автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Проблема стиля Б. Слуцкого и особенности его версификационной системы

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Ивлева, Татьяна Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Проблема стиля Б. Слуцкого и особенности его версификационной системы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема стиля Б. Слуцкого и особенности его версификационной системы"

йогксзокил отдана ¿¿енина, ; ; ^ 0 . ордена Октябрьской революции л . > |

с];.г.ена Трупоисго Красного Знамени • / 1-!

государственник -/яз'вррситвт имени .У1.3.£о;лоносот1а филологический факультет

На правах рукописи ЖЕНА Татьяна Анатольевна

ПРОБЛЕМА СТИЛЯ Б.СЛУЦКОГО И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ВКРСИФИКАШЮШОЙ СИСШИ

Г

// /

Специальность 10.01.02 - Литература народов СССР /советского периода/

А в ? о р в $е р а.т

диссертации ка соискание ученой степевк кандидата фклологтявскжс яаук

Москва 1992

Работа выполнена на кафедре рус с ¿сой и зарубежной ■татерагурц филологического факультета Казахского подагогичоского институиа имеьт Абач.

Научный руководитель доктор филологических наук; профессор АЛ.Новтпс.

Оицнальиые оппоненты: доктор филологических наук К.Г.Петросов, кандидат филологических наук Л.Б.Воронин.

Ведущая организация: ИНСТИТУТ РУССКОЙ ЛИТер; туры /Пушкинский

.Завита "состоится .^Ч'^д/г^ 1552 года

в 16.00 часов на заседании специализированного совета Д*ио3.0о.12 при ¿московском государственном университете т. М.В.Ломоносова по адресу: Москва, 11989Э, ГСП, В-234, Ленинские горы, ИГУ, 1 корпус гуманитарных факультетов, фюголсгагсаек&й факультет.

С диссертацией мокно ознакомиться в библиотека ¡¿ГУ лизни И.В.Домоносова. '

Автореферат разослан '".?." . 1992 г.

У«еш>Ё секретарь спедезлизированного совета доктор филологических кау

профессор. С л/ .Б.С. Бугров

РОГ.О^ЧЖАЯ

БИБЛУЮ I ЕКАтуанънооть проблемы. Ммя Ьототса Слупкого в послелг-^

тпжадя прииипкрбт вое более пристальное вншяние всех, кто тч-терестется судьбами русской советской литепатуры в сяятчр со оложнтши, петой практическими этапами ее развития. • Литетту;;-ное наследие поэта поедставляет свыше 4000 липических текптор /эпических произведений оч, как известно, не писал/. При жизни поэта быта опубликована лить треть написанного, поскольку, остальное из-за смелости социального анализа напечатано быть не' могло. Период с 1986 по 1990 голы можно назвать вторым рождение;,« поэта, так как именно в это время массовый читатель и "познакомился с большей частью его наслеякя. •

В связи с э-гим изучение и анализ творчества Б.Слуцкого далеко не завершены. К стиху поэта обращался в своей работе "Типология стиха русской лирической поэзии" В.С.Баевсккй. Правда, анализ в силу специфики исследования носит не целостный, а фрашенташый характер. Довольно подробно анализируется отмечаемая всеми критиками п>озаизапия стиля Слуцкого в тлйот.тм Н.Н.йвяиовой. Оба названных автоъа в отличие от других -членятся более строгим научным поягодам. Однако, целостный научней анализ стиха и стиля поэта не проводился еще никем. Бклн отдельные статьи, ттредстаяпявоте ...' 1ой критические отклики па тот или иной сборник почта. Авторы этих работ не ставили палью анализ собственно стиха, как впрочем и исследования поэтики Слупхого в палом. Более серьезного внимания улоетогляс-ригЫа поэта, исследуемая в работах А.В.Исаченко,. Л.Л.Еэлхской и др. Научная новизна исодякования т.о. определяется тем, что впервые подробному системному анализу подвергается стюс поэта. В связи с этим задачей таботн является изучение некоторых особенностей идиос-гиля, выявление которых требует'болеэ вонкигт-

■ .кого, чем в обычно;,; критическом разборе, проникновения во внутренней жизнь стиха. Первым и необходимым условием постижения . - его.законов будет специальное системное рассмотрение структуры поэтических текстов на уровне метра, риЛ«»ы а. строчки. Стих рассматривается как выразительный комплекс, состоящий-из ряда взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга элементов, сво-оо б разных микро- и макрочастиц сложного поэтического организма. При втом важне;'тгам условие:,: будет определение степени его ти -ппчлос-ги и индивидуальности.

."еточ ксслепованпя. 3 последние годы приблизительно гая,;;.. -~е образов /квантитативный .»юто.ц/ был обследовав стих - на, «.Кирсанова, Е. Заболоцкого, ¿.¡Мартынова, Д.Сал1сХиова и зр. ЕчСхОявая диссертация т.о. носит традиционный характер; Новизна яв заключается в том, что собственно стих поэта рассматривается ¡сак неотъемлешй атрибут стшя, как качественно-значимый зле -мент, влияадий на его; особенности.

Матеоиаяом исследования послртили издания: 1. Однотомник « *

"Избранное"./М.,Х.Л.,1'580/, куда вопли стихи 194.4 - 1977 годов, '2. Сборник "Срокам включивший стихи разных лет /У.,С.П.,1934/, -•последний, вышедший при жизни автора; 3. 64 стихотворения, ранее не. издававшиеся, опубликованные лишь в последнее время. Всего 470 лирических текстов* Сопоставительный 1$он составили имевшиеся данные по стиху советских поэтов, в основном Л.Мартынова и О.СулеВменова. -

Теоретическая 'значимость работа заключается в достиженш некоторых результатов в исследовании стиха Б.Слуцкого, впервш предпринятого з стиховедении. Зто .является определенный вкладе!» в разработку теории стиха и стиля.

к Условия выборки оговариваются во введении к диссертации.

г

Поа'стгттвскаа- ^а.ррть рчбо^ч. Результата исследование могут бить использованы з курсах теория а истории литература, з разработках спецкурсов по теории стиха и написании курс: ■ и 'диплоиккх работ, иоследуищих названные проблеск.

АптюЯатткя некоторых аспектов работы осуществлялась в оо -новнэи на ежегодных научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава яа]вдрн русской и зарубежкой литературы Казахского педагогического института адена Абая /1Э87 — 19Э0 гг./, на конференции молодых ученых в КазГУ имени С.Гл.Кирова /1989г./

Реферируемая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Б работе имеется 18 таблиц, освещающих статистический материал по стиху поэта. Объем диссертации - 172 страницы.

Во введении оговаривается актуальность предложенной те^ы, обосновываются проблема, иетод к материал исследования. Лается частичный обзор литературы по квантитативному стихосложении и структура диссертации.

Глагч 1. а'ютг.юсу о пт.озянзгэггип стиля, стпхетр.р'. чо:"' ^ечп.

3 бС-е годы каш&го столетия особенно остро встала проблема стиля. В творчеству многих значительных художников слова продолжали развиваться традщгм поагов школы .Маяковского, лог— тическув систем которых отличают два условия. Первое - графическая :;ор..:а стиха, второе - неоднородность" структуры, когда з развертыванл: одного стихотворения несколько раз когут цд -няться способы сткхэть^рной организации. ¡веется ввиду не тс льет ¡гетр, но и другие компоненты стихогворноЗ речи. Обе тенденции в пол.ю" ;лерэ проеххк^уэтся на соз1>екеннуэ поззиа, причем выделяются два полярных направления, тат>актериэув;1,гг весь логти-

— —

ческгй процесс. II относятся повты, отличающиеся нетра-

дпцпокаостьэ графики и практ;г=ескк почти всегда реализованной неоднородность*: гострзення: ¿.С„-уцк1:2, А.ЬознесенсккЗ, О.Сулей-«¡еыэв п др. Второе направление ха:>актеризуется однородностью г.ссцоенхч стгха г .дасскчоскоЕ п>а}дк>£:- АЛвардоЕский, Б.Бв-когур..в. А.Япин, А.ТаркзвскгП, А.лугаер к др. Названы в основ-. но:л псля^кые, с ьто" точки 31>екия,идиосткли. Гвзусловно, что есть к другие стиховне сксте.«ы /третья группа поетов/, вбирающие в себя отдегъние *_зртн первого к второго направлений. Нап-ргмер, сто Л.^ртннова, классический по своей метро-.ритйичес-коГ. организации, с одно! стороны, к совершенно оригинальный, нет;«лициэнный по своему г^2Лческо;,г/ о&>1шеит - с другой.

Значит ельнил компонентой авторского стиля является стпхот-з;ркая организация произведения. в связи с этлй задача исследования закачается в выявлении определенных закономерностей в откопэкиях г.:ежду ьтой организацией к лексико-синтаксическкк с: ;ое..; црзизведенц?. ¿.Слуцкого при учете содержательной стороны творчества.

'.'ег-^а ститотв-т.чк!! стмь поншзется, как "способ органи -целостного единства, в изгорал функционирует разнообразны? .олзачентв, дчшзге нвзэ&то^шке сочетания, ингегркружие • ва ¿.'¿огни сткха. в «далг^/ет» с нестихотворными кокпо»»^вта^Е? Лима., глава /«егас^.яствекнэ пэсядаена решению вопроса о т.н.

п-зтиче.ского стиля, что, по ¡¿не низ кнотю: ученых

■и' г^ггакзд, -является генеральной установкой всей сткхоадЦ

- . . .

.. сгстоха Г.Сдуцкзго. Нот: ттооздузгтгл':? стт:х?тпог,яоС кечи иокклает-

* АЛ. Проблема стихотворного стиля и авторская кндивч- '

?> с5.: Гасддвкдуа^зйость авторскою стиля в к^н-1>а-л-л'<хг;ч ¿»врагу.. «£ Зори. ¿ша-Ата, 1236. с.3_

- о -

ся приближение языка лирического произведения к языку устно.*: речи, разговорные интонация-.;, При stc:.í присутствие тагхх se -ол&а&гяк теоретических атрибутов в лирике как с&дганткческие с:,;еи,зкия и трспц.по сразнениз с глассгческс2"дозтико2 в цело;,: незначительно. Герои :: события предстает во всей конкретности происходящего. Наиболее популярные ганрои лирической "прозы"

/ ъак, например, у Слуцкого/ является баллада иди стихотворный

j

рассказ /"Инвалиды", "¿¡осада з океане", "Кельнская яла", "Ненецкие потери", '"Расстреливали Ваньку-взводного"/ и тлн. др.

Начале это:,iy процессу б доезди, по даеяпэ ыногше ученых /З.В.Биноградо?., Н.НЛшанова, A.il. Григорьева, П.А.Руднез/, по-доаияа лунаонскал ре*о,.ка стихотворного языка. Известно немало опытов великого поэта, подтверадаацих бесспорны?; факт рождения в его творчестве тенденции прозаизировать русский стих /"Песнч западных славя:-:", например/. На равных правах с привычными "поэтизмами" вступают в поэтический строй "прозаизм", бытовые реалии, что способствует перестройке гра'л:.:атико-синт£ксическнх отношений. Сочетание в одно.д контексте сдоз различных культурных уровней услоалязо эмоциональное восприятие текста. Подобные сочетания разрушая традиций стилевой несовместимости.

Продолжил и развил начатое Пушкиным Н.А.Кзкразов, процесс црозаизгздп: у которого происходил, в основной, за счег. рзеглга-ния социальной cj-зры поьзии, привлечения тематики, отразившей иер народной жизни, Именно творчество Некрасова дослужило селэ-вополагаащи и переходным этапом в плаче демократизации cost;: -чеекого стиля от Пуокпьа к ^аяковско.*у и далье ... к Слуцко.чг. На наш рзгляд, ке по^кстся ттлуоку сомнению адекватность демокрзтиз.ма стиля Сладкого в которое он вырабатывался.

По ¡гночпи Е.Г.Бзлнксгого, ро:.:знтхзл "убила" п;/,енно проза. Такие пто-*?водс;инл Цуаяп» как "КагпазспгЙ пленчнн", Тязечкс-та?-

- £ -

ckz": ronzay.", он считает настоящий стихами, "Звгеная Онегина", "Лолтагу", "Зорлса Годунова" - переходом к прозе, "Скупого рыцаря", "гуанлку", "лахеннзго гостя", 'Моцарта и Сальери" -"чкотоИ б*сзр2гвсно£ прзгоГ:? ¡Ьд прозэЕ в данном случае В.Г.Ее-¿иззкп* зогжил "бзгатстьо внутреннего по&гического содержание, мужественная зрелость 2 крепость мысли, оосредогоченная в сакой себе гска чувстьа, EspsaZ такт дэКотштелькостЕ"? В четырех'лос-ледн::х произведениях, с точки зрения критика, уже совсем кет сигов, ходя &ти прэззвбдекгя стйззятся к лиркчесхо..:у /ели, лкрз-отгзс с кому роду .литература/ к писаны сту.хамп. Итак, пер-"Eii.: сл^ггстёльнш. признак:):;' проз&кзцрэьанних цоотлческпх гролз--•:-ne:-:rü отмечается "верна" такт действительностс". Искусство, лзя«лая словесность в свое* ходовом поыл,чани2 неадекватны жаз-£ талии отобрглыпт еч. В ó лоху молодости любой национальной ллт•:>ратуры отображение сл'о в основе сбоой бывает идеалистически:.:, красивым, приукрашенным — "изящная словесность". 3 более пззд-:;:е периоды раЗЕЛТия литературы отображение приблкжа- . ется к с)г.!;г:::::_;у, ье утрачмвал признаков художественности, ¡¡рогзходдг cro%a<$;ÁSiju2 д^цезс опроденая^ -.приблаввние к простоте, i^j-: í' Konü./y качеству искусства. Простота таких п;хжзв&-рассматривается ьак основа их художественного достоинства. г нале щ>ыя ]>аавкзает £.«1..10тман. лссле-догатиль п, 'тлддт "легтяяту* ст простоты структуры к ее усложненности: разговорная речь - песня — "классическдл поьзия" — художественная ттрозаТ^Гллзл отеческое движение т.о. происходит от стзх* к npose, как- ш парадоксально. т.е. именно стихотворная /r.erfi'c/ на раннем етапе была единственно возможной

ir ¡-'езгеегс:; З.Г» Русская литература в 1S42 г.-аас.т.б.-i. .1955

*** Z.?r.i2H Г..". «яалгз .гог-тического текста, л., 1972, с.23.

- 7. - '

речью словесного искусства. Проза - явяечнэ более позднее, че^ поэзия, вследствие этого она ьстетически сложнее поэзии. А значит и прозаизированный стих не" к ел ее сложен, чем "вилжий". Он обогашается за счет расширения лексического диапазона: у разных повтов появляются разные пласты лексики, более иди менее свойственные имен- этим поэтам, налр&гер, у Л.лартынова - научная лексика., у ¿..Винокурова - бытовая.

Простота стиля поэтического текста /как эстетическая ценность/ - явление неоднозначное. Произведение кажется эстети -чески поостыл за счет сознательного отказа автора от укра-венноо-ти. С точки зрения исследователя, "в структурном отношении простота - явление значительно более сложное, чей "украиенностй Отсюда девается вывод, что искусственно ¿моделировать "слогные" формы искусства будет значительно более просто, чем простые.

Известно, что любая культура пользуется таким набором . средств, при помоги которых легко могло отделить литературные произведения от нелитературных: ограничения накладываются на ритмику, лексику, .синтаксис, сбразнул систеьйу. Естественно, что при таких условиях особенно сильный эстетический эффект могут произвести ее нарушения /в налила случав прозалзлы/. Анализируя' творчество поэта, исследователь прикаа»еаади2 к одной с вн.« эпохе, особенно оауттыо чувствует систецу отказе? ст тех или иных художественных средств эпохи. Подобная система

последовательных и сознательных отказов является системой т.к. ютнус-ппиемов /Ю.и.Лот»£ан/. Тенденция к отличии поэтического языка Слуцкого^ от языка классической поэзии во ;.<ногон обусловлена ориентацией на самого широкого демократического читателя. 3 этом заключается один из :лшус~приемов, т.е. отказ от ачктар-ного предназначения искусства. Естественны.! считается то, что зсмысление поэтической тематики во многом определяется потреб-

_ о -

н&стга Следовательно, параллельно прогсходаиегог про-

цессу средства поьтичес-.ого гзрезкзания де2етьителг, -

Тгтг.й, лрозу ¡кик- систру эстетически белее

чс:: дгс-Е^, известно, с;еет своих сторонников и ^".кг, ч:о проза как художественная сис-гз*."* зй-гктадгзз г.озге поэзии. Зеками склацывав-

-^пстаг.-ч;;;^ о* ^и-ст;-;", "личности" как необходк-

агуугггги сп-А^л , т.к. ложная худояеет-

т:^;, с-х: г? кил^.азуе-т у. те-..; не иенее наряду с пог-зпей является унакч"*>зим госп-з^нке* искусства. Т.о. если

не использует спреда>.*нзга "о.елнке" атрибуты поьзии, значит она выглядит "про^е" по отнотанпи к ней. Но эта простота условна. Лля того, 'чтобы щмпов го^хиинлаяооь именно ии простое, а не как примитивное, нужно, чтоб;; оно было упроаеакыл, т.е. чтобы худогник сознательно не ут;7'Греб.-1ял определенные элементе построения, а зрите«*—г.,<02цироьал его текст на •. 'V:-:, ь кзторог,- атл приаоа бит»-. Си }*алкзованы. Таким образов, * еа-.и *^кт-лг!ени /"сьог-аг*/ «.¿"»-Ура реализуется главнаг об-

5 то "среггаг* - в значительной' степени за его

г-'.т.глй.^:, ъасгрг.загплсь как «•»стога 1® кус-приемов? нелатериади-яуг.-.Гат. чч^?«1-™!. Д-тз ^отер^гт/зованная часть вполне I.» _ г.- ъчч V *• , & значении слова' - «полке иа-

¡««т^;;^.- структуры произведения/. Следова -телъко, -р гтг.у--"уг>-чоу с~ "-г.--,-- /пгагчйикнуто мною. Т.П./ пустота - квдевив значительно белее сдогво'е, чем "украпенпость"* 13 с«ЯЕ с гтк^, кл наш взгляд, является определе-

ние учекнла ^Д^Дотман и др./ поэзии как "наибо-

Лйё ШвйбгГГарпо! СЕСГё^х*.

к -Доткан «.Л. Ада^сз »««ескэго текста. Л., 1272, с.28

Одно из зржых качеств "простоты" поэтического •.lisr.TsaK Слуцкого - его удивительный лаконлз»;: s нескольких короткий стоках " host а.ожет описать целуя трагедию или пптейскуа дра^у. Бот :-:ап-

• Очередь стоит у сельской почты -

Длпннлч - без к.-ао и ;..е-~ей. c^j - бабы получалт то, что 3?. убг-.'ых следует

Зог'она взяла, что ей положен-. Сунула за пазуху, лсиа. Пэрад нею .Ц5£ЛНК_Т! ДОрОНЗ^И ■ ■ Отдается земля - белылт-бела...

Что л: ты, солдатская вдова, !..ять солдата и сестра солдата, -Что ты ш.зячегяь? ..;онет 6uz% сло~«. Что е.лу nenTi'ia ты когда-то?

Ca,vi E.'liymciJt считал своим особый даром "кслусство гнчзркзра-ния". Стиль его отличается цлтаткэстно, л цг.глг а. - rose признак времени,- требующего краткости, правдивости, точности. rla зопрос корреспондента: Не определите ли Зы, хотя бы лряЛтизптельно, Baiiiy главную цель как поэта? Слуцкий ответил вполне конкретно: Выговориться. Естественно, что реализация такой цел;: не .y.ozot проходить в гладкой, ровной фор\га» Пйхяаизацйяс /разговорное?*/ достигается здесь все./л возмогшая: средства.¡и: демократачосло? лексикой, разговорит.» синтаксисом, переноса-ли, кераэнсстогг-а -стьо, сменой метра, всевозможными рит:,гически.и;1 пер-:-б'из in. "Жизнь быта аэстокой, трагичной, и мне казалось, что писать о ной нужно трагедии, а поскольку настоящих трагедий л писать к<г ..¡or, писал сокращенные. ска :ханные, сзатыэ траг^джг—5аг»>гдк." * Таким лиро-эпическим жанреч бп.! таза написано у неги отрс^н-е личество стихотворений: "Последа?» усп-агэстьо.?."Sax ас«».

Слуцкий S.A. 0 других и о себе. - 3.Z., IS33, л 1С

s

- iO-

бабку", "Размол, кладбиша". "Прозаики" и др.

Яркой особенностью стиля служат повторы однокоречкых moi что усиливает экспрессию строки и наряду с "паронимической аттракцией" /В.Д.Григорьев/ соответствуют звуковой метафоре: стоном стонем, светом светили, цветут цветы, жара все жарче и т.д. Некоторые из этих паронимов в полной месе модно отнести к такому явлению, издавна известному в устной речи кг»к плеоназм» Сочетания типа: облучен ее лучом, бояться боюсь излупит* не только пля смысловой полноты, но и для стилистической выразительности.

"Освобоздение слова от его синтаксических связей" /Т.О. Бикэгуэ/ - члрта, особенно характерная ,пля слога Слуцкого. Одним из зр-эгах качеств этого процесса выступает элллдтич -кость стиховых конструкций, в целом свойственная именно быто-eoS сечз. Tax, чаще всего поэт прибегает к конструкциям с . овусйяной считаемой формой глагола в предложении с простым глагольным сказуемым; может отсутствовать дополнение при наличии слова с сильным управлением. Напоимео:

Нет, они не спрашивают: сыто ли?

И насчет одеяи и домов, .

К чого по каоточкам нэ выдали-

Карто—-л мл вовсе невдомек.

Так вот сна. се седина

ЯХЗК2.

Возгаст успеха.

А мне - вез равно. Все едино,

А мне - наплевать. Не к спеху.

Подобные конструкции, безусловно, способствует сегментации поэтической речи.

Своеобпазяым признаком стиля поэта стали такие конструкции с имвяиталк-гам ту^н или именительным представления .

- и

Подробнее об этом можно прочитать в лингвистических исследованиях Н.Н.Ивановой."'.иод именительным темы имеется ввиду синтагма в именительном падеже, обычно вынесенная в начало стихотворения и содержащая в себе тему высказывания. Пся этом она находится в полной синтаксической независимости /п7 всех мальчатах круглые литта", "Неотвратимость глузыкл", "Саыостоятатьность". "Дом в переулке /Проливал трудяга в общаге/" и т.д. Экспрессивное вндаяенае синтагмы выполняет здесь одновременно задачу ее семантической актуализация. Такая специфика пагиеллитс ваяно го построения - еше одна черта илиостздя. Слтпюй чапто пользуется различимте способами разрыва речевой пени: уточнения, пояснения, вводные конструкиии, сопровождаемые обилием знаков пре-штчания, а следовательно — паузглпг - дополнительное качество "ппозы" поэта:

До износу - как сам я рубах?, до изноет - как сам я агганы. износили меня мол страхи, те, что смолоду были страшны.

Пселдолсенг.! зачастую строятся именно гак. а. не дчаче. создавая иллюзию подбора лексического материала.

В систему наиболее предпочитаемых приемов входит и использование практически всех известных .Ьоря лирического диалога. Появление,диалогических элементов, как известно, присуще классической. поэзии /Случевекиз. Некрасов, Тютчев/, употребление же форм диалога в современной поэзия — тенденпия времени^ Диалог у Слуцкого зачастую способствует драматизации повествования. /"Ечулннй сын", "Квасной патриот" и яр./

з См. об этом, например, в работа "Демокрагязашм стахотаэднсй речи /современный этап/. — В кн..: Язык по ээта Х12-Х2 з«?ноэ. И., 1965 г.

- хХ-

Причем авторская речь и.*речь персонажа сливаются /ввднкх стихотворениях/ и четко разграничивается /в других/. Речввач осно-. Еа такта стихотворений у Слуцкого, как и у Некрасова, преимущественно народно -поэтическая. Сочетание книжной и разговорно-просторечной лексики, использование приемов поэтики фолькяоса напоминают сказ /"11а.экране безмолвные лики", "Разговаривать неохота", Наглядная судьба"/.

Дополнительным средством прозаязации служит перенос -один из сушестгенных ггрие'-лов разгозорной интонации- вследствие ч-:то ритмическое движение г,раза чз.сто не совпадает с скнтакси- • . ческга членением речи. 'Гак, на каждые десять строк приходится в осеннем один-ива песеноса, что суаественно влияет на стпхот--орныц ритм.

В отличие от неопределенности, недосказанности многих лирических произведений классики, стих Слуцкого всегда предельно конкретен и завершен, поэтому стиль его можно назвать "замкнутым". Такой стиль, естественно, »гаого из арсенала традиционной поэтики /тропы, фигуры/ не может вобрать в себя. Иначе, как считает 3.3.Ермилова, может возникнуть сопротивление темы стилю, несогласие формы с содержанием.

¡"Ьгдяа П. 'Зеттю-тяттмичдпкая оттгч'шзаттия отита.

¡'<?тро-?итмиччская организация стиховой системы Слуцкого. - окин из существенных стклеобразумюгх факторов. Однако, определение собственно размеров и простое описание ритмических ,гош - главное в выявлении своеобразия, хотя подобны"; анализ, несомнонно, паст обшуо картину метро-ритмического своесбтиэия поэтической систра Слуцкого в контексте современной'поэзии. В связи с этим вторая глава продолжает решение пробле>.гы поозалза-пка стиха Слуцкого, но теперь укз на новой уровне - метроритмических отношений. Так., для выяснения вопроса влияяпя утпяй

речя на собственно стих поэта, необходимо выявит*-. -есъ репертуар использованных размеров и их своеобразие.

Способом "узназанля" ir выявления тех или :г-ых стигз-ых :*огнантов, т.е. конкретных знаков, опрепеяягшттх непьлторхятт} выпуклость содержательной .тормы на лоне определенного контекста является статистическое обследование. Рабочей единицей послужат произведение в палом.

Неоднородность построения, т.е. взаимодействие pajhhx (Joto как в одном стихотворном тексте, так и во всем творчеств«, осложняет анализ, однако, строго» соблюдение принципа оснооо?-ностя построения на всех уровнях в современной поэзии вообще осуществляется сепко, в у Слуцкого смена способов оргянизапал текста - закономерность. Значительную роль я рлтапко-гаязмстес-кой структура играет также графика.. Но это лань один язнструк-тивный элемент, хотя и значительный, в поэтике Слуцкого — характерный, но на лочинируший. Однако далеко не в каждом дрояз-' велении можно найти перечисленные признаки. Речь идет не столько} о метрических расхождениях, сколько о смене различных принципов стихосложения, - что более важно. Значительная ч^ссь всех текстов поэта представляет собой"классику", т.е. тралипясннзя двух- и ТРехсложники, требуютяе, тем не менее, как газ выявление расхождений на уровне метра. Tea более это Судет необходимым и значимым, так как. учитывая зкамэязтнЗ айоризч С.Кхюию-вр о современном ямбе без классического лапа, необходимо выяснить, какие черты "л^тта"- ямба Слуцкого отлзчавт его от класс яга.

Ритмическая инерция стиха з классических ямбе а хаоее j Слуияого зачастую наругается яЕгначякйга янс&гетричесхкя| строчка1?*. что способствует, резкой? изменению /наругезиЗ/ cpr^in -

- - /«-

ндго альтернирующего ритма. Подобная черта - отидевая ритмическая доминанта в поэтической систре'поэта, способствует "опрошению" стиха.

Самый распространенный, сседи хореических размеров Слутт-кого - пятистопный хорей /Х5/, как впрочем и пятистопный ямб /Я5/ среди дабичаских. Частые пропуски схемных ударений на второй а третьей стопах Х5 позволяют говорить о сильно» "об-лагчаккости" /по сравнешш с остальными поэтамл-соврененшпса-гл/ лютвядуал'чмго ритгла этого размена, В хореический рзттд елолнз ыогет быть нклзчека акцентная /прозаическая/ строчка. Выбивавшаяся из слоггавшаЗся инерции, одна тага я отрога резко выделяется на 4оне стихотворения. Наряду с другими признака?«! ото свшгетр^ьств"ет о том, что и на со в семенном хорее "липа нет".

Своеобразный ракорд принадлежит Слуцкому в плане использования вольных хорея ж ямба. Так, например, «го показатель по зольному хореи превышает мартыновский более чем в два раза. Остаяькна современники Слуцкого /как зто видно из исследований 'ЯЛ.Шспарова/использупт этот размер крайне редко.

Один из излюбленных приемов поэта - чередование мужских т дактилических окончаний /т.е. самых коротких и самых ллин-.псг/ в ямбе,.способствушее реализации ритмического разнообразия в данном размере.

Полляаняе ударности и появление боль-люго количества пир-ряхиеэ' помогает акцентировать "сильные места" в классических размерах. Средняя длина слова становится больше, вследствие этого заостряется внимание на отдельных фразах - а это я есть таль автора. 2 целой ударность классического стиха Слуцкого по стопам намного вххв ударности стиха его созреыештаяп«.

Поst смело употребляет в сазвертнзанид одного стдхотвосен^я в среднем по с-8 ситызческих фоcw, мдкп:.гуг.1 — три, а -а^с?"? -х._ нее использование - до десяти вариаций. Ни сж»о из стятст'юг«»-нлй четивностопного ямба не вчдегливает по но~ца Т5:ггч, зчдаяний первыми строчками, т.о. и з г,тот раз;л»р, сх.-я;гнрг>ггптГ:г:? я основном из равномерного ччрегтования двух строк катманой стоп— но ста, поэт внося? свои коррективы» Более свободное уттзтдчблв— нпе стоок разно;» стоимости и сазкометтглчестглх ctïxik пгоезлязчт-сл в вольном ямб-». Причем сопатка в чррего* -чин Я9Т ттатого.

Ччстоа тес-гоэблеяяэ Слулета конструктив с вольна» ямдом не соответствует облей тенденции к огсаялчччнохгу у^^гге^течиз этого размера.

высокий цотцент неполноудаенчх еттяк — иаоаятеснал гтгг.мяки э его трехслох-ппсах. Так например, излюбленная ггозл — ция пропуска схемного ударения з дактн..=> — гтзрв-гл стопа. ¿;г< известно, а классических трэтелоачтпеге пропуски схеднязс у.гасг»-нттй"-'почти ч» попускались. В 'XX в* зга очи становятся -озио-т-г-н. ВасокиА процент нвяоляозпартсс строк — характерная неагь-'лл» -мал чептя г!ттмичэского своеобразия трйтслогк-гко'ч Слуцкого. г^ ли, например, у Я.^1апткнова из одиннадцати ра1..:броэ ."ист-гти "пропускал?" сгвмнаэ упарвяжг лосем»., то у Сгут-яго - асе яптеся гшвнашат!,. Са-чый анссхз'З птецэн? црог.тска удздэ«^ у лактпля: "не разбирались в гуапа, а что до паста.-.и* _ гая. как трибунал*, '•похолоднее 3&-.t?p3crr п^зачт",

Частна пропуски cxçusiro ударвкия в трезгсхия:»/*» насяду с такими ссс<1ач;;ос?лм;: как поязла-пп yt:í:"<-

пропуска удла-вас слогов, сг^дц д дг:'.-

г-13-,вс.я C3.7V*0 г.аегчгнг?!!? СТЯДГ XtWîîTKSSSrO '.WTr.'í.

Как и в трехсложниках, достаточно высоким остается про- ' цент пропуска схемных ударений в дольнике. В четырехактном дольнике иногда отмечается тенденция к сближению с правильными трехсложными размерами, при этом выдерживается трехсложный ритм в начале стиха и обнаруживается перебой в конце стиха.

Достаточно часто встречаются формы, которые .'.¡—¡.Гасяаров называет в своей классификации /см. "Современный русский стих"/ - "остальными и неправильными". В основном это йормы 232, 231, 42, 132, 15. В стихотворении "Старухи и старики" процент таких строк составил "критическую" цифру - 2-5. В строгом понимании это, вероятно, следует назвать переходной метрической фогтой от дольника к тектонику, Ко, как известно, дольник -'"ожет иметь исключения, в которых промежуточные интерната достигают трех слогов. А формы 42 и 15 у М.Л.Гаспарова перечислены как в классификации метрических форм дольника, так и в классификации метрических форм тактовика. Чисто тактовико-вых текстов в нашем материале не встретилось, поэтому тексты с подобными строчками относим к дольниковнм, таи более, что нигде процент этих строк не превышал 25. Т.о. наличие большого процента "остальных и неправильных форл" в системе как трехиктного, так и четышхиктного дольника далает непредсказуемой ритмическую инерцию в атом размере. Здесь мы находим ялкуа иЕДИЕИДуадьнооть в использовании нетрадиционных форм у Слуцкого.

Одним из наиболее встречаемых приемов можно считать стыки ударений в дольнике, как впрочем и в других неклассических формах. Любопытно, что поэт употребляет новую форму дольника, не отмеченную исследователями - это форма с нулевой анакрузой и межударными интервалами 3-2, налрж'гер в стихотво-

-17-

ре низ "Человек умирает дважды".

"Установка на гатеромор<£нссть" /ч.Л.Ьовтис/ рзгпзттльмГ' образом повлияла на многообразие и слсзксст^ стихотворных форм XX зека- Полностью присущ стиху Слуцкого перяхол о? мотоичного стиха к несимметричному я патамор.^мт. Полита-нгага считаем структуры текучих стиховых ¡*р-м при"Ътсутст-и.: отчетливой семантической обособленности "пазкомерных кус.с: Наглядным обпазчикоч полимотт^язма в лирике мозат иослтлит"? сттзсотворение "Сверстникам", гле на протяж. нал 14 строк несколько раз меняется мета: ДкЗ - ДкЗ - 14 - ЛкЗ - Дк4 - Д 1 -ДкЗ Амф* - ДкЗ - ДкЗ - ДкЗ - Д4 - Д4 - Д4.

Все перечисленные приемы зерситнкапиояяой тех'-'инз Ь'.Слутт-гсого в целом имеют характер нарупеная сложившихся траЕжпгЗ я поиска новых фот,- Нарушение традиционности проявляется* ггрчх-дя всего, в игчооитюванип сложившихся канонов классической техники. Расшатывание традиционной ритмической схемы опрвле -ленных размеров гтркблиапет стих поэта к разговорным интонациям. Это доказывается появлением значительного количества п^ра-ходных метрических форм, вольных конструкция я вчплзбпч.

Как я большинство советских поэтов, Б.Слупкий ггрелпочи-тяят пл<{му. Количество батых стихов я верлибра у него незначительно. В данной главе проводятся анализ рябленной сис гтоота, вкллчагаей са'.п"ч разнообразные тииЫ rn.fr,'п. а вадагач-а своеобразия пламенных отяояеяай.

Вопроса рн-Тглологги сегодня нэ мзяее ваха 2 аигуал-л-гы. чеа во времена пестах гягк хпиз^с^в, г.'»«»звс у^ото э ястос?^

» Вельская Д.Л. О пллететпни я полиг'ор5ностз.- В кч.г мы теории стчта. .1.: лаука. 15?4, с. ЮЗ.

-1* -

отечественной рифлы. И хотя эта проблема - одна из наиболее изученных в отечественном и зарубежном стиховедении, многие ' ее вопросы по сих пор остаются нерешенными: например, вопросы типологии. Поз рифмой здесь понимается "звуковой повтор в коште соответствующих групп" /В.М.дирмунский/. Из рассмотрения исключаются окказиональные звуковые корреляции, соотносимые фонетически с конечной ои^мой.

Ка сегодняшний пень.среди ученых нет единого мнения по характеру "современной" рифли, не дифференцировано само это понятие. 3 научных трудах часто встречается термин "новая" ри4ма. Под современной, вероятно, правомерным будет понимать риЗму, бытушуд в советской поэзии с 60-х годов, так как именно о этого времени в области риф.ш появляются некоторые но -зейшие тенденции. Под. тешином новая имеется ввиду нетрадиционная новаторская ркйма - принадлежности эерсифякапионной техники только XX столетия.

В структуре современной рифды наблюдашся следующие конкретные изменения: 1.Расподоблнние заударных созвучий, уподобление внутренних и начальных; 2. Рост процента замещений и смешанных соотношений звуков, их преобладание над другими показателями неточной рифаы. Рифма Слуцкого, безусловно, подвержена обеим тенденциям. Причем самые"авангардные" таймы сочетается у него с сугубо традиционными: наскоку-нисколько, погромче-пророча, иногда соваться-интересоваться с надежде-прежде, ливою-головою. На наших глазах происходит исчезновение тождества заударных частей рифмующихся слов. . , Рифин типа гсрдо-гояа. Долгойтгягтяя- дол ж гот рта. прогрзмму-прямо. гут же-тузшт и т.д., заударными не назовешь, они ссчтоят из предударной компенсации. ¡0.Минералов выделяет

здесь предударный и предударно-заударный тжа. Однако, этл два названия не могут охватить всех типов "колой" ри^г«. Так например, рЯЯИН гтят>уг;готг нельзя

безоговорочно отнэсти ни к тем, ни к другим, "то т.н. "сло-.о-пиоты", которые требуот особого внимактиг.

Материалов исследования послужили 4178 рипгмонаь аз сбо::-ников, перечисленных во введении, взятых за соноеу анализч всей стиховой сиет°мн почта. Преобладание ряфин с «.тоской клаузулой отличают его от Л.^яртыновя и 0.Сулейменова, плегт-почитавших женский тип ржТмы. Высок пгопэкт дактилической пи-й-мй /7.8Я/, а это характерно лишь дал современных поэтов, так как в массовых количествах дактилическая ри<тя стада употребляться только.во второй половине нашего столетия. Кесзигачно много встретилось неравносложных ригЕгл - ЬЗ рилмопары /1.31/. Но тем не менее, самый высокий процент здесь у Сулеймэнова. Значительны! разнила в употреблении неравносложной рйгтмя Су-лейменовым,' с одной стороны, и Уяптыновын к Слуггет, с дру — гой, лает основание говорить об установке г7"Емн этих язут постов на классическую равносложноптъ.

Из всех известных классигпякатпгй, на низ взгляд, наиболее простой и удобной, ограаяшей вся типы современной р^Мы, является классификация А.Л.лЬвтиса - К.С.Бузаубагаоовой. делится на "старую" и "кочую". Под "этапов" подразумевается "классическая" и "некласслческнл" гнЯма.. 3 тэшяяолотаа авторов "классическая" — это фонетически ж гр-ч^ическ? точная ма. Под "неклассичесшй* донимается рифса, "раззезветая несовпадение заударных звуков", т.е. неточная оттфга. Разнимется; рифла с несовпадением гласных и согласных звтдаз в заужарт.! части существовала и в погэин 1В х 13 заказ;; зз звссожв -ьв

появлениэ и дальнейшее развитие приходится именно на XX век.

В целом, соотношение старой и новей рифмы у Сулейминова 52 и 48#, у Слуцкого - 76 и 24$, т.о.Сяуцкий, казалось бы, рифмует более консервативно, и тем не менее, его рифма, по мнению многих стиховедов /А.В.Исаченко, Д.С.Самойлов/, рассматривается как характерная для системы современного рифмования. 24"? новой рифмы - достаточная цифра для признания этого факта.

Обратает на себя внимание та рифмы, составивший самый высокий процент - 50.0 - классическая точная рифма. Так на примере этого поэта еаа раз подтверждается, что точная рифмовка достаточно популярна а ссади современных поэтов. Более того, рифма, например, А.Кузнера и А.Таоковского в основном классическая. В этом плане интересно заметить, что а обшей системе "бедных-богатых" втооой тип составил 64.5$, т.е. большая часть классических рифм Слуцкого - богатые. /Под "богатой" имеется ваиду рифма, в которой совпадают опорные согласные/. Это доказывает высокую звучность классической рисЕмы поэта.

I

Новую рифму подразделяем на 4 подвила: основную, слово-рифму, слогоначальную и ояногласную. В рифме Слуцкого большую роль играют звуки основы, так как созвучие продвигается вглубь слова. Звуки окончания в таких рифмах практически не имеют значения. Так, в ннтегрантах (тэлые-отптупялтг мы. ¡дтемгтдли-тзмени. непавяо-тогоми созвучие охватывает не конечные, а глубинные звуки. Такие рифмы подводим поп разряд основных*. Сло-ворифму годразявляем на полную и.негодную. Различие интегран-тов в полной словорифме характеризуется следующими случаями: 1. Различие в один звук, чаше .эквивалентный:, пыль-пыл, перелив-перерыв, дымам-домам, одяи-огяи.

Я.Замешениа или выпадение как заулаоных, так и предударных

звуков: черныо-у<1еныо, отроки-сроки, 'ттризчали-пепегнали.

3. Часто единственным отличием является несовпадение уларной гласной: голубой-голубей; или не совпадает унарная гласная л происходят некоторые замещения: зачлею-зеклею, Печорин-печалек.

4. Отличие в распотгобяенной нейтральной части. При этом совпадают унарные гласные, начала слов и конечные звуки: стол-ба-оуттьба, то к ъко-тихонько, ститматы-пвяты, смели-сожгли.

б. Как в заударной pniMe, в с-ловэрргйле иногда не соблюдается птечпто линейности: плечами-гсечали, тпанпее-стратвчее. 6. Полные словориЯмы "огут быть составными: залтттн-за лето, додумаю-луму как вас квас.

Если втот тип предполагает почти полное совпадение

правого и левого крыла интеграктов,. то в наполноЗ словорк$ме, в основном, созвучие строится на нескольких одинаковых или эквивалентных согласных /чалю с согтутствукЕЯми одинаковыми гласными/, составляющими своеобразный*%вазикаракЗ слова. Местонахождение таких согласных в корреспондгругсах словах сзже свободное: ПРоПорЦий-ПРоПойЦа, ПеРеДнШек-лэро1гес;чх. IPaHzilefi-ХРаНиТСя, КоРоТКих-КуРоРТниХ.

В неполной словоригпме наблюдаем неполное акустическое или визуальное совпадение в начале слова или в конце. При этом часто разрушается заударная часть слова, а созвучия продвигаются влево /совпадав полностью или неполностью/: горлопан-головам, итожить-положив, постиг—пустых,полотках—плотко. Сроди неполных словоиифд такке могно встретить ассонансы, составные словориЗмы и словориймн с несоблюдением принципа линейности: награду-нэрода, тут тл-тугит, остров-просто /СТР - РСТ/.

Слогэначальная риЗма - рогаение XX века, т.е. это сугубо

ког-ак ркма: созвучьем о^ .:ызаются лишь два-тои предударных звука, каппк.тчр, подняли--" г^-щ. вечера-вегливо, палые-палубе.

Недостаток любой кт^" ■'•ч^капки закачается "в том, что ова пгелполагзет некотору? категоричность в дифференциации. Сложность этой типологии г : я трудности разграничения неточных f основных.рифм. Ьг^нственчо четкий критерий различия - в сильной расподобяекнозти заулаоной части основных рифы. Созвучие держится лишь на двух, максимум трех звуках.

Недостаточно эстетической к в целом нежелательной считалась f классической поэзии тавтологическая ргпиа. Учитывая "негати-ыгуг" характеристику ?того типа многими нсалепчатйля-mt, следует шжзнать, что у Слуцкого этот тип встречается довольно часто. Поэт любит употреблять ее, к это не результат ■ . слабой техники, а особенность стилевой установки. Слуцкий как itost ч»сто использующий прозаизмы, разговорные конструкции пользуется такой рифмой потому, что хочет подчеркнуть "обыденность", некоторую птпгаеиленнопть своих лирических тем. Сь^ веттзеяно очевидно, что тавтологическая випма поэта представляет кчкгичЕтельчый интерес с точки зрения' г-,«мачтики стиха. Б гаклоад случас происходит своеобразное "нарашение" нового омыг... ш гокруг старого слова.

Осмысленным приобретением Новзии XX. века называют томнв

Анализируя парокикичаскуп ркЗму поэта, мы исходили из сдецушего ег определения - "подобие ридауишлхса слов при не-говп&ветах опього-двух звуковУ Л.Л.Квльская/. Интересны случае пареKBtsz в нечитннх и четных ттагох т>и.1м. Например, в от* т»>гроре?гг7 "Ст5глг»-орскке хоегхмв" -вяазикоренъ РОТ /а в трех случаях — SPC1/ "т^сгзгвает" каждый нзтегрант <>С>етя p^iwonap

в rspaos гтр>|я;

лз-

Старики не должны пжть костшы на вырост, но учесть стариковскую слабость и хворость г особо опасные морось н сырость

должен старческий возраст. Слова "вышст-хворость-сырость-возрзст- рисма, вернее - рифменный многочлен. Только ртрлопары: выоост-хворость и сырость - возраст назовем ассонансны:ги.

От числа словориЗмы паронимическяй тип составил 10.5^.

Проведенный анализ риггмы поэта позволяет охарактеризовать ее как соответствующую поэтическим "нормам" современной риЗь мовки, которая характеризуется сочетанием как классической гра£яческв точной ржмы, так и новой риймы, предполагающей корреспондирование целых слов. Тем не менее, необходимо отметить оригинальность рифленного мастерства поэта в употреблении современной словориймы, а такхе тавтологической и паронн-мической рийяы. Оченв высокий процент, по сравнению со всеми остальными типами, составила "старая" классическая ри5ма - 76. Возможно, что высокая звучность такой рийет компенсирует весь стих в делом, так как, по нашим наблюдениям, он слишком ,;обед-нен" в звуковом отношении. Приемы поэтической эвйзнии практически чужды этому пс эту.

Сегодня стало совершенно очевидным, что способы организации поэтического текста — неотъемлемая черта авторского стиля, важнейшая его составлявшая. Закон XIX века об однородности построения художественного текста постоянно нарушается Слта-ким. Если говорить о строфике поэта, необходимо заметить, что в делом предпочитаются строфические конструкции, асттххЬичес-кие соединения составили незначительный процент. Интересное явление представляет "манипулирование" рифмованными строчками в сочетании с холостыми. По результатам анализа можно сделать

- -Х4"

•!ч--е о богат«!йг.ш разнообразии строфических форм и способов :. йлаг кн у Сдуцг-г:.. Это же сличает в уже названной работе ".ТлевскпГ:. К-сгдс-дн^э с*;.,:-г:ть ort утрате принудительной свя-crpoiü с ганро:;, с таете-гении строгой связи кексу системой ч* •: узуд г спрегеленньг.! размере«:. Наличие s» астрофических ггро-игвргеней и водьностро^ических форм говорит о своеобразном стпуктуъяом "оазкквакии" строен, свойства которой в каждом от-.П'-г-ной произведения яроявляптся особо.

Огива из существенным фактором стиха поэта можно назвать яояатнктлльнне вертикальные корреляции различных групп стиха. L-.я Слуцкого это rnzHefcHi; ритмический прием. Причем рийка и» я^яетех сауововл««ней величиной и воспринимается лртяь клк ко»:ент, екгнализпруюший об окончании ритмической

ВчЕнейтеуи scтетическуп к семантическую толь здесь наполняет г^фгка? "¡.тетрпческая" строка зачастув дробится на' ччети, выстраивается "лесенко£" или в "столбик". При этом об-ту.султг.я внутренние гнутавые переклички, внутренняя ри-Зма, что значительно обэгаяае? текст.

В Заг.т!Чпкти подводятся итоги исследования и намечаются егт^гмокные перспоктквы. . • -

Пэртическое наследие Ii.Слупкого огромно, и в этой таботе «аягл^злвянч, прк,,ер!,о, д«пк чатрертач чисть его. И тем не ог.аза-.шь вполне достаточной-для выявления 1?-.--jzK7X черт творчества погта. Счоо лирику Слуцкий счи-оглг^Я - « «9 лирикой: "лирика • не обллмви

, f-'ак у мянк, а осломкр цу-аг". Настоящая лирика, jn> ■"иг w-rra да г т^-г нас,- ?то "сЛг.гн-'кк души", т.е. нечто яысо-ггвухйм»« выстраданное и пересачное обязательно

' ^л^кг.^" VT4«. V in "vacTOsraji" поэзия ««лыг-лима без краса-

¿гГ-

ты, благозвучия,-гармонии. Ну а "обломки эпоса" - это обяза -тельня дисгармония, куда вхопят асимметрия и неблагозвучие. Стих Слупко'го как раз можно назвать неблагозвучным, негармоничным и тем не менее - внсокоттуховчнм и выстраданным. Основная его черта - нротптотюлчость построения всех \оовнях. что означает разнообразие графических форм, рифленных отношений и самой ри1Тмы, свободу использования метра и до. Поэт су. ел найти такой способ опганизашпт целостного единства, благодаря ко-тоюому вполне обоснованно можно выделить т.н. "слуцкув" #орму Ай.Бвтуаенко/, осноп^ыр черты кототой мы постарались проследить в этой работе.

Итак, генеральной установкой поэтической системы Б.Слуцкого является прозаттзацчя стиля и стиха. Анализируя-творчество ввого поэта на-фоне классической сиялабо-тоники, особенно ост-ш оиптиаеть систему отказов от тех или шик художественных средств предыдущей эпохи. Ориентация творчества Слуцкого на отличие языка лирики от определенных поэтических корм и условностей во многом "диктовалось" вкусами" самого широкого демократического читателя, что определяло вкус самого поэта. Обновление поэтического языка т.о. в немалой степени обусловлено со-шальным фактором.

Внутреннее солр.ржанив поэтической речи Слуцкогс находит свое выражение в своеобразии и необычайной индивидуализации его п[х)заизврзванной фэтпк, на которую "работает" все элементы поэтики. Однако в этом не следует искать негативности формальной трактовки творческого метола. Ь. Слуцкий сумел достичь того етгечого художественного синтеза, оригинальность поиска и воплощение которого, коренным образом отличают его от других художников слова.

-asno теме глссертЕ^лп опубликовани следугпле работ:

1. "мир szKorza ке посещался ккой".- В вурксле "Русский язхп: :: литература в казахской гетле". Алма-Ата,

-IOS-I t; ^ П '5° оч

— •/«•¿У W, О Ф •-"-У — W—.

2. О некоторых аспектах стилистического своеобразия Е.Слуц-ксго.- Тезлсц зиотуплгпмл в сборнике материалов научной ко"рлоренто: профессорско-преподавательского состава и ас-г:г?а:-:тог "Наука ь учебном процессе". Алма-Ата, 1ЭЭ0,

с.122 - 122. í. "llosa-" pníi.3 Е. Слуцкого /ь печати/. •1. О своеобрЕЗлд метро—рлп-лг-аеской олглллззтпгл стиха

Е.Слуцкого. - позлей впетупленля на.научко-теоретическоЕ глжререпцпп "¿гллхановекпе чтения". В сборнике материалов, кодере:™™. Глжчсгав, 1922 г.