автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Проблема смерти и бессмертия в лирике М. Ю. Лермонтова
Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Косяков, Геннадий Викторович
Проблема смерти и бессмертия на протяжении человеческой истории была и остается ценностным смысловым полем для выявления духовных интенций личности и культурной парадигмы в целом. На уровне мифологического и религиозного мировоззрений смерть и бессмертие всегда рассматривались в единстве и взаимообусловленности. М. Элиаде подчеркивает: «Более того, зарождение, смерть и воскресение (воз- рождение) понимались как три момента одного таинства.»1.
Смерть и бессмертие как системообразующие категории культуры могут быть осмыслены с онтологической, религиозной, этической и эстетической позиции. Отношение к смерти и бессмертию в каждой из форм мировоззрения и областей знаний о мире наполняется особым смыслом. Религиозное восприятие данного таинства предполагает веру в Бога, бессмертие души, разрешение проблем теодицеи, соотношения имманентного и трансцендентного. В этике же смерть и бессмертие оцениваются в системе сущностных категорий: добра и зла, смысла жизни и счастья.
В эстетике рассмотрение феномена смерти и бессмертия сопровождается постановкой вопроса о соотношении бесконечного и конечного в искусстве и устремленностью к объективированной форме бессмертия. Б.Т. Удодов, рассматривая истоки художественного творчества, заключает: «Инстинкт бессмертия является важным стимулом к творческому самоутверждению .»2.
Проблема смерти и бессмертия в лирике Лермонтова, являясь стержневой, фокусирует все отмеченные ценностные смыслы и отношения в йх единстве3. Хотя исследователи лермонтовского наследия частично
1 Элиаде М. Сакральное и мирское. М., 1994. С.122.
2 Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов: художественная индивидуальность и творческие процессы. Воронеж, 1973. С.175.
3 См: Перцов П. Лермонтов // Торжественный венок. М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. 1837-1999. М., 1999. С.201-209. 4 затрагивали отдельные тематические или культурологические аспекты, целостное осмысление проблемы до сих пор не представлено. Одна из причин данной ситуации - отсутствие в советскую эпоху должного научного интереса к религиозным истокам творчества Лермонтова, вне которых содержательное поле указанной проблемы резко сужается.
Под целостностью исследования означенной проблемы мы понимаем, во-первых, анализ идейно-тематического комплекса, связанного с категориями смерти и бессмертия в их единстве, во-вторых, учет синтеза онтологического, религиозного, этического и эстетического начал, имманентно заложенного в поэтической системе Лермонтова, в-третьих, единство национально-православного и западного источников миросозерцания поэта. Категории «смерть» и «бессмертие» в лирике художника нашли эстетическое постижение не в рамках отдельного образа, группы образов или мотивов, а на уровне миросозерцания как ключевая духовная проблема, напряженно ищущая разрешения и фокусирующая такие извечные вопросы, как преодоление родового страха физического разрушения, поиск абсолютных форм самовыражения, сохранение микрокосма, обретение полноты бытия.
Указанная проблема актуальна, так как позволяет осветить эволюцию лермонтовского творчества. Актуальность проблемы заключается в том, что она создает условия для выявления авторского самоопределения Лермонтова среди ценностных, метафизических и религиозных доминант, выражающих устремленность человека к бессмертию. Такими доминантами выступают: сохранение творческого, авторского «я» в произведении искусства, генетическое бессмертие в потомках, вера в предвечное существование души, эсхатологический идеал целостного воскресения. Постановка проблемы предполагает анализ художественного мира Лермонтова, раскрывающий отношение лирического героя к ближнему, бытию, Богу и ценностную систему Лермонтова.
Постановка означенной проблемы предоставляет возможность осмыслить как кризисные формы мировосприятия, явленные в творчестве 5 поэта (предстояние бездне, хулу, самоубийство), так и формы принятия мира и упования на Бога (эстетическую обработку православных идей успения, воскресения, Страшного Суда). Актуальным становится также постижение феномена смерти не только в качестве онтологической границы, но и как конструктивной границы хронотопа и композиции.
В изучении лермонтовского наследия в целом и анализируемой проблемы в частности можно выделить следующие этапы:
1) прижизненная критика;
2) критические обзоры и статьи 1840-х - 1880-х годов XIX века;
3) академическое литературоведение, философские и символистские интерпретации (1889 -1917);
4) советское литературоведение 1920-х - 1980-х годов;
5) современные литературоведческие работы о поэте.
Кратко охарактеризуем историю изучения проблемы, выделив на каждом этапе степень актуальности, идейную направленность и методы исследования.
Из прижизненной Лермонтову критики следует отметить статью В.Г. Белинского «Стихотворения М. Лермонтова» (1840) и рецензию С. Шевырева «Стихотворения М. Лермонтова» (1841). В указанной статье Белинского анализу поэтических текстов предшествуют рассуждения критика о смерти в философском и эстетическом аспектах, вводящие в интеллектуальный контекст эпохи. Размышления Белинского о жизни и смерти связаны с разработкой этических проблем. Так, мыслитель различает жизнь, наполненную духовным совершенствованием и ограниченное существование «раба житейских нужд»4 - последнее для человеческой духовности есть смерть. Белинский вслед за Г.В. Гегелем определяет полноту человеческой жизни наличием связи единичного с универсальным. Одним из первых в отечественной эстетике Белинский заострил внимание на феномене
4 Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова // Белинский В.Г. Поли. собр. соч.: В
13 т. М., 1954. Т. 4. С. 484. 6 эстетической границы: «Даже собственные наши чувства только тогда бывают предметом нашего наслаждения, когда мы освобождаемся от их томящей тяжести или от их трепетного волнения.»5. Временная граница, как отмечает мыслитель, помогает сохранить релевантные признаки, способствующие целостному осознанию пережитого. Белинский заложил основы для исторического метода в осмыслении творчества поэта, видя его истоки в мировоззренческих и общественных особенностях эпохи.
С. Шевырев, усматривая в творчестве Лермонтова «необыкновенный протеизм таланта»6, заложил основы для сопоставительного анализа произведения художника с ключевыми фигурами русской и западноевропейской поэзии. Раскрывая идейное многообразие творчества поэта, критик отмечает в нем наличие «чувство^ религиозного»7, что предвосхищает религиозно-философское направление в изучении творчества Лермонтова. Данные статьи вписаны в тот эстетический контекст, в рамках которого развивался гений поэта.
Проблема смерти и бессмертия в творчестве Лермонтова не была предметом детального анализа русской эстетической мысли 1840-х - нач. 1880-х годов, стремившейся описать ведущие мировоззренческие характеристики, выявить истоки демонизма и связь с традициями байронизма (Н.В. Гоголь, А. Григорьев), подчеркнуть влияние поэта на рост общественного самосознания (H.A. Добролюбов).
Так, Милюков в «Очерке истории русской поэзии» (1847) объединяет биографический и общественно-исторический подходы в осмыслении творчества Лермонтова и отмечает его экспрессивное богатство8.
Статья Н.К. Михайловского «Герой безвременья», хотя и была написана в з
5 4 Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова // Белинский В.Г. Полн. собр. соч.:
В 13 т. М., 1954. Т. 4. С. 490.
6 Шевырев С. Стихотворения М. Лермонтова. С. Петербург. 1840. В 12 - ю д. 168 стран. // Москвитянин. 1841. Часть II. № 3. С. 525.
7 Там же. С. 537.
8 Милюков А. Очерк истории русской поэзии. СПб., 1847. С. 209 7
1891 году, раскрывает народническое отношение к поэту в 1870-е - 1880-е годы. Размышляя о волюнтаризме в творчестве художника, Михайловский одним из первых подчеркнул остроту извечных вопросов бытия, поднятых поэтом. Источник трагизма лермонтовского творчества, по мысли критика, заложен в столкновении «человека, страстно жаждущего деятельности»9, с неблагоприятными общественными условиями.
В 1889 году была опубликована статья С. Андреевского «Лермонтов. Характеристика», знаменующая новый этап в изучении творчества поэта на фоне возникновения самобытных философских концепций, развития поэзии серебряного века, ожидания катастрофического разрешения русской культуры. Лермонтов воспринимается в эту эпоху как выразитель диалектического типа мышления и религиозного миросозерцания. Так, Андреевский поставил вопросы, связанные с диалектикой земного и небесного, конечного и бесконечного, предстоянием лермонтовского героя вечности, небесной родине и Богу. Априорными для исследователя стали идеализм, религиозность и стремление к бессмертию в лирике Лермонтова: «Он не терпел смерти, т.е. бессознательных, слепых образов и фигур, даже в окружающей его природе»10 . Андреевский четко обозначил различия между Пушкиным и Лермонтовым в их ценностных отношениях к смерти.
И. Анненский в статье «Об эстетическом отношении Лермонтова к природе» (1891) обратил внимание на поэтику и образную динамику творчества Лермонтова. Анненский охарактеризовал ключевые этические ценности поэта: свободу, любовь лирического героя к природе и Богу" .
О религиозном звучании поэтической «грусти» Лермонтова и её национальных истоках писал В.О. Ключевский в статье «Грусть (Памяти
9 Михайловский Н.К. Герой безвременья // Михайловский Н.К. Поли. собр. соч.: В 5 т. Изд. 4-е. СПб., 1908. Т. 5. С. 342.
10 Андреевский С.А. Лермонтов. Характеристика // Андреевский С.А. Литературные очерки. 4-е, доп. изд. СПб., 1913. С. 181.
11 Анненский И. Об эстетическом отношении Лермонтова к природе // Русская школа. Общепедагогический журнал для школы и семьи. 1891. Т. 2. Кн. VII - XII. С. 81. 8
М.Ю. Лермонтова, умер 15 июля 1841 г.)», 1891. Исследователь проследил эволюцию лермонтовского миросозерцания от интеллектуальных форм к «примирению с своею печалью»12, к открытости окружающему миру.
П.А. Висковатов в книге «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество» (1891) раскрыл биографические истоки мотивов самоубийства, трагической гибели, психологические особенности становления поэта.
В.Соловьев в статье «Лермонтов» (1899) увидел в поэте предтечу ницшеанской идеи сверхчеловека, свободного от страха смерти. Для Соловьева Лермонтов - яркое выражение эгоцентрического «Я», преодолевающего этические границы13. Критик отметил в творчестве художника пророчества относительно собственной гибели и фатализм.
Д.С. Мережковский в статье «М.Ю. Лермонтов. Поэт сверчеловечества» • (1908 - 1909), полемизируя с В. Соловьевым, подчеркивал метафизический характер творчества поэта. Мережковский указывал: «Никто не чувствовал так ясно, что смерти нет»14. Для Мережковского в лермонтовских образах значимо сохранение памяти о вечности, предшествующей воплощению души в земном мире. Критик затронул вопросы, связанные с истоками демонизма и богоборчества, отношением Лермонтова к христианству, Богу, Богородице.
А.Н. Пыпин, выразитель принципов культурно-исторической академической школы усматривал в Лермонтове явление эпохи 1830-х годов. По мысли Пыпина, невозможность полной реализации в рамках данной общественной ситуации, привела поэта к «меланхолическому пессимизму»15.
К.И. Арабажин, представитель психологической академической школы, стремился объяснить специфику творчества Лермонтова посредством п Ключевский В.Q. Грусть (Памяти М.Ю. Лермонтова, умер 15 июля 1841г.) // Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.,1991. С. 443.
13 Соловьев B.C. Лермонтов // Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С. 385.
14 Мережковский Д.С. М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества // Вопросы литературы. 1989. № 10. С. 106.
15 Пыпин А.Н. История русской литературы. Изд. 2-е, пересмотр, и доп. СПб., 1903.Т.4. С. 539. 9 индивидуальных черт личности художника - «наследственностью, воспитанием и талантом»16. Ученый оттенил в творчестве художника разочарование в жизни при сохранении глубокой веры в её значимость.
В книге Н. Котляревского «Михаил Юрьевич Лермонтов. Личность поэта и его произведения» синтезированы исторический, сравнительный и психологический подходы в изучении творчества поэта. По мысли автора, Лермонтов смог преодолеть как страх смерти, так и безусловное отрицание земного мира. Исследователь был убеждён в том, что для Лермонтова было значимо самоутверждение на земле, мечты же об инобытии являлись не
17 целью, а «отдыхом от минувших тревог в ожидании бурь грядущих» .
Юбилейный сборник «Венок М.Ю. Лермонтову» (1914) стал обобщающим, итоговым для данного периода коллективным научным трудом. Статья П.Н. Сакулина «Земля и небо в поэзии Лермонтова» раскрывает диалектику конечного и бесконечного, эволюцию художника от дуализма к монизму. С.В. Шувалов в статье «Религия Лермонтова», размышляя о религиозности в творчестве поэта, доказывает априорность веры Лермонтова в Бога и бессмертие. По мысли исследователя, смерть в творчестве поэта знаменует переход в инобытие. Автор усматривает в лирике Лермонтова стремление сохранить свою индивидуальность после смерти.
А. Закржевский в книге «Лермонтов и современность» (1915) сближает фигуры Лермонтова и Ницше. По заключению автора, Лермонтов стремился преодолеть в человеке его ограниченную природу, не принимая мира, созданного Творцом18. Подобная интерпретация вполне объяснима кризисным состоянием русской интеллигенции накануне потрясений 1917 года.
Советское литературоведение, сохраняя преемственную связь с позициями революционных демократов, прослеживало творческую эволюцию
16 Арабажин К.И. М.Ю. Лермонтов // История русской литературы XIX века. Под ред. Д.Н. Овсянико - Куликовского. М., 1909. Т. 2. С. 15.
17 Котляревский Н. Михаил Юрьевич Лермонтов. Личность поэта и его произведения. Петроград, 1915. С. 213.
I Я
Закржевский А. Лермонтов и современность. Киев, 1915. С.68-115.
Лермонтова в рамках определенных идеологических установок. Однако в научных трудах Б. Томашевского, Л .Я. Гинзбург, Ю.М. Лотмана,
М.М. Гиршмана получили концептуальную разработку проблемы метода, жанра, композиции, лирического героя, вне которых литературоведческая работа теряет глубину.
До сих пор актуальны труды Б.М. Эйхенбаума, в том числе книга
Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки» (1924), выводящая исторический метод в изучении творчества поэта на качественно новый уровень. Эйхенбаум раскрыл мировоззренческую связь Лермонтова с натурфилософией Ф. Шеллинга и любомудрами 19 . Исследователь проследил взаимодействие тем любви и смерти в поэзии Лермонтова.
Крупным достижением советского литературоведения 1930 - 1940-х годов следует считать статью В. Асмуса «Круг идей Лермонтова» (1941).
Исследователь подчеркивает, что Лермонтова страшила не смерть, а утрата личностной уникальности. Ученый оттеняет жажду объективированной формы бессмертия, проявившуюся в творчестве поэта. Поэтический анамнезис», по мысли Асмуса, есть не что иное, как плод конструктивного воображения, не имеющий самостоятельного онтологического статуса20.
В 1950 - 1960-е годы в моно,графических исследованиях Д. Максимова,
A.B. Федорова выявляется творческое самоопределение Лермонтова в контексте русской литературы и западноевропейских традиций, развитие основных тем и мотивов. В книге В.А. Архипова « М.Ю. Лермонтов. Поэзия познания и действия» признается, что проблема смерти - ключевая в творчестве Лермонтова и развивается в рамках «стройной атеистической 21 философии» .
В 1970-е - нач. 1980 -х годов в изучении лирики Лермонтова акценты
19 См.: Эйхенбаум Б.М. Литературная позиция Лермонтова // Эйхенбаум Б.М. Статьи о
Лермонтове. Л., 1961. С. 46 - 56.
20
Асмус В. Круг идей Лермонтова // Литературное наследство, т.43-44. М.Ю. Лермонтов. I. М„ 1941. С. 107.
21 Архипов В.А. М.Ю. Лермонтов. Поэзия познания и действия. М., 1965. С. 85. ^^ 11 постепенно сменяются. Е.А. Маймин, Ю.М. Лотман, В.И. Коровин, С. Ломинадзе, затрагивая частные вопросы означенной проблемы, выявляют своеобразие авторской позиции поэта в контексте эстетики романтизма. Коровин, в частности, внес большой вклад в постижение «поэтических антитез» Лермонтова. Маймин подчеркнул самобытность позиции Лермонтова в «Ночи. I», «Ночи. II», «Ночи. III» (1830) в сопоставлении с контекстом эпохи23. Ломинадзе раскрывает соотношение временного и вечного в лирических текстах Лермонтова, «антиномию вечности и мига»24. Итогом изучения проблемы смерти на уровне мотива, проявленного в
25 ряде контрастных образов, стали статьи И.Б. Роднянской «Сон» и К.И.
Кедрова «Смерть»26 в «Лермонтовской энциклопедии» (1981).
Паралллельно с этим возникает онтологический подход в изучении лирики Лермонтова, представленный в работах М.А. Козьминой27.
Исследователь выявляет истоки представлений Лермонтова о бытии, а также этическую содержательность проблемы бессмертия в лирике поэта.
28
Г.П. Макогоненко в книге «Лермонтов и Пушкин» намечает еще один подход к данной проблеме - выявление преемственности Лермонтова народнопоэтическому отношению к смерти.
В современном отечественном литературоведении интерес к данной проблеме предельно высок, что объяснимо, во-первых, недостаточной её изученностью в советскую эпоху, во-вторых, переломным характером культурной ситуации 1990 -х годов. На рубеже XXI в. литературоведение,
22 См.: Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. М., 1973. С. 17.
23 См.: Маймин Е.А. Романтизм Лермонтова // Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975. С. 120 - 124.
4 Ломинадзе С. Поэтический мир Лермонтова. М., 1985. С. 34.
25 См.: Роднянская И.Б. Сон, ст. Мотивы // Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С. 304.
26 См.: Кедров К.А. Смерть, ст. Мотивы // Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С. 310-311.
97
См.: Козьмина М. А. Художественное пространство и время в лирике М.Ю. Лермонтова // Индивидуальность писателя и литературно-общественный процесс. Воронеж, 1978. С. 2736.
28 См.: Макогоненко Г.П. Лермонтов и Пушкин. Л., 1987. ^^
12 закономерно обращаясь к национальным духовным истокам, вырабатывает новые мировоззренческие ориентиры.
Среди значительных современных исследований, посвященных творчеству Лермонтова, отметим монографию Т.Т. Уразаевой «Лермонтов: история души человеческой»29, в которой онтологическая проблематика анализируется с привлечением широкого философского контекста (Платона, Б. Спинозы, И. Гердера, Ф. Шеллинга), поэтических систем (И.В. Гете, Д.Г. Байрона), Библейских текстов («Книга Иова»), Исследователь поднимает вопросы, связанные с отношением Лермонтова к пантеизму и к эстетике западноевропейского романтизма.
В работах Л.А. Ходанен осмысляются проблемы мифопоэтики лермонтовского творчества: индивидуально-эстетическое отражение архаических мифологем, православно-христианских представлений о душе и сне30 . Автор выявляет мифологические источники лермонтовских образов и различные формы выражения мифопоэтического сознания в лирике поэта.
С.И. Ермоленко в диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук «Лирика М.Ю. Лермонтова: Жанровые процессы» анализирует истоки, своеобразие «ночной» и «кладбищенской лирики» художника в рамках эстетики романтизма31.
В.А. Котельников в статье ««Покой» в религиозно-философских и художественных контекстах»32 указывает на имманентную религиозность русской классики в художественном осмыслении проблемы смерти. Для исследователя первичными являются не романтические образные модели, а «религиозно - метафизические аксиомы» русского миросозерцания. Автор
29 Уразаева Т.Т. Лермонтов: история души человеческой. Томск, 1995.
30 См. Ходанен Л.А. Поэтика Лермонтова. Аспекты мифопоэтики. Учебное пособие. Кемерово, 1995. С. 5-20.
31 Ермоленко С.И. Лирика М.Ю. Лермонтова: Жанровые процессы. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Екатеринбург, 1996. С. 107.
32 См.: Котельников В.А. «Покой» в религиозно-философских и художественных контекстах // Русская литература. 1994. № 1. С. 3-41.
33 Там же. С. 6.
13 статьи анализирует эстетическое выражение православных представлений об успении, покое в Боге. Подобное выявление сакральных смыслов формирует новые аспекты изучения лирики Лермонтова.
В публикациях 1990-х годов, посвященных изучению онтологических воззрений Лермонтова можно выделить два направления. Первое традиционно отталкивается от эстетики романтизма, затрагивая мифопоэтические и культурологические аспекты (H. М. Владимирская34). Второе направление стремится выявить национально-православные истоки миросозерцания поэта (Н.И. Милевская35).
В зарубежном литературоведении затрагиваются частные аспекты данной проблемы, связанные с выявлением эстетических или биографических истоков мотивов и образов .
В настоящее время в науке сосуществуют исторический, культурологический, онтологический и национально-православный подходы к изучению лирики Лермонтова.
Предполагаемой целью нашего исследования является осмысление эволюции миросозерцания Лермонтова через призму его отношения к смерти и бессмертию. Мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Охарактеризовать парадигмальные представления о смерти и бессмертии в русской лирике первой трети XIX в.
2. Выявить диалогическую связь поэзии Лермонтова с философским, эстетическим контекстом эпохи и национально-православными духовными традициями.
3. Раскрыть источники лермонтовского онтологизма,
34 См. : Владимирская Н.М. Мотивы земного и небесного в контексте духовных исканий М.Ю. Лермонтова 1829-1832 годов // Художественный текст и культура. Тез. докл. Всероссийской науч. конференции. Владимир, 1993. С.27-29,
35 См.: Милевская Н.И. Мотив «сна» - «смерти» в раннем творчестве М.Ю. Лермонтова // М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания: Межвуз. сб. науч. тр. Ставрополь, 1996. С. 36-54.
36 См.: Jessie Davies The fey hussar. The Life of the Rtissian poet, Michael Yur'evich Lermontov, 1814 -41. Liverpool, 1989.
14 мифопоэтическую, ценностную содержательность ключевых образов и мотивов.
4 Уяснить значимость софийного и богородичного начал в эволюции лермонтовских представлений о смерти.
5. Осмыслить формы обращения лирического героя Лермонтова к бессмертному началу бытия.
Нас интересует эволюция символизма поэтической системы Лермонтова, анализ хронотопов лирических текстов.
Предметом исследовательской работы является целостный контекст лирики Лермонтова (1828 - 1841) в динамике становления и развития. На наш взгляд, сужение предмета до границ раннего периода творчества поэта (1828 - 1836) либо позднего (1837 - 1841) при поставленных нами целях не оправдано, так как проблемы, связанные с физической смертью и бессмертием души находят свое разрешение и новое образное выражение в поздней лирике поэта. В работе для уяснения эволюции и содержательности ключевых мотивов и образов также привлекаются поэмы Лермонтова («Мцыри», «Демон»), драматургия и письма поэта. Объектом исследования выступает сложный комплекс мировоззренческих проблем, связанных с отношением Лермонтова к жизни, смерти и бессмертию.
Специфика поставленных целей и объекта исследования определили выбор методов и приемов. Ключевая роль в работе отводится культурно-историческому методу, позволяющему проследить связь поэта с философским и эстетическим контекстом эпохи и развитие миросозерцания Лермонтова. Типологический и историко-генетический методы помогают раскрыть авторскую позицию Лермонтова в обработке мифологем, культурных традиций, связь с православными онтологическими представлениями.
В силу многотемности, диалектической природы большого числа поэтических текстов Лермонтова (1829 - 1831), при их анализе использованы приемы тематической, жанровой и образной классификации,
15 не нарушающей хронологического рассмотрения лирики поэта. В ряде случаев мы обращаемся к приемам языковедческого анализа. В работе применяется методология сравнительного, целостного и культурологического анализа.
В связи с отмеченным комплексом проблем, оговорим исходные установки, имеющие концептуальное значение для настоящей работы. Своеобразие художественного осмысления Лермонтовым проблемы смерти и бессмертия выявляется в диалоге с позициями как русских поэтов (В.А. Жуковского, A.C. Пушкина, Д. Веневитинова, С. Шевырева), так и европейских (Э. Юнга, Д.Г. Байрона, И.В. Гете, Г. Гейне).
Следует учитывать, как подчеркивает В.Н. Захаров, что <<русская литература была христианской» . Разграничивая имманентную религиозность Лермонтова и канонические формы православия, в плане постижения глубинных представлений о человеке, мире и Боге, где это оправдано, мы обращаемся к трудам Отцов Церкви и русских религиозных мыслителей: С. Булгакова, E.H. Трубецкого, Н.О. Лосского.
Нам видятся важными в методологическом плане взгляды М.М. Бахтина на смерть как эстетическую и этическую границу: «Трансгредиентными самосознанию, завершающими его компонентами являются границы внутренней жизни, где она обращена вовне и перестает быть активной из себя.»38. Ценностная граница создает основу не только для целостной оценки, но и для эстетизации человеческой жизни, которая, как и художественное произведение, имеет зачин, концовку и целостность.
Проблемы начала, конца и ценностной границы занимают важное положение в теории композиции39. Данные проблемы актуальны и в
37 Захаров В.Н. Русская литература и христианство // Евангельский текст в русской литературе X VIII - XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Сб. Науч. Тр. Петрозаводск, 1994. С. 5.
38 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 98. лд
См.: Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995. С. 174.
16 лермонтоведении. В лирике Лермонтова смерть как ценностная граница становится системообразующим фактором в построении хронотопа. Приближение кончины в лирике Лермонтова выявляет доминанты личности.
При анализе лирических текстов мы исходим из особенностей их родовой природы, неслиянности авторской позиции поэта и лирического героя. Опираясь на эстетику Бахтина, мы рассматриваем лирический текст в качестве диалогического и полифонического единства. Под авторской позицией мы понимаем творческое начало, создающее эстетическую целостность произведения, наделяющее переживания лирического героя универсальными смыслами.
Доминантами внутреннего мира лермонтовского героя в динамике его становления следует считать этический максимализм, напряженность, жажду познания, живой веры и поступка, устремленность к абсолютной полноте бытия, софийному и соборному началу любви.
Осмысление означенной проблемы на уровне миросозерцания неразрывно связано с анализом родовой природы лирического слова Лермонтова в диалектике и полифонии его смыслов. В европейской эстетической мысли (Ф. Шиллер, Ф.В. Шеллинг, Г.В. Гегель, Ф. Ницше) музыкальная основа лирики связывалась с интуитивным приобщением лирического субъекта к универсальному началу бытия. Гегель характеризовал специфику лирики следующим образом: «Все созерцания и чувства, как бы ни были они своеобразным достоянием поэта как отдельного индивида и как бы ни описывались в качестве таковых, должны обладать всеобщей значимостью.»40.
Ницше полагал, что музыка позволяет ощутить человеку духовное освобождение и полноту единения с «первым и всеобщим началом»41;
40Гегель Г.Ф. Лирическая поэзия // Гегель Г.Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1971. Т.1. С.493.
41 Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993. С. 156.
17 личностная самообъективация характеризуется немецким философом в качестве одной из образных вариаций дионисийской стихии.
В отечественном литературоведении XX в. в трудах Л.Я. Гинзбург, Г. Гачева идея синтеза в лирическом образе индивидуального и всеобщего
42 ^ наполнилась этическои содержательностью , раскрывающей национальные особенности русской культуры, которая стремится к достижению единства между микрокосмом человека и макрокосмом. Лексическая и семантическая обобщенность художественного образа, обусловленная, как подчеркивает А.Э. Еремеев, «синтетическим характером художественной деятельности»43, связуется с обобщенностью иного порядка: поэтическое слово становится выражением особого национально-культурного мировосприятия. Лирический образ-переживание стремится, с одной стороны, выявить вневременное в чувствах лирического субъекта, с другой - заострить непреходящую ценность каждого мгновения духовной жизни, представленной как процесс выявления доминант конкретного мирочувствования, обладающего внутренней историчностью.
В заключение отметим текстологическую основу диссертации. Текстуальный анализ произведений Лермонтова был осуществлен на базе академического издания: Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 4 т. М.-Л., 1958. Ссылки на тексты, кроме оговоренных особо, приводятся по данному изданию с указанием в скобках тома и номера страницы. В ряде случаев для сохранения авторской орфографии мы обращаемся к дореволюционному академическому собранию сочинений поэта: Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений: В 5 т. СПб., 1910.
Последовательность расположения глав и разделов обусловлена хронологическим принципом изучения лирики поэта и выделением стержневых образных представлений на каждом этапе.
42 См.: Гачев Г. Образ в русской художественной культуре. М., 1981С.61-71
43Еремеев А.Э. Русская философская проза. Томск, 1986. С. 155.
18
Первая глава работы посвящена рассмотрению источников лермонтовского миросозерцания в контексте традиций русской культуры и философских идей эпохи, самоопределению поэта в рамках традиций «ночной» и «кладбищенской» поэзии на материале ранней лирики Лермонтова (1828 -1836).
Во второй главе диссертации осмысляются формы приобщения лирического героя Лермонтова к бессмертному началу бытия, осуществление синтеза трансцендентного и имманентного в образной системе поэта, выявляются национально-православные источники мотива «последнего сна» и его эстетическое наполнение в поздней лирике художника (1837 -1841).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Миросозерцание Лермонтова совершило эволюцию от обостренных форм реакции на смерть (хулы, проникнутой страхом богооставленности, предстояния бездне, готовности к самоубийству), обнажающих трагическую антитезу имманентного и трансцендентного, ветхозаветное отношение к бытию, к принятию кончины в качестве успения, отдохновения и разрешения от земной ограниченности, к осуществлению синтеза имманентного и трансцендентного.
2. Предстояние лирического героя смерти обнажает устремление к богообщению и неприятие акциденций мирового зла.
3. Идеал целостного бытия и абсолютной формы бессмертия -мировоззренческая доминанта лирики поэта.
19
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема смерти и бессмертия в лирике М. Ю. Лермонтова"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лирика Лермонтова - целостная , динамичная система эстетических, этических и онтологических представлений о человеке и мире, прошедшая напряженный путь становления и развития. Проблема смерти во всей её мировоззренческой глубине стала актуальной для поэта уже на ранней стадии его творческой эволюции. В «ночной» лирике Лермонтова (1830 -1831), где заострены диалектика земного и небесного в мироощущении души, борьба добра и зла, четко разведены физическая кончина как разлучение души и тела, разрешение и переход в инобытие и вечная смерть как богооставленность «бесплотного духа». Родовой страх физической смерти уступает место сакральному страху, проникнутому острым осознанием утраты земной личностной уникальности и невозможностью обретения полноты бытия. Душа, находящаяся в области «узкого гроба», разрушения и мрака, устремлена своими интенциями к целостной форме бессмертия. Лирическая ситуация в «Ночи. I», «Ночи. II» созвучна ветхозаветной обращенности к Богу из бездны Иова и Давида. Напряженное неприятие акциденций зла, физического разрушения, острые сомнения приводят к зреющей хуле, проникнутой как пафосом отрицания, так и устремлением к целостности и полноте.
Бессмертие в форме «бесплотного духа» изначально не достаточно для ценностной системы поэта. Пробуждение героя к земной жизни моделирует необходимое целостное воскресение в единстве духа и тела. Диалогизируя с традициями «ночной» и «кладбищенской» поэзии Лермонтов, преодолевает конвенциональность и однолинейность образных моделей. Образы «гроба», «могилы», «колокола» получают диалектическую и полифоническую направленность, выражая динамику личностного становления, устремленного к осуществлению полноты бытия. Так, образ «могилы» в ранней лирике поэта знаменует, с одной стороны, обостренное выражение физического разрушения, обезличенности, с другой - необходимый отдых и покой.
Земное бытие воспринимается диалектически: и как кратковременное в сопоставлении с вечностью ограниченное бытие, и как ценностное поле для проявления души в различных формах: любви, самопознании, поступке, битве. В ранней лирике поэта каждое мгновение человеческой жизни наполняется полнотой мирочувствования и расширяется до бесконечности напряженной рефлексией, интроспекцией, предстоянием вечности.
Романтический принцип потенцирования и модель восхождения к Абсолюту наполняется в лирике поэта глубоким этическим содержанием, так как становятся конструктивным средством для создания ценностной позиции, позволяющей вынести приговор окружающей действительности, сфокусировать личностные доминанты, довести до максимального выражения философские раздумья и эмоции, разрешить земное в эсхатологическом.
Напряженные формы миросозерцания (хула, готовность к самоубийству, напряженные сомнения и масочная саркастичность) порождены противостоянием героя окружающему миру. Частотным становится перенос в сферу предвосхищаемого инобытия личностной напряженности в формах стихий, промежуточного положения между раем и адом. В ранней лирике поэта возникает закономерность: неприятие акциденций зла и духовной смерти становится источником предстояния лирического героя смерти, бездне, могиле. Предстояние смерти обнажает в герое все болевые доминанты.
В целом смысловое и экспрессивное отношение лирического героя ранней лирики Лермонтова к смерти близко ветхозаветному мироощущению. Смерть выступает в качестве роковой и родовой участи, бездны, которая, с одной стороны, привлекает героя вечностью, преодолением временной и пространственной ограниченности, с другой бездна страшна потерей личностной уникальности. Как правило, предстояние бездне всегда ориентировано не только в сферу инобытия, но и в область земного мира. Предстояние смерти всегда связано с обращением души к Богу. Чем кризиснее переживание, чем напряженнее сомнения, тем острее стремление к богообщению. Для лирического героя в богообщении важно приобщение к высшему этическому Абсолюту, творческой Силе, дарующей поддержку. Диалектика проблемы бессмертия в ранней лирике поэта предполагает как духовный низ (сферу оплотненного мира, идею небытия), но также живой акт веры, априорное утверждение идеи бессмертия души. В ранней поэзии Лермонтова объективированная форма бессмертия в искусстве, сопоставленная с призрачностью, не достаточна лирическому герою, ищущему онтологическую полноту. Ключевым противоречием в ранней лирике поэта выступает антитеза между желанием сохранить личностную уникальность и одновременным стремлением обрести забвение всех форм земной ограниченности.
В поздней лирике Лермонтова (1837 - 1841) идея полноты бытия утверждается не в максимально переживаемой интеллектуальной рефлексии, а в стремлении обрести единство с миром. Если в раннем творчестве поэта символизм и образная полифония достигается путем интеллектуальной диалектики, столкновения противоположных смыслов, то в поздней поэзии Лермонтова символизм выражает черты православно-христианского миросозерцания, которое видит в земном образе знак небесного прообраза. Рамки интеллектуальной диалектики и интроспекции в ранней лирике Лермонтова не позволяли обрести искомой полноты бытия, для достижения которой между героем и Богом должно было возникнуть ценностное поле земного бытия. Лирика Лермонтова прошла путь от обостренной рефлексии в связи с осознанием трагической антитезы трансцендентного и имманентного к достижению их синтеза и единства.
Синтез трансцендентного и имманентного - содержательная ^ доминанта многих произведений поэта. Стремление к онтологической полноте представлено в стихотворениях «Молитва» («Я, Матерь Божия»), «Памяти А.И. 0<доевско>го», «Молитва» («В минуту жизни трудную»), «Есть речи - значенье», «Как часто, пестрою толпою окружен», «Выхожу один я на дорогу». Образы природного мира («ландыш», «вечерний луч», «темный дуб») становятся символическим средоточием связи земного и небесного, фокусируя себе полноту бытия, деятельного покоя, а также имманентным свидетельством божественного начала. Онтологическая полнота и целостность активно воздействует на героя, просветляя и гармонизируя его сознание.
Для героя земное и конечное становятся живым свидетельством бесконечного и бессмертного. Герой приобщается к бессмертному началу бытия в звуке, слове, Логосе, которые несут ему предощущаемую полноту бытия. Слово, как мы указывали, становится концентрированным прообразом мироздания как творения, ибо его онтологический исток -свет. Молитвенное предстояние обнажает в герое его духовную динамику, диалогическую связь с божественным началом мира на уровне личностного переживания, а также этическую систему ценностей: любовь, покой, духовную чистоту и свободу.
Генетическая форма бессмертия в творчестве поэта наполняется уникальным содержанием - установлением духовной связи с человеком будущего на уровне интуитивной памяти. Взаимопереход временных рамок прошлого, настоящего и будущего, с одной стороны, позволяет герою принять участие в предвосхищаемом странничестве ребенка, сохранить его от опасностей окружающего мира, с другой - самому герою продлить собственное бытие в духовной памяти другого человека, которая побеждает пространственно-временные преграды и саму смерть. В сознании лирического героя прошлое, настоящее и будущее вступают в активное взаимодействие. Прошлое и настоящее устремлены в будущее, в сферу сохранения от забвения и воскресения. Категория памяти становится действенным аналогом воскрешения. Мирочувствование лирического героя в поздней лирике Лермонтова открыто соборному, бессмертному и целостному бытию.
В поздней лирике поэта смысловое и экспрессивное наполнение проблемы смерти претерпевает качественные изменения. На первый план выдвигается стремление сохранить всю полноту личностной жизни в единстве с природным миром, не растворяясь в нем. Сохранение телесно-духовной целостности в предощущении эсхатологического идеала, целостного бессмертия, обретение внутренней свободы и покоя становятся мировоззренческими доминантами Лермонтова в восприятии смерти.
В лирике Лермонтова сложными диалектическими отношениями связаны сферы любви и смерти. Любовь как доминанта личностного мироощущения и софийная сила, синтезирующая всеобщее и индивидуальное, земное и небесное, конечное и бесконечное, оформляет абсолютный идеал полноты бытия. Софийная и соборная любовь, являющаяся охранительным началом мира, противопоставлена дисгармоничной страсти, переносящей центр бытия в эгоистическое, смятенное мировосприятие, не способное обрести покой («Любовь мертвеца»).
Драматизм смерти смягчается тем, что земная жизнь и физическая смерть объемлются и охраняются софийным и богородичным началом мира. Кольцевой принцип охранительного покрова представлен в таких произведениях поэта, как: «Молитва» («Я, Матерь Божия»), «Ребенка милого рожденье». В «Памяти А.И. О <доевско>го» охранительные кольца обрамляют собой могильное пространство. В поздней лирике Лермонтова узкие сакральные рамки могилы размыкаются до масштаба «сырой земли», космоса.
Православная идея успения как гармоничного разрешения земного бытия, отдохновения и упокоения в предвосхищении воскресения, а также
182 идеал целостного бытия становятся доминирующими в образной системе Лермонтова. Как правило, образный ряд света, образ «сырой земли», ощущение целостности мира предшествуют прямому лирическому восхождению от сотворенного к Творцу. Как во время напряженных сомнений, так и в минуты просветления, герой сохраняет позицию личностного самостояния. Поэтический идеал всегда соотнесен с действием, деятельным покоем, сохранением потенциальной жизненной силы в единстве духовного и телесного.
Лермонтов, утверждая идеал абсолютной и целостной формы жизни и бессмертия, дистанцировался от любых форм акцидентного зла и ограниченности. Духовная смерть, нашедшая обличие в «масках», ниспровергается как актуализированные пустота и хаос И в поздней лирике отрицание духовно-мертвенного приводит к напряженной философской рефлексии по поводу жизни и смерти.
Непреходящее значение лирики поэта в том, что она раскрывает диалектику развития от конфликтных форм восприятия жизни и смерти к идее синтеза имманентного и трансцендентного, принятию мира и стремлению к единству с ним. Абсолютный идеал целостности, представление об охранительном начале мира, убежденность в сохранении духовной жизни за гробом, примирение с жизнью обнажают глубинную преемственность миросозерцания поэта православно-христианским представлениям о смерти, бессмертии и воскресении.
183
Список научной литературыКосяков, Геннадий Викторович, диссертация по теме "Русская литература"
1. Источники работы
2. Английская поэзия в русских переводах (XIV XIX века). Сборник. Сост. М.П. Алексеев, В.В. Захаров, Б.Б. Томашевский. На англ. и русск. яз. - М.: Прогресс, 1981.-684 с.
3. Боратынский Е.А. Полн. собр. соч.: В 2 т. / Под ред. и с примеч. М.Л. Гофмана. СПб.: Издание Разряда изящной словесности Императорской Академии Наук, 1914.
4. Веневитинов Д. Стихотворения. Проза. -М.: Наука, 1980.
5. Веневитинов Д., Шевырев С., Хомяков А. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1937.-313 с.
6. Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 7 т. /Коммент. Ю. Манна. М.: Художественная литература, 1986.
7. Гусляров Е., Карпухин О. Лермонтов в жизни: Систематиз. свод подлинных свидетельств современников /Вступ. ст. Д.С. Лихачева. Калининград: Янтар. сказ, 1998.-405 с.
8. Давыдов Д. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1984. - 204 с.
9. Данилов Кирша. Древния Российския стихотворения, собранныя Киршею Даниловым и вторично изданныя, с прибавлением 35 песен и сказок, доселе неизвестных, и нот для напева. М.: В типографии Семена Селиванова, 1818.-423 с.
10. Державин Г.Р. Стихотворения /Вступ ст. и подготовка текста В.П. Друзина. М. -Л.: Советский писатель, 1963. - 455 с.
11. Ю.Жуковский В.А. Полн. собр. соч.: В 3 т. /Под ред., с библиограф, очерком и примеч. A.C. Архангельского. СПб.: Издание А.Ф. Маркса, 1906.184
12. В.А. Жуковский-критик /Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.М. Прозорова. -М.: Советская Россия, 1985. 320 с.
13. Загоскин М.М. Сочинения: В 2 т. /Сост., вступ. статья коммент. A.M. Пескова. М.: Художественная литература, 1988.
14. Карамзин Н.М. Полн. собр. стихотворений /Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Ю.М. Лотмана. М.-Л.: Советский писатель, 1966. - 424 с.
15. Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: В 4 т. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958.
16. Лермонтов М.Ю. Полн. собр. соч.: В 5 т. /Под ред. и с примеч. Д.И. Абрамовича.-СПб., 1910.
17. Лермонтов в воспоминаниях современников. М.: Художественная литература, 1989.-671 с.
18. Новалис. Гимны к ночи /Пер. с нем. В. Микушевича. М.: Энигма, 1996.192 с.
19. Пушкин A.C. Полн. собр. соч.: В 17 т. М.: Воскресение, 1994.
20. Пушкин A.C. Стихотворения лицейских лет 1813 1817 /РАН, Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом). - СПб. : Наука, 1994. - 716 с.
21. Тютчев Ф.И. Полн. собр. соч. СПб.: Издание Т-ва А.Ф. Маркс, 1913. -468 с.
22. Юнг Э. Плач Э. Юнга, или Нощныя размышления о жизни, смерти или безсмертии, в девяти нощах помещенные: В 2 частях. М.: В губернской тип. А. Решетникова, иждивением М. Глазунова, 1799.
23. Byron G.G. The poetical works of Lord Byron. London, 1912. - 682 p.
24. Goethe J. W. Die Leiden des jungen Werther // Goethe J. W. Goethes Werke: in 12 b.- Aufbau Verlag Berlin und Weimar, 1981. - В. 5. - 440 s.
25. Heine H. Buch der Lieder. Leipzig, 1970. -310 s.1.. Справочные источники
26. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Гос. изд-во Иностранных и национальных словарей, 1955.185
27. Библейская энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора (репринтное издание). М.: Терра, 1991. - 902 с.
28. Лаврин А. Хроники Харона. Энциклопедия смерти. M.: Московский рабочий, 1993. - 511 с.
29. Лермонтовская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. -784с.
30. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Ялавный ред. С.А. Токарев. -М.: Советская энциклопедия, 1991.
31. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ Ltd., 1992.-960 с.
32. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995.-416 с.
33. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка (репринтное издание). -М.: Книга, 1989. Т.2. - Часть 2. II. - С. 1694 - 1695.
34. Тимофеев Л.И. Лирика // Краткая литературная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1967. - Т. 4. - С.208 - 213.
35. Тихонов А.Н., Боярикова Л.З., Рыжкова А.Г. Словарь русских личных имен. М.: Школа - пресс, 1995. - 736 с.
36. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.
37. I. Культурология и мифопоэтика
38. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Издательская группа Прогресс, 1992. - 528 с.
39. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Изб. ст. М.: Современник, 1982. - 464 с.
40. Веселовский А.Н. Из лекций по истории лирики и драмы //Весловский А.Н. Историческая поэтика: Л.: ГИХЛ, 1940. - С. 398 - 445.
41. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л.: Наука, 1991. - 207 с.
42. Лазарев В.Н. Византийская живопись. М.: Наука, 1971. - 406 с.186
43. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах // Чтения по истории и теории культуры. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994. - Вып. 4. - С. 40 - 50.
44. Миролюбов Ю. Сакральное Руси: В 2 т. М., 1996.
45. Росс Э.К. «Весной он вернется.» //Жизнь после смерти. М.: Советский писатель. Олимп, 1991.-С. 57 - 63.
46. Элиаде М. Священное и мирское. ML: Изд-во Московского ун-та, 1994. -144 с.1.. Православные источники и русская религиозная философия
47. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб.: Глагол, 1994. - 370 с.
48. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма (репринтное воспроизведение). М.: Наука, 1990. - 224 с.
49. Бердяев H.A. Смысл истории. -М.: Мысль, 1990. 174 с.
50. Брянчанинов И. Слово о смерти (репринтное издание). М.: «P.S», 1991. -320 с.
51. Будущая загробная жизнь: На основании Священного Писания и учения Святых отцов. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. - 125 с.
52. Булгаков С. Православие: Очерки учения православной церкви. М.: Терра, 1991.-416 с.
53. Булгаков С. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.-415 с.
54. Василиадис Н. Таинство смерти /Первод с новогреческого. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. - 592 с.
55. Духовный жемчуг. Новозыбков: Издание Древлеправославной Архиепископии Новозыбковской, Московской и всея Руси, 1992. - Вып. 1. -240 с.187
56. Закон Божий для семьи и школы /Сост. Протоиерей Серафим Слободской.- Московская Патриархия. Ленинградское епархиальное упр., 1990. 723 с.
57. Исайя, Авва. Слова блаженнаго аввы Исаии //Добротолюбие: В 5 т. /В русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского, доп. М.: Поломник, 1998. - Т. 1. - С. 251 - 406.
58. Лосский И.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. - 432 с.
59. Макарий Великий. Наставления святаго Макария Великаго о христианской жизни, выбранныя из его бесед // Добротолюбие: В 5 т.- М.: Паломник, 1998.-Т. 1.-С. 138-243.
60. Сирин Е. Духовные наставления. М.: Новая книга, Ковчег, 1998. - 304с.
61. Студит Ф. Подвижнические монахам наставления // Добротолюбие: В 5 т.- М.: Паломник, 1998. Т. 4. - С. 25 - 653.
62. Трубецкой E.H. Два мира в древнерусской иконописи // Трубецкой E.H. Избранное.- М.: Канон, 1995. С. 354 - 385.
63. Трубецкой E.H. Смысл жизни // Трубецкой E.H. Избранное.- М.: Канон, 1995.-С. 5-298.
64. Умное делание. О молитве Иисусовой. Сб. поуч. Святых отцов и опытных её делателей. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992.
65. V. Эстетические и философские труды
66. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -444с.
67. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. - 528 с.
68. Гачев Г. Образ в русской художественной культуре. М.: Искусство, 1981. -241с.
69. Гегель Г.В. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1971.
70. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества /Пер. и примеч. A.B. Михайлова. М.: Наука, 1977. - 704 с.188
71. Гинзбург Л.Я. О лирике. М. - Л.: Советский писатель, 1974. - 407 с.
72. Гиршман М.М. Литературное произведение и его автор как живое противоречие целостности мира и целостности текста // Проблема автора в художественной литературе. Ижевск, 1990. - С.5 - 6.
73. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. -М.: Высшая школа, 1991. 160 с.
74. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М., 1982.
75. Душина Л.Н. Ритм и смысл в литературном произведении. Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 1998. - 149 с.
76. Еремеев А.Э. Русская философская проза. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1989.- 192 с.74.3еньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991.
77. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. - 352 с.
78. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.- 959 с.
79. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1976. - 375 с.
80. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб.: Художественная литература, 1993. — С. 130 -249.
81. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. М. - Л., 1931. -243 с.
82. Успенский Б.А. Семиотика искусства. Л.: Языки русской культуры, 1995.-360 с.
83. Философия бессмертия и воскрешения: По материалам VII Федоровских чтений 8-10 декабря 1995.- Вып. 1. М.: Наследие, 1996. - 272 с.
84. Шеллинг Ф.В. Введение в философию мифологии // Шеллинг Ф.В. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1989. - Т. 2. - С. 159 - 374.189
85. Шеллинг Ф.В. Система трансцендентального идеализма // Шеллинг Ф.В. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1989. - Т. 1. - С. 227 - 489.
86. Шеллинг Ф.В. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах // Шеллинг Ф.В. Сочинения: В 2 т. -М.: Мысль, 1989. -Т. 1.-С. 86- 158.
87. VI. История русской и зарубежной литературы
88. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. -М, 1996-448 с.
89. Артемьева Т.В. «Область дай уму.» // Мысли о душе. Русская метафизика XVIII в. СПб.: Наука, 1996. - С. 5 - 75.
90. Вайнштейн О. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля // Чтения по истории и теории культуры. Историческая поэтика. М.: Российский государственный гуманитарный ун-т, 1994.-Вып. 6.-80 с.
91. Вацуро В.Э. Денис Давыдов поэт // Давыдов Д. Стихотворения. - Л.: Советский писатель, 1984. - С. 5-48.
92. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры: «Элегическая школа». СПб.: Наука, 1994.-240 с.
93. Грекова Е.В. Еще раз о трех очень известных романтических стихотворениях // Романтизм в литературном движении: Сб. науч. тр. -Тверь, 1997.-С. 104-114.
94. Захаров В.Н. Русская литература и христианство // Евангельский текст в русской литературе XVIII- XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Сб. науч. тр. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1994.-С. 5-11.
95. Канунова Ф.З. Нравственно-философские искания русского романтизма (30 40-е годы) и религия (к постановке проблемы) // Русская литература и религия. - Новосибирск: Наука, 1997. - С. 63 - 84.190
96. Костин В.М. A.C. Пушкин и «Поэмы Оссиана» Д. Макферсона // Проблемы метода и жанра. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1983. - Вып. 10.-С.99-111.
97. Котельников В.А. «Покой» в религиозно-философских и художественных контекстах // Русская литература. 1994. - № 1. - С. 3 - 41.
98. Крекнина Л.И. Христианско-мифологическая традиция в русской литературе 30 40-х годов XIX века. - Тюмень, 1997. - С. 56 - 60.
99. Кулешов В.И. Славянофилы и русская литература. М.: Художественная литература, 1976. - 288 с.
100. Левин Ю.Д. Оссиан в России // Макферсон Д. Поэмы Оссиана. Л.: Наука, 1983.-С. 502-534.
101. Маймин Е.А. О русском романтизме. М.: Просвещение, 1975. - 240 с.
102. Милюков А. Очерк истории русской поэзии. СПб.: Типография военно - учебных заведений, 1847. - 227 с.
103. Постнов О.Г. Тема смерти в ранней лирике A.C. Пушкина // «Вечные» сюжеты русской литературы: «Блудный сын» и другие. Под ред. Е.К. Ромодановской, В.И. Тюпы. Новосибирск: Институт филологии СО РАН, 1996.-С. 59-68.
104. Пыпин А.Н. История русской литературы. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1903. - Т. 4. - 677 с.
105. Реморова Н.Б. К вопросу о лирическом цикле у В.А. Жуковского // Проблемы метода и жанра. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1982. - Вып. 7. - С. 38 - 51.
106. Семенов Л.Е. О природе романтической метаморфозы // Романтизм в литературном движении: Сб. науч. тр. Тверь, 1997. - С. 12 - 22.
107. Смирнов A.A. Романтический принцип «самовыражения» в лирике В.А. Жуковского // Жуковский и литература конца XVIII XIX века. - М.: Наука, 1988.-С. 11-28.
108. Соловьева H.A. У истоков английского романтизма. М.: Изд-во МГУ, 1988.-232 с.
109. Сухарев С.Л. Стихотворение Байрона «Darkness» в русских переводах // Великий романтик Байрон и мировая литература. М.: Наука, 1991. - С. 221 -236.
110. Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. М.: Книга, 1990. -672 с.
111. Эткинд Е. Русские поэты переводчики от Тредиаковского до Пушкина. - Л.: Наука, 1973. - 248 с.
112. Янушкевич A.C. Влияние сентиментализма на Жуковского поэта // Жуковский и литература конца XVIII - XIX века. - М.: Наука, 1988. - С. 152- 169.
113. VII. Работы, посвященные творчеству М.Ю. Лермонтова
114. Андреевский С.А. Лермонтов. Характеристика // Андреевский С.А. Литературные очерки. СПб.: Тип. Т-ва A.C. Суворина - Новое Время, 1913.-С. 173-200.
115. Анненский И. Об эстетическом отношении Лермонтова к природе // Русская школа. Общепедагогический журнал для школы и семьи. 1891.Т. 2. - Кн. VII-XII. - С. 73 - 83.192
116. Арабажин К.И. М.Ю. Лермонтов // История русской литературы XIX века. Под ред. Д.Н. Овсянико Куликовского. - М.: Изд-во «Мир», 1909. -Т. 2.-С. 15-42.
117. Арабажин К.И. Поэт мировой скорби. Пг., 1914.
118. Архипов В.А. М.Ю. Лермонтов. Поэзия познания и действия. М.: Московский рабочий, 1965. - 472 с.
119. Асмус В. Круг идей Лермонтова // Литературное наследство, т. 43 -44. Лермонтов. I. -М.: Изд-во АН СССР, 1941.- С. 83 128.
120. Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова // Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. -М.: Изд-во АН СССР, 1954. Т. 4. - С. 479-547.
121. Бельдиян В.М. Нить созвучий (Гете Лермонтов - Михайлов -Абай) // Народная культура Сибири: Материалы IV научно- практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. - С. 62 - 69. .
122. Буранок H.A. Драматическое стихотворение в лирике М.Ю. Лермонтова // Развитие жанров русской лирики конца XVIII XIX веков: Межвуз. сб. науч. тр. - Куйбышев, 1990. - С. 106- 118.
123. Бухштаб Б.Я. К истории текста стихотворения Лермонтова «Они любили друг друга так долго ^ нежно.» // Изв. АН СССР. Серия лит. и яз.- 1988.- Т. 47. № 2. - С. 181 - 185.
124. Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.- М.: Современник, 1987.- 494 с.
125. Владимирская Н.М. Мотивы земного и небесного в контексте духовных исканий М.Ю. Лермонтова 1829 1832 годов // Художественный193текст и культура. Тез. докл. Всероссийской науч. конференции. -Владимир, 1993. С. 27 - 29.
126. Гаспаров M.JI. «Когда волнуется желтеющая нива.»: Лермонтов и Ламартин // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М.: Новое литературное обозрение, 1995. - С. 150 - 158.
127. Герштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. М.: Художественная литература, 1986.-351 с.
128. Григорьян К.Н. Лермонтов и романтизм. Л.: Наука, 1964. - 300 с.
129. Гуревич А. Проблема нравственного идеала в лирике Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения 1814 1964. - М.: Наука, 1964.- С.149- 171.
130. Дудышкин С. Вместо предисловия // Лермонтов М.Ю. Сочинения: В 2 т. СПб.: 1860 - С. VII - XXIV.
131. Евчук О.П. Этико-философская содержательность эстетического идеала М.Ю. Лермонтова: Автореф. дис. канд. филол. наук. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. - 22 с.
132. Ермоленко С.И. Лирика М.Ю. Лермонтова: Жанровые процессы. -Екатеринбург, 1996.
133. Жижина А. Д. Лиризм лермонтовского слова: Стихотворение Лермонтова «Горные вершины» // Русская речь. 1981. - № 4. - С. 23 - 27.
134. Закржевский А. Лермонтов и современность. Киев: Изд-во И.И. Самоненко, 1915. - 153 с.
135. Зырянов О. В. Концепт «покой» в лирике М.Ю. Лермонтова: (Фрагмент индивидуальной поэтической мифологии) // М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания: Межвуз. сб. науч. тр.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997. С. 123 - 129.
136. Иванова Т.И. Юность Лермонтова. М.: Советский писатель, 1957. -360 с.94
137. Ключевский В.О. Грусть (Памяти М.Ю. Лермонтова, умер 15 июля 1841 г.) // Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли.-М.: Правда, 1991.-С. 427-444.
138. Козьмина М.А. Проблема «человек и мир» художественно-философских исканиях М.Ю. Лермонтова // Концепции человека в русской литературе. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1982. - С. 3 - 12.
139. Козьмина М.А. Художественно-онтологические идеи в лирике М.Ю. Лермонтова // Русская классическая литература и современность. -Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1985. С. 24 - 40.
140. Козьмина М.А. Художественное пространство и время в лирике М.Ю. Лермонтова // Индивидуальность писателя и литературно-общественный процесс. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1978. -С. 27-36.
141. Коровин В.И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова. М.: Просвещение, 1973.-288 с.
142. Котляревский Н. Михаил Юрьевич Лермонтов. Личность поэта и его произведения. -Пг.: Типография М.М. Стасюлевича, 1915. 432 с.
143. Левин Ю.Д. Из реминисценций английской литературы у Лермонтова // Русская литература. 1975. - № 2. - С. 204 - 206.
144. Ломинадзе С. «Не кончив молитвы.» (К анализу стихотворения М.Ю. Лермонтова «Есть речи значенье.») // Вопросы литературы. - 1970. -№1.- С. 123- 132.
145. Ломинадзе С. Поэтический мир Лермонтова. М.: Современник, 1985.-288 с.
146. Лотман Ю.М. «Фаталист» и проблема Востока и Запада в творчестве Лермонтова // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. -М., 1988. С. 218 - 233.
147. Макогоненко Г.П. Лермонтов и Пушкин. Л.: Советский писатель, 1987.-400 с.195
148. Максимов Д. «Выхожу один я на дорогу». Стихотворение М.Ю. Лермонтова // Литература в школе. 1965. - № 6. - С. 13-21.
149. Максимов Д. Поэзия Лермонтова. Л.: Советский писатель, 1959. -326 с.
150. Мережковский Д.С. М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества // Вопросы литературы. 1989. - № 10. - С. 88 - 122.
151. Милевская Н.И. Мотив «сна» «смерти» в раннем творчестве М.Ю. Лермонтова // М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания: Межвуз. сб. науч. тр.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996. - С. 36 - 54.
152. Михайловский Н.К. Герой безвременья // Михайловский Н.К. Поли, собр. соч.: В 5 т. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1908. - С. 303 -348.
153. Найдич Э. Лермонтов и Пушкин // Звезда. 1987. - № 2. - С. 17 -20.
154. Новикова A.M. Творчество М. Ю. Лермонтова и народная песня // Новикова A.M. Русская поэзия XVIII первой половины XIX века и народная песня. -М.: Просвещение, 1982. - С. 171 - 182.
155. Перцов П. Лермонтов // Торжественный венок. М.Ю. Лермонтов. Слово о Поэте. 1837 1999. - М.: Прогресс, 1999. - С. 201 - 209.
156. Погребная Я.В. Мнимость смерти и материальность памяти в лирике М.Ю. Лермонтова и В.В. Набокова // М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания: Межвуз. сб. науч. тр. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997. -Вып. 4.-С. 98-111.
157. Пумпянский Л. Стиховая речь Лермонтова // Литературное наследство, т. 43 44. М.Ю. Лермонтов. I. - М.: Изд-во АН СССР, 1941. -С. 389-424.
158. Розанов В.В. «Вечно печальная дуэль» // Розанов В.В. Мысли о литературе. М.: Современник, 1989. - С. 217 - 231.196
159. Розанов B.B. М.Ю. Лермонтов (К 60-летию кончины) // Розанов В .В. Мысли о литературе. М., 1989. - С.263 - 273.
160. Розанов В. Пушкин и Лермонтов // Пушкин в русской философской критике.-М.: 1990.-С. 191-193.160. ' Рубанович А.Л. О типологии творчества М.Ю. Лермонтова // Типология художественного образа. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1984.-С. 17-75.
161. Сакулин П.Н. Земля и небо в поэзии Лермонтова // Венок М.Ю. Лермонтову. Юбилейный сборник. М.- Пг.: Издание Т-ва «В.В. Думнов, Наследники Бр. Салаевых», 1914. - С. 1 - 55.
162. Савинков C.B. Dramatis personae лермонтовской души // Филологические записки. Вестник литературоведения и языкознания. -1996.-Вып. 7.-С. 35-45.
163. Смирнова Н.В. Мотив смерти в художественной системе лирики М.Ю. Лермонтова // Вестник Удмуртского ун-та. 1993. - № 4. - С. 75 -77.
164. Соловьев B.C. Лермонтов // Философия искусства и литературная критика.-М., 1991.-С. 379-398.
165. Соловьева Г.И. Типологические особенности рифмы М.Ю. Лермонтова // Типология литературного процесса и индивидуальность писателя: Межвуз. сб. науч. тр. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1979. -С.32 - 41.
166. Спасович В.Д. Байронизм у Пушкина и Лермонтова. Вильна.: Издание Северо-западного книгоиздательства, 1911. - 89 с.
167. Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1973. - 702 с.
168. Уразаева Т.Т. Лермонтов: история души человеческой. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 1995. - 256 с.197
169. Федоров A.B. Лермонтов и литература его времени. Л.: Художественная литература, 1967.-363 с.
170. Фишер В.М. Поэтика Лермонтова // Венок М.Ю. Лермонтову. Юбилейный сборник. М.- Пг.: Издание Т-ва «В.В. Думнов, Наследники Бр. Салаевых», 1914.-С. 196-236.
171. Фохт У. Лермонтов. Логика творчества. М.: Наука, 1975. - 190 с.
172. Фризман Л.Г. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Есть речи -значенье.» // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. -1971.-№4.-С. 27-37.
173. Ходанен Л.А. Поэтика Лермонтова. Аспекты мифопоэтики. -Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1995. 93 с.
174. Ходанен Л.А. Фольклорные и мифологические образы в поэзии Лермонтова. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1993.
175. Шапошникова В.В., Шишлова С.Н. Словообраз душа в лирике М.Ю. Лермонтова // Русский язык в школе. 1997. - № 1. - С. 67 - 70.
176. Шевырев С. Стихотворения М. Лермонтова. С. Петербург. 1840. В 12 ю д. 168 стран. // Москвитянин. - 1841. - Часть II. - № 3. - С. 525 -539.
177. Шувалов C.B. Религия Лермонтова // Венок М.Ю. Лермонтову. Юбилейный сборник. М.- Пг.: Издание Т-ва «В.В. Думнов, Наследники Бр. Салаевых», 1914. - С. 135 - 164.
178. Щеблыкин И.П. Лермонтов. Жизнь и творчество. Саратов: Приволжское книжное изд-во, 1990. - 264 с.
179. Эйхенбаум Б.М. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки. -Л.: ГИЗ, 1924.-168 с.
180. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. Л. : Изд-во АН СССР, 1961.
181. Jessie Davies The fey hussar. The Life of the Russian poet, Michael Yur'h Lermontov, 1814 1841. -Liverpool, 1989.-421 p.