автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Проблема развития личности в утопическом социализме Н.Г. Чернышевского

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Михалев, Сергей Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Свердловск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Диссертация по философии на тему 'Проблема развития личности в утопическом социализме Н.Г. Чернышевского'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Михалев, Сергей Александрович

ВВЕДЕ Н И Е

ГЛАВА I. ШИЛОСОШСКИЕ ОСНОШ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ

ЛИЧНОСТИ В УТОПИЧЕСКОМ СОЦИАЛИЗМЕ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО.

§ I. Сущность и особенности антропологического принципа Н.Г.Чернышевского.

§ 2. Антропологический принцип как философская основа утопического социализма Н.Г.Чернышевского.

ГЛАВА П. ИДЕАЛ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В УТОПИЧЕСКОМ СОЦИАЛИЗМЕ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО.

§ I. Общественные условия как основа формирования личности.г.

§ 2. Основные характеристики процесса развития личности "нового человека".

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Михалев, Сергей Александрович

Н.Г.Чернышевский - ".великий социалист домарксова периода.""^, признанный вождь русской революционной демократии 60-х годов XIX века. Его идейное наследие, составившее этап в развитии русской общественной мысли, было по достоинству оценено,защищено в идейной борьбе и критически использовано марксистской мыслью в России.

Актуальность темы исследования. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС говорилось о том, что "формировать, возвышать духовные потребности человека, активно влиять на идейно-политический и нравственный облик личности - важнейшая миссия социар листической культуры" . Проблема личности, ее всестороннего и гармоничного развития - центральная в научном коммунизме.В изучении этой темы научный коммунизм основывается на богатейшем наследии утопического социализма по проблеме личности. Научный социализм вобрал в себя лучшие достижения утопического социализма, в том числе идею новой личности, нового человека. Поэтому изучение истоков и исторического пути, которым проходило становление и формирование научного социализма, неизменно актуально. Г.В.Плеханов писал, что "в свое время утопический социализм оказал огромные услуги делу развития общественной мысли, в числе его представителей мы встречаем целый ряд поистине гениальных людей и относиться к нему с пренебрежением могут только самодовольные филистеры, не имеющие ни малейшего понятия о том, как развивалась человеческая мысль"3. Именно утопическому социализму Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.41, с.55. ^ Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня

1983 г. М. , с.47.

3 Плеханов Г.В. Н.Г.Чернышевский. СПб,, 1910, с.276. принадлежала заслуга постановки проблемы формирования всесторонне развитой личности, показа необходимости такого развития. Лучшие умы человечества и в их числе Н.Г.Чернышевский еще в XIX веке видели задачу социализма в преодолении односторонности развития человека и формировании всесторонне развитой личности, хотя еще не могли дать научного решения вопроса о сущности процесса развития личности и о путях его реализации.

Общеизвестно, что вершиной домарксовского социализма явился социализм русских революционных демократов и прежде всего социализм Н.Г.Чернышевского. В.И.Ленин писал, что "в каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры" и дальше "есть две национальные культуры в каждой национальной культуре. Есть великорусская культура Пуришкевичей, Гучковых и Струве, - но есть также великорусская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова"-^. Утопический социализм Н.Г.Чернышевского представляет собой элементы социалистической культуры допролетарского периода, составившие культурную традицию, призванную и сегодня сыграть важную роль в формировании нравственного облика личности. Идейное наследие Н.Г.Чернышевского по проблеме личности стало неотъемлемой частью той демократической культуры прошлого, которую хранит и на которую опирается советская социалистическая культура в деле формирования нового человека.

Наличие солидной традиции-в изучении идейного наследия Н.Г.Чернышевского еще не дает, на наш взгляд, оснований для вывода об исчерпанности данной темы. Это связано, во-первых, с тем, что и в литературе по истории философии и по утопическому социализм/ подчас нет вполне установившихся и общепринятых оценок мно Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.24, с.120, 129. гих важных пунктов его теоретических разработок, в том числе и по проблеме человека. Во-вторых, с тем, что тема развития личности у Н.Г.Чернышевского у большинства авторов не рассматривается как самостоятельная проблема его творчества, что не может не приводить к определенной утере специфики "личностной" проблематики, ее "растворению" в социальной философии мыслителя. В-третьих, методологический и теоретический уровень, достигнутый советской историко-философской наукой, позволяет использовать ее последние достижения для более глубокого и всестороннего анализа по данной проблеме.

В современной идеологической борьбе, когда со стороны немарксистских и антимарксистских авторов за рубежом наблюдается оживление внимания к истории русской общественной мысли, задача исследования с марксистско-ленинских методологических позиций еще недостаточно изученных сторон идейного наследия русских революционных демократов, в том числе проблемы развития личности в социалистической теории Н.Г.Чернышевского, является актуальной.

Степень разработанности проблемы. Изучение утопического социализма Н.Г.Чернышевского имеет в марксистской литературе давнюю традицию. Еще Г.В.Плехановым и Ю.М.Стендовым были сделаны первые шаги в марксистском исследовании этой проблемы. С тех пор идейное наследие Н.Г.Чернышевского хорошо изучено. О нем написано много содержательных научных и научно-популярных работ, в которых дается анализ социалистических взглядов русского мыслителя, сильных и слабых сторон его мировоззрения. Шесте с тем, знакомство с литературой о Н.Г.Чернышевском, особенно современной, показывает, что далеко не все в творчестве великого русского революционного демократа и социалиста изучено с одинаковой полнотой. Синтетической работы о Н.Г.Чернышевском - социалисте, насколько нам известно, нет, так же, как не получила еще адекватного отра

- б женин и не стала предметом специального исследования тема личности и ее развития в социалистической теории мыслителя. Знакомство с литературой с необходимостью выводит на проблему человека и ее связь с социалистическим идеалом русского революционного демократа. Эта тема является в теоретическом наследии Н.Г.Чернышевского едва ли не стержневой, всеобъемлющей, она вбирает в себя разные аспекты философских, экономических, исторических,эстетических и, в конечном счете, социалистических взглядов русского революционного демократа.

Существенную трудность в работе над выбранной темой составило то обстоятельство, что идея всесторонности развития личности у Н.Г.Чернышевского специальным предметом его теоретического анализа не была. Н.Г.Чернышевский свои идеи, касающиеся развития личности, редко излагал в систематизированной форме, они разбросаны по его статьям, рецензиям, художественным произведениям, письмам, написанным по различным поводам, они к тому же искажены эзоповым языком, необходимостью подлаживаться к требованиям царской цензуры. Поэтому задачей нашего исследования было представить прежде всего логику движений мысли Н.Г.Чернышевского в решении проблемы развития личности. Мы и попытались сделать это, показав ход мысли Н.Г.Чернышевского от изучения проблемы человека, его существования, от изучения человека как природно-антропологическо-го существа к анализу личности вообще и ее характеристик и дальше к показу нового человека как воплощения некоторых черт идеала социалистической личности.

Весь объем научной литературы,посвященной мировоззрению Н.Г.Чернышевского, в которой рассматривались бы проблемы личности, можно разбить на три категории работ. Во-первых, это работы общего характера, посвященные либо русскому утопическому социализму в целом, либо мировоззрению Н.Г.Чернышевского и других революционных мыслителей - демократов, которые в той или иной мере касаются этой проблемы. Сюда можно отнести работы Г.Г.Водолазо-ва, С.С.Волка, А.И.Володина, В.Е.Евграфова, Л.А.Когана, В.А.Ма-линина, Н.Н.Наумовой, В.С.Никоненко, И.К.Пантина, Е.Г.Плимака, М.М.Розенталя, У.Д.Розенфельда, Г.А.Соловьева, В.Г.Трофимова и др.1.

Во-вторых, работы, специально раскрывающие какой-то аспект, сторону проблемы человека, личности в мировоззрении Н.Г.Чернышевского. Это работы А.А.Азнаурова, В.Г.Евсюкова, Е.И.Зейлигер

Г^бинштейн, А.А.Лебедева, А.И.Новикова, М.И.Г^нт, З.В.Смирнор вой, О.П.Целиковой, Б.Н.Чикина и др. Водолазов Г.Г. От Чернышевского к Плеханову (Об особенностях развития социалистической мысли в России). М., 1969; Волк С.С., Никоненко B.C. Материализм Н.Г.Чернышевского. Л., 1979; Володин А.И. Утопия и история. М., 1976; Володин А.И., Карякин Ю.Ф., Плимак Е.Г. Чернышевский или Нечаев? М., 1976; Евграфов В.Е. Н.Г.Чернышевский. - В кн.: История философии в СССР. М.,1968, т.З; Коган Л.А. Философское завещание Н.Г.Чернышевского. -Философские науки, 1983, № 4; Малинин В.А. История русского утопического социализма. М., 1977; Наумова Н. Роман Чернышевского "Что делать?" М., 1972; Пантин И.К. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке. М., 1973; Розен-таль М. Философские взгляды Н.Г.Чернышевского. М., 1948; Ро-зенфельд У.Д. Н.Г.Чернышевский. Становление и эволюция мировоззрения. Минск, 1972; Соловьев Г.А. Эстетические воззрения Чернышевского. М., 1978; Трофимов В.Г. Социалистическое учение Н.Г.Чернышевского. Л., 1957; и др. Азнауров A.A. Этическое учение Н.Г.Чернышевского. М., I960; Евсюков В.Г. Проблема счастья в этике Н.Г.Чернышевского. Новосибирск, 1964; Зейлигер-рубинштейн Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. Л., 1978; Лебедев А. Разумные эгоисты Чернышевского. М., 1973; Новиков А.И. Нигилизм и

В-третьих, работы, специально посвященные проблеме человека, личности в теоретическом наследии Н.Г.Чернышевского и других русских революционных демократов. Это статьи Р.А.Башмаковой, Б.В.Емельянова, М.Т.Иовчука, Н.Л.Лейзерова, Н.П.Менькина,Н.Ф.Покровской и др.*

Цель и задачи исследования. Диссертант ставит целью исследовать в философско-социологическом аспекте проблем/ развития личности в утопическом социализме Н.Г.Чернышевского и рассмотреть вклад русского социалиста в разработку данной проблемы. Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

- выяснить логику формирования концепции развития личности у Н.Г.Чернышевского; нигилисты. Л., 1972; Рунт М.И. Проблема характера в критике революционных демократов. Народ и герой в критике Н.Г.Чернышевского. Куйбышев, 1975; Смирнова З.В. Взгляды Н.Г.Чернышевского на природу человека. - Философские науки, 1978, № 3; Целико-ва О.П. Революционно-демократическая этика Н.Г.Чернышевского. -В кн.: Очерки истории русской этической мысли. М.,1976; Чи-кин Б.Н. Из истории социальной психологии в России XIX века. МГУ, 1978; и др. Башмакова P.A., Емельянов Б.В. Проблема личности в социологии Н.Г.Чернышевского. - В кн.: Н.Г.Чернышевский и его наследие. Новосибирск, 1980; Иовчук М.Т. Проблема человека в передовых течениях русской мысли XIX века и в философии марксизма. -Философские науки, 1968, № 5; Лейзеров Н.Л. Революционные демократы о гармонично развитой личности. - В кн.: Гармоничный человек. Из истории идей о гармонически развитой личности. М., 1965; Менькин Н.П. Проблема личности в идейном наследии Н.Г.Чернышевского. - В сб.: Философско-социологические проблемы истории общественной мысли России и современность. Новосибирск, 1979; Покровская Н.Ш. Проблема личности в русском утопическом социализме (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов): Автореф.дис. .канд.филос.наук. Ростов-на-Дону, 1978.

- дать анализ философских основ проблемы личности, раскрыть содержательный и методологический аспекты антропологического принципа Н.Г.Чернышевского, показав связь проблемы человека с утопическим социализмом;

- выявить основные социологические характеристики понятия "личность" в трактовке Н.Г.Чернышевского;

- проанализировать роль общественных условий как основы формирования личности в утопическом социализме Н.Г.Чернышевского;

- рассмотреть основные социологические параметры процесса развития личности;

- определить сущностные черты идеала социалистической личности в социалистической теории Н.Г.Чернышевского.

Теоретическую и методологическую основу диссертационной работы составили труды классиков марксизма-ленинизма, их оценки идейно-теоретического наследия русских революционных демократов и Н.Г.Чернышевского. Автор широко использовал работы советских ученых по данной теме, а также по методологическим вопросам марксистско-ленинских историко-социалистических и историко-философских исследований. Важные методологические ориентиры содержатся в материалах июньского (1983 г.) и последующих Пленумов ЦК КПСС, в выступлениях руководителей партии и Советского государства.

Основными источниками исследования являются:

Полное собрание сочинений Н.Г.Чернышевского в 16-ти томах. М., 1939-1953, а также произведения Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена, Н.П.Огарева, В.Г.Белинского, Д.И.Писарева, Н.В.Шелгунова.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

I. В диссертации делается одна из первых в литературе попыток проанализировать в рамках философско-социологического подхода проблему развития личности в утопическом социализме Н.Г.Чернышевского в качестве самостоятельного объекта исследования.

2. В диссертации обосновывается вьщеление автором четырех уровней анализа структуры разрабатываемого Н.Г.Чернышевским антропологического принципа.

3. В диссертационной работе показано, что Н.Г.Чернышевским предпринята оригинальная попытка преодоления узости натуралистического понимания сущности человека.

4. В диссертации сделана попытка четко установить и проанализировать основные характеристики понятия "личность" в трактовке Н.Г.Чернышевского. Приоритетным моментом диссертации выступает анализ понимания Н.Г.Чернышевским сил личности, их роли в развитии личности.

5. В диссертационном исследовании раскрывается понимание Н.Г.Чернышевским процесса развития личности, впервые дается целостный анализ основных характеристик этого процесса, таких, например, как "самостоятельность". Предпринята попытка рассмотреть процесс развития личности как проблем/ самореализации человека. Показан вклад русского ученого в разработку проблемы развития личности.

6. В диссертации уточняется понимание черт вдеала социалистической личности в утопическом социализме Н.Г.Чернышевского, дается их характеристика.

Апробация работы. Выводы и положения диссертации излагались автором на П Межвузовской конференции молодых ученых "Развитие фундаментальных и прикладных исследований", посвященной 60-летию переименования Петрограда в Ленинград (Ленинград, 1984 г.), на 1У Всесоюзных философских чтениях молодых ученых "ХХУХ съезд КПСС и актуальные проблемы марксистско-ленинской философии" (ПМЛ "Жемчужина", 1984 г.), на ежегодной областной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов (Свердловск, 1981,

1982, 1983 гг.).

Содержание диссертационной работы обсуждалось на кафедре научного коммунизма и социологии философского факультета Уральского государственного университета им,А.М.Горького. По теме диссертации имеется 5 научных публикаций.

Практическая значимость исследования. Выводы, сделанные в результате проведенного анализа проблемы развития личности в утопическом социализме Н.Г.Чернышевского, могут быть использованы для дальнейшей разработки марксистской истории социалистических учений в России. Материалы диссертации могут найти применение при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсу теории научного коммунизма, а также в специальных курсах по истории социалистической мысли, теории личности, по проблемам коммунистического воспитания в вузах, университетах марксизма-ленинизма, сети партийного просвещения, во внеучебной лекционно-пропа-гандистской работе.

Исследование выбранной проблемы и полученные нами результаты убеждают в ее актуальности для современного воспитательного процесса молодого поколения, для теории и практики идеологической работы, для адекватного воссоздания целостной картины развития русской социалистической мысли.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема развития личности в утопическом социализме Н.Г. Чернышевского"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Естественным следствием развития социалистического общества и его культуры выступает возрастание интереса к передовому идейному наследию прошлого и,в том числе, русской социалистической мысли по проблеме личности. Наследие Н.Г.Чернышевского в этом плане идейно насыщено, интересно своими исканиями, актуально для современности, но пока еще недостаточно изучено в философско-со~ циологическом плане. В диссертационной работе предпринята попытка в какой-то мере восполнить этот пробел. В соответствии с этой задачей мы старались представить логику движения мысли Н.Г.Чернышевского по проблеме личности: от проблемы человека как центральной в его антропологическом материализме до становления и развития личности "нового человека" в будущем социалистическом обществе. Особенное внимание логика потребовала уделить характеристике личности "нового человека", которая в той или иной степени определяется социалистическим идеалом русского мыслителя. Подводя некоторые итоги исследования, необходимо отметить ряд положений, раскрывающих подход русского революционного демократа к проблеме личности и ее место в утопическом социализме Н.Г.Чернышев ского.

- Философской основой концепции развития личности в социалистической теории Н.Г.Чернышевского был антропологический материализм, который представлял в интерпретации Н.Г.Чернышевского форму философского материализма, носящую переходный характер от материализма созерцательного, метафизического к диалектическому. Движение Н.Г.Чернышевского в целом к созданию научной теории человека осталось незавершенным, однако он во многих существенных моментах приближался к пониманию процесса развития личности из ее общественных связей, анализируя социально-экономические и политические условия освобождения человека труда. Русский социалист в трактовке проблемы личности и ее развития двигался, хотя и не без противоречий, по цути историзма.

- Развитие личности в истории Н.Г.Чернышевский понимает как позитивное развитие и связывает его с освобождением личности от любых форм эксплуатации и угнетения, с объективным ходом общественного развития к социализму.

- Развитие личности связывается Н.Г.Чернышевским с "практической жизнью", с трудом как своей основой. Вне и помимо труда идеал развитой личности для Н.Г.Чернышевского неосуществим. Многосторонность практической деятельности человека составляет, по мнению русского социалиста, непосредственную основу духовного богатства личности.

- Развитие человеческой личности русский революционный демократ трактует как становление политически активной индивидуальности, имеющей систему убеждений, принимающей "самобытное участие в гражданских делах".

- Самоутверждение личности рассматривается мыслителем на путях общественно-полезной деятельности. Развитие личности не сводится, по его мнению, только к умственному развитию, к интеллектуальной подготовке человека, но предполагает, и в этом суть развития, пробуждение, развитие, воспитание "лучшей стороны человеческой природы", а именно: общественного характера интересов личности, ее сопричастности широким общественным проблемам. Поэтому развитие личности истолковывается русским социалистом как процесс, имеющий общественную ценность. "Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественных делах, без влияния чувств, пробуждаемых участием в них", - так выразил

Н.Г.Чернышевский основной постулат революционно-демократической морали (т.5, с.169).

- русский философ рассматривал процесс развития личности как общественный по содержанию и личностный по форме своего осуществления. В основе его лежит человеческая деятельность, осуществляемая в определенных социально-экономических условиях,"обстоятельствах". Признавая решающую роль общественных условий в формировании и развитии личности и, находясь, таким образом, в русле западно-европейских социалистических учений (Р.Оуэн), русский социалист уделяет значительно больше внимания проблеме активности личности в процессе развития. Н.Г.Чернышевский подчеркивает большое значение для формирования "новых людей", в процессе духовного освобождения личности, активности, целеустремленности человека, его самовоспитания, "образования" человеком самого себя.

- Требование Н.Г.Чернышевского "развивать человека в человеке" (- это требование к человеку в его целостности, требование, которое предъявляется не одной стороне человеческой "природы", а к человеческой личности во всей полноте ее жизнедеятельности. Идея всесторонности развития получает у русского мыслителя воплощение в идее гармоничного развития всех сторон человеческого существа, целостного единства сил человеческой "натуры".

- Развитие личности понималось Н.Г.Чернышевским как процесс, ведущий к духовному богатству человека, к расцвету его индивидуальности, как самореализация личности. Мыслитель утверждает развитие человеческой природы как самоцель.

- Важной обобщающей социологической характеристикой процесса развития личности в утопическом социализме Н.Г.Чернышевского выступает понятие "самостоятельности", выражающее качественную характеристику человеческой деятельности, степень социальной свободы ее выполнения.

- Н.Г.Чернышевский - утопический социалист. Но он одновременно и реалист,поскольку понимает невозможность единовременного осуществления идеала социалистической личности. Он угадывает поэтапный характер формирования "нового человека" в процессе революционной борьбы, рассматривая этот идеал как реальную тенденцию развития самой человеческой истории, отмечая, в частности, что сама "экономическая история движется к развитию принципа товарищества." (т.9, с.643).

Нам представляется важным отметить то обстоятельство, что проблема развития личности в утопическом социализме Н.Г.Чернышевского представляет собой сложную и чрезвычайно обширную тему исследования. Поэтому из-за ограниченного объема работы мы не смогли рассмотреть в ней ряд аспектов данной проблемы, которые с необходимостью входят в эту тему, в именно: проблема смысла жизни, некоторые вопросы личных отношений, проблема женской эмансипации, ибо Н.Г.Чернышевский, как и Ш.^урье, полагал, что степень женской эмансипации представляет естественное мерило "всеобщей эмансипации" и т.д. Безусловно требует дальнейшего исследования сравнительно мало разработанная проблема самореализации личности как выполнение ее жизненной цели и назначения, которая составляет существенную сторону взглядов Н.Г.Чернышевского и других русских революционных демократов по проблеме личности и ее развития. Представляется, что данные вопросы могут стать предметом дальнейших исследований. Названные направления, конечно, не исчерпывают всех возможных путей исследования этой темы. Изучение проблем теории личности в наследии русских революционных демократов будет открывать новые аспекты, которые будут анализироваться диссертантом в ходе дальнейшей работы.

 

Список научной литературыМихалев, Сергей Александрович, диссертация по теме "Теория научного социализма и коммунизма"

1. Маркс К. Экономическа-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.41-174.

2. Маркс К. О книге Фридриха Листа "Национальная система политической экономии". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42,с.228-258.

3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т.З, с. 1-4.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений (I глава "Немецкой вдео-логии"). Маркс К., Энгельс Ф. Избр.произв. В 3-х т. - М.: Политиздат, 1970, т.1, с.4-76.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.419-459.

6. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. 4.1. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, чЛ, с.3-508.

7. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Ч.П. Критика политической экономии (черновой набросок 1857-1858 годов). -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.2, с.5-392.

8. Маркс К. Генеральный Совет Международного товарищества рабочих членам комитета Русской секции в Женеве. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.16, с.427-428.

9. Маркс З.Мейеру. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.33, с.146-147.

10. Маркс К. Послесловие ко второму немецкому изданию первого тома "Капитала". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23, с.12-22.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Альянс социалистической демократии и Международное товарищество рабочих. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.18, с.323-452.

12. Маркс Н.Ф.Даниельсону. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.33, с.468-469.

13. Энгельс Ф. Эмигрантская литература. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.18, с.501-548.

14. Маркс К. Письмо в редакцию "Отечественных записок". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.19, с.116-121.

15. Энгельс Ф. Анти-Дюринг .Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20,с.5-338.

16. Маркс К. Замечания на книгу А.Вагнера "Учебник политической экономии". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.19, с.369-399.

17. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к наук. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.19, с.185-230.

18. Маркс К. Наброски ответа на письмо В.И.Засулич. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.19, с.400-421.

19. Маркс В.И.Засулич. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.35, с.136-137.

20. Энгельс Е.Э.Паприц. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.36, с.147-148.

21. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.343-626.

22. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21,с.269-317.

23. Энгельс Ф. Послесловие к работе "О социальном вопросе в России". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.22, с.438-453.

24. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? (Ответ на статьи "Русского Богатства" против марксистов). Полн.собр.соч., 5-е изд., т.I,с.125-346.

25. Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма. Сисмон-ди и наши отечественные сисмондисты. Полн.собр.соч., т.2,с.119-262.26.29,30,31,3233,34