автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Связь смысла человеческого существования со смыслом истории
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Харитонова, Мария Евгеньевна
Введение.
Глава I. Классификация концепций философии истории по их пониманию смысла человеческого существования.
§1. Классические концепции философии истории.
§2. Неклассические концепции философии истории.
§3. Научные концепции философии истории.
Глава II. Русская религиозная философия о связи смысла человеческого существования со смыслом истории.
§ 1. Смысл исторического развития в концепции славянофильства.
Историософские концепции Н.Я.Данилевского и Вл.Соловьева.
§2. Единство смысла человеческого существования со смыслом истории в историософии Н.А.Бердяева.
§3. Человеческий и национальный смысл истории в историософской концепции И.А.Ильина.
Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Харитонова, Мария Евгеньевна
Задачей философской антропологии на данном этапе ее развития становится формирование адекватного философии представления о человеке. Антропологическая проблематика должна начинаться с фундаментальных вопросов о сущности человека, цели и смысле его существования. Наблюдающаяся тенденция рассмотрения фундаментальных основ человеческого бытия через анализ частных аспектов жизни человека может быть преодолена путем постижения человека в его целостности и нерасчлененности.
Антропологическая мысль должна быть нацелена на феномен целостного человека, который нельзя рассматривать с позиции причинно-следственных связей. Поэтому-то философская антропология исходит из положения, что сущность человека и смысл человеческого бытия может постигаться только философской мыслью, опирающейся на все достижения человеческой практики. Претензии науки на полное и абсолютное познание человека являются безосновательными, так как наука может познать отдельные свойства человека, постижение же сущности и смысла человеческого существования - дело философской мысли, на что постоянно обращали внимание выдающиеся русские философские умы: Н.А.Бердяев, Н.Я.Данилевский, Ф.М.Достоевский, И.А.Ильин, В.В.Розанов, Вл. С.Соловьев, Е.Н.Трубецкой, С.Н.Трубецкой, А.С.Хомяков и др.
Смысл человеческого существования раскрывается исключительно в жизненном опыте, охватывающем духовную и материальную реальность. Решение этого фундаментального вопроса возможно не с позиции абстрагирования человека от самой жизни, а исключительно через метафизическое и феноменологическое ее осмысление во всей непосредственности экзистенциальных проявлений. v
В каждую эпоху формировалось философское представление о сущности человека, основанное на идее человека данного времени. В соответствии с решением вопроса о сущности человека философия отвечала на вопрос о смысле его жизни. Однако можно заметить, что в истории мировой мысли наблюдаются разные тенденции в формировании философских учений о человеке. В западноевропейской философской мысли (и средневековья, и Нового времени) философское исследование проблем бытия, что очень важно в аспекте понимания сути западноевропейской философии в целом, растворяло в себе "человека. Средневековье выделяет человеку ограниченное место в иерархическом строение Вселенной, Новое время рассматривает человека как субъект познания, но опять-таки человек рассматривается как созерцающий субъект. Христианская проблематика совершает антропологический поворот в своем утверждении, что человек есть образ и подобие Бога, а в дальнейшем, когда религиозное начало в сознании людей перестает занимать определяющую позицию, теологическая тематика заменяется антропологической.
Построить целостное учение о человеке и смысле его существования - вечная и трудноразрешимая задача. Вопросы о сущности человека и его предназначении в этом мире - всегда открытые вопросы. Человеку не дано дать всеобъемлющее определение, нельзя ответить однозначно на вопрос о смысле жизни. Однако можно и надо говорить о тех или иных тенденциях в рассмотрении вопроса смысла человеческого существования, об их жизненном значении.
Одной из таких основополагающих тенденций, на наш взгляд, является поиск связи смысла индивидуального человеческого существования со смыслом истории. Пример подобного целостного рассмотрения человеческой жизни и жизни человечества, соединение судьбы личности и судьбы человечества мы находим в русской философской традиции.
Русская философия в своих воззрениях на человека и смысл его существования исходит из идеи целостности человека и мира. Целостность человека понимается как неотрывность его от его жизненных основ, от самой жизни и истории.
Русская философская мысль конца XIX - начала XX века показала пример осмысленного переноса «человеческого» на «историческое», между которыми «существует такое глубокое, такое таинственное в своей первооснове сращение, такая конкретная взаимосвязь, что разрыв их невозможен» (11, с. 14). При этом в разработках русских философов особое внимание уделено проблемам национального самоопределения, через которое человек может войти в «богочеловеческое» пространство.
Поиск путей национального самоопределения остается чрезвычайно важной проблемой сегодняшнего дня, без осознания которой вряд ли возможна политическая стабильность и построение гражданского общества. Так или иначе, политиками, писателями, философами в последние годы все чаще ставится вопрос об основаниях государственного устройства и общественной жизни. Ситуация поиска этих оснований предполагает осмысление таких глубинных вопросов, как феномен России, русской истории и культуры, связи смысла жизни человека со смыслом жизни его народа. Поэтому обращение к творчеству таких русских философов как А.С.Хомяков, Н.Я.Данилевский, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, глубоко любивших свою родину и остро чувствующих дух своего народа, является крайне актуальным.
Анализ проблемы смысла жизни в контексте связи индивидуального человеческого существования со смыслом исторического развития становится особенно важным в настоящее время в России, характеризуемое как переходный период, когда в обществе наблюдается духовный кризис. Духовный кризис выражается в том, что прежний социальный идеал изжил себя, а новый идеал в обществе еще окончательно не сформировался. В этих условиях велика вероятность поддаться искушению принятия чужеродного для российского общества идеала, который навязывается извне современными средствами массовой информации, с одной стороны, и искушению вернуться к прежним, отжившим себя ценностным ориентирам, - с другой. В подобной ситуации крайне остро встает проблема поиска духовных основ общества, подлинных и непреходящих, связанных, прежде всего, с православными корнями нашей культуры.
Известно, что проблема «смысла истории» интересует людей, как правило, в периоды социальных кризисов, когда перед ними встает вопрос поиска выхода из создавшегося положения, а существующих средств для решения проблем не достаточно. Как писал русский философ Н.А.Бердяев, «исторические катастрофы и переломы, которые достигают особенной остроты в известные моменты всемирной истории, всегда располагали к размышлениям в области философии истории, к попыткам осмыслить исторические процесс» (11, с.6).
Взрослый человек практически не задумывается о смысле собственного существования, когда повседневные дела у него идут хорошо, точно также как живой человек не задумывается о том, что он дышит. З.Фрейд не случайно заметил, что если человек начинает думать о смысле своего существования, то это свидетельствует о его болезни. Аналогично тому, как общество начинает задумываться над смыслом истории только тогда, когда оно переживает социальный кризис, точно так же индивидуум начинает размышлять о смысле жизни, когда он теряет прежние ориентиры своей деятельности.
Историософские концепции, основной целью которых является выявление безусловного божественного смысла человеческого существования и соответствующих закономерностей мирового исторического развития, тем или иным образом пытаются решить вопрос о влиянии отдельного человека на жизнь общества, способности личности изменить социальную реальность, и, соответственно, наряду с этим в концепциях решается вопрос о взаимосвязи смысла мировой истории со смыслом жизни человека.
Проблема взаимосвязи смысла человеческого существования со смыслом исторического развития, то есть проблема человеческого смысла истории, является крайне актуальной проблемой в настоящее время. В ситуации социального кризиса большая часть рядовых членов общества чувствует бессилие перед лицом объективных условий социальной реальности, теряет веру в способность изменить существующие условия жизни. Подтверждением этому может служить низкая активность граждан на выборах, основным аргументом которой выступает тезис: «от нас ничего все равно не зависит».
С одной стороны, историю творят люди, которые обладают определенной свободой воли. Общественная жизнь складывается из поступков людей, которые способны пойти по тому или иному пути, выбрать тот или иной вариант развития. От чего зависит набор этих «вариантов», что влияет на выбор людей? С другой стороны, исторический опыт показывает, что в общественном развитии действуют некие законы, которые определяют поведение наций, этносов, государств, человечества в целом.
При анализе философских воззрений на проблему смысла исторического развития и смысла человеческого существования выявляются два полярных взгляда:
- общественное развитие основано целиком на свободной воле людей, социальных закономерностей не существует (С.Франк, представители экзистенциализма);
- общественное развитие основано на действии социальных законов и закономерностей, от свободной воли людей в истории ничего не зависит (прогрессизм).
Очевидно, что каждая из этих позиций абсолютизирует один из компонентов социального развития: первая точка зрения не учитывает роли социальных законов, вторая - уникальность личностей, составляющих социальный организм. Поиск гармонии «человеческого» и «исторического» в социальном развитии является первостепенной задачей современной философской антропологии, и определенные ориентиры этому поиску может задать изучение решения этого вопроса в русской философской традиции.
Вопрос о смысле человеческой жизни - вечный вопрос. Этот коренной вопрос философской антропологии всегда будет оставаться открытым вопросом, можно предлагать какие-либо решения данного вопроса именно с точки зрения философского мировоззрения, но ответить на него до конца не в силах человека. Вопрос о смысле человеческого существования должен решаться через вопрос о смысле исторического развития. Пример такого решения мы и видим в русской религиозно-идеалистической философии, концептуально оформившейся в конце XIX-начале XX века, которую более правильно было бы определить как реалистическую философию, как философию целостности.
Степень разработанности проблемы. Многие работы по философской антропологии и социальной философии посвящены проблемам человека, определению его роли в обществе, поиску его смысла жизни.
Поиск закономерностей исторического развития, его цели и смысла связан с развитием христианской теологии, а именно с именем Августина Аврелия, положившего начало западноевропейской классической философии истории (Дж.Вико, И.Г.Гердер, О.Конт, Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс).
Стремление найти новые формы осмысления развития общества и человека в нем обусловливает творчество в области философии истории таких авторов, как О.Шпенглер, А.Тойнби, К.Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю. Развитие науки в XX веке и усиление ее влияния на различные области духовной деятельности человека привело к появлению таких теоретических разработок в области социальной философии, как работы П.Терьяра де Шардена, Н.Н.Моисеева, А.П.Назаретяна, О.Н.Астафьевой,
B.В.Васильковой, В.В.Мантатова, В.П.Шалаева, В.П.Бранского,
C.Д.Пожарского.
Выявлению самобытных особенностей русской религиозной философской традиции, корнями уходящей в православные духовные основы русского народа, посвящено много исследований. Этой теме свои работы посвящали как сами русские философы (А.И.Введенский, А.Ф.Лосев, Н.О.Лосский, Э.Л.Радлов, Г.Г.Шпет), так и исследователи русской философии (И.И.Евлампиев, В.В.Ильин, А.Ф.Замалеев, А.А.Корольков, И.С.Панченко, Г.В.Стельмашук).
Проблема взаимосвязи смысла жизни человека со смыслом истории является комплексной проблемой и затрагивает такие научно-исследовательские области, которые всегда привлекали внимание философов и до сих пор вызывают исследовательский интерес. Проблема изучения социокультурных процессов затронута в работах Б.Л.Губмана, Э.В.Ильенкова, М.С.Кагана, А.С.Кармина.
Жизнь человека протекает в неразрывной связи с жизнью его народа, жизнь народа вплетается в единый общечеловеческий процесс, следовательно, смысл человеческого существования нельзя рассматривать в отрыве от смысла истории - такова наша общефилософская установка. С учетом этого целью исследования является анализ решения вопроса смысла человеческого бытия и связи этого вопроса с вопросом о смысле истории в классических и неклассических концепциях философии истории и историософских концепциях, и обоснование значения идеи целостности человека и общества в современных условиях.
Объектом исследования является система философских взглядов на процесс человеческого существования и исторического развития.
Предметом исследования является связь смысла индивидуального человеческого существования со смыслом истории.
Задачи исследования:
- проанализировать литературу по проблеме исследования;
- классифицировать концепции философии истории в соответствии с основными вопросами философской проблематики;
- проанализировать взгляды на смысл человеческой жизни с точки зрения классических и неклассических концепций;
- обосновать отличие русской историософии от западноевропейской философии истории;
- выявить связь смысла жизни со смыслом истории (на примере русской историософии);
- показать значение социального идеала в жизни человека и общества.
Методологической основой исследования являются историко-философские идеи, осмысливающие ход исторического развития человечества (Августин Аврелий, Н.А.Бердяев, Дж.Вико, Г.В.Ф. Гегель, Н.Я.Данилевский, И.А.Ильин, А.Камю, Ж.А.Кондорсэ, О.Конт, К.Маркс, Н.Н.Моисеев, П.Сартр, С.В.Соловьев, П.Тейяр де Шарден, А.И.Хомяков, О.Шпенглер, К.Ясперс).
В исследовании использовались следующие методы: историко-сравнительный и логический анализ, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Гипотеза исследования состоит в следующем положении: решение проблемы смысла человеческого существования невозможно без связи последнего со смыслом исторического развития. Поиск смысла жизни человека, исходящий из цельности человеческого бытия, приводит к признанию существования органической взаимосвязи между смыслом жизни и смыслом истории, к признанию философии целостности как наиболее соответствующей человеческой реальности.
Научная новизна исследования заключается:
- в обосновании необходимости рассмотрения смысла человеческого существования во взаимосвязи со смыслом исторического развития;
- в осуществлении целостного подхода к рассмотрению феномена человека, позволяющего выявить включенность конкретной эмпирической личности в единый исторический процесс;
- в выделении оснований для классификации концепций философии истории, выявляющих закономерности исторического развития;
- в выявлении особенностей историософских концепций, их коренных отличий от западноевропейских концепций философии истории.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и выводы исследования могут быть использованы в качестве основы для дальнейшего рассмотрения проблемы связи смысла жизни человека со смыслом исторического развития, связи этой проблемы с национальными корнями русской философии, для выработки философии и идеологии национального самоопределения человека и общества.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы также при разработке программ курсов, охватывающих философскую, антропологическую, социальную проблематику, спецкурсов по философской антропологии и социальной философии.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены на VIII и IX Международных конференциях «Ребенок в современном мире» (Санкт-Петербург, 2001, 2002); на научно-практической конференции «Актуальные проблемы высшей школы. Эдукология» (Санкт-Петербург, 2002); на научной сессии Академии акмеологических наук «Предмет акмеологии и акмеологическая теория повышения качества образования» (Санкт-Петербург, 2003).
Заключение научной работыдиссертация на тему "Связь смысла человеческого существования со смыслом истории"
Выводы ко второй главе:
Русская философия в своих историософских представлениях исходит из представления о человеке как о целостном бытии, которое есть единство всех проявлений человека (материально-духовное единство). Это положение позволяет в историософских взглядах исходить из представления о неразрь1вноста человекас.Богом.'1ч
Историософия исходит из признания развития религии и Церкви доминирующими тенденциями в развитии мировой истории.
Славянофильство, историософские идеи которого коренятся в утверждении самобытности русской истории, в основу исторического развития кладет веру как стержень и основание жизни любого народа. В объединении Церковью всех свободных индивидов Хомяков видит смысл и цель исторического развития. Через феномен Церкви Хомяков утверждает подлинное соединение личного и общественного начала в истории. Именно через Церковь смысл жизни человека и смысл истории соединяются воедино, в единый процесс.
Данилевский как последователь славянофильского течения также свои историософские взгляды основывает на противопоставлении исторической судьбы России другим цивилизациям. Русская культура предстает в историософии Данилевского как единственный действительно цельный культурно-исторический тип (им преодолевается односторонность развития основных форм жизнедеятельности человека). К истории нельзя подходить как к единому общечеловеческому процессу, однако существует постепенный переход от первоначального цельного и неразвитого состояния к обособлению отдельных форм деятельности, а затем к их синтезу.
Историософские взгляды Вл.Соловьева основываются на идеях славянофилов и на концепции Данилевского. Однако в его учении человечество предстает как неразрывное единство, оно есть цельный субъект истории.
Через отдельную личность реализуется божественное начало. Отношение человека с Богом мыслится Соловьевым не как формальное единство, а как живое сопричастие в творчестве, что позволяет человеку выступать как активная, преобразующая сила в мире.
Вслед за славянофилами Соловьев утверждает наличие истинной свободы у человека только в состоянии соборного всеединства, однако Вл.Соловьев не противопоставляет соборное единство и отдельную личность, он приводит эти понятия в неразрывное единство. Смысл этого единства Соловьев видит в идее богочеловечества как единого целостного духовного организма, объединяющего всех людей.
Идея мистического единения всех людей в «организме» Церкви в реальной жизни (Хомяковская соборность) позволяет подойти к проблеме бытия человека и смысла этого бытия не как к абстрактным понятиям, а как к реальным жизненным проблемам. Отдельно взятого бытия человека ни для Хомякова, ни для Соловьева не существует, подлинным бытием обладает только цельный духовный организм человечества.
Таким образом, помимо соединения в образе Богочеловечества противоположных моментов - личного и общественного, в нем достигается соединение противоположностей материального и духовного. Если Гегель видел единство человечества только в духовной сфере, а Маркс - в материальной, то Соловьев рассматривает человечество как единый духовно-материальный организм, в котором духовное и материальное не противопоставлены друг другу, не отрицают друг друга, а есть суть одно.
В историософии Соловьева цель общественного развития и ее смысл совпадают со смыслом человеческого существования, и заключаются в созидании идеального общества.
Всеединство в историософии Соловьева выступает как идеальный образ богочеловечества, к которому должно стремиться человечество. Наличие этого идеала позволяет оправдать активную деятельность человека в реальном эмпирическом мире и придать ей высший смысл, согласующийся со смыслом исторического развития.
Конечный итог исторического развития - реальное духовно-материальное единство отдельных личностей, которое будет осуществлено в состоянии абсолютной Церкви.
Историософские взгляды Бердяева основаны на признании им абсолютной ценности человеческой личности. Историческая судьба человечества есть историческая судьба личности. Вся история в концепции Бердяева предстает как история становления свободной творческой личности.
В основу содержания истории Бердяев кладет судьбу исторической личности. Всемирная же судьба исторической личности представляет собой освобождение человеческого духа от природных стихий.
Конец истории задает развитию человечества и деятельности человека смысл, но смысл истории и жизни человека имеет внеисторическую природу. Истинный смысл истории в победе человека над временем - в пределах истории нельзя найти всеобщий и постоянный смысл, если бы возможно было бы достижение конца истории в пределах исторического времени, жизнь бы всех поколений людей, не доживших до этого момента, не имела бы смысла. Христианская же философия истории показывает, что существование каждого исторического человека имеет смысл. Этот смысл заключается в свободном творчестве (в выходе за свои пределы).
Бердяев продолжает линию Вл.Соловьева, основную на поиске осно- r^j ваний бытия не в «отвлеченных началах», а в конкретном цельном содержании человеческой личности. Смысл жизни личности становится самим смыслом исторического развития, поскольку содержанием истории становится история творческого «ответного откровения» человека Богу.
Дальше эту линию коренной сверхрациональной тождественности человека и Бога в русской философии продолжает И.А.Ильин. ~
Божественное находится в пределах самого человека. Такое духовное понимание природы человека, где человек понимается как основа, центр бытия, наделенный божественной природой, позволяет решить вопрос смысла жизни человека с позйции духовного опыта человека. Ильин смысл жизни человека видит в духовном творчестве, в котором человек открывает Бога в себе и себя в Боге. В творческом акте как непрерывном духовном становлении человек способен выйти за пределы себя. Вся деятельность человека, совершаемая «по совести», приобретает в таком контексте глубочайший смысл, - она становится постоянным обнаружением в себе высшего начала, постоянным стремлением к своему идеальному состоянию.
Единичные духовные акты имеют национальный характер, то есть они основаны на осознании своего единства с другими членами общества в едином духе своего народа. Осознав себя как часть духовного единства - народа, человек способен осознать себя как члена человеческого рода, который состоит из национальных духовных общностей. Эти духовные общности сливаются в подлинное единство, при этом не растворяются в организме человечества, а сохраняются^свою духовную индивидуаль- «-ч/ ность.
Таким образом, смысл человеческого существования напрямую связан со смыслом исторического развития - личный творческий акт становится национальным духовным актом, который имеет общечеловеческое значение - он есть слияние со своим духовным Предметом.
Смысл жизни человека, таким образом, сливается со смыслом жизни его народа, и вплетается в смысл исторического развития, который заключается в непрерывном и абсолютном духовном становлении личности (ибо история становления личности есть подлинная история человечества), в стремлении ее выйти за свои пределы, преодолеть конечность своего бытия.
На наш взгляд, решение вечно открытого вопроса о смысле жизни человека невозможно без связи его с вопросом о смысле истории, и русская философская традиция дает пример подобной связи, причем в центр историософских воззрений русская мысль кладет внутренний жизненный опыт человека, конкретное цельное содержание человеческой личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной тенденцией в решении вопроса о смысле человеческого существования должно быть представление о связи смысла жизни со смыслом социального развития, что приводит к выводу о невозможности решения проблемы смысла человеческого существования без связи последнего со смыслом исторического развития. Поиск смысла жизни человека, исходящий из цельности человеческой личности приводит к признанию существования взаимосвязи смыслов жизни и истории.
Анализ западноевропейских и русских философских концепций, предметом которых является поиск закономерностей исторического процесса, его цели и смысла позволяет придти к выводу, что следует различать философию истории и историософию. Русская философия по сути своей есть историософия, где исторический процесс постигается как целое, индивидуальная же человеческая жизнь рассматривается в ее нерасчлененности, как единство чувственного и разумного. Западная философия истории отличается от русской историософии. Историософия на первый план выдвигает человека, рассматривает закономерности исторического развития через призму человеческого существования, в отличие от западных концепций философии истории, рассматривающих и человека и историю как абстракции, далекие от подлинной жизни человека. Можно сделать вывод, что философия истории анализирует «историю» и «человека» с помощью разума как внешние ему объекты, историософия же умопостигает историю и человека в ней изнутри жизненного опыта личности.
Проблематика философии истории включает вопросы о доминирующем направлении истории, о конце истории и возможности его достижения.
Концепции философии истории, утверждающие отсутствие «конечного пункта» истории (концепции общественного круговорота), смысла в историческом развитии не находят, несмотря на то, что выделяют закономерности исторического развития (не всякая, а только направленная закономерность ведет к смыслу). Следовательно, человеческая деятельность с такой точки зрения тоже бессмысленна.
Финалистские концепции (признающие существование конца исторического развития) на первый взгляд показывают, во имя чего, ради чего совершается исторический процесс и деятельность человека. Но так как в определенный исторический момент конец истории, в котором и заключен смысл всего предыдущего развития, достигнут, этот ориентир утрачивается, следовательно, такие концепции дают только временный смысл и истории, и жизни человека.
Концепции глобального прогресса, рассматривающие историческое развитие как движение по одной главной линии, выдвигают на первый план одни культуры, отодвигая на задний план другие. Концепции локальных цивилизаций преодолевают это противоречие, признавая нелинейность общественного развития и равенство всех культур, но приходят к другому противоречию - отрицают преемственность культур и, следовательно, общей направленности общественного развития не видят. Следовательно, история смысла не имеет, значит, деятельность человека бессмысленна.
Концепции, признающие направленность исторического развития и, следовательно, существование конца истории, утверждают наличие у исторического развития смысла. Классические концепции (концепция божественного проявления, прогрессизм) смысл жизни человека «растворяют» в смысле общественного развития, при этом решение вопроса смысла человеческого существования осуществляется не «изнутри», из жизненного опыта человека, а «извне». Человек и история анализируются как абстрактные понятия. Признание универсальности разума приводит западные классические концепции философии истории к построению искусственных схем. Однако жизнь человека есть живой исторический опыт, а не реализация схемы.
Концепции локальных цивилизаций, которые можно отнести к неклассическим концепциям философии истории, ищут новые формы осмысления развития общества и человека в нем. Философии истории Шпенглера, Тойнби преодолевает противоречия концепций глобального линейного прогресса, в которых смысл жизни человека растворялся целиком во всеобщем смысле истории, признают нелинейность общественного развития и равенство всех культур. Однако последние впадают в новое противоречие - отрицание преемственности культур и, следовательно, смысла всеобщего исторического развития. Отсюда следует заключение и об отсутствии глобального смысла жизни человека, который был бы не временным (как следует из прогрессистских концепций, так как они признают возможность реального достижения конца истории), а постоянным и диалектично соединяющим индивидуальные и социальные интересы.
Применение естественнонаучных методов к исследованию социальной реальности и месте в ней человека формирует целое направление в философии истории (это именно философия истории, а не историософия), которое можно назвать научная философия истории. Однако подобный подход возвращается к «схематизму» классических концепций, представляет человека и общество как системы со строго регламентированными связями (универсальный эволюционизм) или системы, в которых чередуются состояния социального порядка и социального хаоса (причем под социальным хаосом понимается Свобода).
Русская философия в своих историософских представлениях исходит из представления о человеке как о целостном бытии, которое есть единство всех проявлений человека (материально-духовное единство). Это положение позволяет в историософских взглядах исходить из представления о неразрывности человека с Богом.
Историософия исходит из признания развития религии и Церкви доминирующими тенденциями в развитии мировой истории.
Славянофильство, историософские идеи которого коренятся в утверждении самобытности русской истории, в основу исторического развития кладет веру как стержень и основание жизни любого народа. В объединении Церковью всех свободных индивидов Хомяков видит смысл и цель исторического развития. Через феномен Церкви Хомяков утверждает подлинное соединение личного и общественного начала в истории. Именно через Церковь смысл жизни человека и смысл истории соединяются воедино, в единый процесс. WAV. rt,.
Данилевский как последователь славянофильского течения также свои историософские взгляды основывает на противопоставлении исторической судьбы России другим цивилизациям. Русская культура предстает в историософии Данилевского как единственный действительно цельный культурно-исторический тип (им преодолевается односторонность развития основных форм жизнедеятельности человека). К истории нельзя подходить как к единому общечеловеческому процессу, однако существует постепенный переход от первоначального цельного и неразвитого состояния к обособлению отдельных форм деятельности, а затем к их синтезу.
Историософские взгляды Вл.^Соловьева основываются на идеях ела-вянофилов и на концепции Данилевского. Однако в его учении человечество предстает как неразрывное единство, оно есть цельный субъект истории.
Через отдельную личность реализуется божественное начало. Отношение человека с Богом мыслится Соловьевым не как формальное единство, а как живое сопричастие в творчестве, что позволяет человеку выступать как активная, преобразующая сила в мире.
Вслед за славянофилами Соловьев утверждает наличие истинной свободы у человека только в состоянии соборного всеединства, однако Вл.Соловьев не противопоставляет соборное единство и отдельную личность, он приводит эти понятия в неразрывное единство. Смысл этого единства Соловьев видит в идее богочеловечества как единого целостного духовного организма, объединяющего всех людей.
Идея мистического единения всех людей в «организме» Церкви в реальной жизни (Хомяковская соборность) позволяет подойти к проблеме бытия человека и смысла этого бытия не как к абстрактным понятиям, а как к реальным жизненным проблемам. Отдельно взятого бытия человека ни для Хомякова, ни для Соловьева не существует, подлинным бытием , обладает только цельный духовный организм человечества.
Таким образом, помимо соединения в образе Богочеловечества противоположных моментов - личного и общественного, в нем достигается соединение противоположностей материального и духовного. Если Гегель видел единство человечества только в духовной сфере, а Маркс - в материальной, то Соловьев рассматривает человечество как единый духовно-материальный организм, в котором духовное и материальное не противопоставлены друг другу, не отрицают друг друга, а есть суть единое целое (цельность). ^
В историософии Соловьева цель общественного развития и ее смысл совпадают со смыслом человеческого существования, и заключаются в созидании идеального общества.
Всеединство в историософии Соловьева выступает как идеальный образ богочеловечества, к которому должно стремиться человечество. Наличие этого идеала позволяет оправдать активную деятельность человека в реальном эмпирическом мире и придать ей высший смысл, согласующийся со смыслом исторического развития.
Конечный итог исторического развития - реальное духовно-материальное единство отдельных личностей, которое будет осуществлено в состоянии абсолютной Церкви.
Историософские взгляды Бердяева основаны на признании им абсолютной ценности человеческой личности. Историческая судьба человечества есть историческая судьба личности. Вся история в концепции Бердяева предстает как история становления свободной творческой личности.
В основу содержания истории Бердяев кладет судьбу исторической личности. Всемирная же судьба исторической личности представляет собой освобождение человеческого духа от природных стихий.
Конец истории задает развитию человечества и деятельности человека смысл, но смысл истории и жизни человека имеет внеисторическую природу. Истинный смысл истории в победе человека над временем - в пределах истории нельзя найти всеобщий и постоянный смысл, если бы возможно было бы достижение конца истории в пределах исторического времени, жизнь бы всех поколений людей, не доживших до этого момента, не имела бы смысла. Христианская же философия истории показывает, что существование каждого исторического человека имеет смысл. Этот смысл заключается в свободном творчестве (в выходе за свои пределы).
Бердяев продолжает линию Вл.Соловьева, основную на поиске осно- ^ ваний бытия не в «отвлеченных началах», а в конкретном цельном содержании человеческой личности. Смысл жизни личности становится самим смыслом исторического развития, поскольку содержанием истории становится история творческого «ответного откровения» человекаБогу.
Дальше эту линию коренной сверхрациональной тождественности человека и Бога в русской философии продолжает И.А.Ильин. л
Божественное находится в пределах самого человека. Такое духовное понимание природы человека, где человек понимается как основа, центр бытия, наделенный божественной природой, позволяет решить вопрос смысла жизни человека с позиции духовного опыта человека. Ильин смысл жизни человека видит в духовном творчестве, в котором человек открывает Бога в себе и себя в Боге. В творческом акте как непрерывном духовном становлении человек способен выйти за пределы себя. Вся деятельность человека, совершаемая «по совести», приобретает в таком контексте глубочайший смысл, - она становится постоянным обнаружением в себе высшего начала, постоянным стремлением к своему идеальному состоянию.
Единичные духовные акты имеют национальный характер, то есть они основаны на осознании своего единства с другими членами общества в едином духе своего народа. Осознав себя как часть духовного единства - народа, человек способен осознать себя как члена человеческого рода, который состоит из национальных духовных общностей. Эти духовные общности сливаются в подлинное единство, при этом не растворяются в организме человечества, а сохраняются свою духовную индивидуальность.
Таким образом, смысл человеческого существования напрямую связан со смыслом исторического развития - личный творческий акт становится национальным духовным актом, который имеет общечеловеческое значение - он есть слияние со своим духовным Предметом.
Смысл жизни человека сливается со смыслом жизни его народа, и вплетается в смысл исторического развития, который заключается в непрерывном и абсолютном духовном становлении личности (ибо история / становления личности есть подлинная история человечества), в стремле- , нии ее выйти за свои пределы, преодолеть конечность своего бытия. ^
На наш взгляд, решение вечно открытого вопроса о смысле жизни человека невозможно без связи его с вопросом о смысле истории, и русская философская традиция дает пример подобной связи, при-чем в центр историософских воззрений русская мысль кладет внутренний жизненный опыт человека, конкретное цельное содержание человеческой личности. В наше сложное время, когда в обществе наблюдается неоднозначное отношение к идеалам русской духовности, зачастую поверхностно понимаются основы русской философской мысли, необходимо обращение к историософской проблематике, возвращающей человека к национальным истокам его культуры и в то же время позволяющей ему ощутить себя частью единого организма - человечества.
Список научной литературыХаритонова, Мария Евгеньевна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Абульханова-Славская К А. Стратегия жизни. - М., 1991
2. Августин Аврелий. Исповедь. СПб., 1991
3. Антология мировой философии. В 4-х томах. Т.1, ч.2. М., 1969
4. Антропологический синтез: религия, философия, образование. -СПб., 2002
5. Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. М.-СПб.,2000
6. Арсеньев Н.С. Из русской духовной и творческой традиции. -London, 1992
7. Асмус В.Ф. Владимир Соловьев. М., 1994
8. Астафьев П.Е. Философия нации и единство мировоззрения. М.,2000
9. Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. М., 2002
10. Батенин С.С. Человек в его истории. Л., 1976
11. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990
12. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. -М., 1994
13. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. -М., 1989
14. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства, т.1. -М., 1994
15. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. -М., 2000
16. Брянский В.П. Социальная синергетика и теория наций. — СПб.,2000
17. Бранский В.П. Философия физики XX века. Итоги и перспективы. СПб., 2003
18. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и ак-меология. Теория самоорганизации индивидуума и социума. СПб., 2002
19. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. Синергетика и теория социальной самоорганизации. СПб., 1999
20. Введенский А.И. Статьи по философии. СПб., 1996
21. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991
22. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1997
23. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.,1991 ^
24. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М.Киев, 1994
25. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм-(Социологический аспект). -Челябинск, 1995
26. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994
27. Гайденко П.П. Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл.Соловьева // Вопросы философии, 1998, №5, с.75-84
28. Гайденко П.П. Человек й человечество в учении В.С.Соловьева // Вопросы философии, 1994, №4, с.47-64
29. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX XIX вв.-Л., 1981
30. Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли XX века. М.,1992
31. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. М., 1995
32. Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика.//Работы разных лет. Т.2.-М., 1973, с. 7-35.
33. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. -М., 1977
34. Гобозов И.А. Введение в философию истории. -М., 1993
35. Григорьев С.И. Основы построения социологической теории жизненных сил человека. // Социологические исследования. 1977, №12, с.6-12.
36. Губин В.Б. Синергетика как новый пирог для «постнеклассиче-ских ученых».// Философские науки, 2003, №3, с.121-155
37. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология. СПб.,2002
38. Губман Б.Л. Смысл истории: очерки современных концепций. -М„ 1991.
39. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 1995
40. Гулыга А.В. Философия в поисках смысла жизни.//Диалог. -1990, №12, с.96-98.
41. Гумилев Л.Н. Этногенез;-и биосфера Земли. М., 2001
42. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. СПб.,l9ZL
43. Евлампиев И.И. Истоки русской философии. М., 2002
44. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX XX веках. Русская философия в поисках Абсолюта. В 2-х томах. - СПб., 2000
45. Емельянов Б.В. Очерки русской философии начала XX века. -Екатеринбург, 1992
46. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. -М., 1996
47. Замалеев А.Ф. Смысл жизни в русской философии. СПб., 1995
48. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991
49. Из истории мировой гуманистической мысли. М., 1995
50. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1993
51. Ильин В.В. Философия. -М., 1999
52. Ильин И.А. Путь духовного обновления. // Собрание сочинений. Т.1-М., 1993
53. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. // Собрание сочинений. Т.З-М., 1993
54. Ильин И.А. Собр.соч. в 2-х томах. Т.1. М., 1993
55. Ильин И.А. Учение о смысле человеческой жизни. // Соч. в 2-х томах. Т.2. СПб., 1994
56. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. -М., 1994
57. История как объект философского знания. М., 1991
58. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн.1. СПб.,2001
59. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн.2. СПб.,2001
60. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996
61. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. -М., 1990
62. Камю А. Миф о Сизифе^// Сумерки богов. М.,1990
63. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997
64. Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека.-Л., 1975
65. Карасев Л.В. Русская идея (символика и смысл). // Вопросы философии, 1992, №8, с.92-104
66. Кармин А.С. Культурология. СПб., 2001
67. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. СПб., 2001
68. Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб., 1994
69. Карсавин Л.П. О началах. СПб., 1994
70. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993
71. Кемеров В.Е. Проблема личности: .методология исследования и жизненный смысл. -М., 1977
72. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб., 2002
73. Кондорсэ Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936
74. Конт О. Курс положительной философии. СПб., 1899
75. Корольков А.А. Русская духовная философия. СПб., 1998
76. Культурология. // под науч.ред. Г.В.Драча. Ростов-на-Дону,1995
77. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М., 1975
78. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. М., 1996 . 79. Лосев А.Ф. Бытие - имя - космос. - М., 1993
79. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990
80. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991
81. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991
82. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. -М., 1995
83. Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982
84. Малыгин Г.С. Смысл жизни и жизнь смысла. Иркутск, 1998
85. Мантатов В.В. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие. В 2 т. Улан-Удэ, 1998
86. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999
87. Мережковский Д.С. Больная Россия. Л., 1991
88. Моисеев Н.Н. Пути к созиданию. М., 1991
89. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990
90. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск, 1989
91. Мудрагей Н.С. Идеал проблема выбора, или Воля к разуму. // Вопросы философии. - 1995, №9*, с.43-53.
92. Н.А.Бердяев: pro et contra. СПб., 1994
93. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы развития мировой культуры (Синергетика исторического процесса): Курс лекций. М., 1996
94. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. М., 2001
95. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1993
96. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах: от диссипативных структур к упорядоченности через флуктуации. -М., 1979
97. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. T.l -М., 1990
98. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.,1991
99. Новиков А.И. История русской философии. СПб., 1998
100. Ноосфера: духовный мир человека. // Сост. Коротнян А.В. JL,1986
101. Очерк русской философии истории: Антология. М, 1996
102. Поддубный Н.В. Синергетика: диалектика самоорганизующихся систем. Ростов-на-Дону - Белгород, 1999
103. Поппер К. Нищета историцизма. // Вопросы философии, 1992,8
104. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992
105. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. -М., 1974
106. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.1986
107. Проблема человека в западной философии. М., 1988
108. Резник Ю.М. Социальная инженерия: предметная область и границы применения. // Социологические исследования. 1994, №2, с. 12-19
109. Розанов В.В. О понимании. СПб., 1994
110. Рубинштейн М.М. О смысле жизни. В 2 ч. Москва, 1927
111. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества. // Вопросы философии. 1995, № 8, с.65-72.
112. Русская философия второй половины XVIII века. Хрестоматия. -Свердловск, 1990
113. С чего начинается личность? М., 1983
114. Сартр Ж-П. Стена: Избранные произведения. М., 1992
115. Сборник статей о Вл.Соловьеве. Брюссель, 1994
116. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002
117. Смысл жизни в русской философии (конец XIX начало XX века). - СПб., 1995
118. Соина Р.С. Толстой о смысле жизни. Этические искания и со-временность.//Вопросы философии. 1985, №11, с.124-132.
119. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал. Об упадке средневекового миросозерцания. Три силы // Собр.соч. в 2-х томах. М., 1988
120. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Полное собрание соч и писем в 20-ти томах., т.2 М., 2000
121. Соловьев B.C. Философский словарь-М., 1991
122. Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве. Статьи. Стихотворения и поэма. Их «Трех разговоров»: Краткая повесть об Антихристе. -СПб., 1994
123. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. -М., 1992
124. Тейярд де Шарден П. Феномен человека. М.,1987
125. Тойнби А.Дж. Постижение историй. -М., 1996
126. Толстой JI.H. Исповедь.// Собрание сочинений в 22 т. Т. 16 М.,1983
127. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994
128. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987
129. Трубников Н.Н. О смысле жизни и смерти. М., 1996
130. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1994
131. Фейербах JI. Избранные философские произведения в 2 т-М.,1955
132. Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века.: тезисы докл. и выступл. межд. научн. конф. (20-21 мая 1997 г.). Курск, 1997
133. Философия и методология познания: учебник для магистров и аспирантов. СПб., 2003
134. Философия истории в России. Хрестоматия. М., 1996
135. Философия истории. Антология. -М., 1995
136. Философия реализма // под ред. А.Ф.Замалеева. СПБ., 1997
137. Философия. Основные проблемы на пороге XXI века. Уч. пособие: в 2 ч. 4.2. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 1998
138. Философия. Основы социального прогнозирования. -М.: Изд-во РАГС, 1996
139. Философия: учебник для вузов // Г.В.Стельмашук, В.И.Стрельченко, В.Н.Скворцов. СПб., 2001
140. Философские проблемы познания человека и общества: сборник научных трудов-Ярославль, 1998
141. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991
142. Франк С.Л. Духовные основы общества. -М., 1992
143. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995
144. Франк С.Л. Религиозно-исторический смысл русской революции. // Русская идея. М., 1992
145. Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996
146. Франкл В. Человек в поисках смысла. Сборник. -М., 1990
147. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1990
148. Фрейд 3. Писхоанлиз. Религия. Культура. -М., 1992
149. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990, № 3, с.148-157
150. Хомяков А.С. Работы по богословию // Собр.соч. в 2-х томах. Т.2М, 1994
151. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. -СПб., 1994
152. Хоружий С.С. Трансформация славянофильской идеи в XX веке. // Вопросы философии, 1999, №9, с. 54-74
153. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. // Сост. П.С. Гуревич. М., 1991
154. Шалаев В.П. Социосинергетический поход к исследованию социальных явлений. Улан-Удэ, 2002
155. Шапошников JI.E. Русская религиозная философия XIX XX веков.-Н.Новгород, 1992
156. Шапошников Л.Е. философские портреты (из истории отечественной мысли). Н.Новгород, 1993
157. Шелер М. Положение человека в космосе. // Избранные произведения. -М., 1994
158. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993
159. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 19941. РОССИКСКЛЯгосударств:-:" 1 -j зштш-^!