автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Проблема рассказчика в романах Г. Белля 50-70-х годов
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема рассказчика в романах Г. Белля 50-70-х годов"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТБШШ УНИВЕРСИТЕТ ■
На правах рукописи Уда 82/091/¡830 Бёлль
ОСТУ ДИНА. Светлана Валентиновна
ПРОБЛЕМА РАССКАЗЧИКА В РОМАНАХ Г.БЕЛЛЯ 50-70-Х ГОДОВ. ,
Специальность Г0.01.05 "Литература стран Западной Европы, /мвркга и Австралии"
' АВТОРЕФЕРАТ , диссертации на соискание ученой степени . кандидата филологических наук /
'САШТЧЕТЕРБУРГ 1992.
Работа выполнена на кафедре истории зарубежных литератур . , Санкт-Петербургского государственного университета
Научный руководитель - доктор фиологических наук, профессор А.В. Исакова .
Офщиальше оппоненты - доктор филологических наук, профессор. Г. В. Стадников /Санкт-Петербург/ /
■ :." кандидат филологических наук, Т.А.ведяева /Санкт-Петербург/
Ведущее учреждение,- Омский государственный университет
Защита состоится 1СЮНС\ 1992 года в "I 6 часов
на заседании специализированного совета К 063 57 42 по присуждения ученой степени кандидата филологнчесгазс наук в Санкт-Петербургском университете по адресу: Ч 199164, Санкт-Петербург, Университетская набережная, И.
С диссертацией ыояно ознакошяься в Научной библиотеке им.А.М,Горького /199164,' Санкт-Петербург, Утшвуситетадсая -. набережная, 7/9 /»
Автореферат разослан "¿8" Л Л ^вЛ^
Ученый секретарь . специализированного совета . каццвдат филологических наук, доцент - ^ . '
1992 года.!
А.И.Владимирова
Проблека рассказчика, находящаяся в русле исследования актуальных вопросов современно/! филологии, теоретически разрабатывалась уже-многие годы. Она привлекает внимание отечественных и зарубе.тншс исследователей и сача по себе, и в связи с изучением специфики повествовательной каперы того или иного автора.
Подобный интерес к этой проблеме и смехьл с ней объясняется тем, что тенденция к изменению традиционной роли рассказчика, наметившался уже в литературе ХУП1-Х1Х веков, в XX веке приобретает глобальный характер. Введение и использование фигуры рассказчика становится специфическим приемом, часто определяющим вся худояесгвенную систему романа. Проза XX века, с её поисками и находками в области формы демонстрирует самые разные способы реализации как принципа расска- ■ зывания, так и образа рассказчика.
Поиски автором своего стиля включают и поиск формы повествования, адекватной основной идее отдельного произведения и авторской позиции в цело«. При этом использование образа рассказчика позволяет автору не только стилистически обогатить повествование, но и выразить своп точку зрения с максимальной полнотой и свободой, избежав при этом кзлшгаей декларативности- или назидательности.
Дяа многих современных романов характерны варьирование и нонтаж самых разных форм я способов■повествования и, соответственно, типоз рассказчика и повествователя. В последние '' десятилетия широко распространилась также тенденция к "доку-кентализахцшп художественных произведений путем введения в текст подлинна: документов, стилизации под документ или па- ■ родни на наго, что токе значительно меняет, хотя и не уменьшает, роль повествователя или рассказчика. .
Многие исследователи специально останавливаются на присущих литература XX вера различных способах обыгрывания фигуры рассказчика. Крайностями такого обыгрывания можно считать полное устранение субъективного рассказчика из произведения в сведение повествования к псевдообъективному монтажу документов, а о другой стороны - функционирование в произве- .. дегога множества рассказчиков, повес?вуи^ос с различных субъ-. «»ивнас точек зрения /см. об этой у В'.Г.Адаони, В.Д.Днепро-ва, Л.Я.Гинзбург, Д.С.Лихачзва, П.В.Паетевского; К.Батте, Г.фон Грэввнвца, Я. Фогта я. др. Д :
Несмотря на больное число работ советских и зарубежных авторов, посвя:ценннх непосредственно творчеству классика современной немецкой литература Генриха Белля /1917-1585/, проблема рассказчика затрагивалась исследователями лишь мимоходом. ;.!е.т.ду тем применение разработаннкх литерагурозедамл теоретических положения и вшзодов к конкретному художественному материалу, а именно к романам Г.Еёлля, признанного ыас-тера-"рассказч;1ка", чье творчество как раз в этом аспекте достаточно полно И-последовательно не анализировалось, дает возможность исследовать своеобразие повествовательной ианерн писателя, а татае под новый углом осветить некоторые содержательнее ыоментн его произведений, связанные с образами рассказчиков. Помимо этого, актуальность данной темы определяется необходимостью дальнейшего вкпгательного и всестороннего изучения таких значительных явлений в современной литературе, каким представляется нам творчество Г.Еёлля.
Научная новизна работы заключается не только в том, что предпримта попытка в какой-то мере еосполнить отмеченный пробел в изучении творческого наследия Г.Шлля, но и в комплексной, системном подходе к решения проблеш рассказчика, что позволяет рассматривать ее не изолированно, но во взаимосвязи со смежными проблеиаьи, а также проводить анализ материала на различных уровнях - от композиционно-стилкствчвекого до идейно-философокого.
Цель нашего исследования - определенно и анализ важнейших особенностей функционирования рассказчика в роканах Бёлля, уточнеш!е роли рассказчика в воплощении как основных пот\ вествовательных принципов, так и идейной позиции писателя.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- ветвление тех сущностных изменений, которые претерпела; цанера повествования Бёлля, , во шогоы основываицаяся на непользовании фигуры рассказчика,, с 50-х по 70-е годы; '.
- определение общих характерных черт, позволящих объединить образы рассказчиков - выразителей.авторской позиции - в категории социальных и нравственных аутсайдеров; '
- исследование специфики нонконформизма бёллевских рассказчиков в отдельных романах;
. - анализ художественных функций рассказчика как стилистического приема, повышающего напряженность повествования и активизирующего читательское восприятие.
Отбор материалов исследования для зтой работы определялся следующими моментами. Во-перЕКС, анализируемые произведения знаменуют собой определенные этапы творчества писателя, что позволяет проследить эволюция его художественной манеры в аспекте рассказчика.
Вэ-вторнх, выбранные романы, на наш взгляд, демонстрируют наиболее интересные и сложные варианты фук •ционирования рассказчика на всех уровнях произведения - содержательном, композиционном, стилистическом - и, тем самкм, дают возможность обнаружить не только типичные, но и своеобразные, специфические черты, присущие бёллевсксму способу повествования.
Таким образок, предметом рассмотрения в нашей работе стали, в первуа очередь, три роыана Г.Еелля: "Дои без хозяина" /1954 г./, "Бильярд в половине десятого" /1959 г./ и "Групповой портрет с дамой" /1971 г./. Другие произведения писателя анализируются в той кере, в какой это необходимо для освещения поставленной проблемы.
Методологической основой исследования послужили ведущие принципы современного литературоведения, причем мы опираемся как на историко-литературные и общетеоретические труда, так I! на работы в области поэтики а стилистики.
Научно-практическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов при подготовке общих лекционных курсов по- истории зарубежной литературы XX века, спецкурсов по. современной немецкой литературе, теории романа и-' •
Аггробалгл ^работы осуществлялась в докладах па аспирантском семинаре/1991 г./, на XX межвузовской конференции преподавателей и аспирантов /Ленинград, 1991 г./, а также в ряде депонированных и опубликованных статей. Диссертация обсуждалась на заседании кафздры истории зарубежных литератур Санкт-Петербургского университета.
. - Диссертация состоит из.введешш,Ч -к глав и заключения.-. Объем основного текста -149 страниц, список использованной литературы касщтшает §> наименований.''
■ Во ва'еденйя. нарйду с обоснованием выбора темы, сформулированы цель и основныэ задачи диссертации, отмечена актуальность исследования, обусловленная возрастанием роли рассказчика в,современной литературе.' •...... , . .
,"о XX пека использоза5[ие рассказчика в качестве специального художественного приема било не слишком часты.! и либо ио- . тцрировалось сшетом, либо оговаривало^ автором. Б XX века картина коренным образом метется г обыгрывание образа рассказ- , -чика и связанна: с ним повествоЕательнкх приемов приобретает подчеркнуто':, янниГг, нарочктьй характер. Голое того, став одним из ва-т.не.":гл1х художественных принципов, ото обыгрывание ши- , роко распространяется, в значительной степени вытесняя нейтральное повостиование з форме 3-го ика. Зо всем, что касается способ?. повествования 'вообще и образа рассказчика в частности, проза века демонстрирует чрезвычайное многообразие -начиная от того, кто выступает в роли рассказчика и вплоть до - графического оформления текста. . '
Б современной литературе неизмеримо усложняются фикции н. возрастает значение рассказчика как выразителя авторской г.о-зини;!, однако- при отом существенно изменяется сам способ вк-ргаегш, Ксли в "нейтральной" повествований авторская оценка, авторское отношение к персонажам'и сотетным событиям было за- . явлено прямо, "непосредственно от повествователя, то поотепен- . но на первый план выходят косвенные средства выражения: мон-тек кнргочислекньк точек зрег'шя рассказчиков, специфические формы и способы "повествования, использование подтекста.
Повышение капрязенности повествования за счет усложнения • "повествовательной оптики", характерное для современной литературы, является сальным средством гмоциональнсго воздействия на читателя, активизации читательского.восприятия.'.И ведущая роль здесь принадлежит именно рассказчиц.
В этом отноаегеш творчество Г. Бёлля'.очень показательно как один из примеров упомянутого широко распространенного обыгрывания способа повествования и образа рассказчика: от того, кто и как рассказывает, зависит нэ только трактовка рас-' сказываемого, но и весь художественный «шел произведения-как целого, его идейный план...
Первая глава исследования посвящена выборочному анализу литературы по проблеме. Последняя, как, впрочем, и многие вопросы в литературоведении, не просто тесно связана с другими, < но оказалась на их пересечении и потому является чрезвычайно: многоаспектной, своего рода узлом проблем, что дает возможность рассматривать ее с самых разных сторон я даже по-разному' понимать.
-п-
Одш исследователи подходит к г-теЛ проблс:.:-! с юч;:и прения стилистики, а рассказчика рчематримк? кгт пегое 7ггпэко-гательное сродство построчная текста /",!-'.Сдхтпп, В.Г).1>.!1!01'ра-дов, Б.Л.Ларин, Р.Л.Усгтепск:^ и др./, дэугга т.<>. интересует содержательная столпа произведения; яри ото:.: нсследоганио зачастую ш.'хедит за ракки реальности художественной в реальность самой жизни, в основном в связи с категорией "образа автора" /ир-пример, в работах Е.Д.^епрова, Т.Л.!,'от!мсвоЛ и т.д./. Однако в большинстве филологических трудов оба эти подхода, естественно, сосуществуют, дополнял друг друга.
Анализ литературы показывает, что латное, на нал взгляд, разграничение понятий "автор" ■■ "повествователь" - "рассказчик" - "персонаж" проводится советскими и немецкими учения! далеко на всегда последовательно, отчасти пото.му, что большинство из них специально на этом моменте нэ останавливается.
'Обобдяв отдельное положения, содера&доеся в"работах исследователей /З.Г.Лдиони, А.А.Неотеронко, С.Н.йыгшкиноЯ, Э.Лэмлерта, Ф.-К.Етанпеля и др./, ко.г.но предложить следуяцу» .дифференциацию этих понятий:
~ 2й££22йчкком иояет бить действуя^«* персона* или, реям, посторонний наблюдатель, но в любом случав оку соответствует не только определенная точка зрента, ло и некое конкретное лицо. Повествователь ка цдвкмфздфуеаас. "я", т обладает и лкаь незримо присутствует в повествовании, сздугсеися в 3-м лице. При этом его точка зрения может оставаться независимой или ' совпадать с точкой зрения какого-либо персонажа, Повествователь и рассказчик ыогут сосуществовать в одном произведении;
- пгесонад - в больней ?,:зро объект повествования, изобразд-егшй и ввдгсдй "снаружи", в^рсямаций себя в действии; рассказчик - субъект повествования, изображающий события и персонажей, дащнй км оценку и благодаря этому вкражаюциЯ себя в слове; раоекгочии - посредник мегду шакалеши миром романа и дейогвительяоетъэ, Проиеясугочннэ вариант« таккв возможны -дсйстаукцса лкцо становится субъектом и объектом повествования поочородмо ;ми одновременно, шетупая г.?.?. рассказчик-пер-ЯЗШЗ» . . . : •
Вэ второй '.главе 'раоатшзаогся 'оволшкя' творческой та- ' неры Г.Еёяяя /а аспекта рассказчика/ от-ранних рассказов и романов до зрелых-произведений начала 70-х годов. " •
• В рассказах Щдаи, как а малой- форма, преобладает одни
-с- :
какоП-лПО'о способ ьоиесттования - -рассказ от имени героя; по-псртБоеаиие объектный«, с точки зрения наблндаяцего -повест-г.опателл, или субъективированное, через призму сознания глав-. • лого героя. Cksot болкг.шетга рассказов сведен к минимуму, и сущность к:-: состав ляг-т не описание действия или .события; 'а восприятие, перожипшшо, отражение человеком этих .событий. По-PTOí.y ведущая роль в рассказах принадлежит чаще не объективному, ''абстрактному" повествователю, а рассказчику или тому . торга, чьими г лизани увидено происходящее.
Х-орт-т романа, благодаря жанровой специфике, предоставила• Брлл», чеЛ rzjooKiiír уровень повествовательного мастерства не • .' гчзпгос? сомнений,- пзфокие возможности для-реализации этого таvlmtí. Ь'анр рассказа не позволял писателя строить те слож-и>:е Г!0!ч,ствог>а?ельш:е конструкции,', которые ш находим в его ро^дках. Однако.ко исключено, что целостностью, завераеннос-тис сго;к романов, их внутренним единством, сохраняемся несмотря накомпозиционную усложненность, Бёлль обязан именно / cpcíí» опктдм в .малых жанрах. .' -
o'se в .первом романе "Где тн был, Адам?" /1951 г./ можно, заметить это своеобразие повествовательной манеры писателя. Повествователь переключает свое и читательское 'внимание с одного деЯсггукцего лица на другое, порой неожиданно и якобы немотивированно, однако здесь его точка зрения еще остается < единственной и неизменякцейся. ■
В следу ¡oí; ем по времени написания, романе' "И не сказал ни единого слова" /1953 г./ смена повествовательных точек зрения у.г.е налицо. Повествователь не только попеременно, показывает главных героев со стороны, не только излагает их мысли"и переживания, но и предоставляет слово им самим поочередно.
В романе "Дом без хозяина",система усложненного, повествования, в основе которой лежит принцип множественности точек, зрения, получает дальнейшее "развитие.'Основную-часть романа составляет не. объективное описание действующих лиц и событий незримым повествователем, а воспроизведенные им 7 пересказан-!ше или переданные в форме несобственно-прямой речи/ воспоминания, рассуждения, внутренние монологи персонажей. '
Глазные герои романа и, соответственно, выразители основных точек зрения, - дети. Однако автор не передает им,роль, рассказчиков в полном смысле: повествование ведется в 3-м лицо, и ведет его все тот же незримый повествователь, но уже как бы изнутри.сознания мальчиков. Присутствие повествовате-
ля, образ которого формируется а сознания читателя, итжгпет ассоциации с миром Взросл!«, позволяет С ИХ ТОЧКИ пропил оголить то, что видят и оалили;?аш- дети, поклгь нгтши-г/п подоплеку событий. Таким обраяом, пг/тренняя речь шкх псрсопалей романа - не только попытка проникать в ду^евк^ мир ребенка, но и использование традиционного сатирического приема "¡шш-ного рассказчика", усиленного ненавязчивом л;..чяательстьом повествователи, отнюдь не наивного.
В следующем романе - Тлльярд в половине десятого" -Бёлль разрабатывает далее специфические повествовательное приемы,'воплощенные в предадут1« произведениях.
Роман имеет рамочную композицию. Событий настоящего времени, составляющих собственно фабульный каркас романа, совсем немного, и все они приходятся на последние главы. Внутри рамки оказываются, события прошлого,'данше в восприятии и воспоминаниях персонажей, которые выступают в качестве рассказчиков, а роман построен как монтаж их точен зрения и состоит в основном за внутренних и внепюя монологов, иногда воспроизведенных повествователем в 3-м лицэ. Соответственно, повествователю отводится менее значительная роль, чем это ч-1'це всего. бывает в "классическом" романе, и даяе по сравнению с "Домом без хозяина". Обычное нейтральное повествование сведено к минимуму; повествователь-наблюдатель появляется только в редкие моменты, а в основном его роль сводится к компоновке и соединен;® взаимодополняющих фрагментов романа,
• Персонажи-рассказчики саки дают оценку событиям, часто повторяясь и пдвторяя друг друг друга, что. придает повествованию объемность, многоплановость -и глубину. В романе уже со-вершившнеоя события раскрываются перед читателем в новом свете исключительно благодаря рассказам персонажей; повествователь ае на участвует в этих описаниях.и в представлении читателю своих героев. Здесь динамика раскрытия в монологах рассказчиков заменяет динамику развития образов.
В "Бильярде в половинз десятого", по сравнению с предо-доцима романами,- прием рассказывания и'фигура рассказчика, взаккэдействугциэ с повествованием. в 3-м лицэ и повеств'оватв-/. лем,.несут особую художественную нагрузку. Роман утрачивает-некоторые признаки эпического произведения, присущие "Дому без■ хозяина", и,превращается в коптел чисто субъективных форм-повествования - внутренних,н внешних монологов, обилие и'-характер которых придает роману лкр:гееский оттенок. При атом,
ппго; у у.готсь орг&начдо соепншть и увязать друг с другом еобкгия •«с-:о{".*.чсс:{сго ыассгг^а и сугубо личине; история стра-iiiг пролр!.',-пстея в истоу«« одно." cfr'-ьи.
(черс-д:: ».'• j-охзи ГСлая - "Глазами клоуна" /19"3 г./ -нродст^ллс" сое ой uc!'>::cvv.cT.iHi'.e от лн'.'д единственного героя-рс.ич'ка.ч'.н/а. ."тог "кшзчржй", лирический ЗсК-гокаи, кебольюК по рглсштоя от "Ввльврдз в половине десятого" более
греет«'.» и>«за?е.'*.1«8э5 - отсутствием повествователя и
-:;есг: ен>;ос ги течек rpuir.fi рассказчиков, четко!; дп^ференци-psMwacac 1'И-ок повествования. Cxet&wc крупное произведение Еёяхя - роман "Групповой портрет с памоЛ" - :-:а'тд?гся, па пергк* взгляд, по ферме и сти-.тд ccptnrercio коо«:.~хсца длл Г'Тсго писателя. Роман - повест-?ориг»1в, стилигог-.-ишоо по; докукент: собранные, пересказанные пс :г.рл-,!?:-'сдса!:1се неким "амврсм" свидетельства и зоспомл-л где:; о глазной горски*; ронз.ча, &рочем, при более вни-анализе ойн2г>~арает«г, что ¿орма Трипового портрет?. с дежо::" отга-дь не контрастирует с повествовательной ма-Kei ой пре^есгзугцкх романов, а лкпь несколько видоизменяет некоторые лрисукие беллевско.': прозе худозеси екнке• приняты.
о "Групповом портрете с по сравнении с предкест-
rvfх",".',:л! роьи.на-чи, происходит интересное смещение повествовательных акцентов, связанное с г.одрйт.акне.м научнкы или документальным ;:сследован;1ям. го-перэкх, в романе отсутствует повествователь и, соответственно, повествование в 2-м лице /потребление "автором" с-го липа - лкзь $орааямшя дань традици-. ям научно-': прозы/. Ео-вторхс, фигура глазного рассказчика в ■ сравнении, скале:.:, с .таким ЗсК-романом, как "Глазами клоуна", значительно меняет своя роль и функции. "Автора" можно назвать рассказчиком "в чистом виде" только в те иомекты, когда он описывает свои встречи со "свидетелями" и с самой героиней, б другое яе время он - претендующий на объективность собиратель, интерпретатор и порой комментатор сведешь, полу- " ченных от собеседников. Нивой, выразительный образ "автора", привносящего с помощью ремарок черты своей икдквихуалыюсти дие в монологи рассказчиков-"свидетелей", является активным проводником авторской позиции в этом романе.
Необычное для Бёлля обилие действующих лиц в' "Групповом портрете с дамой", сложное переплетение повторяющих друг друга, как и монологи в "Бильярде в половине десятого", "свиде-
те-льских показаний нарушенная хронология повествования, мелькание документов, цитат и ссылок - все это образует пес-труп повествовательную ткань романа и во многом определяет его своеобразие.
Таким образом, прослеживается эволюция приема рассказчика в творчестве Е^ллл - постепенное повшеиие функциональной кагруженности способа повествования по мере усложнения и совершенствования художественной форта его произведений.
Главы тгетья и четвертая посвящены собственно проблеме рассказчика в романах Бёлля в двух основных се аспектах.
В главе тг.етье!? анализируются образы бёллевских рассказчиков, их вагне^зия эде;:но-содерл:ателышэ функции. При отом отмечается, что большинство рассказчиков в рассматриваемых рокачах обнару/кигакт в своем «мровоззрении, поведении, жизненной позиции некоторые об::;ие черти, ¡тозволлгацие выделить и объединить их в группу социальны; и моральных аутсайдеров.
Выбор рассказчиков именно этого типа не случаен для автора, во многом он связан со взгляда»,я и ^илосо{ией самого Бёлля, который сознательно и последовательно ставил себя в оппозицию ко многим традиционным нормам и порядкам.
Аутсайдерство, нонконформизм бёллевских рассказчиков могут проявляться в сакнх разных формах. Это и "внутренняя эмиграция" в виде добровольного пребывания в сумасшедшем'доме Иоганны Земель, и внегае ецолно респектабельное "неприсоединение" ее сына- Ройерта в "Бильярде в половине десятого", и наивная непосредственность Ганса йгира в "Глазами клоуна",.'и ' клоунады "автора" в "Групповом портрете с дамой", и, наконец, критическая позиция детей в "Доме без хозяина".
Баяно, что бёллевские герои-аутсайдеры но просто показаны извне, как наглядные примера "ненормальности", но окружающий "нормальный" шр увидал их .глазами и благодаря этому выявляется его подлинная антигуманная сущность, Для Бэлля на первом плана скаэкзаетоя внутреннее сопротивление, нонконформизм нравственный; действие, поступок он рассматривает не как средство достижения общественной, политической цели, а, скорее,' как способ самовыражения, проявления этого внутреннего, духовного несоответствия, несовпадения о'окружающим и с современностью.
Одна из интереснейших особенностей романа "Бильярд в по-
ловинз десятого" состоит в том, что в качества героина-рас-сказчицьг, носительницы программной точки эр ятя, использована сумасшедшая /или мнимосумасшедпая/. Она втягивает в мир своих воспоминаний окруяакцгсх в надежде, что ее близкие найдут в прошлом ключи к настоящему, поймут ее намерения и сами начнут действовать. Поэтому, монологи Иоганны - не просто повествование, рассказ, но исповедь и - даже в больней степени -проповедь, публицистическое выступление, замаскированное под бессвязный поток воспоминаний душевнобольной. ■
Разрабатывая образ "сумасшедшей" рассказчицы, Бёлль решает несколько идейно-художественных задач, и одна из них, весьма немаловажная, связана с модификацией приема "наивного рассказчика", дающего возможность показать привычные явления в неожиданном ракурсе. В более открытом виде этот прием задействован в "Доме.без хозяина", где он.в значительной степени определяет и стилистическое своеобразие, и содержательную актуальность романа.
В этом романе особая роль предназначена детям - в соот~. ■ ветсгвни с мзетои, занимаемым детьми вообще в социальной иерархии. Процесс вхождения в "нормаяьшЛ" взрослый мир-обязательно сопрякен для ребенка с.оценкой, приятием кли неприятием самых различиях моментов этого взрослого мира. Возникаетео поэтому, сочетание детской непосредственности, наивного, непредвзятого взгляда на действительность с. критическим подходом к ней предоставляет художнику множество выигрышных воз-когкостей при использовании детских образов. Особенно это существенно в тех случаях, когда автор создает кллвзшо проникновения во внутренний мир ребенка, становится на его точку зрзнкя, изобретает нз столько "ребенка в мире", сколько "игр в ребенке",' увиденный детскими глазами /как это и сделано в "Доме без хозяина"/. .. . ..
Система ценностей юных персонажей-рассказчиков в. этом , романе в основном совпадает с той, которую; Бёлль провозглаз ал в своей "эстетике гуманного". Двойственность общественной морали, сомнительность многих писаное к непкеагсх законов, противоречит, о которыми сталкиваются дети, но не могут их разрешить - это те основные моменты, что со всей, очевидностью проявляются именно благодаря своему отражении в сознании ребенка-рассказчика. .
Анализ образов детей-рассказчиков в роиан^ приводит.к' . выводу, что аутсайдзрстЕО'бёллевоккх персонажей ваьшается в
двух сферах - нравственной и бытовой, которая для отого писателя "одухотворена", теснейшим образом связана с нравственность» и служит рассказчикам для практической реализации их духовного сопротивления, неприятия действительности.
Подобну» взаимосвязь ветхого мира и высоких нравственных, этических материй демонстрируют романы "Глазами клоуна" и "Групповой портрет с дамой".
В первом из них рассказчик, он же и главный герой, - действительно клоун, мим, один из представителей "странных профессий" в. бёллевской прозе. Он, порвавший со своей буржуазной семьей, в сущности, такой же аутсайдер, "социальный дезертир", как и рассказчики в других романах Белля. Во втором романе "автор", собиратель и интерпретатор "свидетельских показаний" и документов, надеваяякй на себя маску "наивного рассказчика", - фигура до определенной степени загадочная, однако очевидно ле впискеахсатея в стандартные рамки.
Романы эти весьма различны по композиции, а, соответственно, и по тем методам, которыми создаются образы рассказчиков. 3 "Глазами клоуна" образ героя-рассказчика - не только средство, но и - и даже в большей степени - цель повествования, а в "Групповом портрете с дамой" - все же скорее средство, чем цель, своего рода рамочный образ, формирующийся как бы косвеннкм путем. Однако при сопоставлении отношения рассказчиков-аутсайдеров в том и другом романе ко многий ключевым проблемам современности, нравственным и социальным, выясняется, что их позиции, их системы ценностей во многом очень близки.
Рассказчик - ребенок, сумасшедший, чудак, так или иначе противостоящий "нормальному" большинству - это освобождение мысли от неизбежных условностей, официальных формул, "правильной" повествовательной логики'ради непосредственности, исповедальной откровенности, эмоциональной силы и, наконец, ради неожиданного взгляда на изображаемое. Критическая оценка действительности при использовании автором рассказчиков-аутсайдеров оказывается у&е как бы изначально заданной, присущей самому рассказчику, входящему в повествование как его неотъемлемая часть, и потому органичной, естественной, лишенной назидательности и ложного пафоса.
Проделанный в четвертой главе диссвртзцни анализ отдедь~ ных кошозиционно-стилястнческих повествовательных форм, тес-
-1П-
неИита образом спязашшх с приемом рассказчика, а иногда им же и поро-денньп,-помогает выявить то своеобразно, которое присуще именно бёллепскому использованию этого приема и во многом определяет творческий почерк писателя.
Сложная повестповательнпя "оптика", подача худо.т.ественно-го материала с помощью одного или нескольких рассказчиков, совмещение в произведении многих личных точек зрения, характерные для большинства романов Гёяля, служат создании смысловой многоплановости, формируют, подтоке?, повидает напряженность, художественную информативность текста,
. В систему интересующих нас повествовательных форм бходэт такой весьма существенный ке только длл внеззюй, комюзицион-ной, но 1; для внутренней, смысловой организации романа прием, ка1; ю;;тш; - сопряжение, столкновение частей художественного целого, в результате которого появляется нечто высшее, чем кх сумма. Свойственные романам Бёлля множественность точек эре-шк нескольких рассказчиков, сменящих друг друга в одном про-изведэнш, сам принцип уассказграння, отражающего процесс'магз-дения со всеми его характерными особенностям - ассоциация:«!, неонвдаиаыки ретроспективами, повторами - делает, монтирование, соединение различных фрагментов не;1збс:п!пэ!.
Экспрессивность и дополнительную смысловую глубину придает повествованию и "Домо без хозяина" и в "Бильярде в поло-вино десятого" "игра со временен". Разное восприятие рассказ-• чнкеши времена создает удивительные к сложно комбинации настоящего и епнзодов прошлого, Порохода от одного пласта к другому могут Сыть самыми раз1КИ5! - постопентам ют* решети, внешне на ттнзировдаымй ,* квзод£5 или скрытым;:. Однако в лв-бои случае такой контатс временных пластов, везущийся нвпрз-внчнам с точки зрения литературных'традшрй, достаточно обо-снозан психологией рассказчиков,
Одной кз существеннейших особенностей проза Езялк, создающей кал ее внегнве своеобразие, так и смысловую глубину, является повтор как "художественней призм, .связашыЛ с исполь» вовшшои рассказчиков, поскольку именно БзаинодейогЕИз к; точек зреши образует повэстаогагельнув основу для бюго приема и оправдывает его стеетно.
Кноясоть&нносгь точзк зрения раоскезчадеов» лдагщая в оо-иовэ коипозищюшго-са'илисгичеокого регокт большэтва романов Бёкля, обусяамЕкзаэт и сЕоообразио садй сиот^и! фери рэ-. та в иа - диалогов, внетнас к щг?решпж монологов, опись-
,-.-.¡3 и пр., и особенности функционирования зтой системы. Стилевое единство речи рассказчиков и персонажей, несобственно-прямой речи, речи повествователя позволяет Еёллю находить ин-тереснейпие варианты сочетания и взаимодействия самых разшк форл повествования.
Отрывистые, динамичные диалоги, усиливающие напряженность действия в повествовании, пространные лирические монологи, создахцке напряженность эмоциональную, а главное -своеобразные, часто неожиданные способы соединения различии* форм речи рассказчиков являются одной из отличительных черт стиля этого выдающегося писателя.
В заключен™ подведены итоги работы, сделаны некоторые выводы. Так, исследование показывает, что характерной особенностью художественной манеры Бёлля-прозаика стала функциональная нагругенность способа повествования. Роль приема рассказчика возрастает от малых по объему ранних рассказов к зрелш романам. СО-70-х годов по мере роста мастерства писателя.
В анализируемых романах со всей очевидностью.выделяется ряд или тип довольно своеобразных рассказчиков: сумасшедшие -дети - клоуны; чудаки, объединяете общими чертами - естественной или намеренной отстраненностью аз окружающего общества, отрицательным отношением, ко тотт традициям и нормам и, в силу, этого," нелицеприятным, критическим взглядом на действительность. Благодаря свое:,¡у -"выпадении из норки" эти рассказчики обладают большей повествовательной свободой, нетели ' герои традиционные, Еписнвазщиэся и в социальную, и в худо-. явственную систему, что дает писателю более широкие возможности для косвенного выражения своей точки зрения. При этом следует подчеркнуть, что нонконформизм рассказчиков-аутсайдеров у Бёлля не только выполняет вспомогательную функцию повествовательной "искажащей оптики", но и сам по себе, как явление, становится предметом, художественного исследования.
Своеобразие бёллевской творческой канере в значительной степени придают варьирование и соединение различных форм и способов повествования, типов рассказчика и повествователя, множественность точек зрения рассказчиков и, соответственно, использование художественно-стилистических приемов, связанных с приемом рассказчика. .
Романы Г.Бёлля 50-70-х годов демонстрируют, сколь многосторонни и своеобразны функции рассказчика в художественном произведении, являющегося во многих случаях организующим началом в повествовании.
Автору принадлежат следующие статьи по теме диссертации?
1. Особенности-построения характера в романе Г.Бёлля "Групповой портрет с дамой" //Проблема характера в зарубежных литературах. - Свердловск, 1091. - С. 43-53.
2. Роль "автора" в художественной системе романа Г.Бёлля "Групповой портрет с дакой" // Вестн. Ленингр. ун-та. -1991. Сер. 2, История, яз., лит. - Ел. 4. - С. "76-82.
3. Эволюция рассказчика в творчестве Г.Бёлля. - Л., 1990. -29 с. Рукопись депонирована з КНИОН АН СССР от 28.08.90, № 42771. ' •
Подписана к пгчзти 23.04.92. Тираж..110. Заказ 2Р7 Весллатио.
Отпечатано ва ротапринте СПТГТУ. 1^)5231,СПб.Полятэхвлческая 20.