автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Проблема смысла русской истории XX века
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Клевцов, Павел Борисович
Введение
Глава I. Философское осмысление русской истории XX века
§ 1 .Понимание смысла истории в философии
§2.0сновные концепции русской истории XX века
Глава II Идеологии российского государства в XX веке и смысл истории
§ 1 Либерализм и марксизм в свете ценностей духовно-нравственного развития
§ 2 Коммунистическое и либеральное преобразование российского общества в XX веке
Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Клевцов, Павел Борисович
Актуальность темы исследования. Актуальность проблемы смысла русской истории XX в. объясняется тем, что Россия до сих пор остается страной, ценностно и мировоззренчески колеблющейся, неопределенной. Проблема смысла истории связана с представлением о цели истории. Запад (имеется в виду Западная Европа и Северная Америка), начиная примерно с XVIII в., определил для себя эту цель, сформулировав ее как гуманизм, либерализм, правовое государство. В дальнейшем эта цель уточнялась, подвергалась корректировке, но, в целом, история Запада предстает как последовательное воплощение этой цели в реальность.
Россия в тот же период истории (XVIII-XX вв.) предстает как выбирающая и так и не находящая в себе силы сделать окончательный выбор между западным представлением о смысле истории и собственным историческим опытом. Это выразилось в знаменитом споре русских интеллектуалов XIX в., славянофилов (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский) и западников (П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен). Противоречивость развития России была выражена во всей духовной, социальной, политической и экономической жизни на протяжении XVIII-XXbb.
В этот период русской истории происходила своеобразная «диффузия» ценностей и социальных практик. Необходимо исследование того, как, позитивно или негативно, влияли западные ценности на российское общество в XX в. От результатов такого исследования зависит представление о смысле истории - соответствует ли он западным идеалам и историческому опыту, как уверяют большинство современных философов, или российским национальным идеалам и истории, как утверждали отечественные религиозные мыслители.
Проблема смысла истории актуальна также по той причине, что в современной культуре и философии ведутся дискуссии по проблеме цели жизни и, в связи с этим, по проблеме духовной опустошенности, «бессмысленности» существования современного человека.
От решения проблемы подлинного качества ценностей, выбранных российским обществом в XX в., зависит тема смысла русской истории. Был ли наш опыт прошедшего столетия трагической ошибкой или мучительным движением к спасительной общечеловеческой цивилизации? От выбора российским обществом ценностей зависит его существование, развитие, место в мировой истории, положение в мире. Этот выбор особенно актуален в условиях процессов глобализации, навязывания Западом своих материалистических, потребительских ценностей, форм духовной, социальной, политической жизни.
Степень разработанности темы. Проблема смысла истории остается мало изученной в философии. Наиболее глубоко эта проблема исследовалась в русской религиозной философии XIX-XX вв. Н.А. Бердяев рассматривал эту проблему в книге «Смысл истории» (1918). Отечественный мыслитель разрабатывал христианскую философию истории. Смысл истории, с точки зрения Н.А. Бердяева, заключается в единстве, преемственности духовного развития человека. Основное содержание этого развития — духовный рост человека. Во многом схожую точку зрения отстаивал Е.Н. Трубецкой в книге «Смысл жизни» (1918). Данное представление о смысле истории в трудах русских религиозных философов, в условиях дефицита на понятие смысла в современной культуре, не должно быть отброшено. В нем есть, с одной стороны, идея объективной цели истории, которая связана с ценностью человека (его духовным совершенствованием), а, с другой, идея свободы человека следовать или не следовать этой цели.
В современной отечественной философии А.А. Казин («Последнее Царство. (Русская православная цивилизация)", 1998), А.А. Корольков («Русская духовная философия», 1998), Т. Горичева ("Христианство и современный мир", 1996), Хоружий С.С. («После перерыва. Пути русской философии», 1994), Большаков В.И. («Грани русской цивилизации», 1999), А. Черноглазов, В. Кондратович, Ю. Булычев, Б. Адрианов, Н. Мальчевский следуют этой традиции. В значительной степени, к этому направлению можно отнести и известного философа А.С. Панарина («Реванш истории», 1998, «Смысл истории», 1999). Христианская концепция смысла истории особенно плодотворна в исследовании смысла русской истории XX в. Необходимо ее дальнейшее развитие, сближение с современной философией, а также сравнительный анализ с западными концепциями Г. Гегеля, К. Маркса, К. Поппера, К. Ясперса и других.
Другим распространенным в отечественной философии направлением, исследующим смысл истории, является марксизм. С точки зрения одного из его представителей в современный отечественной философии B.C. Барулина, «Смысл истории. заключается в том, что от эпохи к эпохе, от одного общественного устройства к другому, более высокому, растет, развивается человек - это действительное богатство общества» (13, с.270). Однако ход развития человека связан, прежде всего, со сменой общественно-экономических формаций (B.C. Барулин отрицает необходимость коммунистической формации в соответствии с духом времени). Идея развития человека как смысла истории недостаточно соответствует онтологической основе марксизма. Общественно-экономические формации «поглощают» человека в его внутреннем (духовном) и внешнем (социальном) развитии.
Зарубежная философия истории развивалась в XX в. таким образом, что наличие объективного смысла в истории все более подвергалось в ней сомнению. Такой точки зрения придерживаются Э. Карр («Что есть история?», 1964),Т. Лессинг, В. Таймер, Ф.-И. Ринтелен. Самый известный западный философ, который отстаивал позицию субъективизма, то есть, отрицания объективных законов и смысла истории - К. Поппер. Он писал, что «история не имеет смысла», но «мы можем придать ей смысл (курсив автора - П.К.)» (142, т.2, с. 320).
Другой крупнейший мыслитель Запада XX в., который разрабатывал тему смысла истории, был Карл Ясперс. Его позицию в отношении смысла истории можно охарактеризовать как, в значительной степени, субъективистскую. Ясперс резко выступает против «тотальных концепций истории» (222, с. 264), которые представлены в христианстве, в философии Гегеля, Лессинга и других. По его мнению, эти концепции «втискивают» историю в «прокрустово ложе» доктрины. Философ говорит об экзистенциальном постижении смысла истории, индивидуализируя его познание. В результате, Ясперс отказывается четко определить всеобщий смысл истории, так как это означало бы, согласно его философской позиции, создание своей «тотальной концепции».
Концепция субъективизма уязвима с точки зрения того, каков будет статус нашего «придания истории смысла». Не будем ли мы бесплодными мечтателями и утопистами, не видящими, в чем заключается очевидный объективный смысл истории?
Проблема смысла истории тесно связана с проблемой смысла русской истории XX в. Базовые теоретические положения предрешают определенное решение более частной проблемы. Исследователей смысла русской истории можно разделить на те же группы, что и исследователей смысла истории. Специального исследования по проблеме смысла русской истории XX в. еще не проводилось. Как правило, эта тема разрабатывалась в рамках более широких тем. Одной из первых работ по этой проблеме были «Истоки и смысл русского коммунизма» Н.А. Бердяева (1937). В ней прослеживаются национальные интеллектуальные и исторические истоки данного явления. Работа представляет большую ценность с точки зрения анализа духовного смысла коммунизма. «Дух коммунизма, религия коммунизма, философия коммунизма, пишет Н.А. Бердяев - и антихристианские и антигуманистические» (20, с. 414). Коммунизм, по Н.А. Бердяеву, отрицает «.самостоятельную ценность и достоинство каждой человеческой личности, ее духовной свободы.» (20, с. 380) В то же время Н.А. Бердяев указывает на положительные стороны коммунизма - жертвенность, сверхличные ценности, отрицание частной собственности. Это исследование ограничено и временными (1937 г.), и тематическими (коммунизм) рамками.
Такой же точки зрения на смысл русского коммунизма как отпадения российского общества от христианских ценностей придерживались и другие русские религиозные философы — И.А. Ильин («Путь духовного обновления», 1953 г.), Г.П. Федотов («Судьба и грехи России», 1991), Б.П. Вышеславцев («Вечное в русской философии», 1955).
В современной отечественной философии истории данную точку зрения развивают И.Р. Шафаревич («Социализм как явление мировой истории», 1977), A.JI. Казин («Последнее Царство. (Русская православная цивилизация)",! 998), А. А. Корольков («Русская духовная философия», 1998), Большаков В.И. («Грани русской цивилизации», 1999), А.С. Панарин («Реванш истории», 1998). Она представлена не только в научной философии, но и в историософских работах деятелей Русской Православной Церкви - архимандрита Константина (Зайцева) («Чудо русской истории», 2000), архиепископа Серафима (Соболева) («Русская идеология», 1994), митрополита Иоанна (Снычева) («Русская симфония», 1998), М.В. Назарова («Тайна России», 1999).
Все эти авторы внесли свой вклад в исследование проблемы смысла русской истории XX в. Однако эта тема все еще требует дальнейшей разработки. Остается не изученной трансформация духовной сферы российского общества в XX в. Представители русской религиозной философии констатируют, в основном, факт того, что религиозно-духовная сфера российского общества в XX в. была, в значительной степени, разрушена. Между тем, важно понять, как именно она трансформировалась под воздействием западного опыта.
Проблема смысла русской истории XX в. исследовалась также представителями советско-марксистского направления в отечественной философии. В работах В.И. Ленина («Развитие капитализма в России», 1899,
Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата», 1919, «Детская болезнь «левизны» в коммунизме», 1920), И.В. Сталина («Об основах ленинизма», 1924, «К вопросам ленинизма», 1926, «Экономические проблемы социализма в СССР», 1952) Л.Д. Троцкого («Годы великого перелома. Люди старой и новой эпох», 1919, «Уроки Октября», 1924, «Преданная революция», 1936), Е.Н. Глезермана («Исторический материализм и социалистическое общество», 1967), Г.А. Зюганова («Россия и современный мир», 1995) рассматриваются масштабные политические, социальные, духовные изменения в советский период. Их исследования представляют ценность с точки зрения познания, главным образом, социально-экономических изменений в российском обществе в XX в. К примеру, В.И. Ленин и И.В. Сталин писали о роли государства в развивающемся социалистическом обществе. В.И Ленин настаивал на постепенном уменьшении значения государства по мере перехода его функций к гражданам. И.В. Сталин в 30-е гг. указывал на возрастание роли государства в условиях построения социализма в одной стране. Недостаток большинства этих работ заключается в догматизации научного познания, резкого отторжения дальнейших постмарксистских достижений западных общественных наук.
Глава современных российских коммунистов Г.А. Зюганов признает, что сегодня на первый план в историческом процессе выходят не классовые, а цивилизационные (то есть, ценностные) противоречия. Философ пытается совместить и даже примирить ценности дореволюционной и пореволюционной России. Он считает, что большевистская революция была необходима, но серьезной ошибкой русских коммунистов было разрушение национальных традиций. Представляется, что эта позиция не может быть достаточно плодотворна, так как неглубокий анализ марксизма и православия приводит к игнорированию сущностных различий между ними.
Исследование проблемы смысла русской истории XX в. в либеральном направлении уместно начать с западной философии и истории. Путь российского общества западные мыслители С. Фридрих, 3. Бжезинский («Тоталитарная диктатура и автократия», 1956), Ф.А. Хайек («Дорога к рабству», 1990), К. Поппер («Открытое общество и его враги», 1945), Р. Арон («Демократия и тоталитаризм», 1993), Д. Сорос («Советская система: путь к открытому общесту»,1986), Ф. Фукуяма («Конец истории и последний человек», 1993) и историки Д. Кеннан, Т. Рейс, Д. Спеньер, В. Вильяме, Г. Аспровиц, К. Фридрих, Р. Пайпс анализировали, как правило, сравнивая его с западным развитием. В современной отечественной философии с либеральных позиций проблему смысла русской истории исследовали М.С. Тартаковский («Историософия. Мировая история как загадка и эксперимент», 1993), А.В. Оболонский («Драма российской политической истории: система против личности»Д994), А.С. Ахиезер («Россия: критика исторического опыта», 1997), А.А. Ивин («Введение в философию истории», 1997). Все эти работы представляют большую ценность. В исследованиях западных авторов глубоко проанализированы отличия западного с одной стороны, и российского, советского обществ с другой стороны. В работах отечественных либералов подробно рассматриваются попытки внедрения в российском обществе западных ценностей, западных философских теорий (марксизм), западных социальных, политических, экономических форм и трудностей, которые возникают перед государством и обществом на этом пути. Однако труды отечественных философов ограничены в тематическом плане, так как проблема смысла русской истории XX в. не исследуется в них отдельно.
Кроме этого, все зарубежные и отечественные философы данного направления исходят из посылки, характерной для либеральной философии истории в целом, о гуманистичности Запада и «отсталости» России. Представляется, что такая оценка Запада преувеличена. Многие современные исследователи (А. Тойнби, А.А. Зиновьев, А.С. Панарин) жестко критикуют западное общество за разрушение духовных ценностей, за редукцию смысла жизни современного человека к поверхностным материалистическим ценностям.
На основе особенностей современного состояния изучения проблемы определяются следующие цели, задачи и методология работы:
Объект исследования. Объектом исследования являются смысл русской истории XX века.
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель работы заключается в исследовании смысла русской истории XX в. В соответствии с этим, в работе поставлены следующие задачи:
1. анализ существующих в философии истории концепций смысла истории с целью выяснения позиции, наиболее адекватной сущности истории
2. анализ концепций, в которых исследуется смысл русской истории XX в.
3. рассмотрение идеологий либерализма и марксизма (которые выступили в качестве господствующих в русской истории XX в.) в свете духовно-нравственных ценностей
4. определение характера воздействия идеологий марксизма и либерализма на русскую историю XX в.
5. исследование роли духовно-нравственного фактора в русской истории XX в.
Теоретическая и методологическая основа исследования. В основу исследования положен цивилизационный подход, в рамках которого мировая история воспринимается не как линейно прогрессирующая (Ф. Вольтер, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс), а как «разбитая» на несколько локальных цивилизаций. Один из основоположников этого подхода, А. Тойнби («Постижение истории», 1964), среди других выделял также православную цивилизацию, в которую, кроме Византии и балканских стран, входит Россия. Локальная цивилизация, в частности, Россия воспринимается нами не как местное образование, противостоящее универсальному западному опыту. Ценности православной цивилизации так же универсальны, как ценности западной.
Цивилизационный подход подразумевает представление о духовном, ценностном факторе как определяющем в историческом и социальном процессе. Поэтому основное внимание в работе уделено духовным изменениям в российском обществе в XX в.
В работе применяются герменевтический и междисциплинарный подходы (история, социология, богословие). Автором использовались общенаучные принципы в анализе истории и общественных явлений -историзм, детерминизм, объективность, системность, комплексность.
Источниковедческая база исследования. В качестве источников были использованы работы русских религиозных философов 19 - 20 в. по проблемам смысла истории (Н.А. Бердяев, «Смысл истории», Е.Н. Трубецкой, «Смысл жизни», 1918, П.Е. Астафьев, «Смысл истории и идеалы прогресса», 1885) и смысла русской истории XX в. (Г.П. Федотов, «Судьба и грехи России», Н.А. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма», «Философия неравенства», И.А. Ильин, «Путь духовного обновления», 1953, И.Л. Солоневич, «Народная монархия», 1973).
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые поставлена проблема смысла русской истории XX века, которая до сих пор не была объектом специального научного исследования. Диссертантом предпринята попытка:
1. дать сравнительный анализ основных концепций смысла истории в философской традиции
2. дать подробный анализ основных концепций смысла русской истории XX в.
3. рассмотреть идеологии либерализма и марксизма в свете духовно-нравственных ценностей
4. проанализировать процесс духовной трансформации российского общества в XX в. как целостный процесс
Основные положения исследования, выносящиеся на защиту:
1. Понятие смысла истории связано с аксиологическим основанием и исторического процесса, с ответом на вопрос, во имя чего человечество должно проживать историю.
2. Западная философия Нового и Новейшего времени постулирует высокую ценность человека как смысл истории, но онтологическая основа западных учений, в значительной мере, противоречит этой аксиологической установке.
3. Противоречия западной философии преодолевают русские религиозные мыслители (B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, Е.Н. Трубецкой), развивавшие христианскую традицию.
4. Смысл истории заключается, преимущественно, в духовно-нравственном развитии общества.
5. Концепция смысла русской истории XX в. русских религиозных философов (Н.А. Бердяева, Е.Н. Трубецкого, И.А. Ильина) наиболее адекватно выражает сущность этого периода, тенденции дегуманизации в нем.
6. Духовная трансформация российского общества в XX в. связана с постепенным включением России в западную цивилизацию. Советская система выступила в качестве первой, подготовительной стадии, носящей компромиссный характер. Либерализм становится последней и окончательной ступенью в этом процессе.
Теоретическая ценность исследования заключается в научном развитии взгляда на историю, и, в частности, русскую историю XX в., с точки зрения доминирования духовно-нравственного фактора.
Практическая значимость исследования определяется тем, что работа вскрывает духовную основу российского общества, без которой оно теряет не просто «национальную идентичность», а целостное представление о смысле индивидуальной и общественной жизни, смысле истории. Вопрос о национальной идее, столь актуальный в современной России, не может быть решен эффективно без учета ее духовно-нравственного потенциала. Результатами исследования также могут воспользоваться преподаватели вузов при чтении курсов по социальной философии, философии истории, отечественной истории и учителя средних школ для составления уроков по истории.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка (222 наименования).
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема смысла русской истории XX века"
Заключение
Исследуя проблему смысла русской истории XX в., мы определили, что смысл истории невозможен без существенного участия в ней свободной воли человека. С другой стороны, необходимым элементом смысла истории являются объективные ценности, ценность человека, его духовно-нравственного развития.
Современный философ А.С. Панарин отмечает, что к историческому процессу вполне применимы слова Ф. Хайека о рынке, «как о процедуре открытия таких состояний, которые в принципе не являются предрешенными, а значит и предсказуемыми заранее» (134, с.117). Однако в данном представлении о свободе человека в истории видно влияние субъективизма, который борется за свободу человека в истории, не стесненную какими-либо объективными ценностями. Общество в истории свободно, но это не означает, что его выбор невозможно предсказать.
Если общество выбирает путь разрушения нравственных норм, их релятивизации, всецелого подчинения человека материалистическим интересам, то его развитие приобретает негативные черты. Данный процесс выражается и на идеологическом уровне. Западная идеология либерализма часто связана с легитимизацией материалистических ценностей. Эта идея русских религиозных философов (Н.А. Бердяева, И.А. Ильина) находит научное подтверждение. В рамках либерализма все проявления духовной, культурной, социальной, политической жизни воспринимаются через призму «рынка», их денежной стоимости. Таким образом, великая идея И. Канта о том, что человек есть цель и не должен восприниматься как средство, на которую часто ссылаются либералы, оказывается нереализованной. Человек становится средством для другого человека, для его обогащения.
Идеология марксизма не стала действительным преодолением противоречий либерализма, так как К. Маркс вполне разделял либеральную установку на материалистические ценности как доминирующие. Удовлетворение именно материальных потребностей является основой удовлетворения духовных потребностей. С другой стороны, марксизм содержал в себе не интегрированные христианские элементы критики либеральных ценностей. Данное обстоятельство делало марксизм привлекательным для традиционных обществ, в частности, для России. Однако это была «ловушка»: под лозунгом преодоления противоречий капитализма российское общество приобщали к либеральному западному опыту. Когда процесс усвоения западного опыта привел к определенным результатам, идеология марксизма была отброшена государством, как выполнившая свою историческую роль.
Анализ показал, что не марксизм, а православие по-настоящему преодолевает кризис либерализма.
Побочными следствиями коммунистических и либеральных преобразований в XX в. стали насильственное навязывание западных ценностей, разрушение нравственных норм, закрепощение духовной сферы, редукция духовности к общественной жизни, распространение материализма. В русской истории XX в. после революций 1917 гг. усиливаются масштабные антигуманистические процессы.
Подчеркнем, что это не означает абсолютной отрицательности данных периодов. Общество развивало свой технический и научный потенциал, образование и культуру, повышался уровень жизни граждан. Советская система выгодно отличалась от западной капиталистической развитой социальной сферой — бесплатным здравоохранением и образованием, гарантированной занятостью работоспособного населения и другими чертами.
В исследовании подтверждается тезис о том, что ценность человека, его духовно-нравственного развития имеют объективный характер. Если общество перестает их воспроизводить, то оно терпит упадок.
Получает обоснование также представление о духовном факторе как доминанте социального и исторического развития. Основной идеей советской власти было, прежде всего, технологическое развитие, как основа будущего коммунистического строя. Однако глубинной причиной его кризиса стал духовный вакуум, неспособность марксистско-атеистической идеологии удовлетворить духовные потребности общества. «Центром» исторического процесса является духовно-нравственный аспект бытия общества.
Результаты нашего исследования имеют не только теоретическую, но и практическую значимость. Современное российское общество не преодолеет затянувшегося духовного, социального и политического кризиса, если не осознает значение духовно-нравственного определения смысла жизни и смысла истории. В свою очередь, это определение невозможно без философского осмысления духовных корней российского общества — православия. Данный процесс имеет не только объективно-онтологический, но и практический смысл, так как российское общество традиционно является «нравственноцентричным» (и в православный, и в советский периоды). Без идеи, которая будет оправдывать его существование с высоко-идеалистических позиций, оно не сможет не только развиваться, но и существовать. Современный отечественный философ А.С. Панарин считает, что компонентами «большой идеи» для России XXI в. должны быть социальная справедливость, «высокий патриотизм» (136, с.223) и «социокультурный консерватизм (курсив автора — П.К.) — своего рода фундаменталистская реакция «морального большинства», опирающегося на традицию и религию» (136, с.223).
Статья 18, п. 1 Конституции РФ гласит, что в нашем государстве «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной» (159, с.8). Данное положение легитимизирует многие негативные процессы в имформационной сфере российского общества. Под знаком 18 статьи Конституции происходит релятивизация нравственных норм, насаждение культа безнравственности, отрицание ценности целостного и последовательного мировоззрения как такового.
В этих условиях возвращение общества и государства к твердой духовной позиции, выраженное и на конституционном уровне, будет означать не только обретение смысла жизни для многих его членов, но и национальной идеи для общества в целом. Здесь можно вспомнить опыт таких государств как Греция и Италия, в которых глубокое взаимодействие Церкви и государства, зафиксированное и в официальных документах, происходит в условиях утверждения либеральных норм прав и свобод человека. При этом другие западные страны не обвиняют Грецию и Италию в нарушении прав человека.
Российское государство в постсоветский период проводило политику, весьма далекую от примеров Греции и Италии. Оно ориентировалось на США, в которых, общество, в религиозном отношении, предстает намного более разобщенным, чем российское. При президенте Б.Н. Ельцине (19911999) государственная политика в отношении Русской Православной Церкви не выходила за пределы помощи ей, как институту, который играет значительную роль в жизни общества. Однако Церковь не стала авторитетом для новой власти. Показательна неудача мирной инициативы Патриарха Алексия II в конфликте исполнительной и законодательной властей в октябре 1993г.
При приемнике первого российского президента В.В. Путине (президент — с марта 2000 г.), намечается более перспективное сотрудничество государства с православием. На информационном уровне даже происходит своеобразный возврат к системе симфонии духовной и светской властей.
Если взаимодействие православия с одной стороны и государства и общества с другой, будет развиваться дальше, то Россия вернется к возможности духовно-нравственного развития как основы своего бытия, от которой отказалось в 1917 г. Такой выбор не будет означать буквальную реставрацию, так как христианство всегда принимало положительные достижения внехристианской культуры и государственности. Например, права и свободы человека должны быть сохранены как конституционная норма, регулирующая конфликтные ситуации между гражданами, государством и гражданином и т.д. Возврат к дореволюционному прошлому будет означать «реставрацию духа».
Список научной литературыКлевцов, Павел Борисович, диссертация по теме "Социальная философия"
1.Августин Аврелий. О Граде Божием. \\ Соб. соч. в 4 т.т. - СПб: Алетейя,1998.Т.З - 350 с.Т.4 - 423 с.
2. Аврех А .Я. Царизм накануне свержения.-М.: Наука, 1989-252 с.
3. Аксючиц В.В. Идеократия в России.- М.: Выбор, 1995 176 с.
4. Алексеев Н.М. Христианство и идея монархини. \\ Путь-Париж, 1927,№6. С.21
5. Алексеев Н.М. Русский народ и государство.-М.: Аграф, 1998-635 с.
6. Анатомия революции. 1917 год в России: массы, партии, власть.-СПб.: Глаголь, 1994-444 с.
7. Антонович И.И. Социодинамика идеологий.-Минск: Наука и техника, 1995-372 с.
8. Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. М.,СПб: Perse,Университетская книга, 1999 - 543 с.
9. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. -М.: Текст,93 303 с.
10. Астафьев П.Е. Философия нации и единство и мировоззрения М.: Москва,2000 - 544 с.1.. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта.: В 2 т.т.Т.1.0т прошлого к будущему.-Новосибирск:»Сибиирский хронограф», 1997-804 с.
11. Бажанов Б. Воспоминания бывшего секретаря Сталина. Кривицкий В. Я был агентом Сталина.-Терра, Книжная лавка-РТР, 1997-431 с.
12. Барулин B.C. Социальная философия.-М.: Гранд, Фаир-пресс, 1999-560 с.
13. Баталов Э.Я. В мире утопии.-М.: Политиздат, 1989,317 с.
14. Бергсон А. Два источника морали и религии М.:Канон, 1994-383 с.
15. Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России.-М.: Сварог и К, 1997-540 С.
16. Бердяев Н.А. Смысл истории.-М.: Мысль,1990-300 с.
17. Бердяев Н.А. О назначении человека.- М.: Республика, 1993-383 с.
18. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства.: В 2 т.т.-М.: «Искусство», «Лига», 1994. Т.1-541 с.Т.2-510 с.
19. Бердяев Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Сварог и К, 1997 - 414 с.
20. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов.-М.: Библейские общества, 1995-1371 с.
21. Бодрийяр Ж. Америка. СПб: «Владимр Даль», 2000-204 с.
22. Большаков В.И. Грани русской цивилизации.- М.: Москва, 1999-384 с.
23. Бородай Ю.М. От фантазии к реальности.-М.: ИФ РАНД 995-296 с.
24. Бородай Ю.М. Эротика. Смерть. Табу. Трагедия человеческого сознания.-М.: «Русское феноменологическое общество», «Гнозис»,1996-413с.
25. Боффа Д. История Советского Союза.: В 2 т.т.-М.'Международные отношения, 1994.Т. 1-629 с. Т.З- 530 с.
26. Боханов А.Н. Распутин. Анатомия мифа М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 - 416 с.
27. Бохеньский Ю. Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков. -М.: Прогресс, VIA,93 187 с.
28. Булгаков С.Н., прот. Свет невечерний.-М.:Республика, 1994-414 с.
29. Булгаков С.Н., прот. Сочинения в 2 т.т.-М.:Наука, 1993.Т. 1-603 с.Т.2-750 с.
30. Бухарин Н.И. Революция и культура. Статьи и выступления 1923-1936 г.г.-М.:Фонд им. Н.И.Бухарина, 1993-350 с.
31. Быкова Н.Ф. Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля.-М.:Наука, 1993-270 с.
32. Вайт Э. Что кроется за Новым мировым порядком?- Jemison AL, USA, 1993-79 с.
33. Васильев Л.С. История Востока.: В 2 т.т.-М.: Высшая школа, 1994.Т. 1496 с. Т.2- 495 с.
34. Васильева Т.С. Сущность и смысл истории. Пермь: Пермский Университет, 1996-136 с.
35. Верт Н. История Советского государства.-М. :Прогресс-Академия, 1995540 с.
36. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса.-М.: Республика, 1994367 с.
37. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян.-СПб.: Норма, 1997-222 с.
38. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. -СПб.: Наука, 1993-477 с.
39. Гегель Г.В.Ф. Философия религии.: В 2 т.т.-М.:Мысль.Т.1-1975-531 с.Т.2-1977-572 с.
40. Геллер М., Некрич А. Утопия у власти.-London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1989-926 с.
41. Глазьев С.Ю. Экономический рост и Россия. \\ Русский вестник, 2002, № 5-6, с. 7
42. Гордин Я.А. Меж рабством и свободой.-СПб.: Лениздат, 1994-378 с.
43. Горичева Т.М. Христианство и современный мир. СПб.: Алетейя, 1996297 с.
44. Грациози А. Великая крестьянская война. Большевики и крестьяне. 19171933 гг.Пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001-96 с.
45. Гречко П.К. Концептуальные модели истории.-М.: Логос,1995-138 с.
46. Григорий Богослов, святитель. Собрание творений в 2 т.т.-Сергиев Посад: Троицко-Сергиева Лавра, 1994.Т.1-680 с.Т.2-596 с.
47. Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека.-СПб.: Axioma, 2000-220 с.
48. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Мишель и К, 1993 -503 с.
49. Гумилев Л.Н. От Руси до России.- М. : Сварог и К, 1998 336с.
50. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. СПб.: Глаголъ, СПбГУ, 1995-513 с.
51. Дарендорф Р. Мораль, институты и гражданское общество. \\ Путь, 1993, №3.
52. Дергунова Н.В. Свобода: от мечты к реальности. Очерки по истории западноевропейского классического либерализма.-Ульяновск: УлГУ, 2000229 с.
53. Домострой. СПб.: Лениздат, 1992-140 с.
54. Достоевский Ф.М. Дядюшкин сон; Село Степанчиково и его обитатели; Скверный анекдот; Зимние заметки о летних впечатлениях.-Л.: Лениздат, 1982-443 с.
55. Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней.-М.: Восточная литература, 1994-384 с.
56. Дюверже М. Политические партии. М.: Академический проект, 2000558 с.
57. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. Л.: Лениздат, 1991-207 с.
58. Зеньковский В.В., прот. Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 97-368 с.
59. Зеньковский В.В., прот. История русской философии. В 2 т. -М.: Тескт, 93. ТЛ 4.1 220 е., ч.2 - 279 с.Т.2 ч.1 - 254 е., ч.2 - 268 с.
60. Зимин А.А. Россия на рубеже 15-16 столетий. -М.:Мысль, 1982-331 с.
61. Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. Луизиана: Editions lage Dhomme, 1981-230 с.
62. Зиновьев А.А. Запад. Феномен западнизма. М.:Центрполитграф, 1995460 с.
63. Зиновьев А.А. Глобализация. \\ Русский Вестник,
64. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Мифы российского сознания и пути достижения общественного согласия,- СПб: СП6ГУД995 88 с.
65. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. -М.:Наука, 1994 443 с.
66. Зюганов Г.А. Россия и современный мир. М.: Обозреватель, 95 - 95 с.
67. Ивин А.А. Введение в философию истории.- М.: ВЛАДОС, 1997-287 с.
68. Игнатий Брянчанинов, святитель. Слово о человеке. СПб, 1995-73 с.
69. Игнатий Брянчанинов, святитель. Сочинения в 6 т. т.- СПб.: Изд. И. Л. Тузова, 1905. Т. 2-412 с.
70. Игрицкий Ю.И. Общественная трансформация в СССРи России после 1985 г.: взгляды и коцепции. М.: ИНИОН РАН, 1998-95 с.
71. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М.: Издательство МГУ, 1993- 163 с.
72. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М.: Изд-во МГУ,2000-304 с.
73. Ильин И.А. Для русских. Избранное. Смоленск: Посох, 1995-415 с.
74. Ильин И.А. Собрание сочинений. В 10 тт. -М.: Русская книга, 1998.
75. Иоанн Златоуст, святитель. Избранные беседы о повседневных вопросах христианской жизни.- М.: Отчий дом, 1999-628 с.
76. Иоанн (Снычев), митр. Русская симфония. СПб: Царское Дело,1998-494 с.
77. Иоанн (Снычев), митр. Одоление смуты. СПб.: Царское дело, 1995-205 с.
78. Ирибаджаков Н. Клио перед судом буржуазной философии. М.: Прогресс, 1972-358 с.
79. История России с древнейших времен до конца 17 в. (Под ред. А.Сахарова ) М.: ACT, 1997-575 с. С нач. 18 до конца 19 вв.-543 с. 20 B.-543 с.
80. Иустин (Попович), преподобный. Тайна России и славянства. СПб.: 1997-39 с.
81. Казин А.Л. Последнее Царство. (Русская православная цивилизация).-СПб.: Изд-во Спасо Преображенского Волокаламского м- ря,1998-140 с.
82. Капустин Б.Г. Идеология и политика в посткоммунистической России. -М.: Эдиториал УРСС,2000-136 с.
83. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием.-М.: «Алгоритм», 2000- 405 с.
84. Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории.-СПб.: Изд.Л.Ф. Пантелеева, 1887-346 с.
85. Карнеги Д. Как завоевывать друзей? Минск: Современный литератор, 2002-814 с.
86. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб.: АО Комплект, 1993-352 с.
87. Карсавин Л.П. Восток, Запад и Русская идея.- Пг, 1922-47 с.
88. Карташев А.В. Воссоздание Святой Руси.-М.: Столица, 991-251 с.
89. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.: Аспект- пресс, 1996-215 с.
90. Киреевский И.В. Избранные статьи.- М.: Современник, 1984-183 с.
91. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси.-М.: Аспект-пресс, 1996-366 с.
92. Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники.-М.:Мысль, 1993-416 с.
93. Кожинов В.В. Победы и беды России М.: ЭКСМО-Пресс,2002 - 512 с.
94. Кожинов В.В. Россия. Век ХХ-й (1901-1939). От начала столетия до "загадочного" 1937 г. (Опыт беспристрастного исследования).- М.: Алгоритм, Крымский мост, 1999-555 с.
95. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография.- М.: Наука, 1980-485 с.
96. Константин (Зайцев), архимандрит. Чудо русской истории.- М.: ИТЦ "Форум", 2000-863 с.
97. Конт О. Дух позитивной философии. -СПб: Лаборатория метафизических исследований при факультете СПбГУ, СПб философское общество, 2001 146 с.
98. Корольков А.А. Русская духовная философия-СПб.: РХГИ, 1998-573 с.
99. Коротаев В.И. Судьба "русской идеи" в советском менталитете (20-30 годы).- Архангельск: Издательство Поморского Педагогического Университета, 1993-108 с.
100. Кураев А.,диакон. Вызов экуменизма.-М.: Благовест, 1997-211 с.
101. Кураев А., диакон. О нашем поражении,- СПб: Светлояр, Благовест, 1999-539 с.
102. ЮЗ.Куртуа С., Верт Н., Панне Ж.-Л., Панковский А., Бартошек К., Марголен Ж.-Л. Черная книга коммунизма. Преступления, террор, репрессии. М.: Три века истории, 1999 - 786 с.
103. Лаппо- Данилевский А.С. Методология истории. Вып 1.-Пг, 1923-278 с.
104. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс-Академия, 1992-373 с.
105. Ленин В.И. Избранные сочинения в 10 т.т.-М.: Политиздат, 1986. Т.7-635 с. Т. 9-695 с.Т. 10- 688 с.
106. Леонтьев К.Н.,наш современник.-СПб.: Изд-во Чернышева, 1993-463 с.
107. Либерализм Запада. XVII-XX века. М.: Институт всеобщей истории, 1995-228 с.
108. Лисичкин В.А.,Шелепин Л.А. Глобальная империя зла. М.: Крымский мост-9д, Форум, 2001- 448 с.
109. Лобаев В.Е. Керигматическая теология Рудольфа Бультмана и современность. М.: Издательство МСХА, 2000 - 137 с.
110. Локк Д. Сочинения в 3 т.т.-М.: Мысль, 1988.Т.3.-668 с.
111. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие.-М.:»СЭИ», 1991-288 с.
112. Макарий, митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. В 2 тт. Т.1- М.: Паломник, 91 598 с. Т. 2-600 с.
113. Манхейм К. Диагноз нашего времени.- М.: «Юрист», 1994-700 с.
114. Маритен Ж . Знание и мудрость М.: Научный мир, 99 - 243 с.
115. Маркс К.,Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.-М.: Политиздат, 1984-63 с.
116. Маркс К., Энгельс Ф. Избр. Соч. В 10 тг.-М.: Политиздат, 1985.T.3-637 с.
117. Марцуль В.В. Внешнее финансирование экономики России: тенденции и перспективы. Автореферат диссер. на соиск. уч. степени кан. эк. наук -СПб : СПбГУ, 2002-29 с.
118. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин: «Христианская жизнь», 2001 447 с.
119. Мень А.,протопр. История религий.: В 2 т.т.-М.: Форум, 1997.Т. 1-232 с.Т.2-215 с.
120. Местр, де Ж. Петербургские письма. 1803-1817 г.г.-СПб.: Ина-пресс, 1995-334 с.
121. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII -начало XX вв.). В 2 т.т. СПб.: «Дмитрий Буланин», 1999. Т. 1 - 548 с. Т. 2 -566 с.
122. Митрофан (Зноско), епископ. Хроника одной жизни. К шестидесятилетию пастырского служения. 09.1935 09.1995 - М., 95 - 369 с.
123. Момджян К.Х. Введение в социальную философию.-М.: «Университет», «Высшая школа», 1997-445 с.
124. Назаров М.В. Тайна России.-М.: Русская идея,.- 1999-732 с.
125. Ницше Ф.Сихотворения. Философская проза.-СПб.: «Художественная литература», 1993-670с
126. Новик В.,игумен. Православие .Христианство. Демократия.-СПб.: Алетейя, 1999-365 с.
127. Оболонский А.В. Драма российской политической истории: система против личности. М.: Институт государства и права РАН, 94 - 352 с.
128. Обухов JI.A. Изнанка сверхценностных установок: моральный облик большевиков в годы гражданской войны. В сб.: Революция и человек. Быт, нравы, поведение, мораль,- М.: Ин-т российской истории РАН, 1997 222 с. с.161
129. Ольденбург С.С. Царствование императора Николая П.-СПб: Петрополь, 1991-644 с.
130. Основы марксистской философии. Учебник. М.: Политиздат, 1962 -656 с.
131. Пайпс Р. Создание однопартийного государства в советской России (1917-1918) \\ Минувшее: Исторический альманах -М.Д991.С.90-150
132. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М. : Независимая газета, 1993 -421 с.
133. Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе.-М.: ИФ РАН, 1995261 с.
134. Панарин А.С. Философия политики М.: Новая школа, 1996 - 423 с.
135. Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI в.- М: Логос, 1998 391 с.
136. Панарин А.С. Смысл истории \ Вопросы философии, 1999, №9, с. 3
137. Панарин А.С. Искушение глобализмом.-М.: Русский Национальный Фонд, 2000-379 с.
138. Панченко A.M. Русская история и культура. Работы разных лет.-СПб.: Юна, 1999-515 с.
139. Полеванов В.П. Технология великого обмана. -М. : 1995-240 с.
140. Помазанский М., прот. Церковь Христова и современное объединительное движение в христианстве. Holy Trinity Russian Orthodox Monasteri 62 - 17 с.
141. Поппер К. Открытое общество и его враги.: В 2 т.т.-М.: Культурная инициатива, 1992.Т. 1-446 с.Т.2-525 с.
142. Проблема человека в западной философии.-М.: Прогресс, 1988-547 с.
143. Протестантизм. Словарь атеиста.-М.: Политиздат, 1990-318 с.
144. Пути Евразии.Русская интеллигенция и судьбы России.-М.: Русская книга, 1992-428 с.
145. Рандерс К. За пределами роста. Продолжение знаменитого доклада Римскому клубу «Пределы роста». -М.: Прогресс, Пангея, 1994-304 с.
146. Рассел Б. История западной философии в ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. М.: Академический проект,2000 - 768 с.
147. Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой Французской революции.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1989-535 с.
148. Религиозные традиции мира.: В 2 т.т.-М.: Крон-пресс, 1996.Т. 1-576 с. Т.2-627 с.
149. Религия и общество.: В 2 т.т.-М.: Наука, 1994.Т. 1-299 с.Т.2-202 с.
150. Розанов В.В. О себе и жизни своей.-М. : Московский рабочий, 1990-875 с.
151. Россия. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.-Л.: Лениздат, 1991-874 с.
152. Россия в актуальном времени-пространстве. Под ред. д.э.н., проф. Ю.М. Осипова и др. Москва-Волгоград, 2000 - 684 с.
153. Россия перед Вторым Пришествием. Пророчества русских святых. Сост. С. Фомин.-М.: Серда-пресс, 1999-560 с.
154. Русская философия. Антология.-М.: Книжная палата, 1996-324 с.
155. Русский крест. Сборник статей.-СПб.: Бельведер, 1994-127 с.
156. Русское зарубежье.-Л.: «Лениздат»Д991-439 е. (50)
157. Сартр Ж.-П. Тошнота,- М.: Республика, 1994-496 с.
158. Сборник законов Российской Федерации. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002 -592 с.
159. Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология. М: Св,-Владимировский Русский православный информ.центр, 1994-183 с.
160. Скрынников Р.Г. Третий Рим СПб: ДБ, 1994-191 с.
161. Смирнов В. Феофан Прокопивич.-М.: Соратник, 1994-221 с.
162. Смысл жизни в русской философии.-СПб.: Наука,1995-380 с.
163. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал.-М.: РГГУД997. Под общей ред. Ю.Н. Афанасьева. В 2 тт. Т. 1-510 с. Т.2-761 с.
164. Современная российская цивилизация. Серия научных трудов под ред. А.Н. Аринина. В 2 кн. М.: Открытое общество, 1999. Кн.1-230 с. Кн.2-301 с.
165. Солженицин А.И. Россия в обвале.-М.: Русский путь,1998-204 с.
166. Соловьев B.C. Сочинения.-М.: Раритет, 1994-445 с.
167. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М.: Правда, 1989-768 с.
168. Солоневич И.Л. Белая империя.-М., 1997-3 56 с.
169. Солоневич И.Л. Народная монархия. Минск: Лучи Софии, 1998-500 с.
170. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992543 с.
171. Сорос Д. Советская система: к открытому обществу. М.: Политиздат, 1991-222 с.
172. Сорос Д. Кризис мирового капитализма.- М.: Инфра-М, 1999-260 с.
173. Социальная философия. Хрестоматия.: В 2 ч.ч. М.: Высшая школа, 1994.4.1-255 с. 4.2-352 с.
174. Сталинское десятилетие холодной войны. Факты и гипотезы. М.: Наука, 1999-252 с.
175. Тальберг Н. История христианской Церкви. М.,Нью-Йорк: Интербук, Астра, 1991-494 с.
176. Тартаковский М. Историософия. Мировая история как эксперимент и загадка.- М.: Прометей, 1993-333 с.
177. Тойнби А. Постижение истории. Пер. с англ. Е.Д. Жаркова. М.: Прогресс, 1996-607 с.
178. Тихомиров Л.А. Религиозно философские основы истории. - М.: Изд-во жур. «Москва», 1997-5 89 с.
179. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб. Российский Имперский Союз-орден, 1992-674 с.
180. Тихон, святитель, Патриарх Московский . «К тебе, обольщенный, несчастный русский народ. »-М.: Изд-во Сретенского м-ря, 1997-32 с.
181. Толстой JI.H. Серия «Записные книжки». -М.: Вагриус, 2000 190 с.
182. Тоффлер А. Футурошок.-СПб.: Лань,1997-461 с.
183. Трельч Э. Историзм и его проблемы. М.: Юрист, 1994-719 с.
184. Троцкий Л.Д. Преданная революция. М.: НИИ культуры, 1991-254 с.
185. Троцкий Л.Д. Моя жизнь. Опыт автобиографии. Иркутск: Вост.- сиб. Книжн. изд-во, 1991-605 с.
186. Троцкий Л.Д. Литература и революция. М.: Политиздат, 1991-399 с.
187. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994-432 с.
188. Улюкаев А. Либерализм и политика переходного периода в современной России.- М.: Евразия, 1995-79 с.
189. Федотов Т.П. Судьба и грехи России. :В 2 т.т.-СПб.: София. Т.1-1991-350 с. Т.2-1992-348 с.
190. Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М.: ИФ РАН, 1997-253 с.
191. Филарет (Дроздов),митрополит. Творения. М.: Отчий дом, 1994 - 475 с.
192. Филофей. Послание великому князю Василию ИвановичуА\ Памятники литературы Древней Руси. Кон.15-пер. пол.16 в.в.-М,1984.- 435 с. С. 231.
193. Философия истории. Антология. М.: Аспект-пресс, 1995-300 с.
194. Философская энциколопедия в 5 тт. Под ред. Ф.В. Константинова.-М.: Советская энциклопедия, 1964. Т. 3 584 с.
195. Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. М: Издательство политической литературы, 1991-559с.
196. Флоровский Г.В., протоиерей. Пути русского богословия. Киев, «Путь к истине», 1991- 599 е.
197. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990 - 271 с.
198. Фроянов И.Я. Погружение в бездну (Россия на исходе XX века). СПб.: Издательство СпбГУ, 1999-800 с.
199. Фукуяма Ф. Конец истории? \\Вопросы философии, 1990,№ 3. С. 134
200. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М: Academia, 1995-245 с.
201. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М.: Республика, 1993-444 с.
202. Хайек Ф.А. Дорога к рабству.- М.: Экономика, 1992-176 с.
203. Хвостов В.М. Теория исторического процесса. М.: Моск. науч. изд-во., 1919-389 с.
204. Хомяков А.С. Сочинения. В 2 т.т. М.: Московский Философский Фонд «Медиум», 94. Т.1 - 590 с. Т.2 - 476 с.
205. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии.- СПб.: Алетейя, 1994-296 с.
206. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви .- М.: Даниловский благовестник, 2000-188 с.
207. Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М.: «Правда», 1991-556 с.
208. Шамбаров В.Г. Государство и революция. М.: Алгоритм, 2001 - 592 с.
209. Шафаревич И.Р. Есть ли у России будущее?- М.: Советский писатель, 1991-556 с.
210. Швецов В.В. С точки зрения Запада. Зарубежная общественно-историческая мысль об основных (переломных) этапах российской истории XX века,- М.: Изд-во РАГС,2000-202 с.
211. Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН),1996 - 280 с.
212. Шинкарчук С.А. Общественное мнение в Советской России. По материалам Северо-Запада,- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1995-142 с.
213. Шмеман А., протоиерей. Исторический путь православия. М.: Паломник, 1993-388 с.
214. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. В 2 тг. -М.: Мысль,1998. Т.1-663 с. Т.2-606 с.
215. Штурман Д. Вожди российского коммунизма. В 2 кн.- М., Париж: YMCA-PRESS, Русский путь, 1993 .Кн. 1-412 с.Кн.2-342 с.
216. Шубарт В. Европа и душа Востока. М.: Русская идея, 2000 - 450 с.
217. Эрн В.Ф. Сочинения.-М.: Правда, 1991-575 с.
218. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М.: ВЛАДОС, 1997-350 с.
219. Янин И.Т. Культура России: прошлое и настоящее. Ист.-сравнит. Анализ XIX-XX вв. Калиниград: Янтарный сказ, 1999-196 с.
220. Янов А.Л. Россия против России Новосибирск: Сибирский хронограф,1999-250 с.
221. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.'Республика, 1994-527 с.