автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Проблема ценности и оценки в философии М.М. Бахтина
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Орлова, Анна Владимировна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. "Философия ценности" конца XIX - начала XX в.в. и ее критика М. М. Бахтиным.
1.1 Проблема "ценности" в западноевропейской и русской философии конца XIX - начала XX в.в.
12. Систематическое место проблемы "ценности" и оценки" в научно-философской программе М. М. Бахтина.
Глава И. Проблема ценности и оценки в философии М.М. Бахтина.
2.1. Проблема ценности в "философии нравственной реальности" М. М. Бахтина.
2.2. Методологическое место категории "оценка" в решении Бахтиным проблемы "ценности"
2.3.Ценностная содержательность творчества 102 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 124 Библиография
Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Орлова, Анна Владимировна
Актуальность темы диссертационного исследования.
В современной литературе о М.М. Бахтине найдено много ценных наблюдений и выводов, касающихся его философского наследия, в то же время приходится признать, что во второй половине 1990-х годов в бахтинистике произошел известный кризис, точнее -исчерпание в методах и подходах к определению места и значения наследия философа в философии XX века.
В настоящее время в бахтинистике сложилась своеобразная ситуация. Всплеск интереса к наследию Бахтина, произошедший в 1960-е годы, а затем актуализировавшийся в конце 1980-х начале -1990-х годов, - затронул в основном литературно-критические аспекты его наследия: философские вопросы, часто исследовались изолированно, вырванными из контекста общего философского замысла М. М. Бахтина. Это приводило к тому, что пропадала цельность восприятия его идей, делая их непонятными. Но мода на Бахтина прошла, и это имеет позитивную сторону; наступил момент трезвого и неторопливого анализа бахтинского наследия. Нельзя сказать, что М. М. Бахтина забыли, к его идеям по-прежнему обращаются; но в большинстве своем, эти апелляции носят все более критический, а подчас и негативный характер. Произошедшее можно объяснить двумя причинами:
Во-первых, дошедшие до нас авторские тексты, представлены отрывочно; перед исследователями встает проблема реконструкции философского замысла Бахтина. В результате, такая ситуация рождает множество претензий на личную трактовку бахтинских текстов, что, в свою очередь, приводит к субъективизму в оценках его философского наследия. Во-вторых, до сих пор исследователи М. М. Бахтина не смогли отнести его ни к одной философской школе XX века. Трудности в определении места Бахтина в развитии философии породили обвинения его в непоследовательности и отсутствии какой-либо концепции. В результате, из-за первично видимой схожести его идей со многими философскими концепциями обозначенного в диссертации периода, - Бахтина начинают включать в каждую из них.
Эта схожесть, по мнению диссертанта, объясняется тем, что Бахтин стремился найти ответ на общие и фундаментальные вопросы, стоявшие на повестке дня в философии и культуре конца XIX - начале XX веков. Справедливо на наш взгляд утверждение отечественного исследователя: "Бахтин не выводим из тех влияний на него, вне которых он в то же время совершенно немыслим".1 Иными словами понять М.М. Бахтина - философа можно только путем анализа той общественной, научно-философский и духовно-идеологической ситуации, в которой этот русский мыслитель сложился и на которую он отвечал своим творчеством.
Рассматриваемый в исследовании период творчества М. М. Бахтина - с 1919 по 1929 годы, в которые собственно и сложилась его философская концепция, был кризисным и поворотными в советской и русской культуре во всех областях жизни и мысли. Период 19101920-х годов XX можно охарактеризовать как смену философско
1 Махлин В. Л. "Систематическое понятие" (заметки к истории Невельской школы) // Невельский сборник: Статьи и воспоминания. Вып. 1: К столетию М.М. Бахтина ./ Отв. ред. Л. М. Максимовская. - СПб.: 1996. -С.-75. гуманитарной парадигмы, которую младший немецкий современник М.М. Бахтина Г.-Г. Гадамер охарактеризовал как "переход из мира Л науки к миру жизни". Основные положения метафизики были подвергнуты критическому анализу и пересмотру, так как, по мнению современников М.М. Бахтина, они перестали удовлетворять требованиями познания. Фундаментальным метафизическим системам, во многом переполненным теоретическими категориями, было противопоставлено стремление к познанию, не зашоренному сциентизмом и методологизмом. Напряжение в общественном сознании, достигшее пика в результате политических конфликтов, перевернувших мироощущение европейского человека, привело к переоценке господствовавшей в Новое время "картины мира". Философский вопрос о смысле человеческой жизни приобрел по-новому острое значение; актуализировав проблему осмысления существа человека, его места в мире, он обернулся проблемой несовпадения декларированной временем морали и подлинного бытия человека, его свободы и ответственности. В этом контексте проблема ценности оказалась в конце XIX- начале XX веков, можно сказать, средоточием и гносеологической, и этической, и эстетической проблематики философии и гуманитарного познания. В напряжении этих идей и родился Бахтин-философ - мыслитель, чья философия нравственной реальности, по замыслу самого мыслителя, должна была стать ответом на вопросы, поставленные временем перед философией.
Степень разработанности проблемы.
Проблема ценности выделилась в отдельную область исследования во второй половине XIX века (прежде всего в Германии)
2 Гадамер Г-Г. К русским читателям. // Гадамер Г-Г. Актуальность прекрасного. М. Искусство. 1991. - С.
- сначала в "философию ценности", затем в аксиологию. Главным образом, "философия ценности" нашла свое законченное понимание и развитие в философии неокантианства и философии "жизни". Неокантианство противопоставляло философию ценности каким бы то ни было областям теоретической науки, и занималось разрешением проблемы "значимости" теоретических ценностей. "Философия жизни" во многом обращалась к категории ценности как средству дающему возможность обоснования жизненных процессов (проблема ценности в данных учениях будет подробно рассмотрена в первой главе).
Количество комментариев и исследований бахтинского наследия довольно обширно, но нужно отметить, что в настоящее время практически нет работ, которые бы были посвящены отдельному рассмотрению проблемы ценности в философии М. М. Бахтина. Количество исследований посвященных именно проблеме "ценности" и "оценки" как отдельной, самостоятельной части бахтинской философии можно пересчитать по пальцам, а если и происходит обращение к интересующему нас вопросу, то он как правило включен в общий контекст исследований работ М. М. Бахтина. В данной работе не рассматривается огромный пласт литературы, посвященной философии М. М. Бахтина, так как она не отвечает поставленным целям и задачам в исследовании ценностной проблематики, присущей бахтинской философии. Поэтому анализ использованных при написании диссертации источников в известном смысле односторонен или, как сказал бы сам М. М. Бахтин - "монологичен". Эта односторонность осознается и представляется в современной ситуации с Бахтиным оправданной. Основной упор в исследовании делается на философские первоисточники как самого Бахтина, так и его современников.
Следует отметить, что так называемые спорные тексты, опубликованные под именами друзей, рассматриваются автором исследования, как принадлежащие самому M. М. Бахтину. Эта позиция, на наш взгляд, обоснованна в работах известных исследователей-бахтиноведов С. Г. Бочарова, C.B. Дувакина, B.JI. Махлина, Н. И. Николаева.3
Важная роль при рассмотрении общего состояния проблемы ценности в период, выделенный в диссертационном исследовании, принадлежит философским первоисточникам В. Виндельбанда, Г. Риккерта, Ф. Ницше, М. Шелера и т. д., а так же работам, посвященным исследованию наследия этих философов.4
Аксиологические воззрения M. М. Бахтина и возможные источники, оказавшие влияние на формирование его философских взглядов нашли отражение в работах К.А. Баршта, Е.В. Волковой, JI. А. Гоготишвили, Р. Грюбеля, В. А. Панпурина, Б. Пула, JI. Н. Столовича.5
3 См. например: Бочаров С.Г. Об одном разговоре и вокруг него.// Новое литературное обозрение. M., 1993. №2. С. - 70-89.; Бахтин M.M. Беседы с C.B. Дувакиным. - М.: Согласие, 2002. -400с.
4 См. например:Акиндинова T.A., Бердюгина Л.А. Новые грани старых иллюзий: проблемы мировозрения и культуры в буржуазной и художественной мысли XIX-XX в. Ленинград. Изд-во ЛГУ, 1984. - 256 е.; Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. - Спб.: "лань", 1999. - 224 е.; Гайденко П.П., Давыдов Ю.П. история и рациональность: Социология M. Вебера и веберовский ренессанс. - М.: Политиздат, 1991.-367 е.; Левит К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XX века. СПб.: "Пневма". 1999.- 480 е.; Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина: Очерк эстетической аксиологии. - М., 1994.
5 См. подробнее: Баршт К.А. Этико-эстетические взгляды раннего М.М. Бахтина // Проблемы научного наследия М.М. Бахтина и современность, Саранск, 1985. — С. - 1050115.; Гоготишвили Л. А. Философия языка и проблема ценностного релятивизма.// Бахтин как философ М.: Наука, 1992.- С.- 142-175; Грюбель Р. Проблема ценности и оценки в творчестве М.М. Бахтина.// Диалог. Карнавал. Хронотоп. 2001. №1. - С.-32-67.; Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. - М., 1994; Столович Л. Н. Бахтин и проблема ценности.// М. М. Бахтин: Эстетическое наследие и современность. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1992. - С.- 121-133.; Панпурин В. А. М. М. Бахтин как аксиолог. // Там же. -С.- 281-284.; Пул Б. Роль М.И. Кагана в становлении философии М.М. Бахтина (от Германа Когена к Максу Шелеру) // "бахтинский сборник". Кн. 3. М., 1997 - С.- 162-181.; Волкова Е.В. Эстетика М.М. Бахтина. М. Знание- 64 с.
Этическая и эстетическая проблематика бахтинской философии в ее взаимосвязи с философией 20-х годов нашла свое отражение в исследованиях Апинян Т. А., Бабич В.В., Орлова Б. В.6 Для общего подхода к наследию М.М. Бахтина решающее значение имели работы С.Г. Бочарова, В. Ляпунова, B.J1. Махлина, Г.С. Морсона и К. Эмерсон, Н.И. Николаева, М. Холквиста. Огромный интерес представляют исследования, посвященные философскому наследию М. М. Бахтина в его целостности, среди которых можно выделить работы: В. С. Библера, Ю. Кристевой, В. Ляпунова, Г. С. Морсона, М. Холквиста, К. Эмерсон и др.7
Целью исследования является попытка систематически реконструировать, прояснить и осмыслить место и значение проблемы "ценности" и "оценки" в философии М. М. Бахтина 1920 -х годов.
Для достижения поставленной цели исследования были поставлены следующие задачи:
- проанализировать подходы к различному пониманию проблемы ценности в западноевропейской и отечественной философии начала XX века;
- определить "мотивационный контекст", послуживший "диалогизирующим фоном" обращения М. М. Бахтина к проблеме ценности;
- проанализировать место ценностной проблематики в контексте философского замысла М. М. Бахтина;
6 См. подробнее: Бабич B.B. Лосский и Бахтин. Опыт сравнения. //Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1994. №4. -С. - 34-36.
7 Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М.: Прогресс,. 1991. - 169 е.; Ляпунов В. Избранные комментарии к трактату М.М. бахтина "К философии поступка"// Бахтинский сборник. Выпуск 4. - Саранск,2000.-С.-63-69.
- рассмотреть решение Бахтиным проблемы ценности в контексте философии "нравственной реальности (действительности)11;
- определить методологическое значение и место категории "оценка" в философии М. М. Бахтина;
- проанализировать трактовку понятия ценности у М.М. Бахтина в контексте его феноменологии и теории активности автора.
Теоретико-методологические основы исследования.
Основная установка диссертации освободить философию М. М. Бахтина от "постмодернистских" модернизаций, которые наслоились в отношении к нему с начала 1960-х годов. Постмодернистская рефлексия вырвала философию М. М. Бахтина из его понятийно -языкового мира, т. е. из "проблемной констелляции" начала XX века. Мы исходим из убеждения, что по настоящему, не паразитарно подойти к Философии М.М. Бахтина можно только войдя в адекватный ему общефилософский контекст XIX - начала XX века., то есть в контекст таких мыслителей, как Г. Риккерт, Ф. Ницше,. Г. Зиммель, Э. Гуссерль М. Шелер, М. Хайдеггер и др. Поэтому методически мы ориентируемся на философско-герменевтическую традицию философского исследования, задача которого понять замысел М. М. Бахтина исходя из той идеологической среды, из того мира жизни и мысли, в котором он сложился как философ и, главное, которому он отвечает своей философской программой.
Научная новизна исследования, ставшего одним из первых в отечественной и зарубежной бахтинистике подходом к целостному рассмотрению и пониманию проблемы ценности и оценки в философии М.М. Бахтина, определяется следующими результатами:
- на основе реконструкции философского контекста понятия ценности конца XIX - начала XX века выявлено, что формирование ценностной проблематики в философии М.М. Бахтина произошло под влиянием ценностных концепций В. Виндельбанда, Г. Риккерта, М. Шелера и Г. Зиммеля;
- определено, что анализ проблемы ценности в философии М. М. Бахтина позволяет целостно подойти к его философской программе в целом;
- установлены основные причины обращения М.М. Бахтина к ценностной проблематике: критика "теоретической философии", повлекшая за собой попытку создания философии "нравственной реальности (действительности)", в основе которой лежит обращение к категории "ценность", как одной из наиболее близких к отражению жизни категорий;
- определено, что центр "архитектоники" события (т.е. того объективного "обстояния", в котором движется поступок) составляет человек, являющийся для философии М.М. Бахтина "центром исхождения" всех действительных оценок; но этот центр "эксцентричен", т.е. ориентирован вовне ценностного соотнесения с другими;
- показано, что в представлении М.М. Бахтина "социальные оценки" укореняются в сознании людей, организовывая их действия и поступки, и то что "оценка" является обратной стороной ценности, живет на границе с ней;
- определено, что для философии М.М. Бахтина важным является рассмотрение эстетического события (решение проблемы "авторгерой"), через обращение к которому философ подходит к решению проблем ценностного компонента архитектоники события бытия в целом.
Научная значимость исследования определяется характером творчества М. М. Бахтина и тем вкладом, который оно оказало на развитие философской мысли второй половины XX века. Историко-философский анализ взглядов М. М. Бахтина представляется актуальным в связи с необходимостью разработки более объективного подхода к русской философии XX века, с целью осмысления ее роли в процессе развития европейской философской мысли. Кроме того, тема касается актуальной для русской философии начала XX в. проблемы взаимоотношения ее с западной, прежде всего немецкой, философией.
Данное исследование может представлять интерес при построении курсов по истории философии, этики и эстетики Х!Х - XX вв.
Апробация работы.
Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии факультета социологии, экономики и права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский педагогический государственный университет".
Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора:
1. Орлова A.B. Проблема поступка в философии М. М. Бахтина //Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник науч. и трудов каф. философии. Выпуск XIV . - М.: Прометей, 2002. С. 146150. - 0,3 п.л. Статья.
2. Орлова A.B. Проблема оценки в "философии ценности" М.М. Бахтина //Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник науч. трудов каф. философии. Выпуск XXI - М.: Прометей, 2003. С. 172-176. - 0,3 пл. Статья.
3. Орлова A.B. Проблема ценности в философии М.М. Бахтина. //Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник науч. трудов каф. философии. Выпуск XXIII - М.: Прометей, 2003. С.133-137.-0,3 п.л. Статья.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. .
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема ценности и оценки в философии М.М. Бахтина"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы подвести некоторые итоги исследования. Обращение автора исследования к ценностной проблематике в философии М.М. Бахтина можно объяснить несколькими причинами:
- во-первых, Бахтин представил одну из немногих завершенных концепций ценности в русской досоветской философии, направленных в область практического действия, а не теоретического ее обоснования;
- во-вторых, несмотря на довольно ажиотажный интерес к философии М. М. Бахтина, проявившийся в 80-е - начале 90-х годов, данная проблематика осталась практически незамеченной в исследованиях его творческого наследия. Хотя, нельзя не отметить, что попытки обращения к ней были.
- в-третьих, ценностная проблематика философии М. М. Бахтина была реконструирована через обращение к общей ситуации, наблюдавшейся в данном вопросе в истории философской мысли данного периода. Проблемная констелляция начала XX века, стала "мотивационным контекстом" прихода Бахтина к построению концепции "философии нравственной реальности".
Обращение Бахтина к проблеме ценности не случайно, в его основе лежат сложные процессы, происходившие в западноевропейской и русской философии конца XIX - начала XX века. Когда определенные в своих границах фундаментальные теории перестают удовлетворять своими подходами к решению философских проблем, когда поставленные задачи выходят за рамки возможности их решений в уже сложившихся условиях, сама собой встает необходимость нахождения выхода из сложившейся ситуации. Конец XIX - начало XX обозначил такую ситуацию в европейской и русской философии.
Данный период в истории определил в себе новый рубеж в развитии философии, обозначил новую точку отсчета, "перевал сознания".247 Философское сообщество в этот период времени достаточно чутко реагировало на процессы, в науке, социально-политической и экономической сферах жизни общества, на которые со стороны философии стала просматриваться достаточно динамичная реакция. На первое место вышли науки о человеке и человеческом, в которых предпринимались попытки по-новому посмотреть и помыслить суть и место человека в истории.
Бахтин, как и многие его коллеги, не остался в стороне от проблемы: бахтинский замысел построения "философии нравственной реальности", в которой есть место реальному, живущему человеку стал программным проектом ученого. Основной задачей, которую перед собой поставил ученый, стало создание философской концепции, в которой было бы обосновано место для я, но не в духе "философии жизни" или "философии ценности", для которых ценности жизни стали в большей степени представлять замкнутые в себе структуры.
Именно в "философии нравственной реальности" стало возможным, по мнению М. М. Бахтина, преодоление разрыва между теоретическим суждением о событии жизни человека и его действительным свершением. Проблема ценности, вписанная в контекст данного замысла, стала неотъемлемой частью в решении поставленных Бахтиным перед философией задач. Тонко вплетенная в структуру нравственной онтологии проблема делает философию М. М. Бахтина направленной на проблему бытия человека в мире.
Обращение Бахтина к "ценности" находит свои основания в несогласии философа с постановкой проблемы, представленной в предшествующих фундаментальных философских системах. Критика чрезмерного "теоретизма", присущего им, как считает Бахтин, и породила основания обращения Бахтина к категории "ценности". Данная критика не является категорическим отрицанием всего сказанного ранее, ее можно определить как позитивную в своих основаниях критику, представляющих интерес для Бахтина теорий.
Бахтин по своим убеждениям находится между "философией ценности", получившей самое глубокое обоснование, развитие и завершение в Баденской школе неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) и "философией жизни" (Ф. Ницше, М. Шелер, Г. Зиммель). Именно в результате последовательной, обоснованной критики, данных концепции ценности, Бахтин и обращается к категории "ценности" в решении проблем нравственной онтологии.
В основе аксиологического подхода М. М. Бахтина стоит задача рассмотрения принципов практического нравственного действия, очищенного от "теоретизма", против которого и направлена его философия. В теоретическом мире нет, по мнению Бахтина, места
128 индивидуальному поступку и человеку, она не учитывает факт индивидуальной жизни, стараясь все подчинить объективным законам развития. При этом Бахтин не выступает против наличия теоретического обоснования в философии. Но он ищет возможность нахождения такой системы, которая бы направлена по своему действию как в мир жизни, так и в мир суждения о ней. Такой философией по его замыслу и должна была бы стать "философия нравственной реальности".
В решении проблемы ценности Бахтин не ставил перед собой задачу построения определенной категориальной системы с логически выверенным основанием, определяющей иерархию исторически признанных человечеством нравственных критериев. В основе его интереса лежит прежде всего конкретная архитектоника ценностного переживания мира, конкретный ценностный центр (пространственный и временной) исхождения действительных оценок.
Центральное место в архитектонике события Бахтин отводит человеку - он является центром всей его философии. Именно человек для Бахтина представляет важность как центр исхождения всех действительных оценок; только вокруг него происходит концентрация ценностных смыслов, наполняющих событие бытия.
Отталкиваясь от человека, как ценностного центра, Бахтин констатирует индивидуально-личностный характер всякой ценности. Только со своего единственного и единого места человек должен пережить событие и утвердить его значимость для себя. Это утверждение проходит в результате окрашивания события в "эмоционально-волевые тона", присущие жизни данного человека. Но
129 утверждая ценность для себя в своем переживании ее, я не может быть автором собственной ценности. Для этого мне необходим другой. Другой для философии М. М. Бахтина является единственной возможностью какой-либо нравственной жизни. Даже свою ценность я приобретаю через отражение ее в другом.
Прейдя к утверждению индивидуальности ценностных представлений в оценке бытия, Бахтин, тем не менее, не отрицал общих для всех норм. Проблема соотношения между общепринятыми ценностями, составляющими исторический фон человеческого существования, и ценностями, выступающими реальной побудительной силой, занимает в творческом наследии М.М. Бахтина одно из важных мест. Да, он действительно указывает на то, что любая общезначимая ценность становится по-настоящему значимой только в индивидуальном контексте, но не отрицает значения общих для всех норм. Они - своеобразный необходимый идеал, канон, выработанный поколениями, проверенный "большим историческим временем", поэтому человек вынужден в процессе всей своей жизни постоянно соотносить себя с общественным идеалом.
М.М. Бахтин констатировал, что жизнь - поступок, реализация себя за счет заложенного в человеке потенциала. Наивысшей степенью такой реализации является творчество, творческая деятельность. Именно в ней проявляется вся степень человеческой индивидуальности. Желая дать феноменологию действительного бытия, мира, поступка, Бахтин в результате обращается к описанию особого ценностного мира - мира художественного произведения. Изначально он исходит из того, что архитектоника художественного мира точнее соответствует отображению реальности, а творчество реализует ее в художественных формах.
Произведение искусства включает в себя все ценностное богатство мира, с доминантой в нем эстетического. Поэтому Бахтин подчеркивает ценностный характер продуктов человеческой деятельности, особенно литературный жанр.
Внутренний мир художественного произведения - это особый мир, в котором действуют контекст автора и героя. Архитектоника эстетического содержания в бахтинском понимании - это своеобразное "ценностное уплотнение мира" вокруг человека как "ценностного центра художественного видения".
Человек при этом берется "изнутри самого поступающего сознания" (изображение я героя) и "завершается извне художественной формой". Архитектоника произведения выявляется эстетическим анализом как своего рода стратегия эстетического завершения воображаемой реальности - стратегия творческого акта, воспроизводимая творческим сопереживанием. Ценностное уплотнение мира вокруг ядра личности героя — изображенного я -превращает художественный мир в единый миропорядок и отводит личности определенное в нем ролевое место.
Творчество, для Бахтина, это способ снятия ограниченности частичных сознаний, голосов, позиций путем постоянного смещения смысла в поле новых расширяющих контекстов. Оно приводит человека к освобождению его от частных позиций. В искусстве происходит расширение горизонта сознания с помощью постоянного ценностно-смыслового переинтонирования текста.
Изначально поставив перед собой задачу построения нравственной онтологии, в которой человек, представляющий собой яркую индивидуальность с заложенной в нем творческой потенцией, занимал бы особое место, Бахтин создал теорию ценностей, которая в результате оказывается вписанной в область решения эстетических проблем, но корнями, которая исходит из нравственных категорий. Соглашаться с ним или не соглашаться - дело сугубо индивидуальное, но уже то, что Бахтин-мыслитель ставил перед собой и пытался решить эту проблему в то время, когда и этика, и эстетика переживали в своем развитии своеобразный этап становления и переоценки всего, что было сказано ранее, требует пристального внимания и углубленного исследования.
Список научной литературыОрлова, Анна Владимировна, диссертация по теме "История философии"
1. Сочинения М. М. Бахтина
2. Бахтин М. М. Беседы с С. В. Дувакиным. М.: Согласие, 2002. -400 с.
3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., "Худ., литература"., 1975.
4. Бахтин М.М. К философии поступка / Публ. С.Г. Бочарова, прим. С.С. Аверинцева // Философия и социология науки и техники. М. "Наука", 1986.-С.-80-160.
5. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Худ. лит., 1986 — 543 с.
6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М. "Сов. писатель"* 1963.
7. Бахтин М. М. Собрание сочинений в 7 т. т. 5. М.: "Русские словари". 1996 г. - 732с.
8. Бахтин М. М. Собрание сочинений в 7 т. — т. 2. М.: "Русские словари". 2000 г.
9. Бахтин М. М. (под маской). Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. М. : 2000. - 660 с.
10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., "Искусство", 1979.1. Иная литература по теме.
11. Аверинцев С. С. Бахтин: смех, христианская культура // М. М. Бахтин: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. Т.1. С.- 468-483.
12. Аверинцев С. В стихии большого времени: К 100-летию со дня рождения М. М. Бахтина.// Литературная газета. М., 1995. №46. С.-6.
13. Аверинцев С. С. М. М. Бахтин: ретроспектива и перспектива // Дружба народов. М., 1988. №3. С. 256-259.
14. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1977. — 320 с.
15. Акиндинова Т. А., Бердюгина Л. А. Новые грани старых иллюзий: проблемы мировоззрения и культуры в буржуазной и художественной мысли XIX-XX в. Ленинград. Изд-во ЛГУ, 1984. -256 с.
16. Александрова Р. И. Категории "бытия" и "сознания" в нравственной философии М. М. Бахтина. //М.М. Бахтин и философская культура XX века: Проблемы бахтинологии. Сборник статей. Вып. 1 Часть 1. СПб.1991. С.-75-82.
17. Александрова Р. И. Этическое и эстетическое в творчестве М. М. Бахтина //Вопросы философии. 1994. №12. С.-90-96.
18. Алпатов В. М. Бахтин под маской. Маска третья. В. Н. Волошинов. Марксизм и философия языка. // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1995. №3. С.-80-90.
19. Апель Карл О. Трансформация философии. М.: Логос, 2001. -364 с.
20. Апинян Т.А. Философия игры // М.М. Бахтин : Эстетическое наследие и современность. Саранск: Издательство Мордовского университета, 1992. С.- 263-272.
21. Бабич В. В. Лосский и Бахтин. Опыт сравнения //Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1994. №4. С. 34-46.
22. Баршт К. А. Этико-эстетические взгляды раннего Бахтина // Проблемы научного наследия М. М. Бахтина. Саранск, 1985. С. -105-115.
23. Бахтинский сборник. Выпуск IV. / Под ред. В.Л. Махлина. Мордовский государственный педагогический институт. Саранск, 2000.- 153 с.
24. Белая Г. Нравственный мир художественного произведения. // Вопросы литературы. 1983. №4. С.-19-52.
25. Библер В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М.: Прогресс, 1991. 169 с.
26. Богатырева Е. А. Диалог и его взаимосвязь с ценностью в трудах М. М. Бахтина. // Актуальные проблемы истории и теории эстетики. М.: МГУ, 1990. С.-110-124.
27. Богатырева Е. А. М. М. Бахтин: этическая онтология и философия языка. // Вопросы философии. 1993. №1. С.-51-58.
28. Больнов О. Ф. Философия экзистенциализма. — СПб.: "Лань", 1999.-224 с.
29. Бонецкая Н. К. М. М. Бахтин и традиции русской философии. // Вопросы философии. 1993. №3. С.-83-93.
30. Бонецкая Н. К Диалогическая философия М. Бахтина и онтологическое учение о человеке. //ПГН. С.-22-25.
31. Бородич В. М. Нравственная философия М. М. Бахтина в ее различных аспектах и связях //Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1993. №4. С.-154-159.
32. Бочаров С. Г. Об одном разговоре и вокруг него. // Новое литературное обозрение. М., 1993. №2. С. 70-89.
33. Бочаров С. Г. Сюжеты русской культуры. -М.: Языки русской культуры. 1999. 632 с.
34. Брандт Г.А. Философия как поступок // М.М. Бахтин : Эстетическое наследие и современность. Саранск: Издательство Мордовского университета, 1992. С. - 284-289.
35. Быстрова Т.Ю. Проблема субъекта диалога в эстетике М. М. Бахтина. // М.М. Бахтин : Эстетическое наследие и современность. Саранск: Издательство Мордовского университета, 1992. С.-145-147.
36. Быстрова Т.Ю. Проблема бытия искусства. М.М. Бахтин : Эстетическое наследие и современность. Саранск: Издательство Мордовского университета, 1992. С. - 204 - 209.
37. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990-808 с.
38. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. Пер с нем. М.: Юрист, 1995. - 687 с. - (Лики культуры).
39. Виндельбанд В. Философия XX века. Пер. с нем. // Фауст и Заратустра. СПб.: Азбука, 2001. С. - 37-31.
40. Волкова Е. В. Эстетика М. М. Бахтина. М.6 Знание, 1990.- 64 с.
41. Гарднер К. Между Востоком и Западом: возрождение даров русской души.// Пер. с англ. М.: Наука, 1993. -125 с.
42. Гоготишвили Л.А. Варианты и инварианты М.М. Бахтина // Вопросы философии. 1992. №1. — С.116.
43. Гоготишвили Л. А. Философия языка и проблема ценностного релятивизма.//Бахтин как философ М.: Наука, 1992.- С.- 142-175.
44. Грюбель Р. Проблема ценности и оценки в творчестве М. М. Бахтина. // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 2001. №1. С.- 32-67.
45. Гулыга А. В. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на волхонке. / Научное издание. Отв. ред. И. С. Андреева. - СПб.: Алетейя, 2000.-447 с.
46. Гуревич П. С. Проблема Другого в философской антропологии М. М. Бахтина. // Бахтин как философ. М.: Наука, 1992. - С. -83-96.
47. Гуревич П. С. Космос культуры. / В. Виндельбанд Избранное: Дух и история. Пер с нем. М.: Юрист, 1995. - С. - 671 -681.
48. Давыдов Ю. У истоков социальной философии М. М. Бахтина. // Социологические исследования. М., 1986. №2. С.-170-181.
49. Давыдов Ю. Трагедия культуры и ответственность индивида (Г. Зиммель и М. Бахтин). // Вопросы литературы. 1997. №4. С.-91-125.
50. Давыдов Ю. Проблемы социологии искусства и литературы М. М. Бахтина. // Бахтин как философ М.: Наука, 1992. С.- 20-43.
51. Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1998. №2
52. Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1994. №3.
53. Дюринг Е. Ценности жизни. МЫ.: Харвест, М.: ООО "Издательство ACT", 2000. - 336 с.
54. Евлампиев И. И. Человек перед лицом абсолютного бытия: мистический реализм Семена Франка.// Франк С. JI. Предмет Знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995.- С.- 5-37.
55. Зиммель Г. Избранное в 2-х т. Т. 1. Философия культуры М.: Юрист, 1996.-675 с.
56. Зиммель Г. Индивидуальный закон. Логос. 1914, т. 1, Вып. 2. Санкт-Петербург -Москва.
57. Бергсон А. Творческая эволюция. Русская мысль. Москва -Санкт-Петербург. 1914. 332 с.
58. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда. 1989.-608 с.
59. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика.
60. Ильин И. А. С. с. в 2 т. Т. 1. Философия права. Философия нравственности. М.: Медиум. 1993. -512с.
61. Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В двух томах. СПБ.: Наука. 1994 - 554 с.
62. Исупов К. Г. Альтернатива эстетической антропологии: М. М. Бахтин и П. А. Флоренский. // М.М. Бахтин: Эстетическое наследие и современность. Саранск. 1992. С. - 161-168.
63. Исупов К. Г. Уроки М. М. бахтина. // М. М. Бахтин: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. Т.1. С.- 7-46.
64. Исупов К. Г. Русская эстетика истории. СПб: Из-во ВГК, 1992. -156 с.
65. Канаев И. И. (Бахтин М. М.) Современный витализм. +// Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1993. №4. С.-99116.
66. Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Изд. 2., 197.
67. Каган Ю. М. Люди не нашего времени. // Философские науки. М., 1995. №1.-С.-36-46.
68. Канаев И. П. (Бахтин М. М.) Современный витализм. // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1993. №4. С.99-116.
69. Кантор В. К. Ф. А. Степун: русский философ в эпоху безумия разума. / Степун Ф. А. Сочинения. М.: РОССПЭН, 2000. - С.- 3-37.
70. Киклевич А. К. Язык- личность -диалог(некоторая экстраполяция социологической концепции М. М. Бахтина). // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1993. №1. С.-9-21.
71. Кларк К. Холквист М. М. Бахтин: фрейдизм // М.М. Бахтин : Эстетическое наследие и современность. Саранск: Издательство Мордовского университета, 1992. С. - 330-345.
72. Кожинов В. В. Книга, вокруг которой не умолкают споры. // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1995. №4. С.- 140-147.
73. Кожинов В. В. К читателям. //Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000.-С.- 7-8.
74. Конкин С. С., Конкина Л. С. Михаил Бахтин: (Страницы жизни творчества). Саранск: Мордовское книжное издательство, 1993. -398 с.
75. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман. Перевод с французского. // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1993. №4. С. - 5-25.
76. Кроче Б. Антология сочинений по философии. — Спб., " Пневма". 1999. 480 с.
77. Кроче Б. О так называемых суждениях ценности // Логос. Книга вторая. 1919.-20-33 с.
78. Круткин В. Л. Ценностное осмысление человеческой телесности в работах М. М. Бахтина. // ФЭ. С.- 94 -102.
79. Левит Карл От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. СПб.: "Владимир Даль". 2002. С.- 672 с.
80. Легова Е. С. Философия творческой активности М. М. Бахтина. -М.: "МАТИ" -РГТУ им. К. Э. Циолковского, 2000. 135 с.
81. Лекции по истории эстетики. / Книга 3, часть 1. Под ред. М. С. Кагана. ЛГУ. 1976.
82. Лосский Н. О. Современный витализм. // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1993. №4. С. -116-151.
83. Ляпунов В. Избранные комментарии к трактату М. М. Бахтина "К философии поступка" // Бахтинский сборник. Выпуск IV. / Под ред. В. Л. Махлина. Мордовский государственный педагогический институт. — Саранск, 2000.- С. 63-69.
84. Максимов В. В. Философия поступка в эстетическом контексте 1910-1920 гг. // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1997. №4. С. - 40-55.
85. Мальченкова В. А. Основные категории нравственной философии М. М. Бахтина. Автореферат. канд. философских наук. Саранск. 1995.-16 с.
86. Махлин В. Л. "Из революции выходящий": программа.// Бахтинский сборник. Выпуск 3. М.: "Лабиринт", 1997. - С. - 198249.
87. Махлин В. Л. Москва Пекин - Бахтин. // Бахтинский сборник. Выпуск IV. / Под ред. В.Л. Махлина. Мордовский государственный педагогический институт. - Саранск, 2000.- С. - 96-108.
88. Махлин В. Л. Наследие М. М. Бахтина в контексте западного постмодернизма. // Бахтин как философ М.: Наука, 1992.- С.- 206 -221.
89. Махлин В. Л. Принципиальный раскол. // Бахтинский сборник. Выпуск IV. / Под ред. В.Л. Махлина. Мордовский государственный педагогический институт. Саранск, 2000.- С. - 68-78.
90. Махлин В. Л. "Систематическое понятие" (заметки к истории Невельской школы) // Невельский сборник: Статьи и воспоминания. Вып. 1: К столетию М.М. Бахтина ./ Отв. ред. Л. М. Максимовская. -СПб.: 1996.- С.-75.
91. Махлин В. Л. Событие и образ. // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1992. №1.
92. Махлин В. Л. Я и Другой: к истории диалогического принципа в философии XX века. Москва, лабиринт. 1997. 254 с.
93. Махлин В. Л. Я и Другой (истоки философии "диалога" XX века): Материалы к спецкурсу. СПб., 1995. - 148с.
94. Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс Традиция. 2002-624 с.
95. М. Бахтин и философия культуры XX века.(Проблемы бахтинологии): Сборник научных статей. СПб.: ГГГУ, 1991 г.
96. Михайлов И. А. Ранний Хайдеггер: Между феноменологией и философией жизни. -М.: "Прогресс-Традиция". 1999.-284 с.
97. Невельский сборнбик. Вып. 1./ Отв. ред. Л. М. Максимовская. -СПб.: 1996,- 160 с.
98. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М.: "REFL - book", 1994. - 352 с.
99. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. Пер. с нем. Т. 1. М.: Мысль, 1990 -831 с.
100. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. Пер. с нем. Т. 2. М.: Мысль, 1990 -829 с.
101. Осовский О. Е. Рецепция идей М. М. Бахтина в современном литературоведении США (основные этапы). // 111 Н. С.-129-131.
102. Орлов Б.В. Концепция субъектно-объектного взаимодействия // М. М. Бахтин эстетическое наследие и современность. Часть 2. Изд-во Мордовского государственного университета. 1992. С.- 273-280.
103. Панпурин В.А. М.М. Бахтин о природе ценности // Эстетика М.М.
104. Панпурин В. А. М. М. Бахтин как аксиолог. // М. М. Бахтин эстетическое наследие и современность. Часть 2. Изд-во Мордовского государственного университета. 1992.- С.-281-284.
105. Плотников Н. С. С. JI. Франк и М. Хайдеггер. // Вопросы философии. 1995.№9.-С.- 169-186.
106. Риккерт Г. Науки о природе, науки о культуре. / Пер. с нем. — М.: Республика, 1998.-413 с.
107. Риккерт Г. Философия жизни. / Пер. с нем. К.: Ника-Центр, 1998512 с.
108. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности // Логос, 1912 13 г. Книга 1-2. (ксерокс).
109. Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. / Пер. с фр., предисловие, примечание. В. А. Колядко. -М.: Республика, 2000. 639 с. - (Мыслители XX века).
110. Современная западноевропейская и американская эстетика: Сборник переводов. / Под ред. Е.Г. Яковлева. М.: Книжный дом "Университет", 2002 - 294 с.
111. Содейка Т. О Вильгельме Виндельбанде. / Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. Пер с нем. М.: Юрист, 1995. - С. - 657 -659.
112. Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас" (Очерки по истории философии и культуры). М.: Политиздат, 1991. - 432 с.
113. Столович JI. Н. Природа эстетической ценности. М., Политиздат, 1972.
114. Степун Ф. А. Сочинения. М.: РОССПЭН, 2000. - 1000 с.
115. Страда В. "Лукач, Бахтин и Другие".// Бахтинский сборник. Выпуск 3. М.: "Лабиринт", 1997. - С. - 21-56.
116. Тамарченко Н. Д. "Эстетика словесного творчества" Бахтина и русская религиозная философия. М.: РГГУ, 2001, 200 с.
117. Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. JL, 1960.
118. Турбин В.Н. У истоков социологической поэтики ( М. М. Бахтин в полемике с формальной школой).// Бахтин как философ М.: Наука, 1992.- С.-44-51.
119. Философия М. М. Бахтина и этика современного мира. Сб. научных статей. Саранск: Изд-во Мордовского государственного университета, 1992. — 112с.
120. Франк С. Л. Предмет Знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995.
121. Флоровский Г. Пути русского богословия. Парижъ. 1937. 602 с.
122. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: "Водолей", 1998-384 с.
123. Хайдеггер М. Феноменология и трансцендентальная философия ценности. / Пер. С. Мандельбаум. Киев. Cartel. 1996. 117 с.
124. Хвошнянская С.М., Исаков В.М. Человек: поступок и душа// М.М. Бахтин: Эстетическое наследие и современность. Саранск: Издательство Мордовского университета., 1992. — С.- 289-300.
125. Целма Е.М. искусство и жизнь как проблема эстетики М.М. Бахтина // М.М. Бахтин: Эстетическое наследие и современность. Саранск: Издательство Мордовского университета., 1992. С.- 196204.
126. Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Пер. Денежкина А. В. и др.; Под ред. Денежкина А. В. М.: Изд-во "Гнозис", 1994. -490 с.
127. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб.: Наука, Университетская книга, 1999 231 с.
128. Шестов JI. Сочинения. М.: "Раритет", 1995. — 431 с. — (Библиотека духовного возрождения).
129. Шпет Г. Г. Психология социального бытия./ Под ред. Т. Д. Марцинковской. М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 492с.
130. Шпет Г.Г. Философские этюды. М.: Издательская группа "Прогресс", 1994.-376 с.
131. Щитцова Т. В. К истокам экзистенциальной онтологии: Паскаль, Кьеркегор, Бахтин. — Мн.: "Пропилеи", 1999. —164 с.
132. Щитцова Т. В. Событие в философии Бахтина / Т. В. Щитцова. -Мн.: И. П. Логвинов, 2002.- 330 с.
133. Яковенко Б. Вильгельм Виндельбанд. / В. Виндельбанд Избранное: Дух и история. Пер с нем. М.: Юрист, 1995. - С. - 659 -671.
134. Яусс Г.-Р. К проблеме диалогического понимания. // Бахтинский сборник. Выпуск 3. -М.: "Лабиринт", 1997. С. - 182-198.
135. Reed W. Dialogues of the Word: The Bible as Literature According to Bakhtin. Oxford University Press, 1993,223 p.