автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Проблема социального идеала в русской философии конца XIX - первой трети ХХ века

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Ивонин, Юрий Перфильевич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Проблема социального идеала в русской философии конца XIX - первой трети ХХ века'

Текст диссертации на тему "Проблема социального идеала в русской философии конца XIX - первой трети ХХ века"

>« ~ ____/ " ~ ! -

" ^'"¿к Л •• Л. Г " . Л. - ±

Т* —■ иттпт

ГЩ1лгШ ни о«-«.* .....J

ор £ и '--> т ^ -"о- ""хг д

"Г"

-г" с ^ тт ^ 1 ^ ^ ^ т

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им, А.М, ГОРЬКОГО

ИВОНИН ЮРИЙ ПЕРФНЛЪЕВИЧ

Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности

ч

09,00.03, - история философии

• { . ;. .Т • •• т: . *

"= I - ••• •..•.

: '. ЛЮОУТИН

Щ

1УУ5

Оглашение

стр.

С.1.' -^с .......................................................................................1

•твенного философского С века........................................9

3 д альны? ~ ~ » - " с ого

..................................................................29

лема социального идеала в русском

поз: .......................-...........................................44

...................................................................44

..............................................................55

.............................,...;.........................................76

сии.......................................................................91

IV О1

гр

'Л!

1 лава четвертая. Проблема социального идеала в русском кантианстве (трансцендентализме).....................................................99

4.1. П.Б.Струве...........................................................................100

4.2. М.Р1.Туган-Барановский.....................................................115

4.3. Б.А.Кистяковский и П.Й.Новгородцев.............................. 122

145 145 187 196

Проблема социального идеала в философском теизме..................................................................................................222

6.1. Е.Н.Трубецкой.....................................................................224

6.2. И.А.Ильин............................................................................234

7.2. Фи - - идеала

НА. Бердяева.......................................................................... .280

7.3. Идеологическая концепция социального идеала в работах Н.А.Бердяева...........................................................................289

Глава восьмая. Проблема социального идеала в русском

марксизме...........................................................................................313

8.1. А.А.Богданов и А.В.Луначарский......................................315

8.2. Г.В.Плеханов и В.И.Ленин.................................................334

Заключение...............................................................................347

Литература................................................................................ЗЬб

Научная и практическая актуальноат работы. Современный поиск национальной идентичности сопровождается выдвижением той или иной объединяющей идеи, причем, избирательное и даже тенденциозное использование философских идей прошлого оказывается существенным средством аргументации. Высокий статус русской философии в современном общественном сознании предполагает тщательную экспертиз)'' мировоззренческих возможностей отечественного духовного наследия, в том числе, плодотворность сформулированных в нем представлений о социальном идеале.

Эти представления выступают репрезентантом содержания русской философии в целом. Изучение особенностей этих построений позволяет уяснить специфические черты отечественного философского сознания, проследить общую направленность его эволюции.

Признанием значимости темы диссертационной работы является постоянное обращение к ней в историко-философских работах. Современные авторы анализируют политические, этические, экономические, экологические аспекты концепций социального идеала, созданных отечественным философским сознанием на рубеже века. В этом смысле тема диссертации является конвенциональной для современной литературы.

Вместе с тем, следует отметить, что степень осознания важности данной темы не соответствует степени ее разработанности. Наиболее явно это проявляется в различии оценок, высказываемых авторами сходной квалификации, располагающими одинаковой онной базой. Так, В.Г.Безносов утверждает, что «опыт русской философии именно потому представляет высочайшую ценность, что нам предстоит еще вернуться (если это вообще возможно), к тем богатствам культуры, которых достигла Россия к началу XX века» (3, 8). Напротив, А.Ф. Замалеев крайне негативно оценивает это же философское наследие. По его словам, «наши богоискатели фактически обрекли Россию на господство тоталитаризма» (46, 4),

В 1991 г. редакция «Вопросов философии» ( № 5) выразила мнение, что «достаточно редким для нас остается...жанр теоретической рефлексии над российским историко-философским процессом» (с.26). Действительно, преобладает описательно-реферативный подход к исследованию отечественной философии. Отчасти это связано с прежней недоступностью многих текстов для исследователей и необходимостью быстрейшего ввода в научный оборот русского философского наследия. Однако, за пределами даже описательного освоения до сих пор остаются представления о социальном идеале не-

которых значительных авторов (Н.И.Кареева, М.Й.Тутан-Барановского, С.Н.Булгакова, Б.П.Вышеславцева, С.Л.Франка, С.Й.Гессена, Л.П.Карсавина, Г.П.Федотова).

Объект исследования. Им является отечественное философское сознание конца XIX - первой трет XX века. В работе анализируются философские тексты, опубликованные в России и русском Зарубежье. Причем, последние привлекаются в той мере, в какой они осознанно сохраняют проблематику дореволюционных философских дискуссий. Такой подход соответствует самосознанию авторов того времени, отстаивавших преемственность дореволюционной философии и философии эмиграции. Это самосознание выражено словами Г.П.Федотова: «религиозная философия наша представляет прямое продолжение дореволюционной традиции, слишком резко оборванной Грубой рукой» (141,2, 194).

Русская философия конца XIX - первой трети XX века конструируется в диссертации как мировоззрение. В соответствии с этим, она представлена в работе как совокупность школ, развивающих Фундаментальный онтологический тезис. Выбор таких школ для историко-философского исследования определялся, во-первых, способом представления отечественной философии как мировоззрения, во-вторых, принятием традиций онтологизма и антропологизма как оснований классификации философских мировоззрений.

Объектами историко-философского исследования выступили школы, содержание которых может быть интерпретировано в контексте указанных традиций и их взаимодействия. При этом сохранялась номинация школ, отраженная в самосознании мыслителей прошлого, т.е. их автономинация. Объектами изучения стали следующие философские школы: (1) позитивизм, осуществивший в своих построениях компромисс натуралистической редакции онтологизма и антропологизма; (2) трансцендентализм (кантианство), реализовавший традицию антропологизма в д>ош норматив истского (регулятивного) антропоцентризма; (3) школы пантеизма (школа

теизма, последовательно придерживавшиеся традиции онтологизма в его религиозной редакции; (4) религиозный экзистенциализм, интерпретировавший традицию антропологизма в духе антропологического титанизма; (5) марксизм, обнаруживший преимущественное тяготение к антропологизму в его различных редакциях, но показавший и вероятность компромисса с онтоловизмом.

Русская философия в диссертации представлена как совокупность историографических фактов, каковыми выступают тексты, репрезентативные для философских школ России и их эволюции.

: ; -.',1 : ."! Т : • г: • Л;- I ; ; Ч : / 1.Т : ! : .1' 'Г. " / ' ; : 7'.-; \ "

1. наличие философской рефлексии проблемы социального

"„ _ ' р 1 "С _ V ;

{ онто логических^ и антоополоонгбских сов яств яогхмон'няпии ния об идеале, высаженного в рациональной шооме знания*, мысли.

Вне поля зрения данной диссертации остаются эпигонские, публицистические и частнопредметные работы, не содержащие философской рефлексии, а также работы, ориентированные на художественно-метафорические средства изложения.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является историко-философская реконструкция процесса концептуализации представлений о социальном идеале в рз'сском философском сознании конца XIX - первой трети XX века.

Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:

® выявить способы концепту, альном идеале в отечественной философии конца XIX - первой трети XX века:

а „ = ~ б — _ „'г- .геале с фун-

даментальными онтологическими и антропологическими тезисам!?: в основных школах русской философии;

& исследовать содержание и эволюцию представлений о социальном идеале в русском философском сознании:

@ проанализировать идеологические и культурологические интерпретации философских представлений о социальном идеале.

Степень изученности темы. Тема диссертации не была предметом специального исследования, однако, ряд поднятых в ней проблем уже обсуждались в литературе. В поле зрения исследователей находится проблема, от решения которой зависит конституирование объекта изучения - отечественной философии. Данная проблема исследуется как в теоретико-методологическом плаке (возможна ли национальная философия ?). так и в содержательном: была ли особая «русская философия», или существовал лишь «философский процесс в России» ?

Достигнутый уровень изучения проблемы показали материалы «круглого стола» - « Проблемы изучения истории русской философии и культуры»(журнал «Вопросы философии», 1988, № 9). В выступлении Л,В,Полякова отстаивалась мысль об оригинальности русской философии. Последнее понимается как своеобразие ее предмета. Против этого возражал З.А.Каменский, настаивавший на предметном единстве философской деятельности. Основываясь на представлении о классической дисциплинарной матрице, Г.Д.Гачев полагал, что России вообще не была присуща философия.

Последующие публикации показали, что современная отечественная историко-философская литература в понимании специфики философии рубежа XX века методологически следует за самосознанием изучаемых авторов. За небольшим исключением, воспроизводятся постановки проблем и их решения, уже насчитывающие не-сколвко десятилетий истории. Присутствуют три основных решения проблемы «национальной философии»: а) отрицание ее возможности; б) признание наличия особой, русской философии; в) компромиссная точка зрения, видящая в смещение классической дисциплинарной матрицы (предмета, структуры, логической организации).

Существование национальной, русской философии признает М.Н.Громов. Она понимается как чрезвычайно широкая и даже не-профессионализированная область духовной активности, для которой необязательно текстовое выражение (35,59). Последовательным

мВ.Барабанов, не усматривающий оригинального содержания в том, что собственно выступает как философская часть отечественного философствования. Русская философия видится ему идеологизированной, сконцентрированной на теме России.

Значительная группа авторов отстаивает наличие русской философии (а не толвко _ России), признавая ее своеобразие по отношению к классическим западноевропейским образцам. Наиболее показательны в этом отношении работы Б.В.Емельянова (42 ).

Ряд исследователей видят специфику русской философии в ее культурологической и философско-исторической ориентированности. В.П.Филатов полагает, что содержание отечественных философских концепций находится в связи с самоопределением их авторов относительно процессов европеизации России (142). Близкую к этой точку зрения высказывает М.Галахтин, полагающий, что «именно проблема исторической самоидентификации послужила катализатором философского процесса в России» (31,77), А.Н.Ерыгин полагал.

Для решения теоретических задач данного исследования было необходимо разграничение традиций онтологизма и антропологизма. Специфика антропологизма в философии на обширном материале европейской философии изучена в работах К.Н.Любушка (94), (95)/

Современными авторами проблема социального идеала в русской философии исследуется преимущественно по отдельным школам и персоналиям. Здесь демонстрируется как различие исследовательских подходов, так и различие в степени изученности отдельных историко-философских сюжетов. Однако, есть и сквозные, обзорные исследования представлений о социальном идеале. Так, например, А.В.Гулыга полагает, что идеал «соборности» есть центральное понятие русской философии (37, 19), т.е. социальный идеал выступает системообразующим элементом отечественного философствования.

Политические и правовые аспекты концепций социального идеала ряда философских школ и отдельных публицистов (К.Н.Леонтьева, В.В.Розанова, Л.Тихомирова, А,Белого, Ф.М.Достоевского) рассмотрены в монографии И.А.Исаева «Политико-правовая утопия в России» (М., 1991). Автор понимает «утопизм» политических и правовых идеалов не только как нереалистичность практических следствий из этих построений, но и в более широком плане, как произвольность исходных мировоззренческих допущений. В книге Н.М.Золотухиной и Н.А.Исаева «История политических и правовых учений в России. Х1-ХХ в.» (М., 1995) отмечается, что поиск «третьего пути» резу литеровался в идее «солидаризма».

Интересные результаты получены авторами, исследовавшими творчество русских философов либеральной политической ориентации. В 1988 г. Э.Ю.Соловьев сформулировал мысль о «недостатке

Б.В.Емельяновым (41).

Достаточно высокий исследовательский стандарт поддерживается в исследовании взглядов Вл.С.Соловьева. Базовый уровень был предложен еще в известной книге Е.Н.Трубецкого. Из современных работ следует отметить публикации П.П.Гайденко (30). Н.Ф.Уткиной (139), (140), В.А.Еувакнна (78), А.Ф.Лосева (88). Для этих работ характерен анализ аргументации представлений Вл.С.Соловьева об идеале, их связи с общей метафизической позицией мыслителя.

В современных публикациях (преимущественно статьях) исследовались представления об общественном идеале русских неокантианцев. Необходимо отметить работы П.П.Еайденко (29). Од .Мазаевой (97), И.Д.Осипова (111), В.Л.Сандригайло (119).

Сравнительно подробно анализируется концепция социального идеала H.A.Бердяева. Из отечественных работах необходимо упомянуть известные монографии В.А.Кувакина (76)д77), работы А.А.Ермичева (43), (44), Н.К.Дмитриевой и А.П.Моисеевой (39). Антропологический титанизм как концепция социального идеала Н.А.Бердяева исследуется в книге P.A. Еальцевой (32).

Теоретические основания работы.. В диссертации использованы методы, необходимые для рациональной историко-философской реконструкции. Диссертация ориентирована на интерналистскую версию роста философского знания: философские проблемы и их решения объясняются ситуациями, складывающимися внутри философии конца XIX - первой трети XX века, являются ответом на теоретические запросы последней. Обращение к социальному кон-

тексту' как ~~ ограничено.

софских школ.

Автор присоединяется к представлению о том, что реальное историко-философское исследование осуществляется как соединение двух различных исследовательских программ - «презентизма» и «антикваризма» (историзма). Презентистский контекст предусматривает установление соизмеримости философских конструкций прошлого и достижений современной философской теории. В этом случае концептуальность представлений о социальном идеале определяется как степень соответствия процедур обоснования идеала современным подходам в данной области и заведомо рассматривается как их ограниченное выражение (временная последовательность идей реконструируется как логическая).

Антикварного кий контекст предполагает установление степени внутренней согласованности концепций отечественных философов, т.е. соответствия осознанно принятых мировоззренческих оснований содержанию концепций. В этом случае осуществляется имманентная критика авторских построений их же собственными теоретическими средствами .

Автор осознает, что согласование «антикваристской» и «презентистской» программ представляет существенную теоретическую трудность, однако, только реальная практика историко-философских исследований поможет выявить оптимальные варианты такого согласования.

Научная новизна исследования. В диссертации применяется особый исследовательский подход - анализ антропологических моделей в концепциях социального идеала. Центральная категория данного подхода - «природа человека». Представление о природе человека обычно оказываются предельным аргументом в тех дисциплинарных разделах, где формулируются концепции социального идеала - этике, социальной философии. Данная категория значима для темы исследования, так как опосредует переход от фундаментального уровня философии (онтологии или антропологии) к указанным дисциплинарным единицам. Исследование же этого перехода является предметом диссертации.

Обращение к анализу антропологических оснований позволит объективно оценить такой важнейший параметр концепций социального идеала, как обоснованность, реалистичность/утопичность. Я полагаю, что полученные предварительные результаты применения

такого подхода позволяют более фундаментально аргументировать научно-критическое отношение к наследию отечественной философии и распространить его на те сектора, которые пока не изучены исчерпывающим образом.

Использование данного исследовательского подхода позволило сформулировать представление