда ото обусловлено особыми художественными задачами. Например, пространство мо^ет стать главны;,: объектом изображения, быть темой, произведения ("В Москве на Трубной площади", "На реке",

- о -

"Гриша"), обрамлять действие, невозможное вне этих пространственных реалий ("Святой ночью").

В зрелых'произведениях Чехова описания пространства становятся важнейшими элемента!™ повествования. Они, как правило, имеют динамический характер: включены в само повествование и, главное, почти всегда содержат субъективные оценки героя или повествователя. В качестве примера наиболее характерного воспроизведения пространственной обстановки приводится рассказ "Б ссылке", где вначале место описываемых событий только называется -"на берегу около костра". Затем по ходу сшетного развития упоминаются "темная холодная река", бар;а у берега, огни на далеком берегу, звезды на небе. Все эти детали ареала действия вводятся постепенно как дальнейшее пространственное определение героя. Здесь можно говорить не просто об обязательной привязанности событий к определенному месту, а о постошшой включенности персонажа в пространственный мир. При этом диапазон авторского внимания велик: от всего того, что окружает героя в пределах нескольких шагов, - до горизонта, неба.

Пристальное внимание к пространственному миру сохраняется у Чехова и в драматических произведениях, но здесь ото имеет ряд особенностей. Специфика драны как произведения, предназначенного для сцены, требует пространственной конкретности, поэтому з драматическом произведении обычно или содержится указание на типичный интерьер какой-то эпохи, или дается подробное описание самой пространственной обстановки сцены. В ранних драматургических.опытах Чехова, включающих "Иванова","Лешего".одноактные пьесы, подход к изображению места действия достаточно традиционен. Основной способ его характеристики - авторские ремарки, в которых довольно определенно указывается, как выглядит сцена действия и где находится герой.

Иная тенденция проявляется в главных пьесах Чехова - "Чайке", "Дяде Ване", ."Трех сестрах", "Вишневом саде". Как уг.е отмечалось во многих работах, ремарки в них более обстоятельны и менее конкретны, чем ото принято в драме, а сведения о пространственной обстановке, заключенные в них, иногда трудно или даже невозможно воспроизвести на сцене. Такая фактическая неопределенность, однако, не 'свидетельствует о невнимании к пространству. Ремарки содержат информацию, которую автору важнее донести до читателя, чем указания, где и какая мебель стоит. В них делается упор не па предметную конкретизацию, а на передачу эмоциональной атмосферы действия.

Увеличивающаяся неконкретность ремарок сопровождается в чохотз-сюгх пьесах постоянным вниманием героев к предлежи:,ему пространст-

- б -

ценному миру, Это вникание но является специальным. Изображая естественны.'; поток жизни, аптор в него включает и обычное отношение человека к своему пространственному окружению. В "Вшшевом саде" это свойство, обусловленное еце и сюжетом пьесы, проявилось особенно ярко.'

Наличие ¡элементов быта в сочетании с особой поэтической атмосферой действия ("настроением"), которую создают и ремарки, и реплики персонажей, обусловило возможность различных сценических решений чеховских пьес: о? создания полной иллюзии реальности, как в первых чопггиюуляу Xvnpxnarnemmro театра, когда был конкретизирован и быт. и пейзаж, а особое настроение возникало благодаря свету, звукам, -. до организации сценического пространства на принципах действенно;! сценографии, когда в обстановке подчеркивалось поэтическое, символическое начало в пьесах.

Проблематику второй и третьей глав работы мохно объединить понятием "концептуальное пространство", В них исследуется пространственная модель мира у Чехова и своеобразие ее семантического наполнения. :

Во второй главе - "Еолыпое и малое пространство в художественной системе Чехова" - в качестве основной характеристики пространства рассматривается размерность. Категориальное значение приобретают понятия малого и большого пространства (микро- и макромира) , которые становятся выражением важных смысловых констант чеховского художественного мира.

Цесто действия в ранних произведениях Чехова (за исключением нескольких повестей и рассказов большого объема) четко ограничено. В сценке, маленьком рассказе в основе сюжета лежит случай, эпизод, который и разворачивается в рамках локального пространства. Основная тенденция эволюции чеховского творчества в пространственной сфере состоит в постепенном расширении поля действия. Это тесно связано с усложнением тематики,' сшетов и вместе с отим увеличением объема произведений. Ведущая роль в этой пространственной художественной экспансии выпадает на долю пространства косвенного изображения, т.е. такого, которое не является, непосредственной ареной действий героев, а лимь упоминается - в разговорах, воспоминаниях, мечтах. В работе анализируется рассказ "Перекати-поле", в котором наиболее полно отразилась функция косвенного пространства в расширении мир".

С годяиа в структуре чеховского художественного мира все активнее проявляется еце одна особенность - прямое изображение боль-

ыого пространства: стопи, поли, лесных далей, моря, неба ("Счастье", "Огни", "Степь", "Гусей", "В родном углу", "Печенег", "Дама с собачкой" и др.). Это раздает представление о беспредельности мира. Сдеоь само качество объекта предопределяет безмерность воссоздаваемого. Описание больного пространства у Чехова чрезвычайно значимо. Внимание автора к земному простору создает основу для осмысления действии в 'гнои плоскости; осуществляется переход от бытового в сферу надбы-товую.

Включение пространственных единиц косвенного изображения и прямое описание обширных пр-иродних ареалов дает возможность Чехову в пределах произведении небольшого объема создать широкое пространственное поле, которое становится основой для развертывания действия значительного содержания. Зто макромир, разомкну тип, открытый, потенциально беспредельно раздвигающий свои границы. По своим размера;.! он приближается к пространству рсманпого тина.

Однако характеристика пространства чеховских произведении как ма;сроыира требует уточнения, В работе отмечается, что ¡¡шрота, безграничность - общие свойства пространства действия у Чехова, которые появились в результате постепенного расширения пространственного поля, связанного с усложнение:.*, тематики п структуры произведении. Па каком-то «тале творчества Чехова (видимо, и здесь переломным для писателя был 1687 г.) пространственный мир стал изначально подразумеваться как Сольной, безграничный."По это совсем по значит, что в каждом рассказе или повести пространство не имеет предела. Напротив, в зрелом творчестве Чехова нередко изображается очерченные малые миры. К ши можно отнести хутор в "Печенеге", трактир Терехов:« в "Убийстве", судовой лазарет в "Гусеве", палату Л* б, фабрику в "Случае из практики". При ото;.; соотношение "малого" и "большого" пространства наполняется определенным сиыелоы. С малым, ограниченню.;,. замкнутым ареалсы связывается примитивность человеческого существования. В микромире уродуется человеческая жизнь, искажаются представления, герои терягат надежду, в их жизни отсутствует будущее. Для гармоничной жизни, по Чехову, нужен большой мир ("Человеку ну.шо не . три аршина земли..."); земной простор способствует познанию настоящего, подлинного в 2ИЗЫП. Такш образом, пошита "большой мир" - ото не только количественно большое пространство. Это качественно другое пространство, ото категория не только физическая, но идеологическая и философская. Семантика шкеро- и макромира, основываясь на традиционных представлениях русского сознания (связывавшего малое, замкнутее пространство с давлением па человека, о тоской, а больг.ое, от'.тн-

тое, наоборот, со свободой, волей), у Чехова существенно осложняется: намечается связь с образом жизни человека, его судьбой, самоощущением в мире, включает аксиологические константы чеховского миропонимания.

В работе также отмечается, что у Чехова и в драме при всей ее родовой специфике сохраняются основные принципы построения пространственного мира с точки зрения размерности: он изначально понимается и дается как большой, открытый (с помощью активно фигурирующего внесценического пространства создается реально ощущаемая перспектива раздвмжения). Но большой мир далеко не для всех персонажей становится ареной свободного перемещения и реализации себя. Невозможность осуществления мечты жизни в драмах Чехова имеет сложную ассоциативную связь с появлением в пространстве малых, ограниченных, замкнутых миров. Ими становятся непосредственно изображенные на сцене дома и усадьбы. Но осознается это не сразу. Такая характеристика пространства складывается постепенно, в связи с изменением самоощущения героя. И. здесь микромир связан с гибелью надежд персонажей, с осознанием ими своей обреченности.

Воспроизведение большого пространственного мира - одно из важных условий преобразования жанра у Чехова. Именно макромир дает возможность говорить о значительных проблемах человеческого бытия, что влечет за собой расширение жанровых рамок.

В третьей главе - "Структура пространственного мира и его элементы" - рассматривается,какое конкретно пространство изображается у Чехова, из каких единиц складывается пространственное поле в его произведениях и какие смысловые характеристики, отражающие специфику авторского видения, они имеют. Пространственные элементы выделяются на основе их роли в бытии героя (учитывается их физическая, географическая, топографическая природа). С этой точки зрения такие предметно-пространственные образования, как город, дорога, степь и т.п. для художественной системы могут быть структурно и масптабно однородны. Для ясности обозначения используются термины, получившие распространение в литературоведении в последние годы: топас - крупное деление пространства, локус - мелкая пространственная единица, входящая в топос.

Анализ рашкх произведений показывает, что изображенное пространство явлено у Чехова многолико и разнообразно. Он дает невиданно полное, всестороннее воспроизведение пространственной структуры русского бытия. Однако при этом в чеховской топографии выделяется несколько наиболее значимых пространствега-шх единиц: город, имение, дерев:'.«, д!-.ча, дорога. Некоторые группы топосов (церковные, природ-

низ) могут входить полностью или частично в городск й- или сельский ареалы. Чеховское повествование воспроизводит в основном пространс~ тветшй мир определенного исторического времени, локализуемы! в пространстве России ( 'исключение составляют несколько рассказов-пародий и стилизаций). Степень предметного наполнения пространственной картины может быть различной, но всегда топос Чехова конкретен и темпорален.

Б работе показывается, что пространственная структура, сложившаяся в ранний период творчества, впоследствии у Чехова практически не изменилась, несмотря на общие тенденции к расширению пространственного мира и подробному его описанию. Это обусловлено тем, что при изображении новых краев, стран не подчеркивается их новизна, экзотика ("В ссылке", "Ариадна", "Гусев"). Описания носят будничный характер, изображается обычный для Чехова герой, который, попав в новые для него места, не вовлекается в цепь каких-то особых событий, а продолжает, как черепаха'панцирь, нести груз своих привычек, обязшшостей, отнопений. Невероятно, чтобы Чехов, побывав на Цейлоне, вдруг сочинил что-то "из цейлонской жизни". Героем рассказа "Гусев", в конце которого в газете стояло "Коломбо", ' • он делает умирающего и тоскующего•по родине солдата и помещает его в судовой лазарет на корабле в окружение таких же, как он,, несчастных и обреченных - в подобие ячейки социума, в котором герой находился прежде. Самой сюжетной ситуацией экзотичность топоса "океан" снята.

Увеличение же объема описаний места действия з' повествовали!! зрелого Чехова приводит к тому, что роль пространственной обстановки оказывается более значительной, чем пре?де. Поэтому основное отлично в структуре пространственной картины мира у раннего и ' зрелого Чехова состоит не в изменении ее элементов, а в своеобразной "укрупнении" основных из них - главных топосов, какими являются город, имение, сад, деревня, дорога, озеро, степь, небо, море, В общей структуре художественного мира они приобретают особое семантическое наполнение, отражающее своеобразие авторокого гндс-ния мира, поэтому в работе эти топосы рассматриваются как ::уль-турно-ткпологические сениотические единицы.

Но смысловые характеристики отдельных топосов - наиболее простой уровень в семиотике пространства у Чехова. Более слогзше содержательные начала проявляются з результате сза^олсйствня пространственных: едкшгд. Речь пдет ггреддо псего о поп:'.ц:т пртп-вопоставлсния. Пространствен;;!!" коитш^ти оказываете.-! разделенным, но для гияенеиия оригинальности смкслонос пс!лп;аи? :<удо-">-т-

венного мыра репрезентативным является то, где' проходит граница, что отделяется друг о.т друга, какая оппозиция становится значимой. В этом наиболее ярко проявляется свойство категории пространства 'моделировать кептюстрлпстагш-ые отношения как в отдельном произведении, так и в художественном пире писателя в целом.

Дровсдсшш;'. в работе анализ показал, что у Чехова важная гра-■ шща преходит це*\Ц/ столицей и провинцией. Составляющие этой оппозиции имеют в чеховском мире чрсззшчаГшо шрокое смысловое наполнение. Столица является по только сосг ргт'гу.г^ппг>" т'утп.т^-рч, путл--

ности, с ней связывается представление о настоящей, гармоничной «изнк вообце ("По доха;,; слуибы", "Три сестры"). Провинция же, напротив, вбирает в себя все самые неприглядные стороны человеческого бытия. Семантика тоноса ярко негативна.

Представление о системе ценностей у Чехова дает такхе рассмотрение таких оппозиций, как "дог. - мхи", "родина - чухбп;::;". В процессе анализа выясняется, чте семантика пространственных единиц складывается в результате сложного взаимодействия, в которое они «стукают в структуре художественного :.:ира. Какое-то локальное пространство мохет быть противопоставлено другому и в то ;.:е время являться часть» топоса с более определенно пфаленншн, чем его собственные, сшсловыш характеристиками. Гак, оппозиция "дом - мир" вливается в противопоставление малого и большого пространства, микро- и макромира, сиисловке начала которик окоашаотся более сильными. В связи с отим традиционная семантика "дома" как пространства личного, защищающего, оберегающего у Чехова переосмысливается. Уютны!! дом для его героев не становится благой, местом при-годнш для 1013131 ("Учитель словесности", "В родном углу"). Чаще это пространство малое, замкнутое, и,чтобы человеку найти себя, реализовать свои духовные потребности, нужно покинуть "дом", -уйти в "мир".

Аналогично ослояшетсл традиционное противопоставление "родина - -чужбина". У Чехова существует две разнонаправленные тенденции: сильное стремление героев via родину, когда судьба заносит их на чумбину, ("В ссылке", "Гусев", "Убийство") и не менее сильное •¿екание покинуть родной дом ради "больного мира." ("Чайка", "Невеста"). Вторая тенденция обусловлена тем, что понятие родшш конкретизируется в виде родного дома, а значит включается в оппозиции "дом - пир" с соответствующими характсристшт. Стены родного дома оказываются границен, сдерлшамцеГ; развитие личности. Пространство, находящееся за ними,, предсгчшядется но ''чухбиной", а "больниц миром".

В конце главы рассматриваете::, какое преломление получили у Чехова две традиционные пространственные оппозиции "Россия - Европа" и "небо - земля", делается вывод, что семантика топосов отражает с; з; слог но начала чеховского художественного мира, манифестирует его оригинальность и неповторимость.

В че ту орт ой главе - "Пространство героя и его функции" - ¡затрагивается еце один аспект исследуемой проблемы, также связанный с возможностью отражения н пространство различных авторских интенций, в том числе "моральной характеристики литературных персонажей" Под "пространством героя" понимается "совокупность пространственных относенин, с которыми тале или иначе связан и соотнесен данный персона^"2. Как показал анализ, наметившаяся и закрепквзтаяся у Чехова семантика микро- и макромира с пеболыяини вариациями проявляется довольно активно и в пространстве героя.

Выражается ото прежде всего в соответствии размеров пространства масштабу личности персонага. Локальный ареал - место бытования в произведении героя заурядного, недалекого, не обремененного интеллектуальным багажом. Это показывается на анализе пространства героев в рассказах "В Пар:геп, "Душечка", "Человек в футляре",■"Крыжовник". Натурам же духовно богатым, талантливым, глубоким соответствует у Чехова и больной пространственный мир (Астров в "Дяде Зане", Коврин в "Черном монахе", Треплев в "ЧаГ:ке", герой "Рассказа неизвестного человека"). В работе делается вью од, что размера пространства героя (живет ли он в исключительно локальном пире или его личности доступно охватывать в тех или мак формах больное пространство) характеристичны. Но поскольку малый мир - всегда бытовой, а большой - бытийный , то оти ареалы клеит и разную качествишую природу.

Однако система характеристики персонажа через размера п тип его . пространства работает у Чехова не очень активно, так как при ото:? "портрет" героя дается как нечто устойчивое, неномснжцэесл. В чо-ховских произведениях предметом изображения чаде становится человек с текучей ДузешоЯ организацией,, подверженный псрг-£сц'-зяг'~? настроениям, внутргял:;г1 кризисам.-В этом случае ну~по говорит:, с5 иной функции пространства-героя - психологической, т.е. пплрагл";:-ной на раскрытие гшугренней жизни персонажа.

1 Лотмзл'Ю.Ы. В !»ояс поэтического сг.ова. Пг.тан. Лсг.к:тл. Гоголь. П. ,1?с-3. С.>56.

Таборисская Е.М. 0 погятил "ппэстранство героя" (на рмале рома1:а П.А.Гончагога "Обломов") //проблема автора в художественной лстераттрз. пЛУ. Известия Воронежского под. ин'/;::-тута. Т.140. Воронеж, 1974. 0,^5.

На основе ряда примеров из различных произведений ("Володя", "Скучная история", "Иванов", "Дядя Ваня", "Дама с собачкой") в работе делается вывод, что некоторые сложные психологические состо-"яния, будь то длительное чувство неудовлетворенности, душевный кризис или внезапный момент понимания жизненного тупика, у чеховских героев часто заряжены пространственными ощущениями: они чув-■ ствуют, что не могут находиться в пределах какого-то пространства, которое в этом случае воспринимается ими как малое, тесное, давящее, замкнутое. Обусловлено это всегда сложными процессами, происходящими в душе героя. По отношении к ним само пространство и предметный шр, наполняющий его, как будто автономии,и лишь отдельные физические качества ареала могут способствовать появлению такого впечатления, но тем не менее характеристика пространства, появившаяся как результат рефлексирующего сознания героя, представляется едва ли не более значимой, чем объективно существующее ограничение. В некоторых случаях границы физические и психологические дополняют друг друга, но именно последние играют наиболее важную роль в формировании впечатления малого, замкнутого пространства.

Ощущение неудовлетворенности, обреченность и несвобода, отсутствие будущего - ети мотивы реализуются у Чехова в разных сюжетных ситуациях, с различными типами героев, в каждом конкретном случае проявляются свои смысловые варианты, но сходна их соотнесенность с микромиром.

Преодоление кризиса ы сознании чеховских героев связывается с перемещением в другой пространственный мир, где должна для них начаться иная жизнь, ото определяет значимость у Чехова мотива "ухода", возникшего еще б раннем рассказе "Цветы запоздалые" и особенно активно звучавшего в произведениях последних десяти лет его творчества ("Сличай из практики", "Три сестры", "Вишневы;! сад", "Невеста").

Исследователи не раз задавались вопросом, куда же стремятся чеховские герои, о каком другом мире мечтают они и тоскуют. Анализ -ряда произведений ("Еарыня", "¡,'ечты", "Верочка", "Володя", "Учитель словесности", "Дуэль", "Три сестры") позволяет сделать еьюод,. что другой пространственный мир у Чехова, даже если географическое место указано точно, почти всегда неконкретен, существует лиыь в воображении героев, а главное - перемещение в пего или не-возйожно, или ничего не дает. Обусловлено ото тем, что настроения, выражающиеся в стремлении в .другое пространство, ощущении замкнутости, желании простора, живут в чеховских героях как общее -томление духа, вызванное неудовлетворенность» свое« жпзньы, кризиснш

внутренним состоянием. Это столь же пространственна г,' сколь и философски-социальная тоска. Именно потому они не могут вырваться из предначертанного км судьбой пространственного мира, что ото не спасло бы их, не разрешило бы проблем, не дало бы освобождения. Смена пространства ничего не изменила бы в жизни ни Иванова, пи Войпиц-кого, ни Треплева, ни трех сестер, как с переездом в другое место не меняется самоощущение Лаевского.

Однако в контексте проблемы пространства героя складывается и иная зависимость: в одном комплексе взаимосвязанными и взаимообусловленными оказываются чувство внутренней свободы, осознанно будущего и возможность раздвинуть пространство своей жизни, поскольку, по Чехову, воля, простор, свободное перемещение являются необходимыми условиями человеческого существования. При всей неопределенности того, к чему пришла, что обрела в новом пространственном мире героиня "Невесты", в рассказе показана сама возможность этого . обретения. В близкой сюжетной ситуации в пьесе "Вишневый сад" результат "ухода" молодых героев не изображен вообще, но важно общее настроение: будущее имеют те люди, которые ощущают себя свободны;,ш, которые способны преодолеть замкнутость своего пространственного мира.

Проведенный анализ свидетельствует,' что изображение внутреннего мира человека у Чехова преломляется и в такой, казалось бы, "объективной", т.е. лежащей вне конкретного воспринимающего сознания категории, как пространство. Оно становится составляющим пси--хологического плана художественного мира. В пространстве героя существенную роль играют субъективные ощущения персонажа и его самоопределение по отношению к этому пространству. Не пространство со своими физическими свойствами конструирует дух, но дух определяет ' и формирует качества пространства, атрибутирует их ему, создавая и внушая читателю особый чеховский тип психологического пространства.

В пятой главе - "Пространство в сознании и биографии "=хera"* -.'рассматривается, какое место занимает исследуемая проблема э мировосприятии самого писателя. Необходимость такого анализа обусловлена тем, что в понятие "художественный мир" входит не только сама художественная система, но и особенности мировоззрения, мпто-чувствования автора, которые, с одной стороны, представляют интерес сами по себе, с другой - дают возможность попять истоки пс-ег-ления тех или иных особенностей изобретения простроила в :.уде-жестее'пгкх пронзиэ,.с-ния::. Своеобразие е.чкего подход:- состоит г-том, что хасскатрпваютея не только оет'ппееееал, но к ггеос.;.;-

J/i -

ческая сферы - взгляды, прксшкм, пристрастия, проявившиеся в киз-ни самого писателя. Поэтому к анализу привлекается все, что в какой-то мере проясняет его личное отношение к предметно-пространст-веппоыу миру: письма, публицистика, факты биографии. При этом естественно, что наиболее полным и последовательным выражением авторского восприятия мира является художественный текст.

■ В работе рассматривается несколько актуальных для Чехова проблем. Прежде всего его отношение к непосредственно окружающему пространству - предложному предметному миру. Для пего значимо было .его устройство, состояние, пригодность для жизни. Он хотел видеть этот мир гармоничным и красивым, достойной ареной для проявления возможностей человеческого духа.

Печтая о прекрасной жизни, он представлял эту жизнь только в близком контакте с природой, ото, но его убежденна, возможность для человека восполнить утраченную стройность, которую сохраняет в себе природный мир. Как уже отмечалось (об этом писали Ю.К.Авдеев, 1,1.П.Громов, ¿.¡Л.Долотова, Л.¡1.Чудаков), он одним из первых заговорил о необходимости сохранения природы. Экологические идеи Чехова многогранны. Их можно рассматривать как философия взаимоотношения человека и природы. Физиологический аспект - воздействие изменений в природе на здоровье человека - в них не является главным, поскольку б то время этот вопрос не приобрел сегодняиюи остроты. ■В большей степени для него характерен подход к этим проблемам со стороны эстетики и этики. Гкбель природы ведет к эстетическому разрушению человеческой среды, что для Чехова не менее страыно, чем ее' физиологическая непригодность для жизни. Красота . мира (а ото у Чехова, как правило, мир природный) связывается у пего' с этическим наполнением жизни.

Далее в работе рассматривается концепция большого пространства у Чехова. При изучении его писем бросается в глаза то, какие -сильные эмоции вызывал у него всегда зекной .простор. По сто но только строки восхищения, с большим пространстве;.: связывается мысль об освобождении от всего молочного, загоняющего в узкие рамки устоявшегося. По если е восприятии самого писателя (т.е. в нехудожественных текстах) земной простор в основном связан с чувствами восторга, приподнятости, свободы (эмоциональный тон ярко позитивный) , то в его художественных произведениях ощущение и понимание большого пространства далеко не однозначно. При его описании у Чехова, встречается сшпй! разнообразный спектр настроений: от восторга до тоски, от надежд до беспомощности и безнадежности. Иногда эти настроения сосуществуют, соприкасаются, образуя насы-

- 1Г> -

цешоо слтазал»! смксяаш пространственное поле, ко ш?.сти которого находится - и проходит - человеческая жизнь ("В родном углу").

В проблему большого пространства в чеховском мире органически входят и ражшленпя над русским национальным характером, в которых пространство рассматривается как один из определяющее элементов: "Россия - громадная равнина, по которой носится лихой человек". И здесь отмечается столь же неоднозначное восприятие и влияние ¡иироких просторов. ' ■

Таким образом, в концепции большого мира у Чехова сосуществует две тенденции: с одной стороны, воля, простор являются необходимыми условиями счастья, связываются с оцуцзнием' внутренней свободы; с другой - огромные пространства дезориентируюце, угнетагацб ■' действуют на человека, поселяют в его душе чувство одиночества, тоску. Оба эти начала, вырастающие до размеров антиномии, являются полюсами чехозского понимания большого мира.

Острое ощущение природно-предметной среды, эмоциональное восприятие земного простора - все это свидетельства особой пространственной ментальное™, свойственной Чехову. Еще одним подтверждением этого является его отношение к поездкам, путешествиям - к преодолению пространства. Новые края, страны сильно влекли его. Он ездил много, несмотря на весьма ограниченные средства. Бти поездки воспринимались км как способ, делегаций жизнь интересной, яркой. Онн давали впечатления, недоступные человеку в обычном течении будней. Но кроме этого "географической" неуспокоенностью сопровождались у него душевные кризисы. В этот момент его тянуло куда-то уехать. Кризисные состояния он стремился преодолеть путем перемещения в пространстве. Это как бы рассредоточение на большую площадь делает их менее концентрированными, ослабляет, ликвидирует напряженность, мучительность рефлексии. Нельзя понимать буквально, что в момент тяжелого настроения он всякий раз отправлялся путеие-ствовать. Но нити этой связи - кризисного состояния и желания изменить свое пространственное окружение - прослеживаются явно при анализе его шееы, фактов биографии, который проводится в работе. • Наиболее показательным'примером этого является поездка Чехова на Сахалин. Особое свойство чеховской поэтики - психологическое наполнение категории пространства, выражающееся в особой заряжекное-ти душевных кризисов, состояния неудовлетворенности жизнью у героев пространственной тоской - несомненно сложзгый, опосредованный результат личных гацуцений писателя.

Личные истоки прослеживаются и при формировании семантики наиболее значимых пространственны;', единиц художественного мира (столицы, провинциального города, имения, сада, степи, дороги), а также таких характеристик ареала, как "большой - малый", "открытый -замкнутый". £та проблематика освецается в заключительной части последней главы.

■ В заключении подводятся итоги исследования, делается вывод, что категория пространства относится к доминантны!.! характеристикам чеховского художественного мира. Творчество Чехова дает пример преломления в пространстве самых разнообразных непространственных понятий и представлений. В связи с проблемой пространства моейо говорить о мнровидении автора, утверждаемой им системе ценностей и. структуре его художественного мира.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Художественный символ у Чехова ("Чайка") // Проблемы поэтики русской литературы XIX. века. 1.1., 1933. С.128-1331

2. Чехов и Ибсен // Проблема традиций и новаторства в изучении и преподавании зарубежной литературы (Методические рекоменда-

. ции для студентов очного, и заочного отделений). Горький, 1984.

' С.49-150.

3. категория художественного пространства в драматургии Чехова // Классическое наследие и современность. Проблемы методологии к методики изучения литературы в вузе... Вып.1, Тезисы докладов

'межвузовской областной научно-практической конференции литературоведов. Куйбымев, 19£6. С.53-99.

4.' йилосоЗия и психология времени в драттургии Чехова // Л.П.Чехов в Культуре XX века. Тезисы докладов конференции. Ц., 1590. С.Ю.

5. "Пространство:,I и Бременем полон..." Почему Чехов поехал на Сахалин? // Тезисы докладов на международном литературоведческой конгрессе "Сибирь, Сахалин и Дальний Восток п биографии и тзорчёстве Л.П.Чехова" (К ЮО-лети:о сахалинского путешествия

Л.П.Чехова). Южно-Сахалинск, 1990. С.9-10.

6. Драмы Чехова: психология и пространство // Чеховские чтения в Ялте. Чехов: взгляд из 19В0-Х. !.'., 1990. С.126-136.